Психология описательная и объяснительная: Описательная и объяснительная психология: достоинства и недостатки

Содержание

📖 ГЛАВА ПЯТАЯ ОТНОШЕНИЕ МЕЖДУ ОБЪЯСНИТЕЛЬНОЙ И ОПИСАТЕЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЕЙ. Описательная психология. Дильтей В. Страница 5. Читать онлайн

Если беспристрастно взвесить излагаемые нами соображения, чего, впрочем, со стороны некоторых завзятых фанатиков в психологии ожидать не приходится, то можно прежде всего согласиться относительно следующих пунктов. Представители объяснительной психологии будут с полным основанием отстаивать то положение, что испытание и проведение какой-либо гипотезы в более или менее широкой области явлений есть важнейший метод психологического преуспеяния. Ибо там, где опыт не дает уже никакой связи в распоряжение психолога, где он не дает уже возможности провести соединение и разграничение, где нельзя добыть эту связь из многообразия отдельных случаев, как господствующее правило, там наблюдение, сравнение, эксперимент и анализ должны быть направлены к определенной цели при посредстве гипотезы. Однако, сторонники объяснительного метода не станут утверждать, что в настоящее время какая-либо одна гипотеза может предпочтительно перед другими претендовать на то, чтобы раскрыть нам подлинные объяснительные основы душевной жизни. Поэтому, описательная психология, со своей стороны, вправе настаивать на том, что ни одна существующая в настоящее время объяснительная психология не может быть положена в основу наук о духе.

Больше того, она вправе указать на вредное влияние, оказываемое подобной объяснительной психологией на науки о духе. Грот, Бокль и Тэн пришли к своему методу описания истории под тем впечатлением, что для понимания причинной исторической связи недостаточно применения жизненного опыта; этим исследователям, наоборот, казалось, что к истории должны быть применены крупные завоевания психологии, на которые в то время во Франции и в Англии были обращены все взоры. Но как раз труды этих авторов доказали, что легче историку соблюсти беспристрастие, когда он доверится своему жизненному чувству, чем когда он станет применять односторонние теории объяснительной психологии. Вместе с тем в стремлениях названных историков была яркая тенденция, имевшая последствием необычайный успех их произведений. Если бы удалось создать объективную, целиком охватывающую душевную жизнь психологию, на которую можно было бы положиться, то она, наряду с опытными науками о системах культуры и об организации общества, дала бы основание стремлению философского историка к более глубокой причинной связи в историческом развитии.

Дальнейшим примером вредного влияния объяснительной психологии на науки о духе является современное направление в уголовном праве, примыкающее в особенности ко взглядам обоих Миллей, Спенсера и Тэна и конструирующее детерминистское, не то психологически, не то биологически обоснованное уголовное право. Последнее жертвует данными самой жизнью и образцово формулированными классической юриспруденцией понятиями ради односторонних теорий, преподносимых и вновь отнимаемых современностью. В действительности, свобода выбора есть лишь соответствующее представлению выражение для неистребимого сознания нашей спонтанности и жизненности. В то время как способ действования, ведущий от посылок к заключению, от чувства неудовольствия к стремлению, регулярно сопровождается ощущением необходимости, существуют еще другие формы действия, как, например, преодоление возбуждения направленным к выполнению долга волевым действием, причем этого рода переживания сопровождаются особым внутренним чувством, именуемым свободой. Мы тут лишь выражаем нечто данное нам во внутреннем опыте. Вопроса об объективной планомерности в человеческих действиях и в жизни общества это установление данного во внутреннем опыте нисколько не касается. Свобода, как возможность иначе совершить отдельный поступок, не является необходимым научным следствием из того, что содержится во внутреннем опыте. Напротив, когда данное таким образом во внутреннем опыте сознание свободного действования направляется, в моем представлении, на отношение конечного действия, составляющего преступление или моральный поступок, к его условиям, тогда свобода эта, как возможность иначе совершить то или другое действие, является лишь соответствующим представлению выражением для жизненности и свободы действования, относящимся ко всей связи моего поведения, соответственно моему характеру. Это — то, что истинно в учениях Канта, Шеллинга и Шопенгауэра об интеллигибельной свободе. И если во всем этом связном отношении, сопровождаемом в переживании сознанием свободы, содержится возникновение новых ценностей, которые не могут быть исчисленными из соотношения мотивов самих по себе, то это не является аномалией в области духа, а наоборот, аналогии этому могут быть найдены в области всех творческих, эстетических и интеллектуальных действий. Поэтому современное уголовное право не может подставлять скучного, недоказанного представления о психической или психофизической машине на место жизненных понятий, выведенных юриспруденцией из сознания спонтанности, жизненности и ответственности в волевых действиях. Подобное вредное влияние объяснительной психологии можно было бы проследить также в области политической экономии, истории литературы и эстетики.

Итак, необходима и возможна психология, кладущая в основу своего развития описательный и аналитический метод, и лишь во вторую очередь применяющая объяснительные конструкции, причем она сознает наличие положенных им пределов и применяет эти конструкции так, что такие гипотезы не являются, в свою очередь, основанием для дальнейших гипотетических объяснений. Она будет основанием наук о духе, подобно тому как математика — основа естествознания. Именно в этом здоровом взаимодействии с опытными науками о духе она разовьется всесторонне. Путем установления точных определений и номенклатуры она постепенно введет общую научную терминологию. С другой стороны, она подготовит объяснительную монографию путем собирания материалов, описания связей душевной жизни и тщательного анализа. Она облегчит контроль над гипотезами.

Понятие приведенных положений непредвзятыми психологами может быть постепенно достигнуто. И этих положений достаточно для определения задачи описательной психологи в связи наук о духе. Поэтому я и отделяю их от захватывающего более широкую область положения, на признание которого нельзя с таким же вероятием рассчитывать. Объяснительная психология, как система, не может ни теперь, ни в будущем привести к объективному познанию связи психических явлений. Она обладает лишь эвристической ценностью. Как бы велико ни было значение объяснительной монографии, но метод установления совокупности гипотетических объяснительных элементов и выведения из нее путем конструкции совокупности достижимых психических явлений не может привести к объективному познанию душевной жизни.

Прежде всего, я устанавливаю принцип, из которого я затем вывожу это положение Цель изучения психических явлений — познание их связи. Связь же эта посредством внутреннего опыта дается нам в отношениях действования, как связь живая, свободная и историческая. Она является общей предпосылкой, при которой для нашего восприятия и мышления, для фантазии и для действия становится вообще возможным установление связи. Связь чувственного восприятия не вытекает из чувственных раздражений, в ней соединенных. Таким образом, она возникает лишь из живой, единой деятельности в нас, которая, в свою очередь, сама является связью. Процессы нашего мышления состоят из такого же живого объединения. Сравнение, связывание, разделение, слияние всюду поддерживаются психической жизненностью. В пределах дискурсивного мышления в эти элементарные процессы вступает отношение между субъектом и предикатом, вещью, свойством и действием, субстанцией и причинностью, причем это отношение также возникает из внутреннего опыта самости и действования. Таким образом, всякая связь, видимая нашим восприятием и устанавливаемая нашим мышлением, вытекает из собственной внутренней жизненности. Даже когда мы выражаем причинное равенство, оно является частичным содержанием этой живой связи. Ибо последняя содержит в себе также отношения необходимости и равенства. Но в любом пункте она содержит и больше этого. Мы не можем создать связи помимо той, которая нам дана. Наука о душевной жизни не может зайти по ту сторону связи, так как последняя дана нам самим внутренним опытом. Сознание не может проникнуть по ту сторону самого себя. Связь, в которой действует само мышление и из которой оно исходит, и от которой зависит, является для нас непреложной предпосылкой. Мышление не может уйти по ту сторону своей собственной действительности, в которой оно возникает. Если позади этой последней данной нам действительности оно хочет конструировать рациональную связь, то она может быть составлена лишь из частичных содержаний, встречающихся в самой этой действительности. Это и имеет место во всякой рациональной, объяснительной и конструктивной психологии Отношения необходимости и равенства, выступающие в душевной связи, выделяются из нее и объединяются в отвлеченное целое. Но от этой абстракции, разумеется, ни один правомерный путь мышления не ведет обратно к живой действительности душевной связи. Без causa aequat effectum для объяснительной психологии не было верного правила развития. Таким образом, она была вынуждена обосновать данную в опыте жизнь на лежащей за нею рациональной связи, не данной так в опытной жизни. Эта конструкция данного в жизни через некоторую подставку под него не может претендовать на то, чтобы дополнить наше знание о живой связи. Связь эта возможна лишь в том случае, если частичные содержания живого опыта достижения будут соединены руководящей нитью внешних познаний природы. Отсюда следует, что эта объяснительная психология сокращает полноту жизни и примешивает предпосылки из области природы. Она делает выводы из частичных фрагментов содержания жизни, приведенных в рациональную причинную связь. Гербарт является блестящим примером этому. Основным общим воззрением своей психологии он был обязан педагогическому опыту, служившему плодотворной базой его мышления. У Песталоцци он научился рассматривать представления, как силы, которые, будучи однажды приобретены, постоянно влияют на дальнейшую душевную жизнь. Но способ, которым он проводил это воззрение, мог бы быть подвергнут совершенно такой же критике, какую Тренделенбург столь убедительно применил к гегелевской логике. Он молчаливо вкладывает в свои представления всю жизненность, которую он затем берется из них вывести. Точно так же поступает и ассоциативная психология. В простом облегчении процесса вывода, как действия привычки, не заключается никаких данных для того, чтобы это привыкание привело к связи, к внутреннему соединению; это выступление внутренних связей на основе повторяющихся во времени соотношений, наоборот, взято из жизненности и вкладывается в ассоциацию. Так это и остается: во всякой рационализирующей объяснительной системе в составные части объяснения вкладывается жизнь, при последующем же понимании подобной теории вся эта жизненность привлекается к содействию, и только поэтому она затем и может быть выведена.

Метод объяснительной психологии возник из неправомерного распространения естественнонаучных понятий на область душевной жизни и истории. Познание природы стало наукою, когда в области процессов движения оно установило уравнения между причинами и действиями. Эта связь природы по причинным уравнениям была навязана нашему живому мышлению через посредство объективного порядка природы, репрезентируемого во внешних восприятиях. Правила Гераклита в изменениях, численные соотношения пифагорейцев в звуках и путях созвездий, сохранение массы и единородность мироздания у Анаксагора, сведение Демокритом непостижимых качественных изменений в мире на количественные отношения, его счет движениям атомов при допущении продолжения всякого начатого движения — эти первые шаги общего учения о природе показывают нам, как идет ощупью человеческий ум, влекомый вперед постоянством и единообразием в природе. Аксиомы, относимые Кантом к нашему априорному достоянию, подмечаются в природе, когда мы исходим из живых связей в нас. В возникающей таким путем рациональной связи явлений именно закон, постоянство, единообразие, нахождение в уравнениях причинности и представляют собою выражение объективных отношений во внешней природе. Наоборот, живую связь души мы приобрели не путем постепенного испытания. Связь эта есть жизнь, которая налицо — до всякого познания. Жизненность, историчность, свобода, развитие являются признаками ее. Если мы станем анализировать эту душевную связь, мы нигде не наткнемся на что-либо вещественное или субстанциальное, мы нигде не сможем составлять из элементов, здесь нет изолированных элементов, они везде неразрывно связаны с функциями. Функции же, как правило, у нас не доходят до сознания. Различия, степени, разделения просто присутствуют, хотя у нас нет сознания процессов, путем которых они были установлены. Это-то и усилило трудность гносеологической проблемы априорности. Мы не можем двигаться вперед в причинных уравнениях, обоснованных опытным путем; понятие о причине, которое внутреннее восприятие действительно находит, не возвращается просто в произведенном действии.

Дальнейшее доказательство тому, что внешнюю связь природы нельзя перенести в область душевной жизни, может быть здесь намечено лишь в принципе. Рационалистическое объяснение мира, примененное к трансцендентному, не только приводит к противоречиям, как то неоспоримо показал Кант, но даже и в пределах данной действительности, если ее хотят выставить для рассудка ясной во всех ее составных частях и во всей ее связи, возникают противоречия и антиномии. Последние имманентны опытной действительности, поскольку рассудок стремится доказать ее полную логическую прозрачность. Это прежде всего основано на том, что как наше сознание мира, так и наше самосознание возникли из жизненности нашего «я», а эта жизненность — больше, чем Ratio. Доказательством тому служат понятия единства, тождества, субстанции, причинности. Другие антиномии основаны на том, что факты различного происхождения не могут быть сведены друг к другу. Доказательством тому служит отношение к числу постоянных величин пространства, времени и движения. С этим связано то, что изжитое изнутри не может быть подведено под понятия, развившиеся в применении к внешнему миру, данному нам в чувственном восприятии.

1.Психология описательная и объяснительная

метки:Психология, Парадигма, Объяснение, Психологический, Установка, Концепция, Морфологический, Метод

Дильтей считал, что описательная психология должна существовать наряду с объяснительной, которая ориентируется на науки о природе, и должна стать основой всех наук о духе. В своей критике «объяснительной» психологии Дильтей подчеркивал, что понятие причинной связи вообще не применимо в области психического (и исторического), так как здесь в принципе невозможно предсказать, что последует за достигнутым состоянием. Поскольку дать точное и объективное обоснование полученным при постижении собственных переживаний фактам практически невозможно, психология должна отказаться от попыток объяснения душевной жизни, поставив себе целью описание и анализ психических явлений, стараясь понять отдельные процессы из жизненного целого. Свою психологию Дильтей называл описательной и расчленяющей, противопоставляя описание — объяснению, расчленение — конструированию схем из ограниченного числа однозначно определяемых элементов.

Вольф — различия между описательным и объяснительным методом, а также признание того, что описательная психология является опытной основой и контрольным органом для психологии объяснительной.

Теодор Вайц — обосновал объяснительную психологию по современному естественнонаучному образцу, он предложил наряду с этой объяснительной психологией план психологии описательной.

Описательная психология, соответственно наукам об органической жизни, располагает следующими методическими вспомогательными средствами: описанием, анализом, классификацией, сравнением и учением о развитии; ей предстоит особо развиться в сторону сравнительной психологии и учения о психическом развитии.

Объяснительная или естественнонаучная психология оперирует материалом, доставляемым ей психологией описательной; на нем она исследует общие законы, управляющие развитием и течением психической жизни, и она же устанавливает отношения зависимости, в которых душевная жизнь находится к своему организму и к внешнему миру; она состоит из объяснительной науки о душевной жизни и из науки о взаимоотношениях между этой жизнью, организмом и внешним миром.

Объяснительная психология возникла из расчленения восприятия и воспоминания. Ядро ее с самого начала составляли ощущения, представления, чувства удовольствия и неудовольствия, в качестве элементов, а также процессы между этими элементами, в особенности процесс ассоциации, к которому затем присоединялись, в качестве дальнейших объяснительных процессов, апперцепция и слияние. Таким образом, предметом ее вовсе не являлась вся полнота человеческой природы и ее связное содержание.

2 стр., 791 слов

Тема 3. Возникновение психологии как самостоятельной науки

Отличия науки от описательного знания: объективность ее исследований, повторяемость результатов и их проверяемость. В начале XIXв. этим требованиям отвечала только физика; она считалась образцом науки. Психология же … Психика человека (его реакция на окружающие воздействия) меняется на протяжении всей жизни. Сеченов предлагает генетический подход к изучению того, как человек развивается, переходя . ..

2. Морфологическая и динамическая парадигмы.

Морфологический подход сформулирован Асмоловым и Петровским. В теории деятельности обе парадигмы проявляются: морфологическая парадигма как инвариантная система, а в динамическом подходе изменения. Всё от Вундта и Джеймса.

Противопоставление структурализма и функционализма.

Морфологическая – варианты системы, в которые включены компоненты (строение) – мотив, цель, установка

Динамическая – функционирование системы, ее изменение.

Единицы движения деятельности – установка.

Согласно А. Асмолову и В. Петровскому «Единицами, характеризующими движение са­мой деятельности, являются установка, понимаемая как стабилизатор движения в поле исходной ситуации развертывания деятельности, и надситуативная активность». Таким образом, переход от морфологической парадигмы к динамической — в рамках общего деятельностного подхода — означает и изменение системы ис­пользуемых базовых понятий, и изменение в понимании раскрывае­мых закономерностей, и изменение в принимаемых постулатах. Так, «постулат сообразности», стоящий за признанием целевой причин­ности в регуляции действия, может вести за собой в теории такие по­следствия, как признание стремление к гомеостазу, прагматизм или гедонизм в регуляции деятельности. В то же время деятельность мо­жет быть понята как преобразующая активность, деятельность «само­изменяемая» (и самопричинная).

Цель может пониматься в качестве причины, а может представать и лишь результирующим моментом в процессе целеобразования, на который действуют различным обра­зом внешние, внутренние условия, а главное — движение самой дея­тельности. Активность, в свою очередь, может быть понята как один из моментов развертывания деятельностных структур, но может и выступить в качестве избыточного момента — преодоления ситуатив­ных ограничений и адаптивных побуждений.

3. Естественно-научная и гуманитарная парадигмы

Естественнонаучная Гуманитарная

Естествознание – знания о природе Обществознание – система знаний о культуре и истории

Предмет познания Внешний мир по отношению к сознанию человека.

Повторяющиеся явления, за которыми можно увидеть законы природы Продукты разумной человеческой деятельности, искусственный по происхождению мир.

Невоспроизводимые явления, за которыми можно увидеть определённое количество смыслов.

Познавательные функции науки Обобщения, прогнозы, объяснения, организация фактов в структуру теорий, познание – выявление связей между причиной и следвием и поиск закономерностей. Интерпретация фактов и явлений, понимание и сопереживание. Поиск и творение смыслов.

Особенности научного знаний Упорядоченность и структура, чёткие основания систематизации.

Независимо от познающего субъекта (объективно).

23 стр., 11450 слов

Семь парадигм психологии

… и он был обозначен, как психологический. Внутри этой парадигмы психологии, собственно, воспитывались и вы тоже. Почему? Потому … методов, то они решили просто перенести методологию в другую науку. Они, по большому счёту, изучали физиологию высшей нервной деятельности. … должны получить статистически достоверные результаты о том, какие изменения происходят в человеческой психической реальности, и так …

Логически доказуемо и обоснованно.

Непротиворечиво в пределах одной или нескольких связанных теорий.

Позволяет предвидеть и делать прогнозы.

Стремится исключить из результатов научной деятельности всё связанное с личностью учёного. Аморфное пространство интерпретаций и смыслов.

Субъективно – зависимо от точки зрения и позиции субъекта.

Интуитивно доступно.

Допускает варианты толкования, критерии правильности недопустимы.

Позволяет понять цели и мерения другого человека.

Знание как продолжение личности учёного.

Формы и методы познания Логика и объяснение. Обобщающий метод. Опора на законы и принципы. Интуиция и понимание. Описательный метод. Качественный метод. Опора на позиции и мировоззрение.

Гуманитарная парадигма:

— отказ от культа эмпирических методов и связывания признака научности только с верифицируемостью знания, т. е. это отказ от сужения критериев научного метода.

— легализация интуиции и здравого смысла в научном исследовании;

— возможности широких обобщений на основе анализа индивидуальных случаев;

— единство воздействия на изучаемую реальность и ее исследования;

— возврат к изучению целостности личности в ее «жизненном контексте» (при доминировании телеологичности психологического объяснения).

Расширение поля возможных гипотез как научных в рамках гуманитарной парадигмы. Поворот лицом к человеку, а не к миру вещей.

Естественно-научная парадигма:

— реализация экспериментального метода

— классическая картина мира

С ней связаны психофизиология, нейропсихолоигя и др.

4. Классическая и неклассическая психология

Пять грехов классической психологии указываются авторами, выступившими в психологии против задаваемых ею ограничений: сциентизм как узко понятая научность (так, психоанализ не столько наука, сколько искусство толкования), универсализм (поиск общих законов), индивидуализм, механистическое понимание каузальности в разделении внешнего-внутреннего и субъективного-объективного.

А.Г. Асмолов отнес к неклассическим подходам и теориям в психологии столь разные направления, как психоанализ (с его разработкой концепции бессознательного), теорию установки Д.Н. Узнадзе, культурно-историческую концепцию Л.С. Выготского, деятельностный подход (теории А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна).

«Принципиальная новизна этих различных направлений методологии психологии состоит в прорыве за границы «постулата непосредственности» и поиске того «опосредствующего звена», которое, порождая психические явления, само бы к сфере психического не принадлежало»].

Д.Б. Эльконин первым в 1981 г. назвал теорию Выготского неклассической психологией сознания в связи с рассмотрением ею социального не как воздействующего фактора или условия, а как источника развития личности. А.Г. Асмолов развил далее метафору перехода от культуры полезности к культуре достоинства как направление в построении психологической теории, предполагающему существование избыточности, непредсказуемости, изменчивости в обществе и аксиологически включающей нравственный императив личностного развития (как преобразования культуры в мир личности и порождения культуры).

11 стр., 5186 слов

Психология как наука. Виды психологического знания. Отрасли психологии

… развития психики на разных возрастных этапах), педагогическая(занимается психологическими особенностями обучения и воспитания), социальная(изучает взаимоотношение людей в группах), психология труда(рассматривает психологические особенности различных видов трудовой деятельности). Виды псих. Знания: . ..

Гораздо более широкий спектр неклассического понимания психологии дают некоторые авторы, которые вообще полагают в качестве признака неклассичности наличие взаимодействия между субъектом познающим и представляющим (поставляющим) некоторую психологическую реальность. Тогда чуть ли не вся психология, начиная с Джеймса, подводится под понятие неклассической парадигмы (Помогайбин, 2001).

Такое комплексное объединение принципиально разных психологических подходов только скрывает существенные различия между ними, связанные с ориентацией на разные – классическую и неклассическую – парадигмы построения научного знания. Другое дело – поиск в рамках конкретной психологической концепции того содержательного или методического аспекта, который свидетельствует о преодолении классических для старой психологии постулатов (например, постулатов реактивности или «непосредственности»).

Тогда можно говорить и о концепции Джеймса как содержащей неклассические элементы в понимании сознания человека.

Другой вариант неоправданного объединения психологических подходов – не по их содержательным и объяснительным принципам – представляет фиксация только на методе и цели, исключающая (как старый хлам) представленность в парадигме также и представлений психолога о его предмете. Например, это растворение предмета в порождающей его процедуре взаимодействия психотерапевта и клиента.

Возникновение так называемых неклассических ситуаций – более строгий (и адекватный представлению о смене научных парадигм) критерий или важный аспект выявления тех особенностей ситуаций в психологии, которые свидетельствуют о невозможности построения переходов от теории к эмпирии в рамках классического причинного и «объектного» отношения к человеку.

5.Постнекласическая парадигма в психологии

      Постнеклассическая наука – современная стадия в развитии научного знания, добавляющая к идеалам неклассической науки требования учета ценностно-целевых установок ученого и его личности в целом. Эти требования не только не противоречат идеалам объективности научного знания, но и являются его условием.

Сущность постнеклассицизма в том, что он центрирован на решение проблемы саморазвития, присущего «человекоразмерным» системам. К числу таких систем можно отнести как человека, так и науку – определенным образом организованную деятельность большого количества людей.

Признаки постнеклассической парадигмы в психологии:

1.Выделение в качестве отдельных областей психологии таких, как психология человеческого бытия, переход к изучению подлинно человеческих способов существования,перестановка акцентов в ходе развития психологического знания с собственно познавательной парадигмы в сторону парадигм экзистенциональной и герменевтической (объяснительной).

8 стр., 3724 слов

Психология как наука. Роль психологических знаний в деятельности …

… все области психологических знаний требуют знаний общей психологии, которая изучает методологические вопросы психологии, природу психологических явлений, закономерности развития и протекания познавательных псих хологичних процессов, индивидуальные особенности психики человека, его чувства . ..

Но постановка человека в центр картины мира не означает отказа от философской идеи взаимосвязанности бытия и сознания. Вместо речи о возможностях как конститутивных моментах бытия, нужно говорить об умении-быть, всегда в смысле умения-быть-в-мире (Хайдеггер).

2. Переосмысление предмета психологии, отказ от одного предмета и метода, разделяемый всеми. Утверждение толерантности по отношению к разным методологиям – один из аспектов принятия идеи множественности предмета психологии и методов ее развития. Уважение других точек зрения, диалогичность – неотъемлемы для культурно-аналитической парадигмы в психологии.

3. Еще одна тендеция  постнеклассического этапа — дифференциация научных проблем приводит к синтезу фундаментальных и прикладных исследований, интеграции психологических подходов и методического арсенала психологии. О новом этапе развития психологии свидетельствует внимание к новым темам, отражающим ее включенность в происходящие в мире изменения. Это исследования толерантности, принятия решений, интуиции, смысловых образований, личностного развития, нового (сетевого) мышления – эти проблемы предполагают выход за пределы «лабораторной» психологии, осовение новых реалий меняющегося мира.

4.Влияние самой науки на мир. Теории не столько отражают наблюдаемые реалии, сколько воссоздают реалии новые. Т.о. не только культура влияет на развитие новых идей, сколько сами эти идеи, предложенные учеными, меняют существующую действительность. (Петренко)

5. Идея «круговой каузальности» (причинности), включаемая не в контекст причинной детерминации психического, а в контекст определения самого бытия.

6. Включение человека в исследовательские схемы и реализация в них потенциальных возможностей человека. Изучая человека, психолог помогает ему осуществиться.

7. Расширение круга психологической реальности – должен ли во главе системы ценностей стоять человек с его возможностями и сущностными проявлениями или основания человеческого бытия и сути человека нужно искать вне его – проблема соотнесения разноуровневых ценностей в самой науке.

Описательные исследования: характеристики, методы + примеры

Предположим, бренд одежды хочет понять тенденции покупок модной одежды среди покупателей Нью-Йорка, тогда он должен провести демографическое исследование определенного региона, собрать данные о населении, а затем провести описательное исследование этого демографического сегмента.

Затем в исследовании будут раскрыты подробности о том, «каковы модели покупок покупателей в Нью-Йорке», но не будет содержать никакой исследовательской информации о том, «, почему » модели существуют. Потому что для бренда одежды, пытающегося выйти на этот рынок, главной целью исследования является понимание природы их рынка. Давай поговорим об этом.

Указатель содержания

  1. Что такое описательное исследование?
  2. Характеристики описательного исследования
  3. Приложения описательных исследований с примерами
  4. Преимущества описательного исследования
  5. Описательные методы исследования
  6. Примеры описательных исследований

Описательное исследование – это метод исследования, описывающий характеристики изучаемого населения или явления. Эта описательная методология фокусируется больше на «что» предмета исследования, чем на «почему» предмета исследования.

Этот метод в первую очередь фокусируется на описании характера демографического сегмента, не фокусируясь на том, «почему» происходит то или иное явление. Другими словами, он «описывает» предмет исследования, не объясняя, «почему» это происходит.

Сбор результатов исследования

Характеристики описательного исследования

Термин описательное исследование относится к исследовательским вопросам, плану исследования и анализу данных, проведенному по данной теме. Мы называем его наблюдательным методом исследования, потому что ни одна из переменных исследования не подвергается влиянию ни в каком качестве.

Некоторые отличительные характеристики описательного исследования:

  1. Количественное исследование: это метод количественного исследования, который пытается собрать количественную информацию для статистического анализа выборки населения. Это популярный инструмент исследования рынка, который позволяет нам собирать и описывать характер демографического сегмента.
  2. Неуправляемые переменные: В нем ни на одну переменную никак не влияет. Для проведения исследования используются методы наблюдения. Следовательно, природа переменных или их поведение не находятся в руках исследователя.
  3. Поперечные исследования: Как правило, это поперечное исследование, при котором изучаются различные срезы, принадлежащие к одной и той же группе.
  4. Основа для дальнейших исследований: Исследователи дополнительно изучают данные, собранные и проанализированные в ходе описательных исследований, с использованием различных методов исследования. Данные также могут помочь определить типы методов исследования, используемых для последующего исследования.

Приложения описательных исследований с примерами

Метод описательного исследования можно использовать несколькими способами и по разным причинам. Тем не менее, прежде чем приступить к любому опросу, решающее значение имеют цели опроса и его структура. Несмотря на выполнение этих шагов, нет никакого способа узнать, будет ли достигнут результат исследования. Как использовать описательное исследование? Чтобы понять конечную цель целей исследования, ниже приведены некоторые способы, которыми организации в настоящее время используют описательные исследования сегодня:

  • Определите характеристики респондентов: Цель использования закрытых вопросов состоит в том, чтобы сделать конкретные выводы о респондентах. Это может быть необходимостью выявить закономерности, черты и поведение респондентов. Это также может быть понимание от респондента его отношения или мнения о явлении. Например, узнав от миллениалов, сколько часов в неделю они тратят на просмотр интернета. Вся эта информация помогает исследовательской организации принимать обоснованные бизнес-решения.

  • Измерение трендов данных: Исследователи измеряют тренды данных во времени с помощью статистических возможностей описательного плана исследования. Представьте, что компания по производству одежды исследует различные демографические данные, например возрастные группы от 24 до 35 и 36–45 лет, при запуске нового ассортимента осенней одежды. Если одна из этих групп не слишком хорошо воспринимает новый запуск, она дает представление о том, на что похожа одежда, а на что нет. Бренд отказывается от одежды и одежды, которые не нравятся покупателям.
  • Проведение сравнений: организации также используют описательный дизайн исследования, чтобы понять, как разные группы реагируют на конкретный продукт или услугу.
    Например, бренд одежды создает опрос, задавая общие вопросы, которые оценивают имидж бренда. В том же исследовании также задаются демографические вопросы, такие как возраст, доход, пол, географическое положение и т. д. Это исследование потребителей помогает организации понять, какие аспекты бренда нравятся населению, а какие нет. Это также помогает вносить исправления в продукт или маркетинг или даже создавать новую линейку продуктов для обслуживания групп с высоким потенциалом роста.
  • Проверка существующих условий: Исследователи широко используют описательные исследования, чтобы помочь установить преобладающие условия объекта исследования и основные закономерности. Благодаря неинвазивному методу исследования и использованию количественных наблюдений и некоторых аспектов качественных наблюдений исследователи наблюдают за каждой переменной и проводят углубленный анализ. Исследователи также используют его для проверки любых существующих условий, которые могут быть распространены в популяции.
  • Проводить исследования в разное время: анализ можно проводить в разное время, чтобы выявить любые сходства или различия. Это также позволяет оценивать любое количество переменных. Для проверки также можно повторить исследования преобладающих условий, чтобы выявить тенденции.

Преимущества описательного исследования

Некоторые из значительных преимуществ описательного исследования:

  • Сбор данных: Исследователь может проводить описательное исследование, используя специальные методы, такие как метод наблюдения, метод тематического исследования и метод опроса. . Между этими тремя охвачены все основные методы сбора данных, что дает много информации. Это может быть использовано для будущих исследований или даже для разработки гипотезы вашего объекта исследования.
  • Разнообразный: Поскольку собранные данные являются качественными и количественными, они дают целостное понимание темы исследования. Информация разнообразна, разнообразна и полна.
  • Природная среда: Описательное исследование позволяет проводить исследование в естественной среде респондента, что обеспечивает сбор качественных и достоверных данных.
  • Быстрота выполнения и дешевизна: Поскольку размер выборки в описательных исследованиях, как правило, велик, сбор данных осуществляется быстро и недорого.

Описательные методы исследования

Существует три различных метода проведения описательных исследований. Это:

  • Метод наблюдения

Метод наблюдения является наиболее эффективным методом проведения этого исследования, и исследователи используют как количественные, так и качественные наблюдения.

Количественное наблюдение — это объективный сбор данных, в основном сосредоточенный на числах и значениях. Это предполагает «связанный с количеством или изображенный в терминах количества». Результаты количественных наблюдений получены с использованием статистических и численных методов анализа. Он подразумевает наблюдение за любой сущностью, связанной с числовым значением, таким как возраст, форма, вес, объем, масштаб и т. д. Например, исследователь может отслеживать, будут ли текущие клиенты ссылаться на бренд, используя простой вопрос Net Promoter Score.

Качественное наблюдение не включает в себя измерения или числа, а просто отслеживание характеристик. В этом случае исследователь наблюдает за респондентами на расстоянии. Поскольку респонденты находятся в комфортной среде, наблюдаемые характеристики являются естественными и эффективными. В описательном исследовании исследователь может быть либо полным наблюдателем, либо наблюдателем в качестве участника, либо участником в качестве наблюдателя, либо полноценным участником. Например, в супермаркете исследователь может издалека контролировать и отслеживать выбор и покупательские тенденции покупателей. Это дает более глубокое понимание покупательского опыта клиента.

  • Метод тематического исследования

Тематические исследования включают в себя углубленное исследование и изучение отдельных лиц или групп. Тематические исследования приводят к гипотезе и расширяют дальнейшие рамки изучения явления. Тем не менее, тематические исследования не следует использовать для определения причины и следствия, поскольку они не могут дать точных прогнозов, поскольку исследователь может иметь предвзятость. Другая причина, по которой тематические исследования не являются надежным способом проведения описательного исследования, заключается в том, что в опросе может участвовать нетипичный респондент. Их описание приводит к слабым обобщениям и уходу от внешней валидности.

  • Обзорное исследование

При проведении опросов респонденты отвечают с помощью опросов, анкет или опросов. Они являются популярным инструментом исследования рынка для сбора отзывов респондентов. Исследование по сбору полезных данных должно содержать правильные вопросы для опроса. Это должно быть сбалансированное сочетание открытых и закрытых вопросов. Метод опроса можно проводить онлайн или офлайн, что делает его идеальным вариантом для описательных исследований, когда размер выборки огромен.

Примеры описательного исследования

Вот некоторые примеры описательного исследования:

  1. Группа, специализирующаяся на продуктах питания, запускающая новый ассортимент приправ для барбекю, хотела бы понять, какие вкусы приправ предпочитают разные люди. Чтобы понять предпочтительную вкусовую палитру, они проводят такого рода исследования с использованием различных методов, таких как методы наблюдения в супермаркетах. Кроме того, проводя опрос при сборе подробной демографической информации, можно получить представление о предпочтениях различных рынков. Это также может помочь адаптировать натирания и спреды к различным предпочтительным мясным продуктам в этой демографической группе. Проведение этого типа исследований помогает организации настроить свою бизнес-модель и усилить маркетинг на основных рынках.
  2. Другой пример того, где это исследование может быть использовано, — если школьный округ хочет оценить отношение учителей к использованию технологий в классе. Проводя опросы и наблюдая за их удобством использования технологий с помощью методов наблюдения, исследователь может оценить, что они могут помочь понять, если полноценная реализация может столкнуться с проблемой. Это также помогает понять, повлияет ли это изменение каким-либо образом на учащихся.

Некоторые другие исследовательские проблемы и исследовательские вопросы, которые могут привести к описательным исследованиям:

  • Исследователи рынка хотят наблюдать за привычками потребителей.
  • Компания хочет оценить моральный дух своего персонала.
  • Школьный округ хочет понять, будут ли учащиеся иметь доступ к онлайн-урокам, а не к учебникам.
  • Чтобы понять, улучшают ли его программы опросников о здоровье общее состояние здоровья сотрудников.

Соберите исследовательские идеи

ПОДЕЛИТЕСЬ ЭТОЙ СТАТЬЕЙ:

Описательная и объяснительная психология, трактат о явлениях, законах и развитии психической жизни человека: Купить Описательная и объяснительная психология, трактат о явлениях, законах и развитии Человеческая душевная жизнь Лэдда Джорджа Трамбулла по низкой цене в Индии

Книги по истории и археологии

Классика Франклина Книги по истории и археологии

Описательная и объяснительная психология, трактат о явлениях, законах и развитии психической жизни человека (английский язык, мягкая обложка, Лэдд Джордж Трамбал)

Доступные предложения

  • Банк Предложение5% Cashback на Flipkart Банковская карта Axis

    T&C

  • Купите этот товар и получите дополнительную скидку 50 ₹ для избранных поклонников

    T&C

  • Партнерское предложениеЗарегистрируйтесь в Flipkart Оплатите позже и получите подарочную карту Flipkart на сумму до ₹500*

    Узнать больше

  • Предложение от партнеровКупите этот продукт и получите скидку до 250 ₹

    Узнайте больше

  • Доставка

    Чек

    Введите пин-код

    Подробнее

    908 Laddrum Tbu02 Автор ll

    Подробнее

    Особенности

    • Язык: английский
    • Переплет: Мягкая обложка
    • Издательство: Franklin Classics
    • Жанр: История
    • ISBN: 9780342884872, 9780342884872
    • Страницы: 702

    Услуги

    Продавец

    AtlanticPublishers

    2. 6

  • См. других продавцов

  • Характеристики

    5 Книга 90 1 Выходные данные

    • Franklin Classics

    Размеры

    Ширина
    • 36 мм
    Высота
    • 234 мм
    Длина
    • 156 мм
    Вес 90959 6 г 906454 0010

    Часто покупают вместе

    Описательная и объяснительная психология, трактат Phenome…

    ₹3,462

    ₹5,193

    Скидка 33%

    В настоящее время недоступен

    LKG Books (набор из 7 книг) — LKG Books для CBSE

    1 40005

    (853)

    Книга «Все в одном» с играми и занятиями (английский, хинди, м…

    4.3

    (2,291)

    1 предмет 02 ₹ 544

    Итого

    ₹4,006

    Есть сомнения относительно этого товара

    Безопасные и надежные платежи.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *