Лекции — Психология коммуникаций
Статья
- формат rtf
- размер 608.52 КБ
- добавлен 24 января 2011 г.
Понятие коммуникации. Психологические особенности коммуникации.
Место психологии коммуникации в рамках психологических наук.
Понятие и основные подходы к операционализации (объяснению,
определению) понятия коммуникация.
Формы коммуникативного действия (общения).
Психологические особенности коммуникации.
Феноменологические характеристики коммуникации
Виды
Структура
Компоненты
Функции
Типы
Средства коммуникации
Вербальные средства коммуникации
Невербальные средства коммуникации
Визуальная система знаков
Тактильная система знаков – система прикосновений к партнеру
Коммуникация как информационный процесс.
Коммуникативные барьеры.
Барьеры понимания
Барьеры социально-культурных различий
Барьеры отношений
Общение как социально перспективный процесс
Общение как интеракция (взаимодействие)
Интерактивные теории:
Стресс как фактор затрудненной коммуникации.
Стресс
Виды стресса:
В зависимости от силы напряжения
В зависимости от природы
Методы определения наличия стресса
Методы борьбы со стрессом
Воздействие на партнера в процессе коммуникации
Воздействие на партнера в процессе коммуникации (продолжение)
Психология групп
Малые группы (МГ)
Психологические характеристики МГ
Характеристики группы
Групповые структуры
Групповые процессы
Процесс группового давления (конформизм)
Большие группы (БГ)
Массовидные явления
Общественное мнение
Общественное настроение
Традиции
Обычаи
Слухи и сплетни
Похожие разделы
- Академическая и специальная литература
- Деловое общение
- Прикладная литература
- Работа и бизнес
- Деловая коммуникация
Смотрите также
- формат djvu
- размер 2. 08 МБ
- добавлен 23 марта 2011 г.
Учебное пособие. М.: Издательство «Омега-Л», 2009. — 304 с. — ISBN: 978-5-370-00970-9 — 5-е изд. (Высшая школа менеджмента) В учебном пособии раскрываются практические аспекты применения психологических знаний в повседневном деловом общении. Рассматриваются приемы и способы налаживания эффективных взаимоотношений, установления контактов, добывания необходимой информации, оценки личности и воздействия на нее в профессиональной деятельности. Особе…
- формат doc
- размер 754 КБ
- добавлен 15 ноября 2011 г.
Учебно-методическое пособие. — Н. Новгород: ННГУ, 2005. 140 страниц. Предисловие. Деловая среда организации и основные целевые аудитории. Внутренние переменные организации и внешняя деловая среда. Stakeholder’s model и поведение потребителей. Азбука потребительской лояльности. Сущность и функции менеджмента. Азбука управления. Для чего человеку организация?. Функции менеджмента. Коммуникации в обществе: теоретический аспект. Философия коммуникаци…
Реферат
- формат doc
- размер 255.95 КБ
- добавлен 23 февраля 2007 г.
Деловое телефонное сообщение. Психология общения. Гендерная психология. Деловая переписка. Деловая беседа, дискуссии. Невербальное поведение. Переговоры. Современный деловой костюм. Стороны общения.
- формат doc
- размер 2.64 МБ
- добавлен 21 февраля 2010 г.
М. : Изд-во Национального института бизнеса, 2002. Актуализация коммуникаций Теоретические основы управления коммуникациями Коммуникационный менеджмент. Общие положения Паблик рилейшнз как менеджмент коммуникаций Трансформация паблик рилейшнз Организационные основы управления коммуникациями Направления коммуникационной политики Взаимодействие со средствами массовой информации Взаимодействие с персоналом Взаимодействие с потребителями Взаимодейств…
- формат rtf
- размер 1.18 МБ
- добавлен 05 августа 2008 г.
Автор книги Майло О. Франк — в прошлом один из виднейших сотрудников телекомпании CBS. В настоящее время преподает методики коммуникаций высшему руководству компаний AT&T, IBM, Bank of America. Чем будет полезна для Вас эта книга. Почему 30 секунд? Ваша цель. Ваш слушатель. Верный подход. Приманка. Ваш сюжет. Сформулируйте просьбу.
Нарисуйте картину. На Вас направлен прожектор. Один или тысяча. В любое время, в любом месте. Последнее 30-секу…Презентация
- формат pptx
- размер 3.29 МБ
- добавлен 11 мая 2011 г.
НОУ ВПО, Черноморская гуманитарная академия, Сочи — 2011 г — 11 слайдов. Автор: Гвашева Е. Ю. Содержание Фаза подготовки Коммуникации Кодекс сотрудничества Положительные эмоции-невербальный вид коммуникаций притягивающий людей Дополнительные условия организации эффективной коммуникации
- формат doc
- размер 1.88 МБ
- добавлен 16 февраля 2010 г.
Лекции по деловому общению. Пшеничников. 142 стр. Материал содержит как теоретические положения, так и множество практических примеров. Легко читается и имеет массу интересных подходов. Лекции: Основы построения взаимоотношений с людьми; Психология обмана; Структура общения; Компоненты беседы; Речь в деловом общении; Манипуляции в общении и их нейтрализация; Язык тела и внешний вид собеседников Особенности общения с мужчиной и женщиной; Основы…
Реферат
- формат docx
- размер 157.36 КБ
- добавлен 21 февраля 2011 г.
Содержание Введение Сущность, структура и способы коммуникации Коммуникация, ее цель и элементы Этапы коммуникаций Классификация коммуникаций Основные средства коммуникации Невербальные и вербальные способы коммуникации Вербальные способы коммуникации Невербальные способы коммуникации Заключение Список литературы
Реферат
- формат docx
- размер 34. 12 КБ
- добавлен 31 мая 2011 г.
Введение. Коммуникация, ее виды, функции и элементы. Этапы коммуникационного процесса. Трудности в развитии коммуникаций. Пути улучшения эффективности системы коммуникаций. Заключение. Список литературы.
- формат doc
- размер 245.5 КБ
- добавлен 15 ноября 2009 г.
40 билетов: социальные функции коммуникаций, виды и функции коммуникаций, межличностные, неформальные, публичные, массовые, организационные коммуникации, структура процесса, Синтогматика, Семантика, Зоосемиотика, Прагматика, Этносемиотика, Лингвосемиотика, Фоносемантика, краткий разбор работ Ж. Ботай «Проклятая доля», Р. Барт «Мифологии», Ю. М. Лотман «Семиотика», В. Я. Пропп «Морфология волшебной сказки», «Исторические корни волшебной сказки», Л. ..
Читать онлайн «Психология коммуникаций», А. К. Болотова – ЛитРес
© Болотова А.К., Жуков Ю.М., 2015
© Оформление. Издательский дом Высшей школы экономики», 2015
Предисловие
В постиндустриальную эпоху одним из ведущих факторов общественного развития выступает информационная и коммуникационная революция. Коммуникационные технологии становятся жизненно важными для глобального информационного общества. Сегодня проблемами коммуникаций занимаются не только представители гуманитарных наук, но и биологи, физиологи, IT-программисты, математики, кибернетики, логистики и др.
Начатые в 1940-е годы исследования по коммуникативистике – новому междисциплинарному направлению изучения коммуникаций в обществе – ведут свое происхождение от технической составляющей, из арсенала информатики. Понятие коммуникации как средства связи любых объектов в современной науке приобретает симбиотическое значение и социокультурный смысл, связанный со спецификой обмена информацией в социуме.
Внимание психологов, социологов, философов и других представителей гуманитарных наук к различным аспектам социальных коммуникаций человека отражает современные тенденции социального познания – постичь многообразие жизненных сфер человека и многоликость его межличностных взаимодействий. Они реализуются прежде всего в необходимости изучать особенности социального поведения человека в различных ситуациях, будь то интимно-личностные, межличностные или межгрупповые отношения, сопровождающие индивида в течение всей его жизни и удовлетворяющие его различные социогенные потребности. К ним относятся прежде всего потребности в безопасности, аффилиации, принадлежности, успехе и достижениях, которые проявляются в стремлении поддерживать эмоциональные контакты с другими людьми, быть ими принятым и получать от них позитивные оценки.
Междисциплинарный характер предмета обсуждения – социальных коммуникаций – показывает, что в деле понимания и разъяснения эффектов социальных коммуникаций требуется интеграция со многими другими направлениями психологии, прежде всего с такими областями психологического знания, которые сфокусированы на массовых коммуникациях, невербальных взаимодействиях, управлении персоналом, социально-психологическом тренинге и др. Поэтому в текст монографии включен ряд авторских разработок, связанных с такими понятиями, как общение-диалог, затрудненное общение, самораскрытие в социальных коммуникациях, этика и правила согласования коммуникативного взаимодействия, невербальное поведение в межличностном общении, эффективность обратной связи и т. д. Наше исследование призвано не только продемонстрировать особенности различных видов межличностных коммуникаций, но и объяснить, как возникает это многообразие, что ему способствует в условиях социума, что затрудняет возникновение продуктивных социальных коммуникаций.
В связи с этим особенный интерес представляет глава «Эффективность социальных коммуникаций», в которой раскрывается психологическое содержание и структура социальных коммуникативных систем, пространственно-временная организация различных видов коммуникаций, этика и правила коммуникативного взаимодействия. Особое внимание авторы уделили анализу деструктивных факторов и трудностей социальных коммуникаций. В книге довольно подробно описываются компоненты окружающей среды, как природной, так и общественной, выступающие тормозящим фактором для успешного развития социальных взаимодействий. Сравнительному анализу подвергаются и собственно личностные факторы, в которых выделяются индивидуально-личностные особенности и коммуникативные способности личности как предикторы успешных коммуникаций.
Раскрывая сущность и содержание психологии коммуникаций, авторы монографии стремились не только описать многообразие видов и средств социальных коммуникаций, но и представить систему диагностики и критерии коммуникативной компетентности. Поэтому особое место в монографии занимает глава о путях и способах развития базовых коммуникативных умений; в ней также представлены сравнительные данные оценки успешности различных методов и методик, используемых в прикладных целях.
Появлению этой монографии предшествовал ряд опубликованных авторами работ и методических рекомендаций по практике ведения эффективных коммуникативных тренингов. Уделяя должное внимание истории изучения проблематики межличностной коммуникации, авторы книги основной акцент делают на анализе современных теоретических подходов и результатов новейших научных исследований в области психологии коммуникаций. В книгу включен и ряд авторских разработок, описывающих новые аспекты изучения коммуникаций, такие как общение-диалог, затрудненное общение, временные аспекты социальных коммуникаций. Особый интерес представляют сведения о гендерных аспектах коммуникаций, а также подробное описание феноменологии самораскрытия в социальных коммуникациях, его особенности для коммуникатора и реципиента, а также позитивные и негативные последствия этого акта. Внимания заслуживает и глава об этике и правилах согласования коммуникативного взаимодействия, особенностях невербального поведения в межличностном общении.
Центральное место в монографии отведено психологическому содержанию эффективных коммуникаций: подробно описываются структура и технические компоненты коммуникативного процесса. Широко представлены различные подходы к описанию и пониманию дестабилизирующих факторов и трудностей в реализации социальных контактов, среди которых упоминаются феномены общественной среды и индивидуально-личностные факторы. Среди трудностей организации коммуникаций определенное место отводится сексизмам и харасменту, к сожалению, бытующим еще в определенных социальных стратах. Авторы не обошли вниманием и проблемы конфликтных ситуаций в социальных коммуникациях и их разрешения с помощью различных копинг-стратегий поведения.
Описание явлений и вскрытие механизмов и систем их порождения – задача увлекательная и нужная, но ее решением нельзя ограничиваться. Красной нитью через все наше повествование проходит идея о том, что вслед за описанием феноменов должен идти анализ факторов, их обусловливающих, а завершаться все должно созданием средств совершенствования и объективной оценкой эффективности этих средств. Этой проблематике посвящена важная практико-ориентированная глава «Коммуникативная компетентность и пути ее развития». Глава о способах развития коммуникативной компетентности и разновидностях коммуникативного тренинга – важный ориентир для практикующих психологов в деле обучения персонала умениям межличностного взаимодействия и общения. Непрерывное обучение сегодня – условие адекватности сложившейся экономической политике, залог социальной успешности и профессионализма. Описанные в книге тренинги коммуникативных умений должны способствовать достижению максимально возможной результативности в развитии собственных возможностей, умений действовать эффективно в любых «жанрах» деловых и личных взаимоотношений.
Отдельная глава посвящена методам фасилитации больших групп, использующимся для обучения особым коммуникативным навыкам. Метод фасилитации еще недостаточно освоен в практике работы профессиональных психологов. Поэтому в нашей книге подробно представлены базовые техники и интервенции метода фасилитации, рассматриваются основные составляющие и модели этого процесса. Завершается эта часть монографии научным обоснованием проблем эффективности процесса фасилитации и развития профессионализма фасилитатора.
Данная книга – плод раздумий ее авторов над результатами собственных исследований и исследований, проводимых их коллегами на всем земном шаре, как на отечественной ниве, так и иноземных просторах. Это плод, созревший в пространстве коммуникаций, результат многочисленных контактов – как в пространстве официальных коммуникаций, так и в неформальной обстановке – с учителями, учениками, коллегами авторов и с представителями других профессий и иных социальных позиций. Книге о социальных коммуникациях суждено было родиться в коммуникативном пространстве. Среди людей, тем или иным способом повлиявших на содержание, стиль и направленность данной книги, есть такие, чей вклад настолько значителен, что мы не можем не упомянуть их имена. Как ни грустно, но многих из них уже нет с нами. В первую очередь это Владимир Петрович Зинченко, под чутким, ненавязчивым и тем не менее действенным руководством которого в разное время и в разных местах трудились создатели данного текста. Это и Лариса Андреевна Петровская, известный специалист в области теории и методологии социально-психологического тренинга, с которой авторов связывали не только общность профессиональных интересов, но и давние дружеские отношения.
Предлагаемый довольно обширный список литературы, по нашему мнению, поможет читателю разобраться в многочисленных направлениях и тенденциях изучения коммуникаций, как в отечественной, так и зарубежной психологической науке. Кроме того, предоставленная библиография позволяет отследить историко-хронологический аспект изучения проблем коммуникации в современных гуманитарных науках.
Надеемся, что освоение коммуникативной проблематики будет полезно специалистам самого широкого профиля, поскольку коммуникативная компетентность – необходимый компонент деятельности профессионалов любого профиля, готовых эффективно взаимодействовать в социуме.
Глава 1. Коммуникации в контексте социального поведения
В современной социальной психологии принято различать межличностные коммуникации и процессы социальных коммуникаций. В содержательном плане межличностные коммуникации – это процессы намеренного или случайного, часто косвенного обмена сообщениями между различными партнерами или группами, а социальные коммуникации – это непосредственные взаимодействия небольшого числа коммуникаторов, которые имеют возможность видеть, слышать, касаться друг друга, легко осуществлять обратную связь. В определении социальных коммуникаций важны два момента.
1. Процесс обмена, обращенности друг к другу как признак непосредственного взаимодействия людей.
2. Сообщение, информация как предмет обмена, передачи субъективного опыта от одного объекта к другому.
Социальные коммуникации включают все уровни и виды межличностных отношений и взаимодействий: от интимно-личностных переживаний и передачи впечатлений в непосредственном общении до обмена познаниями, действиями, информацией на эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровнях.
В отличие от массовых коммуникаций, под которыми традиционно понимается процесс передачи многообразной информации в обширной, весьма разнородной и географически глобальной аудитории с обязательным использованием в качестве посредника технических средств и технологий масс медиа, в социальных коммуникациях этот процесс протекает иначе. Прежде всего социальные коммуникации не предполагают наличия некого посредника: ни физического лица, ни технического устройства. Социальная обусловленность и масштабность взаимодействия в социальных коммуникациях в количественном отношении значительно ограничены, отличаются непосредственностью контактов и осуществляются на межличностном субъект-субъектном уровне.
Отсюда социальные коммуникации – это все многообразие социальных контактов, которые сопровождают человека в течение его жизни, всего онтогенеза, удовлетворяя специфические социогенные потребности человека. К ним относим потребность в безопасности, потребность в принадлежности и потребность в успехе и достижении. Эти потребности удовлетворяются прежде всего через общение с другим, включая интимно-личностное, а также межличностные отношения и взаимодействия, в том числе межнациональные и межкультурные отношения между людьми.
В социальных коммуникациях значимы степень личностной вовлеченности и способы организации социального поведения. На этом основании условно можно выделить три уровня межличностных взаимодействий: социально-ролевой, деловой и интимно-личностный. На социально-ролевом уровне реализуются нормы и требования, принятые в данной социальной среде и ее социальных институтах. Деловой уровень предполагает реализацию межличностных взаимодействий в интересах эффективности совместной деятельности. На интимно-личностном уровне ведущим мотивом межличностных отношений выступает достижение психологической близости, интимности, эмпатии, понимания и принятия другого.
Социальные коммуникации можно рассматривать и как процесс конструирования, формирования межличностного пространства – «форматирования» общения [Доценко, 2003]. Имеется в виду создание совместного семантического пространства взаимодействия: выработка совместных приемов и правил взаимодействия; уточнение собственных намерений или изменение условий взаимодействия. Среди процедур форматирования выделяется прежде всего поиск соответствующего данной ситуации контекстного содержания, шаблонов, схем, сценариев, ритуалов, способов и средств их исполнения.
В качестве возможных путей организации межличностного взаимодействия Э. Берн предложил рассматривать шесть форм социального поведения и структурирования времени: 1) замкнутость и уход от общения; 2) ритуалы, позволяющие проводить время совместно, но не сближаясь; 3) времяпрепровождение (структурирование времени) как социальный отбор для новых и полезных знакомств; 4) социальные контакты как игры, где каждая сторона пытается получить вознаграждение; 5) близость как свободное от игр общение, исключающее извлечение выгоды; 6) совместная деятельность как межличностное взаимодействие [Берн, 1988].
Именно межличностные отношения и общение индивидов, выполняющих совместную деятельность, составляют социальные коммуникации. Таким образом, факт связи в межличностных взаимодействиях, общении и социальных коммуникациях как специфической формы совместной деятельности людей не вызывает сомнений, хотя характер этой связи понимается психологами по-разному.
Отечественный ученый М. Каган считал, что коммуникативная деятельность, или социальные коммуникации в широком смысле, является одним из четырех основных видов деятельности – игровой, учебной, профессиональной или собственно коммуникативной. А. Мудрик из всего многообразия социальных коммуникаций с точки зрения педагогики выделяет свободное общение как особый вид деятельности. А. Леонтьев относит общение к видам деятельности, но деятельности несамостоятельной. Б. Ломов определяет общение как «взаимодействие субъектов». Г. Андреева предложила более широкое понимание связи деятельности и общения, согласно которому общение рассматривается и как сторона совместной деятельности (поскольку сама деятельность не только труд, но и общение в процессе труда), и как ее своеобразный дериват. Если проанализировать все множество точек зрения на проблему взаимосвязи общения, межличностных отношений и деятельности, то придется признать факт единства общения и деятельности и рассматривать межличностные взаимодействия как сторону совместной деятельности.
В социокультурном аспекте социальные коммуникации можно рассматривать как непосредственное межличностное взаимодействие субъектов, результатом которого в социально-психологическом плане является взаимопереживание, взаимовлияние и взаимопонимание субъектов, различных по своему социальному статусу, национальной и государственной принадлежности, возрасту, уровню образования или занимаемому общественному положению.
Социальные коммуникации можно назвать частью более широкой области человеческой коммуникации – массовых коммуникаций, которые являются одним из объектов изучения социальной психологии. Несмотря на обозначенную смысловую разницу, эти понятия часто употребляются как синонимы.
Тем не менее социальные коммуникации как процесс непосредственного взаимодействия субъектов общения можно считать основанием пирамиды, где сходятся, откуда проистекают основные цели и функции коммуникативной активности человека, а массовые коммуникации – ее вершиной, где осуществляется коммуникативная деятельность социальных структур разного масштаба с учетом использования медиатехнологий и их технической оснащенности. С этой точки зрения социальные коммуникации выступают средством удовлетворения одной из ведущих потребностей человека – социогенной, т. е. потребности в другом. Именно социогенные потребности относят к числу важнейших личностных потребностей: в безопасности, принадлежности, притязании на признание, успех и достижения.
Как отмечает Г. Андреева, «ориентация в окружающем мире, естественно, всегда была потребностью человека, но она резко возрастает в новой ситуации: ориентироваться в новом, сложном мире можно, только умея более или менее адекватно интерпретировать наблюдаемые факты» [Андреева, 2000, с. 6]. Поэтому она считает важным описать и объяснить те особенности, которые свойственны человеку в постижении многообразия его отношений с другими людьми, социальными институтами, сложной мозаики социальных явлений. Отчасти эта задача успешно решается психологией социального познания, где известными стали такие имена, как С. Фиске и Ш. Тейлор, А. Тешфил и С. Московиси, Ф. Серафик и В. Деннон. В отечественной психологии проблемы социального познания наиболее полно нашли отражение в книге Г. Андреевой «Психология социального познания» [2000], которая помогает выявить психологические и социальные факторы, делающие адаптацию человека в современном мире успешной или неуспешной, показывает процесс конструирования социального мира человеком на разных этапах социализации.
В последние десятилетия число и разнообразие коммуникационных теорий значительно выросли. Одни теории пытаются объяснить функционирование коммуникационных систем в целом и их влияние на общество, другие трактуют использование и роль коммуникаций более узко, на уровне индивида.
Одна из теорий социальных коммуникаций базируется на социальном конструировании реальности, проистекает из феноменологической социологии А. Шютца. Она утверждает, что для индивидов опыт реальности – это осуществляемый ими непрерывный процесс социального конструирования. Теория социального конструирования предполагает активную аудиторию индивидов, т. е. обмен информацией, знаниями в социальных коммуникациях связан с активным обрабатыванием, переделыванием и запоминанием, особенно того, что соответствует их потребностям, уровню культуры и имеющемуся запасу социальных знаний. Одна из важных форм имеющихся социальных знаний – типификации. Типификации позволяют быстро классифицировать объекты и действия и на основе этого строить свои действия.
Другая теория исходит из того, что имеющийся у людей запас знаний о социальных ролях или ситуациях ничем не ограничен и человек волен его постоянно пополнять. Автор этой теории Э. Гоффман утверждал, что по мере продвижения общества в пространстве и во времени изменяются и типификации ситуаций. Опыт мира все время в движении, люди переходят из одного реального мира в другой, и каждый раз представления о реальности и ожидания кардинально меняются. Комплекс специфических ожиданий в оценке социальной ситуации в данный момент Гоффман назвал фреймом. На серьезные поступки способны только люди, усвоившие определенный набор фреймов. Переход от одного набора фреймов к другому является, по Гоффману, сдвигом вверх или вниз. Повседневные коммуникации и состоят из бесчисленных сдвигов во фреймах в ответ на социальные стимулы, идущие от других людей [Гоффман, 1984].
Среди теорий социальных коммуникаций определенное место занимает теория эффектов коммуникации. Исследования показали, что первичные эффекты коммуникации наблюдаются прежде всего при изучении аудитории, т. е. межличностных взаимодействий. В 1930-х годах в рамках школы П. Лазарсфельда были проведены первые исследования аудитории и разработана типология эффектов – выявлены эффекты немедленные, краткосрочные, долгосрочные и институциональные. Обобщая эмпирические данные, Лазарсфельд пришел к выводу, что в ходе избирательной кампании первичный выбор основывается на межличностных контактах: в основном выборщики прислушиваются к людям, которые отслеживают информацию, владеют дополнительными знаниями и четко формулируют свои взгляды. Лазарсфельд называл таких людей лидерами мнения. Он утверждал, что лидеры мнения влияют на людей через социальные коммуникации, и их влияние распространяется, скорее, в горизонтальном направлении, чем в вертикальном. Лидеры мнения чаще влияют на людей, подобных им, а не на тех, кто стоит выше или ниже на общественной лестнице.
Таким образом, через непосредственные социальные коммуникации людей выявляются лидеры в области моды, покупок, общественного мнения. Лидеры мнения имеются практически в любой сфере повседневной жизни. В дальнейших исследованиях эта теория получила название теории ограниченных эффектов, поскольку медиапосредники играют все меньшую роль в жизни людей и всего общества. Власть медиа оказалась не столь велика, как представлялось ранее. Люди пользуются разными способами, чтобы ускользнуть от нее, причем в каждой социальной группе находятся свои лидеры, которые формируют общественное мнение, выступая фильтрами в социальных коммуникациях.
В связи с этим встает проблема эффективности социального познания, которое происходит через активизацию социальных связей и отношений с другими людьми, т. е. через социальные коммуникации. Важно выявить основные функции социальных коммуникаций, виды и средства воздействия, а также механизмы взаимопонимания, разъяснить этику и правила эффективных коммуникаций, роль обратной связи и коммуникативных умений.
2.2 Процесс общения – психология, общение и канадское рабочее место
Процесс общения
Трансакционная модель коммуникации описывает коммуникацию как процесс, в котором коммуникаторы создают социальные реальности в социальном, реляционном и культурном контекстах.
В этой модели мы не просто общаемся, чтобы обмениваться сообщениями; мы общаемся, чтобы создавать отношения, формировать межкультурные союзы, формировать наше представление о себе и вступать в диалог с другими для создания сообществ. Короче говоря, мы не сообщаем о наших реалиях; общение помогает конструировать нашу реальность.Роли отправителя и получателя в транзакционной модели коммуникации существенно отличаются от других моделей. Вместо того, чтобы обозначать участников как отправителей и получателей, люди, участвующие в коммуникационной встрече, называются коммуникаторами . Модель транзакции предполагает, что мы одновременно являемся отправителями и получателями. Например, на собеседовании при приеме на работу, когда вы отправляете вербальные сообщения о своих интересах и прошлом, ваш потенциальный работодатель реагирует невербально. Вы не ждете, пока закончите отправлять вербальное сообщение, чтобы начать получать и расшифровывать невербальные сообщения. Вместо этого вы одновременно отправляете свое вербальное сообщение и получаете невербальные сообщения от своего потенциального работодателя.
Формирование идеи – Процесс коммуникации начинается, когда у коммуникатора есть идея, которой он хочет поделиться. На идею будут влиять сложные факторы. Коммуникатор должен начать с прояснения идеи и цели. Чего именно хочет добиться коммуникатор? Как сообщение может быть воспринято? Знание этой информации повышает шансы на успешное общение
Кодирование сообщений — Идея должна быть закодирована в слова, символы и жесты, которые будут передавать смысл. Поскольку нет двух людей, интерпретирующих информацию одинаково, коммуникаторы должны быть осторожны, выбирая слова, символы и жесты, которые обычно понимаются, чтобы уменьшить вероятность неправильного понимания. Поэтому полезно знать об отношении, навыках, опыте и культуре другого коммуникатора, чтобы обеспечить четкую коммуникацию.
Передача сообщений: Выбор носителя для передачи сообщения является важным шагом в процессе коммуникации. Сообщения могут передаваться в устной, письменной или визуальной форме (см. Таблицу 2.1 ниже ). Для четкой связи носитель и сообщение должны соответствовать
. Таблица 2.1: Средства передачи сообщенийустно | Письменный | Визуальный |
---|---|---|
Личная речь | Электронная почта | Рисунки, картины |
Телефонный разговор | Текст, мгновенное сообщение | Фотографии, графический дизайн |
Протокол передачи голоса через Интернет (VoIP) | Доклад, статья, очерк | Язык тела (например, зрительный контакт, жесты рук) |
Радио | Письмо | Графики |
Подкаст | Памятка | Типы шрифтов |
Сообщение голосовой почты | Блог | Семафор |
Домофон | Твитнуть | Архитектура |
Как видите, весь этот процесс легче сделать, чем сказать, потому что вы кодируете невероятные массы данных для передачи другим в течение всего дня по нескольким каналам, часто одновременно, и также подвергаетесь постоянному многоканальному потоку. информации в каждом из ваших пяти чувств, которую вы расшифровываете, даже не осознавая этого сложного процесса. Все, что мешает четкому общению, называется шум . Шум может мешать каждому этапу процесса коммуникации. В профессиональных ситуациях, особенно в важных, таких как собеседования при приеме на работу или встречи с клиентами, где ваш успех полностью зависит от того, насколько хорошо вы общаетесь, и чрезвычайно важно, чтобы вы полностью контролировали процесс общения, чтобы представить себя как ориентированного на детали pro — тот, которому можно доверить выполнение работы.
Контекст
Модель транзакций также включает более сложное понимание контекста. Модель взаимодействия изображает контекст как физические и психологические воздействия, усиливающие или препятствующие общению. Хотя эти контексты важны, они сосредоточены на передаче и приеме сообщений. Поскольку транзакционная модель коммуникации рассматривает коммуникацию как силу, которая формирует нашу реальность до и после конкретных взаимодействий, она должна учитывать контекстуальные влияния за пределами одного взаимодействия. Для этого трансакционная модель рассматривает, как социальные, реляционные и культурные контексты формируют и влияют на наши коммуникативные встречи.
Социальный контекст относится к заявленным правилам или неустановленным нормам, которые определяют общение. По мере того, как мы социализируемся в наших различных сообществах, мы изучаем правила и неявно усваиваем нормы общения. Некоторые общие правила, влияющие на социальный контекст, включают в себя: не лгать людям, не перебивать людей, не пропускать людей в очереди, приветствовать людей, когда они приветствуют вас, благодарить людей, когда они делают вам комплименты, и так далее. Родители и учителя часто прямо передают эти правила своим детям или ученикам. Правила могут повторяться снова и снова, а за их несоблюдение может быть наказание.
Нормы — это социальные условности, которые мы усваиваем посредством наблюдения, практики, проб и ошибок. Мы можем даже не знать, что нарушаем социальную норму, пока не заметим, что люди смотрят на нас странно, или кто-то не поправляет или не дразнит нас. Например, будучи новым сотрудником, вы можете одеться слишком откровенно или недостаточно нарядно на праздничном вечере компании, потому что вы не знаете норм формальности. Хотя, вероятно, не существует установленного правила о том, как одеваться на праздничной вечеринке, вы заметите свою ошибку без того, чтобы кто-то указывал на нее, и, скорее всего, вы больше не будете отклоняться от нормы, чтобы избавить себя от любого потенциального смущения. Несмотря на то, что нарушение социальных норм не влечет за собой формального наказания, которое могло бы быть следствием нарушения социальных правил, социальной неловкости, которую мы чувствуем, когда нарушаем социальные нормы, обычно достаточно, чтобы научить нас тому, что эти нормы имеют силу, даже если они недействительны. t сделал явными, как правила. В некоторых ситуациях нормы даже имеют власть над социальными правилами. Возвращаясь к примерам общих социальных правил, упомянутых ранее, мы можем нарушить правило не лгать, если ложь предназначена для того, чтобы уберечь кого-то от обиды. Мы часто перебиваем близких друзей, когда ведем увлекательную беседу, но вряд ли будем перебивать профессора, когда он читает лекцию. Поскольку нормы и правила различаются у разных людей и культур, реляционные и культурные контексты также включаются в модель транзакций, чтобы помочь нам понять многочисленные контексты, влияющие на наше общение.
Контекст отношений включает предыдущую историю межличностных отношений и тип отношений, которые у нас есть с человеком. Мы по-разному общаемся с кем-то, кого только что встретили, и с кем-то, кого знаем давно. Первоначальные взаимодействия с людьми, как правило, более четко прописаны и регулируются установленными нормами и правилами, но когда у нас есть установленный контекст отношений, мы можем легче изменять или нарушать социальные нормы и правила. Например, вы, вероятно, будете следовать социальным нормам вежливости и внимательности и можете провести целый день, убирая дом в первый раз, когда вы пригласите своих новых соседей в гости. Как только соседи находятся в вашем доме, вы также можете сделать их центром своего внимания во время их визита. Если вы в конечном итоге подружитесь со своими соседями и установите контекст отношений, вы можете не так много думать о том, чтобы все было убрано и подготовлено, или даже уделять им все свое внимание во время последующих визитов. Поскольку нормы и правила общения также различаются в зависимости от типа отношений между людьми, тип отношений также включается в контекст отношений. Например, существуют определенные правила и нормы общения, которые применяются к отношениям супервизор-супервизор, но не применяются к отношениям брат-сестра, и наоборот. Как социальные нормы и история отношений влияют на то, как мы общаемся, так и культура.
Культурный контекст включает различные аспекты идентичности, такие как раса, пол, национальность, этническая принадлежность, сексуальная ориентация, класс и способности. Мы узнаем больше об этих идентичностях позже в книге, но сейчас нам важно понять, что, осознаем мы это или нет, у всех нас есть несколько культурных идентичностей, которые влияют на наше общение. Некоторые люди, особенно те, чья идентичность исторически была маргинализирована, регулярно осознают, как их культурная идентичность влияет на их общение и влияет на то, как другие общаются с ними. И наоборот, люди с доминирующей или преобладающей идентичностью редко, если вообще когда-либо, задумываются о роли, которую их культурная идентичность играет в их общении.
Когда культурный контекст выходит на первый план коммуникативной встречи, им может быть трудно управлять. Поскольку межкультурная коммуникация создает неопределенность, она может удерживать людей от общения между культурами или приводить к тому, что люди рассматривают межкультурную коммуникацию как негативную. Но если вы избегаете общения представителей различных культур, вы, скорее всего, не станете более удобными и компетентными в качестве коммуникатора. Межкультурное общение может обогатить различные аспекты нашей жизни. Чтобы хорошо общаться в различных культурных контекстах, важно сохранять непредубежденность и избегать предположений о культурной самобытности других. Хотя вы можете определить некоторые аспекты культурного контекста в рамках коммуникативной встречи, также могут быть культурные влияния, которые вы не можете видеть. Компетентный коммуникатор не должен предполагать, что знает все культурные контексты, которые человек привносит во время встречи, поскольку не все культурные особенности видны. Как и в других контекстах, здесь требуется умение адаптироваться к изменяющимся контекстам, и лучший способ развить эти навыки — это практика и размышления.
СсылкиЭтот раздел адаптирован из:
Коммуникация @ Работа Джордана Смита и находится под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International License, если не указано иное.
Process of Communication by Tammera Stokes Rice находится под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International License, если не указано иное.
Коммуникация в реальном мире Университета Миннесоты под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4. 0 International License, если не указано иное.
1.2 Процесс общения – общение в реальном мире
Цели обучения
- Идентифицировать и определить компоненты модели передачи связи.
- Определите и определите компоненты интерактивной модели коммуникации.
- Определите и определите компоненты транзакционной модели связи.
- Сравните и сопоставьте три модели общения.
- Используйте транзакционную модель связи для анализа недавней связи.
Общение — сложный процесс, и трудно определить, где или с кем начинается и заканчивается общение. Модели общения упрощают процесс, обеспечивая визуальное представление различных аспектов общения. Некоторые модели объясняют коммуникацию более подробно, чем другие, но даже самые сложные модели не воссоздают то, что мы переживаем даже в момент общения. Модели по-прежнему служат ценной цели для изучающих коммуникацию, потому что они позволяют нам видеть конкретные концепции и этапы в процессе коммуникации, определять коммуникацию и применять коммуникативные концепции. Когда вы осознаете, как функционирует общение, вы сможете более обдуманно мыслить во время своих коммуникативных встреч, что поможет вам лучше подготовиться к будущему общению и извлечь уроки из предыдущего общения. Мы обсудим три модели коммуникации: модели передачи, взаимодействия и транзакций.
Хотя эти модели общения различаются, они содержат некоторые общие элементы. Первые две модели, которые мы обсудим, модель передачи и модель взаимодействия, включают следующие части: участники, сообщения, кодирование, декодирование и каналы. В коммуникативных моделях участники являются отправителями и/или получателями сообщений в коммуникативной встрече. Сообщение – это вербальное или невербальное содержание, передаваемое от отправителя к получателю. Например, когда вы говорите «Привет!» своему другу, вы отправляете приветственное сообщение, которое будет получено вашим другом.
Внутренний когнитивный процесс, который позволяет участникам отправлять, получать и понимать сообщения, — это процесс кодирования и декодирования. Кодирование — это процесс превращения мыслей в сообщение. Как мы узнаем позже, уровень сознательного мышления, который идет на кодирование сообщений, варьируется. Декодирование — это процесс превращения сообщения в мысли. Например, вы можете понять, что голодны, и закодировать следующее сообщение, чтобы отправить его соседу по комнате: «Я голоден. Хочешь съесть сегодня пиццу?» Когда ваш сосед по комнате получает сообщение, он расшифровывает ваше сообщение и превращает его обратно в мысли, чтобы придать ему смысл. Конечно, мы общаемся не только вербально — у нас есть различные варианты или каналы для общения. Закодированные сообщения отправляются через канал или сенсорный маршрут, по которому передается сообщение, получателю для декодирования. В то время как сообщение может быть отправлено и получено с использованием любого сенсорного пути (зрение, обоняние, осязание, вкус или звук), большая часть общения происходит через визуальные (зрение) и/или слуховые (звуковые) каналы. Если ваш сосед по комнате в наушниках и увлечен видеоигрой, вам может понадобиться привлечь его внимание, помахав рукой, прежде чем вы сможете спросить его об ужине.
Модель передачи связи
Модель передачи связи описывает коммуникацию как линейный односторонний процесс, в котором отправитель намеренно передает сообщение получателю (Ellis & McClintock, 1990). Эта модель фокусируется на отправителе и сообщении в рамках коммуникативной встречи. Хотя получатель включен в модель, эта роль рассматривается скорее как цель или конечная точка, а не как часть текущего процесса. Нам остается предположить, что получатель либо успешно принимает и понимает сообщение, либо нет. Ученые, разработавшие эту модель, расширили линейную модель, предложенную Аристотелем за столетия до этого, которая включала говорящего, сообщение и слушающего. На них также повлияло появление и распространение новых коммуникационных технологий того времени, таких как телеграфия и радио, и вы, вероятно, можете увидеть эти технические влияния в модели (Shannon & Weaver, 19).49). Подумайте о том, как человек в радиостудии передает вам радиосообщение, которое вы слушаете в своей машине. Отправитель — это диктор, который кодирует устное сообщение, которое передается радиомачтой через электромагнитные волны (канал) и в конечном итоге достигает ваших ушей (получателя) через антенну и динамики для декодирования. Радиоведущий на самом деле не знает, получили вы его сообщение или нет, но если оборудование работает и на канале нет помех, то есть большая вероятность, что сообщение было успешно получено.
Рис. 1.1 Модель передачи связи
Поскольку эта модель ориентирована на отправителя и сообщение, на отправителя возлагается ответственность за успешную передачу сообщения. Эта модель подчеркивает ясность и эффективность, но также признает наличие препятствий для эффективной коммуникации. Шум — это все, что мешает обмену сообщениями между участниками коммуникативной встречи. Даже если говорящий передает четкое сообщение, шум может помешать точному приему и декодированию сообщения. Модель передачи коммуникации учитывает окружающий и семантический шум. Шум окружающей среды — это любой физический шум, присутствующий при общении. Другие люди, разговаривающие в переполненной закусочной, могут помешать вам передать сообщение и успешно расшифровать его. В то время как шум окружающей среды мешает передаче сообщения, семантический шум относится к шуму, который возникает в процессе кодирования и декодирования, когда участники не понимают символ. Чтобы использовать технический пример, FM-антенны не могут декодировать AM-радиосигналы и наоборот. Точно так же большинство говорящих по-французски не могут расшифровать шведский и наоборот. Семантический шум также может мешать общению между людьми, говорящими на одном языке, потому что многие слова имеют несколько или незнакомые значения.
Хотя модель передачи может показаться нам сегодня простой или даже недоработанной, создание этой модели позволило ученым по-новому исследовать процесс коммуникации, что в конечном итоге привело к более сложным моделям и теориям коммуникации, которые мы обсудим позже. Эта модель недостаточно богата, чтобы охватить динамические взаимодействия лицом к лицу, но есть случаи, когда общение является односторонним и линейным, особенно общение с помощью компьютера (CMC). Как поясняется в следующей вставке «Как подключиться к сети», ОМЦ теперь интегрирован во многие аспекты нашей жизни и открыл новые способы общения и привнес некоторые новые проблемы. Подумайте, например, об обмене текстовыми сообщениями. Модель передачи сообщения хорошо подходит для описания акта обмена текстовыми сообщениями, поскольку отправитель не уверен, что смысл был эффективно передан или что сообщение вообще было получено. Шум также может мешать передаче текста. Если вы используете аббревиатуру, которую получатель не знает, или телефон автоматически исправляет что-то совсем другое, чем вы имели в виду, то семантический шум помешал передаче сообщения. Мне нравится охотиться за скидками в секонд-хэндах, поэтому недавно я отправила сообщение своей подруге, спрашивая, не хочет ли она заняться экономией на выходных. После того, как она ответила «Что?!?» Я просмотрел свой текст и увидел, что мой «умный» телефон сделал автокоррекцию экономия до толкание ! Вы, вероятно, сталкивались с подобными проблемами при обмене текстовыми сообщениями, и быстрый поиск в Google примеров текстовых сообщений, сделанных забавными или смущающими с помощью функции автозамены, доказывает, что многие другие тоже.
«Подключение к сети»
Коммуникации с помощью компьютеров
Когда первые компьютеры были созданы во время Второй мировой войны и в начале 1960-х годов состоялся обмен первыми сообщениями электронной почты, мы сделали первые шаги к будущему, наполненному компьютерными средствами связи. общение (CMC) (Thurlow, Lengel, & Tomic, 2004). Эти первые шаги превратились в огромные успехи в конце 19-го века.80-х и начале 1990-х годов, когда персональные компьютеры стали обычным явлением в офисах, классах и дома. Я помню, как в начале 1990-х мы получили наш первый домашний компьютер, Tandy от Radio Shack, а затем, примерно в 1995 году, мы впервые подключились к Интернету дома. Я создала свою первую учетную запись электронной почты в 1996 году и помню, как ново и увлекательно это было. для отправки и получения электронной почты. Я не представлял себе время, когда я буду получать десятки электронных писем в день, не говоря уже о том, чтобы проверить их на своем мобильном телефоне! Многие из вас, читающих эту книгу, вероятно, не могут вспомнить время без ОМЦ. Если это так, то некоторые ученые называют вас «цифровыми аборигенами». Если вы задумаетесь о том, как за последние двадцать лет ОМЦ изменил то, как мы преподаем и учимся, общаемся на работе, поддерживаем связь с друзьями, инициируем романтические отношения, ищем работу, распоряжаемся своими деньгами, получаем наши новости и участвовать в нашей демократии, действительно удивительно думать, что все это раньше происходило без компьютеров. Но более широкое использование CMC также вызвало некоторые вопросы и опасения даже у тех из вас, кто является цифровым аборигеном. Почти половина студентов из моего последнего исследовательского класса по коммуникациям хотели выполнить свои окончательные исследовательские проекты по чему-то, связанному с социальными сетями. Многие из них интересовались изучением влияния ОМЦ на нашу личную жизнь и отношения. Это желание изучать и подвергать сомнению ОМЦ может проистекать из тревоги, которую люди испытывают по поводу кажущейся потери или обесценивания общения лицом к лицу (FtF). Помимо опасений по поводу цифровых коконов, в которых оказались многие из нас, CMC также выразила обеспокоенность по поводу конфиденциальности, киберзапугивания и отсутствия вежливости в онлайн-взаимодействии. Мы продолжим исследовать многие из этих вопросов в разделе «Как подключиться к сети», включенном в каждую главу, но следующие вопросы помогут вам увидеть влияние ОМЦ на ваше повседневное общение.
- Какие типы ОМЦ вы обычно используете?
- Каким образом ОМЦ снижает уровень стресса в вашей жизни? Каким образом ОМЦ увеличивает стресс в вашей жизни? В целом, как вы думаете, ОМЦ больше увеличивает или уменьшает ваш стресс?
- Как вы думаете, мы, как общество, имеем меньше значения для связи FtF, чем раньше? Почему или почему нет?
Интерактивная модель коммуникации
Интерактивная модель коммуникации описывает коммуникацию как процесс, в котором участники чередуют позиции отправителя и получателя и генерируют смысл, отправляя сообщения и получая обратную связь в физическом и психологическом контекстах (Шрамм, 19). 97). Вместо того, чтобы иллюстрировать коммуникацию как линейный односторонний процесс, модель взаимодействия включает обратную связь, которая делает коммуникацию более интерактивным, двусторонним процессом. Обратная связь включает сообщения, отправленные в ответ на другие сообщения. Например, ваш инструктор может ответить на вопрос, который вы подняли во время обсуждения в классе, или вы можете указать на диван, когда ваш сосед по комнате спросит вас, где пульт дистанционного управления. Включение цикла обратной связи также приводит к более сложному пониманию ролей участников коммуникативной встречи. Вместо того, чтобы иметь одного отправителя, одно сообщение и одного получателя, в этой модели есть два отправителя-получателя, которые обмениваются сообщениями. Каждый участник чередует роли отправителя и получателя, чтобы общение продолжалось. Хотя это кажется ощутимым и преднамеренным процессом, мы переключаемся между ролями отправителя и получателя очень быстро и часто неосознанно.
Модель взаимодействия также меньше ориентирована на сообщения и больше ориентирована на взаимодействие. В то время как модель передачи была сосредоточена на том, как сообщение было передано и было ли оно получено, модель взаимодействия больше связана с самим процессом коммуникации. На самом деле эта модель признает, что одновременно отправляется так много сообщений, что многие из них могут даже не быть получены. Некоторые сообщения также отправляются непреднамеренно. Таким образом, в этой модели общение не считается эффективным или неэффективным на основании того, было ли успешно передано и получено одно сообщение.
Рисунок 1.2 Интерактивная модель коммуникации
Интерактивная модель учитывает физический и психологический контекст. Физический контекст включает в себя факторы окружающей среды при общении. Размер, планировка, температура и освещение помещения влияют на наше общение. Представьте себе различные физические условия, в которых проходят собеседования, и то, как это может повлиять на ваше общение. У меня были собеседования на диване в удобном офисе, за большим столом для совещаний и даже один раз в аудитории, где я сидел на сцене перед двадцатью потенциальными коллегами, сидящими в зале. Меня также водили по кампусу, чтобы взять интервью у разных людей при температуре ниже нуля градусов. Хотя мне было немного холодно, когда я попадал на каждое отдельное интервью, мне было несложно согреться и продолжить интервью. Однако во время собеседования в Пуэрто-Рико, прогуливаясь по улице в костюме около 9Нулевые температуры создавали потливость, через которую было неприятно пытаться общаться. Будь то размер комнаты, температура или другие факторы окружающей среды, важно учитывать роль, которую физический контекст играет в нашем общении.
Психологический контекст включает психические и эмоциональные факторы при общении. Стресс, тревога и эмоции — это лишь некоторые примеры психологических воздействий, которые могут повлиять на наше общение. Недавно я узнал тревожную новость за несколько часов до большой публичной презентации. Было трудно пытаться общаться, потому что психологический шум, вызванный стрессовыми новостями, продолжал вторгаться в мои другие мысли. Кажущиеся положительными психологические состояния, такие как переживание чувства любви, также могут влиять на общение. На начальных этапах романтических отношений люди могут быть настолько «поражены любовью», что не замечают несовместимых черт личности или не оценивают негативно поведение, которое в противном случае могло бы показаться им отталкивающим. Обратная связь и контекст помогают сделать модель взаимодействия более полезной иллюстрацией процесса общения, но модель транзакций рассматривает общение как мощный инструмент, который формирует нашу реальность за пределами индивидуальных коммуникативных встреч.
Транзакционная модель коммуникации
По мере развития изучения коммуникации модели расширялись, чтобы учитывать больше коммуникативного процесса. Многие ученые рассматривают общение как нечто большее, чем процесс, который используется для ведения разговоров и передачи смысла. Мы не отправляем сообщения, как компьютеры, и мы не переключаемся четко между ролями отправителя и получателя по мере развития взаимодействия. Мы также не можем сознательно прекратить общение, потому что общение — это больше, чем отправка и получение сообщений. Модель транзакции существенно отличается от моделей передачи и взаимодействия, включая концептуализацию коммуникации, роль отправителя и получателя и роль контекста (Barnlund, 19).70).
Для обзора: каждая модель включает в себя различное понимание того, что такое коммуникация и что делает коммуникация. Модель передачи рассматривает коммуникацию как вещь, подобную информационному пакету, который отправляется из одного места в другое. С этой точки зрения общение определяется как отправка и получение сообщений. Модель взаимодействия рассматривает коммуникацию как взаимодействие, при котором отправляется сообщение, за которым следует реакция (обратная связь), за которой следует другая реакция и так далее. С этой точки зрения общение определяется как создание разговоров и взаимодействий в физическом и психологическом контекстах. Трансакционная модель рассматривает коммуникацию как интегрированную в наши социальные реальности таким образом, что она помогает нам не только понимать их, но также создавать и изменять их.
Трансакционная модель коммуникации описывает коммуникацию как процесс, в котором коммуникаторы создают социальные реальности в социальном, реляционном и культурном контекстах. В этой модели мы не просто общаемся, чтобы обмениваться сообщениями; мы общаемся, чтобы создавать отношения, формировать межкультурные союзы, формировать наше представление о себе и вступать в диалог с другими для создания сообществ. Короче говоря, мы не сообщаем о наших реалиях; общение помогает конструировать нашу реальность.
Роли отправителя и получателя в транзакционной модели связи значительно отличаются от других моделей. Вместо того, чтобы обозначать участников как отправителей и получателей, люди, участвующие в коммуникационной встрече, называются коммуникаторами . В отличие от модели взаимодействия, которая предполагает, что участники чередуются позициями отправителя и получателя, модель транзакции предполагает, что мы одновременно являемся отправителями и получателями. Например, на первом свидании, когда вы отправляете словесные сообщения о своих интересах и прошлом, ваш спутник реагирует невербально. Вы не ждете, пока закончите отправлять вербальное сообщение, чтобы начать получать и расшифровывать невербальные сообщения вашего свидания. Вместо этого вы одновременно отправляете свое вербальное сообщение и получаете невербальные сообщения от вашего партнера. Это важное дополнение к модели, потому что оно позволяет нам понять, как мы можем адаптировать наше общение — например, вербальное сообщение — в середине его отправки на основе сообщения, которое мы одновременно получаем от нашего партнера по общению.
Рисунок 1.3 Транзакционная модель связи
Транзакционная модель также включает более сложное понимание контекста. Модель взаимодействия изображает контекст как физические и психологические воздействия, которые усиливают или препятствуют общению. Хотя эти контексты важны, они сосредоточены на передаче и приеме сообщений. Поскольку транзакционная модель коммуникации рассматривает коммуникацию как силу, которая формирует нашу реальность до и после конкретных взаимодействий, она должна учитывать контекстуальные влияния за пределами одного взаимодействия. Для этого трансакционная модель рассматривает, как социальные, реляционные и культурные контексты формируют и влияют на наши коммуникативные встречи.
Социальный контекст относится к установленным правилам или неустановленным нормам, которые определяют общение. По мере того, как мы социализируемся в наших различных сообществах, мы изучаем правила и неявно усваиваем нормы общения. Некоторые общие правила, влияющие на социальный контекст, включают в себя: не лгать людям, не перебивать людей, не пропускать людей в очереди, приветствовать людей, когда они приветствуют вас, благодарить людей, когда они делают вам комплименты, и так далее. Родители и учителя часто прямо передают эти правила своим детям или ученикам. Правила могут повторяться снова и снова, а за их несоблюдение может быть наказание.
Нормы — это социальные условности, которые мы усваиваем посредством наблюдения, практики, проб и ошибок. Мы можем даже не знать, что нарушаем социальную норму, пока не заметим, что люди смотрят на нас странно, или кто-то не поправляет или не дразнит нас. Например, будучи новым сотрудником, вы можете одеться слишком откровенно или недостаточно нарядно на праздничном вечере компании, потому что вы не знаете норм формальности. Хотя, вероятно, не существует установленного правила о том, как одеваться на праздничной вечеринке, вы заметите свою ошибку без того, чтобы кто-то указывал на нее, и, скорее всего, вы больше не будете отклоняться от нормы, чтобы избавить себя от любого потенциального смущения. Несмотря на то, что нарушение социальных норм не влечет за собой формального наказания, которое могло бы быть следствием нарушения социальных правил, социальной неловкости, которую мы чувствуем, когда нарушаем социальные нормы, обычно достаточно, чтобы научить нас тому, что эти нормы имеют силу, даже если они недействительны. t сделал явными, как правила. В некоторых ситуациях нормы даже имеют власть над социальными правилами. Возвращаясь к примерам общих социальных правил, упомянутых ранее, мы можем нарушить правило не лгать, если ложь предназначена для того, чтобы уберечь кого-то от обиды. Мы часто перебиваем близких друзей, когда ведем увлекательную беседу, но вряд ли будем перебивать профессора, когда он читает лекцию. Поскольку нормы и правила различаются у разных людей и культур, реляционные и культурные контексты также включаются в модель транзакций, чтобы помочь нам понять многочисленные контексты, влияющие на наше общение.
Реляционный контекст включает предыдущую историю межличностных отношений и тип отношений, которые у нас есть с человеком. Мы по-разному общаемся с кем-то, кого только что встретили, и с кем-то, кого знаем давно. Первоначальные взаимодействия с людьми, как правило, более четко прописаны и регулируются установленными нормами и правилами, но когда у нас есть установленный контекст отношений, мы можем легче изменять или нарушать социальные нормы и правила. Например, вы, вероятно, будете следовать социальным нормам вежливости и внимательности и можете провести целый день, убирая дом в первый раз, когда вы пригласите своих новых соседей в гости. Как только соседи находятся в вашем доме, вы также можете сделать их центром своего внимания во время их визита. Если вы в конечном итоге подружитесь со своими соседями и установите контекст отношений, вы можете не так много думать о том, чтобы все было убрано и подготовлено, или даже уделять им все свое внимание во время последующих визитов. Поскольку нормы и правила общения также различаются в зависимости от типа отношений между людьми, тип отношений также включается в контекст отношений. Например, существуют определенные правила и нормы общения, которые применяются к отношениям супервизор-супервизор, но не применяются к отношениям брат-сестра, и наоборот. Как социальные нормы и история отношений влияют на то, как мы общаемся, так и культура.
Культурный контекст включает в себя различные аспекты идентичности, такие как раса, пол, национальность, этническая принадлежность, сексуальная ориентация, класс и способности. Мы узнаем больше об этих идентичностях в главе 2 «Общение и восприятие», а пока нам важно понять, что, осознаем мы это или нет, у всех нас есть несколько культурных идентичностей, влияющих на наше общение. Некоторые люди, особенно те, чья идентичность исторически была маргинализирована, регулярно осознают, как их культурная идентичность влияет на их общение и влияет на то, как другие общаются с ними. И наоборот, люди с доминирующей или преобладающей идентичностью редко, если вообще когда-либо, задумываются о роли, которую их культурная идентичность играет в их общении.
Когда культурный контекст выходит на первый план при общении, с ним может быть трудно справиться. Поскольку межкультурная коммуникация создает неопределенность, она может удерживать людей от общения между культурами или приводить к тому, что люди рассматривают межкультурную коммуникацию как негативную. Но если вы избегаете общения с представителями культурной идентичности, вы, скорее всего, не станете чувствовать себя более комфортно и компетентно как коммуникатор. Различия, как мы узнаем из главы 8 «Культура и общение», не так уж и плохи. На самом деле, межкультурная коммуникация может обогатить различные аспекты нашей жизни. Чтобы хорошо общаться в различных культурных контекстах, важно сохранять непредубежденность и избегать предположений о культурной самобытности других. Хотя вы можете определить некоторые аспекты культурного контекста в рамках коммуникативной встречи, также могут быть культурные влияния, которые вы не можете видеть. Компетентный коммуникатор не должен предполагать, что знает все культурные контексты, которые человек привносит во время встречи, поскольку не все культурные особенности видны. Как и в других контекстах, здесь требуется умение адаптироваться к изменяющимся контекстам, и лучший способ развить эти навыки — это практика и размышления.
Ключевые выводы
- Коммуникационные модели недостаточно сложны, чтобы по-настоящему охватить все, что происходит при общении, но они могут помочь нам изучить различные этапы процесса, чтобы лучше понять наше общение и общение других людей.
- Модель передачи связи описывает связь как односторонний линейный процесс, в котором отправитель кодирует сообщение и передает его по каналу получателю, который его декодирует. Передача сообщения может быть нарушена окружающим или семантическим шумом. Эта модель обычно слишком проста, чтобы фиксировать взаимодействия FtF, но ее можно с пользой применить к компьютерному общению.
- Интерактивная модель коммуникации описывает коммуникацию как двусторонний процесс, в котором участники чередуют позиции отправителя и получателя и генерируют смысл, отправляя и получая обратную связь в физическом и психологическом контекстах. Эта модель охватывает интерактивные аспекты общения, но все же не учитывает, как общение конструирует наши реальности и находится под влиянием социальных и культурных контекстов.
- Трансакционная модель коммуникации описывает коммуникацию как процесс, в котором коммуникаторы создают социальные реальности в социальном, реляционном и культурном контекстах. Эта модель включает участников, которые одновременно являются отправителями и получателями, и объясняет, как общение конструирует наши реальности, отношения и сообщества.
Ссылки
Барнлунд, округ Колумбия, «Транзакционная модель коммуникации», в «Основы теории коммуникации», , ред.