8.5. Виды речи
Устная и письменная речь
Устная речь – вербальное общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух. Письменная речь – вербальное общение при помощи письменных текстов. Общение может быть отсроченным (письмо) и непосредственным (обмен записками во время лекций).
Устная речь проявляется как разговорная речь в ситуации беседы и рождается, чаще всего, из непосредственного переживания. Письменная речь проявляется как речь деловая, научная, более безличная, предназначенная для непосредственно не присутствующего собеседника.
Устная речь ситуативна: то, что мы говорим, понимается не столько из содержания самой речи, сколько на основании той ситуации, в которой находятся собеседники. Иногда, между близкими людьми, достаточно одного намека, чтобы быть понятыми.
Письменная речь требует более систематического, логически связного изложения.
Устная и письменная речь тесно связаны между собой. Но их единство включает и существенные различия. Знаки письменной речи (буквы) обозначают звуки устной речи. Тем не менее письменная речь не является просто переводом устной речи в письменные знаки.
Письменная речь требует большей продуманности, плавности, сознательности. В условиях устной речи собеседники помогают друг другу регулировать речь, что отсутствует в письменной речи.
Внутренняя и внешняя речь
Внутренняя речь – это использование языка вне процесса реальной коммуникации.
Выделяют три основных типа внутренней речи:
а) внутреннее проговаривание – «речь про себя», сохраняющая структуру внешней речи, но лишенная произнесения звуков;
б) внутреннее моделирование внешнего речевого высказывания;
в) внутренняя речь как механизм и средство умственной деятельности.
Внутренняя речь не обязательно бывает беззвучной, она может представлять собой форму аутокоммуникации, когда человек громко разговаривает с самим собой.
Основными характеристиками внутренней речи являются: ситуативность; беззвучность; предназначенность для себя; свернутость; насыщенность субъективным содержанием.
Внутренняя речь непосредственно не служит целям общения, тем не менее она социальна по:
1) происхождению (генетически) – является производной формой от внешней речи;
2) содержанию – обычно внутренне направлена на других людей, если не на реального, то на возможного слушателя.
Л. С. Выготский рассматривал эгоцентрическую речь как переходный этап от внешней к внутренней речи. Эгоцентрическая речь генетически восходит к внешней речи и является продуктом ее частичной интериоризации.
Внешняя и внутренняя речь может быть диалогична и монологична.
Количество говорящих не является решающим критерием в разграничении диалога и монолога. Диалог – это прежде всего речевое взаимодействие. В отличие от монолога в нем в речевой форме выражены две смысловые позиции. Характерными чертами внешнего монолога являются выраженность во внешней речи одной смысловой позиции (говорящего) и отсутствие обращенной к нему внешней речи второго участника общения.
Речь жестов и звуковая речь
Современная речь является преимущественно звуковой, но и жест играет в ней важную роль.Жестовая речь – это способ межличностного общения людей при помощи системы жестов.
Речь, в которой жест играет основную роль, наглядна и выразительна, но малопригодна для передачи какого-либо отвлеченного содержания, логически связного, систематического хода мысли. Развитие мышления у человека существенно связано с развитием членораздельной звуковой речи.
Вопросы для самоконтроля.
Как связаны общение и речь?
Как соотносятся язык и речь?
Что такое знак? Что называют значением знака?
Каковы функции речи?
Какие вы знаете виды речи? Охарактеризуйте их.
48 Виды речи, их психологическая характеристика.
Характеристика основных видов речи
В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю.
Внешняя речь включает устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Диалог — это непосредственное общение двух или нескольких человек. Диалогическая речь — это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее). Разновидностью диалогического общения является беседа, при которой диалог имеет тематическую направленность. Монологическая речь — длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она также развивается в процессе общения, но характер общения здесь иной: монолог не прерываем, поэтому активное, экспресивно-мимическое и жестовое воздействие оказывает выступающий. В монологической речи, по сравнению с диалогической, наиболее существенно изменяется смысловая сторона. Монологическая речь — связная, контекстная. Ее содержание должно прежде всего удовлетворять требованиям последовательности и доказательности в изложении. Другое условие, неразрывно связанное с первым,— грамматически правильное построение предложений. Монолог не терпит неправильного построения фраз. Он предъявляет ряд требований к темпу и звучанию речи. Содержательная сторона монолога должна сочетаться с выразительной. Выразительность же создается как языковыми средствами (умение употребить слово, словосочетание, синтаксическую конструкцию, которые наиболее точно передают замысел говорящего), так и неязыковыми коммуникативными средствами (интонацией, системой пауз, расчленением произношения какого-то слова или нескольких слов, выполняющим в устной речи функцию своеобразного подчеркивания, мимикой и жестикуляцией).
Внутренняя речь — это особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. По этому для внутренней речи, с одной стороны, характерна фрагментарность, отрывочность; С другой стороны, здесь исключаются недоразумения при восприятии ситуаций. Поэтому внутренняя речь чрезвычайно ситуативна, в этом она близка к диалогической. Внутренняя речь формируется на основе внешней. Перевод внешней речи во внутреннюю (интериоризация) сопровождается редуцированием (сокращением) структуры внешней речи, а переход от внутренней речи к внешней (экстериоризация) требует, наоборот, развертывания структуры внутренней речи, построения ее в соответствии не только с логическими правилами, но и грамматическими.
Информативность речи зависит, прежде всего, от ценности сообщаемых в ней фактов и от способности ее автора к сообщению. Понятность речи зависит, во-первых, от ее смыслового содержания, во-вторых, от ее языковых особенностей и, в-третьих, от соотношения между ее сложностью, с одной стороны, и уровнем развития, кругом знаний и интересов слушателей — с другой. Выразительность речи предполагает учет обстановки выступления, ясность и отчетливость произношения, правильную интонацию, умение пользоваться словами и выражениями переносного и образного значения.б.с./м.с. или B.A./M.S. Психология/патология речи и языка
Бакалавриат
Б.С./МС. или B.A./M.S.
Речево-языковая патология — развивающаяся область, в которой специалисты работают с детьми. и взрослые, у которых есть расстройства общения и глотания. Логопеды (SLP) работают в сфере образования, здравоохранения, академической и частной практики. Через эти настройки, SLP могут:
- Работайте с человеком, страдающим расстройством социальной коммуникации, например, с расстройством аутистического спектра. расстройство
- Помогите человеку с когнитивно-коммуникативным расстройством, таким как афазия
- Помогите тому, у кого есть проблемы с пониманием других или эффективным самовыражением во время разговора
Степень бакалавра психологии и ее внимание к пониманию и оценке человеческого поведение в сочетании с базовыми курсами речи, языка и слуха наук дает прекрасную подготовку к будущей работе в области речи-языка патология. Эта программа двойного диплома предоставляет студентам возможность сочетать программа бакалавриата по психологии с автоматическим поступлением в магистратуру в речи-языке программа патологии в SHU после соответствия определенным критериям бакалавриата.
Ресурсы:
- Кафедра психологии
- Программа MS-SLP
- Справочник по профессиональным перспективам
- Американская ассоциация речи, языка и слуха
- Национальная ассоциация слушателей речи студентов
- Национальный институт глухоты и других коммуникативных расстройств
«Степень бакалавра психологии в Сетон Холле была идеальным выбором на моем пути. стать логопедом. Благодаря своим курсам я познакомился с различное поведение, трудности в обучении и образ мышления, которые могут быть у человека. Это позволило мне лечить каждого человека больше, чем его расстройство. Комбинация тщательная курсовая работа и динамичный факультет помогли мне стать всесторонним и разносторонний терапевт»
Меган (Миллс) Пагано, 10 лет
Учебная программа
Учащиеся проходят учебную программу для получения степени бакалавра. или Б.С. по психологии в дополнение к шести курсам по речи, языку и слуху и другие подготовительные курсы бакалавриата. Студенты будут работать в паре с Консультант по психологии и SLP для обеспечения своевременного завершения программы. Учебный план программы MS можно найти здесь.
Посетите Сетон Холл. Посетите нас сегодня.
Как один из ведущих католических университетов страны, Сетон Холл развивается студенты в уме, сердце и духе с 1856 года. Здесь обучается около 10 000 студентов. и аспирантов, Сетон Холл — это место, где воспитываются сострадательные лидеры, готовы изменить мир.
Сетон Холл предлагает все преимущества крупного исследовательского университета — национальную репутацию; сложные академические программы; известные выпускники; современное оборудование; известный факультет; и широкие возможности для стажировок, исследований и стипендий — с все преимущества небольшой, поддерживающей и заботливой среды.
Лучший способ по-настоящему познакомиться с Сетон-холлом — посетить нас лично.
Зарегистрироваться на экскурсию Посетить день открытых дверей
Типы нарушений речи и варианты терапии
Многие люди могут распознать один или два типа нарушений речи, но на самом деле логопеды лечат широкий спектр проблем. Нарушения могут варьироваться от легких до тяжелых. Одни присутствуют при рождении, другие развиваются со временем. Некоторые из них являются частью неврологической функции , в то время как другие возникают в результате травмы или инвалидности.
Независимо от того, как возникло расстройство, логопед может способствовать улучшению качества жизни многих пациентов.
10 Распространенные типы нарушений речи
Существует множество типов расстройств в различных категориях, и состояние каждого человека может быть различным. Ниже приведены некоторые из наиболее распространенных нарушений речи, которые лечат логопеды .
1. Детская речевая апраксия
При детской речевой апраксии у ребенка возникают проблемы с точными движениями при разговоре. Это происходит потому, что мозгу трудно координировать движения.
2. Орофациальные миофункциональные расстройства
Дети, подростки и взрослые могут страдать от этих ненормальных движений лица и рта. Они возникают из-за аномального роста и развития лицевых мышц и костей, причина которых неясна. У людей с орофациальными миофункциональными расстройствами могут быть проблемы с едой, разговором, дыханием через нос, глотанием или питьем.
3. Нарушения звуков речи/нарушения артикуляции
Нарушения артикуляции, особенно часто встречающиеся у детей младшего возраста, основаны на неспособности образовывать определенные звуки. Вместо этого некоторые слова и звуки могут быть искажены, например, произношение звука «th» вместо звука «s».
Нарушения артикуляции, которые обычно наблюдаются у детей раннего возраста, характеризуются искажением некоторых звуков, например звука «С».
4. Заикание и другие нарушения беглости речи
Заикание может проявляться в различных формах, включая «блоки», характеризующиеся длинными паузами, «пролонгации», характеризующиеся растягиванием звука, и «повторения», характеризующиеся повторением определенного звука в слово. Заикание не всегда постоянно, и оно может усугубляться нервозностью или волнением.
Люди, которые заикаются, могут чувствовать напряжение в теле и даже избегать ситуаций или слов, которые могут спровоцировать заикание. Вторичное физическое поведение может включать чрезмерное моргание глазами или сжатие челюстей.
5. Рецептивные расстройства
Рецептивные расстройства характеризуются проблемами с пониманием и обработкой того, что говорят другие, вызывая трудности при следовании указаниям или ограниченный словарный запас. Такие расстройства, как аутизм, могут привести к нарушениям восприятия.
6. Нарушения речи, связанные с аутизмом
Проблемы с общением являются одним из аспектов расстройства аутистического спектра, которое включает проблемы с социальными навыками и повторяющимся поведением. У человека с аутизмом могут возникнуть трудности с пониманием и употреблением слов, обучением чтению или письму или ведением разговора.
Его или ее также может быть трудно понять, использовать механический голос и говорить очень мало или совсем не говорить.
7. Нарушения резонанса
Нарушения резонанса возникают из-за закупорки или обструкции потока воздуха в носу, рту или горле, что может повлиять на вибрации, определяющие качество голоса. Расщепление неба и опухшие миндалины — две причины нарушения резонанса.
8. Избирательный мутизм
Избирательный мутизм чаще всего наблюдается у детей и подростков. Это тревожное расстройство, характеризующееся неспособностью ребенка говорить и эффективно общаться в определенных социальных условиях. Подростки, страдающие селективным мутизмом, могут иметь более выраженные социальные фобии.
9. Нарушения речи/дизартрия, связанные с травмой головного мозга
Дизартрия возникает, когда мышцы губ, рта, языка или челюстей слишком слабы, чтобы правильно произносить слова, обычно из-за повреждения головного мозга. К ним относятся черепно-мозговая травма и повреждение правого полушария головного мозга.
С пациентами, перенесшими инсульт, часто работают логопеды.