Процесс профессиональной адаптации личности
Когда человек входит в профессию неизбежна профессиональная адаптация, для того чтобы его взаимодействия с рабочей средой были гармоничными. Особенности адаптации связаны как с внутренними факторами, так и с внешними.
Внешними обстоятельствами являются:
- сама организация, ее цели, содержание;
- технологии, используемые в работе;
- социальные условия, где проходит трудовая деятельность;
- неформальные психологические связи между членами коллектива.
Внутренними обстоятельствами являются уровень адаптационного потенциала нового сотрудника, насколько развиты его адаптивные качества, адекватность мотивации профессиональной деятельности и предъявленным требованиям к результатам труда.
Предметные области адаптации
Главными в профессиональной адаптации специалиста являются обстоятельства внешнего характера. Это профессиональное поле, на которое попадает новый работник. Человек должен адаптироваться в следующих предметных областях:
- профессионально-деятельностной, происходит адаптация к профессиональной деятельности: содержательному компоненту, средствам труда, режимным моментам, интенсивности деятельности;
- организационно-нормативной, происходит адаптация к требованиям, нормам, правилам;
- социально-профессиональной, происходит адаптация к производственным функциям, профессиональному статусу;
- социально-психологической, происходит адаптация к психологическим ролевым функциям, неофициальным нормам, отношениям в коллективе;
- социальной, происходит адаптация к тем социальным условиям, в которых будет происходить трудовая деятельность. Человек адаптируется к общественно-политической, этнической, правовой, религиозной среде.
Каждая предметная область предполагает определенный уровень адаптационного потенциала. Причем при адаптации в конкретной области может доминировать определенная сторона подготовленности человека. Адаптация к организационно-правовым и профессионально-деятельностным обстоятельствам является процессом овладения требованиями, не подлежащими коррекции. Эти требования при адаптации молодого специалиста необходимо принять и овладеть ими.
Успешность профессиональной адаптации
Успешность профессиональной адаптации в той или иной сфере носит автономный характер. Однако все процессы имеют тесную взаимосвязь. Социально – психологическая адаптация сложна тем, что она напрямую влияет на профессиональную деятельность. Трудности во взаимоотношениях, противоречивые ситуации оказывают воздействие на активность трудовой деятельности, а, соответственно, и успешность профессиональной адаптации.
Замечание 1Поэтому при подготовке кадров в обязательном порядке должен быть учтен психологический компонент готовности к профессиональной деятельности.
Профессиональная адаптация – это непрерывный процесс, продолжающийся какое-то время. Он имеет свою динамику и другие показатели. Успех адаптации во многом зависит от наличия внутренних предпосылок человека: степени подготовленности, уровня адаптивности, личностных характеристик, насколько мотивирована профессиональная деятельность, насколько ясны представления человека о содержании и условиях этой деятельности. Сам специалист, его руководители, трудовой коллектив должны уделить особое внимание процессу адаптации нового работника. Адаптация проходит по – разному, здесь необходимо учитывать особенности работника, закономерности, как самого процесса адаптации, так и социальной среды. Необходимо обеспечить процесс психологическим сопровождением.
Роль личностных особенностей в процессе адаптации
Одной из таких особенностей является соответствие представлений молодого специалиста об условиях осуществления профессиональной деятельности.
Пример 1Человек должен адекватно представлять образ профессиональной сферы, в которой ему предстоит трудиться. Если представления и ожидания не соответствуют реальным условиям, человек становится психологически неподготовленным к встрече с проблемными ситуациями и трудностями, возникшими в процессе трудовой деятельности. Осуществление психологической адаптации будет проходить намного сложнее. Хотя полная адекватность ожиданий и реальности бывает редко.
Исследования говорят о том, что у большей части молодых специалистов их представления и ожидания не совпадают с реальной действительностью. Возникают большие препятствия в профессиональной адаптации. При подготовке специалистов важной проблемой является формирование у студентов правильных ожиданий.
Еще одной индивидуально-личностной характеристикой является самооценка. Этот параметр существенно влияет на адаптационный процесс. Самооценка- сложное системное психическое образование личности. По уровню развития она может быть высокой, средней и низкой.
Успешность профессиональной адаптации во многом зависит от саморегуляции психического состояния личности. В период адаптации молодой специалист преодолевает трудности внешнего и внутреннего плана, которые влекут за собой стрессовые ситуации. Без самообразования и самовоспитания работника адаптационный процесс практически невозможен. Для этого нужны навыки саморегулирования и волевой подготовленности. Исследователь П.А.Просецкий утверждал, что одной из трудностей адаптации личности является то, что функция саморегулирования поведения не сформирована по причине недостаточной подготовленности, слабых волевых качеств, неумения организовать себя, контролировать свои действия и поступки, неспособностью выполнять установленный режим, организовать быт и досуг.
Успешность адаптационного периода зависит от своеобразия индивидуально-психологических и психотипических особенностей. Главным здесь является система ценностей личности молодого специалиста, которая определяет его отношение к себе, к окружающим, к руководству, к профессии, которая выбрана, к своим профессиональным обязанностям. Это отношение может носить как позитивный, так и негативный характер. На процесс адаптации может повлиять наличие у человека дезадаптивных комплексов.
Автор: Анна Коврова
Преподаватель факультета психологии кафедры общей психологии. Кандидат психологических наук
1. Понятие профессиональной адаптации. Психология труда: конспект лекций
1. Понятие профессиональной адаптации
Под профессиональной адаптацией обычно понимают систему мер и мероприятий, которые способствуют профессиональному становлению работника и формируют у него соответствующие профессиональные качества, а также помогают в освоении работником элементов организационной культуры и принятии нового социального статуса. Профессиональная адаптация включает самоидентификацию с новой ролью, статусной характеристикой и принятие культуры и ценностей профессиональной среды.
Адаптация – одна из важных вех в жизни человека, через нее он формирует свое мировоззрение и становление как личность.
Социализация (адаптация) работника на новом рабочем месте зависит от того, насколько хорошо человека принимают коллектив, да и вся организация в целом. Социализация затруднена в случае ролевой неопределенности, когда должностные обязанности нечетко определены и структурированы, и ролевого конфликта, когда требования организации вступают в конфликт с личными стандартами работника.
Ресоциализация – повторная социализация, связанная с переходом на новую должность или на другое место работы с сохранением прежней должности.
Соответствие работника и организации базируется на соответствии ценностей работника ценностям организации.
Для того чтобы процесс адаптации прошел безболезненно для работника, да и вообще прошел и дал положительный результат, необходимо соблюдать четыре этапа проведения:
1) необходимо оценить уровень подготовленности новичка для того, чтобы сформировать индивидуальную программу адаптации именно для данного специалиста.
2) необходимо не теоретически ознакомить новичка с фронтом его будущей работы, а наглядно показать рабочее место и рассказать о требованиях, которые будут к нему предъявляться;
3) необходимо приспособить новичка к его новому статусу в данной организации, втянуть в межличностные отношения с коллегами. При необходимости закрепить за новичком наставника, который ознакомит с трудовыми обязанностями и представит новичка коллегам, поможет привлечь новичка в коллектив;
4) этап завершения процесса адаптации сводится к постепенному преодолению производственных и межличностных проблем и переходу к стабильному выполнению трудовых обязанностей. Этот этап наступает примерно после первого года работы в новой организации. Но если полностью контролировать процесс адаптации, то можно сократить его до пары месяцев, что очень выгодно для финансовой стороны организации.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
ГЛАВА I.Теоретико-методологические основы изучения влияния рефлексии на преодоление профессиональной деформации личности педагога 1.1 проблема профессиональной рефлексии педагога в отечественной и зарубежной психологии
ГЛАВА I.Теоретико-методологические основы изучения влияния рефлексии на преодоление профессиональной деформации личности педагога 1.1 проблема профессиональной рефлексии педагога в отечественной и зарубежной психологии Развитие профессиональной рефлексии педагога в
9. Понятие профессиональной ориентации. Профессиональная самоориентация и самоидентификация. Факторы профессиональной ориентации
11. Понятие профессиональной консультации. Цель профессиональной консультации. Информирование о различных специальностях
11. Понятие профессиональной консультации. Цель профессиональной консультации. Информирование о различных специальностях Профессиональная консультация в основном предназначена для молодежи с целью профессиональной ориентации, с учетом характерных особенностей,
13. Понятие профессиональной адаптации. Адаптивное профессиональное поведение. Неадаптивное профессиональное поведение
13. Понятие профессиональной адаптации. Адаптивное профессиональное поведение. Неадаптивное профессиональное поведение Под профессиональной адаптацией обычно понимают «вживание» сотрудника в новую для него рабочую обстановку, взаимоотношения в коллективе.
14. Элементы профессиональной самоидентификации. Понятие организационного развития. Самостоятельные группы
14. Элементы профессиональной самоидентификации. Понятие организационного развития. Самостоятельные группы Основными элементами профессиональной самоидентификации выступают:1) статусы и роли, предлагаемые обществом;2) социальные группы и институты, в рамках которых
29. Понятие трудовой мобильности. Виды мобильности. Понятие физиологии труда. Факторы производственной среды
29. Понятие трудовой мобильности. Виды мобильности. Понятие физиологии труда. Факторы производственной среды Под трудовой мобильностью понимается изменение профессионального статуса и роли, которое отражает динамику профессионального роста. Элементами трудовой
1.2. Понятие социальной адаптации
1.2. Понятие социальной адаптации Социальная адаптация (лат. adaptare — приспособлять) – процесс приспособления и активного освоения личностью новых социальных условий или социальной микросреды, в которой она, личность, выстраивает новые психологические или социальные
1. Понятие профессиональной ориентации
1. Понятие профессиональной ориентации Профориентация направлена на складывание у личности признания в профессиональной сфере, обнаружение способности и т. д. для той или иной сферы деятельности – понимается совокупность экономических, социальных, медицинских,
1. Понятие профессиональной консультации
1. Понятие профессиональной консультации Профессиональная консультация в основном предназначена для молодежи с целью профессиональной ориентации, с учетом характерных особенностей, темперамента, склонностей, интересов, возможностей и потребностей индивида. Понятие
Цикл адаптации
Цикл адаптации В основе генеративных изменений и всех уровней обучения лежит способность к адаптации. Эколог и исследователь экологических систем С. Холлинг (1979, 1986) разработал общую модель системных изменений. Это цикл адаптации, состоящий из четырех
Проблемы адаптации
Проблемы адаптации Неявные знания являются тем аспектом интеллекта успеха, который помогает человеку адаптироваться к окружающей среде: он узнает, как работает система, и может заставить ее работать себе на пользу. Никакие теоретические знания не помогут достичь этой
Стратегии адаптации
Стратегии адаптации Людям со сверхэффективным умом постоянно приходится делать неимоверное усилие, чтобы понять это нелепое общество. Постепенно они вырабатывают собственную стратегию адаптации, предпринимая не одну попытку (более или менее результативную) уяснить
Адаптация в спорте — IResearchNet
Термин адаптация был включен в литературу по спортивной психологии еще в 1986 году. Первоначально упоминавшийся в связи с выходом на пенсию элитных спортсменов, адаптация — это широкий термин, связанный с монументальными переменами в жизни спортсмена. . Люди испытывают стресс в своей жизни, и в определенные моменты стресс достигает порога, после которого нужно принимать решения, чтобы смягчить этот стресс и восстановить психологическое равновесие. Когда исполнитель интегрирует необходимую информацию о значительном стрессоре или скоплении нескольких более мелких стрессоров, этот человек может начать устанавливать или восстанавливать контроль, что в идеале завершается адаптацией.
Адаптация обсуждалась в связи с путями содействия, состоящими из понимания, контроля, самосовершенствования, принадлежности, и доверия. Понимание облегчает адаптацию, когда человек получает точную оценку эпизода стресса, прежде чем действовать. Контроль достигается с помощью прямых или косвенных средств. Самосовершенствование включает в себя решения, ведущие к повышению производительности за счет целенаправленных усилий и обучения. Доверие очерчивает убеждение исполнителя в том, что социальная поддержка в рамках контекста выступления учитывает наилучшие интересы исполнителя, что сторонники заслуживают доверия и что они будут действовать, когда потребуется помощь. Принадлежность, как и доверие, — это социальный путь. Однако через принадлежность человек способствует социальной принадлежности, что, в свою очередь, делает доверие более вероятным. Любой из этих пяти путей адаптации может привести к более широкому процессу адаптации и, таким образом, к результату адаптации.
Вмешательства по адаптации носят временный характер, по крайней мере, поиск понимания предшествует всем остальным путям. Однако понимание не обязательно достигается в полной мере до того, как исполнитель начнет процесс адаптации. Эмпирическое правило, однако, заключается в том, что исполнитель должен искать как можно больше подробностей об эпизоде стресса и о том, как можно участвовать в процессе, когда информация больше всего нужна. Например, элитный спортсмен-юниор, призванный в профессиональную хоккейную, бейсбольную или футбольную команду, столкнется с несколькими стрессорами, которые катализируют процесс адаптации. Понимание исполнителем ранее незнакомого в таких обстоятельствах будет включать в себя ожидания тренера от выступления, социальные нормы, которые строят отношения с товарищами по команде, переезд в новый город и новую спортивную среду, требования СМИ, ожидания болельщиков и значительное изменение в финансовом положении. . Узнав об этих новых контекстуальных изменениях и начав принимать эффективные меры, которые приводят к восстановлению легкости, спортсмен может работать оптимально. Следовательно, этот процесс в целом можно рассматривать как движение внутрь, движение через него и движение вперед от стресса с адаптацией.
Бывают случаи, когда исполнители плохо адаптируются, то есть они вовлечены в неправильный психологический процесс, который проявляется в размышлениях, апатии или эго-защитном мышлении. Человеческая склонность искать понимание на протяжении всего процесса адаптации. Однако то, как человек рассматривает источник стресса через личные размышления и ресурсы социальной поддержки, поможет определить, разрешился ли эпизод стресса и восстановил ли исполнитель психологическое равновесие. Действительно, бывают случаи, когда лучшие результаты спортсмена приходятся на начало карьеры, а результаты ухудшаются в тот момент, когда спортсмен должен проявить свой потенциал. Когда спортсмены сталкиваются с барьерами в период формирования своей спортивной карьеры и имеют неполное или неточное понимание модели поведения, спортсмены вовлекаются в негативные размышления и препятствуют развитию собственной карьеры. Цель состоит в том, чтобы спортсмены и те, кто работает с ними, выявляли препятствия на пути к результату еще до того, как приступить к испытаниям, тратили столько времени и усилий, сколько необходимо для преодоления стрессового эпизода, а затем возвращались к работе с правильно выбранными стратегиями личной и социальной поддержки. . Когда процесс адаптации завершен, спортсмен получает (или восстанавливает) эффективность в личных способностях справляться со стрессовыми ситуациями до того, как возникнут дальнейшие — неизбежные — проблемы.
Аналогичным образом, люди, которые занимаются физическими упражнениями и делают выбор в пользу более здорового образа жизни, также могут испытывать процессы адаптации, когда потребуются жизненные изменения, будь то предвиденные или непредвиденные изменения. Этот процесс будет относиться к пациентам с сердечно-сосудистыми заболеваниями и людям, страдающим от ожирения, которые хотят начать целевую программу упражнений. Определение того, что ожидается от себя в связи с программой, а также своих барьеров перед требуемым изменением поведения, повысит вероятность того, что стратегии личной и социальной поддержки будут выбраны правильно и реализованы, что приведет к хорошая сдача .
До настоящего времени официальные исследования адаптации в спорте и психологии упражнений включали исследования процессов адаптации спортсменов Национальной хоккейной лиги на различных этапах профессиональной спортивной карьеры; спортсмены-иммигранты, выступающие в высшей бейсбольной лиге; олимпийцы; элитные велосипедисты-любители; и местные развивающиеся, элитные спортсмены-любители и профессиональные спортсмены. Эти исследования были по большей части качественными: несколько проектов позиционировались как атеоретические, а другие отражали различные рамки адаптации, карьеры или жизненного перехода. Этот автор предлагает, чтобы исследования адаптации, отражающие ее реальность в применении, включали кросс-культурные исследования, спортивный контекст сообщества, развивающий спорт, юношеский спорт, спорт для пожилых людей, а также вмешательства в физические упражнения и медицинские учреждения с группами риска. Действительно, каждый исполнитель проходит через процессы адаптации, хотя не все попытки адаптации бывают успешными. Благодаря более систематическому подходу к исследованиям и практике искомый результат адаптации может стать для исполнителя эффективным решением стрессовых ситуаций в контексте спорта и упражнений.
Ссылки:
- Magnusson, K.C., & Redekopp, D.E. (1992). Адаптивность для переходов: Компоненты и последствия для вмешательства. Canadian Journal of Counselling, 26, 134–143.
- Паммелл, Б., Харвуд, К., и Лавалли, Д. (2008). Переход на следующий уровень: качественное исследование перехода в рамках карьеры у подростков-гонщиков. Психология спорта и физических упражнений, 9, 427–447. doi:10.1016/j.psychsport.2007.07.004
- Шинке, Р. Дж., Тененбаум, Г., Лидор, Р., и Батточио, Р. К. (2010). Адаптация в действии: переход от исследования к вмешательству. Спортивный психолог, 24, 542–557 .
- Синклер Д. и Орлик Т. (1993). Положительные переходы от спорта высших достижений. Спортивный психолог, 7, 138–150.
- Тененбаум, Г., Джонс, К.М., Китсантис, А., Сакс, Д.Н., и Бервик, Дж.П. (2003). Адаптация к отказу: исследование процесса реакции на стресс в спорте. Международный журнал спортивной психологии, 34, 27–62.
См. также:
- Спортивная психология
- Мультикультурализм в спорте
Культурно-адаптирующая терапия может помочь, но требует дальнейшего изучения
В апреле журнал JAMA Psychiatry опубликовал исследование, которое, как сообщается, является первым в своем роде. Рандомизированное клиническое исследование адаптировало программу лечения бессонницы для чернокожих женщин, в которой были скорректированы такие элементы, как визуальный контент, чтобы участники чувствовали себя лучше представленными, и было включено обсуждение того, как уникальный опыт чернокожих женщин может способствовать их бессоннице. Исследователи обнаружили, что адаптированная к культурным условиям программа была более эффективной для вовлечения участников, но при этом сравнительно улучшала их симптомы бессонницы, чем неадаптированное лечение.
Хотя это новое исследование, оно затронуло давно обсуждаемую тему в области психического здоровья: как терапевты должны адаптировать свои подходы к людям разных культур, в том числе к группам расовых и этнических меньшинств?
Психологические исследования исторически склонялись к изучению белых людей в западных обществах, и практикующие врачи не должны предполагать, что инструменты лечения и диагностики, разработанные для этих групп населения, будут работать для всех. Важно убедиться, что недостаточно обслуживаемые сообщества не остаются в стороне от эффективных услуг. «Культурная адаптация» относится к сохранению основных компонентов основанных на фактических данных инструментов с одновременным изменением некоторых аспектов для повышения вовлеченности и актуальности для обслуживаемой культурной группы. Необходимо учитывать различные факторы, включая языковые барьеры, обстановку, расу, этническую принадлежность, страну происхождения, цели лечения, уровень образования и религиозные убеждения.
Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что культурная адаптация эффективна. Тем не менее, несмотря на растущий интерес и осведомленность, остается неясным, в какой степени терапевты практикуют культурную адаптацию со своими пациентами, и если да, то насколько эффективно они это делают.
Область психического здоровья должна сделать культурную адаптацию приоритетом как в исследованиях, так и на практике. Психологи должны опираться на предыдущую работу, чтобы понять, как лучше всего адаптировать методы лечения, а также инструменты скрининга и диагностики. Они также должны изучить препятствия для применения этих методов лечения в клинических условиях. Кроме того, существует насущная потребность в стандартизированных схемах, чтобы вмешательства, адаптированные к культурным особенностям, можно было бы применять на регулярной основе и осуществимо.
В США основной ресурс Американской психиатрической ассоциации по этой теме содержит некоторые руководящие принципы, но ему уже почти 10 лет, в нем отсутствуют ссылки на стандартизированные инструменты и подходы, которые можно использовать для реализации, и неясно, применяются ли они на практике и каким образом. И хотя последнее издание Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (DSM-5), ресурса, который специалисты в области психического здоровья используют для постановки диагноза, включает в себя интервью по культурным формулировкам — вопросы, которые специалисты используют для проведения культурных оценок, связанных с диагностикой и лечением. — эксперты считают, что он используется не так часто, как мог бы, и все еще нуждается в доработке. Лучшее руководство со стороны таких организаций, как APA, поможет практикам и организациям лучше подготовиться и адаптировать методы лечения к различным культурам.
Некоторые учреждения начали работать и проводить исследования с учетом культурных особенностей, и их должно быть больше. Такие организации, как ЮНИСЕФ и Всемирная организация здравоохранения, относятся к числу тех, кто признал взаимосвязь между культурой и здоровьем. Например, ЮНИСЕФ разработал культурные адаптации инструментов скрининга для улучшения глобальных измерений психического здоровья подростков в рамках инициативы «Измерение психического здоровья среди подростков на уровне населения» (MMAP) — проекта, в котором мне посчастливилось участвовать. Несмотря на то, что психические заболевания являются одной из основных причин инвалидности во всем мире, данные о психологических состояниях ограничены в странах с низким и средним уровнем дохода, и лишь немногие инструменты проходят валидацию в этих условиях.
«Вы можете совершенно неправильно поставить пациенту диагноз, если не понимаете культурных различий», — сказал Шервин Шахнаваз, клинический психолог и психотерапевт Центра исследований в области психиатрии и Центра образования и исследований при Каролинском институте.
Не всегда очевидно, когда необходимо адаптировать лечебный или диагностический инструмент. Иногда необходимость адаптации скрининга или лечения очевидна, например, в случае внутренне перемещенных лиц в результате повстанческого движения Боко Харам в Нигерии или беженцев в гуманитарных условиях, прибывших из уникальных, травмирующих ситуаций, которые могут столкнуться с языковыми барьерами и иметь разные культурные самовыражения. и понимание психического и психологического здоровья.
Психологические исследования исторически склонялись к изучению белых людей в западных обществах, и практикующие врачи не должны предполагать, что методы лечения и диагностики, разработанные для этих групп населения, будут работать для всех.
В других случаях культурные различия могут быть менее очевидными. Например, в исследовании бессонницы рассматривалось американское население, но лечение было адаптировано для чернокожих женщин, потому что они исторически недостаточно представлены в исследованиях, демонстрируют высокий уровень проблем со сном и, как ранее было показано, с меньшей вероятностью начинают и продолжают лечение. По словам Эрика Чжоу, ведущего автора исследования и доцента педиатрии Гарвардской медицинской школы, хотя в исследовании не рассматривались точные причины возросшего участия, одним из основных факторов мог быть опыт лечения. Поскольку в адаптированном к культурным условиям лечении использовались материалы с участием чернокожих женщин, оно лучше отражало участников исследования и, возможно, сделало программу более актуальной для них.
Возможно, методы не нуждаются в такой значительной адаптации — например, когнитивно-поведенческая терапия или КПТ, которая использовалась в исследовании бессонницы, известна как гибкий протокол, по словам Иони Эдзава, доцента. психологии в Университете Южной Калифорнии. Точно так же валидирующий подход, при котором терапевт подтверждает, что переживания пациента понятны, на самом деле может быть наиболее эффективным методом лечения для определенных групп. В конце концов, терапевтические отношения являются одним из лучших предикторов результатов лечения. Но без дальнейших исследований и лучшего руководства клиницисты могут гадать о лучших методах.
Кроме того, в исследовании, опубликованном в мае, изучалось, влияет ли раса пациента на то, как терапевты проводят когнитивно-поведенческую терапию — распространенное и основанное на фактических данных лечение депрессии. Эдзава и его коллега Дэниел Странк, профессор психологии в Университете штата Огайо, сообщили, что терапевты, участвовавшие в исследовании, сочли менее уместным использование когнитивных методов, обычно используемых в когнитивно-поведенческой терапии, при работе с чернокожими пациентами по сравнению с белыми пациентами. Хотя валидацию можно считать формой адаптации, поскольку она чувствительна к культурным особенностям, неясно, является ли она наиболее эффективным подходом. Как отмечают авторы исследования, «улучшают ли такие адаптации уход за чернокожими пациентами или ухудшают его — это важный вопрос, который заслуживает дальнейшего изучения». Область психологии нуждается в таких исследованиях, наряду с лучшим руководством о том, как лучше всего применять адаптированные к культуре методы лечения.