Психологическая картина мира – КАРТИНА МИРА — ПСИХОЛОГИЯ — LiveJournal

Содержание

Картины мира. Психология подсознания

В соответствии с видами восприятия у человека формируется несколько картин мира: ментальная, эмоциональная и сущностная.

Ментальная картина мира — это тот образ мира, который останется в нашем сознании, если исключить энергетический аспект восприятия. Это наше сознательное «холодное» представление о мироустройстве. И одновременно — это основное средство, с помощью которого подсознание управляет сознанием, ибо сущностная и эмоциональная картины мира данного человека резко отличаются от ментальной, которая часто служит целям маскировки сущности от сознания.

Эмоциональная картина мира — это совокупность эмоционально значимых явлений мира. Эта картина гораздо уже ментальной, но одновременно она ближе к сущностной. В ментальной картине мира может быть несколько сотен людей, в эмоциональной же их обычно не более десяти (исключая ее глубокую периферию). Вообще, значимость одного и того же объекта в ментальной и эмоциональной картинах часто совершенно различна: понимая важность чего-либо, мы можем быть к нему совершенно равнодушны, и наоборот.

Совокупность сущностно значимых объектов составляет сущностную картину мира. Здесь следует иметь в виду, что сильные эмоции совсем не обязательно вызываются сущностно значимыми событиями, а эти последние человек обычно не склонен афишировать. Так что сущностно значимое будет обязательно и эмоционально и ментально значимым, однако обратное утверждение верно далеко не всегда. Сильные эмоции, как правило, поверхностны. То же относится и к мыслям: широко демонстрируемые человеком мысли часто поверхностны (для него).

Все три картины мира играют важную роль в восприятии информационно-энергетических потоков. Ориентируясь на них, подсознание создает сильнейшие фильтры, пропускающие только ту информацию, которая согласована с соответствующими картинами. Дело в том, что перестройка картины мира — вещь трудная и болезненная, и подсознание идет на это только под сильным давлением. Работу этих фильтров можно очень наглядно видеть в ситуации, когда человек (искренне!) не видит, не понимает, не чувствует вполне, казалось бы, простых и очевидных вещей. Просто даже не верится, что он не лукавит.

Жизнь, как хорошо известно, не влезает ни в какие рамки. В то же время картина мира — это дом для психики, и его стены должны быть хорошо укреплены. Поэтому подсознание располагает мощными программами защиты от информации, которая решительно не вмещается в картину мира человека, или, другими словами, от информации, к которой человек не подготовлен. При этом программы защиты ограждают человека от нежелательной информации как из внешнего мира, так и из мира внутреннего.

У подсознания есть несколько эффективных приемов для блокирования подобной нежелательной информации. Первый из них — это лишение информации энергетической составляющей. Тогда человеку просто становится скучно, хотя, казалось бы, тема (ментально) важна.

Другой прием — искажение сложности информации с целью переключения внимания. Тезис: «это для меня слишком сложно (вариант: тривиально), не буду даже слушать». Третий прием — сильная эмоциональная реакция, перекрывающая дорогу нежелательной информации, ее искажая или блокируя. Так, женщина может начать плакать, если сказать ей что-то одновременно неприятное и справедливое.

Против нежелательной эмоциональной информации есть такое мощное средство, как спокойный ментальный анализ, который резко уменьшает ее энергетическую составляющую.

Что же касается программы защиты сущностной картины мира, то она гораздо эффективнее и сложнее программ защиты ментальной и эмоциональной картин мира, и имеет в своем распоряжении очень тонкие средства. В первую очередь она, подобно мудрецу, который, как известно, не попадает в положение, из которого просто умный найдет выход, бдительно следит за тем, чтобы человек

не попадал в ситуации, угрожающие его сущностной картине мира. При малейшей опасности (а часто и без нее) эта программа надевает на человека жесткую маску, определенную роль, и пока человек в ней находится, ему ничто не угрожает, так как маска — это не он. Другими словами, маска блокирует доступ к сущности; правда, и восприятие, и поведение человека в этот момент являются не сущностными, а поверхностными, формальными: он не живет, а играет роль, исполняет функцию. Одна из наиболее гибких масок — это ментальная маска «разумного» человека, рассуждающего с точки зрения разума, материи и здравого смысла. У него два основных лозунга: «Давайте не будем…» и «Давайте представим себе…». Такой человек может смоделировать в уме всю жизнь целиком: и ненависть, и любовь, и науку, и искусство, и даже смерть. Однако и жизнь свою он не проживет, а смоделирует, постоянно пытаясь защитить свое эго от посягательств как своего духа, так и от внешнего мира.

В случае, когда человек все же попадает в ситуацию, где появляется информация, угрожающая его сущностной картине мира, подсознание включает жесткие аварийные программы защиты. Они примитивнее и надежнее обычных программ подсознания, и обычно они более древние. При этом происходит следующее: человек словно на глазах деградирует, резко глупеет, перестает владеть собой, впадает в сильное эмоциональное состояние (ярость, гнев, отчаяние, истерика):

Стеснилась грудь его. Чело

К решетке хладной прилегло,

Глаза подернулись туманом,

По сердцу пламень пробежал,

Вскипела кровь. Он мрачен стал

Пред горделивым истуканом

И, зубы стиснув, пальцы сжав,

Как обуянный силой черной,

«Добро, строитель чудотворный! —

Шепнул он, злобно задрожав, —

Ужо тебе!..»

А. Пушкин.

Понятно, что в подобном состоянии подсознание, получив уже полную власть над человеком, отключив высшие программы регулировки, может сделать с поступившей нежелательной информацией все, что сочтет необходимым: проигнорировать, исказить до неузнаваемости, вытереть из памяти и т. д.

Но все же аварийные программы работают редко. Обычно подсознание включает программу, лишь слегка редактирующую, подвергающую слабой цензуре и затем адаптирующую поступившую информацию к виду, пригодному для восприятия сознанием, и согласованному с картиной мира. Человеку, чтобы не менять картины мира и жить спокойно, достаточно изредка закрыть на кое-что глаза и иногда себе прилгнуть. Все дело в том, что есть очень жесткие и отработанные (часто всем обществом) программы восприятия, которые всем доступны, абсолютно безопасны для сущностной картины мира и потому весьма распространенны. Это штампы восприятия.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Психологическая картина мира человека

От автора: скажу прямо, эти материалы не для простого человека. Как минимум, читатель должен иметь высшее образование, чтобы понять основы философских концепций, которые тут цитируются. Как максимум – психологическое образование. Кроме того, предварительно ознакомиться с моим обзорным материалом по поводу трудов Кастанеды (в записях блога он есть). Тем не менее, прилежный читатель будет вознагражден новым пониманием основ функционирования психики и глубиной переосмысления всех известных нам психологических феноменов. Профессионал найдет в этих знаниях новые подходы к психологической коррекции, предполагающие прямой удар в основание проблемы без многочасовых уточняющих диалогов или сонных часов недирективной терапии. Однако если читать некоторые разделы по диагонали, то можно сложить общую психологическую картину мира нового типа и особых знаний в этом процессе не понадобится. Итак, нюансы и глубина – профессионалам, перспективы и новизна – людям, далеким от психологии.

Прежде, чем что-то сказать, я хочу обратиться к известному высказыванию Эммануила Канта: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Вот, о моральном законе, имеющем вид психологической картины современного человека, и пойдет речь ниже.

Методологический экскурс

Любое исследование, претендующее на научное, должно опираться а) на тщательно собранные знания предшественников; б) на философские и методологические основы. Начнем с последнего. Вся советская психологическая школа выросла из марксизма-ленинизма или диалектического материализма. Основной вопрос этой философской доктрины решался в пользу материи. Напомню, противоположная ветвь философской мысли – идеалистической — решала основной вопрос философии иначе: идеальное создает материю. Итак, что же определяет психику (идеальное) – материя или, наоборот, материя определяется идеальным? В концепции психологической картины этот вопрос решается весьма специфическим образом. Специфика определяется способом доступа к этим знаниям – мне их открыли. Не я проводил эксперименты, отвоевывая знания у хаоса, а мне их выложили на блюдце с голубой каймой. Я не буду описывать все свои перипетии на этом пути, но отмечу, что я трудился так, как трудится любой теоретик в любой отрасли знания. Мне эти знания дались не просто так, этот процесс требовал особой работы – их присвоения. Это выглядело так, как я работал с трудами Кастанеды: перечитывал бесчисленное количество раз, конспектировал, обдумывал, снова перечитывал. В итоге у меня сложилась стройное понимание концепции Кастанеды, хотя она и достаточно эклектична сама по себе. Моя работа по присвоению новых знаний была такой же напряженной и глубокой.

На какие знания предшественников концепция психологической картины опирается? Здесь есть две ветви, которые мне пришлось переосмыслить. Безусловные достижения диалектического материализма и школы советской психологи (Выготский, Давыдов, Леонтьев, Эльконин и т.д.). Теория отражения, восприятия и мышления, формирования сознания и мышления в филогенезе и т.д. Непрофессионалу даже слы

russianpulse.ru

Понятие «образ мира» в психологической науке Текст научной статьи по специальности «Общая психология»

Заключение

Таким образом, сравнение ССПМ на зрительные стимулы в случае оценки их длительности и без нее позволило обнаружить комплекс позитивно-негативных компонентов (N400, N450-550, Р№50-500, Р500-800), появляющийся спустя 400 мс после начала стимула и вероятно отражающий поиск и извле-

чение СЭВ из долговременной памяти, сравнение СЭВ с длительностью предъявленного сигнала, вербализацию и озвучивание результата оценки.

Методом дипольной локализации установлено, что источники этих компонентов ССПМ предположительно находятся в полушариях мозжечка, височной коре и островковой доле мозга.

Литература

1. Лупандин В.И., Сурнина О.Е. Субъективные шкалы пространства и времени. — Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1991. — 126 с.

2. Сурнина О.Е., Лупандин В.И., Ермишина Л.А. Некоторые закономерности изменения субъективного временного эталона // Физиология человека. — 1991. — Т. 17. — № 2. — С. 5-11.

3. Пасынкова А.В., Шпатенко Ю.А. О механизме субъективного отражения времени // Вопросы кибернетики. Проблемы измерения

психических характеристик человека в познавательных процессах. — М.: ВИНИТИ, 1980. — 172 с.

4. Махнач А.В., Бушов Ю.В. Зависимость динамики эмоциональной напряженности от индивидуальных свойств личности // Вопросы психологии. — 1988. — № 6. — С. 130.

5. Luscher M. The Luscher color test. — L-Sydney, 1983. — 207 p.

6. Delorme A., Makeig S. EEGLAB: an open source toolbox for analysis of single-trial EEG dynamics including independent component analysis // J. Neurosc. Meth. — 2004. — V. 134. — P. 9-21.

7. Kavanagh R., Darccey T. M., Lehmann D. and Fender D.H. Evaluation of methods for three-dimensional localization of electric sources in the human brain // IeEe Trans Biomed Eng. — 1978. — V. 25. — P. 421-429.

8. Иваницкий А. М. Главная загадка природы: как на основе работы мозга возникают субъективные переживания // Психол. журн. — 1999.

— Т. 20. — № 3. — С. 93-104.

9. Наатанен Р. Внимание и функции мозга: Учеб. пособие: Пер. с англ. под ред. Е.Н. Соколова. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998. — 560 с.

10. Madison G. Functional modelling of human timing mechanism // Acta Universitatis Upsaliensis. Comprehansive Summaries of Upsala Dissertations From the Faculty of Social Sciences. — 2001. — V. 101. — 77 p. Upsala. ISBN 91-554-5012-1.

11. Ivry R. and Mangles J. The many manifestations of a cerebellar timing mechanism // Presented at the Fourth Annual Meeting of the

Cognitive Neuroscience Society, 1997, March 23.

12. Ivry R. and Keele S. Timing functions of the cerebellum // J. Cognitive Neurosc. — 1989. — V. 1. — P. 136-152.

13. Jeuptner M., Rijntjes M., Weiller C. et al. Localization of cerebellar timing processes using PET // Neurology. — 1995. — V. 45. — P. 1540-1545.

14. Hazeltine E., Helmuth L.L. and Ivry R. Neural mechanisms of timing // Trends in Cognitive Sciences. — 1997. — V. 1. — P. 163-169.

Поступила в редакцию 22.12.2006

УДК 159.92

Н. А. Чуешева

ПОНЯТИЕ «ОБРАЗ МИРА» В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ

Барнаульский государственный педагогический университет

Понятие «образ мира» не ново для современной науки. Оно активно используется философами, психологами, лингвистами. Понятие «образ мира» зачастую заменяется рядом близких по смыслу понятий — «картина мира», «схема реальности», «модель универсума», «когнитивная карта». Традиционно под образом мира понимается некоторая совокупность или упорядочная многоуровневая система знаний человека о мире, о себе, о других людях и т.д, которая опосредует, преломляет через себя любое внешнее воздействие [1]. Ранее на данное понятие обращалось внимание только культорологией, историей культуры, этнологией и лингвистикой, которые занимались изучением картины мира разных народов. В рамках философии подчеркивается, что индивидуальное сознание в своем становлении опирается на научную кар-

тину мира, которая трактуется как структурный элемент системы научного знания. Картина мира, в отличие от мировоззрения, есть совокупность мировоззренческих знаний о мире, «совокупность предметного содержания, которым обладает человек» (Ясперс) [2, с. 201]. Лингвисты утверждают, что образ мира формируется на основе того или иного языка и определяется его спецификой. В культурологии изучаются вопросы опосредования образа мира субъекта особенностями культуры, к которой данный субъект принадлежит. Социологи акцентируют свое внимание на отражении в субъективном образе мира человека различных социальных объектов, явлений и связей между ними.

Проблема образа также относится к числу важнейших проблем психологической науки. По мнению

Н. А. Чуешева. Понятие «образ мира» в психологической науке

многих исследователей, разработка проблемы образа имеет большое значение не только для теоретической психологии, но и для решения многих практических задач. В психологии картина мира рассматривается в контексте мира конкретного человека и мира в целом.

Введение этого понятия в психологическую науку связано, главным образом, с разработкой общепсихологической теории деятельности (Леонтьев А. Н., 1979). Ключевой идеей А. Н. Леонтьева было утверждение о том, что в процессе построения образа предмета или ситуации главное значение имеют не отдельные чувственные впечатления, а образ мира в целом [3].

Рассматривая процессы порождения и функционирования образа, А. Н. Леонтьев обращается к самому человеку, к его сознанию. Он вводит понятие о пятом квазиизмерении, в котором открывается объективный мир. Это — смысловое поле, система значений. Введение данного понятия позволило понять, как в процессе деятельности индивид строит образ мира, в котором он живет, и его действия, которыми он переделывает и частично создает образ, т.е. каким образом функционирует образ мира, опосредствуя деятельность индивида в объективно реальном мире. Индивид строит, по мнению А. Н. Леонтьева, не Мир, а Образ, «вычерпывая» его из объективной реальности. В результате процесса восприятия получается образ многомерного мира, образ объективной реальности.

Кроме того, А. Н. Леонтьев утверждает, что мир в его отдаленности от субъекта амодален. Модальности возникают только при возникновении субъектнообъектных связей, взаимодействий. В картину мира входят невидимые свойства предметов: амодальные — открываемые экспериментом, мышлением и сверхчувственные — функциональные свойства, качества, которые в «субстрате объекта не содержатся» [3, с. 261]. Сверхчувственные свойства предмета и представлены в значениях. В картину мира входит не изображение, а изображенное. Образ мира не является некоторой наглядной картинкой или копией, оформленной на «языке» той или иной чувственной модальности.

Данное положение послужило толчком для дальнейшей разработки проблемы, определило тематику последующих работ, которые, в свою очередь, подчеркивали, что «в психологии проблема восприятия должна ставиться как проблема построения в сознании индивида многомерного образа мира, образа реальности» [3, с. 258].

Дальнейшая разработка проблемы связана с именами С. Д. Смирнова, А. С. Зинченко, В. В. Петухова и др. В их работах понятие «образ мира» приобретает иной статус, чем в работе А. Н. Леонтьева, и является ключевым понятием при изучении и анализе познавательных процессов.

Принципиальным, ключевым положением для С. Д. Смирнова (1981) стало различение между «ми-

ром образов», отдельных чувственных впечатлений и целостным «образом мира» [4].

При определении образа мира С. Д. Смирнов указывает на понимание того, что не мир образов, а образ мира регулирует и направляет деятельность человека. Раскрывая такое противоречие, он отмечает основные характеристики образа мира:

— амодальный характер образа мира, так как в него входят и сверхчувственные компоненты, такие, как значение, смысл. Представление об амодальном характере образа мира позволяет утверждать, что в него входят не только те свойства объектов, которые обнаруживаются на основе взаимодействий «объект-субъект», но и те свойства объектов, для обнаружения которых необходимо взаимодействие двух или нескольких объектов. Образ мира человека является формой организации его знаний;

— целостный, системный характер образа мира, т.е. несводимость к совокупности отдельных образов;

— многоуровневая структура образа мира (наличие в нем ядерных и поверхностных образований) и проблема носителей отдельных составляющих образа мира, эволюции его как целого;

— эмоционально-личностный смысл образа мира;

— вторичность образа мира по отношению к внешнему миру.

Таким образом, С. Д. Смирнов показывает, как понятие «образ мира» в том аспекте, который был предложен А. Н. Леоньевым, позволяет сделать решительный шаг к пониманию того, что познавательные процессы имеют активную природу.

Анализ вышеуказанных проблем показывает круг вопросов, связанных с введением понятия образа мира в проблематику чувственного познания.

В. В. Петухов показал необходимость дальнейшей разработки понятия «образ мира» и представил операциональное содержание этого понятия применительно к психологии мышления.

Рассматривая различные средства и приемы решения мыслительных задач, он определил специфику адекватной единицы эмпирического изучения представления мира. Такой единицей, по его мнению, должно быть определенное единство ядерных и поверхностных структур [5].

Ф. Е. Василюк исследовал образ мира с точки зрения типологии жизненных миров и развил принципиальное свойство образа — субъективность, и таким образом вывел на первый план эмоциональный компонент образа мира [6].

Проблема взаимосоотношения субъективного опыта и образа мира является центральной в исследованиях Е. Ю. Артемьевой. Она указывает, что такое интегральное образование, как субъективное представление мира (образ мира), несет в себе «следы всей предыстории психической жизни субъекта» [7, с. 17]. Таким образом, должна существовать структура, которая способна быть регулятором и строительным

материалом образа мира, и таковой является структура субъективного опыта. В эту структуру входят три слоя. Первый, самый поверхностный — «перцептивный мир» (Артемьева, Стрелков, Серкин, 1983). Перцептивный мир обладает четырьмя координатами пространства, а также характеризуется значениями и смыслами. Специфичность этого слоя заключается в том, что его «строительный материал», его фактура — модальные [7, с. 20]. Этот слой соотносится с поверхностными структурами образа мира.

Следующий слой — семантический. В этом слое зафиксированы следы взаимодействия с объектами в виде многомерных отношений. По природе они близки «к семантикам — системам так или иначе понимаемых “значений”». Следы деятельности зафиксированы в виде отношений и являются результатом трех ступеней генеза следа (сенсорно-перцептивного, пред-ставленческого, мыслительного). Этот слой является переходным между поверхностными и ядерными структурами (при сопоставлении со слоями образа мира). При описании членения субъективного опыта по слоям это слой Е. Ю. Артемьевой назван «картиной мира».

Третий, наиболее глубокий, соотносим с ядерными структурами образа мира и формируется при участии понятийного мышления — слой амодальных структур, образующийся при «обработке» семантического слоя. Этот слой обозначен в узком смысле образом мира.

Картина мира находится в своеобразном отношении с образом мира. Картина мира является некоторой совокупностью отношений к актуально воспринимаемым объектам, тесно связана с восприятием. Она более подвижна, в отличие от образа мира, и управляется образом мира, а строительный материал поставляет «перцептивный мир» и восприятие.

Интересный подход к пониманию картины мира представлен в работе Н. Н. Королевой [8]. Ею была предпринята попытка разработать понятие «картина мира» в плане личностного подхода к мировосприятию человека. С точки зрения указанного подхода картина мира личности представляет собой сложную субъективную многоуровневую модель жизненного мира как совокупность значимых для личности объектов и явлений. Определены базисные образующие картины мира личности, которыми являются инвари-ативные смысловые образования как устойчивые системы личностных смыслов, содержательные модификации которых обусловлены особенностями индивидуального опыта личности. Смысловые образования в картине мира выполняют репрезентативную (представление жизненного мира субъекту), интерпретативную (структурирование, интерпретация жизненных явлений и событий), регулятивную (регуляция поведения человека в жизненных ситуациях) и интегративную (обеспечение целостности картины мира) функции. Смысловая организация картины мира

имеет «синхронический» план, задающий основные классы объектов смыслового поля личности и представленный системой смысловых категорий, и «диахронический», отражающий базисные параметры интерпретации, оценивания и динамики картины мира и представленный системой смысловых конструктов. На наш взгляд, данный подход позволяет глубже проникнуть во внутренний мир личности и воссоздать ее индивидуальное своеобразие.

Понимание содержательной стороны образа мира представлено в работе Ю. А. Аксеновой [9]. Ею вводится понятие «картина мироустройства», бытуемая в индивидуальном сознании и понимаемая как одно из измерений картины мира субъекта. Картина мироустройства (индивидуальная или универсальная) представлена как способ описания мира, способ, с помощью которого человек понимает мир и себя. Выбирая тот или иной способ описания мира, человек проявляет себя, структурируя мир в своем сознании, утверждает свое место в этом мире. Таким образом, от выбора способа описания мира зависит полнота освоения и умение проявить свое глубинное, сущностное начало.

Е. В. Улыбина рассматривала диалогическую природу обыденного сознания и знаково-символические механизмы функционирования данного конструкта. В результате процесса символизации происходит преодоление материально-предметной конкретики явлений объективного мира. Проведенные психологические эксперименты позволили реконструировать значимые аспекты картины мира субъекта [10].

Е. Е. Сапогова построение образа мира в индивидуальном сознании рассматривает как способность человека произвольно управлять процессами отражения, а отражение, в свою очередь, представляет опосредование знаковыми системами, которые позволяют человеку присваивать общественно-культурный опыт цивилизации. По ее мнению, «образ мира» имеет деятельностную и социальную природу. Сформировавшись в онтогенезе, образ мира становится «порождающей моделью» действительности. В своей работе «Ребенок и знак» Е. Е. Сапогова ссылается на В. К. Вилюнаса, считающего, что «именно глобальная локализация отражаемых явлений в «образе мира», обеспечивающая автоматизированную рефлексию человеком того, где, когда, что и зачем он отражает и делает, составляет конкретно-психологическую основу осознанного характера психического отражения у человека. Осознавать — значит отражать явление «прописанным» в главных системообразующих параметрах образа мира и иметь возможность в случае необходимости уточнить его более детальные свойства и связи» [11, с. 45].

Трудно не согласиться с мнением А. П. Стеценко, считающего, что необходимо обращаться к понятию «образ мира» в том случае, когда перед исследователем стоит задача «… выявления особых структур психического отражения, обеспечивающих ребенку воз-

E. H. Галактионова. Жест как фактор психического развития ребенка

можность достижения специфически человеческих целей — целей ориентирования в мире социальной, предметной реальности, т.е. в мире «людей и для людей», — с перспективой осуществления в дальнейшем управления процессом такого ориентирования» [12, с. 27]. Иначе говоря, решение такого рода задач позволит определить закономерности возникновения, механизм развития в онтогенезе специфических человеческих способностей познания. Все это, по мнению А. П. Стеценко, является фундаментом формирования процессов познания и является предпосылкой последующего развития ребенка.

Рассматривая понятие «образ мира» в рамках теории психологических систем (ТПС), необходимо указать, что данная теория является вариантом развития постклассической психологии [13]. ТПС понимает человека как сложную, открытую самоорганизующуюся систему. Психическое рассматривается как то, что порождается, возникает в процессе функционирования психологических систем и тем самым обеспечивает их самоорганизацию и саморазвитие. «Суть ТПС заключается в переходе от принципа отражения к принципу порождения особой пси-

хологической (не психической) онтологии, представляющей собой системный конструкт, который опосредует взаимоотношения между человеком и миром “чистой” объективности (“амодальным миром”), что и обеспечивает превращение амодального мира в “освоенную” человеком и ставшую его индивидуальной характеристикой “действительность” [13, с. 70]. Человек как психологическая система включает в себя субъективную (образ мира) и деятельностную компоненту (образ жизни), а также саму действительность, которая понимается как многомерный мир человека. Образ мира представлен как целостная и системно-смысловая действительность, представляющая собой мир данного человека, в котором он живет и действует.

Подводя итог, необходимо указать, что несмотря на то, что на сегодняшний день накоплено большое количество теорий, раскрывающих понятие «образ мира», строение, психологические механизмы и другое, каждая из представленных теорий изучает свои аспекты проблемы. В результате этого невозможно субъекту сформировать целостное представление о раскрывающейся картине мира.

Литература

1. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. — М., 1997. — С. 351-356.

2. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. — М., 1997.

3. Леонтьев А.Н. Образ мира // Избр. психологические произведения: В 2 т. — М., 1983. — С. 251-261.

4. Смирнов С.Д. Мир образов и образ мира // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. — 1981. — № 2. — С. 13-21.

5. Петухов В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. — 1984. — № 4. — С. 13-21.

6. Василюк В.Е. Методологический анализ в психологии. — М., 2003. — 272 с.

7. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. — М., 1999. — 350 с.

8. Королева Н.Н. Смысловые образования в картине мира личности: Автореф. дис… канд. психол. наук. — СПб., 1998. — 16 с.

9. Аксенова Ю.А. Символы мироустройства в сознании детей. — Екатеренбург, 2000. — 272 с.

10. Улыбина Е.В. Психология обыденного сознания. — М., 2001. — 263 с.

11. Сапогова Е.Е. Ребенок и знак: психологический анализ знаково-символической деятельности дошкольника. — Тула, 1993. — 264 с.

12. Стеценко А.П. Понятие «образ мира» и некоторые проблемы онтогенеза сознания // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. — 1987. — № 3.

— С. 27-33.

13. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд. — Томск, 2000. — 154 с.

Поступила в редакцию 21.06.2006

УДК 159.922.7

Е. Н. Галактионова

ЖЕСТ КАК ФАКТОР ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Барнаульский государственный педагогический университет

В последнее время растет интерес к проблемам невербальной коммуникации, что можно проследить по увеличению числа опубликованных работ (А. Пиз, Д. Фаст, В. А. Лабунская, Е. И. Исенина, Е. А. Петрова, А. Я. Бродецкий, Г. Е. Крейдлин и др.). Активно развиваются представления о значении различных видов невербальной коммуникации, ценности жесто-

вого общения в развитии человека, которые получили определенное отражение в ряде работ по общей и специальной психологии, психологии общения и др. В литературе необходимость изучения и развития невербальных средств коммуникации рассматривается как одно из условий наиболее успешной адаптации человека в любой обстановке, установления комму-

cyberleninka.ru

«КАРТИНА МИРА» КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ КАТЕГОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

Термин «картина мира» зародился в недрах естественнонаучных дисциплин. В 1950-е годы антрополог Р. Редфилд ввел термин «картина мира» (world-view) в научный оборот, определив ее как характерное для того или иного народа видение мироздания, представления членов общества о самих себе и о своих дей-ствиях, своей активности в мире. Сегодня это понятие стало неотъемлемой частью исследований гумани-тарного профиля. Картина мира изучается в рамках философии, социологии, лингвистики, психологии, эт-нологии. Наиболее обобщенную трактовку картины мира как «совокупности знаний о мире» дает филосо-фия (Философский энциклопедический словарь, 2001). Каждая дисциплина имеет «свои», специфические, параметры определения картины мира, но точкой соприкосновения всех дисциплин является признание важнейшей роли картины мира в регуляции жизнедеятельности человека и общества. В научной литературе встречается большое разнообразие типов картины мира: научная, наивная, художественная, кон-цептуальная, языковая, причинно-механистическая, физическая, чувственно-пространственная, биологическая, духовно-культурная, этническая, метафизическая, философская и др. Как можно заметить, выделенные типы картины мира, имея разные основания, в какой-то мере пересекаются и взаимодополняют друг друга. Немало аналогов самого понятия «картина мира» встречается в научной литературе различной направленности: «модель универсума», «образ мира», «модель мира», «схема реальности».

В психологии разные научные школы и направления использовали различные термины для обозначения обобщенного представления человека об окружающем мире, о себе и своем месте в нем, о взаимоотношени-ях с другими людьми и с действительностью в целом. Среди них— «схема сознания» (Ж. Пиаже), «субъек-тивная картина мира» (Дж. Брунер), «семантическое пространство» (Ч. Осгуд), «система личных конструк-тов» (Дж. Келли), «образ мира» (А. Н. Леонтьев), «внутренний мир человека» (Б. Г. Ананьев), «структура субъективного опыта» (Е.

Ю. Артемьева). Авторов вышеперечисленных понятий объединяет стремление охарактеризовать ту область психического, которая отвечает за организацию опыта взаимодействия человека с окружающей действительностью, является фундаментальной опорой существования человека в качестве сознательного существа, помогает ему предсказывать и контролировать события, свое поведение и взаимоотношения с другими людьми.

В отечественную психологию понятие «образ мира» ввел А. Н. Леонтьев для решения проблемы обоб-щения огромного эмпирического материала, накопленного при исследованиях восприятия человека. Выхо-дило, что «в психологии проблема восприятия должна ставиться как проблема построения в сознании инди-вида многомерного образа мира, образа реальности» (Леонтьев А.Н., 1975). Возможность создания такого сложного образования виделась в результате освоения индивидуумом предметной деятельности, в ходе ко-торой усваивались общественно выработанные значения. Так, образ мира явился категорией для описания системы значений человека, отражающей единство индивидуального и социального опыта.

В дальнейших разработках (С. Д. Смирнова, В. В. Петухова и др.) образ мира был расширен до инте-грального, синтетического образования всей познавательной сферы личности. Картина мира рассматрива-лась в качестве исходного пункта и в то же время результата познавательного процесса. Отличительными характеристиками данной категории полагались изначальная целостность и активность по отношению к любому частному акту познания.

В настоящее время набирает обороты исследование структур картины мира (систем значений и смыс-лов), которое активно осуществляется в рамках психосемантического подхода (В. Ф. Петренко, А. Г. Шме-лев) и психологии субъективной семантики (Е. Ю. Артемьева, Ю. К. Стрелков, В. П. Серкин). Подводя итог, можно сказать, что термин «картина мира» прочно укоренился в понятийном аппарате психологии, став одной из основополагающих ее категорий.

psihologia.biz

Духовность и картина мира человека Текст научной статьи по специальности «Психология»

Л.Г. Бузунова. Духовность и картина мира человека

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ

Л.Г. Бузунова

ДУХОВНОСТЬ И КАРТИНА МИРА ЧЕЛОВЕКА

Магнитогорский государственный университет

Проблема духовности и картины мира важна на современном этапе развития общества, поскольку XX в. не выработал ориентиров развития общества. Развитые в экономическом отношении страны, опирающиеся на научно-технический прогресс, продемонстрировали нестабильность общества, неспособность противостоять военной агрессии и терроризму. Вторая мировая война, локальные войны, терроризм показали к тому же неприглядную сущность человека. Остается только надеяться на развитие души человека, его духовной сущности.

Картина мира человека как целостное образование является единством трех компонентов: познавательного, эмоционального и волевого. Человек взаимодействует и живет в мире предметов, вовлеченных в его преобразовательную и познавательную деятельность. Человек формирует картину мира, и именно она определяет глубину и границы познания, эмоциональное отношение и готовность активного действия в нем. Картина, или образ, мира, с одной стороны, создается человеком, а с другой — является условием активной жизни человека. Системные компоненты картины мира являются компонентами внутреннего мира человека как субъекта действия. Мы рассмотрим только одну из них — познавательную или духовную.

Не существует общего понятия духовности. Мы выделяем два аспекта рассмотрения духовности: духовность как единство души и духа и как субъективный, внутренний мир человека.

Духовное как единство души и духа. В.И. Даль [1] дает определение души как бессмертного духовного божества, одаренного разумом и волею. И далее, душа есть бесплотное тело духа, в этом значении дух выше души. Дух он определяет также как бестелесное существо, обитатель не вещественного, а существенного мира, бесплотный житель недоступного нам духовного мира. Не только у В.И. Даля, но и у русских философов, а также в отечественной и зарубежной психологии и философии дух и душа относятся к духовному, бестелесному, бесплотному. Дух соотносится с устремленностью к божественному — это божественная искра в человеке. Дух характеризуется как мужское ду-

ховное начало и описывается понятиями: «твердый», «жесткий», «устремленный», «несгибаемый».

Душа составляет женское начало духовного мира и описывается как мягкая, покорная, пассивная. Дух и душа имеются как у мужчины, так и у женщины, но их сочетание различно. У женщины более проявлена в чувствах и эмоциях, а также в поведении душа, а у мужчины — дух. Дух как бы исходит из души и покоится на ней. Но также и душа, согласно С.Л. Франку [2], покоится на духе. Поэтому невозможно установить их пространственную взаимозависимость, но, видимо, это не так и важно, главное — их взаимосвязь и взаимопроникновение. Содержательность, глубина души, ее структурированность дают основание для твердости, устремленности духа. При рассматрении духовного как единства души и духа, возникает вопрос об их локализации, точнее, не снимается психофизиологическая проблема, поставленная еще древнегреческими философами.

Отвечая на выпад Н. Бердяева в адрес В.В. Розанова, что он — гениальный представитель бабьей и рабьей России, В.Ф. Эрн проводит анализ души самого Н. Бердяева. Пишет, что она у него столь мужественна, что жалко его психею, стонет она в его описаниях. «И, тем не менее, душа не есть человек. Над душой господствует дух. И лишь дух придает настоящий чекан внутренней жизни» [3, с. 364]. Нам в данном отрывке важна не полемика русских философов, а признание В.Ф. Эрном взаимосвязи души и духа, господства духа над душой, а также разделения телесного и духовного. А.Ф. Лосев, русский и советский философ, говорит о душе и духе отдельного человека, поскольку «душа и дух всегда предполагают тело, так или иначе организованное» [4, с. 523]. Н. Кузанский еще в XV в. писал об универсальной природе души и в то же время о связи души с телом, но отрицал локализацию души в каком-то участке тела — «так наша душа находится и повсюду, и ни в одной конкретной части тела: она и в любой части своей области, и нигде, ведь ни одна часть тела не будет ее местом больше, чем любая другая» [5, с. 255]. Но возникает другой, на наш взгляд более значимый, вопрос: определяется ли

Вестник ТГПУ. 2005. Выпуск 1 (45). Серия: ПСИХОЛОГИЯ

содержание души и духа только жизнедеятельностью отдельного человека?

Специфика России определила особую, с точки зрения Н.А. Бердяева, душу русского человека. Корень глубоких противоречий заключается во взаимоотношении мужественного и женственного в русском духе. Русский философ наделяет женственность следующими чертами: пассивностью, покорностью, рецептивностью, растворенностью в стихии земли, в лоне матери. Женское — не оформленное, не личностное, это слишком природное, недостаточно человеческое, слишком родовое, то реакционное, то революционное. Итак, душа русского народа очень противоречива: в ней сильно женское начало, но дух — устремление мужское. Широта, сытость, глубина (плотскость и стихия) — на этих недрах покоится и из них выйдет непоколебимый, твердый мужской дух. Этот дух на Западе был выработан рыцарством, чего не было на Руси. Недостаток мужественного характера и рыцарского закала личности делает столь женственной и противоречивой русскую душу. «Мужественный дух потенциально заключен в России пророческой, в русском странничестве и русском искании правды. И внутренне он соединится с женственностью русской земли» [6, с. 36]. Душа, таким образом, станет мужественно-женственной. Женская пассивность русской души, переходящая в «бабье», которой не достает мужественности, — это архетипическая основа души русского человека, то, что изначально уготовано при рождении каждому русскому человеку.

О женском начале русской души Н.А. Бердяев писал еще в начале XX в. Но XX в. для России был особенным веком формирования и закрепления мужских качеств у женщин и женских качеств у мужчин. Россия за революцию, войну и сталинские репрессии понесла невосполнимый урон мужчин. Их существенно не хватает прежде всего в количественном отношении, не говоря уже о качественных критериях. Особенно в послевоенное время дети рождались и воспитывались в неполных семьях. К тому же воспитание и обучение мальчиков на всех стадиях их развития — женское, как в семье, так и в школе.

Духовность некоторыми психологами и философами трактуется как высшее проявление любви. Так, русский философ В.С. Соловьев писал о духовном: «Но в человеке кроме животной природы и социально-нравственного закона есть еще третье, высшее начало — духовное, мистическое или божественное» [7, с. 160]. Через любовь происходит воссоединение того, что неправедно разделено, требует отождествления себя и другого. И индивидуальное совершенство неотделимо от всемирного объединения.

Любовь как духовный акт определяет В. Франкл. Через любовь человек воспринимает любимого

как единственного и неповторимого, но и такого, кем он в своей уникальности и неповторимости может быть и может стать. А это уже вступление с любимым в связь на духовном уровне. «Любящий в этом смысле затронут в своей духовной глубине, затронут духовным носителем телесного и душевного своего партнера, его личным ядром. Любовь тогда — это прямая направленность на духовную личность любимого человека» [8, с. 136]. Итак, душа — это женское начало, а дух — мужское. Их единение, их слияние приводит к цельности, целостности.

В последнее десятилетие отечественные психологи и философы начинают исследовать проблему души и духа. Интересна работа В. А. Пономаренко [9], в которой он раскрывает проявление духа как компоненты сознания, как энергоинформационной составляющей в экстренных ситуациях у летчиков-испытателей. Дух проявляет себя практически: опережает угрозу, мобилизует волевые импульсы в сочетании с разумными действиями. Правомочно предположить, отмечает автор, что дух служит информационным механизмом антиципации, интуиции, инсайта. В.И. Мурашов [10] характеризует дух как беспредельную всеначальную энергию, как высшее состояние материи. Затем дух у него выступает как социальный феномен, продукт эволюции человечества, и в этом качестве он есть взаимообусловленное единство универсальных способностей человека: мышления, чувства, воли, интуиции и т.д.

Духовность как субъективный мир человека. Внутренний мир человека воспринимается как субъективный мир или духовный мир. Иногда его характеризуют как душу вне соотнесенности с духом. Некоторые психологи рассматривают внутренний, субъективный мир как часть психики, которая включает в себя все богатство мыслей, чувств, сновидений, представлений человека о самом себе.

Авторы труда [11] отмечают, что в основе отечественной духовной психологии лежат особенности русского мировоззрения. Вот некоторые из ключевых положений духовной психологии как психологического онтологизма:

1. Рассмотрение души как сферы внутренней реальности, а внутреннего мира человека — не в его поверхностном выражении со стороны чувственнопредметных условий и феноменологических проявлений, а в его внутреннем содержании, изнутри, т.е. через выявление того, как душевное переживание или психическое явление дано самому человеку, его «Я», а не стороннему наблюдателю.

2. Признание психического мира человека как некоторой самостоятельной сущности, имеющей свои законы, не соотносимые с законами материального мира.

В.В. Козлов. Пятый проект в психологии

В. Сатир [12] предлагает представить душу образно в виде котла, который с детства родители заполняют любовью, лаской или же противоположным содержимым. Затем, становясь старше, ребенок начинает заполнять этот котел своим содержимым. Величина заполненности котла и качество содержимого определяют самооценку или самоценность, а внутренний голос озвучивает: «Я благополучен! Я успешен!» или «Я не благополучен! Я не успешен!» Самооценка определяет место человека в обществе и в мире в целом. Если самооценка высокая, то человек ощущает себя счастливым, если же он расходится со своей самоценностью, то, в худшем варианте, это приводит к суициду.

Р. Кэмпбелл [13] душу человека или его внутренний мир представляет образно в виде резервуара эмоциональности.

К.Г. Юнг [14] характеризует субъективный мир как самость, структурными компонентами которой

выступают «персона», «эго», «тень», «анима», «анимус».

Отечественные психологи В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев отмечают, что субъективность есть сердцевина сущности человека. С позиций антропологического принципа психологии развития субъективность конкретизируется ими как со-бытийная общность — «это та первооснова — соборность, общность со-бытийная, которая дана и задана человеку во всяком его наличном состоянии» [15, с. 17].

Итак, духовное — это душа, котел самоценности, резервуар эмоциональности, это внутренний, субъективный мир человека, это самость, со-бытийная общность. Но, главное, как бы ни представляли внутренний мир человека, именно он определяет жизнедеятельность человека, благодаря ему человек конструирует свою реальность в виде картины мира, формирует смысложизненные ориентации бытия.

Литература

1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка (современное написание слов). М., 1998.

2. Франк С.Л. Сочинения. М., 1990.

3. Эрн В.Ф. Сочинения. М., 1991.

4. Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М., 1990.

5. Кузанский Н. Сочинения: В 2 т. Т. 1. М., 1979.

6. Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990.

7. Соловьёв В.С. Смысл любви: Избранные произведения. М., 1991.

8. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

9. Пономаренко В.А. Психология духовности. М., 1998.

10. Новые образовательные технологии в стратегии духовного развития общества: Мат-лы междунар. конф. Новосибирск, 2000.

11. Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории / Под ред. А.В. Брушлинского. М., 1997.

12. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992.

13. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. М., 1992.

14. Юнг К.Г. Структура психики и процесс индивидуации. М., 1996.

15. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Антропологический принцип в психологии развития // Вопр. психол. 1998. № 6.

В.В. Козлов

ПЯТЫЙ ПРОЕКТ В ПСИХОЛОГИИ

Ярославский государственный университет

На пороге третьего тысячелетия большинство авторитетных исследований выделяют в психологии четыре основных направления, или проекта, которые формируют ее смысловое, научно-исследовательское и прикладное содержание. Это психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология и трансперсональная психология (БсоИоп, 1996).

Если первые три из вышеназванных направлений уже давно стали предметом многочисленных

отечественных исследований, то трансперсональное направление даже в конце 90-х гг. только-только начинает приниматься во внимание академической психологией (Налимов, Дрогалина, 1992).

В научном мире сложилась достаточно неадекватная ситуация. С одной стороны, трансперсональная психология заявила о себе большим количеством публикаций, научных исследований и прикладных психотехнологий. С другой стороны, в академичес-

cyberleninka.ru

Картина мира. Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников

Я думаю, я чувствую, я хочу… Кто или что скрывается под этим таинственным Я? Я – владелец внутреннего мира. При желании мы многое можем узнать о том, как устроено королевство нашего Я и как им грамотно управлять.

Благодаря работе внутреннего мира мы познаем внешний мир: с помощью разума постигаем закономерности его существования и развития, с помощью чувств наделяем его красками, насыщаем нашими личными отношениями и желаниями. У каждого из нас есть своя собственная картина окружающего мира (еще говорят – образ мира). Возникает и развивается личная картина мира благодаря различным источникам. Во-первых, благодаря той научной информации, которую мы приобретаем в школе, выуживаем из книг, телепередач и разговоров со знающими людьми. Физика и химия дают нам возможность понять основы мироустройства на молекулярном и атомном уровне; биология позволяет осмыслить законы живой природы; математика дает нам в руки инструмент для измерения свойств окружающего мира.

Во-вторых, личная картина мира формируется благодаря нашему личному опыту. Маленькому ребенку доступны для изучения его собственный дом и песочница во дворе. Именно информацией, полученной при их исследовании, он воспользуется для того, чтобы создать свою картину мира. Постепенно перед человеком открываются все большие и большие пространства: городской район или весь поселок, город, край, страна, континент, мир… Замечательно, если на уроке географии удалось посмотреть фильм про неизведанные леса в пойме реки Амазонки. Это, несомненно, пополнит нашу картину мира. Но если это удалось увидеть не на экране, а в жизни… В картине мира появится яркий, насыщенный экзотическими запахами и цветами фрагмент личной жизни.

В связи с этим третий источник создания собственного образа мира – чувства, переживания, личные смыслы, которые каждый из нас вкладывает в то или иное знание о мире. Без них наша картина мира была бы безжизненна. И вообще, она не имела бы никакого отношения лично к нам. Скажем, каждый из нас знает, что где-то в мире (а может быть, совсем рядом, в километре от дома) существует Тихий океан. Но для кого-то знание о нем – лишь абстрактная, блекло окрашенная точка на карте мира, для кого-то – часть личной биографии, элемент повседневности («да, каждую неделю я езжу с отцом на океан»), а для кого-то – яркая, всепоглощающая мечта. Для него само словосочетание «Тихий океан» вызывает множество чувств; с ним связаны грезы, сны, образы будущего. Возможно, что образ мира такого человека наполовину состоит из Тихого океана.

Человек – это восприимчивое, чувствующее, разумное и рассудительное существо, стремящееся к самосохранению и счастью.

Поль Анри Гольбах

Итак, вся известная нам информация о внешнем мире, весь наш опыт его познания, все переживания и чувства, объединяясь, позволяют нам создать свою, личную картину мира. Эта картина постоянно изменяется, пополняется новым знанием и новыми впечатлениями. Если мы учимся по одним учебникам и живем в схожих социальных условиях, наши картины мира будут близки. Но они все равно будут отличаться друг от друга! Каждый из нас, живя и развиваясь, создает свою вселенную.

Можно ли сказать, что есть «правильные» и «неправильные» картины мира?

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Картина Мира. Как улучшить качество своей жизни? Практические рекомендации

0

У каждого человека, когда либо живущего на свете, существует своя уникальная и неповторимая Картина Мира. Она оказывает огромное участие в формировании его жизни в целом.

Наполняет удачами его жизненный путь …или заставляет натыкаться на бесконечные препятствия.

Как она влияет на своего хозяина? Как формируется? И можно ли ее поменять?

Содержание статьи:

1. Что такое — Картина Мира?
2. Немного практики…
3. Как формируется индивидуальная Картина Мира каждого человека (или откуда растут ноги неприятностей в жизни)
4. Можно ли поменять Картину Мира в течении жизни?
5. Фокус внимания
6. О развитии человечества
7. Медитативное упражнение в подарок «Нейтрализация негативной кармы»

Цикл статей об источнике негатива в жизни и трансформации его в гармонию и успешность:
Картина Мира. (Вы здесь)
Эффект зеркала. Как научиться жить в гармонии? Практические рекомендации.
Фокус внимания и его влияние на жизнь человека. Улучшаем качество жизни!

Так что же это такое — Картина Мира?

Картина Мира — это внутреннее духовное и интеллектуальное содержание человека, его жизненные ценности, его опыт, внутренние установки, стандарты, шаблоны, психологические ограничения. Картина Мира у каждого человека очень индивидуальна.

Мир, на самом деле, один для всех. Но воспринимает и оценивает его каждый из нас индивидуально, пропуская через «сеточку» своего сознания, подсознания, разума. И вот то, что мы получим «на выходе»  и является Картиной Мира.

То есть, мы можем с уверенностью сказать, что это субъективная реальность.

Картина Мира может быть общей для большого количества людей, а может быть индивидуальной.

Утверждение наших предков о том, что Земля плоская — один из ярких примеров Картины Мира.

Например, в древние времена люди считали, что Земля плоская, за тем, утверждения Коперника и Ньютона поколебали уверенность человечества в данной информации. То есть произошла смена стереотипа в коллективной Картине Мира.

В современном мире вновь многие ученые и исследователи говорят о том, что Земля плоская, находят этому доказательства. И Картина Мира многих людей таким образом подвергается изменениям.

При чем, сторонники и плоской, и круглой Земли находят нерушимые доказательства  своей правоты. Вселенная многообразна в своем величии, и каждый найдет свои доказательства).

Немного практики…

Даже одно и то же слово или словосочетание «расшифровывается» каждым человеком по-разному. Не говоря о более широком информационном потоке.

Например, я люблю своим клиентам предложить представить себе БЕЛЫЙ СТОЛ, представьте и вы…

…и вот у каждого это будет свой белый стол: у кого-то это будет крашенный дачный столик (у любителя покопаться в огороде, к примеру)…

…у кого-то стол покрытый белой ажурной скатертью, возможно у кого-то это будет операционный стол (у хирурга или человека, недавно перенесшего операцию)…

…и множество других образов, в зависимости от того, каким набором установок человек обладает.

Мы взяли для примера всего одно словосочетание, представьте теперь насколько по разному видятся каждому из нас литературные произведения или события в жизни.

Как формируется индивидуальная Картина Мира каждого человека?

(или откуда растут ноги неприятностей в жизни)

Давайте подумаем, почему же она так индивидуальна?

Для этого давайте возьмем для примера какого-то человека. Да чего далеко ходить? Давайте возьмем вас!

Заодно проведете осознанный анализ: что у вас во внутреннем мире просто отлично, что нуждается в «доработке», а что нужно менять как можно скорее!

В предыдущем абзаце, по сути, я раскрыла, с чем же мы с вами будем «работать».

Да-да! Картина Мира — это ваш Внутренний Мир!

А, как известно, «что снаружи, то и внутри», «что вверху, то и внизу», «как на небе, так и на земле»!

То, чем мы наполнены, иногда сразу, а иногда постепенно материализуется в жизни человека.

Сейчас я просто буду перечислять и объяснять факторы, которые участвуют в в формировании Картины Мира, а вы как бы со стороны (это важно!), посмотрите, как откликается в вас мои высказывания.

И, может быть, сразу у вас произойдут какие-то важные осознания!

И так, начинаем:

1. Рождение в определенной семье

 

  • Какие убеждения были в вашей семье?

-С самого рождения вы «записываете» в свою память все что когда либо говорилось при вас и о вас. Даже если вы об этом ничего не помните.

Все высказывания, все представления о жизни, проговоренные и просто подуманные вашими родителями, родственниками, незримо впечатываются в ваше восприятие мира и и оценку себя, как личности в этом мире.

Даже такие высказывания родителей, как: «Что за руки у тебя? Как крюки!», откладывают серьезный отпечаток на всю дальнейшую жизнь ребенка.

  • Какая модель поведения у ваших родителей?

Неосознанно мы копируем своих родителей: их жизненные ценности, поступки, действия, рассуждения, привычки. Перенимаем отношение к жизни, людям, материальному достатку.

Например: «не жили богато и нечего начинать» или «лучше быть бедным и счастливым, чем богатым и несчастным»  все это ограничивающие убеждения.

«Не мы такие — жизнь такая» не желание брать за себя ответственность в жизни, неосознанность.

Или мама-одиночка передает своей дочке установку, что «все мужики — сво…» и т.д.

«Надо идти учиться в экономический университет — это престижно. Ну и что, что мне больше всего нравиться играть на фортепьяно? На этом денег не заработаешь!» Часто такие установки ребенок перенимает от своих родителей.

По истечению какого-то времени он забывает, в чем же заключалась самая большая радость жизни. А когда подходит средний или пожилой возраст, то человек начинает чувствовать непреодолимую тоску. Как будто он не сделал чего-то очень важное.

Вдруг начинают развиваться какие-то болезни. А ему и не в домек, что его нереализованность  напрямую связана с болезнью.

Также бывает, что ребенок натерпевшись в детстве от своих нерадивых родителей, во взрослой жизни стремится делать все с точностью наоборот.

Но, в этом случае повзрослевший ребенок не принимает своих родителей, старается с корнем выдрать из себя ту боль, которую ему причинили родители. Старается доказать себе и Миру:  «Я не такая(-ой), как они!» Но это уже разговор для другой статьи.

2. Принадлежность к определенной социальной среде

  • Проанализируйте, какие духовные и материальные ценности в вашей среде?
  • Какие шаблоны и стереотипы вы приобрели?

Приведу простой пример, на самом деле их, конечно, множество. Тут уж вы сами дальше подумайте и понаблюдайте за собой.

«Только тот, кто летает в Турцию на отдых по-настоящему счастлив».

Если у вас где-то в глубине души есть такое понятие, а в Турцию все никак слетать не удается, подумайте, вполне возможно,  ваше счастье в том, чтобы отдыхать каким-то другим образом?

Например, сидя возле костра и любуясь на речной пейзаж или в том, чтобы ходить за грибами и наслаждаться пением птиц.

Постарайтесь понять, какие ценности ВАШИ, а какие вам были просто навязаны и не  вызывают вашей ИСТИННОЙ радости.

Я сейчас не говорю о радости ЭГО, которое, конечно, будет радоваться, в случае реализации НЕ ВАШИХ желаний, а навязанных обществом.

Оно будет радоваться скорее не самому факту исполнения желания, сколько произведенному впечатлению, утверждению себя в обществе и т.д. Важно научиться различать два этих чувства: истинную радость души и радость эго.

На протяжении жизни человек «подцепляет» разные программы, установки, шаблоны поведения.

Которые не могут его сделать счастливым, так как они не являются истинными его желаниями. Скорее, это желание соответствовать ожиданиям общества (одобрение родителями, друзьями, коллегами по работе и т.д.), критериям успешности в обществе.

Конечно, не все шаблоны и установки плохи, многие, наоборот подталкивают нас и заставляют развиваться.

То есть мы можем сделать вывод, что происходит формирование по четырем аспектам:

  • Воспитание
  • Приобретенные привычки
  • Опыт, полученный в жизни
  • Характер человека

Меняется ли Картина Мира в течении жизни?

Все, о чем шла сейчас речь, конечно же, не просто так проявилось в вашей жизни.

Когда Душа идет в воплощение, она подбирает себе государство, город, семью, общество для наилучшей реализации запланированных задач на воплощение.

Бывает душа отклоняется от выбранного пути и тогда весь Мир стремится направить человека на путь истинный.  Вначале деликатно, потом толчки становятся все настойчивей, а бывает и больнее.

Картина Мира в течении жизни может изменяться, у всех это происходит по разному.

У кого-то медленно, постепенно, но бывает, что человек практически в одночасье меняет все представление о своей жизни, о приоритетах в ней.

Бывает, люди через боль, страдание и болезни обретают ИСТИННОГО СЕБЯ…иногда это единственный способ повернуть человека на Путь, который когда-то избрала Душа.

Фокус внимания

Неотъемлемой частью Картины Мира является ФОКУС ВНИМАНИЯ. Не просто так говорят, что Вселенная изобильна — в нашем мире, действительно есть все, что нам необходимо для развития и достойной гармоничной жизни.

Но, в зависимости, например, от наших интересов и убеждений из окружающей среды мы выделяем интересующую нас информацию, людей и так далее.

Та информация, которая нас НЕ интересует даже в глубинах подсознания, ни за что нас не коснется, человек ее просто не заметит.

Здесь можно привести такой бытовой пример: предположим, появилась у вас идея купить новую куртку…неприменно красную… но вот какой фасон?… В таком случае мы часто начинаем наблюдать за людьми, в чем же они одеты.

И тут выясняется, что очень большой процент людей ходит именно в красных куртках, хотя еще вчера вам это и в голову не приходило, так как вы не обращали на это внимание.

Мы живем в огромной Вселенной, но, между тем, и каждый из людей живет в своей уникальной мини Вселенной, наполненной именно его интересами.

В наших силах менять и расширять СВОЮ Картину Мира, это не значит одеть розовые очки и не замечать каких-то вещей, людей, событий, которые не нравятся, а значит ПОМЕНЯТЬ к ним свое отношение.

Признать и принять даже самые негативные вещи, как часть себя, вот тут и начинается самое интересное, Мир вокруг начинает играть яркими красками, наполняется добром и светом!

О развитии человечества

Сейчас много говорится о том, что Земля и человечество переходят на новый этап развития и существования.

В настоящее время, человечество делится, условно говоря, на две, пока не равные, половины: одна половина владеет информацией о том, что сейчас, как никогда, важно повышать свою осознанность, ведет работу над своим внутренним миром.

Другая половина продолжает вести прежний уклад жизни: пришел с работы, поужинал, лег к телевизору, лег спать, с утра на работу — далее по кругу…

Все это ни хорошо, ни плохо, так как такие люди просто еще не пришли к тому, что надо «проснуться» и задуматься, о том, кто же они такие на самом деле, зачем пришли в эту жизнь.

Вполне возможно, что души таких людей еще не получили достаточно подобного опыта.

Но так же может быть, что душа давно желает, чтобы человек задумался о духовной своей составляющей, а он просто ее не слышит

Души людей, когда либо живущих на свете все равны, будь то душа порицаемого в социуме человека или душа занимающегося своим духовным развитием человека.

Ведь каждая душа — частица Творца, а каждый Путь — ведет к Богу, просто у каждого он свой, неповторимый и уникальный.

Информация для духовного пробуждения на самом деле находится везде, ее очень много. Но человек обычно видит то, что входит в его Картину Мира.

Давайте потихонечку расширять сознание друг друга, помогать друг другу открывать в себе огромнейший потенциал, который у большинства еще спит!

P.S.: Для тех кто настроен решительно и действительно планирует заняться улучшением своей жизни, я приготовила в подарок сильное медитативное упражнение для очищения  сознания и подсознания от негативной энергии.

Упражнение подойдет как для новичков в медитации, так и для более продвинутых практиков.

Какой вы получите результат:
  • У вас в руках оказывается мощный инструмент для трансформации негативных мыслей и эмоций, который вы можете применять в любое удобное для вас время.
  • Вы увидите как череда неприятностей постепенно, а может быть и быстро, начинает отступать, на их же место приходят благоприятные обстоятельства.
  • Это 10-минутное упражнение постепенно приведет вас к осознанности и контролю над своими мыслями и чувствами.
Перемены не заставят себя ждать! Вы к ним готовы?

Кликните по картинке и подпишитесь на получение медитативного упражнения «Нейтрализация негативной кармы» в подарок!
 P.S.1: Напишите, была ли полезной для вас статья? Какие осознания у вас после прочтения?


Вам также может понравиться

Сила Рода

Сила Рода нужна всем без исключения. В древние времена не случайно ставили семью на первое место, ведь именно в семье человек может всегда получить поддержку, заручиться Силой Рода. Что же такое род? Коротко […]

читать далее»
Карма родителей и детей

Многие люди, когда начинают говорить такие слова, как «карма родителей и детей» вкладывают в них такой фатальный смысл, что уже ничего изменить нельзя, хотя на самом деле карма — это причинно-следственная св […]

читать далее»
comments powered by HyperComments

allatroickaya.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *