Психолого-педагогическое образование: кем работать?
Чего в настоящее время опасаются больше всего те выпускники школ, которым небезразлично собственное профессиональное развитие? Ответ прост: сделать неверный выбор. Одни из них прислушиваются к рекомендациям родителей. Другие выбирают профессию, исходя из прагматических соображений. Третьи следуют зову своего сердца. Особую популярность среди современных абитуриентов в последнее время получает психолого-педагогическое образование.
Особенности работы психологом
Однако для того, чтобы работать в данном направлении, очень мало только лишь интересоваться психологией на житейском уровне. Будущему психологу необходимо хорошо понимать: избранная работа напрямую связана с общением с людьми, постоянным самообразованием и профессиональным совершенствованием. Работники этой сферы отмечают: эмоциональное выгорание наступает у них гораздо быстрее, чем они могли предполагать на студенческой скамье. Психолого-педагогическое образование требует не только тщательного освоения теоретических дисциплин, но и наличия определенных личностных качеств. Это умение сострадать, сопереживать другому человеку; скромность и одновременно уверенность в себе.
Работа в корпорациях – достойный способ применения знаний
Поэтому того, кто твердо решил стать знатоком человеческой души, ждет нелегкий путь. Только лишь первый шаг – это получить психолого-педагогическое образование. Кем работать по данной профессии? Диплом психолога позволяет не только заниматься непосредственно консультированием клиентов. Можно и отклониться от этой дороги и пойти, например, работать в какую-либо коммерческую компанию на должность менеджера по персоналу. Для начала, скорее всего, придется довольствоваться малым – ведь студент-психолог может найти работу только ассистента данного отдела.
Зачем нужна психотерапия тому, кто сам консультирует клиентов?
Второй шаг заключается в необходимости каждого психолога – и будущего, и практикующего – самому проходить психотерапию. Для чего это необходимо? Программа психолого-педагогического образования предусматривает получение студентами диплома, а также прохождение практики. Но этого явно недостаточно для того, чтобы проводить консультации непосредственно с клиентами. Проходя психотерапию, студент или практикующий психолог сам оказывается на месте клиента. Таким образом, он приближается к пониманию той позиции, в которой будет находиться обратившийся за помощью.
С другой стороны, успешное психологическое консультирование вряд ли возможно у того специалиста, который сам обременен жизненными проблемами, застарелыми комплексами. Психотерапия самого психолога – важное дополнение к тем знаниям, которое дает психолого-педагогическое образование. Кем работать – консультантом по личностному и карьерному росту, в семейной сфере или даже с зависимыми клиентами – часто сам студент определяет в процессе такой психотерапии.
Профессия школьного психолога
Образовательная сфера – еще одно направление, в которой могут реализовать себя сегодняшние студенты-психологи. В зависимости от предпочтений можно работать в школе или же в детском саду. Те, кто выбрал направление «Психолого-педагогическое образование», имеют достаточно широкий спектр применения своих знаний.
Нужно помнить, что работа с детьми и подростками включает в себя также процесс взаимодействия с их родителями. Чаще всего посетителями школьного психолога бывают выходцы из неблагополучных семей. И их родители большей частью гораздо сильнее отягощены всевозможными психологическими проблемами. Готовность работать с таким контингентом – непременное условие для работы в образовательных учреждениях. Однако это одна из наиболее проторенных дорог для тех, кто получает психолого-педагогическое образование. Психология образования – это та сфера, в которой всегда необходимо участие психолога, причем не только с проблемными учащимися. Иногда и преподавателю может понадобиться консультация у специалиста.
Частная практика
Еще один путь, правда, не самый легкий – это занятия частной практикой. В таком случае сам психолог берет всю ответственность на себя. Для этого ему необходимо решить немало вопросов, и здесь важным оказывается не только психолого-педагогическое образование. Нужно самому получить большое количество требуемых сертификатов, справиться со всеми формальностями. И самое главное — решить задачу по поиску клиентов. Конечно, если психотерапия будет эффективной, то нуждающиеся в помощи сами будут искать консультации хорошего специалиста. Если же нет – необходимо продумать, что в процессе психологического консультирования требует улучшения, какие еще стороны собственного характера нужно проработать, чтобы психотерапия была эффективной для клиентов.
Будущее профессии
Развитие психолого-педагогического образования в настоящее время обусловлено теми требованиями, которые выдвигаются обществом. Несмотря на научно-технический прогресс, человек все дальше и дальше уходит от собственной природы. С этим и связано большое количество проблем в самых разных жизненных сферах, с которыми сталкиваются жители, казалось бы, благополучных и экономически развитых стран.
Общепринятые стандарты
ФГОС «Психолого-педагогическое образование» — это тот стандарт, который является общим для представителей работников психологии в любой сфере, начиная с воспитателей в детских садах и заканчивая специалистами, консультирующими топ-менеджеров ведущих российских компаний. Поэтому с получением диплома психолога перед специалистом открывается немало возможностей. Однако поступая на факультет психологии, необходимо тщательно взвесить все «за» и «против»: несмотря на обширность способов применения полученных знаний, профессия эта все-таки выставляет немало требований к будущему психологу.
Информация, которая была усвоена в вузе – это хорошая база для трудовой деятельности. Но теоретических знаний в этой работе всегда будет недостаточно. Поэтому нужно быть готовым к постоянному самообразованию и получению дополнительной квалификации.
Также необходимо постоянно совершенствоваться в знаниях житейской психологии. Они неотрывно связаны с теми насущными проблемами, с которыми сталкиваются люди, обращающиеся к психологу за помощью. Часто близкие люди или коллеги по работе предъявляют к своему другу или члену семьи, который получил психологическое образование, повышенные требования. «Ты же психолог, ты должен это знать», — говорят они. Однако стоит помнить: консультирование знакомых и членов семьи для психолога запрещено. Это выходит за рамки того «кодекса», который общепринят среди специалистов всех стран.
fb.ru
ᐅ Где и кем может работать педагог-психолог?
Казалось бы, где может работать педагог-психолог: школа или детский сад, и третьего не дано. Но, если поразмыслить, всё гораздо интереснее. Что именно? Давайте узнаем!
Мест, где и вариантов, кем может работать педагог-психолог множество.
Начать имеет смысл всё-таки с основных, поскольку именно с этими профилями чаще всего и будет связана работа.
Где может работать педагог-психолог?
Классических вариантов его работы несколько:
- Детский сад. Классика жанра для первого трудоустройства. Где может работать педагог-психолог как не в детском саду. На должность возьмут даже в том случае, если опыта нет совсем. Оклад невысокий, но меньше бумажной волокиты и больше реальной работы. Да и возиться с дошколятами всегда весело, хотя и не менее ответственно.
- Школа. Сразу после диплома возьмут менее охотно, но шансы велики. Со школьниками работать сложнее, прежде всего, в силу разных возрастов, включая «любимый» — переходный. И количество отчетности может свести с ума: чаще всего заполнения бумаг гораздо больше непосредственной работы с детьми.
- Средне-специальные учебные заведения и вузы. В отношении мест, где может работать педагог-психолог — это (за редким исключением) самая легкая «участь»: в большинстве своем в этих заведениях учатся практически сформировавшиеся личности. Если в школах необходима прямая, индивидуальная работа с большим количеством детей, то здесь – частные случаи. Но если таковые будут – то сложные.
- Детские дома. Сложно сказать, насколько полезно именно здесь начинать работать педагогом-психологом. С одной стороны, практика, после которой не страшно уже ничего. С другой стороны, нервы должны быть как канат: каждый воспитанник – это переломанная душа. В работе с психологом он видит заботу, внимание – и привязывается. Или же – наоборот, выражает настолько ярый протест, что попросту опускаются руки. Очень сложно сохранить непредвзятость, не выбрать любимчика. Это другие дети.
- Детские поликлиники. Кем может работать педагог-психолог здесь? Его ждут на должность медицинского психолога. Теоретически, требуется специальность «Клиническая психология», но во многих поликлиниках этот момент «обходят», и на вакансии может работать педагог-психолог. Не очень охотно берут вчерашних студентов, но если речь идет о провинциальных городах – шансы есть. Работа и с детьми, и с родителями, и, что немаловажно, с персоналом поликлиники.
- Службы патронатного воспитания. Работа с детьми, оставшимися без попечения родителей, собственно поиск (и суровый отбор) новых родителей, передача ребенка и мониторинг его жизни в новой семье. Сложная и интересная занятость, но пробиться в патронатную службу можно строго с опытом, без исключений.
- Частная практика. В профессии психолога такая возможность конечно же есть. Это работа и с детьми, и с их родителями/опекунами. Но чтобы начать подобную деятельность, нужен опыт, опыт и еще раз опыт. Во-первых, непосредственно для того, чтобы быть опытным психологом. А во-вторых, если в школах выбора нет, психолог один, то частных психологов – предостаточно. Будучи молодым и неопытным специалистом, очень сложно привлечь клиентов и сформировать базу. Даже реклама здесь плохой помощник. Однако, из всех вышеперечисленных – самый финансово выгодный вариант.
- Это основные направления, но существуют еще и другие места, где может работать педагог-психолог – это, например, центры детского творчества, центры помощи семьям, всевозможные психологические кружки. Можно пойти работать няней.
Кем может работать педагог-психолог?
Существует масса учреждений и организаций, не имеющих отношения к детям, но где можно работать педагогу-психологу. Вот лишь малая толика:
- Кадровые агентства. В объявлениях обычно настаивают на опыте хотя бы от года, но в качестве компенсации опыту в данной сфере вполне подойдёт диплом психолога. В чисто профессиональном плане (что достигается не дипломом, так опытом) кадровик должен быть психологом, поэтому шансов устроиться в такое агентство немало.
- Организациям, крупным и не очень, занимающимися услугами или производством, положено иметь в штате как минимум одного психолога. Поскольку руководство частенько относится к этой вакансии с толикой сарказма и закрывает эту вакансию, чтобы просто закрыть, шанс устроиться велик.
- Тимбилдер, вот кем еще может работать педагог-психолог. По сути тот же детский психолог-педагог, тот же психологический кружок, но «дети» постарше и направление несколько отличается. Адаптация сотрудников в коллективе, организация совместного досуга и тренингов и – буквально – построение команды, работающей как единый механизм. Модное веяние, уже успевшее прижиться на многих предприятиях. В какие-то из них можно просто звонить и предлагать услуги такого рода (разовые или с оформлением в штат), аргументируя тем, что сплоченная работа – всегда двойная прибыль предприятия.
И напоследок, педагог-психолог может работать в любой сфере, требующей прямого контакта с людьми. На вакансию того же менеджера дипломированного психолога оторвут с руками.
medcollege5.ru
Основные типы специализаций в профессии педагог-психолог. — Мегаобучалка
М.Р.Битянова выделяет три вида организационно-содержательных моделей, различающихся по цели деятельности психолога в образовательном учреждении (2003). В соответствии с различиями в цели появляются различия и в задачах, основных направлениях, видах и алгоритмах деятельности, а также, в требованиях к методическому обеспечению и уровню профессиональных знаний и умений школьного психолога. Данные виды организационно-содержательных моделей деятельности психолога в образовательном учреждении можно рассматривать как типы специализаций в профессии педагог-психолог. Это означает, что в конкретных условиях образовательного учреждения, педагог-психолог, преимущественно, решает определенный тип задач профессиональной деятельности. Это и формирует его специализацию, то есть способность наиболее эффективно решать данный тип задач профессиональной деятельности.
Первый тип специализации педагога-психолога – «Методист». Цель деятельности — проектирование и обеспечение реализации школьных программ образовательной развивающей среды. Сама М.Р.Битянова отмечает, что данный вид деятельности школьного психолога практически не встречается в реальной практике работы школ. Это связано с высокими требованиями к профессиональной квалификации и опыту психолога именно в образовательной деятельности, её концептуальной и содержательной организации, что редко можно встретить среди работающих в школе психологов.
Личная практика автора данной работы показывает, что наиболее активно представители образовательных учреждений (директора, завучи, учителя) обращаются к руководителям образовательного процесса вузов — деканам и заведующим кафедрами психологии, докторам и кандидатам наук, профессорам и доцентам, то есть психологам, имеющим существенный научно-методический потенциал в проектировании и обеспечении реализации образовательной развивающей среды. Тем не менее, педагог-психолог, уверенный в своих профессиональных знаниях и умениях, способен стать авторитетным специалистом, консультирующим учителей в вопросах организации и реализации развивающей образовательной среды для школьника, то есть, в вопросах нормальной образовательной среды.
Второй тип специализации педагога-психолога – «Куратор». Цель деятельности — сопровождение детей и группы — школьного класса — в образовательном процессе. Данная цель задает довольно высокие требования к квалификации психолога. Психолог должен уметь отличить те вопросы и проблемы, которые должны решить сами школьники, чтобы сформировать навык самостоятельного решения жизненных проблем, от тех вопросов и проблем, которые школьники не могут продуктивно решить без помощи взрослых. Граница разделения этих вопросов и проблем должна быть актуализирована в сознании психолога, для того, чтобы не ограничить самостоятельность и приобретение опыта школьниками, и, в то же время, не допустить деструктивных, разрушающих психику детей, конфликтов.
Эффективность реализации данной цели – сопровождения — ограничена количественно. Продуктивно, эффективно в форме «сопровождение» психолог может работать с пятью-шестью классами, а лучше – с одним. Например, специализированные «спортивные», или «математические» классы явно требуют особого психологического сопровождения, так как их преобладающая учебная деятельность провоцирует перекос в развитии отношений между людьми. Мало какие образовательные учреждения (школы, и даже гимназии) могут позволить себе иметь отдельную ставку школьного психолога для работы с одним классом.
Третий тип специализации педагога-психолога – «Консультант». Цель деятельности — коррекция психического и личностного развития отдельного учащегося, создание благоприятных социально-психологических условий в школе для отдельного учащегося. Педагог-психолог данной специализации выявляет отставания школьника в психическом и личностном развитии от сверстников, и проводит работу с такими детьми для того, чтобы уровень их развития соответствовал возрастной норме. Данное содержание профессиональной деятельности педагога-психолога в наибольшей степени подходит для выпускника вуза, так как соответствует основному содержанию его подготовки.
Выпускник вуза по специальности «педагог-психолог»: умеет проводить психологическую диагностику уровня психического и личностного развития школьника; может определить необходимость проведения психолого-педагогической коррекции с конкретным учеником; может составить и реализовать коррекционную программу по нормализации психического и личностного развития школьника; может оказать воздействия на учителя и школьный класс для нормализации социально-образовательных условий развития школьника.
Данный тип специализации педагога-психолога предполагает не только формально заданные обязанности, но и индивидуализацию в деятельности школьного психолога, которая будет зависеть от его собственных интересов.
Четвертый тип специализации педагога-психолога – «Профориентатор». Цель деятельности – обоснованный выбор школьником профессии и уровня и формы профессиональной подготовки после окончания общеобразовательной школы. Педагог-психолог данной специализации выявляет склонности, задатки, интересы, увлечения школьника различными профессиями и видами деятельности в современном обществе. На этой основе он строит воздействия на школьника так, чтобы ребенок понял и принял, какую профессию, или направление профессиональной деятельности, ему выбрать лучше всего.
Профориентационная работа педагога-психолога не является простой. Она требует выявления не только психологических особенностей школьника, но и работы с его родителями, владения информацией о современном рынке труда, о развитии профессий, и, самое главное, умение психологического консультирования старшеклассника. Обычно, профориентационная работа педагога-психолога – это система мероприятий в образовательном учреждении, требующая больших сил и организаторских способностей.
Здесь названы основные типы специализаций педагога-психолога. В конкретных условиях образовательного учреждения, в зависимости от типа и вида учреждения, в зависимости от тех целей, которые ставит образовательное учреждении, могут появляться и варианты специализаций педагога-психолога.
Контрольные вопросы к содержанию параграфа 2.4.:
1.Основные типы специализаций педагога-психолога:…
Глава 3.
megaobuchalka.ru
Профессия педагог-психолог
Данная статья является результатом размышлений психолога-психотерапевта (по совместительству педагога-психолога) над проблемами реализации психолого-педагогического сопровождения, над актуальной потребностью системы белорусского образования в высококвалифицированных специалистах педагогах-психологах, над необходимостью осуществления качественно новой профориентационной работы в области практической психологии.
Психологи и их специализации
Еще в трудах А.Н. Леонтьева начала и середины 70-х годов 20 столетия не единожды отмечено, что «21 век – век психологии» (Леонтьев А.Н. Из дневниковых записей // Леонтьев А.Н. Избр. психол. произв. В 2 т. 2. М.: Педагогика, 1983. С. 240-242).
И действительно, начало 21 века ознаменовано стремительным ростом и развитием практической психологии, которая внедряется во все сферы общественной, экономической и политической жизни людей.
Говоря о специализациях практических психологов, уместным является остановиться на следующем ниже неисчерпывающим себя списке.
- Психолог детский – специалист, осуществляющий диагностику особенностей развития и психологической помощи, включая психокоррекцию. Детский психолог оказывает психологическую помощь детям, родителям и семье в целом. Поскольку проблемы и трудности ребенка тесно взаимосвязаны с образом жизни родителей, их отношением к ребенку и воспитанием, состоянием здоровья и психологическим климатом в семье, а также с общей семейной ситуацией.
- Психолог организационный, или консультант по управлению, работает с организациями, управленческим составом, отдельными подразделениями для успешного развития последних, в условиях непрерывно меняющегося окружающего мира.
- Психолог-консультант – психолог, осуществляющий психологическое консультирование. Такой специалист предоставляет компетентную информацию по запросу своего клиента для оптимального решения тех или иных жизненных, личных или деловых проблем.
- Преподаватель психологии – теоретик (однако сегодня все чаще встречаются практические психологи, совмещающие преподавание), который помимо преподавательской деятельности имеет возможности для научно-исследовательской деятельности.
- Спортивный психолог – это специалист, решающий такие задачи, как повышение эффективности тренировочного процесса спортсменов; создание психологических условий для достижения высоких показателей силы, ловкости и выносливости; психологическая подготовка к соревнованиям и многое другое.
- Психолог-психотерапевт – это специалист, окончивший медвуз по специальности «Клиническая психология». Также психологом-психотерапевтом может являться практический психолог, который после окончания вуза прошел специальную подготовку в области психотерапии (например, психоанализ, психотравмотерапия, гештальт-терапия и др.), индивидуальной и групповой психотерапии, защитил супервизионно терапевтические сессии с клиентами и получил сертификат.
- Педагог-психолог – это практический психолог, психолог-универсал, работающий в системе образования. Основными направлениями деятельности педагога-психолога являются:
— психодиагностика;
— психологическое консультирование;
— психологическое просвещение;
— развивающая и психокоррекционная деятельность и пр.
Ремесленничество и мастерство
Основной проблемой сегодняшних дней является сложившаяся ситуация на рынке оказания психологических услуг, связанная с тем, что большое количество психологов посредственного уровня заполонили данную профессиональную нишу.
К таким специалистам применим термин «ремесленники», потому как обладают они низким уровнем своей компетентности, а следовательно, работают они правильно, но поверхностно. Они – просто исполнители.
И в действительности психологическая профессия очень престижна и может приносить стабильный высокий финансовый доход. Однако востребованными профессионалами-психологами могут быть лишь единицы. Это связано с тем, что наличие только высшего психологического образования не гарантирует последующей профессиональной успешности.
Мастерство психолога заключается в том, что он постоянно совершенствует свои знания и умения, неустанно стремится к личностному росту своей духовности и моральности, стремясь к совершенству и ведя за собой опекаемых им людей.
Что же можно посоветовать старшеклассникам 9-11 классов, желающим связать свою последующую учебную и профессиональную жизнь с психологией?
Как ориентировать ищущего свой путь молодого человека сделать не только правильный выбор, но и (с прицелом в будущее) увести его от ремесленничества?
Так сложилось, что все специализации, кроме педагога-психолога, субъективно являются сегодня более модными, высокооплачиваемыми. Однако именно от мастерства специалиста напрямую зависит его высокий уровень доходов, его слава и престиж, уважение и почитание.
Мастерство специалиста проистекает из его мудрости. Как утверждает американский психотерапевт Мэрилин Мюррей, мудрость – это знание +опыт.
В каждой из специализаций есть возможность профессионального роста, пополнения объема знаний в узкой области, приобретения опыта. Вот только, к сожалению, ни одна из специализаций, кроме «педагог-психолог», не позволит полноценно выйти из уровня «ремесленничества» на уровень «мудрый мастер». Сегодня «ремесленники» своим подавляющим большинством заполонили нишу психосопровождения человека.
Почему же так произошло? На наш взгляд, это связано с тем, что как только дело касается человека, в его системном единстве множества составляющих (антропологические особенности, семейно-родовые составляющие, социальные связи, потребности, духовность), узкий подход не оправдывает себя, так как подходит к человеку однобоко.
Подход «с одной стороны» не учитывает, например, что психоэмоциональное состояние спортсмена зависит не только от его уверенности в своих силах и ловкости, но от его травматического детского опыта, уровня его самооценки, семейных проблем и прочего.
Поэтому уникальные знания и последующий практический опыт, цельную разноплановую практику может преподнести исключительный синтез педагогики и психологии — профессия педагог-психолог.
Профориентация: профессия «педагог-психолог»
Плюсы выбора специализации «педагог-психолог» очевидны.
- Это уникальная возможность за короткий срок в несколько лет стать универсалом, системно подходящим к решению любой задачи или проблемы, что расширяет горизонты возможностей дальнейшего профессионального роста, даже в такого мастера как «психолог-психотерапевт» или любого другого специалиста.
- Помимо финансового роста заработной платы школьного психолога в соответствии с категориями, незамедлительно появляется возможность дополнительного заработка, потому что такой универсал востребован всегда в онлайн-консультировании, индивидуальной психокоррекции в частных условиях, в преподавании психологии и мн. др.
- Это удовлетворение престижных потребностей в уважении и почитании, которые непременно будут удовлетворяться в виде благодарности от людей и признания общественности.
- Педагог-психолог, осознавая свою миссию, параллельно обогащая свои знания и умножая опыт, начинает творить, удовлетворять свои духовные потребности, а профессиональный продукт становится еще более чистым, более объективным, более эффективным.
Педагогическая миссия психолога
Миссия – это самая важная ценность любого профессионала! Человек, не осознающий своей миссии, живет поверхностно, не понимая смысла своего существования. Профессионал-психолог, не понимающий своего предназначения — «пустышка» и очень опасен.
Как он может повести за собой клиента, если не знает и сам, куда идет?
Осознание своей миссии дело нелегкое!
Подумайте: что такого вы сделали или почти что сделали, что навсегда изменило мир?
Вот Эдисон придумал лампочку, кроманьонец – колесо, Будда – нирвану.
На свете есть много людей, которые сделали вещи, которыми мы не просто пользуемся – это ключевые для цивилизации вещи. Убери их – и всё рухнет! Попробуйте представить себе мир, в котором нет электрического света! Нет лампочек в подъездах, повсюду нагажено, по улицам ходят люди с факелами, и фраза «город горел вечерними огнями» означает совсем не то, что сегодня. Нормально?
А теперь представьте, что наша цивилизация не додумалась до колеса! Что будет? Бензиновые санки с турбонаддувом, лошади, гидросамолеты, или человечество начнет расселяться не по поверхности планеты, а вглубь её. А лампочки-то нет, только факелы. А под землей нефть, и оттуда открытый огонь. Ну как, складывается картинка?
Так что людей, которые сделали что-то действительно важное, с большой натяжкой ещё можно назвать избранными. Какова твоя миссия, избранный? (Mr. Freeman, культовый анимационный веб-сериал)
Человеку просто необходимо сформулировать миссию. Профессионалу жизненно важно выйти за пределы своего «ремесленнического» бытия, устремившись к мастерству.
Какой же он, педагог-психолог?
Психолог-педагог зовет людей к росту и развитию, показывает, как это — не быть Жертвой, как становиться Автором своей жизни.
Психолог-педагог — тот, кто привносит в жизнь людей иногда забытый ими смысл, говорящий о том, что жизнь — бесценный подарок, сам факт которой есть величайшее счастье. (Н.И. Козлов, Психология и педагогика, http://www.psychologos.ru/)
Педагог-психолог – тот, который не ремесленник, неустанно транслирует окружающим здоровый синтез заявляемых гуманистических ценностей и поведения, поступков, соответствующих заявляемыми ценностям.
Целеполагание уже сегодня (упражнение)
Поставьте для себя цель, которую желаете достичь.
Затем начертите линию «протяженностью» в 10 лет и пропишите, что вы сделаете через 1 год, что приблизит вас к заветной цели, что через 3 года, 5,7 и так далее.
www.all-psy.com
«Психолог – профессия или призвание…» (размышление педагога-психолога Мусиной Екатерины Павловны)
Почему я захотела стать психологом?Я с солнца сбрасываю полог,
Я утро начиная здесь
Моя профессия – психолог
Или призвание это есть?
Я здесь касаюсь откровенья,
Я здесь ступаю не спеша
Моя профессия – доверие,
Мое призвание – душа
В нем все – серьезность и ирония,
Вершин триумф, игра теней
Моя профессия – гармония
Мое призвание – верность ей
О А Коваль
Профессию психолога я выбрала не случайно. До того как я стала психологом, я несколько лет работала медицинской сестрой в больнице и в поликлинике. Я общалась с людьми разного возраста: с детьми, с пожилыми людьми, с людьми средних лет.
В своей профессии я глубоко придерживалась главных заповедей и взглядов – не навреди, гуманность, милосердие. А ведь 50% для выздоровления – это уход за ним, доброе слово, ласковый взгляд, поддержка, умение выслушать, а иногда просто быть рядом.
А ведь эти качества так же необходимы в работе психолога.
Чувствуя в себе потенциал, набор личных качеств, знание медицины, я решила заняться изучением человеческой души.
Психология – это интереснейшая профессия. Она помогает в жизни. Я могу узнать о себе и других людях много нового.
Для меня быть психологом – это стремление познать тайны детского поведения в той или иной ситуации, особенности семейного воспитания и его влияние на личность ребенка.
Ведь ребенок живет в мире своих эмоций, переживаний. Сталкивается в жизни с множеством сюрпризов как приятных, так и не очень. Если он преодолевает эти препятствия, то дальше следует дальнейшему пути своего развития, постепенно набирая опыт. Но с некоторыми проблемами ребенок не может справиться самостоятельно, фиксируется на ней, тем самым не давая развиваться полноценной личности.
Предметом моего труда является формирование у детей определенных навыков, преодоление страхов, снятие излишней агрессивности.
Я стала детским психологом, потому, что я хочу видеть счастливые глаза детей, стремительный и уверенный взгляд ребенка, помочь и научить родителей увидеть неповторимый мир ребенка: чувства, переживания… жить не просто рядом со своим ребенком, но и смотреть на мир глазами своего ребенка! Чувствовать его, переживать вместе с ним, быть ему другом!
Актуальность профессии “Психолог”
Роль и значение психологов в дошкольных образовательных учреждениях трудно переоценить.
Задача психолога – создать условия комфортного пребывания ребенка в дошкольном учреждении, создание условий для полноценного развития ребенка, предупреждение нарушений в становлении личности ребенка, создание условий для развития ведущей деятельности, исследование детско-родительских взаимоотношений.
Моя работа позволяет выявить причины возникновения трудностей и своевременное внесение корректив, при этом учитывая индивидуальные особенности ребенка.
В современном обществе особое внимание уделяют инклюзивному образованию – это наиболее передовая система обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, основанная на совместном обучении здоровых детей и детей – инвалидов.
Психолог является связующим звеном во первых: внутри учреждения между родителями-детьми-педагогами-руководителем, во вторых: между учреждением и психологической службой района, округа в целом.
Для того, чтобы оказать комплексную помощь наиболее трудной категории детей и семье, необходима структура, т. е – Психологическая Служба
Современная система дошкольного образования предъявляет серьезные требования к профессиональной компетентности педагогов. Одним из них является умение эффективно работать в постоянно меняющихся социально-педагогических условиях.
В связи с этим необходимо постоянно совершенствовать свои знания и умения, обмениваться опытом, и поэтому в нашем округе проходят конференции, семинары, круглые столы, открытые занятия.
Мой выбор…
Идешь по коридору, заходишь в группу и ловишь взгляды своих малышей, таких похожих, но в то же время таких разных. Они добрые и отзывчивые, с удивительными глазами, ловящими каждое твое движение. А еще есть тихие, замкнутые, испуганные и равнодушные, но и они когда-нибудь захотят общаться, рассказать о своих игрушках, книгах, фантазиях.
Кто такой психолог?
Психолог – это настоящий друг для ребенка. Он принимает его таким, какой он есть, бывает с ним откровенным, понимает детские заботы и проблемы, каждый день вместе с ним совершает открытия и радуется жизни, учит его общаться, помогает справляться с трудностями, учит преодолевать неудачи, помогает ребенку почувствовать себя частью этого мира, понять свою человеческую роль, ее значение для окружающих, старается всегда увидеть в душе ребенка то зернышко, ухаживая за которым, можно вырастить замечательное растение.
Самое главное в моей профессии?
Ребенок мал, легок, уязвим, а нам надо подняться до его детской философии, дотянуться до него и проживать эту жизнь вместе с ним. Психолог призван исследовать и постигать самое главное и сокровенное, чем наделен человек – его душу, сложный, неповторимый и уникальный внутренний мир.
Еще Аристотель утверждал, что учение о Душе – это знание о самом совершенном, возвышенном, удивительном.
Конкурс “Педагог-психолог”
И вот достигнут десятилетний рубеж. Я в профессии десять лет! Даже не верится! Очень хочется поделиться своим опытом, узнать что-то новое.
Я подаю заявление на конкурс профессионального мастерства.
Слышала разные мнения о конкурсе, что это очень сложно! Там участвуют только одни профессионалы, которые, имея большой опыт работы, могут мгновенно ориентироваться в сложных ситуациях, обладают артистизмом, умением держаться на сцене, умеют четко и грамотно излагать свои мысли.
Мой руководитель Алферова Александра Павловна, с которым мы идем рука об руку десять лет, и все коллеги в детском саду очень меня поддержали. Дали мне ту уверенность, в которой я очень нуждалась!
Следующий этап:
Нас приглашают в Методический Центр на первое собрание, где были сказаны добрые слова – напутствия.
Методисты ЗАО помогли осознать структуру конкурса, его этапы. Стали ясны задания. Я почувствовала поддержку и осознание того, что я не одна! Мы получили ценные рекомендации. Неоценимую поддержку и вдохновение оказала Брилинг Елене Евгеньевна.
Участники – конкурсанты оказались очень интересными людьми, которые так же пробуют свои силы.
Последние сомнения позади! Теперь только вперед! Есть цель, которую надо достигнуть!
Первый этап – Занятие
Какое же выбрать? Провожу занятия с детьми разных возрастных групп, начиная с 1,5 лет и до старшего дошкольного возраста.
Подготовка к школе! В этом я разбираюсь особенно хорошо. И конечно же сказка!
Итак, удивительное путешествие “По дороге в сказку”……..
Продумываю все до мелочей. Но я была готова импровизировать.
Дети замечательные! С удовольствием погрузились в сказочную историю. Очень мне помогли! Реализовала почти все, что было задумано. С ними я забыла, что нахожусь на “экзамене”.
Добрый, интересующийся взгляд комиссии, улыбка, похвала, разговор о целях, задачах занятия. Мягкое указание на недочеты, без осуждения!
Очень запомнилась поддержка Брилинг Елены Евгеньевны, которая жестом мне показала, что занятие – супер! Первые баллы!…
Чувство полета! Как будто у меня за спиной появились крылья!
Второй и третий этапы – “Паведники”
Это три дня незабываемых впечатлений! Комфортабельные условия, сказочный лес, тишина. Это очень важно для того, чтобы настроиться на работу, чувствовать себя уверенно и защищено!
Тренинг сплочения – Ощущение того, что мы – команда! Я не чувствовала духа соперничества. Мы друзья!
Один за всех и все за одного! – такой девиз мы пронесли через все конкурсные испытания!
Самопрезентация:
Так случилось путем жеребьевки, что мой номер – первый. Я должна первая выйти на сцену, а передо мной уважаемое жюри и целый зал зрителей! Очень волнительно и ответственно.
Идея о том, как я буду “презентовать себя” пришла быстро. Попыталась оформить ее музыкально — получилось. Очень переживала за то, будет ли она принята и понята!
Мастер-класс:
Фрагмент консультирования с элементами сказкотерапии.
Все позади! Баллы за это испытание выставлены. Спокойно смотрю выступления других конкурсантов.
Есть возможность осознать свои ошибки и недочеты. Делаю выводы……
Индивидуальное задание:
Что нас ждет?……неизвестность, умение быстро сориентироваться, профессиональные знания, эрудиция?………
Я читаю задание…. И мое волнение исчезает! Думаю, рассуждаю, отвечаю на вопросы членов жюри, веду диалог.
Очень красивое и глубокое задание! Спасибо!
Групповое задание: Актовая лекция
Выдвигаем идеи, спорим, ставим цель, рисуем, клеим, красим, смеемся, пьем кофе, так как время уже далеко за полночь!
Проект готов! Защита! Высшие баллы!
Все конкурсные этапы позади. Результаты ошеломили! Я на первом месте!
Я и моя подруга Екатерина Несветаева, которая тоже стала победителем, будем с достоинством представлять Западный Административный Округ г.Москвы!
urok.1sept.ru
Профессия Педагог-психолог — Описание, история. Где и как получить профессию. Особенности профессии. Важность профессии. «Моя будущая профессия
История появления профессии Педагог-психологКак возникла профессия? Как развивалась профессия?
Сегодня педагоги-психологи должны быть в каждой школе, детском саду или лагере. Но так было не всегда. Эта профессия появилась два десятилетия назад, когда в начале девяностых годов внимание общественности было сосредоточено на проблемных детях, на подготовке детей к школе. Психологи действительно нужны в школах, ведь проблемы возникают не у одних взрослых. Только специалист может помочь ребенку и найти причины его отставания в учебе и конфликтов со сверстниками. А если причина найдена, то появляется и возможность ее устранения.
Значимость для обществаВажность, значение и социальный статус профессии
Для ребенка и его родителей деятельность педагога-психолога очень важна. Ведь родители часто не могут помочь своим детям, хоть и видят их проблемы в учебе и общении. Если на эти проблемы не обращать внимания, можно их усугубить. В этих сложных ситуациях может помочь только профессиональный психолог, знающий педагогику, имеющий опыт работы. Он понимает, что каждый ребенок является самостоятельной личностью, индивидуальностью. Сталкиваясь с недетскими проблемами, он может уйти в себя, замкнуться или, наоборот, проявлять агрессию. Часто даже учителя не могут найти подход к таким детям. Психолог в этом случае оказывает помощь не только детям, но и педагогам, родителям.
Особенности профессии Педагог-психологУникальность и перспективность профессии
Главное качество педагога-психолога – доброжелательность и терпеливость. Чтобы вызвать доверие у детей, чтобы они раскрылись, психолог должен приложить много усилий, убеждения и терпения. Он должен искренне хотеть помочь ребенку, не только слушать его, но и слышать. Гуманитарный склад мышления, аналитический ум помогут психологу придумать и организовать игру, вовлечь в нее всех ребят, сделать правильные выводы.
«Подводные камни» профессии Педагог-психологВсе за и против профессии. Сложности и особенности.
Хотя психолог почти все свое время работает с детьми и многому у них учится, главной его проблемой являются не они, а родители, вернее, «трудные» родители, которые злоупотребляют алкоголем, не обращают внимания на детей, не заботятся о них, а бывает, и бьют их. Повлиять на них бывает невозможно, иногда приходится через государственные органы лишать их родительских прав.
Где и как получить профессию Педагог-психологГде обучают профессии?
Педагог-психолог должен иметь высшее психологическое образование. Часто профессию педагога-психолога получают учителя, проходя соответствующее обучение в институтах переподготовки кадров.
1001expert.ru
Интервью о профессии: педагог-психолог
– Расскажите о себе и о своей профессии. Кем Вы работаете и как долго работаете по этой профессии?
Я родилась в канун дня учителя и, наверное, это было непростое совпадение. Моя профессия – педагог-психолог. Семнадцать лет работаю в специализированном учреждении, клиентами которого являются дети с ограниченными возможностями здоровья.
– Почему Вы выбрали эту профессию?
У меня был хороший пример для подражания, в своей семье я не единственный педагог. Моя мама сорок лет проработала в системе профессионального образования, а ее отец в послевоенные годы преподавал в начальной школе.
– Чем Вас привлекает Ваша профессия?
Я занимаюсь одной из отраслей психологии, которая называется специальная психология. Цель моей деятельности — помочь детям с каким-либо нарушением пройти важные этапы социализации, создать максимальные условия для дальнейшего развития.
– Что является самым сложным в Вашей работе?
Самое сложное в моей профессии – помочь родителям принять своего «не совсем здорового ребенка». Лишь малая доля таких родителей не стыдятся своих детей и адекватно воспринимают сложившуюся жизненную ситуацию.
– Довольны ли Вы, что выбрали когда-то эту профессию?
С каждым годом я все больше и больше люблю свою профессию. Сейчас мне во многом помогает мой профессиональный опыт. Я думаю, что из меня не получился бы финансист, как этого хотела моя мама. Всё же моё призвание — это дети.
– Кому бы Вы могли порекомендовать свою профессию?
Когда я обучалась в вузе, моими сокурсниками были люди с начальным медицинским образованием. Не все выпускники медицинского колледжа в дальнейшем продолжают работу по профессии и, как альтернативу, могу им порекомендовать свою профессию.
– О чем бы Вы хотели предупредить тех, кто собирается получить такую же профессию как у Вас?
Хочу предупредить, что работать придется не только с проблемными детьми. В специальной работе нуждается и семья, в которой воспитывается аномальный ребенок. И работа ведется с использованием специальных методов, а иногда и с участием врача.
– Сложно ли было освоить Вашу профессию? Какое образование нужно получить для этого?
Изучить все отрасли психологии сложно, я поняла это, окончив факультет психологии «СамГПУ». Мой выбор пал на более узкое направление, что привело меня на факультет дефектологии того же университета. Имею два диплома о высшем образовании.
– Нужны ли какие-то особые качества человеку, который решил стать специалистом в этой области?
Психолог-практик должен быть душевным человеком, умеющим сочувствовать чужому горю и скромно сопереживать с клиентом его проблемы, терпеливо проходя с ним сложный и очень трудный путь выхода из того состояния, в котором оказался человек.
– Приносит ли Ваша профессия хороший доход?
В наше время существует много консультативных центров, работающих на платной основе. Я считаю, что настоящий психолог-практик должен ощущать моральное удовлетворение от сделанного добра, от оказанной честной помощи.
Интервью провела Арина Апанасова, ученица 9-го класса
moeobrazovanie.ru