Психология первого впечатления: Что такое эффект первого впечатления в психологии с примерами

Что такое эффект первого впечатления в психологии с примерами

Эффект первого впечатления – это мнение о человека, которое формируется у тебя в первые минуты встречи. Для этого эффекта характерно правило 90/90. Расшифровывается следующим образом: 90 процентов образа человека у нас формируется в первые 90 секунд общения.

Фото автора RODNAE Productions: Pexels

Процесс формирования первого впечатления сложный. Его задача-быстро сориентировать тебя в сложившейся ситуации. Поскольку это вопрос контроля, то тут все средства хороши. Для распознавания объекта, то есть человека или события, используются:

  • социальные шаблоны,
  • внутренние стереотипы,
  • ощущения, передаваемые органами чувств, то есть запах, тактильный контакт, звук голоса, внешний образ.

В этой статье:

Основные факторыПрогулка в паркеЧеловек и зеркалоПравильное первое впечатление

Новости СМИ2

Основные факторы

Первое впечатление всегда субъективное и обобщенное, и поэтому, очень часто, обманчиво.

Ты пропускаешь образ человека, или события через систему своих внутренних фильтров, поэтому оно зависит во многом от твоего восприятия.

Если одно и то же событие будут наблюдать разные люди, то очень большая вероятность того, что их описание происходящего будет сильно отличаться. Тоже можно сказать о первом впечатлении, которое формируется у тебя о человеке.

Важность первого впечатления

Три фактора, которые являются для эффекта первого впечатления ключевыми:

  • фактор превосходства- люди, вступающие в общение, неравны. Если ты встречаешь человека, который по определенным признакам превосходит тебя, то твое отношение к нему имеет тенденцию к завышению его достоинств. И, наоборот, если человек равен или недотягивает до тебя, то возникает склонность к недооцениванию партне;
  • фактор привлекательности-это просто. Внешняя красота человека: это важный фактор в формировании первого впечатления о нем;
  • фактор отношения к нам- важно, чтобы было согласие во всем: взглядах, отношениях. Это можно назвать убежденностью в «родстве душ».

Прогулка в парке

Представь себе, что ты на прогулке. В парке много людей. Ты начинаешь, помимо своей воли, рассматривать их. Твое внимание избирательно, и его фокус зависит от цели твоего наблюдения. То есть, если, подсознательно, твоя цель-поиск партнера, то из всей толпы прохожих, ты выделишь человека, внешность которого будет для тебя наиболее привлекательна. Это работает фактор привлекательности. Выделив такого человека, ты постараешься поставить ему максимальную оценку.

 Поскольку человек- социален, то следующее, что ты попытаешься определить: какой социальной группе принадлежит выбранный прохожий, таким образом, включается фактор превосходства. Это определение, при первом впечатлении, редко бывает ошибочным.

Отсюда и сформировалось мнение о правильности первого впечатления. Для этого используются шаблоны, которые закреплены тобой, как признаки принадлежности к разным социальным группам: одежда, поведение, аксессуары. Все это формирует у тебя в голове некий образ, и ты, с радостью, додумываешь все недостающие детали.

Giphy

Общение еще одно важное направление, которое заканчивает формирование образа. Если при этом, возникает ощущение общности взглядов, интересов, то подключается фактор «отношения к нам», и прохожий переходит в разряд привлекательного партнера.

После того, как твой ум закончил работу над образом, он успокаивается, справедливо полагая, что ситуация под контролем. Вот тут начинаются сюрпризы.

Человек и зеркало

Конечно, в результате более близкого общения, многие додуманные, приукрашенные, недооцененные качества партнера приобретут свою истинную окраску, но первое впечатление, всё же оставит свой след.

Вступая в общение с другими людьми, будь осторожна с эффектом первого впечатления. Всегда следует помнить, что люди – это лишь зеркала, в которых мы видим свое отражение.

Правильное первое впечатление

Знаете ли вы, что достаточно просто взглянуть в лицо человека, чтобы составить первое впечатление о нем? Исследование доказывает, что человеку почти не требуется время, чтобы составить мнение о незнакомце.

Минута – явно недостаточно, чтобы точно оценить характер человека. Но для нас вполне естественно делать предположения о ком-то, когда мы впервые встречаемся с ним. Причем первая оценка может еще долго влиять на наше мнение даже при наличии противоположных доказательств.

Как правило, на первое впечатление влияют три основных фактора. Наше отношение к человеку складывается из оценки его в сравнении с нами. То есть мы, к примеру, часто относимся пренебрежительно к тем, кто ниже нас по должности, не настолько талантлив, успешен и т.д. И наоборот, если незнакомец имеет образ более удачливого и успешного человека, то и впечатление о нем будет восторженное.

Знакомство, естественно, начинается с внешнего вида. Это информация, которую проще всего считать. Конечно, может во внешнем виде может быть и ошибка. Но чаще всего стиль и манера одеваться – это отражение внутреннего мира.

Впечатление о другом человеке также может складываться по совпадениям взглядов. Иными словами, чем больше общего у нас с незнакомцем, тем более положительный эффект он на нас производит. Если собеседник имеет другую позицию, другие интересы и мнение, то его поведение неосознанно окажет на нас негативный эффект.

Поэтому правильно произвести первое впечатление очень важно. Как говорится в старой поговорке, у вас никогда не будет второго шанса произвести хорошее первое впечатление. А эта секунда иногда может решить очень многое.

В первую очередь незнакомый человек посмотрит в глаза, поэтому важно установить зрительный контакт. Он является невербальной формой общения и воспринимается как проявление честности и способ продемонстрировать уважение к человеку, с которым разговаривают. Поддержание зрительного контакта также показывает, что люди слушают друг друга и готовы воспринимать информацию.

Искренняя улыбка успокаивает людей и отлично устанавливает эмоциональный контакт. заставляет их чувствовать себя желанными. Порой в улыбке заключается привлекательность всего образа.

Одежда и вообще внешний вид – это очень важный фактор. Она должна соответствовать ситуации и в принципе выглядеть опрятно. К примеру, слишком простая одежда для собеседования и растрепанный внешний вид может производить впечатление, что человек несерьезно относится к работе.

Формирование хорошего первого впечатление не может обойтись без языка тела. Чтобы установить дальнейший контакт, лучше принять свободную позу, поднять голову, а не рассматривать свои ботинки. Так незнакомый человек поймет, что его компания устраивает собеседника. Любой психолог скажет, что следует избегать скрещивания рук или ног. Это подсознательно отгораживает другого человека.

В дополнение к хорошему языку тела обязательно нужно следить и за словами. Говоря с другими, следует сосредоточиться на вежливом, уважительном и непредвзятом языке.

Умение вести светскую беседу может быть полезным. Нейтральные темы, такие как погода, хобби, спорт, путешествия и еда, – отличная основа, чтобы наладить связь.

Если произошла первая встреча с кем-то, это не значит, что не нужно говорить о чем-то личном. Наоборот, чуткость, интерес и внимание помогут расположить к себе собеседника. Новый знакомый наверняка захочет что-то рассказать о себе, поэтому в этот момент лучше слушать его особенно внимательно и обязательно задавать вопросы, чтобы показать свое участие.

Новый человек в компании, конечно, стремиться показаться лучше, чем он есть. Но не стоит переигрывать. Например, не нужно показывать своего превосходства. Ореол надменности и высокомерия точно не расположит окружающих. Конечно, не нужно выпячивать свои недостатки, но и создавать обманчивый образ тоже не следует. Залог успеха – больше искренности.

Чтобы последующий диалог не прекратился, важно также знать, чего делать не следует. Ведь негативное мнение может сформироваться очень быстро, а чтобы изменить его, придется сильно постараться.

Во многих культурах перебивать кого-то считается очень грубым поступком. Это не только показывает, что человек не слушает, но и расстраивает перебитого человека.

Это также создает впечатление, что собеседник больше заинтересован в том, чтобы слушать себя и ценит свое мнение больше, чем мнение других.

Время от времени нам всем следует проходить цифровую детоксикацию, чтобы преодолеть зависимость от гаджетов. Если во время встречи постоянно разговаривать по телефону, переписываться с кем-то или просто смотреть картинки в интернете, то едва ли удастся создать положительное впечатление.

И, опять, же больше искренности и меньше притворства. Излишнее старание часто очевидно и кажется еще более неискренним. Можно сделать вывод, что человек готов сделать почти все, чтобы произвести хорошее впечатление, явно преувеличивая свои способности.

Эффект первого впечатления

Всем нам хорошо известна поговорка «встречают по одёжке, провожают по уму», также бытует фраза «первое впечатление всегда обманчиво». Есть ли истина в этих словах? Действительно ли мы, не в состоянии правильно оценить человека, которого видим впервые?

Значение эффекта первого впечатления

При формировании первого впечатления существует из­вестное правило 90/90. Суть его в том, что 90% представле­ния о ком-либо формируется в первые 90 секунд общения.

Формирование первого впечатления — довольно сложный процесс, имеющий психологическую структуру, динамику, об­ратные связи разного рода.

Психологическая сущность формирования первого впечатления

«Если вы хотите нравиться другим, надо говорить о том, что они любят и их трогает, избегать споров о вещах им безразличных, редко задавать вопросы и никогда не давать повода думать, что вы умнее.»

Ф. Ларошфуко

Психологической сущностью формирования первого впе­чатления является межличностное оценивание. Оно связано с формированием образа другого человека, с которым предсто­ит совместная деятельность или общение. Основной задачей оценивания является выявление признаков, на основании ко­торых будет выстраиваться образ другого человека. Этот об­раз во многом и помогает прогнозировать поведение и последовательность действий.

Важнейшую роль в межличностном оценивании играет процесс стереотипизации. У каждого человека под влиянием многих факторов, в первую очередь опыта взаимодействия с людьми, формируются специфические эталоны-стереотипы других людей. Формирование этих эталонов чаще всего не осоз­нается человеком, но они серьезно влияют и управляют про­цессом оценивания.

Выделяют три основные группы эталонов-стереотипов:

антропологические, эмоционально-эстетические и социальные. Каждая из них отражает определенные признаки, с опорой на которые, собственно, и осуществляется оценка.

Антропологические стереотипы связаны с внешним обли­ком человека, его имиджем. Социальные — с его статусом и ро­дом деятельности. Эмоционально-эстетические стереотипы формируются под влиянием собственного опыта переживаний, выработанного чувства меры и красоты.

В формировании первого впечатления большую роль иг­рает психологическая установка. К примеру, если накануне встречи вам охарактеризовали вашего собеседника как умно­го, порядочного и обаятельного, то можно быть уверенным, что ваше первое впечатление будет именно таким.

Но это лишь при условии, что вы доверяете источнику информации.

Сильное влияние на процесс восприятия собеседника ока­зывает его национальность. Для многих это существенно мо­жет либо дистанцировать партнера по общению, либо, наобо­рот, сработает механизм уподобления и, как следствие, возник­нет сближение позиций.

На  процесс оценивания оказывает сильное влияние психо­логическое проецирование. Практика подтверждает, что при фор­мировании первого впечатления всегда присутствует психоло­гический феномен проецирования, т.е. приписывания своих эмоций и состояний другому. К примеру, если у человека на­блюдается повышенная тревожность, то от всех, с кем он впер­вые имеет дело, он, скорее всего, станет ожидать недружествен­ных действий и недоверчивого, подозрительного отношения.

Особое влияние на оценку других оказывает состояние уверенности или неуверенности в себе. Экспериментально ус­тановлено, что уверенные в себе люди чаще оценивают других как доброжелательных и расположенных к ним, неуверенные же — наоборот.

Важнейшую роль в формировании первого впечатления играют внешние данные. Здесь очень часто срабатывают ант­ропометрические и эмоционально-эстетические стереотипы, опирающиеся на особого рода информативные показатели. Основные из них следующие:

1. Физическая привлекательность. Действительно, заме­чено, “что красиво, то и хорошо”, т.е. эффект красоты спосо­бен приписать собеседнику, без всякого на то фактического основания, исключительно положительные черты характера и нравственные качества.

Оценивая привлекательность, особое внимание обраща­ют на лицо.

Важнейшую роль в формировании физической привлека­тельности играет осанка. Известно, что хорошая осанка ассо­циируется с уверенностью и оптимизмом, а также внутренней силой и достоинством. Плохая же осанка воспринимается как проявление неуверенности, а очень часто — зависимости и подчиненности. Все это очень важно учитывать при установ­лении контактов с людьми.

2. Самопрезентация. Самопрезентация заключается в умении сконцентриро­вать внимание окружающих на своих несомненных достоин­ствах и всячески увести внимание партнеров от недостатков. Это во многом будет зависеть от умения владеть психологи­ческой инициативой, от остроумия, выразительности и осо­бого рода артистизма.

3. Стиль одежды. Выбор стиля одежды обычно рассматривает­ся как свидетельство того, что человек из себя представляет, какой у него образ собственного “я”. При оценке стиля одеж­ды обращают внимание на следующие особенности:

а) насколько одежда соответствует случаю.

б) насколько одежда опрятна.

в) насколько одежда соответствует устоявшемуся стерео­типу.

В восприятии стиля одежды имеются достаточно устой­чивые стереотипы. Так, для представителя делового мира (осо­бенно руководителей высокого ранга) предпочтителен консер­вативный стиль. Это также касается и деталей: марки часов, зажигалки, галстуков и т.д. Для представителей же творческих профессий более предпочтительна индивидуальность и неза­висимость.

4. Переживаемое эмоциональное состояние. Сильные эмоции провоцируют психо­логическое заражение, т. е. ситуацию, при которой эмоции и чувства одного человека способны овладевать окружающими.

Не следует забывать, что хорошее первое впечатление обычно производят люди, генерирующие вдохновение, опти­мизм и другие положительные эмоции. К таким быстро про­никаются симпатией и начинают испытывать доверие, более охотно идут навстречу их предложениям и пожеланиям.

Практические советы-рекомендации по формированию первого впечатления.

«Самое изысканное удовольствие состоит в том, чтобы доставлять удовольствие другим».

Ж. Лабрюйер

Не забывайте о первых 10 секундах общения, которые являются решающими. Походка, мимика, жестикуляция, внешний вид, манера говорить — все это очень важно для первого впечатления, и особенно в первые 10 секунд обще­ния. Что же обычно происходит в эти первые 10 секунд кон­такта?

Во-первых, первоначальное появление перед собеседни­ком. Желательно, чтобы осанка и поза демонстрировали вашу энергию и динамичность.

Во-вторых, формирование контакта с помощью взгляда, уместной улыбки и крепкого дружеского рукопожатия. Имен­но они сообщают партнеру о вашем расположении к нему, об уверенности в себе и открытости во взаимоотношениях.

Третьим слагаемым первого впечатления является инто­нация голоса, которая должна быть приветливой и выразитель­ной.

Ваша решительность и уверенное представление во мно­гом определяют то, как партнер будет обращаться к вам.

Позаботьтесь о собственном имидже, начиная с одеж­ды.

Забота об имидже начинается для делового человека с за­боты о теле и одежде: с головы (постоянно хорошо и аккурат­но причесанной) до ног (всегда в хорошем состоянии и в чистой(!) обуви).

Говоря о роли и значении одежды в формировании перво­го впечатления, не следует забывать о главном — о том, что именно воспитанность, интеллигентность и хорошие манеры способны расположить к себе людей с первого взгляда.

Устанавливайте связь с партнером с помощью взгляда. Особая роль в начале общения уделяется первому взгляду. Первое мгновение, когда партнеры встречаются и приветству­ют друг друга, сопровождается первым взглядом глаза в глаза. Наше сознательное восприятие другого человека всегда про­исходит с помощью непосредственного зрительного контак­та.

Опытный собеседник всегда стремится приветствовать своего партнера открытым взглядом в глаза. А позднее, в раз­говоре, часто смотрит в глаза собеседнику, чтобы подчеркнуть значение своих слов. Не следует также забывать, что:

— взгляд способствует внушению так же, как и слова;

— прерывание зрительного контакта при разговоре на дли­тельное время может привести к прекращению разговора;

— когда один партнер говорит, опытный слушающий не

допускает поединка глазами, так как это может породить аг­рессивность.

Правильно пользуйтесь языком взгляда. Не случайно го­ворят, что глаза — зеркало человеческой души. Язык взгляда

способен сказать о многом, а точнее — об истинных чувствах вашего собеседника.

Взгляд человека и связанные с ним сигналы глазами име­ют непосредственное отношение к правдивости той инфор­мации, которая произносится вслух. Так, замечено, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени раз­говора, если же более 2/3 — разговор в данном случае более правдив, интересен и искренен.

По своей специфике взгляд может быть:

деловой — когда он фиксируется в районе лба собеседника, что предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства;

светс­кий — когда взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника (до уровня губ), что способствует, как отмечают исследовате­ли, созданию атмосферы светского, непринужденного обще­ния;

интимный — когда взгляд направлен не прямо в глаза со­беседника, а ниже лица — на тело до уровня груди. Специали­сты утверждают, что такой взгляд говорит о несколько боль­шей заинтересованности в общении;

взгляд иско­са, который говорит, как правило, о подозрительном или кри­тическом отношении к собеседнику.

Таким образом, язык взгляда имеет весьма важное значе­ние для распознавания отношения человека к собеседнику или к ситуации, которая в данном случае обсуждается.

Научитесь управлять своей мимикой. Мимика — это дви­жение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное состояние. Именно она способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут в себе, как отмечают исследователи, более 70% информации о психологическом состоянии человека.

Научно доказано, что левая сторона лица гораздо чаще выдает эмоции человека. Это связано с тем, что правое полу­шарие мозга, контролирующее эмоциональную жизнь челове­ка, “отвечает” за левую сторону лица. Положительные эмоции отражаются более или менее равномерно на обеих половинах лица, отрицательные — ярче выражены на левой.

Таким образом, владение мимикой необходимо, по сути, любому человеку, но особенно тому, кто по роду своей деятель­ности имеет многочисленные контакты с людьми.

Умело управляйте языком своего тела. Существуют не­речевые сигналы, которые, с одной стороны, располагают к себе партнера, а с другой — препятствуют, мешают говорить.

К первым, располагающим, стимулирующим к дальнейшему раскрытию мысли, относятся невербальные сигналы: улыбка, кивок головы, наклон корпуса вперед при сидении на стуле, активное молчание, свободная, расслабленная поза, прикосно­вение (при полученном согласии на это), зрительный контакт, обращенность к говорящему (ориентация на него корпуса), открытые ладони и др.

К отрицательным же сигналам, пре­пятствующим общению, можно отнести: взгляд мимо говоря­щего или “бегающий” взгляд, руки на затылке, вздохи, при­щур глаз, нахмуренные брови, скрещенные на груди руки, ос­тановившийся (обращенный в себя) взгляд, покачивание но­гой в позе “нога на ногу” и др.

Овладейте искусством жестовой коммуникации. Жестика, исследующая многообразную гамму движений тела, за­нимает особое место в невербальном общении, поскольку фор­мирует алфавит жестов, без которого крайне трудно достиг­нуть взаимопонимания.

Научитесь определять реакцию своего собеседника. Ре­акция других людей на то, что мы говорим, является очень важ­ной обратной связью, на основе которой мы можем больше узнать о партнерах. Эта реакция является ценным индикато­ром, который дает нам знать, как идет процесс общения и как интерпретируется наше сообщение. Обратная связь позволя­ет нам корректировать сказанное и исправлять любые возмож­ные недоразумения.

Вдохновитесь и вдохновите своего партнера. Вдохно­виться самому и на долгий срок — вот что создаст положи­тельные отношения в общении с партнером. Если же дать воз­можность другим вдохновлять себя, то вы рискуете быть лишь ведомым, а не ведущим в общении. Настоящее вдохновение делает вас привлекательным, энергичным и целеустремлен­ным; помогает преодолеть депрессию, страх перед измене­ниями, неуверенность в себе; способствует концентрации скрытых сил и возможностей; активизирует и побуждает к действию. Наконец, вдохновение помогает вам показать со­беседнику, что он вам симпатичен. Именно это ведет к успе­ху во взаимоотношениях.

По материалам: 

Панкратоа В.П.  Психотехнология управления людьми.
Чалдини Р. Психология влияния.

первых впечатлений | Психология сегодня

Первое впечатление

Отзыв от Psychology Today Staff

Люди созданы для того, чтобы быстро оценивать друг друга. На эти первые впечатления влияет ряд факторов, таких как форма лица, интонация голоса, привлекательность и общее эмоциональное состояние. Люди склонны привязываться к своим первоначальным впечатлениям о других, и им очень трудно изменить свое мнение, даже когда им представлено множество доказательств обратного.

В результате важно знать, как человек знакомится с другими во время первой встречи. Затем можно использовать навыки управления впечатлением — модулируя любые раздражающие черты и подчеркивая свои сильные стороны, — чтобы у людей сложилось о нем более благоприятное мнение.

Все, от стиля одежды и позы до тем для разговора, можно изменить, чтобы произвести лучшее первое впечатление.

Содержимое
  • Произведите хорошее первое впечатление
  • Понимание того, как другие видят вас

Как произвести хорошее первое впечатление

Чтобы произвести первое впечатление, нужно всего семь секунд. Люди тонко оценивают других, основываясь на том, как человек выглядит и говорит, а не на его явных словесных заявлениях. Часто на чье-то первое впечатление влияют неявные установки, о которых они не подозревают, что объясняет импульсивные действия, такие как особое предпочтение тем, кто обладает физической красотой, или более легкое доверие человеку с детским лицом. Наблюдательные способности (предубеждения) наблюдателя так же важны, как и качества, проецируемые целью или оцениваемым человеком, что делает эти суждения постоянным танцем между объективной информацией и выборочным чтением сигналов.

Насколько важно первое впечатление?

Люди быстро судят о благонадежности, физической силе и намерениях причинить вред другим по едва уловимым мимическим и голосовым сигналам. Эти черты могут немного отличаться в разных культурах; например, некоторые исследования показали, что китайское общество формирует первое впечатление на основе компетентности (т. е. восприятия интеллекта и социального статуса), а не физической силы.

Какое первое впечатление вы производите?

Люди склонны быть самокритичными после первоначального разговора и ошибочно предполагают, что они произвели плохое первое впечатление; эксперты называют эту склонность недооценивать свою привлекательность «разрывом в симпатиях». Людей также может ввести в заблуждение «эффект прожектора», который заставляет их думать, что другие чрезмерно сосредоточены на них, осуждая их за каждое несовершенство, неловкий вопрос или неудачную шутку.

Как произвести хорошее впечатление?

Используя навыки управления впечатлением, вы можете изменить то, как вы представляете себя, чтобы повлиять на восприятие вас другими людьми. Обратите внимание на то, как вы говорите (анимированы ли вы, выражаете ли эмоции и т. д.), выражение лица, жесты и поза. Отточите свои навыки рассказчика и проявите неподдельный интерес к тому, что говорят другие.

Понимание того, как вас видят другие

Термин метавосприятие относится к тому, как человек интерпретирует восприятие себя другими людьми. Высоко думать о себе полезно; те, кто считает, что другие положительно относятся к ним, как правило, имеют более высокую самооценку. Метавосприятия большинства людей, как правило, довольно точны, поскольку люди обычно имеют стабильную самооценку, которая определяет их поведение в отношении других. Например, если мы считаем, что мы дружелюбны и симпатичны, мы с большей вероятностью будем действовать или будем продолжать вести себя дружелюбно по отношению к незнакомцам.

Как не произвести плохого первого впечатления?

Может оттолкнуть, когда кто-то поначалу слишком напорист. Распространенные ошибки включают в себя попытку рассказать слишком много о себе слишком рано, доминирование в разговоре или предъявление необоснованных требований к другим людям, которых вы плохо знаете.

Когда дело доходит до первых впечатлений, лучше всего, когда то, как вы себя представляете, совпадает с тем, как вас воспринимают другие.

Как нарциссы выглядят при первой встрече?

Метавосприятие широко изучалось в сфере нарциссизма. Нарциссы склонны считать себя уверенными в себе, приятными и дружелюбными. Из-за высокой самооценки они могут казаться очаровательными и привлекательными поначалу, хотя это первое впечатление быстро портится. Со временем люди обычно понимают, насколько на самом деле эгоцентричны и самодовольны нарциссы.

Как произвести хорошее впечатление в Интернете?

Хотя важно использовать привлекательные и подходящие фотографии в социальных сетях и на сайтах онлайн-знакомств, мы часто судим о незнакомцах по тому, что они пишут. Грамматические и орфографические ошибки в онлайн-профиле могут сделать человека невнимательным или менее умным, а значит, менее привлекательным.

Необходимые материалы для чтения

Последние сообщения

Предвзятость первого впечатления — Лаборатория принятия решений

Одна минута или меньше, чтобы произвести впечатление

Основная идея

Теория и практика

900 02 TDL — это консультационная компания по прикладным исследованиям. В своей работе мы используем знания из различных областей — от психологии и экономики до машинного обучения и поведенческих данных — для поиска целенаправленных решений сложных проблем.

Наши консультационные услуги

Каждый хочет произвести хорошее первое впечатление, будь то собеседование при приеме на работу или первая встреча с родителями партнера. Но знаете ли вы, что у нас есть меньше минуты, чтобы сделать это? Ученые-бихевиористы называют это предвзятостью первого впечатления : ограничение обработки информации человеком, которое заставляет нас делать быстрые и неполные наблюдения о других на основе первой части информации, которую мы воспринимаем. 9

Первые впечатления часто очень важны, поскольку они приводят к быстрым предположениям и суждениям. Чтобы произвести первое впечатление, требуется всего десятая доля секунды или до 30 секунд; более того, ведется много споров о том, верны ли эти впечатления. Предвзятость первого впечатления влияет на работу, отношения, идеи, бизнес и даже медицину.

Ваше первое впечатление о предмете формирует ваши последующие убеждения. Если компания кажется вам некомпетентной, вы можете предположить, что все остальное, что они делают, является некомпетентным.


– Даниэль Канеман

Теория встречается с практикой

TDL – это консультационная компания по прикладным исследованиям. В своей работе мы используем знания из различных областей — от психологии и экономики до машинного обучения и поведенческих данных — для поиска целенаправленных решений сложных проблем. Наши консультационные услуги 2

Эффект ореола: когнитивное искажение, при котором первоначальное положительное впечатление о человеке, бренде или продукте бессознательно влияет на наше восприятие их в целом. 5  Например, если вы считаете кого-то общительным или привлекательным, вы также можете считать его более умным, чем он есть на самом деле.

История

Ранние исследования психологии первых впечатлений были сосредоточены почти исключительно на физических чертах и ​​личности, поскольку считалось, что атрибуты лица говорят о чертах характера человека. В 1700-х годах Иоганн Каспар Лафатер, швейцарский пастор, опубликовал серию эссе о том, как такие черты лица, как форма носа и сближение бровей, важны для определения интеллекта, доброты и настойчивости человека. Затем эта информация может быть использована для определения того, подходит ли человек для конкретной профессии. 12  Однако этот подход потерял популярность в 19 веке из-за его сходства с френологией, псевдонаукой, которая связывает измерения бугорков на черепе с личностными характеристиками.

Более поздняя работа по предвзятости первого впечатления была сосредоточена на том, как другие когнитивные искажения, такие как эффект ореола и предвзятость подтверждения, увековечивают предвзятость первого впечатления. Эффект ореола был открыт Эдвардом Торндайком, американским психологом и одним из первых бихевиористов, в 1920 году, но не получил своего термина до 19 века. 38 С. М. Харви. 5   Предвзятость подтверждения позже была описана Питером Уэйсоном в 1960 году с использованием теста обнаружения правил Уэйсона. 2

В более поздних работах основное внимание уделялось роли первого впечатления в различных дисциплинах и культурах. Например, Фанг и его коллеги (2020) обнаружили, что национальная культура — общее отношение или убеждения, отделяющие членов одной группы от другой, — уменьшает предвзятость первого впечатления. 4  Напоминаем, что предвзятость первого впечатления может повлиять на оценку кандидата рекрутером; следовательно, кажется, что если национальная культура является общей для кандидата и вербовщика, вербовщик не будет делать предположений о способностях или характере кандидатов, как это было бы с кем-то, кто не принадлежит к той же национальной культуре.

Последствия

Предвзятость первого впечатления может заставить лиц, принимающих решения, придавать большее значение информации, полученной в первый раз, чем информации, полученной позже. 7  Это имеет много значений, но интересный пример существует среди финансовых специалистов. Хиршлейфер и его коллеги (2020) исследовали, могут ли первые впечатления аналитика о фирме вызвать предвзятость в поведении аналитиков при прогнозировании. Они обнаружили, что профессиональные финансисты склонны предвзято относиться к первому впечатлению в своих прогнозах доходов фирм, которые они охватывают. В частности, Хиршляйфер и его коллеги обнаружили, что если фирма показывает хорошие результаты в течение года, предшествующего тому, как аналитик последует за этой фирмой, аналитик оптимистичен в последующих прогнозах, и наоборот. Кроме того, этот вывод может быть перенесен на ценовые ориентиры и рекомендации. Примечательно, что предвзятость первого впечатления не является изолированным эффектом, а скорее приводит к развитию многих последующих когнитивных искажений, таких как эффект ореола и предвзятость подтверждения.

Эффект Пигмалиона возникает, когда чьи-то высокие ожидания от нас становятся самоисполняющимся пророчеством, подталкивающим нас к лучшему. Узнайте больше здесь .

Долгосрочное последствие предвзятости первого впечатления называется эффектом ореола , который проявляется, когда положительное первое впечатление об одной черте, такой как красота, заставляет людей делать вывод о существовании других черт, таких как как интеллект. Этот эффект особенно проблематичен во время собеседований при приеме на работу, поскольку было подсчитано, что неправильный найм может стоить компании от одного до семи раз больше первой годовой зарплаты человека. 6  Например, рассмотрим интервьюера, который чувствует сильную связь с кандидатом на работу. Из-за эффекта ореола интервьюер, скорее всего, поверит, что эта связь отразится на рабочем месте и проявится как трудолюбивый и способный новый сотрудник. Однако на самом деле у этого нового сотрудника может быть мало реального опыта и навыков для выполнения работы, и он, возможно, полагался исключительно на свою харизму при ее получении.

Другим последствием предвзятости первого впечатления является развитие предвзятость подтверждения , когда люди ищут информацию, подтверждающую их ранее существовавшие убеждения, и игнорируют информацию, которая противоречит их убеждениям. Поддавшись предвзятости подтверждения, вы получите длинный список негативных последствий по всем направлениям. Это влияет на то, как исследователи формулируют гипотезы и разрабатывают эксперименты, как читатели потребляют и распространяют новости, как компании разрабатывают продукты и даже почему люди придерживаются негативных межличностных отношений. Например, давайте рассмотрим бизнес, разрабатывающий новый продукт. Генеральный директор предлагает новую идею продукта и считает, что она будет иметь бешеный успех. Затем она поручает своей группе маркетинговых исследований изучить его осуществимость, проводя фокус-группы, проводя опросы и анализ рынка. На первый взгляд это может показаться совершенно нормальным; многие предприятия часто делают это. Но подумайте о предвзятых убеждениях генерального директора о продукте, что он будет очень успешным, и о том, как эти убеждения могут повлиять на исследовательский опыт ее команды. Маркетинговая команда проводит исследования, зная ожидания своего начальника, что может привести к формированию гипотез, основанных на этих ожиданиях, тем самым подтверждая эти взгляды. В конце концов, этот предвзятый процесс может привести к провалу продукта, поскольку не проводится никаких реальных исследований его дизайна или рыночного потенциала, что в конечном итоге стоит бизнесу больших денег. 3

Споры

Точность первого впечатления является предметом споров. Психолог, лауреат Нобелевской премии и автор книги « Думай быстро и медленно » Дэниел Канеман считает, что первые впечатления действительно в определенной степени точны. Канеман утверждает, что вы можете очень быстро решить, понравится ли человек вам или другим. Однако он добавляет предостережение: первые впечатления не идеальны, и исправить их очень сложно, поскольку мы часто становимся жертвами эффекта ореола и/или предвзятости подтверждения. 1

Напротив, Александр Тодорокс, исследователь из Принстонского университета и автор книги « Номинальная стоимость, », утверждает, что первые впечатления в основном неточны. Тодоров утверждает, что, хотя теории физиогномики — науки о выводе характеристик личности из тонких черт лица — в корне неверны, в них все же есть доля правды. Он специально пишет, что «мы сразу формируем впечатления от внешнего вида, мы соглашаемся с этими впечатлениями и действуем в соответствии с ними». Другими словами, как только мы формируем первое впечатление о ком-то, мы склонны придерживаться его и относиться к нему как к факту. Вот почему люди, которые «выглядят» более компетентными, например, носят очки, с большей вероятностью будут наняты на руководящие должности. Проблема, однако, в том, что эти суждения полностью субъективны; какие мимические подсказки превращаются в компетентность для одного человека, могут быть неверными для другого человека. Это субъективное представление о том, как «выглядит» лидер, также может иметь опасные последствия, когда дело доходит до приравнивания лидерства к фамильярности, что препятствует разнообразию и прогрессу.

Узнать больше:   Одна из бессознательных предубеждений не позволяет женщинам занимать руководящие должности. Лица не статичны; они динамичны. Хотя улыбающийся человек часто оценивается как более благонадежный, между улыбкой и благонадежностью нет никакой связи — даже если бы она была, улыбки исчезают. 12

Тематические исследования

Пользовательский опыт и визуальная привлекательность 

В статье 2006 года Линдгаард и его коллеги исследовали, может ли первое впечатление сформироваться при кратком просмотре веб-сайта. Участники просматривали главные страницы веб-сайтов в течение 50 миллисекунд каждая, а затем оценивали визуальную привлекательность каждой страницы. Линдгаард и его коллеги обнаружили, что участники достоверно определяли, какие домашние страницы им нравятся, а какие нет, в течение 50 миллисекунд. Они предполагают, что это указывает на то, что на впечатления от веб-сайтов в значительной степени влияет визуальная привлекательность, тесно связанная с макетом дизайна и выбором цвета. Эти выводы основаны на предыдущих исследованиях, в которых изучалось, как юзабилити веб-страницы влияет на взаимодействие с пользователем, и было обнаружено, что визуальная привлекательность сайта на самом деле отвлекает внимание от проблем юзабилити. 10  Необходимо провести дополнительные исследования, чтобы выяснить, как долго длится это первое впечатление, но веб-дизайнеры должны учитывать визуальную привлекательность так же важно, как удобство использования при разработке веб-сайтов. 11

Предвзятые медицинские диагнозы

Известно, что первое впечатление влияет на суждения и решения больше, чем информация, полученная позже. Нанятые врачи осмотрели шесть пациентов, у трех из которых мог быть рак. Каждый рак включал две консультации. Прочитав описание пациента и представив проблему, врачи могли запросить дополнительную информацию о пациенте. Авторы измерили связь первых впечатлений с окончательными решениями по диагнозу. Костопула и его коллеги обнаружили, что действительно существует сильная связь между первоначальным диагнозом врача и последующими диагнозами. Таким образом, врачи, вероятно, основывали свои окончательные диагнозы в основном на первых фрагментах информации, которую они узнали о пациентах, и, возможно, искали информацию, подтверждающую эти первоначальные догадки (таким образом, используя предвзятость подтверждения). Этот вывод может быть проблематичным, особенно если первоначальное впечатление врача заключается в отсутствии рака. Когда у пациентов проявляются малозаметные или неубедительные симптомы, врачам может быть недостаточно информации на раннем этапе, чтобы рассмотреть возможность серьезного наблюдения, что может привести к задержкам в диагностике и дальнейшим осложнениям для здоровья пациентов. 8

Сопутствующее содержимое TDL

Объяснение эффекта ореола.

Если вам интересно узнать больше о связанных предубеждениях, в этой статье описывается эффект ореола: как положительные впечатления от людей в одной области могут влиять на наши ожидания и чувства по отношению к ним в несвязанных аспектах их жизни.

Эффект первенства, объяснение.

Если вам интересно узнать больше о том, как порядок информации, которую мы воспринимаем, имеет значение, в этой статье рассказывается об эффекте первичности: как часто мы запоминаем первые детали, с которыми сталкиваемся, лучше всего.

Смещение привязки, объяснение.

Если вам интересно узнать больше о последствиях чрезмерного использования исходной информации, в этой статье описывается эффект привязки и то, как им манипулируют в зале суда.

Источники

  1. Можно ли доверять первому впечатлению? (2019, 7 ноября). Психология. https://www.psychologies.co.uk/self/can-we-trust-first-impressions.html
  2. Определение предвзятости подтверждения . (н.д.). Инвестопедия. https://www.investopedia.com/terms/c/confirmation-bias.asp
  3. Предвзятость подтверждения: как она влияет на вашу организацию | HBS онлайн . (2016, 18 августа). Business Insights https://online.hbs.edu/blog/post/confirmation-bias-how-it-affects-your-organization-and-how-to-overcome-it
  4. Fang, X., Rajkumar, Т. М., Сена М. и Холсаппл К. (2020). Национальная культура, тип онлайн-среды и предвзятость первого впечатления.
    Журнал организационных вычислений и электронной коммерции , 30 (1), 51-66. https://doi.org/10.1080/10919392.2020.1713686
  5. Эффект ореола – Предубеждения и эвристика | Лаборатория принятия решений . (2020, 24 августа). Лаборатория решений. https://thedecisionlab.com/biases/halo-effect/
  6. Hatcher, R. (nd). «Эффект ореола» и его влияние на ваши решения о найме . МАУ | Кадровое обеспечение и рекрутинг. https://www.mau.com/workforce-insights/how-to-avoid-the-halo-effect-in-your-hiring-process
  7. Хиршлейфер Д., Лурье Б., Рухти Т. Г. и Труонг П. (2020). Предвзятость первого впечатления: данные из прогнозов аналитиков*. Обзор финансов . https://doi.org/10.1093/rof/rfaa015
  8. Костопулу, О., Сирота, М., Раунд, Т., Самаранаяка, С., и Делани, Б. К. (2016). Роль первых впечатлений врачей в диагностике возможных онкологических заболеваний без тревожных симптомов.
    Принятие медицинских решений 37 (1), 9–16. https://doi.org/10.1177/0272989 × 16644563
  9. Лим, К. Х., Бенбасат, И., и Уорд, Л. М. (2000). Роль мультимедиа в изменении предвзятости первого впечатления. Исследования информационных систем , 11 (2), 115-136. https://doi.org/10.1287/isre.11.2.115.11776
  10. Линдгаард Г. и Дудек К. (2002). Удовлетворенность пользователей, эстетика и удобство использования. Достижения IFIP в области информационных и коммуникационных технологий , 231-246. https://doi.org/10.1007/978-0-387-35610-5_16
  11. Линдгаард Г., Фернандес Г., Дудек К. и Браун Дж. (2006). Вниманию веб-дизайнеров: у вас есть 50 миллисекунд, чтобы произвести хорошее первое впечатление!
    Поведение и информационные технологии
    25 (2), 115–126. https://doi.org/10.1080/01449290500330448
  12. Психология первых впечатлений: точны ли они? (2020, 9 августа).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *