12. Память, её значение в жизни человека. Процессы, виды памяти. Развитие памяти.
Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая, возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Виды памяти: Непроизвольная память (информация запоминается сама собой безспециального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.2. Произвольная память (информация запоминается целенаправленно спомощью специальных приемов). Эффективность произвольной памяти зависит:1) От целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить). Если цель — выучить, чтобы сдать экзамен, то вскоре после экзамена многое забудется, если цель — выучить надолго, для будущей профессиональной деятельности, то информация мало забывается.
В развитии памяти в целом можно выделить две генетические линии: ее совершенствование у всех без исключения цивилизованных людей по мере общественного прогресса и ее постепенное улучшение у отдельно взятого индивида в процессе его социализации, приобщения к материальным и культурным достижениям человечества.
Память человека, ее значение, виды памяти и их особенности.
Память человека, ее значение, виды памяти и их особенности. Определение. Связь памяти и психических процессов. Искажения памяти. Законы памяти.
Здравствуйте уважаемые читатели!
Сегодня будет продолжение цепочки статей, раскрывающих когнитивные процессы человека. С предыдущими публикациями Вы сможете познакомиться по ссылкам.
Статья «Внимание в психологии это, определение?»
Статья «Восприятие в психологии это, определение? Признаки восприятия.»
Статья «Ощущение это в психологии, определение, кратко. Типы ощущений.»
Статья «Речь в психологии это? Язык это в психологии? Концепт это в лингвистике?»
Статья «Мышление это в психологии, определение? Мыслительные операции это?»
Блок 1. Память человека. Что это такое?
Память как явление характерно для всех биологических существ. Так молекулы ДНК представляют собой огромные массивы информации и являются «кладовыми» памяти. Признаки наследуются от клетки к клетке, благодаря чему возникает преемственность поколений и продолжение биологической жизни. Психологический феномен памяти характерен для человека в том числе. Собственно, можно сказать метафорически, человек как личность – это его память.
Память — это процесс запечатления, сохранения, изменения, воспроизведения, узнавания и утраты прошлого опыта, который делает возможным его использование в деятельности и/или восстановление его в сфере сознания. (В. В. Нуркова).
Скачать книгу: «Общая психология. В 7 т.: учебник для высших учеб. заведений/ под ред. Б. С. Братуся. – Т. 3. Память/ В. В. Нуркова.»
Еще в мифах древней Греции Мнемозина – богиня памяти родила от Зевса девять муз. Таким образом древние греки придавали ведущее значение памяти, определяющей всю психическую деятельность человека. В отношении памяти существует большое количество спекуляций. Тем не менее в настоящее время усилиями нейрофизиологов, когнитивных психологов и других представителей, психо- и нейро- наук данное явление психической сферы человека было изучено достаточно подробно. Тем не менее единой теории памяти не существует в мире. Различные гипотезы и доказательства сосуществуют друг с другом, в чем-то противоречат, но тем не менее накоплен значительный эмпирический материал.
Блок 2. Память человека. Связь с психическими процессами.2.1. Память и эмоциональные переживания.
Существует прямая связь между эмоциями и памятью. События, положительно окрашенные, воспоминаются лучше, когда человек находится в хорошем настроении и наоборот, печальные и грустные события легче воспоминаются, когда человек пребывает в соответствующем настроении. Этот феномен получил название – «конгруэнтность настроения». Качество запоминания при этом существенно может варьировать, что выявляется при воспроизведении информации. Человек, оказавшийся в стрессовой ситуации может вообще не запомнить детали и даже крупные сцены событий, он в этот момент «потрясен». В то же время какой-то один параметр окажется настолько важным, что «поглотит» внимание человека и качество воспроизведения этой информации будет весьма высоким. Личность может забывать структуру и содержание травмирующих событий с одной стороны и при этом хорошо помнить свои эмоции, связанные с этим событием. Эмоции в таких ситуациях являются «красным флажком», не позволяя человеку вспоминать детали, при этом являясь символом, кодом, предопределяющим будущее поведение человека.
События нейтральные, без эмоционального наполнения запоминаются хуже, чем события, сопровождаемые эмоциями человека.
2.2. Память, мотивы, ценности.Существует прямая связь между памятью и мотивами человека. Так субъект, который ведет переговоры в данный момент времени по вопросу, представляющему для него важность, будучи прерванным, запомнит цепочку вербализации существенно лучше, чем если переговоры будут завершены. Это эффект незаконченного действия.
Если студент готовиться к сдаче экзамена, то после получения отметки, его способность вспоминать ответы будет ниже, иногда существенно, чем в условиях, когда он не получил еще оценку и не сдавал экзамен. Это эффект законченного действия.
Способность запоминать коррелирует с ценностной составляющей цели, которую преследует субъект. Чем более значима конкретная цель в данный момент, тем лучше запоминается информация.
Например, дебитор может благополучно забыть, что он обязан отдать денежный долг, несмотря на то, что, казалось бы, гештальт не завершен. Здесь включается механизм забывания потому, что помимо отрицательных эмоций, которые наполняют личность при возникновении мыслей о необходимости отдать долг, выключается мотив необходимости что-либо получить. Так, когда человек берет в долг, то это означает наличие у него проблем, которые ему необходимо решить. После того, как получены деньги и проблемы улажены, данная ситуация перестает быть актуальной и соответственно не представляет ценности. В свою очередь невозвращаемый долг становится проблемой кредитора, которую необходимо решить, а значит хорошо помнить. Естественно, что вопрос денежной задолженности и памяти, связанной с ней, как феномен не исчерпывается данным объяснением.
СМОТРИТЕ ВИДЕО «Переговоры с закупщиком. Как преодолеть возражение и равнодушие?!»
ЗАКАЗАТЬ обучение
Блок 3. Память человека. Виды.3.1. Произвольная и непроизвольная память.Различают произвольную и непроизвольную память.
1. Произвольная память.
Предполагает наличие цели по запоминанию информации. Запоминание происходит под контролем сознания. Так человека запоминает стихи, формулы, ответы для экзамена и многое другое. Одного желания недостаточно, чтобы запомнить информацию. Качество запоминания зависит от глубины переработки информации, степени погруженности в изучаемый объект.
2. Непроизвольная память.
Интересно, что запоминание происходит как бы вне сознательного контроля. У личности нет установки запомнить материал. При этом происходит запоминание. Это связано с тем, что какая-то информация «прилипает» к той цели, которая определяет текущее поведение. Эта информация сопутствует, «связывается узелками» с деятельностью, направленной на получение целевого ресурса. Информация вне целенаправленной деятельности, т.е. не сопровождающая ее, обычно не запоминается.
3.2. Эксплицитная и имплицитная память.Различают также эксплицитную память и имплицитную.
1. Эксплицитная память.
Предполагает воспроизведение информации волевым усилием субъекта по необходимости.
2. Имплицитная память.
Предполагает невозможность воспроизведения информации субъектом волевым усилием по необходимости, но существует возможность воспроизведения информации при использовании косвенных методов. Фактически вся информация в мозге человека оказывается сохраненной, которая когда-либо в течении жизни была воспринята. При этом возможен эффект предшествования, предполагающий влияние имплицитной памяти на последующее запоминание новой информации.
3.3. Ретроспективная и проспективная память.1. Ретроспективная память.
Представляет собой память на прошлые события.
2. Проспективная память.
Это память на будущие события, которые необходимо совершить, фактически это память намерения. Проспективная память обладает большим значением для переговорщика, поскольку фиксация целевых результатов и способность удерживать их в памяти зачастую становятся основной проблемой. Стороны порой договариваются о том, что вообще не соответствовало изначальному намерению.
Историческая справка
У. Пенфилд опубликовал свою монографию «Эпилепсия и функциональная анатомия головного мозга» (Epilepsy and the Functional Anatomy of the Human Brain. Second edition. Jasper, H., and Penfield, W. Little, Brown and Co., 1954.). Будучи нейрофизиологом, нейрохирургом, он осуществлял во время нейрохирургических операций по удалению эпилептоидных очагов ввод в мозг пациентов электродов. Производилась электрическая стимуляция различных участков мозга. Пациенты были в сознании. При стимуляции височной доли мозга пациенты говорили о том, что они вспоминали ярко, живо сцены из жизни, в основном из детства. Тогда как в обычном состоянии, без стимуляции такие воспоминания были для них не доступны.
Заказать услугу»Переговоры — Переписка»
Блок 4. Память человека. Искажения.Память обладает способностью воспроизводить точные копии воспринятой окружающей действительности в прошлом, а также активной реконструкцией запечатлённого ранее материала. Этот дуализм нередко недооценивается переговорщиками, которые недоумевают, отчего противоположная сторона так искренне и настойчиво декларирует события, которые в действительности происходили несколько иным образом.
Элизабет Лофтус посвятила свою научную карьеру изучению феномена искажения памяти.
Скачать книгу Элизабет Лофтус. Кэтрин Кетчем. «Свидетель защиты. Шокирующие доказательства уязвимости наших воспоминаний.»
Скачать книгу Лофтус Элизабет. «Память. Пронзительные откровения о том, как мы запоминаем и почему забываем.»
Скачать книгу Лофтус Элизабет. Кэтрин Кетчем. «Миф об утраченных воспоминаниях.»
Так разница между предметами, которые запоминались и впоследствии воспроизводились может выглядеть следующим образом:
1. Субъект может полностью забыть событие. Так травматичные воспоминания могут полностью вытесняться в бессознательное и быть недоступными для сознательного воспоминания. Помимо этого, совершенно индифферентные события сплошь и рядом забываются «намертво». Человек забывает, что он съел на завтрак вчера, как он провел время с 11:20 до 13:10 позавчера. Субъект способен забывать даже важную и ценную информацию, такую как день рождения собственных детей и родителей.
На формирование следов памяти оказывает значительное влияние фокус внимания.
Если индивид сконцентрирован и у него есть установка запоминать определенную конкретную информацию, то скорей всего он не запомнит информацию, которая не «вписывается» в предустановленные рамки.
Окружающая действительность состоит из невообразимого количества деталей, запомнить которые человек не в состоянии.
2. Субъект способен ошибаться в локализации и/или продолжительности события или его фрагментов в пространстве и времени. Так, субъективное переживание времени способно его «растягивать» или «спрессовывать». Время порой воспринимается, как нудно долгое или в форме «краткой вспышки».
3. Субъект путает последовательность фрагментов события.
4. Субъект искажает причинные – следственные связи между фрагментами события, «вырывает» из контекста события, переосмысливает события. Происходит подстановка иных причин. Выводятся «притянутые за уши» следствия. Человек с торжеством в голосе транслирует: «Я же говорил, что так будет», — указывая на 100% правильный прогноз событий, хотя изначально рассматривалась лишь вероятность.
5. Субъект забывает или искажает источник событий.
6. Субъект забывает фрагменты событий, «обедняет» образ.
7. Субъект вносит дополнительные фрагменты в событие, которых не было, «обогащает» образ.
Блок 5. Память человека. Законы.
Одним из первых исследователей памяти был Герман Эббингауз. (Ebbinghaus, H. (1885). Memory: A contribution to experimental psychology. New York: Dover).
Он выделил два феномена памяти: запоминание и воспроизведение. Эббингауз запоминал около 2000 бессмысленных слогов, состоящих из согласной – гласной — согласной на своем родном немецком языке путем повторений. Каждый раз регистрировал количество повторений и собственную способность вспомнить материал через определенные промежутки времени. На основании полученных результатов были сформулированы законы памяти:
1. Закон общего времени.
Данный закон отражает зависимость между временем, потраченным на запоминание и эффективностью запоминания.
2. Закон накопления и распределения повторений.
Данный закон предполагает существование зависимости между количеством повторений, распределенных во времени.
3. Закон позиционного «краевого» эффекта.
Подразумевает ухудшение запоминания ряда слогов, которые находятся справа от предыдущих, начиная с центра строки и улучшение запоминания крайних правых слогов. Возникает прогрессивное торможение. Сначала, предыдущие информационные элементы блокируют запоминание последующих информационных элементов, а затем последующие элементы блокируют предыдущие. Возникает регрессивное торможение. В результате запоминается более эффективно тот материал, который находится вначале ряда и в конце.
Помимо этого, другими исследователями был обнаружен эффект, согласно которому запоминание информационных элементов, отличающихся от стандартного набора элементов в ряду происходит лучше. То, что выделяется, запоминается эффективнее. Это называется эффект новизны.
На сегодня, пожалуй, это все! Продолжение следует в следующей статье!
УМНЫЕ КНИГИ по современной поведенческой психологии, теории принятия решений, когнитивным иллюзиям, мотивации, лидерству, саморазвитию, ошибкам в мышлении Вы можете БЕСПЛАТНО скачать с моего сайта здесь: https://yakimovvlad.ru/knigi-psixologiya
Пишите свои комментарии, дополняйте статью или высказывайтесь по написанному! Ставьте лайки, по факту это заменитель слов благодарности автору за его время, энергию и труд поделиться с Вами знаниями!
Пожалуйста делитесь в социальных сетях этой статьей, помогите мне распространять БЕСПЛАТНЫЕ знания БЕСПЛАТНО, ведь кому-то это может помочь в жизни справиться со сложной ситуацией! Спасибо, Вам!
С Вами был Ядро Владислав, тренер по переговорам! Пока и до новых встреч!
Все статьи сайта !
Друзья! Подпишитесь на мою рассылку, чтобы прочитать новые статьи в блоге и присоединяйтесь к 2811 остальным подписчикам! Обещаю! Никакого спама!
Имя *
Адрес электронной почты *
Политика конфиденциальности * ознакомлен(а)
Виды памяти.
Элементы практической психологииВиды памяти
Различают два вида памяти: генетическую (наследственную) и прижизненную. Наследственная память сохраняет информацию, которая определяет анатомическое и физиологическое строение организма в процессе развития и врожденные формы видового поведения (инстинкты). Она меньше зависит от условий жизнедеятельности организма по сравнению с прижизненно накапливаемой долговременной памятью. Информация в наследственной памяти хранится в молекулах ДНК (дезоксирибонуклеиновой кислоты), состоящих из длинных свернутых в спирали цепей. При этом в каждой клетке организма содержится вся наследственная информация. Как носитель наследственной информации, ДНК имеет ряд особых свойств. Она устойчива к повреждающим факторам, способна к исправлению некоторых своих повреждений, что стабилизирует ее информационный состав. Эти и ряд других свойств и обеспечивают надежность наследственной информации.
Прижизненная память — это хранилище информации, полученной с момента рождения до смерти. Она существенно больше зависит от внешних условий. Различают несколько видов и форм прижизненной памяти. Один из видов памяти — запечатлевание (импринтинг) является промежуточным между генетической и прижизненной памятью.
Запечатлевание — это форма памяти, наблюдаемая только в ранний период развития, сразу после рождения. Запечатлевание заключается в одномоментном установлении очень устойчивой специфической связи человека или животного с конкретным объектом внешней среды. Эта связь может проявиться в следовании за любым движущимся объектом, впервые увиденным животным в первые часы жизни, в приближении к нему, прикосновении и т. п. Такие реакции сохраняются на длительное время, что рассматривается как пример обучения и долговременного запоминания с одного предъявления. Запечатлевание существенно отличается от обычного запоминания тем, что длительное неподкрепление не ослабляет реакции, оно ограничено коротким, четко определенным периодом в жизненном цикле и необратимо. При обычном обучении то, что показано последним, оказывает (при прочих равных условиях значимости и вероятности) наибольшее влияние на поведение, тогда как при импринтинге объект, показанный первым, имеет большее значение. Здесь главное не новизна раздражителя, а его первенство.
Приведенные краткие сведения о свойствах импринтинга говорят в пользу существования специального механизма раннего целостного восприятия и прочного запечатления. Ярким примером может служить эпизод, рассказанный этологом Лоренцом. Он водил на прогулку выводок утят, которые были импринтированы на его полосатые брюки и не соглашались отправляться к водоему, если экспериментатор был в другой одежде. Для того чтобы утята шли за ним и не потеряли его в густой траве, Лоренцу приходилось передвигаться на корточках и непрерывно крякать. «Когда я вдруг взглянул вверх, — пишет он, — то увидел над оградой сада ряд мертвенно-бледных лиц: группа туристов стояла за забором и со страхом таращила глаза в мою сторону. И неудивительно! Они могли видеть толстого человека с бородой, который тащился, скорчившись в виде восьмерки, вдоль луга, то и дело оглядывался и крякал, а утята, которые могли хоть как-то объяснить подобное поведение, утята были скрыты от глаз изумленной толпы высокой весенней травой» [171, с.
Обнаружен критический интервал времени, когда импринтинг максимально проявляется. Этот период различен для медленно и быстро развивающихся животных. У первых импринтинг проявляется в более поздние сроки развития: у птенцов запечатлевание впервые обнаруживается к 12-му часу после вылупления, у обезьян — на 20-40-й день жизни. У человека импринтинг наблюдается до 6-месячного возраста [224]. Неразвитость мышечной системы к моменту рождения у млекопитающих не позволяет изучать импринтинг у них по реакции следования в первые часы после рождения, как, например, у птиц. Поэтому для млекопитающих использовали другую схему эксперимента [352]. В клетку каждого новорожденного детеныша обезьяны, изолированного от матери, ставили муляжи, представляющие собой цилиндр из проволоки («проволочная мама»), и такой же цилиндр, обтянутый мягкой тканью или мехом («матерчатая мама»). Половину детенышей кормили из первого муляжа, половину — из второго. Независимо от того, из какого муляжа детеныш получал пищу, обезьянки проводили время возле матерчатого. Возможность прижаться к матерчатой маме снижала их беспокойство (рис. 5). Очевидно, такого рода тактильный комфорт, обеспечиваемый «матерью», был для детенышей жизненно важным.
В тех же экспериментах показано, что материнское поведение детенышей обезьяны, выращенных с искусственными мамами, определяется собственным опытом в раннем возрасте, именно в период запечатлевания. Выращенные без материнского ухода обезьянки обнаружили в дальнейшем тяжелые нарушения поведения, например, самка была равнодушна к своему детенышу, не знала, что с ним делать и не могла выходить, т. е. у этих обезьян не выработалось адекватного материнского поведения (качать, кормить, носить). Создается впечатление, что биологический смысл импринтинга связан с формированием психологической защиты (мамы), а при невозможности сформировать подобный механизм наступают необратимые изменения в поведении. Обобщив ряд исследований, английский психиатр Боулби [326] полагает, что искусственное отчуждение детей от матери как от человека теплого, ласкового и внимательного опасно по крайней мере до трех лет. Трех месяцев «лишения любви» в этом временном интервале достаточно, чтобы в психике ребенка произошли изменения, которые уже нельзя полностью устранить впоследствии. Изоляция от матери или другого очень близкого человека в раннем детстве может привести к снижению интеллекта, аномалиям социального поведения, повышенной уязвимости, усилению агрессивности. Итак, легко заметить, что Запечатлевание как форма прижизненной памяти очень близка к наследственной по прочности, неповреждаемости следа и по неотвратимому характеру своих проявлений.
Рис. 5. Запечатлевание как ранний механизм ослабления беспокойства.
Демонстрация предпочтения тепла и тактильного комфорта при контакте с тряпичной «мамой» у детеныша макаки-резуса несмотря на то, что кормит его проволочная «мама». (Из кн. Понугаева А. Г. Импринтииг. Л, 1972)
Выделяют следующие виды прижизненной памяти: двигательную, образную, эмоциональную и символическую (словесную и логическую).
Двигательная память обнаруживается очень рано. Это прежде всего память на позу, положение тела. Двигательная память лежит в основе профессиональных и спортивных навыков, танцевальных фигур и бесчисленных автоматических навыков вроде привычки, переходя улицу смотреть сначала налево, а потом направо. Достигая полного развития раньше иных форм, двигательная память у некоторых людей остается ведущей на всю жизнь, у остальных ведущую роль играют другие виды памяти.
Одна из форм образной памяти — зрительная. Ее отличительная особенность в том, что в период удержания образа в памяти он претерпевает определенную трансформацию. Обнаружены следующие изменения, совершающиеся со зрительным образом в процессе сохранения: упрощение (опускание деталей), некоторое преувеличение отдельных деталей, преобразование фигуры в более симметричную (более однообразную). Сохраняемая в памяти форма может округляться, расширяться, иногда меняется ее положение и ориентация. В процессе сохранения образ трансформируется и по цвету. Яснее и ярче всего зрительно воспроизводятся образы, редко встречающиеся, неожиданные. С одной стороны, указанные преобразования образа в памяти делают его менее точным по сравнению с образом в словесной памяти. С другой стороны, эти преобразования могут принести пользу — превратить образ в общую схему и до известной степени сделать его символом. Зрительная образная память плохо поддается произвольному управлению, а хорошо помнить только особенное, экстраординарное — еще не значит иметь хорошую память.
У А. П. Чехова в пьесе «Чайка» неудачливый писатель так сравнивает себя с талантливым: «У него (талантливого) на плотине блестит горлышко от разбитой бутылки и чернеет тень от мельничного колеса — вот лунная ночь и готова, а у меня и трепещущий свет луны, и тихое мерцание звезд, и далекие звуки рояля, замирающие в тихом ароматном воздухе» [293, с. 53]. Последнее описание каждый воспринимал и читал множество раз и поэтому оно не вызывает яркого образа. Наоборот, блеск горлышка разбитой бутылки — неожиданный и потому запоминающийся образ.
Образная память обычно ярче проявляется и детей и подростков. У взрослых людей ведущая память, как правило, не образная, а логическая. Однако есть профессии, где полезно иметь развитую образную память. Выявили, что можно эффективно тренировать образную память, если воспроизводить заданные картины мысленно в расслабленном пассивном состоянии с закрытыми глазами перед сном.
Эмоциональная память определяет воспроизведение определенного чувственного состояния при повторном воздействии той ситуации, в которой данное эмоциональное состояние возникло впервые. Важно подчеркнуть, что это состояние воспроизводится в комплексе с элементами ситуации и субъективным отношением к ней. Особенности этой памяти — в быстроте формирования следов, особой их прочности и непроизвольности воспроизведения. П. П. Блонский [33] полагал, что чувственная память, на основе которой развивается эмоциональная память, имеется уже у шестимесячного ребенка и достигает своего расцвета к трем — пяти годам. На ней основываются осторожность, симпатии и антипатии, а также первичное чувство узнавания («знакомое» и «чужое»).
Сильные, эмоционально окрашенные впечатления человек хранит дольше всего. Исследуя устойчивость эмоциональной памяти, В. Н. Мясищев [191] показал, что когда школьникам показывали картины, то точность их запоминания зависела от эмоционального отношения к ним — положительного, отрицательного или безразличного. При положительном отношении они запомнили все 50 картин, при отрицательном — только 28, а при безразличном — всего 7. Эмоциональная память отличается тем, что почти никогда не сопровождается отношением к ожившему чувству как к воспоминанию раньше пережитого чувства. Так, человек, напуганный или искусанный в детстве собакой, пугается затем при каждой встрече с собакой, но не осознает, с чем связано это чувство. Произвольное воспроизведение чувств почти невозможно. Наряду с запечатлением чувственного состояния, сопутствовавшего восприятию той или иной информации, эмоциональная память обеспечивает быстрое и прочное запоминание и самой информации, вызвавшей данное эмоциональное состояние, однако не всегда можно полагаться на точность ее сохранения. Если у человека в обычных, спокойных условиях возрастание силы и яркости впечатления повышает четкость и прочность запоминания, то в экстремальных состояниях (у потерпевшего или обвиняемого) сильное потрясение ослабляет или даже полностью глушит то, что было запечатлено.
Приведем пример. Был осуществлен такой эксперимент [376]: студенты сидели в аудитории, опустив головы в экзаменационные листы. Внезапно дверь распахнулась, и молодая женщина ростом 150 см, одетая в джинсы, клетчатую ковбойку и тирольскую зеленую шляпу, ворвалась в комнату. Она быстро бросила в студента, сидевшего в первом ряду, морковку и крикнула: «Федеральная селедка! Ты украл мои отметки». При этом снаружи из коридора был слышен хлопающий звук. Студент в первом ряду, одетый в униформу спортивного общества, вскрикнул и упал на пол. Когда нападавшая выскочила из комнаты, двое мужчин, одетых, как санитары, вбежали в аудиторию, поставили жертву на ноги и быстро вывели его. Вся сцена заняла минуту с того момента, когда вбежала нападавшая, до того, как вывели жертву. Влияние эмоционального шока и неожиданности ярко проявилось тогда, когда студентов попросили немедленно описать полную картину событий, свидетелями которых они были, ответив на ряд вопросов. Результат оказался потрясающим. Вот некоторые вопросы и ответы. Кто был нападающий? Один студент писал: «…большой, германского типа… как голливудский спасатель». Как был одет нападавший? «…В униформу железнодорожного кондуктора». Каково было оружие? «… Убийца использовал нож с открытым лезвием». Кто был жертвой? «Мужчина, одетый в брюки цвета хаки и голубой свитер». Поскольку инцидент был в высшей степени неожиданным и имел вид драматического, большинство свидетелей не запомнили ни внешнего вида вошедшей, ни обстоятельств вторжения. В описанной экспериментальной ситуации деформацию следов памяти можно объяснить только эмоциональным воздействием, ибо фактор времени исключен и отнести забывание за счет преобразования информации во время длительного периода хранения нельзя.
Символическая память подразделяется на словесную и логическую. Словесная память формируется в процессе прижизненного развития вслед за образной и достигает наивысшей силы к 10–13 годам. Отличительной чертой ее является точность воспроизведения. Другой (и в этом ее преимущество перед образной памятью) — значительно большая зависимость от воли. Воспроизвести зрительный образ — не всегда в нашей власти, в то время как повторить фразу значительно проще. Однако и при словесном сохранении наблюдаются искажения. Так, при запоминании ряда слов точнее всего воспроизводятся начальные и конечные, кроме того, деталь в рассказе, которая привлекла внимание человека, при пересказе имеет тенденцию передвигаться к началу. Точность словесного воспроизведения обеспечивается не только повторением, но и сокращением. Текст можно сократить и тем самым облегчить работу памяти: чем он короче, тем меньше ошибок при воспроизведении. Краткость эффективна не только за счет простого урезывания, но и за счет выработки правил выделения самого существенного. Постепенно через обобщение развивается логическая память.
Отношения словесной памяти со зрительной — сложные. С одной стороны, словесная память сама по себе точнее зрительной, с другой — она может оказывать влияние на зрительные образы, сохраняющиеся в памяти, усиливая их трансформацию или подавляя их полностью. В этом случае зрительные образы в памяти могут так преобразовываться, чтобы точнее соответствовать своим словесным описаниям, особенно если названия предшествуют восприятию зрительных изображений. Искажение зрительных образов под давлением словесных названий проявилось отчетливо в следующих экспериментах [329]. Исследователи составили ряд из 12 многозначных фигур (рис. 6). Каждая из фигур получила два словесных обозначения. Всем испытуемым предъявлялись одни и те же фигуры, но одной группе перед предъявлением назывались первые (из двух возможных) обозначения фигур, другой — вторые. От всех испытуемых требовалось после экспозиции как можно точнее нарисовать показанную фигуру. В результате 74% фигур, которые были обозначены словами из первого списка названий, в рисунках оказались похожими на предметы с этими названиями и 73% из второго списка — на соответствующие предметы второго списка. Например, показывали два кружочка, соединенных палочкой; одним людям сказали, что это очки, другим — что это гантели. На своих рисунках испытуемые из первой группы пририсовывали отсутствующие дужки и сделали изгиб в переносице, а из второй — изображали утолщение в ручке гантелей. Таким образом, наблюдалась тенденция воспроизводить рисунки так, чтобы они лучше соответствовали их словесному описанию. Очевидно, легче хранить в памяти 12 слов и реконструировать образы в соответствии с этими описаниями, чем хранить в памяти 12 изображений.
Рис. 6. Искажающее влияние словесной памяти на зрительную.
Средняя колонка: фигуры, показанные испытуемым двух групп: левая колонка — рисунки испытуемых 1-й группы в соответствии с предложенными названиями; правая — рисунки испытуемых 2-й группы в соответствии с предложенными названиями. (Из кн. Экспериментальная психология. Т. II. М, 1963)
Понятным становится, почему одним из факгоров, который может сильно влиять на воспоминание свидетеля, является подбор слов в вопросах, которые ему задают. Для демонстрации такого влияния Лофтус показала студентам короткий фильм о дорожном инциденте. Затем некоторых из них спросили: «С какой скоростью ехали автомобили, когда они ударились?» Для других свидетелей глагол «ударились» был заменен на «разбились», «столкнулись» или «пришли в контакт». Выяснилось, что оценки свидетелей находились в полной зависимости от использованного глагола. Те, которых спрашивали со словами «пришли в контакт», давали самую низкую оценку скорости (30 миль в час), в то время как другие, которых спрашивали, используя глагол «разбились», дали самую высокую оценку (41 миля в час). Через неделю, после того как студенты просмотрели фильм об инциденте, им было задано несколько вопросов. Критическим был вопрос: видел ли свидетель разбитые стекла, хотя фактически в фильме такого не было. Предполагалось, что если глагол «столкнулись» реально повлиял на свидетелей при воспоминании об инциденте как обозначающий более серьезные действия, чем это было на самом деле, то они также могут «запомнить» детали, которые могут соответствовать высокоскоростному инциденту, например разбитые стекла. Именно это и было обнаружено. Свыше 30% испытуемых, которых неделю назад спрашивали со словом «столкнулись», сообщили, что они видели несуществующие стекла; эти же стекла «видели» только 10% из тех, которых спрашивали со словом «ударились» [371].
Данные факты приведены для того, чтобы подчеркнуть важную роль, которую играет правильный выбор слов при формулировании вопроса. Именно этот фактор сам по себе влияет на содержание и точность ответа.
Особенности логической памяти проявляются прежде всего в запоминании только смысла текста. Это запоминание может не иметь ни одного общего слова с исходным текстом [33]. В процессе вычленения смысла происходит раскрытие понятий подлинника высшими понятиями, т. е. переработка текста в более обобщенных понятиях. Вспоминание в этом случае — это реконструкция текста — нисхождение от обобщенных понятий к конкретным. Логическая память самым тесным образом связана с мышлением, поэтому в разделе о мышлении ей будет уделено дополнительное внимание.
Взаимодействие перечисленных видов памяти особенно ярко проявляется в узнавании. Узнавание ранжируется от еле заметного чувства чего-то знакомого до полной уверенности. Полезно заметить, что на степень этой уверенности существенно влияет самооценка узнающего. При прочих равных условиях человек с завышенной самооценкой всегда узнает наверняка, а с заниженной — наоборот, даже надежно узнанное принимает за сомнительное. Узнавание отличается от вспоминания тем, что требует меньших усилий. Человеку легче сказать, что он это уже видел, чем перечислить, что именно он видел. В экспериментах испытуемым предъявлялись последовательно друг за другом картинки. Если относительно некоторой картинки просили ответить на вопрос: «Была ли уже такая?», то еще после 60 других картинок можно было получить правильный ответ. Если же просили воспроизвести некоторую картинку (достаточно простую, чтобы каждый мог ее нарисовать), то правильный рисунок мог быть получен не позднее, чем через 12 картинок. Таким образом, узнать проще, чем воспроизвести.
В связи с попыткой ответить на вопрос, почему узнать проще, чем припомнить, был сформулирован ряд гипотез. В гипотезе порога [374] утверждается, что эффективность узнавания и припоминания зависит от прочности следов в памяти. Для того чтобы объект можно было узнать, прочность следа может достигать меньшей, чем для припоминания, величины, которая называется порогом узнавания. Объекты, следы которых обладают очень высокой прочностью, будут и узнаваться и припоминаться, другие следы, обладающие меньшей прочностью, — только узнаваться, и, наконец, следы с самой низкой прочностью не будут ни узнаваться, ни припоминаться. Эта гипотеза позволяет понять, почему проверка на узнавание имеет существенно лучшие результаты, чем на припоминание.
Гипотезу двух следов выдвинул Адамс [320], утверждая, что узнавание и припоминание зависят от разных комплексов информации, содержащихся в памяти, — словесных и образных. Узнавание больше опирается на зрительные образы, а воспроизведение, как правило, использует вербальные следы. Предполагается, что прочность следа в памяти представляет собой сумму его вербальной и образной прочности. Гипотеза двух видов следов позволяет понять, почему названия конкретных вещей запоминаются лучше, чем слова, обозначающие абстрактные понятия: первые проще представить и в образной и в вербальной форме.
Интересной иллюстрацией особенностей припоминания и узнавания образной и словесной информации явились эксперименты Барика [по 376]. Он изучал долговременную память с помощью стандартного набора объектов, которые испытуемые хорошо изучили в некоторый момент своей жизни и с которыми не имели возможностей часто встречаться впоследствии. Этим требованиям удовлетворил набор имен и фотографий, взятых из альбомов выпускников института. Испытуемыми были 392 человека в возрасте от 20 до 74 лет, окончившие институты от трех месяцев до 40 и более лет тому назад. Как вы думаете, сколько своих товарищей по студенческой группе вы можете вспомнить через 25 лет после окончания института? Исследования долговременной памяти показали, что больше, чем вы предполагаете.
Сначала был проведен тест свободного вспоминания. Испытуемых просили перечислить как можно больше своих товарищей по курсу, которых они могут припомнить за восемь минут. (В предварительных тестах было обнаружено, что после восьми минут люди более или менее истощают свою память на имена при таком вспоминании без подсказки.) В тесте свободного вспоминания недавние выпускники могли вспомнить в среднем 47 имен. Результаты этого теста понижались с возрастом, так что выпускники, окончившие институты 40 и более лет тому назад, могли вспомнить в среднем только 19 имен.
Затем испытуемым был предложен тест по узнаванию фотографий, где им показывали десять карточек с пятью портретами на каждой. Одним из пяти лиц был товарищ по институту, а другие четыре были взяты из альбомов других институтов того же времени. Процедура была похожей на криминалистическое опознание: испытуемого просили посмотреть на пять фотографий и указать на своего сокурсника. Результаты опознания были очень хорошими. Недавние выпускники могли правильно идентифицировать 9 из 10 картинок и, что самое замечательное, так же хорошо справлялись с заданием окончившие институт 35 лет назад. Даже окончившие 40 и более лет назад могли правильно узнать в среднем три четверти своих товарищей.
Испытуемым предложили, кроме того, тест на узнавание фамилий, в котором они должны были выбрать из пяти предложенных фамилию товарища. Вспоминание фамилий существенно улучшалось, если испытуемым «подсказывали», показывая фотографии их товарищей (серией из десяти портретов, сфотографированных в случайном порядке из выпускного альбома). В этом тесте самая младшая группа выпускников вспомнила почти 70% фамилий своих товарищей. Результаты плавно понижались с возрастом: люди из самой старшей группы были в состоянии вспомнить меньше (две из десяти) фамилий. Однако для всех групп «подсказка» вела к вспоминанию многих товарищей, которые иначе были бы «забыты». Эти результаты подчеркивают большую легкость узнавания по сравнению с припоминанием особенно в сочетании со зрительной подсказкой.
Виды памяти
Виды памяти В настоящее время различают несколько видов памяти с опорой на разные критерии. Самым распространенным является выделение таких видов памяти, как моторная (двигательная), эмоциональная, образная, логическая.Моторная память является эволюционно самым
26. Виды общения
26. Виды общения В зависимости от контингента участников общения можно выделить межличностное, лично-групповое, межгрупповое общение.В первичной группе, первичном коллективе каждый человек общается с каждым. В ходе такого парного общения реализуются как личные, так и
39. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССОВ ПАМЯТИ. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ПАМЯТИ
39. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССОВ ПАМЯТИ. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ПАМЯТИ Основанием для выделения различных видов памяти служат различные ее функции, или выполняемые ею процессы. К процессам памяти относят запоминание (закрепление), сохранение, воспроизведение
40. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПАМЯТИ
40. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПАМЯТИ Существует несколько основных подходов к классификации видов памяти. В настоящее время в качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти принято рассматривать зависимость характеристик памяти от особенностей
43. ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ И МЕХАНИЗМЫ ПАМЯТИ. ОБЪЕМ ПАМЯТИ, ТОЧНОСТЬ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ, ДЛИТЕЛЬНОСТЬ
43. ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ И МЕХАНИЗМЫ ПАМЯТИ. ОБЪЕМ ПАМЯТИ, ТОЧНОСТЬ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ, ДЛИТЕЛЬНОСТЬ Память – это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом: запечатление, сохранение и воспроизведение информации, а также
Виды памяти
Виды памяти Виды памяти дифференцируются в зависимости от того, чтозапоминается или воспроизводится. Воспроизведение может относиться к движениям и действиям, выражаясь в образовании привычек и навыков, к наглядным содержаниям сознания (образам-представлениям
Основные виды памяти
Основные виды памяти Психология располагает несколькими основными видами памяти. Мы последовательно рассмотрим, их расположив в порядке возрастающей сложности.Однако ограничимся лишь анализом тех видов памяти, которые имеют значение для познавательных процессов,
3. Виды памяти по продолжительности закрепления и сохранения материала
3. Виды памяти по продолжительности закрепления и сохранения материала Существует также деление памяти на кратковременную и долговременную. Кратковременная память – это вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации. Проявлением
Виды памяти
Виды памяти Различают два вида памяти: генетическую (наследственную) и прижизненную. Наследственная память сохраняет информацию, которая определяет анатомическое и физиологическое строение организма в процессе развития и врожденные формы видового поведения
ВИДЫ СК
ВИДЫ СК СК – делятся на два вида – пассивные и активные. В пассивных СК у человека наблюдаются ощущения покоя, мышечного расслабления и сонливости. Снижается физиологическая активность организма и общая сенсорная чувствительность. Пассивное СК развивается, проходя
2. Существуют ли разные виды памяти!
2. Существуют ли разные виды памяти! Этот вопрос относится только к психологическому аспекту человеческой памяти — памяти, в общих чертах описанной выше. Вопрос это непростой, но я попытаюсь ответить на него, не вдаваясь в незначительные подробности. Человеческую память
1.
Основные виды памяти.1. Основные виды памяти. Разногласия между исследователями памяти можно, конечно, объяснить субъективными причинами. Теории различных исследователей с различной степенью совершенства, соответственно квалификации исследователей, отражают одно и то же явление — память.
О памяти плохой и памяти хорошей
О памяти плохой и памяти хорошей Конечно, более или менее хорошая память не есть только прирожденное качество. Но все же крепость первых усвоений, ложащихся в основу душевных работ, и потом крепость последующих усвоений, не находящихся в связи с начатыми работами,
Узнайте больше о различных типах памяти здесь
Воспоминания бывают разных форм. Исследователи многое не понимают в человеческой памяти и в том, как она работает.
В этой статье рассматриваются типы памяти и то, что человек может сделать, чтобы улучшить свою память.
Существует множество теорий о типах памяти человеческого мозга. Большинство ученых считают, что существует по крайней мере четыре основных типа памяти:
- рабочая память
- сенсорная память
- кратковременная память
- долговременная память
Некоторые исследователи предполагают, что это не отдельные типы памяти, а скорее стадии памяти.
С этой точки зрения память начинается с сенсорной памяти, переходит в кратковременную память, а затем может перейти в долговременную память.
Память, которую человек использует только в течение короткого времени, например, слово, которое он использует в начале предложения, является частью рабочей памяти и никогда не может перемещаться в другую часть памяти.
Некоторые исследователи мозга делят эти типы памяти на более конкретные категории.
Сенсорная память хранит сенсорную информацию в течение очень коротких промежутков времени, обычно 1 секунду или меньше. В этом типе памяти начинается обработка воспоминаний и другой информации.
Если человек обращает внимание на сенсорный ввод, то информация может перемещаться в кратковременную, а затем в долговременную память.
Некоторые примеры сенсорной памяти включают:
- регистрацию звуков, с которыми человек сталкивается во время ходьбы
- краткое признание чего-либо в поле зрения человека
Сенсорная память помогает человеку собрать воедино ощущение мира на основе недавних образов, звуков и других сенсорных ощущений.
Когда конкретный сенсорный опыт становится актуальным, например запах чего-то на кухне, он может перемещаться в другие типы памяти.
В противном случае сенсорные воспоминания очень кратковременны, и человек быстро их забывает.
Например, человек не вспомнит все определенные звуки, которые он слышал за последние 30 секунд, 30 минут или 30 дней, если только у него нет причины их помнить.
Кратковременная память позволяет человеку вспомнить ограниченную последовательность информации в течение короткого периода времени.
Эти воспоминания исчезают быстро, примерно через 30 секунд.
Кратковременная память — это не просто память, которая длится недолго. Вместо этого это тип недолговечного хранилища, в котором может храниться только несколько фрагментов информации.
Некоторые примеры кратковременной памяти включают:
- запоминание строки из 5–7 слов и ее повторение
- запоминание телефонного номера во время записи ручкой
Рабочая память аналогична кратковременной памяти. Однако, в отличие от последней, рабочая память — это место, где человек манипулирует информацией.
Это помогает им вспомнить детали их текущей задачи. Некоторые виды поведения, использующие рабочую память, включают:
- решение сложной математической задачи, когда человек должен запомнить несколько чисел должны помнить основные аргументы и доказательства, которые использует каждая сторона
В то время как исследователи обычно разделяют рабочую и кратковременную память на две разные категории, исследования часто обнаруживают значительное совпадение между ними.
Долговременная память хранит множество воспоминаний и переживаний.
Большинство воспоминаний, которые помнят люди, особенно старше 30 секунд, являются частью долговременной памяти.
Многие исследователи делят долговременную память на две подкатегории: неявную и явную.
Явная долговременная память
Эксплицитные воспоминания — это сознательные воспоминания о событиях, автобиографических фактах или вещах, которые человек узнает.
Некоторые типы явной долговременной памяти включают следующее.
Эпизодическая память
Это воспоминания о событиях или автобиографических фактах. Примеры эпизодической памяти включают воспоминания о выборах, событиях из детства и личных фактах, например о том, что кто-то женат.
Семантическая память
Семантическая память – это общие знания о мире. Человек может вспомнить факт или событие, которые он не испытал, потому что узнал или изучил его.
Например, знание того, как выглядит человеческое сердце, является примером семантической памяти. Однако это будет эпизодическое воспоминание, если человек вспомнит, как в школе вскрывал свиное сердце.
Имплицитная долговременная память
Имплицитная память — это воспоминания, влияющие на поведение человека. Однако люди сознательно о них не думают.
Некоторые типы этой памяти включают следующие.
Процедурная память
Процедурная память помогает человеку выполнять привычные действия, такие как ходьба или вождение автомобиля.
Сначала им, возможно, придется учиться делать эти вещи и запоминать определенные навыки, но со временем эти задачи автоматически становятся частью процедурной памяти.
Прайминг
Прайминг возникает, когда опыт влияет на поведение человека.
Например, курильщик может захотеть выкурить сигарету после еды, или экспериментатор может научить человека нажимать кнопку в ответ на фотографию.
Классическое и оперантное приучение как первичных людей, так и животных к выполнению определенного поведения в ответ на определенный опыт.
Рабочая, сенсорная и кратковременная память имеют меньший объем. Это потому, что эти типы воспоминаний длятся только в течение короткого периода времени.
При кратковременной памяти обычно существует определенный предел объема информации, который человек может удерживать — обычно около семи элементов.
Некоторые люди могут увеличить объем кратковременной памяти с практикой.
Мозг не компьютер, и воспоминания не занимают физического пространства. Теоретически не существует определенного ограничения емкости долговременной памяти.
Однако качество воспоминаний и их детали могут меняться со временем.
Воспоминания могут быть ненадежными
Мозг не записывает воспоминания идеально, поэтому воспоминания могут изменяться или исчезать со временем.
Многочисленные исследования показывают, что воспоминания ненадежны, даже если человек помнит что-то очень четко.
В ходе одного исследования, проведенного в 2015 году, исследователи смогли всего за несколько часов убедить невинных людей в том, что они совершали серьезные преступления, такие как нападение с применением оружия, в подростковом возрасте.
Может у кого-то есть фотографическая память?
У некоторых людей необыкновенно хорошая память. Люди с гипертимезией, чрезвычайно редким заболеванием, могут помнить все или большинство автобиографических воспоминаний.
Другие могут тренировать память, чтобы лучше запоминать информацию или вспоминать цепочки слов или чисел.
Нет никаких научных доказательств так называемой фотографической памяти. Мозг не камера и не может идеально записывать информацию.
Некоторые стратегии улучшения памяти включают:
- Разработка мнемонических приемов для запоминания новой информации. Например, чтобы запомнить все имена в комнате, можно составить рифму или ассоциацию для каждого имени.
- Решайте головоломки и сложные головоломки.
- Развитие прочных ассоциаций памяти, помогающих запоминать вещи. Разговор о недавних воспоминаниях или ведение дневника могут помочь развить эти ассоциации.
- Выполнение сердечно-сосудистых упражнений для укрепления здоровья мозга.
Память представляет собой сложную систему, а не отдельный орган или процесс.
Человек может улучшить свою память, приняв здоровый образ жизни и применяя стратегии, специально разработанные для улучшения памяти.
Людям, беспокоящимся о своей памяти, следует обратиться к врачу, так как любые необъяснимые изменения могут сигнализировать о ряде заболеваний.
Какие существуют типы памяти?
Память — это способность мозга вспоминать прошлый опыт или информацию. В этой способности ума информация кодируется, хранится и извлекается. В самом широком смысле существует три типа памяти: сенсорная память, кратковременная память и долговременная память.
Каковы различные типы памяти?
Обычно, когда мы думаем о слове «память», мы имеем в виду долговременную память, например, память о защитнике «Нью-Йорк Джайентс». Но наш разум также обладает сенсорной и кратковременной памятью. Не все воспоминания одинаковы; разные типы функционируют по-разному.
Реклама
Сенсорная память
Сенсорная память — это наша самая короткая форма памяти. Это очень мимолетно — не более чем вспышка. Сенсорная память действует как буфер для стимулов, полученных через пять органов чувств. Эти изображения точно сохраняются, но только в течение короткого промежутка времени, обычно менее полсекунды.
Вы когда-нибудь размахивали бенгальским огнем и видели за ним световой след? Это сенсорная память: образ, запах, звук. Как бы то ни было, сенсорная память работает с нашими органами чувств, чтобы быстро вспомнить какую-то вспышку информации.
Существует три основных подкатегории сенсорной памяти. Давайте взглянем.
Iconic Memory
Это относится к немедленным визуальным воспоминаниям. Иконическая память также очень и очень мимолетна. Так мозг запоминает изображение, которое вы только что видели несколько минут назад. Скажем, что-то промелькнуло на экране вашего компьютера меньше секунды. Ваш мозг «запомнит» то, что он видел, очень быстро, даже после того, как изображение исчезнет. После отметки в 0,5 секунды все, что вы «помните», попадает в кратковременную память.
Эхо-память
Иногда называемая слуховой сенсорной памятью, эхо-память относится к звуковым воспоминаниям. В целом, эхо-воспоминания хранятся немного дольше, чем иконические: около четырех секунд. Если вы слышите несколько нот мелодии, вы можете напеть ее сразу же после ее окончания. Однако, если через несколько минут вас снова попросят набрать мелодию, вы, возможно, не сможете ее вспомнить, если только она не перенесена в кратковременную память.
Тактильная память
Это относится к воспоминаниям, связанным с осязанием. Так же, как иконическая и эхоическая память, тактильная память столь же мимолетна. Если вы проведете рукой по шероховатой поверхности, вы точно запомните то ощущение, которое испытали на несколько секунд. После этого память должна быть закодирована в кратковременную память для последующего вызова.
Реклама
Другие сенсорные воспоминания
А как насчет двух других чувств: обоняния (запах) и вкуса (вкус)? Несмотря на то, что мы часто слышим, что наше обоняние является нашей самой прочной связью с прошлым, по иронии судьбы три вышеупомянутые подкатегории более широко изучаются в контексте сенсорной памяти.
Независимо от того, имеете ли вы дело со зрением, обонянием или вкусом, помните, что сенсорные воспоминания мимолетны. Это не что иное, как вспышка — вспышка бенгальского огня или изображение, мелькающее на вашем экране.
Если вы ищете советы и рекомендации по улучшению памяти, ознакомьтесь с разделом «Как улучшить память».
Кратковременная память
Кратковременные воспоминания немного менее мимолетны, чем сенсорные воспоминания, но они все же исчезают через несколько минут. Этикетка вполне уместна, учитывая их функцию. Кратковременная память — это часть нашего мозга, которая удерживает информацию до тех пор, пока нам не понадобится ее вспомнить. Если мы составляем мысленные списки перед тем, как бежать к цели, то наша кратковременная память поможет нам вспомнить кондиционер для белья или складной стул.
Кратковременная память, которую часто заменяют термином «рабочая память», очень временна. У него низкая емкость, так как обрабатываемая информация либо быстро отбрасывается, либо заносится в наш банк долговременной памяти. Это своего рода предшественник долговременной памяти, которая имеет множество различных аспектов с различной функциональностью.
По этой причине вы можете постоянно повторять номер телефона, когда идете к телефону; вы держите номер в своей кратковременной памяти.
Реклама
Кратковременная память Пример
Лилли припарковалась в гараже на главной улице. Чтобы заплатить за парковку, ей пришлось запомнить номер своего парковочного места, когда она подошла, чтобы положить деньги в счетчик. Получив билет, она положила его на лобовое стекло и пошла через улицу, чтобы встретиться с друзьями за ужином.
Если бы вы спросили ее, какой у нее номер парковочного места на полпути к десерту, она, возможно, не смогла бы вам ответить.
Долговременная память
Долговременная память — это система мозга для хранения, управления и воспроизведения информации. Он очень сложный с разным функционалом. Поскольку сенсорные воспоминания мелькают менее секунды, а кратковременные воспоминания длятся всего минуту или две, долговременные воспоминания включают в себя все, что угодно, от события, произошедшего пять минут назад, до события 20-летней давности.
Существует множество различных форм долговременной памяти. Иногда они сознательны и требуют от нас активного мышления, чтобы вспомнить часть информации. В других случаях они бессознательны, просто появляются без активной попытки вспомнить, например, вспоминают маршрут от дома до работы, не думая об этом активно.
Давайте рассмотрим некоторые из наиболее распространенных форм долговременной памяти.
Эксплицитная память
Иногда называемая сознательной памятью, это преднамеренное воспроизведение информации.
Например: каждый раз, когда Кэти заполняет заявление в колледж, она должна сознательно вспомнить свой полный адрес, номер телефона и номер социального страхования.
Реклама
Декларативная память
Разновидность явной памяти, включает в себя сохранение и припоминание важных фактов, таких как даты, события и информация.
Например: Когда приближается август, Кэти понимает, что пришло время купить поздравительную открытку для ее лучшей подруги Сары. 30 августа у Сары день рождения.
Эпизодическая память
Форма декларативной памяти, включающая в себя способность запоминать жизненный опыт из первых рук.
Например: Мама Кэти звонит, чтобы спросить, что она делала на выходных. Кэти должна вспомнить субботний турнир по фрисби, а также церковное собрание, которое она посетила в воскресенье, чтобы рассказать о них матери.
Семантическая память
Также форма декларативной памяти, семантическая память относится к хранению в памяти словарного запаса, ключевых фактов, имен и общих знаний.
Например: мама Кэти любит нью-йоркских гигантов, но она никогда не может вспомнить имя квотербека. Джули постоянно приходится напоминать ей, что его зовут Эли Мэннинг.
Имплицитная память
Иногда называемая «бессознательной памятью», имплицитная память включает в себя удержание информации о моменте времени, который нельзя вспомнить конкретно. Вы знаете, как некоторые вещи просто «звенят в колокольчик»?
Например: родители Саши взяли ее на семейный отдых на берег Джерси, когда ей было восемь лет. Гораздо позже, во время весенних каникул в колледже, Саша вернулась на берег Джерси со своими сестрами из женского общества и точно вспомнила, как добраться до променада.
Процедурная память
Форма имплицитной памяти, процедурная память — это способность вспоминать, как что-то делать, от езды на велосипеде до вождения автомобиля.
Например: Саша обычно садилась в машину и перед тем, как сесть за руль, проходила ряд проверок безопасности. Правильно ли расположены ее зеркала? Ее ремень безопасности пристегнут? Теперь она просто входит и автоматически выполняет эти рутинные проверки, даже не задумываясь о них.
Реклама
Слуховая память
Слуховая память помогает нам запоминать информацию, основанную на звуках, которые мы слышим. Когда ребенок изучает звуки, издаваемые буквами, именно его слуховая память позволяет ему помнить, что буква «Б» издает звук, который мы слышим в слове «мяч».
Итак, пока ребенок учит буквы, в книге может быть одна страница, на которой изображена буква Б. Родитель или учитель моделирует звук, который издает эта буква. Затем на следующей странице они могут найти слово «мяч». Для того, чтобы ребенок добился успеха, ему придется запомнить звук «В» с предыдущей страницы.
Зрительно-пространственная память
Между тем именно зрительно-пространственная память поможет ребенку ассоциировать изображение баскетбольного мяча со словом «мяч». Способность ребенка назвать этот круглый оранжевый предмет баскетбольным мячом будет зависеть от визуальных сигналов, которые ему дали.
Все дело в разуме
Разве разум не прекрасное исследование? Он выполняет так много функций. Он работает как регистратор в виде сенсорной памяти, пропуская вспышки в разум. Он действует как судья и присяжные, решая, какие факты быстро входят и исчезают через банк кратковременной памяти или перемещаются в долговременную память.
Разум хранит информацию, которую мы можем протянуть и захватить, вне зависимости от того, помещаем ли мы ее туда намеренно или даже не осознаем, что она находится там. В следующий раз, когда что-то «зазвенит» для вас, похлопайте свой разум по плечу. Чтобы лучше понять, как работает наша память, попробуйте эти шесть способов увеличить свой словарный запас. Сильная память имеет первостепенное значение для надежного словарного запаса.
Знакомство с памятью | безграничная психология |
Память — это способность воспринимать информацию, кодировать ее, сохранять и извлекать в более позднее время.
Цели обучения
Обобщите, какие типы памяти необходимы для какой стадии процесса хранения памяти
Ключевые выводы
Ключевые моменты
- Три основных этапа памяти — это кодирование, хранение и извлечение. Проблемы могут возникнуть на любом из этих этапов.
- Тремя основными формами хранения памяти являются сенсорная память, кратковременная память и долговременная память.
- Сенсорная память не контролируется сознательно; это позволяет людям сохранять впечатления от сенсорной информации после прекращения действия исходного стимула.
- Кратковременная память длится очень короткое время и может хранить только 7 +/- 2 фрагмента информации одновременно.
- Долгосрочное хранилище может содержать неопределенно большое количество информации и может длиться очень долго.
- Имплицитная и явная память — это два разных типа долговременной памяти. Имплицитные воспоминания связаны с сенсорным и автоматическим поведением, а явные воспоминания связаны с информацией, эпизодами или событиями.
Основные термины
- память : Способность организма записывать информацию о вещах или событиях с возможностью вспоминать их позже по желанию.
- репетиция : Повторение элемента в кратковременной памяти для его сохранения в долговременной памяти.
Память – это способность воспринимать информацию, сохранять ее и вспоминать позже. В психологии память разбивается на три этапа: кодирование, хранение и извлечение.
Ступени памяти : Три стадии памяти: кодирование, хранение и извлечение. Проблемы могут возникнуть на любом этапе процесса.
Процесс памяти
- Кодирование (или регистрация): процесс получения, обработки и объединения информации. Кодирование позволяет информации из внешнего мира достигать наших органов чувств в виде химических и физических раздражителей. На этом первом этапе мы должны изменить информацию, чтобы мы могли использовать память в процессе кодирования.
- Хранение: создание постоянной записи закодированной информации. Хранение — это второй этап памяти или процесс, в котором мы храним информацию в течение определенного периода времени.
- Воспроизведение (или воспроизведение, или распознавание): возврат хранимой информации в ответ на какой-либо сигнал для использования в процессе или деятельности. Третий процесс — это поиск информации, которую мы сохранили. Мы должны найти его и вернуть в наше сознание. Некоторые попытки поиска могут быть легкими из-за типа информации.
Проблемы могут возникнуть на любой стадии процесса, что может привести к чему угодно, от забывчивости до амнезии. Отвлечение может помешать нам изначально кодировать информацию; информация может храниться неправильно или может не перемещаться из краткосрочного в долгосрочное хранилище; и/или мы не сможем получить информацию после ее сохранения.
Типы памяти
Сенсорная память
Сенсорная память позволяет людям сохранять впечатления от сенсорной информации после прекращения действия первоначального стимула. Одним из наиболее распространенных примеров сенсорной памяти являются быстро движущиеся огни в темноте: если вы когда-нибудь зажигали бенгальский огонь на Четвертое июля или наблюдали за движением транспорта ночью, свет, кажется, оставляет след. Это происходит из-за «знаковой памяти», визуального сенсорного хранилища. Широко изучались два других типа сенсорной памяти: эхоическая память (слуховая сенсорная память) и тактильная память (тактильная сенсорная память). Сенсорная память не участвует в высших когнитивных функциях, таких как кратковременная и долговременная память; это не контролируется сознательно. Роль сенсорной памяти состоит в том, чтобы обеспечить подробное представление всего нашего сенсорного опыта, для которого соответствующие фрагменты информации извлекаются кратковременной памятью и обрабатываются рабочей памятью.
Кратковременная память
Кратковременная память также известна как рабочая память . Он содержит всего несколько предметов (исследования показывают диапазон 7 +/- 2 предмета) и длится всего около 20 секунд. Однако элементы могут быть перемещены из кратковременной памяти в долговременную с помощью таких процессов, как репетиция . Примером репетиции является случай, когда кто-то устно дает вам номер телефона, и вы повторяете его про себя до тех пор, пока не сможете его записать. Если кто-то прерывает вашу репетицию, задавая вопрос, вы можете легко забыть номер, так как он хранится только в вашей кратковременной памяти.
Долговременная память
Долгосрочные воспоминания — это все воспоминания, которые мы храним в течение периодов времени, превышающих несколько секунд; долговременная память охватывает все, от того, что мы выучили в первом классе, до наших старых адресов и того, во что мы вчера ходили на работу. Долговременная память обладает невероятно большой емкостью, и некоторые воспоминания могут длиться с момента их создания до самой смерти.
Существует множество типов долговременной памяти. Явный или декларативный память требует сознательного воспроизведения; он состоит из информации, которая сознательно сохраняется или извлекается.