Предмет психологии, ее связь с другими науками
Библиографическое описание:Былда, Л. М. Предмет психологии, ее связь с другими науками / Л. М. Былда. — Текст : непосредственный // Современная психология : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 11-12. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/34/2467/ (дата обращения: 14.12.2022).
Психология (psyche – душа, logos – учение) – одна из основных наук о человеке. Современная психология изучает факты и закономерности психической жизни, особенности развития и функционирования личности.
Психология возникла еще в Древней Греции, на рубеже VII–VI вв. до н.э., когда люди впервые начали задумываться о значении души, о различиях в душах животных и человека, о функциях и способностях души. Естественно, что интерес к душе, ее роли в поведении человека люди проявляли и до этого времени. Однако именно на рубеже VII–VI вв. до н.э. возникла научная психология, целью которой было изучение душевной жизни, психики человека и животных при помощи объективных методов, с проверкой и доказательством полученных фактов. Эти методы изменялись со временем, появлялись все более объективные способы изучения познавательных процессов, личности людей, однако сама задача разработки объективного и доказательного подхода к фактам душевной жизни отличает научную психологию от житейской, которая не ставит перед собой цели получить точные и проверенные данные.
Еще одним важным отличием научной психологии от житейской является обобщенность полученных данных, их отнесенность к большой группе живых существ, например к млекопитающим, детям дошкольного возраста, взрослым людям, в то время как житейская психология свои суждения относит преимущественно к одному человеку, при наблюдении за которым и сделаны соответствующие выводы.
Кроме того, научная психология обязана быть беспристрастной, объективной, а житейская и не скрывает своей субъективности, так как выводы обычно делает конкретный человек на основании своего опыта, своих симпатий и антипатий, стереотипов. Так, хорошие врачи, наблюдательные соседи могут сделать правильные выводы о состоянии и переживаниях окружающих, однако эти данные отличаются от научных психологических знаний своей конкретностью и субъективностью, а значит, не могут быть доказательными, не могут обобщаться.Поэтому в житейской психологии практически исключена передача знаний от одного человека другому, хотя заразить своим эмоциональным отношением к определенным людям или событиям, безусловно, можно. В то же время в научной психологии такая передача не только возможна, но и обязательна. Обсуждение результатов наблюдений и обмен материалами — важный элемент научных конференций, дискуссий; передача знаний происходит и в процессе обучения психологии.
Сложность передачи житейских психологических суждений связана не только с их субъективностью и конкретностью, но и с тем, что часто такие знания, а тем более способы их получения не осознаются (или не полностью осознаются). Например, выстраивая отношения с разными людьми, мы можем не до конца понимать, почему с одними настойчивы и капризны, а с другими вежливы и послушны, почему в одном случае стремимся выглядеть процветающими, успешными, а в другом – озабоченными и страдающими. Однако столь разные стратегии поведения свидетельствуют о существовании представлений о внутреннем состоянии партнера по общению, его стереотипах, ценностях. Ведь именно совпадение нашего поведения, внешнего вида, речи с настроением и ожиданиями того человека, с которым мы общаемся, и обеспечивает наиболее полную реализацию наших желаний.
Однако в жизни мы можем и ошибаться, не учитывать каких-то изменений в состоянии окружающих, приписать им свои переживания или отождествлять с определенной группой людей, от которой они существенно отличаются. Всех этих ошибок помогает избежать научная психология, у которой имеются более совершенные методы исследования психики.
На протяжении веков предмет психологии и методы исследования душевной жизни существенно изменялись. Особенно большое значение для объективного исследования психики имело появление экспериментальных методов, которые дают возможность достоверно изучить познавательные способности и качества личности, динамику их становления.
Психология связана чрезвычайно многообразными узами с самыми разными областями науки и культуры. С самого своего возникновения она была ориентирована на философию, фактически являясь на протяжении нескольких столетий одним из разделов этой науки. В Античности уровень развития философских знаний главным образом и влиял на психологию и проблемы, которые перед ней возникали. Так, в III в. до н.э. произошло изменение философских интересов, связанное с тем, что в центре познания оказались не общие законы природы или общества, а человек, хотя и рассматривавшийся в общей картине мира, но принципиально отличающийся от других живых существ.
В то же время в работах многих психологов четко просматривается связь с этнографией, социологией, теорией культуры, искусствоведением, логикой, языкознанием. Многое связывает психологию и с математикой, биологией, медициной и педагогикой. Еще Пифагор показал значение математики для психологии, а Платон доказывал, что без математики, прежде всего геометрии, невозможно заниматься ни философией, ни психологией. В дальнейшем влияние математики на психологию несколько ослабело, однако в Новое время практически все ученые снова подчеркивали ее значение, а Лейбниц даже стремился раскрыть «первоэлементы психики», «монады», на которые раскладывается, а потом соединяется в целое мировая душа, по аналогии с изобретенным им дифференциальным и интегральным исчислением.
С этого времени математика стала играть большую роль в психологическом знании, способствуя ее превращению в объективную науку (возможность математической обработки полученного материала), а иногда и психическому развитию как таковому (например, развитию логического мышления).
Гиппократ, известный греческий врач, и Аристотель, который был по образованию биологом и врачом, одними из первых связали психологию с естествознанием. В дальнейшем эта связь упрочилась в период эллинизма в работах Галена, а в средневековый период – в исследованиях многих арабских мыслителей (Ибн-Сины, Ибн-аль-Хайсама и др.), которые были не только философами и психологами, но и врачами.
В XIX в., после открытий Ч. Дарвина, развития его эволюционной теории, оказавшей огромное влияние на психологию, связь этих двух наук еще более упрочилась. Работы Г. Фехнера, Г. Гельм-гольца, Ф. Дондерса и других ученых не только дали важнейший материал для психологических исследований, но и послужили основой для становления многих областей психологии – психометрии, дифференциальной психологии, психофизиологии, клинической психологии.
Таким образом, с середины прошлого века психология в течение более ста лет в первую очередь была ориентирована именно на биологические, естественные науки, а не на философию.Точно так же связь с педагогикой, возникшая еще в Античности, оставалась достаточно слабой до периода Просвещения. Начиная с этого времени проблемы педагогики, требования педагогической практики стали одними из ведущих факторов, влияющих на психологическую проблематику.
Изменение предмета психологии и ее связей с другими науками привело к бессмысленным, по существу, вопросам о том, естественная она наука или гуманитарная и что должно являться ее методологией – биология или философия. Анализ развития психологии показывает, что ее уникальность и ценность как науки заключаются именно в межпредметном характере, в том, что она строится и как естественная наука (объективная и экспериментальная), и в то же время как гуманитарная, так как в ее проблематику входят вопросы нравственного развития, становления мировоззрения, ценностных ориентации человека. Можно сказать, что экспериментальную основу, подход к материалу и его обработке психология заимствует у естествознания, в то время как подход к интерпретации полученного материала, методологические принципы — у философии.
Литература:
М 299 Общая психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.Д. Марцинковская. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 384 с. ISBN 978-5-7695-5702-6.
Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. – СПб., 2006.
Объект, предмет и методы экологической психологии.
Предметом экологической психологии является специфический вид общественного сознания – экологическое сознание. Конкретно под экологическим сознанием большинство авторов понимают систему взглядов (естественно-научных, философских, социально-психологических, педагогических, эстетических, нравственных, юридических, культурно-исторических) на проблемы взаимодействия Человечества и Природы в целом (Биосферы). Экологическая психология характеризуется двумя основными методологическими особенностями, отличающими ее от близких областей исследований: во-первых, в ней рассматривается взаимодействие человека только с природой, а не со всей окружающей его средой, во-вторых, объектом исследований является не “природная среда”, а “мир природы”. Экологическая психология изучает феномен экологического сознания в трех основных аспектах: социогенез, онтогенез, функционалгенез. В экологической психологии существуют четыре основных направления исследований: экологического сознания в целом, а также трех его подструктур — экологических представлений, субъективного отношения к природе, стратегий и технологий взаимодействия с ней. Перед экологической психологией стоят следующие задачи: создание технологии, анализ развития в процессе социогенеза и онтогенеза, изучение механизмов формирования и функционирования, индивидуальной и групповой специфики, разработка принципов и методов диагностики, — которые решаются в рамках каждого из четырех направлений исследований, а также задача изучения функций, которые может осуществлять взаимодействие человека с миром природы.
Отношение к природе как предмет психологического исследования.
Субъективное отношение к природе — это субъективно окрашенное отражение личностью взаимосвязей своих потребностей с объектами и явлениями природы, являющееся фактором, обусловливающим поведение.
Субъективное отношение характеризуют такие базовые параметры, как модальность, устойчивость, широта, интенсивность, осознанность, а также параметры второго порядка: эмоциональность, доминантность, обобщенность, когерентность, принципиальность и сознательность. Центральными параметрами субъективного отношения к природе являются модальность, являющаяся его качественно содержательной характеристикой, и интенсивность, являющаяся показателем того, в какой степени запечатлены в объектах отношения те или иные потребности личности и в каких сферах и в какой степени проявляется данное отношение. Выделяются четыре типа модальности: объектно-прагматический, субъектно- непрагматический. В соответствии со сферами проявления отношения выделяются четыре компонента интенсивности: перцептивно-аффективный, когнитивный, практический и поступочный. На основе параметров модальности и интенсивности в экологической психологии разработана собственно психологическая типология субъективного отношения к природе.
Проблема субъектного восприятия мира природы.
Под субъектным восприятием понимается восприятие того или иного объекта мира именно как субъекта. Выделяются три специфически субъектные функции, которые должен осуществлять тот или иной объект или явление мира, чтобы открыться воспринимающему как субъект: а) обеспечивать воспринимающему переживание его собственной личностной динамики, б) быть опосредствующим элементом при построении воспринимающим системы его отношений с миром и в) выступать в качестве субъекта совместной с ним деятельности и общения. Специфика субъектного восприятия природных объектов заключается в том, что воспринимающий сам наделяет их субъектностью. Это может происходить на основе анимизации, антропоморфизации, персонификации и субъектификации. Важнейшее значение из этих механизмов имеет субъектификация. Субъектификация — процесс и результат наделения объектов и явлений мира способностью осуществлять специфически субъектные функции, в результате чего они открываются воспринимающему как субъекты.
Механизмы формирования субъективного отношения к природе.
Существуют три канала формирования субъективного отношения: перцептивный — в процессе построения перцептивного образа, когнитивный — на основе переработки получаемой информации, практический — в процессе непосредственного практического взаимодействия. Важнейшую роль в формировании субъективного отношения к природе играют психологические релизеры. Психологический релизер — это специфический стимул, связанный с природным объектом, определяющий направление и характер формирования субъективного отношения к нему.
В рамках перцептивного канала действуют естественные психологические релизеры: визуальные, аудиальные, тактильные, обонятельно-вкусовые и поведенческие (витальные).
Механизмом обработки визуальных, аудиальных, тактильных, обонятельно-вкусовых психологических релизеров является эмоциональный тон ощущений.
Механизмами обработки поведенческих (витальных) психологических релизеров являются сравнение с человеком и возникающая на этой основе эмоциональная оценка.
Факты о постоянстве объектов у младенцев
Авторы: Редакторы WebMD
В этой статье
- Что такое постоянство объектов и почему это важно?
- Когда возникает постоянство объекта?
- Что вы можете сделать, чтобы помочь вашему ребенку развить постоянство объекта?
- Что происходит после проявления постоянства объекта?
- Постоянство объектов — важная веха
Если вы когда-нибудь играли в прятки со своим малышом, вы помогали ему работать над постоянством объектов. Ваш ребенок узнает, что люди и предметы существуют, даже если они их не видят и не слышат. Постоянство объекта — это одна из вех развития, которую ваш ребенок усвоит в течение первого года жизни.
Что такое постоянство объекта и почему это важно?
Постоянство объекта предполагает понимание того, что предметы и люди все еще существуют, даже если вы не можете их видеть или слышать. Эта концепция была открыта детским психологом Жаном Пиаже и является важной вехой в развитии мозга ребенка.
Прежде чем ваш ребенок разовьет постоянство объектов, вещи, которые исчезают из его поля зрения, исчезают и не существуют с его точки зрения. Например, вы можете заметить, что когда ваш ребенок роняет любимую игрушку из поля зрения, он не оглядывается, чтобы найти ее. Как только они начнут развивать постоянство объекта, они начнут искать этот предмет или выражать свое недовольство тем, что у них его нет.
Развитие постоянства объектов важно, потому что это первый шаг к другим типам символического понимания и рассуждений, таким как ролевая игра, развитие памяти и развитие речи. Это представление о постоянстве вещей и людей в их мире также важно для их эмоционального развития, включая развитие привязанностей.
Когда возникает постоянство объекта?
Исследования Жана Пиаже показывают, что постоянство объекта развивается, когда ребенку около восьми месяцев. Согласно стадиям развития Пиаже, постоянство объекта является главной целью сенсомоторной стадии.
Однако более поздние исследования показывают, что дети начинают понимать постоянство объекта в возрасте от четырех до семи месяцев.
Этот этап развития требует времени, чтобы ваш ребенок понял его, и он не происходит в одночасье. Вашему ребенку также может нравиться заниматься деятельностью, связанной с постоянством объекта, в одни дни, а в другие нет. Это изменение распространено.
Что вы можете сделать, чтобы помочь вашему ребенку развить постоянство объекта?
Такие игры, как прятки, — это увлекательный способ помочь вашему ребенку развить этот когнитивный навык. Занятия, книги и игры, в которых участвуют скрытые вещи, которые затем появляются, — хороший выбор для развития постоянства объекта. Эти игры также могут помочь вашему ребенку начать понимать, что даже когда предметы или люди уходят ненадолго, они вернутся.
Вот несколько игр, в которые вы можете поиграть со своим малышом и которые помогут ему укрепить постоянство объекта.
- Классический пряник. Сначала вы закрываете лицо руками, затем убираете руки и весело говорите: «Пикабу!»
- Вариант Peekaboo. Наденьте на голову легкую ткань, а затем снимите ее со словами «Пикабу!» Когда ваш ребенок немного подрастет, вы увидите, снимут ли они ткань с вашей головы.
- Пикабу с игрушкой. Используя одну из игрушек вашего ребенка, держите ее позади себя или предмет, а затем заставьте ее появиться.
- Прятаться и находить игрушки. Пока малыш наблюдает, накройте любимую игрушку несколькими слоями ткани. Когда вы закончите, предложите малышу найти игрушку. Когда ваш малыш научится ползать, вы можете спрятать несколько игрушек по комнате. Пусть смотрят, как ты их прячешь. Затем предложите им найти игрушки, пока вы остаетесь рядом с ребенком.
Раскладывающиеся игрушки и книги. В этих типах игрушек игрушка скрыта от глаз до тех пор, пока объект не выскочит, и есть книги с клапанами, которые вы или ваш ребенок можете поднять, чтобы показать скрытое изображение.
Что происходит после проявления постоянства объекта?
Наблюдать за тем, как радуется ваш ребенок, когда он находит спрятанную игрушку или играет в прятки, увлекательно и весело. Тем не менее, когда ваш ребенок учится постоянству объекта, вы можете заметить другие изменения в его поведении, такие как тревога разлуки.
Тревога разлуки является общей частью процесса развития младенцев и детей ясельного возраста. На этом этапе они могут бояться или нервничать, когда их разлучают с родителем или опекуном, и могут плакать, когда вы уходите.
Такое поведение начинает происходить, потому что теперь ваш ребенок знает, что вы существуете, даже если он не может вас видеть, и он не счастлив, что вы не с ним. Этот этап временный. Со временем вы сможете отойти от своего ребенка, и он не будет плакать.
Постоянство объекта — важная веха
Понимание того, что люди и предметы все еще существуют, даже если они не находятся в поле зрения, — важная концепция, которую ваш ребенок усвоит в течение первого года жизни. Но не волнуйтесь — вашему малышу понравится деятельность, связанная с постоянством объекта, даже после того, как он освоит этот этап.
Так что наслаждайтесь игрой в прятки вместе. Играя в эти и другие игры на постоянство объектов, вы поможете развивающемуся мозгу вашего ребенка учиться.
Психология объектно-ориентированного программирования // Cogsci
Психология объектно-ориентированного программирования
Себастьян МатотОбъектно-ориентированное программирование — красивая концепция с плохой репутацией. Многие программисты, особенно не имеющие формального образования, избегают этого, поскольку считают, что объекты сложны и абстрактны; кроме того, многие программисты не имеют четкого представления о том, для чего нужны объекты. Зачем вообще нужны объекты? Разве вы не можете сделать все с функциями и циклами? 1
Объектно-ориентированное программирование служит нескольким целям. Чаще всего вы слышите, что это «уменьшает избыточность кода»; то есть это избавляет вас от необходимости вводить одно и то же дважды. Хотя это верно, это в основном актуально для больших проектов, в которых дублированный код вызывает всевозможные проблемы. Но объектно-ориентированное программирование служит еще одной важной цели, полезной как для больших, так и для малых проектов: это способ думать о программировании, который напоминает то, как мы думаем о мире.
Чтобы познакомиться с объектно-ориентированным программированием, давайте начнем с примера, полностью противоположного ему:
i = sqrt(9)
Здесь мы применяем функцию (квадратный корень, обычно записывается как sqrt
) к числу (9). Результатом является другое число (3), которое хранится в переменной ( i
). Этот пример иллюстрирует четкое различие между данными (число 9 и переменная i
) и функцией, которая выполняется с этими данными ( sqrt()
). Это различие функций данных характерно для математики и традиционного необъектно-ориентированного программирования.
А теперь подумайте вот о чем:
Привлекательность. Источники (CC-по лицензии): Викимедиа и снова Викимедиа.
Мы сразу распознаем эти объекты как котят. И мы примерно знаем, какими свойствами и поведением они обладают: котята мяукают; у них есть имена; они могут поцарапать вас; и т.д. Но при чем здесь данные? И какие функции можно применить к этим данным? Можно ли применить «мяуканье» к котятам так же, как квадратный корень можно применить к числам? Имеет ли смысл следующее?
# Плохо: не соответствует тому, как мы думаем! do_meow('Миноу')
Что ж… немного потренировавшись, вы действительно сможете научиться думать о котятах таким образом и писать программы в стиле строки выше; здесь строка Minou — это данные, соответствующие котенку, а do_meow()
— функция мяуканья, применяемая к этому котенку. Многие программы написаны подобным образом — и они работают. Но важно то, что такой способ мышления неестественен; это не то, как мы думаем о мире, и это требует скачка абстракции, который причиняет боль нашему мозгу.
Так какой же более интуитивный способ думать о котятах? Начнем с основ: Котята — это существа, которые мяукают и имеют имена:
В Python это упрощенное понятие котенка можно определить следующим образом:
class Kitten: def __init__(я, имя): # Вызывается при создании нового котенка (см. ниже). Это # сохраняет имя котенка в качестве атрибута. self.name = имя Мяу (я): # Выводит '[имя котенка] мяукнул!' print(self.name, 'мяу!')
(Если вы не знакомы с Python: не беспокойтесь о синтаксисе, сосредоточьтесь на логике.) Здесь мы определили класс Kitten
; то есть мы определили концепцию котенка, не создавая реальных котят. Если это звучит абстрактно, подумайте о домах: дом — это абстрактное понятие (общее понятие «дом»), имеющее разные экземпляры (ваш дом, дом ваших родителей и т. д.).
Итак, давайте создадим два экземпляра — двух настоящих котят — которых назовем Мину и Маффин:
мину = Котенок (имя = 'Миноу') маффин = Котенок (имя = 'Маффин')
И давайте послушаем их мяуканье!
minou.meow() # Будет напечатано "Мину мяу!" muffin.meow() # Напечатает 'Маффин мяукнул!'
Это иллюстрирует объектно-ориентированное программирование. Во-первых, мы определили класс, который соответствует тому, как мы думаем о котятах в целом: у них есть имя, и они могут мяукать. Затем мы создали два экземпляра этого класса — Minou и Muffin — и позволили им мяукать. В этой простой программе мяуканье — это не функция, применяемая к котенку; скорее, мяуканье — это поведение котенка. И это, я думаю, соответствует тому, как мы думаем о котятах.
Теперь давайте сделаем мир немного сложнее:
Больше милоты. Источник (Puppy, CC-лицензия): Wikimedia.
Опять же, мы сразу распознаем два типа объектов: котенок и щенок. Котята и щенки разные, но у них есть и общие черты; например, оба являются домашними животными, у которых есть имена. Это иерархическое мышление характерно для того, как мы думаем о мире в целом: когда мы думаем об объекте (скажем, о вашем отце), мы знаем, что он является частью более широкого класса объектов (семейства), который, в свою очередь, является частью более широкий класс (люди), снова часть более широкого класса (животные) и так далее — практически до бесконечности.
Прелесть объектно-ориентированного программирования в том, что мы можем включить это естественное для нас иерархическое мышление в наше программирование. Предположим, что в нашей программе котята и щенки — это домашние животные, у которых есть имя, но они ведут себя по-разному: котята мяукают, а щенки лают.
Мы можем выразить эту иерархию следующим образом.
класс Питомец: def __init__(я, имя): # Вызывается при создании нового питомца. Это # сохраняет имя питомца в качестве атрибута. self.name = имя класс Котенок(Домашнее животное): # Котенок является подклассом Питомца Мяу (я): # Выводит '[имя котенка] мяукнул!' print(self.name, 'мяу!') класс Щенок(Домашнее животное): # Щенок является подклассом Pet защита коры (я): # Выводит '[имя щенка] залаяло!' print(self.name, 'лаял!')
Сначала мы определяем Pet
, у которого есть имя. Затем мы определяем Kitten
и Puppy
, которые являются подклассами Pet
; то есть это особые виды домашних животных со всеми свойствами, которыми обладают домашние животные. Но, кроме того, котенок может мяукать, а щенок — лаять.
Как и раньше, мы только определили понятия Котенок
и Щенок
, не создавая никаких экземпляров — настоящих котят и щенков пока нет. Итак, давайте (воссоздадим) Мину, котенка, и Дюка, щенка:
мину = Котенок (имя = 'Миноу') герцог = Щенок (имя = 'Герцог')
И давайте их послушаем!
minou. meow() # Будет напечатано "Мину мяу!" duke.bark() # Будет напечатано "Герцог гавкнул!"
Если вы дочитали этот пост до сих пор, вы понимаете концепцию объектно-ориентированного программирования. Детали могут быть сложными — очень сложными, — но общая идея — нет. Объектно-ориентированное программирование — это способ структурировать вашу программу так, чтобы она соответствовала вашим представлениям о мире. А объекты позволяют вам определять иерархические отношения, которые, опять же, соответствуют тому, как вы думаете о мире. Следовательно, объектно-ориентированное программирование не является абстрактным; напротив, при правильном использовании он делает ваш код максимально конкретным.
Как только вы поймете, что объектно-ориентированное программирование — это способ структурировать код так, чтобы люди могли его понять, вам также станет ясно, когда вы должны и когда не должны его использовать. Давайте рассмотрим этот пример (в котором предполагается, что класс Number
определен и имеет функцию sqrt()
):
# Плохо: Не соответствует тому, как мы думаем! девять = число (9) я = девять. sqrt()
Соответствует ли это тому, как мы думаем о числах? Нет, не для меня; для меня квадратный корень — это функция, применяемая к числу, а не поведение самого числа. Таким образом, это пример того, где вам не следует использовать объектно-ориентированное программирование (или, по крайней мере, не таким образом).
Или давайте рассмотрим этот пример, в котором Мину идет к доктору Дулиттлу (ветеринару, если предположить, что класс ветеринара
был определен):
# Неоптимально: не соответствует тому, как мы думаем! dr_doolittle = Ветеринар(name='Доктор Дулиттл') Мину = Котенок (имя = 'Мину') minou.see (dr_doolittle)
Написано так: визит к ветеринару — это поведение котенка. Для меня это странно; скорее, я бы сказал, что увидеть котенка — это поведение ветеринара:
dr_doolittle = Vet(name='Dr. Doolittle') Мину = Котенок (имя = 'Мину') dr_doolittle.see(мину)
Хорошее объектно-ориентированное программирование заключается в том, чтобы делать такой выбор, потому что всегда есть много способов структурировать программу. Что должно быть объектом, а что не должно быть (должно ли число быть объектом) 2 ? Если два объекта взаимодействуют друг с другом, какой объект является действующим лицом (идет ли Мину к доктору Дулиттлу или наоборот)?
Я признаю: примеры из этого поста просты, потому что котята и щенки — это физические, знакомые объекты, для которых у нас есть четкие ментальные модели, на которых основывается структура нашей программы. Во многих случаях программы имеют дело с абстрактными вещами (базами данных, URL-запросами, обработкой изображений и т. д.), четких ментальных моделей которых у нас нет. Но даже в этом случае хорошо написанная программа имеет структуру, которая соответствует тому, как мы думаем.
Думайте о написании программы так же, как о написании текста. Хорошо написанная программа не просто синтаксически правильна, точно так же хорошо написанный текст не просто лишен грамматических ошибок. Хорошо написанная программа, как и хорошо написанный текст, соответствует тому, как мы думаем о мире, состоящем из объектов с поведением, свойствами и отношениями с другими объектами.