игра, учение, труд — Студопедия
Поделись
Ведущая деятельность — это такая деятельность, которая на данном возрастном периоде онтогенеза ответственна за психическое развитие ребёнка и определяет возникновение в его психике важнейших психических новообразований.
Есть три вида деятельности: игра, учение, труд.
Игра — процессуальный вид деятельности, потому что важен процесс, а не результат. Учение и труд — результативный вид деятельности, они близки по психологической природе, так как здесь важен именно результат деятельности, а не процесс.
Игра.
Вид непродуктивной, процессуальной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. А попросту, ребёнку нравится играть, ему это приятно, вот он и играет. Это первый вид деятельности, который осваивает ребёнок.
Известно, что игровое поведение наблюдается и у молодых животных, проявляющееся во всевозможной возне, имитации драк, беготне и т. д. У некоторых животных наблюдаются игры с вещами. Поведение молодых животных в процессе игры можно рассматривать, прежде всего, как реализацию потребности организма в активности, разрядке накопленной энергии. Об этом свидетельствует то, что игра у них тормозится при голодании или ограниченном питании, при воздействии высокой температуры среды и т.п. Если животное лишить на некоторое время партнеров для игры (это явление называют «игровым голодом»), то его возбудимость и игровая активность затем резко повышаются, т. е. происходит как бы накапливание соответствующей энергии.
Исследования показывают, что и у ребенка игра служит формой реализации его активности, формой жизнедеятельности. Ее побудителем является потребность в активности, а источником — подражание и опыт.
Игра, как вид самостоятельной деятельности, возникает у ребёнка в три года, после кризиса «Я сам». Ребенок уже владеет человеческими способами восприятия окружающего мира, научился действовать как человек, но пока ещё в тесном содействии с матерью и под её руководством. Теперь, освободившись в возрасте трёх лет из диады мать-дитя, ребёнок учится действовать самостоятельно, независимо от взрослых.
Параллельно с предметами-орудиями ребенок сталкивается в своей практике с другим видом вещей — игрушками. Человеческий способ употребления последних — игра, т. е. изображение с их помощью каких-то других, настоящих вещей и действий. Взрослые учат детей этому употреблению игрушек. Они показывают ребенку, как нужно поить куклу, укачивать ее, водить гулять, как кормить игрушечного медвежонка, возить машину и т. п.
По мере взросления ребёнка игра усложняется.
Учение.
Однако во всех видах поведения и деятельности ребенка, которые мы до сих пор рассматривали, этот конечный результат — освоение общественного опыта — не совпадал с целями самой деятельности. Ребенок манипулирует вещами не для того, чтобы чему-то научиться. Когда он делает первые шаги и пытается произнести первые слова, им не движут цели научиться ходить и говорить. Его действия направлены на удовлетворение непосредственных потребностей в исследовании, активности, на овладение вещами, на воздействие на окружающих и т. д. Освоение соответствующих действий и информации выступает, поэтому, для ребенка не как цель, а лишь как средство удовлетворения соответствующих потребностей.
Наступает время, когда в жизнь ребенка входит особый вид деятельности. Это деятельность, непосредственной целью которой является само освоение определенной информации, действий, форм поведения. Такая специфическая деятельность субъекта, имеющая своей целью научение, называется учением.
Итак, учение — деятельность целью, которой является научение, т.е. освоение знаний, умений, навыков.
Учебная деятельность не только вооружает человека знаниями, навыками и умениями, необходимыми для различных видов общественно полезной активности. Она формирует у человека также умение управлять своими психическими процессами, умение выбирать, организовывать и направлять свои действия и операции, навыки и опыт в соответствии с решаемой задачей. У ребёнка формируются высшие психические функции, главная особенность состоит в том, что они являются произвольными.
По своей природе учение и труд психологически очень близки: и учение, и труд являются результативными, т.е. они выполняются ради результата. Отсюда понятно, что учение подготавливает человека к труду.
Труд.
Труд это деятельность, направленная на производство определенных общественно полезных (или по крайней мере потребляемых обществом) продуктов — материальных или идеальных. Трудовая деятельность — главная деятельность человека. Человечество (как вид) прекратило бы свое существование, если бы перестало трудиться. Поэтому трудовая деятельность может рассматриваться как специфическое видовое поведение человека, обеспечивающее его выживание, победу над другими видами и использование им сил и веществ природы.
Целями трудовой деятельности могут быть вещи, потребляемые людьми, и вещи, необходимые для производства таких потребляемых вещей, — хлеб и машины, мебель и орудия, одежда и автомобили и т. д. Это может быть энергия (тепло, свет, электричество, движение) и средства информации (книги, чертежи, фильмы). Наконец, это могут быть идеологические продукты (наука, искусство, идеи) и действия, организующие поведение и труд людей (управление, контроль, охрана, воспитание).
При этом несущественно, нужен ли производимый человеком продукт для удовлетворения его собственных потребностей. Достаточно, если продукт этот нужен обществу в целом. Соответственно цели деятельности человека перестают определяться его личными потребностями. Они задаются ему обществом, а сама деятельность принимает форму выполнения определенного общественного задания. Таким образом, трудовая деятельность людей является по своей природе общественной. Потребности общества ее формируют, определяют, направляют и регулируют.
Общественной является эта деятельность и по ее характеру. Благодаря разделению труда в современном обществе ни один человек не производит всего того, что ему требуется, и почти никогда не участвует в производстве хотя бы одного продукта с начала до конца. Поэтому все, что требуется для жизни, человек должен получать от общества в обмен свой труд.
Тем самым действия, которые выполняет человек в труде, определяются не биологической потребностью, а поставленной производственной целью и его отношениями к другим людям в процессе осуществления этой цели. Для выполнения и регулирования такого рода действий необходимо использование высших процессов переработки информации, и, прежде всего воображения и мышления.
Труд как основной вид деятельности человека
Похожие презентации:
Религия. Искусство. Мораль
Даосизм — китайское традиционное учение
Где логика
Аль-Фараби
Философские взгляды А. Шопенгауэра
Философская антропология
Познавательная и коммуникативная деятельность
Структурно-логические схемы по философии
Философия Эпохи Возрождения и Нового времени
Потребности человека. (Обществознание, 6 класс)
1. Труд как основной вид деятельности человека
2. Деятельность как философская категория
• Способ существования человека иобщества в целом, активное отношение к
миру, направленное на его целесообразное
изменение и преобразование
3.
Деятельность как категория психологии• совокупность процессов реального бытиячеловека, опосредованных сознательным
отражением.
4. Деятельность как форма связи субъекта с миром
• Включаетв себя 2 взаимосвязанных
процесса –
1. Активное преобразование мира субъектом
— опредмечивание
2. Изменение самого субъекта за счет
впитывания в себя более широкой части
предметного мира — распредмечивание
5. Деятельность как форма связи субъекта с миром.
1.Активное преобразование
мира
субъектом
–
опредмечивание
2. Изменение самого субъекта за
счет впитывания в себя более
широкой части предметного
мира — распредмечивание.
6. Деятельность первична
ДеятельностьСубъект
Объект
7. Интериоризация
• Механизм развития субъекта — переводвнешних материальных форм деятельности
во внутренний план
8. Интериоризация
9. Основные характеристики деятельности
Предметность
Социальная общественная природа
Опосредованный характер
Целенаправленность
Инициированная субъектом система
действий, соединенных мотивом.
• Продуктивность
10. Структура деятельности
• Потребности — переживание нужды,источник активности
• Мотив — предмет удовлетворения
потребности называется
• Действие — законченный элемент
деятельности подчиненный цели
• Цель — осознанный образ будущего результата
• Операция — способ выполнения действий,
подчиненный условиям и контролируемый
подсознанием
11. Продукты деятельности
• Знания — образы, представления и понятия,необходимые для организации и регулирования
деятельности.
• Умения
возможность
выполнить
действие
практически; возникает на основе знаний, в результате
подражания или самостоятельных проб и ошибок
• Навыки — автоматизированный способ выполнения
действия. Формируется в результате упражнений.
Навыки могут быть двигательными, мыслительными,
сенсорными (навык различения сигналов в азбуке
Морзе) и навыками поведения.
• Привычка — действие, выполнение которого стало
потребностью. Если человека лишить возможности
осуществлять свои привычки, он будет испытывать
дискомфорт (не чистить зубы, не курить). Привычки в
отличие от навыков могут быть хорошими и плохими.
12. Виды деятельности
Игра — деятельность, входе которой не
создается общественнозначимый продукт, но
происходит овладение
миром взрослых.
Мотивом игры является
удовольствие от ее
процесса. Эта
деятельность свободная,
нерегламентированная,
без принуждения извне.
13. Виды деятельности
Учение—
непосредственная
подготовка личности к
труду, в ходе чего
происходит
развитие
личности
умственно,
физически и эстетически.
Учение
протекает
в
строгих организационных
формах.
Мотивами
учения являются чувство
долг
ответственности,
интерес к результатам и
процессу учения.
16. Виды деятельности
Труд — главная деятельностьчеловека, направленная на
создание
общественно
полезных материальных и
духовных продуктов. Она
протекает в обязательных для
человека
организационных
формах. Мотивами труда
являются
чувстве
долга,
ответственности,
материальный
интерес,
интерес к результату и процесс
труда, привычка трудиться.
Трудовая деятельность для
каждой личности должна быть
средством реализации всех ее
способностей
17. Развитие представлений о смысле труда
• труд — как необходимость для выживания;• как обязанность и долг человека;
• как производственно-техническая
необходимость;
• как социально-экономическая потребность,
условие социального статуса;
• труд как личностная потребность и условие
развития человека.
18. Психологические признаки труда, трудовой деятельности (Е.А.Климов).
• Сознательное предвосхищение социально-ценногорезультата (знание о продукте труда, осознание его
социальной значимости, аффективный тон этого
знания).
• Сознание обязательности достижения заданного
результата (понимание ответственности, переживание
ее)
• Владение внешними и внутренними средствами
деятельности (знание средств деятельности,
практическое владение средствами деятельности,
переживания , связанные с применением средств
деятельности)
• Ориентировка в межлюдских производственных
отношениях (понимание-знание вариантов
взаимоотношений, переживание взаимоотношений)
19.
Трудовая деятельность• Общественно-необходимая деятельностьчеловека, требующая усилий в достижении
определенных целей и результатов.
• Единица труда — профессиональная задача,
предполагает выполнение различных
трудовых действий.
20. Группы профессиональных действий
1. Двигательные (действия перемещения,расположения, поворота и т.д.).
2. Познавательные (гностические) действия, куда
входят действия восприятия, воображения и
логические действия.
3. Действия межличностного общения;
диагностирующие, действие-требование,
действие по информационному управлению
партнером.
4. Действия по согласованию усилий.
21. 7 типов профессиональных действий
Перцептивные действия
Мнемические действия
Имажинитивные действие
Логические действие
Действия контроля
Интерперсональные действия
English Русский Правила
Иерархия человеческой деятельности [Теория деятельности]
Теория деятельности или «Культурно-историческая теория деятельности (ЧАТ)» представляет собой междисциплинарную философскую основу для изучения как индивидуальных, так и социальных аспектов человеческого поведения. С точки зрения теории деятельности человеческая деятельность или «то, что люди делают» представляет собой основную единицу анализа при изучении человеческого поведения. Наиболее важным аспектом теории деятельности является понимание как индивидуальных, так и коллективных аспектов человеческой деятельности с культурной и исторической точки зрения.
In 2012, Kaptelinin and Nardi summarized five basic principles of Leontiev’s activity theory:
- Object-orientedness
- Hierarchical structure of activity
- Mediation
- Internalization and externalization
- Development
Иерархическая структура деятельности первоначально была сформулирована А. Н. Леонтьевым (1978). Следует отметить, что целью Леонтьева была разработка психологической теории на индивидуальном уровне с понятием Деятельности. Таким образом, мы увидим, что три уровня деятельности соответствуют трем уровням психологических представлений.
Давайте сначала посмотрим на схему. Я нашел следующую диаграмму из книги Виктора Каптелинина и Бонни А. Нарди Действуя с помощью технологий (2006, стр. 64). Три уровня деятельности: активность, действия и операции. Три уровня психологических понятий: мотив, цели и условия.
Источник: Виктор Каптелинин и Бонни А. Нарди («Действуя с помощью технологии», 2006, с.64)По Леонтьеву, «Отдельные конкретные виды деятельности могут различаться между собой по различным признакам: по своей форме, по их выполнения в соответствии с их эмоциональной интенсивностью, в соответствии с их потребностями во времени и пространстве, в соответствии с их физиологическими механизмами и т. д. Главное, что отличает одну деятельность от другой, однако, это различие их объектов . Именно предмет деятельности придает ей определенное направление». (1978, с.98)
Итак, что является объектом деятельности?
Ответ Леонтьева — мотив деятельности. Леонтьев утверждал: «По предложенной мною терминологии предмет деятельности есть ее истинный мотив. Подразумевается, что мотив может быть как материальным, так и идеальным, либо присутствующим в восприятии, либо исключительно в воображении или в мысли. Главное, чтобы за деятельностью всегда стояла потребность, чтобы она всегда отвечала той или иной потребности». Он также добавил примечание о термине мотив: «Такое ограниченное понимание мотива как того объекта (материального или идеального), который вызывает и направляет деятельность на себя, отличается от общепринятого понимания» (19).78, с.98)
Определив уровень «деятельность — мотив», Леонтьев перешел на его подуровень: уровень «действие — цель». Он говорил: «Мы называем процесс действием, если он подчинен представлению о результате, который должен быть достигнут, т. е. если он подчинен сознательной цели. Точно так же, как понятие мотива связано с понятием деятельности, понятие цели связано с понятием действия». (1978, стр. 99)
Леонтьев также взаимозаменяемо использовал термины «целенаправленные процессы» и «действия». Например, он говорил: «Мы называем процесс действием, если он подчинен представлению о результате, который должен быть достигнут, т. е. если он подчинен сознательной цели. Точно так же, как понятие мотива связано с понятием деятельности, понятие цели связано с понятием действия» (19).78, p.99)
Грегори З. Бедни и Стивен Р. Харрис утверждали, что существуют проблемы перевода терминов, связанных с теорией деятельности. Например, они указывали: «Точного эквивалента английскому слову «цель» в русском языке не существует, а понятия цель и цель несут в деятельностно-теоретической психологии четко дифференцированные значения… Слово «цель» может быть переведено как цель и намерение как намерение или цель. Советские теоретики деятельности приложили большие усилия для выяснения различий и сходств между этими представлениями и, в частности, для различения целеобразность’ , — целеустремленность, целенаправленное поведение — от целенаправленность , ‘намерение достичь осознанной цели… Вследствие этих различных соображений мы считаем понятие «цель» открытым для неверного толкования , и поэтому не может одобрить его использование в качестве базовой концепции в AT-HCI». (2008)
Думаю, поэтому на диаграмме для среднего уровня показано «действие — цель», а не «действие — цель».
Третий уровень относится к «работе — состоянию». По Леонтьеву, «всякая цель, даже такая, как «достижение точки N », объективно достигается в определенной объективной ситуации. Конечно, для сознания субъекта цель может выступать в абстракции от этой ситуации, но его действие не может быть абстрагировано от нее. По этой причине, , несмотря на свой интенциональный аспект (что должно быть достигнуто), действие также имеет свой оперативный аспект (как, какими средствами этого можно достичь), что определяется не целью самой по себе, а предметно-предметными условиями ее достижения. Другими словами, выполняемое действие адекватно поставленной задаче; тогда задача представляет собой цель, поставленную в конкретных обстоятельствах. По этой причине действие имеет специфическое качество, специфически «формулирующее» его и особенно способы, которыми оно совершается. Я называю способы совершения действий операциями» (19).78, с.102)
Схему этой трехуровневой структуры деятельности Леонтьев не привел. Приведенная выше диаграмма была разработана другими. Проблема диаграммы — это стрелка с одним направлением, которая указывает на одностороннее отношение между тремя уровнями. Однако теоретики деятельности так не понимают. Леонтьев (1978), Каптелинин и Нарди (2006) и другие четко указали, что это двусторонние отношения.
Ниже приведена более точная диаграмма, которую я нашел в книге 2013 года Лаборатория изменений: инструмент для совместного развития работы и образования (Virkkunen, J. & Newnham, D.S., 2013)
Источник: Лаборатория изменений (2013, стр. 37)Согласно Леонтьеву, «Человеческая деятельность не существует, кроме как в форме действия или цепи действий. Например, трудовая деятельность существует в трудовых действиях, учебная деятельность — в школьных действиях, социальная деятельность — в действиях (актах) общества и т. д. Если из нее мысленно вычесть действия, составляющие деятельность, то от деятельности не останется ровно ничего. Это можно выразить и иначе: когда перед нами происходит конкретный процесс, внешний или внутренний, то с точки зрения его отношения к мотиву он выступает как человеческая деятельность, но когда он подчинен цели, затем оно предстает как действие или совокупность цепочки действий… Кроме того, действие и действие представляют собой подлинную и несовпадающую реальность. Одно и то же действие может совершать различные виды деятельности и может переходить из одной деятельности в другую, проявляя таким образом свою относительную самостоятельность. Очевидно и обратное, а именно, что тот или иной мотив может получить конкретное выражение в различных целях и, соответственно, вызвать различные действия». (1978, с.100)
Каптелинин и Нарди (2006) указывали на трансформацию между действиями и операциями: «Уровни деятельности могут переходить один в другой. Автоматизация является примером преобразований между действиями и операциями. В ходе практики действия могут стать автоматическими операциями. Противоположный процесс — «деавтоматизация», превращение рутинных операций в осознанные действия. Такое преобразование может иметь место, например, когда автоматизированная операция не дает желаемого результата, и человек размышляет о причинах неудачи и о том, как можно «исправить» операцию. которое сначала осуществляется как сознательное действие, а затем становится операцией» (2006, с. 63–64)
Хотя целью Леонтьева является разработка новой психологической теории, многие исследователи приняли эту трехуровневую модель в качестве аналитического инструмента для эмпирических исследовательских проектов.
Объяснение движений и действий человека: понимание детьми пределов психологического объяснения
Сравнительное исследование
. 1997 март; 62(3):291-324.
doi: 10.1016/s0010-0277(96)00786-x.
К. А. Шульт 1 , HM Wellman
принадлежность
- 1 Колледж Лайкоминг, Уильямспорт, Пенсильвания 17701, США.
- PMID: 9187061
- DOI: 10.1016/с0010-0277(96)00786-х
Сравнительное исследование
C A Schult et al. Познание. 1997 март
. 1997 март; 62(3):291-324.
doi: 10.1016/s0010-0277(96)00786-x.
Авторы
К. А. Шульт 1 , HM Wellman
принадлежность
- 1 Колледж Лайкоминг, Уильямспорт, Пенсильвания 17701, США.
- PMID: 9187061
- DOI: 10.1016/с0010-0277(96)00786-х
Абстрактный
Действия и движения человека могут быть вызваны психологическими состояниями (например, убеждениями и желаниями), физическими силами (например, гравитацией) и биологическими процессами (например, рефлексами). В трех исследованиях мы изучали понимание маленькими детьми причин человеческих движений, чтобы изучить их способность дифференцировать и координировать психологические, физические и биологические рассуждения для объяснения действий одного единственного существа — человека. В исследовании 1 4-летние дети объясняли добровольные действия персонажей, ошибки, поведение и движения, обусловленные физическими и биологическими причинами.
Дети давали психологические объяснения предполагаемым действиям и ошибкам, а биологически-обусловленные и физически-обусловленные движения — биологические и физические объяснения. Исследования 2 и 3 расширили исследование на детей младшего возраста (3 года), охватывали большее разнообразие предметов и использовали несколько конвергентных методов для изучения детских суждений и объяснений. Соответственно, 3- и 4-летние дети давали соответственно разные ответы и объяснения к разным типам заданий. Эти результаты показывают, что маленькие дети далеки от того, чтобы смотреть на людей в строго психологических терминах, и демонстрируют множественные причинно-объяснительные интерпретации человеческого поведения. Мы обсуждаем последствия этих открытий для детских повседневных психологических, физических и биологических теорий. Одно из следствий результатов состоит в том, что маленькие дети не предполагают соответствия между сущностями и теориями (человек-психология, объекты-физика). Если они этого не делают, возникает вопрос, какую информацию они используют, чтобы решить, какая объяснительная система соответствует тем или иным событиям.Похожие статьи
Появление детских причинных объяснений и теорий: свидетельства из повседневного разговора.
Хиклинг А.К., Веллман Х.М. Хиклинг А.К. и др. Дев Психология. 2001 г., сен; 37 (5): 668–83. doi: 10.1037//0012-1649.37.5.668. Дев Психология. 2001. PMID: 11552762
Приписывание действий маленькими детьми убеждениям и желаниям.
Барч К., Веллман Х. Барч К. и соавт. Детский Дев. 1989 авг; 60 (4): 946-64. Детский Дев. 1989. PMID: 2758888
Суждения маленьких детей об относительной массе двух объектов при лобовом столкновении.
Накамура К. Накамура К. Восприятие. 1995;24(10):1189-200. дои: 10.1068/p241189. Восприятие. 1995. PMID: 8577577
Детские суждения об эпистемических и моральных агентах: от ситуаций к намерениям.
Кениг М.А., Тиберий В., Хэмлин Дж.К. Кениг М.А. и соавт. Перспектива Psychol Sci. 2019 май; 14(3):344-360. дои: 10.1177/1745691618805452. Epub 2019 10 января. Перспектива Psychol Sci. 2019. PMID: 30629887 Обзор.
Причинное обучение является совместным: изучение объяснений и исследований в социальных контекстах.
Легар Ч., Собель Д. М., Калланан М. Legare CH и соавт. Psychon Bull Rev. 2017 Oct; 24 (5): 1548-1554. doi: 10.3758/s13423-017-1351-3. Psychon Bull Rev. 2017. PMID: 28744768 Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Причинное рассуждение без механизма.
Дюндар-Коке С., Голдин Г., Сломан С.А. Дюндар-Коке С. и соавт. ПЛОС Один. 2022 13 мая; 17 (5): e0268219. doi: 10.1371/journal.pone.0268219. Электронная коллекция 2022. ПЛОС Один. 2022. PMID: 35560140 Бесплатная статья ЧВК.
Траектории развития в диагностических рассуждениях: понимание смешанных данных развивается независимо от выбора информационных вмешательств для разрешения смешанных данных.
Меллер А., Содиан Б., Собель Д.М. Меллер А. и др. Фронт Псих. 2022 15 февраля; 13:800226. дои: 10.3389/fpsyg.2022.800226. Электронная коллекция 2022. Фронт Псих. 2022. PMID: 35242079 Бесплатная статья ЧВК.
Черты или обстоятельства? Детские объяснения положительных и отрицательных поведенческих результатов.
Босеовски Ю.Дж. Босевски Дж. Когн Дев. 2021 апрель-июнь; 58:101019. doi: 10.1016/j.cogdev.2021.101019. Epub 2021 7 марта. Когн Дев. 2021. PMID: 33776203 Бесплатная статья ЧВК.
Объясните это, исследуйте это: исследование взаимодействия родителей и детей в детском музее.
Уиллард А.К., Буш Дж.Т.А., Каллум К.А., Летурно С.М., Собель Д.М., Калланан М., Легаре Ч. Уиллард А.К. и соавт. Детский Дев. 2019 сен;90(5):e598-e617. дои: 10.1111/cdev.13232. Epub 2019 13 марта. Детский Дев. 2019. PMID: 30866040 Бесплатная статья ЧВК.
Развитие социального мозга в возрасте от трех до двенадцати лет.
Ричардсон Х., Лисандрелли Г., Риобуэно-Нейлор А., Сакс Р. Ричардсон Х. и др. Нац коммун.