виды, функции и способы развития
Воображение является сферой психики человека, которую часто недооценивают, но именно она может оказать значительное влияние на реальную жизнь — обогатить ее, истощить, подменить бесплодной фантазией.
Сущность и механизм
Воображение — это продуктивная деятельность психики, при которой новые образы создаются на основе преобразования реалистических представлений, полученных ранее в опыте человека. Он не видел живых динозавров или машину времени, мог не слышать морской прибой и не вдыхать аромат пустыни, но он может вообразить это, оперируя знакомыми образами.
Восприятие выступает материалом для фантазии. Исходные образы перерабатываются. В них выделяются элементы, которые могут трансформироваться — становиться больше или меньше реальных, соединяться в невероятных сочетаниях, меняться местами, представать в нереальных количествах.
Так появляются фантазийные образы объектов, которые не могли быть восприняты: Гулливер в стране лилипутов или великанов, избушка на курьих ножках, Пегас, многорукое божество Шива, трехглавый дракон, восьминогий конь Одина Слейпнир. Воображение может заострить определенные черты — так возникает карикатура, гротеск.
Образы могут стать схемами, когда несущественные различия стираются, а главные свойства выявляются очень четко. Смайлики — яркий пример схематической переработки образа.
Воображение типизирует — человеческие характеры, места, события. Эльфы, гномы, орки — это типы. Тургеневские барышни и «крепкие орешки» блокбастеров — тоже типы.
Затем и образы воображения преобразуются, что порождает очень сложные фантазии.
Эмоциональный компонент образов воображения приводит к неожиданным, логически непостижимым ассоциациям. Оригинальные комбинации частей тела человека, пространств, технических устройств поражают зрителей в произведениях сюрреалистов, полагающихся на фантазию (С.Дали, Р.Магритт и др.).
Итог деятельности воображения — кристаллизация образа в зримом, осязаемом продукте — картине, изобретении, художественном тексте, модели, программе. Не всегда воображение проходит полный цикл.
Мечтатели переходят от фантазии к фантазии, так и не воплотив в жизнь ни одной идеи.Функции
- Побуждение деятельности при помощи яркого, привлекательного образа ее результата, средств и способов осуществления, обобщенных замыслов и конкретных планов.
- Регуляция поведения в неопределенной, проблемной ситуации при помощи образов альтернативных поступков и их последствий.
- Эмоциональная саморегуляция, аутопсихотерапия, иллюзорное удовлетворение потребностей. С этой функцией связан риск уйти от реальности. Замещение реальности игровыми образами — одно из следствий игромании.
- Организация познания — воссоздание объекта по описанию, достраивание недостающих элементов, моделирование.
Виды
Активное воображение усиливает мотивацию деятельности и человек преобразует реальность — изобретает, воплощает художественный замысел, приближает будущее, о котором мечтает.
- Активное творческое строит образ того, чего еще не существовало.
Вся культура создана творческим воображением.
Пассивное воображение подрывает мотивацию реального поведения, образы воспроизводят сами себя. Мечты и прожекты множатся и не становятся реальностью. Тайм-аут необходим, но пауза может затянуться, и жизнь пройдет как во сне.
- Пассивное преднамеренное управляется человеком, который сам вызывает воспоминания, грезы, фантазии.
- Пассивное непреднамеренное управляет человеком, когда он принимает за реальность бредовые, сновидные образы.
Воображение и стремление к достижению
Первые три года жизни ребенок пребывает под воздействием непосредственных впечатлений от предметов, доступных восприятию. Затем формируется воображение — возможность мысленно видеть отсутствующие предметы и ситуации манипуляций с ними, преобразовывать их, желать или пугаться.
С этого момента возникают две тенденции. Одна — упорно овладевать предметами, представленными в воображении — получить вожделенную игрушку, поход в зоопарк, любимое занятие. Другая — отказаться от достижения и обойтись воображением. Равновесие их зависит от семейной среды и уже сложившихся качеств личности малыша.
Способы развития воображения
- Обогащение опыта восприятия, т.к. воображение оперирует материалом, полученным при восприятии реальных объектов.
- Развитие речи, т.к. она позволяет поименовать элементы образа, переставить их, поменять местами, увеличить, умножить, оформить замысел, обмениваться идеями. Играя словами, ребенок создает новые образы.
- Поддержка спонтанного и организованного детского творчества — рисования, простейшего музицирования, придумывания сказок, небылиц.
- Поддержка и обогащение детской игры, т.к. игра занимает промежуточное положение между реальностью и воображением, дает опыт для построения адаптивной связи воображения и реальности.
- Методические приемы — словесные игры, дорисовывание картинок, сочинение сюжетов, применение и сочетание необычных техник, материалов рукоделия и т. д.
Воображение поможет планировать, предвидеть риски, воодушевляться на действия, находить нетривиальные решения (см. репродуктивное воображение), сопереживать, созидать. Главное, чтобы не подменяло подлинную жизнь.
Определение воображения, его виды
Воображение — это познавательный психический процесс, заключающийся в преобразовании представлений памяти в субъективно новые образы. Образы фантазии формируются с участием других познавательных процессов. В то же время воображение, благодаря своей роли в целеполагании, обусловливает их протекание.
Чем сложнее предмет, тем в большей степени в его восприятии участвует воображение. Восприятие произведений изобразительного или музыкального искусства без воображения практически невозможно. Взаимосвязь воображения и мышления хорошо проявляется в проблемной ситуации. После анализа условий и требований творческой задачи, как мы уже отмечали, выдвигается гипотеза — она всегда возникает на основе целостного (нового!) образа ситуации. Проверяется же гипотеза прежде всего средствами логического мышления. Но вот гипотеза не подтвердилась. Снова активизируется воображение, появляется новое предположение и т.д. — до тех пор, пока очередная гипотеза не будет признана соответствующей условиям и требованиям задачи. Воображение особенно активно участвует в познавательном процессе тогда, когда степень неопределенности ситуации велика. Фантазия позволяет «перепрыгнуть через какие-то этапы мышления и все-таки представить себе конечный результат». Формирование образов воображения соотносится с понятием «мысленное конструирование».
Виды воображение различаются на пассивные и активные. Непреднамеренное пассивное воображение включается при ослабленной активности сознания, во сне, в полудремотном состоянии, при расстройствах сознания. Хороший пример — галлюцинации. Преднамеренные формы пассивного воображения называют грезами. Это недейственные проявления фантазии, это создание образов, замыслов, программ, которые заведомо не будут воплощены в жизнь.
Активное воображение бывает воссоздающим и творческим. Первое проявляется в формировании субъективно новых образов по историческим описаниям, художественным текстам, географическим материалам, житейским диалогам и т.д. Ученик, слушающий рассказ учителя на уроке, приобретает знания о странах, в которых он никогда не был, о давно ушедших эпохах и событиях, о литературных героях. Следователь по показаниям очевидцев и другим данным воссоздает картину преступления, рабочий по двум проекциям чертежа быстро строит объемный образ детали. Все это примеры, относящиеся к воссоздающему воображению.
Просмотр телевизионной экранизации литературного произведения в каком-то отношении всегда полезен. Но если иметь в виду развитие воображения, то такой просмотр полезнее после чтения произведения, ибо в этом случае предоставляется интересная возможность сопоставить результаты собственного воссоздающего воображения с версией авторов экранизации.
В творческом воображении субъективная новизна образа выше, чем в воссоздающем. Нередко эта новизна становится вместе с тем и объективной, в том смысле, что образ означает новизну для группы людей, для некоторого сообщества, для человечества. Таковыми оказываются образы, опредмеченные в произведениях искусства, изобретениях, научных теориях. С психологической же точки зрения важна именно новизна образа для субъекта. Тут и разрешение проблемной ситуации школьником, детское изобразительное, техническое, музыкальное творчество.
Ключевые слова: Воображение
Источник: Штейнмец А.Э., Общая психология
Материалы по теме |
---|
Физиологическая основа воображения Кураев Г. А., Пожарская Е.Н., Психология человека |
Особенности развития воображения младших школьников Гонина О.О., Психология младшего школьного возраста |
Индивидуальные особенности воображения Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека |
Рекламный образ Психология рекламы [Электронный ресурс]: учеб. пособие для вузов / Л.В. Лебедева. — М.:… |
Развитие воображения у детей Аверин В. А., Психология детей и подростков |
Воображение и творческая деятельность Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009 |
Классификация воображения Григорович Л.А., Педагогика и психология |
Является ли мечта видом воображения? Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009 |
Воображение | Psychology Today
Знаменитая фраза Альберта Эйнштейна: «Воображение важнее знаний. Ибо знание ограничено всем, что мы теперь знаем и понимаем, тогда как воображение охватывает весь мир и все, что когда-либо будет знать и понимать». С помощью воображения люди могут исследовать идеи вещей, которых нет физически, начиная от знакомых (например, толстый кусок шоколадного торта) и заканчивая никогда ранее не испытанными (например, инопланетный космический корабль, появляющийся в небе).
Содержимое
- Какова цель воображения?
- Воображение и психология
- Детское воображение
Какова цель воображения?
В отличие от восприятия, воображение не зависит от внешней сенсорной информации, полученной из того, что человек может видеть, слышать, чувствовать, пробовать на вкус или осязать в данный момент. Скорее, оно генерируется изнутри и часто неосознанно зависит от воспоминаний и чувств. Люди используют воображение по разным причинам: чтобы приобрести опыт и знания о мире, лучше понять точку зрения другого человека, решить проблемы, создать художественные произведения и взаимодействовать с ними и многое другое. Воображение, как правило, идет рука об руку с творчеством и играет ключевую роль на разных этапах развития.
Является ли воображение признаком интеллекта?
Мечты (или блуждания ума) — это состояние обработки информации, которое сочетает в себе знание и воображение, динамичный дуэт. Более развитое воображение позволяет человеку делать творческие выводы и выводы, используя свой прошлый опыт и базу знаний. В результате исследования показывают, что более сильные мечтания связаны с превосходным интеллектом.
Всегда ли воображение опасно?
По большей части наличие воображения чрезвычайно полезно для вашей жизни, оно дает вам больше перспективы и помогает достигать высоких целей. Однако воображение может быть вредным в тех редких случаях, когда воображение ошибочно принимается за восприятие. Это может происходить всякий раз, когда кто-то борется с ментализацией или способностью различать то, что реально, и то, что выдумано в его уме. Отсутствие ментализации может привести к тому, что человек будет реагировать на воображаемый страх (например, на то, что самолет, в котором он находится, разобьется), как на реальный, что часто приводит к сильному стрессу, беспокойству, страху и травме.
Как дать волю своему воображению?
Ваше воображение полно потенциала, который только и ждет, чтобы его использовали. Есть много способов дать толчок вашему воображению. Сознательно измените свое восприятие себя с помощью таких инструментов, как позитивные утверждения. Наденьте шляпу наблюдателя и используйте все свои чувства, чтобы обратить внимание на то, что происходит вокруг вас. Попробуйте закрыть глаза на несколько минут и заново пережить приятное воспоминание. Откройте себя возможности, спросив себя, что произойдет, если вы скажете «да» возможности вместо «нет». Будьте любопытны и игривы. Проводите больше времени на природе.
Воображение и психология
Воображение может быть мощным инструментом в психологии. Многие люди намеренно используют мысленные образы, чтобы визуализировать желаемые результаты (например, победу в соревновании), обработать прошлый опыт, справиться с трудными эмоциями или расслабить ум и тело (как в медитации). Существует сильная, хотя и не до конца понятная связь между разумом и телом. Обученные специалисты в области психического здоровья могут использовать воображение в форме управляемых терапевтических образов, чтобы помочь пациентам справиться с рядом проблем, включая горе, депрессию, стресс и тревогу, проблемы с употреблением психоактивных веществ, проблемы в отношениях, проблемы семьи и родителей, а также посттравматическое стрессовое расстройство.
Почему люди мечтают?
Мечтания часто воспринимаются как бесполезная трата времени, но мечты о славе на самом деле могут повысить творческий потенциал и самоконтроль. Это происходит, когда сеть исполнительного внимания и сеть режима по умолчанию взаимодействуют друг с другом. Мечтательность позволяет людям отгородиться от внешней среды и прояснить позитивные долгосрочные цели, ради которых они затем могут работать. Визуализация своего будущего «я» может мотивировать их предпринять необходимые шаги для оттачивания своих навыков и достижения успеха.
Как воображение помогает нам преодолеть страх?
Многие люди страдают от парализующего страха, который негативно влияет на их повседневную жизнь. С 1950-х годов экспозиционная терапия была предписана, чтобы подвергать этих людей их страхам в управляемых дозах, пока они не обретут контроль над реакцией своего тела на страх. В некоторых случаях экспозиционная терапия невозможна (например, из-за слишком высокой стоимости или других практических ограничений) или нежелательна, и воображаемое воздействие на самом деле может принести многие из тех же преимуществ, что и фактическое воздействие угрожающего раздражителя. В сущности, живое воображение может помочь людям отучиться от страха.
Как воображение может помочь при травме?
После травматического опыта легко застрять в негативе, снова и снова размышляя над болезненными воспоминаниями о том, что произошло. Воображение может обеспечить побег — способ заглянуть за пределы того, что есть, к тому, что могло бы быть. Воображение новых историй, особенно с помощью специалиста в области психического здоровья, может помочь человеку уйти от страданий и направиться к исцелению. С помощью воображения они могут восстановить чувство личной свободы действий и почувствовать себя более сильными после жизненного кризиса.
Как воображение влияет на память?
Факты показывают, что наши воспоминания не являются статическими записями реальных событий; на самом деле доказано, что они меняются с каждым пересказом. Это может быть либо адаптивным, как в случае личной травмы, либо опасным, как в случае с законом и преступностью. Например, воображение очевидца может изменять воспоминания — чаще всего бессознательно — в сторону личных убеждений, и этому факту следует уделять больше внимания в ходе судебного разбирательства.
Детское воображение
Дети могут извлечь большую пользу из живого воображения, особенно при поддержке ключевых взрослых фигур в их жизни, таких как родители и учителя. Воображение играет решающую роль в раннем развитии, повышая когнитивные, творческие и социальные навыки детей. Дети с богатым воображением могут более глубоко исследовать свои мысли и чувства и научиться творчески решать проблемы. Они могут с пользой использовать эти уроки, строя дружеские отношения и преследуя личные цели.
Что такое воображаемая игра?
Притворная игра или понарошку состоит из нескольких ключевых компонентов. Одним из них является замена объекта, которая может включать в себя либо притворство объекта чем-то другим (например, банан становится телефоном), либо использование воображаемого объекта. Ребенок также может приписывать объекту притворные свойства (например, заставить мягкую игрушку «говорить»). Воображаемая игра может включать в себя социальные взаимодействия со сверстниками или взрослыми. Ребенок также может играть в ролевую игру или действовать так, как если бы он был кем-то другим (например, знаменитостью), с реквизитом или без него. Воображаемая игра часто включает в себя метакоммуникацию, например обсуждение того, кто какую роль будет играть и как будет развиваться история.
Почему игра с воображением важна для развития ребенка?
Притворная игра необходима для развития ребенка. Фантазии и притворство могут научить детей важным социальным навыкам, таким как общение, сопереживание, способность оценивать ситуацию и решать проблемы. Творческая игра может стимулировать любопытство и творчество, что часто приводит к большим успехам в школе. Родители могут способствовать развитию воображения своего ребенка, читая ему перед сном и регулярно обсуждая такие темы, как природа и социальные проблемы.
Нормально ли, что у ребенка есть воображаемый друг?
Многие здоровые дети заводят воображаемых друзей, из которых со временем перерастают. Дети, которые более склонны к фантазиям, как правило, общительны, креативны и умеют смотреть на вещи с точки зрения других людей. Дети также могут выражать свои мысли и чувства через воображаемого друга, что дает родителям возможность лучше понять их внутренний мир. Воображаемые друзья могут многое рассказать детям о возможностях художественной литературы, которые могут быть полезны им во взрослом возрасте.
Основное Чтение
Воображение | Психология Вики | Фэндом
в: Статьи с утверждениями без источников, Познание, Когнитивные процессы,
и еще 3
Посмотреть источник Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Когнитивная психология: Внимание · Принятие решений · Обучение · Суждение · Объем памяти · Мотивация · Восприятие · Рассуждение · Думая — Когнитивные процессы Познание — Контур Индекс
Пожалуйста, помогите нанять одного или улучшите эту страницу самостоятельно, если вы квалифицированы.
Этот баннер появляется на слабых статьях, к содержанию которых следует подходить с академической осторожностью.
Воображение — это способность формировать новые идеи или мысленные образы или представления о внешних объектах, событиях и сценах, не воспринимаемых органами чувств, а также способность спонтанно генерировать образы в собственном уме. Это помогает придать смысл опыту и понимание знаниям; это основное средство, с помощью которого люди познают мир, [1] [2] [3] , и оно также играет ключевую роль в процессе обучения. [1] [4] Базовой тренировкой воображения является прослушивание повествования (рассказа), [1] [5] , в котором точность выбранных слов является фундаментальным фактором для «пробуждения миров». ‘. [6]
Считается врожденной способностью и процессом изобретать частичные или полные личные сферы в уме из элементов, полученных из чувственного восприятия общего мира. [Как сослаться и сделать ссылку на резюме или текст] Этот термин технически используется в психологии для обозначения процесса возрождения в уме восприятий объектов, ранее данных в чувственном восприятии. Поскольку такое использование термина противоречит обычному языку, некоторые психологи предпочитают описывать этот процесс как «воображение» или «воображение» или говорить о нем как о «репродуктивном», а не о «продуктивном» или «конструктивном» воображении. Воображаемые образы видятся «мысленным взором».
Одна из гипотез эволюции человеческого воображения состоит в том, что оно позволило сознательным существам решать проблемы (и, следовательно, улучшать физическую форму человека) с помощью мысленного моделирования.
Содержимое
- 1 Описание
- 2 Воображение против веры
- 3 Воображение как реальность
- 4 Воображение предшествует реальности
- 5 См. также
- 6 Примечания
- 7 Каталожные номера
Описание
Обычно этот термин используется для обозначения процесса формирования в уме новых образов, которые ранее не переживались или, по крайней мере, частично или в различных сочетаниях. Вот несколько типичных примеров:
- Сказка
- Художественная литература
- Форма правдоподобия, часто используемая в фэнтези и научной фантастике, предлагает читателям притворяться, что такие истории правдивы, ссылаясь на объекты разума, такие как вымышленные книги или годы, которые не существуют отдельно от воображаемого мира.
Воображение в этом смысле, не ограничиваясь приобретением точных знаний требованиями практической необходимости, до известного момента свободно от объективных ограничений. Способность представить себя на месте другого человека очень важна для социальных отношений и понимания. (Некоторые психиатры подозревают, что это недоступно социопату. Все, что они знают, это удовлетворение личного удовольствия).
В различных сферах, однако, даже воображение на практике ограничено: так, человек, чье воображение нарушает элементарные законы мышления, или необходимые принципы практической возможности, или разумные вероятности данного случая, считается безумный.
Те же ограничения накладываются на воображение в области научных гипотез. Прогресс в научных исследованиях в значительной степени обусловлен предварительными объяснениями, которые строятся с помощью воображения, но такие гипотезы должны быть сформулированы в отношении к ранее установленным фактам и в соответствии с принципами конкретной науки.
Воображение — это экспериментальная часть разума, используемая для создания теорий и идей, основанных на функциях. Беря объекты из реальных восприятий, воображение использует сложные ЕСЛИ-функции для создания новых или пересмотренных идей. Эта часть разума жизненно важна для разработки более эффективных и простых способов выполнения старых и новых задач. Эти экспериментальные идеи можно безопасно проводить в виртуальном мире, а затем, если идея вероятна и функция верна, идея может быть реализована в реальности. Воображение является ключом к новому развитию ума, и им можно делиться с другими, развивая коллективно.
Воображение и убеждение
Воображение коренным образом отличается от убеждения, потому что субъект понимает, что то, что лично изобретено разумом, не обязательно влияет на образ действий, предпринятый в очевидно общем мире, в то время как убеждения являются частью того, что человек считает истинами о как общий, так и личный мир. Игра воображения, кроме очевидных ограничений (например, избегания явного внутреннего противоречия), обусловлена только общим направлением ума в данный момент. Вера же непосредственно связана с практической деятельностью: вполне можно вообразить себя миллионером, но, не веря в это, он, следовательно, не действует как таковой. Вера стремится соответствовать переживаемым субъектом условиям или вера в возможность этих условий; тогда как воображение как таковое специфически свободно. Граница между воображением и верой широко варьируется на разных этапах технологического развития. Таким образом, человек из первобытной культуры, который болен, создает идеальную реконструкцию причин своей болезни и приписывает ее враждебной магии врага, основанной на вере и традициях, а не на науке. В неведении науки о патологии субъект удовлетворяется этим объяснением и действительно верит в него, иногда до смерти, из-за того, что известно как эффект ноцебо.
Из этого следует, что усвоенное различие между воображением и верой на практике зависит от религии, традиции и культуры.
Воображение как реальность
Воспринимаемый мир на самом деле представляет собой интерпретацию данных, по-видимому поступающих от органов чувств, и как таковой он воспринимается как реальный, в отличие от большинства мыслей и представлений. Это различие только в степени и может быть изменено несколькими историческими причинами, а именно изменениями в химии мозга, гипнозом или другими измененными состояниями сознания, медитацией, многими галлюциногенными препаратами и электричеством, воздействующим непосредственно на определенные части мозга. Разница между воображаемым и воспринимаемым реальным может быть настолько незаметной, что вызывает острые состояния психоза. Многие психические заболевания могут быть связаны с этой неспособностью различать ощущаемый и внутренне созданный миры. В некоторых культурах и традициях кажущийся общим мир даже рассматривается как иллюзия разума, как в случае с буддистской майей, или впадают в противоположную крайность и принимают воображаемые и сновиденные сферы как равноправные с кажущимся общим миром, как это делают австралийские аборигены со своим миром. концепция сна.
Воображение, свободное от внешних ограничений, часто может стать источником настоящего удовольствия и ненужной боли. Человек с живым воображением часто остро страдает от воображаемых опасностей, подстерегающих друзей, родственников или даже незнакомцев, таких как знаменитости. Также калечащий страх может быть результатом слишком серьезного отношения к воображаемому болезненному будущему.
Воображение также может вызывать некоторые симптомы реальных болезней. В некоторых случаях они могут казаться настолько «реальными», что возникают специфические физические проявления, такие как сыпь и кровоподтеки на коже, как если бы воображение перешло в веру или воображаемые события действительно происходили. См., например, психосоматическое заболевание и folie a deux.
Также предполагалось, что все человеческое познание основано на воображении. То есть ничто из того, что мы воспринимаем, не является чисто наблюдением, но все является переходом между чувством и воображением.
Воображение, предшествующее реальности
Когда два существующих восприятия объединяются в уме, результирующее третье восприятие, называемое его синтезом, а иногда и четвертое, называемое антитезой, которое в этот момент существует только как часть воображения, часто может стать вдохновение для нового изобретения или техники [Как ссылаться и ссылаться на сводку или текст] .
См. также
- Концептуальные изображения
- Идея
- Магическое мышление
- Vicarious Experiences
Примечания
- ↑ 1.0 1.1 1.2 Norman 2000 pp.1-2
- ↑ Брайан Саттон-Смит 1988, с. 22
- ↑ Арчибальд Маклиш 1970, стр. 887
- ↑ Киран Иган 1992, стр. 50
- ↑ Нортруп Фрай 1963, с. 49)
- ↑ Как отмечает Джованни Пасколи
Ссылки
- Иган, Киран (1992). Воображение в преподавании и обучении .