Психологическое наблюдение – Наблюдение (психология) — Википедия

Содержание

Наблюдение (психология) Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Наблюдение.

Наблюде́ние — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдение — организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определённых условиях.

Общие сведения[ | ]

Вместе с интроспекцией наблюдение считается старейшим психологическим методом. Научное наблюдение стало широко применяться, начиная с конца XIX века, в областях, где особенное значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях, — в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, а с начала XX века — в психологии труда.

Наблюдение не применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.

Главными особенностями метода наблюдения являются: — непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта; — пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения; — сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения. В естественных условиях наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение. Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, более «совершенные» методы эмпирического исследования: эксперимент и измерение[1].

Предмет наблюдения[ | ]

  • Вербальное поведение
    • Содержание речи
    • Продолжительность речи
    • Интенсивность речи
    • И др.
  • Невербальное поведение
    • Экспрессия лица, глаз, тела,
    • Выразительные движения
    • И др.
  • Перемещения людей
  • Дистанция между людьми
  • Физические воздействия
    • Касания
    • Толчки
    • Удары
    • побои
    • И др.

И т. д.

То есть предметом наблюдения способно выступать лишь то, что возмо

ru-wiki.ru

Психологическое наблюдение как методика качественных исследований

Психологическое наблюдение как методика качественных исследований

Внимание! Zaochnik не продает дипломы, аттестаты об образовании и иные документы об образовании. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.

Внимание! Zaochnik не продает дипломы, аттестаты и иные документы об образовании. Все услуги на сайте предоставляются в рамках законодательства РФ.

Мы помогаем студентам с дипломными, курсовыми, контрольными Узнать стоимость

Психологическое наблюдение как метод противостоит экспериментальному методу. Основанием для этого являются два постулата:

  • пассивность исследователя как регистратора психологических данных;
  • непосредственный характер представленности данных.

Пассивность исследователя при использовании метода наблюдения

Пассивность объясняется тем, что наблюдаемая внешняя и психологическая реальность не может быть изменена наблюдателем. Он занимает пассивную позицию, не производя никаких действий в сторону изменения этой реальности, например, для причинного вывода, как это делается в экспериментальной методике. Если обсуждать метод интроспекции, то в нем главное, что при наблюдении за собственными состояниями сознания рефлектирующая позиция наблюдателя изменяет наблюдаемую реальность. Пассивная позиция по отношению к собственному субъективному опыту — понятие абстрактное.

Непосредственность при предоставлении данных

Определение 1

Непосредственность — рассмотрение правильного и понятного, и перекодирование наблюдаемой действительности в зашифрованные данные.

Если метод применяется профессионально, то такая проблема возникает всегда, поскольку все образы, наблюдающиеся в субъективной среде исследователя должны быть зарегистрированы и при возможности воспроизведены для прочтения другими специалистами. К таким образам относятся восприятия, впечатления, память.

Казалось бы, если решить проблему адекватной кодировки, то тот факт, что данные достоверны, гарантирован. Но не так все просто, потому что критерий адекватности относится к системам связей в звеньях: гипотеза-метод-результаты. Об этом говорит ученый Б.М.Теплов, исследуя проблему объективности метода психологического исследования.

Непосредственность означает, что принимать решение наблюдать тот или иной факт не нужно, все знания содержатся в эмпирических данных. То есть психологическая реальность представлена непосредственно как событие, которое наблюдается в разнообразных формах их психического отражения исследователем.

Если к наблюдаемым данным проявлено недостаточно внимания или они усечены при мысленной селекции результат наблюдения будет неполным. К сожалению, достичь полного отсутствия таких дефект

zaochnik.com

Наблюдение (психология) — Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Наблюдение.

Наблюде́ние — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдение — организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определённых условиях.

Общие сведения[править]

Вместе с интроспекцией наблюдение считается старейшим психологическим методом. Научное наблюдение стало широко применяться, начиная с конца XIX века, в областях, где особенное значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях, — в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, а с начала XX века — в психологии труда.

Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.

Главными особенностями метода наблюдения являются: — непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта; — пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения; — сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения. В естественных условиях наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение. Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, более «совершенные» методы эмпирического исследования: эксперимент и измерение

[1].

Предмет наблюдения[править]

  • Вербальное поведение
    • Содержание речи
    • Продолжительность речи
    • Интенсивность речи
    • И др.
  • Невербальное поведение
    • Экспрессия лица, глаз, тела,
    • Выразительные движения
    • И др.
  • Перемещения людей
  • Дистанция между людьми
  • Физические воздействия
    • Касания
    • Толчки
    • Удары
    • побои
    • И др.

И т. д.

То есть предметом наблюдения способно выступать лишь то, что возможно объективно зарегистрировать. Таким образом, исследователь не наблюдает свойства психики, он регистрирует лишь те проявления объекта, которые доступны для фиксации. И только исходя из предположения о том, что психика находит своё проявление в поведении, психолог может строить гипотезы о психических свойствах, основываясь на данных, полученных при наблюдении.

Средства наблюдения[править]

Наблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты наблюдения.

Классификация наблюдений[править]

Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определённым образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта. Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса. Оно может быть: 1. Непосредственным и опосредованным, 2. Внешним и внутренним, 3. Включенным (которое может быть открытым и закрытым) и невключенным, 4. Прямым и косвенным, 5. Сплошным и выборочным (по определённым параметрам), 6. Полевым (в повседневной жизни) и лабораторным.

По систематичности различают[править]

  • Несистематическое наблюдение, при котором необходимо создать обобщённую картину поведения индивида или группы индивидов в определённых условиях и не ставится цель фиксировать причинные зависимости и давать строгие описания явлений.
  • Систематическое наблюдение, проводящееся по определённому плану и при котором исследователь регистрирует особенности поведения и классифицирует условия внешней среды.

Несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования (применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии). Результат: создание обобщённой картины поведения индивида либо группы в определённых условиях. Систематическое наблюдение проводится по определённому плану. Результат: регистрация особенностей поведения (переменные) и классификация условий внешней среды.

Наблюдение противопоставляется эксперименту. Это противопоставление основано на двух положениях:

  • Пассивность наблюдателя — наблюдатель не изменяет окружающую реальность.
  • Непосредственность — наблюдатель фиксирует в протоколе то, что видит.

По фиксируемым объектам[править]

  • Сплошное наблюдение. Исследователь старается фиксировать все особенности поведения.
  • Выборочное наблюдение. Исследователь фиксирует лишь определённые типы поведенческих актов или параметры поведения[2].

По форме наблюдения[править]

  • Осознанное наблюдение
  • Неосознанное внутреннее наблюдение
  • Неосознанное внешнее наблюдение
  • Наблюдение окружающей среды
Осознанное наблюдение[править]

При осознанном наблюдении наблюдаемому человеку известно о том, что за ним наблюдают. Такое наблюдение проводится в контакте исследователя с субъектом, причём наблюдаемый обычно пребывает в курсе задачи исследования и социального статуса наблюдателя. Однако бывают случаи, когда в силу специфики исследования наблюдаемому человеку сообщаются иные по сравнению с подлинными цели наблюдения. Необходимость подобных действий порождает этические проблемы в том числе и относительно сделанных выводов.

Данная форма наблюдения выбирается исходя из целесообразности, то есть, когда её использование оправдано задачами исследования, так как она обладает весомыми недостатками.

Недостатки: влияние наблюдателя на поведение наблюдаемого, из-за этого результаты могут рассматриваться только применительно к той ситуации, в которой они были получены. Необходимо делать несколько наблюдений.

Особенности

Наблюдатель непосредственно влияет на действия и поведение наблюдаемого, что при некорректной постановке наблюдения может сильно повлиять на его результаты. Наблюдаемые субъекты в силу психологических причин могут попытаться выдать ложное поведение за своё обычное или же попросту смутиться и дать волю эмоциям. Ситуация, когда субъект пребывает под наблюдением, может оказаться для него близкой к стрессовой, и результаты такого наблюдения нельзя будет распространить, допустим, на его повседневную жизнь. Также на действия и наблюдателя, и наблюдаемого может повлиять степень знакомства друг с другом.

Специфичность ситуаций, в которых происходит непосредственное (осознанное) наблюдение, приводит к тому, что выводы из таких наблюдений очень сложно корректно обобщить на другие ситуации, а не только на конкретную ситуацию, в которой происходила процедура наблюдения.

Неосознанное внутреннее наблюдение[править]
При неосознанном внутреннем наблюдении наблюдаемым субъектам неизвестно о том, что за ними наблюдают, а исследователь-наблюдатель находится внутри системы наблюдения, становится её частью (например, когда психолог внедряется в хулиганскую группировку и не сообщает о целях своего внедрения, чтобы получить наиболее объективные сведения о её деятельности).

Классический пример применения неосознанного внутреннего наблюдения

Данная форма наблюдения особенно широко применялась во второй половине XX века психологами США. Применение этого метода вызывало (и вызывает поныне) дискуссии касательно допустимости таких исследований. Одним из самых известных случаев его применения можно считать исследование Леона Фестингера (Festinger et al., 1956), разработавшего теорию когнитивного диссонанса.

Чтобы проверить свою теорию, на рубеже 1940-х и 1950-х годов он с группой наблюдателей на несколько недель присоединился к религиозной группе, в которой предсказывали конкретную дату конца света (который должен был наступить через несколько недель). Конца света не последовало, а исследователи получили подтверждение теории когнитивного диссонанса, так как большинство членов группы стали убеждать себя, что их деятельность предотвратила катастрофу (Дж. Гудвин, 2004)[3][4].

Наблюдатель контактирует с наблюдаемыми субъектами, но те не осведомлены о его роли в качестве наблюдателя.

Данная форма наблюдения особенно удобна для исследования социального поведения малых групп, при этом присутствие наблюдателя считается естественным, и факт того, что его роль заключается в наблюдении, будучи неизвестным наблюдаемым субъектам, не влияет на их действия. Эта форма наблюдения также ставит некоторые этические вопросы о границах допустимости её применения, так как психологу иногда приходится внедряться в группу путём обмана или сокрытия правды.

Недостаток: трудность фиксации результатов; наблюдатель может быть вовлечен в конфликт ценностей.

Особенности

Факт того, что ведётся наблюдение, не влияет на наблюдаемых субъектов благодаря тому, что они о нём не знают. Также наблюдатель получает широкий простор для получения информации из-за возможности непосредственного контакта с наблюдаемыми субъектами.

Однако у наблюдателя могут возникнуть трудности с непосредственной фиксацией результатов, в том числе и потому, что непосредственная запись может демаскировать наблюдателя. Также наблюдатель при близких контактах с наблюдаемыми может потерять нейтральность и перенять систему ценностей изучаемой группы. Возможен также и конфликт системы ценностей этой группы и системой ценностей, которой придерживается наблюдатель (так называемый «конфликт норм»).

Неосознанное внешнее наблюдение[править]

При неосознанном внешнем наблюдении наблюдаемым субъектам неизвестно о том, что за ними наблюдают, а исследователь ведёт свои наблюдения, не входя в непосредственный контакт с объектом наблюдения (например, наблюдатель может быть скрыт от наблюдаемого за односторонне прозрачной стенкой).

Данная форма наблюдения удобна тем, что исследователь не стесняет поведение наблюдаемых и не провоцирует акты их поведения, которые бы соответствовали целям его исследования, то есть она позволяет собрать достаточно объективные данные о поведении людей.

Особенности

При такой форме наблюдения присутствие исследователя в роли наблюдателя не фиксируется наблюдаемыми, тем самым уменьшается влияние на естественность их действий. Также возможно использование технических и других средств для облегчения регистрации данных и хода исследования. Ещё один несравненный плюс в том, что уставший наблюдатель может быть незаметно сменён другим наблюдателем.

Однако вместе с тем наблюдатель ограничен в своих действиях местом наблюдения, ему может быть доступна только часть контекстной ситуации, в которой производятся поведенческие акты, он не может оказать влияние на непредусмотренные события, не нарушив тем самым ход исследования.

Наблюдение окружающей среды[править]

При такой форме наблюдения исследователь изучает условия окружающей среды наблюдаемых, которые влияют на его поведение. Он пытается сделать выводы о том, как внешние факторы обуславливают действия индивида или группы индивидов[5].

Этический кодекс APA и наблюдения[править]

Этический кодекс Американской психологической ассоциации (American Psychological Association (англ.), или APA) разрешает проведение наблюдений при условии соблюдения определённых правил и принятия определённых мер предосторожности. Вот некоторые из них:

  • Если исследование проводится в общественном месте, то получение обоснованного согласия участников не считается необходимым. В противном же случае необходимо заручиться их согласием.
  • Психологи должны делать всё возможное, чтобы избежать причинения вреда участникам исследования, а в случае невозможности его избежания — снизить предполагаемый ущерб.
  • Психологи должны свести к минимуму вторжение в личную жизнь.
  • Психологи не раскрывают конфиденциальные данные об участниках своих исследований.

Этапы исследования методом наблюдения[править]

  1. Определение предмета наблюдения, объекта, ситуации.
  2. Выбор способа наблюдения и регистрации данных.
  3. Создание плана наблюдения.
  4. Выбор метода обработки результатов.
  5. Собственно наблюдение.
  6. Обработка и интерпретация полученной информации.

Преимущества метода наблюдения[править]

  • Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения.
  • Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.
  • Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов.
  • Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения
  • Оперативность получения информации
  • Относительная дешевизна метода

Недостатки метода наблюдения[править]

  • Отхождение от цели наблюдения (Получение фактов, несоответствующих целям исследования)
  • Прошлый опыт исследования влияет на последующие факты наблюдения[6]
  1. ↑ См.: Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. — Спб.: Питер, 2002.
  2. ↑ Там же. С. 40—43.
  3. ↑ Festinger, L., Riecken, H. W., & Schachter, S. (1956). When prophecy fails. Minneapolis: University of Minnesota Press
  4. ↑ Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2004. С. 422—423.
  5. Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология : учебник. — М. : Проспект, 2005. — С. 45—48. — 208 с. — 3000 экз. — ISBN 5-98032-770-3.</span>
  6. ↑ Там же. С. 40—41.
  7. </ol>

wp.wiki-wiki.ru

8.8. Психологическое наблюдение за группой

Психологическое наблюдение за группой. В практике деятельности работников правоохранительных органов наблюдение за психологическими особенностями группы людей позволяет решать разнообразные профессиональные задачи. Во-первых, психологическое наблюдение за группой правонарушителей и диагностика специфики ее психологии (выявление статусной и ролевой структур, оценки состояния внутригрупповых отношений, характера поведения лидера и т.д.) создают благоприятные предпосылки для разобщения группы, предупреждения и пресечения преступлений. Во-вторых, наблюдение за социально-психологическими явлениями в группах работников органов правопорядка (следственно-оперативных группах, группах по задержанию вооруженных преступников, патрульно-постовых группах и др.) позволяет повысить эффективность совместной деятельности и руководства ими. В-третьих, проведение ряда профессиональных действий вообще невозможно без применения психологического наблюдения за группой. Например, проведение следователем очной ставки основывается на психологическом наблюдении за поведением по крайней мере двух людей, что позволяет сделать определенные выводы об их взаимоотношениях, взаимопонимании или противоречиях, социально-психологических качествах общающихся.

Психологическое наблюдение за группой представляет собой целенаправленное и организованное восприятие различных сторон ее психологии в процессе совместной деятельности и взаимодействия людей. Психологическое наблюдение может быть включенным и невключенным в зависимости от того, является наблюдатель членом группы или нет.

В психологическом наблюдении за группой доказала свою эффективность процедура стандартизованного (или контролируемого) наблюдения.

При стандартизованном психологическом наблюдении в отличие от нестандартизованного (или неконтролируемого, случайного) сбора фактов наблюдатель заранее определяет, какие элементы группового поведения имеют наибольшее значение для изучения, и сосредоточивает на них свое внимание. Стандартизованное наблюдение осуществляется с помощью диагностических шкал, формализованных планов и программ наблюдения.

Формализованный план наблюдения за групповой деятельностью. В юридической психологии хорошо известна процедура контролируемого наблюдения за групповой деятельностью, предложенная американским психологом Р.Бейзлом. В результате многочисленных исследований он составил план наблюдения, в котором показаны все значимые признаки поведения членов группы при совместном решении задачи.1

План наблюдения за поведением людей в группе

1. Проявляет солидарность, поддерживает других, помогает, поощряет.

2. Чувствует себя удобно, шутит, смеется, проявляет удовлетворение.

3. Соглашается, пассивно повинуется, понимает, уступает другим.

4. Советует, руководит, причем учитывает автономию других.

5. Высказывает мнение, оценивает, анализирует, выражает свои чувства или желания.

6. Ориентирует, информирует, повторяет, объясняет, подтверждает.

7. Просит ориентировать, информировать, повторить, подтвердить.

8. Спрашивает о чужом мнении, установке, интересуется оценкой своих действий, выражением чувств по поводу своего поведения.

9. Ориентируется на предложения, просит указаний о возможных путях действий.

10. Не соглашается, саботирует, не оказывает помощи, действует формально.

И. Проявляет напряженность, раздражение, просит о помощи, уклоняется от совместных действий.

12. Проявляет антагонизм, унижает других, защищает и утверждает себя.

Указанные в плане наблюдения признаки поведения членов группы говорят о следующем:

пп. 1,2,11,12 описывают сопровождающие процесс совместного принятия решения эмоции (пп. 1,2 — положительные и пп. 11,12 — отрицательные эмоции) и .соответствующие действия членов группы;

пп. 6, 7 характеризуют ориентировку членов группы в отношении общей задачи;

пп. 5, 8 оценивают ход выполнения совместной задачи членами группы;

пп. 4, 9 характеризуют качество внутригруппового контроля;

пп. 3, 10 раскрывают процесс принятия совместного решения, причем пп. 4, 5, 6 характеризуют предложения собственных решений, а пп. 7, 8, 9 — поиск решений у других членов группы.

Шкала оценки в процессе наблюдений межличностных отношений в группе.

В. Ньюстетгером предложена шкала оценки в процессе наблюдения характера проявлений взаимоотношений членов группы в диапазоне от сердечности до прямой враждебности. Шкала состоит из девяти пунктов (табл. 8.2).2

 

Таблица 8.2. Шкала оценки межличностных отношений в группе   

Пункт

шкалы

Наблюдаемые показатели у членов группы

1

Физическое выражение симпатии (прикасаться, гладить и т.д.)

2

Знаки особого расположения в доброжелательном смысле (давать, одолжать, приглашать, предпочитать, защищать)

3

Знаки товарищеского отношения (шепот, смех, улыбки, совместная работа, высказывание, приобщение)

4

Случайные разговоры (беседы, которые не обязательны для ситуации, приветствия)

5

Почти нейтральное, но еще немного позитивное отношение (вопросы, согласие, одобрение, похвала, любезность, одолжение, выполнение небольших просьб, игнорирование, обиды)

6

Знаки равнодушия к правам, требованиям или просьбам другого (игнорирование вопроса или просьбы, отказ выполнить просьбу, попытка доминировать без ссоры, ирония, критика)

7

Признаки нескрываемого, явного конфликта с правами, требованиями и желаниями других (спор, возражения против правил поведения, первенство над другими)

8

Признаки злобы или презрения личностного типа без прямого нарушения прав, требований или желания (обвинение, критика, ирония)

9

Признаки гнева или намеренных оскорблений (пренебрегать, противиться, ругаться, угрожать, вызывать на драку)

 

Шкала показателей групповых взаимоотношений и ее применение в процессе наблюдения. Разработанная В.Л. Марищуком и Л.К. Серовой шкала показателей групповых взаимоотношений представлена в табл. 8.3.3

Представленная шкала позволяет осуществлять наблюдение по таким критериям: характер взаимодействия; уровень взаимопонимания в группе; наличие одобрения или упреков; готовность к взаимопомощи. При подведении итогов наблюдения необходимо наблюдаемые признаки отменить, исходя из 5-балльной шкалы.

Одним из важнейших факторов повышения эффективности психологического наблюдения за группой является использование различных приемов преодоления субъективизма в оценках и выводах наблюдателя.

Прием достижения целостного образа группы основывается на необходимости сбора как можно более полной и объективной информации о группе, что позволяет преодолеть тенденцию к категоричным, грубым оценкам специфики ее психологии только «в черно-белых» красках.

 

Таблица 8.3. Шкала показателей групповых взаимоотношений   

п/п

Наблюдаемые показатели

Условные оценки

1.

Взаимодействуют согласованно и слаженно, понимают друг друга с полуслова, не упрекают, а поддерживают, проявляют инициативу во взаимопомощи

5

2.

Взаимодействуют с незначительными рассогласованиями, хорошо понимают друг друга, поддержка и одобрение преобладают над упреками, помогают друг другу при необходимости

4

3.

Взаимодействуют не согласованно, понимают друг друга с трудом, высказывают много упреков, не стремятся к взаимопомощи, оказывая ее лишь по просьбе

3

4.

Взаимодействуют формально, партнеры не хотят понимать друг друга, взаимные обвинения преобладают над дружескими советами, высказывают явное нежелание помогать друг другу

2

5.

Взаимодействие практически отсутствует, оно происходит лишь случайно, партнеры конфликтуют, категорически отказываются помочь друг другу

1

 

Прием критичности в оценке группы. Смысл его заключается в сбалансированности как положительных, так и отрицательных оценок. Тенденция к злоупотреблению положительными оценками, которая получила название «эффекта снисхождения», искажает истинную картину психологических явлений в группе. Кроме того, при наблюдении «эффекта ореола» следует учитывать действие характерного переноса на актуальную оценку групп предыдущих оценок (как отрицательных, так и положительных).

Прием избирательного подхода к оценке группы и преодоления распространенных стереотипов. Наблюдение за группой должно строиться с учетом имеющихся порой тенденций к усреднению оценок и использованию стереотипов, шаблонных выводов при диагностике группового поведения (например, при ведении наблюдения за группой правонарушителей). Каждая группа имеет свою психологию и обнаруживает особенности групповой деятельности.

Прием выводов и оценок, основанных на длительном наблюдении за группой. Иногда наблюдатель делает выводы о группе на основе первого впечатления о ней, а последующую информацию отбрасывает, считая ее случайной и поверхностной. Это обстоятельство приводит порой к неверным выводам о психологических особенностях группы. Практика показывает, что социально-психологические

явления в группе должны изучаться не только путем отдельного кратковременного наблюдения, а посредством достаточно длительной по времени фиксации наблюдаемых фактов.

Прием опоры в наблюдении на сознательно выделяемые признаки и показатели групповой психологии предъявляет серьезные требования к подготовке наблюдателя, отбору обоснованных показателей оценки группового поведения, свидетельствующих о специфике групповых социально-психологических явлений. Использование этого приема позволяет избежать большого числа логических ошибок, возникающих в силу констатации связей между некоторыми признаками группового поведения и реальной психологией группы, хотя на самом деле такая связь отсутствует или минимальна.  

1Ядов В.А. Социологическое исследование // Методология, программа, методы. — М.: Наука, 1972. — С. 114-115

2 Методы социальной психологии. / Под ред. проф. Е.С. Кузьмина и канд. психол. наук В.Е. Семенова. — Л.,1977. — С. 23-24.

3Методики психодиагаостики в спорте: Учеб. пособие. / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов и др. — М., 1984. — С. 67-68.

studfiles.net

Психологическое наблюдение. Его виды. Ошибки психологического наблюдения.

Наблюдение — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдение — организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определённых условиях.

Наблюдение, как метод исследования в психологии, может быть очень различным. Оно бывает:

Явным и скрытым,

Непосредственным и опосредованным,

Включенным (которое может быть открытым и закрытым) и невключенным,

Прямым и косвенным,

Сплошным и выборочным (по определенным параметрам).

Сплошным называют наблюдение, когда фиксируются все особенности и проявления психической деятельности человека в течение какого-то определенного периода. В отличие от этого при выборочном наблюдении обращается внимание только на те факты в поведении человека, которые имеют прямое или косвенное отношение к изучаемому вопросу.

Полевым (в повседневной жизни) и лабораторным.

По систематичности различают:

Несистематическое наблюдение, при котором необходимо создать обобщённую картину поведения индивида или группы индивидов в определённых условиях и не ставится цель фиксировать причинные зависимости и давать строгие описания явлений.

Систематическое наблюдение, проводящееся по определённому плану и при котором исследователь регистрирует особенности поведения и классифицирует условия внешней среды.

Несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования (применяется в этнопси-хологии, психологии развития, социальной психологии). Результат: создание обобщенной картины по-ведения индивида либо группы в определенных условиях. Систематическое наблюдение проводится по определенному плану. Результат: регистрация особенностей поведения (переменные) и классификация условий внешней среды.

Ошибки наблюдений — неправильные действия, повлекшие за собой непредусмотренный исследованием следствие — несоответствие результата наблюдения истине.
Наиболее типичные ошибки наблюдения: неверное определение объекта исследования, характеристик объекта, показателей, переменных, ошибки в шкалировании или использовании готовых шкал, неправильное определение или несоблюдение правильно определенных условий наблюдения,ошибки измерений, ошибки оформления данных. Следует отметить, что список возможных ошибок не ограничивается перечисленными. Очевидно, что при осуществлении исследования по программе, отличающейся от приведенной, иными могут быть и ошибки наблюдения.
Следует особо отметить, что главными ошибками почти всех современных исследований и наблюдений, как этапов исследований, является несоответствие выбранной методологии исследования сущности объектов исследований. В то время как любые объекты исследования — реальные сущности и явления, являются вероятностными, для их исследования как само собой размеющееся используется малоконструктивная детерминистская методология. Единственной альтернативой должно быть соблюдение соответствия: вероятностным сущностям и явлениям — вероятностную методологию исследования.

 

10.Сравнительно-сопоставительный анализ методов психологического наблюдения и эксперимента. Сравнительно-сопоставительный метод, иногда называемый синхронистическим, направлен на фиксацию разнородных событий истории психологии, иногда пространственно отдаленных, но совпадающих во времени, т.е. связанных одновременностью их осуществления. Пример использования этого метода мы находим в одном из разделов монографии Б.Г. Ананьева «Очерки истории русской психологии XVIII и XIX веков» (1947).



infopedia.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *