Психология восприятия виды: Восприятие 💡 Основные виды, свойства и особенности восприятия

Клиническая психология — Определение и виды восприятия

« Предыдущий вопрос

Методы исследования ощущений и восприятия. Основные нарушения ощущений

Исследование восприятия проводится:1) клиническими методами;2) экс

Загрузка

СкачатьПолучить на телефон

например +79131234567

txt fb2 ePub html

на телефон придет ссылка на файл выбранного формата

Что это

Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по клинической психологии. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату.

Достаточно скачать шпаргалки по клинической психологии — и никакой экзамен вам не страшен!

Сообщество

Не нашли что искали?

Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.

Следующий вопрос »

Основные нарушения восприятия

К основным нарушениям восприятия относят:1. Иллюзии – это искаженное восприятие

Теперь рассмотрим основные нарушения восприятия. Но сначала определимся, чем же восприятие отличается от ощущений. Восприятие основывается на ощущениях, возникает из них, но обладает определенными особенностями.

Общим для ощущений и восприятия является то, что они начинают функционировать лишь при непосредственном воздействии раздражения на органы чувств.

Восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а является качественно новой ступенью познания.

Основными принципами восприятия предметов считаются следующие.

1. Принцип близости (чем ближе друг к другу в зрительном поле располагаются элементы, тем с большей вероятностью они объединяются в единый образ).

2. Принцип сходства (похожие элементы стремятся к объединению).

3. Принцип «естественного продолжения» (элементы, выступающие как части знакомых фигур, контуров и форм, с большей вероятностью объединяются именно в эти фигуры, контуры и формы).

4. Принцип замкнутости (элементы зрительного поля имеют тенденцию к созданию замкнутого целостного изображения).

Вышеперечисленными принципами обусловлены основные свойства восприятия:

1) предметность – способность воспринимать мир в виде отделенных предметов, обладающих определенными свойствами;

2) целостность – способность мысленно достраивать воспринимаемый предмет до целостной формы, если он представлен неполным набором элементов;

3) константность – способность воспринимать предметы постоянными по форме, цвету, консистенции и величине независимо от условий восприятия;

4) категориальность – способность обобщать и относить воспринимаемый предмет к определенному классу.

Основные виды восприятия выделяются в зависимости от органа чувств (как и ощущения):

1) зрительные;

2) слуховые;

3) вкусовые;

4) осязательные;

5) обонятельные.

Одним из наиболее значимых видов восприятия в клинической психологии является восприятие человеком времени (оно может значительно изменяться под влиянием различных заболеваний). Большое значение придается также нарушениям восприятия собственного тела и его частей.


виды восприятия | восприятие человека | net22.ru

Восприятия человека классифицируют по разным признакам. В состав восприятия всегда входит несколько разнородных ощущений. В зависимости от того, какой из видов ощущений преобладает, восприятия делят на зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и пр.

Воспринимаемые человеком объекты существуют в пространстве, во времени и движении. Это позволяет различать восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

Имея в виду своеобразие объектов, на которые направлено наше восприятие, можно особо говорить о восприятии реальных предметов, о восприятии их изображений в виде рисунка, географической карты и пр., о восприятии устной и письменной речи. В настоящее время специально изучается вопрос об особенностях восприятия человека человеком.

Процес восприятия бывает разным по степени активности.Поэтому различают восприятие непроизвольное и произвольное (наблюдение).

Восприятие пространства. Восприятие пространства есть отражение объективных пространственных свойств и отношений предметов; оно является обязательным условием практической ориентировки человека в окружающем его мире.

К пространственным свойствам и отношениям предметов относят величину их, форму, рельеф (объемность), пространственное соотношение частей предмета (пропорции), удаленность, положение и направление в расположении объектов по отношению к наблюдателю и по отношению их друг к другу.

Восприятие пространства — сложный процесс отражения, включающий в себя разные виды ощущений — зрительные, слуховые, осязательные, двигательные, иногда и обонятельные. Пространственные отношения предметов мы можем воспринимать не только посредством зрения и осязания, но также посредством слуха и обоняния. Так, по звуку падающего с горы камня можно определить удаленность и направление от нас места его падения и приблизительную величину камня. По запаху нередко мы можем указать направление и даже расстояние от нас до пахнущего предмета. Степень участия того или иного вида ощущений в восприятии различна и зависит от конкретных условий. Ориентируясь в пространстве при свете, мы опираемся преимущественно на данные зрительных ощущений, в темноте — на данные осязательных и слуховых ощущений.

Физиологической основой восприятия пространства является система межанализаторных связей в коре больших полушарий, в состав которой обязательно сходят связи с двигательным анализатором (поворот головы в направлении предмета или звука, совместные движения глаз и сокращения мышц в каждом глазу при восприятии величины, формы и удаленности предметов, согласованные движения рук и пальцев при ощупывании предмета и т. п.). Исследования советских ученых Б. Г. Ананьева и его сотрудников установили, что восприятие пространства зависит от парной работы полушарий головного мозга. Это особенно заметно в деятельности анализаторов с парными рецепторами: зрительного, слухового, обонятельного и осязательного. Правильная ориентация в пространстве и адекватное отражение пространственных свойств предметов возможны лишь при непрерывной информации в кору со стороны рецепторов и органов движения о результатах каждого рефлекторного акта.

Восприятие величины и удаленности объектов. Зрительное восприятие величины предмета возникает в результате образования условно-рефлекторной связи между величиной изображения предмета на сетчатке глаз и определенным напряжением внешних и внутренних мышц глаза при конвергенции и при аккомодации.

Связи между сетчаточным образом и напряжением мышечного аппарата глаз образуются в детстве, когда ребенок приспосабливает свое зрение к видению предметов в разных условиях. Они многократно подкрепляются осязательными ощущениями ребенка. Впоследствии восприятие величины возможно п без подкрепления, только посредством зрения. Напряжение и расслабление глазных мышц при этом человек перестает ясно ощущать.

Восприятие величины предмета связано с восприятием его удаленности. Чем ближе предмет к глазам, тем больше его изображение на сетчатке и тем сильнее напряжение глазных мышц. По мере удаления предмета от наблюдателя сетчаточное изображение уменьшается, а мышечное напряжение ослабляется. Поэтому усиление конвергенции и аккомодации становится сигналом близости предмета, а ослабление их — сигналом удаленности. Образованная связь в течение жизни становится настолько прочной, что искусственное нарушение ее ведет к ошибкам в восприятии величины. Так, в специальном эксперименте у испытуемых искусственно вызывали путем впрыскивания атропина усиленные импульсы от глазных мышц в момент зрительного восприятия. В результате все предметы испытуемые видели уменьшенными. И, наоборот, при искусственном ослаблении мышечных импульсов от глаз при введении другого вещества (пилокарпина) испытуемые все предметы видели увеличенными. Нарушение привычной связи повело к ошибкам восприятия (исследование Е. Н. Соколова).

Механизм конвергенции и аккомодации действует лишь на небольших расстояниях. Когда предмет находится далеко, оценка его величины происходит путем сравнения с величиной знакомых предметов, среди которых он находится, и по некоторым другим признакам (по перспективному уменьшению видимой величины предметов по мере их удаления, по ясности контуров предметов, по изменению цвета предметов на расстоянии, по загораживанию одного предмета другим и пр.)-

Точность оценок величины предметов на большом расстоянии зависит от практического опыта человека в определении расстояний «на глаз». Если такого опыта нет, возникают иллюзии, ошибки восприятия. Известно, что жители степей, попав в горы, преуменьшают расстояние от себя до ближайших гор и тем самым недооценивают истинную их высоту. Горцы же в этом случае ошибаются реже. Высоколетящий самолет кажется нам много меньше своих размеров, хотя мы и делаем по- правку на расстояние. Эта ошибка бывает не у лиц, видавших самолет вблизи.

рис.13 иллюзия параллелограмма

Ошибки наблюдаются и при оценках величины отдельных частей в составе целого предмета. Одинаковые по длине диагонали АР и РО на рис. 13 мы воспринимаем как разные, потому что они принадлежат разным по площади параллелограммам. Чтобы обнаружить ошибку, надо отвлечься от целого и сравнить длину линий независимо от него. Иллюзия может возникнуть и по причине контраста: средние круги на рис. 14 кажутся разными по величине в силу контраста с окружающими кругами. На точность оценки величины предметов положительно влияют упражнения.

рис.14 иллюзия контраста

Восприятие формы предметов и рельефа (объемности).

В восприятии формы небольших предметов принимают участие кожный, двигательный и зрительный анализаторы. При выключении осязания глаза выполняют функцию ощупывающей руки: человек прослеживает взором контуры предмета, что и служит сигналом его формы (круглая, четырехугольная и пр.). Точность восприятия формы предмета на расстоянии зависит от выраженности его контуров, а четкость контуров в свою очередь зависит от размеров, удаленности и освещенности объекта, а также от предварительного знакомства человека с данной формой и от остроты его зрения. Острота зрения характеризуется минимальным расстоянием, на котором мы видим две точки как раздельные. Она считается нормальной, если человек различает две точки, видимые под углом зрения в Г.

Точность восприятия плоскостной формы объектов важна при восприятии геометрических фигур, чертежей, цифр, букв, силуэтных рисунков и т. п. Для правильного восприятия букв и цифр необходимо не только хорошо помнить их начертание, но и положение на плоскости.

Изменив положение буквы или цифры, можно получить другой знак Так, перевернутое «6» дает цифру «9», а перевернутые буквы «т», «ц» могут быть восприняты, как «ш», «п» и т. д. У дошкольников и первоклассников нередки случаи зеркального и перевернутого письма Этот факт говорит о том, что восприятие формы у них еще не связано с определенным положением предмета в пространстве.

Непосредственное восприятие объемной формы, или рельефа, происходит посредством активного осязания, в котором принимают участие кожный и двигательный анализаторы. Для восприятия объемной  формы на расстоянии основное значение имеет бинокулярное зрение. При бинокулярном зрении в коре мозга происходит слияние возбуждений, идущих от сетчаток каждого из глаз. Это слияние может быть полным и неполным. Полное слияние возбуждений наблюдается в тех случаях, когда изображения предмета падают на соответствующие (корреспондирующие) точки сетчаток, т. е. на точки, вполне совпадающие при наложении сетчаток друг на друга. Неполное слияние получается тогда, когда изображения падают на несоответствующие (диспаратные)’ точки. Если несоответствие велико, возникает впечатление двоения предметов, если же оно невелико, возникает впечатление объемности. В этом можно убедиться на двух простых опытах. Будем держать вертикально прямо перед собой два карандаша строго в одной плоскости, но первый ближе к глазам, а второй — дальше. Если смотреть на ближний карандаш, кажется, что второй двоится; если смотреть на дальний карандаш, то ближний двоится. Это означает, что от всех точек фиксируемого взором карандаша изображение падает на соответствующие точки сетчаток, а изображение от второго, не фиксируемого взором карандаша, падает на несоответствующие точки сетчаток. Получается впечатление двоения.

Теперь произведем второй опыт. Посмотрим на закрытую толстую книгу со стороны корешка, держа ее перед собой вертикально. Если закрыть левый глаз, правая плоскость книги видна лучше, чем левая; если закрыть правый глаз, наоборот, левая плоскость виднее правой. При смотрении двумя глазами мы сразу видим обе плоскости и, более того, отчетливо видим объемность, телесность книги. Это объясняется тем, что изображения от двух плоскостей книги теперь падают на диспаратные точки сетчаток, но эта диспаратность не очень велика.

При бинокулярном зрении происходит конвергенция; взор останавливается то на ближней, то на удаленной части объемного тела. Нервные импульсы от сокращений глазных мышц связываются с возбуждением, идущим от сетчатки, и служат сигналами объемности.

На далеком расстоянии или при монокулярном зрении прямое воcприятие объемности становится невозможным. В таком случае об объемности, как и об удаленности предмета, человек судит по косвенным признакам, о которых говорилось выше.

Точность пространственных восприятий человека

Точность пространственных восприятий человека зависит от богатства практического опыта человека, его знаний о предметах и явлениях окружающего мира, от характера его трудовой деятельности. Люди, постоянно имеющие дело с пространственными измерениями (с помощью приборов и «на глаз»), в результате упражнения достигают иногда почти безошибочной точности в оценке пространственных признаков и отношений. Это можно заметить в работе геодезистов, картографов, художников, архитекторов, скульпторов, конструкторов, охотников и др. Развитию пространственных восприятий и представлений у детей способствует изучение геометрии, географии и физики, труд и разнообразные измерительные работы на местности, рисование, житейский опыт.

Восприятие времени — это отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Восприятие времени имеет рефлекторный характер. Внешние и внутренние раздражители действуют на организм в течение определенного времени.

Длительно действующий раздражитель до известного момента вызывает стойкое возбуждение в нервных клетках коры головного мозга. Раздражитель, действующий прерывисто, вызывает периодическую смену возбуждения торможением. Эта смена сигнализирует окончание действия одного и начало действия другого раздражителя. По частоте смены нервных процессов мы определяем длительность, скорость и последовательность явлений окружающего мира.

Восприятие времени осуществляется посредством взаимодействия нескольких анализаторов — зрительного, слухового, двигательного, кожиого, органического. Эксперименты показали, что наибольшая точность восприятия времени достигается при помощи слухового анализатора. Так, частоту коротких звуковых сигналов человек различает при интервалах в 1/100 сек., частоту прикосновений — при интервалах в 1/40 сек., а частоту мельканий — при интервалах в 1/10—1/20 сек. Большая частота действия указанных раздражителей дает впечатление непрерывности. Еще можно отметить, что слуховые ощущения являются «превосходными измерителями маленьких промежутков времени».

Что касается двигательного анализатора, то российскими психологами (Д. Г. Элькиным и др.) выявлена его ведущая роль в восприятии времени. Она особенно заметна при действии ритмических раздражителей, когда отчетливо проявляется так называемый двигательный аккомпанемент, точно повторяющий ритм раздражителя. Например, слушая четко ритмизированное музыкальное произведение, человек движениями рук, ног, иногда головы, туловища, речевого аппарата воспроизводит ритм звуков с его акцентами и паузами. При длительном действии ритмического раздражителя двигательный аккомпанемент выражается в соответствующих изменениях дыхания и сердечно-сосудистой деятельности. Ритм движений служит источником сигналов, поступающих в кору больших полушарий в качестве обратной условной связи. Намеренное торможение движений и болезненные нарушения двигательного анализатора ведут к ошибочному воспроизведению не только ритма, но и быстроты, последовательности и длительности действия слуховых, кожных и прочих раздражителей.

В восприятии времени принимают участие и органические ощущения. Время играет большую роль в удовлетворении естественных потребностей организма. Если животное кормить через каждые 30 минут, то очень скоро слюна будет выделяться ровно на 30-й минуте, что означает образование условного рефлекса на время. Такие рефлексы образуются и у человека.

И. П. Павлов считал, что на восприятие времени оказывает влияние цикличность в жизнедеятельности организма. Циклы периодически повторяются, поэтому время становится важным фактором ориентации животных и человека в окружающем мире.

У человека в образовании условных рефлексов на время принимает участие речь. Через речь дети усваивают от взрослых основные понятия о времени и научаются пользоваться на практике мерами времени. Для определения продолжительности и последовательности крупных отрезков времени люди часто избирают временные ориентиры в виде значительных событий в личной, семейной и общественной жизни. Речь позволяет человеку точно выразить и точно характеризовать особенности ритма, темпа и других временных соотношений воспринимаемых объектов и их свойств.

Точность восприятия времени у человека зависит от содержательности и разнообразия его деятельности и от эмоциональных переживаний, вызванных этой деятельностью.

Если в данный момент субъект занят каким-либо важным и интересным для него делом, то время для него «бежит», и минуты кажутся секундами. Наоборот, если человек не знает, чем заполнить свое время, или вынужден выполнять неинтересное и даже неприятное дело, то время для него «тянется», и те же минуты кажутся часами. Ученики, сидящие на скучном уроке, мучительно ждут звонка, и урок им кажется бесконечным.

Экспериментальное изучение восприятия времени обнаружило следующие закономерности.

  • Наиболее точно испытуемые оценивают длительность промежутков времени, заполненных значительным количеством раздражителей {звуков, движений, прикосновений). При этом точность оценки увеличивается, если раздражители даются в ритмической последовательности.
  •  Неточно, в сторону преувеличения длительности, оцениваются кратковременно действующие раздражители (звуки, движения прикосновения), интервалы времени, не заполненные раздражителями, и интервалы, заполненные действиями, вызывающими у испытуемых отрицательные эмоции — ожидание, нетерпение, тревогу, подавленность.
  •  Неточно, но в сторону преуменьшения длительности, оцениваются продолжительно действующие раздражители и интервалы времени, заполненные действиями, вызывающими у человека положительные эмоции — веселость, радостное удивление, торжественная приподнятость и т. п.

Точность субъективной оценки временных отношений увеличивается в результате упражнений, что убедительно доказывает анализ деятельности спортсменов, музыкантов, летчиков, фотографов, рабочих-многостаночников и лиц, обслуживающих различные автоматы.

В оценке времени наблюдаются некоторые индивидуальные различия. Люди тормозного типа чаще всего допускают ошибки в восприятии времени. Лица уравновешенного типа (как подвижного, так и спокойного) дают довольно высокую точность оценки времени. Люди возбудимого типа допускают значительные ошибки при чрезмерной силе раздражителей.

Восприятие движения есть отражение действительного движения предметов в пространстве в течение определенного времени.

Предмет может перемещаться в пространстве в разных направлениях по отношению к наблюдателю и с разной скоростью. Он может двигаться вдоль луча зрения наблюдателя (вперед, назад), перпендикулярно лучу зрения (вправо, влево; вверх, вниз) и в других направлениях. Восприятие движения происходит и при движении самого наблюдателя.

Восприятие движения осуществляется в результате взаимодействия нескольких анализаторов: зрительного, двигательного, вестибулярного, слухового (при звучании движущегося предмета). Иногда в восприятии участвует и кожный анализатор: о направлении и скорости движения можно судить и по движению воздуха, вызванному движущимся объектом. Взаимодействие анализаторов при восприятии движения опирается на условные связи, образовавшиеся в коре больших полушарий в прошлом опыте человека.

Рассмотрим физиологический механизм нескольких типичных случаев зрительного восприятия движения.

Если наблюдатель следит взором за предметом, который движется перпендикулярно лучу его зрения, то в мозг поступают раздражения:

  •  от мышц обоих глаз, следящих за предметом;
  •  от мышц головы при ее повороте в сторону движения предмета;
  •  от сетчаток глаз, на которых возникают изображения фиксируемого взором предмета.

Когда человек следит взором за движением объекта, изображения его на сетчатках глаз почти не меняются, особенно если объект находится далеко. Основным сигналом направления и скорости движения объекта в этом случае являются мышечные раздражения от глаз и головы.

Если объект движется по фронту перед неподвижным взором наблюдателя, то главным сигналом направления и скорости движения объекта служит направление и скорость перемещения изображения предмета на сетчатках глаз наблюдателя. Конечно, и при неподвижном взоре в кору мозга идут импульсы возбуждения от мышц глаз и головы, сигнализирующие определенное их положение в пространстве.

Если наблюдатель следит взором за объектом, который движется вдоль луча его зрения (вперед, назад), то физиологический механизм восприятия несколько меняется. Так, по мере приближения объекта изображение на сетчатках постепенно увеличивается. Когда объект далеко, напряжение глазных мышц ослаблено. Когда же он приблизится на расстояние в несколько десятков метров, включается механизм конвергенции и аккомодации: зрительные оси укорачиваются, кривизна хрусталика увеличивается. Усилие напряженности глазных мышц и связанное с этим определенное увеличение изображения на сетчатках глаз служат сигналом приближения объекта к наблюдателю. Скорость этих изменений сигнализирует скорость движения объекта.

Экспериментально установлено (исследования В. Я. Дымерского и др.), что точность восприятия движения предметов зависит от нескольких условий:

  • чем ближе к наблюдателю движущийся объект, тем точнее восприятие его скорости и направления;
  •  восприятие движения объекта при движении его перпендикулярно лучам зрения наблюдателя точнее, чем при движении вдоль лучей зрения;
  • восприятие движения при видении центральным зрением точнее, чем при видении периферическим зрением;
  • восприятие направления и скорости движения прослеживающим взором точнее, чем неподвижным взором;
  • восприятие точнее, если движение объекта происходит на фоне неподвижных объектов;
  • точность восприятия движения увеличивается, если человек упражняется в оценках расстояний и оценках времени.

Из данных экспериментов следует, что чем более выражены движения органа зрения в момент восприятия, тем более адекватным оно будет. Во многих случаях к «пассивным» движениям присоединяются специально исследующие движения глаз и активная работа мысли наблюдателя, который сравнивает особенности движения нескольких объектов в поле его зрения, умозаключает о нем на основании ряда дополнительных признако

Понравилась статья? Подпишись на обновления!
Твитнуть

⇐ Осмысленность восприятия человека

Константность восприятия человека. Восприятие цвета объектов. ⇒

Экстрасенсорное восприятие

Экстрасенсорное восприятие или экстрасенсорное восприятие относится к приему и обработке информации, полученной не через физические чувства, а через разум человека.

Откройте для себя еще 31 статью по этой теме

Не пропустите эти статьи по теме:

  1. Обработка сверху вниз и снизу вверх
  2. Ощущение и восприятие
  3. Типы иллюзий
  4. Ge stalt Законы: сходство, близость и замыкание
  5. Избирательное восприятие

Термин, введенный известным психологом Дж. Б. Райном, использовался для обозначения экстрасенсорных способностей и временных операций. ESP обычно называют шестым чувством, довольно популярной темой в СМИ и смежных отраслях.

Четыре типа экстрасенсорного восприятия включают ясновидение, психокинез, телепатию и предвидение.

Ясновидение

Ясновидение — это способность получать информацию о конкретном объекте, сценарии, физическом событии или месте с помощью экстрасенсорных средств. Термин представляет собой комбинацию двух французских слов «clair», что означает «ясный», и «voyant», что означает «видение». Ясновидящие – это люди, которые якобы обладают этой способностью.

Более 130 лет исследователи пытались провести научные исследования ясновидения. Одно исследование показало, что вероятность успеха составляет 32% по сравнению с вероятностью 25%, когда самопровозглашенные ясновидящие способны передать одно из четырех заданных изображений «приемникам», которые были помещены в другую комнату, лишенные каких-либо связанных с ними ощущений. Однако последующие исследования не смогли воспроизвести этот вывод, что показывает, что гипотеза имеет низкую достоверность. Несколько самопровозглашенных ясновидящих включают Сильвию Браун, Джона Эдвардса и Рудольфа Штайнера.

Психокинез

Издатель Генри Холт ввел термин «психокинез» для описания прямого воздействия разума на физический объект или сцену без приложения какой-либо физической энергии. Термин происходит от двух греческих слов «psyche» (дыхание или разум, душа или сердце) и «kinesis» (движение или движение). Родственная предполагаемая способность — телекинез, что буквально означает «дальнее движение». Во многих источниках термины психокинез и телекинез используются как синонимы.

Precognition

Еще одна форма экстрасенсорного восприятия, предвидение относится к способности получать и воспринимать информацию о местах, сценариях и событиях до того, как они действительно произойдут. Термин происходит от двух латинских слов «pre» (до) и «cognitio» (знание). Научные исследования предвидения выявили отсутствие этого явления.

Телепатия

Телепатия — предполагаемая способность осуществлять прямое общение между двумя или более разумами без использования речи, языка тела, письма или любых других внеличностных средств. Из четырех видов экстрасенсорного восприятия телепатия наиболее изучена и популяризирована средствами массовой информации и смежными отраслями.

Джон Артур Хилл, физик-исследователь, резюмировал текущие исследования в области телепатии, написав: «Никакой физической теории телепатии не разработано — не известно никаких «мозговых волн», и приемные станции еще не обнаружены внутри наших черепов. » Среди популярных самопровозглашенных телепатов Элис Бейли и Винко Раич.

Полная ссылка: 

Вам разрешено копировать текст

Текст в этой статье находится под лицензией Creative Commons-License Attribution 4.0 International (CC BY 4.0).

Это означает, что вы можете свободно копировать, распространять и адаптировать любые части (или весь) текста в статье, если вы указываете соответствующий кредит и предоставляете ссылку/ссылку на эту страница.

Вот и все. Вам не нужно наше разрешение для копирования статьи; просто включите ссылку/ссылку обратно на эту страницу. Вы можете использовать его свободно (с какой-либо ссылкой), и мы также согласны с тем, что люди перепечатывают его в таких публикациях, как книги, блоги, информационные бюллетени, учебные материалы, статьи, википедия и презентации (с четким указанием авторства).

Статьи по теме

Страницы по теме: 

global.britannica.com

Хотите быть в курсе? Подписывайтесь на нас!

Подписаться на @ExplorableMind

Восприятие

Восприятие означает способ организации, анализа и сознательного переживания сенсорной информации. Мы получаем знания об особенностях и аспектах окружающей среды, которые имеют решающее значение для нашего существования, посредством процесса восприятия. Восприятие формирует наше представление об окружающем мире и учит нас взаимодействовать с ним.

Осязание, зрение, слух, обоняние и вкус — пять чувств, составляющих восприятие. Он также содержит проприоцепцию, комбинацию чувств, которая позволяет вам замечать изменения в позе и движении вашего тела. Он также включает когнитивные процессы, необходимые для анализа информации, такие как узнавание знакомого лица или запах чего-то знакомого.

История восприятия

Восприятие изучалось со времен древнегреческих философов, которых интересовало, как люди познают и понимают мир.

Интерес исследователей к пониманию того, как работают различные компоненты зрения, возник по мере того, как психология возникала как наука, отличная от философии, особенно в восприятии цвета. Психологам было интересно узнать, как разум интерпретирует и организует эти впечатления, и узнать основные физиологические процессы, которые происходят. Гештальт-психологи выступали за целостный подход, утверждая, что целое больше, чем сумма его частей.

Сегодня исследователи также работают над изучением значения восприятия на нейронном уровне и над тем, как травмы, условия и вещества могут влиять на восприятие.

Типы процессов восприятия

В восприятии участвуют как восходящие, так и нисходящие процессы. Восприятие строится на основе сенсорного ввода, называемого восходящей обработкой. Наши доступные знания, опыт и мысли, с другой стороны, влияют на то, как мы воспринимаем такие ощущения. Это называется обработкой «сверху вниз».

Другими словами, ощущение — это физический процесс, а восприятие — психологический. Ощущение того, что вы входите на кухню и чувствуете запах испеченных булочек с корицей, — это обонятельные рецепторы, распознающие запах корицы. Восприятие может напомнить вам о времени, когда ваша мать пекла эти булочки с корицей.

Влияние других психологических процессов на восприятие

Ощущение

Хотя все ощущения приводят к восприятию, в действительности люди часто не замечают раздражителей, которые обычно остаются постоянными в течение длительных периодов времени. Это называется сенсорной адаптацией.

Представьте, что вы входите в класс и видите старые аналоговые часы. Когда вы впервые входите в комнату, вы можете услышать тиканье часов; однако, когда вы разговариваете с одноклассниками или слушаете, как лектор приветствует класс, вы меньше замечаете тиканье. Часы продолжают тикать, и эта информация продолжает воздействовать на слуховые сенсорные рецепторы. Тот факт, что вы больше не чувствуете звук, свидетельствует о сенсорной адаптации и доказывает, что, хотя ощущение и восприятие тесно связаны, они различны.

Внимание

Внимание — еще один компонент, влияющий на ощущения и восприятие. Различие между переживаемым и воспринимаемым во многом определяется вниманием. Предположим, вы на вечеринке с музыкой, весельем и весельем. Вы погружаетесь в увлекательную беседу с другом, и окружающий шум стихает. Вы, вероятно, были бы в тупике, если бы кто-то спросил, какая музыка только что закончилась, а вы не смогли бы ответить.

Мотивация

На восприятие влияет мотивация. Вы когда-нибудь ждали телефонного звонка и думали, что слышите его звонок, принимая душ, только чтобы узнать, что это не так? Если это так, вы, вероятно, видели, как наше желание распознать осмысленный стимул может повлиять на нашу способность отличать реальную сенсорную стимуляцию от фонового шума.

Теория обнаружения сигналов относится к способности распознавать стимул в присутствии отвлекающего фона. Это также может объяснить, почему мать просыпается от слабого бормотания своего ребенка, а не от других звуков, которые она слышит во сне.

Теория обнаружения сигналов имеет реальное применение, например, для повышения точности работы авиадиспетчеров. Диспетчеры должны уметь идентифицировать самолеты среди различных сигналов (вспышек) на экране радара и отслеживать их движение по небу.

Ограничения восприятия

Процесс восприятия не всегда однозначен, и восприятию могут мешать различные факторы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *