Психология ощущений свойства: Ощущения, их свойства и виды. Понятия чувствительности, абсолютного и разностного порогов ощущений.

Общие свойства ощущений

Несмотря на то, что каждый вид ощущений имеет свою специфику, выделяют общие свойства ощущений, присущие всем видам независимо от их модальности. К таким свойствам относятся: качество, интенсивность, продолжительность (длительность) и пространственная локализация.

Качество — основная особенность данного ощущения, позволяющая отличать одни виды ощущений от других и варьирующаяся в пределах данного вида. Например, специфические особенности позволяют отличить слуховые ощущения от зрительных, но в то же время имеют место вариации ощущений внутри каждого вида: слуховые ощущения характеризуются высотой, тембром, громкостью; зрительные, соответственно, цветовым тоном, насыщенностью и светлотой. Качество ощущений во многом обусловлено строением органа чувствительности, его способностью отражать воздействие внешнего мира.

Интенсивность — это количественная характеристика ощущений, т. е. большая или меньшая сила их проявления. Она зависит от силы воздействия раздражителя и от функционального состояния рецептора. Согласно закону Вебера — Фехнера, интенсивность ощущений (Е) прямо пропорциональна логарифму силы раздражителя (I): E=k log I + c.

Продолжительность (длительность) — временная характеристика ощущений; это время, в течение которого сохраняется конкретное ощущение непосредственно после прекращения воздействия раздражителя. По отношению к продолжительности ощущений употребляют такие понятия, как «латентный период реакции» и «инерция».

При воздействии раздражителя на органы чувств ощущения возникают не сразу, а спустя некоторое время. Этот промежуток времени от момента подачи сигнала до момента возникновения ощущения называется латентным (скрытым) периодом ощущения. Латентный период неодинаков у каждого вида ощущений: для тактильных ощущений он составляет 130 мс, для болевых — 370 мс, а для вкусовых — всего 50 мс.

Подобно тому, как ощущения не возникают одновременно с воздействием раздражителя, они не исчезают сразу же после прекращения его воздействия. Продолжительность ощущений, их последействие, называется инерцией ощущений. Например, инерция зрительного ощущения равна 0,1-0,2 с. След от раздражителя сохраняется в виде последовательных образов.

Различают положительные и отрицательные последовательные образы. Положительный последовательный образ по светлоте и цветности соответствует характеру раздражителя, т.е. он сохраняет то же качество, что и воздействующий раздражитель. Отрицательные последовательные образы меняют (отрицают) характер раздражителя.

И. Гёте (1749-1832), немецкий поэт и ученый, в «Учении о цвете» писал:

«Когда я однажды под вечер зашел в гостиницу и в комнату ко мне вошла рослая девушка с ослепительно белым лицом, черными волосами и в мужской футболке с цветными изображениями, я пристально посмотрел на нее, стоящую в полусумраке на некотором расстоянии от меня. После того, как она оттуда ушла, я увидел на противоположной от меня светлой стене черное лицо, окруженное светлым сиянием, одежда же вполне ясной фигуры казалась мне прекрасного цвета морской волны».

Пространственная локализация — свойство ощущений, которое заключается в том, что переживаемые ощущения соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель.

Свойства ощущений

17.07.2012

Свойства ощущений — это пороги.
Абсолютный порог ощущений — это та минимальная интенсивность, при которой сигнал начинает осознаваться субъектом. Для разных видов ощущений существуют свои пороги, иногда значительно отличающиеся друг от друга.
Относительный (дифференциальный) порог, выражаемый законом Вебера — Фехнера, показывает, какое минимальное приращение интенсивности необходимо для того, чтобы ощутить изменение сигнала. Естественно, что чем больше исходный уровень, тем больше и порог. При тихом звуке достаточно слегка прибавить громкость, чтобы все ощутили разницу. Если же раздается громкая музыка или слышится сильный шум за окном, то незначительное их усиление нами не улавливается.

Ведущие свойства ощущений

— это также адаптация, сенсибилизация и синестезия.

Адаптация — это способность органов чувств приспосабливаться, привыкать к новому, или изменившему интенсивность, сигналу. Существуют, например, темновая и световая адаптация, адаптация к температуре или качеству поверхности. Некоторые из них мы довольно часто испытываем в повседневной жизни. Так, зайдя с солнечной улицы в темное помещение, мы в первый момент почти ничего не видим. Однако довольно быстро глаза привыкают (адаптируются) к полумраку, и мы начинаем различать окружающее, сначала смутно, а затем все более и более отчетливо. Точно так же, выйдя на яркий свет из темноты, мы в первый момент плохо различаем окружающее, а затем световая адаптация помогает нам увидеть предметы. Опуская руку в горячую воду, мы вначале чувствуем высокую температуру, однако постепенно рука привыкает и перестает ощущать воду как горячую (или чрезмерно Есть только два вида чувствительности, к которой не может привыкнуть живое существо — боль и слух. Это связано с биологической целесообразностью, так как, привыкая, например к боли, у живого существа снижается порог опасности и оно может погибнуть. Важно также и постоянно слышать звуки окружающего мира, так как (особенно на первых этапах филогенеза) опасность можно было точнее определить именно по звуку, сигнализирующему о ее приближении. У человека также речь (т.е. звук) содержит чрезвычайно важную для жизни информацию. К звуку можно постараться привыкнуть, не замечать его (как и боль), но стоит ослабить внимание — и звук или боль опять осознаются, в то время как воссоздать ощущения горячей воды или слепоты в темной комнате мы уже не сможем ни при каких условиях.

Сенсибилизация связана с повышением чувствительности, снижением ее порога.

Это свойство возникает в связи с усилением мотивации или определенными условиями жизни, требованиями профессиональной деятельности. Так, при высокой заинтересованности мы можем услышать звуки, которых бы не услышали в обычной ситуации (например, вам хочется услышать тихую речь, зная, что разговор идет именно о вас). Музыканты различают обертоны в звуке, кажущемся непрофессионалам единым тоном. Точно так же художники видят разные оттенки в едином для других цвете. Повышению чувствительности способствуют и условия жизни, например северные народы выделяют несколько оттенков белого цвета (единого для остальных), так как от состояния снега зависит многое в их жизни.

Синестезия основана на совместной работе нескольких анализаторов. Так, мы можем связать цвет со звуком (например цветомузыка) или с температурными ощущениями (теплые или холодные тона) и т.д. Синестезия помогает компенсировать и недостатки деятельности какого-то анализатора, например плохо слышащие люди различают звуки по вибрации.

В любом случае такое совместное ощущение более устойчиво и лучше сохраняется в памяти, чем обычное.


Ключевые слова: Ощущение

Источник: Григорович Л.А., Педагогика и психология

Материалы по теме

Чувствительность и пороги

Теплов Б.М., Психология

Зрительные ощущения

Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.

Рефлекторная природа ощущений

Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека

Эмоциональный тон ощущений

Вербина Г.Г., Психология эмоций

Кожные ощущения

Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.

Ощущение, восприятие и их нарушения

Мясищев В.Н., Основы общей и медицинской психологии

Сенсорная активность

Старовойтенко Е. Б. Современная психология / Науч. ред.: В. Д. Шадриков. М. : Академический…

Взгляды на природу ощущений

Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.

Sensations — Философская энциклопедия Routledge

Доступ к полному содержанию доступен только для членов учреждений, купивших доступ. Если вы принадлежите к такому учреждению, войдите в систему или узнайте больше о том, как сделать заказ.


Поделиться

Загрузка контента

Нам не удалось загрузить контент

Печать

Содержание

  • Резюме статьи
  • содержимое заблокировано

    1. Использование слова «ощущение»

  • контент заблокирован

    2. Свойства ощущений

  • содержание заблокировано

    3. Ощущение и восприятие

  • содержание заблокировано

    4. Адвербиалистские, репрезентативные и воплощенные взгляды на ощущения

  • содержимое заблокировано

    Библиография

Тематический

  • К
  • Мьин, Эрик
  • Захиди, Карим

DOI

10.4324/0123456789-V047-1

Опубликовано

2018

DOI: 10.4324/0123456789-V047-1
Версия: V1, Online Online: 2018
. Полученная 1923. www.rep.routledge.com/articles/thematic/sensations/v-1


Помимо обычного использования термина «ощущение» для обозначения телесных ощущений, это слово было принято философами и учеными для описания специфических ощущений, возникающих при стимуляции органов чувств. Ощущениям часто приписывают определенные свойства: быть сознательными и внутренними, быть более непосредственными, чем восприятие, и быть атомарными. В гносеологии ощущения принимались как безошибочное основание познания, в психологии — как элементарные составляющие перцептивного опыта. Критики утверждали, что, учитывая природу знания и перцептивного опыта, ощущения не подходят для этих ролей.

Некоторые философы приписывают ошибочное теоретизирование ощущений тенденции воспринимать ощущения как внутренние объекты опыта. В качестве альтернативы была предложена наречная теория ощущений. Согласно ему, ощущения — это способы переживания, а не объекты опыта. Репрезентационализм предлагает воспринимать ощущения как представления. Еще один способ осмысления ощущений состоит в том, чтобы охарактеризовать их как воплощенные реакции организмов на определенные раздражители. Важный вопрос, который необходимо решать во всех общих описаниях ощущений, заключается в том, правомерно ли рассматривать теоретические постулаты, такие как цветовые ощущения, наравне с телесными ощущениями, такими как боль.

Поделиться

Загрузка контента

Нам не удалось загрузить контент

Версия для печати

Ссылка на эту статью:
Мьин, Эрик и Карим Захиди. Ощущения, 2018, doi:10.4324/0123456789-V047-1. Философская энциклопедия Рутледжа, Тейлор и Фрэнсис, https://www.rep.routledge.com/articles/thematic/sensations/v-1.
Copyright © 1998-2023 Рутледж.

Связанные статьи

  • Восприятие Мартин, М.Г.Ф.
  • Телесные ощущения Мартин, М.Г.Ф.
  • Семантика, информационная Маклафлин, Брайан П.; Рей, Жорж
  • Семантика телеологическая (телеосемантика) Годфри-Смит, Питер
  • Репрезентативность об опыте Лидс, Стивен
  • Психические состояния, наречная теория Тай, Майкл
  • Второстепенные качества Макгинн, Колин

Подпишитесь на рассылку новостей

  • Подпишитесь на рассылку новостей
  • фейсбук
  • твиттер

© 2023 Informa UK Limited, компания Informa Group

Ощущение и восприятие: краткий обзор

Чувства

  • Психофизика
    изучает взаимосвязь между физическим свойства стимулов и восприятие людьми стимулов.
  • Психологи оценивают остроту наших чувств, измеряя абсолютный порог и разностный порог и путем применения теории обнаружения сигнала .
  • Сенсорная адаптация — снижение чувствительности к неизменный стимул.
  • Младенцы рождаются со всеми основными сенсорными способностями и некоторыми перцептивными способностями. навыки, которые со временем развиваются и становятся более чувствительными.

Зрение

  • Зрение зависит от света , который является своего рода электромагнитное излучение, испускаемое солнцем, звездами, огнем и лампочками.
  • Мы воспринимаем свет как цвет, яркость и насыщенность, которые зависят соответственно на длину волны , амплитуду и
    сложность
    световых волн.
  • Глаз состоит из роговицы , радужной оболочки , зрачка , хрусталика , сетчатки и фовеа . Линза регулирует свою форму, чтобы сфокусировать свет от объектов которые находятся близко или далеко в процессе, называемом размещением .
  • Темновая и световая адаптация — это процессы, посредством которых рецептор клетки чувствительны и десенсибилизированы к свету соответственно.
  • В сетчатке есть миллионы фоторецепторных клеток, называемых палочками и колбочками . Палочки и колбочки через синапсы соединяются с биполярными нейронами. которые соединяются с ганглиозными клетками. Аксоны ганглиозных клеток составляют зрительный нерв , который соединяется с глазом в зрительном нерве . диск , также называемый слепым пятном.
  • После обработки в мозгу зрительные сигналы достигают первичного зрительная кора, где детекторы признаков реагируют на сигналы.
  • Цвет — это психологический опыт, возникающий, когда глаза и мозг интерпретировать свет.
  • Трихроматическая теория или Теория Юнга-Гельмгольца утверждает, что в сетчатке есть три типа колбочек, которые чувствительны к свету с различной длиной волны, соответствующей красному, зеленому или синий. Эта теория объясняет дальтонизм .
  • Теория противоположного процесса утверждает, что рецепторы действуют в противоположные пути к длинам волн, связанные с тремя парами цветов: красный vs. зеленый, синий против желтого и черный против белого. Теория объясняет Восприятие четырех основных цветов. На него также приходится 90 151 остаточное изображение 90 152, или цвета, воспринимаемые после других дополнительных цветов. удаляются.
  • Гештальт-психология предполагает, что воспринимаемое целое иногда обладает свойствами, которых не было в составляющих его частях. Ан пример фи явление , при котором иллюзия движения происходит, когда изображения представлены последовательно, одно за другим.
  • гештальт-психологов описывают принципы, которые люди используют для организации видения на единицы, которые имеют смысл, в том числе: фигура и земля , близость , замыкание , сходство , непрерывность и простота .
  • Бинокулярные и монокулярные указатели позволяют людям определять расстояние от объекта.
  • Перцептивное постоянство — это способность распознавать, что объект один и тот же, когда он создает на сетчатке разные изображения. визуальный константы относятся к форме , размеру , яркости , цвету и местоположению .
  • Зрительные иллюзии являются неверными интерпретациями визуальных стимулов.
  • Избирательное внимание — это способность сосредотачиваться на некоторых частях сенсорную информацию и игнорировать другие.

Слух

  • Слух зависит от звуковых волн . Звук имеет три особенности: громкость, высота и тембр , которые зависят соответственно от волна амплитуда , частота и сложность .
  • Ухо состоит из наружного уха, среднего уха и внутреннего уха. Эти части содержат ушную раковину , барабанную перепонку, косточки , овальные окно, улитка и реснички .
  • Нейроны уха образуют слуховой нерв , который посылает импульсы от уха к мозгу. Таламус и слуховая кора получают слуховая информация.
  • Теория места и Теория частоты объясняют, как люди различают высоту различных звуков.

Вкус и запах

  • Стимуляторами вкуса и запаха являются химические вещества.
  • Вкус возникает, когда химические вещества стимулируют рецепторы языка и горла.
  • Пять вкусов: соленый , сладкий , кислый , горький и умами .
  • Запах возникает при вдыхании через нос химических веществ, содержащихся в воздухе. Запах рецепторы посылают импульсы по обонятельному нерву в головной мозг.

Положение, движение и равновесие

  • Кинестезия — это ощущение положения и движения тела части.
  • Чувство равновесия дает информацию о том, где находится тело в пространства и включает вестибулярный аппарат.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *