Понятие социальной группы
2.01.2012Социальная группа – социально организованная общность людей, объединенных общими интересами, целями и совместной деятельностью. Социальная группа – субъект социально организованной и социально значимой деятельности. Социальные группы делятся на большие, средние и малые.
Большая социальная группа – количественно неограниченная общность людей, выделяемая на основе различных социальных признаков – демографических, классовых, национальных, партийных. В больших группах формируются культурные ценности, вырабатываются традиции, базовые ценности – идеология. Социальная связь в больших социальных группах осуществляется средствами массовой коммуникации.
Средние социальные группы, обладая некоторыми признаками больших социальных групп, отличаются территориальной локализацией, возможностью непосредственного общения (коллектив большого завода, института, школы, войсковой части).
Малая социальная группа – группа непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими интересами, целями и групповыми нормами поведения. Малая группа имеет определенный количественный состав, структурную организацию, социально-психологические механизмы жизнедеятельности, групповую динамику.
В малой социальной группе существует управляющее звено – руководитель, реализующий общие интересы, ставящий цели деятельности и организующий совместную деятельность членов группы. Формальные руководители или общепризнанные лидеры, а также сублидеры образуют «мозговой центр» группы; основная масса группы – исполнители с различным групповым статусом. Возможно существование и низкостатусных членов группы, не нашедших в ней своего места. Существенное значение в малой группе имеют межличностные отношения, непосредственные межличностные контакты. Наиболее сплоченное ядро малой группы образует первичную группу.
Непосредственно окружающая человека социальная среда – микросреда – совокупность различных малых групп.
Они – один из основных факторов формирования поведения человека, как социально адаптированного, так и отклоняющегося от социальных требований – девиантного. Ключевые слова: Группа, СоциумИсточник: Еникеев М.И., Общая и социальная психология
Материалы по теме |
---|
Природа социальных групп в организациях Фролов С.С., Социология организаций |
Конформизм и групповое давление Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии |
Формирование и развитие социальных групп в организации Фролов С.С., Социология организаций |
Социальные общности и группы Социология в схемах и комментариях : учеб, пособие для СПО / Б. А. Исаев. — 2-е изд. , испр…. |
Особенности поведения человека в группе Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. — Москва; Берлин :… |
Групповая сплоченность Марковская И.М., Основы социально-психологических знаний |
Социальные и экономические процессы России в первой половине XIX в. А. В. Шубин, И. Н. Данилевский, Б. Н. Земцов: История России (для студентов технических… |
Мотивы объединения молодежи в неформальные малые группы Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. — Москва; Берлин :… |
Тема 5. Психология социальных групп и межличностных отношений. Значение ее анализа для совершенствования правоприменительной деятельности
Вопросы темы:
1. Причины и динамика образования социальных групп, их структура. Понятие социальной группы.. 141
2. Структура социальной группы. Управляющее звено группы.. 143
3. Классификация социальных групп. 146
4. Психологические особенности примитивной (преступной группы) 148
5. Субъекты стихийного массового поведения. 151
6. Действующая и агрессивная толпа как особо опасные субъекты стихийного массового поведения. 153
7. Слухи — как одно из важнейших условий формирования и функционирования действующей толпы.. 155
8. Паника как особое состояние спасающейся толпы.. 159
Литература по теме
Методические указания по изучению темы
Цели и задачи:
Цели и задачи изучения данной темы – получение общетеоретических знаний о причинах формирования социальных групп, уяснение основных положений социальной психологии: общество, социальная группа, социальная структура, социальные нормы, социальный контроль и т. п. Кроме того, получение знаний о проблемах социализации личности, обусловленности поведения личности социальными нормами и контролем, изучение проблем межличностных взаимоотношений в социальной группе.
В результате успешного изучения темы Вы:
Узнаете:
- возникновение тех или иных социальных групп связано с потребностями общества в конкретных видах деятельности;
люди объединяются в группы для реализации определенных целей, интересов и т.п.;
внутригрупповые процессы включают: формирование групповой морали, норм, санкций; распределение ролей и статусов; построение внутренней структуры группы;
механизмы внеколлективного поведения
Приобретете следующие профессиональные компетенции:
способность классифицировать социальные группы по определенным признакам;
умение анализировать внутригрупповые социально-психологические процессы;
навыки определения факторов, влияющих на возникновение массовидных социально-психологических явлений, механизмы их развития и влияния на психическое состояние людей
В процессе освоения темы акцентируйте внимание на следующих понятиях:
социальная группа — общность людей, объединенных едиными целями, потребностями, совместной деятельностью и составляющая элемент социальной структуры общества;
субъект стихийного массового поведения — достаточно многочисленная группа людей, выделяющих себя по какому-либо признаку и осознающих свое единство в реализации совместных действий;
толпа — контактная, внешне не организованная общность людей, отличающаяся высокой степенью конформизма ее членов, действующая крайне эмоционально и единодушно;
слух — сообщение о событиях, еще никем не подтвержденных, исходящее от одного или нескольких лиц и передающееся в массе людей от одного к другому;
паника — состояние сильного смятения, растерянности и страха, глубоко охватившее человека или группу людей при действительной или мнимой опасности, или как реакция массового страха, возникающая в результате действительной или воображаемой опасности.
социальных групп в психологии | Практическая психология
Практическая психология
Психология изучает индивидуальный разум, но взаимодействие нескольких разумов в социальных группах также важно для психологов и поведения людей. Давайте определим, что такое «социальная группа» и с какими типами социальных групп вы можете взаимодействовать каждый день.
Что такое социальная группа?
Какие социальные группы существуют сегодня?
Типы групп
Почему важны социальные группы?
Как социальные группы влияют на вас и других
Что такое социальная группа?
Некоторые из важных факторов, которые делают группу «социальной группой», включают:
- Состоят как минимум из двух человек
- Связаны друг с другом некоторым сходством Имейте общие цели
- Способствовать чувству сопричастности (иногда это называют «инициативностью»)
- Существовать в определенном времени и пространстве
- Взаимодействие между участниками
- Придерживаться набора письменных или неписаных правил поведения
- Взаимная осведомленность друг о друге
Группа против совокупности против категории
Допустим, вы в баре. В баре тоже около 100 человек. Вы социальная группа?
Не совсем так. Хотя вы все присутствуете в баре одновременно, вы не работаете для достижения общей цели. Не каждый посетитель чувствует себя причастным, когда входит в бар. Если один из завсегдатаев бара попытался повлиять на ваше поведение, вас может не убедить только то, что он находится в том же баре, что и вы.
Совокупность людей, находящихся вместе в одном и том же месте в одно и то же время, называется совокупностью.
Хорошо, а как насчет людей, которые считают себя принадлежащими к группе людей на основе определенных характеристик? Все ли женщины, мужчины, ЛГБТК или евреи являются членами социальных групп?
Не совсем так. Не все женщины существуют вместе в одном времени и пространстве. Женщины из разных стран, разных профессий и разных возрастных групп преследуют разные цели и могут не чувствовать себя принадлежащими друг другу.
Люди, которые просто имеют набор схожих характеристик, относятся к категории людей.
Какие социальные группы существуют сегодня?
Сегодня психологи и социологи изучают многие типы социальных групп, в том числе:
- Семьи
- Друзья
- Компании и организации
- Братства и женские клубы
- Клубы
- Религиозные группы
Типы групп
9000 2 Теперь, когда мы определили группу, давайте рассмотрим различные примеры групп.Первичная и вторичная
Во-первых, я хочу отметить, что есть первичные и вторичные группы. Первичные группы, такие как ваши ближайшие родственники или сестры из женского общества, — это группы, которые разделяют личные отношения. Часто люди в первичной группе любят друг друга. Они выбирают быть в группе друг с другом.
Второстепенные группы больше. Хотя все в группе могут не иметь тесных эмоциональных связей, все участники работают для достижения общей цели. Ваши коллеги или группа волонтеров в приюте для животных могут считаться вторичной группой.
Формальный и неформальный Давайте посмотрим на пример, который я использовал в категории «основная группа». Ваши ближайшие родственники функционируют совсем иначе, чем глава вашего женского общества. В то время как одна из этих групп считается формальной группой, другая является неформальной.
Формальные группы придерживаются определенного набора правил и политик. Женское общество можно считать формальной группой. Студенты в университете, которые придерживаются руководящих принципов университета, также входят в формальную группу. Семьи, политические партии и ваша группа карточных игр в пятницу вечером считаются неформальными группами.
Внутренние и чужие группы
Есть члены ваших ближайших родственников, а есть люди, которые не входят в ваши ближайшие родственники. Это различие столь же важно, как и различие между кем-то в формальной группе и кем-то в неформальной группе.
Группа, к которой вы (или субъект) принадлежите, является «своей группой». Ваша ближайшая семья — это ваша группа. Если вы принадлежите к Phi Sigma Pi, ваше братство является «своей группой». Если вы принадлежите к политической партии, эта партия для вас является «своей группой».
Группы, не входящие в ваши группы, называются «чужими группами». Другие семьи являются внешними группами. Студенты, которые учатся в других университетах или принадлежат к другим греческим общественным организациям, являются частью чужих групп. Люди в политических партиях, не входящих в ту, к которой вы принадлежите, относятся к «чужим группам».
Это различие часто встречается в социальной психологии. Почему? Мы склонны относиться к людям в своих и чужих группах немного по-разному.
Почему важны социальные группы?
Без социальных групп не было бы социальной психологии. Опять же, без социальных групп мы, вероятно, не продвинулись бы далеко как вид.
Одно дело изучать, как работает индивидуальный разум. Ваши индивидуальные черты обусловлены вашей генетикой или вашим опытом? Стоит ли смотреть на свою психику в целом или разбивать ее на отдельные части?
Но когда участвуют группы, на вопросы становится намного сложнее ответить. Мы все можем вспомнить время, когда группа заставила нас сделать что-то, чего мы не хотели делать. Сам по себе ты бы так себя не вел, но чтобы вписаться в группу, ты все равно это сделал. Иногда такое поведение полезно, например, участие в акции протеста или пребывание дома во время глобальной пандемии. Иногда такое поведение не очень хорошо. Иногда это немыслимо.
Как социальные группы влияют на вас и других
В 2017 году продажи классической книги «1984» резко выросли. Хотя книга была написана в 1949 году, она попала в список бестселлеров. Люди считали, что антиутопия романа не так уж далека от того, что стране предстоит пережить в ближайшие четыре года.
Если вы еще не читали «1984», самое время внести его в свой список для чтения. Конечно, это художественная литература, но она оказала глубокое влияние на литературу и даже на психологию.
Через несколько лет после публикации «1984» психолог Ирвинг Дженис начал изучать «групповое мышление». Групповое мышление было новым термином, заимствованным из лексикона 1984. Групповое мышление возникает, когда группа людей собирается вместе и с целью достижения гармонии внутри группы оставляет рациональность и логику за дверью.
Каждый вечер в новостях можно увидеть групповое мышление. Примеры группового мышления на протяжении всей истории варьируются от глупых до пугающих и ужасно жестоких. Легко сидеть вне группы, «пьющей Kool-Aid» и осуждать их за их иррациональность. Но психологи, изучающие социальные группы и социальную психологию, знают, что пребывание в группе может быстро и опасно затуманить чьи-то суждения.
Почему люди совершают злодеяния? Почему они совершают насилие? Какое отношение к этому имеет принадлежность к группе? На эти вопросы надеются ответить исследования социальных групп и социальной психологии.
[ссылка на статью]
Практическая психология
Практическая психология начиналась как сборник учебных материалов для студентов-психологов в 2016 году, созданный студентом в этой области. С тех пор он превратился в онлайн-блог и канал на YouTube, предоставляющий советы, инструменты и академическую поддержку людям из всех слоев общества в области психического здоровья. С более чем 2 миллионами подписчиков на YouTube, более 500 статей и ежегодным охватом почти 12 миллионов студентов, он стал одним из самых популярных источников психологической информации.
Понимание социальных групп | Принципы социальной психологии
Цели обучения
- Определить факторы, которые создают социальные группы и представления об инициативности.
- Дайте определение концепции социальной идентичности и объясните, как она применима к социальным группам.
- Проанализируйте этапы развития и роспуска группы.
Рисунок 10.2 Мы работаем вместе в социальных группах, чтобы помочь нам выполнять задачи и принимать решения. Источник: Рэнди, Рут и Сара, автор Эрик Пикок, используется в соответствии с лицензией CC BY NC SA 2.0; Марсианская научная лаборатория штаб-квартиры НАСА Фотография используется по лицензии CC BY NC 2. 0; Команда специалистов по культуре приступает к работе Джози Холфорд, используемой в соответствии с лицензией CC BY NC ND 2.0.
Хотя может показаться, что мы можем легко распознать социальную группу, когда сталкиваемся с ней, на самом деле не так просто определить, что делает группу людей социальной группой. Представьте себе, например, полдюжины человек, стоящих в очереди на кассе в супермаркете. Вы, вероятно, согласитесь, что этот набор людей не следует рассматривать как социальную группу, потому что люди не связаны друг с другом осмысленными отношениями. И люди, смотрящие фильм в театре, или те, кто посещает большой лекторий, также могут рассматриваться просто как люди, которые находятся в одном и том же месте в одно и то же время, но не связаны как социальная группа.
Конечно, группа индивидуумов, находящихся в настоящее время в одном месте, тем не менее может легко превратиться в социальную группу, если произойдет что-то, что сведет их «вместе». Например, если человек в очереди к кассе в супермаркете внезапно рухнет на пол, вполне вероятно, что окружающие начнут работать вместе, чтобы помочь ему. Кто-то вызовет скорую помощь, другой может сделать сердечно-легочную реанимацию, а третий может попытаться связаться с его семьей. Точно так же, если бы кинотеатр загорелся, сформировалась бы группа, когда люди попытались бы покинуть кинотеатр. И даже класс студентов может начать ощущаться как группа, если преподаватель постоянно хвалит его за то, что он лучший (или худший) класс, который у него или нее когда-либо был. Было непросто охарактеризовать, что такое «что-то», что делает группу группой, но один термин, который использовался, — это 9.0023 и (Campbell, 1958; Lickel et al., 2000). Инициативность относится к чему-то вроде «групповости» — восприятию либо самими членами группы, либо другими, что люди вместе составляют группу .
Концепция инициативности важна как в отношении того, как мы рассматриваем свои группы, так и в плане нашего восприятия и поведения по отношению к нашим внешним группам. Например, сильное восприятие внутригрупповой субъектности может помочь людям сохранить чувство коллективной самооценки перед лицом сложных обстоятельств (Bugie, Usborne, de la Sablonniere, & Taylor, 2011). Восприятие наших внутренних групп как более инициативных также может помочь нам удовлетворить наши индивидуальные психологические потребности (Crawford & Salaman, 2012). Что касается наших чужих групп, то наше восприятие их инициативности может влиять как на наше просоциальное, так и на антиобщественное поведение по отношению к ним. Например, хотя в некоторых ситуациях люди могут чувствовать себя более ксенофобно по отношению к внешним группам, которые они считают более инициативными (Ommundsen, van der Veer, Yakushko, & Ulleberg, 2013), в других контекстах они могут предпочесть пожертвовать больше денег, чтобы помочь более инициативным внешним группам. (Смит, Фаро и Берсон, 2013 г.).
Сходство
Одним из определяющих факторов энтитативности является когнитивный фактор — восприятие сходства. Как мы видели в наших обсуждениях симпатии и любви, сходство важно во многих измерениях, включая убеждения, ценности и черты. Группа может быть группой лишь в той мере, в какой ее члены имеют что-то общее; как минимум, они похожи, потому что все они принадлежат группе. Если группа людей интересуется одними и теми же вещами, разделяет одни и те же мнения и убеждения или работает вместе над одной и той же задачей, то, по-видимому, они должны рассматриваться — как самими собой, так и другими — как группа. Однако, если между людьми есть много различий, особенно в их целях, ценностях, убеждениях и поведении, то их с меньшей вероятностью будут рассматривать как группу.
Учитывая множество различий, которые мы обсуждали в других главах между представителями индивидуалистических и коллективистских культур с точки зрения того, как они видят свой социальный мир, не должно вызывать удивления тот факт, что разные типы сходства более сильно связаны с восприятием субъектности в каждом тип культуры. Например, было обнаружено, что сходство с точки зрения личных качеств более тесно связано с инициативностью у американских участников по сравнению с японскими, при этом обнаружена противоположная картина сходства с точки зрения общих целей и результатов (Kurebayashi, Hoffman, Ryan, & Murayama, 2012). ).
Таким образом, люди обычно объединяются в группы именно потому, что они похожи. Например, возможно, все они интересуются игрой в покер, или ходят за одной футбольной командой, или любят боевые искусства. А группы с большей вероятностью распадаются, когда члены группы становятся непохожими и, следовательно, не имеют достаточно общего, чтобы удерживать их вместе (Crump, Hamilton, Sherman, Lickel, & Thakkar, 2010; Miles & Kivlighan, 2008).
Общение, взаимозависимость и групповая структура
Хотя сходство важно, это не единственный фактор, создающий группу. Группы обладают большей инициативностью, когда члены группы часто взаимодействуют и общаются друг с другом (Johnson & Johnson, 2012). Хотя общение может происходить в группах, которые собираются вместе в одном месте, оно также может происходить между людьми, находящимися на большом расстоянии друг от друга. Например, члены исследовательской группы, которые регулярно общаются по Skype, могут часто взаимодействовать и чувствовать себя группой, даже если они никогда не встречаются или редко встречаются лично.
Взаимодействие особенно важно, когда оно сопровождается взаимозависимостью — степенью взаимной зависимости членов группы друг от друга для достижения цели . В некоторых случаях, особенно в рабочих группах, взаимозависимость предполагает необходимость совместной работы для успешного выполнения задачи. Люди, играющие в бейсбол, зависят друг от друга, чтобы иметь возможность играть в игру, а также хорошо играть. Каждый человек должен выполнять свою работу, чтобы группа функционировала. Мы также взаимозависимы, когда работаем вместе над написанием исследовательской статьи или созданием классного проекта. Когда члены группы взаимозависимы, они сообщают, что больше любят друг друга, склонны к сотрудничеству и общению друг с другом в большей степени и могут быть более продуктивными (Deutsch, 19).49).
Еще один аспект рабочих групп, члены которых проводят некоторое время, работая вместе, и который делает их «групповыми», заключается в том, что они развивают групповую структуру — стабильные нормы и роли, которые определяют надлежащее поведение для группы в целом и для каждого из ее членов. участники. Соответствующие социальные нормы для групп включают обычаи, традиции, стандарты и правила, а также общие ценности группы. Здесь особенно важны предписания нормы , которые определяют ожидаемое поведение членов группы . Некоторые из них представляют собой предписывающие нормы, , которые говорят членам группы, что делать , а некоторые – предписывающие нормы, , которые говорят им, чего не делать . В целом, чем более четко определены и широко согласованы нормы в группе, тем больше инициативы будут чувствовать члены группы.
Эффективные группы также разрабатывают и назначают социальные роли (ожидаемое поведение) членам группы. Например, некоторые группы могут быть структурированы таким образом, что у них есть президент, секретарь и множество различных рабочих комитетов. Разные роли часто имеют разные уровни статуса или воспринимаемой власти и эти иерархии. В целом группы более эффективны, когда роли, назначенные каждому члену, четко определены и соответствуют навыкам и целям этих людей. Кроме того, если у участников более одной роли, например, игрок и тренер, важно, чтобы эти роли были совместимы, а не противоречили друг другу. Таким образом, высокоэффективные группы могут избежать размещения участников младше 9 лет.0023 r оле стресс . Этот возникает , когда люди испытывают несовместимые требования и ожидания внутри или между ролями, которые они занимают , , что часто негативно влияет на их способность добиться успеха в этих ролях (Forsyth, 2010).
Социальная идентичность
Хотя когнитивные факторы, такие как воспринимаемое сходство, общение, взаимозависимость и структура, часто являются важными составляющими того, что мы подразумеваем под группой, они не всегда необходимы. В некоторых ситуациях группы могут рассматриваться как группы, даже если у них мало независимости, коммуникации или структуры. Отчасти из-за этой трудности альтернативный подход к мышлению о группах, очень важный в социальной психологии, использует аффективные чувства, которые мы испытываем по отношению к группам, к которым мы принадлежим. Как мы уже читали, социальная идентичность относится к той части самооценки, которая является результатом нашего членства в социальных группах (Hogg, 2003). Как правило, поскольку мы предпочитаем оставаться в группах, которые нам нравятся, результатом членства в группе является позитивная социальная идентичность — наше членство в группе заставляет нас чувствовать себя хорошо.
В соответствии с подходом, основанным на социальной идентичности, группа является группой, когда ее члены испытывают социальную идентичность — когда они частично определяют себя группой, к которой они принадлежат, и чувствуют себя хорошо в отношении своего членства в группе (Hogg, 2010). Эту идентичность можно рассматривать как тенденцию со стороны человека говорить позитивно о группе с другими, общее удовольствие быть частью группы и чувство гордости, которое исходит от членства в группе. Поскольку идентичность является такой важной частью членства в группе, мы можем попытаться создать ее, чтобы чувствовать себя хорошо как в отношении нашей группы, так и в отношении самих себя. Возможно, вы знаете некоторых людей (может быть, вы один из них), которые носят одежду своей спортивной команды, чтобы подчеркнуть свою принадлежность к группе, потому что они хотят быть частью других членов группы и быть приняты ими. Действительно, чем больше мы рассматриваем нашу социальную идентичность как часть нашего членства в группе, тем больше вероятность, что мы останемся в ней, даже когда существуют привлекательные альтернативы (Van Vugt & Hart, 2004).
Стадии группового развития
Хотя многие группы в основном статичны, выполняя одни и те же задачи изо дня в день, другие группы более динамичны. На самом деле почти во всех группах есть хоть какие-то изменения; участники приходят и уходят, и цели группы могут меняться. И даже группы, которые оставались относительно стабильными в течение длительного периода времени, могут неожиданно резко измениться; например, когда они сталкиваются с кризисом, таким как изменение целей задачи или потеря лидера. Группы также могут потерять свое значение и идентичность, поскольку они успешно достигают целей, которые они изначально поставили перед собой.
Один из способов понять групповое развитие — рассмотреть потенциальные этапы, через которые обычно проходят группы. Одним из широко используемых здесь подходов является модель, разработанная Такманом и Дженсеном (1977). Как вы можете видеть на рисунке 10.3, «Этапы развития группы», различные этапы включают в себя формирование, штурм, нормирование и выполнение, и закрытие .
Рисунок 10.3 Этапы развития группы
формирование стадия происходит когда члены группы собираются вместе и начинают свое существование как группа . В некоторых случаях, когда для достижения цели формируется новая группа, такая как суд присяжных, стадия формирования происходит относительно быстро и по праву считается первой стадией группы. В других случаях, однако, процесс формирования группы происходит непрерывно в течение длительного периода времени, например, когда фабричные рабочие увольняются с работы и заменяются новыми работниками.
Стадия формирования важна как для новых участников, так и для самой группы. В течение этого времени группа и отдельный человек будут обмениваться знаниями о соответствующих нормах, включая любые существующие групповые структуры, процедуры и процедуры. Каждому человеку нужно будет узнать о группе и определить, как он или она собирается вписаться в нее. И группа может проверять характеристики человека и его пригодность в качестве члена группы. Этот первоначальный процесс расследования может закончиться тем, что человек отвергнет группу или группа отвергнет человека.
Если этап становления можно сравнить с детством, то нет сомнения, что следующий этап — штурм — можно сравнить с юностью. Когда члены группы начинают узнавать друг друга, они могут обнаружить, что не всегда во всем согласны. На стадии штурма члены могут попытаться заявить о своих взглядах, заявить о своей независимости и попытаться убедить группу принять их идеи . Шторм может произойти, когда группа только начинает работать, и он может повториться в любой момент развития группы, особенно если группа испытывает стресс, вызванный негативным событием, например, неудачей в достижении групповой цели. В некоторых случаях конфликт может быть настолько сильным, что участники группы решают, что группа вообще не работает, и распадаются. На самом деле, полевые исследования реальных рабочих групп показали, что большой процент новых групп никогда не проходит стадии формирования и штурма перед распадом (Kuypers, Davies, & Hazewinkel, 19).86).
Несмотря на то, что штурм может навредить работе группы, и поэтому группы должны работать над тем, чтобы не допустить его эскалации, некоторые конфликты между членами группы на самом деле могут быть полезными. Иногда самые успешные группы — это те, которые успешно прошли стадию бури, потому что конфликт может повысить продуктивность группы, если только конфликт не становится настолько экстремальным, что группа преждевременно распадается (Rispens & Jehn, 2011). Группы, которые вообще не испытывают конфликтов, могут быть непродуктивными, потому что членам скучно, они не вовлечены и не мотивированы, а также потому, что они не думают творчески или открыто о темах, имеющих отношение к ним (Tjosvold, 19). 91). Чтобы развиваться, группе необходимо разрабатывать новые идеи и подходы, а для этого необходимо, чтобы участники обсуждали свои различные мнения о решениях, которые должна принять группа.
Предполагая, что штурм не зайдет слишком далеко, группа перейдет к этапу нормирования , то есть к этапу , когда будут разработаны соответствующие нормы и роли для группы. После того, как эти нормы будут разработаны, они позволят группе выйти на сцену выступления, , что соответствует , когда члены группы устанавливают распорядок дня и эффективно работают вместе . На этом этапе отдельные члены группы могут сообщать о большом удовлетворении и идентификации с группой, а также о сильной групповой идентичности. Группы, успешно достигшие этой стадии, способны достигать поставленных целей и преодолевать трудности. И в этот момент группа становится хорошо настроенной на свою задачу и способна эффективно ее выполнять.
В одном интересном наблюдательном исследовании процесса группового развития в реальных группах Герсик (1988, 1989) наблюдал за несколькими командами, работавшими над разными проектами. Команды были отобраны таким образом, чтобы все они работали в течение определенного периода времени, но сами сроки сильно различались: от восьми до 25 встреч, проводимых в течение периодов от 11 дней до шести месяцев. Несмотря на эту изменчивость, Герсик обнаружил, что каждая из команд следовала очень похожей схеме нормирования, а затем выполнения. В каждом случае команда установила четко определенные нормы относительно своего метода решения задачи на самой первой встрече. И каждая команда оставалась с этим подходом, с очень небольшими отклонениями, в течение первой половины отведенного времени. Однако в середине времени, отведенного на завершение проекта (независимо от того, было ли это после четырех встреч или после 12), группа неожиданно провела собрание, на котором решила изменить свой подход. Затем каждая из групп использовала этот новый способ выполнения задания в оставшееся отведенное ей время. Как будто будильник прозвенел на полпути, что заставило каждую группу переосмыслить свой подход. 9. В одних случаях это происходит потому, что задача, ради которой создавалась группа, выполнена, а в других случаях это происходит потому, что у членов группы появились новые интересы вне группы. В любом случае, поскольку люди, которые работали в группе, вероятно, развили сильную идентификацию с группой и другими членами группы, фаза закрытия часто вызывает стресс, и участники могут сопротивляться распаду. Столкнувшись с такими ситуациями, люди часто планируют снова собраться вместе в будущем, обменявшись адресами и номерами телефонов, даже если они хорошо знают, что на самом деле они вряд ли сделают это. Иногда группе полезно поработать заранее, чтобы подготовить участников к расставанию.
Имейте в виду, что эта модель представляет собой лишь общее описание фаз развития группы, начиная с формирования и заканчивая распадом, и не может одинаково хорошо применяться ко всем группам. Например, этапы не обязательно являются последовательными: некоторые группы могут переключаться между более ранними и более поздними этапами в зависимости от ситуаций, с которыми они сталкиваются. Кроме того, не все группы обязательно проходят все этапы. Тем не менее, модель оказалась полезной для описания эволюции широкого круга групп (Johnson & Johnson, 2012).
Ключевые выводы
- Социальные группы составляют основу человеческого общества — без групп не было бы человеческой культуры. Однако совместная работа в группах также может привести к множеству отрицательных результатов.
- Сходство, коммуникация, взаимозависимость и групповая структура — это переменные, которые делают совокупность индивидуумов более похожей на группу — восприятие групповой инициативности.
- Большинство групп, к которым мы принадлежим, обеспечивают нам позитивную социальную идентичность — часть самооценки, возникающую в результате нашего членства в социальных группах.
- Чем больше мы чувствуем, что наша идентичность связана с членством в нашей группе, тем меньше вероятность того, что мы покинем группы, к которым мы принадлежим.
- Один из способов понять групповое развитие — рассмотреть возможные этапы, через которые обычно проходят группы. Обычные этапы — это формирование, штурм, нормирование и выполнение, а также закрытие.
Ссылки
Бужи, Э., Усборн, Э., де ла Саблоньер, Р., и Тейлор, Д. М. (2011). Культурные нарративы франкоязычных и англоязычных квебекцев: использование исторической перспективы для изучения взаимосвязей между коллективной относительной депривацией, внутригрупповой субъектностью и коллективным уважением. Британский журнал социальной психологии , 50 (4), 726-746.
Кэмпбелл, Д. Т. (1958). Общая судьба, сходство и другие показатели статуса совокупности лиц как социальных образований. Наука о поведении, 3, 14–25.
Кроуфорд, М. Т., и Саламан, Л. (2012). Инициативность, идентичность и удовлетворение психологических потребностей. Журнал экспериментальной социальной психологии , 48 (3), 726-730.
Крамп С.А., Гамильтон Д.Л., Шерман С.Дж., Ликель Б. и Таккар В. (2010). Групповая энитативность и сходство: их различные модели восприятия групп. Европейский журнал социальной психологии, 40 (7), 1212–1230. doi: 10.1002/ejsp.716.
Дойч, М. (1949). Экспериментальное исследование влияния сотрудничества и конкуренции на групповые процессы. Человеческие отношения, 2 , 199–231.
Форсайт, Д. (2010). Групповая динамика (5-е изд.). Белмонт, Калифорния: Уодсворт.
Gersick, CJ (1988). Время и переход в рабочих группах: к новой модели группового развития. Журнал Академии управления, 31 (1), 9–41.
Герсик, Си Джей (1989). Маркировка времени: предсказуемые переходы в группах задач. Журнал Академии управления, 32 , 274–309.
Хогг, Массачусетс (2003). Социальная идентичность. В MR Leary & JP Tangney (Eds.), Handbook of self and identity (стр. 462–479). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Guilford Press.
Хогг, Массачусетс (2010). Человеческие группы, социальные категории и коллективное «я»: социальная идентичность и управление неуверенностью в себе. В книге Р. М. Аркина, К. С. Олесона и П. Дж. Кэрролла (ред.), Справочник неуверенного себя (стр. 401–420). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Psychology Press.
Джонсон Д.В. и Джонсон Ф.П. (2012). Объединение вместе – теория групп и групповые навыки (11-е изд.). Бостон: Аллин и Бэкон.
Куребаяси, К., Хоффман, Л., Райан, К.С., и Мураяма, А. (2012). Восприятие японцами и американцами групповой самостоятельности и автономии: многоуровневый анализ. Журнал межкультурной психологии , 43(2), 349-364.
Кайперс, Б. К., Дэвис, Д., и Хазевинкель, А. (1986). Паттерны развития в самоаналитических группах. Человеческие отношения, 39 (9), 793–815.
Ликель, Б., Гамильтон, Д.Л., Вечорковска, Г., Льюис, А., Шерман, С.Дж., и Улес, А.Н. (2000). Разновидности групп и восприятие групповой субъектности. Журнал личности и социальной психологии, 78 (2), 223–246.
Майлз, младший, и Кивлиган, Д.М., младший (2008). Командное познание в групповых вмешательствах: связь между общими ментальными моделями солидеров и групповым климатом. Групповая динамика: теория, исследования и практика, 12 (3), 191–209. doi: 10.1037/1089–2699.12.3.191
Оммундсен Р., ван дер Веер К., Якушко О., Уллеберг П. Изучение взаимосвязи между ксенофобией, связанной со страхом, восприятием чужой группы и социальными контактами в Норвегии. Психологические отчеты [сериал онлайн]. Февраль 2013 г.; 112(1):109–124.
Риспенс, С., и Джен, К.А. (2011). Конфликт в рабочих группах: конструктивный, деструктивный и асимметричный конфликт. В Д. Де Кремер, Р. ван Дик и Дж. К. Мурниган (ред.), Социальная психология и организации (стр. 185–209). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Routledge/Taylor & Francis Group.
Смит, Р. В., Фаро, Д., и Берсон, К. А. (2013). Больше для многих: влияние инициативы на благотворительность. Journal Of Consumer Research , 39(5), 961-975.
Тьосволд, Д. (1991). Конфликтно-позитивная организация. Рединг, Массачусетс: Эддисон-Уэсли.
Такман, Б., и Дженсон, М.