Психологический стресс это – особенность поведенческих реакций на него, симптомы, как бороться?

Содержание

особенность поведенческих реакций на него, симптомы, как бороться?


Психологический стресс представляет собой следствие, итог сильнейшего нервного перенапряжения, которое спровоцировано тем или иным переживанием. Каждая эмоция, положительная либо отрицательная способна привести к данному виду стресса, как реакции организма на раздражитель.

В свою очередь психологический стресс бывает информационный и эмоциональный.

Особенности психологического стресса…

Спровоцировать психологический стресс может все что угодно – психологическая травма или же обидное слово, ссора или же низкая температура.

Что характерно, реагировать человек будет одинаково, как на реальную угрозу для него, так и на вымышленную, в то же время особенность поведенческих реакций на стресс у каждого человека индивидуальна, но суть в корне будет одной. И это есть психологический стресс.

Он может возникнуть как в стенах своего родного дома, так и вне его предела – на работе или же в магазине, в школе или ином месте. В любом из случаев и ситуаций он может спровоцировать весьма тяжелые и серьезные проблемы со здоровьем.

… и отличия от физического

Физический и психологический стресс разняться в себе и не только причинами своего появления и развития, но и последствиями. Так причинами, которые провоцируют физический стресс, могут быть физические, химические либо же биологические факторы, а вот психологический – скорее социальное влияние, а так же собственные мысли.

В отношении характера потенциальной опасности, то физический провоцирует реальная угроза, а вот психологический – такая угроза может нести как реальный, так и виртуальный характер.

При физическом стрессе – негативное действие, его последствия направлены на здоровье всего организма, органов и систем, а при психологическом – на социальный статус, уровень самоуважения и иные социальные параметры.

В отношении эмоционального переживания – физический стресс проявит себя в виде первичных эмоций, таких как страх и боль, испуг или же гнев, а вот эмоциональный проявит себя в виде беспокойства и депрессивного угнетения, тревоги и тоски, ревностью или в виде зависти.

В вопросе временных рамок физический стресс проявит себя только в настоящем времени или же недалеком будущем, имея конкретные рамки, а вот психологический будет иметь размытые временные рамки.

Современные теории

В вопросе существующих теорий о психологическом стрессе достаточно выделить следующие самые популярные:

  1. Теория Г. Селье. Ученый из Канады объяснил природу стресса, как защитный механизм организма на биологические раздражители — на основании поведенных опытов он доказал, что любая сложная и непривычная ситуация заставит человека приспособиться. Каждый раздражитель будет провоцировать разное поведение у каждого человека индивидуально – он назвал это адаптационным синдромом.
  2. Теория Павлова. Согласно его теории, под воздействием эмоционального переживания, перенапряжения человек будет впадать в одно
    из следующих состояний: апатия, определенная заторможенность, при которой снижается любая активность или же развивается гиперактивность, выражающаяся в чрезмерном беспокойстве и крайней деятельности. Каждая из них вредна для организма по-своему.
  3. Теория Лазаруса. Р. Лазарус в своей теории выдвинул идею, что к психологическому стрессу приводят как физические, так и психологические стрессовые факторы. Среди физических факторов он называл погоду и боль, травму и болезнь, неудобства на физическом уровне. К эмоциональным он относит – мелкие бытовые проблемы и стрессы, конфликты и скандалы, монотонный быт и развод, завышенное ожидание и несовпадение его с окружающей действительностью.

Особенности и стадии поведенческой реакции

Сам процесс течения психологического стресса условно можно поделить на такие стадии:

  1. Эмоциональная тревожность. Именно на этом этапе проявляются самые первые признаки, ответная реакция на внешние раздражители. По своей продолжительности она может разниться – тут все индивидуально и по времени может варьировать от нескольких минут и до нескольких дней. Даже недель.
  2. Стадия сопротивления и адаптации. В этом случае человек максимально приспосабливается и усиливает внутреннее и внешнее сопротивление организма внешнему и внутреннему раздражителю. Если раздражение идет достаточно длительное – имеет место постепенное приспособление к нему, как к привычной среде обитания. Именно на данной стадии пациент может эффективно анализировать ситуацию и выбрать наиболее оптимальный для себя вариант развития событий и способ побороть стресс.
  3. Стадия истощения. Если пациент исчерпывает свои силы, при длительном влиянии стрессовых факторов, пациент будет ощущать утомление и усталость, хроническое опустошение. К этим неприятным ощущениям присоединяется чувство тревоги и безысходности – на данном этапе способность адаптироваться и приспособиться утрачивается полностью, особа просто теряет способность предпринимать те или иные действия.

Клиника стрессовой ситуации

Стресс может проявлять себя по-разному – тут симптомы исключительно индивидуальны. При чем симптоматика будет разниться с учетом того, на какой стадии развивается психологический стресс. Тем не менее, практикующие психологи выделяют следующие психологические симптомы стресса:

  • тревога, развивающаяся без причин, а также ощущение внутреннего переживания и напряжения;
  • приступы вспыльчивости и раздражительности, агрессия и неадекватное реагирование на любой раздражитель;
  • неспособность контролировать собственные действия, эмоции и слова, управлять ими;
  • внимание и концентрация снижается в разы, падает трудоспособность, ухудшается память;
  • пациент тоскует, переживает угнетенное и подавленное свое состояние;
  • не получает позитивного заряда даже от положительных новостей и событий, его преследует постоянная неудовлетворенность собой и своим окружением;
  • субъекту присуща капризность, окружающий мир для него становиться призрачным, идет отстранение от своего внутреннего Я;
  • изменяются вкусовые пристрастия, а также режим питания – пациент отказывается от еды или же наоборот, ест постоянно;
  • нарушается режим сна, а также само поведение человека, снижается его контактность с социумом;

Корень проблемы — его нужно знать и уметь искать

В вопросе причин, которые провоцируют развитие эмоционального стресса практикующие психологи называют в первую очередь противоречие, имеющееся меж внутренними представлениями и реальным миром.

Помимо всего прочего, стрессовое состояние может быть спровоцировано и иными факторами и событиями, которые существуют во вне, так и в человеческом сознании. Главное, что это событие – значимое для человека и уже не столь важно, положительное оно или же отрицательное.

Психологи выделяют следующие значимые для особы события:

  • смерть близкого или родного человека, расторжение брака или же расставание со своей второй половинкой;
  • заключение в тюрьму и поражение здоровья серьезной патологией;
  • увольнение с работы или же изменение в социальном положении человека;
  • наличие долговых обязательств, при чем на большие суммы, и ухудшение в финансовом положении особы;
  • болезнь родных и близких, проблемы, возникающие с правоохранительными органами и беременность;
  • проблемы в сексуальной сфере или же смена места жительства или же работы;
  • изменения в собственных привычках, режиме питания и условиях работы, ухудшение отношений в семье.

Причин и факторов может быть масса – сколько людей, столько и их разновидностей, да и они имеют плохое свойство накапливаться, подавляя все больше и больше.

Механизм формирования

В сфере психологии имеют место 2 группы механизмов, запускающих стресс – это физиологические и психологические. Так при рассмотрении физиологической группы запуска стрессового механизма – в этом случае будут задействованы:

  • субкортикальная система – она активирует работу коры мозга человека;
  • симпатическая нервная система – она готовит организм к неожиданному влиянию стрессовых, провоцирующих факторов, стимулирует понижение выработки глюкозы и сердечной деятельности;
  • задействуются субкортикальные двигательные центры, управляющие инстинктом, движениями и мимикой, пантомимой;
  • начинают работать органы внутренней секреции и запускается сам механизм обратной афферентации.

Если речь идет о подсознательных установках – таковые будут защищать психику каждого человека от влияния неблагоприятных факторов и к таковым практикующие психологи относят:

  1. Подавление – механизм, лежащий в основе большинства иных метод и представляет собой постепенное вытеснение эмоций, памяти и воспоминаний в область подсознания и пациент постепенно начинает забывать о самой неприятной для него ситуации.
  2. Проектирование – в этом случае человек, недовольный собственным поступком, мыслями, будет проектировать их на свое окружение, приписывая тому или иному человеку подобное действие. Запускается такой себе процесс самооправдания.
  3. Регрессия – в этой ситуации пациент просто уходит от собственной реальности, когда он переступает порог беспомощности, становясь полностью безучастным, не принимает решения и не делает первый шаг.
  4. Рационализация – один из способов оправдать себя и состоит в поиске того единственного виновника, который и спровоцировал всю негативную, неблагоприятную ситуацию.
  5. Сублимация – наиболее благоприятная из всех реакция, которая может развиваться на стресс, эффективна как на уровне подсознания, так и в реальности. В этом варианте развития событий человек преобразует неприемлемое поведение, например, страх или агрессию, в рамках допустимого, выражая его в боксе, спортивных играх или ином действии.

Методы восстановления

Оказавшись в неприятной ситуации, когда психологический стресс поражает и сковывает, стоит знать каким образом стоит поступать, как разрядить обстановку и восстановить собственные силы. В этом случае на помощь могут прийти следующие способы и методики:

  1. Психотерапия – хоть и малопопулярная услуга, но достаточно эффективна. В этом случае речь идет не просто о разговорах с психиатром, а о том, что опытный специалист способен рассмотреть и выявить первопричину и особенности психологического стресса у своего пациента, оценить положение и направить человека в нужное русло, контролируя все и вся.
  2. Медитирование
    – важное и полезное умение отстраниться от негативных ситуаций, раздражающих факторов, в особенности, для жителей крупных мегаполисов. Постарайтесь почаще выбираться на природу или просто побыть в спокойной обстановке, привычной для внутреннего равновесия и умиротворения.
  3. Йога, которая сочетала бы в себе физкультуру и медитацию – выполняя ту или иную асану, пациент будет сосредоточен на ней, ее выполнении, собственном теле и ощущениях, уходя от негативных мыслей. При этом растяжка и напряжение мышц будет способствовать преодолению стрессовой ситуации на физическом уровне.
  4. Дыхательная гимнастика – показана всем эмоциональным людям, которые в силу собственного характера эмоционально реагируют на любой раздражитель, стрессовую ситуацию, только усугубляя положение в худшую сторону. Просто 5-10 раз спокойно и глубоко вдохните и выдохните – это займет в день несколько минут, а сформированная привычка, со временем действующая на уровне подсознания позволит оградить от многих стрессовых ситуаций.

Среди иных методов восстановления можно выделить и релаксацию, а также отвлечение внимания, смену обстановки и физическую активность, которые в сочетании с любимыми музыкальными произведениями и общением позволят вывести пациента из неблагоприятной для него психологической ситуации.

Предлагаем послушать музыку для снятия стресса и нервозности прямо сейчас:

Не дай себе стресснуть

В вопросе профилактики возникновения стрессовых ситуаций нет ничего сложного, и любой может постичь азы предотвращения и ограждения себя от негативных ситуаций и соответственно эмоционального, психологического стресса. Практикующие психологи отмечают много методик, которые способны помочь пациенту, его организму на физическом и психологическом уровне.

В первую очередь – чаще гуляйте в парке, возле озера или реки, просто на свежем воздухе. Это прекрасная, а главное эффективная профилактика стресса.

Не менее действенным есть и ведение дневника или же составление собственного списка дел и мыслей – данная метода помогает научиться структурировать собственные мысли, находя оптимальное решение в той или иной ситуации.

Если вы переутомились, психика на эмоциональном уровне истощена – поможет восстановиться путешествие, поход или же простое общение с приятным для вас человеком, животным в спокойной и располагающей к общению обстановке.

Усилить положительный эффект помогут и специальные методики расслабления – дыхательная гимнастика или же принятие расслабляющей ванны, любимое хобби. И, конечно же – физическая активность.

neurodoc.ru

1.2.2. Особенности психологического стресса. Психология стресса и методы коррекции

1.2.2. Особенности психологического стресса

Психологический стресс в отличие от биологического стресса, описанного в классических работах Г. Селье, обладает рядом специфических особенностей, среди которых можно выделить несколько важных. В частности, этот вид стресса может запускаться не только реально действующими, но и вероятностными событиями, которые еще не произошли, но наступления которых субъект боится @@@@@21, 23#####. В отличие от животных человек реагирует не только на действительную физическую опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. В результате бывает так, что у плохо успевающего ученика одни лишь мысли о вероятной неудовлетворительной оценке порой вызывают более сильные вегетативные реакции, нежели ее получение на экзамене. Это обусловливает специфику человеческого психоэмоционального стресса, к которому не всегда применимы закономерности его протекания, подробно описанные в опытах на лабораторных животных.

Другая особенность психологического стресса – существенное значение оценки человеком степени своего участия в активном воздействии на проблемную ситуацию с целью ее нейтрализации @@@@@4#####. Показано, что активная жизненная позиция или хотя бы осознание возможности влиять на стрессорный фактор приводит к активации преимущественно симпатического отдела вегетативной нервной системы, в то время как пассивная роль субъекта в создавшейся ситуации обусловливает преобладание парасимпатических реакций @@@@@16#####.

Основные отличия между биологическим и психологическим стрессом отражены в табл. 1.

Контрольный вопрос, позволяющий дифференцировать разновидности стресса, звучит так: «Наносит ли стрессор явное повреждение организму?» Если ответ «Да» – это биологический стресс, если «Нет» – психологический.

Таблица 1. Отличия между биологическим и психологическим стрессом.

Таблица 1. (Окончание).

Механизм развития психологического стресса можно продемонстрировать на примере студента, готовящегося к защите дипломного проекта. Степень выраженности признаков стресса будет зависеть от ряда факторов: его ожиданий, мотивации, установок, прошлого опыта и т. д. Ожидаемый прогноз развития событий модифицируется в соответствии с уже имеющейся информацией и установками, после чего происходит итоговая оценка ситуации. Если сознание (или подсознание) оценивает ситуацию как опасную, то развивается стресс. Параллельно этому процессу происходит эмоциональная оценка события. Первичный запуск эмоциональной реакции развивается на подсознательном уровне, а затем к нему прибавляется еще эмоциональная реакция, сделанная на основании рационального анализа.

В данном примере (ожидание защиты диплома) развивающийся психологический стресс будет модифицироваться в сторону усиления или уменьшения интенсивности в зависимости от следующих внутренних факторов (табл. 2).

Таблица 2. Субъективные факторы, влияющие на уровень стресса.

Данный процесс можно выразить в виде следующей схемы (рис. 4).

Рис. 4. Механизмы формирования психологического стресса.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Как побороть психологический стресс

Стадии

Врач из Канады Г. Селье считал, что классификация поведения в стрессовых ситуациях у всех одинаковая, и реакцию организма можно предугадать. Он разбил процесс развития психологического стресса на три этапа:

Эмоциональная тревожность

Это самая первая реакция на раздражитель.

Выделяются гормоны стресса, что провоцируют тревогу. Защитные реакции организма ослабевают, а иммунитет понижается.

В этот момент “подцепить” какую-то болячку проще всего. Человек не регулирует свое поведение. Например, достаточно спокойная особь превращается в агрессивную и раздражительную. Появляется отчуждение от общения с друзьями и близкими. Хронопсихология утверждает, что такое состояние обманчиво. Ты чувствуешь эмоциональную усталость, а энергии хоть отбавляй. В это время мозг соображает плохо, и выполнить поставленную задачу будет очень трудно.

Сопротивление и адаптация

В эту стадию стресс переходит тогда, когда организм имеет возможность адаптироваться к стрессору. Проходит излишняя агрессивность, раздражительность. Человек достаточно продуктивно работает и его состояние ни чем не отличается от нормального. Но в это время нервная система и весь организм работают на износ. Если эта стадия не будет наполняться отдыхом, то вскоре человек чувствует полное опустошение и усталость.

Истощение

Эту фазу в медицине называют дистресс и она характеризуется истощением всего организма. Человек теряет работоспособность, ощущает внутреннюю разбитость и вину. Длительное пребывание в этой стадии может усугубиться соматическими заболеваниями сердечно-сосудистой и эндокринной системы, ЖКТ и т.д.

Если не убрать причину стресса, то проявляется декомпенсация, что приводит к нервным срывам.

Такое состояние лечится уже с помощью специально выстроенной схемы у психологов, неврологов, психотерапевтов и других врачей.

evrikak.ru

Психологический стресс — что это такое? — Психология

Стресс… Вряд ли какой-то научный термин может похвастаться такой же популярностью и «долгожительством». Впервые введенное канадским ученым Гансом Селье в конце тридцатых годов, это емкое короткое слово давно перешло из научного словаря в бытовой, и вряд ли кто-то из нас не жаловался на стресс, не пытался объяснить свое или чужое состояние стрессом. Но все имеет и оборотную сторону. Утратив первоначальнуюстрогость научного термина, слово «стресс» превратилось в «универсальное» объяснение и само успело обрасти целым рядом мифов. Когда же речь идет о здоровье, лучше иметь дело не с мифами. Итак, что же это такое – «стресс»? Для чего понадобилось вводить это понятие, почему оно обрело такую популярность? Правда ли, что стресс – это всегда зло? Как жить и справляться со стрессом?

Для начала придется кратко вспомнить историю открытия стресса. Английское «stress» буквально переводится как «нажим, давление, ударение». В 1936 г. Г. Селье обнаружил удивительный факт – каким бы ни было внешнее воздействие, при достаточной его силе у подопытных животных обнаруживаются однотипные изменения во внутренних органах. В медицине давно известно, что есть целый ряд симптомов, обнаруживающихся при самых различных заболеваниях – ломота в мышцах и суставах, общее недомогание, нарушения пищеварения, снижение аппетита и т.п. Сопоставление этих фактов и привело ученого к мысли о наличии единого процесса, которым организм отвечает на любое внешнее воздействие (Селье писал об «ответе на повреждение как таковое»). Большое влияние на исследования стресса оказали Вторая мировая война и последующее развитие техники, особенно авиационной и космической. Все более и более динамичным становилось само общество. Все большие и большие количества людей подвергались воздействию экстремальных нагрузок, причем не только физических, но и психологических, информационных. Все чаще оказывалось, что самой ненадежной частью сложных технических систем оказывается человек-оператор, последствия же аварий все чаще могли быть катастрофическими. Значение исследований стресса возрастало, и если первоначальная заметка Селье в научном журнале привлекла внимание только медиков и физиологов, то вышедшая в 1956 г. его книга «Стресс жизни» стала широко известной среди самых разных читателей. Очевидно, к этому времени относится и выход понятия «стресс» за пределы клиник и лабораторий. Каждый из нас получил новое слово для определения своего состояния.

Итак, уже ясно, что стресс – понятие очень широкое и многообразное. Различают множество его разновидностей, как по происхождению, так и по проявлениям. Сегодня мы остановимся на том, что называют «психологическим стрессом». Этот термин используется как для обозначения состояний, вызванных психологическими (информационными) воздействиями, так и для обозначения психологических проявлений стресса, вызванного другими причинами. Рассмотрим психологический стресс подробнее. Посмотрите на любое спящее животное, например, на кошку или собаку. Как бы ни был глубок их сон, их нервная и прочие системы поддерживаются в состоянии определенной активности, в том числе непрерывным потоком информации из окружающей среды. Достаточно появится новому важному раздражителю, как животное проснется. Известно, что при полном отключении большинства органов чувств подопытные животные почти непрерывно спали. Также на собственном опыте все знают, что заснуть в светлом и шумном помещении значительно труднее, чем в тихом и затемненном. Наконец, известно, что при длительном пребывании в условиях, когда внешние раздражители сведены к минимуму (эксперименты по пребыванию добровольцев в условиях почти полного отсутствия внешних раздражителей, длительное одиночное заключение и т.п.), у людей развивались обманы восприятия, эмоциональные расстройства и т.п. Таким образом, для нормального функционирования нервной системы (и прочих систем, управляемых ею) необходим определенный уровень внешних раздражителей, поддерживающих ее нормальный тонус. Как писал Г. Селье, «даже в состоянии полного расслабления человек испытывает некоторый стресс. Полная свобода от стресса означает смерть».

Попробуем представить, что произойдет, если приток раздражителей увеличивать. Сначала степень активности нервной системы будет возрастать. Беспредельно ли это раздражение? Очевидно, что нет. Есть некоторый предел силам организма, за которым дальнейший рост активности становится невозможным. Вспомните, как у детей состояние радости и восторга при дальнейшем росте переходит в капризничанье и плач, которые сменяются сном (т.е. защитной реакцией нервной ситемы, позволяющей ей восстановится). Если же продолжающийся рост внешнего воздействия делает сон невозможным, истощение нервной системы нарастает и в конце концов приводит к необратимым последствиям и в конце концов, к смерти. Помимо силы раздражителя, имеет значение также темп его роста. Внезапное воздействие сверхсильного раздражителя или очень быстрый его рост приводит к тому, что организм погибает, не успев включить все резервы и все защитные механизмы, в этом случае типичные признаки стресса могут отсутствовать. При постепенном нарастании раздражителя организм вначале повышает свои резервные возможности (каждому знакомо такое явление, как тренировка). Если же темп роста раздражителя превышает скорость роста резервов организма, срыв рано или поздно неизбежен.

Теперь, когда суть явления стала ясной, опишем ее с помощью специальной терминологии, что позволит в дальнейшем избежать длинных описаний. Итак, реакция организма на любое раздражение, называется стрессом, сам раздражитель – стрессором Последствия для организма зависят от силы и продолжительности действия стрессора, а также от резервных возможностей организма. До тех пор, пока стрессор не вызывает истощения резервов организма, его действие приводит к повышению тонуса нервной и других систем, и, как следствие – к повышению работоспособности, сопротивляемости и др. Подобное состояние называется эустрессом («хорошим стрессом»). Если же стрессор оказывается слишком сильным или действует слишком длительно, резервы истощаются, появляются различные нарушения в работе систем организма. Подобное состояние называется дистрессом («плохим стрессом»). Итак, не всякий стресс – зло, во многих случаях он жизненно необходим. Отличием психологического стресса является то, что в роли стрессора здесь выступают психологические и социальные факторы, т.е. в конечном счете, информация особого рода (информационный стресс). При этом их воздействие зависит не только от количества информации, но главным образом от ее значения для человека.

Для того, чтобы определить возможные способы противостояния информационному (психологическому) стрессу, предотвратить его перерастание в дистресс, возьмем в качестве модели такое привычное уже для нас устройство для работы с информацией, как компьютер. Каким образом можно повысить работоспособность компьютера? Самый очевидный и простой – поменять процессор на более производительный. Увы, человек пока лишен возможности провести такую операцию с собой. Другой способ – то, что называется «разгон процессора». Аналогичную операцию со своим мозгом проделывает каждый из нас, прибегая к стимуляции работы мозга с помощью различных веществ – от таких распространенных и вроде бы безобидных, как кофеин (чай, кофе, различные энергетические напитки), теобромин (шоколад, какао), до более мощных и, соответственно, опасных (которые, по понятным причинам, мы обсуждать здесь не будем). Какие недостатки у данного метода? «Разогнанный» процессор нуждается в интенсивном охлаждении, иначе он просто разрушится. Аналогом «охлаждения» в случае человеческого мозга является отдых. Непрерывное «подстегивание» нервной системы стимуляторами может привести к ее истощению. Другое неприятное последствие, свойственное мозгу, в отличие от компьютера – это развивающееся привыкание к этим веществам, которое в дальнейшем может перейти в зависимость. Третий способ повышения производительности – это использование более эффективного программного обеспечения. Поскольку человеческий мозг является самопрограммирующейся системой, этот путь наиболее естественный. С одной стороны, изменить программы, по которым работает мозг, вроде бы легче, поскольку для этого не надо знать языки программирования, а «простой и интуитивно понятный интерфейс» каждому из нас дала природа. С другой, так как каждый из нас одновременно является компьютером, пакетом программ, пользователем и программистом, в одиночку повысить эффективность собственных программ оказывается не всегда возможным (да и в случае с компьтером далеко не все пользователи могут вносить изменеия в программное обеспечение). Как же преодолеть эту проблему? Наиболее простой способ – использование готовых программ, т.е. поиск решения в литературе, разговорах с друзьями и т.п. Однако, поскольку индивидуальность каждого из нас несравненно выше, чем компьютера, то маловероятно, что такое готовое «программное обеспечение» подойдет Вам — как минимум, его надо настроить под Ваши задачи, да и научится им пользоваться. Так что во многих ситуациях консультация специалиста поможет получить нужный результат гораздо быстрее. Как Вы уже поняли, такими специалистами в случае человеческой психики являются психологи ипсихотерапевты. В чем различие между ними? Задачей психолога является обучение пользователя работе с имеющимися программами, их наладка, изредка – установка новых. Психотерапевт же работает на более глубоком уровне, который зачастую можно сравнить с «переустановкой операционной системы» (кстати, если развивать эту аналогию дальше, то легко понять, что врачи-психиатры занимаются в основном проблемами с нашим мозговым «железом», а неврологи и врачи прочих специальностей – разнообразной «периферией» нашего организма).

Итак, если Вы не удовлетворены работой своего «биологического компьютера» и хотите ее улучшить, то попробуйте проконсультироваться у психолога. Это не только поможет Вам решить текущую проблему, но и даст навык решения проблем, который может пригодится в дальнейшем.

 

 

www.liveexpert.ru

Глава 4. Психология стресса

Вопросы, рассматриваемые в главе:

Понятие психологического стресса. Психические стрессоры.

Факторы, оказывающие влияние на развитие психологи­ческого стресса.

Виды (уровни) реакций человека на стресс.

Влияние индивидуальных и личностных особенностей че­ловека на возникновение и развитие стресса.

В предыдущих главах были рассмотрены физиологи­ческие механизмы воздействия стресса на человека. Пси­хологические факторы были лишь упомянуты, в этой главе они будут рассмотрены подробно.

С физиологической точки зрения, краткосрочный стресс — вовсе не «болезненное» состояние, а процесс, при помощи которого организм борется с нежелательными воздействиями, адаптируется к изменяющимся условиям окружающей действительности. Свое пагубное влияние на психологическое и физическое здоровье человека стресс оказывает в ситуациях, когда он слишком силен или дей­ствует слишком долго. Рассмотренный выше общий адап­тационный синдром является физиологическим ответом организма на стрессовое воздействие и свойственен в рав­ной степени как животным, так и человеку.

Однако когда люди говорят, что испытывают стресс, они обычно подразумевают, что находятся в состоянии нервного напряжения, утомлены, расстроены, сердят­ся или подавлены. Поэтому мы можем говорить о том, что, в отличие от животных, реакция человека на стрес­совое воздействие имеет сложную многоуровневую структуру, определяемую в том числе и психологической составляющей.

Характер реакции человека на воздействие потенциаль­ного стрессора зависит от целого ряда причин и, прежде всего, от субъективной оценки человеком ситуации.

Выступит та или иная ситуация причиной стресса или нет, зависит не только от самой ситуации, но и от человека, его опыта, ожиданий, личностных особенностей и т.д. Большое значение имеет оценка человеком угрозы, ожидание опас­ных последствий, которые содержит в себе ситуация.

Посещение врача-стоматолога может быть огромным стрессом для человека, который боится лечить зубы, и не бу­дет стрессом для того, кто не испытывает страха перед этой процедурой.

Таким образом, само возникновение и переживание стресса зависит не столько от объективных, сколько от субъективных факторов, от особенностей самого челове­ка: оценки им ситуации, сопоставления своих сил и спо­собностей с тем, что от него требуется.

Участников психологической группы попросили вспом­нить случаи из своего опыта, когда их жизнь подвергалась опасности. Одна из женщин рассказала историю, произошед­шую примерно 20 лет тому назад. Наша героиня ехала на рей­совом автобусе, который шел из одного районного центра в другой, выйти ей предстояло около небольшой деревни, где она собиралась провести отпуск. Она вышла, благополучно добралась до места, отлично провела отпуск и вернулась до­мой. На этом ее рассказ был прерван возмущенными вопро­сами аудитории, которая не могла понять, в чем состояла опасность для жизни. Тогда женщина рассказала вторую часть истории. Через много лет, будучи корреспондентом област­ной газеты, она получила задание подготовить статью об ава­риях на транспорте. Собирая материал, она случайно наткнулась на сообщение о том, что тот самый автобус, на котором она много лет назад ехала в отпуск, попал в серьез­ную катастрофу на железнодорожном переезде, несколько человек погибли, остальные были ранены.

Таким образом, героиня этой истории ОБЪЕКТИВНО на­ходилась в опасности, а СУБЪЕКТИВНО (так как не знала об этом) этой опасности не чувствовала и, естественно, не ис­пытала никакого стресса.

Примером противоположной ситуации может служить рас­сказ другой участницы той же психологической группы. Ее история произошла в 1999 г., в тот период, когда Москва была напугана страшными терактами: взрывами домов на Каширс­ком шоссе и улице Гурьянова. Она стояла у окна и вдруг уви­дела, что в ее двор въезжает грузовик. Эта машина показалась ей подозрительной. Через 10 минут она окончательно убеди­ла себя в том, что в грузовике взрывчатка и это террористи­ческий акт. Она рассказывает, что почувствовала необычайный прилив сил, не в полной мере давая себе отчет в своих дей­ствиях, она в считанные минуты собрала детей, предупреди­ла соседей, позвонила в милицию и выскочила на улицу. Прибывший наряд милиции выяснил, что в грузовике соседи перевозили мебель, и никакой опасности нет. Героиня этой истории, хоть и вспоминает этот случай с некоторой долей юмора, в то же время говорит, что никогда ни до, ни после она не испытывала такого животного страха, как в те минуты.

Таким образом, ОБЪЕКТИВНО ситуация была безопасной, а СУБЪЕКТИВНО была расценена как крайне опасная и выз­вала сильнейший стресс.

Мы часто рассуждаем о том, как важно спокойно отно­сится к раздражающим нас вещам, даем советы родным, друзьям и приятелям, что не стоит обращать внимание на мелочи (конфликт на работе — подумаешь, с кем не быва­ет, нахамили в общественном транспорте — обычное дело, пробка — ну что делать, сам вчера стоял два часа и т.д.). И, как правило, очень трудно применить советы и эти зна­ния к себе.

Для того чтобы оценить уровень собственной стрессо-устойчивости, можно проделать небольшое упражнение:

Предупреждение! Это упражнение можно делать лишь в том случае, если в вашей жизни не произошло кризисных или траги­ческих событий, перевернувших вашу жизнь, оно подходит для обычной, повседневной жизни.

Возьмите лист бумаги, разделите его на две половины, слева напишите события и ситуации, которые вызвали раздражение, негодование, взволновали и огорчили вас в последние несколько дней, справа оцените степень воздей­ствия по пятибалльной шкале (5 — максимальное раздра­жение, 1 — легкая степень недовольства), просуммируйте полученный результат. Потом сверните этот лист и отло­жите его на неделю. Через неделю попробуйте вспомнить записанные вами события и снова оцените их по пятибал­льной шкале, снова сложите все проставленные вами оцен­ки. Теперь сравните полученные результаты. Попробуем оценить, что получилось:

Вариант 1. Результаты полностью совпали. У вас хоро­шая память.

Вариант 2. Вы вспомнили все события, но оценка их по­менялась в ту или другую сторону. Вы можете понять, на­сколько ошиблись в первоначальной оценке события. Например, Вы в первом случае оценили конфликт с под­рутой в пять баллов, а через неделю, успокоившись и про­анализировав ситуацию, — в два балла. Это значит, что, возможно, вы отреагировали на ситуацию слишком эмо­ционально.

Вариант 3: Некоторые события Вы не вспомнили, или в Вашем списке появились события, которых раньше не было. Еще более выраженная ошибка в эмоциональной оценке события.

Теперь попробуем поставить себе оценку за стрессоустойчивость.

Посчитаем средний балл для первого и второго случая, например:

Первая оценка

Оценка через неделю

Ожидание в пробке

3

Ожидание в пробке

2

Двойка, полученная ребенком в школе

4

Двойка, полученная ребенком в школе

4

Опоздание на работу

3

Не вспомнилось

0

Конфликт в магазине

3

Конфликт в магазине

1

Итого

12

Итого

6

Средний балл

12/4=3

Средний балл

6/4=1,5

Теперь от первого значения отнимем второе: 3 — 1,5 = 1,5.

Можно говорить о том, что в данном примере человек переоценивает эмоциональную значимость событий на 1,5 балла по пятибалльной шкале (для сравнения, это при­мерно та же разница, как между школьными оценками пять и три с плюсом). За эту разницу мы часто платим сво­им здоровьем и душевным спокойствием.

Рекомендации

Если какое-то событие или ряд событий через некото­рое время вы оценили более значимыми, чем впервые, или через две, три, четыре недели оно не теряет своей эмоцио­нальной яркости, то это может свидетельствовать о том, что эта ситуация является для вас проблемной. Можно поре­комендовать уделить ей больше внимания или, возможно, обратиться к специалисту.

Однако, как правило, события, которые нас взволнова­ли сегодня, завтра кажутся уже не такими значимыми. Можно порекомендовать несколько приемов, которые позволят спокойнее относиться к обычным, повседнев­ным, «жизненным» стрессам:

  • Представьте себе, как вы будете рассказывать об этом событии через неделю, месяц, год. Часто этот про­стой прием позволяет быстро оценить реальную значи­мость происшествия для вас.

  • Подумайте и прорепетируйте, что бы вы сказали, если бы эта ситуация произошла не с вами, а с кем-то из ваших знакомых.

  • Сразу после взволновавшего события позвольте себе быстро «выпустить пар»: поделитесь с окружающими сво­ими переживаниями, побейте кулаком подушку, покричи­те, порвите бумагу, выругайтесь, совершите какое-нибудь физическое действие и т.д. Подробно о том, как быстро помочь себе в стрессовой ситуации, рассказано в третьем разделе этой книги.

  • Освойте и по необходимости применяйте приемы саморегуляции (например, релаксация, медитация, ауто­тренинг и т.д.).

Психологический стресс можно определить как фено­мен осознавания, возникающий при сравнении требова­ний, предъявляемых к личности, с ее способностью справиться с этими требованиями. Такое понимание пси­хологического стресса первым ввел Р. Лазарус.

Понятно, что всякое событие, нарушающее привычное течение жизни, может быть причиной стресса. К психи­ческим стрессорам относится все, что может нас взволно­вать: несчастье, грубое слово, незаслуженная обида, обман, утрата, внезапное препятствие нашим действиям или стремлениям и многое другое. Не только избыток раздра­жителей, но и их нехватка может действовать как стрессор. К таким стрессорам можно отнести монотонность, скуку, одиночество, изоляцию. Разным этапам жизни свойствен­на своя специфика стрессовых ситуаций, например: на­чало учебы, уход из родительского дома, вступление в брак, рождение детей, профессиональные достижения и неудачи и т.д. Американские исследователи Томас Холмс и Ричард Рейх в 1967 г. разработали шкалу тяжести стрес­сового воздействия различных жизненных событий («Тпе social readjustment rating scale»). События были оценены по шкале от 0 до 100 баллов в зависимости от давления, оказываемого на психику:

Смерть мужа/жены — 100

Развод — 73

Разлад в супружеской жизни — 65

Тюремное заключение — 63

Смерть близкого члена семьи — 63

Серьезная травма или заболевание — 53

Брак — 50

Потеря работы — 47

Примирение и другие перемены в семейной жизни — 45

Выход на пенсию — 45

Изменение в состоянии здоровья члена семьи — 44

Беременность — 40

Сексуальные проблемы — 39

Появление нового члена семьи — 39

Перемена места работы — 39

Изменения в финансовом положении — 37

Смерть близкого друга — 37

Перевод на другую работу — 36

Серьезные разногласия с партнером — 35

Крупный долг — 31

Приближение срока уплаты долга — 30

Перемена в ответственности по месту работа — 29

Уход сына или дочери из родного дома — 29

Конфликты с тестем/свекром, тещей/свекровью — 29

Исключительный личный поступок или достижение — 27

Поступление в школу или ее окончание — 26

Перемена в условиях жизни — 25

Смена привычек — 24

Проблемы и конфликты с начальством — 23

Изменение рабочего времени или условий работы — 20

Смена жилья — 20

Перемена школы — 20

Смена отдыха — 19

Перемена в общественной деятельности — 18

Мелкий долг — 17

Перемены, связанные со сном и режимом дня — 16

Перемены в семье — 15

Перемены в привычном образе питания — 15

Отпуск — 13

Праздник — 12

Проступок (штраф за проезд без билета и др.) — 11

Как вы видите, стресс вызывают не только отрицатель­ные, но и положительные события, ведь они тоже требуют приспособления.

Вы можете легко убедиться в верности этого тезиса, если вспомните свои переживания до, во время и после радостно­го эмоционального события (праздника, концерта, дискоте­ки). Сначала радостное возбуждение, ожидание предстоящего события — это первая стадия стрессовой реакции; во время события активность, стремление продолжать и продолжать ве­селиться, нежелание прекращать праздник — это вторая ста­дия стресса; и наконец, ощущение усталости и даже иногда опустошения после события — это третья стадия стрессовой реакции.

Во второй главе уже вводились понятия «эустресс» и «дистресс». Эустресс связан с позитивными событиями в жизни человека и, вызывая неспецифическую стрессо­вую реакцию организма, оказывает мобилизующее и воз­буждающее воздействие на человека. Когда мы говорим о «борьбе со стрессом», «последствиях стресса», мы обычно имеем в виду эмоционально отрицательный тип стресса, или дистресс (от англ. distressгоре, несчастье, недомо­гание, истощение, нужда).

Таким образом, перечень событий, способных оказать стрессовое воздействие, можно было бы продолжать. Но для каждого конкретного человека как его состав, так и интенсивность воздействия стрессовых ситуаций будут индивидуальны. От чего же зависит, какое именно собы­тие воспринимается как стрессовое?

studfiles.net

Психология стресса — Medside.ru

Закрыть
  • Болезни
    • Инфекционные и паразитарные болезни
    • Новообразования
    • Болезни крови и кроветворных органов
    • Болезни эндокринной системы
    • Психические расстройства
    • Болезни нервной системы
    • Болезни глаза
    • Болезни уха
    • Болезни системы кровообращения
    • Болезни органов дыхания
    • Болезни органов пищеварения
    • Болезни кожи
    • Болезни костно-мышечной системы
    • Болезни мочеполовой системы
    • Беременность и роды
    • Болезни плода и новорожденного
    • Врожденные аномалии (пороки развития)
    • Травмы и отравления
  • Симптомы
    • Системы кровообращения и дыхания
    • Система пищеварения и брюшная полость
    • Кожа и подкожная клетчатка
    • Нервная и костно-мышечная системы
    • Мочевая система
    • Восприятие и поведение
    • Речь и голос
    • Общие симптомы и признаки
    • Отклонения от нормы
  • Диеты
    • Снижение веса
    • Лечебные
    • Быстрые
    • Для красоты и здоровья
    • Разгрузочные дни
    • От профессионалов
    • Монодиеты
    • Звездные
    • На кашах
    • Овощные
    • Детокс-диеты
    • Фруктовые
    • Модные
    • Для мужчин
    • Набор веса
    • Вегетарианство
    • Национальные
  • Лекарства
    • Антибиотики
    • Антисептики
    • Биологически активные добавки
    • Витамины
    • Гинекологические
    • Гормональные
    • Дерматологические
    • Диабетические
    • Для глаз
    • Для крови
    • Для нервной системы
    • Для печени
    • Для повышения потенции
    • Для полости рта
    • Для похудения
    • Для суставов
    • Для ушей
    • Желудочно-кишечные
    • Кардиологические
    • Контрацептивы
    • Мочегонные
    • Обезболивающие
    • От аллергии
    • От кашля
    • От насморка
    • Повышение иммунитета
    • Противовирусные
    • Противогрибковые
    • Противомикробные
    • Противоопухолевые
    • Противопаразитарные
    • Противопростудные
    • Сердечно-сосудистые
    • Урологические
    • Другие лекарства
    ДЕЙСТВУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА
  • Врачи
  • Клиники
  • Справочник
    • Аллергология
    • Анализы и диагностика
    • Беременность
    • Витамины
    • Вредные привычки
    • Геронтология (Старение)
    • Дерматология
    • Дети
    • Женское здоровье
    • Инфекция
    • Контрацепция
    • Косметология
    • Народная медицина
    • Обзоры заболеваний
    • Обзоры лекарств
    • Ортопедия и травматология
    • Питание
    • Пластическая хирургия
    • Процедуры и операции
    • Психология
    • Роды и послеродовый период
    • Сексология
    • Стоматология
    • Травы и продукты
    • Трихология
    • Другие статьи
  • Словарь терминов
    • [А] Абазия .. Ацид

medside.ru

Стресс — это… Что такое Стресс?

Стресс (от англ. stress — давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. По характеру воздействия выделяют нервно-психический, тепловой или холодовый, световой и другие стрессы.

Каким бы ни был стресс, «хорошим» или «плохим», эмоциональным или физическим (или тем и другим одновременно), воздействие его на организм имеет общие неспецифические черты.

История термина

Впервые термин «стресс» в физиологию и психологию ввел Уолтер Кэннон (англ. Walter Cannon[1]) в своих классических работах по универсальной реакции «бороться или бежать» (англ. fight-or-flight response)[2][3][4].

Знаменитый исследователь стресса канадский физиолог Ганс Селье в 1936 году опубликовал свою первую работу по общему адаптационному синдрому[5], но длительное время избегал употребления термина «стресс», поскольку тот использовался во многом для обозначения «нервно-психического» напряжения (синдром «бороться или бежать»). Только в 1946 году Селье начал систематически использовать термин «стресс» для общего адаптационного напряжения.

Физиология стресса

Общий адаптационный синдром (ОАС)

Впервые физиологический стресс описан Гансом Селье как общий адаптационный синдром. Термин «стресс» он начал использовать позднее.

«Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования […] Другими словами, кроме специфического эффекта, все воздействующие на нас агенты вызывают также и неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние. Эти функции независимы от специфического воздействия. Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, — это и есть сущность стресса

— Ганс Селье, «Стресс жизни»[6]

Еще в 1920е годы, во время обучения в Пражском университете, Селье обратил внимание на то, что начало проявления любой инфекции одинаково (температура, слабость, потеря аппетита). В этом в общем-то известном факте он разглядел особое свойство — универсальность, неспецифичность ответа на всякое повреждение. Экспериментами на крысах было показано, что они дают одинаковую реакцию как на отравление, так и на жару или холод. Другими исследователями была обнаружена сходная реакция у людей, получивших обширные ожоги.

При стрессе, наряду с элементами адаптации к сильным раздражителям, имеются элементы напряжения и даже повреждения. Именно универсальность сопровождающей стресс «триады изменений» — уменьшение тимуса, увеличение коры надпочечников и появление кровоизлияний и даже язв в слизистой желудочно-кишечного тракта — позволила Г. Селье высказать гипотезу об общем адаптационном синдроме (ОАС), получившим впоследствии название «стресс». Работа была опубликована в 1936 году в журнале «Nature». Многолетние исследования Г. Селье и его сотрудников и последователей во всем мире подтверждают, что стресс является неспецифической основой многих заболеваний.

Селье выделил 3 стадии общего адаптационного синдрома:

  1. реакция тревоги (мобилизация адаптационных возможностей — возможности эти ограничены)
  2. стадия сопротивляемости
  3. стадия истощения

Для каждой стадии описаны характерные изменения в нервно-эндокринном функционировании.

Изначально Селье рассматривал стресс исключительно как разрушительное, негативное явление, но позже Селье пишет

Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования. […] С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации.

— Ганс Селье, «Стресс жизни»[6]

Позже Селье ввёл дополнительно понятие «положительный стресс» (Эустресс), а «отрицательный стресс» обозначил как дистресс.

Адаптационная энергия

Развивая концепцию стресса, Г. Селье в 1938 г.[7] предложил концепцию краткосрочной и среднесрочной адаптации (адаптации взрослых особей на временах, заметно меньших времени жизни), основанную на понятии адаптационной энергии.

Концепция адаптационной энергии позволяет описывать индивидуальные адаптационные различия как различия в распределении адаптационной энергии по структурно-функциональной схеме системы адаптации (а также в количестве этой энергии). Сама эта схема может быть сложна, но едина внутри данного вида (для определенности, Селье рассматривает взрослых особей одного пола). В ряде конкретных физиологических экспериментов Селье показал, что перераспределение этого ресурса повышает сопротивляемость одним факторам и в то же время снижает сопротивляемость другим. Концепция адаптационной энергии приобрела «аксиоматическую» форму[8] (кавычки означают, что эти аксиомы не дают истинной аксиоматики в математическом смысле):

  1. Адаптационная энергия имеется в ограниченном количестве, заданном от рождения.
  2. Существует верхнее ограничение на количество адаптационной энергии, которое может быть использовано индивидом в любой момент (дискретного) времени. Это количество может быть сконцентрировано на одном направлении или распределено между различными направлениями ответа на множественные вызовы окружающей среды.
  3. Существует порог воздействия внешнего фактора, который должен быть перейден, чтобы вызвать адаптационный ответ.
  4. Адаптационная энергия может быть активна при двух различных уровнях компетентности: первичный уровень, при котором порождение ответа происходит в ответ на высокий уровень фактора, с высокими затратами адаптационной энергии и вторичный уровень, на котором ответ порождается на низком уровне воздействия, при малых расходах адаптационной энергии.

В 1952 году Голдстоун[9] предложил критику и развитие теории Селье. Он дополняет лабораторные эксперименты Селье описанием типичных клинических случаев, подтверждающих эту картину. Голдстоун утверждает, что такое описание адаптации с помощью адаптационной энергии чрезвычайно полезно. При этом он опровергает первую аксиому, согласно которой адаптационная энергия имеется в ограниченном количестве, заданном от рождения.

Голдстоун предлагает концепцию постоянной продукции адаптационной энергии, которая может также накапливаться и храниться в ограниченном количестве, и демонстрирует что эта концепция даже лучше описывает эксперименты Селье, чем исходная идея постоянного адаптационного капитала. Он также использует работы Каррела[10], который изучал адаптацию к стимулам, лежащим ниже порога тревоги, и показал, что такие упражнения неспецифически усиливают («пробуждают») общую адаптационную реакцию, что противоречит чисто затратной концепции Селье, недостатки которой он впоследствии пытался преодолеть в своей концепции эустресса.

Голдстоун утверждает, что постоянно поступающие слабые негативные стимулы постоянно встречаются и преодолеваются непрерывно действующей адаптацией. Инициализирующий эффект стимулов состоит в пробуждении системы адаптации и в приведении ее в состояние готовности к более быстрому и эффективному ответу. Более сильные стимулы могут потребовать большего расхода адаптационной энергии, чем ее производится; тогда адаптационный резерв пускается в дело, а если он израсходуется, то наступает смерть. Существует максимально возможная скорость потребления адаптационной энергии, и на этом максимуме организм не может справиться ни с каким дополнительным стимулом. Описано, как один стимул может влиять на индивидуальную возможность адаптационного ответа на другие стимулы; исход зависит от конкретной ситуации:

  1. Пациент, который не может справиться с болезнью, способен ее преодолеть после умеренного дополнительного стимула.
  2. В процессе адаптации к этому новому стимулу он может приобрести способность реагировать более интенсивно на все стимулы.
  3. В результаты воздействия сильного стимула пациент может быть не в состоянии адаптироваться к дополнительному сильному стимулу.
  4. Если он успешно адаптируется к болезни, то эта адаптация может быть разрушена воздействием второго сильного стимула.
  5. Для некоторых заболеваний (в частности, заболеваний адаптации) воздействие свежего сильного стимула может победить заболевание. Это воздействие всегда связано с риском, но оно также может нормализовать работу системы адаптации.

Аксиома Голдстоуна. Адаптационная энергия может производиться, хотя ее производство снижается в старости, она также может сохраняться в форме адаптационного капитала, хотя емкость для этого капитала ограничена. Если индивид тратит свою адаптационную энергию быстрее, чем производит, то он расходует свой адаптационный капитал и умирает при его полном истощении.

Современные модели адаптации и адаптационной энергии[11] базируются на идее лимитирующих факторов (впервые предложенной в 1828 г. К. Шпенглером и получившей известность в приложении к агроценозам после работ фон Либиха, 1840) и эволюционных принципах оптимальности, ведущих начало от работ Дж. Б. С. Холдейна. Адаптация представлена как эволюционно оптимальная система распределения адаптационной энергии на нейтрализацию наиболее вредных факторов.

Стресс и фармакология

Для терапии истощения нервной системы (которое возникает вследствие длительного (хронического) и/или интенсивного стресса) используют ноотропные лекарственные средства. Для симптоматического снижения выраженности стресса применяются анксиолитики, транквилизаторы.

Дальнейшее развитие теории стресса

Показано, что стресс (как классическая неспецифическая реакция в описании Г. Селье) — всего лишь одна из реакций, составляющих общую систему неспецифических адаптационных реакций организма, поскольку организм, как более чувствительная система, чем составляющие его подсистемы, реагирует на разные по силе и качеству раздражители, вызывающие колебания гомеостаза в пределах, в первую очередь, нормальных показателей, а стресс — это реакция на сильные раздражители.

Описан эффект группового стресса, проявляющийся в группах и популяциях, находящихся в тяжелых условиях существования: в типичной ситуации при увеличении адаптационной нагрузки уровень корреляций повышается, а в результате успешной адаптации — снижается. Наибольшую информацию о степени адаптированности популяции к экстремальным или просто изменившимся условиям несут корреляции между физиологическими параметрами. На основе эффекта создан метод корреляционной адаптометрии.[12] Метод систематически используется в задачах мониторинга.[13]

Применение метода множественной регрессии доказало возможность прогнозирования уровня стресса задолго до его наступления с целью выявления отдельных лиц (или групп лиц), особо подверженных стрессу. Данный метод позволяет не только заранее выявлять уровень стрессоустойчивости человека, но и с высокой точностью прогнозировать показатели уровня психического и соматического напряжения людей при стрессе[14]

Виды стресса

Эустресс

Понятие имеет два значения — «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».

Дистресс

Негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться. Он подрывает здоровье человека и может привести к тяжелым заболеваниям. От стресса страдает иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса.

Эмоциональный стресс

Эмоциональным стрессом называют эмоциональные процессы, сопровождающие стресс, и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме. Во время стресса, эмоциональная реакция развивается раньше других, активизируя вегетативную нервную систему и её эндокринное обеспечение. При длительном или многократно повторяющемся стрессе эмоциональное возбуждение может застаиваться, а функционирование организма — разлаживаться.[15]

Психологический стресс

Психологический стресс, как вид стресса, понимается разными авторами по-разному, но многие авторы определяют его как стресс, обусловленный социальными факторами.[15]

Использование стресса для допроса или психологической манипуляции

Детектор лжи — устройство для проверки истинности слов человека. В программе вопросов для испытания широко используются методы, повышающие напряжение у опрашиваемого, для того, чтобы он потерял контроль над своим поведением или ответами.

«Интервью стресса», в кадровой работе — способ опроса, при котором интервьюер намеренно создает обстановку нервозности и смущает поступающего на работу неожиданными вопросами.

Эти методы хорошо описываются понятием «Провокация».

Распространенные заблуждения

Среди неспециалистов появилась тенденция отождествлять стресс (и особенно психологический стресс) просто с нервным напряжением (отчасти в этом повинен сам термин, означающий «напряжение» в переводе с английского). Стресс — это не просто душевное волнение или нервное напряжение. В первую очередь, стресс — это универсальная физиологическая реакция на достаточно сильные воздействия, имеющая описанные симптомы и фазы (от активации физиологического аппарата до истощения).

Литература

  • Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. — М.: Медгиз, 1960. — 255 с.
  • Селье Г. Профилактика некрозов сердца химическими средствами. — М: Медгиз, 1961. — 207 с.
  • Селье Г. На уровне целого организма. — М: Наука, 1972. — 122 с.
  • Селье Г. Стресс без дистресса. — М: Прогресс, 1979. — 123 с.
  • Щербатых Ю. В. Психология стресса — М.: Эксмо, 2008. — 304 с.
  • Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2007. — 256 с.
  • Аллен Элкин Стресс для «чайников» = Stress Management For Dummies. — М.: «Вильямс», 2006. — С. 320. — ISBN 0-7645-5144-2-257
  • Selye, H. A Syndrome Produced by Diverse Nocuous Agents. Nature. vol. 138, July 4 (1936), p. 32.

См. также

Примечания

  1. E. Lescouflair, Walter Bradford Cannon: Experimental Physiologist, Harvard College, 2003.
  2. Cannon, W. B., The wisdom of the body. New York: W. W. Norton, 1932.
  3. J. C. Quick and C. D. Spielberger, Walter Bradford Cannon: Pioneer of stress research, International Journal of Stress Management, Volume 1, Number 2, April, 1994, 141—143.
  4. Jerry Kennard, A Brief History of the term Stress, June 10, 2008
  5. Selye, H. A Syndrome Produced by Diverse Nocuous Agents. Nature. vol. 138, July 4 (1936), p. 32.
  6. 1 2 Ганс Селье, Стресс жизни
  7. Selye H., Experimental evidence supporting the conception of «adaptation energy», Am. J. Physiol. 123 (1938), 758—765.
  8. Schkade J.K., Schultz S., Occupational adaptation in perspectives. Ch. 7 in: Perspectives in Human Occupation: Participation in Life, By P. Kramer, J. Hinojosa, Ch. Brasic Royeen (eds), Lippincott Williams & Wilkins, Baltimore, MD, 2003, 181—221.
  9. Goldstone B., The general practitioner and the general adaptation syndrome, S. Afr. Med. J. 26 (1952), 88-92, 106—109. (The general practitioner — врач общей практики, в России соответствует участковому терапевту.)
  10. Carrel A., L’Homme, set Inconnu, Paris: Plon, 1935. — P. 261
  11. Gorban A.N., Pokidysheva L.I., Smirnova E.V., Tyukina T.A., Law of the minimum paradoxes. Bull. Math. Biol. 73(9) (2011), 2013—2044.
  12. Седов К. Р., Горбань А. Н., Петушкова Е. В., Манчук В. Т., Шаламова Е. Н. Корреляционная адаптометрия как метод диспансеризации населения // Вестник АМН СССР. — 1988. — № 10. — С.69-75.
  13. Покидышева Л. И., Белоусова Р. А., Смирнова Е. В. Метод корреляционной адаптометрии в оценке секреторной функции желудка у детей в условиях Севера // Вестник Российской Академии Медицинских наук, 1996. — № 5. — С.42-45.
  14. Щербатых Ю. В., Есауленко И. Э. Прогнозирование и коррекция уровня эмоционального стресса у студентов высшей школы // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2002, Т.1, № 3.- С.319-322.
  15. 1 2 Тарабрина Н.В., Агарков В.А., Быховец Ю.В., Калмыкова Е.С., Макарчук А.В., Падун М.А., Удачина Е.Г., Химчян З.Г., Шаталова Н.Е., Щепина А.И. Практическое руководство по психологии посттравматического стресса Ч. 1. Теория и методы / под общей редакцией Тарабриной Н.В.. — М.: Издательство «Когито-Центр», 2007. — С. 12-13. — 208 с. — (Психологический инструментарий). — 2000 экз. — ISBN 978-5-89353-208-1

Ссылки

dik.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *