Воображение
С окружающей средой человек находится в постоянном контакте и на его органы чувств каждую секунду воздействуют сотни самых разных стимулов. Впечатления, полученные от предметов реального мира, сохраняются в памяти длительное время и подвергаются определенной обработке, таким образом, человек может воздействовать на окружающую среду и целенаправленно её изменять.
Человек в своих целях действует по заранее намеченному плану и потом воплощает его на практике. В создании чего-либо нового проявляется еще один феномен психики человека. Суть этого феномена заключается в том, что сначала в сознании создается образ, не существующий в реальности. Основой создания этого образа служит прошлый опыт человека, а сам процесс создания новых психических образов получил название воображения.
Специалисты считают, что воображение формировалось в процессе трудовой деятельности, потому что существовала потребность в преобразовании предметов реального мира. В ходе исторического развития человека деятельность воображения стала проявляться в фантазиях, мечтах, т.е. тех образах, которые не могли быть созданы на практике в данный момент.
Даже такие сложные формы воображения, которые необходимы в научном, техническом и художественном творчестве, выступают как результат преобразования представлений из реальной действительности.
Память и мышление неразрывно связаны с процессом воображения. Если человек воспроизводит представления вещей или событий из своего опыта, то речь идет о процессах памяти. Если эти же представления воспроизводятся для создания новых представлений, то речь идет о деятельности воображения. Деятельность воображения обязательно присутствует в формировании образов каких-либо объектов или явлений, никогда не воспринимаемых человеком. Например, представления о природных зонах или образе литературного героя.
Очень тесно деятельность воображения связана с эмоциональными переживаниями человека. Представление желаемого вызывает позитивные чувства и может вывести из негативных состояний, а это значит, что воображение играет значительную роль в регуляции поведения.
Налицо связь воображения и волевых действий. В любом виде трудовой деятельности присутствует воображение, но, прежде чем что-то создать, необходимо об этом иметь представление. Значение воображения возрастает с приближением к творческой деятельности.
Актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые системы составляют физиологическую основу воображения. Возникающие новые образы не совпадают с прежним опытом, но и не отрываются от него. Непредсказуемость воображения, его сложность, дают основание предполагать, что его физиологические механизмы связаны с глубоко залегающими структурами мозга. Значительную роль играет здесь гипоталамо-лимбическая система.
Воображение оказывает влияние на функционирование желез, деятельность внутренних органов, обмен веществ в организме и на многие другие органические процессы. Например, представление о вкусной еде вызывает сильное слюноотделение, а внушение об ожоге может вызвать его реальные признаки. Таким образом, роль воображения в регуляции процессов организма человека и в регуляции его мотивированного поведения, значительна.
Основные функции воображения
Из всех живых существ только человек обладает активным и продуктивным воображением. Кроме продуктивного воображения есть еще пассивное и репродуктивное. Вся деятельность человека в той или иной степени пронизана воображением, которое сопровождает его во время чтения книги, прослушивания музыки, беседы с коллегой. Воображению человечество обязано всем, считают ученые, что составляет научно-технический прогресс, поэтому функции воображения многочисленны:
- Познавательная функция. Она состоит в том, что воображение способствует расширению и углублению знания. Данная функция имеет две разновидности – генерализационную, которая проявляется в генерации ситуаций, возможностей, элементов и синтетическую функцию – создание целостного новообразования. Новые созданные образы приводят к открытиям и изобретениям, поэтому воображение является психологическим фактором поисковой творческой деятельности;
- Функция предвосхищения. В основе психического состояния лежат образы воображения, оно направлено на то, что может или должно произойти. Образы воображения облегчают процесс предвосхищения результата какого-либо положения, последующего образа действия. В речевом плане облегчается мысленное построение фразы;
- Регулирующая функция. Она предполагает, что образы воображения имеют побудительное значение и в определенном направлении способствуют активности человека. Связанные с потребностями, интересами и другими компонентами личности, они становятся психологическим фактором творческого вдохновения;
- Контрольно-корректирующая функция. Суть её состоит в том, что дает возможность исправлять ошибки и недочеты, совершенствовать методы и приемы выполняемой работы;
- Функция эмоционального воздействия. Яркие и чувственные образы воображения оказывают большое влияние на эмоциональный фон деятельности. Они оказывают стимулирующее действие на настроение человека в процессе деятельности, могут повышать или понижать его, способствовать увлеченности работой или сдерживать её.
Воображение имеет еще две специальные, психологические функции – психодиагностическую и психотерапевтическую:
- Психодиагностическая функция воображения. Суть этой функции в том, что, анализируя продукты воображения человека, можно говорить о его психологии. Данная функция используется в психологических тестах – придумать, сочинить, нарисовать что-то фантастическое, а после специального анализа сделать определенные выводы;
- Психотерапевтическая функция воображения. С помощью этой функции можно оказывать положительное влияние на психологическое состояние и поведение человека. При произвольном вызове определенных образов, можно изменить собственное психическое и физическое состояние. Эта функция воображения активно используется во многих методах практической психологии, например, в аутогенной тренировке, в гештальттерапии, в нейролингвистическом программировании.
В жизни каждого человека бывают случаи, когда необходимо обратиться к использованию воображения. Это может быть планирование и управление деятельностью, регулирование процесса удовлетворения потребностей, виды творческой деятельности.
Однозначного соответствия между образами воображения и явлениями действительности, которые в них отражаются, нет, потому что воображение не есть копия настоящего. Воображение – это модель предполагаемого образа, основанная на опыте субъекта. Любые образы фантазии детерминированы. Бессодержательной фантазии, в которой не отразился бы природный или социальный объективный мир, нет, и не может быть. Степень адекватности отражения действительности в фантазии может быть разной.
Исходя из этого, была предпринята попытка классифицировать фантазию, т.е. воображение на виды:
- Рациональная фантазия. Она отражает существенные стороны объекта;
- Иллюзия. Видимость принимается за сущность;
- Мистификация. Объективная реальность сознательно искажается.
Функции воображения показаны на схеме ниже.
spravochnick.ru
Функции воображения | PSYERA
Воображение проникает в жизнь и творчество человека через ряд функций: прагматическую, кинестическую, познавательную, кинестическую, психотерапевтическую, психодиагностическую.
Прагматические функции воображения проявляются в использовании формируемых в процесс воображения образов реального мира в решении практических проблем, возникающих в различных сферах деятельности людей.
Психотерапевтические функции воображения состоят в регуляции психических процессов, состояний, эмоций и физиологических процессов через психологические технологии различного типа. В частности, в психоанализе эта функция ориентирована на «прорыв» в сферу подсознания клиентов и выработку у них «оздоровительных легенд» на основе формирования у них соответствующих воображаемых образов специальными приемами.
Значительна роль этой функции в психокоррекции ошибочных действий типа «феномена невыполненности», допускаемых специалистами при выполнении высокоответственных операций, связанных с обеспечением безопасности людей. Ошибки возникают из-за искаженных виртуальных образов воображения о текущих состояниях управляемых объектов. Например, около 30% посадок самолетов с невыпущенными шасси объясняется именно виртуальным представлением бортмеханика о том, что шасси выпущены, а не забыванием их выпустить или халатностью Будучи уверенным в проделанной операции выпуска шасси, он не контролирует их состояние по пилотажно-посадочному сигнализатору и игнорирует табло «Выпусти шасси» (зачем перепроверять то, в чем уверен?). Во внешнем плане деятельности бортмеханика налицо пропуск штатной рабочей операции, во внутреннем же такого пропуска нет — он не делает эту операцию, так как уверен в том, что уже выполнил ее.
Психокоррекционные функции воображения призваны в случаях, описанных выше, разрушать виртуальные образы воображения, трансформируя их в образы восприятия и представления реальных состоянии управляемых объектов.
Воображение выполняет психотерапевтическую роль при излечении расстройств, объединенных названием «психические атаки». Внешнее проявление их — в появлении страха пройти через обычный городской мост, перейти площадь, выйти из дому во время дождя или при ясном солнце и т.п. Этим явлениям противопоставляются образы, преднамеренно формируемые у клиента специалистом-психологом.
Психодиагностические функции воображения используют образы воображения в качестве сигналов, отражающих свойства личности человека и его текущие психические состояния. При этом широкое применение находят тесты проективного типа. Согласно феномену механизма проекции, человек в своем воображении склонен приписывать другим людям свои личностные характеристики. Другими словами, в продуктах воображения индивида отражаются его психологические характеристики. Так, рассматривая одну и ту же картинку, один человек видит в ней мрачные мотивы а другой обнаруживает в ней что-то перспективное. Вполне вероятно, что первый обладает пессимистической чертой характера, а другой — оптимистической.
Познавательные функции воображения обеспечивает управление процессами мышления, внимания, памяти и речи — путем ассоциативной увязки их с формируемыми в воображении образами. Следует ожидать ускорения возрастания роли воображения в структуре познавательных процессов. В первую очередь это коснется управленческих сфер независимо от их природы. Например, в настоящее время разрабатываются технологии управления макроэкономическими процессами на базе возникающих у человека виртуальных представлений об их текущих состояниях.
psyera.ru
его общая характеристика, функции, формы и приемы (техники) . Воображение. Виды воображения.
Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением.
Виды воображения
Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.
Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.
Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.
Функции воображения:
Образное представление действительности;
Регулирование эмоциональных состояний;
Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека;
Формирование внутреннего плана действий.
Способы создания образов воображения:
Агглютинация – создание образов посредством соединения любых качеств, свойств, частей.
Акцентирование – выделение какой-либо части, детали целого.
Типизация – наиболее сложный прием. Художник изображает конкретный эпизод, который впитывает в себя массу аналогичных и таким образом является как бы их представителем. Так же формируется и литературный образ, в котором концентрируются типичные черты многих людей данного круга, определенной эпохи.
Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности, или преднамеренности. Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.
Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту.
Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию.
Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы.
Особой формой воображения является мечта – самостоятельное создание новых образов. Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т.е. мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее.
Если произвольное, или активное, воображение преднамеренно, т.е. связано с волевыми проявлениями человека, то пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей. Эти образы получили название грез. В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальной действительности, уходу в выдуманный мир, что, в свою очередь, начинает тормозить психическое и социальное развитие этого человека.
Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т.д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимают несуществующие объекты. При классификации видов воображения исходят из двух основных характеристик. Это степень проявления волевых усилий и степень активности, или осознанности.
studfiles.net
Воображение, его функции и виды — Мегаобучалка
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ. МЫШЛЕНИЕ И ВООБРАЖЕНИЕ. ИНТЕЛЛЕКТ
Воображение. Общая характеристика
Человек может представить себе не только те предметы и явления, которые он ранее воспринимал, но и те, с которыми он никогда не сталкивался. Иначе говоря, человек может воспринимать ранее пережитое и воображать нечто неизведанное.
Отражение человеком мира есть активный, творческий процесс. Это означает, что воспринимаемые предметы и явления, пережитые чувства не только отражаются в мозгу человека, но и перестраиваются в новые комбинации.
Воображение — это преобразование представлений и формирование на их основе образов, реализация которых приводит к созданию новых материальных и духовных ценностей. Человек может также создавать образы объектов, реально существующих, но не встречающихся в его личной опыте. Воображение как своеобразная форма отражения действительности осуществляет мысленный отход за пределы воспринимаемого, способствует предвосхищению будущего, «оживляет» прошлое. Физиологической основой воображения является сложная аналитико-синтетическая система деятельности мозга, в процессе которой происходит образование новых систем временных связей на основе ранее сформированных. Важную роль в создании новых временных связей играет слово.
Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания. Оно играет огромную роль в преобразовании объективного мира. Воображение — важнейшая составляющая часть творческого процесса. Участие воображения в процессе труда тем значительнее, чем больше творчества в этом труде.
Деятельность воображения зависит от общей направленности личности. Особое значение в создании образов имеет мировоззрение личности. Процесс воображения неразрывно связан с эмоционально-волевой и познавательной сферами личности.
Воображение, как и восприятие, память, мышление — познавательный процесс. Специфика его состоит в переработке прошлого опыта; и в этом отношении оно неразрывно связано с памятью. Воображение тесно связано и с процессом восприятия. Оно включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов и в то же время само зависит от восприятия.
Воображение тесно связано с мышлением. И мышление и воображение возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребностью личности, а основу их составляет опережающее отражение. Но опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессе воображения, происходит в виде ярких представлений, в то время как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать окружающее.
Воображение — психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений.
В настоящее время распространяется мнение, что воображение является комбинацией не только образного, но и абстрактного содержания.
Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой.
Воображение, его функции и виды
Человек как субъект действия не только созерцает и познает, но и изменяет мир, преобразует природу, создает предметы, которых в ней нет. Человек не мог бы совершать всего этого, если бы он не представлял себе результата своих действий. Чтобы преобразовывать мир на практике, надо уметь преобразовывать его мысленно, в представлении.
Психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятия и представлений, полученных в предшествующем опыте, называется воображением. Воображение присуще только человеку. В представлении ожидаемого результата с помощью фантазии состоит коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных.
Воображение находится в тесной связи со всеми сторонами жизнедеятельности человека. Оно неразрывно связано с памятью, опираясь на ее процессы, перерабатывая и преобразуя то, что хранит память. Воображение активно включается в восприятие, обогащая воспринимаемые образы. Так, восприятие произведений живописи становится более содержательным, эмоциональным, когда в нем принимает участие воображение. Тесные связи существуют между воображением и мышлением. Это особенно ярко проявляется в ситуации неопределенности и недостаточности условий для решения той или иной задачи. И мышление, и воображение возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребностью личности, основываются на опережающем отражении. Но опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессе воображения, происходит в виде ярких представлений, в то время как опережающее отражение в процессах мышления осуществляется путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать окружающее.
Функции воображения:
Ø Образное представление действительности.
Ø Регулирование эмоциональных состояний.
Ø Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека.
Ø Формирование внутреннего плана действий.
Воображение играет очень важную роль в жизни и деятельности человека. Среди множества его функций наиболее значимыми являются следующие:
1) целеполагание и планирование. Будущий результат и возможности его достижения изначально создаются в воображении субъекта;
2)познавательная. Воображение осуществляет мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого, конструирует понятие о предмете еще до того, как сложится само это понятие;
3) приспособительная. В психике ребенка возникает конфликт между избытком внешней информации и недостатком средств, необходимых для понимания и объяснения окружающего. В этих условиях детский мозг непременно должен противопоставить обрушивающемуся на него внешнему потоку информации средство, которое позволило бы перекомбинировать исходный материал и таким образом увеличить объем воспринимаемого, например, сказки и мифы;
4) психотерапевтическая. Почему дети рассказывают «страшилки»? Это своеобразная защита от страхов, которые появляются у детей на определенном этапе развития.
Виды воображения.
Активное воображение — пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.
Пассивное воображение — его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
Продуктивное воображение — в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.
Репродуктивное воображение — ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.
По степени активности и осознанности человеком создания им новых образов воображение может быть непроизвольным (пассивным) и произвольным (активным). При непроизвольном новые образы возникают под воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей, влечений и установок. Такое воображение работает, как правило, тогда, когда человек спит, находится в дремотном состоянии, в грезах и т.д.
Произвольное воображение представляет собой процесс преднамеренного построения образов в связи с сознательно поставленной целью в той или иной деятельности. Для такого вида воображения характерно осознание не только цели, но и мотивов деятельности, понимание того, ради чего продуцируются новые образы. Произвольное воображение возникает в раннем возрасте и наибольшее развитие получает в детских играх.
По степени уникальности воображение подразделяют на воссоздающее (репродуктивное) и творческое. Воссоздающее воображение характеризуется тем, что в его процессе создаются субъективно новые образы, т.е. образы, новые для данного индивида, которые объективно уже существуют в определенных предметах культуры. Воссоздание образа может происходить на основе словесного описания, восприятия изображений в виде картин, схем и т.д.
Воссоздающее воображение играет важную роль в жизни человека. Оно позволяет людям обмениваться опытом и помогает каждому человеку овладеть достижениями других людей.
Творческое воображение является самостоятельным созданием новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Это продуцирование оригинального образа без опоры на готовое или условное описание. Названный вид воображения играет важную роль во всех видах творческой деятельности.
Особой формой воображения является мечта. Она всегда направлена в грядущее. Мечта позволяет человеку намечать будущее и организовывать поведение для его осуществления. Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются ярким, живым, конкретным характером и эмоциональной насыщенностью, привлекательностью для субъекта. Однако мечты полезны лишь тогда, когда они связывают желаемое будущее с настоящим. Если такой связи нет, то из стимула действия мечта может превратиться в грезы, нереальную мечту. Необходимым элементом научного и «художественного творчества представляется фантазия. В фантазии конструируются новые образы, часто далекие от реальных образов. Фантастические образы служат тому, чтобы найти образное объяснение непонятным явлениям и восполнить информационный дефицит. Часто в психологии термины «воображение» и «фантазия» отождествляются.
Для создания новых и преобразования уже существующих образов в воображении используется ряд приемов. К ним относится, прежде всего, комбинирование — сочетание отдельных элементов различных образов предметов в новых более или менее необычных комбинациях. Частным случаем комбинирования является агглютинация — создание новых образов на основе «склеивания» представлений, в повседневной жизни несоединимых. На основе агглютинации были созданы мифологические образы кентавра, Минотавра, Пегаса, сказочный образ русалки и др. Агглютинации встречаются не только в искусстве, но и в технике (троллейбус, аэросани, танк-амфибия).
Другим приемом воображения является акцентирование — подчеркивание тех или иных черт. Это осуществляется на основе выделения, абстрагирования и преобразования существенных особенностей предмета или явления. Прием акцентирования выражается, например, в выделении каких-либо черт в шаржах или карикатурах.
Один из приемов создания фантастических образов называется гиперболизацией. Он заключается в увеличении или уменьшении предметов, явлений или образов. Посредством этого приема созданы сказочные и мифологические великаны и гномы. Гиперболизация может заключаться не только в увеличении или уменьшении размеров и пропорций, но и в изменении количества частей предмета или образа, например, в создании образов многоруких богинь, одноглазого циклопа, дракона с тремя головами.
Степень легкости или трудности мысленного преобразования предметов, действий, явлений в большой мере характеризует отношение личности к миру. Некоторые люди скованы ситуацией и подчинены реальности настолько, что мысленное преобразование окружающей действительности для них затруднено и даже невозможно. Для других людей, напротив, всякая реальная ситуация выступает как исходный пункт и материал для преобразующей деятельности.
Виды воображения
В психологии принято различать два вида воображения: пассивное (непроизвольное, произвольное) и активное(воссоздающее и творческое).
· Непроизвольное пассивное воображение характеризуется тем, что человек создает образы без всякого намерения со своей стороны (сновидения, грезы):
· Произвольное пассивное воображение характеризуется тем, что человек ставит перед собой цель представить что-либо и сознательно направляет работу своего воображения, исходя из имеющегося у нею замысла.
· Воссоздающее воображение развертывается на основе описания, рассказа, схемы, чертежа, символа. В этом случае человек наполняет исходный материал имеющимися в его распоряжении образами.
· Творческое воображение предполагает создание образов, вещей, признаков, не имеющих аналогов.
Необходимо различать объективную и субъективную новизну результата. Если образы и идеи оригинальны и не повторяют чего-либо, то это объективно новое н для данного человека, и для других людей. Если же образы, идеи повторяют ранее созданные, то являются субъективно новыми, оригинальными для данного лица.
Деление воображения на творческое и воссоздающее в некоторой степени относительно, поскольку в каждом из них есть элементы другого. Особым видом творческого воображения является мечта, связанная с осознанием желаемого будущего.
Этапы творческого воображения:
• возникновение творческой идеи;
• вынашивание замысла;
• реализация замысла.
Образы воображения
Синтез, реализуемый в процессах воображения, осуществляется в различных формах.
· агглютинация — создание новых образов на основе склеивания частей имеющихся образов и представлений;
· гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета, а также изменение отдельных частей;
· схематизация — соединение отдельных представлений, при котором различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко;
· типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных образах;
· заострение — подчеркивание каких-либо отдельных признаков.
Отмеченные способы создания образов воображения используются при заранее поставленной задаче, а также в процессе непреднамеренного воображения. Образы воображения различаются между собой по степени яркости и по соотношению с действительностью. Выделяют реалистическое воображение, которое отражает действительность, предвосхищает события, и фантастическое воображение, не совпадающее с действительностью.
megaobuchalka.ru
его функции и способы развития
Всем привет! Воображение в психологии считается одной из сфер психики, которая в силах изменить качество жизни, обогатить её яркими образами и событиями.
Человек, фантазируя, опирается на ранее полученный опыт, дополняя его придуманными деталями. Например, мы можем ощутить кислинку во рту, представив лимон, услышать дождь за окном и даже увидеть динозавров, рассмотреть их внимательно, если хорошенько пофантазируем.
И если вы разучились мечтать, ничего страшного. В этой статье вы получите необходимую информацию, которая поможет восстановить утраченные навыки. Ведь все дети посвящают много времени придумыванию и грёзам, а потом, вырастая, забывают, как это делается.
Виды
Для начала давайте разберёмся, какие виды и типы существуют.
- Активное. Когда человек, прилагая усилия воли, добровольно пытается вызвать у себя желаемые образы. Это помогает усилить мотивацию, приблизить желаемое, реализовать задуманное. Все произведения искусства созданы именно благодаря активному, творческому, образному мышлению. И вообще, на нём строится культура.
- Пассивное. Воображение делает свою работу без прямого участия человека, а порой и против его воли. Вспомните, бывало ли вам «видеть» перед глазами какие-то страшные моменты, что действительно пугают, но справиться с которыми вы были не в силах? Например, когда вы были один в полной темноте, в голову приходили наиболее ужасные кадры из фильмов. И даже казалось, что прямо сейчас в вашей комнате находятся эти монстры, привидения, маньяки и прочее.
- Преднамеренное. То есть, связано с волевыми усилиями. Хотя преднамеренное пассивное является продуктом желаний человека. Этот продукт называют грёзами. И они никак не связаны с его волей, так как формируются неосознанно, в силу обострённых, неудовлетворённых потребностей. Если личность слишком много времени посвящает грёзам, то это грозит утратой связей с реальностью. Именно про таких людей говорят, что они живут в придуманном мире и носят розовые очки. А это сказывается на психическом развитии. Оно приостанавливается в связи с игнорированием различных обстоятельств, с которыми необходимо справляться, искать варианты решений проблем.
- Непреднамеренное. Оно буквально управляет человеком, который вполне может принимать за реальность какие-либо бредовые идеи, галлюцинации и даже сны.
Функции
- Мотивация к деятельности. Если создать достаточно яркий образ своего желания, то он будет придавать энергии для его достижения.
- Регуляция поведения. При возникновении сложных ситуаций, требующих принятия решений, воображение может помочь обнаружить наиболее действенные, творческие и креативные варианты.
- Иллюзорное удовлетворение потребностей с помощью замещения реальности фантазиями. Иногда это позволяет сохранить душевное равновесие и психологическое, моральное состояние в момент трудностей. Но, к сожалению, если часто использовать воображение для облечения проживания жизненных неурядиц, появляется высокий риск утратить полностью связь с реальностью. Так случается при игровой зависимости.
- Организация познания. Если по каким-либо причинам не удаётся осуществить изучение важного объекта или предмета, то с помощью образов его вполне возможно смоделировать, достроив недостающие элементы.
Как развить?
Игры
Игры подходят не только детям, взрослые также вполне могут «прокачать» своё образное мышление, причём, весело и интересно.
- Рассказчик. Если у вас есть ребёнок, попробуйте ему не только читать книги, но и придумывать свои собственные, особенные сказки. Пусть это будут коротенькие истории. Если главными героями в них станут его любимые животные, игрушки, то они запомнятся ему на очень много лет. С друзьями можно придумать одну совместную историю. Предлагая по фразе, вы удивитесь, что получится в итоге. Вдруг у вашей компании настолько великий потенциал, что мир получит новые произведения литературы? В крайнем случае, вы отлично повеселитесь.
- Крокодил. Мало кто не знает об этой игре, но на всякий случай коротко расскажу о правилах. Необходимо выбрать одного человека, который будет изображать, а может даже, рисовать загаданное ему слово. Задачей остальных участников будет угадывать, что он показывает.
- Фантастические вопросы. Придумайте необычный, нестандартный вопрос и попробуйте найти на него такие же необычные ответы. Например: «Что вы сделаете, если сейчас из туалета в вашем доме послышится рев медведя с просьбой освободить его?».
Схемы и карты
Вполне подойдут обычные карты мира или вашей страны. Внимательно изучите каждый город, островок, пробуя представить, как он выглядит в реальности. Допустим, что по Антарктиде бегают белые медведи, пингвины ловят рыбку и высиживают птенцов.
Также можете создать карту собственной квартиры и не просто её расположение, а указав маршрут, по которому следует отправиться, чтобы найти спрятанные сокровища. Заботливо вами оставленные заранее. На любой праздник этот квест окажется отличным подарком не только для ребёнка, но и любимого человека.
Занимательная геометрия и математика
Если сочинения рассказов и рисование фантастических животных не самые лучшие свойства и таланты вашей личности, то можете выполнять задания, которые подойдут для людей технического склада.
Допустим, существуют достаточно сложные и красивые рисунки из точек, которые необходимо соединить линиями по очерёдности. Посмотрите интересные задачи со спичками, рисуйте геометрические фигуры, не отрывая карандаша от бумаги.
Решайте примеры в уме. Если не выходит, представляйте, как вы вычитаете или прибавляете в столбик, или, допустим, считаете яблоки, машины, кольца, или даже бутерброды. В общем, дайте волю своей фантазии.
Чтение
В процессе чтения непроизвольно в голове возникают образы, которые описывают героев, природу, события. Мы представляем себя на месте людей, о которых идёт речь, благодаря этому испытываем различные чувства.
Поэтому уделяйте больше внимания художественной литературе. Это поможет также укрепить память, расширить словарный запас, улучшить правописание, повысить интеллектуальный уровень и много чего другого. О прочих полезных свойствах чтения вы узнаете, если перейдёте по этой ссылке.
Фото
Разглядывайте картинки, фотографии, произведения искусства. Это поможет расширить кругозор, вдохновит на создание своих творений, пусть даже кулинарных.
Да и предаться фантазиям, мечтам порой бывает очень важно. Это даёт энергию и стимул двигаться дальше, развиваться и становиться лучше.
Кстати, из наиболее понравившихся фото можно потом составить коллаж желаний. Он также способствует реализации мечты, хотя бы потому, что образ того что хочется, становится более четким и понятным. Подробнее о том, как его сделать, вы узнаете тут.
Завершение
Развить воображение вполне возможно при любых условиях. Например, разглядывая людей в транспорте и придумывая, кем они работают, с кем живут, куда едут и вообще, чем наполнена их жизнь.
Кстати, метод альфа-визуализации поможет вам скорее претворить в реальность мечты. Даже если некоторые из них кажутся труднореализуемыми.
Помимо того, что в процессе будет улучшаться ваше образное мышление, вы ещё и научитесь делать свои мысли материальными. С пользой, а не во вред себе, как это часто происходит по незнанию.
А на сегодня всё, уважаемые читатели. Берегите себя и будьте счастливы!
Материал подготовила психолог, гештальт-терапевт, Журавина Алина
qvilon.ru
Воображение в психологии
Читая о научных открытиях, мы поражаемся: «Как он (она) до такого смогли додуматься?» Всему виной фантазия ученого, которая была направлена в нужное русло, во всяком случае, таков взгляд обывателя на проблему. Интересно, какую роль воображению отводит психология, ведь в глазах этой науки привычные вещи раскрываются под другим углом.
Функции воображения в психологии
Способность создавать что-то совершенно новое из имеющихся образов и знаний необходима человеку, без неё процесс познания был бы невозможен. Поэтому понятие воображения в психологии тесно связывается с мышлением, памятью и восприятием, также являющимися частью познания. Создание мысленных образов предшествует итогу каждой деятельности, становясь стимулом творческого процесса. Но функции воображения не только в этом, к примеру, в психологии выделяют целых 5 задач.
- Для решения практических проблем (прагматическая).
- Для регуляции эмоций, физиологических состояний и психических процессов (психотерапевтическая). Например, всем известный эффект плацебо, является яркой иллюстрацией этой функции воображения.
- Регуляция памяти, внимания, речи и других средств познания (познавательная). Мы часто «проговариваем» в уме слова, прежде чем их произнести, а пытаясь вспомнить какой-то факт, пытаемся воссоздать свои ощущения, когда впервые узнали об этом событии (запахи, эмоции, разговоры, звуки и т.д.).
- Планирование деятельности.
- Формирование образов и манипуляция ими в уме для программирования различных ситуаций.
Но это удивительное явление можно различать не только по выполняемым функциям, есть ещё и различные виды воображения. К пассивному созданию образов относят видения, грёзы (сознательно вызываемые образы) и мечты (планируемое будущее). А более всего в психологии интерес вызывают активные способы воображения, среди которых творческое занимает не последнее место. Это и понятно, именно благодаря такому виду фантазий мы можем наслаждаться произведениями искусства и пользоваться научными открытиями.
Творческое воображение в психологии
Данный вид фантазий позволяет создавать новые образы для последующего воплощения в жизнь. При этом принято различать объективную и субъективную новизну. В первом случае идея должна быть абсолютно оригинальной, не опирающийся на чей-либо опыт, второй случай подразумевает повторение ранее сотворённых образов, оригинальны они лишь для данного человека.
Мысленное представление образов (воображение) и мышление в психологии тесно переплетаются. Более того, бывают случаи, когда творческое воображение подменяет собой логическое мышление. Объясняется это довольно просто – логика нам помогает вскрыть все имеющиеся связи, установить истинное положение вещей. То есть, пользуясь логическим мышлением, мы «выжимаем» из предметов и явлений максимум информации. Но всё складывается таким образом только в случае наличия необходимых знаний или возможности их получения путём логических выкладок. Когда же сведений не хватает и их невозможно добыть объективными рассуждениями, на помощь приходит творческое воображение и интуиция. С их помощью создаются недостающие звенья, помогающие связать все факты в единое целое. Эта система действует, пока не найдутся реальные связи, помогающие логично объяснить действительность. Такая созидательная роль воображения делает его необходимым в любой профессии. Хотя, конечно, физик будет прибегать к «чертогам разума» несколько реже, чем писатель.
womanadvice.ru