Что такое музыкальная терапия — Афиша Daily
«Афиша Daily» поговорила с одним из главных музыкальных терапевтов страны Алисой Апрелевой о том, где именно применяют музыку, чтобы лечить, и как к такой терапии относятся в России.
Что такое музыкальная терапия
Музыка прекрасна тем, что не только эмоционально поддерживает человека, но и воздействует целиком на его физиологию. В мозге нет отдельной «музыкальной зоны» — мелодия идет по тем же нейронным путям, которые обеспечивают такие жизненно важные функции, как язык, речь, моторика. Поэтому человек отзывается на ритм и начинает топать в такт, сам того не замечая. Это явление аудиторной синхронизации хорошо изучено. С изменением звуковых стимулов изменяется пульс, дыхание, темп функционирования организма.
Музыка воздействует так же, как влюбленность, как удовольствие от еды или занятий спортом: она стимулирует выработку гормонов — дофамина, серотонина, окситоцина. Когда мы, например, снова и снова переслушиваем одну и ту же песню, это значит, что мозг хочет получить свою порцию удовольствия. Правда, в депрессивном состоянии люди часто слушают по кругу мрачную музыку, которая уводит их еще дальше. Допустим, если у человека суицидальные мысли, ему нужно пить по одной таблетке препарата, чтобы себя поддерживать, а он может взять и под воздействием грустной музыки выпить весь пузырек. Для того чтобы контролировать такие моменты, нужен музыкальный терапевт: он должен быть рядом, подобрать правильную первую дозу музыки, которая отражает состояние пациента и помогает ему пройти через него, а потом по чуть-чуть вводить другую музыку, которая переключит на другие эмоции. Это называется изометрический принцип: ты присоединяешься к состоянию человека, а потом выводишь его в нужное.
Где применяют музыкальную терапию
Болезнь Альцгеймера
При болезни Альцгеймера происходят физические изменения в головном мозге — повреждается прежде всего кора, то есть его верхняя часть, которая отвечает за принятие решений, социализацию, мыслительный процесс. При этом древняя лимбическая система, где сосредоточена вся наша эмоциональная жизнь, затронута меньше, и музыка может «огибать» все нарушенные участки мозга, чтобы воздействовать непосредственно на человека.
Появляется блеск в глазах, осмысленность, самоосознание. Музыка возвращает человеку его личность — и он снова начинает общаться «изнутри», а не на автомате. Восстанавливается структура его дня, возможность полноценно контактировать с окружающими.
В течение нескольких месяцев мы с коллегами работали над пилотной программой музыкальной терапии в сети пансионатов Senior Group в Москве — и теперь у их резидентов есть регулярный доступ к этой услуге.
Восстановление после операций
Известно, что в постоперационный период музыкальная терапия может частично замещать седативные препараты. Воздействию музыкальной терапии посвящено множество научных исследований и кокрейновские обзоры (Cochrane Collaboration — международная некоммерческая организация, изучающая эффективность медицинских технологий по строгой систематизированной методологии. Официально сотрудничает с Всемирной организацией здравоохранения. — Прим. ред.)
Психотерапия
Можно воспроизвести на инструментах какой-то паттерн, повторяющийся в жизни человека, и это даст ему возможность посмотреть на ситуацию со стороны. Музыка не может, конечно, заменить психоаналитика: если мы забиваем тревожность какими-то способами, мы сделаем только хуже. Но так же, как человеку может быть показано медикаментозное лечение вместе с психотерапией, ему может быть полезна и музыка: кому-то может хватить и правильно подобранной музыки, начинающей звучать за час до сна.
Сейчас я занимаюсь проектом Remedywave, где мы с коллегами пытаемся автоматизировать музыкально-терапевтические алгоритмы, чтобы можно было применять их в повседневной жизни. Нас окружают потоки доступной, разнообразной музыки, но порой бывает сложно даже вспомнить мелодию, после которой мы обычно чувствуем себя хорошо. Наш проект будет подбирать композиции автоматически.
Роды
Для собственных родов я заготовила всякие музыкальные штуки, но в процессе выяснилось, что они не подходят. В итоге мои дети появлялись на свет под звуки океана. Сейчас, когда я работаю с методиками подбора музыки для родов, всегда понимаю, что нужно иметь запасной вариант.
В музыкальной терапии мы всегда говорим про очень конкретные медицинские цели, которых нужно достичь. В родах есть свои фазы, и на каждой — свои цели. Во время схваток хорошо бы успокоиться, а когда наступает более активный этап, ритмичная деятельность, то музыка может помочь справиться с болью и ускорить процесс — здесь нужно что-то более драйвовое. В идеале, конечно, чтобы музыкальный терапевт присутствовал на родах, но такое далеко не всегда возможно.
Помощь людям с БАС
В музыкальной терапии важна не только практика, но и научная составляющая. Уже год я работаю в Anglia Ruskin University в Кембридже над докторской диссертацией, в ходе которой разрабатываю протокол для поддержания дыхания, глотания и речи людей с боковым амиотрофическим склерозом (БАС). Это страшное заболевание, при котором постепенно теряешь способность двигаться, говорить, дышать: Стивен Хокинг прожил с ним долго, но его случай — скорее исключение. В среднем люди с БАС живут 3–5 лет. В России им помогает фонд «Живи сейчас», с подопечными которого мы работаем при поддержке гранта от Фонда президентских грантов. Наше исследование успело получить поддержку Фонда Стивена Хокинга, но сейчас я озабочена поиском средств на новый этап исследования. Так что моя жизнь — мозаика разных потребностей, проектов и целей, и это немножко неспокойно.
Пять лет назад я начала работать над образовательной инициативой «Музтерапевт.ру», и за это время вокруг проекта собралась сильная команда — он стал платформой для общения российских и зарубежных специалистов, заинтересованных в терапевтическом применении музыки.
Поддержка пациентов и их родственников
Последние три года я работала в онкологической клинике в Бостоне, в отделении химиотерапии. Там есть комната ожидания, где пациенты ждут приема, сеанса химиотерапии, ждут новостей от врача. У человека в этот момент очень хрупкое состояние. Я просто сидела там и импровизировала: на гитаре, на индийской флейте, на барабанах, стараясь отразить настроение людей, поддержать и заодно показать, что здесь не только яды и белые халаты. Потом я заходила в отделение, где пациенты сидели в креслах и получали «химию», и предлагала: «Не хотите ли вы немного музыки?» Или спрашивала: «Вы знаете о том, что такое музыкальная терапия?» С этих вопросов начиналось терапевтическое взаимодействие. Еще я вела клиническую практику студентов Беркли в отделении психиатрии и в инклюзивных классах.
Как к музыкальной терапии относятся в России
В России нередко музыкальная терапия воспринимается как какое-то приложение к психотерапии или ответвление от нее, что совсем неверно: это отдельная наука. У нас пока нет системы высшего образования и сертификации для музыкальных терапевтов. Есть несколько курсов в рамках повышения квалификации и семинары. Те немногие специалисты, что есть, работают, как правило, в узких сферах: с особыми детьми, в психотерапии. Найти специалиста порой бывает непросто. Наш проект позволяет получить бесплатную, достоверную информацию о музыкальной терапии, предлагает ресурсы для специалистов, применяющих музыку терапевтически, музыкантов-волонтеров, медиков, психологов и всех интересующихся этим видом терапии.
Как приходят к музыкальной терапии
Годы, когда я формировалась, пришлись на 1990-е. Я много времени проводила в поисках слов и звуков, которые могли бы как-то отобразить окружавший нас хаос. Написание песен стало для меня способом осознания происходящего. В детстве я мечтала быть врачом, а по вечерам выступать в цирке, но мне говорили, что это невозможно: родители хотели, чтобы я была юристом. В результате я стала судебным лингвистом, но продолжала заниматься музыкой. Днем, как говорят американцы, у меня была dayjob, а вечером — настоящая жизнь.
Если в 1970–1980-е в андеграунде происходило что-то причудливое и очень интересное, существовала настоящая контркультура, то в 1990-е все это уже стало неактуально. Были люди, которые по инерции продолжали андеграундную традицию, но смысла в противостоянии системе уже не было. Мы с единомышленниками придумали себе название — оверграунд, много выступали на фестивалях, но просуществовало все это недолго.
На пике своей андеграундной «карьеры», в 2004 году, я оказалась в Америке — просто встретила человека, с которым уехала «на край земли». Я надеялась вернуться: мне казалось, что я не смогу там прижиться, а никакой american dream у меня не было, но в результате именно она со мной и произошла.
Сначала я долго не знала, что делать, и два года молчала: оторванная от привычной среды, я пыталась завязать новые отношения с музыкой. Однажды в гостях у фольклорной певицы Юлианы Светличной я прикоснулась к виолончели: мне дали смычок, и я просто провалилась в звук на 40 минут. Потом я завела какую-то не очень хорошую, но свою виолончель — сидела, играла, играла, играла и искала звук. Я поняла, что мне нравится соединять виолончель со звуком голоса и уже не опираться так на текст, как это было в андеграундной традиции.
Как становятся музыкальным терапевтом
Затем я окончила курсы кинокомпозиторов в Сиэтле. Свою дипломную работу я делала по документальному фильму о женщине, которая сражалась с раком. Болезнь была неизлечимой, фильм снимала ее дочка — тема печальная, но материал получился очень светлым. Меня зацепила эта работа, и тут кто-то из однокурсников спросил, слышала ли я про музыкальную терапию. Я стала исследовать тему и почти сразу поняла, что это мое. Я и раньше много думала о том, как на человека воздействует музыка даже помимо его воли. Мои размышления закончились тем, что я отправилась поступать в музыкальный колледж Беркли в Бостоне, на отделение музыкальной терапии.
Я не верила, что меня возьмут, — ощущала такое русское уныние. Я проходила прослушивание как «поющая виолончелистка», и, наверное, это заинтересовало экзаменаторов. В итоге я поступила. Но тогда же случился кризис 2008 года: нам периодически не хватало денег на еду, и тем более на переезд из Сиэтла в Бостон. Так что я отложила решение на год. Спустя это время ситуация не сильно улучшилась, так что я взяла государственный кредит и поехала.
В американской системе образования все совсем не так, как у нас, когда ты делаешь выбор в 16 лет и потом следуешь прописанной схеме. Тут можно поступить в вуз и собирать себе программу как из кирпичиков: изучать индийские раги или тяжелый металл, джазовую гармонию или классическую музыку, часть курса посвятить музыкальной терапии, а часть — электронной композиции.
Что успокаивает самих музыкальных терапевтов
Интенсивный темп жизни и профессиональное выгорание недавно привели к пониманию, что мне не хватает очень важного элемента: я использую музыку как средство помощи другим, но перестала писать музыку, взаимодействовать с музыкантами, играть концерты. Стою у колодца, черпаю воду для других и не замечаю, как от жажды пересыхают мои собственные губы, как слабеют руки. Выражение себя через живой звук — очень мощный ресурс. Я снова поменяла инструмент: пишу новые песни, аккомпанируя себе на фортепиано. Стараюсь проводить минимум полтора часа в день за этой работой. Надеюсь представить новую программу в Бостоне, Нью-Йорке и Москве в начале следующего года.
Лично меня успокаивает Арво Пярт (советский и эстонский композитор. — Прим. ред.). В окружающем шуме мира его музыка — как камертон. Он умеет слушать тишину. Для меня Пярт из той же метафизической местности, что и Бах. Бах более плотный, под него я вожу машину: он помогает мне сфокусироваться и утешает. Когда появляется нужная музыка — это как будто кто-то подошел, обнял тебя или накрыл одеялом. Мне кажется, важно, чтобы люди помогали друг другу в этом: если мои дети видят, что я не в ресурсном состоянии, они аккуратненько нажимают кнопочку. Знают, что это работает.
расскажите друзьям
теги
терапиямузыкаобществокак помогать людямкак житьВОЗ
люди
Стивен ХокингАрво Пярт
Музыкальная терапия
Ученые давно установили, что здоровье зависит от эмоционального центра человеческого организма. Воздействовать на эмоции можно разными способами, но музыка – самое эффективное, доступное и простое средство. Известный русский психолог С. Л. Рубинштейн объяснял возникновение музыки тем, что в природе все подчинено определенным внутренним ритмам, и только психика человека неритмична. Человек придумал музыку, чтобы «строить и жить помогала», в самом прямом смысле. Чтобы придать ритм и гармонию своей психической жизни. Узбекский ученый Мирзакарим Норбеков о влиянии музыкотерапии писал: «Хаос не в мире, он внутри нас, и именно музыка побеждает этот хаос, гармонизирует эмоциональную сферу человека».
Музыкотерапия (в переводе с греко-латинского «лечение музыкой») – это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека.
Западные учёные, проведя многочисленные исследования и эксперименты, пришли к убеждению: некоторые мелодии действительно обладают сильным терапевтическим эффектом. Так, духовная, религиозная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя; пение весёлых песен помогает при сердечных недугах, способствует долголетию, но самый большой эффект на человека оказывают мелодии Моцарта. Этот музыкальный феномен, до конца ещё не объяснённый, так и назвали – «эффект Моцарта».
Следует отметить, что в России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году.
Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др.
В качестве психологических механизмов коррекционного воздействия музыкотерапии указывают:
- катарсис – эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния;
- облегчение осознания собственных переживаний;
- конфронтацию с жизненными проблемами;
- приобретение новых средств эмоциональной экспрессии.
Музыкотерапия применима ко всем независимо от возраста и музыкальных способностей.
Положительное влияние на ребенка оказывает классическая музыка. Музыкальные произведения выбираются в соответствии с воздействием, оказываемом на те или иные функции: при раздражимости, утомлении, угнетенном настроении, гиперактивности, повышенной возбудимости.
Благотворными, успокаивающими оказываются произведения Баха, Моцарта, Бетховена, Чайковского.
Возбуждающий эффект свойственен музыке Вагнера, Оффенбаха, Равеля. Тяжелый рок, клубная музыка вызывает стрессовые реакции.
Разный терапевтический эффект также имеют музыкальные инструменты:
- фортепиано – снимает возбудимость, успокаивает нервную систему;
- скрипка, флейта – расслабляют;
- кларнет – улучшает кровообращение, нормализует сердечно – сосудистую систему;
- ударные (барабаны, литавры и т. д.) – бодрят, придают силы.
Музыкотерапия позволяет решить ряд проблем:
- преодолеть психологическую защиту ребенка – успокоить или, наоборот, настроить, активизировать, заинтересовать;
- установить контакт между взрослым и ребенком;
- развивать коммуникативные и творческие возможности ребенка;
- занять его увлекательным делом – музыкальными играми, пением, движениями под музыку, импровизацией на музыкальных инструментах.
Различают пассивную и активную формы музыкотерапии.
При пассивной музыкотерапии детям предлагается прослушать различные музыкальные произведения, соответствующие их настроению, в процессе чего выявляется эмоциональное переживание ребенка.
При активной музыкотерапии ребенок вовлечен в работу с музыкальным материалом: инструментальная игра, пение. Основной целью в этом случае является, устранение повышенной застенчивости, развитие коммуникативных навыков, формирование выдержки и самоконтроля.
Подготовила музыкальный руководитель: Якименко Е.Г.
Музыкальная психотерапия — Zencare
Что такое музыкальная психотерапия?
Музыкальная психотерапия (или музыкальная терапия ) — это вид творческой арт-терапии, наряду с арт-терапией, танцевально-двигательной терапией и драматической терапией. Это специализированная модальность, предоставляемая сертифицированными терапевтами, прошедшими программу музыкальной терапии.
Как следует из названия, музыкальная психотерапия включает в себя использование научно обоснованных музыкальных вмешательств для улучшения социального, психологического, эмоционального и физического функционирования и благополучия. Музыкальная психотерапия может проводиться в рамках индивидуальной или групповой терапии в различных медицинских, образовательных, социальных службах или в условиях частной практики.
Читайте дальше, чтобы узнать больше о музыкальной психотерапии и понять, подходит ли она вам.
С чем может помочь музыкальная психотерапия
Как и другие методы терапии творческим искусством, музыкальная психотерапия используется для помощи людям всех возрастов с рядом проблем, в том числе:
Музыкальная психотерапия может помочь людям выразить себя и прогрессировать способами, которые невозможны при традиционной терапии разговором. Это особенно полезно для тех, кто:
- Имеют трудности с вербальным самовыражением, как это может быть у людей с деменцией или другими когнитивными проблемами
- Имеют лишь ограниченное улучшение от разговорной терапии
- Беспокоят болезненные эмоции и тяжелые переживания, такие как травма
Решение об участии в музыкальной психотерапии также зависит от личных качеств и предпочтений в терапии. Некоторые люди считают, что творческий и экспрессивный стиль терапии импонирует им больше, чем другие виды терапии.
Работает ли музыкальная психотерапия?
Недавний Кокрейновский обзор показал, что необходимы дополнительные исследования для изучения многообещающих результатов, которые показывает музыкальная психотерапия в качестве дополнительного лечения психических состояний, таких как депрессия и тревога (2).
По данным Американской ассоциации музыкальной терапии, исследование подтверждает его эффективность в таких областях, как:
- Физическая реабилитация
- Содействие движению
- Повышение мотивации людей к участию в лечении
- Предоставление эмоциональной поддержки
- Обеспечение выхода для самовыражения эмоций
Как работает музыкальная психотерапия
Трудно точно определить, как работает музыкальная психотерапия, потому что практика очень разнообразна. Общим для всех практик является использование музыкальных вмешательств, чтобы помочь людям работать над достижением их терапевтических целей. Терапевтические отношения, которые развиваются посредством музыкальных взаимодействий между терапевтом и клиентом, также занимают центральное место в том, как работает музыкальная психотерапия.
Музыкальная психотерапия использует музыкальные средства выражения и вмешательства и не полагается на навыки вербального общения. Используя музыку, люди могут создавать свой собственный язык, который позволяет им выражать себя, исследовать и общаться с миром и другими людьми. Это также может помочь улучшить уверенность, независимость, самосознание и осведомленность о других, концентрацию и внимание. Эти способности укрепляются и могут быть перенесены в области жизни вне терапии.
Важно отметить, что вам не нужно никакого музыкального опыта или способностей, чтобы извлечь пользу из музыкальной психотерапии.
Структура сеансов музыкальной психотерапии
На первом сеансе музыкальный терапевт оценивает конкретные потребности клиента. Например, музыкальные терапевты оценивают эмоциональное благополучие, физическое здоровье, социальное функционирование, коммуникативные способности и когнитивные навыки с помощью музыкальных реакций. После оценки сильных сторон и потребностей каждого клиента терапевт рассматривает, какие методы могут лучше всего удовлетворить эти потребности, и создает уникальный план лечения.
Последующие сеансы включают использование различных музыкальных психотерапевтических вмешательств, как описано в разделе ниже. Терапия может принимать различные формы в зависимости от потребностей, навыков, интересов и терапевтических целей каждого человека. Он может проводиться как в групповой, так и в индивидуальной терапии.
В отличие от некоторых других видов терапии, музыкальная психотерапия не следует установленному протоколу, а это означает, что вы и ваш терапевт можете вместе решать, как часто проводить сеансы и когда будет подходящее время для завершения терапии.
Что происходит на типичном сеансе музыкальной психотерапии?
То, что происходит в музыкальной психотерапии, меняется от сеанса к сеансу и в соответствии с индивидуальными потребностями. Однако, как правило, сессии включают использование широкого спектра инструментов, стилей, процессов и техник, таких как:
- Музыкальная импровизация
- Восприимчивое прослушивание музыки
- Написание песен
- Обсуждение текстов
- Музыка и образы
- Музыка производительность
- Пение
- Движение к музыке
- Создание музыки
- Обучение через музыку
- Игра на музыкальных инструментах (хотя цель терапии не в том, чтобы научиться играть на инструментах)
Что искать у музыкального терапевта Там
3
2 Есть несколько факторов, которые следует учитывать при выборе музыкального терапевта, в том числе:
Квалификация: При таком большом количестве различных типов поставщиков может быть трудно решить, к какому типу психиатра обратиться.
Ищите терапевта, сертифицированного в области музыкальной терапии — сертифицированного музыкального терапевта (MT-BC). Терапевты часто включают эту информацию в свою биографию на своем веб-сайте или в онлайн-профиле. Это гарантирует, что ваш терапевт сдал национальный экзамен, предлагаемый Сертификационной комиссией музыкальных терапевтов, и, следовательно, получил соответствующий уровень образования для практики.
Личное соответствие: Доверительные отношения между вами и вашим терапевтом, известные как «терапевтический альянс», могут иметь огромное влияние на эффективность терапии. Важно работать с кем-то, кому вы доверяете и кто вас понимает.
Лучший способ узнать, как вы относитесь к психотерапевту, — попросить о предварительном телефонном звонке. Это также позволяет вам спросить об их основной энергетической подготовке, опыте и о том, на что будет похожа терапия. Прежде чем принять решение, поговорите с несколькими разными терапевтами.
Найдите терапевтов, специализирующихся на музыкальной психотерапии
Найдите терапевтов, специализирующихся на музыкальной психотерапии, на сайте Zencare. Поиск по страховке, сборам и местоположению; посмотреть вводные видеоролики терапевта; и закажите бесплатные первые звонки, чтобы найти подходящего терапевта для вас!
Источники и ссылки
- (1) Веб-сайт Американской ассоциации музыкальной терапии, https://www.musictherapy.org
- (2) Кокрановская база данных систематических обзоров, «Музыкальная терапия депрессии». Доступ онлайн, февраль 2020 г., по адресу https://www.cochranelibrary.com/cdsr/doi/10.1002/14651858.CD004517.pub3/full
- Веб-сайт Британской ассоциации музыкальной терапии, https://www.bamt.org
- Национальная служба здравоохранения Великобритании, «Музыка терапия «помогает лечить» депрессию».0135
Найти проверенных терапевтов, практикующих музыкальную психотерапию
- Калифорния
- Колорадо
- Коннектикут
- Флорида
- Иллинойс
- Мэриленд
- Массачусетс
- Нью-Джерси
- Нью-Йорк
- Северная Каролина
- Пенсильвания
- Род-Айленд
- Теннесси
- Техас
- Юта
- Вирджиния
- Вашингтон
Музыкальная терапия
Музыкальная терапия — тип терапии выразительными искусствами, в которой музыка используется для улучшения и поддержания физического, психологического и социального благополучия людей. музыку, пение и игру на музыкальном инструменте.
Этот тип терапии проводится обученным терапевтом и часто используется в больницах, реабилитационных центрах, школах, исправительных учреждениях, домах престарелых и хосписах.
История музыкальной терапии
Музыка веками использовалась в качестве терапевтического инструмента, и было показано, что она влияет на многие области мозга, включая области, связанные с эмоциями, познанием, ощущением и движением. Этот факт в сочетании с увлекательным характером музыки и разнообразием музыкальных форм делает музыку уникально эффективной при лечении широкого спектра физических и психических проблем, включая депрессию, беспокойство и гипертонию.
Найти терапевта
Когда передвижные музыкальные группы играли для госпитализированных ветеранов во время и после обеих мировых войн, врачи и клиницисты начали осознавать мощное влияние музыки на процесс выздоровления и просили больницы нанимать профессиональных музыкантов. Это создало потребность в специализированном обучении надлежащему исполнению музыки как терапевтического метода.
Постепенно колледжи и университеты начали включать музыкальную терапию в свою учебную программу, начиная с Университета штата Мичиган в 1944. В 1950 году была создана первая крупная профессиональная организация музыкальных терапевтов, которая стала известна как Национальная ассоциация музыкальной терапии (НАМТ). В 1998 году в результате слияния NAMT и Американской ассоциации музыкальной терапии была образована Американская ассоциация музыкальной терапии (AMTA). AMTA фокусируется на повышении осведомленности об услугах музыкальной терапии и доступе к ним, способствуя развитию образования, обучения, профессиональных стандартов и исследований в области музыкальной терапии.
Кому может быть полезна музыкальная терапия?
Музыкальная терапия может принести пользу многим людям. Разнообразный характер музыки означает, что ее можно применять для лечения как физических, так и психологических проблем. В некоторых случаях терапевтическое использование музыки может помочь людям так, как другие формы терапии не могут, поскольку иногда оно может вызывать реакции, которые могут не проявляться при более традиционных формах лечения. Когда людям трудно выразить себя вербально, они могут проявлять больший интерес и участие в музыкальной терапии, чем в более традиционной форме терапии. Для того, чтобы воспользоваться этим подходом, не требуется музыкального образования.
Поскольку музыка может вызывать положительные эмоции и стимулировать центры вознаграждения в мозгу, музыкальная терапия часто способна облегчить симптомы проблем с психическим здоровьем, таких как:
- Депрессия
- Проблемы, связанные с настроением
- Беспокойство
- Шизофрения
- Зависимость от веществ
- Аутизм
- Проблемы с личностью
- Бессонница
- Деменция
Музыкальная терапия может как оценивать, так и улучшать когнитивные, социальные, эмоциональные и двигательные функции, и исследования показали положительные результаты у людей с интеллектуальными или физическими трудностями, травмами головного мозга или болезнью Альцгеймера. Этот тип терапии также использовался при лечении физических заболеваний, таких как рак и гипертония.
Положительные эффекты музыкальной терапии не ограничиваются теми, кто справляется с тяжелыми или длительными физическими и психологическими проблемами, и эта терапия может помочь людям в самых разных ситуациях. Музыка часто используется для снижения уровня стресса и восприятия боли среди рожениц и связана с улучшением самооценки, самооценки, вербального общения, просоциального поведения, навыков социализации, групповой сплоченности и навыков преодоления трудностей.
Что происходит на сеансе музыкальной терапии?
Методы воздействия, используемые в музыкальной терапии, можно условно разделить на активные и рецептивные техники. Когда человек занимается музыкой, будь то пение, пение, игра на музыкальных инструментах, сочинение музыки или импровизация, он использует активные техники. С другой стороны, рецептивные техники включают прослушивание музыки и реагирование на нее, например, посредством танца или анализа текстов песен.
Музыкальная терапия может проводиться индивидуально или в группах, а музыку может выбирать терапевт или человек, проходящий терапию. Музыкальный терапевт, как правило, следит за тем, чтобы тип и режим выбранной формы музыки, а также время музыкального вмешательства соответствовали потребностям и целям человека в терапии.
При знакомстве с музыкой терапевты часто основывают свой выбор на принципе Изо, согласно которому музыка с большей вероятностью окажет влияние, если она соответствует текущему состоянию человека. Поэтому терапевты стараются обеспечить, чтобы текст и мелодия выбранного музыкального произведения хорошо соответствовали настроению и психологическому состоянию человека, проходящего терапию.
Написание песен обычно используется в музыкальной терапии и может включать в себя написание оригинальных песен или изменение существующих, причем последнее является более структурированным подходом к написанию. Человек может изменить песню, изменив некоторые слова или строки, добавив новые куплеты или написав совершенно новый текст, чтобы он соответствовал существующей мелодии. В тех случаях, когда песни сочиняются свободно, терапевт может предложить эмоцию или тему, которая послужит отправной точкой.
Музыкальную терапию можно использовать различными способами:
- Когда человек испытывает трудности с общением после инсульта, пение слов или коротких фраз, связанных с простой мелодией, часто может улучшить производство и беглость речи.
- Человек с нарушениями моторики может улучшить мелкую моторику, играя простые мелодии на фортепиано или отбивая ритм на барабанных подушечках. Прослушивание ритмического стимула, например метронома, также может помочь человеку инициировать, координировать и рассчитывать свои движения.
- Терапевт может сыграть музыкальное произведение для детей с аутизмом с ограниченными социальными навыками и попросить их представить эмоциональное состояние человека, создавшего музыку, или человека, который ее играет. Это может помочь человеку с аутизмом развить или укрепить способность учитывать эмоции, которые испытывают другие.
- Групповые кружки игры на барабанах использовались, чтобы вызвать расслабление, дать выход чувствам и способствовать социальной связи между членами группы. Члены группы могут сидеть в кругу с ручным барабаном, в то время как терапевт ведет их к действиям по игре на барабанах, в которых члены группы могут играть на барабанах по одному или все сразу. Тех, кто входит в круг, можно попросить выразить свои чувства, играя ритм на своем барабане, или группу можно попросить импровизировать под музыку, чтобы повысить сплоченность группы.
- Музыка может быть включена в методы управляемого воображения или прогрессивной мышечной релаксации для повышения эффективности этих методов.
Обучение музыкальных терапевтов
Желающие стать музыкальными терапевтами должны иметь как минимум степень бакалавра в области музыкальной терапии в учреждении, одобренном Американской ассоциацией музыкальной терапии (AMTA). Программы музыкальной терапии включают курсовую работу, а также стажировку в образовательном и/или медицинском учреждении. После успешного завершения одной из одобренных AMTA программ лица должны сдать национальный экзамен, предлагаемый Сертификационным советом музыкальных терапевтов (CBMT). Если они успешно сдают экзамен, они получают удостоверение Music Therapist-Board Certified (MT-BC), которое требуется для профессиональной практики. Сертификация Совета продлевается каждые пять лет, и для сохранения этого сертификата музыкальные терапевты должны повторно сдавать экзамен CBMT или получать 100 кредитов повторной сертификации в течение каждого пятилетнего периода.
Ограничения музыкальной терапии
Музыкальная терапия обычно дает положительные результаты, но не рекомендуется в качестве самостоятельного лечения серьезных медицинских и психиатрических проблем. Хотя музыка может помочь облегчить некоторые симптомы этих состояний, также могут потребоваться другие формы лечения, такие как медикаментозное лечение, физиотерапия или психотерапия.
Кроме того, несмотря на то, что в музыкальной терапии можно эффективно использовать любую форму музыки, не все люди сочтут каждый тип музыки терапевтическим. Польза от определенного типа музыки часто будет зависеть от предпочтений человека и состояния , которое испытывает этот человек, и некоторые музыкальные формы могут фактически вызывать возбуждение. Чтобы добиться успеха с музыкальной терапией, терапевту, вероятно, потребуется убедиться, что музыкальные предпочтения человека, проходящего лечение, приняты во внимание.
Справки:
- Американская ассоциация музыкальной терапии. (2015). Что такое музыкальная терапия? Получено с http://www.musictherapy.org/faq/ .
- Боксилл, Э. Х., и Чейз, К. М. (2007). Музыкальная терапия: обзор. В Музыкальная терапия нарушений развития (2-е изд.) [версия для электронного чтения]. Получено с http://www.proedinc.com/Downloads/12109Ch01.pdf
- Гудинг, Л.Ф. (2008). Как найти свой внутренний голос с помощью песни: донести до подростков методы, общие для поэтической и музыкальной терапии.