Психология пирамида: Пирамида Маслоу: 5 уровней потребностей человека

почему мы попадаемся на удочки мошенников?

Дарья Петрова проанализировала со специалистами философию финансовых пирамид, а заодно изучила психологические портреты их основателей.

«МММ» разрушилась еще в конце 90-х, но дело ее живет. Несмотря на бесконечные судебные процессы и расследования реальных уголовных дел, новые финансовые пирамиды продолжают появляться, а вкладчики с завидным постоянством несут туда свои сбережения. Почему же так происходит? Как работают пирамидчики с сознанием обычных людей, чем завлекают в свои сети и почему люди готовы отдать последнее и влезть в долги ради призрачных миллионов, выясняли вместе с психологом.

Почему люди входят в финансовые пирамиды?

Помимо жадности и банальной жажды денег, по мнению экспертов, здесь присутствует элемент зависти. Например, когда сосед (брат/сват/знакомый) хвастается, что приобрел на вырученные деньги новый автомобиль, купил жене шубу из соболей или отстроил дом за счет заработка на финансовой пирамиде. Еще один прием пирамидчиков –

нажать на больные места, которые у каждого свои, чтобы спровоцировать интерес и собственное желание человека войти в систему.

«Например, тебе предлагают вступить, говорят, там такая крутая компания, там так классно, там ты познакомишься с таким мужчиной, о котором давно мечтала, в случае, если женщина одинока. Ты сможешь купить ту машину, которую хочешь, то есть, каждому давили на его болевые точки. Здесь сложно было удержаться, притом, что первые вкладчики действительно получили большие деньги», комментирует психолог, основатель школы жизни и отношений Лилия Валиуллина.

Дорогой Доронин: Финико ля комедия, или во что одет король финансовых пирамид

 

Еще один прием, о которых говорят специалисты, – это иллюзия эксклюзивности. На своих официальных каналах и в сообществах пирамидчики часто публикуют отчеты о своих собраниях, билеты на которые люди якобы покупали за огромные деньги.

«А здесь, на этом канале, Вы можете увидеть их совершенно бесплатно: вот, смотрите, какие мы», – заявляют участники пирамид.

«Таким образом, люди видели счастливых, успешных людей. И когда рядом со мной счастливые и успешные люди, и мне предлагается путь, с помощью которого всего этого можно достичь, стать таким же, принадлежать к этому сообществу успешных и богатых, человек забывает о своих принципах, о том, что это – пирамида, и начинает надеяться на авось, что мне повезет так же, как повезло им», – говорит психолог.

Еще один пункт, который выделяют эксперты, – надежда на «русское авось» и «после меня – хоть потоп». Надежда на то, что «мне повезет», «авось, успею вывести», вера в удачу привлекли сотни вкладчиков, и для этого даже не нужно было нажимать на их болевые точки или заманивать дорогостоящими гешефтами.

«Я вообще думаю, что основная причина вовлечения людей в пирамиды это не рациональное ожидание денег, а абсолютно иррациональная вера. Кто-то поверил в продукт, кто-то поверил человеку, который его привлек, кто-то поверил в идею, кто-то поверил в удачу. И таких людей немало. Как правило, они неуспешны, им трудно, они не могут рационально строить свою жизнь, взвешенно принимать решения. Они действуют, основываясь на эмоциях, на доверии, ощущениях, интуиции», – уверен психолог Андрей Кёниг.

Отсюда вытекает и сама философия финансовых пирамид.

Ранее Дарья Петрова поговорила с экспертами о том, как движется расследование по уголовному делу Finiko, что делать вкладчикам, чтобы вернуть свои деньги и какая ответственность ждет основателей финпирамиды.  

Психология финансовых пирамид

Психология любых финансовых пирамид, утверждают эксперты, строится на маркетинге Евангелизма. Это такая продвинутая форма устного маркетинга, при которой компании привлекают клиентов, которые настолько сильно верят в конкретный продукт или услугу, что свободно пытаются убедить других купить и использовать их. То есть клиенты становятся добровольными солдатами-защитниками, и при этом еще они активно распространяют информацию от имени компании. В век интернета это становится проще простого.

«Это передача из уст в уста. Когда создаются специальные сообщества, люди в которых говорят, как там круто, как здорово принадлежать к этому сообществу. Также как в случае с религией: люди ходили и рассказывали друг другу. Сейчас это пирамиды в интернете: посмотрите, мы поехали туда-то, посмотрите, какие мы крутые, посмотрите, какая у нас дружная компания. Это и есть идеология, передающаяся из уст в уста»,

рассказывает психолог.

К слову, маркетинг Евангелизма иногда путают и с аффилированным маркетингом. Но это не совсем корректное сравнение. В то время как партнерские программы предоставляют стимулы в виде денег или продуктов, клиенты-евангелисты распространяют свои рекомендации и привлекают новых клиентов из чистой веры, а не для получения товаров или денег. В случае с финансовыми пирамидами это, конечно, не совсем так, но ведь и основную долю вкладчиков они получают именно таким образом – при помощи сарафанного радио. Кроме того, начало конца любой пирамиды наступает в тот момент, когда эти самые вкладчики заканчиваются.

Кирилл Доронин: краткий психологический портрет

Еще на суде, во время ареста, будучи по сути уже загнанным в угол, Кирилл Доронин удивил журналистов своим спокойствием и уверенностью. Сооснователь Finiko до последнего уверял, что собирается вернуть все деньги вкладчикам (их наличие, кстати, он отвергает, заявляя, что в системе существовали лишь партнёры) и просил только об одном: отпустить его по домашний арест, чтобы иметь возможность возвращать средства. Напомним, что суд его просьбам не внял и отправил Доронина под арест до 20 сентября.

«Очень интересная личность, сильная. Те схемы, которые он продумывал, то, сколько существовала эта пирамида, говорит о том, что он отлично разбирается в финансах и инвестициях. Это личность, которая верила в свою идею и верит до сих пор. Это иллюзия всемогущества: «Я верю, Я умный, Я все сделаю». Когда человек верит в идею, эти вкладчики и то, каким путем она достигается, особого значения не имеют», – считет Лилия Валиуллина.

По словам экспертов, Доронин очень грамотно выстроил модели маркетингового поведения. Во-первых, пообещал, что потери будут лишь до определённого процента, и всегда будет возможность сохранить основной капитал. Во-вторых, сумел «легализировать» деньги в кругу верующих и набожных людей.

«Он создал вывод их этих активов, которые есть у человека на отдельный благотворительный счет. И все, вкладчик уверен, что он духовный человек, он занимается благотворительностью. Все было продумано грамотно, и каждому нажимали на то, куда нужно», комментирует психолог.

Дарья Петрова

Теги: новости Татарстана мошенники финансовые пирамиды психология финико кирилл доронин

«Находит ли пирамида Маслоу подтверждение в психологии?» — Яндекс Кью

Юстиния Хохлова  ·   ·

3,1 K

Евгений Яковлев

Психология

психолог-консультант, бизнес-тренер, гештальт-тера…  · 6 мая 2021  ·

id186672748

«Пирамида Маслоу» — одна из множества моделей в практической психологии.

Как и любая модель, она много обоснованно критикуется.

По простой причине: любая модель — упрощение, она описывает ЧАСТЬ системных связей. То есть найти ситуации, в которых та или иная модель не работает, не подходит для описания происходящего, прогнозирования и влияния, обычно просто.

При этом модель Маслоу жива и применяется, причём достаточно широко в деловой сфере, — которая практична и прагматична по определению. Как и другие психологические модели в бизнесе, она там обычно используется в упрощённом варианте.

Ценность моделей в практической психологии не в том, что они «правильные». В буквальном смысле — нет, по определению. Именно потому что это модели, а не реальность, и они описывают только часть системных связей, — а «выброшенное», неучтённое в модели всегда существенно.

Просто моделей должно быть много.

Одна отлично «ложится» на конкретную ситуацию, позволяет в ней сориентироваться, прогнозировать и влиять. Но на другую ситуацию не «ложится» никак. Ну и отлично: на другую хорошо подходит совсем другая модель, возможно прямо противоположная первой. И отлично.

Психологическая консультация 5000 р. в час, гештальт-терапия 3000 р.

Перейти на vk.com/id1866727487 оценили

  ·

1,7 K

Юрий Зорин

2 авг 2021

Трудно ответить на вопрос, подтверждает ли психология психологию…

Комментировать ответ…Комментировать…

Игорь Савин

Топ-автор

Энергетик по профессии. Интересы: лингвистика. ..  · 6 мая 2021

Только на первом уровне — физиологических потребностей. На уровне безопасности она начинает шататься (просто потому что в наше время это не самая актуальная проблема для среднего человека). Ну а выше вообще начинается разброд -… Читать далее

Мой канал в Яндекс.Дзен

Перейти на zen.yandex.ru/dinvolt3 оценили

  ·

359

Русланик Аюшеев

7 мая 2021

безопасность для тебя не самая актуальная проблема до тех пор, пока сосед со свинорезом не начнёт возле твоей… Читать дальше

Комментировать ответ…Комментировать…

Русланик Аюшеев

Старый ворчун  · 7 мая 2021

Конечно находит. Даже в русских народных сказках прямое подтверждение. Это когда ни самого Маслоу ещё небыло, никого из его почитателей или оппонентов. Теперь цитата- «Ты сперва меня накорми, напои, в баньке искупай, а потом. .. Читать далее

3 оценили

  ·

173

Комментировать ответ…Комментировать…

Сергей Соловьёв

По образованию юрист и медик. Заместитель…  · 7 мая 2021

Ах. Нет не находит. Она не находит подтверждения ни в одном из аспектов реальности.  Свинья, нажравшись желудей, не поднимнет рыло к звёздам. Очередной кадавр профессора Выбегало не обратится к духовному развитию, приобретя все… Читать далее

1 оценил

  ·

197

Комментировать ответ…Комментировать…

Dmitry Ovchinnikov

Я — программист, который знает немного о циклах и…  · 7 мая 2021

Любая картинка, в которой люди пытаются выразить сложные естественные явления — это просто модель. Что такое модель? Модель — это попытка выразить нечто сложное более простыми терминами или знаками с той или иной степенью. .. Читать далее

2 оценили

  ·

147

Комментировать ответ…Комментировать…

ыренк

домосед. за больной женой ухаживаю.  · 15 февр 2022

на самом деле пирамида — это просто схема. в психологии практически всё состоит из таких общих схем. опытный психолог легко опознает событие или явление и применит готовую схему. но именно опытный. я бы сравнил это с… Читать далее

Нет оценок  ·

Комментировать ответ…Комментировать…

Вы знаете ответ на этот вопрос?

Поделитесь своим опытом и знаниями

Войти и ответить на вопрос

Маслоу не построил пирамиду, которая изменила историю управления

В зависимости от вашего жизненного опыта вы можете думать о пирамиде потребностей Маслоу одним из двух способов.

Вы можете поверить в то, что я сделал перед тем, как написать эту историю: что пирамида цвета радуги, возможно, впервые запечатленная в памяти в начальной школе, упорядочивает истины о том, что мотивирует людей. Во-первых, мы удовлетворяем наши потребности «нижнего уровня», такие как основное питание и безопасность, базовые слои пирамиды. Только тогда мы можем заняться потребностями «более высокого уровня», такими как любовь, принадлежность и уважение, ступеньками к самореализации, раскрытию своего полного потенциала и вершине пирамиды.

Реклама

Однако, если вы психолог или специалист по организационному поведению, вы можете отвергнуть пирамиду потребностей как ненаучную и устаревшую. Но вы, вероятно, пришли к пониманию того, насколько она вездесуща как элемент поп-психологии.

В любом случае, вы почти наверняка верите, что пирамиду изобрел Абрахам Маслоу, американский психолог, умерший в 1970 году. Но эта часть не соответствует действительности.

Хотя Маслоу дал нам теорию иерархии потребностей, согласно новому исследованию, опубликованному в журнале Academy of Management Learning & Education, он вовсе не представлял свою структуру в форме пирамиды. В нем три профессора менеджмента — Тодд Бриджмен и Стивен Каммингс из Университета Виктории в Веллингтоне, Новая Зеландия, и Джон Баллард из Университета Маунт-Сент-Джозеф в Огайо — прослеживают происхождение, возможно, самой известной инфографики в мире. Они предполагают, что этот символ на самом деле был создан консультантом по менеджменту, вдохновленным 9 теоретиком менеджмента.0013 неправильное толкование самых ранних идей Маслоу.

Последствия красочного конечного продукта, утверждают они, не были благоприятными. То, что мы знаем как пирамиду Маслоу, испортило наш взгляд на работу и наши ожидания, что люди озабочены потребностями «высшего» или «низшего» уровня в зависимости от их дохода или профессионального статуса. Создается впечатление, что некоторым сотрудникам нужно заботиться о своих сердцах и душах, использовать и развивать их творческий потенциал, в то время как другие просто озабочены ежемесячным погашением арендной платы и обеспечением еды на столе.

Реклама

В самом деле, врожденное послание пирамиды «действительно сдерживает нас», — говорит Сьюзен Фаулер, старший партнер-консультант The Ken Blanchard Companies, фирмы, занимающейся обучением менеджменту. Фаулер не принимал участия в исследовании, но в других статьях и книгах критиковал прочную власть Маслоу над менеджерами.

Бриджмен и его соавторы добавят, что чрезмерное упрощение более тонких идей Маслоу позволило нам игнорировать некоторые более эгалитарные принципы психологии. Теперь они хотят исправить запись.

Психологическая основа новой эры оптимизма

Абрахам Маслоу родился в 1908 году в семье рабочего класса в Бруклине. Его отец, Самуил, уехал из Киева в 14 лет без гроша в кармане и мог говорить только по-русски и на идише. Он бежал от царского насилия, но также, согласно единственной биографии его знаменитого сына, уклонялся от властного отца, когда он отправился в США в одиночку, с приколотыми к одежде инструкциями о том, как семья в новой стране должна заботиться о нем. .

Реклама

Авраам, старший из семи детей, вырос в еврейском квартале Бруклина и посещал школы с преимущественно еврейским населением. По-видимому, на него так повлияли антисемитские хулиганы на улицах его района, что понимание их ненависти было частью того, что привело его в область психологии. Он развил ученость, которая дала ему психологическое облегчение от домашних беспорядков и от матери, которую в журналах описывали как жестокую и мстительную.

Гениальность молодого Маслоу привела его в более утонченный мир. Он учился в Городском колледже Нью-Йорка, получил степень магистра и доктора философии в области психологии в Университете Висконсина и продолжил свою аспирантуру в Колумбийском университете. Он разработал свою теорию иерархии потребностей, представленную в 1943 в статье под названием «Теория мотивации человека», когда он был профессором Бруклинского колледжа, хотя его идеи получили гораздо более широкое признание в 1950-х годах. К тому времени он уже работал в Университете Брандейса, где проработал на факультете до своей смерти в 1970 году. что на самом деле говорило о нашем величайшем потенциале как эмоциональных и разумных существ, — пришло ему в голову в 1941, год, когда США ввязались во Вторую мировую войну. «Сидя в своей машине, наблюдая за проезжающим мимо парадом ветеранов, он размышлял о том, как мир снова идет на войну. В тот момент он решил посвятить свою жизнь разработке «психологии для мирного стола», — пишут Бриджмен и его соавторы, цитируя биографа Маслоу Эдварда Хоффмана.

Мы настолько привыкли к самосовершенствованию как к цели и к тому, чтобы рассматривать терапию как способ улучшить свое эмоциональное благополучие, а не только как способ лечения психологического состояния, что трудно представить, насколько оригинально и свежие идеи Маслоу были в свое время.

Advertisement

Хотя он не был первым психологом, сосредоточившимся на здоровых потребностях человеческого разума и духа, он помог создать гуманистическую психологию, которую называют предшественницей позитивной психологии. «До этого психология сосредоточивалась на том, что не так с человеком», — сказала Марджи Лахман, профессор психологии в Брандейсе, общественному радиошоу Ted Radio Hour в 2015 году. редуктивного бихевиоризма, Маслоу дал миру теорию, которая возвысит то положительное и уникальное, что есть в человеческой природе. Он стремился «вернуть удивление, трепет, трансцендентность и религию» в изучение людей, — говорит психолог Джессика Грогран в видео о своей книге «9».0013 Знакомство с Америкой: гуманистическая психология, культура шестидесятых и формирование современного «я»  (Harper Perennial, 2012). «В своем оптимизме он был похож на ребенка, — говорит Гроган. «У него были идеи, что, изменив психологию, он может изменить мир».

Хотя концепция иерархии потребностей Маслоу успешно вызвала движение, ученые быстро подвергли ее критике за ее субъективность и отсутствие эмпирической строгости. (Хотя Маслоу был одержим выдвижением и развитием своих гипотез, у него, казалось, было меньше времени для научного процесса, говорит Бриджмен.) сегодня признан за открытие новых направлений психологических исследований.

Маслоу, вероятно, был бы известен сегодня не только благодаря пирамиде, если бы не некоторые оскорбительные взгляды, которые он принял в конце 1960-х, незадолго до своей смерти. Он начал утверждать, что способность к самореализации является унаследованной биологической чертой и, следовательно, недоступна для некоторых людей и групп. Этот аргумент заставил выдающегося психолога Карла Роджерса, также считающегося основателем гуманистической психологии, и других дистанцироваться от Маслоу.

Реклама

Однако в исследованиях по менеджменту восхождение пирамиды было неукротимым. Иерархия потребностей стала, пожалуй, самым известным образцом в исследованиях менеджмента, пишут Бриджмен и его соавторы, отмечая, что спустя годы это по-прежнему структура, которую «студенты помнят наиболее ярко».

Научные связи в MIT Sloan?

Как отмечают исследователи, большинство репродукций ярко раскрашенной пирамиды ссылаются в качестве источника либо на знаменитую статью Маслоу 1943 года, либо на одно из трех ранних изданий его книги Мотивация и личность , впервые опубликованной в 1954 году . Однако, если кто-то потрудится просмотреть исходный материал, он обнаружит, что пирамида не фигурирует ни в одном из них.

Другие исследователи отметили это любопытство. Однако до сих пор никто не пытался установить, откуда взялась пирамида и кто был ответственен за нее, по крайней мере, так считает Бриджмен. Он и его соавторы корпели над богатыми журналами Маслоу и публиковали работы на предмет каких-либо следов пирамид или даже треугольников в иллюстрациях или в прозе. Они также поговорили с бывшим коллегой Маслоу, почетным профессором менеджмента Массачусетского технологического института Эдгаром Шейном, который сказал исследователям, что, по его мнению, пирамиду придумал Маслоу, но не может вспомнить конкретное событие.

«Проведя обширный поиск, в том числе в архивах Маслоу в Центре истории психологии Университета Акрона в Огайо, мы не обнаружили никаких следов того, чтобы Маслоу оформлял свои идеи в форме пирамиды», — Бриджмен и его соавторы. заключить.

Реклама

Чтобы определить, как возникла пирамида, ученые искали самые ранние упоминания о Маслоу в журналах по менеджменту и книгах по лидерству. Они нашли свой первый ключ к разгадке в статье 1944 года Дугласа МакГрегора, теоретика менеджмента, который в XIX веке50-х годов, с энтузиазмом перенесет идеи Маслоу в расцветающую область человеческих отношений, смешивая психологию с бизнес-мышлением и мышлением лидера.

МакГрегор, профессор Школы менеджмента имени Слоана при Массачусетском технологическом институте, умерший в 1964 году, известен тем, что создал структуру управления Теории X и Теории Y, которая разделила стили управления на два основных лагеря, один из которых был занят теми, кто считал, что сотрудниками нужно манипулировать с помощью меры кнута и пряника (теория X) и один подход руководителей, которые считали сотрудников внутренне мотивированными (теория Y). Последняя идея, глубоко вдохновленная Маслоу, была революционной и своевременной, прекрасно совпавшей с появлением того, что стало известно как «сектор знаний», и его класса работников, чьи повседневные задачи были интеллектуальными и эфемерными.

Спустя годы после ссылки на Маслоу в статье 1944 года МакГрегор в письме психологу от 1956 года рассказал о встрече с руководителями, которых привлекло его мнение о теории Маслоу. Он писал, что иерархия потребностей «разжигала их воображение».

Основополагающая книга МакГрегора « Человеческая сторона предприятия » была опубликована в 1960 году и оказала то, что в исследовании Бриджмена описывается как «трансформационный эффект на зарождающуюся область организационного поведения». Книга не цитирует Маслоу напрямую. Но взгляды психолога и почти его слова (почти дословно) налицо, и маслоу Мотивация и личность указан в качестве ссылки.

Реклама

Намеренно или нет, но перевод Макгрегором идей Маслоу изменил историческое понимание иерархии потребностей. Например, в 1960 году он писал: «Человек, чьи потребности более низкого уровня удовлетворены, не мотивирован для удовлетворения этих потребностей. Для практических целей их больше не существует». Авторы нового исследования подчеркивают, что Маслоу никогда не приводил такого аргумента; он чувствовал, что у людей может быть несколько неудовлетворенных потребностей одновременно, и все они могут быть мотивированы.

Справедливости ради следует отметить, что причиной неточностей могли быть драматические примеры, которые Маслоу использовал для оживления своей теории . Например, он писал, что о человеке, который изо всех сил пытается прокормить себя, «можно справедливо сказать, что он живет одним хлебом». Однако Маслоу «поспешил указать, что такие ситуации редки», объясняют авторы. Вместо этого он считал, что большинство людей «частично удовлетворены во всех своих основных потребностях и частично не удовлетворены во всех своих основных потребностях одновременно».

Различие имеет решающее значение. Тем не менее, даже МакГрегора нельзя обвинить в том, что он придумал пирамиду, а только в том, что он посеял идеи Маслоу — или, скорее, его версию идей Маслоу — в корпоративных пространствах. (Маслоу к этому моменту еще не написал ни слова о потребностях и прихотях рабочих.)

Таинственное создание пирамиды

Первый намек на иерархию потребностей, даже похожую на пирамиду, появляется в 1957 г. когда теория Маслоу проиллюстрирована для книги «Человеческие отношения в бизнесе» Кейт Дэвис, выдающийся ученый той эпохи, который, по словам Бриджмена, вращался в тех же кругах, что и МакГрегор.

Реклама

Здесь, однако, метафора выбора — это лестница, каждая ступенька которой представляет собой отдельную потребность и занята типичным бизнесменом в костюме и галстуке, удовлетворяющим ее. Например, на уровне «базовых физиологических потребностей» его видят обедающим, возможно, сидящим за плотным обедом. Вверху изображен наш победоносный корпоративный солдат, водружающий американский флаг, напоминающий культовый образ американских пехотинцев, поднимающих звезды и полосы во время битвы за Иводзиму во время Второй мировой войны, отмечают авторы нового исследования.

Равносторонний треугольник, наконец, появляется в 1960 году. Впервые он появляется в статье Чарльза Макдермида, психолога из консалтинговой фирмы из Висконсина, в статье «Как деньги мотивируют мужчин» в деловом журнале. Макдермид называет потребность высшего уровня «самореализацией», как это делал Дэвис, а не «самоактуализацией», как писал Маслоу, отмечается в исследовании. Из-за этого исследователи подозревают, что Макдермид просто переосмыслил лестницу Дэвиса как треугольную форму.

Цитируя эссе Макдермида, авторы находят нечто вроде дымящегося пистолета, который объединяет ошибочную версию теории Маслоу и следствия пирамиды: «Поскольку «максимальная мотивация при наименьших затратах является желаемым конечным результатом», Макдермид посоветовал менеджерам использовать Теория мотивации Маслоу, которую «можно устроить» в виде пирамиды, чтобы оценить потребности своих сотрудников и соответствующим образом скорректировать компенсационные пакеты».

Реклама

Эта пирамида вдохновила тысячи других, считают исследователи.

Устойчивая пирамида и то, как она сформировала наше представление о работе

Как отмечают Бриджмен и его коллеги-исследователи, концепция иерархии «отражала преобладающие [послевоенные] идеологии индивидуализма, национализма и капитализма в Америке и оправдывала растущий менеджеризм в бюрократические (т. е. многоуровневые треугольные) форматы».

Пирамида отражает структуру организации, сужаясь кверху. Подразумевается, что у людей наверху более изощренные потребности, чем у тех, кто внизу. Принято считать, что только тогда, когда сотрудник выходит за рамки рядового состава и переходит на уровень более высокой оплаты, «он будет беспокоиться о своей самооценке или возможностях, эта работа будет для него значимой», — говорит Бриджмен, « и я думаю, что это оказывает медвежью услугу».

Фаулер обнаружил, что многие руководители используют пирамиду как «предлог, чтобы не заниматься психологическими проблемами людей» и отложить в сторону более сложные потребности. По словам Фаулера, «это что-то вроде: «Ну, мы не можем позволить себе дать это всем, кто находится внизу пирамиды, поэтому мы просто предполагаем, что они не будут мотивированы причинами более высокого порядка».

Реклама

Другим негативным эффектом, который она связывает с иерархией Маслоу, является убеждение, что: «Если бы я зарабатывал больше денег, я был бы счастливее. Или, если бы я позаботился об этих потребностях в безопасности, я был бы более счастлив или более мотивирован выполнять свою работу», — говорит Фаулер. «Люди попадают в ловушку этого, — утверждает она, — и все же, если бы деньги были решением, мы бы не видели богатых людей, которые страдают. Они бы не разводились, не становились наркоманами и не совершали преступлений».

Пожалуй, самым убийственным является намек пирамиды на то, что на «вершине» есть конечное пространство, и мы все соревнуемся друг с другом, чтобы попасть туда. «На самом деле, — говорит Фаулер, — люди «самоактуализируются» повсеместно».

Первые работы Маслоу фактически дали понять, что выявленные им потребности могут не быть универсальными, что культура и контекст имеют значение, и что иерархия может не отражать одни и те же приоритеты для всех. Таким образом, хотя его список потребностей может быть справедливо захлопнут, он также не был таким наивным, как хотелось бы верить критикам пирамиды, по словам Бриджмена. «Маслоу пытался сказать, что у людей эти потребности будут устроены по-разному. Менеджеры действительно должны понимать каждого сотрудника и то, что им движет, а не полагать, что я могу просто накинуть пирамиду на всех в организации».

Маслоу явно не впечатлили ученые-менеджеры, которые рассматривали «его теорию человеческой природы как средство для достижения финансовой цели — краткосрочной прибыли — а не цели, которую он видел, более просвещенных граждан и общества», — отмечают авторы, цитируя Маслоу. Книга 1965 года Eupsychian Management . И все же он не дистанцировался от популярности пирамиды.

Advertisement

«Маслоу дожил до того, чтобы увидеть пирамиду, и на самом деле не оспаривал ее из-за других трудностей, с которыми он сталкивался в своей жизни, из-за отвержения психологии», — говорит Бриджмен. «Люди из руководства расстелили перед ним красную ковровую дорожку и хорошо заплатили ему, так что, я думаю, это его вполне устраивало, но это было далеко от того, о чем он писал».

На протяжении 1960-х годов и в последнее время теории Маслоу проверялись в полевых и лабораторных исследованиях. При внимательном рассмотрении пять потребностей, которые определил и ранжировал Маслоу, просто не выдержали критики, особенно в других культурах. (Прежние критики работ Маслоу называли его взгляды европоцентричными и нечувствительными к таким барьерам, как системный расизм и сексизм, которые теоретически могут помешать некоторым сотрудникам когда-либо «продвигаться вверх» по иерархии.)

Представления Маслоу о самореализовавшихся людях также были субъективными. Хотя он описал черты самоактуализировавшегося человека (скромный, благодарный, заботящийся о благе человечества, самоуправляемый, а не бездумный конформист и т. д.), это были по существу субъективные измерения. Подпитывая критику «субъективности», он даже назвал несколько человек, в том числе таких общественных деятелей, как Элеонора Рузвельт и Альберт Эйнштейн, которых он считал самореализовавшимися.

Визуальный удар пирамиды

К 1970-м годам ученые начали разочаровываться в неточных рассуждениях Маслоу, сообщают газеты, но уже появились учебники по менеджменту, чтобы спасти пирамиду от возможного забвения. Всплеск спроса на бизнес-школы на уровне колледжей создал рынок учебников, которые были как учебными, так и интеллектуальными, подходящими для серьезного образования. Пирамида Маслоу отвечает всем требованиям.

Реклама

Перенесемся в поздние нулевые, и студентов-менеджеров обычно учат считать пирамиду пережитком мышления старой школы. Как правило, объясняет Бриджмен, профессора представляют пирамиду как фундаментальную теорию того, что движет сотрудниками, а затем анализируют все недостатки модели.

Распространенной мишенью для нападок является утверждение, до сих пор ошибочно приписываемое Маслоу, что люди могут подняться на следующий уровень потребностей только после того, как удовлетворены основные потребности. Действительно, многие из нас знают людей, чье стремление к творчеству перевешивает потребность в солидной зарплате. Как отмечает Педро Монтейро, постдок-исследователь бизнес-школы Emlyon в Париже, в подкасте Talking About Organizations , мы также видели, что даже самые сытые, обеспеченные и имеющие социальные связи работники — изнеженные сотрудники Silicon Богатые технологические гиганты Долины, например, не обязательно продолжают «прогрессировать», чтобы достичь более высокого уровня потенциала. «Если бы это было так, — говорит Монтейро, — разве не каждый там был бы добродетельным мудрецом?»

Тем не менее, пирамида, кажется, стала своего рода татуировкой, символом веры, применявшимся к менеджменту, когда он был молод и все еще разгадывал себя. «Я собираюсь в Сербию, Румынию, Россию, Париж, Лондон, Кипр, Корею, буквально в ближайшие пару месяцев, — говорит Фаулер, — и мне все равно, где я выступаю, Маслоу всегда появляется». Она столкнулась с поклонниками Маслоу, которые просто не хотят отказываться от логики пирамиды.

Чтобы раскрыть стойкость пирамиды и мировое господство, Бриджмен и его коллеги посвящают часть своего времени немалой силе самой формы. Иерархия потребностей «может быть единственной теорией управления, которая стала «вирусной» и стала мемом, и сомнительно, чтобы это произошло, если бы она не была упакована в пирамиду с пятью четкими категориальными уровнями», — пишут они. . Они указывают, что это древний символ силы и человеческого стремления достичь божеств, находящихся над нами.

Реклама

Николас Паджерски, дизайнер и архитектор WeWork в Сан-Франциско, находит эту аргументацию убедительной. Когда вы думаете о европейских соборах, говорит он, или о «то, что мы называем пирамидами в Египте или зиккуратами в Мезоамерике, в истории архитектуры определенно есть след, который в некотором роде можно свести к восхождению вверх и внутрь».

Сегодня, добавляет он, наблюдается фетишизация высоты не только в том, как мы строим, но и в том, как мы «программируем» наши здания, делая пентхаусы самыми просторными и роскошными жилыми помещениями или гостиничными номерами, босс углового офиса на 38-м этаже. «Я действительно думаю, что существует неявное социально-экономическое, философское стремление забраться как можно выше», — заключает Паджерски.

В Южной Африке есть даже отель Maslow Hotel, построенный из слоев, которые постепенно уменьшаются снизу вверх, и все вместе они напоминают пирамиду. На его веб-сайте мы узнаем, что отель Maslow Hotel «стремится создать среду, которая оптимально удовлетворяет основные потребности человека, чтобы разум был свободен для достижения своего наивысшего потенциала, самореализации».

Реклама

Куда нам двигаться дальше?

В своей попытке отделить Маслоу от идеи пирамиды исследователи, стоящие за научным расследованием нового исследования, сталкиваются с важным ограничением: они намереваются доказать обратное. Не каждого историка убедит вывод, что сам Маслоу не организовывал иерархию потребностей таким образом. Если однажды будут найдены доказательства, связывающие Маслоу с пирамидой, что тогда?

Но для Бриджмена и его команды неясность происхождения пирамиды поднимает более серьезные вопросы о общепринятой мудрости в теории управления и ее истории заимствования идей из психологии или экономики, которые «отфильтрованы через давние приверженности нашей области свободному рынку». капитализм, менеджеризм, организационные иерархии и примат личности». (В другой статье Бриджмен и Каммингс вместе с Колмом Маклафлином из Дублинского университетского колледжа поставили под сомнение официальную историю тематического исследования Гарвардской школы бизнеса. )

Пирамида Маслоу по-прежнему широко используется в публичных беседах о корпоративном успехе, корпоративной культуре и вовлеченности сотрудников. Начните обращать внимание, и вы будете поражены его распространенностью.

Между тем, изучение мотивации стало обширной областью, привлекающей большое количество ученых в области управления и психологии. Мы постоянно сталкиваемся с новыми идеями современных мыслителей. Некоторые основаны на традициях бихевиоризма, но многие содержат суть первоначального видения Маслоу. Например, Фаулер считает теорию самоопределения, в которой утверждается, что всем сотрудникам требуется автономия, связанность и компетентность, усовершенствованием Маслоу, которое, по ее словам, научно проверено. «Для меня это то, к чему Маслоу пришел бы за последние 60 лет», — говорит она.  

Реклама

Несмотря на давние заблуждения о пирамиде Маслоу, растет осознание ценности того, что в каждом сотруднике можно увидеть весь человеческий потенциал. Такие компании, как Zappos, Disney или Four Seasons Hotels, хвалят за то, что поощряют сотрудников к самовыражению и за то, что они дают сотрудникам на любой должности свободу принимать решения и решать проблемы, не консультируясь с менеджером или бездумно отправляя вопросы по цепочке.

Буквально в прошлом месяце на саммите Bloomberg Equality Summit в Нью-Йорке Арианна Хаффингтон заявила, что мы вступаем в эпоху, когда большему количеству компаний придется комплексно думать о своих сотрудниках, обо всех них и обо всех их потребностях, сразу. Ее видение совсем не походило на пирамидальную иерархию.

Авторы учебников принимают к сведению

Примерно через неделю после публикации их исследования в Интернете, где оно доступно бесплатно до 28 апреля, Бриджмен и его соавторы начали получать сообщения от экспертов по менеджменту и авторов учебников, которые заявили, что планируют обновить свою работу. . Но они также слышали от автора, который уже сталкивался с противодействием со стороны рецензентов (которые, вероятно, являются преподавателями), когда она пыталась удалить пирамиду из своего текста.

«Радикальные изменения могут оттолкнуть учителей, которые, скорее всего, не захотят вносить серьезные изменения в свои курсы», — сообщил нам Бриджмен по электронной почте. «Они знают, что ученики любят и помнят (пирамиду), и не хотят меняться, даже в свете доказательств того, что пирамида не принадлежит Маслоу».

За Пирамидой. Психология бытия: реальный вклад Маслоу0014 Абрахам Маслоу сегодня наиболее известен своей

иерархией потребностей . Иерархия будет знакома большинству читателей как диаграмма пирамиды, встречающаяся во всех вводных текстах по психологии, которая ставит низшие человеческие потребности (еда, кров, одежда и т. д.) выше более высоких потребностей, таких как потребности в социальной принадлежности и самореализации.

Это прискорбно, потому что многие люди по понятным причинам отказываются от предположения, что мы должны удовлетворить все материальные потребности, прежде чем мы сможем заботиться о том, чтобы быть нравственными. Иронично, потому что такое представление действительно далеко от собственных убеждений и идей Маслоу.

Для начала давайте проясним это. Во-первых, Маслоу никогда не использовал диаграмму пирамиды ни в одном из своих произведений; это добавление более поздних авторов учебников.

Во-вторых, он не рассматривал «иерархию» как оправдание эгоизма или откладывания удовлетворения высших потребностей; скорее, он с большим интересом отметил, что есть люди, такие как великие реформаторы и святые, которые замечательны именно тем, что они подчиняют материал альтруизму, — и намекал, что мы все должны подражать их примеру. Другими словами, в той мере, в какой эта иерархия существует, она является условием пала человеческая раса, и не такой, какой нам хотелось бы, чтобы она оставалась.

В-третьих, то, что у людей есть базовые потребности в удовлетворении материальных потребностей, вряд ли можно назвать удивительным или оригинальным предположением; Нововведение системы Маслоу как раз и состоит в том, что она вообще включает высшие потребности — что, на удивление, немногие психологи были готовы признать, когда писал Маслоу.

Наконец, Маслоу относительно рано предложил иерархию потребностей; со временем он решительно перешел к сосредоточению на более высоких потребностях; именно этот акцент, несомненно, является его величайшим наследием.

Тем не менее, сегодня, спустя десятилетия, его наследие остается смутно понятым и почти не оцененным. Для этого есть несколько причин, в том числе появление своего рода псевдопозитивной психологии, которая в 1990-х годах использовала термин Маслоу, но игнорировала его и его работу. Но другая причина, возможно, заключается в прискорбной склонности людей цепляться за упрощенную идею, такую ​​как диаграмма пирамиды, а затем останавливаться на ней, претендуя на знание чего-то реального и прочного.

Вместо того, чтобы ругать человеческую глупость (это та самая проблема, которую мы пытаемся решить), давайте бороться с огнём огнём. То есть, если нам нужна диаграмма, чтобы донести концепцию, давайте предложим лучшую, которая выражает мысль Маслоу. Я предлагаю один ниже.

Суть в том, чтобы дать визуальное выражение реальному вкладу Маслоу, который он назвал Быть психологией . Мы можем определить психологию бытия несколькими способами. С одной стороны, это психология, лежащая в основе всех великих религий и философий мира, — вечная психология. Он включает в себя выход за пределы эгоизма и неподлинного мира «кажущегося» и вступление в реальность здесь и сейчас в полной мере живым: быть полностью в мире, одновременно соединенным с великими Идеалами Истины, Красоты, Гармонии, Любви и Добра. Это пиковые переживания психологии, состояния потока, эстетика, наполнение, любовь и гармония.

Негативное определение связано с жизнью, свободной от тревог, сомнений, страхов, гнева и других форм негативного познания, которые противостоят счастливому и полноценному существованию. Короче говоря, психология бытия есть психология жизни, какой мы хотим ее видеть; это цель нашей жизни, к чему мы стремимся.

В следующих статьях я расскажу больше о психологии бытия. Здесь я просто хочу прокомментировать его значение для современного мира и актуальность для современных исследований. Одно из больших достоинств психологии Маслоу — то, как она выходит за рамки традиционных формулировок вечной психологии, таких как религия, платонический идеализм и трансцендентализм, — состоит в том, что она полностью натуралистична. Маслоу, по сути, был более менее атеистом. И все же он был убежден, что все великие психологические и этические учения мировых религий основаны на абсолютных истинах человеческой природы. Он считал, что мы биологически созданы и предназначены (возможно, разумной вселенной) быть идеалистами. И пока мы не выразим эту сторону нашей природы, мы не сможем быть верными себе или достичь какой-либо большой меры счастья.

Хотя Маслоу и не был особенно систематичен в этом мышлении, тем не менее он был чрезвычайно рационалистичным, научным и эмпирическим. Его гуманистические теории возникли из анализа ответов на проведенные им опросы и интервью. На протяжении всех своих работ он предлагает практически проверяемые гипотезы. Эта эмпирическая ориентация означает, что психология бытия служит мостом между наукой и религией. Маслоу также рассматривал практическое применение психологии бытия и особенно интересовался ее применением в промышленных условиях для повышения удовлетворенности рабочих, морального духа и производительности.

Вот новый способ взглянуть на теорию Маслоу: в центре философии, религии, науки и культуры, связывая их и позволяя идеям и открытиям перетекать из одной области в другие. Пусть это послужит пищей для размышлений и введением в дальнейшие посты.

Каша, Николь (2015). Опыт плато: исследование его происхождения, характеристик и потенциала. Журнал трансперсональной психологии , 47(1), 44−63.

Колтко-Ривера, Марк Э. (2006). Новое открытие более поздней версии иерархии потребностей Маслоу: самопревосхождение и возможности для теории, исследования и объединения. Обзор общей психологии 10 (4), 302–317.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *