«Когда говорят, что детей с особенностями стало больше из-за изменений в мире, — это не так»
Часто родителям в сложной ситуации с ребёнком не остаётся ничего, кроме паники, метаний и экспериментов. Я плохо его воспитала или это особенности его развития? Это особенности развития или психиатрический диагноз? Кто мне поможет: педиатр, психиатр, психолог или нейропсихолог? Эти и другие вопросы мы задали психиатру Елисею Осину, одному из главных российских специалистов по особенностям развития у детей.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
Сегодня кажется, что искать у ребёнка особенности развития — чуть ли не модный тренд. Насколько это соответствует реальности? Таких детей действительно стало больше?
На этот вопрос есть два ответа: эмоциональный и рациональный. Как человек, который связан с этой темой и постоянно находится среди детей с особенностями развития, я бы, конечно, сказал, что их очень много. Но научные исследования этого не подтверждают — просто мы стали больше уделять внимания своим детям и их развитию.
Детская психиатрия вообще сравнительно молодая наука. Ещё в середине XIX века всерьёз верили, что дети не могут страдать психиатрическими заболеваниями. Знаете, почему?
Елисей ОсинПотому что не успели согрешить?
Точно. Психическая патология считалась наказанием за грехи. Если ребёнок всё-таки был болен — значит, он несёт кару за грехи своих родителей. Это называлось «нравственным вырождением». Только к концу XIX века поняли, что грехи тут ни при чём.
Полноценная детская психиатрия появилась в начале прошлого века. Знаменитый доктор Лео Каннер, который впервые описал аутизм, был первым специальным детским психиатром, а он работал в середине XX века. С тех пор внимание к детским патологиям растёт. Поэтому насколько такие патологии встречаются чаще — сложный вопрос, на который нет однозначного ответа.
Очень часто говорят, что такое количество детей с особенностями — ответ на изменение того мира, в котором мы живём, с его информационным потоком, турбулентностью и так далее. Что вы об этом думаете?
Нет, конечно. Все эти истории — врождённые. Это реакция на состояние нервной системы, а не среды, где они находятся. Это касается и аутизма, и речевых нарушений. Понятно, что воспитание и то, как родители взаимодействуют с ребёнком, играет роль в его развитии. Также понятно, что современные родители проводят гораздо больше времени с детьми, чем они проводили 200 лет назад, но это не имеет прямого отношения к глобальным переменам в мире и информационному потоку.
Лео Каннер (1894–1981) считается одним из основателей детской психиатрии / Фото: Wikimedia CommonsПомощь педиатра в поликлинике или всё-таки самим
Моя бабушка сказала бы сейчас: «Вас же вырастили без психологов — и ничего». Что бы вы ей ответили?
Всё очень просто: благодаря работе психологов и психиатров мы уменьшаем количество страданий. Не нужно буйной фантазии, чтобы представить отстающего в школе мальчика, которого родители силой заставляют учиться, а учителя обзывают «дураком». Когда в этой истории появляется диагноз, который объясняет особенности его развития и поведения, это снимает стресс с родителей и помогает ребёнку. Это просто уменьшает количество детских страданий.
В первую очередь это касается ранней диагностики. Я много общаюсь с маленькими детьми, у которых проблемы c развитием речи. Им трудно говорить, понимать. Я сразу говорю родителям, что нужно сделать, как заниматься и когда станет легче. Так они понимают, к чему готовиться, они не раздражаются на него, не беспокоятся, предупреждают педагогов.
Понимание, что дело не в характере и не воспитании, а в психиатрическом расстройстве, меняет отношение к ребёнку
Видеть причину — значит работать с ней и, самое главное, проявлять сочувствие. Конечно, в нашем неидеальном мире всё пока не так гладко, но это уже проблема просвещения, а не психиатрии. К сожалению, с просвещением у нас всё пока не очень.
Конечно, ведь когда мы говорим о том, что в западном мире стали больше выявлять особенности развития, мы говорим о гуманизации. Когда больше диагнозов ставят в России, становится, если честно, страшно. У меня, у мамы ребёнка с особенностями развития, есть страх перед системой.
Да, это пока зарождающаяся система, поэтому она нестабильна. Я вижу примеры, как эта система работает на отлично, причём именно в формате государства. Пришли к педиатру в возрасте двух лет, педиатр направил к психиатру, тот поставил диагноз, назначил два-три обследования — и ребёнок идёт в детсад уже с адаптированными рекомендациями и чувствует себя там комфортно. Но та же система может дать сбой на следующий день: родителей будут уговаривать, что ничего страшного с ребёнком нет, он просто воспитан плохо, в больнице положат на двухмесячную диагностику, а потом выпишут с диагнозом, которого не существует. Он не пройдёт комиссию в детский сад и так далее.
Система находится в состоянии активной переделки. Те вещи, про которые я сегодня рассказываю родителям — возможность сопровождения тьютором, про адаптированные программы, их не было ещё пять лет назад. Да, адаптированные программы — дурацкие, тьюторы не слишком компетентные или их невозможно заполучить, но раньше этого вообще не было.
В целом это до сих пор вопрос борьбы за права. Если у тебя ребёнок с особенностями развития, ты просишь помощи у системы, а она говорит тебе: «Я не умею, да и не хочу, честного говоря, потому что у меня есть для тебя готовое решение, а если оно тебе не понравится, тогда борись».
И в этом месте мы понимаем, что всё упирается в деньги: например, мой ребёнок не может ходить в государственный детсад, и я оплачиваю частный, у него несколько занятий в неделю, которые помогают ему нормально развиваться. На всё это в месяц уходит средняя зарплата московского менеджера. А как быть, если у тебя нет этих средств, ты живёшь в маленьком городе, а тут психиатр ставит диагноз?
Сегодня государственная система может помочь в такой ситуации лишь частично. Можно попытаться оформить пособие по инвалидности или работать через систему коррекционных садов. Нормальная полноценная терапия в большинстве случаев — это частный сектор.
Несколько лет назад в Новосибирске было проведено исследование о количестве детей с особенностями в местных школах — их было до 15%. При этом около 50% из них не получали никакой помощи. На всех этапах провал: нет диагностики выявления, а главное, нет направления. Ведь психиатр должен сказать, куда тебе идти, а идти некуда, потому что идти в диспансер страшно и иногда даже опасно.
Но кое-что вы можете сделать, независимо от материального и географического положения. Во-первых, найти людей с похожей проблемой. В России есть сотни организаций, которые уже прошли какой-то путь. Информацию можно найти на сайтах фондов, которые занимаются этой проблемой. Например, на сайте фонда «Выход» есть карта всех организаций, которые помогают детям с аутизмом по всей России.
Второе — читайте достоверные источники, лучше на английском языке. Это решает 15% проблем. Родительские организации обычно помогают найти инклюзивные школы и детсады, бюджетные занятия.
Признаки, что ребёнка нужно показать психиатру
Раз система не поможет, давайте попробуем составить для родителей понятную схему действий. Какие признаки в поведении ребёнка должны сигнализировать о том, что пора идти к психиатру?
Эти признаки универсальны для детей с любыми особенностями развития. Есть два главных признака патологии:
Первое — это страдание и плохое самочувствие. Человек идёт к кардиологу, когда у него болит сердце. Когда родители видят, что ребёнку тяжело, что у него бурные истерики, что он очень быстро устаёт, жалуется.
Второй показатель — нарушение функции. Когда у ребёнка нарушена способность справляться какими-то задачами. Мы обычно ждём, что дети вписываются в те или иные паттерны. В год — одно слово и один жест, в полтора — 20 слов, в два — 100 или 200 слов. На деле это не очень сложное знание.
А когда это первый ребёнок и ты довольно смутно представляешь, как он должен развиваться?
В идеале ребёнка должен постоянно наблюдать педиатр. Они должны проводить скрининги. У нас с этим опять-таки сложно, но даже в обычной поликлинике есть брошюры, где этапы развития ребёнка подробно описаны. Я обычно советую изучить нормы Американской Академии педиатрии.
Например, ребёнку 7 лет, он пошёл в школу. К концу первого класса мы ждём, что он будет бегло читать, а он читает плохо или вообще не читает. Что это значит? Это значит, что у него нарушена функция — способность к адаптации. Или ребёнку три года, он использует 15 слов и больше не запоминает. Всё это повод обратиться к специалисту, чтобы понять, что ему мешает.
Бурные истерики, жалобы и быстрая утомляемость могут быть признаками появившихся у ребёнка психологических проблем / Фото: Shutterstock (sivilla)Следующий шаг — куда пойти? Мы уже выяснили, что идти к психиатру в поликлинику страшно. Тогда где и как найти детского психиатра?
Я не знаю, честно. Это большая и сложная история. Есть идеальный мир, а есть реальный. В идеальном мире можно обратиться к любому человеку с нужным образованием. В Америке есть такие developmental pediatrician, есть учителя со спецобразованием, есть психологи и нейропсихологи. В школах проходят тесты, которые показывают сложные стороны характера ребёнка и даже могут выявить диагноз. Название специалиста играет последнюю роль, главное — компетенция.
В неидеальном мире, как у нас, всё устроено сложнее. У нас люди, которые должны разбираться в том, как развивается ребёнок, в этом просто не разбираются
Почему так получилось?
Из-за очень плохой системы образования. Оно находится в состоянии тяжёлого кризиса. Отсюда возникают все эти истории про ребёнка, которого в полтора года привели в неврологу. Малыш показывает все симптомы аутизма, а невролог говорит: «Всё в порядке, у него просто характер такой». Родители уходят ни с чем, роются сами в интернете, на них обрушивается поток информации и они кое-как устанавливают причину особенностей поведения.
Если очень грубо округлять, то в 30% случаев система работает нормально, а в 70% даёт сбой. Поэтому я не знаю, где можно гарантированно найти хорошего специалиста.
Психиатр или нейропсихолог (и как найти хороших)
Тогда на какие вещи надо обращать внимание во время приёма? Как «на месте» отличить хорошего психиатра от непрофессионального?
Во-первых, хороший профессионал никогда не поставит диагноз сразу. Смотрите, насколько внимательно врач осматривает ребёнка. Если у него есть готовое решение, и он только ждёт момента, чтобы его выдать.
Второе — как он объясняет. Конечно, если подвешенный язык, можно что угодно наговорить, но в идеале эти объяснения должны быть легко проверяемы. Допустим, врач говорит: у вашего ребёнка синдром дефицита внимания и гиперактивности. Я считаю так, потому что есть руководство международной организации по диагностики таких заболеваний, и там указаны вот такие критерии. То есть вы можете прийти домой, обратиться к источникам и подтвердить его диагноз.
Третье — попросите его задокументировать и письменно обосновать диагноз и назначения. Подписанная своим именем официальная бумага заставляет врача быть внимательнее к сказанному.
Профессиональным психиатрам требуется время, чтобы поставить ребёнку верный диагноз / Фото: Shutterstock (Olesia Bilkei)Ещё один «тренд» — водить детей к нейропсихологам. Чем занимаются эти специалисты и в каких случаях они на самом деле нужны?
Тут мы опять должны посмотреть, как это существует в нормальной ситуации, а как — у нас. В первом случае, нейропсихолог нужен для того, чтобы точнее разобраться, что происходит с пациентом. Например, симптомы ребёнка не совсем вписываются в типичный набор того или иного заболевания. Тогда нейропсихолог может провести подробную диагностику, тесты, исследовать строение мозга.
Это углубленное изучение вашего состояния. Специалист может составить подробный профиль того, как это устроено в вашей голове. Он добавляет к диагнозу своё профессиональное знание о том, как особенности поведения коррелируются с нарушениями нервной системы и работой мозга. Зачем? Чтобы предложить вам план дополнительных действий. Но эта диагностика не всегда нужна.
В плохой ситуации нейропсихология — это какое-то параллельное лечение. К нейропсихологу, например, приводят ребёнка со всеми симптомами аутизма, а он им говорит что-то про кору головного мозга и назначает у себя сеансы терапии. Говорит им, что у него нарушено осознание тела в пространстве и прописывает специальные упражнения. У них своя сложная классификация блоков нервной системы, которая подразумевает коррекцию. Эта идея не выдерживает критики, потому что она не подтверждена научно. Мы не можем помочь человеку заговорить, заставляя его как-то особенно ползать.
В общем, хороший нейропсихолог — это очень тонкий диагност, который может дополнить своим знанием уже поставленный психиатром диагноз. Всё остальное не работает.
Ноотропы, снотворные и успокоительные
Что вы думаете о лечении всего на свете антидепрессантам, ноотропам и вообще таблеткам? Когда они на самом деле нужны, а когда — опасны?
В психиатрии лекарства можно очень условно поделить на две группы: эффективные и неэффективные. К первым относятся лекарства, которые обладают способностью что-то убирать, допустим, нарушения сна, страхи. Это огромная категория психофармакологии: стабилизаторы настроения, снотворные, антидепрессанты и так далее. Они работают, но назначает их врач.
Основное показание — если симптом, от которого мы хотим избавиться, мешает жить. Например, весёлый доброжелательный мальчик пошёл в школу, там у него проявляются симптомы СДВГ, которые мешают учиться и жить. То есть показание — нарушение адаптации.
К сожалению, не на все симптомы есть лекарства. Тут нужно сказать о лекарствах, которые не работают. У нас нет средств, чтобы ребёнок заговорил или начал читать. При этом есть множество лекарств, которым под разным соусом эти способности приписывают. Дайте ему таблетку, и он начнёт говорить. Точнее, они обещают «подпитать» его мозг, в результате чего он начнёт говорить. Нет научных доказательств, что эти препараты работают. В Америке, где очень высокие требования к доказательной базе, эти препараты не используют. Иностранные врачи удивляются, когда читают назначения русских врачей. Они всё это ещё 80-х пробовали и знают, что оно не работает.
А что вы скажете про ноотропы?
Вот думаю, как сказать, чтобы никого не обидеть. Без лоха и жизнь плоха, как говорится. Есть люди, которые готовы это продавать, и этих людей никто в нашей стране не остановит и даже поддержат. Есть спрос, который рождает предложения.
Огромное количество людей реально верит, что им помогают ноотропы. Ноотропы не работают. Никак
Тут нужно еще немного рассказать про целую группу лекарств, которые у нас категорически запрещены, но под контролем врачей широко используются в других странах. Эта группа называется «психостимуляторы», она очень эффективна в лечении нарушений внимания и активности. Иногда к ним прибегают и студенты, чтобы эффективнее готовиться к сессии, и люди, которые на работе сталкиваются с большим количеством задач. Проблема в том, что некоторые из этих лекарств имеют отношение к лекарствами амфетаминового ряда, и в больших дозах могут вызывать эйфорию, поэтому их использование требует контроля врача. Но исследования указывают на то, что они эффективны при лечении СДВГ. То есть убирают ту самую дезадаптацию. Но опять же — их у нас не испольуют, и, если это лекарства, которые помогают их ребенку, то родителям приходится буквально на свой страх и риск выезжать за пределы страны и фактически противозаконно их ввозить.
Считается, что эффективность ноотропов не доказана / Фото: Shutterstock (VonaUA)Что никогда нельзя делать, если твоему ребёнку поставили диагноз в кабинете психиатра?
Первое — не метаться и не тратить все деньги на обследования. Я знаю семью, которая потратила в первые два месяца после постановки диагноза больше, чем за следующие несколько лет лечения. Если у вашего ребёнка особенности развития или психиатрический диагноз, скорее всего, ему не требуется срочного лечения. Никто не умирает прямо сейчас. Лучше успокоиться, почитать информацию в проверенных источниках, поговорить с другими родителями в похожей ситуации. Паника — враг номер один.
Второе — не верить всему, что пишут в интернете. Почему-то мы не верим тому, что написано на заборе, а с интернетом это правило пока не работает. Будьте критичными, выбирайте источники. Я советую читать научные статьи на английском языке или переводы статей международных научных организаций.
И третье — не замыкаться в себе. Многие люди смотрят на эту ситуацию, как на исключительно свою проблему. Это случилось только со мной. Но ведь это касается всех — внутри семейной системы проблема касается каждого. Как только вы найдёте внутри себя силы разделить эту проблему с родными, друзьями и просто людьми, которые вас понимают, станет гораздо легче.
mel.fm
Елисей Осин
Обо мне
Профессиональные навыки:
– диагностика психических нарушений у детей с использованием клинико-психопатологического метода
– диагностика при помощи стандартизированных шкал и инструментов: Childhood Autism Rating Scale-2, Modified Checklist for Autism in Toddlers, Social Responsiveness Scale, Disruptive Rating Behavior Scale, Child Behavior Checklist, Vineland Adaptive Behavior Scale
– медикаментозное лечение нарушений поведения у детей без нарушений развития и с общими расстройствами развития
– медикаментозное лечение психотических, невротических, аффективных расстройств у детей
– обучение родителей детей с нарушения поведения методам контроля поведения (используется групповой тренинг Defiant Child, индивидуальный тренинг Parent Managment Training)
– обучение и консультирование родителей детей с нарушениями развития в области организации эффективной реабилитации для ребенка
Профессиональные интересы:
– практика, основанная на доказанном, в области психиатрии
– консультирование родителей как метод лечения нарушений поведения у детей
– психообразование родителей детей с общими расстройствами развития
Образование и карьера
Образование:
В 2000 -2006 обучался в ГОУВПО Российский государственный медицинский университет, педиатрический факультет. Присуждена квалификация врач-педиатр.
2006 – 2007 – ГОУВПО РГМУ Росздрава, интернатура на кафедре психиатрии и медицинской психологии лечебного факультета. Клинические базы: Детская Психиатрическая больница №6, Психиатрическая клиническая больница № 1 им. Алексеева. Присвоена специальность врача психиатра.
2007 – 2009 – ГОУВПО «РГМУ Росздрава», ординатура на кафедре психиатрии и медицинской психологии лечебного факультета. Клинические базы: Детская Психиатрическая больница №6, Психиатрическая клиническая больница № 1 им. Алексеева
2012 – по настоящее время – дистанционное обучение в центре консультирования родителей и клинике детского поведения Йельского университета (Yale Parenting Center and Child Behavior Clinic) методам обучения родителей детей с нарушениями поведения (Parent Management Training).
Обучение в рамках Continuing Medical Education (CME):
2012 – дистанционный курс ADHD lecture series, автор Russel Barkley (цикл лекций посвященный современным подходам к диагностике и лечению синдрома дефицита внимания и гиперактивности). Выдан сертификат интенсивного обучения в области СДВГ.
dailybaby.ru
Я редко пишу про аутизм, потому что фактически о его причинах мало что известно, а заниматься спекуляциями – против моих принципов. Тем не менее, прочитав интервью детского врача-психиатра
Часть первая
Начну с главного: Елисей Осин утверждает, что заменить первые проблемы в социальном взаимодействии у ребенка можно примерно в 10-13 месяцев, так как «в этом возрасте дети начинают использовать жесты, наблюдать за лицами». При этом, у «подавляющего большинства ребят с аутизмом до 10 месяцев все в порядке с эмоциональными реакциями. Конечно, бывают ситуации, когда родители замечают особенности в поведении очень рано, но чаще всего это происходит после 10-11 месяцев».
Стоп: значит, речь идет как раз о том возрасте, когда детям делают прививку корь-краснуха-паротит*, которую активно (но безуспешно) пытаются притянуть за уши как одну из причин РАС**. То есть фактически аутизм и прививка против кори-краснухи-паротита не взаимосвязаны, а лишь совпадают во времени,
потому что именно «в 12-15 месяцев уже можно понять, что что-то в развитии идет не так. До этого возраста нет такого пространства для активного социального взаимодействия, поэтому проблему не замечали, хотя на самом деле она уже была» (косвенно это подтверждает и то, что аутизм – проблема, с которой сталкиваются не только привитые дети).Часть вторая
Чтобы выяснить причины развития РАС, а также какую роль в этом играют внешние факторы или генетические мутации, я связалась с Елисеем Осиным и взяла у него небольшое интервью.
Анна Ремиш: Скажите, пожалуйста, правильно ли я понимаю, что с аутизмом уже рождаются (то есть нельзя сказать, что это – приобретенное нарушение)? Или его все-таки можно чем-то спровоцировать, если имеется, скажем так, определенная склонность к его развитию?
Елисей Осин: Аутизм или правильнее говорить расстройства аутистического спектра (РАС) – обозначение, по всей видимости, целой группы расстройств развития, которые могут быть вызваны очень разными причинами, но имеют общее конечное внешнее проявление: нарушение в способности эффективно взаимодействовать с окружающими людьми.
Похоже, что подавляющая часть случаев РАС все же врожденная, и некоторые особенности в устройстве реагирования у детей могут выявляться до появления симптомов нарушений социального взаимодействия (вот, например, попытки найти такие особенности с помощью технологии слежения за глазами). При этом нужно отметить, что есть очень небольшая группа детей, у которых симптомы аутизма развиваются после периода нормального развития в течение 2-2,5 лет. Однако, это все же редкость, и такого рода истории составляют по-видимому небольшой процент от общего количества людей с РАС, тем не менее, такое тоже бывает. Вот пример задокументированных ситуаций с подобным регрессом.
Кстати, документация здесь необходима, ведь часто бывает, что родители считают началом развития аутизма именно ту ситуацию, в которой он ярко проявился (хотя, он был и до этого): например, когда у ребенка уже имелись выраженные проблемы в общении, но ярких особенностей в деятельности, стереотипности не было. А по тем же видеозаписям нарушения социального взаимодействия хорошо просматриваются.
Если говорить о закономерностях, то получается, что бóльшая часть случаев аутизма врожденная. Часто даже удается найти причину РАС, скажем, в генетике (яркий пример – синдром Мартина-Белла – нарушения, с которым человек рождается и которое связано с аутизмом). То есть закономерность такова, что РАС – это врожденное нарушение.
Как я уже упоминал, случается, что аутизм проявляется не сразу. Бывает, что его симптомы фиксируются у детей 2-х лет, которые до этого развивались вполне успешно, то есть выходит, что нарушения в способности к взаимодействию у них появились относительно поздно. В такой ситуации можно теоретизировать о внешнем влиянии. Однако убедительных данных о том, что именно может претендовать на эту роль, нет. Например, есть информация, что некоторые лекарства, принимаемые во время беременности, могут увеличивать вероятность наличия РАС у ребенка, в частности речь идет про вальпроевую кислоту (эффективное противоэпилептическое средство). Но это все равно внутриутробное воздействие, еще до рождения.
Если суммировать, то, похоже, бывают ситуации, когда с аутизмом не рождаются, а он появляется. Они очень редки, и если специалистам или родителям кажется, что аутизм появился, чаще всего это означает, что они не обращали внимания на его симптомы ранее. В тех ситуациях, когда мы уверены, что РАС все-таки появился, мы все равно не до конца понимаем почему это происходит.
АР: Были немногочисленные публикации о связи аутизма с мутацией в генах фолатного цикла, в первую очередь MTHFR (то есть его связывают с дефектами метилирования ДНК, и судя по этим публикациям, у 98% детей с аутизмом есть дефект данного гена). Мало того, отмечалось, что существуют даже определенные генные протоколы ведения аутистов, и якобы РАС легко корректируется на генном уровне. Что вы об этом думаете?
ЕО: К сожалению, генных протоколов, эффективность которых была бы подтверждена хотя бы полноценными теоретическими выкладками, а еще лучше – попытками клинических исследований, нет.
История с тестированием на гены фолатного цикла довольно-таки противоречива. Дело в том, что не ясна клиническая значимость такого теста: не понятно насколько он выявляет определенные значимые нарушения, то есть насколько это явление – полиморфизм гена – связано с какой-либо патологией. Можно сказать, что этот тест обладает неясной клинической значимостью. Вообще, нарушение фолатного цикла будут проявлять себя большим количеством довольно ярких внешних расстройств, которые мы, как правило, не можем пропустить. Это значит, что опираться при постановке диагноза только на результаты какого-то не очень ясного теста нельзя. В первую очередь нам необходима внешняя клиническая картина, которой у большинства людей с РАС нет.
В итоге все эти выкладки про нарушения метилирования, про лечение полиморфизма разбиваются об общее непонимание ситуации. Например, совершенно не понятно какое влияние имеют выявленные в тесте нарушения на развитие, и, по всей видимости, они вообще никак не влияют на него. Однако есть специалисты, которые категорически убеждены в наличие этого влияния, хотя подтвердить это им в общем-то нечем. Они явно бегут впереди паровоза в самом плохом смысле этого слова. Вот интересная статья о том, почему не стоит использовать эти анализы в диагностике, например, нарушений крови.
АР: Спасибо за ссылку – интересная работа. Среди родителей очень популярна теория про то, что у людей с аутизмом организм не может нейтрализовывать токсины (в первую очередь – тяжелые металлы). Это – миф или все-таки здесь есть доля правды?
ЕО: Тут то же самое: как только данную теорию начинают проверять на практике, возникают серьезные проблемы. Адепты подобных концепций утверждают, что люди с аутизмом отравлены тяжелыми металлами и приводят в доказательство отдельные случаи или группы людей с РАС, у которых выявляется высокий уровень тяжелых металлов. Проблема же состоит в том, что во-первых, очень часто анализируют биоматериал, не являющийся показателем наличия тяжелых металлов в организме (например, волосы), во-вторых, по сути, нет норм, указывающих какое количество тяжелых металлов должно присутствовать в организме.
Когда же проводят сравнительные исследования, то есть просто берут большую группу людей с РАС и людей без РАС, а потом выясняют у кого больше тяжелых металлов в организме (если они вызывают РАС, то их должно быть больше у людей с такими расстройствами), получают, что у людей с РАС той же ртути даже немного меньше (часто это связано с особенностью питания). Вот пара исследований на эту тему: Normal concentrations of heavy metals in autistic spectrum disorders и Blood Mercury Concentrations in CHARGE Study Children with and without Autism.
Часть третья
О связи аутизма и прививок (кстати, не только против кори, краснухи и паротита) написано немало, однако на проверку эта информация не имеет под собой никакой серьезной базы, кроме рассуждений про тяжелые металлы, входящие в состав вакцин; воспалительные процессы в кишечнике и токсины, которые зашлаковывают организм. При этом, существует огромное количество научных исследований, которые не выявили связи между прививками и аутизмом. Их, действительно, очень много, поэтому я приведу лишь десяток, которые показались мне наиболее интересными:
- Мета-анализ Cochrane Vaccines for measles, mumps and rubella in children (5 рандомизированных контролируемых исследований, одно контролируемое клиническое исследование, 27 когортных исследований, 17 исследований случай-контроль, 5 исследований динамических рядов, одно перекрестное исследование, 2 экологических исследования и 6 исследований серий случаев с собственным контролем; в общей сложности были проанализированы данные около 14 700 000 детей, связь с аутизмом не нашли). Авторы: Demicheli V., Rivetti A., Debalini M.G., Di Pietrantonj C.; 2012 год.
- Pervasive developmental disorders in Montreal, Quebec, Canada: prevalence and links with immunizations (сравнивались дети, привитые до 1996 года, когда в вакцинах еще присутствовал тиомерсал, и дети, привитые позже, когда этого компонента уже не было. Связь между распространенными расстройствами развития и высоким уровнем воздействия этилртути, а также вакцинацией против кори, краснухи и паротита, отсутствовала). Авторы: Fombonne E., Zakarian R., Bennett A., Meng L., McLean-Heywood D., 2006 год.
- Blood mercury concentrations in CHARGE Study children with and without autism (изучались уровни ртути в организме детей с РАС и обычных детей. Значимых различий не обнаружили). Авторы: Hertz-Picciotto I., Green P.G., Delwiche L., Hansen R., Walker C., Pessah I.N., 2010 год.
- Immunizations and autism: a review of the literature. Авторы: Doja A., Roberts W. 2006 год.
- What Every Behavior Analyst Should Know About the “MMR Causes Autism” Hypothesis. Автор: Ahearn W.H.; 2010 год.
- The autism-vaccine story: fiction and deception? Автор: G. Michael Allan, 2010 год.
- Vaccines and autism: evidence does not support a causal association. Автор: DeStefano F.; 2007 год.
- Lack of Association between Measles Virus Vaccine and Autism with Enteropathy: A Case-Control Study. Авторы: Mady Hornig, Thomas Briese, Timothy Buie, Margaret L. Bauman, Gregory Lauwers, Ulrike Siemetzki, Kimberly Hummel, Paul A. Rota, William J. Bellini, John J. O’Leary, Orla Sheils, 6 Errol Alden, Larry Pickering, and W. Ian Lipkin; 2008 год.
- When science is not enough — a risk/benefit profile of thiomersal-containing vaccines. Авторы: Clements C.J., McIntyre P.B.; 2006 год.
- MMR vaccination and pervasive developmental disorders: a case-control study. Smeeth L., Cook C., Fombonne E., Heavey L., Rodrigues L.C., Smith P.G., Lancet; 2004 год.
- Vaccines and autism: a tale of shifting hypotheses. Авторы: Gerber J.S., Offit P.A.; 2009 год.
Сноски:
* Эту прививку делают в возрасте 12 месяцев.
** РАС (ASD) — расстройства аутического спектра.
Автор текста: Анна Ремиш, научный журналист, главный редактор онлайн-журнала Mommy’s Mag.
Текст запрещен к копированию без письменного разрешения автора.
Kанал в Телеграм: Internos
flyfooter.livejournal.com
Как понять, что у ребенка аутизм? — The Village
— Аутизм, или расстройства аутистического спектра, — это нарушение развития, при котором у человека с раннего возраста страдает способность эффективно вступать в социальное взаимодействие и через это взаимодействие учиться. Значительное количество умений и навыков ребенок получает через общение, в первую очередь с родителями: учится говорить, понимать обращенную речь, играть, организовывать свое время, контролировать свои эмоции, дружить и многое другое.
При аутизме способность эффективно обучаться этим навыкам снижается. И это часто проявляется задержками в развитии и коммуникации в целом: у ребенка позже или вообще не будет появляться речь или жесты, при помощи которых он будет общаться. Подрастая, ребенок с РАС часто испытывает сложности в общении со сверстниками или в играх. При этом нарушения развития у разных людей, даже во взрослом возрасте, будут очень по-разному выражены. Одни люди с РАС прекрасно разговаривают, хорошо понимают обращенную речь и в целом умеют контролировать свое поведение, но испытывают сложности в сложном взаимодействии с другими людьми — дружбе, соблюдении неписаных правил, понимании сарказма, иронии и многих других сложных социальных вещей. Другие не умеют толком разговаривать и адекватно взаимодействовать с окружающими на базовом уровне.
— В крупных исследованиях (в зависимости от того, какие критерии РАС использовали и как проводилось то или иное исследование) процент людей с РАС колеблется в пределах 1–1,5 %, то есть диагноз РАС ставят одному-двум детям из ста. При этом в России аутизм выявляется примерно в десять раз реже — это статистика по некоторым крупным регионам. Аутизм, очевидно, несколько чаще встречается у мальчиков, и тут цифры тоже разнятся: в одних исследованиях говорится, что мальчиков с РАС в три-четыре раза больше, чем девочек, в других — что в семь-восемь раз. Но проблема в том, что у девочек часто вообще не диагностируют РАС: хотя и у мальчиков, и у девочек аутизм проявляется в нарушениях социального взаимодействия и коммуникации, часто оказывается, что у девочек проблемы чуть менее заметны и могут быть не так очевидны, потому что определенное поведение девочек, которое является одним из проявлений РАС, может считаться социально приемлемым.
— Сейчас примерно в 85–90 % случаев мы не можем определить причину развития РАС у детей. На этом часто спекулируют и пытаются выявить какие-то особенности обмена веществ или приписать развитие аутизма каким-то психологическим воздействиям и многим другим вещам, но, в общем, похоже, что это не так. РАС — это комплексное расстройство, вызванное сочетанием различных причин. Развитие РАС связывают с генетическими факторами: год от года увеличивается список генетических нарушений, которые приводят к формированию РАС. Также есть данные о том, что некоторые лекарства, которые принимает беременная (например, соли вальпроевой кислоты, прописываемые пациентам с эпилепсией), могут увеличивать вероятность возникновения РАС у ребенка. Заболевания матери во время беременности также могут увеличивать эту вероятность, как и некоторые средовые экологические факторы.
— Чтобы понять, что у ребенка РАС, нужно выявить, во-первых, нарушение социального взаимодействия и коммуникации, то есть сниженную способность человека вступать в эффективное двустороннее социальное взаимодействие с другими людьми. Это будет проявляться в нарушении зрительного контакта и невербальной коммуникации (сложностях в использовании жестов), нарушениях речи, то есть способности выстраивать диалог, подстраиваться и взаимодействовать с другими людьми. Эти нарушения могут выражаться по-разному, в большей или меньшей степени, но они обязательно будут у ребенка с РАС.
Другая группа симптомов— это особенности поведения: ограниченные, повторяющиеся, однообразные, стереотипное паттерны, привычки, интересы и виды деятельности. То есть у ребенка могут быть необычные повторяющиеся игры или не очень понятные привычки: он, например, много раскачивается, или пытается сохранять вокруг себя определенное постоянство, или стремится, чтобы вещи были сделаны определенным образом, или ест что-то избирательно и так далее.
Важно, что обе группы симптомов должны проявляться одновременно — нарушения социального взаимодействия и особенности деятельности. Если выявляется что-то одно, то диагноз «РАС» мы ставить не можем — это, вероятнее всего, другое заболевание.
Есть список вещей, которые мы называем «красные флажки»: это навыки и умения, которые должны сформироваться в определенном возрасте. Их отсутствие может указывать на наличие аутизма или какого-то другого расстройства развития, например глухоты или расстройства развития речи и языка. Этих «красных флажков» не очень много, и они очень простые. Чтобы заподозрить какое-то нарушение, достаточно хотя бы одного из этого списка:
Реакция на имя: после 10–12 месяцев ребенок не реагирует или очень мало реагирует на свое имя, то есть не поворачивает голову, когда его зовут, или поворачивает ее один раз из десяти обращений. В этой ситуации нужно, конечно, проверять слух и проводить диагностику наличия каких-либо нарушений развития, в том числе аутизма.
Реакция на обращенную речь: после 12–13 месяцев ребенок хорошо слышит какие-то другие вещи, но почти не обращает внимания на те ситуации, когда с ним разговаривают, что-то ему рассказывают, объясняют или показывают.
Улыбка: дети с РАС часто или мало улыбаются, или вообще не улыбаются в ответ, как будто бы не замечая, что им улыбаются.
Жесты: обычно к возрасту 11–13 месяцев у детей должен быть сформирован хотя бы один жест. Как правило, это указательный жест, но могут быть какие-то другие (например, «дай»). В обычной ситуации ребенок спокойно и активно пользуется этим жестом и довольно быстро обучается еще другим: например, «пока-пока», «да», «покорми меня» или «открой», «помоги» и так далее. Если мы видим, что жесты не формируются, то это считается поводом диагностировать РАС.
Задержка развития речи: если мы видим, что ребенок не лепечет в 12 месяцев, не пробует повторять, и к 14–16 месяцам у него не появилось ни одного слова, то это повод идти к специалистам. Если мы видим, что речь у ребенка развивается, но необычно (например, он очень много повторяет слов, букв, интересных ему названий, но не использует речь, чтобы разговаривать с другими людьми, не может попросить о чем-то, с трудом отвечает на вопросы), это «красный флажок», который мы называем «разговаривает, но не общается».
Наконец в любой ситуации у маленьких детей после года или у малышей в два года, если мы видим, что ребенок раньше умел делать что-то в области социального взаимодействия и коммуникации (например, хорошо реагировал на обращения, использовал указательные жесты или слова, много взаимодействовал), а потом перестал это делать — это всегда повод, чтобы волноваться, это никогда не нормально. У этого, конечно, может быть много разных причин, это может быть не только аутизм, но потеря любого коммуникативного умения в любом возрасте является проблемой, на которую нужно обращать внимание и с которой нужно разбираться.
— Обычно первые симптомы РАС заметны уже в возрасте 11–13 месяцев. Это как раз сниженная реакция на имя, на обращение, неумение использовать жесты или слова или своеобразное использование слов. Как правило, к 15–17 месяцам этот диагноз можно довольно уверенно поставить.
— Разговор о том, как помогать ребенку с РАС и его семье, нужно начать с очень важного утверждения: пока у нас нет лекарств для лечения РАС, нет таблеток, которые помогают людям разговаривать (по какой бы причине они ни молчали), нет лекарств для лечения нарушения понимания речи — как нет лекарств, которые помогут выучить новый язык или хорошо учиться в школе.
Все ситуации нарушения развития, как и РАС, преодолеваются в первую очередь за счет специального обучения и коррекционных процедур. В рамках подхода прикладного поведенческого анализа существуют техники, которые действительно эффективны в том, чтобы снижать симптомы, связанные с аутизмом, увеличивать способность к социальному взаимодействию и коммуникации, убирать проблемное поведение. Прикладной анализ поведения — это способ изучения поведения человека, изучения факторов, которые на это поведение влияют, и, собственно, изменение поведения человека за счет изменения этих факторов. Есть законы поведения, они очень простые (например, мы делаем то, что нам доставляет удовольствие), и с помощью знания этих законов мы можем сделать так, чтобы любой человек, в том числе человек с РАС, делал какие-то нужные нам вещи, важные для нас (например, начинал выражать себя с помощью жестов), и делал бы это постоянно за счет того, что это приносило бы ему удовольствие, радость и активно поощрялось. Из такого рода методов обучения составляют полноценные развернутые программы обучения — и вот такая программа должна быть почти у каждого ребенка с РАС. Целью этой программы будет развитие навыков социального взаимодействия и коммуникации.
Второй важный аспект связан с созданием для ребенка полноценной доброжелательной, учитывающей сложности с его восприятием среды. Чем больше люди, окружающие этого ребенка, знают, что такое аутизм, чем больше они понимают и сознают, как человек с аутизмом видит мир, какие трудности у него могут быть, и чем больше они это учитывают в своих реакциях и в организации среды обучения или работы — тем этому ребенку легче и лучше. Эти две вещи — организация обучения и правильной среды для развития — два самых главных подхода в лечении людей с РАС.
www.the-village.ru
Чем занимается детский врач-психиатр? //Психологическая газета
Люди, обращающиеся к врачам-психиатрам, часто не очень понимают, какую именно помощь они могут здесь получить, какие именно консультации, о чем спрашивать и чего ожидать в качестве результата. Действительно, чем занимается детский врач-психиатр? Подпадают ли проблемы этого ребенка и этой семьи под его компетенции? Или надо было кого «полегче» выбрать?
Елисей Осин: Такая же дилемма возникает и у врачей:
— Доктор, как нам его наказывать?
— Ну, это не ко мне уже, это к психологу.
Или так:
— Пройдите обследование у невролога, сделайте ЭЭГ, и если там все чисто, то тогда уже и приходите ко мне.
Основная идея этих размышлений в том, что где-то есть невидная, но очень четкая грань – грань между психиатрическими проблемами и остальными (психологическими, неврологическими, воспитательными и прочими). По этой границе и выстраиваются пациенты – тут пациенты детских психиатров, а тут те, которые «непонятно чего пришли».
На мой взгляд, в основе такого разграничения лежат три точки зрения на работу врачей психиатров, которые разделяются не только родителями, но и врачами. И все эти точки зрения являются во многом неверными.
Первое мнение о том, где пролегают границы компетентности психиатров, можно сформулировать так: психиатры занимаются психическими болезнями. Если у человека нет психических болезней, то ему не нужно к психиатру, а нужно обращаться к психологам, неврологам, кому-то еще. Это выглядит разумным, но до того момента, как возникает справедливый вопрос – а что такое психическая болезнь? Например, шизофрения – это болезнь, а вот нарушения поведения в школе – болезнь? С одной стороны, непослушный ребенок выглядит так, как выглядят другие дети, он не говорит нелепиц про голоса инопланетян и не раскачивается на месте, издавая странные звуки, он выглядит нормальным, так что врач-психиатр может сказать: «это не ко мне, воспитывайте его лучше». С другой – его поведение может доставлять столько страданий и причинять столько боли, сколько не доставят и три ребенка с шизофренией.
Современные классификации, которыми пользуются детские врачи, описывают множество нарушений, многие из которых не являются заболеваниями, например, содержат в себе такие диагнозы как «расстройство адаптации» или «расстройство сиблингового соперничества», а разные дополнительные категории, например, «расстройство поведения неуточненное» или «другие общие расстройства развития» позволяют ставить диагноз почти любому человеку, даже если его поведение не укладывается в рамки каких-то распространенных психических расстройств.
Вторая точка зрения заключается в том, что если психиатр это врач, то его задача лечить так, как лечат врачи, при помощи лекарств и других медико-биологических процедур, а, значит, граница будет проходить именно тут – можно ли лечить то или иное расстройство при помощи лекарств или нельзя. И с этой точкой зрения тоже возникают проблемы: значительную часть расстройств, которые собраны в современных классификациях, невозможно лечить медикаментозно. То есть можно, конечно, мы постоянно именно это и наблюдаем, но толку от такого лечения не будет, потому что лекарства при подобных расстройствах не помогают. Например, невозможно вылечить аутизм, какие бы лекарства ни использовались, невозможно при помощи лекарств научить хулигана слушаться, невозможно научить мирно играть с маленьким братом. Да, лекарства в чем-то иногда могут помочь во всех этих случаях, но лишь частично, часто ненадолго.
Третья точка зрения заключается в том, что психиатры занимаются с детьми тогда, когда дело совсем плохо, когда нарушения очень выражены, когда все другие, к кому раньше обращались родители, не помогли. Так часто и бывает: родители обходят всех, кого можно, откладывая визит к психиатру на самый крайний случай, потому что боятся и не хотят слышать того, что им там могут сказать (и часто весьма обосновано боятся – чем-чем, а тактом и умением разговаривать с пациентами российские врачи не отличаются). И эта точка зрения, на мой взгляд, неверна, а вероятно еще и наиболее вредная из всех.
Однажды ко мне попал на прием подросток тринадцати лет. Его родители рассказали, что основной причиной всех их обращений к специалистам (а они обращались в течение семи лет) была агрессия мальчика по отношению к матери. Подросток был импульсивным, раздражительным, вспыльчивым, но в присутствии отца еще мог удерживать себя в руках. Максимум, что происходило во время конфликтов – это крики и хлопанья дверью, но вот когда папа уезжал в командировки (а ездил он часто и надолго), мальчик распускал руки и в ответ на запреты и критику мог по-настоящему бить мать. Папа не мог оставить прибыльную работу, мама не могла найти какого-то другого подхода к тому, как управлять сыном, а сам мальчик, по собственному признанию, не мог себя удержать, когда слышал, как мама его ругает. В какой-то момент подросток даже оказался в психиатрической больнице, в которой провел два месяца подряд, и вышел оттуда вообще без каких-либо лекарств (а родители одной из задач госпитализации ставили подбор терапии). Что произошло? Да просто на период лечения в больнице мальчик взял себя в руки так, как брал себя тогда, когда папа был дома, и весь период лечения прошел без реальных поведенческих нарушений! Вывод врачей был таков – «не наш пациент, воспитывайте лучше». Вот это и есть тот самый вред третей точки зрения – дети и подростки с реальными проблемами (бьет мать) не получают в итоге какой-либо помощи, так как его проблемы не достаточно серьезные (в больнице ведет себя хорошо). И так происходит постоянно, к сожалению.
Ну а как же правильно? Как должно быть?
Отвечая для себя когда-то на эти вопросы, я пришел к важному для себя выводу.
Невозможно делить людей и их проблемы на юрисдикции специалистов. Все это деление – вам к психологу, вам к психиатру, вам к неврологу – ложное, потому что так не бывает в мире людей. Человек всегда будет больше и вместительнее тех классификаций, которые используются для его описания, он всегда будет выходить за рамки этих классификаций, где-то не будет вписываться. Не бывает «психологических», «психиатрических» или «педагогических» детей, бывают проблемы, которые достается решать тем или иным специалистам.
И вот здесь начинается самое важное – каким бы ни был человек, его поведенческие, психические расстройства, скорее всего, будут несколько сложнее, чем компетенция очень узкого специалиста. Для того чтобы эффективно помогать разным людям, специалистам нужно обязательно знать действительно много. Даже если речь идет про очевидно выраженное психическое расстройство или заболевание, то обязательно возникнут аспекты, которые будут касаться чего-то более простого, повседневного и оттого очень важного, например, отношений страдающего ребенка с его братьями или сестрами, или методов объяснения подростку его нарушения и последствий наличия расстройства на его жизнь. Конечно, все знать невозможно, но в таком случае специалист должен работать в команде с другими специалистами, к которым он мог бы направлять ребенка для разрешения таких вопросов. Очень часто последствием действительно эффективной работы в подобной команде для специалистов становится умение говорить сразу от лица этой команды, решая какие-то основные и самые распространенные проблемы самостоятельно, но так, как это решал бы его коллега, человек с специальным образованием и компетенциями.
Иными словами, ответ на вопрос о компетенции врачей психиатров не в разделении людей на какие-то подгруппы, а в расширении компетенций специалистов, которые помогают детям и их семьям. Возможно, многие со мной не согласятся, но я не вижу ничего неправильного в том, чтобы опытный клинический психолог (получивший до этого хорошее образование и проработавший достаточное время в области диагностики) ставил диагнозы, чтобы врач-психиатр давал рекомендации по организации обучения в школе или по способам поощрения подростка, социальный работник консультировал бы по приему лекарств, решая самые простые клинические задачи самостоятельно (без того, чтобы записывать своего подопечного в очередь к психиатру, отстояв которую клиенту придется снова рассказать то, что он много раз рассказывал) и так далее. Конечно, для этого нужно хорошее образование и опыт, но это возможно, если специально к этому готовить специалистов, если помогать им учиться друг у друга, если делать прозрачным для всех специалистов процесс принятия клинических решений.
Такая работа специалистов, в том числе и детских психиатров, требует системных решений – создания новых схем работы с детьми и их семьями. Один из замечательных примеров подобного системного решения – особенная программа поддержки родителей, разработанная и используемая в Австралии. Это программа называется Triple P – Positive Parenting Program (Программа Тройного П – Программа Положительного Родительства). Если немного упрощать, то суть это программы в консультировании родителей по вопросам того или иного проблемного поведения у детей. Все рекомендации этой программы основаны на хорошо сформулированной теории детско-родительских отношений, на хороших исследованиях в области развития детей (то есть имеют замечательную теоретическую базу) и проверены на эффективность в клинических испытаниях (то есть реально работают!). Особенная красота это программы в том, что она предполагает различные уровни вмешательства в зависимости от наличия и степени имеющихся проблем – от кампаний в средствах массовой информации (в виде фильмов или специальных передач) до индивидуального, очень интенсивного обучения родителей детей с тяжелыми нарушениями поведения.
Такая организация приводит к тому, что любой взрослый может без труда получить отвечающую его потребностям консультацию – родители шумного двухлетки могут узнать, как лучше решать проблемы истерик, недавно появившихся у малыша (посетив две десятиминутные консультации у собственного педиатра, прошедшего обучение по этой программе). Родители десятилетней девочки могут узнать как преодолеть острую проблему ревности к младшей сестре (посетив четыре получасовых занятия, которые проводит работник в местном социальном центре). Родители крайне девиантного мальчика с тяжелой депрессией и нарушением активности и внимания смогут получить интенсивное индивидуальное обучение в тот момент, когда он будет лечиться в психиатрической больнице. При подобной организации получается, что ни одна из проблем не будет слишком простой или слишком сложной – в рамках Triple P существует пять уровней помощи, в зависимости же от сложности проблемы будет выбираться наиболее подходящий – от интенсивных консультаций родителей госпитализированного в психиатрический стационар подростка до одной-двух бесед с педиатром, после которых родители получат дополнительно красочные и понятные буклеты с рекомендациями по решению их проблем.
И при этом несмотря на такой сильно различающийся внешний вид этих консультаций все они будут основаны на очень эффективных и научных подходах, будут предлагаться в таком виде, в котором их давали бы сами создатели этой программы – заслуженные ученые и практики.
Размышляя о том, какими пациентами я сам должен заниматься, размышляя о том, что является моими компетенциями, что является компетенциями детских психиатров вообще, я прихожу к выводу, что ответ на этот вопрос не в делении детей на «психиатрических» и «не психиатрических», как это сейчас происходит. Ответ на этот вопрос заключается в расширении знаний, умений и форм работы, расширений умений сотрудничать, то есть в создании такой системы, которая может содействовать любой семье, испытывающей проблемы с детьми, пусть даже на контрасте с другими историями, их проблемы и выглядят пустяковыми.
Елисей Осин, детский врач-психиатр
Источник
Интервью с психиатром-психотерапевтом Сергеем Эрнстовичем Медведевым «При шизофрении психотерапевтическая помощь не только возможна, но и показана»
psy.su
Главная :: Частный Корреспондент
Новости
24 октября пройдет семинар «Открытая наука России»В ходе семинара зарубежные и российские эксперты расскажут о структуре открытой науки, правовых и технических аспектах работы, а также поделятся своим опытом и обсудят актуальные проекты науки и образования. Умер космонавт Алексей Леонов
Первый в истории человек, совершивший выход в открытый космос, дважды Герой Советского Союза Алексей Леонов умер в Москве на 86-м году жизни. Об этом сообщила в пятницу ТАСС его помощница Наталья Филимонова.
Мнения
Сергей Васильев, facebook.com
Каких денег нам не хватает?Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений
За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.
Иван Засурский
Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней НоосферыДлинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника
Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».
Николай Подосокорский
Виртуальная дружбаТенденции коммуникации в Facebook
Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).
Марат Гельман
Пособие по материализму«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»
Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.
Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin
Теория самоневерияО том, почему мы боимся реальных действий
Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.
facebook.com/ivan.usachev
Немая любовь
«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне «ыыы». Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».
Михаил Эпштейн
Симпсихоз. Душа — госпожа и рабыня
Природе известно такое явление, как симбиоз — совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми — на психическом, а не биологическом уровне.
Лев Симкин
Человек из наградного листа
На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.
Календарь
Олег Давыдов
Колесо ЕкатериныТок страданий, текущий сквозь время
7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.
Ив Фэрбенкс
Нельсон Мандела, 1918-20135 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии
Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.
Молот ведьм. Существует ли колдовство?5 декабря 1484 года началась охота на ведьм
5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.
Александр Головков
Царствование несбывшихся надежд190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год
Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.
Интервью
«Музыка Земли» нашей
Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.
Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»
Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.
«Каждая собака – личность»Интервью со специалистом по поведению собак
Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.
Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»
Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.
www.chaskor.ru
Семинар Елисея Осина об аутистических расстройствах. День 1.
В декабре 2013 года в Центре раннего развития для детей с аутизмом «Белая ворона» при поддержке фонда «Выход» прошёл двухдневный семинар «Аутистические расстройства — что это такое?». Вёл семинар детский психиатр Елисей Осин, известный родителям особых детей как хороший диагност и врач нового поколения, следящий за тем, что происходит в мире в области исследования аутизма.В ходе семинара было снято семь частей видео, около семи часов в общей сложности. Эти видео выложены в интернет, потому что грамотного ликбеза по теме аутизма очень не хватает. Родители аутистов и специалисты, работающие с такими детьми, думаю, уже знают об их существовании и начали смотреть. Сама я пока отсмотрела первый день — три части, видео и краткое содержание под катом. Новой для меня информации почти не было, но послушать было очень полезно. В голове всё гораздо лучше уложилось.
Часть 1. История вопроса.
Когда появился аутизм.
Описанные случаи в исторической традиции (юродивые, лесные люди).
РАС в трудах психиатров начала XX века.
Описание аутизма как отдельного заболевания: Каннер, Аспергер, Мнухин.
Ошибки Каннера.
Статистика.
Часть 2. Симптомы и критерии диагностики РАС.
Диагностические критерии РАС в МКБ-10 и DSM-IV.
Диагнозы: детский аутизм, синдром Аспергера, атипичный аутизм.
Время проявления симптомов (особенное развитие с первого года жизни, регресс).
Диагнозы: синдром Ретта, дезинтегративное расстройство детского возраста.
Что такое «расстройства аутистического спектра»?
Что такое «аутичные черты», «аутистические черты», «аутистические реакции», «пара-аутистические», «аутистикоподобные» и т.д.?
Как диагностируется аутизм?
Интервью ADI-R, опросник SCQ, шкала ADOS.
Нейробиологические отличия людей с аутизмом.
Сопутствующие диагнозы.
Диагностические критерии РАС в DSM-V.
Типы диагностических задач.
Часть 3. Что значит быть человеком с аутизмом.
Аутизм не является нарушением привязанности.
Описание клинических случаев.
Теория психического.
Некоторые нейропсихологические исследования людей с РАС.
Две траектории развития (нейротипическая и аутистическая).
eniki-beniki.livejournal.com