Психические свойства в психологии это – Психические свойства это в психологии

«Психические процессы и психические свойства личности»

«Психические процессы и психические свойства личности»

Подготовила:

Анпадистова

Татьяна Александровна,

учитель истории,

обществознания и географии

МКОУ «ЦО № 12»

Узловского района

Тульской области».

Узловая

2018 год

Психические процессы и психические свойства личности

Психика человека – это внутренний мир личности, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающим внешним миром, в процессе активного отражения этого мира.

Основными функциями психики человека являются следующие: регулятивная, коммуникативная, когнитивная или познавательная.

Иными словами, психика человека дает возможность ему выступать в качестве субъекта труда, общения и познания.

Физиологическим носителем психики человека является его нервная система. Психика является свойством мозга. Связь центра мозга с внешней средой осуществляется при помощи нервных клеток и рецепторов.

В современной психологической литературе выделяют четыре основных вида психических явлений, это:

— психические процессы,

— психические состояния,

— психические свойства и психические образования.

Психические состояния – это целостная характеристика психической активности людей в определенных условиях, при выполнении ими конкретных задач. Каждый компонент психики (познавательный, эмоциональный, волевой) по-разному представлен в том или ином состоянии. Свое название «психическое состояние» получает от ведущего компонента: познавательное состояние (размышление, сосредоточенность и т.д.), эмоциональное (радость, печаль и т.д.), волевое (решительность, настойчивость и т.д.). Можно сказать, что собственно жизнь человека и есть смена одного состояния другим.

Психические процессы – это основной способ существования психического. Они обеспечивают первичное отражение и осознание человеком окружающей действительности, являются предельно пластичными и динамичными, имеют четкое начало, определенное течение и ярко выраженный конец. Исходя из функциональной необходимости обеспечения деятельности человека, выделяют познавательные, эмоциональные и волевые процессы. Психические процессы – это те «кирпичики» (или элементы), из которых состоит процесс психического отражения или процесс функционирования психики человека.

Психические процессы и психические свойства личности фактически неотрывны друг от друга. С одной стороны, все психические процессы в их конкретном протекании зависят от свойств и особенностей личности, начиная с ощущений и восприятий, которые в полноте своего содержания и реального протекания зависят вовсе не только от деятельности будто бы изолированного рецептора, а от свойств самой личности, от ее восприимчивости и впечатлительности и т. д.

С другой — каждый вид психических процессов, выполняя свою роль в жизни личности, в ходе деятельности переходит в ее свойства. Индивидуально-типологические особенности в восприятии, памяти, мышлении, воображении, внимании, не говоря уже об индивидуально-типологических особенностях в эмоциональной и волевой сфере, — это уже психические свойства и особенности личности в области восприятия, мышления и т. д., как-то:

восприимчивость и впечатлительность,

наблюдательность,

вдумчивость,

рассудительность,

эмоциональная возбудимость и устойчивость,

инициативность,

решительность,

настойчивость и т. п. Тем самым уже внутри аналитического изучения психических процессов наметился совершающийся с внутренней необходимостью переход к изучению психических свойств личности.

Психические свойства – это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека.

Психические свойства выступают в виде системных качеств человека, они формируются и проявляют себя в деятельности. К психическим свойствам человека относятся:

направленности («Что хочет человек?»),

способности («Что может человек?»),

темперамент и характер («Как проявляется человек?»). Психические свойства личности — ее способности и характерологические черты — формируются 

в ходе жизни. 

Психические свойства — это индивидуальные особенности психической деятельности конкретного человека, особенности его психического состояния, его межличностных и личностно-социальных отношений, которые позволяют описывать и прогнозировать его поведение, направление и динамику психического развития. Имеется в виду существенные, более или менее устойчивые, постоянные особенности её. Психические свойства человека не являются чем-то таким, что человек получает в готовом виде и сохраняет неизменным до конца своих дней.

Психические свойства человека — его способности, его характер, его интересы и склонности – не являются врождёнными, они вырабатываются, формируются в ходе жизни. Это — особенности более или менее устойчивые, но не неизменные. Пока человек живет, он развивается и, следовательно, так или иначе меняется. Выделяются четыре основных психических свойства:

1. Темперамент.

2. Способности.

3. Мотивации.

4. Характер.

infourok.ru

ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА — это… Что такое ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА?


ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА
— индивидуальные особенности психики человека, проявляющиеся в отношении его к действитель ности и соответствующих формах поведения, носящих устойчивый характер. К П. с. личности относят темперамент, характер, способности, а также склонности, убеждения, привычки и другие свойства, которые присущи человеку в течение всей жизни или длительного ее периода

Психомоторика: cловарь-справочник.— М.: ВЛАДОС. В.П. Дудьев. 2008.

  • ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
  • ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ

Смотреть что такое «ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА» в других словарях:

  • Психические свойства личности — качества личности, непосредственно влияющие на социальную деятельность человека (характер, интересы, увлечения, идеалы, ценности, мировоззрение). В психопатологии нарушения свойств личности обычно определяется термином психопатия или… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • СВОЙСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ — (англ. properties of individuality) бесконечная совокупность свойств отдельного человека. Согласно концепции интегральной индивидуальности В. С. Мерлина (1898 1982), к С. и. относятся свойства разного уровня (которые традиционно изучаются разными …   Большая психологическая энциклопедия

  • Психические процессы — процессы, условно выделенные в целостной структуре психики. Выделение психических процессов сугубо условное разделение психики на составные элементы, появившееся ввиду существенного влияния механистических представлений на учёных психологов в… …   Википедия

  • ПСИХИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ — любые проявления психики человека. Различают три вида П. я.: см. Психические процессы, Психические свойства, Психические состояния, которые тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены …   Психомоторика: cловарь-справочник

  • ПСИХИЧЕСКИЕ БОЛЬНЫЕ — ПСИХИЧЕСКИЕ БОЛЬНЫЕ. При ярко выраженных, вполне развившихся псих, болезнях имеется целый ряд особенностей, отличающих П. б. от всех других б ных и ведущих к особому отношению к ним в правовом отношении, к особому уходу за ними, своеобразному… …   Большая медицинская энциклопедия

  • Психические расстройства при воздействии электромагнитных излучений — психические расстройства, вызванные воздействием лучистой энергии (см.). Различают последствия воздействия а) сверхвысокочастотных и б) низкочастотных излучений. а) сверхвысокочастные излучения (например, от радиолокационных установок… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ — устойчивые особенности нервной системы, влияющие при прочих равных условиях на индивидуальные психические особенности человека. Понятие С. н. с. было введено И. П. Павловым, он предполагал наличие трех основных С. н. с. 1. Сила способность… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • высшие психические функции — <…> отношение между высшими психологическими функциями было некогда реальным отношением между людьми <…> Отношение психологических функций генетически соотнесено с реальным отношением между людьми: регуляция словом,… …   Словарь Л.С. Выготского

  • Наркотические свойства трамадола — Содержание 1 Краткое описание медицинских свойств 2 Правовой статус …   Википедия

  • Ломов, Борис Фёдорович — Борис Фёдорович Ломов Дата рождения: 28 января 1927(1927 01 28) Место рождения: Нижний Новгород, СССР Дата смерти: 11 июля 1989(1989 07 11) …   Википедия

Книги

  • Общая психология в 3-х томах. Том II в 4-х книгах. Книга 4. Речь. Психические состояния. Учебник и практикум для СПО, Немов Р.С.. Учебник содержит полный курс общей психологии и отражает как традиционные, так и современные подходы к изучению предмета, написан в доступной для понимания форме, а также снабжен детально… Подробнее  Купить за 1171 грн (только Украина)
  • Общая психология в 3 томах. Том 2. В 4 книгах. Книга 4. Речь. Психические состояния. Учебник и практикум для академического бакалавриата, Немов Р.С.. Учебник содержит полный курс общей психологии и отражает как традиционные, так и современные подходы к изучению предмета, написан в доступной для понимания форме, а также снабжен детально… Подробнее  Купить за 905 руб
  • Общая психология в 3-х томах. Том II в 4-х книгах. Книга 4. Речь. Психические состояния. Учебник и практикум для СПО, Немов Р.С.. Учебник содержит полный курс общей психологии и отражает как традиционные, так и современные подходы к изучению предмета, написан в доступной для понимания форме, а также снабжен детально… Подробнее  Купить за 905 руб
Другие книги по запросу «ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА» >>

psychomotor.academic.ru

Психические свойства личности

В психологии выделяют четыре типа темперамента.

Сангвинический темперамент обусловливается стабильной, уравновешенной и подвижной нервной системой, в которой процесс торможения уравновешивает процесс возбуждения. Личности, обладающие сангвиническим темпераментом, отличаются высокими темпами психических процессов, быстрыми реакциями на внутренние и внешние раздражители. Такие люди общительны, обладают богатой мимикой, быстрыми и выразительными движениями, быстрым темпом речи. Им присущи высокая и осознанная дисциплинированность, обдуманные поступки, оптимизм и в то же время изменчивость чувств, интересов, взглядов и привязанностей. Они ярко выраженные экстраверты, в большей мере обращают внимание на внешние факторы, чем на субъективное представление о прошлом и будущем.

Флегматический темперамент характеризуется сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой. Личности с данным типом темперамента демонстрируют замедленную реакцию на раздражители, инертность; проявление эмоций всегда сдержанное, флегматика сложно вывести из состояния равновесия. Мимика, движения и взгляды в большинстве своем безэмоциональны, а лишь информативны.

Люди с флегматическим темпераментом в меру общительны, ровны в отношениях с другими, необидчивы, малоразговорчивы, не любят вести абстрактные беседы, менять друзей, распорядок жизни и привычки, отличаются социальной пассивностью и являются яркими интровертами.

Холерический темперамент соотносится с неуравновешенной нервной системой, отличающейся повышенной возбудимостью и преобладанием процесса возбуждения над процессами торможения. Неуравновешенность проявляется в поведении личности, сопряжена с высокой скоростью реакции на раздражители, что проявляется в резких движениях, нетерпеливости, вспыльчивости и необдуманности действий. В то же время личности с холерическим темпераментом обладают выразительными мимикой и жестами.

Холерики легко вступают в контакт с окружающими, без особых затруднений адаптируются к новым условиям жизни и деятельности. При общении с другими склонны перебивать собеседников, в разговоре захватывают инициативу, горячо отстаивая свои взгляды и позиции.

Меланхолический темперамент обусловлен слабостью процессов возбуждения и торможения, отсутствием равновесия между ними с преобладанием торможения и повышенной инертностью нервных процессов. Личность с меланхолическим темпераментом характеризуется восприятием даже слабых раздражителей как сильного воздействия, которое способно затормозить деятельность меланхолика вплоть до стрессового состояния.

Меланхолик отличается замкнутостью и необщительностью. Ему сложно сближаться с людьми, на это затрачивается много времени. В общении ведет себя настороженно, старается быть в «тени», при взаимодействии с новыми людьми смущается и теряется при установлении с ними контакта, застенчив и нерешителен. Для таких людей характерны сдержанная и неуверенная мимика, тихая речь и осторожные, несмелые движения.

Характер

Любой человек обладает наиболее выраженными чертами и свойствами, которые более или менее отчетливо проявляются в общении и в деятельности. Устойчивое соотношение таких свойств образует характер конкретного человека.

spravochnick.ru

Основные свойства психики человека 🚩 Свойства психики 🚩 Дети 🚩 Другое

Психические свойства — это результат нейрофизиологической деятельности мозга. Они тесно связаны с психическими процессами, которые в значительной степени зависят от индивидуальности личности.

Свойства психики являются устойчивыми и обуславливают определенный тип поведения и деятельности, характерный для конкретного человека. Они формируются и закрепляются постепенно в ходе жизни, как результат практической деятельности и отражения окружающего мира. Врожденные особенности организма — это лишь задатки, которые в некоторой степени предопределяют развитие у человека тех или иных психических свойств — черт характера, склонностей и интересов, сильных и слабых сторон. Они более менее устойчивы, но могут меняться под влиянием жизненных обстоятельств или благодаря волевому желанию человека измениться.

Обычно выделяют такие основные психические свойства, как темперамент, характер, способности и мотивации. Темперамент включает в себя совокупность индивидуальных устойчивых психофизических свойств индивида, динамических особенностей его поведения, психических состояний и психической деятельности. Темперамент связан с конституцией тела. Людей, как правило, делят на сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов. Принято считать, что темперамент не поддается изменению, однако на практике порой можно наблюдать его изменение у людей с возрастом, с изменением гормонального фона или образа жизни.

Под характером понимают основные черты личности, обуславливающие ее поведение в социуме и поступки. Эти черты довольно устойчивы, но могут меняться. К ним относятся самооценка, степень критичности и требовательности к себе и другим, эгоизм и альтруизм, коллективизм и индивидуализм, чуткость и безразличие, вежливость и грубость, правдивость и лживость, ответственность и безответственность, усидчивость и нетерпеливость, инициативность и пассивность, аккуратность и неряшливость, самостоятельность, решительность, настойчивость, дисциплинированность и т.д.

Под способностями подразумевают устойчивые психологические свойства индивида, отличающие его от других. От них зависит, насколько легко человек может достичь успеха в той или иной области деятельности. Способности могут быть природными, биологически обусловленными (например, высокая степень гибкости тела) или выработанными в течение жизни. Способности бывают творческие, коммуникативные, теоретические (к абстрактно-логическому мышлению), учебные (обучаемость, усвоение знаний и навыков), практические (склонности к практическим действиям) и т.д.

Наконец, мотивация — это то, что побуждает человека к деятельности. Мотивы происходят от потребностей. У людей есть базовые потребности — в воздухе, еде и воде, безопасности, жилище, физическом движении. Когда базовые нужды удовлетворены, в силу вступают потребности более высокого уровня — в любви, признании и одобрении, самореализации и т.д.

Психика работает по определенным законам, законы эти описываются и проверяются в психологии. Особенно преуспела в этом системная психология. В рамках системной психологии можно выделить три правила, которым следует в своей работе психика.

Правило 1. В психике нет ничего лишнего.

Любая особенность, любой симптом, любой элемент в психике всегда выполняет какую-либо полезную функцию. Полезную не с точки зрения индивидуального сознания, а с точки зрения существования психики, с точки зрения поддержания ее целостности и жизненного функционирования. Если что-то в вашей психике или в вашей личности кажется вам бесполезным или лишним, это значит только одно: вы не видите в данный момент той функции, которую это нечто выполняет. Любая вредная привычка выполняет важную задачу в нашей психологической жизни. Необходимо работать над расширением зоны своего сознания, чтобы обнаружить эту задачу.

Правило 2. Большинство событий происходит с человеком неслучайно.

Есть причина, по которой с человеком происходят те или иные события. Эта причина заключена в самом человеке – в его психике, в его личности, в его психологических особенностях. В любом событии, которое с человеком происходит, психика активную роль. Даже если сам человек отказывается это признавать. Наша жизнь – это результат наших выборов.

Правило 3. Психика не пассивно отражает действительность, а активно ее конструирует.

В экспериментах по работе восприятия, которые проводили гештальт-психологи, было доказано, что психика не просто отражает действительность, как зеркало. Психика активно конструирует её. Например, если вам покажут контур круга, нарисованный пунктиром, вы все равно будете воспринимать фигуру как круг, а не как отдельные черточки. В этом и состоит активная роль психики в восприятии реальности. Если нам не хватает информации, мы додумываем её в соответствии с нашим предыдущим опытом.

Правила 2 и 3 взаимосвязаны друг с другом. Второе правило касается действий и событий, которые происходят с человеком. В третьем правиле делается акцент на особенности восприятия происходящих событий. Восприятие и действие взаимосвязаны, они подкрепляют друг друга.

Приведу простой пример. Предположим, вы вышли на улицу, и внезапно начался дождь.

  1. В одном случае вы расстроитесь (восприятие), настроение ваше испортится, вы вернетесь домой (действие) и будете переживать, что ваши планы не воплотились (восприятие). Мир будет казаться вам унылым и не оправдавшим ваших надежд (восприятие).
  2. В другом случае вы можете обрадоваться дождю (восприятие), раскрыть зонт или даже промокнуть в свое удовольствие (действия), ваше настроение будет хорошим и воодушевленным (восприятие). Мир будет казаться вам полным сюрпризов, ваше чувство единения с природой обострится (восприятие).

Обе цепочки можно бесконечно продолжать. Так мы сами себе создаём настроение, регулируем действия что, в конечном итоге, влияет на образ мира, в котором живем. «То, во что мы верим, становится реальностью».

 

www.kakprosto.ru

Структура психики

СТРУКТУРА ПСИХИКИ.

Психика — функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма.


Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой.

Содержанием психики являются идеальные образы объективно существующих явлений. Но эти образы возникают у различных людей своеобразно. Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т.д. Иначе говоря, психика — это субъективное отражение объективного мира. Однако субъективный характер отражения не означает, что это отражение неправильно; проверка общественно-исторической и личной практикой обеспечивает объективное отражение окружающего мира.

Психика присуща человеку и животным. Однако психика человека, как высшая форма психики, обозначается еще и понятием «сознание». Но понятие психики шире, чем понятие сознания, так как психика включает в себя сферу подсознания и надсознания («Сверх Я»). В структуру психики входят: психические свойства, психические процессы, психические качества и психические состояния.

Психические свойства — устойчивые проявления, которые имеют генетическую основу, передаются по наследству и практически не изменяются в процессе жизни. К ним относят свойства нервной системы: — сила нервной системы — устойчивость нервных клеток к длительному раздражению или возбуждению — подвижность нервных процессов — скорость перехода возбуждения к торможению — уравновешенность нервных процессов — относительный уровень сбалансированности процессов возбуждения и торможения — лабильность — гибкость изменения под воздействием различных раздражителей — резистентность — сопротивляемость к воздействию неблагоприятных раздражителей.

Психические процессы — относительно устойчивые образования, имеющие латентный сензитивный период развития, развиваются и формируются под воздействием внешних условий жизнедеятельности.

К ним относят:

ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, представление, внимание, волю, эмоции.

Психические качества — относительно устойчивые образования, которые возникают и формируются под воздействием учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности. Наиболее отчетливо качества психики представлены в характере.

Психические состояния — представляют собой относительно устойчивый динамичный фон деятельности и активности психики.

Психические свойства.

Психология изучает не только отдельные психические процессы и те своеобразные сочетания их, которые наблюдаются в сложной деятельности человека, но и психические свойства, характеризующие каждую человеческую личность: её интересы и склонности, её способности, её темперамент и характер. Нельзя найти двух людей, совершенно одинаковых по своим психическим свойствам. Каждый человек отличается от других людей рядом особенностей, совокупность которых образует его индивидуальность.

Говоря о психических свойствах личности, мы имеем в виду существенные, более или менее устойчивые, постоянные особенности её. Всякому человеку случается забыть что-нибудь; но не для всякого человека «забывчивость» является характерной чертой. Всякий человек переживал когда-нибудь раздражённое настроение, но «раздражительность» характерна лишь для некоторых людей.

Психические свойства человека не являются чем-то таким, что человек получает в готовом виде и сохраняет неизменным до конца своих дней. Психические свойства человека — его способности, его характер, его интересы и склонности — вырабатываются, формируются в ходе жизни. Это особенности более или менее устойчивые, но не неизменные. Совершенно неизменных свойств в человеческой личности не бывает. Пока человек живёт, он развивается и, следовательно, так или иначе меняется.

Никакая психическая особенность не может быть врождённой. Человек не рождается на свет, уже имея какие-нибудь определённые способности или черты характера. Врождёнными могут быть только некоторые анатомические и физиологические особенности организма, некоторые особенности нервной системы, органов чувств и — что особенно важно — мозга.

Эти анатомо-физиологические особенности, образующие врождённые различия между людьми, называются задатками. Задатки имеют важное значение в процессе формирования индивидуальности человека, но они никогда не предопределяют её, т. е. не являются единственным и главным условием, от которого эта индивидуальность зависит.

Задатки, с точки зрения развития психических особенностей человека, многозначны, т. е. на основе каких-либо определённых задатков могут выработаться различные психические свойства в зависимости от того, как будет протекать жизнь человека.

И.П. Павловым установлено, что существуют значительные индивидуальные различия типов нервной системы, или, что то же самое, типов высшей нервной деятельности. Тем самым вопрос о природных предпосылках индивидуальных различий, так называемых «задатков», получил в работах И.П. Павлова свою подлинно научную основу.

Различные типы высшей нервной деятельности отличаются друг от друга по следующим трём признакам:

1) сила основных нервных процессов — возбуждения и торможения; этот признак характеризует работоспособность клеток коры;

2) равновесие между возбуждением и торможением;

3) подвижность этих процессов, т. е. способность их быстро сменять друг друга. Это основные свойства нервной системы. Различные типы высшей нервной деятельности отличаются друг от друга различным сочетанием, комбинированием этих свойств.

Тип высшей нервной деятельности есть основная характеристика индивидуальных особенностей нервной системы данного человека. Являясь врождённой особенностью, тип высшей нервной деятельности не остаётся, однако, неизменным. Он изменяется под влиянием условий жизни и деятельности человека, под влиянием «постоянного воспитания или обучения в самом широком смысле этих слов» (Павлов). «И это потому,— пояснял он,— что рядом с указанными выше свойствами нервной системы непрерывно выступает и важнейшее её свойство — высочайшая пластичность».

Пластичность нервной системы, т. е. способность её изменять свои свойства под влиянием внешних условий, является причиной того, что свойства нервной системы, определяющие её тип,— сила, равновесие и подвижность нервных процессов — не остаются неизменными на протяжении жизни человека. Таким образом, следует различать врождённый тип высшей нервной деятельности и тип высшей нервной деятельности, сложившийся в результате условий жизни и, в первую очередь, воспитания.

Индивидуальность человека — его характер, его интересы и способности — всегда в той или иной мере отражает его биографию, тот жизненный путь, который он прошёл. В преодолении трудностей формируются и закаляются воля и характер, в занятиях определённой деятельностью развиваются соответствующие интересы и способности.

Но так как личный жизненный путь человека зависит от общественных условий, в которых человек живёт, то и возможность формирования у него тех или других психических свойств зависит от этих общественных условий. «Удастся ли индивиду вроде Рафаэля развить свой талант,— писали Маркс и Энгельс,— это целиком зависит от спроса, который, в свою очередь, зависит от разделения труда и от порожденных им условий просвещения людей».

Центральное значение для формирования индивидуальности человека, его интересов и склонностей, его характера имеет мировоззрение, т. е. система взглядов на все окружающие человека явления природы и общества. Но мировоззрение всякого отдельного человека является отражением в его индивидуальном сознании общественного мировоззрения, общественных идей, теорий, взглядов. Сознание человека является продуктом общественных условий. Напомним слова Маркса, которые мы приводили ранее. «…Сознание с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди».

Усвоение человеком передового мировоззрения, передовых взглядов и идей не осуществляется автоматически, само собой. Прежде всего оно требует уменья отличить эти передовые взгляды от старых, отживших взглядов, которые тянут человека назад и препятствуют полноценному развитию его личности. А кроме того, недостаточно простого «знания» передовых идей и взглядов. Нужно, чтобы они были глубоко «пережиты» человеком, стали его убеждениями, от которых зависят мотивы его действий и поступков.

Обусловленные личным жизненным путём человека, его убеждения в свою очередь влияют на ход этого пути, направляя поступки человека, его образ жизни и деятельности. В детском возрасте решающее значение для формирования психических особенностей человека имеют воспитание и обучение. По мере того как формируется человеческая личность, всё большее значение приобретает самовоспитание, т. е. сознательная работа человека над выработкой своего мировоззрения и своих убеждений, над формированием в себе желательных психических свойств и искоренением нежелательных. Всякий человек в значительной мере является сам творцом своей индивидуальности.


Психические процессы.

Виды психических процессов:

Познавательные

  • Ощущение
  • Восприятие
  • Мышление
  • Сознание
  • Речь
  • Внимание
  • Память
  • Воображение
  • Представление

Эмоционально-мотивационные.
  • Эмоции и чувства
  • Состояния (настроение, тревожность и пр.)
  • Мотивация
  • Воля

Личностные характеристики.
  • Характер
  • Темперамент
  • Моторика
  • Интеллект

Познавательные.

Контакт человека с миром определяет развитие его психики. Начальную форму психики составляют ощущения — источник всех наших знаний об окружающем мире. Создание единого образа вещи или явления, степень его понимания даются восприятием. Восприятие может носить преднамеренный, целенаправленный характер, для того чтобы глубоко познать объект.

Такой процесс называется наблюдением. Наблюдение расширяет и детализирует наше восприятие явлений и вещей, а умение оценивать образует общее представление о них. Отражение общего опыта, проявляющееся в узнавании и воспроизведении, называется памятью. Высшим познавательным психическим процессом является мышление, которое является процессом отражения, процессом познания мира.

Мышление всегда начинается с постановки вопроса, с потребности или необходимости его разрешить. С помощью мышления человек познает общие и существенные признаки предметов и явлений, связи и отношения между ними. Мышление дает возможность предвидеть ход событий и результаты наших собственных действий.

Качество, продуктивность мыслительных процессов зависит в конечном счете от имеющихся у человека знаний и от умения владеть ими, от уровня развития и степени восприятия интеллекта.

От наблюдения к догадке и гипотезе и дальше к теории идет путь познания, который уменьшает неопределенность с помощью реалистического наблюдения, воображения и критического мышления.

Современная психология относит к числу важнейших положительных качеств ума его критичность и гибкость, а также широту, глубину и быстроту мысли.
К негативным свойствам мыслительной деятельности можно отнести некритичность, торопливость, медлительность и поверхностность ума, косность, рутинность и узость мышления, а также неспособность искать и находить новые пути.

Человек мыслит понятиями, суждениями, умозаключениями, которые выражаются словами. Речь — это форма проявления мысли, средство и процесс общения. Она связана с психическими процессами. Любая речь не только передает определенное содержание мысли, но и с помощью интонации, мимики, жестов выражает чувства, отношение говорящего к тому, о чем или о ком говорится.

Наблюдательный человек может многое узнать и понять о говорящем по его выступлениям, потому что индивидуальные особенности речи отражают в определенной степени особенности личности.
Руководитель должен знать индивидуальные свойства мыслительной деятельности подчиненных.


Эмоционально — мотивационные.

Отношение человека (субъективные реакции) к явлениям и вещам реального мира выражается душевными переживаниями (эмоциями).

Эмоции — субъективные реакции человека на воздействия внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т.д. Они возникают в организме как результат подкорковых возбуждений мозга, формирующихся на основе наследственного или приобретенного опыта.

Эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа определяют биологическую значимость состояний организма и окружающей среды. Эмоции сопровождают практически любые проявления жизнедеятельности организма. Они отражают в форме непосредственного переживания значимость явлений и ситуаций и служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.

Человек, опираясь на эмоции, совершает необходимые действия, целесообразность которых остается для него скрытой. Одни люди и события его волнуют, к другим он остается равнодушен. В одном случае человек переживает удовольствие и радость, в другом озабоченность, тревожное беспокойство, а то и горе.

По мере развития человека эмоции утрачивают свою инстинктивную основу и перерастают в устойчивые, более сложные и высшие процессы — чувства.

Чувства образуются на основе эмоций как результат отношений человека к чему-либо и как результат систематического обобщения конкретных переживаний. Чувства представляют собой глубокие образования индивида. Они характеризуют богатство или бедность внутреннего мира человека, его отношения и жизненную позицию.

Чувства — результат удовлетворения человеком определенных потребностей и интересов.

Чувства в психологии — это особый вид эмоциональных переживаний, носящих отчетливо выраженный предметный характер. Они связаны с представлением о некотором объекте — конкретном или обобщенном. Чувства у человека носят культурно-исторический характер, существенную роль в их формировании играют знаковые системы (социальная символика, обряды, ритуалы и т.п.).

Эмоции и чувства составляют содержание эмоционально-чувственной жизни человека. Это особый человеческий механизм, который углубляет и обогащает наши контакты с внешним миром, расширяет возможности нашего совершенствования. Формирование чувств человека — важнейшее условие формирования его как индивида и личности. Следует учитывать влияние этого фактора на человека и на его психику, а следовательно, на его поведение и деятельность.

Волевые процессы.

Человек не только мыслит, чувствует, но и соответственно действует. Сознательное и целенаправленное регулирование деятельности человек реализует с помощью воли.

Волей называется осознанная способность и стремление человека совершать преднамеренные действия, направленные на достижение сознательно поставленной цели, и сознательно регулировать свою деятельность, управляя своим поведением.

Воля — это стремление к выбору вида деятельности, к внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Даже простейшая трудовая деятельность требует волевых усилий. Это связующее звено между сознанием, с одной стороны, и действием — с другой.

Воля — это способность человека преодолевать препятствия и добиваться поставленной цели, это сознательная саморегуляция своего поведения, это сложнейший психологический процесс, который вызывает активность человека.

Воля — это прежде всего власть над собой, над своими чувствами и действиями. Она необходима как при выполнении определенных действий, так и для воздержания от нежелательных действий.

Воля должна сопровождать все виды деятельности человека, для того чтобы они были эффективными. Там, где требуется усилие человека, напряжение психики и физических сил, обязательно вступает в действие воля. Волевое усилие есть особое состояние психического напряжения, при котором мобилизуются физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Каждое волевое усилие начинается с осознания цели и проявления стремления к ее достижению.

Воля человека проявляется в действиях, для осуществления которых человек сознательно регулирует их силу, скорость и другие динамические параметры. Уровень развития воли определяет, насколько человек приспособлен к той деятельности, которую он выполняет. Для волевого акта характерно переживание «надо», «я должен», осознание ценностной характеристики цели деятельности.

Воля правит человеком. В зависимости от того, какой степени волевые усилия затрачивает человек при достижении цели, говорят о силе и стойкости воли.


Психические состояния.

Классификация психических состояний.

Психические состояния в зависимости от целей их изучения различают по критериям:

а) преобладания в психических состояниях вызывающего их психического процесса

б) вида деятельности, в котором проявляются психические состояния

в) влияния психических состояний на деятельность.

При этом многие из состояний могут входить в каждую из этих групп.

По преобладанию психических процессов психические состояния делятся на гностические, эмоциональные и волевые.

Гностические психические состояния: любознательность, любопытство, удивление, изумление, недоумение, сомнение, озадаченность, мечтательность, заинтересованность, сосредоточенность и т. д.

Эмоциональные психические состояния: радость, огорчение, грусть, возмущение, злость, обида, удовлетворенность и неудовлетворенность, бодрость, тоска, обреченность, угнетенность, подавленность, отчаяние, страх, робость, ужас, влечение, страсть, аффект и т. д.

Волевые психические состояния: активность, пассивность, решительность и нерешительность, уверенность и неуверенность, сдержанность и несдержанность, рассеянность, спокойствие и т. д.

Все эти состояния подобны соответствующим психическим процессам и свойствам личности, в чем проявляется одна из важнейших закономерностей психологии.

Трудовые психические состояния: готовность, неподготовленность, вдохновение, воодушевленность, энергичность, вялость, апатичность, деловитость, праздность, усталость, терпение и нетерпение и т. д.

Учебные психические состояния: возбужденность, подавленность, заторможенность, сосредоточенность, рассеянность, внимательность и невнимательность, заинтересованность, безразличие и т. д.

Спортивные психические состояния: собранность, расслабленность, напряженность, подвижность, скованность, уверенность и неуверенность, бодрость, вялость, целеустремленность, ответственность и т. д. При этом все психические состояния делятся на:

оптимальные

стрессовые

депрессивные

внушенные

Оптимальные психические состояния — это состояния, наиболее соответствующие тому или иному виду деятельности. Каждый вид деятельности для наиболее успешного его осуществления требует своеобразных, психических состояний. Тяжелый физический труд, например, наиболее успешно осуществляется при максимальном возбуждении, большой энергии, активности, подвижности и расторопности.

На теоретических занятиях, напротив, нужны любознательность, пытливость, сосредоточенность, усидчивость, максимальная внимательность; здесь повышенная подвижность, расторопность и высокая возбужденность вредны. Одно и то же психическое состояние может быть наилучшим для одного вида деятельности и вредным для другого, иного по своей психологической структуре.

Стрессовые (перевозбужденные) психические состояния допустимы в виде страсти, порыва, азарта в бою и в аварийных ситуациях, хотя и не являются наилучшими и в этих условиях деятельности. Там же, где требуется строгая расчетливость, сообразительность, высокая внимательность и большая точность движений, перевозбужденные состояния, безусловно, вредны, потому что они большей частью приводят к напряженности, скованности, ограниченности внимания, к плохой сообразительности.

Депрессивные психические состояния вредны во всех видах деятельности. Они выражаются в вялости, ограниченной подвижности, плохой сообразительности, апатичности и пассивности. Учащийся в состоянии депрессии, по существу, недееспособен. Ни его трудовая, ни учебная, ни спортивная деятельность не может быть успешной. В таком состоянии, как говорится, «все валится из рук». Его нельзя допускать к ответственной и опасной работе. Он может выполнять только легкие и малоподвижные виды деятельности, не требующие ни высокой сообразительности, ни расторопности, ни инициативы и находчивости.

Внушенные (суггестивные) психические состояния могут быть полезными или вредными во всех видах деятельности и поведения в зависимости от того, что внушено суггестором. Внушение (суггестия) осуществляется при сниженной осознанности суггеренда (подвергающегося внушению). Суггестивные состояния довольно широко распространены в процессе обучения и воспитания, труда, в массовых коммуникациях и других явлениях общественной жизни.

Психология — это наука о фактах, закономерностях и механизмах психики как складывающегося в мозгу образа действительности, на основе и при помощи которого осуществляется управление поведением и деятельностью человека. Предметом психологии является изучение «психики», «психического».

Структура современной психологии включает разнообразные отрасли психологических знаний. Важное общеметодологическое значение для всех других отраслей психологии имеют общая и социальная психология.

Общая психология изучает основные закономерности возникновения и функционирования психических явлений в деятельности и поведении человека.

Социальная психология исследует механизмы и закономерности человеческого общения, взаимодействия и взаимоотношений в группах людей, а также комплексные групповые явления (социально-психологический климат, групповые ценности и нормы, групповое мнение и др.).

Предметом возрастной психологии является изучение психологических фактов, механизмов и закономерностей, связанных с возрастным развитием человека и генезисом различных психических функций.

Реферат «Структура психики человека», источник knowledge.allbest.ru


www.modo-novum.ru

Психические свойства личности — это… Что такое Психические свойства личности?


  • Психические расстройства
  • Психические состояия

Смотреть что такое «Психические свойства личности» в других словарях:

  • ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА — индивидуальные особенности психики человека, проявляющиеся в отношении его к действитель ности и соответствующих формах поведения, носящих устойчивый характер. К П. с. личности относят темперамент, характер, способности, а также склонности,… …   Психомоторика: cловарь-справочник

  • СВОЙСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ — (англ. properties of individuality) бесконечная совокупность свойств отдельного человека. Согласно концепции интегральной индивидуальности В. С. Мерлина (1898 1982), к С. и. относятся свойства разного уровня (которые традиционно изучаются разными …   Большая психологическая энциклопедия

  • Психические процессы — процессы, условно выделенные в целостной структуре психики. Выделение психических процессов сугубо условное разделение психики на составные элементы, появившееся ввиду существенного влияния механистических представлений на учёных психологов в… …   Википедия

  • ПСИХИЧЕСКИЕ БОЛЬНЫЕ — ПСИХИЧЕСКИЕ БОЛЬНЫЕ. При ярко выраженных, вполне развившихся псих, болезнях имеется целый ряд особенностей, отличающих П. б. от всех других б ных и ведущих к особому отношению к ним в правовом отношении, к особому уходу за ними, своеобразному… …   Большая медицинская энциклопедия

  • СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ — устойчивые особенности нервной системы, влияющие при прочих равных условиях на индивидуальные психические особенности человека. Понятие С. н. с. было введено И. П. Павловым, он предполагал наличие трех основных С. н. с. 1. Сила способность… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • НАДЕЖНОСТЬ ЛИЧНОСТИ — дальнейшее расширение традиционного понятия надежности человека оператора, обусловленное применением личностного подхода к понятию профессиональной деятельности. Более полный учет личностных качеств работника (в частности, оператора),… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Развитие личности — процесс закономерного изменения личности как системного качества индивида в результате его социализации. Обладая природными анатомо физиологическими предпосылками к становлению личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Методология психологического изучения личности преступника — Цели: дальнейшее углубленное выяснение причин преступности, механизмов преступного поведения, классификация и типология преступников для последующего совершенствования законодательства и практики его применения, дифференциации наказания и… …   Энциклопедия современной юридической психологии

  • Качества личности — сложные социально обусловленные структурные компоненты личности, вбирающие в себя ее психические процессы, психические свойства, образования, устойчивые состояния и предопределяющие устойчивое поведение военнослужащего в социальной среде …   Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

  • Выдвижение следственных версий на основе психологического анализа личности — В поиске требуемых доказательств следователь оперирует имеющимися в его распоряжении фактами или «следами», но их нередко оказывается недостаточно. Зачастую следователь находится в некотором «тупике», когда информация в его распоряжении близка к… …   Энциклопедия современной юридической психологии

Книги

  • Микрокосм. Мысли о естественной и бытовой истории человечества. Опыт антропологии. Душа, Рудольф Герман Лотце. Вниманию читателей предлагается книга выдающегося немецкого философа и естествоиспытателя Рудольфа Германа Лотце, посвященная изучению естественной и бытовой истории человечества, в частности… Подробнее  Купить за 330 грн (только Украина)
  • Микрокосм. Мысли о естественной и бытовой истории человечества. Опыт антропологии. Душа, Лотце Р.Г.. Вниманию читателей предлагается книга выдающегося немецкого философа и естествоиспытателя Рудольфа Германа Лотце, посвященная изучению естественной и бытовой истории человечества, в частности… Подробнее  Купить за 255 руб
  • Общая психология Функциональные явления человеческой психики Учебное пособие 3-е издание дополненное, Станкин М.. В настоящем пособии рассматриваются психические процессы, психические состояния, психические образования и свойства личности. Читатель получит материал, позволяющий изучить закономерности… Подробнее  Купить за 218 руб
Другие книги по запросу «Психические свойства личности» >>

psychology_pedagogy.academic.ru

Психические свойства

Каждой личности присущи психические свойства, под которыми понимаются постоянные явления психического плана, оказывающие значительное влияние на жизнедеятельность индивида. К тому же, благодаря таким свойствам, можно смело давать социально-психологическую оценку личности.

Основная характеристика психических свойств

Уникальность характера каждого человека формируется на протяжении всего жизненного пути в результате пережитого опыта, взаимоотношений с окружающим миром.

Психические свойства человека оказывают немалое влияние на его и материальные, и духовные потребности. К тому же от степени их развития зависит умение формировать цели.

Классификация психических свойств

В их структуру входят:

  1. Направленность — довольно сложное свойство, что включает в себя потребности человека, его цели, мотивы, которые, в свою очередь, определяют характер его занятости, жизненной деятельности. Именно внутренние побуждения личности составляют ее основную часть. Они демонстрируют, к чему стремится личность, с какой целью выполняются действия. Помимо этого, она олицетворяет все личностные способности, направляя тем самым деятельность человека в определенное русло. Направленность как один из видов психических свойств, подразделяется на мотивы, потребности и цели.
  2. Мотив. Само слово с латыни переводится, как «двигаю». Это побуждение, проявляющееся внутри человека. Главная его задача — подтолкнуть личность к выполнению определенного действия. Ожидаемый результат такого побуждения — достижение поставленной цели. Если говорить о конкретике каждого мотива, то она определяется условиями жизнедеятельности. Когда меняются социальные условия, происходят перемены в развитии определенного ряда мотивов. Эффективность влияния мотивов на поступки человека зависит от их направленности и содержания. Стоит отметить, что они могут быть как простыми (обычные желания), так и сложными (идеалы).
  3. Потребность иными словами можно назвать человеческой нуждой в духовном или материальном. Она способна побуждать индивида к действию. По своей классификации бывает: духовной (стремление к знаниям, коммуникационным навыкам), материальной (одежда, предметы интерьера, еда и пр.). Если потребности животных расположены на уровне инстинктов, то человеческие меняются на протяжении всего жизненного пути.
  4. Цели. На них весомое влияние оказывают материальные и духовные потребности. В зависимости от длительности своего существования, они бывают: перспективными (рассчитанные на ближайшие недели, месяцы), жизненными, оперативными (в кратчайшие сроки), долговременными (один год и более). Во взрослой жизни именно жизненная цель определяет эффективность осуществления всех остальных.
  5. Темперамент. Различают 4 его вида: сангвинический (таким людям свойственна небывалая активность, быстрота реакции, энергичность, интерес ко всему неизведанному, значимому), холерический (частая смена настроения, эмоциональные вспышки, мгновенное принятие решений), флегматический (медлительные личности с невыразительными жестами и мимикой, легко справляются со сложной рутинной работой), меланхолический (легкоранимые личности, настроение влияет на их деятельность, склонны к сопереживанию),
  6. Характер включает в себя индивидуальные особенности человека, что формируются в зависимости от типа нервной системы, направленности, эмоционального интеллекта, ума.

Психические состояния и психические свойства

Благодаря психическим состояниям человек взаимодействует с окружающим миром в определенный конкретный момент. Они имеют временный характер (сейчас вы во гневе, через пару часов веселитесь), разнообразны по своей природе, оказывают или положительное, или отрицательное воздействие на вашу трудовую деятельность.

 

womanadvice.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *