Психическая депривация – —

Содержание

Психическая депривация: что это такое

Депривация – особое состояние психики, вызванное различными трудностями в жизни, которое характеризуется невозможностью удовлетворения ребенком жизненно необходимых потребностей. Длительное пребывание в подобном состоянии может привести к негативным личностным изменениям, которые в непосредственном будущем могут сказаться на способности интеграции в социум. В данной статье мы рассмотрим понятие психической депривации и ознакомимся с примерами проявления этого синдрома.

Психическая депривация – состояние индивида, длительное время лишенного удовлетворения ключевых психических потребностей

Как проявляется психическая депривация

Каждый человек испытывает такие психические потребности, как любовь, взаимопонимание, поддержка, уважение и телесная близость. Подобные стимулы имеют особую важность в детском возрасте, так как принимают непосредственное участие в личностном развитии человека. Наличие депривационного синдрома приводит к нарушениям на различных уровнях. Специалистами выделяются четыре основных направления проблем в развитии личности:

  • сенсорный;
  • интеллектуальный;
  • эмоциональный;
  • социальный.

Основываясь на данных многочисленных исследований можно сказать о том, что сенсорные нарушения развиваются на этапе формирования эмбриона. Развитию подобных психических расстройств способствует негативное отношение женщины к собственному положению. Употребление алкогольных напитков и наркотических средств в этот жизненный период также негативно отражается на формировании плода.

Нарушения в сенсорном восприятии могут быть вызваны отказом от ребенка и дальнейшим устройством в интернат. Отсутствие телесного, визуального и слухового контакта с матерью значительно снижает скорость развития ребенка. Психологический дискомфорт, вызванный вышеприведенными обстоятельствами, может стать причиной потери сна, беспокойного поведения и повышенной плаксивости. Для того чтобы компенсировать подобное состояние, малыш изменяет манеру своего поведения. Многие дети, воспитанные в детских домах, имеют проблемы, связанные с ощущением личного пространства. Для таких детей подобные границы не имеют четких граней, поскольку они плохо ощущают собственное тело.

Нередко проблемы в сенсорном восприятии находят отображение в физиологическом плане. У детей, имевших непродолжительный контакт с родителями, часто обнаруживается склонность к аллергии. Помимо этого, наблюдаются определенные патологии в развитии зрительно-моторных функций. «Проблемные» дети часто страдают от синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Наличие вышеперечисленных проблем в детском возрасте, постепенно увеличивают уровень психологического дискомфорта. На этом фоне в подростковом возрасте, ребенок становится тревожным и раздражительным, что является ярким признаком эмоциональной нестабильности.

Проблемы, связанные с сенсорным восприятием, негативно отражаются на понимании окружающего мира, что приводит к замедлению интеллектуального развития.

Для того чтобы малыш мог без страха взаимодействовать с окружающими предметами, ему очень важно чувствовать близость и поддержку родителей. Говоря об этом факте, специалисты из области психологии приводят примеры, согласно которым, воспитанники детских домов проявляют гораздо меньшую физическую активность в сравнении с детьми из полноценных семей. Каждый ребенок познает окружающую среду при помощи проб и ошибок, которые являются определенным стимулом для развития. Отсутствие подобных стимулов приводит к задержке формирования когнитивного мышления.

Психическая депривация так же губительна для человека, как биологическая недостаточность

Нарушения социального восприятия

Нарушения в социальном восприятии приводят к тому, что у ребенка изменяется модель взаимодействия с окружающим миром. Многие «проблемные» дети проявляют склонность к негативному восприятию собственного будущего. Подобное смирение с жизненными трудностями, и отсутствие стимула их преодолеть, приводит к явной проблеме адаптации к постоянно изменяющемуся ритму жизни.

Подросток с психической депривацией находится в твердой уверенности, что он не в силах управлять собственной жизнью. На этой почве формируется устойчивое мнение о собственной мало значимости, из-за чего самооценка опускается до критических значений. В личностную модель интегрируются убеждения о том, что ребенок не имеет значения для окружающих. Таким образом, теряется стимул преодоления возникших трудностей.

Психическая депривация в детском возрасте опасна именно патологиями, связанными с социальной адаптацией, так как эта сфера является одной из важных для интеллектуального развития. Человек, рожденный в неполноценной семье, не понимает всю суть «ячейки общества», что приводит к различным сложностям во взаимодействии с ровесниками, одноклассниками и противоположным полом. Довольно часто дети с психической депривацией испытывают сложности со становлением и реализацией себя в коллективе. Зачастую такие люди предпочитают жить по собственным правилам, руководствуясь принципами неприемлемыми для общества.

Многие дети, достигнувшие школьного возраста, стараются занять лидирующую позицию при помощи силы. В других случаях, для того чтобы почувствовать себя защищенными, они кооперируются с другими детьми. Для таких детей те, кто не относится к их группе, являются чужаками, которые могут обидеть и принести боль в их жизнь.

В качестве подтверждения этой теории, психологи приводят доводы, что воспитанникам сиротских учреждений сложно создавать семью. Наличие нерешенных детских проблем мешает успешно самореализоваться как в семейной жизни, так и в сфере карьеры. Особенность нарушения социального восприятия заключается в том, что большинство детей склонны «впитывать» отрицательную информацию, касающуюся их личности. В отличие от негатива, положительные характеристики от окружающих игнорируются из-за того, что ребенок просто не верит в возможность доброжелательного отношения в свою сторону.

К проявлению психической депривации в дошкольном возрасте относится:

  1. Опасение насмешек и издевательств со стороны окружающих.
  2. Повышенная тревожность и различные фобии.
  3. Недоверие к другим людям.

В период школьного обучения, дети, страдающие от этой формы психического расстройства, испытывают проблемы с самооценкой, избегают лишних контактов с преподавателями и стараются замкнуться в собственном мире. Нередко, в попытках обратить на себя внимание, дети прибегают к физическому насилию над своими сверстниками. Важно понимать, что дети с психической депривацией воспринимают окружающую среду, как мир полный врагов, где каждый человек стремится причинить другому только боль. На этом фоне, человек может чувствовать себя беспомощным из-за малой значимости для окружающих.

Депривация, нередко протекающая в латентной форме, – более опасное состояние, чем фрустрация

Нарушения в эмоциональном восприятии

Эмоциональная сфера восприятия также страдает при депривации у детей. Недостаток родительского внимания в детские годы проявляется в более зрелом возрасте в виде трудностей эмоционального взаимоотношения с другими людьми. Такой человек испытывает страх перед близкими отношениями и постоянно находится в уверенности, что окружающие настроены враждебно по отношению к нему. Ребенок, отделенный от матери в младенчестве, плохо читает «язык тела», что приводит к различным ошибкам в восприятии поступков других людей. Важно обратить внимание на тот факт, что различные методы воспитания, основывающиеся на эмоциональных приемах, никак не влияют на поведение такого ребенка.

Нередко попытка оказать влияние на поведение, приводит к появлению агрессии и замкнутости. У подавляющего большинства детей с различной выраженностью депривации страдает самооценка из-за ошибочного восприятия эмоций окружающих людей. Многие из них начинают винить себя в возникающих трудностях, ссылаясь на то, что эти трудности являются следствием недостаточного воспитания. Чаще всего «трудные» дети предпочитают вымещать свои негативные эмоции на своих ровесниках.

Для того чтобы нормализовать состояние ребенка, родители должны уделить внимание следующим факторам:

  1. Предоставить ребенку возможность самостоятельно совершать определенные действия.
  2. Обеспечить благоприятную сенсорную среду.
  3. Предоставить собственное личностное пространство.
  4. Восполнить нужду в чувстве безопасности.

Психическая депривация – это своеобразный «голод», который возникает у детей при недостатке внимания к их потребностям. Именно поэтому очень важно уделять особое внимание психоэмоциональному состоянию ребенка. В противном случае подобные нарушения могут стать причиной проблем с интеграцией в социум в более зрелом возрасте. Многие люди, страдающие от психической депривации, испытывают трудности со становлением в рабочем коллективе и построении взаимоотношений с окружающими людьми.

Читайте также:

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Google+

ktovdepressii.ru

причины, проявления и механизм развития – тема научной статьи по психологии читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

УДК 159.972

ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ: ПРИЧИНЫ, ПРОЯВЛЕНИЯ И МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ

И.В. Ярославцева (Иркутск)

Аннотация. С позиций этиопатогенетического и симптоматического подходов рассмотрены причины и условия формирования психической депривации. Представлен иррегулярный характер механизма психической депривации, затрагивающий процессы организации, контроля результативности и корректировки психической деятельности.

Ключевые слова: психическая депривация; сепарация; привация; госпита-лизм; иррегулярность.

Основу существования человека составляет процесс непрерывного взаимодействия в диадах человек - человек и человек - среда. Нарушение или неполнота разносторонних связей и отношений человека всегда или почти всегда ведут к повышению вероятности угрозы безопасности его жизни и деятельности. Так, отсутствие возможностей удовлетворять врожденные потребности в принадлежности, любви, во взаимодействии с окружающим миром отрицательно сказывается на состоянии организма и детерминирует развитие состояния «психическая депривация», характеризующегося специфическим становлением личности, не всегда готовой к полноценной жизни и деятельности.

Психическая депривация - это проблема развития детской популяции населения. В детство уходят ее корни, здесь она дебютирует, сглаживаясь с возрастом либо усугубляясь, трансформируясь в другие психические неблагополучия уже взрослого человека. Состояние свойственно прежде всего детям, воспитывающимся в условиях сиротства и семейного неблагополучия. Именно в этих условиях не удовлетворяются потребности в любви и безопасности, в новых впечатлениях, сужено социальное поле активности, т.е. присутствуют предпосылки формирования депривированной личности со специфическим отношением к миру, деятельности, окружающим, себе.

Вероятность роста в ближайшем будущем у детей явлений психической депривации и ее субклинической разновидности, состоящей в стертых проявлениях болезней и неприспособленности, их сложность, патогенность и стойкость определяют актуальность и злободневность исследований проблем этиопатогенеза и феноменологии психической депривации, а также поиска путей сопровождения развития депривированной части населения.

В науке проблема психической депривации продолжительное время была вне исследовательского интереса. Однако знание о психической депривации имеет глубокие корни, и первые сведения о судьбах

33

№ 47

Сибирский психологический журнал

2013 г.

покинутых и осиротевших детей встречаются у древних летописцев, в произведениях народного творчества. Научный же интерес к явлению проявился во второй половине Х1Х столетия в связи с ростом числа бездомных детей.

Сейчас развернулся четвертый этап изучения проблемы - «экспериментально-теоретический», который отличается углубленным исследованием взаимодействия организма и среды в условиях депривации. При изучении механизмов развития психической депривации значение приобретает личностно-ориентированный подход, а гуманистические традиции позволяют выстраивать гибкую систему сопровождения развития депривированных детей с учетом их индивидуальных возможностей.

Анализ разнообразных направлений развития знания о психической депривации показывает несогласованность, некоторую расхо-жесть взглядов и суждений в вопросах происхождения и проявлений психической депривации. Сегодня при описании разных нарушений в развитии ребенка свободно используются понятия «депривация», «психическая депривация», «привация», «сепарация», «госпитализм». Следствием этого выступают методологические искажения, определяющие ошибочность практических изысканий, а также подмену одних средств воздействия другими.

Прежде всего пристального внимания требует толкование понятия «депривация». Отталкиваясь от этимологии слова «депривация» (в переводе с английского «deprivation» означает потерю чего-либо, ограничение или лишение), правомерно говорить о депривации как об ограничении возможностей для удовлетворения потребностей в результате потери связи с предметом их удовлетворения. Д. Хебб определял депривацию как «биологически адекватную, однако психологически ограничиваемую среду» [3. С. 19].

Наряду с понятием «депривация» в обиходе специалистов есть другие дефиниции, например: «сепарация», «привация», «госпитализм». Одни из них отражают причины как явления, обусловливающие возникновение других явлений (в нашем случае депривации), другие -условия как обстоятельства, от которых зависит возникновение явлений (психической депривации). Условия, в которых ребенок с рождения лишен определенных воздействий, в результате чего значимые потребности вообще не возникают, определяют термином «привация» (терминология Гевирца). Под сепарацией понимают прекращение уже сложившихся эмоциональных связей между ребенком и его микросоциумом, например, между ребенком и матерью или иным замещающим ее лицом (термин «сепарация» введен Дж. Боулби). Следовательно, сепарация и привация - это неблагоприятные условия, которые отличаются временем и длительностью нарушения связей человека с окружающей его средой. В этих условиях оказываются депривирован-

34

Психическая депривация: причины, проявления

ными возможности для удовлетворения значимых потребностей. С позиций детерминированности развития сепарация и привация выступают причинами, а депривация, т.е. лишение, - их следствием.

Термин «госпитализм» (термин введен Р. Шпицем в 1945 г.) используется применительно к детям до полутора лет и отражает болезненное психическое состояние, проявляющееся в прогрессирующем снижении коэффициента развития до уровня маразма и смерти [5]. В отечественной психологии под госпитализмом рассматривается «глубокая психическая и физическая отсталость, возникающая в первые годы жизни ребенка вследствие «дефицита» общения и воспитания» [1. С. 111]. В качестве признаков госпитализма приводятся «... запоздалое развитие движений, особенности ходьбы, резкое отставание в овладении речью, эмоциональная обедненность, бессмысленные движения навязчивого характера (раскачивание тела и др.), а также сопутствующие этому комплексу психических недостатков низкие антропометрические показатели, рахит» [Там же].

Уточнение «психическая» в дефиниции «психическая депривация» привносит в понятие серьезную содержательную психологическую нагрузку. В таком конструкте понятие «психическая депривация» претендует на употребление для оценки проявлений в развитии, их роли в структуре формирующейся личности и определения эффективных путей поддержки и реабилитации депривированного ребенка. Внешне психическая депривация проявляется различно и прежде всего в поведении, характеризующемся широким спектром признаков социальнопсихологической дезадаптации. Таким образом, если термин «депривация» целесообразно использовать в контексте анализа условий развития человека, то термин «психическая депривация» - для определения состояния, сформировавшегося в этих условиях.

Й. Лангмейер и З. Матейчек рассматривают психическую депривацию как «психическое состояние, возникшее в таких жизненных ситуациях, где субъекту не предоставляются возможности для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени» [3. С. 19].

Следует отметить, что приведенное выше понятие центрировано на этиологии явления, в таком толковании в понятии не четко выражен логически оформленный смысл, не вскрыта суть психического явления. Дефиниция же должна нести содержательную информацию о психическом явлении, отражающую его специфику. Такое определение нацеливает специалиста на выбор диагностико-коррекционной траектории сопровождения депривированного ребенка.

В связи со сложностью патогенеза, разнообразием проявлений и течения психическую депривацию следует рассматривать как группу отличающихся по этиологии и патогенезу психических состояний, ко-

35

№ 47

Сибирский психологический журнал

2013 г.

торые объединены общими признаками: во-первых, они имеют социокультурную природу происхождения, во-вторых, характеризуются динамичностью. По нашему мнению, психическая депривация - это психическое состояние, возникающее в детском возрасте и состоящее в незрелости и (или) искажении личностного развития и психофизиологической деятельности организма, в результате неудовлетворения основных потребностей и прежде всего потребности принадлежности к естественной биосоциальной среде [7]. Этому состоянию не свойственна статичность, оно динамично. Динамичность состояния определяется движением, изменением его внутреннего содержания.

Психическую депривацию следует рассматривать с этиопатоге-нетических и симптоматических позиций. В этиопатогенетической классификации психической депривации состояние систематизировано в зависимости от причинных факторов и патологического механизма развития. Нужно отметить, что этиопатогенетический подход прослеживается во многих исследованиях, но в них отсутствуют четкие ориентиры на выявление проявлений анализируемого состояния (Bowlby J., 1951, 1961, 1969; Yarrow L., 1961, 1972; Лангмейер Й., Ма-тейчек З., 1984, 1991). Вклад в создание типологии психической депривации внесен L. Yarrow (1972). Изучая известные причины отставания в развитии детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, помимо материнской депривации (воспитание ребенка вне семьи), он выделил сенсорную депривацию вследствие обеднения окружающей среды, социальную - при сужении социального поля активности и ограничении возможностей для усвоения социальной роли, эмоциональную - на фоне поверхностных интимных эмоциональных связей. Сегодня говорят о депривации значений (когнитивной) в тех случаях, когда снижены возможности понимать, предвосхищать и регулировать сложные изменения во внешнем мире, если при этом он не упорядочен и слишком изменчив. Необходимо выделить соматическую психическую депривацию. Отсутствие возможностей полного удовлетворения первичных биологических и социальных потребностей, а также психотравмирующая ситуация развития (что часто сопровождает детей из «семей риска») влекут нарушения в здоровье - психофизическую ослабленность или серьезные расстройства в функционировании органов и систем.

Выделение в чистом виде различных форм психической депривации затруднено, поскольку в действительности они сосуществуют, так как в неблагополучных для развития условиях отсутствуют возможности удовлетворять многие жизненно важные потребности.

С симптоматических позиций в зависимости от специфики де-привированного развития, детерминированной временем и полнотой прерывания связей и отношений ребенка со значимыми взрослыми

36

Психическая депривация: причины, проявления

(полное или частичное прерывание), необходимо выделять два уровня психической депривации - общий и парциальный.

Общая психическая депривация формируется в условиях развития воспитанников детского дома (полной депривации, по терминологии Дж. Боулби), с самого рождения или с раннего детства (до трех лет) лишенных возможности взаимодействовать с близкими людьми и не имеющих контактов с родственниками. В этих случаях специфика психического развития отличается грубой диспропорцией всех сторон развития ребенка.

Парциальная психическая депривация свойственна воспитанникам детского дома, имеющим возможность какое-то время проводить в семье или с близкими им людьми, и детям и подросткам из асоциальных семей (частичная депривация, по терминологии Дж. Боулби). У детей и подростков отрицательные проявления психического состояния разнообразные, однако неглубокие и мозаичные, и могут затрагивать не все, а определенные сферы развития. Парциальная психическая депривация может характеризоваться и слабо выраженной дисгармоничностью личностного и общего психического развития. Такая дисгармоничность присуща детям и подросткам из неблагополучных семей, а также тем, кто, воспитываясь в семье, имеет обедненные отношения с родственниками (скрытая депривация).

Говоря о проявлениях психической депривации, нужно отметить, что они разнообразны и охватывают широкий диапазон личностных изменений: от капризности и крикливости, которые вписываются в картину психической нормы, до глубоких нарушений психофизического развития. В связи с этим необходимо дифференцировать психическое состояние в зависимости от степени выраженности негативных проявлений. Целесообразно выделять умеренную, среднюю и тяжелую степени выраженности проявлений психической депривации. Умеренная степень проявляется в виде некоторой неустойчивости эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сфер; средняя - в нервно-психических и соматических расстройствах, некотором снижении интеллектуального развития; тяжелая степень характеризуется серьезной недостаточностью психического развития, граничащей с задержкой психического развития.

Дифференциация психической депривации в зависимости от степени выраженности проявлений важна в плане организации медико-психолого-педагогического и социального сопровождения развития детей. При этом необходимо учитывать взаимосвязь уровней и степени выраженности психической депривации. Так, парциальная психическая депривация всегда характеризуется умеренной, реже - средней степенью выраженности нарушений; общая психическая депривация чаще имеет тяжелую степень выраженности, реже - среднюю степень проявления нарушений.

37

№ 47

Сибирский психологический журнал

2013 г.

Состояние психической депривации формируется постепенно, по мере того как блокируются возможности удовлетворения основных потребностей ребенка. Основными биологически значимыми для человека потребностями выступают потребность в пище, отдыхе, самосохранении, продолжении рода, во взаимодействии, через постоянную стимуляцию индивида и создание условий для получения знаний, формирования умений и навыков, потребность в эмоциональной связи с близкими людьми, прежде всего с матерью; потребность в социальном функционировании - вхождении в систему отношений с социальной средой, частью которой человек становится, также является основной. Сложно и часто невозможно измерить жизненные потребности отдельно взятого человека. Это можно произвести лишь при условии учета в каждом отдельном случае индивидуально-типических особенностей и ценностных ориентаций, а также характера его взаимоотношений с социумом.

Патогенез психической депривации сложен и затрагивает процессы оценки и моделирования окружающей среды, организации психической деятельности и поведения. Дж. Боулби предположил наличие врожденных компонентов специфической системы управления поведением, которые инициируют активность ребенка по отношению к близкому взрослому, а через него к окружающему его миру. Свои идеи Боулби развил в теории привязанности ребенка к матери - фундаментальной для психологии развития и в целом психологического знания [2]. С позиций представителей психоаналитического подхода ранняя депривация способствует развитию защитных действий, направленных против отвергшего ребенка окружения. Защитные действия закрепляются, препятствуя позитивному восприятию и взаимодействию ребенка с окружающим миром, и еще больше изолируют его, искривляя ход психического развития.

С позиций теории учения в условиях изоляции ребенка от естественной природной среды ограниченное поступление стимулов делает невозможным постоянный процесс их оценки и переоценки, посредством которого организм создает модели и стратегические формы в целях контакта со средой. Если депривация потребностей имеет начало в детстве, то становится невозможным создание подобных действенных моделей. Если же депривация возникает позднее, то под угрозой находятся их сохранение и исправление. Сужение социального поля активности в условиях депривации ведет к бедному репертуару социальных умений и навыков, затрудняя социальное поведение человека на всех ступенях онтогенеза.

Научные воззрения на механизм депривированного развития объясняют появление известных деструктивных форм поведения в условиях прерывания связей ребенка с близкими людьми, таких как протест, отчаяние, отчуждение [2. С. 29], снижение базового чувства дове-

38

Психическая депривация: причины, проявления

рия к миру [4. С. 221-222], анаклитическая депрессия, маразм [5.

С. 263-271]. Страдание ребенка в условиях материнской депривации Дж. Боулби объясняет развитием реакции дезадаптации в результате активизации поведения привязанности и отсутствия источников его удовлетворения (прекращение контактов ребенка с матерью). Механизмы реакции дезадаптации глубоки, поэтому она имеет консервативный характер: при возобновлении постороннего хорошего ухода за ребенком он не проявляет интереса, тревожится, впадает в отчаяние -отчуждается, у него нарушаются аппетит, сон, легко развиваются психические и соматические расстройства.

Депривационные условия жизнедеятельности являются экстремальными для человека, поскольку к ним его психофизиологическая организация не готова. В условиях, обедненных воспитательным и социальным воздействиями, нарушается механизм регулярного психического развития, обусловливающий его правильность и постоянство. Механизм приобретает иррегулярный характер, и под угрозой оказываются процессы организации, контроля результативности и корректировки психической деятельности. Следствием выступает нарушение целостности, направленности, организованности поведения [6].

С позиций системной организации мозга (П.К. Анохин, А.Р. Лу-рия, Е.И. Соколов, О.С. Адрианов, А.С. Батуев, К.В. Судаков) процессы контроля и программирования жизнедеятельности обусловлены как врожденными механизмами, так и корковыми влияниями, созревающими в процессе онтогенеза. Эти влияния детерминированы намерениями, планами, перспективами, формирующимися в процессе сознательной жизни, и представляют собой третий источник активации организма. Депривационные условия жизни блокируют корковый источник активации, тем самым нарушая механизм психического развития.

С патофизиологической точки зрения можно предположить, что иррегулярность вызвана понижением активности ствола мозга, в частности ретикулярной формации, и коры мозга в обедненных жизненных условиях [7]. Внешне это проявится в недостаточности возрастной зрелости психофизиологической деятельности организма (моторной и сенсорной сфер) и личностного развития.

Иррегулярность расстраивает прежде всего интегративную функцию психики. В зависимости от природы и тяжести жизненных условий меняется характер депривированного развития, оно может иметь эмоциональный, сенсорный, когнитивный и другие виды. В отличие от дисфункции развития, являющейся результатом взаимодействия незрелых мозговых функций с неблагоприятными внешними факторами, иррегулярность - следствие невостребованности организма в условиях депривации.

Рассмотрение иррегулярного механизма депривированного развития, детерминированного опытом ранних лет жизни, с позиций инте-

39

№ 47

Сибирский психологический журнал

2013 г.

гративно-видового подхода позволяет понять сущность наблюдаемой феноменологии, давать прогнозы возможных вариантов развития человека и особенностей его адаптации к среде, определять эффективные пути сопровождения развития депривированной личности.

В заключение отметим, что проблема психической депривации исследуется в аспекте выявления внешних и внутренних детерминант, патологического механизма развития и проявлений состояния. Условием зарождения иррегулярного механизма развития состояния является недостаточное удовлетворение основных потребностей, а его влияние распространяется на весь ход психического развития и личностного становления человека. Психическая депривация при своей специфичности, разноплановости и сложности не является неизменной и постоянной, и при создании вокруг ребенка оптимальных условий ее негативные проявления могут сглаживаться.

Литература

1. Большой энциклопедический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинчен-

ко. СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. 672 с.

2. Боулби Дж. Привязанность / пер с англ. ; общ. ред. и вступ. ст. Г.В. Бурменской.

М. : Гардарики, 2003. 477 с.

3. Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте / пер. Г.А. Овсянникова. Прага : Авиценум, 1984. 334 с.

4. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и при-

менение). СПб. : Питер Пресс, 1997. 608 с.

5. Шпиц Р.А., Коблинер В.Г. Первый год жизни: Психоаналитическое исследование

нормального и отклоняющегося развития объектных отношений : пер. с англ. М. : Геррус, 2000. 383 с.

6. Ярославцева И.В. Специфика иррегулярного развития депривированного подрост-

ка // Развитие личности. М., 2004. № 4. С. 137-140.

7. Ярославцева И.В. К вопросу о психологическом механизме депривированного раз-

вития // Известия Иркутского государственного университета. Сер. Психология. Иркутск : Изд-во ИГУ, 2012. Т. 1, № 1. С. 93-100.

PSYCHIC DEPRIVATION: ITS ORIGIN, SYMPTOMS AND MECHANISM OF DEVELOPMENT Yaroslavtseva I.V. (Irkutsk)

Summary. The origin and conditions of forming the psychical deprivation are examined from the ethiopathogenetic and symptomatic approaches. The irregular character of this mechanism which touches the processes of organization, result controlling and correction of psychical activity is presented.

Key words: psychical deprivation; separation; hospitalism; privation; irregularity.

40

cyberleninka.ru

Психическая депривация - это... Что такое Психическая депривация?


Психическая депривация
Состояние психической дезадаптации, при котором человек представляет невозможным удовлетворение основных личностных потребностей в течение длительного времени (фрустрация ценностных установок). Возникает вследствие перенесенных субъективно значимых (обычно многочисленных) психотравмирующих ситуаций. Может охватывать широкий диапазон отклонений психической деятельности от незначительных изменений социального функционирования до выраженных патохарактерологических или психопатологических нарушений (реактивные состояния, неврозы, расстройства личности).

Краткий толковый психолого-психиатрический словарь. Под ред. igisheva. 2008.

  • Психическая анорексия
  • Психическая травма

Смотреть что такое "Психическая депривация" в других словарях:

  • Психическая депривация — (отср. век. лат. deprivatio лишение) психическое состояние человека, возникающее в результате длительного ограничения его возможностей в удовлетворении основных психических потребностей; характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и… …   Словарь-справочник по педагогической психологии

  • Психическая депривация — (отср. век. лат. deprivatio лишение) психическое состояние человека, возникающее в результате длительного ограничения его возможностей в удовлетворении основных психических потребностей; характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и… …   Словарь по педагогической психологии

  • депривация —    ДЕПРИВАЦИЯ (с. 180) термин, используемый в самом широком спектре значений в биологических и социальных науках (и, разумеется, в психологии, изучающей, в частности, сочетание биологического и социального в человеке). Происходит от латинского… …   Большая психологическая энциклопедия

  • депривация —  (от позднелат. deprivatio лишение)    психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей человека для удовлетворения в достаточной мере его основных психических потребностей; характеризуется выраженными… …   Дефектология. Словарь-справочник

  • Депривация — (англ. deprivation лишение, утрата) – 1. лишение или ощущение появления существеннго дефицита объектов удовлетворения основных потребностей; 2. психологическое состояние, непосредственно вызванное утратой объектов актуальных потребностей; 3. в… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Депривация — Ограничение возможностей или потребностей личности как проявления мщения. Психическая Д. – лишение индивида факторов, необходимых для нормального психического развития (например, лишение материнской ласки в раннем периоде). Сенсорная Д. –… …   Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

  • ДЕПРИВАЦИЯ ПСИХИЧЕСКАЯ — (от лат. deprivatio потеря, лишение чего либо) психическое состояние страдания, к рое возникает вследствие длительного ограничения человека в удовлетворении его основных потребностей. Наиболее опасны для полноценного развития сенсорная,… …   Педагогический словарь

  • Преступность несовершеннолетних —     составная часть преступности, один из источников формирования преступности взрослых. По ряду признаков П.н. отличается от преступности взрослых и имеет свои особенности. Например, по характеру преступлений подростки чаще совершают кражи,… …   Педагогический терминологический словарь

  • Аноргазми́я — (греч. отрицательная приставка an + Оргазм) отсутствие оргазма при половых сношениях; одна из форм снижения сексуальности у женщин. Употребление в сексологической литературе понятий «фригидность», «половая холодность», «половая анестезия»,… …   Медицинская энциклопедия

  • Факторы риска в психологии развития — [лат. factor делающий, производящий] понятие, обозначающее широкий круг условий, способных оказывать неблагоприятное влияние на психическое развитие ребенка. В отличие от однозначно вредоносных воздействий, Ф. р. это такие условия, опасное… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике


psychology.academic.ru

Электронная библиотека ВГУЭС. Электронная библиотека

Багана Жером
Analyse grammaticale du mot dans la phrase (Грамматический анализ слов в предложении) : Учебное пособиеУчебное издание 2020
Сидоренко Т.В.
Essential English for Law (английский язык для юристов) : Учебное пособиеУчебное издание 2020
Казаков Е.Ф.
Homo nudes : МонографияНаучное издание 2020
Багана Жером
Langue francaise: Techniques d`expression ecrite et orale : Учебное пособиеУчебное издание 2020
Кравченко Л.В.
Photoshop шаг за шагом. Практикум : Учебное пособиеУчебное издание 2020
Костромина Е.В.
Авиатранспортный маркетинг : УчебникУчебное издание 2020
Беляков В.В.
Автоматические системы транспортных средств : УчебникУчебное издание 2020
Беляков В.В.
Автоматические системы транспортных средств : УчебникУчебное издание 2020
Братан С.М.
Автоматическое управление процессами механической обработки : УчебникУчебное издание 2020
Стуканов В.А.
Автомобильные эксплуатационные материалы : Учебное пособиеУчебное издание 2020
Тарасова Т.В.
Аддитивное производство : Учебное пособиеУчебное издание 2020
Зиновьева О.П.
Административное судопроизводство : УчебникУчебное издание 2020
Махина С.Н.
Административное судопроизводство : Учебное пособиеУчебное издание 2020
Миронов А.Н.
Административно-процессуальное право : Учебное пособиеУчебное издание 2020
Кисленко В.Н.
Адсорбция бактерий почвой и её эпидемиологическое значение : МонографияНаучное издание 2020

abc.vvsu.ru

Психическая депривация - это... Что такое Психическая депривация?


Психическая депривация
(отср.-век. лат. deprivatio - лишение) - психическое состояние человека, возникающее в результате длительного ограничения его возможностей в удовлетворении основных психических потребностей; характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушении социальных контактов.

Словарь-справочник по педагогической психологии. М.В. Гамезо, А.В. Степаносова, Л.М. Хализева. 2001.

  • Программированное обучение
  • Психическая деятельность животных

Смотреть что такое "Психическая депривация" в других словарях:

  • Психическая депривация — Состояние психической дезадаптации, при котором человек представляет невозможным удовлетворение основных личностных потребностей в течение длительного времени (фрустрация ценностных установок). Возникает вследствие перенесенных субъективно… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Психическая депривация — (отср. век. лат. deprivatio лишение) психическое состояние человека, возникающее в результате длительного ограничения его возможностей в удовлетворении основных психических потребностей; характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и… …   Словарь по педагогической психологии

  • депривация —    ДЕПРИВАЦИЯ (с. 180) термин, используемый в самом широком спектре значений в биологических и социальных науках (и, разумеется, в психологии, изучающей, в частности, сочетание биологического и социального в человеке). Происходит от латинского… …   Большая психологическая энциклопедия

  • депривация —  (от позднелат. deprivatio лишение)    психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей человека для удовлетворения в достаточной мере его основных психических потребностей; характеризуется выраженными… …   Дефектология. Словарь-справочник

  • Депривация — (англ. deprivation лишение, утрата) – 1. лишение или ощущение появления существеннго дефицита объектов удовлетворения основных потребностей; 2. психологическое состояние, непосредственно вызванное утратой объектов актуальных потребностей; 3. в… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Депривация — Ограничение возможностей или потребностей личности как проявления мщения. Психическая Д. – лишение индивида факторов, необходимых для нормального психического развития (например, лишение материнской ласки в раннем периоде). Сенсорная Д. –… …   Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

  • ДЕПРИВАЦИЯ ПСИХИЧЕСКАЯ — (от лат. deprivatio потеря, лишение чего либо) психическое состояние страдания, к рое возникает вследствие длительного ограничения человека в удовлетворении его основных потребностей. Наиболее опасны для полноценного развития сенсорная,… …   Педагогический словарь

  • Преступность несовершеннолетних —     составная часть преступности, один из источников формирования преступности взрослых. По ряду признаков П.н. отличается от преступности взрослых и имеет свои особенности. Например, по характеру преступлений подростки чаще совершают кражи,… …   Педагогический терминологический словарь

  • Аноргазми́я — (греч. отрицательная приставка an + Оргазм) отсутствие оргазма при половых сношениях; одна из форм снижения сексуальности у женщин. Употребление в сексологической литературе понятий «фригидность», «половая холодность», «половая анестезия»,… …   Медицинская энциклопедия

  • Факторы риска в психологии развития — [лат. factor делающий, производящий] понятие, обозначающее широкий круг условий, способных оказывать неблагоприятное влияние на психическое развитие ребенка. В отличие от однозначно вредоносных воздействий, Ф. р. это такие условия, опасное… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике


pedagogic_psychology.academic.ru

Психическая депривация – состояние индивида, длительное время лишенного удовлетворения ключевых психических потребностей. Речь идет о критической недостаточности:

  • сенсорного воздействия;
  • подходящих для учебы условий;
  • теплых контактов с близким окружением;
  • признания в обществе.

Специалисты отмечают, что психическая депривация так же губительна для человека, как биологическая недостаточность. Если для здоровья тела нужны витаминизированные продукты, обогащенный кислородом воздух, чистая вода, полноценный сон, то для здоровья души требуются любовь, разнообразные впечатления, положительные эмоции, самореализация в обществе.

Пренебрежение фундаментальными запросами человеческой психики чревато существенными ее нарушениями. Насколько данная проблема серьезна, можно судить уже по этимологии термина «депривация». Произошел он от латинского слова dēprāvātio, которое переводится как «порча», «искажение», «обезображивание».

Психическая депривация и фрустрация

Эти понятия близкие, но не тождественные. Фрустрация связана с актуализированной в какой-то момент потребностью, оборванной на полпути к цели, причем осознаваемой человеком и сопровождающейся выплеском негативных эмоций: разочарования, отчаяния, агрессии.

Депривация может долгое время не осознаваться индивидом либо вообще не фиксироваться им. К примеру, некоторые люди, страдающие депрессией, зачастую не подозревают, что причина ее – сенсорная депривация, то есть дефицит новых ярких впечатлений.

Из этого следует, что депривация, нередко протекающая в латентной форме, – более опасное состояние, чем фрустрация. Ее действие на психику подобно влиянию радиации или зарождению раковой опухоли.

Особенно это актуально для неудовлетворения базовых потребностей, не поддающихся замещению. Например, дефицит материнской ласки во младенчестве непременно приведет в будущем к деформации личности ребенка. Недаром говорят: любящая мать – самый полезный для малыша витамин.

Депривация сна

Еще в недавнем прошлом лишение человека сна активно применялось к заключенным и военнопленным как вид пытки. Например, во время боевых действий во Вьетнаме этому испытанию подвергали захваченных в плен американских летчиков.

Справиться с депривацией сна обычный человек практически не может. Если лишить любого из нас сна или хотя бы сократить его время, то это приведет к серьезным психическим сбоям:

  • снижению волевого контроля над процессом мышления;
  • нарушению восприятия внешних стимулов и их анализа;
  • появлению в сознании мнимых слуховых и/или зрительных образов.

Медики заявляют, что последствиями нарушения режима сна могут стать: стресс, ожирение/дистрофия, сахарный диабет, снижение иммунитета.
Поэтому принудительная депривация сна сегодня запрещена в цивилизованных государствах.

Однако иногда ее используют совершенно осознанно и добровольно как способ самопознания или форму развлечения, по характеру воздействия напоминающего наркотическое состояние. В 1966 году ограничение сна было введено в практику психотерапии для борьбы с депрессиями.

Сенсорная депривация

В середине прошлого века американские исследователи провели интересный эксперимент. Они предложили испытуемым пролежать в изолированной камере, куда не проникали ни звуки, ни свет, как можно больше времени. Несмотря на то, что каждая минута опыта оплачивалась, никто из согласившихся на него людей не выдержал больше 3 суток.

По признанию участников, их мучили бессонница, повышенная тревога, провалы в памяти, депрессия. Но самым невыносимым было испытание галлюцинациями. Они стали ответом сознания, лишенного внешних ощущений и компенсировавшего их внутренними псевдостимулами.

Авторы эксперимента пришли к выводу: сенсорная депривация – путь к деградации личности. Однако позже выяснилось, что опасна не сама депривация, а отношение к ней. Взрослый человек способен адаптироваться ко многим внешним факторам воздействия при правильной на них реакции.

Это доказал американский психоаналитик Джон Лилли, подвергнув самого себя абсолютной сенсорной изоляции. Когда же у него начали возникать галлюцинации, он отнесся к этому факту не с боязнью, а с интересом естествоиспытателя.

Такая установка предотвратила не только дискомфорт, но и пагубные последствия эксперимента. Более того, подобные исследования в области сенсорной депривации положили начало трансперсональной психологии.

Депривация и дети

Дефицит социальных или сенсорных стимулов тормозит эмоционально-интеллектуальное развитие ребенка. В научных книгах не раз были описаны случаи безнадежной деградации детей, надолго изолированных от общества.

С «феноменом Маугли» – правда, выраженном в меньшей степени, чем у героя Киплинга, – столкнулись в середине ХХ века американские психологи, исследовавшие воспитанников интернатов. У всех этих детей, в результате госпитализма, то есть сужения сферы эмоционального общения и обрыва социальных связей, выявилось искажение внутреннего мира.

В то же время ученые и педагоги утверждают: не всякая депривация вредит ребенку. Наблюдения за детьми в возрасте 10-14 лет, отлученных от школы и улицы на 1-2 года болезнью, показали: процесс взросления в таких условиях проходит более успешно.

Запертый в четырех стенах больной ребенок оказывается огражденным от пустого времяпрепровождения и опасных развлечений. Вместо этого, у него появляется уникальный шанс больше читать и размышлять. В результате и ум, и душа ребенка созревают быстрее, чем у его ровесников.

Разумные родители наверняка сделают из этого правильные выводы. Лишение непутевой подростковой среды может сделать ребенка «матерно недоразвитым», как писал о себе писатель А. Лиханов. Но разве это большая потеря?

То же самое можно сказать и об ограничении времени для онлайн-игр. Такая депривация тоже принесет несомненную пользу школьнику. Особенно если папа и мама помогут маленькому игроману найти сомнительному виртуальному развлечению достойное реальное замещение.

Неправомерно было бы считать депривацию абсолютным злом. При правильной установке она может использоваться и во благо: служить медицине, воспитанию, саморазвитию.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники

Pinterest

LiveJournal

LinkedIn

Мой мир

E-mail


 

« Предыдущая запись Следующая запись »

rostduha.ru

Психическая депривация

Острый социальный кризис сказался как на материальном положении семьи, так и на ее нравственном здоровье. Одним из негативных феноменов современности становится развитие так называемого социального сиротства, ежегодное увеличение детей, частично или полностью лишенных родительской заботы вследствие высокой занятности родителей, наркомании, алкоголизма, лишения родительских прав. В результате дефицита контактов с взрослыми, отсутствия или недостаточности эмоционального сопереживания, эмоционального принятия, информации об окружающем мире, отсутствия удовлетворения познавательных потребностей у ребенка может возникнуть психическая депривация.

Подходы к пониманию психической депривации

Определение 1

В современной научной литературе под психической депривацией понимается патологическое неудовлетворение потребностей в результате отделения личности от источников их удовлетворения; психическое состояние, возникающее в результате жизненных ситуаций, в которых субъект не имеет возможностей для удовлетворения жизненных психических потребностей в полной мере на протяжении длительного периода времени.

Состояние имеет пагубные последствия. Термин активно функционирует в медицинской и психологической литературе.

Зачастую термин «психическая депривация» используется как синоним госпитализма. Вместе с тем, госпитализм выступает лишь условием для развития депривации, не может выступать тождественным номинации психологического состояния. Следует также разграничивать категории фрустрации и депривации.

Основные факторы формирования психической депривации

В качестве основных потребностей, отсутствие удовлетворения которых приводит к формированию психической депривации, можно выделить следующие:

  • потребность в нужном количестве, изменчивости в форме стимулов;
  • потребность в оптимальных условиях для действенного учения;
  • потребность в установлении первичных социальных связей, которые могут стать основой социализации ребенка, его последующей интеграции в общество;
  • потребность в социальной самореализации, представляющая возможности для овладения ценностными целями, системой аксиологических модусов, раздельными общественными ролями.

Таким образом, полноценное развитие ребенка представляется возможным лишь при условии его пребывания в социальной среде, богатой сенсорными стимулами, обеспечивающей возможности постоянного контакта с окружающими в процессе познания, принятия, усвоения социального опыта. В случае отсутствия полноценных контактов с окружающей социально-природной средой у ребенка могут деформироваться многие базовые установки личности, деструктивные формы социального поведения.

Виды психической депривации

Выделяют следующие виды депривации:

  • сенсорная, стимульная депривация, обусловленная низким количеством сенсорных стимулов либо их ограниченная модальность, изменчивость;
  • когнитивная депривация, депривация смыслов, значений, обусловленная отсутствием четкой, упорядоченной картины мира, ее хаотичной, изменчивой структурой, не дающей возможности понимать, регулировать, прогнозировать происходящее извне;
  • эмоциональная депривация – невозможность или ограниченность возможностей установления эмоциональных интимных отношений с каким-либо лицом либо разрыв таких отношений;
  • социальная депривация, депривация идентичности – невозможность, ограниченные возможности овладения определенными социальными ролями.

Отдельно следует выделить депривацию доверия – разочарования во взрослых, недоверия к ним, которое выступает причиной глубинных личностных деприваций.

Замечание 1

Таким образом, психическая депривация представляет собой сложный психический феномен, затрагивающий все сферы личностного развития, проявляющийся в глубинных личностных деформациях, искажениях поведения.

spravochnick.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *