12.7. Структура сознания по В.П. Зинченко
Опорные слова к вопросу №12 — здесь
Бытийный и рефлексивный слои сознания.
В отечественной психологии сложился другой, отличный от психоаналитического, подход к анализу структуры сознания. Л.С. Выготский, развивая философские представления об онтологии сознания, писал, что в сознании можно выделить два слоя: сознание для сознания и сознание для бытия.
А.Н. Леонтьев, продолжая линию исследований сознания, намеченную Л.С. Выготским, поставил вопрос о том, из чего образуется сознание, как оно возникает, каковы его источники. Он выделял в сознании три образующих: чувственная ткань образа, значение и личностный смысл (см. выше).
Предложенная структура сознания была дополнена и развита В.П.Зинченко. В сознании, помимо чувственной ткани, значения и смысла, выделялась биодинамическая ткань движения и действия.
В новой схеме значение и смысл образуют рефлексивный или рефлексивно-созерцательный слой сознания. Бытийный или бытийно-деятельностный слой сознания составляют чувственная ткань образа и биодинамическая ткань живого движения и действия. В итоге получается двухслойная уровневая структура сознания и четыре единицы его анализа:
Или подробнее, см ниже рисунок: «Структура сознания по В.П. Зинченко.»
В.П.Зинченко указывает, что следует воздержаться от характеристики бытийного и рефлексивного уровней сознания в терминах «высший-низший», «главный-подчиненный». Каждый из уровней выполняет свои функции и при решении различных жизненных задач может доминировать либо один, либо другой.
Дадим краткое описание каждого из компонентов структур, как они представлены в работах А.Н.Леонтьева и В.П.Зинченко.
Значение. В психологической традиции этот термин в одних случаях употребляется как значение слова, в других — как содержание общественного сознания, усваиваемое индивидом. Понятие значения фиксирует то обстоятельство, что сознание человека образуется не в условиях робинзонады, а внутри определенного культурного пространства.
В культуре, в ее значимых содержаниях исторически кристаллизован опыт деятельности, общения, мировосприятия, который индивиду необходимо не только усвоить, но и построить на его основе собственный опыт. «В значениях, — писал А.Н.Леонтьев, — представлена преобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений, раскрытых совокупной общественной практикой».
Смысл. Понятие смысла в равной степени относится и к сфере сознания, и к сфере бытия. Оно указывает на то, что индивидуальное сознание несводимо к безличному знанию. В силу его принадлежности живому субъекту и реальной включенности в его жизнедеятельность сознание всегда пристрастно. Сознание есть не только знание, но и отношение.
Понятие смысла выражает укорененность индивидуального сознания в бытии человека, в то время как значение выражает его подключенность к общественному сознанию. Смысл — это функционирование значений в процессах деятельности и сознания конкретных индивидов. Смысл связывает значения с реальностью самой жизни человека в этом мире, с ее мотивами и ценностями.
Смысл создает пристрастность человеческого сознания.
Исследования смысловой сферы сознания в психологии связаны с анализом воплощения смысла в значениях (глубоко интимный, психологически содержательный процесс; во всей полноте проявляется в художественном творчестве), извлечения (вычерпывания) смыслов из ситуации или наделения ситуации смыслом.
При решении человеком сложных жизненных задач наблюдаются противоположные и циклически совершающиеся процессы, состоящие в означении смыслов и в осмыслении значений. Означить смысл — значит задержать реализацию программы действий, мысленно проиграть ее, продумать. Осмыслить значение, напротив, значит извлечь уроки из осуществленной программы действия, взять ее на вооружение или отказаться от нее, начать искать новый смысл и в соответствии с ним строить программу нового действия.
Биодинамическая ткань — это обобщенное наименование для различных характеристик живого движения и предметного действия. Биодинамическая ткань — это наблюдаемая и регистрируемая внешняя форма живого движения. Термин «ткань» в данном контексте используется для подчеркивания мысли о том, что это материал, из которого строятся целесообразные, произвольные движения и действия. По мере их построения все более сложной становится внутренняя форма (бытийный слой сознания) таких движений и действий.
Она заполняется когнитивными, эмоционально-оценочными, смысловыми образованиями. Подлинная целесообразность и произвольность движений и действий возможна тогда, когда слово входит во внутреннюю форму живого движения, иначе говоря, при взаимодействии бытийного и рефлексивного слоев сознания.
Психологически ценные данные об особенностях биодинамической ткани сознания содержатся в описаниях деятельности, общения, познания слепоглухонемых людей. В их жизни движения и действия в предметном и социальном мире имеют первостепенное значение, и это соответствующим образом сказывается на формировании их индивидуального сознания.
Чувственная ткань образа — это обобщенное наименование для различных перцептивных категорий (пространство, движений, цвет, форма и т.д.), из которых строится образ. «Особая функция чувственных образов сознания, — писал А.Н.Леонтьев, — состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту… Благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания — как объективное «поле» и объект его деятельности».
Чувственная ткань образа в сознании субъективно выражается в безотчетном переживании человеком «чувства реальности». В случаях же нарушения восприятия внешних воздействий появляются специфические переживания нереальности ситуации, окружающего мира, самого себя.
Наиболее отчетливо эти явления проявляются при сенсорной депривации, в условиях монотонности, однообразия окружающего мира. (Депривация — лишение или недостаточное удовлетворение какой-либо важной психической потребности в течение достаточно длительного времени; наиболее опасны для полноценного развития сенсорная, эмоциональная, коммуникативная формы депривации. )
Бытийный и рефлексивный слои сознания находятся в тесной взаимосвязи. Характеризуя взаимоотношения между слоями сознания, В.П.Зинченко пишет: «Рефлексивный слой сознания одновременно является событийным, бытийственным. В свою очередь, бытийный слой не только испытывает на себе влияние рефлексивного, но и сам обладает зачатками или исходными формами рефлексии. Поэтому бытийный слой сознания с полным правом можно назвать сорефлексивным. Иначе не может быть, так как если бы каждый из слоев не нес на себе печать другого, они не могли бы взаимодействовать и даже узнавать друг друга».
В рефлексивном слое, в значениях и смыслах, присутствуют элементы бытийного слоя. Смысл — это всегда смысл чего-то: образа, действия, жизни. Из них он извлекается или в них вкладывается. Выраженное словом значение содержит в себе как образ, так и действие. В свою очередь, бытийный слой сознания несет на себе следы развитой рефлексии, содержит в себе ее истоки и начала. Смысловая оценка включена в биодинамическую и чувственную ткань; она нередко осуществляется не только во время, но и до формирования образа или совершения действия.
Психологическая структура сознания
Мы уже отметили, что сознание представляет собой многомерное образование. В психологии зафиксированы различные подходы к выделению образующих сознания.
Одно из первых представлений о структуре сознания принадлежит З. Фрейду, согласно которому сознание имеет иерархическую структуру и включает в себя подсознание, сознание, сверхсознание. Подсознание и сверхсознание образуют состав бессознательного.
Мы уже отмечали, что выделение З. Фрейдом бессознательного, создание им метода психоанализа представляют собой пример одной из практик работы с сознанием.
Разграничение бессознательного и сознательного — это противопоставление континуума (непрерывности) и дискретности (прерывности). Моделью чистого, логически сконструированного сознания, т.е. сознания, очищенного от бессознательного, является искусственный интеллект, реализуемый на ЭВМ.
Сознательное и бессознательное — это не противоположности, а частные проявления «сознания вообще», где собственно сознательное есть рефлексивное, а бессознательное — арефлексивное сознание.
Индивидуализированная форма «сознания вообще» — это структурированное, организованное самосознание. Оно воспроизводится семантикой актуальной культуры. Общественная форма «сознания вообще» — это идеология (идеи, ценности, традиции, стереотипы, ритуалы и т.п.).
Самосознание понимается как отношение к действительности, т.е. сводится к гносеологическому, познавательному отношению. Иначе говоря, обыденная «очевидность» сознания стала возможной из-за отождествления его с самосознанием. Самосознание — настолько очевидное для каждого из нас явление, что факт его существования не вызывает никаких сомнений.
Сознанию присущ статус бытия: оно есть в практике реальной жизни и для целей этой жизни. Сознание есть осознанное бытие, оно обнаруживается в системе социальных связей и отношений, в которые втягивается и в которых действует человек.
Основная психологическая задача состоит в анализе процесса развития индивидуального сознания, процесса становления рефлексивного сознания. Как предмет собственно психологического анализа сознание выступает в форме практики сознания. Практика сознания есть процесс овладения сознанием, преодоление полной поглощенности текущим процессом жизни, занятие позиции над ней. Практика сознания преобразует бытийное сознание в рефлексию или в рефлексивное сознание.
Необходимым и первым этапом в становлении рефлексивного сознания является самосознание, или сознание самости. Иначе говоря, рефлексия как практика сознания обнаруживает себя как разной степени и глубины осознание самости, собственной субъективности. Самосознание как осознание себя, как сознание своей самости в зависимости от целей и задач, стоящих перед человеком, может принимать различные формы и проявляться как самопознание, как самооценка, как самоконтроль, как самопринятие.
Нацеленность человека на познание своих физических, душевных, духовных возможностей и качеств, своего места среди других людей составляет сущность самопознания. Самопознание совершается, во-первых, в анализе результатов собственной деятельности, своего поведения, общения и взаимоотношений с другими посредством сопоставления этих результатов с уже существующими нормативами. Во-вторых, при осознании отношения других ко мне (оценок результатов моей деятельности, поступков, черт характера, уровня развития способностей, качеств моей личности). В-третьих, самопознание совершается в самонаблюдении своих состояний, переживаний, мыслей, в анализе мотивов поступков и т.п. Самонаблюдение может происходить как по ходу осуществления деятельности или общения с другими, так и после этого, при восстановления в памяти прошедшего.
Самопознание является основой развития постоянного самоконтроля и саморегуляции человека. Самоконтроль проявляется в осознании и оценке субъектом собственных действий, психических состояний, в регуляции их протекания на основе требований и норм деятельности, поведения, общения. Самоконтроль является особым психологическим механизмом человека как субъекта деятельности, познания и общения.
Самопознание выступает также в качестве основы для реализации оценочного отношения к самому себе, или самооценки. Различие самопознания и самооценки может быть представлено как несовпадение когнитивно-познавательного и оценочно-ценностного компонентов самосознания. Самопознание может включать в себя самооценку, но оно может быть и чисто констатирующим, внеоценочным. Самооценка — это тот компонент самосознания, который включает в себя и знание о собственной самости, и оценку человеком самого себя, и шкалу значимых ценностей, относительно которой определяется эта оценка.
Самооценке и ее развитию у человека в психологии посвящено значительное число работ. Разработаны особые методические процедуры изучения самооценки. Установлено, что самооценка может быть адекватной (реальной, объективной) и неадекватной. В свою очередь, неадекватная самооценка может быть заниженной и завышенной. Каждая из них специфическим образом проявляется и в жизнедеятельности человека.
Завышенные оценки и самооценки приводят к формированию таких особенностей личности, как самоуверенность, высокомерие, некритичность и т.п. Постоянное занижение оценки человека со стороны окружающих и самой личности формирует в ней робость, неверие в свои силы, замкнутость, стеснительность и др.
Адекватная оценка и самооценка обеспечивает благоприятное эмоциональное состояние, стимулирует деятельность, вселяет в человека уверенность в достижении намеченных целей.Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Расчет стоимостиГарантииОтзывы
Самосознание тесно связано с уровнем притязаний человека. Уровень притязаний проявляется в степени трудности целей и задач, которые человек ставит перед собой. Следовательно, уровень притязаний можно рассматривать как реализацию самооценки человека в деятельности и во взаимоотношениях с другими.
Результатом самопознания человека является выработка им системы представлений о самом себе или «образа Я». «Образ Я» определяет отношение индивида к самому себе, выступает основой построения взаимоотношений с другими людьми.
Во-первых, это степень когнитивной сложности и дифференцированности, измеряемая числом и характером осознаваемых человеком своих качеств; при этом, чем больше качеств субъект осознает и чем сложнее и обобщеннее сами эти качества, тем выше уровень ее самосознания.
Во-вторых, это степень выраженности и конкретный состав «образа Я», его значимости для индивида. Люди могут различаться и по силе интенции, направленности на свое Я (у одних «образ Я» в центре сознания, у других — на периферии), и по предмету осознания: одни больше озабочены своим физическим Я, другие — социальным, третьи — духовным.
В-третьих, это степень внутренней цельности, последовательности «образа Я». Он может отличаться внутренней согласованностью либо включать в себя противоречивые представления субъекта о самом себе.
Противоречивость, непоследовательность «образа Я» вызывает внутреннюю напряженность, сомнения и колебания.
В-четвертых, это степень устойчивости «образа Я» во времени. У одних людей представление о себе остается стабильным, у других оно может быть неустойчивым, подверженным колебаниям и изменениям.
Общим знаменателем, интегральным измерением «Я» выступает самопринятие и самоуважение личности. Самоуважение соотносимо с ценностно-смысловыми установками личности; оно входит в структуру самосознания. Благополучное становление человеческой личности и индивидуальности возможно лишь в случае принятия человеком самого себя, положительной оценки своих способностей, черт характера, своего места среди других людей. В психологии установлено, что для лиц, совершающих правонарушения, характерно низкое самоуважение.
Американский психолог У. Джемс предложил формулу, определяющую переменные, от которых зависит самоуважение человека.
УСПЕХ
САМОУВАЖЕНИЕ = —————-
ПРИТЯЗАНИЯ
Самоуважение зависит от уровня притязаний субъекта и успеха или неуспеха в деятельности. Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить и тем вероятнее снижение уровня самоуважения. В свою очередь, успех в деятельности повышает самоуважение человека.
Поддержание приемлемого для личности уровня самоуважения составляет важную, как правило неосознаваемую, функцию самосознания. Как способ реализации данной функции выступают защитные механизмы личности или механизмы психологической защиты.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Реферат
Психологическая структура сознания
От 250 руб
Контрольная работа
Психологическая структура сознания
От 250 руб
Курсовая работа
Психологическая структура сознания
От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Структурализм
СтруктурализмСТРУКТУРАЛИЗМ
Считается первой школой психологии. Прикладные знания не акцентированы, была только структура знания.
ЭДВАРД БРЭДФОРД ТИТЧЕНЕР (1867-1927)
Родился в Англии
г.Студент Вундта в Лейпциге
Большую часть жизни проработал в Корнельском университете
Блестяще владеет языками
Нумизмат: тот, кто собирает монеты
Основатель структурализма
Ему нравились сигары (его борода загорелась во время курения)
Основал клуб под названием: Titcheners Experimentalists
.Очень похоже на Психологический клуб
.Женщин не пускали, потому что было много курения сигар. Некоторые все равно прокрадутся
Кристин Лэдд Франклин: прослушивал Титченера, чтобы позволить женщинам вступить в клуб. Проводил кампании против него за то, что он не позволял женщинам, в ответ Титченер удержал свой клуб в подполье.
Маргарет Флой Вашберн: один из студентов-консультантов Титченера и первым, кому он присвоил докторскую степень. К
Клуб сейчас известный как Общество экспериментальных психологов и продолжается до сих пор.
Собирает мозги
Титченер-Эббингауз Иллюзия
Изучил сознание и их точки зрения
Единственный способ точно изучить сознание осуществляется путем интроспекции.
Хотел, чтобы участники использовали язык самоанализа, а не интерпретацию того, что понимаете. Например, интерпретация будет такой: я вижу яблоко; интроспективный язык был бы таким: я вижу круглый красный предмет.
Ошибка стимула: путать мыслительный процесс обучения со стимулом или наблюдаемый объект (т. е. ваша интерпретация объекта). Это не заняло хорошо
Сознание: сумма нашего опыта за всю жизнь
Лаборатория
Опасно и рискованно
Попросили студентов надеть электроды на свое тело и заниматься сексом со своими супругами
самоанализ
Титченер и Вундт разошлись
Титченер: сложные когнитивные переживания
Вундт: Апперцепция (активный и организованный ум)
Титченер был во многом похож на Кулпе и попросил о ретроспекции
Титченер сказал, что есть 3 основные проблемы с психологией и хотел:
1.
Свести Сознание к его простейшим компонентам2. Определены законы, по которым связаны простейшие компоненты
3. Связь с психологическими состояниями
Титченер считал, что у нас было 3 элементы сознательного опыта
Ощущения
Качество
Продолжительность
Четкость
Интенсивность
Изображения
Качество
Продолжительность
Четкость
Интенсивность
Привязанности или эмоции
Качество
Продолжительность
Интенсивность
Вундт считал, что существует трехмерная теория эмоций, а Титченер не согласился и сказал, что есть только приятные и неприятные эмоции.
1920-е отвергли структурализм
Критика структурализма
Слишком субъективно
Слишком озабочен внутренним поведением
Самоанализ или ретроспекция? Мы все еще теряем информацию
Титченерс Проблемы
Может быть, вы не можете расстаться с переживаниями
Никакой животной или детской психологии? Бихевиоризм стал более популярный в это время
Ограниченное использование
Есть причина для языка
Что вы можете сделать с этой информацией?
Что хорошего в структурализме
Первая крупная школа мысли
Большое влияние на экспериментальную психологию
Это была хорошая начальная школа мысли — другие могли бы использовать ее как основу для чего не делать.
Структурализм
Считается ПЕРВОЙ школой психологии. Применяемый знания не подчеркивались, была только СТРУКТУРА знаний.
Эдвард Брэдфорд Титченер
(1867-1927)
Родился в Англии
Ученик Вундта
Корнельский университет
Блестящие языки
Нумизмат
Он любил сигары
Иллюзия Титченера
Экспериментаторы
Очень похоже на клуб психологов
Женщинам вход воспрещен
Кристин Лэдд Франклин
Маргарет Флой Уошберн
Общество экспериментальных психологов
Что ты видишь?
Ошибка стимула
Спутывание мыслительного процесса обучения со стимулом или наблюдаемый объект.
Сознание
Сумма нашего опыта как существующего в данное время
Разум
Сумма нашего опыта за всю жизнь
Самоанализ
Титченер и Вундт разошлись
Титченер: сложный когнитивный опыт
Вундт: Апперцепция (активный и организованный ум)
Элементы сознательного опыта
Ощущения
Качество
Продолжительность
Прозрачность
Интенсивность
Изображения
Качество
Продолжительность
Прозрачность
Интенсивность
привязанностей
Качество
Продолжительность
Интенсивность
Критика
Слишком субъективно
Слишком озабочен внутренним поведением
Самоанализ или ретроспекция?
Титченерс выпускает
Может быть, вы не можете расстаться с переживаниями
Никакой зоопсихологии или детской психологии?
Ограниченное использование?
Хорошие вещи
Первая крупная школа психологии
Влияние на экспериментальную психологию
Это хорошая школа для начинающих
Критические вопросы психологии
Домашняя страница критических вопросов Лекции Чтения Контакты Цели обучения
Заметки о структурализме и функционализме
Обе школы относятся к области психологии. Титченер был изобретателем структурализма, а Джеймс — изобретателем функционализма. Структурализм последовал за волюнтаризмом Вундта, а за структурализмом последовал функционализм.
Структурализм был школой мысли, в которой предметом психологии было сознание нормальных взрослых, а методом изучения был самоанализ. Функционализм был школой мысли, в которой предмет изучения был гораздо шире, чем структурализм (сознание и поведение нормальных и ненормальных животных и людей), а методы исследования были гораздо шире, чем в структурализме (самоанализ, изучение индивидуальных различий, сравнительная психология). прикладная психология, аномальная психология и др.).
Структурализм был основан на идее, что сознание структурировано так же, как и объекты. То есть составленные из ментальных элементов, которые были объединены в сложные ментальные соединения. Таким образом, в центре внимания исследования была структура сознания. Цель состояла в том, чтобы попытаться идентифицировать все элементы сознания, предъявляя испытуемым широкий спектр стимулов (таких как громкие удары, яркий свет и т. д.) и прося их определить, что они испытали (их непосредственный опыт).
Функционализм, с другой стороны, был основан на идее, что сознание вовсе не похоже на объект. В 1892 году Уильям Джеймс сказал:
.Несомненно, часто бывает удобно формулировать ментальные факты атомистическим способом и рассматривать высшие состояния сознания так, как если бы все они были построены из неизменных простых идей, которые «проходят и снова меняются». Часто удобно рассматривать кривые, как если бы они были составлены из маленьких прямых линий, а электричество и нервную силу, как если бы они были жидкостями. Но и в том, и в другом случае мы никогда не должны забывать, что мы говорим символически и что в природе нет ничего, что отвечало бы нашим словам. Постоянно существующая «Идея», появляющаяся перед рампой сознания через определенные промежутки времени, является такой же мифологической сущностью, как Пиковый валет.0290 .
Вместо этого Джеймс использовал аналогию с потоком, чтобы описать, на что на самом деле похоже сознание:
В большинстве книг используется так называемый синтетический метод. Начав с «простых идей ощущения» и рассматривая их как множество атомов, они продолжают строить высшие состояния ума из их «ассоциации», «интеграции» или «слияния», подобно тому, как дома строятся путем агглютинации. из кирпича. Этот…. заранее обязывает к весьма сомнительной теории о том, что наши высшие состояния сознания являются составными единицами … Первый и главный конкретный факт, который каждый подтвердит как относящийся к его внутреннему опыту, — это тот факт, что сознание того или иного рода продолжается. «Состояния ума» у него сменяют друг друга… Таким образом, сознание не кажется себе раздробленным на части. Ничего не соединено; оно течет. «Река» или «ручей» — метафоры, с помощью которых она наиболее естественно описывается.
Основное внимание в исследованиях функционализма уделялось тому, как сознание помогает людям адаптироваться к окружающей среде. Или, в более широком смысле, роль, которую сознание играет в нашей жизни.
Школой мысли, последовавшей за функционализмом, был бихевиоризм. Споры между функционализмом (Макдугалл) и бихевиоризмом (Ватсон) являются предметом онлайн-чтений на 6-й неделе курса.
Примечания из текста о Титченере и структурализме
1) Теория сознания Титченера (номера страниц из 9-го издания)
1) Сознание состоит из элементов (стр. 122).
2) Сознание имеет структуру (стр. 123).
3) Сознание есть сумма наших переживаний, как они существуют в данное время (стр. 131).
4) Разум есть сумма сознания за всю жизнь (стр. 131).
5) Элементы сознания складываются в сложные явления (стр. 134).
6) Существует 3 состояния сознания (ментальные элементы можно разделить на 3 типа): а) Ощущения б) Образы в) Аффективные состояния (стр. 134).
7) Ощущения являются основными элементами восприятия (поэтому восприятие представляет собой сложное явление) (стр. 134).
8) Образы – основные элементы идей (стр.134).
9) Аффективные состояния являются основными элементами эмоций (стр. 134).
10) Ментальные элементы имеют атрибуты. Ощущения и образы имеют следующие атрибуты: а) Качество, б) Интенсивность, в) Продолжительность и г) Ясность (стр. 134).
2) Метод исследования Титченера
Самоанализ: механическое, несубъективное состояние, в котором НОРМАЛЬНЫЙ ВЗРОСЛЫЙ человек наблюдает элементы сознательного опыта без рефлексии (стр. 132).
Экспериментирование: самоанализ должен проводиться с использованием экспериментального подхода, при котором наблюдения повторяются, изолируются от посторонних факторов и варьируются в соответствии с факторами, находящимися под контролем экспериментатора (стр. 133).
Повторение: мы должны иметь возможность предъявить один и тот же стимул дважды одному и тому же субъекту и получить один и тот же отчет о том, какие элементы сознания были испытаны.
Изоляция: стимул и только этот стимул должен предъявляться субъекту в любой момент времени.
Вариация факторов: Экспериментатор должен систематически варьировать количество, интенсивность и продолжительность стимула, чтобы определить их влияние на идентифицированные элементы сознания.
3) Лаборатория исследований Титченера
В тексте нет никаких подробностей. Просто говорится, что аспиранты были обучены самоанализу и определили тысячи элементов. На странице 133 есть около 5 или 6 предложений о конкретных результатах.
Это, кстати, указание на философскую направленность текста. В тексте особое внимание уделяется теориям сознания, методам исследования и философии науки, но очень мало говорится о реальных наблюдениях, сделанных в лаборатории.
4) Философия науки Титченера
Он был редукционистом, механистом (стр. 132) и эмпириком (в книге написано «экспериментатор») (стр. 133). Похоже, он мог изменить свои взгляды позже в своей карьере.
Примечания из текста об Уильяме Джеймсе и функционализме
1) Теория сознания Джеймса
1) Предполагаются элементы сознания (стр. 188).
2) Химическая аналогия не подходит.
3) Сознание нельзя разбить на части.
4) Сознание находится в непрерывном потоке.
5) Нет мысли/чувства/и т.д. бывает дважды.
6) Разум = Сознание
7) Разум: а) непрерывен б) избирательен в) активен
8) Ум: а) фильтрует б) комбинирует в) знает, что важно.
2) Метод исследования Джеймса
1) Самоанализ – но не вундтовский или титченеровский. Более широкое определение: заглянуть в разум и повторить то, что мы находим (стр. 191).
2) Экспериментальные методы, такие как изучение времени реакции и психофизических исследований.
3) Сравнительные методы: использование животных, детей, дегенератов и т. д.
4) Другие методы, такие как ментальное тестирование (стр. 205) и прикладная психология (стр. 205)
3) Лабораторные исследования Джеймса
Ничего не сказал, кроме того, что его это мало интересовало.
4) Философия науки Джеймса
1) Прагматик (стр. 191).
2) Не экспериментатор (стр. 187).
3) Психология мышления не является наукой (стр. 186).
4) Напоследок оставил психологию для философии (стр.187).
Ниже приведен пример ответа на вопрос SA:
Различие между структурализмом и функционализмом. Назовите самые основные различия между двумя позициями и то, что могло послужить причиной развития этих двух взглядов в психологии. Какая из этих двух школ мысли сегодня наиболее влиятельна в психологии и почему? Назовите основных фигур в историческом развитии этих двух направлений мысли.
Двумя главными фигурами в развитии структурализма и функционализма были соответственно Эдвард Титченер и Уильям Джеймс. Титченер разработал структурализм как школу мысли, основной целью которой было определение основных строительных блоков (которые он называл ментальными элементами) сознания. Он считал, что сознание родственно механическому объекту в том смысле, что оно состоит из основных элементов, объединенных в сложные структуры. Титченер считал, что психические элементы бывают трех типов: ощущения, б) образы и в) аффективные состояния. Таким образом, значительная часть работы Титченера включала идентификацию различных видов ментальных элементов. Говорят, что на протяжении своей карьеры он определил десятки тысяч различных элементов с помощью процедуры, называемой самоанализом. Интроспекция была методом наблюдения за элементами сознания, вызванными стимулом, в котором не задействована никакая форма интерпретации, мышления или субъективной оценки. Например, интроспективное наблюдение за яблоком будет включать непосредственные утверждения о цвете (красное), форме (круглое) и размере (маленькое) яблока, но не интерпретации того, что представляет собой объект (т. е. что это яблоко). Поскольку нормальная форма человеческого сознания включает в себя интерпретацию, наблюдателей нужно было научить интроспективному наблюдению за стимулами. Вполне вероятно, что подход Титченера был мотивирован открытиями, касающимися строения вещества, которые были сделаны в химии в начале 20-го века.
Джеймс отверг механистический, редукционистский, искусственный взгляд Титченера на человеческое сознание как на структуру элементов. Он разработал новую школу мысли, которая подчеркивала непрерывный, активный характер сознательного мышления. Джеймс также отвергал в высшей степени академический, экспериментальный характер структурализма и выступал за психологию с прагматичным подходом. При этом он резко расширил масштабы и методы психологии. Его функционалистская школа мысли поддерживала более широкую форму самоанализа, изучения времени реакции, психофизических методов, сравнительных методов, умственного тестирования и прикладной психологии. Поскольку многие из этих методов используются в современной психологии, можно утверждать, что функционализм оказал большое влияние на развитие современной психологии. С другой стороны, структурализм сегодня имеет очень мало влияния, если вообще имеет его. Пожалуй, единственная область психологии, на которую сегодня повлиял структурализм, — это когнитивная психология.