Виды и функции речи
28.04.2011
Современная психология рассматривает речь как универсальное средство общения, сложный психофизиологический процесс порождения и восприятия речевых высказываний, а также как специфически организованную форму сознательной деятельности, в которой участвуют два субъекта — формирующий речевое высказывание и воспринимающий его. Речевая деятельность -процесс активного, целенаправленного, опосредованного языком и обусловливаемого ситуацией общения, взаимодействия людей между собой. Речь является одной из самых сложных форм высших психических функций. Важнейшим механизмом речевой деятельности является механизм осмысления.
Существуют следующие виды речевой деятельности:
- говорение,
- слушание,
- письмо,
- чтение.
Эти виды взаимодействия выступают в процессе вербального общения.
По определению И.А. Зимней, есть три формы речи:
1. внешняя устная речь,
- экспрессивная (разговорная) речь
- импрессивная речь (восприятие и понимание речи)
2. внешняя письменная речь (письмо и чтение),
3. внутренняя речь (связана с мышлением).
Основными формами устной экспрессивной речи являются:
- монологическая,
- диалогическая,
- групповая речь (полилог).
Эти виды речи можно определить общим понятием как «спонтанная речь». Они образуют живую разговорную речь.
Монологическая речь (монолог) в психологии речи определяется как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой — сообщение о каких- либо фактах, явлениях реальной действительности. Монолог как наиболее сложная форма речи, служащая для целенаправленной передачи информации. Основные свойства монологической речи — односторонний и непрерывный характер высказывания, произвольность, развернутость, логическая последовательность изложения сообщения.
Диалогическая (диалог) — первичная по происхождению форма речи. Диалог как форма речи состоит из реплик (отдельных высказываний), из цепи последовательных речевых реакций; он осуществляется или в виде разговора(беседы) двух или более участников речевого общения, или в виде чередующихся обращений, вопросов и ответов.
В диалоге, наряду с языковыми средствами звучащей речи, большую роль играют и невербальные компоненты — жест, мимика, средства интонационной выразительности.
Структура диалога допускает грамматическую неполноту, опускание отдельных элементов грамматически развернутого высказывания.
Письменная речь является одним из видов речи, наряду с устной и внутренней, и включает в свой состав письмо и чтение.
Более полно и обстоятельно психологическая характеристика письменной формы речи представлена в исследованиях Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, А.А. Леонтьева.
Письменная речь по своей коммуникативной природе является преимущественно монологической речью.
История развития письма показывает, что письменная речь является «искусственной памятью человека». О более детальном описании видов речи разговор пойдет далее.
Ключевые слова: Речь
Источник: Пашук Н. С. Психология речи. Мн., Изд-во МИУ, 2010
Материалы по теме |
---|
Речь Шкуренко Д.А., Общая и медицинская психология |
Орфоэпическая правильность речи Жилина О.А., Романова Н.Н. — Русский язык и культура речи. ч.1. Основы культуры речи — 2008… |
Внутренняя речь Львов М.Р., Основы теории речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.:… |
Речь и общение Пашук Н. С. Психология речи. Мн., Изд-во МИУ, 2010 |
Учебная речь как сфера общения Риторика. Вводный курс : [электронный ресурс] учеб. пособие / В.И. Аннушкин. — 5-е издание,… |
Профессиональная речь Ладанов И.Д., Практический менеджмент |
Виды расстройства речи. Краткая классификация Коркина М.В. — Психиатрия |
Нарушения речи Шкуренко Д.А., Общая и медицинская психология |
📖 41. Виды речи. Общая психология. Дмитриева Н. Ю. Страница 41. Читать онлайн
Существуют различные виды речи: речь жестов и звуковая речь, письменная и устная, внешняя и внутренняя. Основное деление это речь внутренняя и внешняя. Внешняя речь подразделяется на письменную и устную. Устная же речь в свою очередь включает в себя речь монологическую и диалогическую.
Внутренняя речь не направлена на непосредственное общение человека с другими людьми. Это беззвучная речь, протекающая скорее как мыслительный процесс. Есть две ее разновидности: собственно внутренняя речь и внутреннее проговаривание. Прогова-ривание вполне развернутая речь. Это просто мысленное повторение каких-либо текстов (например, текста предстоящего доклада, выступления, заученного наизусть стихотворения и иного в условиях, когда неудобно такое повторение вслух).
Внешняя речь бывает устной и письменной. Устная речь в первую очередь звуковая. Но нельзя исключить и значение жестов. Они могут и сопровождать звуковую речь, и выступать в качестве самостоятельных знаков. Отдельные жесты могут быть эквивалентом слов и иногда даже передавать достаточно сложные смыслы в условиях, когда звуковая речь не может быть применена. Общение при помощи жестов и мимики относится к невербальному типу общения, в отличие от вербального (словесного).
Письменная речь имеет другую функцию. Она чаще рассчитана на передачу более отвлеченного содержания, не связанного с конкретной ситуацией и конкретным собеседником (за исключением, может быть, личных писем). Хотя нельзя не отметить, что время вносит свои коррективы отмирает эпистолярный жанр, зато мощно развивается сетевое общение.
Устная речь имеет две формы. Более распространена диалогическая форма. Диалог по определению это непосредственное общение двух или нескольких человек, обмен содержательными репликами и информацией познавательного или эмоционального характера между его участниками.
Монологическая речь совсем другое проявление устной речи. Здесь происходит относительно долгое последовательное изложение некоей системы мыслей, знаний одним лицом (чтение лекции перед многочисленной аудиторией).
Психология bookap
Возвращаясь к характеристикам письменной речи, надо отметить, что она имеет своей основой монологическую речь, так как в ней отсутствует непосредственная обратная связь с собеседником. Но в отличие от монологической устной речи письменная речь очень ограничена в средствах выразительности, поэтому основными в ней являются содержательная сторона и грамотность изложения.
Помимо перечисленных видов речи, некоторые психологи выделяют еще речь активную и пассивную. Они могут существовать и в устной, и в письменной форме. Активная речь представляет собой процесс передачи информации. Сама активность заключается в необходимости речепорождения. Пассивная же речь является процессом восприятия информации, заложенной в чьей-либо активной речи. Это могут быть выслушивание, адекватное понимание, а в случае восприятия письменной речи прочтение, повторение про себя.
Речевые акты: теория и типы
«Язык описывает мир вокруг нас». Это распространенное мнение. Предложение (например, «здесь холодно, не правда ли?») описывает ситуацию. Но происходит ли что-то большее, чем это? Когда мы говорим, описываем ли мы только мир вокруг нас? Или мы тоже как-то «действуем внутри него».
Теория акта речи утверждает, что когда мы говорим, мы также «действуем в мире». То, что мы говорим, имеет описательное значение, но оно также может воздействовать на окружающих, заставляя их действовать, или думать, или реагировать определенным образом на то, что мы говорим.
Наши слова способны вызывать события. Если кто-то говорит: «Здесь холодно, не так ли?», они просто описывают положение дел или пытаются его изменить, заставляя кого-то закрыть окно?
Речевые акты Джона Серла
Джон Сирл классифицировал цели различных речевых актов по следующим 5 категориям: Декларации, утверждения, экспрессивные действия, директивы и поручения .
5 типов речевых актов Серла
Давайте рассмотрим каждую категорию и несколько примеров.
Заявления — Говорящий заявляет что-то, что может изменить мир.
‘Теперь я объявляю вас мужем и женой.’
‘Вы уволены!’
Утверждения — Говорящий утверждает идею, мнение или предложение. Спикер представляет «факты» мира, такие как утверждения и заявления.
‘Париж — столица Франции’.
‘Вчера вечером я посмотрел отличный документальный фильм.’
Экспрессивные выражения — Говорящий говорит что-то о своих психологических установках и о своем отношении к ситуации. Это может быть извинение, приветствие или выражение благодарности.
Прости за вчерашний день. ‘
‘Я очень ценю вашу помощь.’
Директивы — Говорящий намеревается заставить слушателя что-то сделать. Это может быть приказ, совет или просьба.
‘Передайте мне соль, пожалуйста.’
‘Это нельзя пить!’
Commissives — Говорящий обязуется что-то сделать в будущем. Это может быть обещание, план, клятва или пари.
‘Увидимся завтра в 6’
‘Да!’
Комиссивные речевые акты используются в договорных соглашениях, таких как свадебные клятвы и обещания.
Что такое теория речевого акта?
Теория речевого акта является подполем прагматики. Теория касается того, как слова могут использоваться не только для предоставления информации, но и для выполнения определенных действий или для побуждения других к их выполнению.
Теория речевого акта в литературе
Философ Дж. Л. Остин впервые представил теорию речевого акта в своей книге «Как делать вещи со словами». 1 Теория была разработана американским философом Дж. Р. Сирлом. ²
Оба философа стремились понять, в какой степени язык, как говорят, выполняет локутивных актов (высказывание), иллокутивных актов (сказать что-то с целью) и/или перлокутивных актов (сказать что-то, что заставит других действовать). Вы чувствуете себя подавленным этими большими терминами? Не волнуйтесь, мы рассмотрим их более подробно в ближайшее время!
Теория речевого акта признает язык средством деятельности и утверждает, что высказывания часто делают больше, чем просто отражают смысл. Язык можно использовать для выполнения задач и достижения целей в определенных ситуациях.
Сегодня теория речевого акта используется в лингвистике, философии, психологии, теории права и даже в ИИ, чтобы помочь нам понять человеческое общение.
Локутивная, иллокутивная и перлокутивная речевые акты
Рассмотрим каждый из них более подробно.
Локутивные акты
Локутивный акт – это основное производство высказывания, включающее все его вербальные, социальные и риторические значения.
Локутивные акты можно разбить на два основных типа: акты высказывания, и пропозициональные акты.
Речевые акты могут быть любой формой звука и не обязательно должны быть разборчивыми. Напротив, пропозициональные акты должны выражать определяемый момент. Например, ворчание будет акт высказывания , а высказывание будет пропозициональным актом. Пропозициональные акты обычно относятся к буквальному значению речевого акта.
Чарли видит паука и говорит: «Эй, я ненавижу пауков».
Вот пример пропозиционального акта. Буквальный смысл в том, что Чарли не любит пауков.
Иллокутивный акт
Иллокутивный акт – это активный результат подразумеваемого значения локутивного акта. Например, слушатель понимает смысл того, что ему говорят, и затем может применить любой подразумеваемый смысл к высказыванию.
Чарли видит паука и говорит: «Эй, я ненавижу пауков».
В качестве иллокутивного акта слушатель может сделать вывод, что Чарли ненавидит пауков и, вероятно, не хочет, чтобы этот паук находился рядом с ней.
Перлокутивные акты
Перлокутивный акт – это эффект, который локутивный и иллокутивный акты оказывают на слушателя. Перлокутивный акт может повлиять на других, чтобы изменить их поведение или их мысли и чувства. Перлокутивные акты иногда называют перлокутивным эффектом или перлокутивной силой. Подумайте об эффекте речевого акта, «вынуждающего» вас каким-то образом изменить свое поведение.
Чарли видит паука и говорит: «Эй, я ненавижу пауков».
Основываясь на предыдущем подразумеваемом понимании того, что Чарли, вероятно, не хочет, чтобы паук находился рядом с ней, слушатель может встать и убрать паука.
Взгляните на следующее предложение. Как вы думаете, какой эффект может произвести этот речевой акт на слушателя?
» Слишком много времени, проведенное в телефоне, вредно для глаз, знаете ли .»
Думайте о каждом речевом акте как об общем термине для нижестоящего речевого акта. Например, все перлокутивные акты являются иллокутивными актами, а все иллокутивные акты — локутивными актами.
Иллокутивная компетентность
Иллокутивная компетентность относится к способности человека подразумевать и выводить различные значения посредством речевых актов. Наличие иллокутивной компетентности помогает нам понять, что нам на самом деле говорят, и (обычно) не дает нам попасть «не в ту точку».
Если вы способны понять высказывание, понять его подразумеваемый смысл и затем действовать соответственно, вы, вероятно, обладаете довольно хорошей иллокутивной компетенцией!
Иллокутивная компетентность относится к чьей-либо способности подразумевать и делать выводы о различных типах значений.
Применим понятие иллокутивной компетентности к высказыванию говорящего Б в следующем разговоре:
Говорящий А: « Хочешь поиграть в теннис? »
Говорящий Б: « Моя ракетка сломалась Пропозициональный речевой акт (буквальное значение) = Ракетка спикера Б сломана.
Иллокутивный речевой акт (подразумеваемое значение) = Говорящий Б может хотеть играть в теннис, но не может, потому что его ракетка сломана.
Перлокутивное речевое действие (воздействие на слушателя) = Говорящий А может сделать вывод, что говорящий Б хочет играть, но не может, и предлагает ему одну из своих ракеток.
Прямые и косвенные речевые акты
В случае с прагматикой прямой речью называется речевой акт, имеющий прямую связь между типом предложения и его функцией. Напротив, косвенные речевые акты возникают, когда существует косвенная связь между типом предложения и функцией.
Рассмотрим несколько примеров прямых и косвенных речевых актов.
‘Молоко есть?’
Это вопросительное предложение, целью которого является получение ответа. Существует прямая связь между типом предложения и функцией; это прямая речь.
‘Интересно, есть ли у вас молоко?’
Здесь говорящий хочет знать, было ли куплено молоко. Однако они использовали повествовательное предложение, а не вопросительное предложение. Прямой связи между типом предложения и функцией нет, так что это пример косвенной речи.
Типы речевого акта – ключевые выводы
Речевой акт – это действие, которое выполняется при произнесении чего-либо.
Теория речевого акта — это раздел прагматики, изучающий способы использования высказываний не только для предоставления информации, но и для достижения определенных целей.
Теория речевого акта была впервые предложена Дж. Л. Остином и получила дальнейшее развитие у философа Дж. Р. Сирла.
Существует три основных действия, связанных с речевыми актами: локутивный акт, иллокутивный акт и перлокутивный акт (иногда называемый локутивной силой, иллокутивной силой и перлокутивной силой).
Иллокутивная компетентность относится к способности человека подразумевать и делать выводы из речевых актов.
¹ Дж. Л. Остин, Как работать со словами , 1962
² Дж. Р. Сирл, Речевые акты, 1969.
9
Цели обучения
- Различать общеупотребительные модели организации речи: категориальный/тематический, сравнение/контраст, пространственный, хронологический, биографический, каузальный, проблема-причина-решение и психологический.
- Поймите, как выбрать лучший организационный шаблон или комбинацию шаблонов для конкретного выступления.
Ранее в этой главе мы обсуждали, как логично изложить основные пункты. Этот раздел предоставит вам несколько шаблонов организации, которые помогут вам создать логически организованную речь. Первый паттерн организации, который мы обсудим, — категориальный/тематический.
Категориальный/Тематический
Безусловно, наиболее распространенным шаблоном для организации речи являются категории или темы. Категории функционируют как способ помочь говорящему организовать сообщение последовательным образом. Целью категориального/тематического речевого шаблона является создание категорий (или фрагментов) информации, которые вместе помогают поддерживать вашу первоначальную конкретную цель. Давайте посмотрим на пример.
Специальное назначение | Убедить группу старшеклассников подать заявку на поступление в Универсальный университет |
Основные моменты | I. Жизнь в общежитии |
II. Жизнь в классе | |
III. Жизнь в кампусе |
В этом случае у нас есть спикер, пытающийся убедить группу старшеклассников подать заявку на поступление в универсальный университет.
Чтобы убедить эту группу, спикер разделил информацию на три основные категории: каково жить в общежитии, какие классы и какая жизнь в кампусе. Почти каждый мог взять эту базовую речь и специально адаптировать ее к своему университету или колледжу. Основные точки в этом примере можно было бы переставить, но организационная модель по-прежнему была бы эффективной, потому что в последовательности точек нет внутренней логики. Давайте посмотрим на второй пример.Специальное назначение | Проинформировать группу студентов колледжа о том, как и где неправомерно использовать знакомства в Интернете |
Основные моменты | I. Дайте определение и опишите знакомства в Интернете. |
II. Объясните некоторые стратегии, чтобы улучшить ваш опыт интернет-знакомств. | |
III. Перечислите некоторые предупреждающие знаки, которые следует искать в потенциальных онлайн-свиданиях. |
В этой речи спикер рассказывает о том, как найти других людей в Интернете и встречаться с ними. В частности, спикер начинает с объяснения того, что такое интернет-знакомства; затем спикер рассказывает о том, как сделать интернет-знакомства лучше для своей аудитории; и, наконец, спикер заканчивает обсуждением некоторых негативных аспектов интернет-знакомств. Опять же, обратите внимание, что информация разделена на три категории или темы, и что вторую и третью можно поменять местами, но они по-прежнему будут обеспечивать логическую структуру вашей речи 9.0005
Сравнение/Контраст
Другим методом организации основных моментов является речевой шаблон сравнения/контраста. Хотя этот шаблон легко поддается двум основным пунктам, вы также можете создать третий пункт, предоставив основную информацию о том, что сравнивается и что противопоставляется. Давайте посмотрим на два примера; первый будет примером с двумя точками, а второй — примером с тремя точками.
Специальное назначение | Чтобы проинформировать группу врачей о препарате X, более новом препарате, действие которого аналогично препарату Y |
Основные моменты | I. Покажите, чем похожи лекарства X и Y. |
II. Покажите, чем отличаются наркотик X и наркотик Y. | |
Специальное назначение | Чтобы проинформировать группу врачей о препарате X, более новом препарате, применение которого аналогично препарату Y |
Основные моменты | I. Объясните основную цель и использование как препарата X, так и препарата Y. |
II. Покажите, чем похожи наркотик X и наркотик Y. | |
III. Покажите, чем отличаются наркотик X и наркотик Y. |
Если вы использовали шаблон сравнения/контрастирования в целях убеждения в предыдущих примерах, вы хотели бы убедиться, что, когда вы показываете, чем отличаются наркотик X и препарат Y, вы четко указываете, почему препарат X явно лучший выбор для врачей. По сути, вы хотели бы убедиться, что при сравнении двух препаратов вы показываете, что препарат X обладает всеми преимуществами препарата Y, но когда вы противопоставляете два препарата, вы показываете, насколько препарат X превосходит препарат Y по эффективности. каким-то образом.
Пространственный
Пространственный речевой паттерн организует информацию в соответствии с тем, как объекты сочетаются друг с другом в физическом пространстве. Этот шаблон лучше всего использовать, когда ваши основные точки ориентированы на разные местоположения, которые могут существовать независимо. Основная причина выбора этого формата — показать, что основные точки имеют четкое расположение. Здесь мы рассмотрим два примера: один связан с физической географией, а другой связан с другим пространственным порядком.
Специальное назначение | Информировать группу студентов-историков о штатах, отделившихся от США во время Гражданской войны |
Основные моменты | I. Найдите и опишите штаты Конфедерации чуть ниже линии Мейсона-Диксона (Вирджиния, Северная Каролина и Теннесси). |
II. Найдите и опишите штаты Конфедерации на юге (Южная Каролина, Джорджия, Алабама, Миссисипи и Флорида). | |
III. Найдите и опишите западные штаты Конфедерации (Луизиана, Арканзас и Техас). |
Если вы посмотрите на базовую карту Соединенных Штатов, вы заметите, что эти группы штатов были созданы из-за их географического расположения друг к другу. По сути, государства создают три пространственные территории для объяснения.
Теперь давайте рассмотрим пространственную речь, не имеющую отношения к географии.
Специальное назначение | Объяснить группе студентов-биологов, как работает мочевая система |
Основные моменты | I. Найдите и опишите почки и мочеточники. |
II. Найдите и опишите мочевой пузырь. | |
III. Найдите и опишите сфинктер и уретру. |
В этом примере у нас все еще есть три основные пространственные области. Если вы посмотрите на модель мочевыделительной системы, то первым шагом будет почка, которая затем выводит отходы через мочеточники в мочевой пузырь, который затем опирается на сфинктерную мышцу для выведения отходов через уретру. Все, что мы сделали в этом примере, — это создали пространственный порядок речи для обсуждения того, как отходы удаляются из человеческого тела через мочевыделительную систему. Он пространственный, потому что паттерн организации определяется физическим положением каждой части тела по отношению к другим обсуждаемым.
Хронологический
Хронологический речевой паттерн размещает основную мысль во временном порядке появления элементов — в прямом или обратном порядке. Вот простой пример.
Специальное назначение | Информировать мою аудиторию о книгах, написанных Уинстоном Черчиллем |
Основные моменты | I. Изучите стиль и содержание произведений Уинстона Черчилля до Второй мировой войны. |
II. Изучите стиль и содержание произведений Уинстона Черчилля во время Второй мировой войны. | |
III. Изучите стиль и содержание произведений Уинстона Черчилля после Второй мировой войны. |
В этом примере мы рассматриваем работы Уинстона Черчилля о Второй мировой войне (до, во время и после). Помещая его сочинения в эти три категории, мы разрабатываем систему понимания этого материала, основанную на собственной жизни Черчилля. Обратите внимание, что вы также можете использовать обратный хронологический порядок и начать с работ Черчилля после Второй мировой войны, продвигаясь назад к его самым ранним работам.
Биографический
Как вы могли догадаться, биографический речевой паттерн обычно используется, когда говорящий хочет описать жизнь человека — будь то собственная жизнь говорящего, жизнь кого-то, кого он знает лично, или жизнь известного человека. По характеру этой модели организации речи эти выступления имеют тенденцию быть информативными или развлекательными; они обычно не убедительны. Давайте посмотрим на пример.
Специальное назначение | Чтобы проинформировать мою аудиторию о молодости Мэрилина Мэнсона |
Основные моменты | I. Опишите молодость Брайана Хью Уорнера и начало его вражды с христианством. |
II. Опишите работу Уорнера в качестве музыкального журналиста во Флориде. | |
III. Опишите решение Warner создать фильм «Мэрилин Мэнсон и Spooky Kids». |
В этом примере мы видим, как Брайан Уорнер в течение трех основных периодов своей жизни в конечном итоге стал музыкантом, известным как Мэрилин Мэнсон.
В этом примере эти три этапа представлены в хронологическом порядке, но биографический образец не обязательно должен быть хронологическим. Например, он может сравнивать и сопоставлять разные периоды жизни субъекта или может фокусироваться на различных достижениях субъекта.
Причинная
Причинная модель речи используется для объяснения причинно-следственных связей. Когда вы используете каузальный речевой паттерн, ваша речь будет иметь два основных момента: причину и следствие. В первом основном пункте вы, как правило, будете говорить о причинах явления, а во втором основном пункте вы затем покажете, как причины приводят либо к определенному следствию, либо к небольшому набору следствий. Давайте посмотрим на пример.
Специальное назначение | Чтобы проинформировать мою аудиторию о проблемах, связанных с употреблением алкоголя среди членов племенных групп коренных американцев |
Основные положения | I. Объясните историю и распространенность употребления алкоголя среди коренных американцев. |
II. Объясните последствия, которые злоупотребление алкоголем оказывает на коренных американцев, и чем это отличается от опыта других групп населения. |
В этом случае первый основной момент касается истории и распространенности употребления алкоголя среди коренных американцев (причина). Затем во втором пункте исследуются последствия употребления алкоголя коренными американцами и то, чем оно отличается от других групп населения.
Однако каузальная организационная модель также может начинаться со следствия, а затем исследовать одну или несколько причин. В следующем примере эффект представляет собой количество арестов за насилие в семье.
Специальное назначение | Информировать местных избирателей о проблеме домашнего насилия в нашем городе |
Основные положения | I. Объясните, что в нашем городе арестов за насилие в семье значительно больше, чем в городах сопоставимого размера в нашем штате. |
II. Перечислите возможные причины различий, которые могут быть не связаны с фактическим количеством домашнего насилия. |
В этом примере возможные причины различия могут включать в себя более строгое соблюдение законов, большую вероятность того, что соседи сообщат о происшествии, и обучение полиции, которое делает акцент на арестах, а не на других результатах. Изучение этих возможных причин может показать, что, несмотря на статистику арестов, фактическое количество случаев домашнего насилия в вашем городе может быть не больше, чем в других городах аналогичного размера.
Проблема-Причина-Решение
Еще один формат для четкой организации отдельных основных моментов — это речевой шаблон проблема-причина-решение. В этом формате вы описываете проблему, определяете, что, по вашему мнению, вызывает проблему, а затем рекомендуете решение для устранения проблемы.
Специальное назначение | Убедить общественную группу поддержать общегородской комендантский час для лиц моложе восемнадцати лет |
Основные моменты | I. Продемонстрировать, что вандализм и насилие среди молодежи отрицательно сказываются на нашем сообществе. |
II. Покажите, как растет вандализм и насилие среди молодежи после 22:00. в нашем сообществе. | |
III. Объясните, как введение обязательного комендантского часа в 22:00 уменьшит вандализм и насилие в нашем сообществе. |
В этой речи спикер хочет убедить людей ввести новый комендантский час для лиц младше восемнадцати лет. Чтобы помочь убедить членов общественной группы, спикер сначала показывает, что вандализм и насилие являются проблемами в сообществе. После того, как спикер показал проблему, спикер объясняет аудитории, что причиной этой проблемы является молодежь на улице после 22:00. Наконец, спикер указывает обязательное время 22:00. комендантский час как решение проблемы вандализма и насилия в обществе. Формат речей «проблема-причина-решение» обычно подходит для убедительных тем, потому что оратор просит аудиторию поверить в конкретное решение и принять его.
Психологический
Еще один способ организовать ваши основные идеи в речи — использовать психологическую модель речи, в которой «а» ведет к «б», а «б» ведет к «в». Этот формат речи предназначен для следования логическому аргументу, поэтому этот формат очень легко поддается убедительным речам. Давайте посмотрим на пример.
Специальное назначение | Убедить группу медсестер использовать юмор для лечения человека |
Основные моменты | I. Как смех влияет на организм |
II. Как телесные эффекты могут помочь в лечении | |
III. Стратегии использования юмора в лечении |
В этой речи спикер начинает с обсуждения того, как юмор влияет на тело. Если пациент подвергается воздействию юмора (а), то его тело на самом деле физиологически реагирует таким образом, что способствует выздоровлению (б — например, уменьшает стресс, снижает кровяное давление, укрепляет иммунную систему и т. д.). Из-за этих преимуществ медсестры должны использовать юмор, который способствует выздоровлению (c).
Выбор организационной модели
Каждая из предыдущих организационных моделей потенциально полезна для организации основных моментов вашего выступления. Однако не все организационные шаблоны подходят для всех выступлений. Например, как мы упоминали ранее, биографический шаблон полезен, когда вы рассказываете историю чьей-то жизни. Некоторые другие паттерны, особенно сравнение/контраст, проблема-причина-решение и психологические, хорошо подходят для убедительной речи. Ваша задача — выбрать наилучший шаблон для конкретной речи, которую вы произносите.
Вы должны знать, что также можно комбинировать две или более организационных моделей для достижения целей конкретного выступления. Например, вы можете обсудить проблему, а затем сравнить/сопоставить несколько различных возможных решений для аудитории. Такая речь, таким образом, будет комбинировать элементы паттернов сравнения/контраста и проблемы-причины-решения.