Психология восприятия виды: Восприятие 💡 Основные виды, свойства и особенности восприятия

Что такое виды восприятия в психологии

Понятие восприятия

Определение

Восприятие – психический процесс восприятия объектов и явлений действительности в совокупности их разнообразных свойств и частей, а также осмысления целостности отражаемого.

Результаты восприятия — всегда образ предмета.  Ведь мы не только видим предмет в руках у других людей, но и ощущаем его вес, объем, чувствуем, если это металл – ощущаем холод металла. Все эти ощущения объединяются в один предмет.

В формировании и развитии восприятия объекта, участвуют элементы, которые передают ощущения, возникающие от разных свойств этого объекта, большое значение имеют память и мышление.

Как проходит процесс восприятия?

Восприятие ситуации складывается из трех больших процессов: выделение-приближение-вхождение. Каждый из этих процессов использует ощущения, знания, память, опыт.

Что формируется в процессе восприятия?

Восприятие формируется в процессе практики, так как это система перцептивных действий, которыми следует овладеть. Благодаря константности восприятия мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т. п.

Основные качества восприятия

Апперцепция. Зависимость восприятия от прошлого объекта, так как люди по-разному
воспринимают одни и те же вещи или слова.

Осмысленность и обобщенность. Восприятие – это не только чувственный образ, но и
осознание выделенного объекта. Это достигается пониманием сущности предмета.

Целостность. Из этого следует, что отдельные элементы предмета соединяются друг с
другом и образуют единое целое.

Константность. Относительное постоянство воспринятой величины, цвета, формы при
изменении ракурса и освещенности.

Избирательность. Предпочтение одних объектов в отношении других.

Предметность. По ощущениям предметы могут быть разными (одинаковые), но мы определяем
их не столько по их виду, сколько в соответствии с тем, как мы им пользуемся на практике или по их
главным свойствам.

Иллюзии восприятия

Не всегда человек правильно оценивает предметы окружающего мира. Известно, что бывают случаи искажения отражения при восприятии. Их называют иллюзиями восприятия. Иллюзии восприятия могут быть разными модальностями. Их больше всего в области зрения.

Определение

Зрительные иллюзии (обман глаза) – это ошибка восприятия, которая возникает при отражении некоторых пространственных свойств объекта (длин отрезков, величины объектов и углов, расстояний между объектами), движения и формы. Иллюзии в области зрения очень разнообразны.

Существуют следующие виды иллюзий:

Иллюзия Цёлльнера — эффект иллюзии данного типа основан на том, что глаз человека воспринимает все объекты в трёхмерном пространстве как точки, а не линии.

Рис. 1 Иллюзия Цёлльнера

Однако если объект находится в поле зрения, то, поскольку для человеческого глаза он выглядит как точка, то и все другие объекты, находящиеся в поле его зрения, тоже имеют вид точек.

Иллюзия Мюллера-Лайера — это оптическая иллюзия, возникающая при рассмотрении отрезков, которые окружены стрелками. Однако, если вы посмотрите на эту иллюзию с другой стороны, то увидите, что отрезок, который окружен “остриями”, кажется короче отрезка, который окружен “хвостовыми” стрелками.

Рис. 2 Иллюзия Мюллера-Лайера

Это было первое описание иллюзии, которое сделал немецкий врач Франц Мюллер-Лайер в 1889 году. Но несмотря на множество исследований, природа иллюзии не совсем ясна. Это наиболее современная трактовка объяснения иллюзии заключается в том, что иллюзия – статистический результат наблюдений внешних изображений – в сценах естественные зрительные объекты, обрамленные остриями, имеют более короткие элементы с хвостовым оперением.

Иллюзия Поггендорфа – классическая оптическая иллюзия, названный в честь немецкого физика И. К., который обнаружил ее в рисунке, который ему прислал астрофизиком И. Цёлльнер. Иллюзия заключается в том, что человеческий глаз не может точно определить, является ли черная линия продолжением синей или же красной (рис 3. ).

Рис 3. Иллюзия Поггендорфа

Но, к сожалению, это не так. Пока не существует ни одного приемлемого объяснения этой иллюзии. Может быть и так, что эффект возникает из-за того, что система зрительного восприятия у человека очень бедна при интерпретации диагональных линий. Однако причины этого до сих пор не ясно.

Иллюзия тяжести А. Шарпантье – искажение восприятия весовых признаков предметов вследствие прошлого опыта: если поднять два одинаковых по весу, но разных по объему предмета, то больший будет восприниматься как более тяжелый.

Рис 4. Иллюзия тяжести А. Шарпантье

Иллюзия Аристотеля может быть объяснена следующим образом. При прикосновении к подушечкам пальцев, между которыми находится горошина, возникают ощущения, которые воспринимаются как прикосновение двух предметов.

Рис 5. Иллюзия Аристотеля

Это ощущение вызвано тем, что в момент прикосновения к подушечке пальца горошина перемещается, т. е. меняет свое положение относительно подушечки пальца.

Причины возникновения иллюзий многообразны. Некоторые теории объясняют зрительные иллюзии действием периферийных факторов (иррадиацией, аккомодацией, движениями глаз и т.д.), другие, напротив, – влиянием нескольких центральных факторов. Бывает, что иллюзии возникают вследствие действия особых условий наблюдения (например, наблюдение одним глазом, наблюдение при неподвижно-стоящей оси глаз). На самом деле есть ряд иллюзий, которые вызваны оптической несовершенством глаза.

Иллюзии могут быть обнаружены не только в области зрения, но и в других областях восприятия.

Нет времени решать самому?

Наши эксперты помогут!

Контрольная

| от 300 ₽ |

Реферат

| от 500 ₽ |

Курсовая

| от 1 000 ₽ |

Виды восприятия

Различают несколько классификаций видов восприятия (рис. 6):

Рис. 6. Виды восприятия

Восприятие пространства. Чувственно-наглядное отображение пространственных свойств вещей (их величины
и формы), их пространственных отношений (расположения относительно друг друга и воспринимающего предмета и в
плоскости, и в глубину) и движений. Они задействуют все чувства для восприятия пространства. В то же время
восприятие пространства происходит на основе совместной деятельности визуального, двигательного и
вестибулярных анализаторов. Согласно полученным данным, у человека, который видел пространство до 95
процентов и более, имеется зрение.

Восприятие движения. Отражение изменений положения объекта в пространстве и во времени — это
восприятие направления и скорости перемещения объекта по отношению к наблюдателю. Объект и событие являются
одновременно отраженными друг в друге (или же отражаемыми как объект).

Восприятие времени. Отображает объективную длительность и последовательность событий. Время – это
ритмическая смена возбуждения с торможением на больших полушариях головного мозга. В восприятии времени
участвуют различные анализаторы системы; наиболее точную дифференцировку промежутка между событиями
осуществляют кинестетический и слуховой ощущения. И.М. Сеченов считал слуховой памятью измерение времени, а
слуховую память – временем. В этом смысле, длительные периоды времени в значительной мере определяются
характером переживаний, которые они имели на протяжении периода, и эмоциональным состоянием субъекта.

Восприятие человека человеком – это процесс психологического познания людьми друг друга, который
происходит в процессе непосредственного общения. Здесь задействованы все уровни психического отражения,
начиная от ощущения и заканчивая мышлением. В этом месте мы переходим к тому, что восприятие человека людьми
подчинено законам психического отражения, хотя объект восприятия является особым социальным значением среди
других предметов окружающего человека мира. Особая социальная значимость личности и ее объекта в процессе
восприятия, делает его на первом месте в процессе познания. Самое главное внимание при восприятии нового для
себя объекта уделяется таким особенностям внешности, которые наиболее значимы в отношении психических
свойств человеческой личности — экспрессии лица и выражению движений тела. Основные элементы человеческого
лица, как комплексного раздражительного фактора — волосы (прическа) или глаз.

При восприятии людьми друг друга происходит образование представлений людей друг о друге, умение различать
характерные черты характера, возможности человека, интересы, эмоциональные особенности, профессию людей и
т.п. В основном, это относится к профессиональной характеристике личности – как наиболее значимой в
социальном плане. Понимание профессиональной характеристики формируется более устойчивой позицией к личности
по сравнению с первым впечатлением, которое складывается на основе оценки привлекательности внешнего
вида.

Восприятие сложных звуков, как правило, происходит их обработка слуховым анализатором звуков сложного
спектрального состава, как правило, изменяющегося в течение времени по алгоритму, разработанному для данного
источника. Мир сложных звуковых явлений имеет большое разнообразие, однако в нем есть ряд групп, которые
имеют общие признаки и принципы восприятия. К таким группам относятся: звуки синтетического материала
(технических сооружений), голосовые звуки, звуки речи; музыкальные звуки.

Восприятие устной речи — эта функция является одной из высших психических функций человека. В этом
виде речевой деятельности, как слушания (аудирования), внутренняя психическая сторона состоит в восприятии
устной речи.

Речевое восприятие — это неоднородный процесс. При рассмотрении этого процесса с генетической или
функциональной точки зрения, можно выделить уровни различения и опознавания. С точки зрения характера
обработки речевого сигнала выделяют сенсорный, перцептивный и смысловую уровни восприятия, в процессе
восприятия устной речи происходит акустическая обработка и выделение звуков в состав слова, который узнается
на перцептивном уровне. С помощью смыслового уровня устанавливается значение слова и всего сообщения в
целом.

ХАРАКТЕРИСТИКА ВОСПРИЯТИЯ И ЕГО ОСОБЕННОСТЕЙ

Психологическая библиотека


 

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ
Под ред. проф. А. В. Петровского.

Учебник
М., 1996.

 



ЧАСТЬ II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И СОСТОЯНИЯ

Восприятием, называется отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей.

В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. При этом восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания с присущими ей особенностями. Наиболее важные особенности восприятия — предметность, целостность, структурность, константность и осмысленность.

Предметность, целостность и структурность восприятия. Предметность восприятия выражается в так называемом акте объективации, т.е. в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Без такого отнесения восприятие не может выполнять свою ориентирующую и регулирующую функцию в практической деятельности человека. Предметность восприятия не врожденное качество; существует определенная система действий, которая обеспечивает субъекту открытие предметности мира. Решающую роль здесь играет осязание и движение. И.М. Сеченов подчеркивал, что предметность формируется на основе процессов, в конечном счете всегда внешне двигательных, обеспечивающих контакт с самим предметом. Без участия движения наши восприятия не обладали бы качеством предметности, т.е. отнесенностью к объектам внешнего мира.

Б.Г. Ананьев (1907-1972) описал случай расстройства предметного зрительного восприятия у больного при сохранении остаточных элементов чувствительности зрительного анализатора и простейшего различения. В результате контузии у этого больного был поражен головной мозг и наблюдалась полная неподвижность глазных яблок. Все видимое больным пространство субъективно ощущалось им либо как сплошной световой поток, либо как туман с пробивающимся лучом света. На протяжении первого этапа восстановления зрения из сплошного пространства начинали выделяться пятна, аморфные и бессмысленные, различные по своей яркости и величине. Зрение больного функционировало на уровне ощущений, однако он не мог ни словесно, ни графически воспроизвести какой-либо объект как предмет и обозначить его свойства. Только в результате трехмесячной восстановительной работы зрение больного стало не только ощущающим, но и воспринимающим.

Таким образом, зрительное ощущение само по себе не обеспечивает предметного отражения.

Например, ряд авторов описывают сетчатку лягушки как «детектор насекомых». Этот «детектор» вызывает рефлекторные движения языка, коща на сетчатку попадает маленькая тень, отбрасываемая, например, мухой. Глаз лягушки сигнализирует лишь о нескольких признаках объекта, главным образом о его движении и наличии в нем углов, все остальное игнорируется и не передается в мозг. Формируется ли у лягушки при этом предметный зрительный образ? Очевидно, нет, так как лягушка может умереть голодной смертью, окруженная мертвыми мухами.

Предметность как качество восприятия играет особую роль в регуляции поведения. Кирпич и блок взрывчатки могут выглядеть и восприниматься на ощупь как очень сходные, однако они будут «вести себя» самым различным образом. Мы обычно определяем предметы не по их виду, а в соответствии с тем, как мы их употребляем на практике или по их основным свойствам. И этому помогает предметность восприятия.

Предметность играет большую роль и в дальнейшем формировании самих перцептивных процессов, т.е. процессов восприятия. Когда возникает расхождение между внешним миром и его отражением, субъект вынужден искать новые способы восприятия, обеспечивающие более правильное отражение.

Другая особенность восприятия — его целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, воздействующего на орган чувств, восприятие есть целостный образ предмета. Разумеется, этот целостный образ складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений.

С целостностью восприятия связана его структурность.

Восприятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени. Если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты продолжают еще звучать у него в уме, когда поступает новая нота. Обычно слушающий понимает музыкальную вещь, т.е. воспринимает ее структуру в целом. Очевидно, что самая последняя из услышанных нот в отдельности не может быть основой для такого понимания: в уме слушающего продолжает звучать вся структура мелодии с разнообразными взаимосвязями входящих в нее элементов.

Аналогичный процесс наблюдается при восприятии ритма. В каждый момент можно услышать всего один удар, однако ритм — это не одиночные удары, а продолжительное звучание всей системы ударов, причем удары находятся в определенной взаимосвязи между собой, и эта взаимосвязь определяет восприятие ритма.

Источники целостности и структурности восприятия лежат в особенностях самих отражаемых объектов, с одной стороны, и в предметной деятельности человека — с другой.

Константность восприятия. Вследствие множества степеней свободы положения окружающих объектов по отношению к воспринимающему субъекту и бесконечного многообразия условий их появления эти объекты непрерывно изменяют свой облик, поворачиваются к воспринимающему человеку различными сторонами. При этом соответственно изменяются и перцептивные процессы. Однако благодаря свойству константности, состоящему в способности перцептивной системы (перцептивная система -совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия) компенсировать эти изменения, мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету и т.п.

Поясним это свойство восприятия на примере константности величины. Известно, что изображение предмета (в том числе и изображение его на сетчатке) увеличивается, когда расстояние до него сокращается, и наоборот.

Однако, хотя при изменении дистанции наблюдения величина изображения объекта на сетчатке глаза изменяется, его воспринимаемая величина остается почти неизменной. Посмотрите на зрителей в театре: все лица кажутся нам почти одинаковыми по величине, несмотря на то, что изображения лиц, находящихся вдалеке, значительно меньше, чем расположенных близко от нас. Посмотрите на ваши пальцы: одни — на расстоянии вытянутой руки, другие — вдвое ближе; пальцы будут казаться точно одного размера, в то время как изображение пальцев дальней руки на сетчатке глаза будет составлять только половину величины изображения пальцев ближней руки.

Каков же источник происхождения константности восприятия? Может быть, этот механизм является врожденным?

Для проверки было проведено исследование восприятия людей, постоянно живущих в густом лесу. Восприятие этих людей представляет интерес, поскольку они не видели ранее предметов на большом расстоянии. Когда этим людям показали объекты, находящиеся на большом расстоянии от них, они восприняли эти объекты не как удаленные, а как маленькие. Подобные нарушения константности восприятия наблюдаются у жителей равнин, коща они смотрят вниз с высоты. Из окна верхнего этажа высотного дома объекты (люди, автомобили) Taiqke кажутся нам слишком маленькими. В то же время строители, работающие на лесах, утверждают, что они видят объекты, расположенные внизу, без искажения их размеров.

Наконец, еще один пример, свидетельствующий против тезиса о врожденности механизма константности восприятия, — наблюдения над ослепшим в детстве человеком, у которого зрение было восстановлено операционным путем в зрелые годы. Вскоре после операции больной думал, что может выпрыгнуть из окна больницы на землю, не причинив себе вреда, хотя окно находилось на высоте 10-12 метров от земли. Очевидно, объекты, находящиеся внизу, воспринимались им не как удаленные, а как маленькие, что и вызвало ошибку при оценке высоты.

Действительным источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Из разнообразного и изменчивого потока движений рецепторных аппаратов и ответных ощущений субъект выделяет относительно постоянную, инвариантную структуру воспринимаемого объекта. Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях обеспечивает инвариантность перцептивного образа относительно этих изменчивых условий, а также движений самого рецепторного аппарата, следовательно, порождает константность этого’образа. При этом вариации, вызванные изменением условий восприятия и активными движениями органов чувств наблюдателя, сами по себе не ощущаются; воспринимается лишь нечто относительно инвариантное, например форма какого-либо предмета, его размеры и т.п.

Способность нашей перцептивной системы корректировать (исправлять) неизбежные ошибки, вызванные бесконечным многообразием условий существования окружающего мира вещей, и создавать адекватные образы восприятия хорошо иллюстрируется опытами с очками, искажающими зрительное восприятие путем переворачивания изображений, искривлений прямых линий и т.п. Когда человек надевает очки, искажающие предметы, и попадает в незнакомое помещение, он постепенно приучается корректировать искажения, вызванные очками, и, наконец, перестает замечать эти искажения, хотя они отражаются на сетчатке глаза.

Таким образом, свойство константности объясняется тем, что восприятие представляет собой своеобразное саморегулирующееся действие, обладающее механизмом обратной связи и подстраивающееся к особенностям воспринимаемого объекта и условиям его существования. Формирующаяся в процессе предметной деятельности константность восприятия — необходимое условие жизни и деятельности человека. Без этого человек не смог бы ориентироваться в бесконечно многообразном и изменчивом мире.

Свойство константности обеспечивает относительную стабильность окружающего мира, отражая единство предмета и условий его существования.

Осмысленность восприятия. Хотя восприятие возникает в результате непосредственного воздействия раздражителя на рецепторы, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением, с пониманием сущности предмета. Сознательно воспринять предметэто значит мысленно назвать его, т. е. отнести воспринятый предмет к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся уловить в нем сходство со знакомыми нам объектами, отнести его к некоторой категории. Восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляет динамический поиск наилучшего толкования, объяснения имеющихся данных. Показательны с этой точки зрения так называемые двусмысленные рисунки, в которых попеременно воспринимаются то фигура, то фон (рис. 3). В этих рисунках выделение объекта восприятия связано с его осмысливанием и называнием (два профиля и ваза).

Рис. 3.

Подводя итог, можно заключить, что восприятие — активный процесс, в ходе которого человек производит множество перцептивных действий для того, чтобы сформировать адекватный образ предмета. Активность восприятия состоит прежде всего в участии эффекторных (двигательных) компонентов анализаторов в процессе восприятия (движения руки при осязании, движения глаза в зрительном восприятии и т. п.). Кроме того, необходима активтность и на макроуровне, т.е. возможность в процессе восприятия активно перемещать свое тело.

Апперцепция. Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого воспринимающего субъекта. Воспринимает не изолированный глаз, не ухо само по себе, а конкретный живой человек, и в восприятии всегда сказываются особенности личности воспринимающего, его отношение к воспринимаемому, потребности, интересы, устремления, желания и чувства. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции.

Многочисленные данные показывают, что воспринимаемая субъектом картина не является просто суммой мгновенных ощущений; она часто содержит такие детали, которых даже и нет в данный момент на сетчатке глаза, но которые человек как бы видит на основе предшествующего опыта.

Восприятие есть активный процесс, использующий информацию для того, чтобы выдвигать и проверять гипотезы. Характер же этих гипотез определяется содержанием прошлого опыта личности. Как показали результаты исследований, при предъявлении испытуемым незнакомых фигур, представляющих произвольное сочетание прямых и кривых линий, уже на первых фазах восприятия осуществляется поиск тех эталонов, к которым можно было бы отнести воспринимаемый объект. В процессе восприятия выдвигаются и проверяются гипотезы о принадлежности объекта к той или иной категории.

Таким образом, при восприятии какого-либо предмета активизируются и следы прошлых восприятии. Поэтому естественно, что один и тот же предмет может восприниматься и воспроизводиться по-разному различными людьми.

Так, в эксперименте двум группам испытуемых предъявляли относительно многозначные фигуры. Каждая из этих фигур получала два словесных обозначения. Одной группе при предъявлении давали первый список названий, а другой группе — второй. Испытуемые должны были после предъявления всех фигур воспроизвести их. Оказалось, что словесное обозначение фигуры существенно влияет на ее воспроизведение. Для первой группы испытуемых 74% воспроизведенных фигур были похожими на объекты, названные в первом списке. Для второй группы испытуемых 73% воспроизведенных фигур напоминали объекты, названные во втором списке.

Влияние прошлого опыта личности на процесс восприятия было подтверждено в эксперименте, в ходе которого испытуемые носили вмонтированные в оправу очков призмы, переворачивающие сетчаточное изображение на 180° по вертикали. В первые дни опыта испытуемые видели все окружающие предметы перевернутыми, за исключением тех предметов, перевернутое положение которых было физически невозможным. Так, незажженная свеча воспринималась перевернутой, но как только ее зажигали, она виделась нормально ориентированной по вертикали, т.е. пламя было направлено вверх.

Представляют интерес и опыты с «перекошенной комнатой» американского психолога А. Эймса. Она построена таким образом, что благодаря использованию правил перспективы дает такой же образ на сетчатке глаза, что и обычная Прямоугольная комната. Когда в «перекошенную комнату» помещают какие-либо объекты, то наблюдатель воспринимает их искаженными в размере (например, взрослый человек кажется меньше маленького ребенка). По-видимому, люди настолько привыкли к нормальным прямоугольным комнатам, что в восприятии искажаются скорее любые помещенные в «перекошенной комнате» объекты, чем сама комната. Но интересно, что жены не видят своих мужей измененными в такой комнате; они воспринимают мужей обычными, а комнату видят искаженной.

При наличии противоречивой информации перцептивная система должна сделать выбор. Результат выбора определяется предварительным опытом субъекта: хорошо знакомые предметы комната не искажает. Знакомство с комнатой путем ощупывают приводит к постепенному уменьшению эффекта искажения других предметов, и наконец сама комната начинает восприниматься правильно, т.е. перекошенной.

Таким образом, восприятие зависит от прошлого опыта субъекта. Чем богаче опыт человека, чем больше у него знаний, тем богаче его восприятие, тем больше он увидит в предмете.

Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей и мотивами его деятельности. Например, слушая в исполнении оркестра музыкальное произведение, мы воспринимаем всю музыкальную ткань в целом, не выделяя в ней звучания каждого инструмента. Только поставив цель выделить звук какого-либо инструмента, это удается сделать. Тогда звук этого инструмента выступит на передний план, станет объектом восприятия, все же остальное составит фон восприятия.

Существенным фактором, влияющим на содержание восприятия, является установка субъекта. Описано очень много случаев, когда восприятие субъекта искажалось под влиянием установки, подобно тому как это произошло в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» при появлении Хлестакова в городе, ожидавшем приезда высокопоставленного лица.

В процессе восприятия участвуют и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия. Важная роль эмоциональных реакций в восприятии подтверждается целым рядом различных экспериментов.

Все сказанное о влиянии на восприятие прошлого опыта субъекта, мотивов и задач его деятельности, установки, эмоционального состояния (сюда же можно отнести и убеждения, мировоззрение человека, его интересы и т.п.) показывают, что восприятие — активный процесс, которым можно управлять.

Физиологические основы восприятия. Восприятие, как и ощущение, — рефлекторный процесс. И.П. Павлов показал, что в основе восприятия лежат условные рефлексы, временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлений окружающего мира. Последние выступают в качестве комплексных раздра-, жителей. В ядрах корковых отделов анализаторов осуществляется сложный анализ и синтез этих комплексных раздражении. «…В гармонии с беспрерывно и многообразно колеблющейся природой агенты в качестве условных раздражителей то выделялись полушариями для организма в виде крайне мелких элементов (анализировались), то сливались в многоразличные комплексы (синтезировались)» [1]. Анализ обеспечивает выделение объекта восприятия из общего фона. На основе анализа осуществляется синтез всех свойств объекта восприятия в целостный образ.

По сравнению с ощущениями восприятие более высокая форма аналитико-синтетической деятельности мозга. Так, незнакомая иностранная речь воспринимается как сплошной звуковой поток. Для осмысленного восприятия речи, т.е. ее понимания, необходимо расчленить речь на отдельные фразы, слова с их значениями. В то же время в процессе восприятия речи одновременно с анализом имеет место и синтез, благодаря чему— мы воспринимаем не отдельные разрозненные звуки, а. слова и фразы. Основу синтеза составляет процесс установления временных нервных связей.

В основе восприятия лежат два вида нервных связей: связи, образуемые в пределах одного анализатора, и межанализаторные связи. Первый случай наблюдается при воздействии на организм комплексного раздражителя одной модальности. Таким раздражителем может быть мелодия, представляющая собой своеобразное сочетание отдельных звуков, воздействующих на слуховой анализатор. Весь этот комплекс действует как один сложный раздражитель. При этом нервные связи образуются не только на сами раздражители, но и на их отношение — временное, пространственное и пр. (так называемый рефлекс на отношение). В результате в коре больших полушарий происходит процесс интегрирования, сложный синтез.

Другой вид нервных связей, образующихся при воздействии комплексного раздражителя, — это связи в пределах разных анализаторов. И.М. Сеченов объяснял восприятие предмета или пространства ассоциацией зрительных, кинестезических, осязательных и других ощущений. К этим ассоциациям у человека обязательно присоединяется и слуховой образ слова, которым обозначается данный предмет или пространственное отношение.

В акте зрения при восприятии величины предметов, их удаленности и т.д. чисто зрительные ощущения всегда ассоциируются с мышечными. Некоторое нарушение этих связей путем усиления или ослабления глазных мышц можно вызвать действием определенных лекарственных веществ. При этом наблюдается макрония (кажущееся увеличение предметов) или микрония (кажущееся уменьшение предметов).

Временные нервные связи, лежащие в основе восприятия, складываются на основе объективных связей свойств предметов и явлений внешнего мира. Благодаря связям, образующимся между анализаторами, мы отражаем в восприятии и такие свойства предметов или явлений, для которых нет специально приспособленных анализаторов (например, величина предмета, удельный вес). Поэтому в восприятии мы глубже познаем мир, чем в ощущениях.

Таким образом, в основе сложного процесса построения образа восприятия лежат системы внутрианализаторных и межанализаторных связей, обеспечивающих наилучшие условия выделения раздражителей и учет взаимодействия свойств предмета как сложного целого.

Классификация восприятии. В основе классификации восприятии, так же как ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительные, слуховые, осязательные, кинестезические, обонятельные и вкусовые восприятия.

Обычно процесс восприятия осуществляется рядом взаимодействующих между собой анализаторов. Двигательные ощущения в той или иной степени участвуют во всех видах восприятии. В качестве примера можно назвать осязательное восприятие, в котором участвуют тактильный и кинестезический анализаторы. Аналогично в слуховом и зрительном восприятиях также участвует двигательный анализатор.

Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде, обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятии. Так, восприятие учеником текста на уроке включает зрительное, слуховое и кинестезическое восприятие.

Основой другого типа классификации восприятии являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.


1 Павлов И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга // Полн. собр. соч. 2-е изд., доп. — М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1951. — Т. IV. — С. 163.





НАВЕРХ

Фантомное восприятие: произвольное и непроизвольное неретинальное зрение

Обзор

. 2015 май; 19(5):278-84.

doi: 10.1016/j.tics.2015.03.004. Epub 2015 8 апр.

Джоэл Пирсон 1 , Фред Уэстбрук 2

Принадлежности

  • 1 Школа психологии, Университет Нового Южного Уэльса, Сидней, Новый Южный Уэльс, 2052, Австралия. Электронный адрес: [email protected].
  • 2 Школа психологии Университета Нового Южного Уэльса, Сидней, Новый Южный Уэльс 2052, Австралия.
  • PMID: 25863415
  • DOI: 10.1016/j.tics.2015.03.004

Обзор

Джоэл Пирсон и др. Тенденции Cogn Sci. 2015 май.

. 2015 май; 19(5):278-84.

doi: 10.1016/j.tics.2015.03.004. Epub 2015 8 апр.

Авторы

Джоэл Пирсон 1 , Фред Уэстбрук 2

Принадлежности

  • 1 Школа психологии, Университет Нового Южного Уэльса, Сидней, Новый Южный Уэльс, 2052, Австралия. Электронный адрес: [email protected].
  • 2 Школа психологии Университета Нового Южного Уэльса, Сидней, Новый Южный Уэльс 2052, Австралия.
  • PMID: 25863415
  • DOI: 10.1016/j.tics.2015.03.004

Абстрактный

Галлюцинации, ментальные образы, синестезия, перцептивное заполнение и многие иллюзии представляют собой сознательные визуальные переживания без соответствующего стимула сетчатки: то, что мы называем «фантомным восприятием». Такие восприятия показывают, что наше восприятие мира определяется не только прямым сенсорным вводом. Некоторые фантомные восприятия являются произвольными, тогда как другие возникают непроизвольно, автоматически. Здесь, для обзора, мы сравниваем и противопоставляем эти два типа фантомного восприятия и их нейронные репрезентации. Мы предлагаем дихотомическую структуру фантомного зрения, аналогичную подтипам внимания: эндогенному и экзогенному. Эта структура объединяет результаты из разных областей и видов, предоставляя руководство для изучения конструктивной природы сознательного сенсорного восприятия.

Ключевые слова: ассоциативное обучение; галлюцинации; иллюзии; непроизвольные образы; ментальные образы; фантомное движение.

Copyright © 2015 Elsevier Ltd. Все права защищены.

Похожие статьи

  • Функциональные эффекты произвольного и непроизвольного фантомного цвета на сознание.

    Чанг С., Пирсон Дж. Чанг С. и др. J Exp Psychol Gen. 2020 май; 149 (5): 1006-1016. дои: 10.1037/xge0000684. Epub 2019 19 сентября. J Exp Psychol Gen. 2020. PMID: 31535877

  • Ментальные образы меняют мультисенсорное восприятие.

    Бергер CC, Эрссон HH. Бергер С.С. и др. Карр Биол. 2013 22 июля; 23 (14): 1367-72. doi: 10.1016/j.cub.2013.06.012. Epub 2013 27 июня. Карр Биол. 2013. PMID: 23810539

  • Функциональные эффекты предшествующих изображений движения и восприятия движения.

    Чанг С., Пирсон Дж. Чанг С. и др. кора. 2018 авг;105:83-96. doi: 10.1016/j.cortex.2017.08.036. Epub 2017 9 сентября. кора. 2018. PMID: 28958416

  • Повторение: является ли зрительное восприятие необходимым условием зрительного образа?

    Каски Д. Каски Д. Восприятие. 2002;31(6):717-31. дои: 10.1068/p3360. Восприятие. 2002. PMID: 12092798 Обзор.

  • Сенсорная замена и мультимодальные ментальные образы.

    Нанай Б. Нанай Б. Восприятие. 2017 сен;46(9):1014-1026. дои: 10.1177/0301006617699225. Epub 2017 11 апр. Восприятие. 2017. PMID: 28399717 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Нейронные субстраты внешних и внутренних зрительных ощущений, индуцированных внутричерепной электрической стимуляцией человека.

    Ли И, Тан З, Ван Дж, Ван М, Ван Л. Ли Ю и др. Фронтальные нейроски. 2022 июл 22;16:918767. doi: 10.3389/fnins.2022.918767. Электронная коллекция 2022. Фронтальные нейроски. 2022. PMID: 35937874 Бесплатная статья ЧВК.

  • Амодальное завершение и реляционализм.

    Нанай Б. Нанай Б. Филос Стад. 2022;179(8):2537-2551. doi: 10.1007/s11098-022-01777-7. Epub 2022 28 апр. Филос Стад. 2022. PMID: 35854974 Бесплатная статья ЧВК.

  • Индивидуальные различия в ментальных образах модулируют эффективную связь областей, выбранных для сцены, в состоянии покоя.

    Тулло М.Г., Альмгрен Х., Ван де Стин Ф., Сульпицио В., Маринаццо Д., Галати Г. Талло М.Г. и соавт. Структура мозга Функц. 2022 июнь; 227(5):1831-1842. doi: 10.1007/s00429-022-02475-0. Epub 2022 21 марта. Структура мозга Функц. 2022. PMID: 35312868 Бесплатная статья ЧВК.

  • Галлюцинации по требованию: полезность экспериментально вызванных явлений в исследовании галлюцинаций.

    Роджерс С., Кио Р., Пирсон Дж. Роджерс С. и соавт. Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. 2021 февраль;376(1817):20200233. дои: 10.1098/рстб.2020.0233. Epub 2020 14 декабря. Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. 2021. PMID: 33308076 Бесплатная статья ЧВК.

  • Оффлайн восприятие: введение.

    Фазекас П., Нанай Б., Пирсон Дж. Фазекас П. и соавт. Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. 2021 февраль;376(1817):20190686. doi: 10.1098/rstb.2019.0686. Epub 2020 14 декабря. Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. 2021. PMID: 33308069Бесплатная статья ЧВК.

Просмотреть все статьи «Цитируется по»

Типы публикаций

термины MeSH

Восприятие в психологии — PsychicMotivator

Психолог Никита 0 Комментарии внимание, психическое здоровье, осведомленность о психическом здоровье, психообразование, психология

Процесс, посредством которого мы распознаем, интерпретируем или придаем значение информации, поступающей от органов чувств, называется процессом восприятия/перцепции. Интерпретируя стимулы/события, люди часто конструируют их по-своему. Это не просто интерпретация объектов и событий внешнего/внутреннего мира, как они существуют; это построение этих объектов и событий с точки зрения индивидуума.

Процесс осмысления включает в себя определенный подпроцесс

ПОДХОД К ОБРАБОТКЕ ВОСПРИЯТИЯ

Представление о том, что распознавание начинается с общего узнавания чего-либо, называется восходящей обработкой. Концепция нисходящей обработки основана на представлении о том, что процесс распознавания начинается с целого и в конечном итоге идентифицирует его различные компоненты.  Подход «снизу вверх» делает акцент на воспринимающем и рассматривает восприятие как распознавание/идентификацию стимулов.  В исследованиях было показано, что восприятие опирается на оба процесса, чтобы дать нам понимание реальности.

 Воспринимающий: человеческая раса творческая и пытается понять внешний мир своими уникальными способами. Мотивация и ожидания человека, культурные знания, прошлый опыт и воспоминания, а также ценности, убеждения и отношения — все это играет важную роль в определении того, как воспринимается внешний мир. 

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ВОСПРИЯТИЕ:
  • Мотивация: Потребности и желания воспринимающего сильно влияют на его восприятие. Различные средства используются людьми для удовлетворения своих потребностей и желаний. Эффективный способ добиться этого — увидеть объекты на картинке как нечто, что удовлетворит их потребности. Исследователи изучили, как голод влияет на восприятие. Человек, вызванный чувством голода, воспринимает неоднозначные картинки скорее как пищевые объекты, чем сытый (не голодный) человек.
  • Ожидания/наборы восприятия: На восприятие также могут влиять наши ожидания относительно того, что мы можем увидеть в конкретной ситуации. Этот феномен воспринимаемого знакомства или воспринимаемого обобщения вызван нашей тенденцией воспринимать то, что мы ожидаем увидеть, независимо от того, происходит ли это на самом деле. Например: если наш молочник приходит каждое утро в 6:00, чтобы доставить молоко, любой стук в дверь в это время, вероятно, будет интерпретирован как молочник.
  • Когнитивные наборы: Это в основном последовательный способ взаимодействия с окружающей средой. Он играет огромную роль в том, как мы воспринимаем окружающий мир. Люди воспринимают окружающую среду по-разному, в зависимости от их когнитивных стилей. В исследованиях наиболее широко используется когнитивный стиль «полезависимый и поленезависимый». Полезависимые люди воспринимают внешний мир целостно, в глобальном масштабе. Поленезависимые люди воспринимают внешнюю среду через разделение ее на более мелкие составляющие. CEFT (сколько треугольников).
  • Культурный фон и опыт: Различные культурные условия по-разному влияют на знания и восприятие человека. Те, кто вырос в среде без картинок, не распознают изображения. Исследование Хадсона выявило несколько трудностей, с которыми африканцы сталкивались при идентификации объектов на картинках. Существуют различные типы снега, которые эскимосы могут различать так, как мы не можем. В сибирском регионе было обнаружено, что коренные народы различают десятки разных цветов кожи, чего мы не смогли бы сделать. Эти исследования заключают, что воспринимающий имеет решающее значение для восприятия. Каждый человек обрабатывает и интерпретирует стимулы по-разному, в зависимости от личных, социальных и культурных обстоятельств. Эти факторы влияют не только на наше восприятие, но и на то, как мы их воспринимаем.

Несколько ученых пытались ответить на такие вопросы, как организация различных частей объектов в осмысленное целое или существуют ли определенные факторы, которые облегчают или препятствуют процессу организации, но наиболее общепринятый ответ был дан группой исследователей, называемых гештальт-психологами. Среди них выделялись Вольф Куанг Колер, Курт Коффка и Макс Вертхаймер.

Гештальт-психологи считают, что мы воспринимаем стимулы не как отдельные элементы, а как организованные целые, имеющие определенную форму. Гештальт-психологи также указывают, что наши мозговые процессы всегда ориентированы на восприятие хорошей фигуры / Прагнанц. Вот почему мы воспринимаем все в организованной форме. Самая примитивная организация включает сегрегацию фигуры и фона. Например: когда мы видим птиц, летящих в небе, остаемся позади в качестве фона, поскольку птицы воспринимаются как фигуры.

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ВЛИЯНИЯ НА ВОСПРИЯТИЕ :

Социокультурные факторы играют важную роль в нашем восприятии, вызывая различия в знакомстве со стимулами и их заметности, что, в свою очередь, создает определенные привычки перцептивных выводов между людьми. Несколько исследований показывают, что интерпретация картин людьми сильно зависит от их культурного происхождения. Обычно узнавание знакомых предметов на картинках не представляет проблемы для людей, но те, кто менее знаком с ними, испытывают трудности с интерпретацией того, что изображено.

ПОСТОЯНСТВА ВОСПРИЯТИЯ :

Стабильность восприятия окружающей среды называется константностью восприятия. Постоянство: наша склонность воспринимать физические объекты как неизменные, даже когда ощущения, которые они вызывают, меняются. Мы обычно наблюдаем три типа постоянства восприятия в нашей зрительной области:

  1. Постоянство размера: Размер изображения на сетчатке изменяется по мере изменения расстояния объекта от глаза. По мере увеличения расстояния изображение становится меньше. Постоянство размера относится к тому факту, что мы склонны воспринимать объект примерно одинакового размера независимо от размера его представления на сетчатке, когда он находится близко или далеко. Согласно нескольким исследованиям, перцептивное постоянство размера возникает, когда объект и его фон не меняются вместе, тем самым сохраняя свои отношения. Постоянство размеров — основа многих зрительных иллюзий.
  2. Постоянство формы: Когда мы воспринимаем знакомые объекты, эти формы остаются неизменными независимо от изображений на сетчатке, которые меняются в результате их ориентации.
  3. Постоянство яркости: Зрительные объекты кажутся постоянными не только по форме и размеру, но и по степени белизны, серости или черноты, даже если количество отраженной от них физической энергии сильно варьируется. Таким образом, несмотря на изменения в количестве света, отражаемого в наши глаза, наше восприятие яркости не меняется. Свойство сохранения кажущейся яркости при изменении освещенности называется постоянством яркости.

ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА, ГЛУБИНЫ/РАССТОЯНИЯ :
  • Пространство : Поле зрения/поверхность, в которой существуют, перемещаются/могут располагаться объекты. Среда, в которой мы живем, трехмерна. Мы воспринимаем как пространственные атрибуты объектов (такие как их размер, форма, направление), так и расстояние между ними. Несмотря на то, что наша сетчатка проецирует изображения в двух измерениях (левое, правое, верхнее, нижнее), мы по-прежнему воспринимаем пространство как трехмерное. Это происходит, когда мы преобразуем 2D-изображение сетчатки в 3D-изображение.
  • Восприятие расстояния/глубины: Процесс видения слов в 3D. Глубокое восприятие необходимо для каждого аспекта нашей жизни. Например, мы используем глубину во время вождения, чтобы измерить расстояние до приближающегося автомобиля. Восприятие глубины зависит от двух источников информации, а именно от сигналов .
    • Бинокулярные сигналы : Некоторые важные сигналы для восприятия глубины в трехмерном пространстве обеспечиваются обоими глазами. Три из них оказались особенно интересными:
      1. Ретинальное/бинокулярное несоответствие: Это происходит из-за того, что два глаза находятся в разных положениях в нашей голове. Расстояние по горизонтали между ними около 6,5 см. Именно благодаря этому расстоянию сетчатка каждого глаза формирует немного отличающееся изображение одного и того же объекта. Это называется диспаратностью сетчатки. Мозг интерпретирует большое несоответствие сетчатки как удаленный объект, потому что для удаленных объектов несоответствие меньше, а для близких — больше.
      2. Конвергенция: 90 180 Всякий раз, когда мы видим близлежащий объект, наши глаза концентрируются внутрь, перенося изображение на центральную ямку каждого глаза. Мышцы передают в мозг информацию о том, насколько внутрь повернуты глаза, и мозг интерпретирует эти сигналы как подсказки к восприятию глубины. Когда наблюдатель удаляется от объектов, степень конвергенции уменьшается. Если вы держите палец перед носом и медленно приближаете его к носу, вы почувствуете конвергенцию. Вы воспринимаете объект в пространстве как более близкий, если ваши глаза сведены или обращены внутрь.
      3. Аккомодация: Это относится к процессу, посредством которого цилиарная мышца фокусирует изображение на сетчатке. Изменяет толщину хрусталика глаза. Мышца расслабляется, если объект удаляется (более чем на 2 метра). Повышенная близость заставляет мышцы сокращаться, а толщина хрусталика увеличивается. Сигналы, посылаемые мышцами, передаются в мозг, который использует эту информацию для расчета расстояний.
    • Монокулярные сигналы (психологические сигналы/изобразительные сигналы): Позвольте нам воспринимать глубину одним глазом .A нет. сигналов используются для преобразования 2-мерного изображения в 3D-восприятие. Они эффективны, когда объекты просматриваются только одним глазом. Эти реплики часто используются художниками, чтобы вызвать глубину в двухмерной живописи художников (живописные реплики). Некоторые монокулярные признаки:
      1. Относительное постоянство размера: Тенденция воспринимать физические объекты как имеющие постоянный размер, даже когда размер изображения, которое они создают на сетчатке, изменяется. Размер изображения на сетчатке позволяет нам судить о расстоянии на основе нашего прошлого и настоящего опыта с подобными объектами. По мере удаления объектов изображение на сетчатке становится все меньше и меньше. Когда мы склонны воспринимать объект дальше, когда он кажется маленьким, и ближе, когда он кажется больше.
      2. Интерпозиция/перекрытие: это происходит, когда один объект закрывает нам вид на другой. Когда один объект полностью виден, а другой частично закрыт им, первый объект воспринимается как более близкий. Эти сигналы возникают, когда часть объекта закрыта другим объектом. Перекрывающийся объект считается более далеким, тогда как объект, который его закрывает, кажется более близким.
      3. Линейная перспектива: Расстояния, разделяющие изображения удаленных объектов, кажутся меньшими. Это отражает явление, при котором удаленные объекты кажутся ближе друг к другу, чем более близкие объекты. Враг, например: параллельные линии, такие как железнодорожные пути, кажутся сходящимися с увеличением расстояния с точкой схода на горизонте. Чем больше сходятся линии, тем дальше они кажутся.
      4. Вид с воздуха: воздух содержит микроскопические частицы пыли и влаги, из-за которых удаленные объекты выглядят туманными или размытыми. Этот эффект называется воздушной перспективой. Например: далекие горы кажутся синими из-за рассеяния синего света в атмосфере, тогда как те же горы воспринимаются ближе, когда атмосфера чистая.
      5. Свет и тень: на свету некоторые части объекта подсвечиваются, а некоторые становятся темнее. Блики и тени предоставляют нам информацию о расстоянии до объекта.
      6. Относительная высота: более крупные объекты воспринимаются как находящиеся ближе к зрителю, а более мелкие — как более удаленные. Когда мы ожидаем, что два объекта будут одинакового размера, а это не так, больший из двух будет казаться ближе, а меньший — дальше.
      7. Градиент текстуры: Градиент — это непрерывное изменение чего-либо — изменение без резких переходов. В некоторых ситуациях мы можем использовать непрерывную градацию текстуры в поле зрения как ключ к глубине. Области, расположенные ближе к наблюдателю, имеют грубую текстуру и много деталей; по мере увеличения расстояния текстура становится все тоньше и тоньше. Эта непрерывная градация текстуры дает глазу и мозгу информацию, которую можно использовать для создания опыта или восприятия глубины.
      8. Параллакс движения/движение: это кинетический монокулярный сигнал, поэтому он не считается изобразительным сигналом. Это происходит, когда объекты, находящиеся на разных расстояниях, движутся с разной относительной скоростью. Далекий объект кажется движущимся медленнее, чем близкий объект. Скорость движения объекта соответствует расстоянию до него. Например: когда мы едем в автобусе, более близкие объекты движутся «против» направления автобуса, тогда как более дальние объекты движутся «с» направлением автобуса.

ИЛЛЮЗИИ :

Восприятие не всегда точно. Иногда нам не удается правильно интерпретировать сенсорную информацию. Это вызывает несоответствие между физическими раздражителями и их восприятием. Неверные представления, возникающие в результате неправильной интерпретации информации, поступающей от наших органов чувств, называются иллюзиями.  Люди испытывают их в результате внешних раздражителей, что приводит к одинаковым переживаниям. Таким образом, иллюзию также называют «примитивной организацией». Несмотря на то, что иллюзии можно испытать в любом чувственном режиме, психологи чаще изучали их в визуальном, чем в других видах чувств.

Некоторые иллюзии восприятия универсальны и встречаются у всех людей (железнодорожные пути). Эти иллюзии называются универсальными иллюзиями/постоянными иллюзиями, поскольку они не меняются с опытом или практикой. Некоторые другие иллюзии, кажется, варьируются от человека к человеку, поэтому они называются личными иллюзиями.

  • Геометрическая иллюзия: В иллюзии Мюллера Лайера все мы воспринимаем линию А как более короткую, чем В, хотя обе линии равны.

                         _______________     A       

                    B   _______________

Эту иллюзию испытывают даже дети. Есть некоторые исследования, которые предполагают, что даже животные испытывают эту иллюзию более или менее так же, как мы. Иллюзии вертикальных и горизонтальных линий. Хотя обе линии равны, мы воспринимаем вертикальную линию как более длинную, чем горизонтальную.

  • Иллюзия видимого движения:  Иллюзия возникает, когда неподвижные изображения проецируются с соответствующей скоростью одно за другим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *