Психология подражание: ПОДРАЖАНИЕ | Энциклопедия Кругосвет

Что такое подражание поведению в психологии и на чём оно основано

Поддержание – это процесс, в котором один человек следует во всем другому человеку, группе, образцу. Копирует его действия, внешний вид, даже его мысли.

В этой статье:

Подражание – естественный процессПосмотри, а затем повториПодражание – это один из механизмов интеграции группыВиды подражанияПодражание зависит от возрастаПример для подражания

Подражание – естественный процесс

Фото автора Maria Orlova: Pexels

Бывало ли такое, что ты оказываешься в неизвестной обстановке? На каком-нибудь мероприятии, где ты никого не знаешь и не понимаешь, как себя вести. Ты испытываешь чувство неловкости, даже тревоги, но не хочешь стоять как вкопанная и молчать, боясь показаться странной.

В такой ситуации, велика вероятность, что ты, даже не зная, как быть, начнешь делать то, что делают все окружающие. Все смеются, и ты рассмеешься. Все пошли на веранду – и ты пошла. Все держатся по-деловому строго – и ты выпрямишь спину, сделаешь серьезное лицо.

Сама того не замечая, ты «вольешься» в коллектив, и окружающие примут тебя за свою. Начнут с тобой разговаривать, охотно отвечать на вопросы, оценят твое остроумное замечание. Ученые долго изучали этот феномен и в рамках психологии толпы, и с эволюционной точки зрения, и даже поднимали эту тему, говоря о конформизме и силе воле. На деле все сводиться к одному – посредством подражания человек быстрее адаптируется к новой ситуации.

Посмотри, а затем повтори

Механизму подражания мы учимся с самого детства. Всем нам говорили: посмотри, а затем повтори. Во многом мы учимся именно благодаря подражанию. И учимся мы не только читать, писать или танцевать. Благодаря подражанию мы усваиваем большинство социальных норм.

Я хочу быть тобой! Подражание.

Как есть, как вести себя за столом, на концерте, на детской площадке. А еще подражание формирует наши духовные ценности. Большинство моральных норм, принципов и ценностей мы усваиваем именно с помощью механизма подражания.

Подражание – это один из механизмов интеграции группы

В процессе взаимодействия члены группы вырабатывают общие стереотипы поведения и эталоны. Подражание определяет принадлежность к этой группе, укрепляет человека в его статусе в этой группе.

На внешнем уровне это проявляется крайне ярко, особенно в одежде. Униформа военных, белый халат врача, деловой костюм бизнесмена – это внешние проявления принадлежности к группе. С помощью одежды мы показываем к какой группе принадлежим, какой доход имеем, какие разделяем установки и убеждения.

Подражание в одежде помогает нам определить кто «свой», а кто «чужой». Мы больше склонны доверять «своим» людям, считаем их мнение более авторитетным и правильным.

В свое время был проведен интересный социальный эксперимент. К людям, которые шли с работы и были одеты в деловые костюмы, подходил человек, одетый как байкер и просил у них помощи. Большинство из них отказались ему помогать. Когда к ним подошел человек, одетый в деловой костюм, почти 100% испытуемых ему помогли.

Тогда провели обратный эксперимент. К байкерам подошел человек, одетый в деловой костюм и просил помощи. Ему почти никто не помог. А когда к ним подошел человек, одетый как байкер – почти все откликнулись на призыв.

Мы охотнее вступаем в контакт с людьми, которые ближе к нашему социальному статусу.

Фото автора RODNAE Productions: Pexels

Подражание – это во многом бегство от одиночества. Желание быть частью определенной группы. Это не хорошо, и не плохо. Это нормально. Все мы боимся чувства изоляции. Мы хотим быть понятыми и принятыми, у каждого из нас есть потребность в признании.

Виды подражания

  • осознанное или бессознательное;
  • полное или частичное;
  • добровольное или принудительное;
  • творческое или буквальное.

Подражание бывает осознанным, когда мы сознательно копируем поведение или внешность другого человека. А бывает неосознанным, когда на нас оказывает влияние группа. Тогда подражание выступает как часть мышления толпы. Мы невольно начинаем подчиняться правилам той или иной группы, начинаем разделять их мировоззрение, их образ жизни.

Фото автора Ivan Samkov: Pexels

Даже если у тебя нет определенного кумира, в той или иной степени ты постоянно подражаешь кому-то. Людям своей профессии. Авторитетным деятелями. Близким, которых ты ценишь и уважаешь. Друзьям и знакомым, чьи идеи и взгляды ты разделяешь. Полное или абсолютное подражание, как правило, зацикливается на определенном человеке, кумире.

Чем ниже индивидуальное сознание, тем сильнее выражается процесс подражания. Потребность находиться в группе, среди своих, снижает рациональное критическое мышление, зато повышает наше эмоциональное состояние, которое мы желаем разделить с единомышленниками.

В такой момент процесс подражания проявляется как никогда ярко. Мы начинаем неосознанно копировать паттерны поведения окружающих, которые находятся в похожем эмоциональном состоянии. Такое явление можно наблюдать, например, на концертах известных музыкантов или на спортивных соревнованиях.

В такие моменты происходит эмоциональное заражение, что усиливает эффект подражания, который доходит до пика. Затем следует спад. Подражание не может продолжаться бесконечно, энергия исчерпывается, а потребность признания и принадлежности удовлетворяется на какое-то время. Человек восстанавливает контроль над своим поведением.

Фото автора Galvão Menacho: Pexels

Подражание зависит от возраста

Механизмы подражания проявляются по-разному в зависимости от нашего возраста, поэтому разделяют подражание:

  • у детей;
  • у подростков;
  • у взрослых.

В детстве мы в большинстве своем подражаем родителям и другим значимым для нас взрослым. В школе подражание выступает как механизм адаптации к новой среде, принадлежности к определенной большой группе (учеников), и приобретении определенных навыков поведения.

В подростковый период – подражание определяет наше самосознание. Принадлежность к определенной группе (друзей, субкультуре и пр.) выступает как выражение индивидуальности и независимости от родителей. В подростковый период подражание наиболее значимо и наиболее опасно. Человек ориентируется на внешнюю идентификацию со значимым образцом поведения. К сожалению, этот образец не всегда положительный.

Фото Sara Kurfeß on Unsplash

У взрослого человека подражание, как правило, носит осознанный характер и основывается на мировоззрении, идеях и профессиональном росте. Мы подражаем значимым людям в своей профессии, а также тем, чьи ценности и взгляды близки к нашим. Тем кто, как и мы, стремится к определенному статусу или благам, или тем, кто уже достиг того, чего желаем достичь мы.

Взрослый человек не прекращает учиться с помощью подражания. Так, женщина, которая первый раз стала матерью, будет подражать своей матери или подругам, которые уже достигли успеха в этом статусе. Или, когда женщина впервые занимает руководящую должность, она основывается не только на своем опыте, но и подражает другим – своим предыдущим начальникам, например.

Таким образом, подражание – это важный процесс, который лежит в основе любого научения, он способствует сближению людей друг с другом и приводит к лучшей согласованности действий и более быстрому решению поставленных задач.

Пример для подражания

Подражание в психологии, называемое эффектом хамелеона, представляет собой социальный механизм, который включает в себя взаимное, автоматическое и бессознательное копирование поведения других людей. Сначала он помог нам выжить, а затем выучить язык или эмоции.

Хотя это явление известно в психологии уже более ста лет, только современные исследования доказывают, что, подражая, мы – получаем, но иногда можем и многое потерять. Как это работает?

Этот механизм вполне естественен – все подражают с детства сначала родителям, бабушкам и дедушкам, братьям и сестрам, потом коллегам, учителям, людям, которые производят на нас положительное впечатление.

Эффект хамелеона действует как влюбленность. Это приводит к сближению людей.

Когда мы улыбаемся вместе с кем-то, мы даем сигнал, что понимаем этого человека. Все эти чувства хорошо известны – общение с кем-то без слов или трансляция на одной волне. Подражаемый человек впадает в обожание людей, более охотно выполняет просьбы других, а не только тех, кто копировал его поведение.

Сходство заставляет нас чувствовать себя ближе, безопаснее, доверять друг другу больше. Хотя часто можно услышать, что люди, которые слишком похожи по характеру, скорее всего, будут спорить, научно доказано, что по отношению к людям, которые ведут себя так же, как мы, мы испытываем большую симпатию и с большей вероятностью оказываем им помощь.

Исследования «эффекта хамелеона» доказывают, что эти люди также становятся очень открытыми и готовы раскрывать больше информации и даже очень интимных подробностей о себе. Это один из немногих методов социального воздействия, который работает даже тогда, когда кто-то знает, что ему поддается.

Таня Чартранд и Джон Барг, психологи Нью-Йоркского университета, провели два эксперимента, которые легли в основу эффекта подражания. Оба эксперимента были основаны на разговоре с экспериментатором. В первом из них во время проводимого разговора экспериментатор двигал ногой и то и дело касался своего лица. Его собеседники неоднократно, совершенно неосознанно подражали его жестам.

Во время второго эксперимента роли как бы поменялись местами. Задача экспериментатора состояла в том, чтобы внимательно наблюдать и имитировать жесты собеседника. Таким образом, исследователи показали, что люди не только неосознанно копируют жесты говорящих, но и само подражание способствует положительной оценке человека.

Специалисты, занимающиеся изучением этого явления, считают, что достаточно скопировать язык тела, тон, повторить одни и те же слова, показать тоном или выражением лица те же эмоции, чтобы повлиять на другого человека. Техника также может быть применена в переписке, особенно при разговорах в чате – например, достаточно использовать одни и те же смайлики.

Этот механизм почти всегда широко распространен в животном мире, где он называется мимикрией. Он состоит в том, чтобы сделать животных похожими на окружающую среду, ведь таким образом они получают желаемую выгоду, например, удовлетворение первоначальной потребности или обеспечение безопасности. Исследователи «эффекта хамелеона» подчеркивают, что именно он является частью человеческого, первичного инстинкта, который помогает людям выжить.

Мы испытываем это и практикуем с самого рождения. Первые 72 часа жизни ребенка – это, с одной стороны, полное бессознательное поведение и незнание окружающего мира, а с другой – попытка подражать своему ближайшему окружению. Поэтому новорожденные плачут «по команде».

Это подражание усиливается тем больше, чем лучше начинает работать генетически закодированное сообщение о том, что плач является лучшим из методов, повышающих вероятность удовлетворения потребностей (например, голода) и позволяющих установить первые, близкие отношения с другим человеком.

Многие эксперименты доказали, что подражание следует рассматривать как один из методов социального воздействия, который также работает, когда мы осознаем, что поддаемся ему. Исследования показали, что «эффект хамелеона»:

  • сближает людей;
  • способствует установлению более глубоких отношений;
  • повышает симпатию и привлекательность;
  • повышает уровень эффективности и продуктивности работы;
  • стимулирует формирование положительных эмоций;
  • объединяет коллектив;
  • позволяет быстрее достичь компромисса;
  • увеличивает шансы получить желаемое.

Как видишь, несмотря на то что большинство действий «эффекта хамелеона» мы делаем рефлекторно, их также можно использовать для достижения собственной выгоды.

В момент подражания мы имитируем эмоции других людей или, по крайней мере, те эмоции, которые мы неосознанно считаем проявленными другими. Очень часто, и к тому же бессознательно, мы подражаем позам и выражениям лица, языку, тону, акценту других людей из нашего окружения. Иногда копируем даже характерный словарный запас (сленг или жаргон).

Функция подражания с эволюционной точки зрения была прочитана и определена Чарльзом Дарвином. Отчасти это связано с тем, что жесты, которые ты повторяешь, определяют твое благополучие. Точно так же на тебя будут влиять сигналы, которые другие люди передают тебе.

Это, в свою очередь, повышает уровень твоего комфорта, и тебе начинает казаться, что ты идеально вписываешься в определенную группу. Ты даже не понимаешь, что все эти крошечные и, казалось бы, несущественные сигналы, исходящие от других людей, говорят тебе, как вести себя. Когда мы находимся в окружении других людей, мы так или иначе пытаемся воспроизвести их эмоции. А они, как вирусы, молниеносно распространяются в радиусе.

Психологические особенности подражания.

Подражание принадлежит к одному из самых массовых проявлений человека в общении. Под ним в социальной психологии понимают повторение и воспроизведение одним человеком действий, поступков, жестов, манер, интонаций другого человека и даже копирование определенных черт его характера и стиля жизни.

Подражание подразумевает определенную эмоциональную и рациональную направленность. Оно бывает как сознательным, так и бессознательным.

Человек сознательно подражает навыкам мастерства, эффективным способам общения и деятельности, рациональным приемам выполнения трудовых действий и операций — все то, что кажется ему правильным и полезным. Речь идет о целенаправленном проявлении активности индивида в процессе подражания, который является следствием собственной инициативы, собственного желания.

Конечно, подражание приобретает характер бессознательного при условии, когда человек проявляет активность как результат влияния других людей, которые рассчитывают на такую реакцию индивида и стимулируют его активное поведение различными средствами. Подражание является одним из важных механизмов социализации личности, одним из способов обучения и воспитания.

В процессе развития ребенка подражание приобретает особое значение. Именно поэтому у детской, возрастной и педагогической психологии осуществляется большинство научно-прикладных исследований по этой проблематике.

Если на разных этапах развития ребенка подражание выступает основной формой освоения действительности (речь идет как о слепом копировании, так и о мотивированном подражании), то у взрослого человека подражание является побочным способом освоения окружающего мира.

Психологические механизмы подражания у взрослых гораздо сложнее, чем в детском и подростковом возрасте, из-за того, что в настоящее время они наталкиваются на критичность личности. Подражание во взрослом возрасте становится элементом обучения в определенных видах профессиональной деятельности, таких как спорт, искусство и т. д.

Конечно, в любой возрастной категории проблема подражания как влияния не может рассматриваться как однонаправленное движение информации, образцов поведения от индуктора к реципиенту.

Всегда происходит, хоть минимальный, но обратный процесс — от реципиента к индуктору.

Понятно, что нельзя сводить подражание лишь к одностороннему акту автоматического и бессознательного повторения заданного внешнего образца поведения, действия, жеста и т. п.

Следует рассматривать это сложное социально-психологическое явление в единстве феноменов, которыми являются слепое копирование, абсолютное повторение и творческое воспроизведение того или иного примера.

Одна из первых попыток определения не моды вообще, а самого внутреннего механизма развития моды встречается уже у немецкого философа И. Канта в достаточно известном сочинении «О вкусе, отвечающем моде». В этой работе великий мыслитель писан: «Закон этого подражания (стремления) — казаться не менее значительным, чем другие, и именно это, причем не принимается во внимание какая-либо польза, называется модой». Подчеркнем, что это просто подражание без всякой пользы. Кант полагал, что в моде нет никакой внутренней цели, и относил ее к «рубрике тщеславия».

Для того чтобы стать массовым, т. е. включить действие второго компонента психологического механизма моды — механизма массового подражания, новое должно соответствовать ряду условий. Из уже сказанного следует, что велика роль такого условия, как престижность чего-то нового. Действительно, стремление приобщиться к некой престижной общности — один из важных механизмов человеческого поведения. Однако престиж — очень трудно определимый и явно далеко не единственный механизм. Престижем люди наделяют тех, кто, по их оценкам, принадлежит к референтной для них группе. Значит, одна из основ массовой моды — это подражание тем, кого люди считают представителями референтной для себя группы. Примеров такого рода в истории множество. Из последнего времени приведем хотя бы только два примера новой мужской моды на головные уборы: на кепки-«лужковки» (введенные мэром Москвы Ю. Лужковым) и фуражки-«жириновки» (введенные не менее популярным лидером Либерально-демократической партии России В. Жириновским).

Другая основа — определенная утилитарность того, чему начинают подражать, и что становится предметом массовой моды. Возьмем хотя бы пресловутые джинсы. За ними едва ли стоял какой-то особый престиж. Джинсы стали модными во всем мире прежде всего по причине своей очевидной удобности и практичности.

Нельзя исключать и эстетическую основу, безусловно, привлекающую значительные общности. Речь идет не об элитной моде в искусстве, — скорее, это массовая мода на то, что представляется красивым в быту, в повседневной жизни. Сам факт развития и совершенствования, например, промышленного дизайна подтверждает это.

Еще одна основа — целенаправленное действие механизмов заражения, используемых рекламой и массовой коммуникацией в целом. Здесь уже не имеет особого значения ни престиж, ни практичность: реклама придумает и то и другое, и сама «включит» механизмы массового подражания.

Подражание: важность и законы | Поведение

РЕКЛАМА:

В этой статье мы обсудим: 1. Значение и определение подражания 2. Различные формы и уровни подражания 3. Важность подражания 4. Законы подражания 5. Типы подражания 6. Образовательное значение имитации.

Значение и определение имитации:

Имитация – это врожденная волевая тенденция вести себя так, как ведут себя другие, при отсутствии логически достаточных оснований для такого поведения. Проще говоря, это означает копирование действий других. Обезьяна копирует человека, и попугай имитирует человеческую речь. Ребенок подражает своим старшим, ученик подражает своему учителю, а последователь подражает своему лидеру.

Согласно Россу, «Имитация в собственном смысле, «действующий» аспект общительности, представляет собой процесс, благодаря которому все члены группы действуют сообща».

РЕКЛАМА:

Макдугал говорит: «Имитация — это врожденная склонность, которой обладают представители стадных видов, благодаря которой индивидуум пытается копировать в себе действия и движения, которые он находит у других».

В внушениях мы следуем мыслям других, в сочувствии следуем чувствам других, подражая следим за действиями других. Поэтому она называется конативной стороной стадной тенденции.

Различные формы и уровни имитации:

(i) У животных есть имитация. Младшая птица во всех действиях подражает старшей. Птицы учатся летать через подражание. Попугаи подражают даже мужчинам в написании слов. Обезьяны обладают замечательной способностью подражать людям. Человек-обезьяна использует эту способность к подражанию и зарабатывает себе на жизнь. Мы сталкиваемся с чудесами подражания в цирке. Когда ворона каркает, другие следуют ее примеру. Когда собака лает, к ней присоединяются и другие.

(ii) Домашние дети проявляют склонность к подражанию на очень ранней стадии. Ребенок слышит слово «мама» и пытается говорить то же самое из подражания. Младенец улыбается, когда улыбается мать, и делает плачущее лицо, когда мать плачет. Ребенок начинает смеяться или плакать, когда видит, как это делают другие.

РЕКЛАМА:

(iii) Дети в школе проявляют эту тенденцию. Ребенок подражает другим детям в манере ходить, говорить и играть. Он подражает учителю, когда тот говорит или пишет.

(iv) Взрослые также подражают другим. Имитируют люди, старейшины, товарищи по играм, коллеги, друзья и другие. Привычка курить распространяется через подражание. Новое поколение подражает старому.

(v) Подражание имеет место и на массовом уровне. Мода на одежду, привычки в еде, литературный стиль и формы политического поведения распространяются за счет подражания. Мы, индийцы, во многом подражали англичанам. Отсталая нация обычно подражает более развитой нации. По мере укрепления межсоциального, межнационального и межконтинентального общения подражание работает более энергично и распространяет огонь жизни.

Сегодня новейшая голливудская мода на одежду распространяется мгновенно. Большинство юношей и девушек подражают одежде и поведению кинозвезд, изображенных на последних фотографиях. Большинство аспектов нашей современной жизни являются подражанием другим.

Мы имитируем самый современный стиль в жилищном строительстве и градостроительстве. Мы подражаем формам правления в других странах. Наша индийская конституция сама по себе является отчасти подражанием западным конституциям. Багот прав, утверждая, что «общество есть подражание». По его мнению, общество таково, каково оно есть, и оно будет продолжать формироваться из-за человеческой склонности к подражанию. Даже многие научные изобретения были мотивированы подражанием. Самолет — результат стремления подражать птицам в полете.

Важность подражания:

(i) Для роста и развития, физического и умственного, подражание является даром природы. Это помогает молодым птицам и животным развиваться во взрослых птиц и животных и учиться взрослому образу жизни. Это помогает детям учиться манерам и речи. Во многих сферах жизни его рост во многом зависит от подражания другим.

Эксперимент Акбара над несколькими младенцами, которых он отдает под присмотр глухой и тупой няни, является прекрасной иллюстрацией. Младенцы росли глухими и немыми, так как у них не было возможности имитировать речь других.

(ii) Для спонтанного исполнения инстинктивного желания подражание необходимо. Например, ни один ребенок не может реализовать инстинкт любопытства, созидания и борьбы, если он не подражает другим. Если он не увидит, как сражаются другие, как он будет сражаться сам?

(iii) Для обучения навыкам и применения знаний необходимо подражание. Мы подражаем другим, когда впервые учимся плавать или кататься на велосипеде. Человек, изучающий механику, подражает другому обученному механику.

РЕКЛАМА:

(iv) Для прогресса и распространения Культуры и Цивилизации имитация является неоценимой помощью. Младшее поколение подражает старшим. Отсталые сообщества подражают прогрессивным нациям. Цивилизация распространяется через нецивилизованные или полуцивилизованные сообщества путем подражания.

Законы подражания:

Трейд и Макдугали сделали следующее обобщение:

общины аристократов, к простолюдинам, от горожан к крестьянам и т. д.

(ii) Подражание идет от внутреннего к внешнему, т. е. от идей и теорий, усвоенных к внешним действиям. Сначала приходят теории и идеи, а затем действия и социальные привычки в соответствии с ними. Поэтому практика отстает от теории.

(iii) Делать упорнее, чем думать, т. е. практика умирает с трудом, а привычки становятся второй натурой. Мы знаем, что курить плохо, но все же не можем не подражать другим курящим. Аналогично о жевании жуков, употреблении вина и т. д.

(iv) Подражание идет в геометрической прогрессии, т. е. распространяется очень быстро. Если человеку подражают двое, каждому из них снова подражают двое, и процесс продолжается.

Типы подражания:

Согласно Древеру подражание бывает двух типов:

(i) Бессознательное и

(ii) Умышленное. Макдугали упоминает две основные формы — первичную и вторичную.

Первичная имитация бывает трех видов:

(i) Симпатический,

(ii) Идеомоторный и

(iii) Обдуманный.

Вторичная имитация либо:

(i) Бессознательное, либо

(ii) Бессмысленное.

Иллюстрация №. 7, приведенная ниже, представляет классификацию.

Ниже приводится краткое описание каждого типа:

Бессознательная имитация:

Здесь человек бессознательно копирует действия других. Дети обычно подражают бессознательно. Социальная среда играет значительную роль в формировании поведения личности. Взрослый учится многим вещам бессознательно. Ученик невольно усваивает поведение из социальной среды в школе.

(ii) Умышленное подражание:

Здесь человек подражает преднамеренно, осознавая цель подражания. Мы надеваем европейское платье сознательно, когда чувствуем, что оно повышает наш престиж.

(iii) Симпатическая имитация:

Это почти то же самое, что и бессознательная имитация. Иногда мы бессознательно подражаем симпатической индукции. Человек смеется, и мы тоже смеемся.

(iv) Идео-мотор:

Когда определенное действие другого человека вызывает аналогичное изменение двигательной активности другого, подражание относится к этому типу. Игрок на игровом поле поднимает биту, зритель также поднимает руку.

(v) Бессмысленно:

Дети и младенцы не в состоянии понять значение копирования другого действия; следовательно, их подражание — бессмысленное подражание.

Образовательное значение имитации :

(i) ограничение как средство обучения:

Ребенок растет благодаря подражанию. Он развивает свою речь, моторику, привычку и манеру поведения, подражая старшим. В школе он осваивает ряд занятий, подражая своим одноклассникам и учителям. Он учится навыкам и ремеслам в основном через подражание. Следовательно, ребенку дома и в школе должны быть предоставлены широкие возможности для изучения новых моделей поведения.

Человеческая культура очень древняя. Прошлая культура изучается через подражание. Новое поколение подражает старому поколению. Отсталые сообщества учатся у передовых наций.

(ii) Для подражания необходимо окружающее представление:

Поскольку большая часть подражания происходит бессознательно, ребенок впитывает и подражает всему хорошему или плохому в окружающем его социальном окружении. Это подчеркивает необходимость правильной организации домашней и школьной среды, чтобы ребенок не подхватывал нездоровые привычки. Если учителя курят сами, ученики склонны подражать им и приобретают эту вредную привычку. Вся социальная среда должна быть чистой и отполированной.

(iii) Потребность в моделях для имитации:

Преднамеренная имитация требует хороших моделей для копирования. Поэтому учитель должен представить образцовое произношение, образцовый почерк, образцовое рисование и образцовое поведение для подражания учениками. Поскольку школа — это общество в миниатюре, школьная жизнь должна быть копией социальной жизни за ее пределами, а школьная среда должна быть образцом для учеников. Поведение учителей должно быть идеальным, достойным подражания учениками.

(iv) Подражание и самовыражение:

Дети должны понимать, что для развития оригинальности необходима некоторая доля подражания. Как говорит Нанн, «самые оригинальные умы находят себя только в том, чтобы изображать из себя усердных обезьян по отношению к другим, прошедшим перед ними по тому же пути самоутверждения».

Неверно полагать, что имитация ограничивает оригинальность. По словам Росса, «Имитация — это только средство оригинального самовыражения. Если мы примем его помощь, нам не нужно будет начинать с самого начала, потому что он помогает сократить процесс расового перепросмотра, который мы уже обсуждали».

Это означает, что для начала необходимо некоторое количество имитации. Тем не менее мы согласны с тем, что имитация не является самоцелью. Это первое средство. Поэтому учитель должен осознавать точное использование и ограничение подражания. Новый опыт может начаться с подражания, но подражание не должно длиться долго.

(v) Подражание и классификация учащихся:

Разделять отличников бесполезно, потому что средняя группа не будет иметь возможности подражать старшей группе. Достижения блестящих учеников должны быть доведены до сведения класса, чтобы каждый ребенок мог вдохновиться на подражание.

(vi) Имитация и совместная деятельность:

Ребёнок может научиться ряду действий посредством подражания. Следовательно, необходимо предоставить ребенку возможность работать в группах, чтобы подражать другим.

(vii) Подражание и подражание:

Здоровый дух подражания обязательно улучшит достижения детей в знаниях и навыках. У детей должна быть мотивация для здорового подражания, чтобы ученики подражали лучшим ученикам. Пусть более слабые ученики подражают более способным.

Главная ›› Психология ›› Поведение ›› Имитация

От моды к самоубийству: почему мы подражаем друг другу

Источник: Хуан Карлос Муньос | AdobeStock

  • Социальное влияние может помочь объяснить широкий спектр человеческого поведения, от повседневных форм обучения и общения до долгосрочного роста психических заболеваний и насилия.
  • Основные формы подражания начинаются в младенчестве, а непроизвольная мимика проявляется в таких явлениях, как заразная зевота.
  • Подражание и внушаемость являются чертами человека, но могут иметь много вредных побочных эффектов.

В 1774 году Иоганн Вольфганг фон Гёте опубликовал Die Leiden des jungen Werthers ( Печали юного Вертера ). В романе главный герой Вертер стреляет в себя из пистолета после того, как его отвергла любимая женщина. Вскоре после публикации книги появились сообщения о молодых людях, одетых в желтые штаны и синие куртки, как Вертер, и стреляющих в себя в актах безнадежности. В результате книга была запрещена в нескольких местах.

Феномен подражания самоубийствам, неоднократно подтверждавшийся исследованиями последних десятилетий, стал известен как эффект Вертера. Это форма социального заражения, и считается, что она опосредована социальным обучением, когда уязвимый человек идентифицирует себя с кем-то, изображенным в СМИ, и может быть склонен подражать его суицидальному поведению. Эффект, по-видимому, больше всего проявляется у молодежи, группы, которая очень восприимчива к социальному обучению. Эффект кажется особенно сильным, когда предаваемое огласке самоубийство совершается знаменитостью и когда этот человек романтизируется или прославляется. В результате многие страны в последние годы внедрили руководящие принципы для средств массовой информации в отношении сообщений о самоубийствах. 1

Что такое социальное заражение?

Социальное заражение 2 — более общее явление, выходящее далеко за пределы самоубийства. Это распространение идей, взглядов или моделей поведения в группе посредством подражания и конформизма (среди прочих факторов). 3 Это сложное и не до конца изученное явление, которому способствуют различные сознательные (волевые) и бессознательные (непроизвольные) процессы. Определение социального заражения, данное Американской психологической ассоциацией 4 перечисляет некоторые из этих процессов:

  • Имитация — копирование поведения другого человека или группы, преднамеренно или непреднамеренно. 5 В некоторых ситуациях также может присутствовать элемент мимикрии, при котором люди без осознания или намерения автоматически копируют физические движения других людей. 6
  • Конформизм и принуждение к конформизму: конформизм — это корректировка своих мнений, суждений или действий таким образом, чтобы они стали более согласованными с группой.
  • Универсальность, которая относится к склонности предполагать, что чьи-либо взгляды или поведение являются общими для всех в группе и допустимы, «потому что все это делают», как в случае нарушения правил толпой или толпой. Это имеет растормаживающий эффект, а также взаимно усиливающий эффект, запуская круговую реакцию. Анонимность, импульсивность и чувство непобедимости также играют важную роль в ситуациях толпы. 7

Некоторые другие факторы, опосредующие социальное заражение, могут включать:

  • Необходимость одобрения и принадлежности.
  • Разделение целей других или вывод/понимание их намерений и мотивов.
  • Быть «вдохновленным» и впечатленным другим, а в некоторых случаях пытаться получить признание и даже известность, превзойдя «достижения» другого, как в случае антисоциальных/психопатических действий, таких как массовые расстрелы.
  • Эмоциональное заражение — быстрое распространение эмоции от одного или нескольких человек к другим, например, на политическом митинге или на спортивном стадионе, заполненном болельщиками, или даже просто в комнате, полной друзей.
  • Групповое мышление, которое может иметь место, например, в политических организациях или корпорациях, при котором сплоченность или стремление к сплоченности внутри группы вызывает у ее членов тенденцию к согласию любой ценой, что приводит к тому, что группа сводит к минимуму конфликты и достигает консенсусное решение без критической оценки. Члены группы часто могут чувствовать давление со стороны сверстников, чтобы они «присоединялись к толпе», из-за страха раскачать лодку или из-за беспокойства о восприятии их товарищами по команде. 8
  • Наличие очень влиятельного/властного/авторитетного образца для подражания.
  • Социальная помощь 9
  • Человеческая склонность поддаваться сильному влиянию убедительных повествований.
  • Внушаемость — социальное заражение ускоряется высокой степенью внушаемости. 10 Внушаемость — очень мощная, недооцененная сила, проявления которой выходят далеко за рамки социального заражения.

Что такое внушаемость?

Внушаемость — это способность принимать предложения других и действовать в соответствии с ними, 11 или легко поддаваться влиянию мнений других людей. 12 Также обычно подразумевает состояние некритического подчинения влиянию. 13 Другим важным фактором, влияющим на внушаемость, являются ожидания. Мозг — это прогностическая машина, и ожидания оказывают сильное влияние на то, как мы воспринимаем и воспринимаем вещи. Опыт других людей, а не только наш собственный, может формировать наши ожидания. Внушаемость может действовать с осознанием и без осознания, т. е. сознательно и бессознательно. 14, 15

Внушаемость и ожидание занимают центральное место в эффектах плацебо. Иногда уровень ответа на плацебо для определенных видов лечения может даже увеличиваться в обществе с течением времени в результате растущих социальных ожиданий в отношении эффективности конкретных видов лечения. 16 При некоторых состояниях частота ответа на плацебо выше, чем при других. Значительная часть размеров эффекта антидепрессантов объясняется эффектом плацебо (в среднем лекарства в целом немного превосходят его). 17

Социальное заражение и внушаемость при психических расстройствах

Проявления социального заражения и внушаемости весьма разнообразны. Вот несколько примеров в области психического здоровья, в которых проблема, вероятно, была по крайней мере усилена эффектами социального заражения и/или внушаемостью:

  • Самоубийства, как уже отмечалось. 18
  • Несуицидальные членовредительства, особенно нанесение себе порезов, распространенность которых значительно возросла за последние пару десятилетий. Когда я выучился на психиатра в начале 19В 90-х годах нанесение себе порезов считалось практически диагностикой пограничного расстройства личности, тогда как сегодня это просто распространенный способ, которым тревожные или подавленные подростки отвлекают или успокаивают себя, когда они расстроены.
  • Массовые расстрелы, такие как расстрелы в школах, значительно участились с 1999 г., особенно в США, что, как было ясно показано, является эффектом подражания («эффект Колумбайн»).
  • Очевидная эпидемия тревоги и кризис психического здоровья современной молодежи.
  • Психосоматические симптомы.
  • Функциональные неврологические расстройства, миалгический энцефаломиелит/синдром хронической усталости, фибромиалгия, некоторые случаи хронической болезни Лайма и некоторых случаев постконтузионного синдрома. Примечание: все эти синдромы действительно могут иметь физиологическую/нейробиологическую основу, некоторые из которых могут быть опосредованы стрессом — это сложно. Хотя в некоторых из этих расстройств может присутствовать значительный элемент внушаемости, а их распространенность могла быть, по крайней мере, частично усилена эффектами социального заражения, их нельзя игнорировать просто как «все в вашей голове». 19
  • Массовая психогенная болезнь (то, что раньше называлось массовой истерией) — известных примеров в истории было великое множество. 20
  • Нервная анорексия, вероятно, является еще одним примером хорошо укоренившегося в настоящее время расстройства, частично обусловленного социальным заражением и внушаемостью, а также культурными факторами, подпитывающими эпидемию. Общие личностные факторы предрасполагают некоторых людей к развитию анорексии, такие как перфекционизм и высокая потребность в контроле (черты с наследственной основой). Случаи анорексии продолжают расти из-за социального заражения в уязвимых группах, иногда совершенно сознательно и преднамеренно, как на сайтах социальных сетей, которые поощряют соревнование в похудении между девочками-подростками, в гонке на выживание.
  • На самом деле в психиатрии было довольно много примеров расстройств/диагнозов, количество которых с годами увеличилось, некоторые из них являются законными расстройствами, где более широкое распознавание объясняет увеличение числа диагнозов, другие более сомнительны, например, рост числа так называемое множественное расстройство личности. 21 Точно так же, в те же самые десятилетия, предполагаемое раскрытие вытесненных воспоминаний, из которого в конечном итоге были извлечены ценные уроки о том, как легко ложные воспоминания могут быть невольно вызваны настойчивым внушением благонамеренных, но ошибочных, пылко верующих терапевтов. 22

Социальное заражение — широко распространенное социальное явление

Последствия социального заражения проявляются далеко за пределами психического здоровья, в таких разрозненных примерах, как сильно отличающееся поведение сообществ во время пандемии (например, повсеместное ношение масок в сравнении с повсеместным пренебрежением мерами общественного здравоохранения ), распространение групп политических заговорщиков, поведение фондовых рынков и финансовые мании/крахи, моральные паники, охота на ведьм, религиозные мании и культы. 23 И, конечно же, весь феномен моды, причудливых увлечений и сумасшествия (не говоря уже о маркетинге, который намеренно использует эффекты социального заражения и внушаемости).

Социальное заражение во многом является побочным эффектом центрального места социального обучения в человеческом развитии, групповой согласованности и культуре. Люди — чрезвычайно социальные приматы. Наблюдение за другими и подражание другим — один из самых важных способов обучения («обезьяна видит, обезьяна делает» или «обезьяна»). Мы делаем это с самого раннего возраста. Некоторые из них бессознательны и запрограммированы, например социальная улыбка — фиксированная веха развития, когда младенцы автоматически улыбаются в ответ, когда им улыбаются, начиная примерно с двухмесячного возраста. Или то, как мы зеваем, когда видим, как зевают другие (физиологические и эволюционные причины этого остаются загадкой). Процесс овладения языком малышами — еще один пример раннего развития.

Действительно, передача культуры сама по себе осуществляется в значительной степени посредством подражательных процессов социального обучения, заражения и внушаемости. Склонность подстраиваться под окружающих и перенимать их поведение, сознательно или бессознательно, часто бывает непреодолимой — например, дети иммигрантов обычно перенимают акцент, который заметен в их новом доме.

Культура имеет множество определений. Один полезный способ определить это так: вся информация, которую люди получают от других посредством различных процессов социального обучения, включая обучение и подражание. 24

Существует множество способов понять, как распространяется культура. Одним из способов является меметическая теория, которая почти синонимична социальному заражению. 25 Термин мем , придуманный биологом-эволюционистом Ричардом Докинзом, намеренно похож на ген . Мемы — это единицы культурной передачи, которые распространяются посредством процессов, подобных естественному отбору, способами, аналогичными генам, или подобно вирусам, заражающим разум. Мемы особенно широко распространяются среди людей отчасти потому, что мы являемся невероятно подражательным видом и потому, что у нас есть когнитивные способности, особенно лингвистические, для имитации очень сложных мемов.

Особенность, а не ошибка

Таким образом, наша склонность подражать друг другу нефункциональными способами является побочным эффектом центральной роли, которую подражание и внушаемость играют в социальном обучении и культуре. Необходимо провести гораздо больше исследований этого до сих пор не до конца изученного явления. Было бы хорошо, если бы мы лучше осознали его глубокое, далеко идущее влияние на наше поведение, личное здоровье и функционирование общества. 26

«Люди, как хорошо сказано, думают стадами; видно, что они сходят с ума в стадах, а приходят в себя медленно, один за другим».

— Чарльз Маккей, Чрезвычайно популярные заблуждения и безумие толпы , 1841

Ссылки

1. Sinyor M, Schaffer A, Heisel MJ, et al. Рекомендации для СМИ по освещению самоубийств: обновленный аналитический документ Канадской психиатрической ассоциации за 2017 г. Канадский журнал психиатрии . 2018;63(3):182-196. doi: 10.1177/0706743717753147

2. также называется групповым или поведенческим заражением.

3. Колман, А. (2008). социальная зараза. В Словаре по психологии: издательство Оксфордского университета.

[НАЖМИТЕ «БОЛЬШЕ», ЧТОБЫ ПРОСМОТРЕТЬ СНОСКИ 4-26]

4. Психологический словарь Американской психологической ассоциации

человек, чье самоубийство предавалось гласности и романтизировалось, тем более, что этот человек был знаменитостью. Подражание означает что-то похожее на подражание, но подражание несет в себе дополнительное значение стремления соответствовать или превосходить успех другого в достижении своей цели. Подражание несет в себе коннотацию желания отличиться и добиться важности, подражая тому, кто достоин уважения. Для исследователей теории обучения через наблюдение (теории социального обучения) между эмуляцией и имитацией существует чуть более техническая определенная разница: имитация означает достижение результата или цели наблюдаемого поведения и требует понимания этой цели, тогда как имитация предполагает более точное определение. копирование конкретных действий поведения.

6. Интригующая роль зеркальных нейронов как нейробиологического механизма имитационного поведения (и в способности понимать имитируемое поведение) теперь устарела [Rizzolatti G, Craighero L. Система зеркальных нейронов. Annu Rev Neurosci . 2004; 27:169-192. doi: 10.1146/annurev.neuro.27.070203.144230]. Было предложено множество теорий относительно возможной роли зеркальных нейронов в широком спектре человеческого поведения и способностей, таких как эмпатия. Некоторые из наиболее далеко идущих утверждений еще предстоит полностью обосновать.

7. Толпы, толпы и другие хаотические социальные группы также можно моделировать как сложные адаптивные системы (применяя теорию сложности — целое больше, чем сумма его частей). Эффекты социального заражения — это коллективное поведение, которое можно понимать как эмерджентное явление, возникающее в результате сложной динамики групповых взаимодействий. Люди в группах ведут себя так, как нельзя было бы ожидать или предсказать от любого из этих людей по отдельности и даже могли бы быть немыслимы для этих людей в отсутствие эффектов взаимодействия. Толпы могут действовать без каких-либо четких целей, как, например, в экстатических праздничных беспорядках после спортивной победы. Другая релевантная теория для понимания коллективного поведения толпы, толпы, массовых движений, культов и т. д. — это теория эмерджентной нормы, которая утверждает, что единообразие в действиях, часто наблюдаемое в таких группах, вызвано соответствием членов уникальным социальным нормам, которые развиваются спонтанно. в тех группах.

8. https://en.wikipedia.org/wiki/Groupthink

9. https://en.wikipedia.org/wiki/Social_facilitation

10. Benjamin J. Sadock et al., eds., Полный учебник психиатрии Каплана и Садока , 10-е изд. (Филадельфия: Wolters Kluwer Health/Lippincott Williams & Wilkins, 2017), с. 4571.

11. https://en.wikipedia.org/wiki/Внушаемость

12. https://dictionary.cambridge.org/amp/english/suggestible

13. (Или некритическое принятие идеи, вера или отношение). Полный учебник психиатрии Каплана и Садока , с. 4615.

14. Термин внушаемость часто используется для обозначения «силы внушения»: процесса, посредством которого мысль или идея влияет на физическое или психическое состояние (https://www.merriam-webster.com). /dictionary/suggestion) или склонность ненормально подчиняться внушениям, командам, указаниям, инструкциям или приказам другого человека, как при гипнозе [Colman, A. (2008). внушаемость. В Словаре по психологии: издательство Оксфордского университета]. Но распространенное мнение, что гипноз — это измененное состояние сознания, в котором загипнотизированный субъект находится под «контролем» гипнотизера, — это миф. Гипноз — это просто состояние повышенной внушаемости, в состоянии индуцированного расслабления и доверия. В театральности сценического гипноза обычно также задействовано много добровольных ролевых игр и давления со стороны сверстников.

15. С внушаемостью (и гипнотической восприимчивостью) тесно связан феномен диссоциации, который варьируется от нормальных, обычных ощущений, переживаемых всеми время от времени, — чувства эмоциональной отстраненности от своего окружения (чаще при усталости/голоде/пьянстве/ сенсорная депривация/стресс/тревожность/паника/травма) до более интенсивных, тревожных или странных переживаний, при которых человек чувствует себя полностью оторванным от реальности или как будто он наблюдает за собой и своим окружением извне. Существует несколько психических расстройств, при которых тяжелая или частая диссоциация является определяющей характеристикой. Диссоциативные явления также лежат в основе многих мистических и трансоподобных состояний и включены во многие религиозные/духовные практики и верования.

16. Эффекты плацебо можно определить как положительный ответ на терапевтический контекст, окружающий введение активного или неактивного лечения. [Берк М.Дж., Фариа В., Каппон Д., Паскуаль-Леоне А., Капчук Т.Дж., Сантарнеччи Э. Использование общей нейробиологии эффектов плацебо и функционального неврологического расстройства: призыв к исследованиям. J Нейропсихиатрия Clin Neurosci . 2020;32(1):101-104. doi: 10.1176/appi.neuropsych.177]. Другими словами, на эффекты плацебо влияет то, как человек реагирует на физическую и социальную среду вокруг лечения. https://www.theglobeandmail.com/life/health-and-fitness/article-placebos-could-save-lives-and-health-care-dollars-so-why-cant/. Другим фактором эффектов плацебо является условный поведенческий ответ, который помогает объяснить, почему плацебо все еще действует, даже когда человеку говорят, что ему дают плацебо.

17. Cipriani A, Furukawa TA, Salanti G, et al. Сравнительная эффективность и приемлемость 21 антидепрессанта для экстренного лечения взрослых с большим депрессивным расстройством: систематический обзор и сетевой метаанализ. Ланцет . 2018;391(10128):1357-1366. doi: 10.1016/S0140-6736(17)32802-7

18. Niederkrotenthaler T, Braun M, Pirkis J, et al. Связь между сообщениями о самоубийствах в СМИ и самоубийствами: систематический обзор и метаанализ. БМЖ . 2020;368:m575. Опубликовано 18 марта 2020 г. doi: 10.1136/bmj.m575;

19. Это у вас в голове, да, но только в том же смысле, что и ваш мозг и все, что с ним может пойти не так, находится в вашей голове. Нейробиология этих расстройств, которые часто частично связаны со стрессом (с ожиданием и обусловленностью, также часто играющими роль), оказывается более интересной и сложной, чем предполагалось ранее: Burke MJ. «Это все в твоей голове» — «Тихая эпидемия медицины». JAMA Нейрол . 2019; 76(12):1417-1418. дои: 10.1001/jamaneurol.2019.3043; Берк М.Дж. и соавт. Использование общей нейробиологии эффектов плацебо и функционального неврологического расстройства [цитируется выше]; Стоун Дж. Самое необходимое: функциональные симптомы в неврологии. Практ Нейрол . 2009;9(3):179-189. doi: 10.1136/jnnp.2009.177204. См. также Функциональное неврологическое расстройство (ФНР): руководство для пациента.

20. Одним из интересных случаев последних лет является синдром Гаваны, предполагаемая микроволновая атака на американских (и канадских) дипломатов на Кубе и в Китае. Это все еще обсуждается и может оказаться , а не может быть психогенным, но он, безусловно, обладает многими признаками таковых, как утверждает, в частности, блоггер Psychology Today, социолог Роберт Бартоломью. Если Гаванский синдром действительно окажется психогенным, это будет полезным напоминанием о том, что любой человек, независимо от того, насколько он психически устойчив, восприимчив к таким симптомам. Много внимания уделялось тому факту, что пострадавшие дипломаты — люди очень жизнестойкие и поэтому якобы не могли страдать психогенными симптомами. Это предположение отражает непонимание того, как работают внушаемость и социальное заражение. См. также https://www.skeptic.com/reading_room/havana-syndrome-skepticism-it-was-probably-psychogenic-by-robert-bartholomew/; и https://www.buzzfeednews.com/article/danvergano/microwave-attacks-havana-syndrome-diplomats

21. Расстройство множественной личности теперь называют диссоциативным расстройством личности, термин, который лучше отражает природу проблемы.

22. Многие предполагают, что нынешний взрывной рост гендерной дисфории является феноменом социального заражения, при котором подростки ошибочно приписывают другие источники дистресса, такие как подростковые проблемы смешения идентичности и несоответствия гендеру, подпитываемые высокой остротой этой проблемы. профиль в средствах массовой информации и известными делами знаменитости. Был выдвинут контраргумент, что, возможно, гендерная дисфория (или гендерная изменчивость) всегда была широко распространена, но недооценивалась и подавлялась стигмой в прошлом, и что люди теперь чувствуют себя более дозволенными, чтобы высказаться, во многом так же, как гомосексуальность в предыдущем поколении. или двумя раньше. Третья спекулятивная возможность состоит в том, что даже если в прошлом истинная распространенность гендерной изменчивости была редкостью, нынешнее явление, когда большое количество молодежи идентифицирует себя как гендерно изменчивая, вполне могло0225 вызовет более устойчивые культурные изменения, так что более широкое распространение гендерной изменчивости может стать новой социальной реальностью — фактом на местах, если хотите. Только время покажет, окажется ли высокая распространенность преходящим или более устойчивым культурным феноменом. Но учитывая риски, связанные с необратимым гормональным и хирургическим лечением, а также тот факт, что, по крайней мере, некоторые из этих детей меняют свое мнение по мере взросления после того, как в подростковом возрасте подверглись коррекции пола, безусловно, важно исследовать эту область более глубоко и пытаясь понять все сложные индивидуальные и социальные факторы в игре.

23. Уильям Дж. Бернштейн, Заблуждения толпы: почему люди сходят с ума в группах (Нью-Йорк: Atlantic Monthly Press, 2021).

24. Richerson PJ, Boyd R, Henrich J. Доклад коллоквиума: коэволюция гена и культуры в эпоху геномики. Proc Natl Acad Sci U S A. 2010;107 Suppl 2(Suppl 2):8985-8992. doi: 10.1073/pnas.0914631107

25. Марсден П. Меметика и социальная инфекция: две стороны одной медали. J Memet Evol Model Inf Transm. 1998;2(2):171–85. http://cfpm.org/jom-emit/1998/vol2/marsden_p.html

26. Последнее замечание по поводу изображения, выбранного для этой записи в блоге: интересно, что даже стиль воя обезьян-ревунов демонстрирует признаки культурной передачи , то есть социальное обучение: Брисеньо-Харамильо М., Эстрада А., Лемассон А. Поведенческие инновации и культурная передача коммуникативного сигнала у черных ревунов. науч. респ. 2015; 5:13400. Опубликовано 25 августа 2015 г. doi: 10.1038/srep13400. Обезьяна видит обезьяна делает.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *