что делать родителям и учителям
О чем речь? Подростковая психология – это сложный термин, который, с одной стороны, означает науку, изучающую особенности данного возраста, а с другой – суть происходящего, то есть те изменения, которые переживает ребенок с 12 до 17 лет.
На что обратить внимание? Данный период является сложным как для самого ребенка, так и для его окружения. Чтобы снизить вероятность психологических травм, родителям и учителям необходимо понимать происходящие процессы и формировать свое правильное поведение.
Оглавление:
- Понятие подросткового возраста
- Основы подростковой психологии
- Подростковая психология мальчиков и девочек
- 3 причины трудностей в подростковом возрасте
- Поведенческие реакции в подростковом возрасте
- Причины нарушения поведения в подростковом возрасте
- Подростковая психология и школа
- Важность взаимодействия подростка и взрослого
Понятие подросткового возраста
Подростковым возрастом называют переходный период между детством и взрослостью, и это один из самых сложных и ответственных этапов в жизни человека.
Его четкие временные границы сложно обозначить, поскольку процесс взросления протекает индивидуально. Учеными предлагаются разные варианты, и остается дискуссионным вопрос о том, следует ли включать в состав подросткового периода раннюю юность или же ограничиться только тем возрастом, который традиционно именуется отрочеством.
К примеру, Фонд ООН в области народонаселения толкует подростковый возраст весьма расширительно, официально определяя его рамки от 10 до 19 лет.
Подростковым периодом, согласно наиболее распространенной в современной психологии схеме, считается возраст от 11-12 до 15-17 лет, и он делится на младший подростковый (11-13 лет, или 5-6 классы), старший (13-15 лет – это 7-9 классы) и раннюю юность (15-17-летние старшеклассники).
В эти годы во всех областях жизнедеятельности взрослеющего ребенка происходят мощные сдвиги, которые сопровождаются трудностями и кризисами. На данном этапе формируется физическое и психическое здоровье взрослого человека, главные черты его личности и характера, нравственные качества.
С одной стороны, подросток интенсивно впитывает в себя новые знания и умения, которые пригодятся ему во взрослой жизни, и он учится принимать самостоятельные решения, раскрывая свою индивидуальность и обретая собственное положение в обществе.
С другой же – недостаточный социальный опыт и столкновение с доселе неведомыми проблемами нередко ставят его в тупик и заставляют сомневаться в себе и своих способностях. Молодой человек, вступающий во взрослую жизнь, в большей степени подвержен страхам и депрессиям, поскольку он еще плохо представляет себе, как с ними бороться.
Современная эпоха, характеризующаяся бурными изменениями во всех сферах деятельности, добавляет сложностей, поскольку сейчас размываются многие традиционные механизмы межпоколенной передачи жизненного опыта. Вместе с тем на помощь подростку готовы прийти специалисты разных профессий: врачи, психологи, юристы.
Основы подростковой психологии
Подростковый возраст – это важнейший этап в развитии самосознания, когда окончательно формируется внутреннее ощущение себя индивидуальностью. Специалистами выделяются две формы самосознания, присущие подросткам.
Во-первых, это постепенное складывающееся чувство взрослости, внешне проявляемое в том, что подросток, ориентируясь на выбранные для себя примеры для подражания, ведет себя подобно взрослому человеку. Параллельно с тем, что подросток приобретает новые привычки и осваивает новые виды деятельности, он начинает воспринимать себя как взрослый и рассчитывает на то, чтобы так же его оценивали и окружающие.
Именно на этой почве нередко возникает социальный и внутренний конфликт, если мнения извне резко отличаются от самооценки. С учетом того, что последняя не имеет пока надежной опоры, подросткам свойственно резко менять свои взгляды – от демонстративного проявления своей полной независимости до желания вернуться в беззаботное детство.
Во-вторых, у молодого человека складывается внутренняя Я-концепция. Она заключается в наборе представлений о себе, собственных образов «Я». Как правило, составными элементами этих идей служат черты тех личностей, на которых юноша или девушка хочет походить, причем ими могут быть не только реальные люди, но и герои книг и фильмов. Так формируется образ, выступающий в роли идеала, – с набором ценностей и принципов, следовать которым подросток стремится.
При этом впервые в жизни может наблюдаться склонность к размышлениям, к уединению, поскольку складывающаяся личность нуждается в самоопределении, что требует умственной деятельности.
Взросление в физическом плане тоже проходит непросто. Меняется тело, его потребности, что заставляет подростков взглянуть на себя по-новому. Особенно важную роль образ собственного тела играет в жизни девочек.
Изменения охватывают и эмоциональную сферу. Подростковая пора наполнена бурными переживаниями, в первую очередь связанными с понятием «Я». Многие подростки начинают гиперкритично относиться к себе, преувеличивать свои недостатки, как внешние, так и внутренние.
Поскольку опыт эффективной саморефлексии у них отсутствует, то ответом на эти, по большей части выдуманные, проблемы становится замкнутость, неуверенность в себе, застенчивость. В худшем случае это приводит к тому, что подросток резко сокращает свою коммуникативную активность, и у него развиваются социальные фобии.
Что касается мотивации, то она расширяется, так как становятся видны жизненные перспективы, но и здесь сказывается частая смена настроений.
В личностных взаимоотношениях наибольшее значение имеют два круга общения. Чтобы полноценно войти в мир взрослых, подросток нуждается в их признании, и от них же он получает необходимый жизненный опыт. Вместе с тем если попытки доказать свою взрослость оказываются преждевременными и в силу этого неудачными, то подросток переносит всю свою активность на сверстников, среди которых он хочет выделиться и показать свою самостоятельность.
На языке психологии социальные и психические изменения, происходящие в подростковом возрасте, называются новообразованиями.
К их числу относятся:
- развитие абстрактного мышления – умение оперировать отвлеченными понятиями и видеть их взаимосвязи;
- рефлексия, в том числе и саморефлексия, что заключается в познании себя и других людей;
- расширение воображения – способность формировать мыслительные и чувственные образы и идеи;
- складывание самооценки и Я-концепции как этап в формировании личности;
- чувство взрослости – восприятие себя как взрослого и поведение в таком качестве.
В какой-то мере кризис подросткового возраста похож на кризис 3 лет «Я сам» – оба они знаменуют вехи в становлении индивидуальности человека.
Подростковая психология мальчиков и девочек
В чем различия в психологии подростков мальчиков и девочек.
Подростковая юношеская психология
У мальчиков процесс взросления начинается несколько позднее, чем у девочек, но он быстро набирает обороты, и к 14 годам явственно обозначаются типичные подростковые проблемы.
Их острота зависит от множества обстоятельств, причем не только субъективных: сказывается характер взаимоотношений в семье, особенности социальной среды и пр.Одним из главных факторов, влияющих на психику мальчиков в этом возрасте, становятся отношения с противоположным полом, и на эти годы приходится первая любовь – очень часто неразделенная.
Наиболее распространенными причинами тревожности подростков являются:
- неуверенность в себе;
- проистекающее отсюда беспокойство по поводу мнения окружающих;
- подростковый максимализм и присущая психологии подростков категоричность в оценках и суждениях;
- полярность психики – нередко в подростке уживаются стеснительность и развязность, цинизм и идеализм, закрытость и общительность;
- желание получить информацию по всем интересующим его вопросам.
Подростковая психология девочек
У девочек переходный возраст наступает раньше, и они становятся легко уязвимы в эмоциональном плане. Характерны резкая и частая смена настроения, излишне придирчивое отношение к собственной внешности, сильно выраженная потребность в психологической близости. Любовные чувства также просыпаются в этом возрасте, и нередко первыми их объектами становятся красавцы с телеэкранов.
3 причины трудностей в подростковом возрасте
Подростковый возраст богат на кризисы и трудности, которые имеют различную природу. Можно выделить три категории причин подростковых проблем, которые в реальной жизни часто сливаются воедино, накладываясь друг на друга.
- Физиологические причины трудностей
На этот период приходится резкий скачок в физическом развитии. Части тела растут неравномерно, из-за чего порой нарушаются пропорции, и подросток самому себе представляется неуклюжим и утратившим детскую красоту. Развитие внутренних органов и систем тоже идет неровно, и у подростков часто наблюдаются повышенная утомляемость, затрудненность кровоснабжения, вызванные исключительно фактором роста.
Также можно отметить повышенную возбудимость, связанную с половым созреванием, – процессы торможения заметно отстают. Чтобы научить подростка контролировать свои инстинкты и эмоции, необходима помощь взрослых.
- Психологические причины
Многие подростковые проблемы проистекают из детской психологии – в этом возрасте она подвергается серьезным испытаниям, поскольку ребенок, большинство решений за которого принимали его родители, начинает превращаться в самостоятельного человека. Наиболее сложно проходит осознание себя, своей позиции, и нередко подростка охватывают мучительно-тревожные сомнения в себе, не сразу возникает способность к адекватной самооценке.
В силу этого в его поведении может проявляться излишняя раздражительность и даже озлобленность. Подросток еще не научился соизмерять поступки, которые он совершает в настоящем, с их последствиями в будущем.
Очень сильно в этом возрасте выражена потребность в самопознании, и молодой человек ищет ответы на волнующие его вопросы: «Кто я есть? Как я выгляжу на фоне других? Что я хочу? На что я способен?»
- Социально-психологические причины трудностей
Окружающий подростка социальный мир в его воображении нередко обладает идеализированными чертами, и, прежде всего, это касается его планов на будущее, видения себя в качестве взрослого. Подросток расширяет сферу своих интересов и начинает задумываться о выборе профессии, круге общения. У него часто появляются новые контакты, и он ищет взаимодействия с теми людьми, чье мнение для него имеет значение.
На поведение подростка в обществе оказывает влияние руководящее им чувство взрослости: появляется потребность поступать как взрослый, добиться признания в этом статусе и освободиться от опеки и контроля со стороны родителей. Однако противоречие между желаемым и реальным нередко исходит изнутри – когда подросток всеми силами изображает из себя взрослого, но на самом деле пока еще не способен им стать, и сам это осознает.
Из этой дилеммы часто проистекают две противоположные тенденции:
- стремление к независимости – дайте мне все права и позвольте жить самостоятельно;
- желание избежать ответственности и остаться ребенком – мне не нужны взрослые обязанности и ответственность за свои ошибки, пусть этим по-прежнему занимаются старшие.
Поведенческие реакции в подростковом возрасте
В подростковой психологии, помимо вышеуказанных особенностей, можно выделить и другие характерные поведенческие реакции:
- Отказ от привычных форм поведения – игнорирование домашних обязанностей, нежелание учиться. Побудительными факторами часто служат резкие жизненные перемены: переезд, развод родителей.
- Реакция протеста – демонстративное противопоставление своего поведения установленным нормам. Нередко это принимает абсолютно нерациональную форму типа ухода из дома, бессмысленных правонарушений и т. п.
- Реакция имитации – очень распространена в наше время, и часто предметом копирования становятся медийные персоны (актеры, музыканты, спортсмены и пр.). Подросток наделяет своих кумиров всеми качествами, которыми он хотел бы обладать, подчас даже мало что зная о личной жизни этих «идолов».
- Реакция компенсации – неудачи в какой-либо сфере (обычно в учебе) подросток старается восполнить, демонстрируя свою продвинутость в чем-то еще. К примеру, двоечник и хулиган способен добиться определенного авторитета среди сверстников вызывающими выходками.
- Реакция гиперкомпенсации – в этом случае подросток направляет всю свою энергию на область, где изначально он полностью несостоятелен. Скажем, хилый мальчик начинает заниматься силовыми видами спорта, стеснительная девочка с головой погружается в общественную деятельность и т. п.
- Реакция эмансипации – в той или иной мере она проявляется практически в каждом подростке, стремящемся стать более самостоятельным, но в крайних случаях желание освободиться от родительской опеки приводит к побегам из дома, открытым конфликтам с родственниками и учителями.
- Реакция группирования – она характерна, если в повседневном окружении подросток не находит понимания и поддержки. При этом его стремление к самовыражению и самоутверждению толкает его на поиск социальной группы, которая обеспечит такое отношение к нему. Как правило, сообществом, где он может реализовать себя, становится подростковая компания, какая-либо неформальная группа.
Ценой признания со стороны ее членов обычно является разделение внутригрупповых ценностей, моделей поведения и пр. Соответственно, попадая в негативную среду, подросток быстро приобретает несвойственные ему черты – агрессивность, жестокость, замкнутость и т. д.
- Реакция увлечения – в подростковом возрасте увлечения могут принять любую направленность (спорт, коллекционирование, азартные игры, музыка, научные занятия, театр и пр.), но нередко они очень резко возникают и столь же внезапно исчезают, сменяясь другими. Во многом это объясняется поиском себя, желанием самореализоваться.
- Реакции сексуального влечения – от повышенного интереса к данным вопросам до раннего начала половой жизни.
Причины нарушения поведения в подростковом возрасте
Характер проявлений подростковых проблем во многом зависит от того, как выстраиваются отношения молодого человека с родителями. Именно их реакция на поведения собственного сына или дочери способна нивелировать трудности либо, наоборот, усугубить их. По мнению психологов, существуют следующие наиболее распространенные причины нарушений подросткового поведения.
- Борьба за внимание
Ребенку для нормального развития нужны внимание и забота со стороны близких, и если он не получает этого в достаточной мере, то непослушание превращается в способ заявить о себе и своих проблемах. Так подросток пытается привлечь к себе внимание, используя для этого все доступные ему средства.
- Борьба за самоутверждение
Рано или поздно дети начинают ставить вопрос о постепенном выходе за пределы родительской опеки, и это естественный процесс личной эмансипации, к чему нужно относиться с пониманием. Однако если влияние родителей носит чрезмерный характер, и они навязывают ребенку свою волю, то часто на этой почве возникают конфликты. Ответом на указания и замечания становится раздражение, упрямство, действия наперекор.
Особенность подростковой психологии состоит в том, что зачастую для ребенка основное значение имеет не содержание конкретной ситуации, а отстаивание права самому принимать решение. При этом он может осознавать, что его выбор неоптимален, однако ему важнее доказать, что он самостоятельная личность.
- Желание отомстить
Поводы для обиды бывают самые ничтожные, и они имеют свойство накапливаться. Чаще всего это чувство возникает в отношении тех, с кем мы постоянно общаемся, и для ребенка это родители.
Желая им отомстить, подросток способен на крайности и нередко вредит сам себе, отказываясь от каких-либо возможностей и соблюдения установленных правил, например бросает занятия или доводит себя до болезни. Смысл подобного непослушания: «Если мне сделали плохо, пусть и вам будет тоже плохо!»
Подростковая психология- Потеря веры в себя
Подростки, подражая взрослым, неминуемо совершают ошибки, и эти неудачи, особенно если они сопровождаются критическими отзывами, болезненно воспринимаются детьми. От этого страдает их самооценка и снижается мотивация.
Попробовать выяснить главную причину плохого поведения подростка родители могут, осознав, какие чувства в них самих вызывает его непослушание. Такой весьма оригинальный совет дает известный психолог Ю. Б. Гиппенрейтер – по его мнению, в зависимости от настроя ребенка оказывается и реакция родителей.
Так, раздражение свидетельствует о том, что подросток требует внимания. Гнев обычно возникает как реакция на стойкое непослушание, целью которого является борьба за самоутверждение. Если подоплекой действия подростка служит месть, то за ней следует обида.
Что же делать в подобной ситуации родителям? Общий совет – избегать предсказуемой реакции, на которую подросток и рассчитывает. Если его усилия достигают успеха, то он будет так же поступать и далее.
Чтобы выйти из порочного круга, необходимо дать ребенку то, в чем он на самом деле нуждается. Скажем, если он чувствует себя обделенным вниманием, то проводите с ним больше времени. В ситуации, когда ребенок жаждет самоутвердиться, пойдите ему навстречу и выразите поддержку его стремлению к большей самостоятельности. Не отвечайте наказаниями на его непослушание, основывающееся на чувстве мести.
Поддерживайте своего ребенка, его веру в свои силы и меняйтесь сами, перестраивая отношения с сыном или дочерью в сторону большего равноправия, постепенного отказа от вмешательства в его личную жизнь.
Подростковая психология и школа
Конечно, на подростка оказывает влияние и школа, где он почти ежедневно проводит по несколько часов и имеет обширный круг общения. Учебное заведение готовит школьника к взрослой жизни, обеспечивая его необходимыми знаниями, умениями и навыками.
Нередко отмечается снижение успеваемости в подростковом возрасте, и для этого могут быть самые разнообразные причины.
Если в младшем школьном возрасте проблемы с учебой обычно решаются благодаря дополнительным занятиям, и повышение успеваемости приводит к тому, что растет самооценка ребенка, он чувствует себя более уверенно, то у подростков акценты меняются. Для них на первый план выходят личностные проблемы, а школа нередко оттесняется на задний план.
Соответственно, если помочь подростку разобраться в себе, преодолеть трудности социально-психологического характера, то у него появится больше времени и желания учиться, что позитивно скажется на его успеваемости.
Как правило, оценки ухудшаются в средних и старших классах из-за снижения мотивации – у детей пропадает желание учиться.
Восстановить его далеко не всегда просто – порой требуется помощь психолога и нужен индивидуальный подход к подростку с учетом его состояния и личных проблем.
Отчасти вина может лежать на школе, а именно на системе выстраивания педагогической работы. Некоторые учителя в погоне за результатами в виде достижений их учеников начинают концентрироваться на сильных, способных детях, уделяя меньшее внимание тем, кто, с их точки зрения, неперспективен.
От таких учеников порой старается избавиться и школа, что особенно актуально в 9 классе, когда появляются альтернативы продолжения образования. В результате дети, видя, как их оценивают педагоги, начинают признавать отсутствие у себя способностей, опуская руки и забрасывая учебу.
Без уверенности учителя в возможности ребенка эффективность обучения будет заметно ниже!
Интересно сопоставить, в чем видят причины плохой успеваемости разные участники образовательного процесса. Сами школьники ссылаются, во-первых, на собственные проблемы (плохая память, слабое внимание, лень), во-вторых, на сложность учебных программ и, в-третьих, на непрофессионализм педагогов.
Иначе выглядит объяснение учителей: чаще всего они винят самих подростков, указывают на отсутствие помощи со стороны родителей и только после этого ставят объективный фактор в виде сложности программы.
Наконец, для родителей главными причинами слабой успеваемости их детей являются недоступность программы и высокие требования школы.
Данная картина показательна в том плане, что подтверждает уязвимость подростковой психологии. Дети и сами склонны обвинять себя в низких школьных результатах, а если на это накладываются упреки учителей и родителей, то ребенок может полностью утратить интерес к учебе, не видя каких-либо перспектив.
Еще одной проблемой, связанной с мотивацией современных подростков, является снижение значимости познавательного фактора. Сейчас для школьников более важен результат не в виде приобретения определенной суммы знаний, а в форме внешнего признания их заслуг (оценки, награды, похвала и т. п.). Соответственно, при таком подходе страдает продуктивность процесса познания, который сам по себе является основой для личностного развития подростка.
Поэтому и родители, и школьные педагоги должны прилагать все усилия, чтобы сохранить учебную мотивацию подростка и придать ей правильную направленность.
Важность взаимодействия подростка и взрослого
Подросток нуждается в совместной деятельности со взрослыми, но по сравнению с младшим возрастом изменяется содержание этих взаимоотношений. Взрослеющий ребенок хочет приблизиться к взрослым, встать с ними на одну ступень, и нельзя его отталкивать. Желательно, чтобы у членов семьи были общие интересы и увлечения и родители проводили часть свободного времени со своим ребенком.
Приобщение подростка к взрослым обязанностям происходит естественным путем, если он помогает членам семьи в домашних делах. Чтобы обеспечить эмоциональную близость, отлично подходят совместные прогулки, посещение театра и кино, обсуждение новостей и т. д. Именно совместная деятельность порождает общность чувств и переживаний, позволяет сохранить эмоциональную и духовную близость.
Такое времяпрепровождение будет полезным не только для ребенка, но и для родителей – обе стороны в результате разнообразного общения научатся лучше понимать друг друга, видеть проблемы и помогать в их решении. Кроме того, лучший вариант, когда для подростка примером для подражания становятся его родители.
Подростковый кризис протекает более спокойно для психологии ребенка, если в семье царит доброжелательная атмосфера и в отношениях присутствуют чуткость, отзывчивость, взаимное уважение и доверие. В этом случае больше шансов, что подросток будет искать поддержки в своих близких и найдет ее. Кроме того, если родители многое дают своему ребенку, то обретают моральное право и много спрашивать с него.
Большой ошибкой является освобождение детей от каких-либо домашних обязанностей: так нередко поступают родители, опасающиеся перегрузить своего отпрыска. Тем самым создаются условия для развития в ребенке эгоизма, пренебрежения к труду и тем, кто им занимается.
С юных лет нужно приучать, что права неразрывно связаны с обязанностями и ответственностью, а обретение самостоятельности накладывает на человека определенные обязательства в отношении общества. Поэтому правильнее всего постепенно подключать школьника к обсуждению семейных и иных дел, научить его формулировать и обосновывать свое мнение, и если это выполнено, то считаться с его позицией.
Даже если подросток ошибается, не нужно отмахиваться от него – покажите его неправоту, и этим вы поможете ему лучше ориентироваться во взрослом мире, в котором он вскоре окажется.
Подросткам присущи повышенный интерес к внутреннему миру человека, активизация чувств и переживаний. Это тоже является частью процесса взросления. Ребенок старается понять, каково это – быть взрослым. Потому он может нетерпимо относиться к тому, что раньше его не волновало, и болезненно реагировать на ущемление его личностных прав. В таком состоянии даже проявление родительской нежности способно его задеть.
Подростки зорко подмечают особенности поведения взрослых, их ошибки и недостатки. При этом они сохраняют природную искренность, и если родители честно признают свою неправоту, то их авторитет нисколько не пострадает, а наоборот, ребенок проникнется к ним большим доверием.
Подростки задают много вопросов и жаждут сразу услышать ответы, что порой раздражает взрослых. Равнодушие, а тем более негативная реакция на расспросы и рассказы ребенка недопустимы. Необходимо проявлять интерес к учебе подростка, его увлечениям, переживаниям и мечтам и имеет смысл параллельно делиться с ним своим опытом, рассказывая о работе, друзьях, различных ситуациях.
Таким образом, если подросток сам тянется к вам и приходит с расспросами, то не говорите «нет», ссылаясь на занятость, отсутствие времени, а тем более называя его слишком маленьким для этого. Всячески поддерживайте его стремление поговорить по душам.
Если потребность поделиться сокровенными мыслями и переживаниями с близкими людьми остается неудовлетворенной, то подросток будет искать душевной опоры вне семьи, и велика опасность, что он попадет под влияние дурных людей. Так что старайтесь сохранять с детьми эмоциональную связь, тем самым помогая им в решении психологических и других проблем.
Рейтинг: 3( голосов 2 )
Понравилась статья? Поделитесь:
Психология подросткового возраста: как понимать подростков?
Содержание
- Как родителям понять подростка и помочь ему
- «Нет»
- Два взрослых человека
- Учить, и еще раз учить!
- Скандал и агрессия
- Учимся понимать подростков – изменения по возрастам
- 12 лет. Еще маленький или уже большой?
- 13 лет. Гиперактивный и перевозбужденный
- 14 лет. Борьба за право голоса и признание
- 15 и 16 лет. Еще не личность, но надежда есть
Один из самых сложных этапов становления человека, как личности – подростковый период. Он начинается в возрасте от 10 лет и заканчивается к 17 годам. Для каждого ребенка этот момент индивидуален, но заботливый и внимательный родитель сразу поймет, что с его чадом происходит что-то неладное. Главное в этот период – не разорвать ту тонкую ниточку, которая связывает вас с ребенком с рождения.
Начало переходного возраста характерно тем, что ребенок начинает разговаривать с вами на взрослом языке, при этом, делая поступки, которые характерны для ребенка. Это несоответствие пугает самого подростка, не говоря уж о тех, кто живет рядом с ним. В его голове толпятся мысли, тело пугает новыми ощущениями и формами, а родители становятся слишком настойчивыми и несправедливыми. В вихре стремительно происходящих изменений, подросток должен понять и простить окружающий мир и себя. Без помощи родителей это невозможно. Поэтому придерживайтесь в общении с «обновленным» человеком некоторых принципов.
Основным правилом в общении с подростком считается общение. С ребенком нужно разговаривать, любыми способами, вызывая его на диалог. Они же еще дети и в разговоре все равно выскажут проблемы. Прямо или косвенно, главное – услышать и понять.
«Нет»
Вы испуганы поведением взрослеющего ребенка, и боитесь, что ответив отрицательно на очередную его просьбу, потеряете доверие? Вы скорее лишитесь всего вышеперечисленного в том случае, если из страха будете соглашаться на все безумные просьбы подростка.
Готовьтесь на каждый отрицательный ответ развернуто обосновать своего решения. Выслушивайте мнение подростка по поводу сложившейся ситуации со спокойной уверенностью взрослого человека, который точно знает, что делает. Не паникуйте, не кричите и не скандальте никогда. Видя ваше замешательство, ребенок может трактовать это по-своему. Он просто ослушается вас или уговорами, слезами, угрозами заставит вас переменить решение.
Твердое «нет» никогда нельзя заменять на скользкое «может быть». Таким образом, вы даете своему ребенку надежду на то, что сменившиеся обстоятельства могут повлиять на ваше решение. И он начнет искать возможность переменить их.
Два взрослых человека
Представьте себе ситуацию, когда вы разговариваете со своими родителями, а они начинают с вами сюсюкать. Согласитесь, вы будете чувствовать себя не совсем комфортно. Так почему вы считаете, что с подростком можно общаться, как с трехлетним малышом? Навязывая собственное мнение, родители не понимают, что вызывают бунт в душе ребенка. Если он не противоречит открыто, то делает это так, чтобы вы не узнали. Подросткам невыносимо сознание того что их все еще считают детьми. Они требуют к себе отношения, как ко взрослому человеку.
Понять своего ребенка-подростка не сложно: относитесь к нему, как к равному:
- Разговаривайте спокойно и с достоинством;
- Обсуждайте совместные проблемы;
- Шутите.
Старайтесь быть рядом в тот момент, когда жизнь требует от него принятия взрослых решений. Не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно последовал вашему совету. Лучше, если вы выскажите собственное мнение на создавшуюся проблему, а пути решения ее он выберет сам. Не ограничивайте свободу подростка до такой степени, когда он будет страдать от ощущения постоянной слежки. Некоторые родители слишком усердствуют в контроле над собственным чадом. Подростку нужна свобода мысли и действий, контролируйте его так, чтобы он об этом даже не догадывался.
Учить, и еще раз учить!
К 10 годам детям окончательно надоедает школа, учителя, уроки и учебники. А тут еще мама с папой, которые стараются научить его жизни. Если у вас есть взаимопонимание со своим чадом, вам не сложно будет объяснить ему, что это нужно для его же блага. В противном случае, не отступайте! Учите ребенка ответственности за собственные поступки, самоконтролю и умению принимать взвешенные решения. Если вы не дадите этого своему ребенку, может случиться непоправимое. И тогда, вам придется решать более серьезные проблемы.
Учите подростка следующим качествам и чувствам:
- Организованность. Способность человека не останавливаться на достигнутом, и двигаться к намеченной цели – признак успешности и целеустремленности. Учите ребенка тому, что жить без стремления к чему-то нельзя, у человека должны быть желания, мечты, которые требуют воплощения в жизнь;
- Забота. Ребенок воспитывается среди взрослых, братьев, сестер и друзей, которые любят и оберегают его. Воспитывайте в подростке доброту, сострадание, мягкость, выдержку и внимательность по отношению к людям;
- Позитив. Нельзя, чтобы ребенок «закрывался» в себе, не в силах решить какую-то «глобальную» жизненную ситуацию. Понятно, что он сам себя «накрутил» и теперь в панике ищет выход. Объясните подростку, что его «страшные» проблемы – результат самобичевания и негативного отношения к себе и собственной жизни.
- Постоянно уверяйте подростка в том, что он не страшилище, которым себя мнит, а очень приятный молодой человек. Достаньте собственные подростковые фотографии, покажите, каким были вы в его возрасте. Можно привести в пример фото звезд эстрады и кино. Благо, их множество в интернете.
- Мелкие провинности и ошибки вашего ребенка не стоят того, чтобы он буквально «казнил» себя за них. Объясняйте взрослеющему человеку, что в жизни бывают проблемы посерьезнее, чем то, что он сегодня повздорил с другом. Каждый факт самоедства вашего ребенка, пресекайте на корню. Ищите правильные слова, примеры из собственной жизни, истории людей, которых знает ваш ребенок.
Скандал и агрессия
Родители, которые отчаялись «наставить» свое чадо на путь истинный разговорами и пониманием, стараются сделать последнее, что считают возможным – они скандалят, угрожатют и ругают ребенка. Этого делать нельзя! Вы не только не добьетесь понимания и послушания, вы окончательно оттолкнете от себя подростка. Те крупицы понимания и контроля над ситуацией рассыплются в прах. Ответная реакция на ваше отношения может быть самой страшной – от агрессии в ваш адрес до попытки суицида.
Кризис подросткового возраста – знакомое и страшное словосочетание для всех родителей. Оно означает то, что в переходном возрасте ребенок становится неуправляемым и агрессивным
Учимся понимать подростков – изменения по возрастам
Попробуем разобраться с тем, что происходит в организме ребенка на каждом этапе взросления.
12 лет. Еще маленький или уже большой?
Это тот возраст, когда ребенок еще не может быть взрослым, но уже не хочет оставаться ребенком. Он копирует поведение и манеры тех, кто рядом, чтобы казаться старше. В этом возрасте ребенок уделяет пристальное внимание своей внешности. Девочки проводят первые эксперименты с косметикой, а мальчики с тяжелым вздохом разглядывают прыщи в зеркале. Помогите ребенку в этом – купите специальную гипоаллергенную косметику для дочери и научите правилам наложения макияжа. Мальчика порадует действенное средство от угревой сыпи на лице.
Дети становятся медлительными и стараются замкнуться в себе. Теперь главное – не дать уползти им, как улитке в раковину, откуда потом их слишком трудно достать.
13 лет. Гиперактивный и перевозбужденный
К 13 годам в организме подростка начинают происходить бурные процессы, которые принято называть гормональными изменениями. Это один из самых активных периодов в развитии и становлении ребенка, как взрослого человека. Теперь он научился отличать взрослое поведение от детского, и прекрасно знает, что все большие дяди и тети – самостоятельные люди. Стараясь казаться самостоятельным, подросток совершает одну из самых неприятных ошибок в своей жизни – он абстрагируется от родителей и перестает признавать их авторитет. Если упустить этот период, можно прийти к плачевным результатам.
14 лет. Борьба за право голоса и признание
В этом возрасте подростки особенно неуправляемы. Доказывая свою состоятельность и независимость, они начинают действовать назло родителям. Не путайте это отношение со злостью и агрессией ребенка по отношению к вам. Он так же любит вас, как и тогда, когда был маленьким. Но теперь им движет незнакомое дотоле чувство противоречия. Подросток, скорее всего, сам не рад тому, что он делает, но не может изменить себе и оспаривает каждое, сказанное вами слово. Не кричите на него и не ругайте за «вредность». Он не виноват, а этот период скоро закончится.
15 и 16 лет. Еще не личность, но надежда есть
Если в прошлом ребенок принадлежал душой и сердцем только вам, то теперь пришло время делиться. У него появляются друзья, знакомые и первая любовь, которые отдаляют вас от ребенка. Теперь только от вас зависит, останетесь вы друзьями или чужими, непонимающими друг друга, людьми.
С появлением новых людей вокруг подростка моральные нормы, убеждения и жизненные принципы, которые вы вкладывали в его голову много лет, дают трещину. Теперь перед ним есть другие люди, которые воспитаны по другим правилам. Не удивительно, что перед ребенком встает вопрос: кто прав? Неужели мама и папа, которые ежедневно твердят о самосовершенствовании и самоконтроле? Ведь проще и веселее жить, как новые знакомые – блуждая по улицам в поисках приключений и не утруждать себя «лишними» проблемами. Это тот момент, когда вы строго, но ненавязчиво должны контролировать сферу общения ребенка. Если вы изначально знаете, что он дружит с детьми, понятия которых не идут вразрез с убеждениями вашей семьи, легче будет понять подростка и его душевные метания.
Почему родителям трудно понять подростка, которому 15 или 16 лет? Ответ – они забыли себя в этом возрасте. Вспомните первую любовь, первый раздор с другом, когда вы не сошлись во мнениях, первый поцелуй. В этом возрасте слишком многое случается впервые. Подростку трудно справиться с наплывом эмоций, чувством одиночества и ощущением собственного бессилия перед сложившейся ситуацией. Важно дать понять ребенку, что он не один, что вы всегда поможете и поддержите его. Его проблемы – ваши проблемы, но решение принимать должен он сам. Главное, чтобы они были взвешенными и обдуманными. Воспитывайте в подростке чувство ответственности за близких и любимых людей.
Наряду с житейскими понятиями, в ребенке формируется мировоззрение. Он получает много знаний от учителей, интересуется историей и науками. Его взгляды и суждения становятся обширны и многогранны. Этот возраст характерен тем, что человек находится на вершине умственного и психического развития.
Слушайте своих детей, дайте им возможность высказывать собственное мнение. Ведь только в общении зарождаются теплые, дружеские отношения, которые вы сохраните на всю жизнь.
Рост и развитие, возраст от 13 до 17 лет. Что нужно знать родителям
Также доступно в формате [ PDF ].
Также доступен в формате PDF на
Амхарский
Китайский
Французский
Испанский
90 005 вьетнамский
Человеческое развитие — это продолжающийся на протяжении всей жизни процесс физического, поведенческого, когнитивного и эмоционального роста и изменений. . На ранних стадиях жизни — от младенчества к детству, от детства к юности и от юности к зрелости — происходят огромные изменения. На протяжении всего процесса каждый человек развивает отношения и ценности, которые определяют выбор, отношения и понимание. Сексуальность — это тоже процесс на всю жизнь. Младенцы, дети, подростки и взрослые — сексуальные существа. Так же, как важно способствовать физическому, эмоциональному и когнитивному развитию ребенка, важно заложить основы для сексуального роста ребенка. Взрослые обязаны помочь детям понять и принять их развивающуюся сексуальность. Каждый этап развития включает в себя определенные маркеры. Следующие рекомендации по развитию применимы к большинству детей этой возрастной группы. Однако каждый ребенок индивидуален и может достичь этих стадий развития раньше или позже, чем другие дети того же возраста. Когда возникают опасения по поводу развития конкретного ребенка, родители или другие опекуны должны проконсультироваться с врачом или другим специалистом по развитию ребенка. Примечание. Когда мы используем слова «мужчины» и «женщины», «мальчики» и «девочки», мы имеем в виду тех, кому при рождении приписаны мужчины или женщины и у которых есть соответствующие части тела, независимо от гендерной идентичности.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Большинство подростков в возрасте от 13 до 17 лет:
- Полное половое созревание и физический переход от детства к взрослой жизни
- Достигают почти взрослого роста, особенно женщины (мужчины продолжают расти выше двадцати с небольшим лет).
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Большинство подростков в возрасте от 13 до 17 лет:
- Достигнут когнитивной зрелости — способности принимать решения на основе знания вариантов и их последствий
- Продолжайте находиться под влиянием сверстников (Сила давления сверстников уменьшается после раннего подросткового возраста.)
- Развивайте навыки, чтобы стать самостоятельным
- Отвечать на сообщения СМИ, но развивать способность анализировать эти сообщения
- Развитие более зрелых отношений с друзьями и семьей
- Стремиться к большей власти над собственной жизнью
- Учитесь водить, повышая свою независимость
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Большинство подростков в возрасте от 13 до 17 лет:
- Способны развивать длительные, взаимные и здоровые отношения, если у них есть основа для этого развития — доверие, положительный прошлый опыт и понимание любви
- Понимать свои чувства и иметь возможность анализировать, почему они чувствуют себя определенным образом
- Начните придавать меньше значения внешности и больше личности
СЕКСУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Большинство подростков в возрасте от 13 до 17 лет:
- Понимать, что они сексуальны, и понимать варианты и последствия сексуального выражения
- Выбирают способы выражения своей сексуальности, которые могут включать или не включать совместное сексуальное поведение
- Распознавать компоненты здоровых и нездоровых отношений
- Иметь четкое представление о беременности, ВИЧ и других инфекциях, передающихся половым путем
- Признать влияние различных средств массовой информации на культурные представления о сексе
- Иметь возможность узнать о близких, любящих, долгосрочных отношениях
- Иметь представление о своей сексуальной ориентации (это отличается от сексуального поведения)
ЧТО НЕОБХОДИМО ДЕЛАТЬ СЕМЬЯМ, ЧТОБЫ ВОСПИТЫВАТЬ СЕКСУАЛЬНО ЗДОРОВЫХ ПОДРОСТКОВ
Чтобы помочь подросткам в возрасте от 13 до 17 лет развиваться как сексуально здоровые молодые люди, семьям следует:
- Четко сформулировать свои семейные и религиозные ценности в отношении половых контактов. Скажите, что, хотя секс доставляет удовольствие, молодые люди должны отложить начало секса до тех пор, пока они не вступят в зрелые, любящие и ответственные отношения.
- Скажите, что у всех нас есть множество способов испытать близость и выразить любовь.
- Вместе обсудите факторы, включая возраст, взаимное согласие, защиту, использование противозачаточных средств, любовь, близость и т. д., которые, по вашему мнению, и ваш подросток должны учитывать при принятии решения о половом акте.
- Повышайте способность подростков принимать решения, предоставляя информацию, на которой они могут основывать свои решения.
- Обсудите варианты контрацепции и поговорите о важности использования презервативов.
- Обсудите варианты действий подростков в случае незащищенного полового акта, включая экстренную контрацепцию, тестирование и лечение ИППП. Обсудите варианты действий подростков в случае наступления беременности, включая аборт, воспитание детей и усыновление.
- Обсудите эксплуататорское поведение и почему оно вредно для здоровья и (в некоторых случаях) незаконно.
- Помогите подростку определить различные физические и вербальные реакции, чтобы избежать/уйти от сексуальных ситуаций, которые заставляют их чувствовать себя некомфортно.
- Признайте, что у подростков есть много вариантов будущей жизни, что некоторые могут жениться и/или стать родителями, в то время как другие могут оставаться одинокими и/или бездетными.
- Используйте инклюзивный язык, который признает, что некоторые молодые люди могут быть геями, лесбиянками, бисексуалами или трансгендерами.
10 СОВЕТОВ ПО НАЧАЛУ
БЕСЕДА О РОСТЕ
Некоторым родителям может быть трудно начать разговор о росте, развитии и сексуальности, потому что они не выросли в среде, где обсуждалась эта тема. Некоторые родители могут бояться, что они не знают правильных ответов, или не могут понять, какой объем информации следует предложить. Чтобы помочь, рассмотрите эти 10 советов:
- Во-первых, поощряйте общение, убеждая детей, что они могут говорить с вами о чем угодно.
- Воспользуйтесь обучающими моментами. Беременность подруги, новостная статья или телешоу могут помочь начать разговор.
- Больше слушайте, чем говорите. Подумайте о том, о чем вас спрашивают. Подтвердите вместе с ребенком, что вы услышали именно то, что он хотел спросить.
- Не делайте поспешных выводов. Тот факт, что подросток спрашивает о сексе, не означает, что он занимается сексом или думает о нем.
- Отвечайте на вопросы просто и прямо. Дайте фактические, честные, короткие и простые ответы.
- Уважайте взгляды вашего ребенка. Поделитесь своими мыслями и ценностями и помогите ребенку выразить их.
- Убедите молодых людей в том, что они нормальные, как и их вопросы и мысли.
- Научите своих детей принимать правильные решения в отношении секса и научите их, как выходить из рискованных ситуаций.
- Признайтесь, если вы не знаете ответа на вопрос. Предложите вдвоем найти ответ в Интернете или в библиотеке.
- Обсудите, что иногда вашему подростку может быть удобнее разговаривать с кем-то, кроме вас. Вместе подумайте о других доверенных взрослых, с которыми они могут поговорить.
Составлено Барбарой Хуберман, RN, MEd, бывшим директором по образованию и работе с общественностью. Обновлено в 2016 г. © Advocates for Youth, 2016.
Подростковое настроение: управление взлетами и падениями возраст настроения
Настроения, или эмоциональные подъемы и спады, являются частью жизни подростков и подростков , как и для взрослых.
Например, дети дошкольного возраста и подростки могут чувствовать себя бодрыми и возбужденными в некоторые дни, а в другое время — подавленными, унылыми, подавленными или грустными. И они часто хотят больше уединения или времени наедине с собой. В предподростковом и подростковом возрасте эти эмоциональные взлеты и падения могут случаться чаще, чем раньше, и они могут быть более экстремальными.
Эмоциональные взлеты и падения вашего ребенка могут происходить по многим причинам — физическим, эмоциональным, социальным и психологическим, а не по какой-то одной конкретной причине. Часто вы не сможете определить, почему ваш ребенок чувствует себя хорошо или плохо, и ваш ребенок тоже не сможет.
Настроение — это признак того, что ваш ребенок переживает более сложные, зрелые эмоции и пытается понять их и управлять ими. Это важная часть подросткового развития. Вы должны сыграть большую роль, помогая своему ребенку на этом этапе его пути во взрослую жизнь.
Эмоциональные взлеты и падения: почему они происходят
Физические факторы
Подростки и подростки в подростковом возрасте претерпевают множество физических изменений.
Тело вашего ребенка меняется, из-за чего он может чувствовать себя неловко или смущенно или просто захотеть больше уединения и времени для себя. Подростки и подростки, которые, кажется, развиваются раньше или позже, чем их друзья, могут испытывать эмоции по поводу этих физических изменений.
Еще одним физическим фактором является сон. Подросткам нужно 9-11 часов сна, а подросткам — 8-10 часов сна. Количество сна, которое получает ваш ребенок, может повлиять на его настроение.
Еда и питание вашего ребенка, а также уровень его физической активности также могут влиять на настроение. Здоровое питание и много упражнений часто могут помочь вашему ребенку регулировать настроение.
Мозговые факторы
Мозг подростка претерпевает множество изменений в подростковом возрасте.
Например, изменения в мозге заставляют организм вашего ребенка вырабатывать половые гормоны. Эти гормоны вызывают физические изменения, а также сексуальные и романтические чувства. Эти новые чувства могут быть сильными и иногда сбивать с толку вашего ребенка.
Кроме того, мозг вашего ребенка будет продолжать меняться до 20 лет. Часть мозга, которая развивается последней, префронтальная кора, тесно связана с областями, отвечающими за регулирование эмоций и управление ими. Это означает, что вашему ребенку может быть труднее справляться с некоторыми из своих сильных эмоций, и может показаться, что он более эмоционально реагирует на ситуации, чем раньше. Они все еще учатся обрабатывать и выражать свои эмоции по-взрослому.
Социальные и эмоциональные факторы
Новые мысли, новые эмоции, новые друзья и новые обязанности — все это может повлиять на самочувствие вашего ребенка.
Ваш ребенок учится самостоятельно решать больше проблем по мере того, как он становится независимым. Ваш ребенок также живет в своей голове больше, чем раньше, и занят размышлениями о таких проблемах, как дружба, школа и семейные отношения.
Стрессовые ситуации в семье также могут повлиять на настроение вашего ребенка.
Помощь детям дошкольного возраста и подросткам, у которых больше взлетов, чем падений
Есть несколько вещей, которые вы можете сделать, чтобы у вашего ребенка было больше взлетов, чем падений.
Во-первых, узнавать, что вашему ребенку уже нравится . Это могут быть занятия любимым видом спорта, времяпрепровождение со старыми друзьями, прослушивание или игра музыки, рисование, создание собственного цифрового контента и так далее. Не отставая от этих действий, ваш ребенок будет чувствовать себя в безопасности и даст ему основу для изучения новых интересов.
Вы также можете помочь своему ребенку найти новые занятия, которые бросают ему вызов и помогают ставить новые цели и встречать новых друзей. Это может быть изучение нового музыкального инструмента или присоединение к новой социальной группе. Вместо того, чтобы выбирать эти занятия для своего ребенка, вы можете получить идеи, слушая, как ваш ребенок говорит о том, что ему нравится и не нравится.
Помощь подросткам и подросткам справляться с эмоциональными взлетами и падениями
Вы не можете помешать своему ребенку чувствовать себя подавленным или подавленным. Но есть много вещей, которые вы можете сделать, чтобы помочь вашему ребенку справиться со взлетами и падениями.
Как помочь ребенку принять взлеты и падения
Это может помочь вашему ребенку узнать, что эмоциональные взлеты и падения являются частью жизни. Один из лучших способов сделать это — дать ребенку понять, что иногда вы тоже чувствуете себя подавленным.
Вашему ребенку также важно знать, что вы будете рядом, когда ему будет плохо или ему будет трудно. Вам не нужно решать проблемы вашего ребенка. Вместо этого может помочь просто сказать: «Я вижу, у тебя трудный день». Это позволит вашему ребенку понять, что иногда чувствовать себя подавленным или подавленным — это нормально.
Оставайтесь на связи со своим ребенком
Оставайтесь на связи и активно прислушивайтесь к тому, что происходит в жизни вашего ребенка, вам будет легче улавливать триггеры его эмоциональных взлетов и падений. Иногда случайные, повседневные занятия, например, отвезти ребенка куда-нибудь или вместе посмотреть телевизор, — лучшее время для вашего ребенка, чтобы поделиться с вами чем-то.
Дайте ребенку пространство
Ваш ребенок развивает самостоятельность и берется за новые дела. Пока это происходит, старайтесь давать ребенку пространство или время в одиночестве, чтобы он мог подумать о новых эмоциях и новом опыте. Дайте ребенку знать, что вы будете рядом, если он захочет поговорить.
Откладывание решения
Если есть проблема, обсуждение решений с вашим ребенком может быть замечательным, но ваш ребенок должен внести свой вклад в решения и чувствовать, что он «владеет» ими. Ваш ребенок также с большей вероятностью попробует решение, если он чувствует, что оно исходит от него.
Кроме того, умение решать проблемы является ценным жизненным навыком, который ваш ребенок улучшит, тренируясь. Помогая ребенку развить навыки решения проблем, вы показываете, что цените вклад ребенка в решения, влияющие на его жизнь.
Совместная работа над стратегиями выживания
Научиться справляться с эмоциональными взлетами и падениями самостоятельно и справляться с ними — одна из важнейших задач подросткового возраста. И вы можете помочь своему ребенку развить этот важный жизненный навык.
Один из способов сделать это — составить вместе с ребенком список «разрушителей настроения». Это то, что ваш ребенок может сделать, чтобы чувствовать себя лучше. Например:
- Послушайте веселую или любимую песню.
- Проведите время с другом.
- Прогуляйтесь быстрым шагом.
- Погладить собаку.
- Обнять тебя.
- Посмотреть фильм с тобой.
Для вашего ребенка полезно иметь несколько вариантов в своем списке, чтобы он мог попробовать разные варианты, чтобы увидеть, что работает лучше всего.
Быть образцом для подражания
Вы по-прежнему являетесь самым важным образцом для подражания для своего ребенка. Ваш ребенок будет смотреть на вас, чтобы увидеть, как вы справляетесь в трудные времена. Подумайте о том, как ваш ребенок видит, как вы решаете проблемы и используете стратегии преодоления.
Больше, чем просто настроение: когда подростки и подростки все время чувствуют себя подавленными
Иногда постоянное подавленное или подавленное настроение может быть признаком чего-то более серьезного.
Подростки и подростки могут чувствовать себя подавленными в течение нескольких минут, часов, дней или намного дольше. Если ваш ребенок кажется унылым, унылым, раздражительным или грустным в течение более 2 недель или если вы заметили, что капризы мешают вашему ребенку заниматься своими обычными повседневными делами, это может быть признаком более серьезной проблемы с психическим здоровьем.
Если вас беспокоят эмоции и поведение вашего ребенка, важно поговорить с ним и обратиться за помощью к специалисту по психическому здоровью . Ваш терапевт может помочь вам найти нужного человека.
Большинство детей предподросткового возраста и подростков с проблемами психического здоровья хорошо выздоравливают, если они получают лечение, особенно если лечение начато на ранней стадии.
Ваш ребенок может позвонить в Службу помощи детям по номеру 1800 551 800. Это бесплатная, конфиденциальная и анонимная телефонная консультация для молодых людей в возрасте от 5 до 25 лет.