Психология зрелых возрастов.
Одним из фундаментальных разделов возрастной психологии является психология человека на этапе от 25-30 до 60-65 лет. «акмеология» — наука о периоде расцвета всех жизненных сил человека. Зрелость — наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных, творческих способностей личности.
Э. Эриксон, анализируя зрелость как седьмую стадию человеческой жизни, считал ее центральной на всем жизненном пути человека. Развитие личности в это время продолжается во многом благодаря влиянию со стороны детей, молодого поколения, которое подтверждает субъективное ощущение своей нужности другим. Главная положительная характеристика личности на этой стадии — производительность реализуется в заботе о воспитании нового поколения, в продуктивной трудовой деятельности и в творчестве.
Стадии развития личности по Э. Эриксону включают в себя: раннюю взрослость (от 20 до 40—45 лет), среднюю взрослость (от 40—45 до 60 лет) и позднюю взрослость (свыше 60 лет).
Молодость – период активного профессионального, социального и личностного развития. Трудности в профессиональном становлении. Вступление в брак, рождение и воспитание детей. Интенсивное познавательное развитие. Кризис молодости. Строительство перспектив дальнейшей жизни – преодоление кризиса.Задачи развития: осознание себя во взрослом статусе и принятие социальной ответственности, прав и обязанностей, овладение профессией и начало профессиональной деятельности, поиск и выбор друга и вступление в брак, формирование отцовской и материнской позиции, воспитание детей, формирование образа и стиля жизни и круга общения.
Психологические особенности взрослого человека (ранняя взрослость от 20 до 40 лет)
Развитие познавательных психических процессов в период ранней взрослости носит неравномерный характер. Интеллектуальное развитие человека, достигшего ранней взрослости, проходит в тесном взаимодействии с формированием или трансформацией его личности. Причем с прекращением развития психофизиологических функций на рубеже 25 лет интеллектуальное развитие не прекращается, а длится еще многие годы.
В эмоциональной сфере главные проблемы, требующие своего разрешения в период ранней взрослости, -это достижение идентичности и близости. В этом периоде человек переживает новый комплекс эмоций. Среди них — эмоции родительских отношений, которые включают в себя: радость от общения с ребенком, чувство привязанности и взаимного доверия и др. В целом эмоциональная сфера человека в этом возрасте уже сформирована и стабильна.Мотивационная сфера характеризуется тем, что молодой человек, вступающий во взрослую жизнь, стоит перед необходимостью выбора и решения многих проблем, среди которых наиболее важными являются брак, рождение детей и выбор профессионального пути. Таким образом, поддерживаются, расширяются или подрываются ранее сложившиеся взгляды человека, формируются новые мотивы его поведения.
Наиболее значимыми мотивами выбора профессии являются практические соображения, родительские установки, желание реализовать свои способности, интерес к профессии, ее престижность и ориентация на сложившуюся систему ценностей, которая может измениться с возрастом.
Нормативный кризис 30-33 лет обусловлен рассогласованием между жизненными планами человека и реальными возможностями. Человек отсеивает незначимое, пересматривает систему ценностей. Нежелание идти на изменение в системе ценностей приводит к росту противоречий внутри личности.
Наиболее интенсивный период непосредственного общения приходится на возраст 23-30 лет. После этого возраста круг общения человека уменьшается, т.е. уменьшается количество субъективно значимых и входивших в круг непосредственного общения людей.
Так, в возрасте 30 лет человек анализирует и, при необходимости, корректирует свою жизнь. При этом мужчины пересматривают собственные установки по вопросам карьеры и способы их реализации, женщины же делают окончательный выбор между карьерой и семьей.
Следует отметить, что ведущим фактором развития в период ранней взрослости является трудовая деятельность, а главными задачами возраста являются профессиональное самоопределение и создание семьи.
Изменения в психологии взрослого в период средней взрослости (от 40 до 60 лет)
В 40-50 лет жизни человек оказывается в условиях, психологически существенно отличающихся от прежних. К этому времени уже накоплен достаточно большой жизненный и профессиональный опыт, дети выросли, и отношения с ними приобрели качественно новый характер, состарились родители, и им требуется помощь. В организме человека начинают происходить закономерные физиологические изменения, к которым ему также приходится приспосабливаться: ухудшается зрение, замедляются реакции, «ослабевает сексуальная потенция у мужчин, женщины переживают период климакса, который многие из них физически и психически переносят крайне тяжело. У многих начинают появляться проблемы со здоровьем.
Отмечается относительное снижение характеристик психофизических функций. Однако это никак не отражается на функционировании когнитивной сферы человека, не снижает его работоспособность, позволяя ему сохранять трудовую и творческую активность.Развитие аффективной сферы человека в этом возрасте протекает неравномерно.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Расчет стоимостиГарантииОтзывы
Данный возраст может быть для человека периодом расцвета его семейной жизни, карьеры или творческих способностей. Но при этом он все чаще начинает задумываться о том, что он смертен и что его время уходит.
Этот период жизни человека обладает чрезвычайно высоким потенциалом для развития стресса, люди часто испытывают депрессию и чувство одиночества.
Желание человека среднего возраста действовать без промедления и тут же получать результат изменяет структуру его мотивации, смещая образующие ее компоненты в сторону удовлетворения обостряющихся потребностей. Среди них основными являются: реализация своего творческого потенциала, необходимость передать что-то следующему поколению, корректировка деятельности, забота о сохранении близких отношений с родными и друзьями, подготовка к спокойной и обеспеченной жизни в старости.
Ведущим видом деятельности является труд, успешная профессиональная деятельность, обеспечивающая самоактуализацию личности.
Затем в 40-45 лет происходит еще одно переосмысление жизненных ценностей. В зрелом возрасте потребность в труде становится основной жизненной потребностью, определяющей круг смежных потребностей — в общественном признании и престиже, в самовыражении, в удовлетворении материальных потребностей и личностных запросов, в утверждении собственной индивидуальности и т.д. Выделим психологические особенности зрелости, позволяющие предвосхищать или продуктивно преодолевать возрастные кризисы: 1) умение (брать на себя ответственность; 2) стремление к власти и организаторские способности; 3) способность к эмоциональной и интеллектуальной поддержке других; 4) уверенность в себе и целеустремленность; 5) склонность к философским обобщениям; 6) защита системы собственных принципов и жизненных ценностей; 7) формирование индивидуального жизненного стиля; 8) стремление оказывать влияние на мир и «отдавать» индивидуальный опыт (профессиональный и личностный) молодому поколению; 9) реализм оценок и чувство «сделанности» жизни; 10) стабилизация системы социальных ролей и др.
Это очень важный период в когнитивном развитии взрослого человека, когда он применяет в жизни свои способности думать, анализировать и принимать решения, укладывающиеся в план его жизни. Люди, которые успешно справляются с этим, приобретают определённую степень личной независимости и переходят к следующей фазе когнитивной зрелости — периоду социальных обязанностей.
Кризис середины жизни
Кризис середины жизни — это психологический феномен, переживаемый людьми, достигшими возраста 40-45 лет, и заключающийся в критической оценке и переоценке того, что было достигнуто в жизни к этому времени. К сожалению, очень часто эта переоценка приводит к пониманию того, что «жизнь прошла бессмысленно и время уже потеряно». В результате депрессивные состояния становятся доминирующими в общем фоне настроений.
У подавляющего большинства людей переход в средний возраст происходит незаметно и плавно. Они считают, что средний возраст — это переходный период, связанный с переопределением целей. Подобная переориентация прежде всего предполагает сравнение себя с людьми, которые ставят перед собой аналогичные цели и добиваются результатов в аналогичной профессиональной деятельности.
Возраст 40-45 лет для многих является кризисным, так как происходит рост противоречий между целостностью мировоззрения и однолинейностью развития. Человек теряет смысл жизни. Для выхода из кризиса необходимо обрести новый смысл — в общечеловеческих ценностях, в развитии интереса к будущему, к новым поколениям. Если же человек продолжает сосредоточивать силы на себе, своих потребностях, то это приведет к уходу в болезнь, к новым кризисам. Кризис середины жизни чаще всего и в первую очередь грозит тем, кто склонен избегать самоанализа.
Проблема развития познавательных процессов в зрелом возрасте.
Сложная, противоречивая структура развития психофизиологических и психологических функций взрослого человека включает совмещение процессов повышения, стабилизации и понижения функционального уровня отдельных функций и познавательных способностей. Выявленная закономерность относится и к нейродинамическим, психомоторным характеристикам, и к высшим психическим функциям, таким как вербальный и невербальный интеллект, память.
Кроме того, в зрелом возрасте изменяются и другие биологические функции человека, такие, как время реакции и сенсомоторные навыки. Увеличение времени реакции в период взрослости происходит довольно медленными темпами, начиная ускоряться в годы старости. Двигательные навыки могут ухудшаться, но показываемые результаты остаются на прежнем уровне, благодаря длительной практике и опыту. Так, человек, который каждый день выполняет одну и ту же работу, с возрастом будет по-прежнему показывать в этой деятельности одни и те же результаты, но осваивать новые навыки ему становится все труднее. Таким образом, на протяжении периода от 17 до 50 лет обнаруживается неравномерность в развитии познавательных процессов, вербально-невербальных компонентов интеллекта.
Теория стадиальности развития интеллекта в зрелости К. Шайи Согласно Шайи, в среднем возрасте человек использует свои когнитивные способности, чтобы решать проблемы других — в семье и на работе. У некоторых эти обязанности могут быть довольно сложными, требующими налаживания отношений в рабочем коллективе и предполагающими владение человека разносторонними знаниями. Такие люди имеют возможность проявить свои когнитивные способности, выполняя административные функции. В более позднем возрасте, по мнению Шайи, характер решаемых проблем вновь меняется. Главной задачей становится задача реинтегрирования субъективных следов событий всей предшествующей жизни — осмысление своей жизни как целого и оценка пройденного пути. Из всего вышеизложенного следует, что для Шайи суть когнитивного развития в период взрослости заключается не в расширении круга способностей и не в изменении их структуры, а, скорее всего, в гибком использовании интеллекта в разные периоды жизни человека.
Большое внимание роли кризисов уделяет Д. Левинсон. Он отмечает, что жизнь состоит из чередования периодов стабильного состояния и периодов изменения. В период стабильного состояния (обычно это 6-8 лет) различные компоненты жизни человека (работа, семья, дружеские отношения, идеалы) находятся в равновесии между собой. При этом один-два из них являются центральными. Период изменения наступает, когда человек, относительно довольный своей жизнью, вдруг видит ее в новом свете, то есть понимает, что одни моменты он переоценивал, а другие — недооценивал. Он может осознать, что не реализует свои способности, не следует идеалам. Появляется смутное чувство: творится что-то неладное. И лишь когда человек понимает: необходимо изменить что-то не в социальном окружении, а в себе самом — он начинает строить новую жизнь на реальной основе.По Д. Левинсону, для развития существенны как периоды изменения, так и времена стабильности.
Причины нормативного кризиса 50-55 лет
— Упадок физических сил, Интеллектуальный и эмоциональный уход во внутренний мир
— переживания, связанные с оценкой и осмыслением прожитой жизни
— Социальный уровень: выход на пенсию, меняется соц статус, соц роли, паттерны поведения
— Психолог уровень: осознание происходящих изменений и приспосабливания к ним
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Реферат
Психология зрелых возрастов.
От 250 руб
Контрольная работа
Психология зрелых возрастов.
От 250 руб
Курсовая работа
Психология зрелых возрастов.
От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
73. Психология зрелых возрастов. Психологические особенности пожилого и старческого возраста. Психологические проблемы старения и старости.
У людей, достигших возраста средней взрослости (40-60 лет) отмечается относительное снижение характеристик психофизических функций. Однако это никак не отражается на функционировании когнитивной сферы людей данного возрастного периода, не снижает их работоспособность и позволяет сохранять трудовую и творческую активность.
Развитие отдельных способностей продолжается в течение всего среднего возраста, особенно в той их части, которая связана с трудовой деятельностью и повседневной жизнью.
Особенности интеллектуального развития и показатели интеллектуальных возможностей во многом зависят от личностных особенностей человека, от его жизненных установок, планов и жизненных ценностей. Интенсивность инволюции интеллектуальных функций зависит от двух факторов: одаренности и образования, которые противостоят старению, затормаживают инволюционный процесс.
Главная особенность этого возраста может быть определена как достижение мудрости (обладания обширными фактуальными и процедурными знаниями, умения оценивать события и информацию в более широком контексте и способности сбавляться с неопределенностью).
Развитие аффективной сферы в период средней взрослости протекает неравномерно. Средний возраст может быть периодом расцвета применительно к семейной жизни человека, его карьере или творческим способностям, но при этом люди все чаше задумываются о том, что они смертны и что их время уходит.
Труд становится важнейшим источником человеческих чувств. Те эмоции, которые играют в жизни обычно очень большую роль и существенно сказываются на общем эмоциональном состоянии, настроении человека, связаны с ходом его трудовой деятельности, ее успехом или неуспехом, ее удачами или неудачами. Стресс играет определенную роль в развитии многих болезней среднего возраста. Поскольку средний возраст — это как раз то время, когда люди теряют своих супругов вследствие их смерти, развода или решения жить врознь и в их жизни происходят такие неприятные события, как досрочный выход на пенсию или болезни, — то нетрудно понять, что этот период жизни обладает чрезвычайно высоким потенциалом для развития стресса.
В зрелом возрасте люди часто испытывают депрессию и чувство одиночества.
Желание человека среднего возраста действовать без промедления и тут же получать результат изменяет структуру мотивации, смещая образующие ее компоненты в сторону удовлетворения обостряющихся потребностей. Среди них основными являются реализация своего творческого потенциала; необходимость передать что-то следующему поколению; корректировка деятельности с точки зрения возможной стагнации и упущенных возможностей; забота о сохранении близких отношений с родными и друзьями; подготовка к спокойной и обеспеченной жизни в пожилом возрасте. В контексте этих изменений происходят осмысление и переоценка жизни в целом, корректировка сложившейся системы ценностей в трех связанных между собой сферах: личной, семейной и профессиональной. Резкие социальные и жизненные изменения в любой из этих сфер, такие, как ранний выход на пенсию, сокращение на работе, потеря ребенка или супруга, вынужденный переезд к новому месту жительства и т. д., могут вызвать мотивационный кризис, связанный с ослаблением или отказом от ведущего жизненного мотива, его сменой, а также определить последующий путь мотивационного развития. Критической точкой мотивационного кризиса оказывается потеря человеком центрального жизненного мотива — смысла жизни и образование так называемого экзистенциального мотивационного вакуума, преодолеть который ему помогают основные жизнеобеспечивающие потребности в самоуважении и самореализации.
В период средней взрослости «Я-концепция» личности обогащается новыми «Я-образами», принимает во внимание постоянно меняющиеся ситуационные отношения и вариации самооценок и детерминирует все взаимодействия. «Я-концепция» зрелого взрослого развивается в результате возникновения большого числа частных «Я-концепций» и в процессе генерирования концептуального ядра личности. Сутью «Я-концепции» становится не самоактуализация любыми доступными индивиду средствами, а самоактуализация в пределах нравственных правил и более значительных, чем ситуационные, личностных ценностей.
Взрослый | Психология Вики | Фэндом
в: Человеческое развитие
Английский
Посмотреть источник Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Психология развития: Когнитивное развитие · Развитие себя · Эмоциональное развитие · Развитие языка · Моральное развитие · Перцептивное развитие · Развитие личности · Психосоциальное развитие · Социальное развитие · Меры по развитию
Термин взрослый описывает любой зрелый организм, но обычно он относится к человеку: тому, кто больше не ребенок/несовершеннолетний, а теперь либо мужчина, либо женщина. Совершеннолетие — это событие взросления, то есть вступление во взрослую жизнь . Исторически взрослость определялась половым созреванием, то есть физической или биологической взрослостью; прохождение ряда тестов, подтверждающих готовность ребенка к взрослой жизни; или достижение определенного возраста, иногда в сочетании с демонстрацией подготовки. Большинство современных обществ определяют юридическую взрослость на основе достижения установленного законом возраста, не требуя демонстрации физической зрелости или подготовки к взрослой жизни.
«Взрослый» также означает «не считается подходящим для детей», в частности, как эвфемизм для обозначения сексуального поведения, такого как развлечения для взрослых, видео для взрослых, журнал для взрослых, книжный магазин для взрослых. Однако образование для взрослых означает просто образование для взрослых, а не половое воспитание.
Содержание
- 1 Правовые последствия
- 2 Взрослые характеристики
- 3 См. также
- 4 Внешние ссылки
Правовые последствия
Юридически это означает, что можно заключить контракт. Такой же или другой минимальный возраст может применяться, например, к утрате родителями родительских прав и обязанностей в отношении соответствующего лица, утрате родителями финансовой ответственности, вступлению в брак, участию в голосовании, трудоустройству, военной службе, покупке/владению огнестрельным оружием (если это разрешено законом). вообще), вождение, поездки за границу, курение, секс, азартные игры (как в лотерею, так и в казино), занятие проституцией (если это вообще разрешено законом), клиент проститутки, модель или актер в порнографии и т. д. подростку место может быть ограничено из-за опасности для него и/или из-за риска причинения вреда подростку (например, на выставке хрупких предметов).
Можно различать законность действий молодого человека и предоставления возможности молодому человеку совершить это действие путем продажи, сдачи в аренду, показа, разрешения входа, участия и т. д. Может быть различие между коммерческим и социальным содействием. . Иногда требуется присмотр со стороны законного опекуна или просто со стороны взрослого. Иногда нет требования, а просто рекомендация.
Что касается порнографии, то различают:
- разрешено находиться в учреждении для взрослых
- разрешено покупать порнографию
- разрешено иметь порнографию
- другому лицу разрешено продавать, сдавать в аренду или показывать подростку порнографию, см.
- быть моделью или актером в порнографии: правила для молодых людей и других людей в отношении производства, владения и т. д. (см. детскую порнографию)
В отношении фильмов с насилием и т. д.:
- другому лицу разрешено продавать, сдавать в прокат или показывать фильм молодому человеку, кинотеатру разрешается впускать молодого человека (младше 17 или 18 лет)
Юридическое определение вступления во взрослую жизнь обычно варьируется в возрасте 16 лет. -21, в зависимости от рассматриваемого региона. В некоторых культурах Африки взрослость определяется в возрасте 13 лет, а индейцы Гватемалы считают взрослой жизнь в возрасте 10 лет, согласно лауреату Нобелевской премии мира Ригоберте Менчу в ее автобиографии I, Ригоберта Менчу: индианка в Гватемале .
Согласно еврейской традиции, взрослость наступает в возрасте 13 лет для мальчиков и 12 лет для девочек (хотя изначально это не происходило автоматически; например, еврейские мальчики должны были продемонстрировать подготовку к взрослой жизни, изучая Тору и другие еврейские практики). Христианская Библия и еврейские писания не содержат требований к возрасту для совершеннолетия или вступления в брак, что включает в себя участие в половой жизни. Согласно «Исчезновение детства » Нила Постмана, Христианская церковь Средневековья считала возрастом ответственности, когда человека могли судить и даже казнить как взрослого, 7 лет.
В современном мире чаще всего это 21 год.
Характеристики взрослых
В большинстве культур есть некоторые качества, которые символизируют взрослость. Не всегда есть соответствие между качествами и физическим возрастом человека.
Взрослый персонаж состоит из:
- Самоконтроль — сдержанность, эмоциональный контроль.
- Стабильность — стабильная личность, сила.
- Независимость — способность к саморегулированию.
- Серьезность — Способность серьезно относиться к жизни.
- Ответственность — подотчетность, обязательность и надежность.
- Метод/Такт — умение думать наперед и планировать будущее, терпение.
- Выносливость — способность и готовность справляться с возникающими трудностями.
- Опыт — широта ума, понимание.
- Объективность — перспектива и реализм.
См. также
- подростковый возраст
- ребенок
- водораздел (телевидение)
- возраст согласия
- мужественность
- женственность
- Система рейтинга кинофильмов
Внешние ссылки
- Таблица 8. Эпоха независимости США и Великобритании.
- «Миф о взрослой фее» — это современная аллегория, исследующая концепцию определения взрослой жизни исключительно по возрасту.
cs:Доспелос да:Воксен де: Эрвахсенер et: Тайскасвану es: Взрослый fr:Взрослый он: בגרות сущ.: Волвассен пт: взрослый ru:Взрослый простой: взрослый
На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотреть авторов). |
Итальяно 日本語
Контент сообщества доступен по лицензии CC-BY-SA, если не указано иное.
Психология взрослых – PSYC 635
Психология взрослых – PSYC 635
CG • Секция 8WK • 08.11.2019 – 16.04.2020 • Изменено 11.02.2022
Курс углубленного изучения процессов развития Описание
в зрелом возрасте. Сосредоточьтесь на современных исследованиях в различных областях, таких как работа, брак и семья, личность, познание и физические изменения. (в перекрестном списке с MSPS 647)Информацию о предварительных требованиях для этого курса см. в Академическом каталоге курсов.
Обоснование
Понимание взрослой психологии имеет решающее значение для профессиональной психологической практики, но также важно в любой профессии, а также в межличностных взаимодействиях и получении внутриличностного понимания. Знание современной теории и исследований в области психологии взрослых и понимание разнообразия опыта взрослых полезны для облегчения осознания себя и других — жизненно важный навык как в психологической практике, так и в личной жизни. Знание фаз развития взрослых и научных исследований в области психологии взрослых способствует точному пониманию этой фазы жизни. Эти знания также помогают развеять ошибочные стереотипы и мифы о развитии взрослых, которые часто преобладают в современной культуре, но не подтверждаются исследованиями.
Задание по курсу
Чтение учебников и презентации лекций
Контрольный список требований к курсу
После ознакомления с программой курса и ожиданиями учащихся студент должен заполнить соответствующий контрольный список, который находится в обзоре курса.
Обсуждения (7)
Обсуждения — это совместное обучение. Таким образом, учащийся должен предоставить тему в ответ на предложенную подсказку для каждого обсуждения. Каждая ветка должна состоять из 200–300 слов (за исключением темы «Обсуждение: духовное развитие», в которой ветка обсуждения состоит из публикации документа для размышлений) и демонстрировать знания, связанные с курсом. В дополнение к треду учащийся должен ответить на 2 треда одноклассников. Каждый ответ должен состоять из 100–150 слов. (CLO: A, B, C, D, E, F, G)
Исследовательская работа
Задание по планированию
Учащийся представляет 1–2 страницы материала с обсуждением темы и планов исследовательской работы, а также 3 научных ссылки, которые он/она планирует использовать в статье. (CLO: A, B, C, D, E, F, G)
Окончательное задание
Учащийся напишет исследовательскую работу объемом 4–6 страниц в текущем формате APA на основе своей темы выбор из планировочного задания.