Психология способности: Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова

6. Психология способностей

http://do-zaochnoe.ru/

 

Способности ‑ это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Самыми главными в определении способностей представляются три момента: во-первых, указание на то, что способности отличают одного человека от другого, во-вторых, что, в отличие от дефектов, они обеспечивают успех, в-третьих, факт несводимости способностей к знаниям, умениям, навыкам (2, 4, 15).

Способности невозможно расположить на одном уровне индивидуальности; имея комплексную природу, они «прорастают» сквозь все уровни, взаимодействуя с другими качествами.

Существует несколько концепций способностей. 1. Теории наследственности понимают способности как биологически детерминированные явления, развитие и проявление которых зависит целиком и полностью от унаследованного фонда. Этой позиции придерживался Ф.

Гальтон, обосновывая наследуемость таланта по данным энциклопедических словарей и генеалогиям известных людей. 2. Теория приобретенных способностей. Гельвеции в XVIII веке утверждал, что посредством воспитания можно сформировать гениальность любого уровня. Это утверждение несколько смягчалось Эшби, который считал, что способности складываются из врожденных программ и работоспособности. 3. Наконец, третий подход, утверждающий диалектику врожденного и приобретенного в способностях, развивался в основном в отечественной психологии. Врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, а сами способности ‑ результат становления (причем врожденное и наследуемое не отождествляется). Способности формируются в деятельности и потому зависят от ее содержания и от общения со взрослыми, дающими ребенку эталоны действий и достижений. На этом основании П.Я.Гальперин предполагал, что способности есть результат интериоризации.

Но не только извне происходит их формирование.

Б.М.Теплов утверждал, что можно воспитать музыкальные способности очень высокого уровня, но все же соглашался со своими оппонентами в том, что способности в целом социальны, а вот задатки передаются только по наследству и, таким образом, являются индивидными характеристиками (18).

Способности ‑ явление динамическое; нельзя говорить об их присутствии до того, как они проявились, и нельзя считать их окончательно развившимися. Они историчны и отвечают запросу культурной практики: абсолютный слух у ребенка не проявляется, пока он не оказался перед задачей распознавать звуки по высоте. Появление новых видов профессиональной деятельности также высвечивает, обнаруживает и новые виды способностей ‑ экономические, к программированию и т.д.

Представляя собой психофизиологическую основу способностей, задатки содержат в основном свойства нервной системы. А.Г.Ковалев и В.Н.Мясищев отмечали, что сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов, способствуя коммуникативным и волевым качествам, улучшают деятельность, в которой эти качества необходимы (7).

А слабая (чувствительная) нервная система благоприятна для занятий искусствами. Задатки проявляются и в склонностях к определенному виду деятельности, и в повышенной любознательности ко всему, осуществляя таким образом связь между способностями и темпераментом.

Способности описывают посредством нескольких характеристик. Так, они обладают качеством (определяющим ту деятельность, которой они благоприятствуют) и количеством (мерой выраженности). По качеству чаще всего выделяют общие способности (систему индивидуально-волевых качеств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности) и специальные, или частные (систему свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности ‑ музыкальной, сценической, математической). Для задатков частных способностей существуют периоды, особо благоприятные (их называют сензитивными), в течение которых задатки мо гут раскрыться ярче.

Музыкальные, математические способности обычно проявляются рано, до 5 лет, когда активно развиваются слух и музыкальная память ребенка, а лингвистические или изобразительные ‑ несколько позже. Характеризуя вначале только период особой чувствительности психики к развитию задатков талантов, впоследствии понятие сензитивного периода, используемое Н.С.Лейтесом, стало использоваться и в психологии развития в целом, характеризуя оптимальные периоды развития тех или иных психических функций (восприятия формы, звуковой стороны речи и пр.) (10).

В проявлении способностей могут также выделяться уровни ‑ репродуктивный (воспроизводящий, когда человек демонстрирует лишь то, чему его научили) и продуктивный, творческий (талант и гениальность, при которых человек порождает нечто субъективно или объективно новое).

А еще в структуре способностей выделяют опорные свойства, без которых проявление способностей вообще невозможно (например, для изобразительной деятельности это чувствительность зрительного анализатора, сенсомоторные качества, образная память) и ведущие свойства, которые задают верхний предел развития способностей (творческое воображение). Или, говоря о структуре способностей, выделяют задатки и операции, при помощи которых способности реализуют себя (15, 18).

Итак, способности имеют синтетическую природу естественного и социального характера, обладают сложной, комплексной структурой, благодаря которой они приобретают такое качество, как возможность компенсации. Относительная слабость какой-либо отдельной способности не исключает успешности овладения деятельностью в целом. И, напротив, наличие изолированной способности не предполагает однозначно успешности. Отдельные способности сосуществуют друг с другом, оказывают взаимовлияние и приводят к появлению феномена одаренности.

Развитие способностей

   Способности развиваются из природных задатков человека. Многие способности в своем развитии проходят огромный путь, такой, что сложно даже оценить роль и характер задатков, стоявших в начале пути. Более того, у разных людей из одинаковых задатков могут развиться разные способности, а у истоков двух одинаковых способностей могут стоять разные природные задатки.

Для большинства человеческих способностей развитие способностей начинается с рождения человека. Если он продолжает заниматься соответствующими видами деятельности, развитие способностей не прекращается до конца жизни. В развитии любой способности можно (весьма условно и произвольно) выделить несколько характерных периодов.

Созревание органических структур

   В основном происходит в период от рождения до шести-семи лет. На данном этапе происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга. Это создает благоприятные условия для начала формирования и развития у ребенка общих способностей, определенный уровень которых выступает в качестве предпосылки для последующего развития специальных способностей.

Сенситивный период

   Период повышенной чувствительности к тем или иным воздействиям среды, к освоению того или иного вида деятельности.

Примеры:

— у ребенка в возрасте двух-трех лет интенсивно развивается устная речь,

— в пять-семь лет ребенок наиболее готов к овладению чтением

— в среднем и старшем дошкольном возрасте дети увлеченно играют в ролевые игры, обнаруживают чрезвычайную способность к перевоплощению и вживанию в роли.

Каждый такой период особой готовности к овладению специальными видами

деятельности рано или поздно заканчивается. Важно понимать, что если какая-либо функция не получила своего развития в благоприятный период, то впоследствии ее развитие оказывается чрезвычайно затруднено, а то и вовсе невозможно.

В воспитательных и вообще образовательных целях крайне важно не упустить благоприятный момент, помогать ребенку проявлять себя в новой деятельности. Не стоит надеяться на то, что в более старшем возрасте ребенок сможет наверстать упущенное.

Становление и развитие специальных способностей

   Становление специальных способностей (таких как рисование, владение иностранным языком, ручной труд и др. ) может начинаться в разные жизненные периоды: дошкольном, школьном, взрослом.

Обычно развитию специальных способностей у детей помогают различного рода игры, затем существенное влияние на них начинает оказывать учебная и трудовая деятельность. Взрослые часто развивают свои специальные способности, руководствуясь волевыми решениями.

Игры в развитии специальных способностей выполняют особую функцию, заложенную природой человека. Именно игры дают первоначальный толчок к развитию способностей. В процессе игр происходит развитие многих двигательных, конструкторских, организаторских, художественно-изобразительных и других творческих способностей. Причем важной особенностью игр является то, что в них, как правило, развивается не одна, а сразу целый комплекс способностей. В игре человеку позволяется значительно больше, нежели в реальном мире: можно «грабить», «убивать» и т.д. Игра дает возможность попробовать себя в новом качестве.

Не все виды деятельности, которой занимается ребенок, будь то игра, лепка или рисование, имеют одинаковое значение для развития способностей. Наиболее способствует развитию способностей творческая деятельность, которая заставляет ребенка думать, применять разум.

Деятельность должна быть довольно трудной. В противном случае развитие способностей не происходит (а в некоторых случаях даже может наблюдаться регресс). Идеально, если деятельность находится в так называемой «зоне ближайшего развития» (Выготский).

Литература

Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.

 


См. также

Способности

  • Актерские способности
  • Аналитические способности
  • Всестороннее развитие способностей и интересов
  • Гениальность
  • Дееспособность
  • Задатки и способности
  • Задатки способностей
  • Изобразительные способности
  • Общая характеристика способностей человека
  • Одаренность
  •     … и другое

 


   RSS     azps@azps. ru 

Как степень по психологии развивает бесценные навыки полевых исследований

Идея получения степени по психологии обычно вызывает в воображении образы карьеры в сфере консультирования, социальных услуг или психического здоровья. Хотя это все пути, по которым идут выпускники психологии, универсальность бакалавра в этой области может простираться гораздо дальше. Уделяя особое внимание человеческому поведению, познанию и эмоциям, многогранный набор навыков, которые приобретают специалисты в области психологии во время учебы, можно применять в различных отраслях

Основы психологии, такие как разнообразное мышление, анализ данных и применение теории к сценариям реальной жизни, могут значительно улучшить полевые исследования. Профессионалы, стремящиеся разнообразить свои навыки и получить критические знания о состоянии человека, могут найти то, что ищут, в программе психологии.

Присоединяйтесь к нам, чтобы узнать, как специализация в области психологии может помочь вам приобрести жизненно важные навыки полевых исследований.

Чем занимается полевой исследователь?

Американская психологическая ассоциация (APA) отмечает, что психология занимается изучением взаимосвязей между функциями мозга, поведением и окружающей средой, чтобы прояснить наше понимание и улучшить мир вокруг нас. Имея это в виду, легко понять, какую пользу может принести психологическое обучение полевым исследователям.

Полевые исследования — известный метод сбора данных, с помощью которого социологи намереваются понять, наблюдать и взаимодействовать с субъектами в их естественных условиях. Цель состоит в том, чтобы узнать, как субъект ведет себя в определенной среде, чтобы определить, как различные переменные могут взаимодействовать с ним или влиять на него.

Применяя иммерсивные методы обучения, специалисты лучше понимают контекст своих исследований и получают подробные высококачественные данные. На практике это делается с помощью включенного наблюдения, этнографии, качественных интервью и т. д. Институт мира США (USIP) считает полевые исследования крайне важными, поскольку они заставляют исследователей подвергать сомнению свои представления и теоретические предположения, когда они сталкиваются лицом к лицу с реальностью на местах.

7 Навыки полевых исследований, полученные при изучении психологии

Практика полевых исследований заключается в признании динамических связей между предметом и его более широким контекстом. Психология несет аналогичную миссию. Четыре основные цели психологии — описывать, объяснять, предсказывать и положительно влиять на поведение и психические процессы других людей.

Следующие семь психологических навыков могут пригодиться специалистам во всех областях социальных наук, но особенно в полевых исследованиях.

1. Навыки разнообразного мышления

APA выделяет ряд компетенций, которые должна охватывать программа качественной психологии, в том числе важные когнитивные навыки. Студенты не просто приобретают основные способности критического мышления, которым многие профессионалы ожидают научиться в колледже. Они также приобретают ценный опыт в области аналитического мышления, творчества, управления информацией, суждений и принятия решений.

Независимо от того, выполняют ли исследователи роль субъективного участника или объективного наблюдателя, полевая работа в значительной степени зависит от применения разнообразных мыслительных способностей, при этом на передний план выходят навыки наблюдения и интерпретации.

2.  Навыки исследования

При проведении полевых исследований специалисты взаимодействуют непосредственно с изучаемой группой. Таким образом, необходимы острые качественные исследовательские способности.

Студенты, специализирующиеся в области психологии, знают, что их ожидают курсы по человеческому развитию, системам психологии и тому подобное. Но в дополнение к изучению этих фундаментальных предметов студенты столкнутся с темами, которые помогут улучшить их практические исследовательские способности.

Предлагаемые курсы варьируются в зависимости от школы, но, например, учащимся программы психологии в UMass Global предоставляется возможность сосредоточиться на таких предметах, как написание научных работ, дизайн социальных исследований, статистика и методы исследования в области наук о поведении.

3. Сотрудничество

Психология и исследования похожи, потому что на практике ни один из них не является индивидуальным действием. Независимо от того, играет ли профессионал интерактивную или наблюдательную роль, сотрудничество с пациентами или испытуемыми часто требует серьезного участия. Это также и повторяющиеся области, в которых знания, компетенции и навыки практиков постоянно расширяются благодаря совместной работе с другими профессионалами.

Помимо обучения совместной работе с одноклассниками, ученые-психологи изучают интерактивную семейную, общественную и другую групповую динамику через призму социальных наук. Курсы по таким предметам, как семейные системы и динамика, организационная психология и психическое здоровье сообщества, могут помочь исследователям лучше понять контекстуальный характер их работы.

4. Адаптируемость

APA также выделила некоторые личные навыки, которые способствуют карьерному росту любого профессионала. Такие качества, как целостность и саморегуляция, могут быть более присущими, но одна вещь, которую программы психологии могут помочь вам развить, — это ваша способность адаптироваться к меняющимся обстоятельствам.

Адаптивность важна для полевых исследователей, потому что вся методология работает в отсутствие контролируемой среды. С таким большим количеством изменений крайне важно оставаться уравновешенным, вдумчивым и мотивированным на протяжении всего процесса. Психологические программы могут помочь научить студентов, как успешно приспосабливаться к изменениям, реагируя гибко, активно и вежливо.

5. Анализ данных

Полевые исследования могут потребовать большого объема информации. Методы сбора данных имеют очевидное значение, но способность исследователя анализировать данные не менее важна. Профессионалы, проводящие такого рода исследования, должны знать, как применять графические, статистические и количественные методы к набору наблюдений или измерений, чтобы обнаруживать закономерности и аномалии.

Статистический анализ на самом деле довольно важный элемент психологической практики. Программы бакалавриата помогут студентам научиться тщательно обдумывать переменные и измерения при сборе данных, чтобы они могли делать наиболее точные интерпретации информации.

6. Применение теории

Одно дело — узнать об эффективных методах исследования и интерпретации данных, но это не принесет много пользы без острого умения применять эти теории к имеющемуся материалу. Все надлежащие исследования должны рассматривать теоретическую основу для своих исследований на очень ранней стадии планирования. В частности, в качественных исследованиях профессионалам необходимо освоить ряд различных теоретических подходов.

Изучение теории с точки зрения психологии помогло нам лучше понять важные проблемы со здоровьем и связанные с ними модели поведения, которые могут предоставить потенциальные возможности для развития. Студенты-психологи не просто учатся анализировать принципы человеческого поведения — они также учатся деконструировать методологию и статистические методы, связанные с исследованиями в области науки о поведении.

7. Межличностное общение

Навыки устного и письменного общения полезны в любой отрасли. Но они особенно важны для исследователей, которым поручено излагать свои выводы в ясной и лаконичной форме.

APA также выделяет ряд социальных навыков, которые учащиеся получают на программах по психологии, которые могут помочь улучшить их навыки межличностного общения. В дополнение к получению способности передавать научную информацию разнообразной аудитории, выпускники психологии хорошо разбираются в принципах лидерства, инклюзивности и обслуживания.

Социальные навыки такого рода помогают профессионалам наладить уважительное и плодотворное взаимодействие с людьми, с которыми они работают, будь то коллеги по команде или объекты исследования.

Зачем изучать психологию?

Если ваша любознательная натура заставляет вас постоянно интересоваться социальными и культурными последствиями человеческого поведения, неудивительно, что вы заинтересованы в карьере, ориентированной на исследования. И теперь вы знаете, как психология может вооружить таких профессионалов, как вы, необходимыми навыками полевых исследований.

Если вам все еще интересно, каково это работать в этой обширной области, изучите наш Центр ресурсов по психологии .

Ригер — Project: Gorgon Wiki

Ригер

Он выглядит подавленным.

Регион:

Анагоге

Местонахождение:

Внутри лачуги рядом с доком.

Анатомия:

Эльфийский

Виды:

Эльф

Говори зверя:

Да

Говорит с:

Все

Тренер навыков:

Психология

»

Подожди, ты выглядишь оптимистично. Это была шутка! Вы не можете доплыть до Сербуле. Если вас не убьют экстремальные течения, это сделают акулы-дьяволы. Нет, ты застрял здесь.

Ригер — подавленный эльф, оказавшийся в ловушке на Анагоге. Он прожил на острове некоторое время и мало что помнит о своей прошлой жизни. Его единственное имущество — книга по психологии, но он отказывается позволять незнакомцам читать ее.

Местоположение

Анагоге
Ригера всегда можно найти в его разрушенной лачуге прямо по пути от дока Анагоге.

Квесты

  • Поднимите настроение Ригеру [ Нейтральный ] — Когда вы впервые проснулись на острове, вы встретили эльфа по имени Ригер, который казался подавленным и просил что-нибудь, чтобы вылечить его депрессию. К сожалению, он не мог понять, что это может быть. Подсказка

Награда за Подбодри Ригера

Награда: 100 ед. опыта алхимии, разрешение на чтение книги Ригера, обучающей боевому навыку «Психология».

Разговоры

»

О. Значит, ты труп, который они выбросили на пляж. Думаю, ты не умер. Что ж, добро пожаловать на адский остров. С этого острова нет пути, и ты скоро умрешь, как и другие.
Кто ты?
Кажется, меня зовут Ригер. Так однажды меня назвала старуха. Они украли мои воспоминания. Вырвал их из головы! Мои навыки тоже! Я имею в виду, я едва могу читать сейчас. Я должен предположить, что знал много вещей, но теперь… ничего. Вы знаете, кто вы?
Все туманно…
Старухи звали тебя (имя игрока), когда бросали тебя сюда. Один из них сказал, что ты можешь быть вундеркиндом, но… ну, вундеркинд не будет здесь с пустым разумом, не так ли?
Что такое вундеркинд?
Ух ты, стирание памяти зашло слишком далеко, не так ли? Бедный ублюдок. Вундеркинд — это тот, кто родился с одним из четырех даров. Такие вещи, как сверхобучаемость или удивительная физическая сила. Не беспокойтесь об этом… вы не один.
Вернутся ли мои воспоминания?
Нет. Они у тебя из головы украли, как и у меня. Они никогда не вернутся. Мы навсегда останемся такими: глупыми и невежественными в хижине.
Кто такие старухи?
Это всего лишь старухи, которые приходят раз в месяц или два. Они оставляют несколько тел в песке. Иногда они оставляют нам еду или припасы, но не очень часто.
Что такое старуха?
Это раса людей, похожая на эльфов или людей, но более уродливая. Они очень сильно воняют и любят кудахтать. Это все, что я знаю.
Почему они привозят сюда людей?
Понятия не имею. Я имею в виду, если бы они хотели убить людей, они бы просто бросили их в море. Но они осторожно гребут к берегу, а потом выбрасывают людей на берег.
Что такое старуха?
Это раса людей… (см. выше)
Так ты сюда попал?
Да, наверное. Это было некоторое время назад.
Что такое старуха?
Это раса людей… (см. выше)
Когда они снова вернутся?
Месяц, может быть.
Черт, это слишком долго. Должен же быть выход с этого острова!
Конечно, просто плыви к Сербуле. Это всего несколько миль.
Wait, you look optimistic. Это была шутка! Вы не можете доплыть до Сербуле. Если вас не убьют экстремальные течения, это сделают акулы-дьяволы. Нет, ты застрял здесь.
Я очень хочу сбежать.
Как хочешь, тигр.
Я могу что-нибудь сделать для вас?
Не знаю… (см. ниже)
Подождите, кто я?
Старухи звали тебя… (см. выше)
Хороший у вас дом.
О, это старье? Что ж, кровать моя. Вы можете спать на крыльце. Скелеты сюда не подходят, так что ты будешь в безопасности.
Есть ли выход с этого острова?
Конечно, просто плыви к Сербуле… (см. выше)
Я могу что-нибудь сделать для вас? (Задав этот вопрос, вы получите квест «Поднимите настроение Ригеру».)
Не знаю. Я имею в виду, я даже не хочу убегать, понимаешь? Это больше не имеет значения. Я думаю, что у меня серьезная депрессия. Но я не могу найти исправление. Хотел бы я снова почувствовать надежду.
Тяжелый. Ну, я посмотрю, что я могу сделать.

Чтение учебника

Когда вы начинаете читать, Ригер останавливает вас.

Отойди от этого! Это мое! Как ты смеешь!

Альтернативные приветствия

  • Опять ты. Все еще жив? Ну вот хорошо. Я бы разозлился, что ты в моем доме, но я слишком подавлен.
  • Привет, друг! Еще раз спасибо за зелье. Он еще не совсем стерся… Хотя мне снова становится немного грустно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *