Психология риска: Психология риска

Психология риска: склонность к риску с жизни человека

Жизнь человека, независимо от возраста, всегда сопряжена с риском.

Постоянно меняющиеся обстоятельства, новые ощущения, незнакомые люди вокруг, неизвестность – благодатная почва для того, чтобы делать или не делать что-то, они вселяют в человека страх нового и желание получить большее. И здесь часто встает выбор: рискнуть и получить желаемое или не рисковать и остаться с тем, что имеешь. Природа риска основана на борьбе со страхами и умении делать первый шаг.

Риск заставляет нас задумываться над своим поведением, оценивать ситуации, в которые мы попадаем, анализировать собственные страхи и отделять “могу” от “не могу”.

По статистике более 70% людей боятся изменений в жизни, предпочитая стабильность переменам. Этим можно объяснить тот факт, что привыкнув к окружающей действительности, они начинают довольствоваться малым: “Есть – и хорошо, нет – само собой, куда мне!”. И если их вдруг вырывают из созданного годами особенного мира, то многие не знают, что дальше делать. Им кажется – началась полоса краха их надежд. Психология риска — целая отрасль знаний, позволяющая человеку разобраться в природе этого состояния, найти пути решения проблем, разработать алгоритм, с помощью которого можно отвести от себя проблему.

Природа риска и его эволюция

Сложно сказать, когда появилась это состояние, но известно точно, что очень давно. В животном мире оно свойственно всем особям, начиная с насекомых, рыб, пресмыкающихся и заканчивая хищниками. Появление личинки стрекозы или малька из икры рыбы — сам по себе риск. Животные рискуют быть съеденными, они могут попасть в среду обитания, не свойственную им. Это касается и человека, где риск напрямую связан с появлением чувства небезопасности.

Ключевой момент, останавливающий нас и не позволяющий рисковать – это страх. Его природа кроется глубоко в нашем психоэмоциональном состоянии, эмоциях, которые мы когда-либо переживали. Получается, что риск – это порождение страха и неизвестности. Те, кто принимает решение преодолеть страх и неизвестность, получают новые ощущения. Когда люди попадают в привычный для них мир, тогда ощущение страха резко проходит.

Читайте по теме Почему побороть свои страхи совсем легко

Принимают на себя риск и часто получают новый эмоциональный всплеск те, кто хочет изменить что-то в своей жизни, риск – словно катализатор движения вперед, переломный момент, исход которого зависит от того, решитесь вы или нет, рискнете ли изменить происходящее, если есть шанс потерять что-то из имеющегося.

Какое значение имеет риск в жизни человека?

Помните известное изречение: «Кто не рискует, тот не пьёт шампанского»? В нем есть доля истины. На самом деле, риск в жизни человека играет большую роль. Отдельно надо сказать об экстремалах, ищущих постоянно новых впечатлений и ощущений, напрямую связанных с риском. Сплав по горной реке, спуск с крутого склона ледника или горы, полет на дельтаплане над ущельем или жерлом вулкана – это только несколько примеров рискованных ситуаций, которые люди создают себе сами. Такие “сорвиголовы” постоянно находятся в зависимости от адреналина, получаемого через рисковые ситуации.

Эта доза адреналина, которая обостряет чувства, заставляет кровь бурлить, а мозг эффективнее работать затмевает собой рядовые бытовые ситуации. И эти кратковременные реакции требуют постоянной подпитки. Именно поэтому, подталкивая себя к рискованным действиям, люди осознанно понимают, что находятся на границе жизни и смерти, особенно, если занимаются рискованными видами спорта, например, альпинизмом. Для таких людей риск, как наркотик. Часто они ставят только одну цель – получить признание и самоутвердиться.

Для многих риск – стиль жизни, своеобразная подзарядка, способ получения дополнительной энергии.

Посмотрев один раз в глаза страху, такой человек просто не может отказаться от этого в следующий раз. Риск дает, в первую очередь, опыт, удовольствие от управления жизнью. Появляется полная уверенность в себе, огромный опыт. Психологи рекомендуют, перед тем как рисковать, убедиться в том, что это принесет больше пользы, чем вреда. Обязательно взвешивайте каждую сторону решения перед тем, как рискнуть.

Склонность к риску есть у всех: у кого-то меньше – во внезапном желании поступить непривычным образом, у кого-то больше – попробовать подняться на гору без страховки. Вопрос только в том, как он будет использоваться на практике. Будут ли правильно делаться выводы от поступков, принесет ли это пользу человеку.

Риск часто рассматривается как возможность получения чего-то желаемого, достижения цели. Иногда такие ситуации способны полностью изменять жизнь человека.

Рискуя, мы берем ответственность за свою жизнь или за жизни других людей. В качестве примера можно привести аварийную ситуацию на самолете, когда жизнями пассажиров рискует и несет за них ответственность всего один человек — пилот. Ему приходится единолично принимать решения за несколько десятков человек. Такой риск можно назвать наиболее ответственным, сознательным. Тут приходится смотреть, в первую очередь, не на себя или свое эмоциональное состояние, а на здравомыслие, учится оценивать ситуацию исходя из обстоятельств.

Риск обязательно должен быть оправдан, и касается это не только приведенной выше ситуации. Перед тем, как рисковать, обязательно проанализируйте цели, ради которых делаете это, ценности, которые могут быть навязаны обществом или близкими людьми.

Неоправданная склонность к риску

Не путайте рискованные поступки с глупыми, которые никак не связаны с ответственностью и улучшением жизни. Чаще всего такие примеры встречаются среди подростков, привыкших действовать импульсивно, необдуманно. Подростки стремятся к свободе, но эмоционально еще не готовы критично оценивать обстоятельства, в которые они попали. Риск для них — это привычное дело, игра.

Если мы идем на риск, то тем самым укрепляем свое эго. Полученный опыт позволяет критично оценить любые другие ситуации, он укрепляет веру в положительный исход, позволяет найти в себе дополнительные силы для продолжения пути.

Умение рисковать не спонтанно, а  обдуманно – одно из важных качеств, которое важно в себе воспитывать. Для этого, прежде всего, не надо бросаться в крайности: так вы рискуете оказаться либо скованным страхом (боязнь рисковать), либо превращаетесь в “сорвиголову”, совершенно перестав контролировать происходящее (при зашкаливающей склонности к риску ради адреналина).

Большинство людей предпочитают идти на риск только в самых серьезных, жизненно важных ситуациях, учитывая уместность, логичность и природу риска. В то же время склонность к риску в подростковом и юношеском возрасте значительно выше. Неизвестно, могли бы декабристы пройти нелегкий путь ссылки, пережить его, если бы были намного старше. В зрелом возрасте любые обстоятельства рассматриваются иначе и склонность к риску после 45-50 лет значительно снижается, уступая место стабильным и нерискованным решениям. Так что если вы еще хотите что-то круто поменять, рискуйте сейчас.


Эффективное консультирование

Уверена Вы знаете, что жизнь начинается не с понедельника. Она начинается с Вашего решения изменить то, что не устраивает сейчас. Если вы решились рискнуть – делайте это осознанно. Как?

Задайте свой вопрос эксперту

Риск — Психологос

Риск [греч. risikon — утес] — возможная опасность какого-либо неблагоприятного исхода. Риск тем больше, чем больше его вероятность и чем дороже будут следующие за ним негативные последствия (связанные с ним неприятности).

  • Риск в широком смысле слова — характеристика ситуации, имеющей неопределенность исхода, при обязательном наличии неблагоприятных последствий. Риск предполагает неуверенность, либо невозможность получения достоверного знания о благоприятном исходе в заданных внешних обстоятельствах;
  • Риск в узком смысле — измеряемая или расcчитываемая вероятность неблагоприятного исхода.

Расчет рисков

В ситуации опасности неприятности могут придти с любого края, и не делать ничего может быть еще опаснее, чем делать что-то даже не обдуманное. В такой ситуации многим людям обычно становится страшно, но люди подготовленные вместо того, чтобы бояться, включают голову и осуществляют расчет рисков: просчитывают вероятность успеха (или неприятности), а также стоимость успеха или неприятности. Формулу бывает составить не просто, но если очевидно, что бездействие ведет к смерти, а попытка действия дает хоть какой-то шанс, то надо не бояться, а действовать. См.→

Риск и угроза. В сценарном анализе «риск» отличают от «угроза». Угроза — это очень низкая вероятность серьезного события, которую некоторые аналитики могут быть неспособными оценить при оценке риска, потому что это событие никогда не происходило, и для которого не доступна никакая эффективная профилактическая мера (шаги, предпринимаемые, чтобы уменьшить вероятность или воздействие возможного будущего события). Это различие наиболее ясно иллюстрируется предупредительным принципом, который стремится уменьшить угрозу, требуя от неё быть сведённой к набору хорошо-определённых

рисков, чтобы только затем перейти к действиям, проектам, новшествам или экспериментам. Примеры угрозы:

  • природные катастрофы: землетрясение, наводнение, цунами, извержение вулкана, лесные пожары;
  • антропогенные катастрофы: ядерная угроза, экологическая угроза.

Информационный риск. В информационной безопасности риск определяется как функция трех переменных:

  • Вероятность существования угрозы.
  • Вероятность существования незащищённости.
  • Потенциальное воздействие.

Если любая из этих переменных приближается к нулю, полный риск приближается к нулю.

Риск в бизнесе

Средства измерения и оценки риска изменяются, так как широко захватывают различные профессии, и в действительности означают такие средства, которые могут определяться различными профессиями, например доктор управляет медицинским риском, инженер-строитель управляет риском структурного отказа, и т. д. Профессиональный кодекс этики обычно сосредотачивается на оценке риска и его уменьшении (профессионалом от имени клиента, публики, общества или жизни вообще).

Финансовые риски

По воле случая фактический доход от инвестиций всегда будет отклоняться от ожидаемого. Отклонение включает возможность потери некоторых или всех первоначальных инвестиций. Оно обычно измеряется вычислением стандартного отклонения исторических доходов или средних доходов от того или иного определенного уровня. Риск в финансах не имеет никакого определения, но некоторые теоретики, особенно Рон Дембо, определили весьма общие методы, чтобы оценить риск как ожидаемый после завершения сделки «уровень сожаления». Такие методы были исключительно успешны при ограничениях риска ставки банковского процента на финанcовых рынках. Финансовые рынки, как полагают, являются доказательным основанием для общих методов оценки риска. Однако, эти методы также трудно понять. Математические трудности сталкиваются с другими социальными, типа раскрытие, оценка и прозрачность. В частности часто трудно сказать, должен ли быть тот или иной финансовый инструмент «застрахован» (уменьшение измеримого риска за счёт пренебрежения определенной случайной прибылью) или им можно «сыграть» на рынке (увеличение измеримого риска и демонстрации инвестору катастрофических потерь с обещанием очень высокой прибыли, которая увеличивает ожидаемую ценность инструмента).

Так как меры сожаления редко отражают фактическое человеческое неприятие риска, бывает трудно определить, будут ли результаты таких сделок удовлетворительны. Стремление к риску описывает человека, который имеет положительную вторую производную своей функции полезности, охотно (фактически всегда платит премию) оценивает все риски в экономике и, следовательно, вряд ли может существовать. На финансовых рынках может понадобиться измерение кредитного риска, информационный выбор моментов действий и исходный риск, вероятность модельного риска и юридический риск, если, конечно, существуют регулирующие или гражданские акты, принятые в итоге ряда сожалений инвестора.

Фундаментальная идея в финансах — это отношение между риском и доходом. Чем больше риск того, что инвестор желает получить, тем больше потенциальный доход. Причина этого в том, что инвесторам нужно дать компенсацию за принятие дополнительного риска. Например, американское казначейские облигации, как полагают, является одними из самых безопасных инвестиций и по сравнению с корпоративными облигациями обеспечивают более низкий процент дохода.

Причина этого в том, что корпорация намного более вероятно обанкротится, чем американское правительство. Поскольку риск вложения в корпоративное обязательство выше, инвесторам предлагают более высокий процент дохода.

Психология риска

В психологии термин риск связан с тремя направлениями исследований:

  • Риск, как мера ожидаемой неудачи в деятельности. Вес риска определяется, как произведение вероятности неуспеха на степень неблагоприятных последствий
  • Риск как действие, грозящее субъекту определёными потерями (проигрышем, заболеванием, иным ущербом). Различают мотивированный риск, предполагающий получение ситуативных преимуществ в деятельности, немотивированный риск, не имеющий рационального основания; оправданный и неоправданный риск.
  • Риск, как ситуация выбора. Выбор должен быть осуществлён между менее привлекательной, но более надежной стратегией, и более привлекательной, но менее надежной («Синица в руках или журавль в небе»).

Журнал управления рисками — Психология риска

За последние несколько лет психологи, специалисты по поведению и ученые помогли нам лучше понять человеческую психологию и, в частности, то, как люди реагируют на ситуации высокого риска и кризисные ситуации. Это исследование показало, как отсутствие докризисного обучения и подготовки может усугубить риск и привести к ненужным ошибкам в периоды стресса и неопределенности.

Хорошей новостью является то, что эти эксперты также могут помочь нам лучше понять, как лучше всего помочь компаниям помочь людям подготовиться и пройти обучение в таких ситуациях, чтобы они могли внести положительный вклад в процесс управления рисками и смягчения последствий кризиса.

Но в то время как потребность в кризисном планировании и планировании обеспечения непрерывности бизнеса четко осознается широким кругом предприятий, и многие из них одобряют и используют такие программы, степень, в которой компании и их менеджеры по управлению рисками восприняли результаты того, что некоторые называют «психологией риска» катастрофически не хватает.

Рискованное мышление
Психология риска — это изучение и понимание психических процессов, лежащих в основе наших реакций на рискованные ситуации, признание воздействия риска и разработка структур, которые могут помочь людям принимать обоснованные решения перед лицом опасности. риск.

Когда дело доходит до психологии риска, «еще многое предстоит сделать, и предприятия только начинают понимать, что существуют согласованные концепции, которые могут помочь им улучшить практику управления рисками». сказал Херш Шефрин, профессор финансов Марио Л. Белотти в Школе бизнеса Ливи Университета Санта-Клары и автор книги «Управление поведенческими рисками: управление психологией, которая определяет решения и влияет на операционный риск».0015 .

По словам Шефрина, психология, вероятно, сыграла большую роль в реагировании на кризис, чем многие думают. «В основе каждой катастрофы, связанной с управлением рисками, за последние 15 лет, включая финансовые катастрофы, лежали психологические проблемы», — сказал он. «Будь то землетрясение, стихийное бедствие или финансовая катастрофа, оно часто усугубляется нашим психологическим несовершенством».

Эти проблемы могут привести к принятию неправильных решений, добавил он, приведя в качестве ярких примеров ошибки в мышлении, которые привели к взрыву Deepwater Horizon компании BP в Мексиканском заливе, как вспоминает неисправный выключатель зажигания General Motors в Соединенных Штатах, и ядерный взрыв на Фукусима-дайити в Японии. Подобные мероприятия, по его словам, должны стать явным стимулом для большего числа компаний к внедрению и регулярному обновлению обучения рискам и докризисному обучению, а также к включению в такие программы более глубокого понимания человеческой психологии.

«Докризисное обучение, учитывающее психологические факторы, оказывает заметное влияние» на реакцию компании на неожиданное или кризисное событие, — сказал Тимоти Селлноу, профессор стратегических коммуникаций для управления рисками в Университете Центральной Флориды, где его исследование ориентируется на докризисное планирование. «Когда мы можем отрепетировать риски, мы развиваем определенные виды мышечной памяти, чтобы быстрее и эффективнее давать положительный ответ. При надлежащем обучении мы также можем привлечь внимание сотрудников к психологическим ловушкам, которые могут возникнуть в условиях стресса, помогая им избежать этих ловушек и ошибочных решений, которые могут ухудшить результаты».

Запрограммированные реакции
Признание важности психологии в обучении рискам начинается с понимания того, что люди запрограммированы избегать угроз в своем окружении любой ценой и что традиционная реакция «бей или беги» является одним из самых основных инстинктов. Во время кризиса реакция мозга на угрозу происходит быстро — в течение миллисекунд — и может вызвать сильные физиологические реакции, такие как учащение пульса, но также может снизить когнитивные способности и серьезно затруднить способность принимать эффективные решения.

«Риск — это сложное по своей сути понятие, изобретенное человеческим разумом, чтобы помочь людям справляться с вещами, которые могут быть вредными и опасными», — сказал Пол Словик, профессор психологии Орегонского университета и президент Decision Research, который много писал о том, как люди по-разному воспринимают риск. «Как только мы начинаем характеризовать жизненные события словом «риск», а затем пытаемся количественно определить уровень риска, мы вступаем в область субъективности и эмоций».

Рискованные ситуации и кризисные события могут вызвать ряд негативных реакций на стресс. Одним из примеров этого является «когнитивная блокировка», тенденция придерживаться своего первого решения, даже перед лицом новой информации, которая предлагает более мудрый или лучший курс. Другая реакция — это то, что некоторые эксперты называют «насыщением задачами», когда люди теряют из виду общую картину и сосредотачиваются только на мелких или менее важных проблемах. Риск также может привести к тому, что люди поддадутся «групповому мышлению», которое позволяет им ненадлежащим образом влиять на мышление группы и принимать потенциально иррациональные решения, основанные на консенсусе, а не на объективности.

Переобучение мозга
Однако исследования показывают, что у нас также есть возможность натренировать наш мозг реагировать на кризис менее эмоционально заряженным и более рациональным с точки зрения организации образом. В идеале этого можно достичь с помощью конструктивного и полезного корпоративного обучения, учитывающего человеческую психологию.

Но как это сделать? Консультанты по обеспечению непрерывности бизнеса говорят, что последнее, что вам нужно делать, — это разрабатывать сложный 150-страничный кризисный план и план обеспечения непрерывности бизнеса, который никто не хочет читать.

«Подробные процедуры и длинные планы в PowerPoint не работают», — сказал Шон Мерфи, генеральный директор и основатель консалтинговой фирмы Lootok, занимающейся вопросами обеспечения непрерывности бизнеса. Он предпочитает менее подробный план в сочетании с реальным интерактивным обучением, потому что считает, что это дает сотрудникам и руководителям возможность импровизировать свои реакции на риски.

«Многие компании полагаются на онлайн-обучение, которое является своеобразным опытом, — говорит Конни Стэк, директор по маркетингу в Digital Guardian, поставщике технологий кибербезопасности и онлайн-обучения. «Такой подход — пустая трата времени».

Вместо этого все большее число психологов и консультантов по обеспечению непрерывности бизнеса отдают предпочтение играм и симуляциям кризисов — как в автономном режиме, так и в Интернете, — чтобы помочь мозгу переучиться позитивным и конструктивным реакциям во время кризиса.

«Когда мы смотрим на то, как мы учимся, мы видим, что по сравнению с детством он существенно не меняется», — сказал Мерфи. «Чем больше игр мы сможем включить в обучение, наряду с рассказыванием историй и дружеской социальной средой, тем лучше будет процесс обучения». Он добавил, что это позволяет лучше сохранять память, а групповые занятия позволяют инструкторам «раскладывать» учебный процесс более дружелюбно.

Lootok, например, использует 60 типов групповых игр, связанных с кризисом, в том числе сценарии нападения и защиты, скорострельные сценарии «кто главный» и игры нападения на склад — все они поощряют ролевые игры и соревнование между сотрудниками. во время теоретических сценариев риска, что позволяет тренерам собирать полезные данные об уязвимостях и сильных сторонах компании и ее сотрудников. «Я могу получить больше от диалогов, сопровождающих геймплей, чем от еженедельных опросов и интервью», — сказал Мерфи.

Стэк также верит в онлайн-игры как в эффективный инструмент обучения риску. По ее словам, этот метод может помочь сотрудникам научиться определять как хорошее, так и рискованное поведение в Интернете, вознаграждая тех, кто соблюдает киберправила компании, или наказывая тех, кто их нарушает. «Мы внедряем игровую стратегию и теорию игр во весь процесс обучения, что побуждает людей поступать правильно и, в конечном счете, запоминать то, чему они научились», — пояснила она. Формат игры может продолжаться в автономном режиме, когда сотрудники, хорошо усвоившие уроки, получают значки, публичные награды и подарочные карты.

Тот же подход можно применить и к обучению кибербезопасности для высшего руководства и руководителей высшего звена. PwC, например, запустила цифровой игровой и обучающий инструмент, который знакомит руководителей с выбором, который необходимо сделать в случае кибератаки, а также с мышлением и психологией хакера. В течение восьми часов онлайн-игры руководители лучше понимают риски для своего бизнеса, ошибки, которые могут быть совершены, и лучшие стратегии, которые следует использовать во время и после такого события.

Ученые и психологи видят дополнительные преимущества в этих докризисных подходах к обучению. «Если мы моделируем рискованную ситуацию и переживаем ее в формате игры, наша первоначальная реакция может быть не самой лучшей, и игры могут быстро это выявить», — сказал Селлноу. Ему нравится игровое обучение, специально предназначенное для группового участия и взаимодействия, потому что «вам нужно будет сотрудничать в кризисной ситуации, поэтому вы можете начать делать это во время тренировочного процесса».

Селлноу отметил, что обучение риску в игровой среде может помочь преодолеть «фактор страха» или склонность людей избегать мыслей о риске из-за боли и страха, которые он может вызвать. «Благодаря играм и симуляциям мы можем дать людям надлежащие инструменты и обучение, чтобы они были привиты и не впадали в ужасные мысли», — сказал он. Вместо этого им напоминают, что они не беспомощны, и затем они могут сосредоточиться на более позитивных результатах и ​​сценариях.

Шефрин также является сторонником игровой симуляции как формы докризисного обучения, поскольку она помогает подготовить участников к сильным эмоциям, которые они могут испытать во время кризиса. Благодаря повышенному вниманию, которое он может вызвать у игроков, игровой формат может помочь людям усвоить важные уроки психологии и научиться быстрее выявлять и смягчать различные предубеждения при принятии решений или психологические ловушки, которые могут возникнуть во время сильного стресса.

Они могут включать «предвзятость доступности», склонность основывать свои суждения на наиболее доступной информации, а не на дополнительных исследованиях. Другие предубеждения включают «чрезмерный или нереалистичный оптимизм», который может привести к тому, что люди переоценят вероятность благоприятного исхода; «чрезмерная самоуверенность», которая может привести к недооценке риска; и «предвзятость подтверждения», склонность искать информацию для подтверждения того, во что уже верят, при этом преуменьшая значение информации, которая противоречит этому убеждению или несовместима с ним.

«Если вы собираетесь хорошо тренироваться в игровом или симуляционном формате, вам нужно научить людей распознавать восприимчивость к такого рода психологическим явлениям, а затем создать организационную культуру, чтобы помочь людям смягчить эти уязвимости», — сказал Шефрин.

В конечном итоге такое обучение поможет предприятиям и их персоналу лучше подготовиться к кризису — как физически, так и морально. Потому что, как выразился Шефрин, «управление рисками — это управление психологией».

Кэтрин Хейрес — независимый бизнес-журналист и основатель MediaKat LLC.

Темы

  • Антикризисное управление
  • Управление рисками
  • Человеческие ресурсы
  • Контроль убытков
  • Оценка риска
  • Управление рисками
  • Психология риска
  • Безопасность
  • Стратегическое управление рисками
  • Насилие на рабочем месте

Психология риска и вознаграждения

Отрывок из книги «Перспективный инвестор: укрощение рынков для достижения ваших жизненных целей», который, я думаю, вам понравится.

У большинства из нас есть здоровое представление о краткосрочном риске.

Например, переходя улицу, вы, несомненно, ускоритесь, чтобы избежать встречного автомобиля, который внезапно выезжает из-за угла.

Люди запрограммированы на выживание: это основной инстинкт, который почти мгновенно берет на себя управление, позволяя нашему мозгу быстро разрешать двусмысленность, чтобы мы могли предпринять решительные действия перед лицом угрозы.

Стремление разрешить двусмысленность проявляется многими способами и во многих контекстах, даже в тех, которые менее опасны. Взгляните на картинку (выше) не более чем на пару секунд. Что ты видишь?

Некоторые наблюдатели видят профиль молодой женщины с распущенными волосами, в элегантном платье и шляпке. Другие видят образ сгорбленной в старости женщины с бородавкой на большом носу. Третьи — в одаренном меньшинстве — способны видеть оба изображения одновременно.

Что интересно в этой иллюзии, так это то, что наш мозг мгновенно решает, на какое изображение мы смотрим, основываясь на нашем первом взгляде. Если ваш первоначальный взгляд был направлен на вертикальный профиль с левой стороны, вам было суждено увидеть образ элегантной молодой женщины: просто ваш мозг интерпретировал каждую линию на картинке в соответствии с мысленным образом. которую вы уже сформировали, хотя каждую линию можно интерпретировать двумя разными способами. И наоборот, если ваш первый взгляд упал на центральную темную горизонтальную линию, подчеркивающую рот и подбородок, в вашем мозгу быстро сформировался образ пожилой женщины.

Независимо от вашей интерпретации, ваш мозг не был сбит с толку. Он просто решил, что это за картина, и дополнил недостающие части. Ваш мозг разрешил двусмысленность и извлек порядок из противоречивой информации.

Какое отношение это имеет к принятию решений? Каждый бит информации может быть интерпретирован по-разному в зависимости от нашей точки зрения. Ашвин Чабра направляет нас к инвестированию. Я предлагаю вам переформулировать это в контексте принятия решений в целом.

У каждой сделки есть продавец и покупатель: ваше настроение имеет первостепенное значение. Если вы придерживаетесь ментальной структуры, не склонной к риску, то вы, вероятно, интерпретируете дальнейшее падение акций как дополнительное подтверждение своей предвзятости к продажам. Если вместо этого ваша структура положительна, вы будете интерпретировать то же событие как возможность для покупки.

Проблема инвестирования усугубляется тем фактом, что наш мозг, который превосходно справляется с двусмысленностью перед лицом угрозы, менее подготовлен к тому, чтобы разумно ориентироваться в долгосрочной перспективе. Поскольку никто из нас не может предсказать будущее, успешное инвестирование требует планирования и дисциплины.

К сожалению, когда разум явно противоречит нашим инстинктам — например, в отношении рынков или «горячих акций», — обычно преобладают наши инстинкты. Наш «рептильный мозг» побеждает наш «рациональный мозг», как это часто бывает в других аспектах нашей жизни. И, как мы видели, инвесторы торгуют слишком часто и часто в неподходящий момент.

Один из способов, которым наш мозг разрешает противоречивую информацию, — искать безопасность в цифрах. В животном мире это называется «движение со стадом», и оно служит очень важной цели: помогает обеспечить выживание. Точно так же, как буйвол будет стараться оставаться со стадом, чтобы свести к минимуму свою индивидуальную уязвимость перед хищниками, мы, как правило, чувствуем себя в большей безопасности и уверенности, инвестируя вместе с такими же оптимистичными инвесторами на растущем рынке, и мы склонны продавать, когда все вокруг нас делают это. одинаковый. Даже так называемые умные деньги становятся жертвой стадного мышления: одно исследование, метко названное «Портфель твоего соседа», показало, что профессиональные управляющие взаимными фондами с большей вероятностью купят или продадут определенную акцию, если другие управляющие в том же городе покупка или продажа.

Этот комфорт дорого стоит. Всплеск покупательской активности и вытекающие из него бычьи настроения усиливают сами себя, побуждая рынки реагировать еще быстрее. Это приводит к переоценке и неизбежному краху, когда настроения меняются. Как мы увидим, такие подъемы и спады характерны для всех финансовых рынков, независимо от размера, местоположения или даже эпохи, в которой они существуют.

Несмотря на то, что роль инстинктов и человеческих эмоций в раздувании спекулятивных пузырей была подробно описана в популярных книгах, газетах и ​​журналах на протяжении сотен лет, эти факторы фактически игнорировались в традиционных финансовых и экономических моделях вплоть до XIX века.70-е годы.

Это особенно удивительно, учитывая, что в 1951 году молодой аспирант Чикагского университета Гарри Марковиц опубликовал две очень важные статьи. Первая, озаглавленная «Выбор портфеля», опубликованная в «Журнале финансов», привела к созданию того, что мы называем современной теорией портфеля, а также к широкому внедрению ее важных идей, таких как распределение активов и диверсификация. Это принесло Гарри Марковицу Нобелевскую премию по экономике.

Вторая статья, озаглавленная «Полезность богатства» и опубликованная в престижном журнале «Политическая экономия», была посвящена склонности людей иметь страховку (безопасность) и одновременно покупать лотерейные билеты. Он углубился в психологические аспекты инвестирования, но был в значительной степени забыт на десятилетия.

Область поведенческих финансов стала действительно популярной благодаря новаторской работе двух академических психологов, Амоса Тверски и Даниэля Канемана, которые бросили вызов общепринятому мнению о том, как люди принимают решения, связанные с риском. Их работа принесла Канеману Нобелевскую премию по экономике в 2002 году. Поведенческие финансы и нейроэкономика — относительно новые области исследований, которые стремятся выявить и понять человеческое поведение и принятие решений в отношении выбора, включающего компромиссы между риском и вознаграждением. Особый интерес представляют человеческие предубеждения, которые мешают людям принимать полностью рациональные финансовые решения в условиях неопределенности.

Как задокументировали поведенческие экономисты, наша склонность к стадному поведению — это лишь верхушка айсберга. Канеман и Тверски, например, показали, что люди, которым предлагалось выбирать между определенным проигрышем и азартной игрой, в которой они могли либо проиграть больше денег, либо выйти в ноль, обычно выбирали двойную ставку (т. перспектива потерь), поведение, которое авторы назвали «неприятием потерь». Опираясь на эту работу, Херш Шефрин и Меир Статман, профессора Школы бизнеса Ливи Университета Санта-Клары, связали склонность к неприятию убытков со склонностью инвесторов слишком долго удерживать убыточные инвестиции и слишком рано продавать прибыльные. Они назвали это смещение эффектом диспозиции.

Длинный список рыночных эффектов, обусловленных поведенческими факторами, часто сходится в горестном рассказе инвестора. Излишняя самоуверенность заставляет инвесторов держать концентрированные портфели и чрезмерно торговать, что может разрушить богатство. Иллюзия контроля заставляет инвесторов переоценивать вероятность успеха и недооценивать риск из-за знакомства — например, заставляя инвесторов держать слишком много акций работодателя в своих планах 401 (k), что приводит к недостаточной диверсификации. Когнитивный диссонанс заставляет нас игнорировать доказательства, противоречащие нашему мнению, что приводит к близорукому инвестиционному поведению. А предвзятость репрезентативности заставляет инвесторов оценивать риск и доход на основе поверхностных характеристик — например, предполагая, что акции компаний, которые производят товары, которые вам нравятся, являются хорошими инвестициями.

Несколько других ключевых поведенческих предубеждений вступают в игру в сфере инвестирования. Обрамление может побудить инвесторов принять решение, основанное на формулировке вопроса и представленных вариантах. Привязка часто приводит к тому, что инвесторы бессознательно создают точку отсчета, скажем, для цен на ценные бумаги, а затем корректируют решения или ожидания в отношении этой привязки. Это предубеждение может помешать вам продать убыточные акции, например, в ложной надежде, что вы сможете вернуть свои деньги. Точно так же предвзятость владения может привести к тому, что вы переоцените акции, которыми владеете, и, таким образом, удержите позицию слишком долго. А неприятие сожаления может привести к тому, что вы будете избегать жестких действий из-за страха, что это обернется плохо. Это может привести к параличу принятия решений после рыночного краха, хотя по статистике это хорошая возможность для покупки.

Поведенческие финансы вызвали множество споров. Некоторые наблюдатели назвали эту область революционной; другие сетуют на кажущееся отсутствие в этой дисциплине трансцендентной объединяющей теории. Ясно одно: поведенческие финансы рассматривают предубеждения как ошибки, которые, говоря академическим языком, мешают инвесторам мыслить «рационально» и заставляют их держать «субоптимальные» портфели.

Но так ли это на самом деле? В инвестировании, как и в жизни, ответ сложнее, чем кажется. Эффективное принятие решений требует, чтобы мы сбалансировали наш «рептильный мозг», который управляет инстинктивным мышлением, с нашим «рациональным мозгом», который отвечает за стратегическое мышление. Инстинкт должен интегрироваться с опытом.

Иными словами, поведенческие предубеждения — это не что иное, как ряд сложных компромиссов между риском и вознаграждением. Например, когда фондовый рынок находится на подъеме, неспособность восстановить равновесие путем продажи победителей считается ошибкой. То же самое касается и неспособности увеличить позицию на падающем рынке. Это связано с тем, что традиционная финансовая теория предполагает, что рынки по своей природе стабильны или «возвращаются к среднему», поэтому большинство отклонений от исторической нормы доходности рассматриваются как колебания, которые со временем возвращаются к среднему значению или самокорректируются.

Но что, если резкое падение рынка нарушает ваше спокойствие, влияет на сон, отношения и профессиональную жизнь? Что, если это предположение о том, что рынки возвращаются к среднему значению, не соответствует действительности, и вы не можете позволить себе удерживать позицию в течение длительного периода времени? В обоих случаях может быть просто «рационально» продавать и принимать свои убытки именно тогда, когда теория инвестиций говорит, что вы должны покупать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *