Восприятие, его виды и свойства • Психология Книга 1, Немов Роберт Семёнович, 1995
Восприятие, его виды и свойства
Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию. Способность ощущать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой, с рождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов наделены только человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте.
В отличие от ощущений, которые не воспринимаются как свойства предметов, конкретных явлений или процессов, происходящих вне и независимо от нас, восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей действительностью, причем даже в том случае, когда мы имеем дело с иллюзиями или когда воспринимаемое свойство сравнительно элементарно, вызывает простое ощущение (в данном случае это ощущение обязательно относится к какому-либо явлению или объекту, ассоциируется с ним).
Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свойства предметов, их образы локализованы в пространстве. Этот процесс, характерный для восприятия в его отличии от ощущений, называется объективацией.
Еще одно отличие восприятия в его развитых формах от ощущений состоит в том, что итогом возникновения ощущения является некоторое чувство (например, ощущения яркости, громкости, соленого, высоты звука, равновесия и т. п.), в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. Для того чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую-либо встречную активность, направленную на его исследование, построение и уточнение образа. Для появления ощущения этого, как правило, не требуется.
Отдельные ощущения как бы «привязаны» к специфическим анализаторам, и достаточно бывает воздействия стимула на их периферические органы — рецепторы, чтобы ощущение возникло. Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые признаки, свидетельствующие о свойствах воспринимаемого объекта, различают и виды восприятия. Соответственно выделяют зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Четыре анализатора — зрительный, слуховой, кожный и мышечный — чаще всего выступают как ведущие в процессе восприятия.
Восприятие, таким образом, выступает как осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое явлений. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе активного их отражения.
Предметность, целостность, константность и категориальность (осмысленность и означенность) — это основные свойства образа, складывающиеся в процессе и результате восприятия. Предметность — это способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения. Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов. Это происходит и в том случае, если некоторые детали предмета человеком непосредственно в данный момент времени не воспринимаются. Константность определяется как способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине, ряду других параметров независимо от меняющихся физических условий восприятия. Категориальность человеческого восприятия проявляется в том, что оно носит обобщенный характер, и каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом-понятием, относим к определенному классу. В соответствии с этим классом нами в воспринимаемом предмете ищутся и видятся признаки, свойственные всем предметам данного класса и выраженные в объеме и содержании этого понятия.
Описанные свойства предметности, целостности, константности и категориальности восприятия с рождения человеку не присущи; они постепенно складываются в жизненном опыте, частично являясь естественным следствием работы анализаторов, синтетической деятельности мозга.
Чаще и больше всего свойства восприятия изучались на примере зрения — ведущего органа чувств у человека. Существенный вклад в понимание того, как из отдельных зрительно воспринимаемых деталей предметов складывается их целостная картина — образ, внесли представители гештальтпсихологии — направления научных исследований, сложившегося в начале XX в. в Германии. Одним из первых классификацию факторов, влияющих на организацию зрительных ощущений в образы в русле гештальтпсихологии предложил М. Вертгеймер. Выделенные им факторы следующие:
1. Близость друг к другу элементов зрительного поля, вызвавших соответствующие ощущения. Чем ближе друг к другу пространственно в зрительном поле располагаются соответствующие элементы, тем с большей вероятностью они объединяются друг с другом и создают единый образ.
2. Сходство элементов друг с другом. Это свойство проявляется в том, что похожие элементы обнаруживают тенденцию к объединению.
3. Фактор «естественного продолжения». Он проявляется в том, что элементы, выступающие как части знакомых нам фигур, контуров и форм, с большей вероятностью в нашем сознании объединяются именно в эти фигуры, форму и контуры, чем в другие.
4. Замкнутость. Данное свойство зрительного восприятия выступает как стремление элементов зрительного поля создавать целостные, замкнутые изображения.
Принципы перцептивной организации зрительного восприятия иллюстрируются рис. 36. Ближе друг к другу расположенные линии в ряду А скорее объединяются друг с другом в нашем восприятии, чем далеко расставленные. Добавление горизонтальных, разнонаправленных отрезков к отдельным, стоящим далеко друг от друга вертикальным линиям в ряду Б побуждает нас, напротив, видеть целостные фигуры в них, а не в близко расположенных линиях. В данном случае это квадраты. Соответствующее впечатление усиливается еще больше (ряд В), становится необратимым, если контуры оказываются замкнутыми.
Выяснилось, что восприятие человеком более сложных, осмысленных изображений происходит по-иному. Здесь в первую очередь срабатывает механизм влияния прошлого опыта и мышления, выделяющий в воспринимаемом изображении наиболее информативные места, на основе которых, соотнеся полученную информацию с памятью, можно о нем составить целостное представление. Анализ записей движений глаз, проведенный А. Л. Ярбусом, показал, что элементы плоскостных изображений, привлекающих внимание человека, содержат участки, несущие в себе наиболее интересную и полезную для воспринимающего информацию. При внимательном изучении таких элементов, на которых более всего останавливается взор в процессе рассматривания картин, обнаруживается, что движения глаз фактически отражают процесс человеческого мышления. Установлено, что при рассматривании человеческого лица наблюдатель больше всего внимания уделяет глазам, губам и носу (рис. 37, 38). Глаза и губы человека действительно являются наиболее выразительными и подвижными элементами лица, по характеру и движениям которых мы судим о психологии человека и его состоянии. Они многое могут сказать наблюдателю о настроении человека, о его характере, отношении к окружающим людям и многом другом.
Рис. 36. Действие различных факторов на формирование образа контурной фигуры. А — фактор близости предрасполагает наблюдателя организовать линии в группы по две в каждой. Б — фактор продолжения побуждает видеть в трех средних скобках просто пары линий, как в первом случае. В — замкнутость исключает возможность какой-либо иной группировки линий
Нередко при восприятии контурных и штрихованных изображений, а также соответствующих элементов реальных предметов у человека могут возникать зрительные иллюзии. Таких иллюзий известно множество. Две из них для примера показаны на рис. 39. Это — иллюзии, связанные с искажением контура окружности, представленной на фоне веерообразно расходящихся линий (А), и искажение изображения квадрата на фоне концентрических окружностей (Б).
Наличием иллюзий в сфере восприятия, которые могут быть вызваны самыми различными причинами, зависящими как от состояния воспринимающей системы, так и от особенностей организации воспринимаемого материала, объясняются многие ошибки, в том числе «видения» так называемых неопознанных летающих объектов (НЛО), о которых в последние годы немало писалось в прессе.
Остановимся кратко на механизмах восприятия пространства, времени и движения, которые совместно со способами восприятия контуров и содержания осмысленных фигур плоскостного типа
Рис. 37, 38. Запись движения глаз при рассматривании фотографии в течение 1 мин.
Рис. 39. А — искажение окружности, наложенной на поле с радиальными линиями. Б — искажение квадрата на поле с концентрическими окружностями.
образуют черно-белую перцептивную динамическую картину обстановки, окружающей повседневно человека. Восприятие пространства содержит оценки формы, величины, расстояния до предметов, расстояния между предметами.
В восприятии формы предметов принимают участие три основные группы факторов:
1. Врожденная способность нервных клеток коры головного мозга избирательно реагировать на элементы изображений, имеющие определенную насыщенность, ориентацию, конфигурацию и длину. Такие клетки называются клетками-детекторами. Благодаря свойствам своих рецептивных полей, они выделяют в зрительном поле вполне определенные элементы, например световые линии конкретной длины, ширины и наклона, острые углы, контрасты, изломы на контурных изображениях.
2. Законы образования фигур, форм и контуров, выделенные гештальтпсихологами и описанные выше.
3. Жизненный опыт, получаемый за счет движений руки по контуру и поверхности объектов, перемещения человека и частей его тела в пространстве.
Восприятие величины предметов зависит от того, каковы параметры их изображения на сетчатке глаза. Если человек не в состоянии правильно оценить расстояние до предметов, то те из них, которые на самом деле находятся далеко и, следовательно, образуют на сетчатке небольшие изображения, воспринимаются человеком как маленькие, хотя на самом деле могут быть достаточно большими. Те объекты, изображения которых на сетчатке глаза увеличиваются, также субъективно воспринимаются как возрастающие, хотя в действительности увеличения их размера может не происходить. Однако если человек в состоянии правильно оценить расстояние до объекта, то в действие вступает закон константности, в соответствии с которым видимая величина объекта мало меняется при не очень больших изменениях расстояния до него или не меняется совсем. То же самое происходит в том случае, если человеку известно, что сам объект мало меняется, а варьируется только величина его изображения на сетчатке.
В восприятии величины предметов принимают участие мышцы глаз и руки (в том случае, когда с ее помощью человек ощупывает предмет), ряда других частей тела. Чём больше сокращается или расслабляется мышца, прослеживающая предмет по его контуру или поверхности, тем большим кажется человеку и сам предмет. Следовательно, восприятие величины коррелирует со степенью сокращения следящих за ним мышц. В этом, в частности, проявляется роль деятельности в восприятии.
Движения мышц также участвуют в восприятии глубины. Кроме них зрительно правильной оценке глубины способствуют аккомодация и конвергенция глаз. Аккомодация — это изменение кривизны хрусталика при настройке глаза на четкое восприятие близких и отдаленных объектов или их деталей (фокусировка изображения на сетчатке). Конвергенция — это сближение или расхождение осей глаз, которое происходит при восприятии соответственно приближающихся или удаляющихся от человека объектов. Между зрительными осями обычно образуется некоторый угол. Он и несет в себе информацию о расстоянии до объектов.
Однако с помощью аккомодации и конвергенции невозможно полностью объяснить восприятие и оценку расстояния до объектов, так как эти процессы «работают» в ограниченных пределах расстояний: 5—6 метров для аккомодации и до 450 метров для конвергенции. В то же самое время человек способен различать удаленность объектов от себя на гораздо большие расстояния, до 2,5 км. При оценке больших расстояний им, вероятнее всего, используется информация о взаимном расположении объектов на сетчатке правого и левого глаз.
Восприятие и оценка движения также основаны на последовательном использовании информации, исходящей из нескольких различных источников. Одни из них позволяют установить сам факт движения, другие оценить его направленность и скорость. Наличие или отсутствие движения в поле зрения констатируется нейронами-детекторами движения или новизны, входящими в нейрофизиологический аппарат ориентировочной реакции (рефлекса). Эти нейроны обладают генетически заданной способностью генерировать импульсы при возникновении движения какого-либо объекта в поле зрения.
Направленность движения может оцениваться по направлению перемещения отражаемого объекта на поверхности сетчатки, а также отмечаться последовательностью сокращения-расслабления определенной группы мышц глаз, головы, туловища при выполнении прослеживающих движений за объектом.
То обстоятельство, что восприятие движения и его направления физиологически связано, в частности, с перемещением изображения на сетчатке, доказывается существованием иллюзии движения, обычно возникающей в том случае, когда в поле зрения один за другим с небольшими интервалами времени зажигаются два светящихся точечных объекта, находящихся друг от друга на сравнительно небольшом расстоянии. Если интервал времени между зажиганием первого и второго объектов становится меньше 0,1 с, то возникает иллюзия перемещения светового источника из одного положения в другое, с первого места на второе, причем зрительно-иллюзорно субъектом даже прослеживается траектория соответствующего «движения». Это явление получило название «фи-феномена.
Еще одним аргументом в пользу того же самого вывода о психофизиологическом механизме восприятия движения может служить так называемый автокинетический эффект. Это явление представляет собой кажущееся, иллюзорное движение в темноте неподвижной светящейся точки. На нем, в частности, был основан эксперимент с группой людей, который рассматривался в третьей главе учебника. Автокинетический эффект возникает у многих людей в том случае, если неподвижная точка в зрительном поле является единственным видимым объектом, т. е. если ее положение невозможно идентифицировать в пространстве, сравнить и оценить относительно какого-либо другого видимого объекта.
Скорость движения, по-видимому, оценивается по скорости перемещения изображения предмета на сетчатке, а также по быстроте сокращения мышц, участвующих в следящих движениях.
Механизм восприятия человеком времени часто связывают с так называемыми «биологическими часами» — определенной последовательностью и ритмикой биологических обменных процессов, происходящих в организме человека. В качестве наиболее вероятных кандидатов на роль биологических часов называют ритм сердечной деятельности и метаболизм (обменные процессы) тела. Последнее частично подтверждается тем, что при воздействии медикаментов, влияющих на скорость обменных процессов, восприятие времени может меняться. Например, хинин и алкоголь чаще всего замедляют субъективно воспринимаемый ход времени, а кофеин ускоряет его.
Субъективная продолжительность времени частично зависит от того, чем оно заполнено. Более короткой по времени кажется нам интересная и осмысленная деятельность. Гораздо дольше для нашего восприятия продолжается та, которая заполнена бессмысленными и неинтересными занятиями. В одном эксперименте человек провел в изоляции четыре дня, находясь в звуконепроницаемой комнате и занимаясь в это время чем хотел. Через определенные интервалы времени ему звонил экспериментатор и интересовался, который час (у самого испытуемого часов не было). Оказалось, что в течение первого дня пребывания в этих условиях, когда испытуемый еще находил для себя интересные занятия, его субъективное время шло с ускорением и убежало вперед почти на четыре часа. Затем его «внутренние часы» начали постепенно отставать и к концу четвертого дня пребывания в изоляции уже ошибались по сравнению с реальным временем примерно на сорок минут.
Существуют большие индивидуальные, в частности возрастные, различия в восприятии хода времени. Кроме того, у одного и того же человека оценки времени могут варьировать в широких пределах в зависимости от его душевного и физического состояния. При хорошем настроении время идет чуть быстрее, чем обычно, а в состоянии фрустрации или подавленности оно течет медленнее.
Общая характеристика восприятий. Характерные особенности восприятий.
Общая психология ↓
Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие делает возможным целостное отражение мира, создание интегральной картины действительности, в отличие от ощущений, отражающих отдельные качества реальности.
Итог восприятия – интегральный, целостный образ окружающего мира, возникающий при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств субъекта. Ошибочно полагать, что восприятие является простым суммированием отдельных ощущений. Помимо ощущений в процессе восприятия задействован предыдущий опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, т.е. в процесс восприятия включаются психические процессы еще более высокого уровня, такие как память и мышление. Поэтому восприятие очень часто называют перцептивной системой человека.
К основным свойствам восприятия следует отнести следующие: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция, активность.
Предметность восприятия – это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Предметность не является врожденным свойством восприятия, возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка. Возможность предметного восприятия обусловлена присутствием в процессе восприятия моторного компонента. Так, услышав звук или почувствовав запах, мы совершаем определенные ориентировочные движения в отношении источника раздражения.
Другим свойством восприятия является целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный образ предмета. Он складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета. Компоненты ощущения настолько прочно связаны между собой, что единый сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта.
С целостностью восприятия связана и его структурность. Данное свойство заключается в том, что восприятие в большинстве случаев не является проекцией наших мгновенных ощущений и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени. Например, если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают звучать у него в сознании, когда поступает информация о звучании новой ноты.
Следующим свойством восприятия является константность. Константностью называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. Например, движущийся вдали грузовой автомобиль будет нами по-прежнему восприниматься как большой объект, несмотря на то, что его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше, чем его изображение, когда мы стоим возле него.
Восприятие зависит не только от характера раздражения, но и от самого субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой человек. Поэтому в восприятии всегда сказываются особенности личности человека. Зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни называется апперцепцией. При восприятии активизируется прошлый опыт. Поэтому один и тот же предмет может по-разному восприниматься различными людьми.
Существенное место в апперцепции занимают установки и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия. Так, мать спящего ребенка может не слышать шума улицы, но мгновенно реагирует на любой звук, доносящийся со стороны ребенка.Следующим свойством восприятия является его осмысленность. Хотя восприятие возникает при непосредственном действии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Как мы уже говорили, восприятие человека теснейшим образом связано с мышлением. Связь мышления и восприятия прежде всего выражается в том, что сознательно воспринимать предмет – это значит мысленно назвать его, т.е. отнести к определенной группе, классу, связать его с определенным словом. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство с другими предметами. Следовательно, восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования имеющихся данных.
Активность (или избирательность) заключается в том, что в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т.е. не отражаются в нашем сознании.
Например, вы слушаете лекцию или читаете книгу и совсем не обращаете внимания на то, что происходит у вас за спиной.
Похожие материалы в разделе Общая психология:
- Изменения, происходящие с личностью в толпе
- Память и проблемы ее улучшения
- Типы памяти
- Теория Личности Г. Оллпорта
- Классическое учение о темпераменте. Психологическая характеристика типов нервной деятельности и темперамента
- Виды памяти
- Споры о главенстве влияний среды и наследственности на развитие личности
- Принципиальные отличия человека от других представителей животного мира
- Информационная концепция эмоций
- Развитие психики человека
Моделирование восприятия при проверке свойства
Моделирование восприятия при проверке свойства
Скачать PDF
Скачать PDF
- Опубликовано:
- Карен Олсет Соломон 1 и
- Лоуренс В. Барсалу
2
Память и познание том 32 , страницы 244–259 (2004 г.)Процитировать эту статью
1216 доступов
117 цитирований
Сведения о показателях
Abstract
Если люди представляют понятия с помощью моделирования восприятия, в задаче проверки свойств следуют два предсказания (например, является ли лицо свойством GORILLA?). Во-первых, перцептивные переменные, такие как размер свойств, должны предсказывать поведение нейтральных испытуемых, потому что эти переменные определяют легкость обработки свойств в перцептивных симуляциях (т. е. перцептивные усилия). Во-вторых, непроинструктированные нейтральные субъекты должны спонтанно создавать симуляции для проверки свойств и, следовательно, действовать так же, как субъекты с изображениями, которых явно просят использовать изображения (т. Е. Учебная эквивалентность). Как и предсказывалось, нейтральные испытуемые продемонстрировали как перцептивное усилие, так и обучающую эквивалентность, что согласуется с предположением, что они спонтанно создают перцептивные симуляции для проверки свойств. Примечательно, однако, что этот паттерн возникал только тогда, когда тесно связанные ложные свойства препятствовали использованию стратегии словесных ассоциаций. В других условиях, в которых использовались несвязанные ложные свойства, ассоциативная сила между словами-понятиями и словами-свойствами становилась диагностическим признаком для истинных и ложных ответов, так что ассоциативная сила становилась лучшим предиктором проверки, чем моделирование.
Скачайте, чтобы прочитать полный текст статьи
Ссылки
Андерсон, Дж. Р. (1978). Аргументы относительно представлений для мысленных образов. Психологический обзор , 85 , 249–277.
Артикул Google Scholar
Барсалу, Л. В. (1999a). Понимание языка: архивная память или подготовка к ситуативному действию. Дискурсивные процессы , 28 , 61–80.
Артикул Google Scholar
Барсалу, Л. В. (1999b). Перцептивные системы символов. Науки о поведении и мозге , 22 , 577–660.
Google Scholar
Барсалу, Л. В. (2003a). Абстракция в перцептивных символьных системах. Философские труды Лондонского королевского общества: серия B , 358 , 1177–1187.
Артикул Google Scholar
Барсалу, Л. В. (2003b). Симуляция расположена в концептуальной системе человека.
Артикул Google Scholar
Барсалу, Л.В., Ниденталь, П.М., Барби, А., и Рупперт, Дж. (2003). Социальное воплощение. В Б. Росс (ред.), Психология обучения и мотивации (Том 43, стр. 43–92). Сан-Диего: Академическая пресса.
Google Scholar
Кларк, А. (1997). Быть там: снова собрать мозг, тело и мир воедино . Кембридж, Массачусетс: MIT Press.
Google Scholar
Коэн, Дж. , и Коэн, П. (1983). Прикладной множественный регрессионный/корреляционный анализ для поведенческих наук . Махва, Нью-Джерси: Эрлбаум.
Google Scholar
Коллинз, А. М., и Квиллиан, М. Р. (1969). Время извлечения из семантической памяти. Журнал вербального обучения и вербального поведения , 8 , 240–248.
Артикул Google Scholar
Конрад, К. (1972). Когнитивная экономия в семантической памяти. Журнал экспериментальной психологии , 92 , 149–154.
Артикул Google Scholar
Дамасио, А. Р. (1989). Заблокированная во времени мультирегиональная ретроактивация: предложение системного уровня для нейронных субстратов припоминания и распознавания. Познание , 33 , 25–62.
Артикул пабмед Google Scholar
Фарах, М. Дж. (2000). Нейронные основы ментальных образов. В М. С. Газзанига (ред.), Когнитивные нейронауки (2-е изд., стр. 965–974). Кембридж, Массачусетс: MIT Press.
Google Scholar
Финке, Р. А. (1989). Принципы формирования мысленных образов . Кембридж, Массачусетс: MIT Press.
Google Scholar
Глейзер, В. Р. (1992). Название изображения. Познание , 42 , 61–106.
Артикул пабмед Google Scholar
Гласс, А.Л., и Холиок, К.Дж. (1975). Альтернативные концепции семантической памяти. Познание , 3 , 313–339.
Артикул Google Scholar
Гленберг, А. М. (1997). Для чего нужна память. Науки о поведении и мозге , 20 , 1–55.
Google Scholar
Голдстон, Д. Б., Хинрихс, Дж. В., и Ричман, К. Л. (1985). Ожидания субъектов, индивидуальная изменчивость и сканирование мысленных образов. Память и познание , 13 , 365–370.
Артикул Google Scholar
Грез, Дж., и Десети, Дж. (2001). Функциональная анатомия исполнения, мысленное моделирование, наблюдение и генерация глаголов действий: метаанализ. Картирование человеческого мозга , 12 , 1–19.
Артикул пабмед Google Scholar
Халф, Х.М., Ортони, А., и Андерсон, Р.К. (1976). Контекстно-зависимое представление значений слов. Память и познание , 4 , 378–383.
Артикул Google Scholar
Джеймс, К. (1975). Роль семантической информации в лексических решениях. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность , 104 , 130–136.
Артикул Google Scholar
Жаннерод, М. (1995). Ментальные образы в моторном контексте. Нейропсихология , 33 , 1419–1432.
Артикул пабмед Google Scholar
Кан, И.П., Барсалу, Л.В., Соломон, К.О., Майнор, Дж.К., и Томпсон-Шилл, С.Л. (2003). Роль мысленных образов в задаче проверки свойств: данные фМРТ для перцептивных представлений концептуальных знаний. Когнитивная нейропсихология , 20 , 525–540.
Артикул пабмед Google Scholar
Кослин, С. М. (1980). Образ и разум . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
Google Scholar
Косслин, С. М. (1994). Образ и мозг: разрешение спора об образах . Кембридж, Массачусетс: MIT Press.
Google Scholar
Косслин С. М., Болл Т. и Райзер Б.Дж. (1978). Визуальные изображения сохраняют метрическую пространственную информацию: данные исследований сканирования изображений. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность , 4 , 47–60.
Артикул Google Scholar
Кослин, С. М., Кейв, К. Б., Провост, Д. А., и фон Гирке, С. М. (1988). Последовательные процессы в генерации изображений. Когнитивная психология , 20 , 319–343.
Артикул пабмед Google Scholar
Косслин С.М., Райзер Б.Дж., Фарах М.Дж. и Флигал С.Л. (1983). Генерация визуальных образов: Единицы и отношения. Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание , 112 , 278–303.
Google Scholar
Куцера Х. и Фрэнсис В. Н. (1967). Компьютерный анализ современного американского английского . Провиденс, Род-Айленд: Издательство Университета Брауна.
Google Scholar
Лакофф Г. (1987). Женщины, огонь и опасные вещи: что категории говорят о разуме . Чикаго: Издательство Чикагского университета.
Google Scholar
Логан, Г. Д. (1988). К экземплярной теории автоматизации. Психологический обзор , 95 , 492–527.
Артикул Google Scholar
Лорх, Р.Ф., и Майерс, Дж.Л. (1986). Регрессионный анализ данных повторных измерений в когнитивных исследованиях. Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание , 16 , 149–157.
Артикул Google Scholar
Мандлер, Дж. М. (1992). Как построить ребенка: II. Концептуальные примитивы. Психологический обзор , 99 , 587–604.
Артикул пабмед Google Scholar
Мартин, А. (2001). Функциональная нейровизуализация семантической памяти. В R. Cabeza & A. Kingstone (Eds.), Справочник по функциональной нейровизуализации познания (стр. 153–186). Кембридж, Массачусетс: MIT Press.
Google Scholar
Мартин А. и Чао Л. (2001). Семантическая память и мозг: Структура и процесс. Текущее мнение по нейробиологии , 11 , 194–201.
Артикул пабмед Google Scholar
Мартин, А., Унгерлейдер, Л. Г., и Хаксби, Дж. В. (2000). Категорийность и мозг: сенсомоторная модель семантических представлений объектов. В MS Gazzaniga (Ed.), Новые когнитивные нейронауки (2-е изд., стр. 1023–1036). Кембридж, Массачусетс: MIT Press.
Google Scholar
Макклоски, М., и Глюксберг, С. (1979). Процессы принятия решений при проверке заявлений о членстве в категории: последствия для моделей семантической памяти. Когнитивная психология , 11 , 1–37.
Артикул Google Scholar
Митчелл, Д. Б., и Ричман, К. Л. (1980). Подтвержденные бронирования: Ментальное путешествие. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность , 6 , 58–66.
Артикул Google Scholar
Ньютон, Н. (1996). Основы понимания . Филадельфия: Джон Бенджаминс.
Google Scholar
Пайвио, А. (1986). Ментальные представления: подход двойного кодирования . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
Google Scholar
Пилишин З.В. (1973). Что мысленный взор сообщает мысленному мозгу: критика мысленных образов. Психологический бюллетень , 80 , 1–24.
Артикул Google Scholar
Пилишин З. В. (1981). Дебаты об образах: аналоговые медиа против неявного знания. Психологический обзор , 88 , 16–45.
Артикул Google Scholar
Рош, Э., и Мервис, С.Б. (1975). Семейное сходство: Исследования внутренней структуры категорий. Когнитивная психология , 7 , 573–605.
Артикул Google Scholar
Шепард, Р. Н., и Купер, Л. А. (1982). Мысленные образы и их трансформации . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
Google Scholar
Симмонс, К., и Барсалу, Л.В. (2003). Принцип сходства в топографии: согласование теорий концептуальных недостатков. Когнитивная нейропсихология , 20 , 451–486.
Артикул пабмед Google Scholar
Smith, E.E., Shoben, E.J., & Rips, L.J. (1974). Структура и процесс в семантической памяти: характерная модель для семантических решений. психологическое обозрение , 81 , 214–241.
Артикул Google Scholar
Соломон, К.О. (1997). Спонтанное использование перцептивных репрезентаций во время концептуальной обработки . Неопубликованная докторская диссертация, Чикагский университет.
Соломон, К.О., и Барсалу, Л.В. (2001). Представление свойств локально. Когнитивная психология , 43 , 129–169.
Артикул пабмед Google Scholar
Вишневски, Э. Дж. (1998). Создание экземпляра свойства в концептуальной комбинации. Память и познание , 26 , 1330–1347. или Ву, Л., и Барсалу, Л.В. (2004). Моделирование восприятия при генерации свойств . Рукопись представлена для публикации.
Артикул Google Scholar
Ссылки для скачивания
Информация об авторе
Авторы и организации
Университет Уилламетт, Салем, Орегон
Карен Олсет Соломон
Департамент Психология, Университет Эмори, 30322, Атланта, Джорджия
Лоуренс В. Барсалу
- Karen Olseth Solomon
Просмотр публикаций автора
Вы также можете искать этого автора в PubMed Google Академия
- Lawrence W. Barsalou
Просмотр публикаций автора
Вы также можете искать этого автора в PubMed Google Scholar
Автор, ответственный за корреспонденцию
Лоуренс В. Барсалу.
Дополнительная информация
Эта работа была поддержана грантами Национального научного фонда SBR-9421326, SBR-9796200, SBR-9
4 и BCS-0212134 Лоуренсу В. Барсалу.
Права и разрешения
Перепечатка и разрешения
Об этой статье
10.2: Классический взгляд на восприятие
- Последнее обновление
- Сохранить как PDF
- Идентификатор страницы
- 54782
- Мехган Андраде и Нил Уокер
- Колледж Каньонов
Дистальный стимул, проксимальный стимул, восприятие :
Чтобы понять, что делает восприятие, вы должны понимать разницу между проксимальным (~приблизительно = близко) стимулом и дистальным (~ отдаленным) стимулом или объектом.
- дистальные стимулы — это объекты и события окружающего мира.
- проксимальные стимулы — это модели стимулов от этих объектов и событий, которые фактически достигают ваших органов чувств (глаз, ушей и т. д.)
Большую часть времени восприятие очень точно отражает свойства удаленных объектов и событий, гораздо точнее, чем можно было бы ожидать от явно ограниченного, изменяющегося и нестабильного паттерна проксимальной стимуляции, получаемой мозгом/разумом. Проблема восприятия состоит в том, чтобы понять, как разум/мозг извлекает точные устойчивые представления об объектах и событиях из такой явно ограниченной, неадекватной информации.
При зрении световые лучи от удаленных объектов образуют четко сфокусированную решетку на сетчатке в задней части глаза. Но эта матрица постоянно меняется по мере движения глаз, по мере того, как наблюдатель получает разные виды одного и того же объекта, по мере изменения количества света и т.