Психологические занятия для подростков – План-конспект занятия по психологии (8, 9, 10, 11 класс) на тему: Психологическое занятие для подростков «Самое ценное, что у меня есть….жизнь» для 8-11 классов

План-конспект занятия по психологии (5 класс) по теме: Конспект психологического занятия с детьми и подростками, направленными на профилактику возникновения самодеструктивных форм поведения.

Конспект

психологического занятия с детьми и подростками,

направленными на профилактику возникновения самодеструктивных форм поведения.

 Цель: помочь участникам группы обратиться к своим чувствам, проанализировать свое отношение к ценностям жизни.

    «Лучшее наслаждение, самая высокая радость жизни — чувствовать себя нужным и близким людям.»

Максим Горький

Ход занятия.

  1. Игровое упражнение. «Знакомство. Мое имя».
  1. Игра «Цепочка ценностей»

Детям предлагается список ценностей: счастливая семья, любимая работа, друзья, вера, любовь, богатство, свобода, машина, знания.

Дети выбирают пять самых важных ценностей, записывают их по приоритету и распределяют между собой.

Как вы думаете, в чем заключается смысл жизни человека? В каком возрасте человек должен стремиться понять смысл своей жизни?

  1. Каждому из нас природа подарила бесценный дар — жизнь. Мы редко над этим задумываемся. День за днем, за часом час. А радость и ощущение полноты жизни мы обычно связываем с внешними проявлениями и обстоятельствами. Например, что-то нам подарили или чего-то нас лишили.

Заложило нос при насморке — почувствовали, как здорово вдохнуть воздух всей грудью. Заболела нога — оценили чудесную возможность двигаться. Часто оказываясь в какой-то ситуации, давая волю своим эмоциям, нам кажется, что жить не хочется.

Сейчас я попрошу Вас посредине листочка нарисовать круг и написать в нем фразу «жить не хочется». (Ведущий пишет на доске).

Назовите слова, которые могут ассоциироваться с этой фразой. (Учащиеся называют слова: горе, обида, злость, смерть и т.д.)

А теперь попробуйте представить разные причины когда, человеку не хочется жить. Случаи, когда у Вас, может быть, было на душе плохо, а может быть обидно, горько. Запишите ситуации и обведите их, придайте им форму, например облака.                                           *

Кто хочет прочитать свои ситуации? (ведущий может записывать их на доске, идет обсуждение)

В перечисленных ситуациях оказываются и дети, и взрослые.

  1. Разминка «Доброе животное»

Ребята, нас с вами несколько человек, и мы организовали группу. Для того чтобы почувствовать себя одним целым, я предлагаю выполнить упражнение «Доброе животное». Встаньте в круг плечом к плечу и возьмите друг друга за руки. Вы — одно большое доброе животное. Животное дышит. Шаг назад – вдох. Шаг вперед — выдох. У животного бьется сердце. Два шага назад — притопывая, два шага вперед. Спасибо.

  1. Психотехническое упражнение «Рыба для размышления»

Для того чтобы нам познакомиться поближе, я предлагаю каждому из вас «поймать рыбу» — вытянуть карточку и закончить записанное на ней предложение.

Каждый участник группы «ловит рыбу», доставая из корзинки карточку с неоконченным предложением. После этого он зачитывает предложение, завершая его своими собственными словами.

Предложения на карточках:

Самый большой страх — это…

Я не доверяю людям, которые…

Я сержусь, когда…

Я не люблю, когда…

Мне грустно когда…

Когда я спорю…

Когда на меня повышают голос, я…

Самое грустное для меня…

Человек считается неудачником, если…

Мне скучно, когда…

Я чувствую неуверенность, когда…

Обсуждение.  Какое чувство вы испытали, заканчивая предложения? Действительно, каждый из нас переживал чувства страха, неуверенности, неуспеха. Наверное, случалось, что вы были обижены, у вас было плохое настроение или на душе грустно, или вы просто скучали. В этот момент каждому хочется иметь поддержку и защиту.

  1. Вы знакомы с эмоциями и чувствами человека. Какие из них мешают человеку комфортно жить, с которыми ему неуютно?

Обсуждение : участники группы называют отрицательные эмоции: гнев, страх, отчаяние, скука, обида, вина и др.

—   А когда человек чувствует надвигающуюся опасность, у него обостряется восприятие, повышается скорость реакции, сужается объем связей с внешним миром?

Обсуждение: учащиеся называют беспокойство и тревогу.

—   Определенный уровень тревожности – это естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности. Это так называемая полезная тревожность. При каких обстоятельствах в школе школьник испытывает тревожность?

Обсуждение: перед контрольной работой, экзаменом, опросом на уроке, публичным выступлением – при ответственных ситуациях.

— А можно ли себе помочь при повышенной тревожности?

Обсуждение: можно, только нужно научиться этому.

— Мы сегодня рассмотрим различные способы преодоления состояния тревожности.

Способ 1.  Сейчас прозвучит три типа мелодии: тревожная, успокаивающая, уверенная. (звучат записи). При сильном волнении сначала нужно вспомнить первую, потом вторую, а затем третью мелодию. Последнюю мелодию нужно вспомнить несколько раз (учащиеся выполняют задание психолога)

Способ 2.  Вам известно, что «От улыбки хмурый день светлей». Чтобы улыбнуться в состоянии тревожности, нужно расслабить мышцы лица – попеременно растягивая мимические мышцы лица (выполняется упражнение). А теперь улыбнитесь. Почувствовали, что напряжение снижается?

Способ 3. А теперь попробуйте вспомнить ситуацию, вызывающую у вас тревожность, например, вы в первый раз выступаете на сцене. Часто человек, который находиться в состоянии тревоги сосредотачивается на тои, как он выглядит со стороны. Такие цели, как: «я должен очень хорошо выступить», «Я должен выступить во что бы то ни стало» еще больше повышают тветственность.

А как лучше ставить цель?

Обсуждение: «Я вышел на сцену, чтобы прочитать стихи», «сейчас я буду петь» и др.

Способ 4. Лучше выступите на сцене, у доски, если заранее отрепетируете свое выступление. Представьте, что все происходит по настоящему. Учитесь властвовать собой. При этом контролируйте голос, жесты. Все должно происходить спокойно. Почему вы должны тренироваться?

Обсуждение: чтобы запомнить содержание выступления и свое спокойное эмоциональное состояние.

Способ 5. В состоянии тревоги телу человека приходится напрягаться. Поэтому нужно научиться расслаблять мышцы и делать это регулярно, чтобы ваш мозг запомнил состояние расслабления. При соответствующих ситуациях достаточно человеку вспомнить это состояние и дать телу «Команду»: я спокоен, расслаблен».

Сейчас вспомним это упражнение. Сядьте удобнее, держите спину прямо. Последовательно  напрягаем мышцы тела, начиная с мышц стопы, затем икр, бедер, ягодиц, живота, груди, рук, спины, шеи, головы. При этом мышцы всего тела оказались напряженными. Так нужно продержаться как можно дольше, а затем резко расслабиться. Отдыхаем одну минуту, при этом нужно почувствовать расслабленное состояние своих мышц.

Способ 6. Очень эффективным является упражнение на дыхание. Делаем глубокий вдох, задерживаем дыхание на 5 сек. И медленно выдыхаем. Так дышим, постепенно уменьшая на одну секунду задержку дыхания. Выдох должен быть в два раза длиннее, чем вдох. Чувствуете расслабление в мышцах?

Обсуждение и выводы: человеку нужно уметь управлять своим чувством тревоги. Для этого необходимо найти приемлемые в различных ситуациях способы управления собой и научиться эффективно их применять.

  1. ЗОЛОТОЙ ЦВЕТОК

А. Лопатин

Вырос у матери с отцом сынок Алеша, сильный дна все руки мастер. Девушку он полюбил пригожую. Рады родители, торопят сына со свадьбой, а он говорит:

—      Прежде, чем жениться, хочу я узнать, зачем на земле жить.

— Как зачем? Чтобы семью завести и добрых деток вырастить, — объяснила мать.

—Чтобы мастером стать, семью кормить и дом защищать добавил отец

— Все это я знаю, — ответил Алеша, — но должен я ну один, главный смысл жизни.

—      Живет в соседнем селении мудрый старец. Сходи к  нему он,   наверняка, главный смысл жизни знает, — посоветовала юноше его бабушка.

Алеша так и сделал. Поклонился он старцу и спросил! Зачем человек на земле живет?

Этого я тебе сказать не могу, — ответил старик после долгого молчания. — Но знаю, что есть на земле зеленый цветок. Найди его, и узнаешь смысл жизни.

Мир огромен. Где мне искать его? — спросил юноша.

Твое сердце тебе дорогу подскажет. Если потеплеет значит, ты на верном пути, ну а если холодным станет, значит заблудился. И чем ближе будешь подходить к волшебнику, тем горячее будет твое сердце, — ответил мудрец.

Выслушал Алеша мудреца и отправился в дорогу. Долго коротко он шел, дошел до селения одного. Смотрит люди все истощенные, еле ходят.

Что с вами приключилось, дедушка? — спрашивает он одного старика.

Не дедушка я. Голод состарил меня. Есть возле пня селения чудесный сад. Сто лет он нас кормил , но вдруг зарос весь колючим кустарником и перестал. Теперь мы умираем с голоду.

Разве нельзя вырубить кустарник и привести сад в порядок ?  — удивился Алеша.

Многие пробовали, в кровь изранились, а кустарник и гуще прежнего, — грустно сказал старик.

Попробуйте еще раз, — посоветовал Алеша и отправился, но вдруг почувствовал юноша такой холод в сердце, даже дышать тяжело стало.

И вернулся тогда Алеша в селение, нашел топор, наточил его кустарник рубить. Три дня рубил, а срубленный кустарник еще гуще стал. Отчаянно взмолился Алеша: «Помогии эти колючки одолеть», и снова за работу принялся.» Неделю рубит кустарник, другую, третью. Стал вокруг него под собираться и смотреть, как он работает. Вдруг маленькая девочка подняла колючую ветку и отнесла ее в сторону, потом. На следующий день нашли мужчины топоры и тоже принялись рубить кустарник, а женщины колючие ветки  сжигали. Через неделю очистился весь сад, зацвел. Потеплело сердце у Алеши, и   отправился юноша. Долго ли коротко он шел, только зашел в одно селение там: растительность вся высохла, люди в язвах и болячках.

Что у вас случилось, бабушка? — спросил Алеша .

Не бабушка я. Болезни состарили меня. Есть у нас пруд в деревни. Раньше в нем вода была чистая и целебная.

Мы пили, и никто не болел, а сейчас стала она гнилой. Но воды в округе нет. Приходится эту пить, хотя от нее мы  умираем.

Разве нельзя пруд очистить? — удивился Алеша.

Многие пробовали, да все без толку, — грустно сказала она.

Тогда нашел Алеша ведро и начал вычерпывать плохую воду. Три дня черпал, от гнили у него даже голова  кружилась, а вода еще грязнее стала.

Взмолился юноша отчаянно: «Помоги, Господи, эту грязь убрать», и снова принялся за работу. Неделю черпает, другую, третью. Стал вокруг него народ собираться и смотреть, как он работает. Вдруг маленький мальчик подошел к пруду с ведер ком, зачерпнул грязь и прочь унес. На следующий день все люди пришли с ведрами и принялись грязную воду из пруда вычерпывать. Вскоре очистился пруд до самого дна и стал наполняться) новой, прозрачной водой. Еще теплее стало на сердце у Алеши, и отправился он дальше. Шел он, шел и пришел в селение, где все люди были бледные и говорили только шепотом.

Что с вами случилось? — спросил Алеша у людей.

Тише говори. Живет у нас зверь страшный. Если услышит разговор, прибежит и убьет одним ударом лапы, — про шептал один человек.

Раньше этот зверь человеческим голосом разговаривал, селение наше охранял, а теперь на всех кидается, — объяснил юноше другой человек.

Тут раздался грозный рев, и все жители моментально спрятались по домам.

Из сарая на окраине деревни выскочил зверь. Маленький глазки его сверкали яростью, а с клыков капала кровь. Алеша схватил палку и кинулся на зверя, но тот одним ударом когтистой лапы сломал ее, а самого юношу перебросил через изгородь.

Умчался зверь, и постепенно жители деревни вышли из домов.

—      Видишь, — прошептали они, — хорошо, что жив остался. Лучше не трогай зверя.

Но юноша не послушался. Сделал он себе дубинку огромную и закричал:

—      Выходи зверь на сражение!

Снова примчался зверь, сломал дубинку, а юношу перебросил через дерево.

Решил тогда Алеша хитростью зверя одолеть, во сне его им муть. Сплел он веревку крепкую и подобрался поближе к звери». Стал юноша ждать, когда зверь уснет. Только тот  все хрипел и рычал. Взмолился тогда Алеша отчаянно: «Помоги мне, Господи, со страшным зверем справиться».

Вдруг услышал юноша человеческие слова в рычании зверя: «Больно! Кость изранила мне горло. Лучше умереть, чем терпеть такую боль».

Вошел тогда Алеша в сарай и сказал:

—      Не убивать я тебя пришел, а кость твою вытащить.

         Подполз зверь ближе, и увидел Алеша, что у того поперек горла огромная кость застряла. Из-за этой кости пасть у зверя не закрывалась и все время кровоточила. Привязал юноша веревку К кости и стал тянуть. Три дня тянул и три ночи, но кость даже Не сдвинулась.

—      Лучше убей меня, — прохрипел зверь, но Алеша продолжал тянуть. Вокруг него все жители селения собрались и смотрели, как он веревку тянет. Вдруг подошел один старик и тоже за веревку взялся. Кость немного сдвинулась. Тогда все жители селения за веревку взялись, и вскоре вылетела кость из горла зверя, как пробка из бутылки.

Закрыл зверь пасть, перестал рычать и сказал человеческим голосом:

—      Спасибо вам. В благодарность я все буду делать: и землю пахать, и дрова носить, и селение охранять.

На сердце у Алеши еще теплее стало, и отправился он дальше. Целых три года ходил юноша по всей земле, многим помог, но золотой цветок не нашел. Наконец, он так соскучился по любимой, что не мог больше терпеть разлуку. Повернул Алеша к дому, и почувствовал жар на сердце. Примчался юноша к любимой, видит, она в саду. Перед ней волшебный золотой цветок лепестки раскрывает.

—      Откуда у тебя этот цветок? — изумился юноша.

— Мудрый старец дал мне семечко и сказал: «Посади его, каждый день поливай и помни о своей любви. Цветок расцветет и твой любимый вернется: если поможет он тем, кто в беде; если с Божьей помощью не отступит он перед трудностями; если люди глядя на него, станут сильнее и храбрее».

Молча обнял любимую Алеша и крепко расцеловал. Вскоре сыграли они свадьбу, и жили долго и счастливо. Золотой волшебный цветок никогда не увядал. Говорят, он до сих пор у того цветет, кто любовь свою умеет хранить, а еще живет так, как Алеша жил.

Вопросы и задания:

Почему Алеше было недостаточно того, что сказали ему родители о смысле жизни?

Почему мудрый старец сразу не объяснил юноше, в чем смысл жизни, а отправил его путешествовать по земле?

Как вы думаете, нужно ли каждому человеку искать смысл жизни?

Отступаете ли вы перед трудным делом, если оно у вас сразу не получается?

Можете ли вы увлечь своим делом других людей?

Почему жители разных селений без помощи юноши не могли справиться со своими проблемами?

  1.  Коллаж «Мой герб»

          Во второй половине XV века крестоносцы в Европе стали использовать специальные эмблемы для обозначения своего положения в обществе. Люди знатного происхождения гордились своими гербами. Гербы не только обозначали индивидуальность того или иного человека, качества его характера, его успехи и привилегии его семьи, но и говорили о его происхождении. Для распознавания воина щиты покрывали яркими красками (эмалями), украшали деталями. Основой герба служит щит. И не зря: щит — это защита, помощник в трудную минуту. Сегодня каждый из вас сделает для себя герб.

Для этого вы получите листы с основой герба. Он разделен на пять частей. В первой вам надо изобразить то, что вы умеете делать лучше всего.

Во второй — место, где вы чувствуете себя хорошо: уютно и безопасно.

В третьей — самое большое свое достижение.

В четвертой — трех человек, которым вы можете доверять.

Все это вы можете изобразить с помощью слов, картин, символов, рисунков.

А в пятой напишите три слова, которые хотели бы услышать о себе.

Время на работу — 15 минут.

Участникам дается время на создание собственного герба. По желанию участники рассказывают о том, что у них получилось. Обсуждение.

Каждому из нас надо помнить, что, герб который вы изготовили, поможет вам:

— когда вам скучно, вспомнить те дела, которыми можно заняться;

— когда одиноко, подумать о тех людях, к которым вы можете прийти и поделиться своими мыслями;

— стать более уверенными, вспомнив свои достижения, и задуматься о том, чего еще вы можете достигнуть;

— мысленно представив то место, в котором вам уютно и хорошо, отдохнуть и успокоиться;

— когда же бывает горько, обидно, страшно, тревожно, для поддержания духа вспомнить и произнести вслух три слова, которые вам хотелось бы слышать о себе.

  1. Рефлексия.

Обмен мнениями и суждениями по поводу сегодняшней встречи.

nsportal.ru

Тренинговое занятие для подростков

Цель тренинга:

  • создание своеобразной модели постепенного движения участников от принятия своего «Я» к пониманию и принятию других людей;

  • создание условий для   выработки умения строить с окружающими конструктивные отношения.

Предполагаемый психологический результат: приобретение и проживание опыта межличностного взаимодействия в сотрудничающей манере.

Описание сюжетной канвы, игровой результат, тип сюжета. Тип сюжета – метафорический. Психолог предлагает участникам совершить путешествие в параллельный мир, познакомиться с установленным там порядком существования, возвратиться обратно с чем-то важным для себя.

Время на проведение тренинга и обсуждение: 2 — 2,5часа (включая обсуждение).

Размер группы: до 20 человек.

Возможное продолжение тренинга в деятельности психолога: на следующих занятиях-тренингах способствовать развитию способности вести себя с окружающими в сотрудничающей манере.

Оборудование: несколько мячей или мягких игрушек, колечко (на роль колечка хорошо подходит сердечник от изоленты, скотча),  листочки для записей, заготовки масок с прорезями для глаз и рта на каждого участника, цветные карандаши, краски, два файла релаксационной музыки, магнитофон, повязки на глаза, таблички «Сиреневые», «Фиолетовые»,  листочки на одной стороне которых написано название изначально родного пространства, кольцо из очень прочной веревки (лучше всего прочного шнура или корсажной ленты), завязанной плотным (не развязывающимся, не скользящим и не растягивающимся) узлом.

ХОД ТРЕНИНГА

I. Ритуал приветствия

Упражнение «Хи!-Ха!-Хо!»

Участники стоят в кругу, держась за руки. По команде ведущего они высоко прыгают вверх три раза. В первом прыжке громко кричат: «Хи!», во втором прыжке: «Ха!», в третьем «Хо!». Получается забавное приветствие друг друга: «Хи!-Ха!-Хо!». После чего все хлопают в ладоши.

Разминка

Упражнение «Камушек в ботинке»

Эта игра представляет собой творческое переложение одного из правил взаимодействия в команде: «Проблемы – на передний план». В этой игре мы используем простую и понятную подросткам метафору, с помощью которой они могут сообщать о своих трудностях, как только те возникают. Время от времени имеет смысл проводить игру «Камушек в ботинке» в качестве группового ритуала, чтобы побудить даже самых стеснительных подростков рассказывать о своих заботах и проблемах.

Психолог: Можете рассказать мне, что происходит, когда в ваш в ботинок попадает камушек? Возможно, сначала этот камушек не сильно мешает, и вы оставляете все как есть. Может быть, даже случается и так, что вы забываете о неприятном камушке и ложитесь спать, а утром надеваете ботинок, забыв вытащить из него камушек. Но через некоторое время вы замечаете, что ноге становится больно. В конце концов, этот маленький камушек воспринимается уже как обломок целой скалы. Тогда вы снимаете обувь и вытряхиваете его оттуда. Однако на ноге уже может быть ранка, и маленькая проблема становится большой проблемой.

Когда мы сердимся, бываем чем-то озабочены или взволнованы, то сначала это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы вовремя позаботимся о том, чтобы вытащить его оттуда, то нога остается целой и невредимой, если же нет, то могут возникнуть проблемы, и немалые. Поэтому всегда полезно, как взрослым, так и детям говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят. Если вы скажете нам: «У меня камушек в ботинке», то все мы будем знать, что вам что-то мешает и сможем поговорить об этом. Я хочу, чтобы вы сейчас хорошенько подумали, нет ли в настоящий момент чего-то такого, что мешало бы вам. Скажите тогда: «У меня нет камушка в ботинке», или: «У меня есть камушек в ботинке. Мне не нравится, что Максим (Петя, Катя) смеется над моими очками». Расскажите нам, что еще вас удручает.

Дайте участникам поэкспериментировать с этими двумя фразами в зависимости от их состояния. Затем обсудите отдельные «камушки», которые будут названы.

Упражнение «Несколько мячей»

Для этой игры понадобятся несколько небольших мячиков или мягких игрушек. Играющие достаточно свободно становятся в круг. Задача – перекидывать мячик или игрушку от одного человека к другому так, чтобы он побывал в руках у каждого игрока только один раз. Как только играющие запомнили порядок перебрасывания, ведущий вводит в игру второй мячик. Теперь по кругу идут два мяча. Если ребятам удается поддерживать ритм и не сбиваться, в игру вводится третий мяч. Со сколькими мячами удастся играть вашей группе?

II. Основная часть

Упражнение «Колечко»

Группа выходит из комнаты. Психолог размещает колечко в комнате так, чтобы оно было в поле зрения участников. Например, повесить на гвоздик, надеть на горлышко бутылки, положить на стол, где и так куча всяких предметов, заколку можно приколоть к занавеске. Группа заходит в комнату и молча ищет колечко. Нашедший молча и никоим образом не показывая виду, что он нашел, садится на свое место. Чем меньше остается ищущих, тем сложнее найти предмет. Последнему приходится совсем тяжело.

Погружение в игровую ситуацию

Психолог. Представьте себе, что колечко, которое мы сейчас искали совсем непростое. Тот, кто его наденет, становится его рабом. Кольцо подавляет человека, делая его агрессивным, жестоким, недоверчивым, одиноким и безрассудным. Часто кольцо перемещает своего раба в параллельный мир, мир зла и теней. У каждого из вас есть возможность пофантазировать, почувствовать его влияние. Для того, чтобы познакомиться с нами-другими, то есть с «Другими Мы» мы выполним следующее упражнение.

Упражнение «7 положительных и 7 отрицательных качеств»

Участники на листочках в первом столбике записывают семь своих положительных качеств. По предложению ведущего напротив каждого положительного качества записывают противоположное по смыслу качество (как они понимают, с их точки зрения). Таким образом, во втором столбике оказывается также семь качеств. Участники внимательно перечитывают семь качеств из второго списка и стараются представить, какому сказочному герою (герою из мультфильма, кинофильма) могут соответствовать данные качества. Имя выбранного «героя» записывается под списком качеств.

Упражнение «Маска отрицательного героя»

Психолог раздает участникам маски-заготовки. Заготовки представляют из себя лист форматом А4 с разрезами для глаз и рта. С внутренней стороны маски  участники пишут список из семи противоположных качеств. На внешней стороне заготовки участники изображают своего героя, живущего в другом измерении.

По окончании работы участники презентуют маску своего героя.

Упражнение «Переход в другое измерение»

Психолог предлагает путешествие в параллельный мир, где живут те, о ком только что говорили участники тренинга. Попасть в параллельный мир можно только через специальный пространственный коридор.

Участники выстраиваются друг напротив друга в две шеренги. Участники каждой шеренги стоят лицом к лицу к участникам другой шеренги на расстоянии вытянутой руки. Каждый держит руки параллельно полу. Таким образом, образуется «живой» коридор, через который предстоит пройти каждому участнику. Центровой участник должен пройти без промедления. Остальные при его приближении поднимают свои руки вверх, опуская сразу же после того, как он пройдет их. Это упражнение лучше проводить в полной тишине, включив «космическую» музыку.

Психолог дает указание запомнить свое местонахождение в шеренге, сообщая, что это пригодится в дальнейшем.

Упражнение «Широко закрытые глаза»

По замыслу ведущего это упражнение позволит участникам утвердиться в другом измерении, настроить свой организм на безболезненное пребывание в другом измерении.

Психолог предлагает участникам поучаствовать в эксперименте: «Цивилизация, в том виде, в каком она существует сейчас, – результат способности человека видеть. Лишите его слуха или обоняния, и ничего кардинально не изменится в образе жизни «homo sapiens». Лишите его зрения – изменится многое, если не все. Мир принципиально не опирающегося на зрение человечества будет совсем другим.

Зрение – наш лоцман во внешнем мире, но не только: внутренний мир тоже во многом основывается на зрительных образах. Мы зависимы от нашего зрения, в каком-то смысле мы – его рабы. Предлагая нам простой, дешевый по затратам психической энергии способ общения, зрение затмевает иные пути познания, понимания, взаимодействия с миром природы и миром людей… Оно обедняет нас. Нет, не подумайте, я никоим образом не ратую за то, чтобы человечество добровольно лишило себя этого великого источника информации. Я за то, чтобы использовать имеющиеся у нас психологические возможности для расширения опыта познания мира и самого себя. А для этого иногда очень полезно отказаться от услужливого зрения и посмотреть внутрь и вовне себя «широко закрытыми глазами». 

Видеть закрытыми глазами – значит уметь почувствовать другого человека и не столкнуться с ним в пространстве тренинговой комнаты. Умение настроиться на другого, прочувствовать его состояние в психологии называется эмпатией. Значит это упражнение, в том числе, направлено на развитие эмпатических способностей.

Участники в течение 5 минут просто ходят с закрытыми глазами с установкой регистрировать необычные ощущения. Все происходит под необычную медитативную музыку. После того, как музыка выключается, ведущий отдает команду участникам встать так, чтобы у каждого в правой руке оказалась чья-то левая рука, а в левой руке чья-то правая рука. Предполагается, что участники выстроятся в круг, хотя иногда группа выстраивается в несколько малых кругов.

Обсуждение строится в произвольном варианте.

Упражнение «Сиреневые и фиолетовые»

Психолог сообщает, что участники должны на время построиться в две исходные шеренги. Упражнение проходит весело и дает возможность переключиться с упражнения  «Широко закрытые глаза» на другие виды деятельности. Какой бы ни был результат, участники хлопают в ладоши, после чего ведущий сообщает, что  в параллельном мире не все так просто, как кажется с первого взгляда. Все пространство параллельного мира разделено на «Фиолетовое» и «Сиреневое». Жители Сиреневого пространства излучают биологическую энергию несовместимую с энергией жителей Фиолетового пространства, и наоборот. Фиолетовые никогда не заходят в пространство Сиреневых, так же поступают и Сиреневые. Но в жизни всегда бываю парадоксы, существуют они и в параллельном мире.

Психолог обозначает, какая из шеренг будет Фиолетовым пространством, а какая – Сиреневым. При этом обращает внимание, что в Фиолетовом пространстве живут трое Сиреневых, а в Сиреневом живут трое Фиолетовых. Когда они появились там, зачем они появились там, уже никто не вспомнит. Им и самим очень трудно жить в чужом пространстве, постоянно не хватает сил для всего, они плохо себя чувствуют. Но парадокс заключается в том, что они настолько привыкли к этому плохому, что ни за что не хотят ничего менять в своей жизни. Пусть лучше будет плохо, зато это «плохо» знакомо, оно уже стало им родным. Психолог предлагает участникам «помочь» эти несчастным, а для этого необходимо их «вычислить» и переправить в свое изначально родное  пространство.

Психолог раздает всем листочки, на обратной стороне которых написано название изначально родного пространства.  Психолог заранее подкладывает в стопку листочков с надписью «Фиолетовое» три листочка с надписью «Сиреневое». Таким образом, в пространстве Фиолетовых оказываются три Сиреневых. Так же поступают и с Сиреневыми.

Участники переворачивают листочки, знакомятся со свои происхождением, и им предлагается определить, кто из присутствующих в их группе является представителем чужого пространства. Психолог сообщает, что хотел бы от каждого пространства услышать имя одного участника, который, по их мнению, является «чужаком». Обсуждение длится недолго, при этом «чужак» должен убедить всех, что он свой, а «депортации» должен подвергнуться кто-то другой, а он свой, родной. Выбранные участники перемещаются в другое пространство, а в параллельном мире наступает ночь. Психолог предупреждает всех, что участники ночью сидят с закрытыми глазами, а невычисленные «чужаки» открывают глаза и знакомятся друг с другом.  Те, кто перешел из другого пространства, сидят с закрытыми глазами. Наступает день, который дает возможность представителям пространств найти «чужака» и переместить его в родное пространство. Кандидаты на выбывание перемещаются в другое пространство. Наступает последняя ночь, когда «чужаки» снова открывают глаза. Днем жители Сиреневого и Фиолетового пространств снова вычисляют  «чужаков». Когда перемещения закончатся, ведущий сообщает всем, что сейчас станет ясно, были ли произведенные перемещения правильными, удалось ли Сиреневым и Фиолетовым вычислить «чужаков». Все достают свои карточки и демонстрируют товарищам – кто же они на самом деле? «Чужаки» принудительно перемещаются в свое изначально родное пространство, а те, кто был перемещен в чужое пространство по ошибке, возвращаются домой.

Обсуждение игры следует организовать посредством ответов на следующие вопросы:

– Трудно ли было определить «чужака»?
– Что вам помогло в этом и что помешало?
– Какие чувства вы испытывали во время игры?
– В чем секрет прозорливости Сиреневых и Фиолетовых (в случае, если все «чужаки» были определены правильно)?
– Почему не удалось догадаться, кто из «чужаков» ненастоящий (в случае, если некоторые выборы оказались ошибочными)?
– Какие особенности поведения, речи ваших товарищей помогли вам узнать, что они «чужаки»?
– Использовали ли «чужаки» свое знание о том, кто в их команде свой, а кто чужой, полученное во вторую ночь? Как?
– Каким образом вели себя «чужаки», которые переселились в противоположное пространство?
– Принимали ли они участие в обсуждении и принятии решения в новой компании? Почему?
– Как принималось решение о переселении «чужаков»? Удалось ли избежать конфликтов?
– Как вы убеждали своих товарищей в своей точке зрения?
– Кто из ребят был наиболее убедительным? Что помогло ему в этом? Какие способы он использовал?

Очень важно во время игры и, особенно по ее завершении, помочь участникам преодолеть чувство соперничества, которое может возникнуть между своими и «чужаками». Ведь это просто игра, в процессе которой мы учимся наблюдать, думать, принимать решения!

Упражнение «Мы – другие»

Психолог предлагает понаблюдать за жизнью в параллельном мире и сделать это необычным способом. Все участники выбирают маску, но не свою, а ту, которая больше всего приглянулась. Необходимо разделить пространство Сиреневых и Фиолетовых таким образом, чтобы в каждой группе было по пять – шесть человек. Если в пространстве Сиреневых и Фиолетовых изначально было немного участников, то упражнение проводится в этих группах. 

Каждая группа должна придумать инсценировку или драматизацию жизни героев выбранных масок в параллельном мире, обыграть эту жизнь. Затем каждая группа презентует результаты своей подготовки.

Упражнение «Диалог скульптур»

Психолог сообщает участником, что их присутствие в параллельном мире многое изменило в мироощущении, отношении к жизни, в отношениях людей между собой. Им захотелось кардинально поменять свою жизнь. Они хотят объединиться, они решили, что теперь они будут одним, единым пространством, будут учиться жить вместе, пусть даже сейчас это не представляется возможным. Чтобы у них это получилось, участникам необходимо выполнить упражнение «Диалог скульптур». Одна из rpупп начинает создавать общую скульптуру своей группы: не договариваясь кто-нибудь выходит в центр комнаты и встает в любую позу,  следующий участник присоединяется к нему со своей позой. Следующий присоединяется к паре со своей позой. Процесс продолжается, пока общая скульптура не будет построена. Выстроенная скульптура олицетворяет подарок другим группам, знак желания примирения, объединения в одно пространство. Наступает очередь следующей группы. Такой подарок преподносят все группы друг другу. Следующий прогон этого упражнения делается в быстром темпе, причем все выстроенные скульптуры стоят без движения до того момента, пока все подарки не будут готовы. Затем из первой скульптуры выходит тот участник, который был первым «кирпичиком» в своей скульптуре и становиться первым «кирпичиком» общей скульптуры. К нему подстраивается первый «кирпичик» второй скульптуры,  первый «кирпичик» третьей скульптуры присоединяется к паре со своей позой (если групп было больше двух), таким образом, получившаяся скульптура представляет собой символ объединения двух пространств «Фиолетового» и «Сиреневого».

Упражнение «Енотов круг»

Факт объединения двух пространств участники презентуют упражнением «Енотов круг». Для выполнения этого упражнения ведущему потребуется очень прочная веревка (лучше всего прочный шнур или корсажная лента), завязанная плотным (не развязывающимся, не скользящим и не растягивающимся) узлом так, чтобы получилось кольцо («енотов круг»).

Все участники встают в круг очень близко друг к другу, соприкасаясь плечами, руки свободно опущены, ноги вместе. Затем все крепко берутся за «енотов круг» обеими руками и прямые руки опускают вниз. Затем, по знаку ведущего, все одновременно медленно отклоняются максимально назад, удерживая равновесие только благодаря «енотовому кругу», который медленно поднимается, пока все руки не будут параллельны полу.

Нельзя сгибать руки, отступать назад, выставлять одну ногу назад «на упор», сгибать туловище. Когда круг приведен в равновесие, ведущий предлагает участникам почувствовать, что он объединяет всех, предлагает запомнить это чувство и вызывать его в себе всякий раз, когда предстоит совместная работа. Пока участники поддерживают круг, ведущий объясняет, что еноты решают важные для них дела, становясь в круг. Затем по знаку ведущего все одновременно начинают опускать кольцо, «стягивая» свой круг обратно. Упражнение повторяется еще раз, но теперь, после того как все максимально, на длину вытянутых рук, отклонились назад, все одновременно отпускают правую руку и поднимают ее вверх, потом одновременно снова берутся ею за шнур, отпускают левую руку, поднимают ее вверх, одновременно возвращают ее на шнур и завершают упражнение.

III. Рефлексия занятия

Ритуал прощания

Упражнение «Ящики-Хрящики-Спички»

Участники стоят в кругу. Психолог визуально делит круг на несколько секторов. Первая группа в прыжке кричит: «Ящики!», вторая: «Хрящики!», третья: «Спички!», четвертая: «Очки!», пятая: «Крючки!», шестая: «Сачки!», т.д. – главное, чтобы слова имели окончания: «…чки» или «…ики!». Сначала группы пробуют крикнуть громко и дружно по отдельности. Потом по знаку ведущего все группы одновременно прыгают вверх и кричат свои слова. Психолог отвечает: «Будьте здоровы! Вот как чихает слон». Психолог акцентирует внимание на последней фразе, потому что участникам, проговаривающим свои слова в первый раз, не очень хорошо слышен результат.

Литература:

 Битянова М. Широко закрытые глаза // Школьный психолог. 2003. № 10.

 Дьячкова С. Учимся сотрудничать. Игры на развитие групповой сплоченности // Школьный психолог. 2004. № 41.

 Козлов В., Гиршон А., Веремеенко Н. Интегративная танцевально-двигательная терапия. Спб. Речь. 2006.

 Лидерс А. Психологический тренинг с подростками. М. 2001.

 Плешаков В. Веретена точены, веники мочены // Школьный психолог. 2004. № 10.

 Сакович Н. Три погружения. Креативные технологии в подростковом тренинге // Школьный психолог. 2006. № 3. 

 Упражнение является модификацией игры «Заколдованные звери». Источник – Вачков И. Заколдованные звери // Школьный психолог. 2003. № 11.

 Царапкина Е. Искусство жить в ладу с собой и миром. Развивающая программа для подростков // Школьный психолог. 2003. № 42. 

infourok.ru

Программа коррекционно-развивающих занятий для подростков «Гармония» 12-16 лет

Пояснительная записка

 В подростковом возрасте в организме человека протекают бурные процессы перестройки – гормональные изменения. Именно они являются причиной резких перепадов настроения и аппетита. Этим изменениям подвержены в подростковом возрасте все люди, но интенсивность протекания у всех разная.

Эмоциональное неблагополучие подростка — один из объектов пристального внимания: школьных психологов, педагогов, родителей. Своевременная и качественная диагностика подобного неблагополучия, адекватные коррекционные меры могут уменьшить риск возникновения нежелательных тенденций в развитии личности. Одно из ярких проявлений подобного неблагополучия — депрессивные состояния.

Депрессия (от лат. depressio — подавление) — аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, когнитивных (связанных с познанием) представлений и общей пассивностью поведения. Поскольку депрессивные состояния у подростков изучены недостаточно, это существенным образом ограничивает возможности психологов в отношении коррекционной работы.

В связи с рядом физиологических причин, подростки сильно подвержены перепадам настроения и очень чувствительны ко всему окружающему. Часто родные воспринимают плохое настроение у подростков, как «переходной возраст» и «возрастной бунт». Но за этим стоит нечто большее, чем капризы и протест.

Отличить депрессию от угнетенного состояния обывателю непросто. Но существует ряд симптомов, на которые внимательный родитель или друг обязательно обратит внимание.

Основные признаки депрессии у подростков:

  • Апатия – равнодушие и безучастность, сильное отрешение от всего происходящего, даже от любимых и интересных вещей, людей.

  • Пониженное внимание и неспособность сосредоточиться.

  • Отсутствие аппетита (распространяется на все продукты, в том числе сладости и любимые раньше блюда)

  • Постоянные несильные, но навязчивые боли, преимущественно по типу ВСД – головные, сердечные, желудочные боли.

  • Равнодушное отношение, безответственное поведение, забывчивость.

  • Явное или опосредствованное выявление мыслей о смерти (прямое недемонстративное высказывание, творчество, рискованные безрассудные поступки, несущие угрозу жизни, нанесение себе увечий).

  • Бессонница в ночное время и гиперактивность в дневное.

  • Избегание общения, тяга к одиночеству.

Обучение социальным навыкам и умениям преодоления стресса, оказание подросткам психологической поддержки с помощью включения семьи, школы, друзей, овладение навыками практического применения активной стратегии решения проблем, совершенствование поиска поддержки, психологическая коррекция пассивной стратегии избегания, увеличение уровня самоконтроля, замена «значимых других», выработка мотивации на достижение успеха, является основой развития личности подростка. Все вышеуказанные умения и навыки могут иметь свое начало на тренинге поведенческих навыков. В связи с актуальностью решения данной проблемы, стало необходимым создание коррекционной программы для подростков направленной на развитие навыков самообладания и саморегуляции, а также  развитию адекватного отношения к собственной личности.

Цель программы- коррекция депрессивных состояний у подростка.

Задачи программы:

  1. Устранить симптомы депрессивного состояния.

  2. Сформировать навыки саморегуляции.

  3. Развитие уверенности в себе.

  4. Расширить знания участников о чувствах и эмоциях, создать условия для развития способности безоценочного их принятия, сформировать умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций.

  5. Создать условия для личностного роста, создать условия для формирования у подростка стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентация в нем.

  6. Способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.

  7. Способствовать осознанию своей жизненной перспективы, позитивных жизненных целей, путей и способов их адекватного  достижения.

Контингент детей.

Программа рассчитана на детей 12-16лет, испытывающие эмоциональное неблагополучие.

Форма проведения занятий.

Форма проведения занятий индивидуальная или групповая (4-6 человек), что обеспечивает осуществление индивидуально-личностного подхода к каждому отдельно взятому ребенку в рамках цикла занятий и коррекцию.

Режим занятий.

Общая продолжительность занятий по программе часа. Занятия проводятся один раз в неделю продолжительностью одного занятия 30-40 минут.

Проводит занятия педагог-психолог.

Ожидаемый результаты:

При условии успешной реализации данной программы будет развиваться положительная динамика эмоционально-волевой сферы подростка, а так же в познавательной, мотивационной и коммуникативной сферах деятельности.

Эффективность программы оценивается по результатам наблюдения, психологического обследования, которое проводится в начале и в конце коррекционных занятий.

Учебно-тематический план

Каледарно тематический план.

Содержание программы

Раздел 1. «Вводное занятие» (1 час)

Тема 1.1 «Диагностика эмоционально волевой сферы, личностный характеристик, характера взаимодействия с социумом». Сбор информации об уровне сформированности ЭВС, личностных характеристик и взаимодействия с социумом. Определение актуального уровня когнитивного и личностного развития обучающихся.

Раздел 2. «Качества» (2 часа)

Тема 2.1 «Я как личность». Дать понятие личности. Показать, что каждый человек отличается от другого не только внешними качествами, но, прежде всего своим внутренним содержанием, индивидуальностью в поведении, отношением к людям и себе.

Тема 2.2. «Я один такой на свете». Формирование у учащихся способов познания себя.

Раздел 3. «Чувства и эмоции» (3 часа)

Тема 3.1 «Мои эмоции». Познакомить с разнообразием человеческих чувств ; способствовать развитию положительных эмоций; развитие креативных навыков и навыков работы в группе.

Тема 3.2 «Чувства бывают разные». Подчеркнуть ценность уникальности внутреннего мира каждого человека; развивать навыки отражения и узнавания внешних эмоциональных проявлений; подчеркнуть ответственность  человека за свои чувства; содействовать установлению положительного эмоционального фона .

Тема 3.3 «Управление эмоциями». Познакомить детей с понятием «эмоциональная саморегуляция», дать представление о различных методах саморегуляции; развить навыки преодоления негативных эмоциональных состояний.

Тема 3.4 «Я не одинок в этом мире». Анализирование детьми своих возможностей, преодолевание трудностей, противостояние непредвиденным жизненным ситуациям; способствование желание работать над собой, постигать себя; воспитывание интереса самому к себе, формирование собственной культуры самопознания, саморазвития и самовоспитания.

Раздел 4 «Ценность» (4 часа)

Тема 4.1 «Мои ценности» . Осознание целей, дающих человеку смысл жизни, осознание своих целей и стремлений.

Тема 4.2 «Любой внутренний мир ценен и уникален» . Осознание ценности понятия «внутренний мир», собственных жизненных ценностей. Развитие адаптивных способностей.

Тема 4.3 «Мир начинается с тебя». Создать условия для осознания участниками группы ценности жизни; формировать умение находить решение жизненных проблем.

Тема 4.4 «Поверь в себя». Познакомить с причинами повышенной и заниженной самооценки.

Раздел 5 «Итоговое исследование учащихся» (1 час)

Тема 5.1 «Диагностика эмоционально волевой сферы, личностный характеристик, характера взаимодействия с социумом».  Отслеживание результатов

Раздел 6 «Итоговое занятие» (1 час)

Тема 6.1 «Мои достижения (создание коллажа желаний). Изготовление коллажа желаний; раскрытие различных сторон человека: предпочтения, способности, мечты и т.д.

Список литературы:

  1. Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2005. – 271 с.

  2. Байярд Р. Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей. М.: Просвещение, 1991

  3. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М.: Ось-89. 2003. – 224 с.

  4. Грачева Л.В. Эмоциональный тренинг: искусство властвовать собой. Самоиндукция эмоций, упражнения актерского тренинга, исследования. – Спб.: Речь, 2004. – 120 с.

  5. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. – Спб.: Речь, 2004. – 256 с.

  6. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. – Спб.: Речь, 2005. – 175 с.

  7. Ромек В. Г. Психотерапия неуверенности в себе // Вопросы ментальной медицины и экологии. Т. 6. № 2. 2000. С. 83-84.

  8. Шевцова И.В. Тренинг личностного роста. – СПб.: Речь, 2003. – 144 с.

  9. Шурухт С.М. Подростковый возраст: развитие креативности, самосознания, эмоций, коммуникации и ответственности. – СПб.: Речь, 2006. – 112 с.

infourok.ru

План-конспект занятия по психологии (9, 11 класс) на тему: Конспект психологического занятия для подростков «Как снять стресс перед экзаменом»

Частное образовательное учреждение  

дополнительного профессионального образования  

«Образовательный центр «Открытое образование»

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

 «Методическая разработка психологического занятия

 по теме «Как справиться со стрессом на экзамене»

Выполнила: Матушкина Надежда Викторовна,

педагог — психолог

МАОУ ДО ЦТР и ГО «РОСТ»

Г. Соликамска

Волгоград, 2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Ситуация экзамена, непростая сама по себе, усложняется еще и тем, что обычно человек, сдающий экзамен, тревожится, беспокоится, переживает. Волнение перед экзаменом играет двойную роль: оно может мобилизовать силы, так как при определенной степени стресса организм мобилизуется, и мозг работает активней. Однако слишком сильное волнение и беспокойство мешают сосредоточиться, снижают внимательность. Но это состояние вполне поддается сознательному регулированию. Существуют простые психологические способы для того, чтобы справиться с тревогой в ситуации экзамена.

В процессе данного психологического занятия обучающиеся освоят несколько приемов и упражнений для снятия психоэмоционального напряжения.

Цель занятия:  ознакомление с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации (на экзамене).

Задачи:

1. информировать обучающихся о способах саморегуляции психоэмоционального состояния;

2. снять эмоциональное напряжение, активизировать внутренние ресурсы обучающихся;

3. способствовать приобретению обучающимися опыта применения способов регуляции своего состояния.

Форма проведения: фронтальное психологическое занятие.

Контингент участников: упражнение предназначено для обучающихся выпускных классов.

Формируемые универсальные учебные действия: регулятивные (оценка, волевая саморегуляция).

Ресурсы для проведения занятия: бумага, карандаши или фломастеры, музыкальное  сопровождение.

КОНСПЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

 «КАК СПРАВИТЬСЯ СО СТРЕССОМ НА ЭКЗАМЕНЕ»

Разогрев.

Упражнение «Самое трудное». Участникам дается игрушка и предлагается следующее задание: «Тот, у кого в руках оказывается эта игрушка, должен продолжить фразу: «Самое трудное на экзамене — это…» — и  передать игрушку другому.

Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем разговаривать?

Мы знаем о том, что у всех разная степень волнения перед экзаменом, олимпиадой: кто-то очень переживает; для кого-то экзамены не являются жизненно важным событием. Для успешной сдачи экзамена нужно сосредоточенное и спокойное состояние. Умеренная тревожность мобилизует силы организма, повышает умственную активность. Однако если волнение мешает сосредоточиться, можно применить навыки управления своими эмоциями.

Мы в течение жизни приобретаем много навыков управления эмоциями: например, все, наверное, знают — если грустно можно съесть шоколад; либо, если какие-то проблемы – можно отвлечься на учебу; физические упражнения снимают стресс. Сегодня мы расширим репертуар методов, которые улучшают эмоциональное состояние и позволяют успокоиться.

Давайте приведем примеры знакомых всем способов снятия нервно-психологического напряжения (дети называют: спортивные занятия, контрастный душ, громко спеть любимую песню, вдохнуть глубоко до 10 раз и т.д.)

Можно сделать несколько психологических упражнений для улучшения навыка регуляции своего эмоционального состояния.

1. Простой, но очень эффективный способ – аутотренинг.
Слова, несмотря на их нематериальность, имеют силу воздействия, поэтому не нужно накручивать себя и говорить «Все плохо, я ничего не помню, я ничего не знаю» — это настраивает вас на негативный лад, выберите себе такую формулировку: «Все хорошо, я все помню и знаю». Аутотренинг позволяет человеку создать подходящий настрой, добиться спокойствия и уверенности. Формулы аутотренинга направлены на подсознание.

Правила составления формулы аутотренинга:

  • Все утверждения должны быть сформулированы в утвердительной форме. Употребление частицы «не» запрещается. Например,  нельзя использовать такую фразу: Я совершенно не волнуюсь.
  • Все утверждения должны быть сформулированы в настоящем времени. Нельзя употреблять слова типа «пытаться», «стараться».
    Например, удачной будет такая формула: «Все хорошо в моем мире. Я уверен и спокоен. Я быстро вспоминаю весь материал. Я сосредоточен».

Я бы хотела, чтобы каждый из вас после занятия придумал собственную формулу аутотренинга, которая будет подходить лично вам.

2. Состояние тревоги обычно связано с мышечным напряжением. Иногда для того, чтобы достичь спокойствия, достаточно бывает расслабиться. Такой способ борьбы с тревогой называется релаксацией. Можно проводить мышечную релаксацию или релаксацию с помощью дыхания.

Давайте попробуем сделать упражнение «Лимон», с помощью которого можно научиться управлять состоянием мышечного напряжения и расслабления:

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

Это упражнение можно делать в любой обстановке незаметно для окружающих.

Теперь давайте освоим упражнение для дыхательной релаксации «Растопи узоры на стекле», которое вы также сможете использовать в дальнейшем:

Глубоко вдохните, не поднимая плеч. Медленно выдохните, как будто вы собираетесь растопить снежные узоры на стекле. Повторите упражнение несколько раз.

3. Еще один способ для нормализации эмоционального состояния  — визуализация. Вот один из ее вариантов (включается спокойная музыка):

Сядьте удобно. Закройте глаза и вообразите себя гуляющим по одной из улиц многолюдного и старинного города… Ощутите, как ваши ноги ступают по мостовой. Обратите внимание на других прохожих, выражения их лиц, фигуры. Заметьте, что некоторые из них выглядят встревоженными, другие спокойны и радостны. Обратите внимание на транспорт, его скорость, шум. Гудят автомобили, визжат тормоза. Может быть, вы слышите и другие звуки? Обратите внимание на витрины магазинов, салонов одежды, цветочный магазин. Остановитесь и подумайте, что вы чувствуете на этой шумной деловой улице?

Теперь поверните за угол и прогуляйтесь по более спокойной улице. Пройдя немного, вы заметите большое здание, отличающееся по архитектуре от всех других. Старинными буквами на нем написано: «Храм тишины». Вы понимаете, что этот храм – место, где не слышны никакие звуки, где никогда не было произнесено ни единого слова.

Вы подходите и трогаете тяжелые резные деревянные двери. Вы открываете их, входите и сразу оказываетесь окруженным полной и глубокой тишины…

Побудьте внутри столько, сколько вам необходимо. Когда захотите покинуть здание, толкните деревянные двери и выйдите на улицу. Как вы себя теперь чувствуете?

Запомните дорогу, которая ведет в этот Храм тишины, чтобы вы могли, когда захотите, вновь вернуться туда.

Еще одно упражнение, с которым я бы хотела вас сегодня познакомить — упражнение «Образ уверенности» (выполняется с музыкальным  сопровождением).

Закройте глаза, расслабьтесь  и представьте, какой образ мог бы для вас символизировать состояние уверенности. Когда вы представите этот образ или символ, откройте глаза и попробуйте нарисовать его. (После окончания работы участники занятия  показывают рисунки друг другу и кратко рассказывают о них).

Теперь у вас есть некий талисман — помощник, представив себе этот символ в трудной ситуации, вы сможете усилить свое ощущение уверенности.

Итак, сегодня мы с вами познакомились с некоторыми способами регуляции своего психоэмоционального состояния, которые могут помочь вам при подготовке и сдаче экзаменов.

Сейчас я прошу каждого из вас по очереди  высказаться о том, каково ваше эмоциональное состояние на данный момент, какой способ из рассмотренных нами сегодня, на ваш взгляд, самый действенный, а какой самый простой в применении (участники высказываются).

Вы можете еще раз дома, в спокойной обстановке вспомнить способы снятия стресса, о которых мы сегодня говорили, и выбрать наиболее для вас подходящий.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Буртовая Е.В. Конфликтология. Учебное пособие. 2002.
  2. Мельник Ш. Стрессоустойчивость. Как сохранять спокойствие и высокую эффективность в любых ситуациях. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014.
  3. Печкарева А. Как успешно бороться со стрессом. РнД: Феникс, 2011.
  4. Чирков Ю.В. Стресс без стресса. М.: Физкультура и спорт, 1998.
  5. Щербатых Ю.В. Стресс и Счастье — на одну букву. РнД: Феникс, 2011.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *