Ощущение — Психологос
Музыку можно не только услышать, но даже ощутить…
Ощущение как процесс — это психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.
Раздражитель (слуховой, зрительный) воздействует на органы чувств, возникшие нервные импульсы по нервным проводящим путям поступают в головной мозг, в результате обработки там формируются ощущения.
Ощущения как результат — исходники, которые мы получаем от рецепторов органов чувств, то непосредственное, что нам кажется еще не получило обработку культурой или умом.
Именно поэтому про ощущения часто говорят, что это больше физиология, чем психология. Впрочем, едва ли это верно, хотя бы потому, что культурная и интеллектуальная обработка входящих, например, зрительных сигналов у человека происходит еще до мозга, уже на уровне глаза.
В любом случае, ощущения отличают от восприятий, как нечто элементарное отличают от более сложного. Ощущения сообщают человеку об отдельных свойствах предметов и явлений, восприятия (представления) дают целостную картину происходящего.
К ощущениям относят свет и цвет, звуки и запахи, осязание и ощущение температуры, ощущение вибрации, кинестетические ощущения в мышцах, проприорецептивные1 и висцеральные ощущения2 от внутренних органов. Эмоциональный фон ощущений иногда относят к ощущениям, иногда — к чувствованиям, отличая их от ощущений.
Словоупотребление
Синонимы «ощущения» — сенсорные процессы и чувствительность. В советско-российской психологической школе «ощущение» и «чувство» часто считаются синонимами, однако для других психологических школ эти понятия принципиально различаются. В современной психологической практике под чувствами чаще понимают не «холодное» или «соленое», а чувство радости или стыда, чувство страха или чувство любви — эмоциональное отношение человека.
С другой стороны, под ощущениями сегодня часто подразумевают эмоциональное запечатление.
Например, послушайте фразу: «Подробностей я не помню, я запоминаю только ощущение от человека» — замените слово «ощущение» на «запечатление», смысл останется тот же.
В отличие от академической психологии, в традиции практической психологии, да и в общеупотребительном смысле под «ощущением» чаще имеют в виду нечто более узкое, а именно элементарные кинестетические ощущения: все то, что мы непосредственно получаем на выходе от контактных рецепторов тела при прямом воздействии на них.
Прикосновение или напряжение мышц, боль или холод, сладкое или горькое — все это ощущения, в отличие от звуков, картинок и образов. Вижу — картинки, слышу — звуки, а чувствую (ощущаю) — ощущения как кинестетические ощущения.
Данная статья, тем не менее, говорит об ощущениях в широком смысле, о самом первоначальном психическом восприятии любой модальности.
Виды ощущений
По количеству органов чувств различают пять основных видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух.
Сила ощущений
Мы способны воспринять далеко не всякое воздействие, то есть не всякое воздействие может стать ощущением. Воспринимаем мы те воздействия, которые лежат выше порога чувствительности, то есть ощущения пороговой силы.
Пытайтесь — не пытайтесь, но почувствовать разницу температуры в десятую градуса не получится.
Кроме пороговой зоны — есть зона комфорта, или зона адекватных воздействий. Это зона, в которой лежат воздействия, которые вызывают адекватную реакцию. Для нервных окончаний кончиков пальцев — это прикосновение, поглаживание и т.д. Воздействия, лежащие за пределами зоны адекватных воздействий, вызывают лишь болевые ощущения и адекватной реакции не дают. Реакция на поглаживание, на создание ощущения чего-то теплого и гладящего — адекватная: тут рецептор реагирует штатным образом. А если, например, в том же месте не погладить, а уколоть, то тот же рецептор выдаст болевую реакцию и возникнет желание отдернуть руку.
Ощущения в человеческой жизни
Ощущения сигнализируют нам о тех или иных событиях вокруг нас и в нашем теле, и стоит позаботиться о том, чтобы ощущения были тонкими, внимательными, нас не обманывали и вовремя предупреждали нас обо всем, что нам важно. Ощущения, как мазки художника, создают нам фон картины нашей жизни, и наша задача — овладеть нашими ощущениями, чтобы сделать картину нашей жизни еще более прекрасной. Самими ощущениями едва ли можно управлять, но ощущение себя и своего тела может меняться, если мы привыкаем к определенному образу своего тела, привыкаем ходить легкой походкой и с расправленными плечами.
Кроме того, можно менять картину ощущений от окружающего мира и людей, если научиться управлять собственным вниманием. Обращая внимание на солнечные блики, мы можем отвлечься от холода и ветра.
Поставя себе такую задачу и тренируя себя, можно научиться не ощущать холод. «Я вывел холод из поля своего внимания» — это не просто фраза, это способность бойца спецподразделения обращать свое внимание только на то, что требует от него боевая задача.
Во время аутогенной тренировки, обращая внимание на расслабленность, тяжесть и тепло в мышцах, мы не только усиливаем эти ощущения, но и можем менять лежащие за ними объективные функциональные процессы.
1 Проприорецепция — это чувство положения и чувства силы. Чувство положения — способность ощутить, под каким углом находится каждый сустав, и в сумме — положение и позу всего тела. Чувство положения почти не подвержено адаптации. Чувство силы — это способность оценить мышечное усилие, прилагаемое для движения или для удержания сустава в определённом положении.
2 Висцеральные ощущения (лат. viscera — внутренности) — ощущения, образуемые из импульсов от рецепторов внутренних органов, включая реакции на растяжение, сжатие, изменения температуры, вибрацию, влияние химических субстанций. В отличие от точки зрения, согласно которой висцеральная чувствительность является недифференцированной, высказывается и другая, в соответствии с которой существует множество субмодальностей висцеральных ощущений (чувства голода, насыщения, жажды, полового возбуждения, позывов на уринацию и дефекацию и т.п.), причём все они или любая из них при психическом расстройстве могут или может проявляться разнообразной психопатологической симптоматикой.
Психология ощущения и восприятия — учебный курс
В связи с техническими работами в центре обработки данных, часть прикреплённых файлов в настоящее время недоступна.
скрыть
- Автор: Капустин С.А.
- Год создания: 1993
- Организация: МГУ имени М.В. Ломоносова
- Описание:
Содержание курса.
ЧАСТЬ I. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ
ТЕМА 1. Общее представление об ощущении и восприятии (8 часов)
Определение ощущения и восприятия. Основные свойства ощущений. Классификации ощущений и рецепторов. Основные свойства образов восприятия: сенсорное качество, конфигурация, константность, система отсчета, предметность, установка. Различные представления о стимуле: проксимальный и дистальный стимул, структурная характеристика проксимального стимула. Виды образов: фосфен, послеобраз, эйдетический образ, фантом, синестезия, галлюцинация, псевдогаллюцинация, и др. Специфика образов восприятия в сравнении с другими видами образов.
- Добавил в систему: Капустин Сергей Александрович
Преподавание курса
- 1 сентября 1993 — 31 января 2009 Капустин Сергей Александрович
- МГУ имени М.В. Ломоносова, Факультет психологии
- обязательная, базовой части, лекции, 32 часов
- Автор: Капустин С. А.
Ощущение против восприятия – Психология
Ощущение и восприятие
OpenStaxCollege
[латексная страница]
Цели обучения
К концу этого раздела вы сможете:
- Различать ощущение и восприятие
- Описать понятия абсолютного порога и дифференциального порога
- Обсудите роль внимания, мотивации и сенсорной адаптации в восприятии
Что значит чувствовать что-то? Сенсорные рецепторы — это специализированные нейроны, которые реагируют на определенные типы раздражителей. Когда сенсорная информация обнаруживается сенсорным рецептором, возникает ощущение. Например, свет, попадающий в глаз, вызывает химические изменения в клетках, выстилающих заднюю часть глаза. Эти клетки передают сообщения в виде потенциалов действия (как вы узнали при изучении биопсихологии) в центральную нервную систему. Преобразование энергии сенсорного стимула в потенциал действия известно как трансдукция.
Вероятно, с начальной школы вы знаете, что у нас есть пять чувств: зрение, слух (слух), обоняние (обоняние), вкус (вкус) и осязание (соматоощущение). Оказывается, это представление о пяти чувствах слишком упрощено. У нас также есть сенсорные системы, которые предоставляют информацию о равновесии (вестибулярное чувство), положении тела и движении (проприоцепция и кинестезия), боли (ноцицепция) и температуре (термоцепция).
Чувствительность данной сенсорной системы к соответствующим раздражителям может быть выражена как абсолютный порог. Абсолютный порог относится к минимальному количеству энергии стимула, которое должно присутствовать, чтобы стимул был обнаружен в 50% случаев. Еще один способ подумать об этом — задаться вопросом, насколько тусклым может быть свет или насколько мягким может быть звук, который все же можно обнаружить в половине случаев. Чувствительность наших сенсорных рецепторов может быть весьма удивительной. Было подсчитано, что в ясную ночь наиболее чувствительные сенсорные клетки в задней части глаза могут обнаружить пламя свечи на расстоянии 30 миль (Okawa & Sampath, 2007). В тихих условиях волосковые клетки (рецепторные клетки внутреннего уха) могут улавливать тиканье часов на расстоянии 20 футов (Галантер, 19 лет).62).
Мы также можем получать сообщения, которые представлены ниже порога осознания — они называются подсознательными сообщениями. Стимул достигает физиологического порога, когда он достаточно силен, чтобы возбуждать сенсорные рецепторы и посылать нервные импульсы в мозг: это абсолютный порог. Сообщение ниже этого порога называется подсознательным: мы получаем его, но не осознаем его. На протяжении многих лет было много предположений об использовании подсознательных сообщений в рекламе, рок-музыке и аудиопрограммах самопомощи. Данные исследований показывают, что в лабораторных условиях люди могут обрабатывать информацию и реагировать на нее вне своего сознания. Но это не значит, что мы подчиняемся этим сообщениям, как зомби; на самом деле скрытые сообщения мало влияют на поведение за пределами лаборатории (Kunst-Wilson & Zajonc, 19).80; Ренсинк, 2004; Нельсон, 2008 г. ; Радель, Саррацин, Легрен и Гобансе, 2009 г .; Лёрш, Дюрсо и Петти, 2013 г.).
Абсолютные пороги обычно измеряются в строго контролируемых условиях в ситуациях, оптимальных для чувствительности. Иногда нас больше интересует, какая разница в стимулах требуется, чтобы обнаружить разницу между ними. Это известно как едва заметная разница (jnd) или порог разницы. В отличие от абсолютного порога разностный порог изменяется в зависимости от интенсивности стимула. В качестве примера представьте себя в очень темном кинотеатре. Если бы зритель получил на свой мобильный телефон текстовое сообщение, из-за которого загорелся экран, скорее всего, многие люди заметили бы изменение освещения в театре. Однако если бы то же самое произошло на ярко освещенной арене во время баскетбольного матча, мало кто бы это заметил. Яркость сотового телефона не меняется, но его способность обнаруживаться как изменение освещенности резко различается между двумя контекстами. Эрнст Вебер предложил эту теорию изменения порога различия в 1830-х годах, и она стала известна как закон Вебера: порог различия представляет собой постоянную долю исходного стимула, как показывает пример.
Хотя наши сенсорные рецепторы постоянно собирают информацию из окружающей среды, именно то, как мы интерпретируем эту информацию, влияет на то, как мы взаимодействуем с миром. Восприятие относится к тому, как сенсорная информация организуется, интерпретируется и сознательно переживается. Восприятие включает в себя как восходящую, так и нисходящую обработку. Восходящая обработка относится к тому факту, что восприятие строится на основе сенсорного ввода. С другой стороны, то, как мы интерпретируем эти ощущения, зависит от наших доступных знаний, нашего опыта и наших мыслей. Это называется обработкой сверху вниз.
Один из способов понимания этой концепции состоит в том, что ощущение — это физический процесс, а восприятие — психологический. Например, когда вы идете на кухню и чувствуете запах выпечки булочек с корицей, ощущение — это рецепторы запаха, обнаруживающие запах корицы, но восприятие может быть «Ммм, это пахнет хлебом, который бабушка пекла». когда семья собиралась на праздники».
Хотя наше восприятие построено на ощущениях, не все ощущения приводят к восприятию. На самом деле мы часто не воспринимаем стимулы, которые остаются относительно постоянными в течение длительных периодов времени. Это известно как сенсорная адаптация. Представьте, что вы входите в класс со старыми аналоговыми часами. При первом входе в комнату можно услышать тиканье часов; когда вы начинаете разговаривать с одноклассниками или слушать, как ваш профессор приветствует класс, вы больше не замечаете тиканье. Часы все еще тикают, и эта информация все еще воздействует на сенсорные рецепторы слуховой системы. Тот факт, что вы больше не воспринимаете звук, демонстрирует сенсорную адаптацию и показывает, что, хотя ощущение и восприятие тесно связаны, они различны.
Существует еще один фактор, влияющий на ощущения и восприятие: внимание. Внимание играет важную роль в определении того, что ощущается по сравнению с тем, что воспринимается. Представьте, что вы находитесь на вечеринке, полной музыки, болтовни и смеха. Вы вовлекаетесь в интересную беседу с другом и отключаетесь от фонового шума. Если бы кто-то прервал вас, чтобы спросить, какая песня только что закончилась, вы, вероятно, не смогли бы ответить на этот вопрос.
Одна из самых интересных демонстраций того, насколько важно внимание для определения нашего восприятия окружающей среды, была получена в известном исследовании, проведенном Дэниелом Саймонсом и Кристофером Чабри (19).99). В этом исследовании участники смотрели видео, на котором люди, одетые в черно-белую одежду, передавали баскетбольные мячи. Участников просили посчитать, сколько раз команда в белом передала мяч. Во время видео между двумя командами ходит человек, одетый в костюм черной гориллы. Вы могли бы подумать, что кто-то заметит гориллу, верно? Почти половина людей, просмотревших видео, вообще не заметили гориллу, несмотря на то, что она была хорошо видна в течение девяти секунд. Поскольку участники были настолько сосредоточены на том, сколько раз белая команда передавала мяч, они полностью отключили другую визуальную информацию. Неспособность замечать то, что полностью видно из-за недостатка внимания, называется невнимательной слепотой.
В аналогичном эксперименте исследователи проверили слепоту по невнимательности, попросив участников наблюдать за изображением, движущимся по экрану компьютера. Им было приказано сосредоточиться либо на белых, либо на черных объектах, не обращая внимания на другой цвет. Когда по экрану проходил красный крест, около трети испытуемых его не замечали ([ссылка]) (Most, Simons, Scholl, & Chabris, 2000).
Почти треть участников исследования не заметили, что на экране промелькнул красный крест, потому что их внимание было сосредоточено на черных или белых фигурах. (кредит: Кори Занкер)
Мотивация также может влиять на восприятие. Вы когда-нибудь ожидали очень важного телефонного звонка и, принимая душ, вам казалось, что вы слышите телефонный звонок, но обнаруживали, что это не так? Если это так, то вы испытали, как мотивация обнаружить значимый стимул может изменить нашу способность различать истинный сенсорный стимул и фоновый шум. Способность идентифицировать стимул, когда он встроен в отвлекающий фон, называется теорией обнаружения сигнала. Это также может объяснить, почему мать просыпается от тихого бормотания своего ребенка, а не от других звуков, которые раздаются во сне. Теория обнаружения сигналов имеет практическое применение, например, для повышения точности авиадиспетчеров. Контроллеры должны иметь возможность обнаруживать самолеты среди множества сигналов (вспышек), появляющихся на экране радара, и следить за этими самолетами, когда они движутся по небу. На самом деле первоначальная работа исследователя, разработавшего теорию обнаружения сигналов, была сосредоточена на повышении чувствительности авиадиспетчеров к сигналам самолетов (Светс, 1964).
На наше восприятие также могут влиять наши убеждения, ценности, предрассудки, ожидания и жизненный опыт. Как вы увидите далее в этой главе, люди, лишенные опыта бинокулярного зрения в критические периоды развития, имеют проблемы с восприятием глубины (Fawcett, Wang, & Birch, 2005). Общий опыт людей в данном культурном контексте может иметь выраженное влияние на восприятие. Например, Маршалл Сегал, Дональд Кэмпбелл и Мелвилл Херсковиц (19 лет).63) опубликовали результаты многонационального исследования, в котором они продемонстрировали, что люди из западных культур более склонны испытывать определенные типы зрительных иллюзий, чем люди из незападных культур, и наоборот. Одной из таких иллюзий, с которой чаще всего сталкивались жители Запада, была иллюзия Мюллера-Лайера ([ссылка]): линии кажутся разной длины, но на самом деле они одинаковой длины.
В иллюзии Мюллера-Лайера линии кажутся разной длины, хотя они идентичны. (a) Стрелки на концах линий могут сделать линию справа более длинной, хотя линии имеют одинаковую длину. (b) Применительно к трехмерному изображению линия справа снова может казаться более длинной, хотя обе черные линии имеют одинаковую длину.
Эти различия в восприятии согласовывались с различиями в типах особенностей окружающей среды, с которыми люди регулярно сталкиваются в данном культурном контексте. Люди в западных культурах, например, воспринимают здания с прямыми линиями, что в исследовании Сегалла названо плотницким миром (Segall et al., 1966). Напротив, люди из некоторых незападных культур с незастроенным видом, такие как зулусы в Южной Африке, чьи деревни состоят из круглых хижин, расположенных по кругу, менее подвержены этой иллюзии (Segall et al., 19).99). Культурные факторы влияют не только на зрение. Действительно, исследования показали, что способность идентифицировать запах и оценивать его приятность и интенсивность варьируется в зависимости от культуры (Ayabe-Kanamura, Saito, Distel, Martínez-Gómez, & Hudson, 1998).
Дети, описываемые как искатели острых ощущений, чаще демонстрируют вкусовые предпочтения в отношении насыщенных кислых вкусов (Liem, Westerbeek, Wolterink, Kok, & de Graaf, 2004), что позволяет предположить, что основные аспекты личности могут влиять на восприятие. Кроме того, люди, которые положительно относятся к продуктам с пониженным содержанием жира, с большей вероятностью оценят продукты с пометкой «с пониженным содержанием жира» как более вкусные, чем люди, которые менее позитивно относятся к этим продуктам (Aaron, Mela, & Evans, 19). 94).
Ощущение возникает, когда сенсорные рецепторы обнаруживают сенсорные раздражители. Восприятие включает в себя организацию, интерпретацию и сознательный опыт этих ощущений. Все сенсорные системы имеют как абсолютные, так и дифференциальные пороги, которые относятся к минимальному количеству энергии стимула или минимальному количеству разницы в энергии стимула, необходимой для обнаружения примерно в 50% случаев соответственно. Сенсорная адаптация, избирательное внимание и теория обнаружения сигналов могут помочь объяснить, что воспринимается, а что нет. Кроме того, на наше восприятие влияет ряд факторов, включая убеждения, ценности, предрассудки, культуру и жизненный опыт.
________ относится к минимальному количеству энергии стимула, необходимому для обнаружения в 50% случаев.
- абсолютный порог
- порог разницы
- просто заметная разница
- трансдукция
A
Снижение чувствительности к неизменному раздражителю называется ________.
- трансдукция
- порог разницы
- сенсорная адаптация
- невнимательная слепота
C
________ включает преобразование энергии сенсорного стимула в нервные импульсы.
- сенсорная адаптация
- невнимательная слепота
- порог разницы
- трансдукция
D
________ возникает, когда сенсорная информация организуется, интерпретируется и сознательно переживается.
- ощущение
- восприятие
- трансдукция
- сенсорная адаптация
Б
Не все, что ощущается, воспринимается. Как вы думаете, мог ли когда-нибудь быть случай, когда что-то можно было бы воспринять, не чувствуя?
Ученикам пора подумать об экстрасенсорном восприятии. Другой интересной темой может быть феномен фантомных конечностей, с которым сталкиваются люди с ампутированными конечностями.
Пожалуйста, приведите новый пример того, как даже заметная разница может меняться в зависимости от интенсивности стимула.
Есть много возможных примеров. Один из примеров включает обнаружение разницы в весе. Если два человека держат стандартные конверты, и один из них содержит четвертак, а другой пуст, разницу в весе между ними легко обнаружить. Однако, если эти конверты поместить в два учебника одинакового веса, определить, какой из них тяжелее, гораздо сложнее.
Вспомните случай, когда вы не замечали что-то вокруг себя, потому что ваше внимание было сосредоточено на чем-то другом. Если кто-то указывал на это, были ли вы удивлены, что не заметили этого сразу?
- абсолютный порог
- минимальное количество энергии стимула, которое должно присутствовать для обнаружения стимула в 50% случаев
- обработка снизу вверх
- система, в которой восприятие строится на сенсорной информации
- слепота по невнимательности
- неспособность заметить что-то полностью видимое из-за невнимательности
- просто заметная разница
- разница в стимулах, необходимая для обнаружения разницы между стимулами
- восприятие
- способ интерпретации и сознательного восприятия сенсорной информации
- ощущение
- что происходит, когда сенсорная информация обнаруживается сенсорным рецептором
- сенсорная адаптация
- отсутствие восприятия стимулов, которые остаются относительно постоянными в течение длительных периодов времени
- Теория обнаружения сигналов
- изменение обнаружения стимула в зависимости от текущего психического состояния
- подсознательное сообщение Сообщение
- представлено ниже порога осознания
- обработка сверху вниз
- на интерпретацию ощущений влияют имеющиеся знания, опыт и мысли
- трансдукция
- преобразование энергии сенсорного стимула в потенциал действия
Ключевые термины ощущения и восприятия – Введение в психологию и нейробиологию
- абсолютный порог
- минимальное количество энергии стимула, которое должно присутствовать для обнаружения стимула в 50% случаев
- остаточное изображение
- продолжение зрительного ощущения после устранения раздражителя
- амплитуда
- высота волны
- базилярная мембрана
- тонкая полоска ткани внутри улитки, содержащая волосковые клетки, которые служат сенсорными рецепторами для слуховой системы
- бинауральный сигнал
- двуушный кий для локализации звука
- бинокулярный кий
- метка, рассчитанная на использование обоих глаз
- бинокулярная диспаратность
- немного разные взгляды на мир, которые получает каждый глаз
- слепая зона 90 137 точка, в которой мы не можем реагировать на зрительную информацию в той части поля зрения 90 138
- обработка снизу вверх
- система, в которой восприятие строится на сенсорной информации
- крышка
- организация нашего восприятия в законченные объекты, а не в ряд частей
- улитка
- заполненная жидкостью структура в форме улитки, содержащая сенсорные рецепторные клетки слуховой системы
- кохлеарный имплант
- электронное устройство, состоящее из микрофона, речевого процессора и массива электродов для непосредственной стимуляции слухового нерва для передачи информации в мозг
- кондуктивная тугоухость
- нарушение вибрации барабанной перепонки и/или движения косточек
- конус
- специализированный фоторецептор, который лучше всего работает в условиях яркого освещения и определяет цвет
- врожденная глухота
- глухота от рождения
- врожденная нечувствительность к боли (врожденная анальгезия)
- генетическое заболевание, приводящее к неспособности испытывать боль
- роговица
- прозрачная накладка на глаза
- глухота
- частичная или полная неспособность слышать
- децибел (дБ)
- логарифмическая единица силы звука
- восприятие глубины
- способность воспринимать глубину
- электромагнитный спектр
- все электромагнитное излучение, которое встречается в нашей среде
- отношение фигуры к фону
- разделение нашего визуального мира на фигуру и фон
- ямка
- небольшое углубление в сетчатке, содержащее колбочки
- частота
- количество волн, прошедших данную точку за данный период времени
- Гештальт-психология
- область психологии, основанная на идее, что целое отличается от суммы своих частей
- хорошее продолжение
- (также непрерывность) мы с большей вероятностью воспринимаем непрерывные плавные плавные линии, а не неровные ломаные линии
- волосковая клетка
- слуховая рецепторная клетка внутреннего уха
- герц (Гц)
- циклов в секунду; мера частоты
- слепота по невнимательности
- неспособность заметить что-то полностью видимое из-за невнимательности
- наковальня
- косточка среднего уха; также известный как наковальня
- воспалительная боль
- сигнализируют о каком-либо повреждении ткани
- межушная разность уровней
- звук, исходящий с одной стороны тела, более интенсивен в ближайшем ухе из-за затухания звуковой волны при прохождении через голову
- межушная временная разница
- небольшая разница во времени, в которое данная звуковая волна достигает каждого уха
- ирис
- окрашенная часть глаза
- просто заметная разница
- разница в стимулах, необходимая для обнаружения разницы между стимулами
- кинестезия
- восприятие движения тела в пространстве
- линза
- изогнутая прозрачная структура, обеспечивающая дополнительную фокусировку света, попадающего в глаз
- линейная перспектива
- воспринимают глубину изображения, когда кажется, что две параллельные линии сходятся
- молоточек
- косточка среднего уха; также известный как молоток
- Тельца Мейснера
- Сенсорный датчик, реагирующий на давление и низкочастотные вибрации
- Болезнь Меньера
- приводит к дегенерации структур внутреннего уха, что может привести к потере слуха, шуму в ушах, головокружению и повышению давления во внутреннем ухе
- Диск Меркеля
- сенсорный рецептор, реагирующий на легкое прикосновение
- монофонический кий
- одноухий кий для локализации звука
- монокулярный кий
- кий, для которого нужен только один глаз
- нейропатическая боль
- боль от повреждения нейронов периферической или центральной нервной системы
- ноцицепция
- сенсорный сигнал, указывающий на потенциальный вред и, возможно, на боль
- обонятельная луковица
- луковицеобразная структура на кончике лобной доли, где начинаются обонятельные нервы
- обонятельный рецептор
- сенсорная клетка для обонятельной системы
- теория противоположного процесса восприятия цвета
- цвет закодирован в паре противников: черный-белый, желто-синий и красно-зеленый
- перекрест зрительных нервов
- Х-образная структура, расположенная чуть ниже вентральной поверхности мозга; представляет собой слияние зрительных нервов от двух глаз и разделение информации с двух сторон поля зрения на противоположную сторону мозга
- зрительный нерв
- переносит визуальную информацию от сетчатки к мозгу
- Тельца Пачини
- Сенсорный датчик, обнаруживающий кратковременное давление и высокочастотные вибрации
- восприятие образов
- умение различать разные фигуры и формы
- пик
- (также гребень) высшая точка волны
- восприятие
- способ интерпретации и сознательного восприятия сенсорной информации
- гипотеза восприятия
- обоснованная догадка, используемая для интерпретации сенсорной информации
- феромон
- химическое сообщение, отправленное другим человеком
- фоторецептор
- светочувствительная ячейка
- ушная раковина
- видимая часть уха, выступающая из головы
- шаг
- восприятие частоты звука
- место теория восприятия высоты звука
- различные участки базилярной мембраны чувствительны к звукам разной частоты
- принцип закрытия
- организуют восприятие в законченные объекты, а не в ряд частей
- проприоцепция
- восприятие положения тела
- близость 90 137 вещей, близких друг к другу, обычно группируются вместе 90 138
- психофизика
- раздел психологии, изучающий влияние физических раздражителей на сенсорное восприятие и психические состояния
- ученик
- небольшое отверстие в глазу, через которое проходит свет
- предвзятость ответов
- поведенческая склонность отвечать «да»
- сетчатка
- светочувствительная оболочка глаза
- стержень
- специализированный фоторецептор, хорошо работающий в условиях низкой освещенности
- Тельца Руффини
- Сенсорный датчик, определяющий растяжение
- ощущение
- что происходит, когда сенсорная информация обнаруживается сенсорным рецептором
- чувствительность
- истинная способность человека обнаруживать наличие или отсутствие сигналов
- нейросенсорная тугоухость
- неспособность передавать нервные сигналы от улитки к мозгу
- сенсорная адаптация
- отсутствие восприятия стимулов, которые остаются относительно постоянными в течение длительных периодов времени
- анализ обнаружения сигнала
- метод, используемый для определения способности воспринимающего отделять истинные сигналы от фонового шума
- подобие 90 137 одинаковых вещей обычно группируются вместе 90 138
- стремя
- косточка среднего уха; также известный как стремя
- подсознательные стимулы
- событий, которые происходят ниже абсолютного порога и которые мы не осознаем
- вкусовая почка
- группа вкусовых рецепторных клеток с волосовидными отростками, которые впиваются в центральную пору вкусовой луковицы
- временная теория восприятия высоты звука
- частота звука кодируется уровнем активности сенсорного нейрона
- термосепшн
- восприятие температуры
- тембр
- чистота звука
- обработка сверху вниз
- на интерпретацию ощущений влияют доступные знания, опыт и мысли
- трансдукция
- преобразование энергии сенсорного стимула в потенциал действия
- трихроматическая теория восприятия цвета
- цветовое зрение опосредовано активностью трех групп колбочек
- корыто
- нижняя точка волны
- барабанная перепонка
- барабанная перепонка
- умами
- вкус глутамата натрия
- головокружение
- ощущение вращения
- вестибулярный аппарат
- способствует нашей способности сохранять равновесие и осанку
- видимый спектр
- часть электромагнитного спектра, которую мы можем видеть
- длина волны
- длина волны от одного пика до следующего пика
- Закон Вебера
- едва заметная разница раздражителя представляет собой постоянную пропорцию исходной интенсивности раздражителя
Лицензия
Ключевые условия восприятия и восприятия под редакцией Линн Стивенс лицензируется в соответствии с международной лицензией Creative Commons Attribution 4.