Психологические качества личности – Качества личности: волевые, социально-психологические, нравственные

Содержание

Какие качества характеризуют личность, качества личности

Изучая особенности характера определенного человека, можно выявить какие качества характеризуют личность. В основе их проявления выступают влияние индивидуального опыта, знаний, способностей и возможностей людей. Список биологических особенностей включает врожденные характеристики человека. Остальные качества личности приобретены в результате жизнедеятельности:

Означает несводимость к индивидным, биологическим характеристикам людей, насыщенность социо-культурным содержанием.

Неповторимость и оригинальность внутреннего мира отдельного индивида, его независимость и невозможность отнести к тому или иному социальному или психологическому типу.

  • Трансцендентность 

Готовность выйти за свои «пределы», постоянное самосовершенствование как способ бытия, вера в возможность развития и преодоления внешних и внутренних преград на пути к своей цели и, как следствие, незавершенность, противоречивость и проблемность.

  • Целостность и субъективность

Внутреннее единство и тождество (равенство самому себе) в любых жизненных ситуациях.

  • Активность и субъективность

Умение изменять себя самого и условия своего существования, независимость от окружающих условий, умение быть источником собственной активности, причиной поступков и признание ответственности за совершаемые дела.

  • Нравственность

Основа взаимодействия с окружающим миром, готовность относиться к другим людям как к высшей ценности, равноценной собственной, а не как к средству достижения целей.

Список качеств

Структура личности включает темперамент, волевые качества, способности, характер, эмоции, социальные установки и мотивацию. А также отдельно следующие качества:

  • Самостоятельность;
  • Интеллектуальное самосовершенствование;
  • Коммуникативность;
  • Доброта;
  • Трудолюбие;
  • Честность;
  • Целеустремленность;
  • Ответственность;
  • Уважение;
  • Доверие;
  • Дисциплинированность;
  • Гуманность;
  • Милосердие;
  • Любознательность;
  • Объективность.

Личные качества человека составляют внутреннее восприятие и внешние проявления. Внешнее проявление включает список показателей:

  • врожденный или приобретенный артистизм;
  • привлекательные внешние данные и чувство стиля;
  • ораторские способности и отчетливое произношение речи;
  • грамотный и утонченный подход к невербальному общению.

Основные качества личности (ее внутреннего мира) можно классифицировать по ряду признаков:

  • всесторонняя оценка ситуации и отсутствие противоречивого восприятия информации;
  • присущая любовь к людям;
  • непредвзятое мышление;
  • позитивная форма восприятия;
  • мудрое суждение.

Уровень этих показателей определяет индивидуальные особенности изучаемого индивида.

Структура индивидуальных качеств

Для более точного определения качества личности человека, следует выделить его биологическую структуру. Она состоит из 4 уровней:

  1. Темперамент, включающий характеристики генетической предрасположенности (нервной системы).
  2. Степень уникальных психических процессов, позволяющая определить личные качества человека. На получение результата влияет уровень индивидуального восприятия, воображения, проявления волевых признаков, чувств и внимания.
  3. Опыт людей, характеризующийся знаниями, способностями, возможностями и привычками.
  4. Показатели общественной направленности, включая отношение субъекта к внешней среде обитания. Развитие личностных качеств выступает направляющим и регулирующим фактором поведения – интересы и взгляды, убеждения и аттитюды (состояние сознания, основанное на предыдущем опыте, регулирующее отношение и поведение людей), моральные нормы.

Указанные выше категории тесно взаимосвязаны с потребностями и характером, способностями и эгоцентризмом людей. Совокупность общих показателей влияет на создание индивидуальной оболочки личности.

Черты людей, характеризующие их темперамент

Врожденные качества личности формируют его как социальное существо. Учитываются поведенческие факторы, тип деятельности и круг общения. Категорию разделяют 4 понятия: сангвиник, меланхолик, холерик и флегматик.

  • Сангвиник – сильная и уравновешенная личность, легко подстраивающаяся под новую среду обитания и преодолевающая препятствия. Общительность, отзывчивость, открытость, жизнерадостность и лидерство – основные черты личности.
  • Меланхолик – слабая и малоподвижная личность. Под влиянием сильных раздражителей возникают нарушения в поведении, проявляющиеся пассивным отношением ко всякой деятельности. Замкнутость, пессимизм, тревожность, склонность к рассуждениям и обидчивость – характерные черты меланхоликов.
  • Холерики – сильные, неуравновешенные, энергичные качества личности. Они вспыльчивы и несдержанны. Обидчивость, импульсивность, эмоциональность и неустойчивость – явные показатели беспокойного темперамента.
  • Флегматик – уравновешенная, инертная и медлительная личность, не склонная к переменам. Личностные показатели выступают в легком преодолении негативных факторов. Надежность, доброжелательность, миролюбие и рассудительность – отличительные черты спокойных людей.

Индивидуальные черты характера

Характер выступает совокупностью черт индивидуума, которые проявляются в разных типах деятельности, общения и отношений с людьми.Развитие личностных качеств формируется на фоне жизненных процессов и рода деятельности людей. Для более точной оценки характера людей следует детально изучить поведенческие факторы в конкретных обстоятельствах.

Разновидности характера:

  • циклоидный – переменчивость настроения;
  • гипертимная акцентуация заключается в высокой активности, недоведении дел до конца;
  • астенический – капризные и депрессивные личные качества;
  • сенситивный – робкая личность;
  • истероидный – задатки лидерства и тщеславия;
  • дистимный – сосредоточенная на негативной стороне текущих событий.

Индивидуальные способности людей

Индивидуальные психологические качества личности способствуют достижению успеха и совершенства в определенной деятельности. Они определяются общественной и исторической практикой личности, результатами взаимодействий биологически-психических показателей.

Существуют разные уровни способностей:

  1. одаренность;
  2. талант;
  3. гениальность.

Развитие алгоритма личностных качеств и способностей людей характеризуется умением научиться новому в умственной сфере. Специальные особенности проявляются в конкретном виде деятельности (музыкальной, художественной, педагогической и др.).

Волевые черты людей

Регулировка поведенческих факторов, связанных с преодолением внутреннего и внешнего дискомфорта, позволяет определить личные качества: уровень усилий и планов для совершения действий, концентрации в заданном направлении. Воля проявляется в следующих свойствах:

  • сила воли – уровень усилий для достижения желаемого результата;
  • настойчивость – возможность мобилизации для преодоления неприятностей;
  • выдержка – способность ограничивать чувства, мышление и действия.

Смелость, самообладание, обязательность – личные качества волевых людей. Они классифицируются на простые и сложные акты. В простом случае побуждения к действию перетекают в его выполнение автоматически. Сложные акты осуществляются на основе мотивации, составлении плана и учета последствий.

Человеческие чувства

Стойкое отношение людей к реальным или воображаемым объектам возникают и формируются на основе культурно-исторического уровня. Меняются лишь способы их проявления, исходя от исторических эпох. Чувства людей индивидуальны.

Мотивации личности

Мотивы и побуждения, способствующие активации действий, формируются из потребностей людей. Стимулирующие качества личности бывают осознанными и неосознанными.

Они проявляются в виде:

  • стремления к успеху;
  • избегания неприятностей;
  • получения власти и др.

Как проявляются и как распознать свойства личности

Личные качества индивидуума определяются путем анализа поведенческих факторов:

  • самооценка. Черты характера проявляются в отношении к себе: скромные или уверенные, самонадеянные и самокритичные, решительные и храбрые, люди с высоким уровнем самообладания или безволия;
  • оценка отношения индивидуума к социуму. Различают разные степени взаимоотношений субъекта с представителями общества: честные и справедливые, общительные и вежливые, тактичные, грубые и др.;
  • положительные или отрицательные качества уникальной личности определяются уровнем интересов в трудовой, учебной, спортивной или творческой сфере;
  • выяснение положения личности в обществе происходит в тесной взаимосвязи мнения о ней;
  • при изучении психологических факторов, особое внимание уделяется памяти, мышлению и вниманию, характеризующих развитие личностных качеств;
  • наблюдения за эмоциональным восприятием ситуаций позволяет оценить реакцию индивида при решении проблем или ее отсутствие;
  • измерение уровня ответственности. Основные качества серьезной личности проявляются в трудовой деятельности в виде творческого подхода, предприимчивости, инициативы и доведения дела до желаемого результата.

Обзор индивидуальных свойств людей помогает создать общую картину поведения в профессиональной и социальной сфере. Под понятием «личности» выступает человек с индивидуальными свойствами, обусловленными общественным окружением. К ним относятся личностные особенности: интеллект, эмоции и воля.

Группирование признаков, способствующих распознанию личности:

  • субъекты, осознающие наличие присущих им социальных черт;
  • люди, принимающие участие в социальной и культурной жизни общества;
  • личностные качества и характер человека легко определить в социальной взаимосвязи через общение и трудовую сферу;
  • личности, четко осознающие свою особенность и значимость в общественности.

Личные и профессиональные качества человека проявляются при формировании мировоззрения и внутреннего восприятия. Индивидуум всегда задается философскими вопросами о жизни, своей значимости в общественности. Он имеет свои идеи, взгляды и жизненные позиции, влияющие на формирование личности.

headlife.ru

Качества личности — Психологос

Фильм «Личная жизнь: радость близких отношений. Занятие проводит проф. Н.И. Козлов и психолог Марина Смирнова»

​​​​​​​

Качества личности — стабильные внутренние особенности человека, оцениваемые позитивно. Это позитивные черты характера, знания, умения и навыки. Более широкая категория — черты личности, куда включаются как позитивные, так и другие свойства личности.

Классификация качеств личности

Есть интересная классификация: все качества можно поделить на две большие категории: внутренние качества (образуют богатый внутренний мир человека), и внешние (поведение и имидж), которые формируют красивую вывеску.

Под душевным миром мы понимаем те качества, который в глаза не бросаются, но делают человека желанным гостем в любой компании.

У тренера (у куратора) — все эти качества должны быть развиты и развиты хорошо. Если у вас провисает вывеска, но богатое содержание — здорово, но кому вы об этом будете рассказывать?

А если у вас самая яркая вывеска, но с содержанием проблемы, то может к вам и придут однажды, но, увы, второго раза не будет…

Качества, работающие на яркую вывеску
Качества, работающие на богатое содержание

Некоторые из качеств, характерные для развитой личности и менее распространенные у массовой личности, мы вынесли в раздел Самосовершенствование. Мы отнесли к таким чертам позитив, конструктив, ответственность, энергичность, целеустремленность, любовь к порядку, готовность сотрудничать, а также умение и привычку жить с любовью – к сожалению, этих черт явно недостает по крайней мере российским людям, как в рабочих, так и близких отношениях.

Как развивать

Очень многие свои личностные качества можно успешно развивать, работая со своим телом. В частности, постановка нужных жестов (внешних жестов, а потом — внутренних жестов) вырабатывает нужные качества личности. Есть и много других методов работы над собой, см. — Как работать над собой


www.psychologos.ru

качества личности — это… Что такое качества личности?



качества личности

сложные социально и биологически обусловленные структурные компоненты личности, вбирающие в себя психические процессы, свойства, образования, устойчивые состояния и предопределяющие устойчивое поведение личности в социальной и природной среде.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике.
2013.

  • КАЧЕСТВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ
  • Качественные методы исследования

Смотреть что такое «качества личности» в других словарях:

  • Качества личности — (ц. слав. – качество) – особенности проявления личности, выражающие специфику психологических процессов и состояний, черт характера и поведения в социальной или природной среде. Качества личности – всегда субъектны. Они имеют количественные… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ — обобщенные свойства личности: четыре основные подструктуры динамической функциональной структуры личности (направленность, опыт, особенности психических процессов, биопсихические свойства) и две на них наложенные (характер и способности) [54] …   Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

  • Качества личности — сложные социально обусловленные структурные компоненты личности, вбирающие в себя ее психические процессы, психические свойства, образования, устойчивые состояния и предопределяющие устойчивое поведение военнослужащего в социальной среде …   Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

  • Качества личности — совокупность всех социально и биологически обусловленных компонентов личности, предопределяющих её устойчивое поведение всоциальной и природной среде …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ — совокупность всех социально и биологически обусловленных компонентов личности, предопределяющих ее устойчивое поведение в соц. и природной среде …   Педагогический словарь

  • Качества личности — Совокупность биологических и социальных компонентов личности, предопределяющих ее поведение в социальной и природной среде. Структура К. л. включает психические процессы, свойства, адаптивность, устойчивость и другие стороны жизнедеятельности… …   Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

  • ИНТЕРПЕРСОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА — совокупность психологических черт характера консультанта, проявляющихся в его личном общении с клиентом …   Словарь терминов по психологическому консультированию

  • ВЛИЯНИЕ АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК НА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ — зависимость поведения, действий и поступков человека от особенностей строения его организма. Психологическая наука совместно с другими отраслями знаний пришла к выводу, что своеобразная анатомо физиологическая специфика строения тела человека в… …   Политическая психология. Словарь-справочник

  • Личности осужденного психология — Психологическая реальность и частная теория юридической психологии, раскрывающая особенности личности человека, отбывающего уголовное наказание, значимые для решения задач исполнения наказаний. Эти задачи заключаются в недопущении совершения… …   Энциклопедия современной юридической психологии

  • КАЧЕСТВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ — – особенности функционирования интеллекта как качества личности, то есть способности личности к переработке разнообразной информации и осознанной ее оценке. К. и. являются результатом как образования, научения, так и определенных природных… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

psychology_pedagogy.academic.ru

Личность в группе. Социально-психологические качества личности.

Оба приведенных
довода требуют включения в
социально-психологический
анализ личности и проблемы смыслообразования.
Традиционно
изучаемая в общей психологии, эта
проблема не освоена социальной
психологией. Вместе с тем обозначение
фокуса социально-психо­логического
исследования личности («личность в
группе») предполагает изучение
процесса смыслообразования в контексте
таких феноменов, как
социальное сравнение, социальное
оценивание и т.д. П
одобно
личностному
смыслу, «групповой смысл» выступает
как определенная реальность во
взаимодействии личности и группы.

Соответственно
двум
сторонам
этого взаимодействия — совместная
деятельность и общение
— можно условно
выделить
два
ряда социально-психологических
качеств личности:

  • качества,
    проявляющиеся непосредственно в
    совместной
    деятельности,

  • и качества,
    необходимые в процессе общения.

При общей
неразработанности проблемы качеств
личности достаточно трудно обозначить
круг ее социально-психологических
качеств.
Не случайно в литературе имеются разные
суждения по этому вопросу
(Богданов, 1983), зависящие от решения
более общих методологических
проблем.

Самыми
главными из них являются следующие:

1.
Различение трактовок самого понятия
«личность» в общей психологии,
о чем речь уже шла выше. Если «личность»
— синоним термина «человек»,
то, естественно, описание ее качеств
(свойств, черт) должно включать
в себя все характеристики человека.
Если «личность» сама по себе
есть лишь социальное качество человека,
то набор ее свойств должен
ограничиваться социальными свойствами.

2.
Неоднозначность в употреблении понятий
«социальные свойства личности»
и «социально-психологические свойства
личности». Каждое из этих
понятий употребляется в определенной
системе отсчета: когда говорят
о «социальных свойствах личности»,
то это обычно делается в рамках
решения общей проблемы соотношения
биологического и социального;
когда употребляют понятие
«социально-психологические свойства
личности», то чаще делают это при
противопоставлении социально-психологического
и общепсихологического подходов (как
вариант: Различение
«вторичных» и «базовых»
свойств). Но такое употребление понятий
не является строгим: иногда они
используются как синонимы, что
также затрудняет анализ.

Наконец,
самое главное: различие общих
методологических подходов
к пониманию структуры личности

— рассмотрение ее
то ли как коллекции, набора определенных
качеств (свойств, черт),

-то ли как определенной
системы, элементами которой являются
не «черты», а другие
единицы проявления (Асмолов, 1984. С.
59-60).

Механизм
перцептивной защиты.
Будучи
разновидностью логической
защиты, перцептивная защита выступает
одним из проявлений взаимодействия
субъекта с окружением и является способом
оградить
личность от травмирующих переживаний,
защитить от восприятия угрожающего
стимула. В социальной психологии, в
период разработки Дж.
Брунером идей «Нового взгляда»,
понятие перцептивной защиты было
включено в проблематику социальной
перцепции, в частности в проблематику
восприятия человека человеком. Хотя
экспериментальные
данные, полученные в общей психологии
относительно подсознательных попыток
субъекта восприятия «обойти»
стимул, представляющий
угрозу, были подвергнуты критике, идея
сохранилась в модифицированной
форме: как признание роли мотивации в
процессах социальной перцепции.
Иными словами, в социальной психологии
перцептивная защита может быть рассмотрена
как попытка игнорировать при восприятии
какие-то черты другого человека и тем
самым как бы выстроить
преграду его воздействию.

Если
обратиться к контексту группы, то такая
преграда может быть выстроена и в
отношении всей группы. В частности,
механизмом перцептивной
защиты может служить и другой феномен,
описанный в социальной
психологии — так называемая «вера в
справедливый мир». Феномен
справедливого
мира:

склонность
верить
в
то, что мир спра
ведлив
и поэтому
люди

имеют
то,
чего
они заслужива
ют,
а также заслу
живают
того,

что
имеют.

Линда
Карли и ее коллеги сообщают,
что феномен
справедливого мира
искажает
наши впечатления о жертвах насилия.
Карли предлагала
испытуемым читать подробные описания
взаимодействия
между мужчиной и женщиной. Некоторым
давали сценарий
со счастливым концом: «Затем он увлек
меня к кушетке.
Он взял мою руку в
свою
и попросил выйти за него замуж».
Ретроспективно люди находят подобный
финал
неудивительным и восхищаются чертами
характера мужчины и женщины. Другие
испытуемые прочитывали тот же самый
сценарий, но с иным окончанием:
«Но потом он вдруг очень грубо швырнул
меня на кушетку. Он набросился
на меня и изнасиловал». Этот финал был
оценен как наиболее неизбежный,
а женщину порицали за предшествовавшее
этому финалу поведение.
В первом же случае поведение женщины
оценивалось как безупречное.

Лернер
считает, что подобное унизительное
отношение к несчастным жертвам проистекает
из нашей потребности верить: «Я живу в
справедливом
мире — в мире, где люди получают то, что
заслуживают». С раннего
детства, объясняет он далее, нас учат,
что добро вознаграждается, а зло
наказуемо.
Усердный труд и добродетель дают
дивиденды, а лень и аморальность — нет.
Отсюда совсем недалеко до предположения,
что тот, кто преуспевает, заслужил
свой удел. Классической иллюстрацией
этого положения является история из
Ветхого Завета об Иове — добром человеке,
переносившем ужасные несчастья. Друзья
Иова, считавшие мир справедливым,
подозревали, что он, вероятно,
совершил безнравственный поступок, что
и повлекло за собой страшные страдания.

Это
означает, что люди индифферентны к
социальной несправедливости не потому,
что их не заботит вопрос справедливости
вообще, а потому, что они ее не видят.
Они убеждены, что жертвы насилия,
вероятно, вели себя провоцирующе,
что если кто-то из супругов избил другого,
то последний,
видимо, дал повод к драке, что бедняки
не заслуживают
лучшего и что больные несут ответственность
за свои болезни.

Открытый
М. Лернером, этот феномен состоит в том,
что человеку свойственно
верить в наличие соответствия между
тем, что он делает, и тем, какие награды
или наказания за этим следуют. Это и
представляется
справедливым. Соответственно, человеку
трудно верить в несправедливость,
т.е. в то, что с ним может случиться что-то
неприятное
без всякой «вины» с его стороны.
Встреча
с несправедливостью
включает
механизм перцептивной защиты: человек
отгораживается от
информации,
разрушающей веру в «справедливый
мир
«.
Восприятие другого человека как бы
встраивается в эту веру, всякий, несущий
ей угрозу,
или не воспринимается вообще, или
воспринимается избирательно
(субъект восприятия видит в нем лишь
черты, подтверждающие стабильность
и «правильность» окружающего мира
и закрывается от восприятия
других черт). Ситуация в группе может
складываться либо благоприятно,
либо неблагоприятно для веры в
«справедливый мир», и в рамках
каждой из этих альтернатив по-разному
будут формироваться ожидания
от восприятия членов группы. Возникшая
таким способом своеобразная
форма перцептивной защиты также влияет
на характер общения
и взаимодействия в группе.

К
сожалению, вопрос о том, становится ли
механизм перцептивной защиты
свойством личности в процессе общения,
— и если да, то к каким
последствиям это приводит, — остается
не исследованным. Точно так
же остается не выясненным и то, при каких
обстоятельствах, в условиях групповой
деятельности и общения этот механизм
укрепляется.
Данные вопросы должны быть изучены на
фундаментальном уровне,
поскольку в практической жизни различных
групп мера выраженности
перцептивной защиты отдельных ее членов
определяет во
многом
весь рисунок общения в группе.

Эффект
«ожиданий».
Он
реализуется, например в «имплицитных
теориях

личности»,
т.е.
обыденных представлениях, более или
менее определенно
существующих у каждого человека,
относительно связей между
теми или иными
качествами личности, относительно ее
структуры,
а иногда относительно и мотивов поведения.
Хотя в научной психологии,
несмотря на обилие выявленных качеств
личности, какие-либо
жесткие связи между ними не установлены,
в обыденном сознании, на
уровне здравого смысла, часто неосознанно
эти связи фиксируются. рассуждение
строится по следующей модели: если
оценивающий убежден,
что черта X
всегда встречается вместе с чертой У,
то наблюдая у отдельного
человека черту X,
оценивающий автоматически приписывает
ему и черту У (хотя в данном конкретном
случае она может и отсутствовать).
Такое произвольное сцепление черт
получило название «иллюзорных
корреляций». Рождаются ничем не
обоснованные пред­ставления
об обязательном сцеплении тех или иных
качеств («все педантичные
люди подозрительны», «все веселые
люди легкомыслен­ны»
и т.п.). Хотя совокупность таких
представлений об универсальной,
стабильной
структуре личности лишь в кавычках
может быть названа «теориями»,
их практическое значение от этого не
уменьшается.

Особую роль все
это приобретает в ситуации общения
людей в группе.
Здесь сталкиваются «имплицитные
теории личности», существующие
у разных членов группы, не согласующиеся,
а порой и противоречащие
друг другу, что может оказать значительное
влияние на всю
систему взаимоотношений и прежде всего
на процессы общения. Восприятие личностью
партнера по общению, основанное на
ложном ожидании,
может привести к ощущению такого
дискомфорта, что за ним последует полный
отказ от общения. Многократно повторенная
аналогичная
ошибка будет формировать устойчивое
свойство — закрытость
в общении, т.е. возникает определенное
«коммуникативное качество»
личности. Обусловленность его общей
ситуацией в группе должна быть
специально исследована.

Феномен
когнитивной сложности.
Имплицитные
теории личности представляют
собой своеобразные конструкты
или «рамки»,
при помощи
которых оценивается воспринимаемый
человек. В более широком
контексте идея конструкта разработана
в теории
личностных ко
нструктов
Дж.
Келли. Под конструктом здесь понимается
свойственный
каждой личности способ видения мира,
интерпретации его элементов
как сходных или отличных между собой.
Предполагается, что люди
различаются между собой по таким
признакам, как количество конструктов,
входящих в систему, их характер, тип
связи между ними. Совокупность
этих признаков составляет определенную
степень когнитивной
сложности
человека.
Экспериментально доказано, что существует
зависимость между когнитивной сложностью
и способность человека
анализировать окружающий мир: более
когнитивносложные люди
легче интегрируют данные восприятия,
даже при наличии противоречивых
свойств у объекта, т.е. совершают меньшее
количеств ошибок, чем люди, обладающие
меньшей когнитивной сложностью при
решении такой же задачи.

Понятно,
что отмеченное свойство имеет огромное
значение в мире межличностных
отношений в общении, когда люди выступают
одновременно
и как субъекты, и как объекты восприятия.
Характер процесса общения будет во
многом определяться тем, каков «разброс»
обозначенного качества у членов группы:
каково соотношение «когнитивносложных»
и «когнитивнопростых» членов
группы. Если в ходе совместной
деятельности и общения сталкиваются
люди различной когнитивной
сложности, понятно, что их взаимопонимание
может быть затруднено: один видит все
в черно-белом цвете и судит обо всем
категорич­но,
другой тоньше чувствует оттенки,
многообразие тонов и может не воспринимать
оценок первого. При более детальном
рассмотрении обнаружено,
что сама «сложность» может
существовать как бы в двух измерениях:
человек может иметь сложный (или простой)
внутренний
мир
и,
с другой стороны, воспринимать внешний
мир,
тоже
либо как сложный,
либо как простой. Комбинация этих двух
оппозиций дает так называемую
«типологию жизненных миров»
(Василюк, 1984. С. 88), в которой
выделяются четыре типа людей: 1) с внешне
легким и внутренне простым жизненным
миром, 2) с внешне трудным и внутренне
простым
жизненным миром, 3) с внутренне сложным
и внешне легким жизненным
миром, 4) с внутренне сложным и внешне
трудным жизненным
миром. Понятно, что в группе могут
возникать самые различные сочетания
ее членов, относящихся к разным типам.
Конфигурация общения
и взаимодействия будет зависеть от этих
сочетаний. Одновременно
возникает вопрос о
том,
что сама группа (условия совместной
деятельности
и общения в ней) воздействует (и может
ли воздействовать)
на формирование такого качества, как
когнитивная сложность.

Три
приведенных примера не исчерпывают
всех особенностей проявления
личности в общении. Они лишь подтверждают
тот факт, что многие
из описанных в общей психологии свойств
личности имеют исключительное
значение для характеристики
социально-психологических
ее качеств. Дальнейшие исследования в
этой области позволят получить
более полную картину тех специфических
проявлений личности,
которые связаны с совместной деятельностью
и общением в группе.

studfiles.net

Качества личности — восемь граней человеческой натуры | Психологические тренинги и курсы он-лайн. Системно-векторная психология

Мы разобрались со всеми молекулами человеческого тела, полетели в космос, обратились к философии и религии, биофизике и биохимии, но так и не нашли ответов на вопросы, как возникает мысль, почему желания разных людей могут быть диаметрально противоположными, и глядя на один и тот же предмет, мы видим совершенно разные вещи?

1
19176
20 Апреля 2013 в 23:25

Автор публикации:
Диана ГАДЛЕВСКАЯ, врач-анестезиолог.

 

Это загадочное существо — Человек. Чем более высокоорганизованными мы становимся, тем больше нас интересует вопрос, как же этот сложный механизм всё-таки работает? Мы разобрались со всеми молекулами человеческого тела, полетели в космос, обратились к философии и религии, биофизике и биохимии, но так и не нашли ответов на вопросы, как возникает мысль, почему желания разных людей могут быть диаметрально противоположными, чем можно объяснить тот факт, что глядя на один и тот же предмет, мы видим совершенно разные вещи?

Только сейчас с помощью системно-векторной психологии мы пробуем смотреть на других не через себя, не сравнивая с выдуманной «нормой», а по-другому — воспринимая их такими, какие они есть, дифференцируя личностные качества человека, понимая врождённую природу их свойств, а значит, систему ценностей, приоритетов и желаний, стремление к удовлетворению которых и определяет поведение человека.

Системно-векторная психология даёт восемь отправных точек, восемь граней, составляющих психическое человека, восемь векторов, определяющих направления для развития психологических качеств личности.

Врождённые свойства развиваются до определенного уровня развития: либо развиваются вплоть до самого высокого уровня современного члена общества, либо остаются на элементарном уровне отношений в первобытной стае — от этого зависит способ реализации этих врождённых качеств личности в течение всей взрослой жизни.

Воровство и инженерные технологии — это разные проявления одного и того же врождённого качества кожного вектора, стремления добыть и сэкономить.

В первом случае это добыча ДЛЯ СЕБЯ, т. е. неразвитое свойство, направленное внутрь личности, а во втором случае — это добыча и экономия разнообразных ресурсов общества, которая, безусловно, принесёт пользу и лично автору этих разработок, но уже как ЧЛЕНУ СОЦИУМА, а не просто голодному охотнику.

От чего же зависит уровень развитости врождённых качеств личности?

Почему, воспитываясь в одной и той же семье, один из братьев становится выдающимся врачом, известным общественным деятелем, а другой — преступником, несущим разрушения и страдания людям?

Какие качества личности определяют её поведение?

Каковы составляющие психологического портрета современной личности?

Можно ли развить или искоренить определённые личностные качества человека намеренно?

Меняются ли психологические качества с годами?

 

Пряник — наслаждение, кнут — отсутствие пряника

Природа обеспечивает нас от рождения определёнными психологическими свойствами, реализуя которые мы получаем наслаждение. Нет реализации — мы страдаем, растут нехватки, нарушается биохимический баланс головного мозга и… нас сбрасывает в архетипичную программу, т. е. мы идём удовлетворять свои желания напрямую, как-нибудь, только бы снять напряжение, получить пусть не наслаждение, но хотя бы убрать это внутреннее давление. Это сильнее нас, это Природа. По большому счёту она не даёт нам выбора — мы в любом случае будем выполнять свою видовую роль, но каким образом — это уже зависит от нас.

Варианты реализации врождённых качеств личности могут различаться между собой, словно небо и земля. Человечество развивается вот уже 50 тысяч лет, и умение ловко и метко бросать копьё сегодня уже не актуально. Многие из нас даже не знают, как правильно держать в руках лопату или топор, зато большая часть городского населения знает, что такое Интернет и владеет навыками пользования компьютером.

В современном обществе те психологические свойства, которые позволяли древнему человеку с кожным вектором быстрее всех убить мамонта или организовать воинов для победы над врагами, реализуются в бизнесе, инженерии и законотворчестве — при высоком уровне развития векторальных свойств. Или же остаются на уровне «добычи мамонта», т. е. воровство, спекуляция и обвешивание на рынке, мошенничество или разного рода аферы.

В каждом векторе врождённые качества личности могут быть реализованы на высоком уровне и принести блага всему обществу — в таком случае человек получает максимальное наслаждение от своей деятельности, так как его поступки соответствуют уровню темперамента (силы желания) современного человека. Если же реализация свойств идёт на первобытном уровне — напрямую, личностные качества человека используются только для себя, тогда удовлетворение мизерное, так как это вариант для древнего человека, для его невысокого темперамента. И воспринимается индивидуумом как снятие давления, временное, мелкое, куцее и толкает его снова и снова повторять свои поступки, так как полноценного удовлетворения так и не наступает.

Это напоминает бег по кругу: «украл — выпил — в тюрьму — украл — выпил — в тюрьму».

 

Ступеньки психологической эволюции

Время до окончания пубертата (12-15 лет) — самый важный и единственно возможный период для того, чтобы развить врождённые качества личности. Воспитание, адекватное векторальному набору ребёнка, создаёт условия для максимального развития всех имеющихся свойств подрастающего поколения. За этот период каждый вектор ребёнка в своём развитии успевает достичь какого-либо уровни развития, всего их четыре:  неживой, растительный, животный и максимальный — человек.

Например, развитие зрительного вектора малыша начинается с самого низшего уровня — неживого.  В этом состоянии его привлекает все яркое и красивое в окружающем мире: от цветочков до картинок, от ярких аппликаций до мягких игрушек. Взросление не гарантирует развитие вектора, если правильно не направлять ребенка в этом направлении, тогда все на что он будет способен в дальнейшем — это замечать исключительно внешнюю красоту людей или животных, природы или дизайна. Но все это не будет вызывать в нем глубокий эмоциональный отклик, выражение чувств останется на уровне: красиво, но бездушно.

При правильном подходе ребенок способен перейти на следующую ступень восприятия окружающего мира — растительный уровень зрительного вектора. В нем по-прежнему останется любовь и восхищение красотой, но к этому прибавится сопереживание  живой природе. Вот цветочки сорвали и бросили, жалко, погибают. Вот собачонок бездомный бродит, и сердечко от одного его вида сжимается. При этом такой же бездомный человек вовсе не вызовет в зрительнике сочувствия. Он не ощущает его страдания. Во взрослой жизни личностные качества человека, находящиеся на этом уровне развития зрительного вектора может проявить свои зрительные свойства в защите окружающей среды, организации благотворительных фондах по защите животных, ветеринарных лечебницах и приютах, спасении исчезающих видов и тому подобном.

Следующий уровень развития, который можно достигнуть до пубертата, животный. К сопереживанию братьям нашим меньшим и живой природе добавляется умение сострадать людям, такой человек уже умеет создавать эмоциональную связь с человеком. 

Высший уровень развития зрительного вектора — человеческий. В этом состоянии любовь первична. Она распространяется на все вокруг и выражается общей эмпатией ко всему живому и в первую очередь к человеку. Животные все также вызывают сострадание, как и цветы, и деревья, но человеческая жизнь всегда ставится во главу угла. Зрительник, развитый до этого уровня, посвящает себя помощи нуждающимся людям. Человеческая жизнь и людские несчастья всегда будет вызвать в нем наибольший отклик, чем вся животная природа вместе взятая.

Каждый следующий уровень не исключает предыдущего, а, наоборот, включает его в себя. Основательница благотворительного фонда помощи детям вполне может быть известной топ-моделью, как Наталья Водянова.

Любовь к животным или цветам, пристрастие к живописи или фотографии может сопровождать зрительного человека всю жизнь, но при высоком уровне развития векторальных качеств личности человеческая жизнь для него всегда будет приоритетом № 1, поэтому спасение исчезающего вида африканских птиц отойдёт на второй план, когда потребуется помощь пострадавшим от наводнения людям.

 

Психологический портрет современной личности

Удовлетворяя свои потребности на более высоком уровне, человек получает и более выскокое ощущение качества жизни: даже наслаждение от своей деятельности, которое не идёт ни в какой сравнение с ощущениями от реализации на низших уровнях. Поэтому даже имея не самый высокий уровень развития врождённых свойств, но осознавая личностные качества человека и потребности в реализации, любой человек может определить для себя деятельность, пусть не основную, а в качестве увлечения, которая позволяла бы ему более полно реализовать свои врожденные свойства и желания, получая от этого занятия наслаждение.

Таким образом, психологический портрет личности формируют его векторальный набор, врождённый темперамент (сила желания в каждом векторе), уровень развития врожденных качеств личности (векторов) и степень реализации данных качеств в данный момент жизни.

Овладев базовыми знаниями по природе всех восьми векторов, слушатели тренинга могут с лёгкостью самостоятельно составить психологический портрет любого человека, а значит разобраться в его поведении, характере, понять его ценности, приоритеты и образ мышления, узнать подлинные причины его поступков, скрытые зачастую даже от него самого, и увидеть весь его возможный потенциал и пути решения имеющихся психологических проблем.

Автор публикации:
Диана ГАДЛЕВСКАЯ, врач-анестезиолог.

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

www.yburlan.ru

Социально-психологические качества личности

Каждый день человеку приходится общаться с окружающими, проявляя свои коммуникативные навыки и социально-психологические качества личности.

Сам по себе термин «личность» являет собой уже некое качество. Ведь личность в себе человек должен воспитывать. На это формирование влияет множество качеств: начиная от воспитания, завершая влиянием окружающей обстановки на развитие человека. Социально-психологические качества формируются под воздействием взаимодействия с другими личностями, в результате этого проявляется наличие сформировавшихся взглядов, социальных установок по отношению к самому себе, другим людям, обществу в целом. Социальные и психологические качества личности формируются под условиями взаимодействиями с социальными группами, с которыми личность проводит коммуникативную деятельность.

Социальные качества личности отражают одни из основных ее характеристик, позволяющие человеку занимать определенные роли общественные роли. Благодаря определенным качествам, человек соответствующее положение среди других людей.

Социальные качества в личностной структуре подразделяют людей на три вида:

  1. Атлетики. Такие люди обладают качествами социально активной личности, которая стремится быть в центре внимания. Атлетик стремится завоевать доверие других, занять доминирующую позицию в обществе. Такие люди очень экспрессивны.
  2. Пикники. Люди этого типа быстро адаптируются к новой среде. Они строят отношения с другими людьми в обществе таким образом, что могут свободно отстаивать собственные принципы и интересы, не создавая конфликтные ситуации.
  3. Астеники. Люди малообщительные, интроверты, не стремятся обзаводиться всяческими связями, заводить новые знакомства.

Стоит отметить, что социально-психологические качества личности определяются:

  1. Содержанием мировоззрения человека.
  2. Степенью целостности этого мировоззрения, а также личностных убеждений.
  3. Уровнем осознанности личностью своего предназначения в обществе.
  4. Интересами, потребностями. Степенью мгновенной переключаемости с одного на другое или же их устойчивостью. Малым содержанием потребностей и интересов или наоборот.
  5. Специфическим проявлением совокупности различных качеств.

Итак, человеку для успешной жизнедеятельности необходимо постоянно развивать в себе социально-психологические качества. Ведь их уровень влияет на эффективность его деятельности.

 

womanadvice.ru

Социально-психологические качества личности: теория «Я»

Социально-психологические качества личности — это такие параметры, с помощью которых возможно выяснить порядок мышления личности и познания ею окружающего мира (когнитивные характеристики), восприятия себя, своего отношения к миру и отношения людей к себе («Я-характеристики»).

Правильно диагностированные такие качества помогут в будущем выявить и предупредить личностные кризисы либо серьёзные психологические проблемы. В психологии для определения социально-психологических качеств зачастую используют теорию познания, именуемую на рабочем языке «Я-концепцией». Проще говоря, «разложение» личности по определенным научным критерием. Для простоты понимания принято выделять:

  • «Я» представляемое,
  • «Я» желаемое,
  • «Я» наличное.

Теории познания «Я»

С развитием психологической науки в середине прошлого века немало внимания было уделено теориям познания, то есть теориям когнитивного соответствия. Основной тезис этих мнений:

  1. они имеют определенную структуру,
  2. структура у них уравновешенная и пребывает в балансе. В противном случае личность непроизвольно запускает механизмы, призваные восстановить нарушенное состояние и внутреннее соответствие.

Ответ на вопрос «кто я?» — это яркий пример, доказывающий проведенные исследования. Для этого людям, участвующим в эксперименте, предлагают дать на него 20 разнообразных ответов на протяжении 12 минут. Причем ответы должны соответствовать человеку, но характеризовать его под разными углами. Примечательно, что первые результаты получаются весьма нелогичными, поскольку сказаны спонтанно. Последующие ответы продумываются лучше, поскольку генерируются при помощи самоанализа.

В.В. Столин определял психологические качества личности с точки зрения понимания смысла «Я». Для простоты понимания его теории выделены некоторые категории, основные из них:

  • осмысление своего «Я»,
  • восприятие себя,
  • уважение к себе, уверенность в своих силах,
  • предполагаемое отношение других.

Для того, чтобы дать детальную оценку по указанным критериям, человеку предлагают список вопросов с уже готовыми ответами 2 типов:

  • «не согласен»,
  • «согласен».

В зависимости от результатов эксперимента будет даваться ответ, где человек больше себя проявляет и какую сферу больше контролирует:

  • внутреннюю (интегральный тип локализации),
  • внешнюю (экстернальный).

Диагностика личности

Для правильного поределения социально-психологических качеств личности нужно разобраться с социально-психологической компетентностью. Последний термин следует понимать как оценку персоны психологическим явлениям, влиянию, освоению знаний и коммуникациям. Компетентность принято делить на:

  • перцептивную,
  • интерактивную,
  • коммуникативную.

Для диагностики социально-психологической компетентности в психологии применяют различные способы. Например, методика КОС-1 разработана для выявления у личности задатков организатора и умений налаживать деловые и личностные контакты, а в последующем использовать их для достижения целей.

Говорить о компетентности не стоит без раскрытия ее важной части, называемой психологической наблюдательностью. Последняя представляет собой способ получения знаний как через призму личного, так и общественного опыта. Такая наблюдательность станет незаменимой в профессиональной сфере жизни и даст возможность через познание обогатится определенной информации о предмете или объекте, который следует использовать в профессиональной деятельности.

«Психологическая наблюдательность станет необходимостью для практикующих психологов. Ведь именно с ее помощью можно будет применять в действии сложные методики диагностирования личности, составлять ее психологический портрет».

Психологическая наблюдательность включает в себя:

  • когнитивный элемент, который способен подобрать нужный для конкретной ситуации способ мышления,
  • эмпатийный – необходимый для подбора методов нахождения взаимопонимания между людьми,
  • перцептивный – отвечающий за внутреннюю организацию персоны,
  • рефлексивный элемент помогает понять значение своего «Я» и взаимодействия этого «Я» с другими.

Наравне с компетентностью, представляющей когнитивные характеристики личности, принято выделять эмоциональный спектр, который состоит из:

  1. простейших эмоций, которые обусловлены физиологически:
    • жаждой,
    • холодом,
    • чувством голода,
    • сонливостью,
    • усталостью и прочим;
  2. сиюминутных эмоций:
    • ужас,
    • ярость,
    • отчаяние;
  3. эмоций по ситуациям:
    • восторг,
    • нетерпение,
    • радость,
    • тревога,
    • обида,
    • тревога;
  4. психологического состояния:
    • приподнятого настроение,
    • подавленного настроение и т.д.

Важное место в эмоциональной сфере личности занимают так называемые «социальные» эмоции. Это серьёзные переживания, вызванные в своей основе общественным мнением или настроением той социальной группы, в которой пребывает личность. Делятся такие настроения на:

  • эмоциональные,
  • рациональные,
  • осознанные,
  • неосознанные.

Вместе с тем стоит отметить, что социальные чувства могут быть вызваны не только путем прямого общения в социуме, но и в связи с изоляцией. Лучшим способом иллюстрирует это одиночество, относящееся к критериям настроений.

В целом для определения настроений в обществе используют разнообразные методики. Самая распространенная — это методика методика «САН», которая позволяет с помощью отметки на противоположных характеристиках настроения выявить состояние личности.

Также можно использовать методику экспертного визуального определения, основанную на мнении о психологических качествах личности. В совокупности с внешними эмоциональными критериями возможно получить целостную картину эмоционального состояния персоны.

Фото: Социально-психологические качества личности

Источник http://avtonou.ru/category/obshhestvo

kartinamira.info

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о