Психолог функции – Психолог – функции, карьера и заработная плата выбранной профессии

Психолог – функции, карьера и заработная плата выбранной профессии

Выбор профессии    |   Марина Емельяненко   |    3114

Профессия психолог выделилась в отдельную отрасль сравнительно недавно, однако эта наука всегда существовала, не имея даже отдельного названия. С давних времен человечество интересовало, чем же руководствуется человек в жизненных ситуациях, почему все мы настолько разные, но в то же время в чем-то похожие друг на друга. Ответы на эти и многие другие вопросы дает наука психология.

В настоящее время профессия психолога очень востребована, ведь психология как наука проникла во все области жизни человека, начиная от медицины и заканчивая политикой. Сейчас практически ни одно предприятие не обходится без психолога в штате работников. Именно поэтому человеку с образованием психолога довольно легко найти работу по своей специальности.

Функции психолога

Работа психолога, как и любая другая, подразумевает под собой ряд обязанностей и задач, в которых специалист в данной области должен разбираться. Итак, основные функции психолога следующие:

• Социально-диагностическая функция – это выявление проблемы человека, выяснение его душевного и личностного состояния для того, чтобы помочь ему найти выход из сложной ситуации.

• Функция социализации. Подразумевает под собой возможность помочь человеку создать самому благоприятные условия для преодоления какой – либо проблемы или негативной ситуации.

• Прогностическая функция – способность предвидеть результаты использования каких – то определенных методик и своей работы в целом.

• Профилактическая функция – способность психолога дать дальнейшее направление развития человеку или предостеречь его от негативных моментов, которые могут возникать в различных жизненных ситуациях.

Личные качества психолога

Не каждый желающий сможет в полной мере овладеть профессией психолога. Для того, чтобы стать по настоящему успешным и высококвалифицированным специалистом, необходимо, помимо знаний и умений, иметь определенные личностные качества.

• Эмпатия – способность проникать в душевный мир другого человека, умение сопереживать ему.

• Интерес к людям. Так как профессия психолога относится к числу профессий типа «человек-человек», важно положительное отношение к людям.

• Самообладание и стрессоустойчивость – навыки самоконтроля и сохранение своей позиции невзирая ни на какие обстоятельства.

• Рефлексия – умение адекватно анализировать свое поведение и действия.

• Понятийность мышления – способность воспринимать ситуацию такой, какая она есть и умение выделять наиболее важные моменты, явления или объекты в ней.

Помимо этих, наиболее значимых для профессии качеств личности, психолог должен быть ответственным, наблюдательным, креативным и искренним человеком.

Карьера и заработная плата психолога

Основным моментом в начале карьеры психолога является наличие высшего образования. Хотя многие предприятия готовы принять на работу и специалистов со средним специальным образованием или студентов заочных отделений вузов.

В психологии огромное количество различных отраслей, и чем в большем количестве из них вы будете разбираться, тем больше у вас шансов устроиться на более оплачиваемую работу. Начать вы можете с рядового работника на предприятии или в любом учреждении образования. Затем, изучая дополнительные материалы по психологии, у вас появится возможность участвовать в семинарах и тренингах. Спустя время, вы самостоятельно сможете их организовывать и проводить.

Наиболее удачным вариантом для психолога принято считать частную практику, где заработная плата будет зависеть только от вас и количество проведенных консультаций и тренингов. Семинары по бизнесу и маркетингу, личностному росту очень востребованы в настоящее время.

Средняя зарплата психолога зависит от региона и учреждения, в котором трудится работник и составляет от 12 тысяч у работников школ и детских садов до 50 тысяч у частных специалистов.

Где получить образование психолога

Многие высшие учебные заведения в настоящее время дают возможность получить образование психолога. Но не только в вузах вы сможете постичь навыки этой удивительной профессии. Вот основные учреждения, где можно учиться на психолога:

• Московский Государственный Университет им. М. В. Ломоносова.

• Институт практической психологии и психоанализа.

• Институт психологии и педагогики.

• Факультет психологии Государственного Академического Университета Гуманитарных Наук.

• Факультет психологии Российского государственного социального университета РГСУ.

Работа психолога интересна, разнообразна по видам деятельности и открывает неплохие перспективы. Только творческий, жизнерадостный и активный человек сможет полностью раскрыться в ней и принести помощь и пользу тем людям, которым она необходима.

11klassniki.ru

Функции психолога как субъекта психологической работы:

В данном случае функции понимаются как объективные, наиболее характерные совокупности профессиональных задач, од­нородные по содержанию, осуществление которых характеризуется устойчивы­ми способами и средствами использования психологического знания для достижения определенной цели.

  • диагностическая — психологическое изучение и регистрация по наиболее существенным параметрам особенностей личности, коллектива, деятельно­сти, диагностика отклонений от нормы, выявление и оценка факторов, влия­ющих на успешность деятельности и психологическое состояние людей;

  • исследовательская — изучение новейших достижений в области психологи­ческой науки и практики, пополнение научно-методических знаний, регу­лярный анализ процессов и состояния собственной работы, опыта коллег, участие в НИР, адаптация новых методик, уточнение критериев, показате­лей применительно к конкретной выборке и т. д.;

  • прогностическая — прогноз тенденций развития и перспективного состоя­ния психологических характеристик объекта изучения при тех или иных вариантах управления им;

  • информационная — сообщение клиентам и руководителям систе­мы психологических знаний, повышение уровня их социально-психологи­ческой компетентности, сообщение сведений о психологическом состоянии объекта и тенденциях его развития;

  • конструктивно-проектировочная — отбор и структурирование материала, участие в комплектовании коллективов, групп, проектирование оптимального состояния объекта, содержания и условий деятельности, средств и режимов труда и т. п.;

  • учебно-методическая — обучение использованию в практике знаний психо­логии, умений и навыков психической саморегуляции и психологического воздействия, разработка методических документов;

  • экспертная — оценка возможных или альтернативных вариантов решения психологических и иных (с использованием возможностей психологии) ва­риантов решения проблем, квалифицированное заключение о психологиче­ских параметрах состояния объекта оценивания;

  • консультативная — оказание помощи работникам, руководителям и дача им рекомендаций по нахождению наиболее оптимального варианта действий в разрешении сложных психологических ситуаций;

  • коррекционно-развивающая — оказание помощи в изменении и/или рекон­струкции психологических образований, компенсация дефектов образова­ния и воспитания, изменение режимов и условий деятельности в связи с определенным состоянием людей, формирование качеств, способ­ствующих личностному самовыражению и развитию, а также успешному ре­шению профессиональных задач;

коммуникативная — установление контакта с партнером, прием и передача сообщения, эмоциональных состояний, понимание внутреннего мира и невер­бальных реакций собеседника, взаимовлияние на поведение и мысли парт­нера по общению.

Профессиональная деятельность психолога разнопланова и полифункциональ­на по своему характеру и содержанию. Выполняя функциональные обязанности, психолог использует разнообразные методы, техники и технологии, объединен­ные по их характеру в отдельные виды деятельности.

studfiles.net

Виды психологической помощи и функции психолога.

Шпаргалки по дисциплине практическая психология

Психологическая помощь — основная работа психолога. Продукт нашей деятельности нельзя пощупать, заменить или вернуть. Мы работаем с тонкими психическими структурами, и результатом нашей работы является счастливый, знающий себя и уверенный в себе полноценно функционирующий человек.

Основной нашей работой является психологическая помощь каждому нуждающемуся в ней:  психотерапия и психологическое консультирование. Исходя из опыта психологической практики моей, моих коллег и классиков психотерапии, становится понятно, что не только психология знает подход к человеческой душе, или психике. Многие другие науки также изучают человека и имеют немалый опыт в его познании.

Психологическая помощь, по сути, бывает следующих видов: 

Во-первых, собственно, психологическое консультирование. Подходит тем, у кого нет времени работать над собой, но есть желание исправить ту или иную ситуацию (стресс, апатия, профессиональный кризис, неуверенность в себе, заниженная самооценка, боязнь выступлений перед массами и т.п.). По своей форме психологическое консультирование — это беседа с психологом в непринуждённой атмосфере о том, что вас волнует и тревожит в данный момент.

Второй пункт — психотерапия. Это, скорее, лечение, а не консультация. Целью психотерапии являтется излечение от более сложных форм психических расстройств: депрессия, психозы, маниакальность, навязчивые идеи, галлюцинации, абстинентный синдром и т.п.. Методы тут используются разные, их выбор зависти от клиента — его темперамента, интересов, склонностей, подбираются всегда индивидуально вашим психологом. Это может быть экзестенциальлный поход, психоанализ, НЛП, гипноз, транс, суггестии и т.п. 

Третий вид психологических услуг — это психодиагностика. Она помогает лучше себя узнать, осознать истинную мотивировку своих поступков в общем, наладить контакт с самим собой. Результатом психодиагнотсики является психологический портрет личности. Сама психодиагностическая процедура проходит в несколько этапов: беседа с психологом, тесты, методики, опросники и задания. Эта услуга пользуется большим спросом, так как даёт нанлядные результаты за небольшой промежуток времени.

ВИДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ.

 Психологическая помощь (виды) —это многоуровневая сфера помогающей психологической практики.

Также рекомендуем прочитать:

 Психологическая консультация — информирование клиента и расширение его представлений о разных аспектах переживаемой им проблемы на основе достижений научного знания.

 Психологическая коррекция (для детей и подростков) и тренинг (для взрослых) — является работой по изменению н

lartdoll.net

Психологи-практики и их функции | PSYERA

Психологи, непосредственно обслуживающие пациентов, занимаются их проблемами в случае эмоционального или социального кризиса, другие стремятся помочь решить проблемы, возникающие в области образования или производственной деятельности, третьи пишут программы, готовят анкеты для привлечения внимания людей к различным общественным мероприятиям или непосредственно участвуют в них. Какие же функции они выполняют?

Клинический психолог — его роль не следует путать с ролью психиатра. Клинические психологи работают главным образом в центрах психического здоровья или в консультационных кабинетах. Чаще всего они имеют дело с людьми, которые жалуются на состояние тревоги, выражающееся в функциональных расстройствах эмоционального или сексуального плана, а также на трудности в преодолении неурядиц повседневной жизни. Психолог должен уяснить себе проблему путем бесед с пациентом или психологического обследования, с тем чтобы выбрать и использовать наиболее подходящую терапию.

Психолог-консультант (психоаналитик) — своей главной задачей считает оказание помощи людям, не нуждающимся в психотерапии. К нему, в основном, обращаются с проблемами, касающимися отношений между людьми, чаще всего супружеских или семейных. В таких случаях он должен облегчить налаживание конструктивного диалога между супругами или между родителями и детьми, чтобы они могли разрешить свои проблемы.

Сексолог — пытается оказать помощь людям, озабоченным сексуальными проблемами. В зависимости от серьезности этих проблем он может либо просто помочь клиенту преодолеть какие-то психологические барьеры, либо — в случае более сложных дисфункций психологического происхождения — предложить соответствующее лечение.

Школьный психолог — оказывает психологическую поддержку учащимся, у которых возникают трудности, связанные с процессом адаптации; психолог либо помогает учащемуся разрешить эти проблемы, либо рекомендует соответствующую психотерапию. Он также активно участвует в профориентационной работе: помогает учащимся выбрать специальность или работу, наиболее соответствующую их интересам и способностям.

Промышленному психологу — поручают организацию программ обучения, направленных на повышение производительности труда и чувства сопричастности к делу предприятия у служащих и рабочих. Он может выступать также в роли консультанта как рабочих, так и руководителей производства, предпринимателей и играть важную роль в разрешении конфликтов между ними.

Педагогический психолог — занимается разработкой наиболее эффективных методов обучения; в частности, он использует при этом открытия когнитивных психологов и теоретиков, занимающихся исследованием процессов обучения. Они специализируются также в области «управления классом», помогая преподавателям выработать в себе психологические и социальные навыки, которые позволяют создать в школе приятную и продуктивную атмосферу.

Психологи-эргономисты — на основе накопленных знаний о поведении людей дают рекомендации конструкторам машин и иных устройств, с которыми будут иметь дело рабочие. Психолог-эргономист должен одинаково хорошо судить о наилучшем расположении как рычагов управления ротационной машиной, так и кнопок, циферблатов и тумблеров на приборной доске в кабине пилота, уметь оценивать интенсивность шума и освещенность, приемлемые для эффективной работы человека на производстве.

В различные области человеческой деятельности все чаще проникают представители других отраслей психологической науки. Сейчас уже никого не удивляют такие словосочетания, как психология рекламы, юридическая психология, военная психология, психология религии, экономическая психология, психология творчества и др.

Во всех этих областях трудно отделить теоретиков от практиков: нередко одни и те же люди изменяют и свои взгляды на данную проблему, и используемые методы в зависимости от получаемых результатов.

psyera.ru

Психологические функции

Понятие «психическая функция», введённое Юнгом. Психологические функции — формы психической деятельности, которые не могут быть сведены одна к другой. Две функции являются рациональными, это мышление и эмоции. Две — иррациональными, это ощущение и интуиция.

Эти функции  принципиально отличаются от фантазии, воли и внимания. Фантазия может проявляться во всех четырех функциях.  Воля и внимание — совершенно второстепенные психические явления. Каждый человек одновременно и интроверт, и экстраверт. Интроверсия и экстраверсия психологического типа — это преобладание одной из психических установок над другой. Но установки проявляются в процессе психической деятельности. Получается, что для более точного выяснения того, какая психологическая установка преобладает в психике данного человека, нужно разбираться дальше.  Восприятие — это процесс формирования психического образа предметов и явлений внешнего мира, непосредственно воздействующих на человека.  Суждение — психический акт, в котором утверждается или отрицается некоторое отношение человека к предметам и его свойствам.

Восприятие больше иррационально, суждение — рационально. Иррациональные психологические функции, то есть ощущение и интуиция, производны от восприятия. Первоначально они обеспечивают именно восприятие. Рациональные функции, то есть мышление и эмоции/чувства, происходят от суждения. 

Психические функции, по Юнгу, «не сводимы друг к другу»: работа всех четырёх функций необходима для целостного функционирования индивида. Однако он утверждает, что доминирование той или иной функции является нормальным явлением и даже необходимо для достижения социального успеха.

Мышление должно тщательно исключать чувство, если только оно желает быть настоящим, верным своему принципу мышлением. Это, конечно, не исключает существование индивидов, у которых мышление и чувство стоят на одинаковой высоте, причем и то и другое имеет одинаковую сознательную силу мотивации. Но в таком случае речь идёт не о дифференцированном типе, а о сравнительно неразвитом мышлении и чувстве. Равномерная сознательность и бессознательность функций есть, следовательно, признак примитивного состояния духа. Юнг следующим образом определял психические функции:

Мышление — та функция, которая, следуя своим собственным законам, приводит данные содержания представлений в понятийную связь.

Чувство — функция, придающая содержанию известную ценность в смысле принятия или отвержения его. Чувство основано на оценочных суждениях: хорошо — плохо, красиво — некрасиво.

Ощущение — это восприятие, совершающееся посредством органов чувств.

Интуиция — функция, которая передаёт субъекту восприятие бессознательным путём. Предметом такого восприятия может быть всё — и внешние, и внутренние объекты или их сочетания.

Особенность интуиции состоит в том, что она не есть ни чувственное ощущение, ни чувство, ни интеллектуальный вывод, хотя она может проявляться и в этих формах. При интуиции какое-нибудь содержание представляется нам как готовое целое, без того, чтобы мы сначала были в состоянии указать или вскрыть, каким образом это содержание создалось.

В соответствии с преобладающей функцией Юнг выделяет мыслительный, чувственный, ощущающий и интуитивный типы личности. С учётом «типа установки» каждый из них может быть как экстравертным, так и интровертным, что в сумме даёт «восемь наглядных психологических типов».

Для более точного описания человеческой психики Юнг ввёл понятие «вспомогательной» или «дополнительной» функции.

Все функции он разделил на два класса: «рациональные», то есть лежащие в сфере разума — мышление и чувство, — и «иррациональные», то есть лежащие «за пределами разума» — ощущение и интуиция. Доминирование какой-либо функции требует подавления противоположной функции (мышление исключает чувство, ощущение — интуицию и наоборот).

В дополнение к доминирующей функции может быть развита вспомогательная функция другого класса. Так, например, при доминировании рациональной чувственной функции дополнительно к ней может быть развита иррациональная функция ощущения либо интуиции, а при доминировании иррациональной интуиции может быть развита рациональная функция мышления либо чувства.

Основная функция

С учётом дополнительной функции

Мышление

Мышление + ощущение

Мышление + интуиция

Чувство

Чувство + ощущение

Чувство + интуиция

Ощущение

Ощущение + мышление

Ощущение + чувство

Интуиция

Интуиция + мышление

Интуиция + чувство

studfiles.net

Детский психолог

Определение 1

Детский психолог – это, прежде всего, знающий, глубоко понимающий ребенка человек, который разбирается не только в общих закономерностях, возрастных особенностях психического развития, взросления личности, но и в индивидуальных вариациях данных особенностей.

Функции детского психолога

Основные функции детского психолога сводятся к охране физического и психического развития ребенка, оказанию профессиональной помощи, поддержки в сложной ситуации, проведению корректирующей работы в случае необходимости, созданию условий, способствующих свободному, эффективному развитию способностей и творческого потенциала ребенка, его эмоциональному благополучию.

Задачи детского психолога

Задачи специалиста в области детской психологии могут быть условно сведены к двум группам:

  • участие в воспитательном процессе;
  • непосредственное оказание профессиональной психологической поддержки.

В процессе реализации воспитательных задач психолог осуществляет консультирование родителей относительно возрастных особенностей ребенка, оптимальных путей организации взаимодействия взрослого и ребенка, взаимодействия ребенка в коллективе сверстников, принципов организации детских коллективов и пр.

Реализация профессиональной психологической помощи связана с индивидуальной работой с детьми, многочисленными диагностическими, корректирующими, профилактическими направлениями деятельности.

Диагностическая работа детского психолога

Индивидуальная психологическая диагностика выступает одним из наиболее актуальных направлений профессиональной деятельности детского психолога. Эффективная диагностика позволяет своевременно выявлять возможные патологии развития, осуществлять своевременную коррекционную работу, определять индивидуальные особенности ребенка.

Проведение индивидуального диагностирования требует от психолога установления доброжелательных, доверительных взаимоотношений с ребенком. Пути установления контактов могут существенно разниться, варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, но неизменно основываться на доброжелательном отношении к ребенку, не основании принятия его таким, какой он есть. Полностью исключаются замечания, одергивания, настаивания на необходимости соблюдения определенных норм поведения, авторитарный тон и пр. Положительное оценивание, доверительный тон выступают необходимым условием получения достоверных результатов, позволяют создать атмосферу, в которой могут максимально полностью раскрыться индивидуальные интеллектуальные качества, особенности эмоциональной, мотивационно-волевой сфер и пр.

Важнейшим условием проведения диагностического обследования выступает приспособление к индивидуальным особенностям ребенка – уровню утомляемости, привычному для него темпу, колебаниям эмоциональных состояний, изменениям мотивации и т. п.

Все полученные результаты диагностики заносятся в протокол. Необходимым условием составления отчетной документации выступает знакомство с историей развития ребенка.

История развития ребенка

Выявление условий, в которых растет ребенок, имеет огромное значение для понимания особенностей его развития, выработке рекомендаций по коррекции возможных отклонений. Узнать особенности развития ребенка можно у родителей, в процессе проведения анкетирования.

При выявлении истории развития ребенка необходимо обратить внимание на следующие пункты:

  1. Анкетные данные, основные сведения о семье, бытовых условиях жизни;
  2. Данные о здоровье ребенка; 3.Особенности воспитания в семье;
  3. Основные характеристики развития.

Замечание 1

Таким образом, деятельность детского психолога направлена на оптимизацию воспитательно-образовательных условий, выявление возможных отклонений в развитии, своевременное оказание соответствующей психологической поддержки.

spravochnick.ru

psi: Функции организационного психолога


Исследовательская или экспертная функция. Практический психолог в организации привлекается в качестве эксперта для решения конкретной проблемы. Специалист исследует и аккумулирует информацию о психологических механизмах поведения членов коллектива в сложной системе внутриорганизационных отношений. Изучению и оценке подвергаются именно конкретные ситуации, с использованием современных методологических методов психологии. Обычно на основании этих исследований он предоставляет руководству отчет, где описываются их результаты и даются рекомендации решения проблем. Главная задача экспертной оценки ситуации специалистом — не убедить руководителя, который заказал исследование, действовать строго определенным образом, а учесть анализ ситуации при принятии решения.


Функция консультирования. Психолог-консультант дает рекомендации по вопросам, касающимся наиболее эффективного использования личностных и профессиональных качеств любого члена коллектива. Это касается всех этапов пути, который человек проходит в организации – отбор, оценка, адаптация персонала, зачисление в кадровый резерв, увольнение. Психолог дает практические советы в области управления персоналом, мотивации труда, психологического климата в организации, развивает групповую сплоченность и борется с конфликтами в коллективе.

Организационная функция. Дает рекомендации руководителям и сотрудникам организации, чтобы они в полной мере использовали все наработки современной психологии в своей повседневной работе, повышая ее эффективность.

  1.  Работа с персоналом:

        а) Оценка персонала при найме на работу, в ходе отбора, при ротациях и новых назначениях;

        б) Консультирование в области профессиональной деятельности;

        в) Передача сотрудникам социально-психологических знаний;

        г) Адаптации работников на месте их работы.

        д) Работа с кадровым резервом.

2. Психологическое консультирование и психологическая помощь, которую оказывает психолог практик

        а) Работа в области организации деятельности компании:

        б) Аттестация должностей, с учетом психологических требований к той или иной должности, разработка должностных инструкций;

        в) Выявление недостатков в организации рабочих мест;

        г) Мониторинг удовлетворенности персонала, повышение эффективности сотрудников организации через систему стимулирования труда.

        д) Участие в маркетинговых исследованиях, формирование положительного имиджа организации.

   3. Организационное управление и социальное планирование, в которой принимает участие практический психолог:

        а) Психологическая поддержка коллектива при серьезных изменениях и реорганизациях;

        б) Формирование организационной культуры компании;

        в) Управление конфликтами, участи в их разрешении, создание благоприятного климата, препятствующего их возникновению;

        г) Осуществление наблюдения за социально-психологическим климатом в коллективе, его оздоровление;

        д) Культивирование групповой сплоченности в организации;

        е) Повышение лояльности у сотрудников к труду и самой компании, где они работают.

psi-i.blogspot.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *