Нейропсихолог Науменко наглядно показала, что в детских рисунках должно насторожить взрослых
- Образ жизни
Даже самые примитивные художества ребенка могут гораздо больше сказать о том, что творится в его жизни и в душе, чем то, о чем он на самом деле говорит взрослым. С нейропсихологом разбирались, что можно понять о психике малыша по его рисунку.
22 ноября 2022
- Источник:
- iStockphoto
В воспитании ребенка важна каждая мелочь — например, надо обращать внимание на то, что рисует малыш на бумаге или в раскраске. В своих художествах он невольно выражает свои настоящие эмоции и чувства — то, о чем, возможно, боится рассказать взрослым, и то, что его очень тревожит.
Почему надо быть внимательными к рисункам детей, и на какие элементы в них взрослым надо обращать особенное внимание? Объясняет нейропсихолог.
Случай из практики
— Ребенку, с которым я работала, ставили задержку психического развития, он учился в коррекционной школе.
Во время работы с психологом мальчику предложили пройти тест «Кактус» — рисунок получился необычным. Ребенок изобразил цветок густого бордового цвета с огромными черными иголками. В объяснении ребенок отметил, что этот кактус дикий, не домашний, живет один в пустыне.
Такой рисунок заставил психолога еще раз пообщаться с родителями мальчика. Когда начали разбираться, выяснилось, что мама и папа ведут себя агрессивно по отношению к ребенку, изредка даже физически наказывают его.
— Так что после применения такой проективной методики в работе с ребенком у педагога буквально открылись глаза на семью, на то, что надо обратить внимание на отношение к мальчику дома, — поясняет Елена Науменко.
Читайте также
- Источник:
- wikipedia
Рисунок как тест
Проективные методики активно используются в качестве психодиагностики — как детей, так и взрослых. Один из самых известных — тест чернильных пятен Роршаха, в которых люди видят что-то свое.
Также одни из самых известных проективных методик — «Дом, дерево, человек..», «Семья» и «Кактус», которые помогают оценить взаимоотношения человека с окружающими.
— Проективные методики — это хороший способ выражения того, что происходит у человека внутри, — поясняет Елена Науменко. — Иногда взрослые или дети-подростки отказываются рисовать, говорят, что не умеют. Но стоит им только взять простой карандаш и начать рисовать, то они входят во вкус, и невольно заглядывают внутрь себя, выражают свои эмоции, страхи и чувства.
Эксперт отмечает, что дети, которые по каким-то причинам не могут говорить или имеют психологические особенности, очень часто используют рисунки для того, чтобы проявить эмоции, выразить то, что их беспокоит, происходит внутри.
— Я работала с мальчиком с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), который испытывал проблемы с учебой — он ничего не хотел делать на уроках, не занимался, — рассказывает Елена Науменко. — Оказалось, что ребенку очень помогает включиться в процесс именно рисование. Теперь мама дает ему блокнот в машине, он рисует и потом идет на уроки и совершенно спокойно и охотно начинает заниматься. Привычку рисовать просто перевели в удобное русло, и выработался режимный момент.
Читайте также
Тест «кактус»
— Ко мне за помощью пришла семья с просьбой разобраться, почему ребенок ни с кем не дружит. В процессе общения был задан вопрос — как обстоят дела в семье? Мама призналась, что ребенок обделен любовью и заботой, — рассказывает Елена Науменко. — Мы провели с мальчиком рисуночный тест «Кактус» — предложили ему нарисовать свою семью. И в результате получился вот такой рисунок. Мальчик нарисовал кактус, очерченный в квадрат — это означает, что он воспринимает себя отделенным от всех окружающих, закрытым от всех, кто рядом.
Тест «Кактус»
- Источник:
- предоставлено Еленой Науменко
На что смотреть в рисунке ребенка
— В первую очередь, надо понять, какой цвет использует ребенок для рисования, — рассказывает нейропсихолог. — Если у ребенка есть скрытая агрессия, он зол, то в его рисунке будут преобладать красный, желтый, черный, коричневый цвета. Надо обращать внимание на то, какой карандаш выбирает ребенок, даже если он просто разукрашивает картинку. И смотреть на нажим — если ребенок жирно рисует, нажимает на красный или черный карандаш, чиркает, возможно, его что-то беспокоит, что-то случилось, он тревожится. Через рисование он это проживает, даже если не говорит вслух. В свою очередь, слабый нажим говорит о неуверенности ребенка в чем-то.
Важно смотреть, что именно ребенок рисует, отмечает психолог.
— Обратите внимание, как именно изображает себя ребенок, если рисует семью — крупно или мелко, в углу рисунка или в середине, оторваны у него ножки от земли или есть что-то вроде опоры — линия, например, — говорит Елена Науменко. — Также важно, какие еще фигуры на рисунке изобразил ребенок, — например, животное (агрессивное оно или улыбающееся).
— Если на рисунке преобладают какие-то углы, либо заостренные треугольники, это тоже может говорить о скрытой в ребенке агрессии, — отмечает Елена Науменко. — Важно куда они направлены — вверх или вниз, может, на себя.
Через рисунок можно многое узнать о ребенке, и поэтому надо обращать на это внимание.
Тест «Семья»
— Этот рисунок в рамках популярного теста «Семья» нарисовал мальчик, с которым мы работали. Его мама попросила помочь разобраться, почему ребенок боится отвечать на уроках, очень скромный и стеснительный, — поясняет Елена Науменко. — Мальчику предложили изобразить свою семью. Как видно — картинка довольно позитивная, зеленый и синий цвета, все вроде бы спокойно. Но если присмотреться — мальчик стоит чуть вдали от своей семьи, отстранен. Оказалось, мама и папа у ребенка довольно авторитарные люди — папа военный, мама — медик, и с ними мальчику было непросто. Это недопонимание мы смогли устранить.
- Источник:
- Рисунок предоставлен Еленой Науменко
— Этот же мальчик нарисовал второй рисунок — сам, по своему желанию, — рассказывает Елена Науменко. — Ребенок просто рассказывал, как прошел его день, и рисовал. По рисунку видно, что мальчик расстроен — он использовал красную и черную ручку. Видно, что дом — это не совсем дом, а скорее изображение лица. Что тоже говорит о явных проблемах у ребенка. После беседы оказалось, с мальчиком в игре грубо обошлись одноклассники, он себя не мог защитить и никому не мог рассказать об этом — ни маме, ни учителю. И вот эта скрытая агрессия и вылилась в рисунке.
- Источник:
- Рисунок предоставлен Еленой Науменко
Без лица
— В рисунке ребенка, если он рисует семью, стоит обращать внимание не только на то, как ребенок рисует маму и папу — если на отдалении, то явно в отношениях есть какие-то трудности, но и на то, как члены семьи выглядят, — объясняет психофизиолог Елена Науменко. — Однажды девочка, с которой мы работали, нарисовала семью в очень спокойных и позитивных цветах, в красивых нарядах. Вроде бы рисунок не вызывал никаких подозрений. Но вглядитесь в него — и она, и мама, и папа изображены без лиц. На другом рисунке девочки у мамы была улыбка на лице, а папа выглядел довольно печальным.
На рисунке у семьи яркие платья, спокойные цвета, а лица не прорисованы.
- Источник:
- предоставлены Еленой Науменко
Мама улыбается, а папа — нет.
- Источник:
- предоставлено Еленой Науменко
Семья при этом вполне благополучная — у мамы и папы «синдром отличника», девочка — тоже хорошо учится, занимается балетом, и — с повышенным уровнем тревожности. Семья пришла к психологу с запросом помочь наладить отношения в семье.
Выяснили, что папа очень много работает, часто в командировках, устает. Девочка все время с мамой, а она склонна к завышенным требованиям, требует от ребенка результатов.
Психолог поработала с родителями, побеседовала с мамой, в итоге в семье отношения начали налаживаться — девочка рассказала, что ездила с папой гулять, кататься с горки, и чувствует себя намного лучше.
Читайте также
Это — аномалия
А этот рисунок нарисовала девочка, которой психиатры ставят диагноз «шизофрения» под вопросом.
— В жизни ребенок не воспринимает родителей, умело ими манипулирует. На рисунке видно, что девочка изображает себя в образе человека — в платье, с волосами, а маму и папу — в очень странном обличии. При этом девочка хорошо рисует, — обращает внимание нейропсихолог.
- Источник:
- предоставлено Еленой Науменко
Разговаривайте с ребенком
Психолог обращает внимание, что после того, как ребенок что-то нарисовал, надо пообщаться с ним, задать вопросы.
— Всегда нужно разговаривать — спрашивать, что ты нарисовал, почему именно это, обсуждать все маленькие линии и дополнения, тогда рисунок поможет «увидеть» все, что происходит с ребенком, — отмечает нейропсихолог.
Автор текста:Анна Майская
Что нужно знать о детских рисунках и как распознать тревожные моменты — karpachoff.com
Когда дети начинают рисовать? Наверное, как только понимают, что могут удержать в руке карандаш. Речь маленького ребенка еще недостаточно развита, чтобы красочно описать свои эмоции, настроение и чувства. Тогда как коробка карандашей и лист бумаги — подходящее средство самовыражения.
Что означают рисунки детей? Что может рассказать очередной «шедевр» о маленьком художнике? Давайте разберемся.
Иногда рисунки — это просто рисункиНе стоит воспринимать любые детские каракули, как некое откровение. Бежать с ними к психологу, чтобы подробно изучить и разобрать каждую загогулину. Чаще всего детские рисунки — это просто рисунки.
Но как же отличить значимый рисунок от рядового? Ведь хаотичные кляксы на листе иногда могут означать слезы, но чаще — капли дождя. Просто спросите у автора, что именно он нарисовал.
Чтобы понять психологию детей по рисункам, давайте конкретные задания:
- Нарисуй свое настроение.
- Как прошел твой день? Изобрази это на бумаге.
- Тебе понравилась наша поездка? Нарисуй ее.
Такие работы могут стать предметом изучения, ведь ребенок постарается изобразить свои эмоции.
Хотите лучше понять истинные потребности ребёнка и причины его поведения? Тогда регистрируйтесь — на бесплантном онлайн мастер-классе Дмитрия Карпачёва «Что обязан знать каждый родитель».
Малыши рисуют не так, как дошкольники, и совершенно не так, как подростки. С возрастом линии становятся более четкими, появляется больше деталей и разных персонажей, расширяется палитра.
От 2 до 4 летЭто возраст познания своих возможностей и художественных экспериментов. Малыш сильно давит на карандаш — получается четкая, яркая линия. Хаотично машет рукой — «колючие» зигзаги заполняют площадь листа. Делает точки — учится рисовать мух.
Сами того не осознавая, дети создают изображения в стиле «случайного реализма». То есть их каракули могут напоминать очертания какого-либо предмета. Хотя при этом у автора и в мыслях не было его рисовать.
От 4 до 7 летВ этом возрасте дети, как правило, уже знакомы со своей средой обитания и пытаются шагнуть чуть дальше. Осмыслить увиденное, услышанное или прочитанное помогает рисование.
Характерная особенность творчества дошкольников — нереалистичное изображение объектов. Люди напоминают известную схему «палка-палка-огуречик», солнце на небе больше походит на жука, а машинка — на шляпу.
Ребенок растет, и на его рисунках появляются детали, которые помогают идентифицировать изображение. Кот превращается из бесформенного облачка в существо с ушами и хвостом. Дом приобретает четкую геометрию стен и крыши, а машина — колеса, окна и фары.
От 8 летДетский рисунок становится все более детализированным. Возникают фоновые объекты. Например, корова теперь не просто «висит в воздухе», а пасется на поляне с цветами. Мама держит в руках сумочку. Над морскими волнами парит чайка, а в кабине трактора сидит тракторист.
Изображения получают больше глубины и реализма. В них уже можно уловить настроение, оттенки чувств и предпочтений автора. Появляются психологические рисунки — один из самых доступных для детей способ выражения эмоций.
Узнайте как воспитывать ребёнка, чтобы он гармонично и правильно развивался — на бесплантном онлайн мастер-классе Дмитрия Карпачёва «Что обязан знать каждый родитель».
Прямо сейчас жмите на кнопку «Зарегистрироваться» и получите подарок.
Онлайн курс
от 0
до 17 лет
ВСЁ,
ЧТО ВАМ НУЖНО ЗНАТЬ О ВОСПИТАНИИ РЕБЁНКА ОТ 0 ДО 17 ЛЕТ
ЗарегистрироватьсяРасшифровка рисунка: на что обратить вниманиеПолучить ценную информацию из рисунка ребенка не так-то просто. Нужно знать, на что именно смотреть.
1. Первое впечатление.
Не вникая в сюжет и детали, проанализируйте свои ощущения: удивление, восторг, страх, угнетенность… Что именно вы почувствовали, посмотрев на рисунок? Скорее всего, вы считаете эмоцию, которую заложил автор. Не зря говорят, что первое впечатление — самое верное.
2. Какие цвета вы видите на рисунке?
Зеленый или синий — ребенок уравновешен, у него все хорошо. Желтый, оранжевый — малыш в отличном настроении, жизнерадостен и весел. Если на детских рисунках преобладают темные оттенки — это не обязательно печаль или какие-либо проблемы в психологическом плане, а, скорее, стремление к контрасту, протесту.
3. Оцените степень завершенности рисунка.
Если вы попросили ребенка нарисовать лес, а он изобразил лишь 2-3 дерева, то такой рисунок можно считать незавершенным. Также на это указывают оборванные или прерывистые линии. О чем это говорит?
Как минимум о том, что ребенок импульсивен. Это может быть как временное состояние, так и постоянное. Незаконченные линии, как и исправления, свидетельствуют о неуверенности в себе, робости, боязни сделать что-то неправильно.
4. Каково значение рисунка?
Это снимок момента или отражение внутреннего состояния? Нужно провести между этими понятиями четкую грань. Снимки момента — это то, что ребенок увидел, запомнил и изобразил на бумаге. А психологические рисунки имеют более глубокое значение — выражают чувства ребенка, его взаимоотношения с семьей и друзьями, мечты и страхи.
Что можно узнать из детского рисункаРассмотрите внимательно рисунок ребенка: чтобы понять, что он означает, обратите внимание на размер, расположение и расцветку основных элементов.
Фигуры людей, сказочных персонажей, героев мультфильмов
- Отсутствие ушей — слабая потребность или нежелание слышать окружающих.
- Отсутствие рта — ребенок что-то скрывает (сознательно или бессознательно).
- Большие руки с четкими пальцами — высокая потребность в коммуникации, агрессивность.
- Отсутствие шеи, асимметрия конечностей — импульсивность.
- Отсутствие глаз — тревожность.
- Большие зубы — злость, досада.
Семья
- Ребенок находится между родителями — ощущение безопасности.
- Ребенок сбоку — отношения пары более выражены, чем отношения родителей с ребенком.
- Фигура ребенка намного меньше, чем фигуры родителей — изоляция от семьи, подавленность.
- Кто-то один значительно выше остальных — так ребенок показывает, кого считает главой семьи.
Дерево
- Хорошо развитые, объемные ветки указывают на экстраверсию — потребность в контакте с внешним миром.
- Мелкие ветки, скудная крона — зажатость, сниженная самооценка.
- Наличие корней — тревога, потребность в защите.
- Наличие листьев и плодов — развитая фантазия, гибкое мышление, любознательность, активность.
- Птицы, летающие над кроной — стресс.
Дом
- Наличие дверей и окон, дорожка, ведущая к дому — символы открытости, любознательности, коммуникабельности. Ребенок активно познает мир, стремится к новым впечатлениям.
- Дымоход, горшок с цветами на подоконнике и другие мелкие детали — ощущение комфорта, безмятежности.
- Маленький домик в углу листа — высокая самокритика.
- Наличие домов рядом, если попросили нарисовать 1 дом, — ребенку мешает кто-то из близкого окружения.
Этот наиболее информативный сюжет. Даже беглого взгляда на такой рисунок достаточно, чтобы определить, что в семье маленького автора что-то не так.
Если ребенок рисует маму красным цветом, а у папы выпученные глаза и большие руки — это указывает на применение насилия в качестве воспитательного метода. Причем со стороны мамы это психологическое влияние, авторитаризм, а со стороны папы — физические наказания.
Отсутствие на рисунке членов семьи значит, у ребенка с ними нет эмоционального контакта. Самая большая голова — у самого умного. А самый значимый человек держит ребенка за руку. Первым маленький художник нарисует либо себя, либо того, кого больше всех любит. А последним — того, к кому относится нейтрально.
Элементарный анализ детского рисунка семьи поможет определить истинные взаимоотношения ребенка с мамой, папой, братьями и сестрами. Иногда его результаты удивляют и даже огорчают.
Когда стоит обратиться к психологуВ большинстве случаев детские рисунки не вызывают беспокойства. Даже самые страшные чудища и монстры — лишь плод бурной фантазии малыша или изображение персонажа мультика. Насторожить родителей должны повторяющиеся сюжеты насилия, намеки на суицид, странные надписи. Преобладание черного на рисунках указывает на депрессию, а красного — на гнев, агрессию.
Особое внимание стоит уделить подросткам. Если 14-летний ребенок рисует кровь, внутренние органы, сцены убийства и это сочетается с переменами в поведении, признаками депрессии — обратитесь к специалисту для диагностики его психологического состояния.
Также читайте: Депрессия у детей: что делать родителям
_______
В арсенале психологов и психотерапевтов есть целый ряд проективных методик, где испытуемого просят что-то нарисовать или дорисовать. Так можно определить его ценности, характеристики личности и даже интеллектуальные способности.
А на бытовом уровне рисунки детей помогают родителям понять их эмоции и переживания. Используйте этот инструмент, чтобы получше узнать своего ребенка. Удачи!
Психология графических изображений: видение, рисование, общение
Содержание Описание книги отзыва критиков
336 страниц
к Психология Пресс328 страниц
к Психология Пресс336 страниц
к Психология ПрессУзнать об электронных книгах VitalSource Открытие всплывающего окна Также доступно в виде электронной книги по адресу:
- Тейлор и Фрэнсис электронные книги
(Институциональная покупка)Открывается в новой вкладке или окне
Продолжить покупки
В этой книге исследуется природа одного из самых древних инструментов невербального общения: рисунков. Они естественным образом достаточно адаптируются, чтобы удовлетворить невероятно широкий спектр потребностей в общении. Но как именно они так хорошо справляются со своей работой?
Манфредо Массирони, избегая эстетического ранжирования различных графических областей, столь часто проводимого историками искусства и критиками, непредвзято рассматривает обширную и репрезентативную выборку графических приложений. Он находит глубокую взаимосвязь между материальными компонентами образов и активацией перцептивных и когнитивных процессов, создающих и расшифровывающих их.
Массирони сначала исследует сами материальные компоненты: отметку или линию, плоскость представления (угол, образованный фактической поверхностью рисования и изображаемыми объектами) и положение точки обзора относительно изображаемых объектов. Роли этих трех компонентов не зависят от содержания рисунка; они функционируют одинаково в конкретных и абстрактных представлениях. Затем он внимательно изучает выбор, сделанный человеком, планирующим и выполняющим чертежи. Учитывая, что любой предмет можно изобразить бесконечным числом различных способов, рисовальщик выполняет непрерывную работу, подчеркивая и исключая разные черты. Выбор, как правило, бессознателен и направляется его или ее коммуникативными целями. Удачный граф, будь то простой или сложный, всегда успешен именно потому, что выделенных признаков гораздо меньше, чем исключенных. Наконец, он анализирует перцептивные и когнитивные интеграции, сделанные зрителем.
Рисунки — это не просто средства общения, но и важные инструменты для исследования реальности и ее структуры. Богато иллюстрированная книга включает серию графических упражнений, которые позволяют читателям получить представление о собственной перцептивной и когнитивной деятельности при просмотре изображений. Новаторская таксономия графических произведений Массирони освещает все процессы, связанные с созданием и пониманием графических изображений, для широкой аудитории в самых разных областях, от перцептивной и когнитивной психологии, человеческого фактора и графического дизайна до архитектуры и истории искусства.
Содержание: Введение. Инвариантность и преобразование. Неуловимый контекст. В поисках баланса. Что заставляет графическое изображение работать? Визуализация невидимого. Увидеть и показать время. Графика и восприятие. Неопределенность и информация. К таксономии рисунков.
Биография
Манфредо Массирони, перевод Н. Бруно
«Широко известный и уважаемый как художник-график и психолог-исследователь, Массирони имеет очень хорошую квалификацию для написания книги по психологии графических изображений…. включая обширные указатели и ссылки, эта книга рекомендуется для читателей всех уровней. .»
— ВЫБОР«Слишком часто психологические дискуссии о визуальных образах являются пустыми и представляют собой простое приложение принципов экспериментальной психологии к визуальному материалу. который поражает богатством и сложностью графических знаков и тем, как они создают смысл».
— Leonardo Digital Reviews«Слишком часто психологические рассуждения о визуальных образах представляют собой простое приложение принципов экспериментальной психологии к визуальному материалу. То же самое нельзя сказать о 9 Манфредо Массирони.0045 Психология графических образов, , в котором изумляется богатство и сложность графических знаков и способов, которыми они создают значение. Массирони пишет в лучших традициях европейского интеллектуала… Его рассуждения одновременно строги, часто внося фундаментальный вклад в аспекты восприятия изображения, и гуманны, поскольку он сохраняет величие того, что исследует».
— Международное общество искусств, наук и технологий«Это новаторское и вдумчивое лечение… Оно никогда не перестает быть проницательным и временами весьма блестящим. По богатству иллюстраций и строгости письма нельзя не видеть, что эта работа была написана ученый/художник, который одинаково хорошо чувствует себя как в исследованиях восприятия, так и в художественном творчестве».
— Майкл Кубови
Университет Вирджинии
Добавить в корзину
SCIRP Открытый доступ
Издательство научных исследований
Журналы от A до Z
Журналы по темам
- Биомедицинские и биологические науки.
- Бизнес и экономика
- Химия и материаловедение.
- Информатика. и общ.
- Науки о Земле и окружающей среде.
- Машиностроение
- Медицина и здравоохранение
- Физика и математика
- Социальные науки. и гуманитарные науки
Журналы по теме
- Биомедицина и науки о жизни
- Бизнес и экономика
- Химия и материаловедение
- Информатика и связь
- Науки о Земле и окружающей среде
- Машиностроение
- Медицина и здравоохранение
- Физика и математика
- Социальные и гуманитарные науки
Опубликуйте у нас
- Подача документов
- Информация для авторов
- Ресурсы для экспертной оценки
- Открытые специальные выпуски
- Заявление об открытом доступе
- Часто задаваемые вопросы
Публикуйте у нас
- Подача статьи
- Информация для авторов
- Ресурсы для экспертной оценки
- Открытые специальные выпуски
- Заявление об открытом доступе
- Часто задаваемые вопросы
Подпишитесь на SCIRP
Свяжитесь с нами
клиент@scirp. org | |
+86 18163351462 (WhatsApp) | |
1655362766 | |
Публикация бумаги WeChat |
Недавно опубликованные статьи |
Недавно опубликованные статьи |
Подпишитесь на SCIRP
Свяжитесь с нами
клиент@scirp. |