Психология рисунки: Что значат наши рисунки | Журнал Вестник Психологии

Как с помощью рисунка разобраться в сути проблемы?

Познать себяПрактики how to

Представим, что в семье происходит что-то непонятное: муж и жена отдалились друг от друга или замкнулись каждый в себе. Начать разговор сложно, и еще сложнее «вытащить» какие-то нюансы из партнера.

Решить проблему поможет арт-терапия. Конечно, есть вероятность, что вы столкнетесь с отказом, попросив депрессивного члена семьи что-нибудь изобразить. Но вам повезло, если в семье есть дети, — можно «свалить» все на них и превратить занятие в забавную игру.

Предположим, муж чем-то недоволен и при этом немногословен. Возможно, такое поведение даже не связано с вами — у человека могут быть проблемы на работе, которыми он не хочет никого «грузить».

Итак, берем карандаши, краски или фломастеры и начинаем, «посвящая время ребенку», все вместе рисовать.

Схематичное изображение одного из членов семьи может указывать на нестабильное эмоциональное состояние человека

«Каждый изображает семью. Лучше всего, чтобы героями рисунка были люди, — рекомендует семейный психотерапевт Виктория Бекиева. — Можно делать это в формате игры, разбирая детали, сравнивая и обсуждая. Если речь о муже, то жена смотрит и рассказывает о своем общем впечатлении от рисунка. Что она испытывает, глядя на него: счастье, недовольство? Ей нужно проанализировать нарисованные образы себя и супруга.

Можно ли по картинке сказать, что человек счастлив в паре? Тут все достаточно просто: мать довольная, а отец — нет, или оба грустные, и так далее».

Размер людей на рисунке часто многое выдает: муж может нарисовать себя маленьким, а жену большой. Скорее всего, в таком браке он считает себя беспомощным и желает от чего-то уклониться, скрыться и спрятаться.

Схематичное изображение одного из членов семьи — «палка, палка, огуречик» — может указывать на нестабильное эмоциональное состояние человека. Он не хочет никого подпускать к себе.

Важно также и то, с чего начинается рисунок. Если человек сначала рисует голову, а потом прорисовывает тело — все хорошо. Если есть только голова, а тела нет, то в отношениях проблемы в сексуальной сфере.

«Если тела «много», то, вероятно, есть какие-то физические импульсы. Но все ситуации надо рассматривать индивидуально, — говорит Виктория. — Когда голова повернута в сторону от жены, значит, на данном этапе общение вызывает тревогу, есть желание отвлечься, например, на социальные связи. Смотрит прямо? Значит, человек открыт для общения. Автор много внимания уделил своему лицу? Значит, слишком озабочен внешним видом. А фигура с неясными очертаниями, бледными линиями выдает застенчивость и страхи».

Если глаза направлены в сторону или закрыты, то автор рисунка чего-то не хочет видеть. Большое количество штрихов в теле говорит о тревоге — человек что-то прячет и не договаривает.

Крупные плечи и тело — это озабоченность властью. Человек чувствует в ней потребность. Если наоборот — недооцененность в отношениях. Грустные и покатые плечи — состояние уныния, вины и недостатка жизненной энергии. Если у нарисованного человека нет шеи или она как-то тревожно закрашена — это конфликт между разумом и чувствами.

Человек рисует кукол, когда ощущает собственную ничтожность

Скрещенные руки символизируют враждебное настроение. Руки в карманах — это желание заняться сексом или нежелание уступать. Руки по сторонам — человеку кажется, что все вышло из-под контроля. Руки прижаты к телу, как у солдата, — сложности в общении.

«Человек рисует кукол, когда ощущает собственную ничтожность: ему приходится играть в чьи-то игры и соглашаться с чужими решениями, — объясняет психотерапевт. — Для более полной диагностики можно задать вопросы в отношении пары: чего бы этот персонаж хотел, что ему нужно. Попросите составить рассказ об этой семье. Это очень увлекательный процесс, он сближает людей».

Драконы и динозавры на детских рисунках

Всегда ли такое творчество указывает на проблему? Возможно, причина в популярных героях мультфильмов и книг? Их легко встретить в магазине игрушек, они представлены в разных цветах и видах, пользуются большим спросом.

«Это не самый худший вариант, — считает Виктория. — Некая зависимость от матери, невозможность от нее отсоединиться. Фигуры и книги с мультфильмами тут ни при чем. Важна символика: кого рисует ваш ребенок? Каждый ребенок выбирает для себя какой-то образ: поезда, машины или драконы».

Игра с настроением

Как повлиять на свое настроение с помощью арт-терапии? Что рисовать, чтобы сменить гнев на милость, а злость на доброжелательность?

«Например, вы пришли уставшими с работы или вас кто-то обидел, — говорит Виктория Бекиева. — Берите краски, кисти, воду и изображайте свое подавленное настроение. Смотрите, обсуждайте, рассказывайте. Или выплесните все на бумагу, а потом отправьте рисунок в мусорное ведро — тоже помогает. Главное — «вытащить» из себя негатив. Второй метод — представьте в деталях что-то чудесное, например, цветок, луг, дом. Затем зарисуйте природный пейзаж».

Как рисунок поможет в конкретных ситуациях?

Вы «на нервах»

Случилось что-то нехорошее, каждый день вы проживаете с негативом, который очень мешает. Вы и рады бы от него избавиться, но не знаете как.

«Совет — рисуйте чувство, — говорит Виктория. — В основном оно какое-то одно. Сначала избавляемся от плохого, потом на этом месте взращиваем хорошее: цветы, траву. Есть и более сложные методы. Например, у человека повышенная тревога, но он не может понять, что с ним. Следует остаться в комнате одному, выключить свет, расслабиться, подышать. Задать себе вопросы: что меня беспокоит? Что мешает? Образ сам автоматически выплывет. Понаблюдайте за ним несколько минут и начните рисовать. Осознайте, что любое чувство должно завершиться действием, и вы завершаете его с помощью рисунка».

Ребенок приходит из школы грустный

Если вы уверены, что проблема в школе, то нужно попросить нарисовать ее или класс в виде цветочной поляны. Непонятно, проблема с директором, детьми или педагогом? Просим ребенка показать, где на рисунке он, где учителя, одноклассники, и смотрим, что он расскажет.

Если задавать вопросы напрямую, могут сработать запреты. Через рисунок все прорывается

«С одной стороны, мы проводим диагностику, а с другой — прорабатываем и вытаскиваем то, что волнует, — поясняет семейный психотерапевт. — Второй образ, который работает с детьми: представить себе вулкан и изобразить его. Тогда мы выпустим наружу спрятанную агрессию . Когда на рисунках много огня, значит, в жизни много злости, что-то кипит внутри».

Жена/муж не хочет секса

Хотел(а) раньше или нет? Что могло повлиять? Возможно, появился ребенок? Причины могут быть очень разными.

«Попросите изобразить сексуальное желание, — говорит Виктория. — Посмотрите: какого цвета, где находится, в чем отражается, где сублимируется или прячется».

Если цвет красный, оранжевый или желтый — все в норме.

Черный — упадок сил, уныние.

Белый — скорее равнодушие или затруднение с выражением чувств.

Синий — грустное настроение.

Зеленый — проблема в партнере.

Муж стал скрытным

Куда-то ушло доверие? Попросите нарисовать несуществующее животное. Критерии диагностики те же. Дальше: где живет, что любит, есть ли рядом семья, чего хочет, как заботится о себе. Через это существо вытаскиваем наружу все чувства.

Ребенок не остается с няней

«Понять причину поможет рисунок семьи и женщины, которая следит за ребенком, — объясняет Бекиева. — Как он ее изобразит? Обязательно задайте вопросы: почему она здесь? Почему мальчик/девочка не хочет к ней? Если задавать эти вопросы напрямую, могут сработать запреты, например, от той же няни. Через рисунок все прорывается».

Вы не любите свою работу

Сделайте рисунок «Я и моя работа», а потом задайте себе вопросы. Что связывает? Разъединяет? Что может помочь? Вам не нравятся сами функции, которые вы выполняете? Или какие-то коллеги? Возможно, вы не любите офисное здание, или вас раздражает долгая дорога?

На каждую проблему найдется образ и способ решения того, что вас волнует. Главное — выплеснуть все на лист бумаги. Кому-то сложно писать и подбирать слова. Или просто не хочется и лень «издавать» несколько томов о наболевшем. В этом случае арт-терапия — лучший помощник.

Об эксперте

Виктория Бекиева — детский и семейный психолог, сертифицированный психотерапевт по методу символдрамы, сексолог. Член Профессиональной психотерапевтической лиги и МООСРСКИП.

Текст:Марина ХиттИсточник фотографий:Getty Images

Новое на сайте

«Сильно возбуждают фантазии об измене со стороны девушки. Это извращение?»

«Встречаюсь с двумя парнями. Как понять, кто станет мне хорошим мужем?»

«За радостью всегда следует грусть»: психологи выяснили, почему люди боятся быть счастливыми

Как представить нового партнера детям: главные правила

Оплакать потерю и протанцевать боль: 7 стратегий против любовной тоски

«Красота мешает личной жизни»: 3 истории женщин и комментарий психолога

Кашляние, хмыкание и моргание: в чем причина нервных тиков и можно ли от них избавиться

«Я везде лишняя: мной не интересуются ни сверстники, ни родители»

случаи из практики //Психологическая газета

Я вижу, как рисунки во многих случаях помогают ребенку или взрослому выразить свои психологические проблемы, прожить их и справиться с ними. Поэтому я использую рисунки с моими клиентами. И знаю, что многие психологи делают так же. Я делюсь рисунками и своими комментариями к ним, чтобы мы могли оттачивать свою технику терапевтической работы с рисунком подобно музыкантам, желающим научиться свободно играть музыку (метафора Д. В. Винникотта).

В конце дошкольного возраста дети уже способны выразительно изображать свои переживания в рисунке. Особенно это касается таких сильных чувств, как страх. В то время как позитивное состояние может изображаться более типичными средствами (цветы, солнце, улыбки). В этой связи уместно вспомнить строчки Л. Толстого о разнице счастливых и несчастливых семей.

Вот рисунок мальчика 6,5 лет, нарисовавшего свой страх:

Ночь в лесу, в центре — ворота. Они скрипят, и от этого страшно. Потом из них выскочит бешеный конь и понесется по лесу.

При обсуждении рисунка выяснилось, что он основан на реальных событиях: мальчика в деревне напугала выбежавшая из ворот лошадь. Добавленные ночь и лес, ворота выше деревьев — это символы, передающие силу страха и чувства бессилия и одиночества перед его лицом. Цвет, способ рисования и перспектива изображения очень хорошо помогают почувствовать эмоции ребенка, смотрящего на эти ворота и ожидающего неизбежного, — идентифицироваться с ним, поставить себя на его место.

На следующем рисунке семилетняя девочка изобразила свой страх темноты:

Я выхожу из своей комнаты, чтобы пойти в туалет. В центре — дверь в комнату мамы.

На этом рисунке двери в туалет не видно — она где-то за углом в левой части. Это передает внутреннее ощущение бесконечного пути в темноте, который нужно пройти до цели ребенку, испытывающему страх. Перспектива изображения и отсутствие других деталей в рисунке помогает вслед за ребенком почувствовать, что мама в своей комнате — это ресурс, помощь, но дверь закрыта и находится далеко. То есть надежда на помощь близкого взрослого есть, но страх включает в себя и то, что эта помощь может оказаться недоступной.

Продолжая тему изображения детьми своих страхов, посмотрим на рисунок 7-летнего мальчика:

Я защищаюсь от монстров из темноты, показывая им «стоп». После этого они пропадут.

Помимо художественной выразительности (способ рисования руки разрушает границу между изображением и реальностью) этот рисунок заключает в себе еще нечто важное: ребенок изображает не только объекты страха (темнота и производные от нее монстры), но и символический защитный жест, который он использует, чтобы справляться со своим страхом и контролировать ситуацию.

А вот рисунок еще одного мальчика того же возраста:

Трое бандитов (с планом банка, с железной пилой и с гранатой) собираются ночью ограбить банк. Светит луна. Когда они совершат ограбление, я убью их, и банк будет радоваться.

У этого мальчика есть маленький брат почти 3-х лет. В рисунке отражается его амбивалентное отношение к брату (грабителю), забравшему у него любовь матери (она — банк) — то есть ограбившему его. Агрессивные импульсы к брату мальчик выражает через фантазию об убийстве грабителя и воссоединении с матерью (банк будет радоваться).

И завершить эту серию рисунков хочется вот этим изображением:

Я кричу, а вокруг инопланетяне.

Его нарисовала 7-летняя девочка предположительно с расстройством аутистического спектра, склонная к соскальзыванию в собственные фантазии и испытывающая закономерные трудности в общении с другими людьми. В этом смысле можно поразмышлять: не являются ли «инопланетяне» метафорой не внеземных существ, а окружающих ее людей, которые видятся ей «иными» по сравнению с ней самой?

Иногда ребенок своим первым выбором игрушки или первым рисунком сразу дает нам понять, какая тема его волнует на самом деле, каким образом он хотел бы использовать психологическую помощь и психолога как источник этой помощи.

Девочка 3 лет и 8 месяцев с низкорослостью (карликовостью) активно избегает общения с другими детьми своего возраста, предпочитает играть со взрослыми и самостоятельно.

Ее интеллектуальное развитие несколько опережает возрастную норму, и поэтому взрослым с педагогической точки зрения кажется, что ей просто неинтересно со сверстниками.

Однако, когда я предложил ей набор игрушек (фигурки диких и домашних животных), она тут же выбрала жирафа и играла преимущественно с ним, комментируя: «Он самый большой, у него большие ноги, длинная шея». Я разделил с ней ее чувства, сказав: «Да, ты играешь жирафом, он самый высокий зверь», и это установило между нами доверие и вызвало ее интерес. Она поинтересовалась, как зовут меня и другую девочку, которую я тоже пригласил в нашу игру.

Ее рисунок жирафа, сделанный после этого по просьбе педагога, воплощает то же желание…

Жираф. Линии контура желтого цвета, пятнышки — коричневого. Рисунок обработан, чтобы сделать линии контрастнее.

Следует психологу ли делать интерпретацию рисунка своему клиенту? Юнгианский аналитик Джон Аллан рекомендует воздерживаться от этого (в своей книге «Ландшафт детской души»). Д. В. Винникотт не так категоричен: его золотое правило — не делать интерпретацию слишком рано и всегда отказываться от нее, если ребенок или взрослый не принимают ее. Это не означает, что сделанная интерпретация неверна, но она точно сделана не в то время или не теми словами, которые нужны конкретному клиенту.

Я проиллюстрирую пример неудачной и удачной интерпретации фрагментом из моей работы с 5-летним мальчиком. Примерно в середине нашей с ним сессии (это была очередная консультация, и доверительный контакт уже прочно закрепился) во время «игры в каракули» он нарисовал каракулю и…

Бак с водой и смерчем внутри. Сверху плотная крышка. Справа трубка и кран, из которого очищенная фильтром вода может литься в кружку. Крышку снимают, когда фильтр портится и его нужно починить.

…сам дорисовал ее, отвергнув мой вариант. Он уже рисовал несколько похожих баков на других наших встречах, поэтому я уделил этому повторяющемуся образу особое внимание. Я уже догадался, что бак обозначает его самого, и, учитывая символизм рисунка, возраст мальчика и некоторые другие признаки амбивалентных чувств к отцу, предложил первую интерпретацию — неудачную. Я сказал ему, что этот кран и текущая из него вода похожи на то, что есть у мальчиков и пап, то, чем писают. Он отреагировал вопросом «Что?», и я повторил ему свои слова. Он смутился и сказал: «Нет, это такой бак с водой».

Сам я не отказался от этой версии интерпретации, но немедленно отозвал ее. Думаю, ее время еще не пришло. Но у меня была и вторая версия интерпретации этого рисунка, связанная с крышкой бака (голова) и починкой. Я сказал: «Похоже, у тебя есть надежда, что я тоже смогу починить тебя, как чинят испортившийся фильтр в баке». Эта интерпретация попала в цель, потому что он внимательно посмотрел на рисунок, улыбнулся и сказал: «Это хорошая идея». На этой сессии мальчик сделал шаг вперед в использовании меня как ресурса для помощи самому себе, как своего субъективного объекта.

Психологическая оценка детских рисунков человеческих фигур | JAMA

Психологическая оценка детских рисунков человеческих фигур | ДЖАМА | Сеть ДЖАМА [Перейти к навигации]

Эта проблема

  • Скачать PDF
  • Полный текст
  • Поделиться

    Твиттер Фейсбук Электронное письмо LinkedIn

  • Процитировать это
  • Разрешения

Артикул

15 июля 1968 г.

Марджори С. Михан, MD

Принадлежность авторов

Чикаго

ДЖАМА. 1968; 205(3):190. дои: 10.1001/jama.1968.031402

  • 037

    Полный текст

    Эта статья доступна только в формате PDF. Загрузите PDF-файл, чтобы просмотреть статью, а также связанные с ней рисунки и таблицы.

    Абстрактный

    Часто врач хотел бы оценить умственное и эмоциональное состояние ребенка, но не хочет ни направлять ребенка к психологу, ни проводить длительные обследования самостоятельно. Если он попросит ребенка «нарисовать человека целиком», а затем оценит рисунок методами, описанными в этой книге, то сможет получить быструю оценку умственных способностей, вероятность серьезного эмоционального расстройства, возможность органического поражения головного мозга. .

    В течение долгого времени многие психологи использовали тест Goodenough Draw-A-Man для измерения интеллекта, но оценка несколько сложна, и, вероятно, немногие врачи использовали этот тест. Другие психологи использовали рисунки человеческих фигур в качестве проективных тестов для исследования личности, но не разработали определенных методов оценки. Теперь Коппиц представляет относительно простой метод оценки одного рисунка сначала для приблизительного интеллекта, а затем для свидетельства эмоционального характера.

    Полный текст

    Добавить или изменить учреждение

    • Академическая медицина
    • Кислотно-основное, электролиты, жидкости
    • Аллергия и клиническая иммунология
    • Анестезиология
    • Антикоагулянты
    • Искусство и изображения в психиатрии
    • Кровотечение и переливание
    • Кардиология
    • Уход за тяжелобольным пациентом
    • Проблемы клинической электрокардиографии
    • Клиническая задача
    • Поддержка принятия клинических решений
    • Клинические последствия базовой нейронауки
    • Клиническая фармация и фармакология
    • Дополнительная и альтернативная медицина
    • Заявления о консенсусе
    • Коронавирус (COVID-19)
    • Медицина интенсивной терапии
    • Культурная компетентность
    • Стоматология
    • Дерматология
    • Диабет и эндокринология
    • Интерпретация диагностических тестов
    • Разработка лекарств
    • Электронные медицинские карты
    • Скорая помощь
    • Конец жизни
    • Гигиена окружающей среды
    • Справедливость, разнообразие и инклюзивность
    • Этика
    • Пластическая хирургия лица
    • Гастроэнтерология и гепатология
    • Генетика и геномика
    • Геномика и точное здоровье
    • Гериатрия
    • Глобальное здравоохранение
    • Руководство по статистике и методам
    • Рекомендации
    • Заболевания волос
    • Модели медицинского обслуживания
    • Экономика здравоохранения, страхование, оплата
    • Качество медицинской помощи
    • Реформа здравоохранения
    • Медицинская безопасность
    • Медицинские работники
    • Различия в состоянии здоровья
    • Несправедливость в отношении здоровья
    • Информатика здравоохранения
    • Политика здравоохранения
    • Гематология
    • История медицины
    • Гуманитарные науки
    • Гипертония
    • Изображения в неврологии
    • Наука внедрения
    • Инфекционные болезни
    • Инновации в оказании медицинской помощи
    • Инфографика JAMA
    • Право и медицина
    • Ведущее изменение
    • Меньше значит больше
    • ЛГБТК-медицина
    • Образ жизни
    • Медицинский код
    • Медицинские приборы и оборудование
    • Медицинское образование
    • Медицинское образование и обучение
    • Медицинские журналы и публикации
    • Меланома
    • Мобильное здравоохранение и телемедицина
    • Нарративная медицина
    • Нефрология
    • Неврология
    • Неврология и психиатрия
    • Примечательные примечания
    • Сестринское дело
    • Питание
    • Питание, Ожирение, Упражнения
    • Ожирение
    • Акушерство и гинекология
    • Гигиена труда
    • Онкология
    • Офтальмологические изображения
    • Офтальмология
    • Ортопедия
    • Отоларингология
    • Лекарство от боли
    • Патология и лабораторная медицина
    • Уход за пациентами
    • Информация для пациентов
    • Педиатрия
    • Повышение производительности
    • Показатели эффективности
    • Периоперационный уход и консультации
    • Фармакоэкономика
    • Фармакоэпидемиология
    • Фармакогенетика
    • Фармация и клиническая фармакология
    • Физическая медицина и реабилитация
    • Физиотерапия
    • Руководство врача
    • Поэзия
    • Здоровье населения
    • Профилактическая медицина
    • Профессиональное благополучие
    • Профессионализм
    • Психиатрия и поведенческое здоровье
    • Общественное здравоохранение
    • Легочная медицина
    • Радиология
    • Регулирующие органы
    • Исследования, методы, статистика
    • Реанимация
    • Ревматология
    • Управление рисками
    • Научные открытия и будущее медицины
    • Совместное принятие решений и общение
    • Медицина сна
    • Спортивная медицина
    • Трансплантация стволовых клеток
    • Наркомания и наркология
    • Хирургия
    • Хирургические инновации
    • Хирургический жемчуг
    • Обучаемый момент
    • Технологии и финансы
    • Искусство JAMA
    • Искусство и медицина
    • Рациональное клиническое обследование
    • Табак и электронные сигареты
    • Токсикология
    • Травмы и травмы
    • Приверженность лечению
    • УЗИ
    • Урология
    • Руководство пользователя по медицинской литературе
    • Вакцинация
    • Венозная тромбоэмболия
    • Здоровье ветеранов
    • Насилие
    • Женское здоровье
    • Рабочий процесс и процесс
    • Уход за ранами, инфекция, лечение

    Сохранить настройки

    Политика конфиденциальности | Условия использования

    Психология рисования, | Библиотека Конгресса

    Об этом товаре

    Заголовок

    • Психология рисования,

    Имена

    • Айер, Фред Карлтон. [из старого каталога]

    Создано/опубликовано

    • Балтимор, Warwick & York, Inc., 1916 г.

    Заголовки

    • — Детские рисунки

    Примечания

    • — Также доступен в цифровом виде.

    Середина

    • ix п., 1 л., 186 р. вкл. пл. 20 см.

    Номер телефона/физическое местоположение

    • БФ456.Д7 А8

    Контрольный номер Библиотеки Конгресса

    • 16023123

    Номер OCLC

    • 9647824

    Онлайн формат

    • онлайн текст
    • изображение
    • пдф

    Постоянная ссылка LCCN

    • https://lccn. loc.gov/16023123

    Дополнительные форматы метаданных

    • MARCXML-запись
    • МОДС Запись
    • Дублинская основная запись

    Манифест презентации IIIF

    • Манифест (JSON/LD)

    Права и доступ

    Книги в этой коллекции являются общественным достоянием и могут свободно использоваться и повторно использоваться.

    Кредитная линия: Библиотека Конгресса

    Подробнее об авторском праве и других ограничениях.

    Для получения рекомендаций по составлению полных ссылок обратитесь к Citing Primary Sources.

    Процитировать этот товар

    Цитаты генерируются автоматически из библиографических данных, как для удобства и может быть неполным или точным.

    Чикагский стиль цитирования:

    Айер, Фред Карлтон.

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *