Психология эффективного управления персоналом
В задачи любого руководителя предприятия входит не только постоянное повышение уровня эффективности деятельности компании, но и всяческая поддержка рабочего персонала и создание благоприятных условий для его труда. Любой работник – это отдельная личность, имеющая свою мотивацию и взгляды на мир. Чтобы каждая кадровая единица стремилась работать на благо предприятия, руководящий состав должен быть знаком с таким понятием, как психология управления персоналом.
Суть психологии работы с сотрудниками
Самое лучшее доказательство того, что руководитель предприятия отлично справляется с возложенными на него обязанностями – это наличие у каждого работника позитивного отношения к своей работе и желания являться на службу ежедневно с целью трудиться на благо организации. Достичь этого можно посредством стимулирования рабочего процесса. Это значит, что руководство компании должно научиться формировать мотивы в профессиональной деятельности сотрудников. Это определяется некоторыми факторами:
- комфортные условия для работы}
- наличие перспектив в карьере работника}
- хорошие взаимоотношения в коллективе}
- приемлемая заработная плата}
- возможности развития – как профессионального, так и личностного.
Чтобы провести анализ и диагностику потребностей в каждом из перечисленных пунктов, необходимо знать психологию мотивации сотрудников. Кроме этого, для проверки существующего уровня мотивов профессиональной деятельности специалисты предлагают воспользоваться тестовыми методиками и опросниками.
Психология управления персоналом дает руководству компании возможность наглядно увидеть то, какой должна быть мотивация рабочего коллектива предприятия.
В первую очередь нужно запомнить, что каждый работник имеет свои потребности. Кто-то работает для обеспечения финансового положения своей семьи, кто-то приходит на работу для карьерного роста, а кто-то просто любит размеренный образ жизни и трудовая деятельность является для него обычным делом.
Взаимодействие между всеми перечисленными потребностями людей и мотивами их поведения в рабочем коллективе анализировал знаменитый психолог по имени Абрахам Маслоу. Он смог провести необходимые исследования и создал целую иерархию нужд человека, разделенную на пять основных уровней.
Пирамида Маслоу
Первый и самый основной уровень в пирамиде Маслоу состоит из обычных физических потребностей человека, к которым относятся голод, жажда, нужда в одежде и прочее. На втором уровне располагаются потребности в защите от различных неблагоприятных факторов и уверенность в будущем. Второй уровень пирамиды выражается в основном в том, что человек стремится иметь хорошее здоровье и не испытывать материального недостатка.
Третий уровень пирамиды Маслоу включает в себя нужды социального характера. Любой человек хочет быть признанным и причастным к общности или отдельному социальному слою населения. Он требует создания условий, в которых будет необходим людям, иметь привязанность к чему-либо и ощущать поддержку со стороны окружающих.
На четвертом уровне стоит потребность в уважении. Она проявляется в стремлении человека к похвалам за все, чего он смог добиться в жизни или на работе. На последнем уровне находится потребность самовыражения, и она включает в себя стремление совершенствовать свои знания и самореализовать внутренний потенциал, творческие способности и прочее. Эти потребности появляются, когда все более низшие полностью удовлетворены. Иными словами, человек не испытывает жажды творчества, если ему не хватает на еду или, например, он мерзнет в обуви не по сезону.
Перечисленные потребности человека – основа, от которой зависит вся психология в управлении персоналом. Поэтому возникает вопрос о том, как применить данные механизмы в мотивации персонала организации. Отвечать за это должен специалист, который чаще всего занимает пост менеджера по работе с коллективом. В перечень его обязанностей включается проведение тестирования кадровых ресурсов организации и выполнение анализа их нужд. Далее, после обобщения полученной информации, менеджер обязан разработать концепции, гарантирующие воплощение моделей мотивации для сотрудников в жизнь предприятия.
Способы повышения мотивации трудящихся
На практике при помощи психологических программ управления рабочим коллективом можно применить следующие подходы, обеспечивающие повышение мотивации работников к трудовой деятельности.
Организационный
Организационный подход состоит из обеспечения взаимодействия работников на основе трех компонентов: обучение, мотивация материального и нематериального характера. Самое главное при использовании организационного подхода – обеспечение совпадения характеристик поведения сотрудников со взглядом руководящего состава на рабочий процесс и культуру отношений в коллективе.
Личностно-деятельностный
В основу личностно-деятельностного подхода к повышению мотивации кадров предприятия закладывается технология, способствующая развитию потенциала, которая называется коучинг. Данная технология разработана с целью диагностирования стиля мотивирования не трудящихся, а руководства организации и обеспечения развития его самомотивирования. Это объясняется тем, что чем реалистичнее и грамотнее руководство разбирается в вопросе касательно мотивации своих подчиненных, тем легче ему будет выбрать модель дальнейшего взаимодействия с рабочим коллективом и быстро сменить вариант, если он окажется неработоспособным.
Потребностно-материальный
В случае с выбором потребностно-материального подхода большое внимание уделяется стимулированию работы сотрудников при помощи материальных ценностей. Однако следует запомнить, что данный способ может быть эффективным только один раз, так как люди очень быстро привыкают к вознаграждению и без стабильного повышения оплаты теряют интерес к работе. Ввиду этого стоит ввести систему «кнута и пряника», которая обеспечит строгую дисциплину в коллективе.
Личностно-ориентированный
Личностно-ориентированный подход является одним из социально-психологических аспектов управления сотрудниками и включает в себя предварительное диагностирование типа работников, которые трудятся на благо компании. В основном специалисты выделяют несколько категорий сотрудников в зависимости от их потребностей. Например, некоторые трудящиеся обладают стремлением к власти, а некоторые хотят денег, признания или стабильности. Определяя преобладающий слой людей, работающих на предприятии, можно более точно разработать необходимый подход, который будет стимулировать их мотивацию к труду.
Обучение основам психологии управления персоналом
Любой владелец бизнеса осознает, что основным ресурсом, от которого зависит развитие и успешность компании, является его рабочий коллектив. Чтобы создать сплоченную команду, состоящую из организованных сотрудников, нужно привлечь в штат работников специалиста, который обладает знаниями в сфере психологии руководства персоналом.
Умение управлять коллективом достаточно востребовано на современном рынке труда, и найти настоящего квалифицированного менеджера очень тяжело. Нынешние агентства, специализирующиеся на подборе персонала для организаций, стали предлагать совершенно новые вакансии, к которым относятся:
- руководитель внутренних коммуникаций}
- HR-менеджер}
- директор учебного центра}
- управляющий отделом кооперативной культуры}
- менеджер по внутреннему пиару}
- специалист по культурной организации, коммуникациям и вовлечению.
Однако для тех владельцев компаний, которые уже имеют в штате сотрудников человека, готового принять на себя роль менеджера по работе с коллективом, существует специальное предложение, которое дает возможность обучить своего подчиненного эффективному управлению кадровыми ресурсами. Данная программа называется «организационная психология и управление персоналом».
Обучение менеджера по работе с персоналом
Все фирмы, которые предоставляют владельцам компаний услуги подготовки менеджеров по работе с сотрудниками, работают в основном по единой программе, которая ориентирована для следующих специалистов:
- работающих в сфере HR без базового образования (специалист по кадрам, специалист по управлению персоналом, специалист по другим кадровым вопросам)}
- занимающих руководящие должности на любых уровнях и направлениях деятельности предприятия}
- владеющих своим личным бизнесом и понимающих всю важность создания правильной и эффективной системы кадров.
В обучение менеджера по работе с коллективом входят мероприятия, направленные на быстрое развитие необходимых компетенций в сфере управления рабочим персоналом, а именно:
- создание и проведение бизнес-тренингов}
- коучинг (психология HR)}
- правильная организация и управление учебным центром}
- организационный консалтинг, в состав которого входит создание организационной структуры, диагностирование кадровых ресурсов и последующее консультирование по вопросам профессиональной деятельности.
Все методики обучения основываются на вовлечении слушателя в процесс учебы, состоящий из лекций, практических занятий, тестирования, игр делового характера, просмотра обучающих видео, case-study, мастер-классов и тренингов.
Акцент на психологических методах управления персоналом
Бакалавриат и магистратура «Управление персоналом» на Факультете социальных наук
Как правило, образование в области управления персоналом получают на экономических факультетах университетов. Теперь такое образование можно получить на Факультете социальных наук ННГУ им. Н.И.Лобачевского.
Как решить абитуриентам и их родителям, где осваивать управление персоналом? Как выбрать место обучения человеку, желающему освоить магистерскую программу?
Чтобы ответить на эти вопросы нужно обратиться к специфике образовательного контекста, содержащего большой объем психологии и социологии управления. Почему профессорско-преподавательский состав ФСН решил, что стоит реализовать такие программы? Известно, что Россия традиционно отстает от большей части развитых стран, а теперь и от стран ближнего зарубежья, по уровню обслуживания клиентов, пациентов, покупателей, отдыхающих и прочих категорий наших соотечественников и зарубежных гостей. Это неоднократно подчеркивается на самых высоких уровнях государственного управления. И это знает почти каждый российский гражданин, который периодически становится то посетителем ресторана, то постояльцем отеля, нуждается в заботе медицинского персонала или помощи чиновника, в квалифицированной помощи туристического агента, банковского служащего, риэлтора и пр.
Если спросить менеджеров и их подчиненных о методах, которые используются в управлении персоналом, то среди названных будут преобладать методы «кнута и пряника», «не хочет – заставим», «разделяй и властвуй». И это в XXI веке, когда человек становится самой основной ценностью общества. И персонал, и те, кто оказываются во взаимодействии с персоналом. Все более востребованными становятся бизнес-технологии клиент-ориентированности и даже клиент-центрированности, требующие тонких психологических методов управления персоналом.
Но такие методы могут быть реализованы только людьми, прекрасно владеющими психологическими компетенциями, способными не только отвечать на высказанные потребности клиента. Нужно владеть компетентностью в области социальной перцепции и уметь не только предугадывать, но и развивать потребности клиента.
В психологической подготовке нуждаются и службы управления персоналом, и менеджеры, управляющие персоналом на рабочих местах. Только в этом случае персонал будет правильно подобран, правильно (и правильному) научен, партнеры и клиенты будут довольны, а бизнес будет процветать.
Сотрудник компании, вставшей на путь клиент-ориентированности, работает почти как психотерапевт: уставший и нервный клиент после контакта с таким сотрудником уходит с лучшим настроением, чем пришел, снова и снова хочет возвращаться и то же советует своим знакомым, распространяет в социальных сетях позитивную информацию о компании, действуя уже как специалист по связям с общественностью.
Не случайно успех современного бизнеса связывают с тем, насколько он может учитывать и будить воображение, фантазию клиентов, давать им яркие позитивные переживания от предоставляемых товаров и услуг, поскольку, к счастью, миновало время «бери, что дают и скажи спасибо».
Кстати, с этим связаны и новые феномены в бизнесе, которые для правильной интерпретации требуют глубоких знаний не только в области психологии, но и в сфере социологии, дающей понимание социальных процессов, состояний общества в целом и его различных групп. Например, известный феномен «клиентского экстремизма». С ним тоже нужно уметь справляться, хотя это и очень непросто.
Безусловно, подготовка в сфере управления персоналом на Факультете социальных наук полностью соответствует федеральному государственному стандарту. Выпускники работают в самых разных сферах бизнеса: от крупных промышленных холдингов до небольших ресторанов. Правовые и экономические дисциплины представлены в полном объеме, поскольку любая деловая активность должна осуществляться в строгом соответствии с законом и быть экономически эффективной.
Специфика состоит в акценте на психологических методах управления персоналом, развитии компетенций клиент-ориентированного бизнеса, делающего сотрудников довольными своей трудовой деятельностью, а клиентов – счастливыми.
О подготовке бакалавров по направлению «Управление персоналом»
О подготовке магистров по программе «Управление персоналом и развитие человеческих ресурсов организации»
Текст подготовлен коллективом кафедры психологии управления ФСН
Роль психологии в управлении персоналом (HRM)
Менеджмент и лидерство03 ноября 2021 г.
| Саран ДаремИ психология, и управление человеческими ресурсами (HRM) ориентированы на человека. Растущее признание того, насколько взаимосвязаны эти две области, показывает, что роль психологии в УЧР значительна. На самом деле, многие из тех, кто получил квалификацию психолога, сделали успешную и приносящую удовлетворение карьеру в области управления человеческими ресурсами.
Что такое ориентированный на человека подход?
Подход, ориентированный на людей, означает, что люди находятся в центре внимания, а их благополучие является целью. Речь идет о сотрудничестве, построении отношений, их поддержании и создании связей. В этом контексте основное внимание уделяется тому, что кто-то может сделать, и поддержке их для достижения их стремлений. Следовательно, речь идет о поддержке кого-то в контексте того, где он работает, и его жизненных обстоятельств. Так что они могут использовать свои способности и максимизировать свой собственный потенциал.
Что такое управление человеческими ресурсами (HRM)?
Управление человеческими ресурсами имеет пять основных направлений:
- Планирование и разработка стратегии управления персоналом.
- Подбор, отбор и представление сотрудников.
- Управление эффективностью и вознаграждением.
- Развитие талантов и обучение.
- Администрация труда и отношений между работниками.
Таким образом, управление персоналом сосредоточено на найме, увольнении, развитии и управлении сотрудниками. Персонал HRM также отвечает за разрешение конфликтов и поддержание благополучия сотрудников на рабочем месте. Это означает, что понимание того, как люди думают и что заставляет их что-то делать или не делать, очень важно. В целом, УЧР сосредоточено на людях и поддержании их благополучия в контексте компании.
Что такое психология?
По сути, те, кто изучает психологию, учатся понимать взаимодействие между функциями нашего мозга, психическими процессами и нашим поведением. Таким образом, психологию можно охарактеризовать как науку о разуме и поведении. Психология важна, потому что она помогает нам понять и объяснить, почему люди что-то делают. Имея возможность сделать это, психологи могут помочь людям с проблемами. Например, в работе и личных отношениях. А также стресс, беспокойство, финансовые трудности и травмы. Психологи стремятся помочь кому-то понять, справиться и преодолеть проблемы в своей жизни. Тем самым, в идеале, позволяя им вести сбалансированную жизнь и снабжая их инструментами для преодоления будущих трудностей.
«Психология и управление персоналом используют подход, ориентированный на людей, и работают рука об руку друг с другом».
Важность корпоративного оздоровления
Корпоративное оздоровление также известно как оздоровление на рабочем месте. Это целенаправленная попытка внутри компании создать здоровую и счастливую рабочую среду. Обычно этим руководит кто-то из отдела кадров. Одним из результатов приятной рабочей среды является снижение текучести кадров внутри компании. Более высокое удержание персонала означает, что сотрудники имеют хорошие знания о компании и отрасли. Это также приводит к тому, что меньше необходимости постоянно обучать людей, прежде чем они смогут выполнять свою работу. А также привлекать персонал более высокого уровня, когда в компании есть возможность трудоустройства. В целом более высокий уровень удержания персонала связан с повышением производительности, что означает увеличение прибыли для этих компаний.
Другой частью корпоративного благополучия является внедрение программ, облегчающих медицинские осмотры и санитарное просвещение. Некоторые компании также вводят программы упражнений или поддерживают спортивные команды сотрудников. В компании с более здоровыми сотрудниками обычно меньше дней по болезни и выше производительность труда.
Место встречи психологии и управления человеческими ресурсами
Очень немногие люди способны разделять жизнь на части до такой степени, что различные контексты их жизни не влияют друг на друга. Например, человек, испытывающий финансовые трудности, может отвлекаться на работе, и его производительность снижается, а количество ошибок увеличивается. Точно так же вы можете быть постоянно на взводе, если между вами и вашим боссом постоянно возникают трения. Это может привести к тому, что вы будете вспыльчивы с семьей и друзьями.
Люди, способные управлять своим уровнем стресса, поддерживать здоровый баланс между работой и личной жизнью и получать удовольствие от своей рабочей ситуации, имеют преимущество. Это потому, что они, как правило, лучше общаются, способны хорошо сосредоточиться и обладают хорошей уверенностью в себе. Что часто приводит к улучшению отношений с окружающими и успешной карьере. По сути, они хорошие коллеги и продуктивные сотрудники.
Преимущества наличия квалификации психолога в HRM
Если вы работаете в HRM, наличие специальной подготовки для понимания того, как люди думают и основных причин, почему они делают то или иное, является преимуществом. Это упрощает решение проблем между сотрудниками и ускоряет процессы разрешения конфликтов. Вы, вероятно, будете лучше давать правильные советы, помощь и поддержку сотрудникам, когда это необходимо. А также быть в состоянии обеспечить хорошее руководство руководством во время дисциплинарных и исправительных процессов. Поддержание и настройка корпоративного благополучия также выиграют от опыта тех, кто имеет квалификацию психолога. Это потому, что вы можете увидеть, что на самом деле мотивирует людей участвовать и упорствовать в программе. Это также поможет получить базовое представление о том, что сорвало его или препятствовало участию.
Где учиться
SACAP имеет ряд квалификаций, которые помогут вам работать в HRM. В Центре управления и лидерства вы можете подать заявку на получение степени бакалавра прикладных наук (по специальности «Психология и управление человеческими ресурсами») или бакалавра социальных наук с отличием в области управления человеческими ресурсами. Для получения дополнительной информации свяжитесь с нами или зарегистрируйтесь онлайн.
Обеспечьте уверенность в завтрашнем дне своей карьеры и повышения квалификации в Интернете
Что такое гибкое мышление?
Роль психологии в управлении персоналом
Шаттерсток Шалу ГодараШалу Годара
Менеджер по подбору персонала в Indigo
Опубликовано 12 марта 2015 г.
+ Подписаться
Будучи рекрутером, я изо дня в день встречаюсь с кандидатами для собеседований. Первое, чем мы обмениваемся, это улыбка и рукопожатие. Это первая возможность создать настоящую человеческую связь. В какой-то степени это также помогает мне чувствовать черты личности другого человека.
Я не хочу представлять себя кандидату, будто я экстрасенс и они предмет моего изучения — в конце концов, всем нам нравится хороший человеческий опыт. НИЧТО не может и никогда не будет иметь большей ценности, чем подлинное личное общение. Будь то кандидат, клиент или любая другая профессиональная среда, мы ищем « ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ПРИКОСНОВЕНИЕ », и роботы по подбору персонала никогда не смогут воспринять этот термин, если они не поймут его и не применят на практике. Понимание психологии вместе с аутентичностью может дать вам гарантированный доступ к этому сверхчеловеческому поведению и другим потрясающим человеческим переживаниям.
Качества, которые рекрутеры проявляют, чтобы успешно оказывать большее влияние на соискателей, следующие: ощущаемая «теплота» (энтузиазм, представительность, чуткость, готовность помочь) и знание работы. Вам нечего предложить своим кандидатам и сотрудникам, чего не могут предложить другие организации, кроме человеческой и яркой культуры. Если я надену свою настоящую психологическую шляпу, это отличное сочетание для того, чтобы быть человеком HR. Итак, какую пользу может принести вам изучение психологии, если вы HR-специалист?
1. Психология играет очень важную роль при приеме на работу, применении дисциплинарных мер или разрешении споров между работниками.
3. Психология не только освещает проблемы, с которыми мы сталкиваемся в современной жизни, но и предлагает некоторые решения. Понимание этого результата может помочь HR-специалисту максимизировать благополучие и производительность своей рабочей силы. Селигман различает три типа счастья: удовольствие, вовлеченность и осмысленность. Если люди испытывают сильное чувство вовлеченности или значимости, они, как правило, очень счастливы. Удовольствие обеспечивает этим людям бонус, но люди, которые получают только удовольствие без участия или осмысленности, не так счастливы. Чувство вовлеченности, возникающее в результате использования ваших сильных сторон в работе, вероятно, наиболее актуально для HR. Назначение нужного работника на правильную должность в зависимости от его или ее сильных сторон, а затем формирование чувства потока и вовлеченности в работу не только повышает производительность, но и способствует лояльности и благополучию работника.
4. Психологи часто применяют исследования для повышения производительности труда, выбирая сотрудников, наиболее подходящих для конкретной работы. Эти курсы все больше привлекают людей, работающих в таких областях, как преподавание, обучение и развитие, а также маркетинг. Это позволяет им расширить свой кругозор и думать о человеческом поведении в контексте, а не обременять себя только книгами по менеджменту. Вам не нужно идти на ученую степень, если вы занятой профессионал. Многие из связанных тем и знаний легко доступны в Интернете и сегодня.
Специалисты по управлению персоналом являются экспертами в максимальном использовании потенциала и понимании психологии наиболее важных активов любой организации — ее сотрудников . Вместо того, чтобы искать сиюминутное удовлетворение и многомерную стимуляцию, давайте вновь вернемся к тому, чтобы стать полноценными людьми — использовать эту удивительную массу серого вещества в наших головах, лелеять инженерное великолепие нашего физического тела, лелеять наши хрупкие, но доблестные сердца и размышлять о то, что больше, чем мы сами, из чего мы можем черпать силы и кому свободно отдавать.