Функции воображения в психологии – Воображение

Воображение

С окружающей средой человек находится в постоянном контакте и на его органы чувств каждую секунду воздействуют сотни самых разных стимулов. Впечатления, полученные от предметов реального мира, сохраняются в памяти длительное время и подвергаются определенной обработке, таким образом, человек может воздействовать на окружающую среду и целенаправленно её изменять.

Человек в своих целях действует по заранее намеченному плану и потом воплощает его на практике. В создании чего-либо нового проявляется еще один феномен психики человека. Суть этого феномена заключается в том, что сначала в сознании создается образ, не существующий в реальности. Основой создания этого образа служит прошлый опыт человека, а сам процесс создания новых психических образов получил название воображения.

Специалисты считают, что воображение формировалось в процессе трудовой деятельности, потому что существовала потребность в преобразовании предметов реального мира. В ходе исторического развития человека деятельность воображения стала проявляться в фантазиях, мечтах, т.е. тех образах, которые не могли быть созданы на практике в данный момент.

Даже такие сложные формы воображения, которые необходимы в научном, техническом и художественном творчестве, выступают как результат преобразования представлений из реальной действительности.

Память и мышление неразрывно связаны с процессом воображения. Если человек воспроизводит представления вещей или событий из своего опыта, то речь идет о процессах памяти. Если эти же представления воспроизводятся для создания новых представлений, то речь идет о деятельности воображения. Деятельность воображения обязательно присутствует в формировании образов каких-либо объектов или явлений, никогда не воспринимаемых человеком. Например, представления о природных зонах или образе литературного героя.

Очень тесно деятельность воображения связана с эмоциональными переживаниями человека. Представление желаемого вызывает позитивные чувства и может вывести из негативных состояний, а это значит, что воображение играет значительную роль в регуляции поведения.

Налицо связь воображения и волевых действий. В любом виде трудовой деятельности присутствует воображение, но, прежде чем что-то создать, необходимо об этом иметь представление. Значение воображения возрастает с приближением к творческой деятельности.

Актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые системы составляют физиологическую основу воображения. Возникающие новые образы не совпадают с прежним опытом, но и не отрываются от него. Непредсказуемость воображения, его сложность, дают основание предполагать, что его физиологические механизмы связаны с глубоко залегающими структурами мозга. Значительную роль играет здесь гипоталамо-лимбическая система.

Воображение оказывает влияние на функционирование желез, деятельность внутренних органов, обмен веществ в организме и на многие другие органические процессы. Например, представление о вкусной еде вызывает сильное слюноотделение, а внушение об ожоге может вызвать его реальные признаки. Таким образом, роль воображения в регуляции процессов организма человека и в регуляции его мотивированного поведения, значительна.

Основные функции воображения

Из всех живых существ только человек обладает активным и продуктивным воображением. Кроме продуктивного воображения есть еще пассивное и репродуктивное. Вся деятельность человека в той или иной степени пронизана воображением, которое сопровождает его во время чтения книги, прослушивания музыки, беседы с коллегой. Воображению человечество обязано всем, считают ученые, что составляет научно-технический прогресс, поэтому функции воображения многочисленны:

  • Познавательная функция. Она состоит в том, что воображение способствует расширению и углублению знания. Данная функция имеет две разновидности – генерализационную, которая проявляется в генерации ситуаций, возможностей, элементов и синтетическую функцию – создание целостного новообразования. Новые созданные образы приводят к открытиям и изобретениям, поэтому воображение является психологическим фактором поисковой творческой деятельности;
  • Функция предвосхищения. В основе психического состояния лежат образы воображения, оно направлено на то, что может или должно произойти. Образы воображения облегчают процесс предвосхищения результата какого-либо положения, последующего образа действия. В речевом плане облегчается мысленное построение фразы;
  • Регулирующая функция. Она предполагает, что образы воображения имеют побудительное значение и в определенном направлении способствуют активности человека. Связанные с потребностями, интересами и другими компонентами личности, они становятся психологическим фактором творческого вдохновения;
  • Контрольно-корректирующая функция. Суть её состоит в том, что дает возможность исправлять ошибки и недочеты, совершенствовать методы и приемы выполняемой работы;
  • Функция эмоционального воздействия. Яркие и чувственные образы воображения оказывают большое влияние на эмоциональный фон деятельности. Они оказывают стимулирующее действие на настроение человека в процессе деятельности, могут повышать или понижать его, способствовать увлеченности работой или сдерживать её.

Воображение имеет еще две специальные, психологические функции – психодиагностическую и психотерапевтическую:

  1. Психодиагностическая функция воображения. Суть этой функции в том, что, анализируя продукты воображения человека, можно говорить о его психологии. Данная функция используется в психологических тестах – придумать, сочинить, нарисовать что-то фантастическое, а после специального анализа сделать определенные выводы;
  2. Психотерапевтическая функция воображения. С помощью этой функции можно оказывать положительное влияние на психологическое состояние и поведение человека. При произвольном вызове определенных образов, можно изменить собственное психическое и физическое состояние. Эта функция воображения активно используется во многих методах практической психологии, например, в аутогенной тренировке, в гештальттерапии, в нейролингвистическом программировании.

В жизни каждого человека бывают случаи, когда необходимо обратиться к использованию воображения. Это может быть планирование и управление деятельностью, регулирование процесса удовлетворения потребностей, виды творческой деятельности.

Однозначного соответствия между образами воображения и явлениями действительности, которые в них отражаются, нет, потому что воображение не есть копия настоящего. Воображение – это модель предполагаемого образа, основанная на опыте субъекта. Любые образы фантазии детерминированы. Бессодержательной фантазии, в которой не отразился бы природный или социальный объективный мир, нет, и не может быть. Степень адекватности отражения действительности в фантазии может быть разной.

Исходя из этого, была предпринята попытка классифицировать фантазию, т.е. воображение на виды:

  • Рациональная фантазия. Она отражает существенные стороны объекта;
  • Иллюзия. Видимость принимается за сущность;
  • Мистификация. Объективная реальность сознательно искажается.

Функции воображения показаны на схеме ниже.

spravochnick.ru

Функции воображения | PSYERA

Воображение проникает в жизнь и творчество человека через ряд функций: прагматическую, кинестическую, познавательную, кинестическую, психотерапевтическую, психодиагностическую.

Прагматические функции воображения проявляются в использовании формируемых в процесс воображения образов реального мира в решении практических проблем, возникающих в различных сферах деятельности людей.

Психотерапевтические функции воображения состоят в регуляции психических процессов, состояний, эмоций и физиологических процессов через психологические технологии различного типа. В частности, в психоанализе эта функция ориентирована на «прорыв» в сферу подсознания клиентов и выработку у них «оздоровительных легенд» на основе формирования у них соответствующих воображаемых образов специальными приемами.

Значительна роль этой функции в психокоррекции ошибочных действий типа «феномена невыполненности», допускаемых специалистами при выполнении высокоответственных операций, связанных с обеспечением безопасности людей. Ошибки возникают из-за искаженных виртуальных образов воображения о текущих состояниях управляемых объектов. Например, около 30% посадок самолетов с невыпущенными шасси объясняется именно виртуальным представлением бортмеханика о том, что шасси выпущены, а не забыванием их выпустить или халатностью Будучи уверенным в проделанной операции выпуска шасси, он не контролирует их состояние по пилотажно-посадочному сигнализатору и игнорирует табло «Выпусти шасси» (зачем перепроверять то, в чем уверен?). Во внешнем плане деятельности бортмеханика налицо пропуск штатной рабочей операции, во внутреннем же такого пропуска нет — он не делает эту операцию, так как уверен в том, что уже выполнил ее.

Психокоррекционные функции воображения призваны в случаях, описанных выше, разрушать виртуальные образы воображения, трансформируя их в образы восприятия и представления реальных состоянии управляемых объектов.

Воображение выполняет психотерапевтическую роль при излечении расстройств, объединенных названием «психические атаки». Внешнее проявление их — в появлении страха пройти через обычный городской мост, перейти площадь, выйти из дому во время дождя или при ясном солнце и т.п. Этим явлениям противопоставляются образы, преднамеренно формируемые у клиента специалистом-психологом.

Психодиагностические функции воображения используют образы воображения в качестве сигналов, отражающих свойства личности человека и его текущие психические состояния. При этом широкое применение находят тесты проективного типа. Согласно феномену механизма проекции, человек в своем воображении склонен приписывать другим людям свои личностные характеристики. Другими словами, в продуктах воображения индивида отражаются его психологические характеристики. Так, рассматривая одну и ту же картинку, один человек видит в ней мрачные мотивы а другой обнаруживает в ней что-то перспективное. Вполне вероятно, что первый обладает пессимистической чертой характера, а другой — оптимистической.

Познавательные функции воображения обеспечивает управление процессами мышления, внимания, памяти и речи — путем ассоциативной увязки их с формируемыми в воображении образами. Следует ожидать ускорения возрастания роли воображения в структуре познавательных процессов. В первую очередь это коснется управленческих сфер независимо от их природы. Например, в настоящее время разрабатываются технологии управления макроэкономическими процессами на базе возникающих у человека виртуальных представлений об их текущих состояниях.

psyera.ru

его общая характеристика, функции, формы и приемы (техники) . Воображение. Виды воображения.

Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением.

Виды воображения

  • Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.

  • Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

  • Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.

  • Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Функции воображения:

  1. Образное представление действительности;

  2. Регулирование эмоциональных состояний;

  3. Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека;

  4. Формирование внутреннего плана действий.

Способы создания образов воображения:

  • Агглютинация – создание образов посредством соединения любых качеств, свойств, частей.

  • Акцентирование – выделение какой-либо части, детали целого.

  • Типизация – наиболее сложный прием. Художник изображает конкретный эпизод, который впитывает в себя массу аналогичных и таким образом является как бы их представителем. Так же формируется и литературный образ, в котором концентрируются типичные черты многих людей данного круга, определенной эпохи.

Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности, или преднамеренности. Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.

Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту.

Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию.

Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы.

Особой формой воображения является мечта – самостоятельное создание новых образов. Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т.е. мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее.

Если произвольное, или активное, воображение преднамеренно, т.е. связано с волевыми проявлениями человека, то пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей. Эти образы получили название грез. В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальной действительности, уходу в выдуманный мир, что, в свою очередь, начинает тормозить психическое и социальное развитие этого человека.

Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т.д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимают несуществующие объекты. При классификации видов воображения исходят из двух основных характеристик. Это степень проявления волевых усилий и степень активности, или осознанности.

studfiles.net

Воображение, его функции и виды — Мегаобучалка

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ. МЫШЛЕНИЕ И ВООБРАЖЕНИЕ. ИНТЕЛЛЕКТ

Воображение. Общая характеристика

Человек может представить себе не только те предме­ты и явления, которые он ранее воспринимал, но и те, с которыми он никогда не сталкивался. Иначе говоря, чело­век может воспринимать ранее пережитое и воображать нечто неизведанное.

Отражение человеком мира есть активный, творческий процесс. Это означает, что воспринимаемые предметы и явления, пережитые чувства не только отражаются в моз­гу человека, но и перестраиваются в новые комбинации.

Воображение — это преобразование представлений и формирование на их основе образов, реализация которых приводит к созданию новых материальных и духовных цен­ностей. Человек может также создавать образы объектов, реально существующих, но не встречающихся в его лич­ной опыте. Воображение как своеобразная форма отраже­ния действительности осуществляет мысленный отход за пределы воспринимаемого, способствует предвосхищению будущего, «оживляет» прошлое. Физиологической осно­вой воображения является сложная аналитико-синтети­ческая система деятельности мозга, в процессе которой происходит образование новых систем временных связей на основе ранее сформированных. Важную роль в созда­нии новых временных связей играет слово.

Воображение значительно расширяет и углубляет про­цесс познания. Оно играет огромную роль в преобразовании объективного мира. Воображение — важнейшая со­ставляющая часть творческого процесса. Участие вообра­жения в процессе труда тем значительнее, чем больше творчества в этом труде.

Деятельность воображения зависит от общей направ­ленности личности. Особое значение в создании образов имеет мировоззрение личности. Процесс воображения не­разрывно связан с эмоционально-волевой и познаватель­ной сферами личности.

Воображение, как и восприятие, память, мышление — познавательный процесс. Специфика его состоит в пере­работке прошлого опыта; и в этом отношении оно неразрывно связано с памятью. Воображение тесно связано и с процессом восприятия. Оно включается в восприятие, вли­яет на создание образов воспринимаемых предметов и в то же время само зависит от восприятия.



Воображение тесно связано с мышлением. И мышление и воображение возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребностью личности, а основу их со­ставляет опережающее отражение. Но опережающее от­ражение действительности, осуществляемое в процессе воображения, происходит в виде ярких представлений, в то время как опережающее отражение в процессах мыш­ления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать ок­ружающее.

Воображение — психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений.

В настоящее время распространяется мнение, что воображение является комбинацией не только образного, но и абстрактного содержания.

Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой.

Воображение, его функции и виды

Человек как субъект действия не только созерцает и по­знает, но и изменяет мир, преобразует природу, создает предметы, которых в ней нет. Человек не мог бы совершать всего этого, если бы он не представлял себе результата сво­их действий. Чтобы преобразовывать мир на практике, надо уметь преобразовывать его мысленно, в представлении.

Психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала вос­приятия и представлений, полученных в предшествующем опыте, называется воображением. Воображение присуще только человеку. В представлении ожидаемого результата с помощью фантазии состоит коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных.

Воображение находится в тесной связи со всеми сторо­нами жизнедеятельности человека. Оно неразрывно связано с памятью, опираясь на ее процессы, перерабатывая и пре­образуя то, что хранит память. Воображение активно вклю­чается в восприятие, обогащая воспринимаемые образы. Так, восприятие произведений живописи становится более содержательным, эмоциональным, когда в нем принимает участие воображение. Тесные связи существуют между во­ображением и мышлением. Это особенно ярко проявляется в ситуации неопределенности и недостаточности условий для решения той или иной задачи. И мышление, и вообра­жение возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребностью личности, основываются на опережающем отражении. Но опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессе воображения, происходит в виде ярких представлений, в то время как опережающее от­ражение в процессах мышления осуществляется путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опо­средованно познавать окружающее.

Функции воображения:

Ø Образное представление действительности.

Ø Регулирование эмоциональных состояний.

Ø Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека.

Ø Формирование внутреннего плана действий.

Воображение играет очень важную роль в жизни и дея­тельности человека. Среди множества его функций наибо­лее значимыми являются следующие:

1) целеполагание и планирование. Будущий результат и возможности его достижения изначально создаются в вооб­ражении субъекта;

2)познавательная. Воображение осуществляет мыслен­ный отход за пределы непосредственно воспринимаемого, конструирует понятие о предмете еще до того, как сложится само это понятие;

3) приспособительная. В психике ребенка возникает кон­фликт между избытком внешней информации и недостат­ком средств, необходимых для понимания и объяснения ок­ружающего. В этих условиях детский мозг непременно должен противопоставить обрушивающемуся на него внеш­нему потоку информации средство, которое позволило бы перекомбинировать исходный материал и таким образом увеличить объем воспринимаемого, например, сказки и мифы;

4) психотерапевтическая. Почему дети рассказывают «страшилки»? Это своеобразная защита от страхов, которые появляются у детей на определенном этапе развития.

Виды воображения.

Активное воображение — пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.

Пассивное воображение — его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

Продуктивное воображение — в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.

Репродуктивное воображение — ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

По степени активности и осознанности человеком созда­ния им новых образов воображение может быть непроиз­вольным (пассивным) и произвольным (активным). При не­произвольном новые образы возникают под воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей, влечений и установок. Такое воображение работает, как правило, тогда, когда человек спит, находится в дремотном состоя­нии, в грезах и т.д.

Произвольное воображение представляет собой процесс преднамеренного построения образов в связи с сознательно поставленной целью в той или иной деятельности. Для такого вида воображения характерно осознание не только цели, но и мотивов деятельности, понимание того, ради чего продуцируются новые образы. Произвольное вообра­жение возникает в раннем возрасте и наибольшее развитие получает в детских играх.

По степени уникальности воображение подразделяют на воссоздающее (репродуктивное) и творческое. Воссоз­дающее воображение характеризуется тем, что в его про­цессе создаются субъективно новые образы, т.е. образы, новые для данного индивида, которые объективно уже су­ществуют в определенных предметах культуры. Воссозда­ние образа может происходить на основе словесного опи­сания, восприятия изображений в виде картин, схем и т.д.

Воссоздающее воображение играет важную роль в жизни человека. Оно позволяет людям обмениваться опытом и помогает каждому человеку овладеть достижениями дру­гих людей.

Творческое воображение является самостоятельным со­зданием новых образов, которые реализуются в ориги­нальных продуктах деятельности. Это продуцирование ори­гинального образа без опоры на готовое или условное описание. Названный вид воображения играет важную роль во всех видах творческой деятельности.

Особой формой воображения является мечта. Она все­гда направлена в грядущее. Мечта позволяет человеку на­мечать будущее и организовывать поведение для его осу­ществления. Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются ярким, живым, конкретным характе­ром и эмоциональной насыщенностью, привлекательнос­тью для субъекта. Однако мечты полезны лишь тогда, ког­да они связывают желаемое будущее с настоящим. Если такой связи нет, то из стимула действия мечта может пре­вратиться в грезы, нереальную мечту. Необходимым эле­ментом научного и «художественного творчества представ­ляется фантазия. В фантазии конструируются новые образы, часто далекие от реальных образов. Фантастические образы служат тому, чтобы найти образное объясне­ние непонятным явлениям и восполнить информационный дефицит. Часто в психологии термины «воображение» и «фантазия» отождествляются.

Для создания новых и преобразования уже существу­ющих образов в воображении используется ряд приемов. К ним относится, прежде всего, комбинирование — сочетание отдельных элементов различных образов предметов в но­вых более или менее необычных комбинациях. Частным случаем комбинирования является агглютинация — созда­ние новых образов на основе «склеивания» представлений, в повседневной жизни несоединимых. На основе агглюти­нации были созданы мифологические образы кентавра, Ми­нотавра, Пегаса, сказочный образ русалки и др. Агглютина­ции встречаются не только в искусстве, но и в технике (троллейбус, аэросани, танк-амфибия).

Другим приемом воображения является акцентирова­ние — подчеркивание тех или иных черт. Это осуществля­ется на основе выделения, абстрагирования и преобразова­ния существенных особенностей предмета или явления. Прием акцентирования выражается, например, в выделении каких-либо черт в шаржах или карикатурах.

Один из приемов создания фантастических образов на­зывается гиперболизацией. Он заключается в увеличении или уменьшении предметов, явлений или образов. Посред­ством этого приема созданы сказочные и мифологические великаны и гномы. Гиперболизация может заключаться не только в увеличении или уменьшении размеров и пропорций, но и в изменении количества частей предмета или об­раза, например, в создании образов многоруких богинь, од­ноглазого циклопа, дракона с тремя головами.

Степень легкости или трудности мысленного преобра­зования предметов, действий, явлений в большой мере ха­рактеризует отношение личности к миру. Некоторые люди скованы ситуацией и подчинены реальности настолько, что мысленное преобразование окружающей действитель­ности для них затруднено и даже невозможно. Для других людей, напротив, всякая реальная ситуация выступает как исходный пункт и материал для преобразующей деятель­ности.

Виды воображения

В психологии принято различать два вида воображе­ния: пассивное (непроизвольное, произвольное) и активное(воссоздающее и творческое).

· Непроизвольное пассивное воображение характери­зуется тем, что человек создает образы без всякого наме­рения со своей стороны (сновидения, грезы):

· Произвольное пассивное воображение характеризу­ется тем, что человек ставит перед собой цель представить что-либо и сознательно направляет работу своего вообра­жения, исходя из имеющегося у нею замысла.

· Воссоздающее воображение развертывается на основе описания, рассказа, схемы, чертежа, символа. В этом случае человек наполняет исходный материал имеющими­ся в его распоряжении образами.

· Творческое воображение предполагает создание об­разов, вещей, признаков, не имеющих аналогов.

Необходимо различать объективную и субъективную новизну результата. Если образы и идеи оригинальны и не повторяют чего-либо, то это объективно новое н для дан­ного человека, и для других людей. Если же образы, идеи повторяют ранее созданные, то являются субъективно но­выми, оригинальными для данного лица.

Деление воображения на творческое и воссоздающее в некоторой степени относительно, поскольку в каждом из них есть элементы другого. Особым видом творческого воображения является мечта, связанная с осознанием желаемого будущего.

Этапы творческого воображения:

• возникновение творческой идеи;

• вынашивание замысла;

• реализация замысла.

Образы воображения

Синтез, реализуемый в процессах воображения, осуще­ствляется в различных формах.

· агглютинация — создание новых образов на основе склеивания частей имеющихся образов и представлений;

· гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета, а также изменение отдельных частей;

· схематизация — соединение отдельных представлений, при котором различия сглаживаются, а черты сход­ства выступают четко;

· типизация — выделение существенного, повторяю­щегося в однородных образах;

· заострение — подчеркивание каких-либо отдельных признаков.

Отмеченные способы создания образов воображения используются при заранее поставленной задаче, а также в процессе непреднамеренного воображения. Образы воображения различаются между собой по степени яркости и по соотношению с действительностью. Выделяют реалистическое воображение, которое отражает действитель­ность, предвосхищает события, и фантастическое вообра­жение, не совпадающее с действительностью.

megaobuchalka.ru

его функции и способы развития

Всем привет! Воображение в психологии считается одной из сфер психики, которая в силах изменить качество жизни, обогатить её яркими образами и событиями.

Человек, фантазируя, опирается на ранее полученный опыт, дополняя его придуманными деталями. Например, мы можем ощутить кислинку во рту, представив лимон, услышать дождь за окном и даже увидеть динозавров, рассмотреть их внимательно, если хорошенько пофантазируем.

И если вы разучились мечтать, ничего страшного. В этой статье вы получите необходимую информацию, которая поможет восстановить утраченные навыки. Ведь все дети посвящают много времени придумыванию и грёзам, а потом, вырастая, забывают, как это делается.

Виды

Для начала давайте разберёмся, какие виды и типы существуют.

  • Активное. Когда человек, прилагая усилия воли, добровольно пытается вызвать у себя желаемые образы. Это помогает усилить мотивацию, приблизить желаемое, реализовать задуманное. Все произведения искусства созданы именно благодаря активному, творческому, образному мышлению. И вообще, на нём строится культура.
  • Пассивное. Воображение делает свою работу без прямого участия человека, а порой и против его воли. Вспомните, бывало ли вам «видеть» перед глазами какие-то страшные моменты, что действительно пугают, но справиться с которыми вы были не в силах? Например, когда вы были один в полной темноте, в голову приходили наиболее ужасные кадры из фильмов. И даже казалось, что прямо сейчас в вашей комнате находятся эти монстры, привидения, маньяки и прочее.
  • Преднамеренное. То есть, связано с волевыми усилиями. Хотя преднамеренное пассивное является продуктом желаний человека. Этот продукт называют грёзами. И они никак не связаны с его волей, так как формируются неосознанно, в силу обострённых, неудовлетворённых потребностей. Если личность слишком много времени посвящает грёзам, то это грозит утратой связей с реальностью. Именно про таких людей говорят, что они живут в придуманном мире и носят розовые очки. А это сказывается на психическом развитии. Оно приостанавливается в связи с игнорированием различных обстоятельств, с которыми необходимо справляться, искать варианты решений проблем.
  • Непреднамеренное. Оно буквально управляет человеком, который вполне может принимать за реальность какие-либо бредовые идеи, галлюцинации и даже сны.

Функции

  • Мотивация к деятельности. Если создать достаточно яркий образ своего желания, то он будет придавать энергии для его достижения.
  • Регуляция поведения. При возникновении сложных ситуаций, требующих принятия решений, воображение может помочь обнаружить наиболее действенные, творческие и креативные варианты.
  • Иллюзорное удовлетворение потребностей с помощью замещения реальности фантазиями. Иногда это позволяет сохранить душевное равновесие и психологическое, моральное состояние в момент трудностей. Но, к сожалению, если часто использовать воображение для облечения проживания жизненных неурядиц, появляется высокий риск утратить полностью связь с реальностью. Так случается при игровой зависимости.
  • Организация познания. Если по каким-либо причинам не удаётся осуществить изучение важного объекта или предмета, то с помощью образов его вполне возможно смоделировать, достроив недостающие элементы.

Как развить?

Игры

Игры подходят не только детям, взрослые также вполне могут «прокачать» своё образное мышление, причём, весело и интересно.

  • Рассказчик. Если у вас есть ребёнок, попробуйте ему не только читать книги, но и придумывать свои собственные, особенные сказки. Пусть это будут коротенькие истории. Если главными героями в них станут его любимые животные, игрушки, то они запомнятся ему на очень много лет. С друзьями можно придумать одну совместную историю. Предлагая по фразе, вы удивитесь, что получится в итоге. Вдруг у вашей компании настолько великий потенциал, что мир получит новые произведения литературы? В крайнем случае, вы отлично повеселитесь.
  • Крокодил. Мало кто не знает об этой игре, но на всякий случай коротко расскажу о правилах. Необходимо выбрать одного человека, который будет изображать, а может даже, рисовать загаданное ему слово. Задачей остальных участников будет угадывать, что он показывает.
  • Фантастические вопросы. Придумайте необычный, нестандартный вопрос и попробуйте найти на него такие же необычные ответы. Например: «Что вы сделаете, если сейчас из туалета в вашем доме послышится рев медведя с просьбой освободить его?».

Схемы и карты

Вполне подойдут обычные карты мира или вашей страны. Внимательно изучите каждый город, островок, пробуя представить, как он выглядит в реальности. Допустим, что по Антарктиде бегают белые медведи, пингвины ловят рыбку и высиживают птенцов.

Также можете создать карту собственной квартиры и не просто её расположение, а указав маршрут, по которому следует отправиться, чтобы найти спрятанные сокровища. Заботливо вами оставленные заранее. На любой праздник этот квест окажется отличным подарком не только для ребёнка, но и любимого человека.

Занимательная геометрия и математика

Если сочинения рассказов и рисование фантастических животных не самые лучшие свойства и таланты вашей личности, то можете выполнять задания, которые подойдут для людей технического склада.

Допустим, существуют достаточно сложные и красивые рисунки из точек, которые необходимо соединить линиями по очерёдности. Посмотрите интересные задачи со спичками, рисуйте геометрические фигуры, не отрывая карандаша от бумаги.

Решайте примеры в уме. Если не выходит, представляйте, как вы вычитаете или прибавляете в столбик, или, допустим, считаете яблоки, машины, кольца, или даже бутерброды. В общем, дайте волю своей фантазии.

Чтение

В процессе чтения непроизвольно в голове возникают образы, которые описывают героев, природу, события. Мы представляем себя на месте людей, о которых идёт речь, благодаря этому испытываем различные чувства.

Поэтому уделяйте больше внимания художественной литературе. Это поможет также укрепить память, расширить словарный запас, улучшить правописание, повысить интеллектуальный уровень и много чего другого. О прочих полезных свойствах чтения вы узнаете, если перейдёте по этой ссылке.

Фото

Разглядывайте картинки, фотографии, произведения искусства. Это поможет расширить кругозор, вдохновит на создание своих творений, пусть даже кулинарных.

Да и предаться фантазиям, мечтам порой бывает очень важно. Это даёт энергию и стимул двигаться дальше, развиваться и становиться лучше.

Кстати, из наиболее понравившихся фото можно потом составить коллаж желаний. Он также способствует реализации мечты, хотя бы потому, что образ того что хочется, становится более четким и понятным. Подробнее о том, как его сделать, вы узнаете тут.

Завершение

Развить воображение вполне возможно при любых условиях. Например, разглядывая людей в транспорте и придумывая, кем они работают, с кем живут, куда едут и вообще, чем наполнена их жизнь.

Кстати, метод альфа-визуализации поможет вам скорее претворить в реальность мечты. Даже если некоторые из них кажутся труднореализуемыми.

Помимо того, что в процессе будет улучшаться ваше образное мышление, вы ещё и научитесь делать свои мысли материальными. С пользой, а не во вред себе, как это часто происходит по незнанию.

А на сегодня всё, уважаемые читатели. Берегите себя и будьте счастливы!

Материал подготовила психолог, гештальт-терапевт, Журавина Алина

qvilon.ru

Воображение в психологии

Читая о научных открытиях, мы поражаемся: «Как он (она) до такого смогли додуматься?» Всему виной фантазия ученого, которая была направлена в нужное русло, во всяком случае, таков взгляд обывателя на проблему. Интересно, какую роль воображению отводит психология, ведь в глазах этой науки привычные вещи раскрываются под другим углом.

Функции воображения в психологии

Способность создавать что-то совершенно новое из имеющихся образов и знаний необходима человеку, без неё процесс познания был бы невозможен. Поэтому понятие воображения в психологии тесно связывается с мышлением, памятью и восприятием, также являющимися частью познания. Создание мысленных образов предшествует итогу каждой деятельности, становясь стимулом творческого процесса. Но функции воображения не только в этом, к примеру, в психологии выделяют целых 5 задач.

  1. Для решения практических проблем (прагматическая).
  2. Для регуляции эмоций, физиологических состояний и психических процессов (психотерапевтическая). Например, всем известный эффект плацебо, является яркой иллюстрацией этой функции воображения.
  3. Регуляция памяти, внимания, речи и других средств познания (познавательная). Мы часто «проговариваем» в уме слова, прежде чем их произнести, а пытаясь вспомнить какой-то факт, пытаемся воссоздать свои ощущения, когда впервые узнали об этом событии (запахи, эмоции, разговоры, звуки и т.д.).
  4. Планирование деятельности.
  5. Формирование образов и манипуляция ими в уме для программирования различных ситуаций.

Но это удивительное явление можно различать не только по выполняемым функциям, есть ещё и различные виды воображения. К пассивному созданию образов относят видения, грёзы (сознательно вызываемые образы) и мечты (планируемое будущее). А более всего в психологии интерес вызывают активные способы воображения, среди которых творческое занимает не последнее место. Это и понятно, именно благодаря такому виду фантазий мы можем наслаждаться произведениями искусства и пользоваться научными открытиями.

Творческое воображение в психологии

Данный вид фантазий позволяет создавать новые образы для последующего воплощения в жизнь. При этом принято различать объективную и субъективную новизну. В первом случае идея должна быть абсолютно оригинальной, не опирающийся на чей-либо опыт, второй случай подразумевает повторение ранее сотворённых образов, оригинальны они лишь для данного человека.

Мысленное представление образов (воображение) и мышление в психологии тесно переплетаются. Более того, бывают случаи, когда творческое воображение подменяет собой логическое мышление. Объясняется это довольно просто – логика нам помогает вскрыть все имеющиеся связи, установить истинное положение вещей. То есть, пользуясь логическим мышлением, мы «выжимаем» из предметов и явлений максимум информации. Но всё складывается таким образом только в случае наличия необходимых знаний или возможности их получения путём логических выкладок. Когда же сведений не хватает и их невозможно добыть объективными рассуждениями, на помощь приходит творческое воображение и интуиция. С их помощью создаются недостающие звенья, помогающие связать все факты в единое целое. Эта система действует, пока не найдутся реальные связи, помогающие логично объяснить действительность. Такая созидательная роль воображения делает его необходимым в любой профессии. Хотя, конечно, физик будет прибегать к «чертогам разума» несколько реже, чем писатель.

 

womanadvice.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *