Психологическая компетентность – Компетентность психологическая — это… Что такое Компетентность психологическая?

Содержание

Компетентность психологическая — это… Что такое Компетентность психологическая?


Компетентность психологическая
субъекта как психол. феномен многие десятилетия была предметом исследования отеч. и зарубеж. психологов, работающих в рамках разл. направлений и концептуальных схем. Психол. компетентность по-разному понимается разными авторами, начиная с суммы психол. знаний, умений и навыков, заканчивая универсальной личностной системой, включающей смысловой, мотивационный, эмоциональный, личностный и поведенческий уровни. Проблема К. п. прочно заняла одно из ведущих мест в исследованиях отеч. и зарубеж. психологов последних десятилетий (А. К. Маркова, Л. М. Митина, Л. А. Петровская, М. И. Лукьянова, А. В. Брушлинский, А. А. Бодалев, Дж. Равен, М. Аргайл, Ю. Мель, К. Рубин, У. Пфингстен, Р. Хинтч). Психол. компетентность понимается как совокупность психол. знаний, психол. умений и набора социально-психол. личностных характеристик. К. п. — это интегральное профессионально-личностное образование, позволяющее человеку психологически конструктивно решать задачи профессионального и личного опыта. Высокий уровень К. п. позволяет субъекту целесообразно использовать личностные ресурсы, минимизировать затраты, оптимизировать внеш. и внутр. активность, актуализировать скрытые возможности других, прогнозировать отставленные эффекты профессиональной активности, конструировать продуктивные модели саморазвития. К. п. имеет содержательную и технологическую стороны, к-рые развиваются в процессе накопления и присвоения психол. информации узкопрофессионального и широкого профиля, и расширения тезауруса психологически грамотных способов взаимодействия с самим собой и миром. В структуре К. п. интегрально представлены когнитивная, коммуникативная, социальная и аутопсихол. подсистемы. В кач. структурных элементов выступают интериоризированные психол. знания, действующие комплексы умений, личностные качества, система субъективного контроля, обеспечивающая устойчивость компетентного стиля. Гетерохронность индивидуального развития структуры К. п. проявляется в наличии разл. типов ее носителей: когнитивно-компетентном, коммуникативно-компетентном, социально-компетентном, аутокомпетентном и гармоничном.
В системе факторов, обуславливающих развитие психол. компетентности, выделяются макросоциальные, микросоциальные и субъективные. Влияние К. п. на успешность О. проявляется в целесообразном использовании психол. ресурсов ситуации, в расширении информационной базы принятия профессиональных решений, в организации позитивного взаимодействия, в сохранении профессионального здоровья при высокой эффективности; в продуцировании позитивных вкладов в развитие; в интеграции ценностей, смыслов и способов их реализации в конструктивные стили деятельности и О. К. п. в своем развитом виде позволяет использовать психол. ресурс ситуации О. благодаря обеспечению соответствия «психол. смысл проблемы ? психол. смысл действия». Выделяют след. функции К. п. человека: гностическая, селективная, рефлексивная, проективная, преобразовательная. Наличие К. п. как интегральной системной характеристики позволяет человеку быть более эффективным и одновр. — более автономным, добиваться высокой продуктивности, сберегая ресурсы и сохраняя высокий статус здоровья. На уровне индивидуального субъекта наблюдается гетерохронность развития видов компетентности, что обусловлено как спецификой профессиональной деятельности, так и индивидуальной мотивацией компетентности, индивидуально-психол. особенностями, культурно-историческим контекстом развития и др. факторами. Компетентность развивается посредством присвоения психол. культуры и освоения системы культурно-исторических орудий (знаков) психол. практики; расширение умений действовать конструктивно в условиях повышенной энтропийности среды или нового опыта. Принятие К. п. как ценности, обеспечивает создание позитивной установки на восприятие психол. информации и мобилизацию внутр. ресурсов на ее освоение. Освоение нового психол. знания включает: восприятие психол. информации —> анализ возможностей применения в индивидуальном опыте —> апробация в разл. видах активности —> рефлексия опыта —> тренировка —> обретение способа компетентного действия. Впервые на ценностном аспекте компетентности акцентировал внимание Дж. Равен. Под компетентностью понимают также сочетание опр. психол. качеств, психич. состояние, позволяющее в социальных, профессиональных и личных ситуациях действовать ответственно и самостоятельно («действенная компетентность»), или способности и умения субъекта выполнять совокупность опр. функций. В кач. критерия компетентности указывается содержание результата трудовой деятельности, О. или личностной успешности (Л. М. Митина). Лит.: Квин В. Прикладная психология. СПб., 2000; Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996; Митина Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности. М.-Воронеж, 2002; Равен Дж. Компетентность в современном обществе. М., 2002; Щербакова Т. Н. Психологическая компетентность учителя: содержание, механизмы и условия развития. Ростов-н/Д, 2005; White R. W. Motivation reconsidered: The concept of competence // Psychol. Rev. 2004. Т. Н. Щербакова

Психология общения. Энциклопедический словарь. — М.: Когито-Центр. Под общей редакцией А. А. Бодалева. 2011.

  • Компетентность коммуникативная
  • Компетентность социальная

Смотреть что такое «Компетентность психологическая» в других словарях:

  • компетентность социально-психологическая — способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе отношений межличностных. Формируется в ходе освоения индивидом систем общения и включения в деятельность совместную. В ее состав входят: 1) умение ориентироваться в… …   Большая психологическая энциклопедия

  • компетентность социально — психологическая —      способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе отношений межличностных. Формируется в ходе освоения индивидом систем общения и включения в деятельность совместную. В ее состав входят:    1) умение… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Компетентность руководителя в общении — Термин «компетентность» некоторые юристы считают чисто юридическим, однако, в психологических и социальных науках за последние 10 лет он получил специфическое содержание как психологическая, социальная, социально психологическая, коммуникативная …   Энциклопедия современной юридической психологии

  • Компетентность в психологии (competency in psychology) — В условиях потребительского об ва вопрос о компетентности возникает достаточно часто. Люди хотят иметь профессионально собранный и работающий автомобиль. Они желают, чтобы их телевизоры чинили компетентные специалисты. Когда засоряется и течет… …   Психологическая энциклопедия

  • Компетентность социальная — сложное образование, под к рым понимают: степень адекватности и эффективности реагирования на проблемные жизненные ситуации, достижение реальных целей в особом социальном контексте, использование подходящих для этого методов и позитивное развитие …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Компетентность коммуникативная — сложная личностная характеристика, включающая коммуникативные способности и умения, психол. знания в области О., свойства личности, психол. состояния, сопровождающие процесс О. В совр. зарубеж. психологии выделяется ряд подходов к изучению… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Компетентность — (лат. – надлежащий, способный) – уровень квалификации и профессионализма специалиста, в профессиональном становлении занимающий место между уровнями исполнительским и совершенством. Компетентность выражается в расширении собственно… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • компетентность коммуникативная (социально-психологическая) — ориентированность в различных ситуациях общения, основанная на знаниях, навыках, умениях, чувственном и социальном опыте индивида в сфере межличного взаимодействия …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Компетентность социально-психологическая — способность индивида вступать в процесс общения и поддерживать адекватные отношения с другими людьми. Включает: а) умение ориентироваться в социальных ситуациях и включаться в адекватные социальные роли; 2. умение определять личностные качества,… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Компетентность социально-психологическая

    — совокупность специальных знаний и умений личности, обеспечивающая эффективность ее взаимодействия с окружающими людьми в системе межличностных отношений. В состав К. с. п. входит умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять …   Психологический лексикон


communication_psychology.academic.ru

Психологическая компетентность педагога — Разное — Опыт работы пользователей — Образование, воспитание и обучение

К вопросу о профессионализме педагога

Профессиональная компетентность педагога определяется сложным комплексом умений – он должен в совершенстве владеть своим предметом и совершенствовать свои знания и умения на уровне последних научных достижений.

Существует огромное количество исследований по проблеме психолого-педагогической компетентности педагогов, например, в работах психологов Б. Г. Ананьева, К. К. Платонова, С. Л. Рубинштейна подробно раскрыты основы психолого-педагогической компетентности педагога, а исследования В. С Аванесова выявили различные методы и средства диагностирования уровня профессиональной компетентности педагога.

Несмотря на многообразие существующих исследований в данной области, в системе образования до сих пор существует проблема существования низкого уровня психологической компетентности педагогов, которые в своей педагогической деятельности не учитывают психологические состояния учащихся, их своеобразное поведение, мотивы учения и межличностных отношений в коллективе, что порождает негативные явления в системе образования.

Поэтому необходимость повышения уровня профессионализма работников образования, и развитие их психологической компетентности является достаточно актуальной проблемой. Эта проблема может быть успешно решена, если выявить психолого-педагогические условия, способствующие повышению уровня психологической компетентности педагога.

Профессионализм педагога включает в себя целую систему личностных и профессиональных стандартов, которые ориентируют педагога на эффективное выполнение своей педагогической деятельности.

Значимой составляющей педагога-профессионала является его педагогическая и психологическая компетентность. Деятельность педагога относится к типу «человек-человек» и особое значение в её эффективном осуществлении принадлежит психологической компетентности педагога, которая предполагает знание возрастных особенностей школьников, методов эффективного взаимодействия, закономерностей поведения учащихся и т.д. Педагог должен быть психологически образован и владеть знаниями о возрастных психологических особенностях учащихся, потому что он занимается профессиональной деятельностью, непосредственно связанной с детьми. Кроме этого. педагог должен обладать психологической компетентностью, то есть должен быть способен эффективно использовать психологическую образованность на практике.

Условия формирования и развития психологической компетентности педагога

Мы считаем, что для повышения уровня психологической компетентности, педагогу необходимо знать условия, которые способствуют развитию и формированию уровня развития психолого-педагогической компетентности.

В повышении уровня психологической компетентности педагога огромную роль играет самообразование и помощь психолога в затруднительных ситуациях.

Кроме этого, изучение и анализ теоретико-методического материала в данной области позволил нам выявить и сформулировать основные условия формирования и развития психологической компетентности педагога:

1. Педагогический такт — это обязательное соблюдение учителем принципа меры в общении с детьми в образовательной деятельности, который подразумевает под собой уважение к учащимся, внимательность и доверие, разумность в требованиях к выполнению учебных задач и многое другое

2. Умение найти правильный подход к ученикам и знать их индивидуальные и психолого-возрастные особенности.

3. Способность и желание работать с детьми.

4. Заинтересованность в результатах своей профессиональной деятельности.

5. При планировании и организации учебно-воспитательного процесса учитывать уровень мотивации учащихся и полноту их знаний учебного материала.

6. Педагог должен владеть навыками и умениями организаторских способностей.
 
7. Владеть своей речью — она должна быть простой, ясной и убедительной в общении с учащимися.

8. Уметь управлять психическим состоянием учащихся на уроках. Для этого необходимо создавать комфортную учебную обстановку на занятиях и уметь видеть и различать психическое состояние детей.

9. «Эмпатичность» педагога, то есть способность чувствовать эмоциональное состояние ученика, уметь сопереживать и откликнуться на проблему ребенка. Главное здесь для педагога — понять состояние ребенка и взглянуть на ситуацию с его позиции, чтобы найти пути решения возникшей проблемы у ребенка.

И еще мы бы хотели особо упомянуть о таком немаловажном условии, как способность педагога к сотрудничеству. То есть, для повышения уровня психологической компетентности педагога, необходимо и уметь формулировать свою точку зрения, и слышать и слушать других. Кроме этого умение сотрудничать заключается и в решении разногласий с помощью логической аргументации, не переводя разногласия в плоскость личных отношений.

Также немаловажное значение имеет внешняя привлекательность педагога, то есть способность расположить к себе учащихся внешним видом и манерой поведения, потому что учащиеся получают информацию не только из речи педагога, но и визуально – обращают внимание на выражение чувств в мимических и пантомимических движениях педагога. Кроме того, приятные манеры поведения педагога способствуют быстрой адаптации к любой обстановке и упрощают установление коммуникативных связей, что повышает уровень воздействия на учащихся.

Мы считаем, соблюдение вышеназванных условий способствует повышению уровня психологической компетентности педагога.

Высококомпетентный педагог — это педагог с особым видом мировоззрения, способный конструировать прогностические модели поведения, умеющий принимать и ассимилировать требования современной социальной реальности, а также рефлексировать развитие социальной действительности. Психологическая компетентность преподавателя заключается в умении осознавать уровень собственной деятельности, своих способностей, знать способы профессионального самосовершенствования, уметь видеть причины недостатков в своей работе, в себе, желать самосовершенствования.

Если педагог возьмет за правило учитывать и применять все приведенные выше условия, то мы считаем, что психологическая компетентность сформируется у педагога достаточно быстро и ему будет легче в профессиональной деятельности.

Выявленные и сформулированные условия повышения уровня психологической компетентности педагога могут быть применены педагогами и психологами в своей профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Лукьянова Н.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя. Диагностика развития. М., 2004.
2. Лазаренко Л.А. Психологическая компетентность педагога как фактор профессионализации// Современные наукоемкие технологии. — 2008. — № 1 — С. 67-68
3. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 27 с.
4. Терпигорьева С.В. Практические семинары для педагогов /Психологическая компетентность воспитателей. Выпуск 2. Изд-во: Учитель, 2011. — 143 с.

Фото: Галина Воронько.

pedsovet.su

социально-психологическая компетентность — это… Что такое социально-психологическая компетентность?


социально-психологическая компетентность
(от лат. competens —соответствующий, способный) — способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений. В состав С.-п. к. входит умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы обращения с ними и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия. Особую роль здесь играет умение поставить себя на место другого (см. рефлексия, эмпатия). С.-п. к. формируется в ходе освоения индивидом систем общения и включения в совместную деятельность.

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.

  • социальная психология
  • социальных представлений концепция

Смотреть что такое «социально-психологическая компетентность» в других словарях:

  • Социально-психологическая компетентность — способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений, то есть, умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ — (от лат. competens соответствующий, способный) способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений. В состав социально психологической компетентности входит умение ориентироваться в… …   Словарь по профориентации и психологической поддержке

  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ — – способность молодого человека эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений. В состав С. п.к. входит умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и… …   Терминологический ювенологический словарь

  • компетентность социально-психологическая — способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе отношений межличностных. Формируется в ходе освоения индивидом систем общения и включения в деятельность совместную. В ее состав входят: 1) умение ориентироваться в… …   Большая психологическая энциклопедия

  • компетентность социально — психологическая —      способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе отношений межличностных. Формируется в ходе освоения индивидом систем общения и включения в деятельность совместную. В ее состав входят:    1) умение… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Компетентность социально-психологическая — способность индивида вступать в процесс общения и поддерживать адекватные отношения с другими людьми. Включает: а) умение ориентироваться в социальных ситуациях и включаться в адекватные социальные роли; 2. умение определять личностные качества,… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • компетентность коммуникативная (социально-психологическая) — ориентированность в различных ситуациях общения, основанная на знаниях, навыках, умениях, чувственном и социальном опыте индивида в сфере межличного взаимодействия …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Компетентность социально-психологическая — совокупность специальных знаний и умений личности, обеспечивающая эффективность ее взаимодействия с окружающими людьми в системе межличностных отношений. В состав К. с. п. входит умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять …   Психологический лексикон

  • Компетентность психологическая — субъекта как психол. феномен многие десятилетия была предметом исследования отеч. и зарубеж. психологов, работающих в рамках разл. направлений и концептуальных схем. Психол. компетентность по разному понимается разными авторами, начиная с суммы… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Компетентность коммуникативная — сложная личностная характеристика, включающая коммуникативные способности и умения, психол. знания в области О., свойства личности, психол. состояния, сопровождающие процесс О. В совр. зарубеж. психологии выделяется ряд подходов к изучению… …   Психология общения. Энциклопедический словарь


psychology.academic.ru

Психологическая компетенция современного педагога | Мир Психологии

Психологическая компетенция современного педагога // Обучение и развитие: современная теория и практика. Материалы XVI Международных чтений памяти Л.С. Выготского. — 2015.

Введение

В наши дни предъявляются высокие требования к профессиональной компетенции педагога (учителя или преподавателя высшего учебного заведения). Для того, чтобы понять их сущность, необходимо знать цель образовательного процесса и особенности педагогического процесса. Европейская программа улучшения качества образования предполагает переход в педагогическом процессе от тенденции к накоплению знаний к стимулированию развития личности, уделяя особое внимание социализации молодого поколения. Главной задачей улучшения качества образования является способствовать получению школьниками и студентами новых знаний и навыков в сотрудничестве с педагогом, стимулировать самостоятельность, ответственность, самореализацию и социализацию, что соответствует следующим задачам образования XXI века, выделенными Международной комиссией UNESCO (UNESCO Task Force on Education for the Twenty-first Century, 1997): учиться, чтобы знать (learning to know), учиться делать (learning to do), учиться жить вместе (learning to live together), учиться жить (learning to be).

Вышеупомянутые задачи образования реализуются в обществе высоких достижений и стремительных изменений, в мультикультурной среде, где к профессиональной компетенции педагога предъявляются новые требования, а для возникающих современных педагогических ситуаций необходимы новые решения. Данные задачи образования относятся не только к школьникам и студентам, но и к учителям и преподавателям.

Научная основа современного педагогического процесса базируется на гуманистическом подходе к воспитанию, и его основная задача – развитие личности учащегося как целостной системы. Цель обучения направлена на реализацию личных надобностей учащегося и стимулирование его взаимодействия с социальной средой. В этом процессе особенное значение имеет благоприятная учебная среда и профессионализм педагога, особенно, его способность решать психологические педагогические проблемы (Lefrancois, 2000; Simkin, 2006 ). Таким образом, появилась необходимость развивать психологическую компетенцию в рамках профессиональной педагогической компетенции. В мире идея психологической компетенции развивается уже с конца XIX века, но понятие „психологическая компетенция» известно примерно 20 лет и в Латвии еще не исследовано.

Цель статьи: исследовать сущность и механизм развития психологической компетенции педагога. Метод исследования: анализ научной литературы и научных источников. В статье рассмотрено развитие идей психологической компетенции, проанализирована сущность психологической компетенции, определена её структура и раскрыт механизм её развития.

Психологическая компетенция педагога

Понятие психологической компетенции в мире известно достаточно давно, но в большей степени его начали использовать в 80-е годы, особенно в сфере услуг, где психологическая компетенция для работы с клиентами и подчиненными необходима как обслуживающему, так и управлящему персоналу.

В медицине это понятие появилось (Grisso, 1981) в связи с психологической компетенцией врача в процессе взаимодействия с пациентом, а также в связи с психологической компетенцией самого пациента. В случае лечения пациента психологическая компетенция интерпретируется как понимание, Эмпатия, поддержка, конструктивное виденье и управление процессом выздоровления. Особое внимание уделяется психологической компетенции пациента (Scherer, Melloh, Bruyck, 1996; Ambuel, Rappaport, 2005; Zanelti-Dalenbach, Tschudin, Lapaire, Holzgreve, 2009) в процессе выздоровления после хронических и раковых заболеваний. Авторы подчеркивают, что особенно важно отношение пациента к своему заболеванию, преодоление негативных эмоций и переживаний, вера в собственные силы и в компетенцию врача. Это способствует сотрудничеству пациента и медицинского персонала, а также конструктивному поведению пациента в процессе выздоровления.

В. Циммерман (Zimmerman, 1988) пишет о психологической компетенции детей и юношей, подчеркивая необходимость ее развития в сотрудничестве со взрослыми. Это помогает детям и юношам решать различные проблемы взаимоотношений со сверстниками, родителями и педагогами. Позднее эта идея выразилась в создании служб психологической поддержки (Nastasi, Pluymert, Moore, 2002), способствующих стимулированию у детей и молодежи умения самим справляться с различного вида проблемами.

A. Кочубей (Кочубей, 2001) рассматривает психологическую компетенцию сотрудников как основной элемент культуры организации, а также как главное средство для освещения темных мест во внутреннем мире человека в целях достижения психологического равновесия. Автор подчеркивает, что нам обычно приятны те коллеги, с которыми можно общаться, сотрудничать, обсуждать различные вопросы. В то же время мы держим дистанцию с коллегами, которые постоянно на все жалуются и всем недовольны.

A. Кочубей формулирует следующие качества психологически компетентного работника: способность найти общий Язык с разными людьми, являться положительным примером для окружающих, способность преодолевать трудности и конструктивно действовать в стрессовых ситуациях, внутренняя уравновешенность.

На домашней страничке одной из служб психологической поддержки психологическая компетенция рассматривается как жизненно важный навык и определяется как личная возможность и умение эффективно справляться с ежедневными проблемами, сохраняя хорошее самочувствие и демонстрируя адаптивное, позитивное поведение во взаимодействии с другими людьми и их культурной средой. Психологическая компетенция важна для поддержания физического и нравственного здоровья, кроме того, она определяет самочувствие индивида в социальной среде. Структуру психологической компетенции составляют принятие решений, решение проблем, творческое мышление, критическое мышление, эффективная коммуникация, способность к сотрудничеству, самоанализ, Эмпатия, управление эмоциями и контроль над стрессом. Такие структурные элементы психологической компетенции как принятие решений, решение проблем, эффективная коммуникация, способность к сотрудничеству являются составными частями любой профессиональной компетентности, а творческое мышление, Эмпатия, управление эмоциями и контроль над стрессом – показателями психологической компетенции. В профессиональной деятельности педагога особенно важно творческое мышление, которое реализуется в поведении, а также Эмпатия и эмоциональная саморегуляция. Важность этих компонентов объясняется тем, что современному педагогу необходимо решать не только задачи, связанные с учебным процесом, но также помогать учащимся решать проблемы взаимоотношений и понимать особенности мультикультурной среды, одновременно способствуя развитию собственной личности и профессиональной карьеры.

П. Блукерт (Bluckert, 2007, стр.97) рассматривает психологическое мышление в качестве основного элемента психологической компетенции и выявляет следующие механизмы его развития: 1) рефлексирование своих чувств и причин поведения, а также чувств и причин поведения других людей, 2) поиск связи между последующими событиями и предыдущим опытом.

Некоторые авторы (Lefrancois 2000; Зинченко, 2002; Simkin, 2006) все проблемы, связанные с педагогическим процессом, называют психологически-педагогическими и рассматривают обучение (Lefrancois, 2000, стр.14) как принятие решений и решение задач, развитие духовного потенциала школьника и студента, мыслительный процесс, мастерство и карьеру педагога.

Педагогу все время неоходимо принимать решения. Решения, принятые до процесса обучения, связаны с планированием деятельности педагога и школьников или студентов. Решения, принятые в процессе обучения, относятся к коррекции деятельности, наблюдению за результатами, прогнозированию и модификации. Решения, принятые после обучения, включают рефлексию, прогнозирование процесса обучения и изменений.

Задачей педагога является научиться принимать решения и анализировать их эффективность. Для того, чтобы педагог мог эффективно принимать решения, ему необходимо уметь прогнозировать и рассматривать психологические аспекты ситуации. Это возможно только в том случае, если педагог разбирается в особенностях когнитивной сферы школьника или студента, эмоциональных и поведенческих особенностях разных возрастов, понимает их выражение, чувствует себя уверенным в своей компетентности, умеет анализировать недостатки, достижения и переживания в своей жизни. Педагогу важно понимать не только порядок организации и цель конкретного урока, лекции или семинара, но также цель образования в общем и механизмы обеспечения развития духовного потенциала школьников и студентов. Здесь важно не только предложение различных возможностей, но также стимулирование и поддержка. В. Зинченко (Зинченко, 2002) наряду с термином „teachering» предлагает термин „mothering», подчеркивая значение поддержки, заинтересованности, эмоциональности и заботы о достижениях школьника или студента.

Многие авторы (Damon, Lerner, Eisenberg, 2006) отмечают, что современный педагогический процесс происходит в мультикультурной среде, которая характеризуется многообразием взаимоотношений и взаимных влияний. В. Деймонд, Р. Лернер и Н. Айзенберг считают, что психологическую компетенцию определяет аффективное качество межличностных отношений (affective quality), которое характеризуется следующими показателями (Damon, Lerner, Eisenberg, 2006, стр.43):

  1. наблюдение за чертами лица партнера, его голосом и другими физическими проявлениями, а также их изменениями,
  2. прогнозирование и понимание ожидания и поведения партнера,
  3. представление о партнере как о личности (с субъективным менталитетом, с интернациональной точкой зрения), которое развивает качество межличностного общения.

Вышеупомянутые авторы добавляют, что качество взаимоотношений зависит от уровня развития личности, который характеризуется социальными навыками, социальными ожиданиями, управлением эмоциями, поведенческой саморегуляцией, доверием к другим людям, социальным и эмоциональным пониманием, развитием совести и эмоционального самочувствия.

В. Симкин (Симкин, 2006) понятие психологической компетенции рассматривает в контексте психологической культуры образовательного процесса и подчеркивает, что в современном образовательном процессе важно развивать социализацию молодого поколения. В этом случае «компетенция» становится ключевым словом не только в образовании, но и в общественной жизни. В. Симкин психологическую компетенцию называет социально-психологическим феноменом и подчеркивает, что основным элементом каждой компетенции является психологическая компетенция – определенная система психологических свойств, которая включает минимум социально-психологических знаний и умение применять эти знания в процессе разнообразного взаимодействия с внешним миром, другими людьми и самим собой. Автор рассматривает, то,что недостаток психологической компетенции влечет за собой различные трудности и конфликты в процессе социального взаимодействия с другими людьми и подчеркивает, что причиной различных педагогических проблем является недостаток психологической компетенции педагогов, в результате чего современные педагогические подходы оказываются неэффективными как в учебном, так и в воспитательном процессе.

Опираясь на анализ научной литературы и научных источников, можно сказать, что психологическую компетенцию педагога образуют: психологические знания, психологическое мышление, важные профессиональные свойства личности, способность к самоанализу, Эмпатия, умение принятия решений, умение оказывать психологическую поддержку, эмоциональная саморегуляция, умение управлять стрессом. Возможно, данный список психологической компетенции педагога можно ещё дополнить. Для более полного понимания данного вопроса необходимы теоретические и практические исследования. Тем не менее, ясно, что психологическая компетенция способствует не только успешной профессиональной педагогической деятельности, но и повышению качества жизни каждого человека.

Рефлексия как механизм развития психологической компетенции

Многие авторы (Korthagen et al., 2001; McCormick Davis, 2005; Loughran, 2006; Sense, 2007; Korthagen, Verkuyl, 2007; Russel, 2007) указывают на то, что рефлексия является важным механизмом профессионального развития учителя. Она помогает глубже понять свое поведение и поведение других людей,отношения, ценности, взаимоотношения и применять это понимание для выбора модели поведения или поступков.

Рефлексия определяется как когнитивный стиль или мыслительный процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя: собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, состояний, способностей, характера, отношений с и к другим., своих задач, назначения, с одновременным поиском путей разрешения проблем (A Dictonary of Psychology. (2001) By A.C. Colman. Oxford University Press, p.624.; Большой психологический словарь,2005, с.469). Рефлексия это очень личный процесс, тесно связанный со всеми составными элементами личности: процессом познания, характером, темпераментом, эмоциями, отношениями, переживаниями, ценностями, поведением, социальным статусом и др. Это определяет уникальность и единственность любого педагогического взаимодействия. Обучение является как бы последовательностью поведения и различных поступков, возникающих в процессе взаимодействия, во время которого педагогу необходимо ответить на следующие вопросы: Как поступить? Что сказать? Как реагировать? Что делать после этого?

В современной педагогической деятельности рефлексия особенно важна как развитие процесса глубокого понимания. Всё чаще авторы (McCornik Davis 2005; Russel 2005;2007, Loughran, 2006, Sense, 2007) переходят от термина «рефлексия в деятельности» к термину «рефлексивная деятельность», подчеркивая необходимость рефлексии в ежедневной деятельности учителя. Благодаря рефлексивному процессу педагог может принимать адекватные решения, реализовывать их и брать на себя ответственность за результат.

Рефлексия – это сложный, многогранный процесс, развитие и углубление которого происходит шаг за шагом в процессе саморефлексии (selfreflection) и супервизий.

Развитие рефлексии педагога в процессе деятельности включает (Loughran, 2006; Sense, 2007, стр. 54–56):

  1. умение увидеть проблемную ситуацию, возникшую в процессе деятельности, и ее рационализация,
  2. развитие профессиональных знаний,
  3. поиск альтернативных и инновативных способов решения проблем,
  4. коллаборативные (collaborative)-общие сессии,
  5. балансирование между экспериментированием и экспертизой,
  6. консультации с коллегами и администрацией,
  7. наблюдение и исследование класса,
  8. участие в конференциях и мастерклассах,
  9. анализ достижений и обсуждение опыта с другими.

Анализируя сущность рефлексии, видно, что полноценное развитие психологической компетенции может происходить только в процессе рефлексивной деятельности, когда педагог обращается к своему опыту, знаниям, эмоциям, переживаниям, суждениям, убеждениям, отношениям и анализирует эффективность их использования.

Выводы

Опираясь на теоретическое исследование, можно сказать, что психологическую компетенцию педагога составляют психологические знания, психологическое мышление, профессионально значимые особенности личности, способность к самоанализу, Эмпатия, способности к принятию решений, эмоциональная саморегуляция, умения оказывать психологическую поддержку, способности управлять стрессом. Психологическая компетенция развивается в период рефлексивной деятельности, осуществляемой во время мыслительного процесса, направленного на познание, анализ и понимание своих поступков, поведения, языка, опыта, эмоций, возможностей, характера, отношений и убеждений в контексте взаимодействия с другими людьми, выполнения собственных задач и функций в условиях поиска решений различных проблем.

Содействовать рефлексивной деятельности можно с помощью накопления профессиональных знаний, поиска альтернатив, инновативных методов решения проблем, проводя педагогические исследования, участвуя в супервизиях, делясь опытом и анализируя профессиональны достижения.

Литература

  1. A Dictonary of Psychology. (2001) By A.C. Colman. Oxford University Press, p.624.
  2. Bluckert P. (2007) Psychological Dimension of Executive Coaching. – McGraw-Hill International, 168 p.
  3. Damon W., Lerner R.M., Eisenberg N. (2006) Handbook of Child Psychology: social, emotional, and personality development. John Willy and sons, 1128 p.
  4. McCormick Davis S. (2005) Developing Reflective Practice in Pre-service Student Teachers: what does art have to do with it? // Teacher Development. An International journal of teachers’ development. Volume 9, Nuber 1, – Wallingford, Oxford OX10 0YG, UK, p.9.-21.
  5. Nastasi B., Pluymert K., Varias K., Moore R. (2002) Exemplary mental health programms: School psychologists as mental health service providers. – Bethesda, MD. NASP.
  6. Loughran J.J. (2006) Developing a pedagogy of teacher education: Understanding teaching and learning about teaching. London: Routledge.
  7. Promoting Psychological Competence.
  8. Russel T. (2007) How expierence changed my values as a teacher educator.// Enacting a Pedagogy of Teacher Education. Values, relationship and practices. – Routledge Taylor & Francis Group, London and New York, p.1182.-191.
  9. Senese J.C. (2007) Providing the necessary luxuries for teacher reflection.// Enacting a Pedagogy of Teacher Education. Values, relationship and practices. –Routledge Taylor & Francis Group, London and New York, p.45.-59.
  10. UNESCO Task Force on Education for the Twenty-first Century. (1997)
  11. Большой психологический словарь.(2005) Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – С – П: Прайм Еирознак, Москва: Олимп Пресс, 469c.
  12. Кочубей А. (2001) Психологическая компетенция.
  13. Лефрансуа Г. (2005) Психология для учителя. – Санкт-Петербург: Прайм Еврознак, 408c.
  14. Симкин В. (2006) Психологическая культура.
  15. Зинченко В. (1998) Психологическая педагогика. – Самара: Самарский дом печати, 296c.
  16. Зинченко В. (2002) Психологические основы педагогики. – Москва: Гардарики, 431c.

www.persev.ru

Социально-психологическая компетентность — это… Что такое Социально-психологическая компетентность?


Социально-психологическая компетентность
— способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений, то есть, умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы обращения с ними и реализо- вывать эти способы в процессе взаимодействия.


* * *
(от лат. competens – соответствующий, способный) – способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений. В состав C.– п. к. входит умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния др. людей, выбирать адекватные способы обращения с ними и реализовать эти способы в процессе взаимодействия. Особую роль здесь играет умение поставить себя на место др. C.– п. к. формируется в ходе освоения индивидом систем общения и включения в совместную деятельность (Л. А. Петровская, 1992). Одним из центральных компонентов С.– п. к. является конфликтологическая компетентность. Конфликт – наиболее опасное и деструктивное явление в системе межличностных отношений. Поэтому исследование и формирование С.– п. к. у каждого человека выступает важнейшим теоретическим и прикладным направлением конфликтологии. Наиболее интенсивно развитие С.– п. к. происходит в детском, подростковом и юношеском возрасте. См. Конфликтологическая компетентность, Рефлексия, Эмпатия

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

  • социально-психический климат
  • Социально-психологическая рефлексия

Смотреть что такое «Социально-психологическая компетентность» в других словарях:

  • социально-психологическая компетентность — (от лат. competens соответствующий, способный) способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений. В состав С. п. к. входит умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно… …   Большая психологическая энциклопедия

  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ — (от лат. competens соответствующий, способный) способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений. В состав социально психологической компетентности входит умение ориентироваться в… …   Словарь по профориентации и психологической поддержке

  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ — – способность молодого человека эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений. В состав С. п.к. входит умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и… …   Терминологический ювенологический словарь

  • компетентность социально-психологическая — способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе отношений межличностных. Формируется в ходе освоения индивидом систем общения и включения в деятельность совместную. В ее состав входят: 1) умение ориентироваться в… …   Большая психологическая энциклопедия

  • компетентность социально — психологическая —      способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе отношений межличностных. Формируется в ходе освоения индивидом систем общения и включения в деятельность совместную. В ее состав входят:    1) умение… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Компетентность социально-психологическая — способность индивида вступать в процесс общения и поддерживать адекватные отношения с другими людьми. Включает: а) умение ориентироваться в социальных ситуациях и включаться в адекватные социальные роли; 2. умение определять личностные качества,… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • компетентность коммуникативная (социально-психологическая) — ориентированность в различных ситуациях общения, основанная на знаниях, навыках, умениях, чувственном и социальном опыте индивида в сфере межличного взаимодействия …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Компетентность социально-психологическая — совокупность специальных знаний и умений личности, обеспечивающая эффективность ее взаимодействия с окружающими людьми в системе межличностных отношений. В состав К. с. п. входит умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять …   Психологический лексикон

  • Компетентность психологическая — субъекта как психол. феномен многие десятилетия была предметом исследования отеч. и зарубеж. психологов, работающих в рамках разл. направлений и концептуальных схем. Психол. компетентность по разному понимается разными авторами, начиная с суммы… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Компетентность коммуникативная — сложная личностная характеристика, включающая коммуникативные способности и умения, психол. знания в области О., свойства личности, психол. состояния, сопровождающие процесс О. В совр. зарубеж. психологии выделяется ряд подходов к изучению… …   Психология общения. Энциклопедический словарь


psychology_pedagogy.academic.ru

Психологическая компетентность воспитателя как показатель профессионализма

Библиографическое описание:

Порягина О. А. Психологическая компетентность воспитателя как показатель профессионализма [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 106-107. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7696/ (дата обращения: 19.10.2019).

Сегодня необычайно важна проблема обеспечения качества дошкольного образования, в котором именно педагог является основной фигурой.

С качеством дошкольного образования тесно связаны психологические компетентности воспитателя. Воспитатель должен «владеть организаторскими умениями, пониманием психологию своей профессиональной сферы и психологию ребенка, уметь руководить проектной деятельностью, осуществлять рефлексию своей деятельности и деятельности своих коллег и т. д. Психологическая компетентность воспитателя заключается в умении создать, организовать такую образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным всестороннее развитие ребенка. Задача воспитателя — помочь детям развивать способности, осознать свою социальную значимость. Умение учиться и развиваться, а также умение позитивно взаимодействовать в группе, работая на общий результат, стало в современном обществе одной из основных социальных ценностей и, как следствие этого, основным содержанием дошкольного образования.

Цель дошкольного образования состоит не в том, чтобы давать знания, а в том, чтобы научить детей пользоваться теми средствами, которые помогут им порождать знания, необходимые при решении различных проблемных ситуаций в личной, общественной деятельности. Успех образовательного процесса во многом зависит от личностных качеств воспитателя, профессионализма, способностей и компетенций.

Воспитатели (причем, не только начинающие) подчас не могут осуществлять эффективное общение с детьми, находить оптимальные способы поведения, и оказываются не в состоянии самостоятельно переосмыслить теоретические знания и перевести их на язык практических действий. Чтобы отвечать этим требованиям, воспитатель должен, прежде всего, обладать психологической компетентностью.

В широком смысле компетентность в основном понимается как степень зрелости человека, которая подразумевает определенный уровень психического развития личности (обученность и воспитанность) и позволяет индивиду успешно функционировать в обществе. Более узкая трактовка предполагает рассмотрение компетентности преимущественно в качестве деятельностной характеристики.

Компетентная психологическая деятельность предъявляет определенные требования к личности воспитателя, т. е. развитие его потребностно-мотивационной, когнитивной, эмоционально-ценностной, операциональной, коммуникативной и рефлексивной составляющих. Это формирование готовности к профессиональной деятельности в системе реализации ФГОС ДО, готовности к инновационной деятельности и потребности в самообразовании. Способность на диагностической основе самостоятельно выбрать оптимальную модель для воспитанников и в ее рамках спроектировать реальный воспитательно — образовательный процесс становится важным условием становления профессиональной психологической компетентности.

В структуре психологической компетентности воспитателя можно выделить:

—         компетентность в общении;

—         интеллектуальная компетентность;

—         социально-психологическая компетентность.

Характеризуя отдельные компоненты коммуникативной компетентности необходимо отметить, что когнитивная компетентность способствует грамотному решению профессиональных задач, поскольку позволяет применять разнообразные способы поиска решений, использовать разнообразные приёмы и методы выхода из сложных проблемных ситуаций, грамотно анализировать и синтезировать наличную информацию.

Коммуникативная компетентность является одним из наиболее значимых элементов психологической компетентности, поскольку позволяет успешно выстраивать процесс общения, создавая положительные отношения с участниками образовательных отношений, позволяет грамотно транслировать собеседникам свои мысли, налаживать контакт.

Интеллектуальная компетентность представляет собой определённый объём знаний из разных сфер жизнедеятельности, актуализация которых в текущий момент способствует принятию грамотного решения. У педагога должен быть обширный запас знаний из области психологии личности дошкольника, психологии развития, психологии общения, других областей психологии, необходимых для ежеминутного выстраивания взаимодействия с воспитанниками, умение применять эти знания в реальных ситуациях взаимодействия.

Социальная компетентность способствует социальной адаптации, самоактуализации личности в образовательной организации, возможности достижения авторитета и проявления своей уникальности.

Социально-педагогическая компетентность проявляется в том, как педагог организует и планирует свою педагогическую деятельность, организует деятельность воспитанников, выбирает соответствующие методы, средства, приёмы педагогической деятельности, методы контроля и самоконтроля, обратной связи с участниками образовательных отношений.

Аутопсихологическая компетентность обеспечивает возможность контроля за своим поведением, осознание своих личностных качеств, развитие сильных сторон своей личности, возможность самосовершенствования, самооценки, самоконтроля, саморегуляции.

Таким образом, психологическая компетентность воспитателя в соответствии ФГОС ДО включает в себя:

—         осведомленность воспитателя об индивидуальных особенностях каждого воспитанника, его способностях, сильных сторонах характера, достоинствах и недостатках которые проявляются в принятии продуктивных стратегий индивидуального подхода в работе с ним;

—         осведомленность в области процессов общения, происходящих в группе, с которой воспитатель работает, процессов, происходящих внутри группы, в какой мере процессы общения содействуют или препятствуют развитию ребенка;

—         осведомленность воспитателя об оптимальных методах обучения, о способности к профессиональному самосовершенствованию, а также о сильных и слабых сторонах своей собственной личности и деятельности и о том, что и как нужно сделать в отношении самого себя, чтобы повысить качество воспитательно-образовательной деятельности.

 

Литература:

 

1.                  Лазаренко Л. А. Психологическая компетентность педагога как фактор профессионализации // Современные наукоёмкие технологии. — 2008. — № 1. — С. 67–68.

2.                  Терпигорьева С. В. Практические семинары для педагогов. Психологическая компетентность воспитателей: сб. статей. Вып. 2. — М.: Учитель, 2011. — 143 с.

 

Основные термины (генерируются автоматически): психологическая компетентность воспитателя, дошкольное образование, психологическая компетентность, процесс общения, педагогическая деятельность, осведомленность воспитателя, образовательный процесс, коммуникативная компетентность, интеллектуальная компетентность, грамотное решение.

moluch.ru

Формирование социально-психологической компетентности сотрудников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Гумерова А. М. Формирование социально-психологической компетентности сотрудников // Молодой ученый. — 2017. — №4. — С. 570-571. — URL https://moluch.ru/archive/138/38614/ (дата обращения: 19.10.2019).



Среди основных условий деятельности сотрудников, оказывающих существенное влияние на формирование их социально-психологической компетентности, выделяют две их группы: внутренние (жесткие, временные и ресурсные ограничения при принятии решений и т. д. и внешние (изменяющаяся экономическая, социальная обстановка; отсутствие в четком и явном виде оценочных критериев эффективности деятельности руководящих кадров).

Ключевые слова: компетенция, компетентность, социально- психологическая компетентность

Термины «компетенция» и «компетентность» в последнее время часто используются в исследованиях, посвященных воспитанию и обучению в университетах. В то же время анализ понятий по этой проблеме показывает всю сложность, многосторонность и неточность трактовки самих понятий «компетенция» и «компетентность».

Согласно определению, приведенному в толковом словаре Д. Н. Ушакова, компетенция — круг полномочий, область подлежащих чьему-нибудь ведению. Аналогично под компетенцией государственной власти и управления понимается система общих прав и обязанностей, которыми законодатель наделяет представительные учреждения, администрацию рассматриваемого звена для реализации управленческих функций в отношении подконтрольных охраняемых интересов [4]. Таким образом, профессиональная компетенция (принадлежность по праву) — круг вопросов, решение которых входит в обязанности сотрудников.

Г. С. Никифоров предложил рассматривать компетентность в широком (как степень общественной зрелости и образованности всех людей) и узком (как знания и умения) смысле слова [5]. В широком смысле слова компетентность может быть рассмотрена с трех сторон: 1) как методологический принцип; 2) как форма проявления сознательной общественной активности; 3) как элемент социальной роли.

Наиболее распространенными являются следующие определения компетентности:

Компетентность является одним из компонентов личности или совокупностью известных ее свойств, обусловливающих успех в решении определенного круга задач.

Компетентность находит отражение в количестве и качестве управленческих задач, сформулированных и решенных сотрудниками. Компетентность выражает интеллектуальное соответствие сотрудников тем задачам, решение которых обязательно для работающих на этих должностях людей.

Компетентность является одним из свойств, проявления личности и заключается в эффективности решения проблем, встречающихся в сфере деятельности человека и осуществляемых в интересах данной организации [9].

Социально-психологическая компетентность сотрудников рассматривается как определенный уровень развития их коммуникативных качеств, способность к адекватному межличностному восприятию и взаимодействию, умение предупреждать и разрешать конфликты [6].

Социально-психологическая компетентность сотрудников, реализующая в конкретной профессиональной деятельности, соотносится со степенью развития служебного коллектива и характеризуется определенным уровнем адаптации сотрудников к заданной социальной роли (уровнем социальной компетентности) [2].

Социально-психологическая компетентность сотрудников в ее конкретной, продуктивной форме базируется не только на особенностях личности, но и на специфике их взаимодействия с гражданами, обусловленной обстоятельствами профессиональной деятельности и поглощающей как обстоятельства межличностного взаимодействия, так и возможности самой личности. Она проявляется в восприятии и понимании сотрудниками в обращении и отношениях с окружающими, в глубине их психологического включения как в предметную, профессиональную, так и в коммуникативную деятельность, психологическую атмосферу, характеризующую состояние их межличностных от ношений в коллективе и удовлетворенности результатами деятельности [1,2].

Социально-психологическая компетентность сотрудников находит выражение в их профессиональной готовности осознанно, своевременно и творчески решать многообразные задачи, вытекающие из динамических условий управленческой ситуации.

Успешность выполнения сотрудниками столь сложных функциональных обязанностей находятся в прямой зависимости от их подготовленности к деятельности, в том числе и от уровня социально-психологической компетентности [3].

Таким образом, деятельность сотрудников реализуется в условиях тесного взаимодействия с различными субъектами общественных процессов, общения с различными категориями граждан. Обеспечение эффективности в общении предъявляет высокие требования к личностным и деловым качествам сотрудников, их социально-психологической компетентности.

Литература:

  1. Емельянов, Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение.— Л.: ЛГУ, 1985. — 166 с.
  2. Жуков, Ю. М. Петровская Л. А. Диагностика и развитие компетентности в общении. — М.: МГУ, 1990. — 104 с.
  3. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального развития / Э. Ф. Зеер, — 3-е изд., стер. — М.: Академия, 2009–240 с.
  4. Никифиров, Г. С. Компетентность и ее значение в управлении производством // Вестник МГУ сер.13 «Теории научного коммунизма» № 3, с 3–9.
  5. Панфилова, А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. — СПб., 2001. С. 20–23.
  6. Петровская, Л. А. Компетенция в общении. М.1989–288 с.
  7. Петровская, Л. А. Общение — компетентность — тренинг: Избранные труды. — М.: Смысл, 2007.
  8. Фишман, И. С. Ключевые компетентности как результат образования. — М.: Педагогика, 2009.
  9. Шадриков, В. Д. Ментальное развитие человека / В. Д. Шадриков. –М.: Аспект Пресс, 2007–284 с.

Основные термины (генерируются автоматически): социально-психологическая компетентность сотрудников, компетентность, социально-психологическая компетентность, профессиональная деятельность.

moluch.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *