Психология здоровья и здоровый образ жизни
Содержание:
Психология здоровья
Здоровый образ жзни
Что такое здоровый образ жизни?
Отношение к здоровью и здоровый образ жизни
Теория разумного поведения
Изменение установок, касающихся здоровья
Стадии изменений установок
Большинство из нас думают о своем здоровье в физических терминах. Мы или болеем, или здоровы, а о своем состоянии в данный момент мы узнаем благодаря сигналам, которые посылает нам наше тело. Однако, как свидетельствуют приведенные ниже примеры, здоровье оказывается в такой же степени психологической, как и физической проблемой.
- Бобу, 22-летнему члену теннисной команды, посоветовали бросить курить, потому что это подрывает его силы во время матчей. Он хочет бросить, но до сих пор не смог этого сделать.
- На прошлой неделе Лиза разорвала отношения со своим парнем, а на следующей неделе ей предстоит сдавать важный экзамен за семестровый курс по химии.
- Недавно Элен обратилась к врачу с жалобой на головные боли. Доктор равнодушно отнесся к проблеме Элен и, по-видимому, не принял ее слова всерьез. Она решила не следовать советам своего врача, а записаться вместо этого на курс тренинга релаксации: возможно, ей это поможет.
- Марк, которому сейчас 19 лет, страдает диабетом с 12-летнего возраста. Хотя он знает о том, что должен два раза в день делать себе инъекции инсулина, иногда он «забывает» об этом; за последние 6 месяцев это уже четырежды оборачивалось вызовом «скорой помощи» и препровождением в больницу.
Психология здоровья.
Осознание того, что здоровье в такой же мере психологическая проблема, как и физическая, послужило толчком к развитию новой области психологии — психологии здоровья.
Психологические исследования здоровья касаются четырех главных областей:
-
- улучшение и поддержание здоровья;
- профилактика и лечение заболеваний;
- выявление причин и коррелятов здоровья и болезни и других дисфункций;
- улучшение системы здравоохранения и формирование политики по охране здоровья.
Важнейший урок психологии здоровья заключается в том, что здоровье не является уделом одной лишь области физического благополучия, но оказывается также биопсихосоциальным состоянием. В соответствии с этой биопсихосоциальной моделью, состояние здоровья человека обусловлено взаимодействием целого ряда факторов: биологических факторов, таких как генетическая предрасположенность к определенным заболеваниям или воздействие на организм вируса гриппа; психологических факторов, таких как переживание стресса; и социальных факторов, таких как объем социальной поддержки, которую получает человек от своих друзей и семьи. Как только мы признаем, что в поддержании здоровья и в заболевании участвуют, помимо биологических, также психологические и социальные факторы, становится очевидным, что хорошее здоровье обретается, скорее, в ходе сознательных усилий по ведению здорового образа жизни, а не дается нам свыше.
Здоровый образ жзни
Серьезную угрозу здоровью представляли в прошлом такие инфекционные заболевания, как грипп, пневмония и туберкулез. Сегодня медицина победила эти болезни, взяла их под контроль. Основными проблемами для здоровья жителей развитых стран в наши дни являются такие «прогнозируемые» заболевания, как сердечные болезни, рак и диабет. Эти заболевания называются прогнозируемыми, потому что они, по крайней мере отчасти, являются следствием влияющего на здоровье поведения, которое люди могут контролировать. В частности, количество ежегодных смертей от рака могло бы снизиться на 25-30%, если бы люди отказались от курения, Количество смертей в результате сердечных заболеваний могло бы существенно уменьшиться, если бы люди отказались от употребления в пищу продуктов с высоким содержанием холестерина, а также от курения и научились бы более эффективно противостоять стрессу. Количество смертей в результате дорожных аварий могло бы снизиться на 50%, если бы меньше пьяных водителей садились за руль.
Что такое здоровый образ жизни?
Здоровый образ жизни (health behaviors) выражается в действиях, которые предпринимают люди с целью сохранить или улучшить свое здоровье. К ним относится употребление полезных для здоровья продуктов; регулярные физические упражнения; отказ от использования таких опасных для здоровья веществ, как табак, алкоголь и наркотики; поддержание нормальной продолжительности сна; использование автомобильных ремней безопасности; использование крема от загара; использование презервативов; контролирование своего веса; и регулярное участие в программах медицинского обследования и профилактики здоровья, таких как прививки против инфекционных заболеваний и проверки на наличие таких высокораспространенных заболеваний, как рак легких и коронарная сердечная недостаточность.
Важность соблюдения элементарных принципов здорового образа жизни была проиллюстрирована в классическом исследовании Беллока и Бреслоу. Ученые выделили семь важных привычек, характеризующих здоровое поведение: спать не менее 7-8 часов, не курить, ежедневно завтракать, употреблять не более 1-2 рюмок алкогольных напитков за день, регулярно делать физическую зарядку, избегать дополнительного питания между обычными приемами пищи и не допускать превышения своего нормального веса более чем на 10%. Затем они проинтервьюировали свыше 6000 жителей округа Аламеда, штат Калифорния, с просьбой указать, каких из этих принципов они регулярно придерживаются. Респондентов также просили назвать свои заболевания, оценить уровень своей энергии и указать, как часто они болели (в частности, сколько рабочих дней они пропустили по причине болезни) за последние 6-12 месяцев. Чем большего числа принципов здорового поведения придерживались люди, тем меньшее количество различных видов болезней они называли и тем выше оценивали уровень своей энергии. В других исследованиях были получены сходные результаты; они приведены на рис. 1.
Жить дольше, жить лучше.
Исследование выпускников Пенсильванского университета 1939 и 1940 годов показывает, что те из них, кто следовал принципам здорового образа жизни, дольше сохраняли свое здоровье. Выпускники были разделены на группы низкого, среднего и высокого риска на основании их веса, занятий физическими упражнениями и употребления табака в годы своего обучения в колледже. Для каждого человека при достижении 67 лет подсчитывался сводный «индекс беспомощности»; основой для подсчета служит степень самостоятельности индивида при решении восьми элементарных повседневных задач: одевание и приведение в порядок своего внешнего вида, утренний подъем, питание, ходьба, принятие ванны и других гигиенических процедур, способность дотягиваться до предметов, носить сумки и выполнять свои основные обязанности. Оценка 0,01 указывает на некоторые трудности в выполнении одной из перечисленных задач. Оценка 0,10 означает некоторые трудности в выполнении каждой из восьми задач. Максимальная оценка 0,30 говорит о неспособности к выполнению всех восьми задач.
К сожалению, не многие люди следуют всем принципам здорового образа жизни. Хотя большинство из нас соблюдают одни принципы, например не курят и поддерживают нормальный вес, но в то же время мы нарушаем другие, например пренебрегаем нормальной продолжительностью ночного сна или физической зарядкой. К числу наиболее злостных нарушителей относятся студенты. Почему это происходит? Мы знаем, что наибольшие проблемы со здоровьем свойственны пожилым людям, но они вовсе не актуальны для студентов. Поэтому студенты часто относятся к болезням как к чему-то их не касающемуся. Может казаться почти невероятным, что соблюдение принципов здорового поведения в юности и молодости способно влиять на здоровье в течение многих последующих лет. Тем не менее это так.
Отношение к здоровью и здоровый образ жизни
Поскольку здоровый образ жизни играет столь важную роль в сохранении хорошего здоровья, следует понять установки, побуждающие людей следовать или пренебрегать принципами здорового поведения. Желание следовать принципам здорового образа жизни стимулируется следующими пятью убеждениями.
- Общие ценности, связанные со здоровьем, включающие в себя заинтересованность в здоровье и заботу о здоровье.
- Восприятие серьезности угрозы, которую представляют для здоровья различные заболевания.
- Осознание своей личной уязвимости в отношении заболеваний.
- Убеждение в собственной способности предпринимать необходимые действия, позволяющие снизить такую угрозу (самоэффективность).
- Убеждение, что эти действия окажутся эффективными в предотвращении такой угрозы (эффективность поведения).
Чтобы понять эти установки, давайте обратимся к истории одного студента, несколько лет назад слушавшего курс по психологии здоровья. Боб был единственным курящим в своей группе и поэтому испытывал определенное давление со стороны преподавателя и студентов к отказу от этой привычки. Несмотря на признание им того факта, что курение связано как с раком легких, так и с сердечными заболеваниями, он считал эти связи незначительными. Кроме того, поскольку он отличался хорошим здоровьем и занимался различными видами спорта, Боб был уверен в собственной неуязвимости для этих заболеваний. Однажды во время каникул по случаю празднования Дня благодарения, когда все члены семьи по традиции собирались вместе, Боб отправился домой и в буквальном смысле испытал потрясение от новости, что его любимый дядя, заядлый курильщик с большим стажем, заболел раком легких и что ему осталось жить не больше нескольких месяцев.
В целом убеждения, касающиеся здоровья(health beliefs), предопределяют такие формы здорового поведения, как сокращение/отказ от курения, физические упражнения, профилактические меры против заболевания раком кожи (например, использование крема от загара), регулярная чистка зубов зубной щеткой и нитью, контроль за состоянием своих легких путем периодического прохождения флюорографических обследований, избегание форм сексуального поведения с высоким риском заболевания СПИДом, использование презервативов и контроль над своим весом при помощи диет.
Рис. 2. Связь установок, касающихся здоровья, со здоровым поведением
Теория разумного поведения
Еще один установочный компонент, позволяющий прогнозировать здоровое поведение, был выявлен Фишбейном и Айзеном (Fishbein, Ajzen, 1980), разработавшими модель разумного поведения. Теория разумного поведения (theory of easoned action) опирается на представление о том, что действие является прямым следствием намерения его совершить. Рассмотрим в качестве примера снижение употребления в пищу продуктов с высоким содержанием холестерина. Представьте, что ваш отец убежден, что холестерин опасен для здоровья, а его избыток в пище чреват серьезными последствиями (способствует возникновению инфаркта). Предположим, он также считает, что может изменить свой рацион, сделав его более здоровым, и верит в то, что это снизит угрозу возникновения сердечного заболевания. Тем не менее он все еще не готов приступать к решительным действиям. В этом случае знание о том, намеревается ли он изменить свое питание или нет, повысит вашу способность прогнозировать, действительно ли ваш отец предпримет определенные действия по изменению диеты. Знание о намерении индивида совершить определенные действия позволяет нам прогнозировать, будет ли он, например, контролировать свое сексуальное поведение в целях снижения риска заболевания СПИДом, использовать противозачаточные таблетки, регулярно проверять состояние своих легких в ходе флюорографических обследований, применять крем от загара и заниматься физическими упражнениями наряду с другими формами здорового поведения.
Важную роль в реализации здорового образа жизни играет также ощущение собственной самоэффективности или самоконтроля, которое позволяет прогнозировать столь различные действия, как использование студентами колледжей презервативов, физические упражнения и успешность в отказе от курения. Женщина, пытающаяся соблюдать диету, может совершенно ненамеренно свести на нет все свои усилия одной мыслью: «Мне никогда не удастся это сделать» или «Я уже не раз пробовала соблюдать диету, и это всегда заканчивалось неудачей». И наоборот, она достигнет успеха, если будет уверять себя в том, что ее питание всецело находится под контролем и что она способна при желании его изменить.
Анализ детерминант здорового поведения позволяет лучше понять, почему так мало людей следуют ему на практике. Курильщик может решить, что прекратить курить очень трудно (низкая самоэффективность). Не делающий утреннюю зарядку может считать, что одними физическими упражнениями не снизить риск конкретного заболевания (низкая эффективность поведения). Индивид, страдающий избыточным весом, может не понимать, что излишний вес действительно угрожает его здоровью (слабое восприятие угрозы). Для того чтобы какое-либо связанное со здоровьем действие смогло реализоваться на практике, все эти представления и убеждения должны пересечься в одной точке; кроме того, у каждого человека имеется также целый ряд оправданий и рациональных объяснений, почему не следует предпринимать конкретного связанного со здоровьем действия.
Помимо прочего, существуют и другие факторы, подрывающие самые благие намерения следовать здоровому образу жизни. Например, многие связанные с риском для здоровья действия подростков вовсе не планируются; они происходят в результате стечения обстоятельств: курение, употребление алкоголя, секс с отсутствием предохранения и другие рискованные действия. Другие негативно сказывающиеся на здоровье действия могут быть обусловлены плохим настроением, как это происходит с людьми, страдающими бесконтрольным потреблением пищи. Алкоголь способствует утрате самоконтроля и может увеличивать вероятность возникновения курения или секса без предохранения. Действия, направленные на сохранение здоровья, вызваны ожиданиями позитивных или негативных последствий, и эти факторы также не полностью учитываются моделями аттитюдов, касающихся здоровья. Например, люди загорают, чтобы приобрести красивый цвет кожи, и не задумываются при этом о риске подвергнуться заболеванию раком кожи или о других негативных последствиях воздействия солнечных лучей. Наконец, модели аттитюдов основаны на допущении, что люди обладают немалыми когнитивными способностями и используют их при принятии решений, касающихся своего здоровья; однако, довольно часто наши выводы или решения достигаются скорее путем использования чрезвычайно упрощенных или эвристических процессов, нежели в результате тех систематических и последовательных шагов процесса принятия решений, которые предусматриваются этими моделями. Некоторые исследователи считают, что степень идентификации себя с категорией людей, практикующих действия, направленные на сохранение (разрушение) здоровья, позволяет лучше прогнозировать конкретные действия индивида. Так, например, школьница-подросток, считающая себя похожей на курящих, пьющих и нарушающих правила вождения автомобиля подруг, будет с большей вероятностью совершать те же самые действия, нежели девушка, не ассоциирующая себя с прототипическим образом «отвязного» подростка. Иначе говоря, существует множество других социально-психологических подходов к пониманию причин поведения, наносящего ущерб здоровью; согласно этим подходам, аттитюды и намерения совершать определенные действия могут играть важную роль лишь в отношении некоторых форм здорового поведения и лишь при определенных условиях.
Такие наносящие ущерб здоровью привычки, как курение, называются в числе основных причин болезней и смертей. К сожалению, зачастую они приобретаются в самом начале жизни, до того как люди начинают осознавать, какой опасностью это может им грозить
При оценке вывода о том, что убеждения, касающиеся здоровья, являются важными детерминантами здорового образа жизни, должен также учитываться тот факт, что большая часть исследований, посвященных данной проблеме, проводилась среди представителей сравнительно обеспеченного среднего класса, получающих достойное медицинское обслуживание. Если мы обратимся к реалиям жизни бедных семей, мы обнаружим, что гораздо более важными, чем убеждения, касающиеся здоровья, детерминантами здорового образа жизни оказываются стоимость медицинской профилактики, например возможность сделать бесплатную маммограмму и доступ к медицинскому обслуживанию. Так, многие семьи с низким уровнем дохода не имеют возможности регулярно пользоваться медицинскими услугами и поэтому вынуждены либо прибегать к ним в крайних случаях, либо вовсе обходиться без них. Эти факты выглядят еще более печальными в свете того обстоятельства, люди с низким уровнем дохода отличаются, как правило, худшим здоровьем, по сравнению с более обеспеченными. По-видимому, причина кроется в том, что представители групповых меньшинств и люди с более низким уровнем дохода, уровнем образования и профессиональным статусом чаще подвергаются воздействию высокострессовых и негативных жизненных событий. Вопреки желаемому, эти социальные, классовые и этнические различия имеют тенденцию еще к большему усилению.
Изменение установок, касающихся здоровья
Изучение установок, касающихся здоровья, оказывается чрезвычайно полезным не только потому, что это помогает нам прогнозировать, кто будет практиковать ту или иную форму здорового поведения, но и выявляет условия, при которых люди могут изменять свое поведение в отношении здоровья. Исследователи считают, что этому могут способствовать убеждающие сообщения, усиливающие чувство уязвимости при одновременном усилении чувства самоэффективности и эффективности ответных действий. Каким образом можно довести до людей необходимую информацию? Одна из целей пропаганды здорового образа жизни заключается в охвате как можно большего числа людей при помощи средств массовой информации. Всем нам доводилось слышать телевизионные и радио- обращения, призывающие нас употреблять в пищу больше клетчатки, снижать содержание холестерина или отказаться от курения. Насколько эффективны такие сообщения? К сожалению, оценка результатов прилагаемых усилий говорит о весьма скромных достижениях в этой области. Сообщения средств массовой информации могут приводить к изменениям установок, касающихся здоровью, однако их влияние на реальное поведение оказывается незначительным.
Стадии изменений установок
Одна из причин, по которой кампании по изменению установок, касающихся здоровья, не всегда приводят к изменению соответствующего поведения, состоит в том, что люди не могут измениться в один момент, этот путь состоит из нескольких этапов. Различные способы воздействия дают разные результаты, в зависимости от стадии, на которой в настоящий момент находится человек, обладающий негативно влияющей на здоровье привычкой. Эти стадии с соответствующими им процессами описываются
Стадия беспроблемного (pre-contemplation) существования индивида характеризуется отсутствием у него намерения как-либо изменять свое поведение. Многие на этой стадии даже не осознают наличия проблемы, хотя она может представляться вполне очевидной их родственникам, друзьям, соседям и товарищам по работе. Примером может служить пьющий человек, обычно не замечающий тех проблем, которые он создает своей семье. Поэтому не вызывает удивления, что такие индивиды являются плохими объектами для воздействия.
Стадия раздумий (contemplation) наступает, когда индивид начинает сознавать наличие проблемы и задумывается о ней, но еще не готов к каким-либо конкретным решительным шагам по ее устранению. Многие люди могут оставаться на стадии раздумий годами, например курящая женщина, которая осознает необходимость отказаться от этой привычки, но не решается это сделать. Для людей, находящихся на этой стадии, процедуры вмешательства, связанные с изменением аттитюдов, могут оказаться успешными.
На подготовительной (preparation) стадии люди формируют намерение изменить свое поведение, но могут к этому еще не приступать. В некоторых случаях это происходит отчасти потому, что подобные попытки не заканчивались успехом в прошлом. Другие индивиды начинают изменять свое целевое поведение уже на подготовительной стадии, например снижая количество выкуриваемых за день сигарет, однако, как правило, еще не принимают обязательств окончательно прекратить конкретное поведение. На стадии
Транстеоретическая модель оказывается чрезвычайно полезной, поскольку учитывает тот факт, что конкретные способы вмешательства могут работать более эффективно на одной стадии в сравнении с другой.
В частности, информирование индивидов, находящихся на беспроблемной стадии, об их проблеме может способствовать их перемещению на стадию раздумий. Для перемещения людей со стадии раздумий на подготовительную стадию можно использовать процедуру воздействия, заставляющую их оценить те мысли и чувства, которые они испытывают по отношению к себе в связи с существующей проблемой, а также то, как ее разрешение изменит их. Способы вмешательства, призванные побудить людей принять на себя обязательства в отношении того, когда и каким образом он собираются менять свое поведение, могут послужить мостом между подготовительной стадией и стадией действий. Способы вмешательства, опирающиеся на социальную поддержку и практические навыки, окажутся наиболее эффективными при работе с индивидами, перешедшими со стадии действий на стадию поддержания достигнутых успехов.
Психология здоровья и здоровый образ жизни.
Читайте также:Здоровый образ жизни — классный час.
Здоровый образ жизни — подборка презентаций.
Здоровье и вредные привычки — презентация.
Психология здоровья и здорового образа жизни
Главная | Психокоррекция | Развиваемся и совершенствуемся | Психология здоровья — наука о том, как не болеть
О том, что правило «в здоровом теле – здоровый дух», работает и в обратном направлении, современные специалисты в области медицины и психологии начали задумываться относительно недавно. В последние десятилетия была проведена масса исследований, призванных выявить влияние психического и эмоционального состояния человека на его физическое здоровье. Исходя из результатов этих исследований, медиками была установлена прямая взаимосвязь между психологическим и физиологическим здоровьем. Специалисты даже выделили целую категорию психосоматических заболеваний – болезней, что возникают вследствие психических и эмоциональных расстройств.
И для того, чтобы установить законы, правила и пределы взаимосвязи между физическим и психическим здоровьем, определить поведение, способствующее физиологическому здоровью, а также найти эффективные методы предотвращения нездорового поведения, психология здоровья и здорового образа жизни была выделена как отдельная отрасль науки. И несмотря на то, что сам термин «психология здоровья» стал использоваться в научных кругах только в конце 90-х годов прошлого века, за менее чем 20 лет психологи, психотерапевты и врачи проделали огромную работу и определили основные правила здорового поведения, обнаружили устойчивую связь между определенными чертами характера и заболеваниями, а также сумели найти психологические методы профилактики множества заболеваний.
Насколько сильна связь между психическим и физическим здоровьем?
Многие люди скептически воспринимают идею о связи эмоционального и психического состояния человека и его физического здоровья. Именно от таких скептиков можно услышать, что «во всем виноваты гены», «во всех болезнях виновата плохая экология» и «главная причина плохого здоровья людей в том, что наша медицинская система несовершенна». А между тем, ученые уверенно опровергают все эти утверждения, ведь согласно результатам множества исследований, на состояние здоровья человека в обозначенной степени влияют следующие факторы:
- Качество медицинского обеспечения – 10%
- Наследственные факторы (генетическая предрасположенность к болезням) – 20%
- Экологическая обстановка окружающей среды – 20%
- Образ жизни человека – 50%.
Образ жизни человека влияет на его здоровье больше, чем все вместе взятые факторы, что не зависят от самого человека. Поэтому очевидно, что каждый из нас в силах существенно снизить вероятность возникновения тех или иных заболеваний и чувствовать себя хорошо, даже имея плохую наследственность и живя в экологически неблагоприятной обстановке. И для этого нужно скорректировать свой образ жизни так, чтобы исключить из него вредные привычки, неоправданный риск, стрессовые ситуации и негативные мысли.
Что такое здоровый образ жизни?
Под понятием «образ жизни» психологи подразумевают не только определенные привычки человека, но и его профессиональную занятость, быт, форму и способы удовлетворения материальных, физических и духовных потребностей, особенности поведения и общения с другими людьми. В целом, образ жизни каждого человека включает 4 аспекта: уклад жизни, стиль жизни, уровень жизни и качество жизни.
Ключевое значение для здорового образа жизни человека имеет его стиль жизни, так как уровень, уклад и качество жизни являются его производными. Стиль жизни каждого человека зависит исключительно от внутренних факторов – мотивации, жизненных целей и приоритетов, склонностей, предпочтений, бытовых и личных привычек и др. Поэтому очевидно, что именно стиль жизни определяет и жизненный уклад, и качество жизни, и именно от него зависит, будет человек жить счастливо или выживать. К примеру, ленивый человек, страдающий от алкоголизма, вряд ли сможет похвастаться интересной работой, достойным заработком, хорошим самочувствием и высоким качеством своей жизни.
Главная задача, которую ставит перед собой психология здоровья и здорового образа жизни – научить людей корректировать свой стиль жизни таким образом, чтобы достичь и психологического, и физического здоровья, и сохранить это здоровье на долгие годы. Решение этой задачи специалисты уже нашли – к примеру, академик Н. М. Амосов утверждает, что каждый человек, желающий иметь крепкое здоровье, должен соблюдать 5 основных условий:
- Ежедневно выполнять физические упражнения
- Ограничивать себя в пище и придерживаться правил здорового питания
- Закалять свой организм
- Полноценно отдыхать
- Быть счастливым.
Каких правил нужно придерживаться, чтобы быть здоровым?
Современные специалисты расписали правила здорового образа жизни более подробно, и большинство психологов и психотерапевтов, специализирующихся на психологии здоровья, будут рекомендовать своим клиентам руководствоваться 10 основными правилами здорового стиля жизни:
- Полноценный сон. Взрослый человек должен спать минимум 7 часов каждые сутки, причем соблюдение режима сна не менее важно, чем количество времени, выделяемое на сон. Во время сна организм восстанавливается, а психика решает накопленные во время бодрствования задачи, сбрасывает нервное напряжение, отдыхает и восстанавливается. Недостаток сна очень быстро сказывается и на психическом, и на физическом здоровье человека — он становится раздражительным и рассеянным, постоянно чувствует усталость, упадок сил и невозможность сконцентрироваться.
- Правильное питание. «Человек — это то, что он ест», в шутку говорили великие люди, однако в этой шутке больше правды, чем кажется на первый взгляд. Все нужные для нормального функционирования организма макро- и микроэлементы мы получаем с пищи, поэтому сбалансированное полноценное питание будет залогом здоровья и хорошего самочувствия, а привычка нерегулярно питаться либо есть вредную еду обернется лишними килограммами и накоплением в организме токсинов и шлаков.
- Отказ от вредных привычек. Курение, алкоголизм и наркомания являются причиной множества заболеваний и существенно укорачивают срок жизни зависимого. Также важно, что любая пагубная зависимость отрицательно сказывается не только на физическом, но и на психическом здоровье человека.
- Избавление от тревожности. Повышенная тревожность и мнительность — причина постоянного беспокойства и хронического стресса. Человек, страдающий от повышенной тревожности, практически никогда не может почувствовать состояние покоя и счастья, так как его психика и воображение предоставят ему 100 поводов для переживаний, начиная от экономического кризиса и заканчивая мыслями о не выключенном утюге. Неудивительно, что люди, склонные к тревожности, постоянно жалуются на головную боль, упадок сил, нарушения сна и другие неприятные симптомы, ведь в состоянии стресса организм не может полноценно отдохнуть и восстановиться.
- Избавление от страхов и фобий. Навязчивые страхи и фобии, как и повышенная тревожность, являются источником постоянного стресса и могут стать «спусковым крючком» для возникновения заболеваний нервной системы и психосоматических болезней.
- Регулярное общение с приятными людьми. Общение с друзьями и любимыми влияет на здоровье человека больше, чем может показаться на первый взгляд. Даже несколько минут общения с приятным человеком может помочь избавиться от плохого настроения, справиться с усталостью и даже уменьшить головную боль. А причина такого положительного влияния общения с любимыми людьми на самочувствие в том, что организм реагирует на контакт с друзьями или любимыми выработкой гормонов счастья и удовольствия.
- Ежедневные прогулки на свежем воздухе. Свежий воздух и солнечные лучи — лучшее лекарство от депрессии, апатии и усталости. На свежем воздухе все системы организма работают более интенсивно, чем в помещении, а все клетки насыщаются кислородом, поэтому ежедневные прогулки помогут всегда держать тело в тонусе.
- Своевременное лечение. Большинство болезней на начальных стадиях не наносят серьезного ущерба организму и поддаются быстрому лечению. А вот «запущенные» заболевания, перешедшие в хроническую стадию, нарушают работу сразу нескольких систем организма и лечатся гораздо дольше. Своевременное лечение болезней — лучший способ предотвратить осложнение и переход заболевания в хроническую стадию, поэтому обращение к врачу при первых симптомах недомогания является лучшим способом надолго сохранить крепкое здоровье.
- Оптимистичный взгляд на жизнь. Тот факт, что оптимисты быстрее справляются с болезнями, чем пессимисты, врачи подметили еще несколько веков назад, поэтому даже целители Средневековья рекомендовали своим пациентам настраиваться на выздоровление и верить, что недуг скоро отступит. Современные психологи уверены, что оптимисты не только быстрее выздоравливают, но и реже болеют, так как в их образе жизни нет места тревожности и постоянным стрессам.
- Нормальная самооценка и любовь к себе. Уверенность в себе и способность любить и принимать себя — это главный залог хорошего физического и психического здоровья. Именно заниженная самооценка и неприятие себя является причиной повышенной тревожности, мнительности, стрессов, бессмысленных переживаний и наплевательского отношения к здоровью. Неуверенность в себе зачастую является первопричиной формирования пагубных зависимостей и пессимистического взгляда на жизнь, поэтому здоровый образ жизни и заниженная самооценка — это несовместимые понятия.
Вышеперечисленные 10 правил здорового образа жизни достаточно просты, и при желании их сможет соблюдать каждый человек. Конечно, многим людям для того, чтобы быть здоровыми, нужно провести значительную работу над собой — избавиться от психологических проблем и расстройств, найти друзей, отказаться от пагубных привычек и др. Однако вести здоровый образ жизни нужно каждому, ведь перед здоровым человеком открывается гораздо больше перспектив и возможностей наслаждаться жизнью и воплощать свои мечты и желания.
Понравился материал? Вы наилучшим образом можете выразить свою благодарность, лайкнув его по достоинству!
Читайте также:
Стеснительность и застенчивость не украшают: как перестать стесняться парней?
Апатия: защитный механизм, который нужно вовремя отключить
Религия и питание: что можно и чего нельзя есть христианам, мусульманам и буддистам
Избавление от автофобии: как перестать бояться садиться за руль?
Статистика по материалу: Психология здоровья — наука о том, как не болеть
Просмотров 10996 комментариев 85
4 Психологические преимущества здорового образа жизни
Сегодня я хочу познакомить вас с моей подругой Джен, основательницей Jen’s Wellness Corner. Наши пути пересеклись около 7 лет назад в Шугар Лэнд, штат Техас, где мы оба работали личными тренерами в Life Time Fitness. Мы потеряли связь на время, когда оба переехали; Я вернулся в свой родной штат Миннесота, а Джен, немного более предприимчивая, сделала Сидней, Австралия, своим домом. За последний год или около того мы возродили нашу дружбу благодаря нашим еженедельным чатам в Skype.
Я спросил Джен, не хочет ли она написать гостевой пост для руководства по здоровому образу жизни, и она с радостью согласилась. Джен имеет двойную степень магистра в области психологии и санитарного просвещения, работает тренером по здоровому образу жизни, специализируясь на психологии здорового образа жизни.
4 Психологические преимущества здорового образа жизни
То, как мы двигаемся, пища, которую мы едим, и режим сна влияют на наше настроение и психическое здоровье. Многочисленные исследования показали, что здоровый образ жизни может значительно улучшить психологическое благополучие. Хотя существует множество психологических преимуществ, я сосредоточился на четырех.
1. Снижение психических заболеваний
Исследования показывают, что употребление богатой питательными веществами пищи может снизить уровень депрессии и беспокойства. Кроме того, эти продукты могут снизить вероятность биполярных эпизодов, а также уменьшить негативные симптомы, связанные с СДВГ. Богатая питательными веществами диета активирует и высвобождает нейротрансмиттеры дофамин и серотонин, которые улучшают настроение.
Упражнения — еще один отличный способ улучшить настроение, потому что они высвобождают эндорфины. Когда они высвобождаются, вы, скорее всего, почувствуете удовлетворение, удовольствие и эйфорию. Самое замечательное, что эти приятные ощущения могут длиться весь день, особенно если вы поддерживаете их, добавляя упражнения в течение дня.
2. Способность лучше справляться с проблемами
Регулярные физические упражнения и употребление настоящей пищи, которая питает ваше тело, может повысить вашу способность эффективно решать проблемы. Часть здорового образа жизни учит мыслить позитивно. Вместо того, чтобы зацикливаться на негативных эмоциях, которые мешают вам справляться с трудностями, сосредоточьтесь на позитивных моментах, которые могут повысить вашу работоспособность, устойчивость и помочь вам в разработке различных механизмов преодоления трудностей. Более того, эти положительные эмоции помогают устранить парализующее мышление «все или ничего» и вместо этого могут повысить мотивацию и вдохновение.
3. Повышение самооценки
Здоровый образ жизни может повысить вашу уверенность в себе и самооценку несколькими способами. Когда вы достигаете личного рекорда на тренировке, проходите мимо банки с печеньем на работе или спите целых восемь часов, вы испытываете чувство гордости за свои достижения. Когда вы уверены в своих силах, вы можете заставить себя продолжать расти и совершенствоваться. Достигая своих целей, вы доказываете себе, что можете делать то, что задумали, благодаря дисциплине, решимости, мотивации и внутренней силе. Каждая из этих черт может способствовать повышению самооценки.
Распространенным побочным эффектом здорового образа жизни является улучшение состава тела. Увидев положительные изменения в своем физическом теле, вы повысите уверенность и самоуважение, что, в свою очередь, заставит вас чувствовать себя лучше в отношении того, что вы делаете и кто вы есть.
4. Когнитивные преимущества
Занятия спортом и употребление в пищу продуктов, богатых питательными веществами, улучшают работу мозга и память, а также могут помочь защититься от снижения когнитивных функций. Употребление питательной пищи поддерживает здоровую мозговую деятельность, что снижает вероятность дисфункции мозга и нейродегенерации.
Еще одна составляющая здорового образа жизни – игра. Игра в настольные игры, разгадывание кроссвордов или головоломок или занятие спортом — все это требует использования мозга. Мозг подобен мышце. Чем больше его используют, тем сильнее он становится. Ведение здорового образа жизни означает, что вы с меньшей вероятностью будете часами сидеть перед телевизором, поскольку вы предпочитаете заниматься чем-то веселым и стимулирующим. Продолжай в том же духе, твой мозг это оценит.
Физические преимущества здорового образа жизни хорошо известны. Хотя эти аспекты важны для понимания, необходимо также учитывать многие психологические преимущества.
Об авторе
Джен — жена, оздоровительный тренер, персональный тренер и основатель Jen’s Wellness Corner. Она провела последние семь лет, помогая улучшить здоровье и благополучие других людей. Джен имеет двойную степень магистра в области санитарного просвещения и психологии и увлечена питанием и его влиянием на физическое и психическое здоровье. Она также любит готовить и печь здоровую пищу, которая вкусна и полезна как для тела, так и для ума. После перехода на палео/низкоуглеводную диету качество жизни Джен резко улучшилось, и она хочет, чтобы другие могли испытать эти положительные изменения. Джен считает, что каждый заслуживает того, чтобы быть счастливым и здоровым, и ее цель — помогать другим наслаждаться жизнью в полной мере, будучи здоровыми.
Copyright © 2013 Джен Кнутсон, MS, Gellness Corner Коучинг по здоровому образу жизни поможет вам стать лучшей версией себя, обучая, поддерживая и помогая вам в развитии навыков здорового поведения, способствующих хорошему самочувствию. Руководство и поощрение используются, чтобы помочь вам в постановке целей и принятии небольших шагов, которые ведут к положительным изменениям и здоровым привычкам на всю жизнь. Оздоровительный коучинг фокусируется на том, что важно для вас, будь то потеря веса или управление весом, фитнес, управление стрессом, питание или любая другая область, которая улучшит ваше здоровье и благополучие. Последовательница Христа, жена, мама, бабушка, предприниматель, городской пижон, фиолетовая любовница и помешанная на здоровье, которая вдохновляет женщин вести здоровый образ жизни, искренне любить, целеустремленно руководить и получать удовольствие на протяжении всего пути. . 1. ВОЗ. Психическое здоровье: усиление нашей реакции. https://www.who.int/news-room/fact-sheets/detail/mental-health-strengthening-our-response. По состоянию на 18 октября 2019 г. . 2. Gisle L. Geestelijke gezondheid. В: Ван дер Хейден Дж., Шаррафеддин Р., редакторы. Gezondheidsenquête 2013 Rapport 1: Gezondheid en Welzijn. Брюссель: WIV-ISP; 2013. стр. 796–954. [Google Scholar] 3. Кесслер Р.С., Берглунд П., Демлер О., Джин Р., Мерикангас К.Р., Уолтерс Э.Е. Распространенность в течение жизни и распределение расстройств по DSM-IV по возрасту в репликации Национального обследования сопутствующих заболеваний. Арх генерал психиатрия. 2005;62(6):593–602. [PubMed] [Google Scholar] 4. ВОЗ. Психическое здоровье подростков. https://www.who.int/news-room/fact-sheets/detail/adolescent-mental-health. По состоянию на 12 марта 2020 г. 5. Gisle L, Drieskens S, Demarest S, Van der Heyden J. Geestelijke gezondheid: gezondheidsenquête. 2018. [Google Scholar] 6. Кэрнс К.Е., Яп М.Б.Х., Пилкингтон П.Д., Йорм А.Ф. Факторы риска и защиты от депрессии, которые подростки могут модифицировать: систематический обзор и метаанализ лонгитюдных исследований. J Аффективное расстройство. 2014; 169:61–75. [PubMed] [Google Scholar] 7. Эндрюс Г., Иссакидис С., Сандерсон К., Корри Дж., Лапсли Х. Использование данных опроса для информирования государственной политики: сравнение экономической эффективности лечения десяти психических расстройств. Br J Psychiatry J Ment Sci. 2004;184(6):526–533. [PubMed] [Академия Google] 8. Rickwood DJ, Deane FP, Wilson CJ. Когда и как молодые люди обращаются за профессиональной помощью при проблемах с психическим здоровьем? Мед J Aust. 2007;187(7):S35. [PubMed] [Google Scholar] 9. Эккекакис П. Рутледж: справочник по физической активности и психическому здоровью. Абингдон: Рутледж; 2013. [Google Scholar] 10. Velten J, Lavallee KL, Scholten S, Meyer AH, Zhang XC, Schneider S, et al. Выбор образа жизни и психическое здоровье: репрезентативный опрос населения. БМС Психология. 2014;2(1):58. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar] 11. Уолш Р. Образ жизни и психическое здоровье. Я психол. 2011;66(7):579–592. [PubMed] [Google Scholar] 12. Rodelli M, De Bourdeaudhuij I, Dumon E, Portzky G, DeSmet A. Какие факторы здорового образа жизни связаны с более низким риском суицидальных мыслей у подростков, столкнувшихся с киберзапугиванием? Пред. мед. 2018;113:32–40. [PubMed] [Google Scholar] 13. Kaneita Y, Ohida T, Osaki Y, Tanihata T, Minowa M, Suzuki K, et al. Связь между состоянием психического здоровья и состоянием сна среди подростков в Японии: общенациональное поперечное исследование. Дж. Клин Психиатрия. 2007;68(9): 1426–1435. [PubMed] [Google Scholar] 14. Calfas KJ, Taylor WC. Влияние физической активности на психологические переменные у подростков. Pediatr Exerc Sci. 1994;6(4):406–423. [Google Scholar] 15. Biddle SJ, Asare M. Физическая активность и психическое здоровье у детей и подростков: обзор обзоров. Бр Дж Спорт Мед. 2011;45(11):886–895. [PubMed] [Google Scholar] 16. Родригес-Айлон М., Каденас-Санчес С., Эстевес-Лопес Ф. , Муньос Н.Е., Мора-Гонсалес Дж., Мигелес Дж.Х. и др. Роль физической активности и малоподвижного образа жизни в психическом здоровье дошкольников, детей и подростков: систематический обзор и метаанализ. Спорт Мед. 2019;49(9):1383–1410. [PubMed] [Google Scholar] 17. Гамильтон Н.А., Нельсон К.А., Стивенс Н., Китцман Х. Сон и психологическое благополучие. Soc Indic Res. 2007;82(1):147–163. [Google Scholar] 18. Тремблей М.С., Инман Дж.В., Уиллмс Дж.Д. Взаимосвязь между физической активностью, самооценкой и успеваемостью у 12-летних детей. Pediatr Exerc Sci. 2000;12(3):312–323. [Google Scholar] 19. Экеланд Э., Хейан Ф., Хаген К.Б. Могут ли физические упражнения повысить самооценку у детей и молодых людей? Систематический обзор рандомизированных контролируемых испытаний. Бр Дж Спорт Мед. 2005;39(11): 792–798. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar] 20. McGee R, Williams S. Предсказывает ли низкая самооценка вредное для здоровья поведение подростков? Дж. Адолеск. 2000;23(5):569–582. [PubMed] [Google Scholar] 21. Kinnunen T, Haukkala A, Korhonen T, Quiles ZN, Spiro A, 3rd, Garvey AJ. Депрессия и курение за 25 лет исследования нормативного старения. Int J Psychiatry Med. 2006;36(4):413–426. [PubMed] [Google Scholar] 22. Abernathy TJ, Massad L, Romanodwyer L. Связь между курением и самооценкой. Подростковый возраст. 1995;30(120):899–907. [PubMed] [Google Scholar] 23. Chaiton MO, Cohen JE, O’Loughlin J, Rehm J. Систематический обзор лонгитюдных исследований связи между депрессией и курением у подростков. Общественное здравоохранение BMC. 2009;9(1):356. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar] 24. Wild LG, Flisher AJ, Bhana A, Lombard C. Ассоциации рискованного поведения подростков и самооценки в шести областях. J Детская психологическая психиатрия. 2004;45(8):1454–1467. [PubMed] [Академия Google] 25. Шайер Л.М., Ботвин Г.Дж., Гриффин К.В., Диаз Т. Модели динамического роста самооценки и употребления алкоголя подростками. J Ранний подростковый возраст. 2000;20(2):178–209. [Google Scholar] 26. Lazzeri G, Ahluwalia N, Niclasen B, Pammolli A, Vereecken C, Rasmussen M, et al. Тенденции ежедневного потребления завтрака и его социально-демографические корреляты с 2002 по 2010 год у подростков в 31 стране, участвовавшей в исследовании HBSC. ПЛОС Один. 2016;11(3):e0151052. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar] 27. Гутольд Р., Стивенс Г.А., Райли Л.М., Булл Ф.К. Глобальные тенденции недостаточной физической активности среди подростков: объединенный анализ 298 популяционных опросов, в которых приняли участие 1,6 миллиона человек. Ланцет Чайлд Адолеск. 2020;4(1):23–35. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar] 28. Delaruelle K, Dierckens M, Vandendriessche A, Deforche B. Studie Jongeren en Gezondheid, Deel 3: gezondheid en welzijn – Uitgelicht: slaap [Factsheet]. http://www.jongeren-en-gezondheid.ugent.be/materialen/factsheets-vlaanderen/gezondheid-en-welzijn/. По состоянию на 23 марта 2020 г. 29. Dierckens M, De Clercq B, Deforche B. Studie Jongeren en Gezondheid, Deel 4: gezondheidsgedrag – Beweging en sedentair gedrag [Информационный бюллетень]. http://www.jongeren-en-gezondheid.ugent.be/materialen/factsheets-vlaanderen/fysieke-activiteit-en-vrije-tijd/. По состоянию на 23 марта 2020 г. 30. Диркенс М., Де Клерк Б., Дефорш Б. Studie Jongeren en Gezondheid, Deel 4: gezondheidsgedrag – Voeding [Информационный бюллетень]. http://www.jongeren-en-gezondheid.ugent.be/materialen/factsheets-vlaanderen/voeding/. По состоянию на 23 марта 2020 г. 31. Inchley JC, Currie DB, Vieno A, Torsheim T, Ferreira-Borges C, Weber M, et al. Поведение подростков, связанное с алкоголем: тенденции и неравенства в Европейском регионе ВОЗ, 2002–2014 гг.: Европейское региональное бюро ВОЗ. 2018. [Google Scholar] 32. Dierckens M, De Clercq B, Deforche B. Studie Jongeren en Gezondheid, Deel 4: gezondheidsgedrag — Risicogedragingen: алкоголь, рокен и наркотики [Информационный бюллетень]. http://www.jongeren-en-gezondheid.ugent.be/materialen/factsheets-vlaanderen/alcohol-roken-en-andere-drugs/. По состоянию на 23 марта 2020 г. 33. Mackenbach JP, Stirbu I, Roskam AJ, Schaap MM, Menvielle G, Leinsalu M, et al. Социально-экономическое неравенство в отношении здоровья в 22 европейских странах. N Engl J Med. 2008;358(23):2468–2481. [PubMed] [Google Scholar] 34. Richter M, Vereecken CA, Boyce W, Maes L, Gabhainn SN, Currie CE. Профессия родителей, достаток семьи и поведение подростков в отношении здоровья в 28 странах. Int J Общественное здравоохранение. 2009;54(4):203–212. [PubMed] [Google Scholar] 35. Elgar FJ, Pförtner T, Moor I, De Clercq B, Stevens GW, Currie C. Социально-экономическое неравенство в отношении здоровья подростков, 2002–2010 гг.: анализ временных рядов 34 стран, участвующих в изучение поведения детей школьного возраста в отношении здоровья. Ланцет. 2015;385(9982): 2088–2095. [PubMed] [Google Scholar] 36. van Lenthe FJ, de Bourdeaudhuij I, Klepp KI, Lien N, Moore L, Faggiano F, et al. Предотвращение социально-экономического неравенства в поведении подростков в Европе: предпосылки, дизайн и методы проекта TEENAGE. Общественное здравоохранение BMC. 2009;9(1):125. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar] 37. Zambon A, Boyce W, Cois E, Currie C, Lemma P, Dalmasso P, et al. Опосредуют ли режимы социального обеспечения влияние социально-экономического положения на здоровье в подростковом возрасте? Межнациональное сравнение в Европе, Северной Америке и Израиле. Int J Health Serv. 2006;36(2):309–329. [PubMed] [Google Scholar] 38. Рейсс Ф. Социально-экономическое неравенство и проблемы психического здоровья у детей и подростков: систематический обзор. соц. мед. 2013;90:24–31. [PubMed] [Google Scholar] 39. Робинс Р.В., Тржесневски К.Х., Трейси Дж.Л., Гослинг С.Д., Поттер Дж. Глобальная самооценка на протяжении всей жизни. Психологическое старение. 2002;17(3):423–434. [PubMed] [Google Scholar] 40. Twenge JM, Campbell WK. Самооценка и социально-экономический статус: метааналитический обзор. Личная социальная психология, ред. 2002; 6 (1): 59.–71. [Google Scholar] 41. Марко К.А., Вольфсон А.Р., Спарлинг М., Азуайе А. Социально-экономический статус семьи и характер сна подростков. Behav Sleep Med. 2012;10(1):70–80. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar] 42. Кески-Рахконен А., Каприо Дж., Риссанен А., Вирккунен М., Роуз Р.Дж. Пропуск завтрака и вредное для здоровья поведение у подростков и взрослых. Eur J Clin Nutr. 2003;57(7):842–853. [PubMed] [Google Scholar] 43. Мур П.Дж., Адлер Н.Е., Уильямс Д.Р., Джексон Дж.С. Социально-экономический статус и здоровье: роль сна. Психозом Мед. 2002;64(2):337–344. [PubMed] [Академия Google] 44. Tuinstra J, Groothoff JW, Van Den Heuvel WJ, Post D. Социально-экономические различия в рискованном для здоровья поведении в подростковом возрасте: существуют ли они? соц. мед. 1998;47(1):67–74. [PubMed] [Google Scholar] 45. Felden EP, Leite CR, Rebelatto CF, Andrade RD, Beltrame TS. Сон у подростков разного социально-экономического статуса: систематический обзор. Преподобный Пол Педиатр. 2015;33(4):467–473. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar] 46. Melotti R, Heron J, Hickman M, Macleod J, Araya R, Lewis G. Употребление алкоголя и табака подростками и раннее социально-экономическое положение: группа рождения ALSPAC. Педиатрия. 2011;127(4):e948–ee55. [PubMed] [Google Scholar] 47. Hanson MD, Chen E. Социально-экономический статус и поведение в отношении здоровья в подростковом возрасте: обзор литературы. Дж. Бехав Мед. 2007;30(3):263–285. [PubMed] [Google Scholar] 48. Финкельштейн Д.М., Кубзанский Л.Д., Гудман Э. Социальный статус, стресс и подростковое курение. Дж Адолеск Здоровье. 2006;39(5):678–685. [PubMed] [Google Scholar] 49. Гудман Э., Хуанг Б. Социально-экономический статус, симптомы депрессии и употребление психоактивных веществ подростками. Arch Pediatr Adolesc Med. 2002;156(5):448–453. [PubMed] [Академия Google] 50. Vereecken C, Dupuy M, Rasmussen M, Kelly C, Nansel TR, Al Sabbah H, et al. Потребление завтрака и его социально-демографические корреляции и образ жизни у школьников в 41 стране, участвовавшей в исследовании HBSC. Int J Общественное здравоохранение. 2009;54(2):180–190. [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar] 51. Гуменский Ю.Л. Подростки с высоким социально-экономическим статусом чаще употребляют алкоголь и запрещенные наркотики в раннем взрослом возрасте? Subst Abuse Treat Prev Policy. 2010;5(1):1. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar] 52. Lemstra M, Bennett NR, Neudorf C, Kunst A, Nannapaneni U, Warren LM, et al. Метаанализ употребления марихуаны и алкоголя по социально-экономическому статусу у подростков в возрасте 10-15 лет. Может J Общественное здравоохранение. 2008;99(3):172–177. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar] 53. Richter M, Kuntsche E, de Looze M, Pförtner T-K. Тенденции социально-экономического неравенства в употреблении алкоголя подростками в Германии в период с 1994 по 2006 год. Int J Public Health. 2013;58(5):777–784. [PubMed] [Академия Google] 54. Мотл Р.В., Бирнбаум А.С., Кубик М.Ю., Дишман Р.К. Естественные изменения в физической активности обратно пропорциональны депрессивным симптомам в раннем подростковом возрасте. Психозом Мед. 2004;66(3):336–342. [PubMed] [Google Scholar] 55. Бойс В., Торсхейм Т., Карри С., Замбон А. Шкала достатка семьи как мера национального богатства: проверка самооценки подростков. Soc Indic Res. 2006;78(3):473–487. [Google Scholar] 56. Currie C, Inchley J, Molcho M, Lenzi M, Veselska Z, Wild F. Протокол поведения детей школьного возраста в отношении здоровья: предыстория, методология и обязательные вопросы для исследования 2013/2014. Отдел исследований здоровья детей и подростков. 2014. [Google Академия] 57. Инчли Дж., Карри Д. Неравное взросление: гендерные и социально-экономические различия в здоровье и благополучии молодых людей. Health Behav Sch Aged Child. 2013;2014:2–3. [Google Scholar] 58. French SA, Perry CL, Leon GR, Fulkerson JA. Самооценка и изменение индекса массы тела за 3 года в когорте подростков. Обес Рез. 1996;4(1):27–33. [PubMed] [Google Scholar] 59. Schnohr CW, Kreiner S, Due EP, Currie C, Boyce W, Diderichsen F. Дифференциальное функционирование шкалы семейного достатка: проверочное исследование данных из HBSC 2001/02. Soc Indic Res. 2008;89(1): 79–95. [Google Scholar] 60. Currie C, Molcho M, Boyce W, Holstein B, Torsheim T, Richter M. Исследование неравенства в отношении здоровья у подростков: разработка шкалы благосостояния семьи «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» (HBSC). соц. мед. 2008;66(6):1429–1436. [PubMed] [Google Scholar] 61. Molcho M, Gabhainn SN, Kelleher CC. Оценка использования шкалы семейного достатка (FAS) среди ирландских школьников. Ир Мед Дж. 2007;100(8):37–39. [PubMed] [Академия Google] 62. Хобза В., Хамрик З., Букш Дж., Де Клерк Б. Шкала достатка семьи как индикатор социально-экономического статуса: подтверждение региональных различий в доходах в Чешской Республике. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2017;14(12):1540. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar] 63. Кехо С., О’Хара Л. Надежность и достоверность шкалы семейного достатка. Эфф Образ. 2010;2(2):155–164. [Google Scholar] 64. Пирсон Н., Биддл С.Дж., Горели Т. Семейные корреляты потребления завтрака детьми и подростками. Систематический обзор. Аппетит. 2009 г.;52(1):1–7. [PubMed] [Google Scholar] 65. Вонг К.Л., Муллан Б.А. Прогнозирование потребления завтрака: применение теории запланированного поведения и исследование прошлого поведения и исполнительной функции. Br J Health Psychol. 2009; 14 (часть 3): 489–504. [PubMed] [Google Scholar] 66. Post A, Gilljam H, Rosendahl I, Meurling L, Bremberg S, Galanti MR. Достоверность самоотчетов в когорте шведских подростков, курящих и употребляющих бездымный табак (снюс). Тоб Контроль. 2005;14(2):114–117. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar] 67. HBSC. Поведение в отношении здоровья у детей школьного возраста. http://www.hbsc.org/. По состоянию на 25 марта 2020 г. 68. Карри С., Инчли Дж., Молчо М., Лензи М., Веселска З., Уайлд Ф. Протокол исследования поведения детей школьного возраста в отношении здоровья (HBSC): предыстория, методология и обязательные элементы для 2013 г./ 14 опрос. 2014. [Google Scholar] 69. Griebler R, Molcho M, Samdal O, Inchley J, Dür W, Currie C. Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья: межнациональное исследование Всемирной организации здравоохранения. Протокол исследования за 2009 г./2010 опрос. Вена: LBIHPR и Эдинбург: CAHRU; 2010. [Google Scholar] 70. Liu Y, Wang M, Tynjala J, Lv Y, Villberg J, Zhang Z, et al. Надежность повторных тестов выбранных пунктов опросника «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» (HBSC) в Пекине, Китай. БМС Мед Рез Методол. 2010;10(1):73. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar] 71. Nascimento-Ferreira MV, Collese TS, de Moraes ACF, Rendo-Urteaga T, Moreno LA, Carvalho HB. Валидность и надежность опросников времени сна у детей и подростков: систематический обзор и метаанализ. Sleep Med Rev. 2016; 30:85–96. [PubMed] [Google Scholar] 72. Shea TL, Tennant A, Pallant JF. Анализ модели Раша по шкалам депрессии, тревоги и стресса (DASS) BMC Psychiatry. 2009;9(1):21. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar] 73. Сабо М. Краткая версия шкалы депрессии, тревоги и стресса (DASS-21): Факторная структура в выборке подростка. Дж. Адолеск. 2010;33(1):8. [PubMed] [Google Scholar] 74. Mann M, Hosman CM, Schaalma HP, de Vries NK. Самоуважение в широком спектре подходов к укреплению психического здоровья. Медицинское образование Res. 2004;19(4): 357–372. [PubMed] [Google Scholar] 75. Robins RW, Hendin HM, Trzesniewski KH. Измерение глобальной самооценки: построение проверки одноэлементной меры и шкалы самооценки Розенберга. Pers Soc Psychol B. 2001;27(2):151–161. [Google Scholar] 76. Franck E, De Raedt R, Barbez C, Rosseel Y. Психометрические свойства голландской шкалы самооценки Розенберга. Психолог Белг. 2008;48(1):25–34. [Google Scholar] 77. Zimprich D, Perren S, Hornung R. Двухуровневый подтверждающий факторный анализ модифицированной шкалы самооценки Розенберга. Educ Psychol Meas. 2005;65(3):465–481. [Академия Google] 78. Джордж Д. SPSS для Windows шаг за шагом: простое учебное пособие и справочник, обновление 17.0, 10/e: Pearson Education India. 2011. [Google Scholar] 79. Ng VK, Cribbie RA. Использование гамма-обобщенной линейной модели для моделирования непрерывных, асимметричных и гетероскедастических результатов в психологии. Курс психол. 2017;36(2):225–235. [Google Scholar] 80. Поле A. Обнаружение статистики с использованием статистики IBM SPSS, 4-е издание. Кармайкл М., редактор. Лондон: публикации SAGE; 2014. с. 916. [Google Scholar] 81. Bellis MA, Hughes K, Morleo M, Tocque K, Hughes S, Allen T, et al. Предикторы рискованного употребления алкоголя школьниками и их значение для предотвращения вреда, связанного с алкоголем. Subst Abuse Treat Prev Policy. 2007;2(1):15. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar] 82. Рихтер М., Леппин А. Тенденции социально-экономических различий в курении табака среди немецких школьников, 1994–2002 гг. Евр Джей Паб Здоровье. 2007;17(6):565–571. [PubMed] [Академия Google] 83. Myklestad I, Røysamb E, Tambs K. Факторы риска и защиты от психологических расстройств среди подростков: семейное исследование в исследовании здоровья Nord-Trøndelag. Soc Psychiatry Psychiatr Epidemiol. 2012;47(5):771–782. [PubMed] [Google Scholar] 84. Уайт Р.Г., Боттичелло А.Л., Анешенсел К.С. Социально-экономический контекст, социальная поддержка и психическое здоровье подростков: многоуровневое исследование. J Молодежь Подросток. 2006;35(1):115–126. [Google Scholar] 85. Барри К.Т., Сидоти К.Л., Бриггс С.М., Рейтер С.Р., Линдси Р.А. Использование подростками социальных сетей и психическое здоровье с точки зрения подростков и родителей. Дж. Адолеск. 2017; 61:1–11.
, как угла оздоровительного оздоровительного угла Джен на Facebook
. ? О Ванессе Рэй Ромеро
Связь здорового образа жизни с показателями психического здоровья у подростков из разного семейного достатка в Бельгии