Психология воспитания это: ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ | это… Что такое ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ?

Психология воспитания ребенка

Воспитательный процесс очень увлекательный, зачастую непредсказуемый, в каждом случае творческий. Большинство психологов и педагогов утверждают, что существуют парадоксы воспитания, говорят о вопросах, на которые сложно найти ответ. Стоит упомянуть образное и вдумчивое описание воспитания, изложенное в книге «Педагогика для всех» писателя, журналиста «Первого сентября» и «Учительской газеты» С.Л. Соловейчика: «Воспитание детей можно назвать старейшим из всех людских дел, оно ни на одни сутки не младше самого человечества; из-за этого оно представляется нетрудной работой: все справляются, и мы тоже справимся. В реальности оно обманчиво, можно даже сказать – коварно. В давние времена его считали самым трудным из занятий, искусством из искусств».

Так что же на самом деле представляет собой процесс воспитания?

Воспитательная проблема настолько широка, что с ней взаимодействуют многие науки, среди которых педагогика, философия, психология, социология и прочие.

И любая из данных наук обозначает собственный предмет исследования в этом вопросе.

Например, психология воспитания выявляет некие психологические механизмы, а также закономерности процесса воспитания.

Определение 1

В словаре Даля понятие «воспитывать» обозначено как «заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего ребенка, до возраста его; в низшем значении вскармливать, взращивать (касательно растения), одевать и кормить до возраста; в высшем значении наставлять, научать, обучать всему, что нужно для жизни…». 2. Согласно толковому словарю Ожегова, воспитание – это «навыки поведения, которые привиты семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни».

Стоит указать, что в психологической и педагогической литературе можно найти описание воспитания и как передачу социального опыта, и как некое воздействие на индивида либо группу людей, и как организацию образа жизнедеятельности воспитанников, и как формирование условий для личностного развития.

Такое разнообразие определений напрямую зависит от позиции автора, а также от влияния обыденного сознания на определения данного понятия.

В психологии воспитательный процесс рассматривается, во-первых, как некое целенаправленное создание условий (духовных, материальных, организационных), которые, в свою очередь, способствуют формированию:

  • Конкретных отношений к предметам и явлениям окружающего мира.
  • Мировоззрения.
  • Поведения (как некоего проявления мировоззрения и отношения).

Стоит указать, что ученые-психологи напрямую связывают воспитательный процесс с развитием смысловой сферы конкретной личности – то есть личностных смыслов и демонстрирующих их в поведении индивида смысловых установок, непосредственно с развитием мотивационно-потребностной сферы психики ребенка, а также процесса открытия его собственному сознанию смыслов и мотивов деятельности индивида.

Рассматривая воспитание с точки зрения психологии, стоит обратить внимание на определенные механизмы, а также закономерности развития человеческой личности, которые и определяют все течение данного процесса.

Психологической сущностью воспитательного процесса считается понимание, а также учет психологических механизмов образования личности при взаимодействии воспитанника и воспитателя, изучение эффекта воспитательных влияний исходя из разных индивидуально-психологических особенностей конкретного ребенка.

Воспитательный процесс индивида напрямую зависит от его социализации, а также от формирования личности человека. Стоит узнать глубже о взаимосвязи между данными понятиями, и о существующих психологических механизмах социализации, а также формировании личности.

Определение 2

Социализация – это непрерывающийся процесс усвоения индивидом ценностей, норм, установок, примеров поведения, которые присущи конкретному обществу, социальной общности либо группе, и воспроизводства им социальных связей, а также социального опыта.

Понятия ценности и нормы

Стоит указать, что очень важны термины «ценности» и «нормы», которые более точно отображают процесс социализации ребенка.

Согласно словарю Ожегова и Н.Ю. Шведовой, ценности обозначают важность, некое значение. В психологической науке ценности рассматриваются не в качестве объективных свойств предметов либо явлений, а в виде субъективной оценки определенных свойств, которые втянуты в систему социальных отношений. Система ценностей задается с помощью интенциональных норм и является повседневным ориентиром в предметной, а также социальной реальности индивида.

Норма, согласно словарю Ожегова и Н.Ю. Шведовой, обозначает общепризнанный обязательным порядок. Но в психологическом смысле норма представляет собой не просто «сообразность поведения» (согласно А.В. Петровскому), но и его творческую направленность. Именно поэтому Л.С. Выготский говорил, что норма является абсолютно отвлеченным понятием определенной средней величины наиболее частных случаев и на деле не представлена в чистом виде – всегда с определенной добавкой форм, не являющихся нормальными.

Определение 3

Под социальными нормами и ценностями на данный момент понимают сформировавшиеся в обществе правила, образцы и эталонные примеры поведения, которые, в свою очередь, регламентируют и регулируют жизнь и деятельность индивида в системе социальных отношений.

Они четко определяют границы допустимого, а также недопустимого в поведении индивида в различных (и при этом конкретных) условиях жизнедеятельности.

Обычно выделяют следующие формы существования общественных норм:

  • Нормы морали – это поведенческие правила внутри определенной социальной группы, в которых отображаются общественные представления касательно плохого и хорошего, добра и зла и прочего, несоблюдение которых вызывает общественное порицание.
  • Правовые нормы – это формально определенные поведенческие правила, которые установлены либо санкционированы государством, а также поддерживаемые его собственной принудительной силой; такие нормы отображены в законах либо прочих нормативных правовых актах.
  • Религиозные нормы – это поведенческие правила, которые сформулированы в текстах священных книг или установлены определенными религиозными организациями.
  • Политические нормы – это поведенческие правила, с помощью которых регулируется политическая деятельность, а также взаимоотношения гражданина и государства и проч.
  • Эстетические нормы – это нормы, закрепляющие представления о красивом и уродливом и так далее.

В процессе социализации, продолжающемся на протяжении всей жизни человека, А.В. Петровский указал на следующие макрофазы социального личностного развития:

  • Детство – представляет собой адаптацию человека, которая выражается в овладении нормами общественной жизни.
  • Отрочество – это некая индивидуализация, которая отражается в потребности человека в возможно большей персонализации, в огромном желании «стать личностью».
  • Юность – это интеграция, которая выражается в получении черт и свойств личности, отвечающих потребности и нужности группового и личного развития. Во время социализации индивид примеряет на себя и затем выполняет разноплановые роли, которые называют социальными ролями. С помощью данных ролей индивид проявляется как личность, социальный индивид.

Социализация индивида осуществляется в условиях стихийного взаимодействия личности с окружающей ее средой, а воспитание в данном случае рассматривается в качестве процесса целенаправленной и контролируемой осознанно социализации (это школьное, семейное, религиозное воспитание). Получается, что воспитание выступает в виде определенного механизма управления процессами социализации.

Нынешняя ситуация, которая напрямую связана с сильным развитием рыночной экономики и определенной переориентацией на материальные ценности, вызвала некое усиление развития у молодых людей подобных качеств, как равнодушие, эгоцентризм, пассивность. Воспитание же дает возможность преодолеть либо уменьшить негативные последствия социализации, придать ей некую гуманистическую ориентацию, востребовать научный потенциал для прогнозирования, а также конструирования педагогической тактики и стратегии.

Взрослый индивид оказывает ребенку помощь в социализации, и также исправляет некие отрицательные моменты стихийной социализации подрастающего индивида.

В своей работе «Педагогическая психология», выпущенной в 1926 году, Л.С. Выготский обосновывает идеи воспитания детей, основываясь на теоретических основах психологической науки и при этом подтверждает их примерами, которые взяты из практики.

Он утверждает, что ребенок воспитывается на своем личном опыте. Психологическая точка зрения обязывает признавать, что в воспитательном процессе собственный опыт ученика представляет собой все.

Определение 4

Он говорит о том, что цель воспитания – это не приспособление к уже имеющейся среде, и некие составляющие данной среды могут зачастую иметь абсолютно вредные и губительные влияния.

Именно из-за этого на долю педагога во время воспитания выпадает также активная роль, заключающаяся в лепке, кромсании элементов среды, сочетании их различными способами, чтобы они осуществляли ту задачу, которая ему требуется. Здесь говорится том, чтобы педагог брался «лепить» не самого ребенка, а среду, и только с ее помощью самого ребенка. Группа детей под руководством грамотного, любящего детей учителя считается лучшей социальной средой, которая способна воспитать детей как личностей.

Можно сказать о том, что ребенка, ученика воспитывает не сам педагог, а педагогически организованная им социальная среда, в которой обучающийся воспитывается самостоятельно.

Понятие формирования личности

Более обширным, нежели воспитание, считается понятие формирования личности.

Определение 5

Формирование личности – это некий процесс изменения самой личности во время взаимодействия ее с реальной действительностью, появления определенных физических и социально-психологических структур в самой личности (согласно Л.И. Божович).

Стоит указать, что на формирование личности индивида оказывают влияние различные факторы, которые связаны между собой и взаимообусловлены:

  • Общественное бытие, а также сознание, сформировавшиеся в государстве.
  • Определенные особенности производства, культуры, быта, природы населенного пункта, а также географического района проживания и, соответственно, развития индивида.
  • Семья, в которой индивид родился и воспитывался.
  • Неформальное окружение, в которое входят соседи, знакомые, друзья и прочие.
  • Общественное воспитание в различных внешкольных организациях (спортивные школы, разные кружки и прочее).
  • Школа, в которой происходит обучение и воспитание обучающегося.

Стоит указать, что данные факторы оказывают на детей свое влияние не прямым и непосредственным образом, а только с помощью преломления через внутренние условия собственно данной личности ученика (особенности его психики, мировоззрение, внутренние потребности и интересы, ценностные ориентации).

Получается, что в процессе жизни происходит формирование человеческой личности, требования социума напрямую связаны с постоянным процессом социализации, а воспитание выступает как определенный механизм управления этими процессами, но, при этом, не выступает в роли определяющего фактора в развитии личности определенного индивида. Никто не сможет с точностью предсказать конечный итог воспитания любого человека.

Из-за этого довольно сложно рассуждать о воспитательных технологиях.

Определение 6

Педагогические технологии – это сложнейшие системы методик и приемов, которые объединены главными общеобразовательными целями.

В основе педагогической технологии располагается идея абсолютной управляемости учебно-воспитательным процессом, его проектирование, а также возможность анализа с помощью поочередного воспроизведения. Процессы создания и осуществления данных воспитательных технологий гораздо сложнее, нежели технологии обучения из-за того, что в их основе в каждом конкретном случае лежат более личностные отношения между педагогом и обучающимися. Воспитательные технологии состоят из таких системообразующих компонентов, как диагностирование, целеполагание, проектирование, конструирование, организационно-деятельностная составляющая, контрольно-управленческая составляющая. Самыми известными воспитательными технологиями считаются следующие: гуманно-личностная технология, предложенная Ш.А. Амонашвили, технология коллективного творческого воспитания, предложенная И.П. Ивановым, технология гуманного коллективного воспитания, предложенная В.А. Сухомлинским, технология организации и проведения группового воспитательного дела, предложенная Н. Е. Щурковой. Характерной особенностью и технологий обучения, и технологий воспитания считается возможность воспроизведения воспитательной последовательности и ее последующий пошаговый анализ.

Развитие ребенка, его последующее обучение, а также воспитание происходят в некоем единстве, во взаимодействии. Но стоит сказать, что большинство исследователей отдают первенство именно воспитанию. Например, ученый из Литвы Р. Тидикис в своей статье «Об уровнях воспитания» указывает, что на практике гораздо чаще не образование определяет нравственность, а, скорее, нравственность определяет потребность индивида в образовании (цитата согласно С.Л. Соловейчику). Нравственный индивид никогда не окажется ниже своей среды согласно культурному уровню.

Рассматривая воспитательный процесс во взаимосвязи с развитием личности ребенка, с психологической стороны допустимо утверждать, что образование у ребенка поведенческих мотивов, во-первых, и, во-вторых, доступных для ребенка, достигшего определенного возраста, форм и способов поведения и считается сущностью воспитания.

Структура воспитательного процесса

Структура процесса воспитания представляет собой взаимные связи базовых элементов, среди которых:

  • Цели и содержание.
  • Средства и методы.
  • Полученные результаты.

Цели воспитания в каждом случае точно отвечают состоянию, а также перспективам развития социума, его текущей экономической и социальной структуре. В научном смысле намечать и указывать воспитательные цели – это задача общей педагогики и социальной этики, и педагогическая психология способна одинаково направляться на каждую из систем воспитания. Она способна указать, как нужно воспитывать раба или свободного индивида. Физика и химия в равной доле служат и войне, и культуре. Из-за этого любая педагогическая система обязана иметь собственную систему педагогической психологии. Это точно отражает воззрения Л.С. Выготского.

Данное мнение Выготского действительно актуально и на сегодняшний день. Из-за усиления расслоения общества появляются разнообразные социальные запросы и, конечно же, учебные заведения с некой конкретной заданностью в развитии личности молодого индивида. Всегда есть некое взаимодействие влияний, а также связь между малой и большой социальной средой, и вся трудность психологической проблематики воспитания состоит именно в установлении реальных границ данной независимости. Стоит вспомнить образовательную систему русской царской школы, которая и создавала институты и лицеи для обучения дворянских детей, реальные училища для детей городских буржуа, а также приюты и ремесленные училища для детей бедняков.

Из-за этого, включаясь в воспитательный процесс, останавливаясь на одной либо другой педагогической системе с ее методами и подходами, нам стоит отдавать себе отчет в том, кого именно мы хотим воспитать, какие именно качества мы стремимся активизировать в растущем индивиде.

Относительно направления можно выделить следующие виды воспитания:

  • Умственное – это развитие интеллектуальных способностей индивида, а также определенного интереса к познанию окружающего мира и самого себя.
  • Нравственное – это этические требования социума, базовые постулаты которых были указаны в Библии и Коране.
  • Трудовое – это развитие добросовестного, творческого и ответственного отношения к различным формам трудовой деятельности.
  • Физическое – это тренировка навыков движения, а также закаливание организма.
  • Эстетическое – это развитие эстетического отношения к реальности.

Данные воспитательные направления взаимосвязаны и взаимозависимы.

Вывод 1

Получается, что воспитателю, педагогу и родителю важно ставить определенные цели воспитания ребенка, беря в расчет его индивидуальные особенности, такие как свойства нервной системы, мотивы, интересы, способности и прочее, а также условия развития.

Для решения задач воспитания стоит выбрать различные сочетания приемов, методов и средств. В собственной работе воспитатель применяет систему методов относительно поставленных целей. А так как методы, согласно мнению Л.С. Макаренко, считаются инструментами прикосновения к личности, то при их выборе стоит учитывать абсолютно все тонкости и особенности личности воспитанника.

В современной литературе можно встретить разнообразные методы воспитания:

  1. Прямое воздействие воспитателя на своего воспитанника: то есть нравоучения, убеждения, приказы, требования, угрозы, наказания, поощрения, собственный пример, совет, просьба.
  2. Создание особых условий или ситуаций, в которых воспитанник должен изменить свое отношение либо поведение, показать характер, выразить собственную позицию.
  3. Воздействие СМИ, мнения референтной группы либо авторитетного для воспитанника индивида.
  4. Создание совместно осуществляемой деятельности для воспитанника и воспитателя.
  5. Передача данных либо социального опыта в семейном кругу, во время дружеского либо профессионального общения.
  6. Погружение в среду народных традиций, изучение соответствующей художественной литературы.

В последнее время обширное распространение приобрели методы психотерапевтического влияния на личность. Данные методы ориентированы на оказание помощи воспитаннику в преодолении стрессовых и конфликтных ситуаций, разрешении учебных и личных проблем. К таким методам можно отнести беседу и социально-психологический тренинг. Стоит указать на сильную значимость данных методов в работе с детьми из-за того, что с каждым годом фиксируются все более значительные нарушения в эмоциональном состоянии детей, особенно в условиях школы, что выражается в тревожности, агрессии, страхах.

Стоит отметить следующие различия в методах воспитания, которые связаны с областью воздействия:

  • Когнитивные методы воздействия нацелены на изменение системы знаний индивида (это убеждения, которые связаны с системой аргументации).
  • Эмоциональные воспитательные действия, которые связаны с «заражением» некими эмоциями, а также отношением, они способствуют появлению у воспитанника некого аффективного состояния (то есть радости, интереса, покоя).
  • Поведенческие воспитательные воздействия напрямую нацелены на поступки индивида, они связаны с выработкой привычек в трудовой и учебной деятельности, а также коммуникации.

Но так как знания, поступки и эмоции индивида напрямую связаны между собой, с помощью каждого из данных действий осуществляется воздействие на личность в целом. В своей работе «О воспитании привычек у детей», вышедшей в 1996 году, С.Я. Рубинштейн рассмотрел взаимное влияние данных составляющих психики. Он указал на то, что повторение ребенком любого, даже самого полезного действия, но вызывающего при этом отрицательные эмоции, не сформируется как привычное. Воспитание у ребенка позитивных привычек, которые К.Д. Ушинский назвал рычагом воспитательной деятельности, обязано сочетаться с позитивными эмоциями и явным интересом.

В то же время большинство педагогов и психологов говорят о рассогласовании между собой понимания и осознания правильного поведения, а также непосредственного его осуществления. А.С. Макаренко говорил, что сколько бы люди не создавали верных представлений касательно того, что нужно делать, если не будет воспитываться привычка преодолевать долговременные трудности, можно утверждать то, что индивид не воспитал ничего.

Замечание 1

Согласованность процессов эмоционального удовлетворения и осознания верности действия, желание его повторять – все это лежит в основе образования привычек, которые придают прочность, а также устойчивость любой воспитательной системе.

От верного взаимодействия ребенка и взрослого человека напрямую зависит развитие личности ребенка, его личная самооценка, а также успешность в разных областях деятельности. Выбирая методы влияния, нужно учитывать также возрастные особенности. Например, малышу до шести лет не все нужно доказывать и даже демонстрировать наглядно. Данную ступень стоит обозначить, как ступень категорического требования. В младшем школьном возрасте, когда возрастает значение наглядного мышления, а также наглядной памяти, сильное значение будет нести пример окружающих индивидов, а также литературный образ. Эта ступень называется ступенью наглядного образа. Уже в более старшем возрастном периоде, когда начинает формироваться отвлеченное мышление, очень многое нужно доказывать. Но на самом деле бывает наоборот. Мы нередко длительно убеждаем ребенка, где стоит просто потребовать, категорически запрещаем что-то ребенку в подростковом возрасте, когда стоит обосновать данный запрет, чтобы он смог внутренне его принять.

Выбирая методы воспитательного воздействия на ребенка, очень значимо учитывать его актуальное психическое состояние, которое в огромной мере определяет восприятие данного воздействия. К примеру, учащийся различно реагирует на замечание, когда возбужден и когда спокоен. Есть правило, согласно которому стоит взыскивать, когда ребенок уже отойдет от сделанного им проступка. В обратном случае возбуждение от свершившегося наказания только присоединяется к остаточному после совершения проступка возбуждению, в определенной мере усиливая его.

Получается, что реакция школьников на разные методы воздействия определяется не просто объективной справедливостью либо несправедливостью действий педагога, но также психологическими свойствами и нынешним состоянием школьника.

Воспитательный процесс ребенка начинается с его семьи. Из-за этого довольно важно остановиться на особенностях именно семейного воспитания.

Педагог, психолог и философ В.В. Зеньковский (1881-1962 гг.) в своем труде «Психология детства», вышедшем в 1924 году, утверждал, что нормальная семья способна и не ставить перед собой педагогические задачи, ведь она все равно осуществляет воспитательный процесс своим собственным строем, взаимностью социальных связей. Родители возвышаются над ребенком собственным авторитетом, но также и приближаются к нему в нежной своей любви. Практически все социальные чувства находят материал для себя во внутрисемейных отношениях.

Замечание 2

Внутрисемейные взаимоотношения считаются мощнейшим фактором формирования «Я» ребенка, его собственной личности.

Для того чтобы воспитательные воздействия стали эффективными, выработаны психологические требования к организации воспитательного процесса.

Некоторые такие требования можно найти в работах таких ученых, как М.В. Гамезо, Л.М. Фридман и К.Н. Волкова:

  1. Базой воспитания выступает формирование у ребенка нужной мотивации. Это означает, что перед тем, как воспитывать в детях определенные качества, отношения и свойства, стоит пробудить у них потребность именно в данных качествах, отношениях и свойствах.
  2. Значимо с настойчивостью формировать у детей позитивные привычки, и также помогать избавляться от негативных. Огромную роль здесь имеет подкрепление. Отсутствие оценивания действий ребенка со стороны взрослого человека нередко не дает ему верно ориентироваться в ситуации.
  3. Воспитание личностных качеств у школьников допустимо исключительно во время их собственной деятельности, которую нужно организовать так, чтобы во время ее выполнения формировались и правильные мотивы, привычные способы действий.
  4. Воспитательные воздействия взрослый человек обязан адресовать не столько уму школьника, сколько его чувствам.
  5. Во время воспитательного процесса нужно ориентироваться на позитивные качества ребенка, а также проявлять абсолютное уважение к его собственной личности.

Естественно, происходит изучение законов и механизмов процесса воспитания. Но стоит отметить, что данный процесс так и остается практически непредсказуемым, а также творчески захватывающим.

Как и у любого вида деятельности, у процесса воспитания должен быть ощутимый результат. Во-первых, нужно указать, что не существует однозначных решений проблемы определения неких критериев, а также показателей стадий воспитанности. О воспитанности индивида допустимо судить по многим показателям: его отношению к прочим индивидам, к их деятельности; по внешнему виду и разговору; по манере вести себя в общем и конкретным поступкам; по ценностным ориентациям.

Получается, что в критериях воспитания заметны следующие аспекты: внешний, которые связан с исполнением норм и правил поведения, а также внутренний, который определяется именно моральными установками, нравственными выборами, существующими мотивами.

Результативность воспитательного процесса проявляется в виде усиления самостоятельности, а также активности воспитанника, передачи ему неких обязанностей и полномочий. Значимо, чтобы у него появилась мотивация к самовоспитанию.

Базовыми приемами воспитания называют самостимулирование, самопознание и самообладание.

Очень значимо, чтобы ребенок был в состоянии осознавать собственные поступки, анализировать не просто внешнюю сторону своего поведения, но также и мотивы поступков. Приемы самообладания дают возможность пробудить силу воли, научиться сдерживать свои эмоции, получить уверенность в успехе. Приемы самостимулирования включают в себя самоободрение, самонаказание, самопоощрение, они дают возможность ребенку отрегулировать собственное состояние и собственную деятельность.

Можно сказать, что в процессе воспитания, как в процессе со множеством факторов, особенно важны группы и объективных, и субъективных условий. Особо значимыми среди объективных условий можно назвать стиль внутрисемейного общения и школьную атмосферу. Многие исследователи считают, что меняя внутрисемейную и школьную атмосферу, возможно полностью изменить отклоняющиеся от нормы правила поведения ребенка и его развитие (по М. Раттеру, А.С. Спиваковской и прочим).

Для педагога воспитательный процесс в первую очередь связан с классным коллективом, педагог делает из него воспитательную среду, организует педагогическую деятельность так, чтобы школьники не просто усваивали знания, но и получали человеческие личностные качества. Из-за этого успех педагога как воспитателя напрямую связан с тем, как он смог превратить обучение в собственную деятельность школьников, в которой они самостоятельно развивают и воспитывают себя.

Воспитание | Понятия и категории

ВОСПИТАНИЕ. В современной этико-педагогической литературе, рассматривающей проблемы воспитания, доминируют в основном две полярные позиции: 1) авторитарное, акцентированно патерналистское понимание воспитания как воздействия извне; 2) гуманистический подход, рассматривающий воспитание с точки зрения тех процессов, которые происходят внутри сознания личности.

В первой модели воспитание понимается прежде всего как система строгих требований к поведению, опирающаяся на высший авторитет (отца, лидера, учителя, руководителя и т. д.), как достаточно жесткая регуляция поведения; в ней главное внимание уделяется технике воспитания, тому, как наиболее полно воздействовать на воспитуемого…

Tags: 

Педагогика

ВОСПИТАНИЕ – целесообразное, произвольно направляемое взросление ребенка в социокультурном (духовно-практическом) пространстве человеческого общения. В более широком смысле воспитание понимается как любое сознательно планируемое интеллектуальное, эстетическое и нравственное влияние на индивида или группу людей любого возраста.

В историческом процессе предметного и социального обособления деятельностей слово «воспитание» приобрело кроме обыденного и особенные смыслы. В профессионально-педагогическом смысле воспитание – это деятельность специально подготовленных взрослых (воспитателей), по особой программе руководящих формированием (в идеале) у своих подопечных нравственного чувства, культурных потребностей и им соответствующих творческих способностей…

Tags: 

Педагогика

ИНТЕРЕСОВ ВОСПИТАНИЕ. Содержание и характер интересов в процессе развития человека существенно изменяются. Интересы формируются и развиваются в процессе игровой, учебной, трудовой, общественной деятельности человека и зависят от условий обучения и воспитания. Поверхностные, случайные и неустойчивые интересы, вызываемые часто внешней занимательностью объектов, в процессе развития постепенно уступают место более глубоким, устойчивым и действенным интересом, вызываемым важными и существенными особенностями объектов.

Tags: 

Педагогика

ВОСПИТАНИЕ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ — целенаправленный процесс систематического воздействия на сознание и чувства людей с целью превращения интернационализма в устойчивые убеждения и повседневные социально-психологические установки и нормы поведения людей. Воспитание интернациональное — это процесс приобщения граждан той или иной национальности к интернационалистским ценностям и традициям, формирование у них уважительного отношения к лицам другой национальности, культуры межнационального общения.

Tags: 

Педагогика

ВОСПИТАНИЕ — деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду. Рассматривая воспитание как процесс, реализуемый при взаимодействии воспитателей и воспитуемых, а также при взаимодействии самих воспитуемых — полноправных субъектов, а не только объектов воспитания, отечественная психология изучает закономерности саморазвития личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей не приспособление растущих людей к наличным формам социального бытия, не подгонку под определенный стандарт, но целенаправленное развитие каждого ребенка как неповторимой человеческой индивидуальности. ..

Tags: 

Педагогика

Психология

ЕСТЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ — педагогическая теория, видящая цель воспитания лишь в следовании за естественным развитием ребёнка. Понятие естественное воспитание введено в широкий обиход Ж.Ж. Руссо и раскрыто в его романах «Новая Элоиза» (1761) и «Эмиль, или о воспитании» (1762). Подвергнув уничтожающей критике воспитание, характерное для того времени, за игнорирование возрастных и индивидуальных особенностей детей, за его искусственность и авторитарность, Руссо выдвинул идею воспитания, которое совпадает с естественным ходом развития ребёнка. Руссо считал главной ошибкой всех родителей и воспитателей то, что они подходили к детям, как к маленьким взрослым. Разрабатывая теорию естественного воспитания, Руссо требовал, чтобы «дети были детьми, прежде чем будут взрослыми людьми». Природа требует, чтобы умственному развитию предшествовало развитие физических сил и органов чувств. Зная это, воспитатель должен помогать природе, обеспечив ребёнку возможность свободно двигаться, играть и т. п. Тот же принцип следует соблюдать и в отношении умственного развития…

Tags: 

Педагогика

ВОСПИТАНИЯ МЕТОДЫ — совокупность специфических способов и приёмов воспитательной работы, которые используются в процессе формирования личностных качеств для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания уч-ся, для выработки навыков и привычек поведения, их коррекции и усовершенствования. В педагогике до сих пор не существует единой трактовки и классификации В. м. Явления В. очень сложны и противоречивы, поэтому трудно найти единое логическое основание для классификации многочисленных способов педагогического воздействия.

Tags: 

Педагогика

Методология

ВОСПИТАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ — целенаправленное формирование эстетических вкусов и идеалов личности, развитие её способности к эстетическому восприятию явлений действительности и произведений искусства, а также к самостоятельному творчеству в области искусства. В.э. находится в неразрывной связи со всесторонним развитием культурной жизни общества. Оно направлено прежде всего на воспитание в человеке гуманистических качеств, интереса и любви к жизни в её многообразных проявлениях.

Tags: 

Педагогика

Эстетика

ВОСПИТАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ — систематическое, целенаправленное воздействие с целью формирования у членов общества знаний, умений и навыков, потребностей и интересов, стиля мышления, соответствующих природе, принципам и нормам рационального хозяйствования в условиях рыночной экономики. Основная задача В.э. — формирование в человеке качеств хозяина (бережливости, дисциплинированности, деловитости, организованности, трудолюбия и т.д.). На формирование этих качеств активно влияют и др. направления общественного воспитания. Взаимодействуя с ними, В.э.

Tags: 

Педагогика

Экономика

ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ — составляющая часть общественного В. , направленная на формирование у граждан экологического сознания, один из главных путей гармонизации взаимоотношений общества и природы; последовательное развитие у подрастающего поколения и у всего населения высокой экологической культуры, включающей в себя гуманное отношение к природе, чувство ответственности за её судьбу как наивысшую национальную и общечеловеческую ценность — естественную и единственную основу жизни на Земле; утверждение в сознании и деятельности людей принципов рационального природопользования, рачительного

Tags: 

Педагогика

Экология

Страницы

  • 1
  • 2
  • 3
  • следующая ›
  • последняя »

стилей воспитания | Психология сегодня

Отзыв от Psychology Today Staff

Это стереотип, что во время терапии все проблемы человека винят его родителей. Это не относится к делу. Но десятилетия психологических исследований показали, что подход к воспитанию детей, которого обычно придерживаются мать и/или отец, может влиять на то, как они относятся к отношениям, проблемам и возможностям. Это, конечно, не означает, что взрослый не может измениться, особенно когда он понимает, что может влиять на его поведение. И родители, которые осознают подводные камни собственного стиля и то, как он может повлиять на их детей, тоже могут измениться.

Чтобы узнать больше о дисфункциональном воспитании, нажмите здесь.

На этой странице
  • Каковы четыре основных стиля воспитания?
  • Как стиль родителей может предсказать будущие отношения ребенка?
  • Как матери и отцы могут определить свой стиль воспитания?
  • Как родители могут стать более авторитетными?
  • Что такое поддерживающее воспитание?
  • Что такое привязанность родителей?
  • Как матери и отцы могут отказаться от родительской привязанности?

Каковы четыре основных стиля воспитания?

Исследования, начатые психологом развития Дайаной Баумринд в 1960-х годах, выявили три основных стиля воспитания: авторитарный, снисходительный и авторитетный. Более поздние исследования добавили четвертый — пренебрежительный. Каждый родитель не вписывается ни в одну из этих четырех категорий, но они описывают подходы многих.

  • Авторитарный родитель стремится поддерживать высокий уровень контроля над своими детьми. Они могут устанавливать и соблюдать строгий набор правил и с большей вероятностью будут поддерживать и принимать участие в телесных наказаниях, таких как шлепки. Дети высокоавторитарных родителей могут испытывать трудности в обществе и могут сами стать авторитарными родителями.
  • Пренебрежительные родители (также известные как невовлеченные или невнимательные) берут на себя ограниченную родительскую роль. Они могут проводить меньше времени, чем другие родители, за разговорами, играми или другими занятиями, и могут не утруждать себя установлением многих домашних правил. Некоторые дети небрежных родителей могут сопротивляться правилам вне дома и бороться с самоконтролем.
  • Снисходительные (или снисходительные) родители могут быть внимательными и теплыми, но не могут устанавливать много правил для своих детей. Они могут предпочесть быть другом своего ребенка, а не родителем. Исследования показывают, что дети снисходительных родителей могут проявлять более высокий уровень творчества, но также могут чувствовать себя вправе и быть более заинтересованными в том, чтобы брать, а не давать в своих отношениях.
  • Авторитетные родители следуют тому, что широко считается предпочтительным подходом. Такие родители более прагматичны и гибки. Они устанавливают четкие границы, но также поощряют независимость детей в этих пределах. Дисциплина в таких семьях может быть скорее поддерживающей, чем карательной, и по мере взросления детей их независимость возрастает. У детей авторитетных родителей может быть более развит самоконтроль и уверенность в себе.

Как стиль поведения родителей может предсказать будущие отношения ребенка?

Недавние исследования показывают, что в некоторых семьях стиль родителей, особенно в том, что касается поддержания контроля над своими детьми, может сделать их уязвимыми для эмоционального насилия со стороны будущих партнеров, работодателей и других лиц. Исследователи обнаружили, что люди, выросшие с родителем, который поддерживал над ними строгий психологический контроль, стали особенно уязвимыми для эмоционально оскорбляющих партнеров. Однако эффект, по-видимому, компенсировался эмоциональным теплом от другого родителя. Исследования продолжают изучать влияние разных стилей воспитания в одной и той же семье, а также то, имеет ли значение авторитарность матери или отца.

Как матери и отцы могут определить свой стиль воспитания?

Во многих исследованиях стилей воспитания изучалось, как эти стили влияют на детей по мере их взросления, и как можно смягчить негативные последствия. Но другие исследования были сосредоточены на том, чтобы помочь родителям стать более самосознательными и изменить свой стиль, чтобы развивать более здоровые отношения со своими детьми. Некоторые исследователи разработали аналитические шкалы, в которых родители указывают, как они будут реагировать на определенные сценарии, с прицелом на то, чтобы помочь им перейти, возможно, с помощью терапии, к более умеренному подходу.

Как родители могут стать более авторитетными?

С практической точки зрения, большинство родителей не считают себя авторитарными, властными или кем-то еще, и многие матери и отцы достаточно осознают себя, чтобы понимать, что они могут не всегда быть последовательными со своими детьми. Эксперты предполагают, что внимание к некоторым общим рекомендациям может помочь родителям выработать более здоровый стиль жизни, например, сознательное теплое и любящее отношение к детям, установление соответствующих возрасту ограничений, активное выслушивание детских опасений, мягкое, но твердое обращение с просьбами об уважительном отношении к ним. «ловить» детей за хорошими действиями, убедившись, что они знают, что их заметили и признали.

Что такое поддерживающее воспитание?

Поддерживающее воспитание описывает подход к авторитетному воспитанию детей, при котором матери и отцы осознают, как часто они говорят детям «нет» (а они часто должны, особенно когда дети маленькие), чтобы они могли искать больше возможностей сказать им «да» в поощрение способов, которые помогают детям развивать уверенность и чувство собственного достоинства. Когда детям в основном говорят, что они не могут делать, они могут чувствовать себя отвергнутыми родителем, даже благонамеренным, с потенциально негативными эмоциональными последствиями. Сознательная поддержка и самоотверженность с детьми могут помочь им усвоить веру в себя.

Что такое воспитание привязанности?

Родительская привязанность, термин, введенный педиатром Уильямом Сирсом, описывает подход к воспитанию детей, при котором матери и отцы физически и эмоционально близки со своими детьми, особенно в раннем возрасте, и на практике характеризуется длительными периодами грудного вскармливания и совместной работы. -спать. Сирс назвал это «что инстинктивно сделали бы матери и отцы, если бы они воспитывали своего ребенка на необитаемом острове». Однако существует мало доказательств того, что этот подход приводит к более положительным психологическим результатам для детей, и многие эксперты отвергают родительскую привязанность как излишне требовательную к родителям и потенциально создающую конфликт и разделение между новыми родителями.

Как матери и отцы могут отказаться от родительской привязанности?

Родители, которые посвятили себя воспитанию привязанности и имеют время и темперамент, чтобы поддерживать этот подход в раннем детстве, могут столкнуться с проблемой отлучения своих детей от этого подхода. Этим матерям и отцам, возможно, придется сознательно практиковать «отстраненное воспитание», чтобы дети, вступающие в ранний подростковый возраст, могли развивать независимость и здоровую дружбу, сопротивляясь чувству отверженности, когда дети начинают сопротивляться попыткам родителей удержать прежний уровень связи.

Далее: Поддержка образования детей

Essential Reads

Последние сообщения

Дисфункциональное воспитание | Психология сегодня

Отзыв от Psychology Today Staff

На этой странице
  • Неблагополучные домохозяйства
  • Нарциссическое воспитание
  • Воспитание вертолета

Неблагополучные домохозяйства

Как неблагополучное воспитание создает неблагополучное домохозяйство?

Дисфункциональное воспитание угрожает связям между родителями и детьми, но также может разрушить связи между братьями и сестрами. В неблагополучных домохозяйствах детям, возможно, придется конкурировать друг с другом за родительское внимание или привязанность, что ведет к соперничеству и обидам, а когда родители играют в фаворитов, они переживают совершенно разные детские годы.

Как словесные оскорбления влияют на детей?

Вербальным оскорблениям детей уделяется меньше внимания, чем явным физическим оскорблениям, но они также могут иметь долгосрочные последствия. Такое насилие включает не только крик: «тихое» словесное оскорбление может включать игнорирование детей, когда они делятся новостями или задают вопросы, выражение презрения к их идеям, газлайтинг и гиперкритику. Сообщение, передаваемое такими действиями, — что ребенок не имеет значения и ценности — может способствовать самокритике и мешать эмоциональному развитию. Исследования убедительно свидетельствуют о том, что негативный эффект словесных оскорблений для ребенка сильнее, чем позитивный эффект выражения родителем любви.

Как неблагополучное детство влияет на людей в дальнейшей жизни?

Было обнаружено, что неблагоприятный детский опыт, включая словесное или физическое насилие или эмоциональное пренебрежение со стороны родителей, оказывает значительное влияние на развитие человека и будущее физическое и психическое здоровье, включая более высокие показатели алкогольной, наркотической и никотиновой зависимости и большую вероятность стать депрессивным, тревожным или неразборчивым в связях.

Почему некоторые люди оправляются от неблагополучного детства?

Никто не мечтает о тяжелом детстве. Но недавние исследования показывают, что многие взрослые извлекают различные психологические выгоды из жизни в неспокойном доме, такие как более высокая способность обнаруживать угрозы и переключать внимание между задачами. Они также лучше по некоторым показателям памяти и творчества и в целом демонстрируют большую устойчивость.

Что такое навязчивое воспитание?

Некоторые формы дисфункционального воспитания возникают как реакция на трудного ребенка. Во время так называемых «ужасных двоек» маленькие дети могут проявлять высокий уровень неповиновения или агрессии. В некоторых случаях эта тенденция перерастает в такие состояния, как оппозиционно-вызывающее расстройство. Но даже если это не так, такое поведение может привести к набору дисфункциональных реакций со стороны родителей, известных как навязчивое воспитание, в том числе ограничение автономных желаний детей, предложение чрезмерных указаний или нарушение их возможностей для самостоятельного развития навыков, необходимых им для регулирования своих собственных действий. поведение.

Что такое воспитание на основе страха?

Некоторые родители не могут развить доверие к принятию ребенком решений или его способности делать правильные суждения или учиться на своих ошибках. Это приводит к тому, что некоторые называют воспитанием, основанным на страхе, описывая ряд дисфункциональных стилей, возникающих из-за неспособности доверять детям заботиться о себе и страха, что они не справятся без постоянного вмешательства родителей. Эти подходы включают в себя воспитание с помощью вертолета, тигра и снегоочистителя, а также защитное воспитание, при котором выбор родителя предназначен в первую очередь для защиты собственной репутации.

Как исправить неблагополучную семью?

Во многих неблагополучных семьях родители и дети берут на себя определенные роли в семейной драме, будь то один родитель, преследующий ребенка, другой родитель, защищающий ребенка, брат или сестра, бросающийся защищать брата или сестру, или действующий как мученик, чтобы защитить им или тем или иным членом семьи, постоянно принимающим облик потерпевшего, независимо от того, оправданно это или нет. Исследования и опыт семейной терапии показывают, что если один или несколько участников находят способ отказаться от своей роли, то и другие могут найти путь к более стабильному функционированию, поскольку они могут начать действовать ради собственной выгоды, а не реагировать на кого-то. еще.

Нарциссическое воспитание

Каково расти в нарциссической семье?

В нарциссической семье потребности родителей обычно ставятся выше потребностей детей, и сыновья и дочери, вместо того чтобы сосредотачиваться на собственном развитии, отдают приоритет удовлетворению родителей. В этом типе семейной динамики дети обнаруживают, что принятие является условным и частично зависит от их подчинения родительским требованиям. Отрицание, ярость и вина могут быть общими элементами, в то время как уязвимость и ответственность отвергаются. В первую очередь дети в таких семьях могут расти без чувства эмоциональной безопасности.

Как нарциссическое воспитание влияет на чье-то детство?

Дети, воспитанные родителями с нарциссическим расстройством личности или с высокими нарциссическими чертами, могут расти, не чувствуя себя замеченными или услышанными, и не получая признания своих чувств. Нарциссические матери и отцы могут сосредотачиваться на детях как на соучастниках и судить о них в первую очередь по тому, как их действия отражаются на родителях. Дети, выросшие в нарциссических семьях, могут расти с неуверенностью в себе, низкой самооценкой и самоэффективностью, и им может быть трудно развивать здоровые отношения со взрослыми, потому что им не хватает положительных образцов для подражания.

Каковы длительные последствия нарциссического воспитания?

Согласно некоторым исследованиям, люди, воспитанные нарциссическими родителями, могут провести свое детство, чувствуя, что они постоянно находятся в тени. Они могут расти с ненадежной привязанностью — закрываясь от людей или отчаянно гоняясь за любовью — или с жесткой независимостью, полностью отказываясь от близости. У других может развиться эхоизм или желание занимать как можно меньше эмоционального пространства в отношениях, что делает их особенно уязвимыми для токсичных или оскорбительных связей.

Как неблагополучное воспитание может привести к тому, что ребенок станет нарциссом?

Взрослые нарциссы не обязательно воспитывались нарциссами. Исследования показывают, что другие дисфункциональные стили воспитания могут еще сильнее предсказать будущий патологический нарциссизм, главным из которых является чрезмерная опека. Чрезмерно опекающие или «вертолетные» родители в своих попытках оградить ребенка от стресса или неудач могут воспитывать нарциссических детей, помогая им избежать ответственности или последствий. Этот эффект, как показывают исследования, сильнее проявляется, когда мать чрезмерно опекает ребенка.

Вертолетное воспитание

Какие люди чаще всего становятся вертолетными родителями?

Родители-вертолетчики имеют некоторые общие черты характера, главными из которых являются тревога и перфекционизм. Люди, которые не могут жить с несовершенством или неуверенностью, более тревожны, избегают риска и с большей вероятностью чрезмерно заботятся о своих родителях. Отягощенные собственным беспокойством, они могут рассматривать вмешательство в решение детских проблем как единственный способ быть уверенными в своих родительских качествах, и чем важнее для их идентичности роль родителя, тем более вероятно, что они примут вертолет. — поведение родителей.

Какие долгосрочные проблемы может вызвать воспитание на вертолете?

Дети, воспитанные родителями-вертолетами, как показывают некоторые исследования, могут с большей вероятностью иметь проблемы со здоровьем во взрослом возрасте, вероятно, потому, что они никогда не учились управлять своим здоровьем самостоятельно и без постоянных напоминаний родителей о сне, гигиене и медицинском обслуживании, они это делают. не заботятся о себе должным образом. Они также могут с большей вероятностью полагаться на лекарства от таких проблем, как тревога или депрессия, потому что они были воспитаны так, чтобы противостоять любому типу дискомфорта.

Является ли воспитание детей рациональным ответом на проблемы, с которыми сталкиваются дети?

У родителей-вертолетов есть некоторые защитники, которые считают, что, хотя подход может быть проблематичным, это неудивительный ответ на вызовы современного мира. На протяжении большей части истории человечества дети считались маленькими взрослыми, от которых ожидалось, что они будут работать и производить для своих семей. Однако постепенно дети стали восприниматься как хрупкие и нуждающиеся в защите. И бум родительских советов в последние годы, возможно, привел к тому, что семьи прошли полный круг, когда матери и отцы чувствовали себя крайне неуверенно в своей способности правильно воспитывать детей и, следовательно, с большей вероятностью будут активно участвовать в повседневной жизни детей, как родители-вертолеты.

Помогают ли родители-вертолеты детям добиться успехов в школе?

Некоторые родители считают, что если они будут тесно связаны с академической жизнью своих детей и вмешаются, чтобы помочь или взять на себя ответственность, когда они испытывают трудности, это поможет детям добиться успехов в школе и проложит путь к будущему успеху. В какой-то степени это может быть правдой — многие активно вовлеченные родители дают детям хорошие советы и эмоциональную поддержку. Но недостатком является то, что их дети могут не развить самостоятельность, необходимую им для успешной учебы в старшей школе, колледже или за ее пределами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *