Психология рисунка взрослого человека: Что значат наши рисунки | Журнал Вестник Психологии

Психологический анализ рисунка: диагностика и интерпретация

Интерпретация рисунка имеет высокую значимость для получения исходной информации о клиенте. Существует большое количество методик, регулярно появляются новые. Они требуют тщательного изучения и анализа, чтобы определить те, которые специалист сможет использовать в своей работе.

Поскольку рисунок может многое рассказать о характере человека, его внутреннем мире, переживаниях и потребностях, интерес к рисунку в психологии огромен. Чтобы понимать, какую информацию несет в себе рисунок, нужно уметь анализировать стиль рисования, пропорции изображения, цветовую гамму, линии, размеры предметов и форм, работать с рисунком взрослого или ребенка.

Для кого вебинар?

Программа вебинара ориентирована на практикующих и начинающих специалистов следующих профессий:

  • психолог;
  • психотерапевт;
  • педагог;
  • социальный работник.

Вебинар также будет интересен студентам ВУЗов, обучающимся на психологических и педагогических факультетах. Полученные знания и практические навыки диагностики и интерпретации помогут им в дальнейшей работе после завершения учебного заведения.

Программа вебинара

Вебинар «Психологический анализ рисунка: диагностика и интерпретация» Анны Трофимовой рассчитан на один день. Его программа включает три основных блока:

  • Общие принципы интерпретации рисунка. Значение элементов рисунка, принципы анализа и расшифровки, значение размера, выбор цвета, типы линий, обозначение предметов, работа с рисунком взрослого и ребенка.
  • Практическая работа с рисунком. Интерпретация рисунка. Работа в парах. Анализ. Обсуждение в группе. Комментарии и рекомендации психолога.
  • Ответы на вопросы. Участники смогут задать свои вопросы ведущей вебинара.


Во время вебинара будет заложена основа по интерпретации и проработаны рисунки участников для дальнейшего развития специалиста в направлении освоения данного метода.

Преподаватель

Трофимова Анна Дмитриевна

Практикующий психолог, сексолог, гипнотерапевт, психолог-преподаватель психологии, магистр психологи.

Сертифицированный специалист в области эриксоновского и классического гипноза: обучалась у Бетти Эриксон, Рональд Александер, Жан Беккио, Норман Воотон. Сертифицированный НЛП-практик: Институт психотерапии и клинической психологии. Сертифицированный специалист в области символдрамы и сексологии.

В своей работе использует методы классической гипносуггестивной терапии и эриксоновского гипноза, техники символдрамы и НЛП.

Индивидуальная практика более 15 лет.

Что важно учитывать при анализе рисунка?

  1. Что изображено на бумаге (животное, цветы, имя, подпись, слово, человек …)
  2. Какие цвета преобладают (красный, серый, черный, синий, зеленый, желтый, оранжевый …)
  3. Размер и положение рисунка (крупный объект или маленький, выходит ли за край листа, слева, справа, сверху, снизу …)
  4. Типы линий (прерывистая, сплошная, с нажимом, тонкая …)
  5. Пытался ли автор исправить рисунок (стирал, перерисовывал …)
  6. Есть ли штриховка (короткие штрихи, длинные …)
  7. Количество объектов (символика чисел …) и др.

Рисунок – это возможность человека выплеснуть чувства, которые он скрывает даже от самого себя, и подавленные эмоции.

Умение анализировать рисунок открывает широкие возможности для проведения психодиагностики и получения информации о человеке, его внутреннем мире и эмоциональном состоянии. Это широко используемый психологами во всем мире инструмент для оценки личности, обладающий диагностической ценностью и психотерапевтическим эффектом. Рисунок может рассказать о:

  • чувствах
  • беспокойствах
  • характере
  • личностных особенностях
  • потребностях

Особенность работы заключается в том, что для успешного анализа и интерпретации рисунка в своей практике специалистам необходимо ознакомиться с большим количеством вариантов рисунков и их трактовок. Умение применять рисуночные методики, понимать и интерпретировать клиентские рисунки требует сочетания большого количества профессиональных знаний, интуиции, способности замечать детали и искреннего интереса к людям.

После вебинара участники получат сертификаты о прохождении обучения и повышении квалификации 8 ак.ч.

ДОКУМЕНТ ОБ ОБУЧЕНИИ

Сертификат о повышении квалификации 8 ак.ч.

Плюсы обучения в «МАОН»

Международная Академия Образования и Науки специализируется на организации обучающих курсов и тренингов. Большой опыт работы и многочисленные отзывы слушателей, которые прошли обучение у нас, свидетельствует о высоком качестве предлагаемых курсов. Очень тщательно осуществляется подбор направлений курсов и тренингов – уделяется внимание не только их качеству, но также актуальности и востребованности в современных условиях.

Среди общих преимуществ обучения в «МАОН» следует выделить:

  • адаптированность графика обучения под разные категории слушателей;
  • широкий выбор курсов и тренингов;
  • актуальность программ;
  • высокий уровень подготовки преподавательского состава;
  • выдача документов об обучении после успешного завершения;
  • доступная стоимость обучения.

Участие в вебинаре – это возможность получить глубокие знания, не выходя из дома, открыть для себя новые современные методы психологического консультирования, повысить свой профессиональный уровень. Добро пожаловать в МАОН!

ПРЕИМУЩЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В МАОН

Удобный график
обучения

Квалифицированные
преподаватели

Финансовая
доступность

Большой выбор
курсов

Интерпретация рисунка семьи в психологии

Методика рисунка семьи широко используется в семейной психотерапии. Данная методика может применяться как к детям, так и к взрослым, и использоваться при самых различных семейных диагнозах. Рисунок семьи дает человеку возможность по-своему отражать и интерпретировать внешнюю и внутреннюю реальность   Полученный в результате их применения продукт творческой деятельности раскрывает индивидуально-типологические характеристики личности клиента: настроения, представления, чувства, состояния и отношения.

При интерпретации рисунков семьи психологи всегда обращают повышенное внимание на те случаи, когда нарисовано больше или меньше членов семьи, чем это есть на самом деле (например, изображен папа, которого нет, или напротив, не нарисован старший брат). Отсутствие на рисунке одного из членов семьи означает либо наличие бессознательных негативных чувств к этому человеку, либо отсутствие эмоционального контакта с данным персонажем — его как бы нет во внутреннем мире субъекта. Если человек не рисует себя на рисунке своей семьи, то это свидетельствует его о сложностях самовыражения в отношениях с близкими людьми (меня не замечают в семье, мне трудно найти в ней свое место). Также отсутствие на рисунке самого автора рисунка означает безразличие к близким (я не стремлюсь быть вместе с ними, меня они не волнуют).    

Для интерпретации рисунка семьи важное значение имеет пространство листа, которое является аналогом жизненному пространству человека.  Также как и в реальной жизни, в плоскости листа каждый человек бессознательно стремится занять собой и продуктами своей деятельности столько места, сколько он, по его мнению, заслуживает. Иными словами, если у него низкая самооценка, то он занимает мало места в реальном мире и, рисуя на листе бумаги, займет лишь небольшую его часть. Напротив, люди уверенные, хорошо приспособленные, рисуют свободно, с размахом, и могут занять весь лист.

Расположение семьи на рисунке также имеет важное значение при интерпретации. Если человек изобразил семью в нижней половине листа, то это свидетельствует не только о его низкой самооценке, но и о низком уровне жизненных притязаний и амбиций. То есть, если семейный сюжет расположен внизу листа, то это говорит о следующем:  «даже та малость, на которую я претендую, у меня не получается».  Если же маленькое по размеру изображение помещено наверху листа, а большая нижняя часть листа пустая, это говорит о том, что низкая самооценка субъекта сочетается с высоким уровнем его притязаний: «мне в жизни много чего хочется, но у меня мало что получится».

Бывает так, что человек рисует вместе с семьей какие-то неодушевленные предметы, а возможно и изображает их вместо семьи.    Например, вместо людей может быть нарисован дом без дверей, гараж и соединяющий их забор, а члены семьи при этом не изображены вообще. Подразумевается, что все они находятся где-то внутри нарисованного дома. В таких случаях при интерпретации рисунка семьи психологи делают следующие выводы. Замещение семьи неодушевленными предметами показывает, что замкнутый мир дома без дверей, по-видимому, является самой большой семейной ценностью. То, что на рисунке нет членов семьи указывает на дефицит эмоционального контакта с ними. Отсутствие самого автора рисунка говорит о том, что он не видит себе места в этом мире.  Ненарисованные двери указывают на то, что субъект испытывает трудности в стремлении раскрыться перед другими, особенно в домашнем кругу.   Присутствие построек (забор, гараж) указывает на агрессию против фактических хозяев дома или бунт против того, что субъект считает искусственными культурными стандартами.

При интерпретации рисунка семьи психологи также отмечают важность того, как именно изображены персонажи. Их размер, прорисованность черт лица (глаза, нос, рот и пр.), размеры и форма рук, ног и т.д. Размер изображенного персонажа или предмета выражает его значение для автора рисунка и показывает, какое место в его душе занимают отношения с этим персонажем в данный момент времени. Размер используется для выражения значимости, страха и уважения. Большой размер головы означает ум, соответственно, самым «умным» членом семьи автор считает того, кому он нарисовал самую большую голову.  Большой по размеру и/или заштрихованный рот — символ агрессии, нападения. Если рот у человека отсутствует или изображен точечкой, то этот человек не имеет права высказывать свое мнение и влиять на других. Чем более могущественным воспринимается персонаж, тем больше у него руки. Отсутствие рук — показатель застенчивости, пассивности, спрятанные руки выражают чувство вины. Преувеличенный размер рук, выделение рук и пальцев — указывает на склонность к агрессии.

Изображение на рисунке персонажа, который к семье официально не принадлежит (например, члена родственной семьи, друга семьи и пр. ) говорит о неудовлетворенных потребностях по отношению к этому персонажу. Эти желания субъект реализует в своей фантазии, в воображаемом общении с данным человеком. На эту же тенденцию указывает наличие вымышленного (например, сказочного) персонажа.  

Также при интерпретации рисунка семьи большое значение имеет расположение персонажей на пространстве листа. Согласно принципу вертикальной иерархии, выше всего на рисунке расположен персонаж, обладающий, по мнению его автора, наибольшей властью в семье (хотя он может быть самым маленьким по линейному размеру). Ниже всех расположен тот, чья власть в семье минимальна. Расстояние между персонажами (линейная дистанция) связано с дистанцией психологической. Кто субъекту ближе всех в психологическом отношении, того он изображает ближе к себе пространственно. То же относится и к другим персонажам: кого данный человек воспринимает как близких между собой, тех он нарисует рядом друг с другом. Также персонажи, которые на рисунке непосредственно соприкасаются друг с другом (например, руками) пребывают в столь же тесном психологическом контакте. Персонажи, которые не соприкасаются, таким контактом не обладают.

Персонаж или предмет, вызывающий у субъекта наибольшую тревогу, изображается либо с усиленным нажимом, либо сильно заштрихован, либо его контур обведен несколько раз. Но в некоторых случаях он может быть обведен очень тоненькой, дрожащей линией. Автор как бы не решается его изобразить. Персонажи с большими, расширенными глазами воспринимаются автором как тревожные, беспокойные, нуждающиеся в том, чтобы их спасли. Персонажи с глазами-«точечками», «щелочками» несут в себе внутренний «запрет на плач», то есть боятся просить о помощи. Чем больше площадь опоры у ног, тем более твердо стоящим на земле воспринимается персонаж. Отсутствие ступней, маленькие, неустойчивые ноги — признак неуверенности, нестабильности, отсутствия крепкого основания, недостатка базового чувства защищенности. Если персонажи на рисунке изображены в один ряд, необходимо мысленно провести горизонтальную линию по самой нижней точке ног. Тогда опору в реальности имеют только те люди, которые «стоят» на этой линии. Остальные, «повисшие в воздухе», по мнению субъекта, самостоятельной опоры в жизни не имеют.

Методика «Рисунок семьи» удобна в применении, способствует установлению хорошего эмоционального контакта,доступна лицам со сниженным интеллектом. Особенно продуктивно ее использование в дошкольном и младшем школьном возрасте, когда у детей нередко имеют место трудности в высказывании своих чувств и мыслей. Вместе с тем эту технику и правила ее интерпретации можно с успехом применять и в работе со взрослыми. Методика обладает значимостью не только для диагностики межличностных отношений в семье, но также для выбора тактики психологической коррекции и психотерапии нарушенных семейных отношений.

Что происходит в вашем мозгу, когда вы рисуете: Снимки

Много свободного времени я трачу на рисование. Днем я журналист в научном отделе NPR. Но все это время между ними я художник, а именно карикатурист.

Я рисую между задачами. Делаю наброски в кофейне перед работой. И мне нравится бросать вызов себе, чтобы закончить журнал — небольшой журнал — во время моей 20-минутной поездки на автобусе.

Я занимаюсь этим отчасти потому, что это весело и интересно. Но я подозреваю, что происходит что-то более глубокое. Потому что, когда я творю, я чувствую, что это проясняет мою голову. Это помогает мне разобраться в своих эмоциях. И почему-то мне становится спокойнее и спокойнее.

Исследуйте Life Kit

Эта история взята из эпизода Life Kit, подкаста NPR с инструментами, которые помогут вам собрать его вместе. Чтобы узнать больше, подпишитесь на информационный бюллетень и подпишитесь на @NPRLifeKit в Твиттере.

Это заставило меня задуматься: что происходит в моем мозгу, когда я рисую? Почему это так приятно? И как я могу привлечь других людей — даже , если они не считают себя художниками — на творческий поезд?

Оказывается, когда мы занимаемся искусством, в нашем сознании и теле происходит многое.

«Творчество само по себе важно для того, чтобы оставаться здоровым, оставаться на связи с самим собой и с миром», — говорит Кристианна Стрэнг, профессор нейробиологии в Университете Алабамы в Бирмингеме и бывший президент Американской ассоциации арт-терапии.

Эта идея распространяется на любой вид визуального творческого самовыражения: рисование, живопись, коллаж, лепка из глины, написание стихов, украшение тортов, вязание, скрапбукинг — нет предела возможностям.

«Все, что задействует ваш творческий ум — способность устанавливать связи между не связанными между собой вещами и придумывать новые способы общения — полезно для вас», — говорит Гириджа Каймал. Она профессор Университета Дрекселя и исследователь в области арт-терапии, проводит арт-сессии с военнослужащими, страдающими черепно-мозговой травмой, и лицами, осуществляющими уход за больными раком.

Но она твердо верит в то, что искусство доступно всем — и независимо от уровня ваших навыков, это то, чем вы должны заниматься регулярно. Вот почему:

Это поможет вам представить более обнадеживающее будущее

Способность искусства развивать наше воображение может быть одной из причин, по которой мы занимаемся искусством с тех пор, как жили в пещерах, — говорит Каймал. Это может служить эволюционной цели. У нее есть теория, согласно которой искусство помогает нам справляться с проблемами, которые могут возникнуть в будущем. Об этом она написала в октябре в журнале

Американской ассоциации арт-терапии .

Ее теория основана на идее, разработанной в последние несколько лет, — что наш мозг — это машина для предсказаний. Мозг использует «информацию, чтобы делать прогнозы о том, что мы можем сделать дальше — и, что более важно, что нам нужно делать дальше, чтобы выжить и процветать», — говорит Каймал.

Когда вы рисуете, вы принимаете ряд решений — какой инструмент для рисования использовать, какой цвет, как перенести то, что вы видите, на бумагу. И, наконец, интерпретация изображений — выяснение того, что это значит.

Сделайте это: журнал «Как привить привычку рисовать»

В этом журнале рассказывается об основах пристрастия к искусству. Распечатайте его здесь и носите с собой вдохновение, куда бы вы ни пошли.

(Указания по складыванию любезно предоставлены Орегонец ).

1 из 5

«Итак, наш мозг делает каждый день, каждую минуту, сознательно и бессознательно, пытается представить, что произойдет, и готовит себя к встрече с этим», — говорит она.

Каймал наблюдала за этим во время своей клинической практики в качестве арт-терапевта со студенткой, которая находилась в тяжелой депрессии. «Она была в отчаянии. У нее были очень плохие оценки, и у нее было чувство безнадежности», — вспоминает она.

Ученик вынул лист бумаги и закрасил весь лист толстым черным маркером. Каймал ничего не сказал.

«Она смотрела на этот черный лист бумаги и какое-то время смотрела на него, — говорит Каймал. «А потом она сказала: «Вау. Это выглядит очень мрачно и мрачно». »

И тут случилось нечто удивительное, — говорит Каймал. Ученик огляделся и взял немного розовой глины для лепки. И она начала делать… цветы: «Она сказала, знаешь что? Я думаю, может быть, это напоминает мне о весне».

Благодаря этому занятию и творчеству, по словам Каймал, ученица смогла вообразить возможности и увидеть будущее за пределами настоящего момента, в котором она пребывала в отчаянии и депрессии.

«Этот акт воображения на самом деле является актом выживания», — говорит она. «Это готовит нас к тому, чтобы представить себе возможности и, надеюсь, пережить эти возможности».

Он активирует центр вознаграждения в нашем мозгу

Для многих людей занятие искусством может быть нервным. Что ты собираешься делать? Какие материалы следует использовать? Что делать, если вы не можете выполнить его? Что, если это… отстой?

Исследования показывают, что, несмотря на эти страхи, «любое визуальное выражение приводит к активации пути вознаграждения в мозгу», — говорит Каймал. «Это означает, что вы чувствуете себя хорошо, и это воспринимается как приятный опыт».

Она и группа исследователей обнаружили это в статье 2017 года, опубликованной в журнале Искусство в психотерапии . Они измерили приток крови к центру вознаграждения мозга, медиальной префронтальной коре, у 26 участников, когда они выполняли три художественных действия: раскрашивание мандалы, рисование каракулей и свободное рисование на чистом листе бумаги. И действительно — исследователи обнаружили увеличение притока крови к этой части мозга, когда участники занимались искусством.

Это исследование предполагает, что искусство может быть полезным для людей, имеющих проблемы со здоровьем, которые активируют пути вознаграждения в мозге, такие как зависимое поведение, расстройства пищевого поведения или расстройства настроения, пишут исследователи.

Снижает стресс

Хотя исследования в области арт-терапии только начинаются, есть свидетельства того, что искусство может снизить стресс и тревогу. В статье 2016 года в журнале Journal of the American Art Therapy Association Каймал и группа исследователей измерили уровень кортизола у 39 здоровых взрослых. Кортизол — это гормон, который помогает организму реагировать на стресс.

Они обнаружили, что 45 минут создания произведений искусства в студии с арт-терапевтом значительно снизили уровень кортизола.

В документе также показано, что не было различий в состоянии здоровья между людьми, которые идентифицируют себя как опытные художники, и людьми, которые таковыми не являются. Это означает, что независимо от уровня вашего мастерства, вы сможете ощутить все то хорошее, что приходит с искусством.

Это позволяет вам глубоко сосредоточиться

В конечном счете, говорит Каймал, искусство должно вызывать то, что научное сообщество называет «потоком» — замечательная вещь, которая происходит, когда вы находитесь в зоне. «Это чувство потери себя, потери всего осознания. Вы настолько находитесь в данный момент и полностью присутствуете, что забываете обо всем ощущении времени и пространства», — говорит она.

А что происходит в вашем мозгу, когда вы находитесь в состоянии потока? «Это активирует несколько сетей, в том числе расслабленное рефлексивное состояние, сосредоточенное внимание на задаче и чувство удовольствия», — говорит она. Каймал указывает на исследование 2018 года, опубликованное в журнале Frontiers in Psychology , которое показало, что поток характеризуется повышенной активностью тета-волн в лобных областях мозга и умеренной активностью альфа-волн в лобных и центральных областях.

Итак, какое искусство вам стоит попробовать?

Некоторые виды искусства приносят больше пользы для здоровья, чем другие.

Каймал говорит, например, что с глиной для лепки очень удобно играть. «Это задействует как ваши руки, так и многие части вашего мозга в сенсорном опыте», — говорит она. «Ваше осязание, ваше ощущение трехмерного пространства, зрение, может быть, немного звука — все они задействованы в использовании нескольких частей вас для самовыражения и, вероятно, будут более полезными».

Ряд исследований показал, что раскрашивание внутри фигуры — особенно предварительно нарисованной геометрической мандалы — более эффективно улучшает настроение, чем раскрашивание чистого листа бумаги или даже раскрашивание внутри квадратной фигуры.

И одно исследование 2012 года, опубликованное в Журнал Американской ассоциации арт-терапии показал, что раскрашивание внутри мандалы в большей степени снижает тревогу по сравнению с раскрашиванием клетчатого рисунка или простого листа бумаги.

Стрэнг говорит, что нет ни одного средства или искусства, которое было бы «лучше» другого. «В некоторые дни вы можете пойти домой и рисовать. В другие дни вы можете захотеть сделать набросок», — говорит она. «Делайте то, что наиболее полезно для вас в любой момент времени».

Обработайте свои эмоции

Важно отметить: если вы испытываете серьезные психические расстройства, вам следует обратиться за помощью к профессиональному арт-терапевту, говорит Стрэнг.

Однако, если вы занимаетесь искусством, чтобы соединиться с собственным творчеством, уменьшить беспокойство и отточить свои навыки преодоления трудностей, «во что бы то ни стало, придумайте, как позволить себе это делать», — говорит она.

Просто позвольте этим «линиям, формам и цветам превратить ваш эмоциональный опыт во что-то визуальное», — говорит она. «Используйте чувства, которые вы чувствуете в своем теле, свои воспоминания. Потому что слова не часто это понимают».

Ее слова заставили меня задуматься обо всех тех моментах, когда я лезла в сумочку за ручкой и альбомом для рисования. Большую часть времени я использовал свои рисунки и небольшие размышления, чтобы передать свои чувства. Что я делал, так это помогал себе разобраться. Это было катарсисом. И этот катарсис дал мне чувство облегчения.

Несколько месяцев назад я с кем-то поссорился. На следующий день, когда я ехал на автобусе на работу, я все еще злился из-за этого. В отчаянии я вытащил блокнот и написал старую пословицу: «Не позволяй миру сделать тебя жестким».

Я осторожно вырвал сообщение со страницы и прикрепил его к сиденью впереди меня в автобусе. Я подумал, пусть это будет напоминанием всем, кто это читает!

Я сфотографировал записку и разместил ее в своем Instagram. Оглядываясь назад на изображение позже той ночью, я понял, кому на самом деле предназначалось сообщение. Сам.

Малака Гариб — писатель и редактор научного отдела NPR, а также автор книги «Я был их американской мечтой: графические мемуары».

Создание психологии развития искусства | Человеческое развитие

Пропустить пункт назначения Nav

Исследовательские статьи| 21 января 2010 г.

Peter B. Pufall

Human Development (1997) 40 (3): 169–180.

https://doi.org/10.1159/000278719

История статьи

Опубликовано в Интернете:

21 января 2010 г.

Инструменты работы с содержимым

  • Взгляды
    • Содержание артикула
    • Рисунки и таблицы
    • Видео
    • Аудио
    • Дополнительные данные
    • Экспертная оценка
  • Делиться
    • Facebook
    • Твиттер
    • LinkedIn
    • MailTo
  • Инструменты
    • Получить разрешения

    • Иконка Цитировать Цитировать

  • Поиск по сайту

Цитата

Питер Б. Пуфолл; Создание психологии развития искусства. Человеческое развитие 1 марта 1997 г.; 40 (3): 169–180. https://doi.org/10.1159/000278719

Скачать файл цитаты:

  • Рис (Зотеро)
  • Менеджер ссылок
  • EasyBib
  • Подставки для книг
  • Менделей
  • Бумаги
  • Конечная примечание
  • РефВоркс
  • Бибтекс
панель инструментов поиска

Расширенный поиск

Психология развития искусства построена на противопоставлении двух перспектив развития: изучение рисунка с упором на структурную ориентацию, которая представляет идеи когнитивистской теории и теории навыков в современной экспериментальной психологии развития, и изучение художественности с упором на функциональную ориентация обнаруживается в семиотических теориях и художественном образовании.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *