5.1. Психология умирания
Хотя человек и знает о конечности своего существования, но, как утверждают многочисленные психологические исследования, сам человек в свою собственную смерть часто по-настоящему не верит, не осознает глубоко факта ее неизбежности. Так, родоначальник психоанализа 3.Фрейд (сам прибегнувший к эвтаназии после долгих лет борьбы с мучительным заболеванием) утверждал, что человек убежден в собственном бессмертии. Столкнувшись со смертью других людей или сам оказавшись в смертельной ситуации, человек испытывает безотчетный страх и тревогу. При этом доказано, что в числе первых мыслей человека при виде смерти другого лица возникает переживание того, что «пока не я». Очень велик страх смерти и нежелание умирать у каждого, по крайней мере, психически здорового человека.
Естественно, что труднее всего воспринимается смерть детьми. Детское понимание смерти следует за умственным развитием и формируется постепенно. Недостаточное оно обычно у детей до 5 лет, и только между 5 и 10 годами постепенно развивается понимание, что смерть окончательна и что все жизненные функции прекращаются, когда человек умирает.
Реальная смерть близких обычно вызывает у детей и подростков сильные реакции. Это могут быть отчаяние, страх, озлобленность, проблемы со сном, чувство беспомощности и опасности, утрата доверия к миру, депрессия и сильное ощущение пустоты и одиночества. Реакции на смерть и понимание ее различны у детей в разные возрастные периоды. В дошкольном возрасте (2-6 лет) смерть воспринимается как отрыв от матери, и это отделение от любимого существа оказывается для ребенка ужасающим событием. Понятие смерти как окончательного прекращения жизни и одновременно универсального и неизбежного явления не может быть сформулировано ребенком этого возраста. У старшего дошкольника, однако, уже возникает печаль при потере кого-то из близких, хотя она слабо осознается, слабо вербализуется, и он не может сохранять эти переживания в течение длительного времени. Часто эти переживания печали обнаруживаются только в играх. Для понимания переживаний дошкольника в различных ситуациях, связанных с умиранием и смертью, требуется понимание особенностей возраста с преобладанием эгоцентризма и магического мышления, предполагающего некую альтернативу исчезновению «навсегда». Однако психотерапевты, работавшие с серьезно больными и обреченными детьми, установили достоверно, что серьезно больной ребенок в этом возрасте может понимать свою собственную близкую кончину, при том, что даже взрослые отрицают ее. О наличии тревоги и страха можно догадаться по поведению ребенка, рисункам и предпочтению им определенных игр.
По мере взросления мышление у детей становится все более реалистичным, заменяя магическое. Многие дети младшего школьного возраста (6-10 лет) персонифицируют смерть как определенное лицо, приписывая ей некую злую силу. Иногда они считают ее наказанием за плохие дела. Однако такие наивные представления бывают тем реже, чем старше ребенок. Наконец для детей между 7 и 10 годами смерть становится более реальной, универсальной и окончательной, но лишь в конце этого периода они признают свою собственную бренность, понимая, что смерть есть часть общих процессов и принципов, которые управляют миром.
Сложный вследствие противоречивости и сочетания детских и взрослых форм поведения подростковый возраст может быть ознаменован тем, что наблюдаются эпизоды возврата к ранним способам поведения и мышления. В частности, понимая, что собственная кончина является очевидным фактом, подростки отрицают свою смерть фактическим игнорированием ее в гонках на мотоциклах и прочей опасной для жизни активности. Психологическая защита от тревоги, вызываемой мыслью о смерти, у подростков обычно та же, что и у взрослых, но чаще всего встречаются механизмы совладания в форме отрицания возможности умирания.
Отношение к смерти во взрослом возрасте исследовалось специалистами не столь часто, но некоторые исследования получили широкую известность. К их числу относятся данные, полученные Элизабет Кюблер-Росс (E.Kubbler-Ross, 1969), которая обосновала и эмпирически верифицировала предложенную ею схему психологических реакций умирающих. Каждая из описанных фаз характеризуется особенными переживаниями и применительно к поведению окружающих в отношении больного, предъявляет определенные требования. Описаны следующие пять этапов психологических реакций умирающих:
1. Фаза отрицания болезни (анозогнозическая). На этой стадии больной, впервые узнавший о смертельном диагнозе и однозначном прогнозе, отказывается принять свою болезнь и факт приближающейся смерти. «Нет, только не я!» – самая распространенная первоначальная реакция на объявление смертельного диагноза. Данная реакция – результат шока, смятения, растерянности и действия мощных механизмов психологической защиты, в первую очередь по типу отрицания. Здесь неизбежны сомнения в диагнозе, компетенции врачей, поиск иных объяснений своего состояния или иных специалистов.
На данной фазе необходима поддержка со стороны близких, но они сами нередко тоже находятся в смятении. Особенно это касается лиц, осуществляющих уход за больным, ближайших родственников. Поэтому важно обеспечить их поддержку тоже, показать им важность их состояния для страдающего и нуждающегося в поддержке пациента. Если удается от неконтролируемых эмоций растерянности, тревоги, страха перейти к более осознанному пониманию ситуации и контролю больным своего состояния, есть шанс преодолеть эту стадию без особых потерь, без совершения импульсивных и вредных для состояния пациента действий.
2. Фаза протеста или гнева (дисфорическая). Основной вопрос, который человек задает себе в этот период: «Почему именно я?». Отсюда переживания возмущения, гнева, постоянное сравнение себя и других людей, анализ судеб, тяжести болезней, ощущение глубокой несправедливости происходящего.
3. Фаза «торга». Основным содержанием этой фазы является попытка больного взять под контроль свои состояние, жизнь, путем обещания всем окружающим, врачу, Богу всего, чего угодно.
Иллюзия возможности получить продление жизни при «правильном» поведении является способом самообмана, психологической защиты. Эту фазу называют также «фазой аутосуггестии», имея в виду, что больной как бы уговаривает себя в том, что каким-то образом, с помощью доступных ему средств и жертв, он сможет обмануть судьбу и уйти от неизбежного. Это действо сродни «магическому мышлению» маленького ребенка, оно свидетельствует о регрессе личности и потому сопровождается изменением поведения больных. Они могут становиться капризными, происходит резкое сужение их жизненных интересов, они начинают выпрашивать, выторговывать себе те или иные поблажки. Отсюда просьбы к врачам относительно послабления режима, назначения обезболивания или к родственникам с требованием выполнения различных прихотей. Этот нормальный процесс сделок для узко ограниченных целей помогает пациенту прийти к соглашению с реальностью все укорачивающейся жизни.Из возможных психотерапевтических мероприятий лучший эффект в этой фазе дают рассказы о спонтанном выздоровлении, а также те небольшие в общем поблажки, в которых нуждается больной и эмоциональная поддержка.
4. Фаза депрессии. Является, к сожалению, неизбежной в большинстве случаев. Здесь больной уже в большей степени принимает неизбежность близкого конца, и возникают адекватные этому эмоции печали, тоски. Он уже вопросов не задает, а просто говорит себе, что «на этот раз умереть предстоит именно мне». При этом может появиться сознание вины, часто сопутствующее любой депрессии, и самобичевание: «Чем же я это заслужил?». Депрессия у больных может протекать по-разному. Иногда печальное настроение усугубляется реактивными моментами, связанными с потерей частей тела или функций, важных для целостного образа «Я». Это может произойти вследствие хирургических операций по поводу болезни.
Другой тип депрессии, наблюдаемый у умирающих больных, понимается как преждевременное оплакивание потери семьи, друзей и самой жизни. Это, по сути, тяжелое переживание потери собственного будущего и признак начальной стадии следующей фазы – принятия смерти. Последняя группа больных особенно трудна для всех, кто соприкасается с ними. У окружающих они вызывают чувство тревоги и беспокойства, душевного дискомфорта. Любые попытки ободрить или поддержать больного шуткой, бодрым тоном голоса воспринимаются им как нелепые в этой ситуации. Больной замыкается в себе, ему хочется плакать при мысли о тех, кого он вынужден вскоре оставить.
В этот период вольно или невольно все те, кто окружает больного, начинают избегать с ним общения. Это касается как родственников, так и медицинского персонала. При этом, особенно у родственников, возникает чувство вины за свое такое поведение и даже, порой, невольные мысли желания умирающему более быстрой и легкой смерти. Даже родители больных детей не являются исключением. Такое отчуждение может показаться окружающим бессердечным родительским безразличием к ребенку. Но родственники и медицинский персонал должны понимать, что эти чувства нормальны и представляют действие естественных механизмов психологической защиты.
5. Фаза принятия смерти (апатическая). Данная фаза является финальной, она означает примирение с судьбой. Больной смиренно ждет своего конца. Измученный болезнью и тяжелыми сопутствующими переживаниями, уставший от бесплодной борьбы, он желает лишь отдохнуть и уснуть. Это уже прощание, конец жизненного пути.
Эта фаза также очень тяжела для окружающих, поскольку требует от них аналогичного принятия близкой смерти родного человека. Здесь любые ободрения, разговоры о будущем больного неуместны, нелепы, кроме того, нередко больной и не хочет общаться. Однако наблюдения за умирающими больными показывают, что они по-прежнему нуждаются в поддержке, участии (скорее также в режиме «молчаливого присутствия»). В конце данной фазы может происходить ритуал прощания, или, при наличии религиозности больного, просьба о свидании со священником и причащении. Это также облегчает для больного его переживания и примиряет с фактом неизбежной смерти. Вообще на этой стадии желательно привлечь на помощь религию.
О чрезвычайной тяжести эмоциональных переживаний больных перед лицом приближающейся смерти говорит тот факт, что в случаях неожиданного, спонтанного выздоровления, возвращение больных к жизни и к нормальному эмоциональному режиму не происходит сразу. Необходим нередко длительный период, названный рядом авторов «фаза возвращения человеческого достоинства», для преодоления всех последствий пережитого.
Важно заметить, что переживания членов семьи умирающего, знающих о диагнозе и прогнозе, вполне созвучны переживаниям самого больного, и, по мнению Э. Кюблер-Росс, даже по времени приблизительно соответствуют им.
6.1. Смерть и умирание. Кризисные состояния
6.1. Смерть и умирание
Психологический смысл, который человек вкладывает в понятие смерть, различен и обусловлен, с одной стороны, его причастностью к фатальным событиям, а с другой тем, какое отношение смерть имеет лично к нему. Avery D. Weisman (1976) выделяет следующие варианты отношения к смерти.
Безличная смерть или «смерть» — как абстрактное понятие.
Ежедневно человек сталкивается с ней, слушая, читая и видя на экранах телевизоров сообщения о терроризме, катастрофах, войнах и т. п. Эта информация, с медицинской точки зрения, может вызвать повышенный уровень тревожности, хотя ее ежедневный поток со временем вызывает привыкание и эмоциональное безразличие. В редких случаях подобные сообщения могут потенцировать или усугублять социофобии и невротические депрессии.
Интерперсональная смерть
В этом случае речь идет о смерти значимых для личности людей (как реально существующих, так и литературных героев). Размах эмоционального реагирования на это событие может колебаться от радости, эйфории, триумфа (при смерти врага) до страха, горя, отчаяния, обиды, смирения, депрессии при потере кумира или значимого человека. Описаны случаи эпидемии самоубийств среди поклонников С. Есенина, В. Цоя. Эпидемией юношеских самоубийств был отмечен выход в свет романа Иоганна Вольфганга Гете «Страдания юного Вертера», в котором герой застрелился из — за неразделенной любви. Молодые люди, оказавшиеся в ситуации Вертера, стрелялись прямо с книгой в руках, а в букинистических магазинах того времени за огромные деньги продавались экземпляры романа, облитые кровью самоубийц.
Ярким примером реакции на смерть близкого человека является поведение Жанны Эбютерн — подруги известного итальянского художника Амадео Модильяни. Она преданно ухаживала за больным Амадео. Едва ли не каждую ночь эта мужественная женщина, которая готовилась стать матерью, бегала по всему Парижу в поисках своего мужа — художника и страстного игрока.
На следующий день после смерти Модильяни Жанна, не пролившая ни одной слезинки, выбросилась из окна 6 этажа. Друзья плакали и не верили, что любовь может быть смертельной.
Их похоронили рядом. На общей мраморной плите выбито: «Амадео Модильяни… Смерть настигла его на пороге славы. Жанна Эбютерн… верная спутница Модильяни, которая не захотела без него жить.»
Для Жанны ее великая любовь была жизненным стержнем, и даже ребенок, которого она ждала не смог восполнить утрату смысла ее существования.
Персональная смерть.
В этом случае речь идет о собственной смерти. Психологами введено понятие «траектория освоения смерти», которая имеет следующие стадии: недоверие, сопротивление, страх, безразличие, желание, успокоение. Каждая из этих стадий имеет свою психологическую и клиническую картину, подробно описанную E. Kubler — Ross (1969).
B. G. Glaser и A.L.Strauss (1965, 1968), проведшие фундаментальные исследования, посвященные проблеме персональной смерти, относят к ней и так называемую «частичную смерть». Под этим термином они подразумевают состояние человека, который лишился части своих органов, членов или функциональных возможностей, например: люди с параличами или парезами, с ампутированными внутренними органами или конечностями. Психодинамически ориентированные психотерапевты относят к частичной смерти потерю самоуважения, значимой работы, невозможность довести до конца дело, которому была посвящена жизнь. Иногда эти потери столь невосполнимы, что человек совершает суицид.
Ярким примером может служить биография Магнуса Гиршфельда — немецкого врача — невролога и сексолога. М. Гиршфельд с 1918 г. возглавлял Институт сексуальных исследований в Берлине и по праву считался одним из основоположников современной сексологии. Его труды были посвящены социально — гигиеническим аспектам сексологии: он пропагандировал всеобщее сексуальное просвещение среди населения и призывал терпимо относиться к гомосексуализму. Особой популярностью пользовалась его монография «История нравов времен первой мировой войны» (1930).
После прихода к власти фашизма он эмигрировал во Францию, потерял любимую работу и перспективу продолжать начатое дело. В скором времени он покончил жизнь самоубийством.
6.1.1. Психологические стадии умирания.
Элизабет Кюблер Росс, по специальности детский врач — психиатр, работавшая на факультете психопатологии Университета Чикаго, изучала проблему смерти и умирания у современного неверующего человека. Она создала свою научную школу и вместе со своими учениками занималась изучением этой проблемы. Она посвятила этому вопросу более 20 лет жизни и написала несколько монографий, ставших классикой танатологии. Многолетний опыт наблюдения и работы в качестве психотерапевта с тяжелобольными и опыт тренировочных семинаров с врачами, медсестрами, священниками был обобщен в книге «О смерти и умирании» (1969, 1977). Элизабет Кюблер Росс констатировала, что психическое состояние, заболевшего смертельным недугом нестабильно и проходит пять стадий:
Первая стадия — стадия отрицания и неприятия трагического факта. Доминирующими в этот период являются высказывания: «Только не я», «Не может быть», «Это не рак» и т. п. У больного растет тревога и напряжение, страх перед будущим. Своеобразной психологической защитой является отрицание фатального заболевания, активное обследование у различных специалистов с применением новейших параклинических методов диагностики. Больной считает установленный диагноз ошибочным, происходит психологическая подмена диагноза на заболевание, не влекущее за собой роковых последствий.
Другая группа пациентов, узнав о смертельном недуге ведет себя по — иному: они становятся равнодушными, обреченными, бездеятельными. Затем начинают говорить о своем скором выздоровлении. Эта своеобразная психологическая защита снижает мучительную тревогу и напряжение. Однако уже на первой стадии психотерапевты отмечают, что в сновидениях этих пациентов приcутствует символика, указывающая на смертельный недуг (образ темного тоннеля с дверью в конце….).
Вторая стадия — стадия протеста. Когда первое потрясение проходит, многократные исследования подтверждают наличие фатального заболевания, возникает чувство протеста и возмущения. «Почему именно я?», «Почему другие будут жить, а я должен умереть?», «Почему так скоро, ведь у меня еще так много дел?» и т. п. Как правило, эта стадия неизбежна, она очень трудна для больного и его родственников. В этот период больной часто обращается к врачу с вопросом о времени, которое ему осталось прожить. Как правило, у него прогрессируют симптомы реактивной депрессии, возможны суицидальные мысли и действия. На этом этапе пациенту необходима помощь квалифицированного психолога, владеющего логотерапией, очень важна помощь членов семьи.
Третья стадия — просьба об отсрочке. В этот период происходит принятие истины и того, что происходит, но «не сейчас, еще немного». Многие, даже ранее не верующие пациенты, обращаются со своими мыслями и просьбами к Богу. Приходят начатки веры.
Первые три стадии составляют период кризиса.
Четвертая стадия — реактивная депрессия, которая, как правило, сочетается с чувством вины и обиды, жалости и горя. Больной понимает, что он умирает. В этот период он скорбит о своих дурных поступках, о причиненном другим огорчениях и зле. Но он уже готов принять смерть, он спокоен, он покончил с земными заботами и углубился в себя.
Пятая стадия — принятие собственной смерти. Человек обретает мир и спокойствие. С принятием мысли о близкой смерти больной теряет интерес к окружающему, он внутренне сосредоточен и поглощен своими мыслями, готовясь к неизбежному.
П. Калиновский, изучая процесс умирания у верующих христиан отмечал отсутствие у них описанной стадийности и страха смерти. В книге «Переход. Последняя болезнь, смерть и после смерти» (1994) он пишет, что «христиане встречают смерть мирно, а иногда и с радостным нетерпением».
Л. Н. Толстой в повести «Смерть Ивана Ильича» и в романе «Война и мир» (сцена смерти Андрея Болконского) блестяще описал динамику, психологическое состояние умирающих и их близких.
Американский исследователь K. Osis (1961) проанализировал 35540 наблюдений, сделанных врачами и медицинскими сестрами у постели умирающих больных, которые он получил, разослав свой опросник и получив ответы от 640 медицинских работников. Он выявил, что в последней, 5 стадии, около 10 % лиц были в сознании за 1 час до смерти. По сообщениям медицинского персонала пациенты чаще всего испытывали боль, дискомфорт, реже — безразличие, Лишь у 5 % наблюдались признаки душевного подъема.
В этот период очень часто наблюдались расстройства восприятия с необычным содержанием, которые чаще всего соответствовали традиционным религиозным представлениям (Рай, Вечный Град, «небеса», необыкновенные пейзажи и животные и т. п.). Галлюцинаторные переживания, как правило, были яркими, образными и очень напоминали таковые при психоделических переживаниях, вызванных ЛСД или мескалином (С. Гроф, 1993, K. Osis, 1961; R. Noyes, 1971).
J. H. Hyslop (1908) и W. Barret (1926) еще в начале века описали специфические галлюцинации умирающих: они видят в основном умерших родственников и знакомых, которые хотят им помочь перейти в потусторонний мир. Причем, эти расстройства восприятия протекают на фоне ясного сознания и носят характер «приведений». Они показали, что характерные черты этих галлюцинаций не зависят от культуральных, религиозных и личностных особенностей пациентов. Они так же не коррелируют с медицинским диагнозом и физиологическим состоянием. В подтверждение этого тезиса K. Osis приводит описание «галлюцинаций умирающих», которые носили характер «приведений» и воспринимались в ясном сознании у больных, не принимающих никаких препаратов, с нормальной температурой и, как правило, не имеющих в анамнезе указаний на органические или психические заболевания.
Описанные стадии — это лишь схема. Далеко не всегда они следуют по порядку, описанному выше. Возможен возврат от 2–й к 1–й стадии, от 3–й ко 2–й. При внезапной смерти эти стадии и вовсе отсутствуют. Однако знания этих закономерностей необходимы психиатрам, психотерапевтам и медицинским психологам для проведения психокоррекционной работы с лицами, страдающими фатальными заболеваниями.
3. Кризис смысла у пациентов Рак и СПИД – бессмысленное умирание? Травма насилия – смерть смысла?
3. Кризис смысла у пациентов Рак и СПИД – бессмысленное умирание? Травма насилия – смерть смысла? Смерть: Восстань и страх природный утиши. Я не скелет, как мыслят суеверы. Знай: пред тобою божество души, Великий родич Вакха и Венеры. Гуго фон Гофмансталь[21] Своею
8.11. Умирание как финальная стадия человеческой жизни[36]
8.11. Умирание как финальная стадия человеческой жизни[36] Э. Кюблер-Росс (Kubler-Ross, 1969) выделила в процессе приспособления к мысли о смерти пять стадий.Отрицание — человек отказывается признать возможность своей смерти и занимается поиском других, более обнадеживающих
Вечное умирание и возрождение
Вечное умирание и возрождение Наша жизнь основана на принципе вечного возвращения. Это начинается с рождения – кризиса, который мы преодолеваем с помощью своей первой стратегии поведения. Мы хотим придерживаться старого, остаться в неразрывной связи с привычным. Так
Смерть
Смерть Участник: Речь идет о тридцатипятилетнем мужчине. Пять лет назад он сломал себе шею. Сейчас он на искусственном дыхании. Он полностью парализован и отвергает любой контакт с семьей. И тех, кто его окружает, например тех, кто его кормит, он тоже отталкивает. Он живет в
12. Смерть
12. Смерть Вы хотите знать тайну смерти. Но как вы можете ее обнаружить, если не изучите ее в сердце жизни? Сова, ограниченные ночной тьмой глаза которой Днем слепнут, не может Проникнуть в святую тайну света. Если вы хотите увидеть духа смерти, Откройте пошире свои сердца
Умирание в современном мире
Умирание в современном мире Не многие темы вызывают в современном мире такой ужас, как тема смерти. Но время и смерть – проявления одного и того же принципа. Время движется в направлении смерти, или, как сказал Мейстер Экхарт, «все, что соприкасается со временем, преходяще
Смерть
Смерть Для многих из нас смерть по определению означает незащищенность. По сути, исследования в области социальной психологии свидетельствуют о том, что наши самовосприятие и самооценка, равно как и явление культуры в целом, ненамного успешнее любых других попыток
Умирание «я» и превращение в любовь
Умирание «я» и превращение в любовь Превращение «я» в Любовь происходит следующим образом (см. рис. 5). Герой, живя на земле, проживает содержимое своего ума. Он знакомится с его содержимым и познаёт себя. Одновременно он изучает строение ума, то есть Законы
Смерть – это миф!
Смерть – это миф! Мы уже немало говорили о чистой позитивной энергии, создающей миры, об энергии, к Источнику которой мы всегда подключены, но редко когда открыты. Но если наше тело – это продолжение первоисточника Жизни, почему же тогда мы умираем?Представьте,
Смерть и умирание в западной цивилизации
Смерть и умирание в западной цивилизации В западных индустриальных обществах умирающий, как правило, придерживается прагматической и материалистической картины мира или, по крайней мере, подвергается очень глубокому воздействию подобного мировоззрения.
Смерть и умирание в доиндустриальных культурах
Смерть и умирание в доиндустриальных культурах Эсхатологические мифологии древних и первобытных обществ повсеместно сходятся на том, что душа усопшего, пребывая в сознании, проходит ряд испытаний. Посмертное странствование души иногда описывается как путешествие по
Умирание, чтобы найти путь
Умирание, чтобы найти путь Прежде, чем начать нашу работу с осознанием пути, позвольте мне в качестве введения упомянуть еще одну мысль. Мы все «умираем», чтобы найти магический путь наименьшего действия и наибольшего сердца.Я вспоминаю поразительный околосмертный опыт
Новые психологические взгляды на смерть и умирание — между нормальным состоянием и чрезвычайной ситуацией, вызванной COVID-19
1. Тестони И., Лаццаротто Симиони Дж., Ди Лючия Спозито Д. Репрезентация смерти и социальное управление пределом жизни: между устойчивостью и иррационализм. Нутр. тер. Метаб. 2013;31:192–198. doi: 10.5301/NTM.2013.11585. [CrossRef] [Google Scholar]
2. Родригес Эрреро П., Де ла Эрран Гаскон А., Перес-Бонет Г., Санчес-Уэте Х. К. Что учителя думают о воспитании смерти? Стад Смерти. 2020;46:1518–1528. doi: 10.1080/07481187.2020.1817176. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
3. Тестони И., Палаццо Л., Каламара Н., Росси Г., Визер М.А. «Представьте, что у вас БАС»: Обучение смерти для подготовки к предварительным указаниям по лечению. Поведение науч. 2021;11:6. doi: 10.3390/bs11010006. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
4. Тестони И., Бортолотти К., Помпеле С., Ронкони Л., Баракко Г., Оркиби Х. Вызов паллиативной психологии: свобода Выбор в конце жизни среди отношения врачей и медсестер. Поведение науч. 2020;10:160. дои: 10.3390/bs10100160. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
5. Тестони И., Палаццо Л., Де Винченцо К., Визер М.А. Усиление экзистенциального мышления через обучение смерти: качественное исследование среди старшеклассников. Поведение науч. 2020;10:113. doi: 10.3390/bs10070113. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
6. Замперини А., Паолони К., Тестони И. Эмоциональный труд медсестры: критические инциденты и стратегии преодоления. Ассистент Инферм. Э Рик. 2015; 34: 142–148. [PubMed] [Академия Google]
7. Тестони И., Визер М.А., Капелис Д., Помпеле С., Бонавентура М., Крупи Р. Отсутствие правды в паллиативной помощи и ее влияние на медсестер и студентов-медсестер. Поведение науч. 2020;10:88. doi: 10.3390/bs10050088. [PMC free article] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
8. Тестони И., Барони В., Якона Э., Замперини А., Кейсари С., Ронкони Л., Грасси Л. Чувство достоинства в конце жизни: размышления о жизненных ценностях через семейный фотоальбом. Поведение науч. 2020;10:177. дои: 10.3390/bs10110177. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
9. Тестони И., Маррелла Ф., Бьянкалани Г., Коттон П., Алеманно Ф., Мамо Д., Грасси Л. Ценность достоинства в тюрьме: качественное исследование пожизненно осужденных. Поведение науч. 2020;10:95. doi: 10.3390/bs10060095. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
10. Оуналли Х., Мамо Д., Тестони И., Бельведери Мурри М., Карузо Р., Грасси Л. Повышение достоинства ухода в обществе — Жилые пожилые пациенты с когнитивным снижением и лица, осуществляющие уход за ними. Роль терапии достоинства. Поведение науч. 2020;10:178. дои: 10.3390/bs10120178. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
11. Неймейер Р.А., Тестони И., Ронкони Л., Бьянкалани Г., Антонеллини М., Даль Корсо Л. Интеграция масштаба стрессового жизненного опыта и Перечень сложного духовного горя: итальянская проверка двух инструментов для оценки смысла тяжелой утраты, ориентированной на смысл. Поведение науч. 2021;11:149. doi: 10.3390/bs11110149. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
12. Купит И.Н., Сапелли П., Тестони И. Иконография горя между итальянцами и американцами: сравнительное исследование визуального выражения траура в социальных сетях. Поведение науч. 2021;11:104. дои: 10.3390/bs11070104. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
13. Тестони И., Франко К., Палаццо Л., Якона Э., Замперини А., Визер М.А. Бесконечное горе в ожидании: качественное исследование о взаимосвязи между неоднозначной потерей и упреждающим трауром среди родственников пропавших без вести в Италии. Поведение науч. 2020;10:110. doi: 10.3390/bs10070110. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
14. Замперини А., Менегатто М., Мостакки М., Барбагалло С., Тестони И. Утрата близких отношений и утрата религиозной принадлежности как кумулятивный остракизм : От социальной смерти к социальному воскресению. Поведение науч. 2020;10:99. doi: 10.3390/bs10060099. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
15. Ахмади Ф., Занди С. Методы совладания со смыслом среди родителей, переживших утрату: пилотное исследование в Швеции. Поведение науч. 2021;11:131. doi: 10.3390/bs11100131. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
16. Laranjeira C., Moura D., Salci M.A., Carreira L., Covre E., Jaques A., Cuman R.N., Marcon S., Querido A. Предварительный обзор вмешательств по уходу за близкими во время пандемии COVID-19Пандемия. Поведение науч. 2022;12:155. doi: 10.3390/bs12050155. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
17. Ван Х., Полсон К.Р., Пиз С.А., Уотсон С., Мюррей С. Оценка избыточной смертности из-за пандемии COVID-19: систематический анализ смертности от COVID-19, 2020–2021 гг. Ланцет. 2022; 399: 1513–1536. doi: 10.1016/S0140-6736(21)02796-3. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
18. Хименес-Льорт Л. «Ты не одинок для Китая»: первая песня во времена COVID-19сохранить веру в мир, плачущий в тишине. Поведение науч. 2022;12:88. doi: 10.3390/bs12040088. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
19. Кейсари С., Пиол С., Элькариф Т., Мола Г., Тестони И. Создание жизненных историй в фотоколлаже: онлайн-творчество на основе искусства Вмешательство для пожилых людей. Поведение науч. 2022;12:1. doi: 10.3390/bs12010001. [Статья PMC бесплатно] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
20. Росси А.А., Маркони М., Такчини Ф., Верузио К., Маннарини С. От страха к безнадежности: буферный эффект пациентоцентрированного общения в выборке онкологических больных во время COVID-19. Поведение науч. 2021;11:87. doi: 10.3390/bs11060087. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
21. Caponnetto P. , Benenati A., Maglia M.G. Психопатологическое воздействие и сценарии устойчивости у стационарных пациентов с расстройствами шизофренического спектра, связанные с политикой физического дистанцирования Covid: систематический обзор. Поведение науч. 2021;11:49. doi: 10.3390/bs11040049. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
22. Соломон С., Ростеллато Д., Тестони И., Калабрезе Ф., Биаско Г. Журналистское отрицание смерти в самый первый травматический период Итальянский COVID-19Пандемия. Поведение науч. 2021;11:41. doi: 10.3390/bs11030041. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
Стадии умирания и смерти
Возможно, самым известным пионером танатологии является Элизабет Кублер-Росс, которая после опроса 200 неизлечимо больных людей предложила пять стадий смириться со смертью. Узнав о собственной надвигающейся смерти, умирающие часто первой реакцией становятся отрицанием, отказом признать неизбежное, возможно, полагая, что была совершена ошибка. Они могут искать другие медицинские заключения и диагнозы или делать вид, что ситуация просто исчезнет сама собой. Постепенно, по мере того, как они понимают, что скоро умрут, неизлечимо больные переживают гнев из-за того, что их жизни оборвались преждевременно. Они могут стать завистливыми и обиженными на тех, кто будет продолжать, особенно если они чувствуют, что их собственные жизненные планы и мечты останутся невыполненными. Люди, которые умирают, затем попытаются заключить сделку, часто с Богом или другим религиозным деятелем, и пообещают измениться, исправить или искупить свои проступки. Когда торг терпит неудачу, они испытывают депрессию и безнадежность. На этом этапе неизлечимо больной может оплакивать уже произошедшую утрату здоровья, а также грядущие потери семьи и планов. Наконец, умирающие учатся принять неизбежное , проложив путь к более плавному переходу как для себя, так и для близких.
Кюблер-Росс указал, что, хотя указанные выше пять стадий типичны, они не являются абсолютными. Не все люди предсказуемо проходят все этапы, и люди не проходят этапы в каком-то определенном порядке. Кроме того, эти стадии не обязательно представляют собой самый здоровый образец для всех людей при любых обстоятельствах. Кублер-Росс и другие также отметили, что люди, чьи близкие умирают, могут проходить те же пять стадий, что и умирающий человек.
Человек, которому не грозит немедленная смерть, имеет больше времени, чтобы приспособиться к этой идее. На самом деле смерть может быть временем усиленного личностного роста. Обзор жизни , или процесс воспоминаний может помочь людям проанализировать значение своей жизни и подготовиться к смерти, внося изменения и завершая незавершенные задачи. Многие умирающие сообщают, что наконец-то смогли разобраться, кто и что для них важнее всего, и смогли в полной мере насладиться оставшимся временем. Многие также сообщают, что смерть — это время религиозного пробуждения и трансцендентности.
После смерти любимого человека выжившие обычно испытывают тяжелую утрату, или изменение статуса, как в случае, когда супруг становится вдовой или вдовцом. Поведенческая реакция человека, пережившего утрату, называется скорбью; эмоциональная реакция называется горем. Люди различаются по своим моделям траура и горя как внутри, так и в разных культурах. Люди могут также испытывать упреждающее горе, или чувство потери и вины, пока умирающий еще жив.
Горе обычно начинается с шока или неверия, за которым быстро следуют сильные и частые воспоминания об умершем человеке. Когда те, кто скорбит, наконец достигают разрешения или принятия смерти человека, они возобновляют повседневную деятельность и могут жить дальше.
Люди скорбят по-разному. Некоторые взрослые очень громко выражают свое горе, в то время как другие предпочитают побыть в одиночестве, чтобы спокойно собраться с мыслями и поразмышлять о потере любимого человека. Конечно, культурные группы во всем мире переживают горе в соответствии со своими обычаями. Скорбящие египтяне, например, могут громко плакать на публике в знак горя, в то время как скорбящие японцы могут тихо разговаривать с умершим, стоя на коленях перед домашним алтарем.