Психологическое пространство личности – Психологическое пространство личности | Главная страница

Содержание

Психологическое пространство личности | Главная страница

Психологическое пространство личности – это личное жизненное пространство человека. Большое значение для личного пространства имеют его границы. У ребенка границы личного пространства более слабые, чем у взрослого.

Ребенок является частью окружающей среды и поэтому подвержен большему её влиянию. Он с легкостью расходует свою энергию, в отличие от взрослого, на которого окружающая среда оказывает меньшее воздействие и чьи границы более прочные.

Жизненное пространство состоит из самой личности, среды и их отношений между собой. Всякие, происходящие в жизни человека события зависят как от него самого, так и от среды, в которой он находится.

Все, что оказывает воздействие на человека и на его состояние в конкретный момент, будь то физические или социальные факторы, являются частью его жизненного пространства.

Возможность расширение жизненного пространства зависит от границ восприятия существующей реальности, от умения отделять реальность от фантазий, а также от психологического прошлого и психологического будущего, которые являются частью настоящего жизненного пространства.

Когда границы реальности сужаются или теряется связь между реальностью и фантазиями, тогда поведение человека меняется так, что он начинает вести себя как в детском возрасте, используя детские защиты.

Жизненное пространство человека зависит от его личной истории и от его окружения. Жизненное пространство не может существовать без прошлого, настоящего, будущего, без индивидуальных особенностей и ценностей данной личности.

Внутреннее жизненное пространство включает в себя память, мышление, воображение, восприятие, эмоции, сознание, речь. Переход из внутреннего пространства во внешнее происходит когда человек выносит во внешний мир свои цели, намерения и действия.

Внешнее пространство превращается во внутреннее, в процессе получения каких-то навыков, знаний или во взаимодействии с другими людьми.

Жизнедеятельность человека объединяет в себе внутреннее и внешнее пространство, формирующие его внутренний мир.

В психологическое пространство входит все, с чем человек себя связывает: привычные предметы, место проживания, установки, ценности, привязанности и пр. Все эти факторы являются значимыми для него, потому, что имеют личностный смысл.

Границы личностного пространства определяются психологическими и физическими факторами. Они изменяются в процессе развития человека, когда он проходит через возрастные или личностные кризисы, которые могут приводить к переоценке ценностей, к сближению или отдалению от близких людей, к изменению уровня своего духовного развития и внутреннего мира.

Личное пространство состоит из пространства физического и психического. К физическому пространству относится все, что имеет физическую форму, к психическому пространству относятся образы реальных физических тел. В психическом пространстве могут существовать образы физических тел, которых уже нет в реальности. Например, оставившие нас люди продолжают существовать в нашей психической реальности. Принимая в свое психическое пространство существующих в реальности людей и предметы, человек становиться зависимым от них.

Определить объем физического пространство сложно, у одного оно может быть очень большим, а у другого очень маленьким, таким, что возникает ощущение тесноты, скованности, зависимости и недостаточности свободы. Еще труднее определить границы психического пространства, т.к. оно состоит из неизмеримых составляющих.

Проницаемость границ личного пространства зависит от стабильности и устойчивости внутреннего пространства.

Для внутреннего пространства важно насколько человек своими действиями способен преодолевать границы других пространств. Определить свои границы можно через понимание «Я» и «не-Я», сталкиваясь с сопротивлением. Если граница не поддается воздействию, значит в этом месте закончилось «Я» и начинается «не-Я».

Для формирования «Я» необходимо иметь четкие, но проницаемые границы. Проницаемость границ меняется в периоды кризисов, когда могут возникать переживания, связанные с ощущение пустоты, собственной ненужности и потерей смыслов.

Плохо проницаемые границы и сверхстабильное внутреннее пространство приводит к ригидности, снижению активности жизненной позиции, принятии на себя ответственности, превышающей реальные возможности. Слишком проницаемая граница является причиной высокой восприимчивости окружающего мира и резких реакций на его проявления, а также появления чувства вины.

Психологический дискомфорт мешает человеку нормально формировать картинку прошлого и будущего. Наличие картинки будущего позволяет ставить цели и совершать действия для их достижения. Отсутствие картинки будущего не дает двигаться вперед в настоящем.

Елена Бархатова

Поделиться ссылкой:

Также по этой теме:

psihologanalitik.ru

Психологическая структура жизненного пространства личности Текст научной статьи по специальности «Психология»

УДК 159.922

Н.А.Кондратова

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЖИЗНЕННОГО ПРОСТРАНСТВА ЛИЧНОСТИ

Институт непрерывного педагогического образования НовГУ

The notion of personal life space is explained and the structure of its organization is described. Two levels, a centre (nucleus), a periphery and a border of personal life space are singled out. The universal notional constructs (such as «one's own - somebody else's», «near - far», «familiar - unfamiliar», «loved - unloved») dominate on one of the levels. On the second level there are notional constructs reflecting individually significant characteristics of the own world.

Наиболее перспективными в развитии современной психологии видятся тенденции, которые связаны с пониманием человека, во-первых, как «мира человека» [1], а во-вторых, не только и не столько как объекта формирования и внешнего воздействия, сколько как субъекта, включенного в мир через активный, практический (в широком смысле) характер своей жизнедеятельности, создающего мир и себя посредством собственных действий и поступков. В этой связи актуальной представляется разработка проблемы индивидуального мира человека, пока еще весьма незначительно обозначенной в отечественной психологии в качестве отдельного предмета исследования [2,3]. Проблема индивидуального мира человека конкретизируется нами в понятии «жизненное пространство личности».

Целостным миром человека, взаимосвязанными компонентами которого выступают «объективное» и «субъективное», «внешнее» и «внутреннее», является его жизненный мир. Жизненный мир — это та часть всеобщего мира, в которую включен человек и с которой он вступает во взаимодействие [4]. Внутри жизненного мира для человека существует некоторая область объектов, явлений, событий, которые обладают для него повышенной значимостью, потому что любимы им, окрашены чувством причастности, освоены, психологически «близки». С какой-то частью этих объектов и явлений человек идентифицируется, включая их в свое Я. Можно сказать, что эти объекты и образуют место человека в мире, пространство его жизни.

Жизненное пространство личности — это субъективный (феноменологический и деятельностный) аспект жизненного мира человека [5], выделяющий и очерчивающий в этом мире ту особую часть, которая наиболее тесно связана с его собственными интересами, симпатиями, ценностями, т. е. теми аспектами личности, которые обозначаются в концепции Г.Олпорта как «проприум» — достояние, или чувство, «свойственного нам» [6], и создают внутреннее единство личности. Создается эта часть жизненного мира активностью субъекта, связанной с реализацией своих собственных стремлений, воспринимается им как «свой» и контролируемый им мир в противоположность «чужому» и неконтролируемому. Именно в этой части жизненного мира индивид преимущественно выступает как субъект самостоятельной активности, а не объект чьих-то влияний.

Говоря о том, что жизненное пространство личности представляет собой субъективный аспект ее

жизненного мира, мы в первую очередь имеем в виду, что оно является составляющей ее образа мира и выделяется в нем смысловым конструктом «свое — чужое» (см. рис.1), основой которого становятся первичные формы обобщения субъектом своих отношений с миром [4]. Выражаясь иначе, можно сказать, что жизненное пространство личности существует как отдельное единое и уникальное смысловое поле и потому принцип его организации сопоставим с принципом организации семиосферы [7].

Рис.1. Соотношение понятий «жизненный мир» и «жизненное пространство личности»

По результатам теоретического анализа структура жизненного пространства личности предстает в следующем виде: в нем выделяются центр (ядро), периферия и границы. Центр образован объектами, которые представляют наибольшую ценность для субъекта и с которыми он отождествляется, ощущая их как часть себя. Эти объекты и явления представляют собой сферу его максимальной эго-вовлеченности и переживаются им как «свои».

По направлению от центра к периферии эгововлеченность личности снижается. Периферию жизненного пространства составляют объекты и явления, степень субъективной значимости которых более низка.

Основным элементом жизненного пространства личности является место. Место — это сложное целостное образование, определенный локус физического, природного, культурного пространства, кодирующий связанный с этим местом значимый для субъекта опыт его жизнедеятельности.

Границы жизненного пространства личности формируются процессами обособления «своего» от «чужого». Вместе с тем граница выступает местом

соприкосновения и взаимодеиствия «своего» и «чужого». Существует не одна устойчивая граница, а ряд (возможно, множество) в той или иной степени подвижных границ.

Структурная неоднородность жизненного пространства образует резервы динамических процессов в нем, из которых наиболее важными, по-видимому, являются процессы отождествления — отчуждения (обособления). В результате то, что было на периферии, со временем может переместиться в центр, какая-то часть «своего» может стать «чужим», а то, что было «чужим», превратится в «свое».

Для проверки и уточнения теоретической модели жизненного пространства личности нами было проведено эмпирическое исследование, основанное на принципах качественно-феноменологического подхода [8,9]. После предварительной беседы, вводящей в ситуацию исследования, мы просили описать собственное жизненное пространство молодых людей подросткового и юношеского возраста. Затем эти тексты были подвергнуты анализу. В исследовании приняли участие учащиеся 8-х и 9-х классов лицея (75 человек: 49 девочек, 26 мальчиков) и студенты 1-го и 2-го курсов психолого-педагогического факультета (70 человек: 45 девушек, 25 юношей).

Полученные нами результаты в значительной мере подтвердили предложенную выше теоретическую модель, но какую-то часть эмпирических данных эта модель не смогла охватить, что потребовало ее расширения.

По итогам эмпирического исследования в организации жизненного пространства личности выделено два уровня: 1) предметно-пространственный; 2) уровень идеальных объектов (см. рис.2).

Рис.2. Психологическая структура жизненного пространства личности

Структурная организация первого уровня полностью соответствует теоретической модели. Основной структурной единицей здесь выступает место, имеющее иерархическую организацию. Жизненное пространство личности на уровне конкретных объектов состоит из «мест», в которых сосредотачивается и разворачивается жизнедеятельность личности. Эти места имеют разное жизненное содержание, а пото-

му и разное значение. Являясь материальным образованием, место означивает, кодирует связанный с ним опыт субъекта. Каждому месту жизненного пространства соответствует целый комплекс переживаний, образов, мыслей, желаний и т.п., в которых раскрываются отношения, связывающие индивидуальность с этим местом.

В нашем исследовании основными местами, где разворачивается жизнедеятельность субъектов, явились следующие: сам субъект, жилое пространство (дом), место учебы и город. Субъект («Я») выступает центральным, системообразующим местом своего жизненного пространства. Нами обнаружен факт включения многими участниками исследования себя в свое жизненное пространство, свидетельствующий о том, что субъективно, «изнутри» человек не проводит четкой и однозначной границы между собой и миром, в котором живет, который он называет «своим». Все остальное располагается ближе или дальше (в психологическом смысле) по отношению к этому центру.

Из других мест наиболее близко располагается к Я и наиболее значительно представлено в описаниях жилое пространство («дом»). По сравнению с другими местами это пространство отличается наибольшей дифференцированностью.

Психологически противоположным месту «дом» оказалось место «город». В анализируемых текстах в большинстве случаев оно предстает как чуждое личности, как не мое, а чье-то или ничье пространство, в отличие от жилого пространства, где наиболее часто употребляемым эпитетом является «мой», у элементов, составивших категорию «город», это определение отсутствует. Количество элементов, имеющих отрицательную окраску, превышает число положительно окрашенных элементов. Город в описаниях лицеистов и студентов предстает не как присвоенное, а как освоенное в каких-то очень ограниченных пределах пространство. Это пространство характеризуется малой дифференцированостью.

В целом же эти два места в жизненном пространстве личности участников нашего исследования

— «дом» и «город» — выступили как два противоположных полюса, выражающие свой мир и чужой мир. Дом относится к центральным областям жизненного пространства, город — к его границам.

Место учебы занимает промежуточное положение между центром и границей, в одних случаях ближе к центру, в других — к периферии.

Место как структурная единица включает в себя другие места: в моем доме (квартире) есть моя комната, в моей комнате есть моя тахта и мой письменный стол и т. д., вплоть до какого-то предела, задаваемого, по-видимому, масштабами человеческой телесности.

Важнейшей составляющей жизненного пространства личности являются люди. В описаниях наших испытуемых они занимают доминирующее место. Отношения со значимыми другими придают соответствующий смысл тем или иным местам. Вместе с тем значимый другой человек сам может быть рассмотрен как место особой жизнедеятельности субъек-

та («близкий человек и связанные с ним чувства, переживания», «любимый человек, поступки, действия, мысли, связанные с ним»). Приведем замечательный пример из «Войны и мира»: «Я бы не поверил тому, кто бы мне сказал, что я могу так любить, — говорил князь Андрей. — Это совсем не то чувство, которое было у меня прежде. Весь мир разделен для меня на две половины: одна — она и там все счастье, надежда, свет; другая половина — все, где ее нет, там все уныние и темнота...».

Отношения между элементами (местами) жизненного пространства личности на предметнопространственном уровне его организации раскрываются через психологические координаты (смысловые конструкты) «свое — чужое» («мое — не мое»), «близкое

— далекое», «знакомое — незнакомое», «приятное — неприятное» («любимое — нелюбимое»). Именно с помощью них даются описания элементов жизненного пространства в текстах. Центральным местом выступает сам субъект, ближайшие к нему места (в нашем исследовании это жилое пространство) составляют ядро жизненного пространства личности, оно представляет собой смысловую область «свое», «близкое», «знакомое», «любимое» и сферу, с которой субъект себя отождествляет. Эта сфера является наиболее дифференцированной, включая в себя наибольшее количество других мест. «Присваивая» их, делая их частью себя, субъект «расширяет» за счет них собственную личность (эгорасширение по Г.Олпорту [10]). Мы полагаем, что эта сфера жизненного пространства является и наиболее устойчивой, стабильной, в том числе и потому, что субъект удовлетворен жизненными отношениями, разворачивающимися в этой области.

По направлению от центра к периферии смысловая окраска объектов меняется, снижается ощущение своего, близкого, растет дистанция между субъектом и объектом, единый смысловой комплекс «свое», «близкое», «знакомое», «любимое», «значимое» распадается, например, какой-то объект может быть значимым, но не любимым или, любимым, но не близким. В текстах это выражается в неудовлетворенности какими-то значимыми жизненными отношениями. Область периферии менее дифференцирована и, по-видимому, гораздо более нестабильна. По сравнению с центром это область более интенсивной смысловой динамики. Периферия, внешние границы этого пространства имеют значительные индивидуальные вариации. «Далекое», «чужое», «незнакомое», «нелюбимое» может в большей или меньшей степени включаться в его пределы. И это будет определять такие его характеристики, как открытость — закрытость (степень включения «далекого»), широту — узость (разнообразие составляющих его элементов).

Граница — это место отделения своего от чужого и место встречи с чужим. В описаниях наших испытуемых таким местом для них выступает город.

Значительная вариативность проявляется и на втором уровне — уровне идеальных объектов. В текстах этот уровень проявился в виде разнообразных элементов, с трудом объединяемых в какие-либо группы («свобода», «идеи», «самостоятельность», «неудобства» и др.). Основной структурной единицей здесь выступают уникальные смысловые комплексы, мы назвали их идеальными объектами, воспользовавшись термином Л.Я.Дорфмана, который обозначает им объекты, имеющие идеально-духовную природу [2]. Эти комплексы представляют собой смысловые диспозиции (устойчивые, разной степени обобщенности отношения к наиболее важным объектам и явлениям своего жизненного мира), смысловые конструкты (категориальные шкалы, отражающие значимые для субъекта характеристики этих объектов и явлений), а также, личностные ценности. Эти смысловые структуры очень подробно раскрыты и четко очерчены Д.А.Леонтьевым (см. [5]).

Прослеживается сходство второго уровня с таким измерением жизненного мира, которое в экзистенциальной психологии обозначается как духовное измерение (ЦЬетек) и «связано с нашими отношениями к верованиям, идеям, ценностям и принципам, согласно которым мы живем. Это измерение нашего целостного видения жизни и идеологической позиции, которое определяет, как мы действуем в других измерениях и как мы осмысливаем мир» [11].

Таким образом, если на первом, предметнопространственном уровне организации жизненного пространства личности доминируют универсальные конструкты, общие для различных испытуемых, то на втором уровне — индивидуальные, отражающие индивидуально значимые характеристики собственного мира.

1. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001. С.66.

2. Дорфман Л.Я. Метаиндивидуальный мир: методологические и теоретические проблемы. М.: Смысл, 1993. 456 с.

3. Нартова-Бочавер С.К. // Психолог. журн. 2003. №6. С.27-36.

4. Кондратова Н.А. // Ученые записки ИНПО. Вып.7. В 2 кн. В. Новгород: НовГУ, 2005. Кн.1. С.45-50.

5. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999. С.113.

6. Олпорт Г. Становление личности: Избр. тр. М.: Смысл, 2002. С.186.

7. Лотман Ю.М. О семиосфере: Избр. статьи в 3-х т. Статьи по семиотике и топологии культуры. Таллин: Александра, 1992. Т.1. С.11-24.

8. Улановский А.М. // Вопросы психологии. 2006. №3. С.27-37.

9. Квале С. Исследовательское интервью. М.: Смысл, 2003. 301 с.

10. Олпорт Г. Указ. соч. С. 188.

11. Дорцен Э. ван. Практическое экзистенциальное консультирование и психотерапия. Ростов-н/Д: Ассоциация экзистенциального консультирования, 2007. С.98.

cyberleninka.ru

1. Общие представления о психологическом пространстве личности. Особенности нарушения психологического пространства личности в юношеском возрасте

Похожие главы из других работ:

Адаптация военнослужащих по призыву

1.1 Общие представления о психологическом сопровождении в научной литературе

В научной психологической литературе сопровождение как одно из направлений деятельности психолога рассматривается давно. Подобная деятельность раскрывалась через понятия условия, обеспечения...

Взаимосвязь психологических особенностей с тревожностью у школьников младших классов с задержкой психического развития

1.1 Общие представления о тревоге и тревожности

Хотя практикующие психологи в повседневном профессиональном общении употребляют слова «тревога» и «тревожность» как синонимы, для психологической науки эти понятия неравнозначны...

Взаимосвязь социального конструктивизма и консультирования

1. Общие представления о социальном конструктивизме

социальный конструктивизм консультирование Социальный конструктивизм является подходом к изучению социально-психологических проблем с философских позиций, согласно которым, личностный опыт рассматривается как сложная «конструкция»...

Движущие силы и условия развития личности

1.1 Общие представления о личности

Как объект исследования личность уникальна по своей сложности. Сложность эта заключена, прежде всего, в том, что в личности объединены различные плоскости бытия конкретного человека - от его телесного бытия до духовного - как живого тела...

Когнитивная сфера у больных шизофренией

Глава 1. Общие представления о шизофрении

...

Личностные особенности выпускника колледжа в контексте профессиональной адаптации к работе по специальности зубной техник

1.1 Общие представления о профессиональной адаптации (виды, типы, адаптационный потенциал и т.д.)

Адаптация - приспособление человека к сложившимся условиям жизни, ситуации, обстановке. Способность взаимодействия с другим человеком (обществом). Приспособление к возникающим изменениям условий существования (внешних воздействий...

Личность и индивидуальность

Общие представления и понятия личности

Проблема личности в психологии выступает и как самостоятельная, так как в психологической науке категория личности относится к числу базовых категорий. Важнейшая задача состоит в том...

Методы и методики исследования социально-психологического климата в коллективе

1.2 Общие сведения о социально-психологическом климате в коллективе

Единого универсального определения как определяется психологический климат, нет. Но общие черты выделить можно. Для определения Психологического климата используют понятия: «психологическая атмосфера», «психологический настрой». Они близки...

Особенности индивидуального стиля общения студентов, будущих психологов

1.2 Индивидуальные стили общения и их место в стилевом пространстве личности студента, будущего психолога

Коммуникативная деятельность, как и любая другая деятельность, характеризуется определенным стилем. В широком смысле слова стиль деятельности (например, управленческой, производственной, педагогической) -- устойчивая система способов...

Патологии речевой активности

1. Общие представления о нарушениях речи у детей

Нарушение речевого развития - одно из наиболее распространенных и тяжелых отклонений в формировании у ребенка высшей психической деятельности, т.е. вид психического дизонтогенеза...

Развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте

1.1 Общие представления об игровой деятельности

...

Расстройства личности в современной психотерапии

Глава 1. Общие представления о расстройствах личности

...

Регуляторные ресурсы преодоления стресса

1.1 Общие представления об особенностях стресса и совладающего поведения

Понятие «стресс» возникло от англ. stress - давление, напор, гнёт, напряжение. В основе понятия «стресс» лежит представление о нем, как о неспецифической реакции организма на физическое или психологическое воздействие окружающей среды...

Регуляторные ресурсы преодоления стресса

1.3 Общие представления о понятии «жизнестойкость»

стресс спортивный жизнестойкость саморегуляция Современный мир отличается высоким уровнем стрессогенности. Угрозу для человека представляет огромное множество факторов, начиная от внутрисемейных и бытовых...

Специфика адаптации к школе детей с неродным русским языком

1.1 Адаптация к школе в психологическом и психологическом контексте

С началом обучения в школе, у ребенка наступает один из самых сложных и наиболее ответственных х моментов в его жизни. Изменения наступают практически во всех планах: педагогическом, психологическом и физическом плане...

psy.bobrodobro.ru

Личностное пространство человека: граница на замке?

У каждой из нас есть свое собственное личностное пространство. Это не просто миф от психологов, а вполне себе реальный феномен. Согласитесь, вам будет неприятно при мысли о том, что сейчас кто-то чужой находится в вашем доме, ест из вашей посуды, спит в вашей кровати. Любое из этих событий расценивается нами как вторжение и запускает защитные реакции с целью восстановить комфорт и безопасность. Во всем этом проявляется наше психологическое пространство.

Что это такое?

Своя территория есть не только у человека, но и у животных. Большинство из них ее “метит”, и чувствует себя спокойно и безопасно, гуляя в рамках своего пространства. Во многом наше поведение схоже с поведением животного: мы “метим” территорию нашего дома вещами и дизайном, ставим крепкую дверь при входе в квартиру и надеваем кольцо на палец мужа.

По сути, личностное пространство человека – это все те вещи и события, которые мы выделяем из всего богатства жизни, как значимые для нас. В него входят свои тело, вещи “ территория”, отношения с другими людьми и время. Все это наполняется особым и только вашим личностным смыслом. К примеру, подаренная вам на работе ручка может быть просто ручкой, а может быть ВАШЕЙ ручкой – предметом, в который вы вкладываете определенный смысл и к которому привязаны. Поговорим поподробнее про составляющие психологического пространства.

  • Наше тело является основой для всех остальных фрагментов личностного пространства. Именно с него начинается понимание своего “Я” – моя рука, нога и т.д. … Через него мы устанавливаем контакт с миром, привязываемся к людям, определяем свою территорию и начинаем осуществлять какую-либо деятельность. С телом связано наше отношение к собственной внешности: мы либо принимаем ее, либо отвергаем.
  • “Своя территория” впервые появляется в картине мира младенца в тот момент, когда он начинает ползать и перемещаться из одной комнаты в другую – он начинает отграничивать личное пространство от неличного. Ребенок понимает, что существуют другие люди. “Своя территория” играет важную роль в нашей жизни: мы контролируем интенсивность общения, интенсивность поступающей к нам информации, защищаемся от всего лишнего, можем восстанавливать силы и что-то создавать. Очень часто “наша территория” воплощается в нашем доме.
  • Личные вещи появляются у человека в тот момент, когда он учится взаимодействовать с ними. Они являются иносказательным сообщением о том, кто мы есть на самом деле – каковы наши черты характеры, склонности и интересы. Благодаря некоторым предметам мы можем учиться, работать и творить. Другие вещи рассказывают о наших ролях и статусе в обществе, помогают нам обозначить свои границы.
  • Личное пространство в отношениях – это то, как мы развиваем и поддерживаем отношения. Каждая из нас определяет круг близких людей, а также тех, чье мнение важно для нее. Мы можем устанавливать отношения различной степени близости, вплоть до интимных. Личное время также проявляется в отношениях – иногда нам хочется побыть одним, а иногда – с кем-то, и мы сами решаем когда наступают эти моменты.

Границы психологического пространства

У психологического пространства человека существуют свои границы. Именно они охраняются нами от попыток вторжения, помогают нам отделиться от всего того, что составляет наш естественный жизненный фон. Так мы поддерживаем собственные безопасность, свободу и независимость. Границы личностного пространства определяют наше отношение к обществу и другим людям.

Они могут быть жесткими и гибкими. Жесткие границы практически непроницаемы для других людей – такой человек практически никого не пускает в свою жизнь, соответственно, установить с ним близкие и доверительные отношения бывает очень сложно. При этом он сам тоже ни к кому особо не “лезет”. Размытые границы – это совершенно противоположное явление. Такой человек открыт всем и каждому, способен рассказать все интимные детали своей жизни новому знакомому, не чувствуя при этом дискомфорта. Зачастую он ведет себя назойливо с другими, требуя от них такого же уровня близости и открытости, поэтому общаться с ним бывает очень тяжело.

Разумеется, есть и “золотая середина”. Такой человек меняет закрытость своих границ в зависимости от ситуации. С друзьями и родными он открыт. Любит гостей, но в меру. Способен выдерживать дистанцию при формальном общении. В целом дружелюбно относится к другим людям, чувствует себя частью общества. Такая гибкость очень хороша по жизни, поскольку ситуации бывают разные, и к ним ко всем необходимо подстраиваться.

Но ваше психологическое пространство – это не только ваши вещи, дом и друзья, это еще и определенные расстояния, на которые вы подпускаете к себе различных людей, не испытывая особого дискомфорта. Личностное пространство – это территория, куда окружающие не должны проникать без вашего на то разрешения, причем каждый человек имеет свой уровень допуска. В психологии принято выделять 4 зоны психологического пространства:

  1. Интимная – зона вытянутой руки – 40-60 сантиметров от тела человека. В эту зону без ощущения дискомфорта могут входить только самые близкие для нас люди – друзья, родные и близкие.
  2. Персональная – от 45 до 150 сантиметров от тела человека. В пределах этой зоны обычно завязываются деловые и формальные отношения. Именно в рамках этого пространства предпочитают находиться учитель и ученик при обучении.
  3. Социальная – от 150 до 400 сантиметров. В пределах этой зоны мы играем для других людей те или иные роли: роль продавца, покупателя, водителя и т.д. …
  4. Публичная – от 400 сантиметров. Она не имеет верхней границы, поэтому является самой свободной. Здоровые люди практически не ощущают никакого дискомфорта при вторжении в нее (иначе мы бы все уже давно погибли, пользуясь общественным транспортом!).

В заключение хотелось бы сказать, что потребность в личностном пространстве настолько же важна, как потребность в еде, сне, безопасности и комфорте. Без них мы превращаемся в больных и дергающихся существ, неспособных ни на какие продуктивные действия. Поэтому сохраняйте свое пространство целым и невредимым и не стесняйтесь обозначать его границы при общении с другим людьми. Но не забывайте относиться серьезно и с уважением к личностному пространству других людей, и они тоже будут вас уважать.

jlady.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ЛИЧНОСТИ В ГРАНИЦАХ ИДЕНТИЧНОСТИ И ПРИНЯТИЯ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА

Наше исследование не имело бы места и смысла, если бы не рассматривалось в контексте категории личности, в контексте жизни конкретного человека. Обратившись к философским школам, можно заметить, что личность рассматривается во всей ее интегральной целостности. Отметим работы М. К. Мамардашвили и С. Л. Рубинштейна, которые не разлагают личность на отдельные психические процессы и структуры, а считают основным условием ее целостность. Как отмечал М. К. Мамардашвили: «Мы можем описать себя и мир лишь при условии, если примем это как данное и постараемся его разглядеть, а не разлагать на какие-то элементы» [1, с. 46]. Гегель описал личность через следующее определение: «Личность - человеческий индивид, овладевший минимально необходимым объемом социального опыта, активно включенный в решение общественных задач, проблем и относящийся к личности другого человека как к высшей ценности, равной ценности собственного Я, а не как к средству достижения более высоких целей» [1, с. 49]. В этой трактовке мы можем выделить активность, включенность в социум, собственное Я и аксиологическую трактовку Другого человека.


Изучая далее философские воззрения на категорию личности (а также жизни конкретной личности вне которой рассматривать структуру Я не имеет смысла), мы обращаем внимание на феномен «активности» (Гегель), «непрерывность движения как принцип жизни» (М. К. Мамардашвили), «пребывания в изменении» (С. Л. Рубинштейн). Что касается зарубежных школ, в частности, психоаналитической, то З. Фрейд фактически во главу угла развития личности заложил понятие «динамика». Э. Эриксон в качестве такой «динамики» рассматривал процесс идентификации, как основной механизм становления взрослой самоидентичности. Термин Я человека имеет очень широкий контекст в психологии. Понимание структуры Я определяется той психологической школой, в рамках которой рассматривается данный феномен, т. е. точкой зрения, позицией исследователя. Я человека изучается практически всеми психологическими школами. Здесь имеет место не только гуманистическое и психоаналитическое направление, но также экзистенциальное и феноменологическое. Так мы постепенно подходим к направлениям, в рамках которых и будет описываться наше исследование. Структуру Я, самоидентичность, идентификацию мы будем рассматривать в основном в рамках психоаналитического направления. А феномен принятия Другого в рамках гуманистического, экзистенциального, а также культурно - исторической теории Л. С. Выготского, через такую единицу психической реальности, как переживание, ибо только через переживание как отношение «человека ктому или иному моменту действительности», мы можем определить категорию принятия Другого человека, т. к. переживание будет относиться к контексту действительности, т. е. пространству и времени отношений с другими людьми. Исследования показали, что в раннем юношеском возрасте формирование самоидентичности происходит только при наличии Другого человека.


В период ранней юности (16-19 лет) в рамках становления нового уровня самосознания происходит формирование относительно устойчивого представления о себе, самоидентичности, Я-концепции. К 16 - 19 годам возникает особое личностное новообразование, которое в психологической литературе обозначается термином «самоопределение». В ранней юности становление нового уровня самосознания идет по направлениям, выделенным еще Л. С. Выготским - интегрированию образа самого себя, «перемещению» его «извне вовнутрь» [2, с. 229-230]. В этот возрастной период происходит смена некоторого «объективистского» взгляда на себя «извне» на субъективную, динамическую позицию «изнутри». «Подросток - это личность для других, в то время как юноша - личность для себя» [3, с. 104]. Все это обуславливает личностное самоопределение индивида.

Нужно отметить, что в зарубежной психологии в качестве аналога понятия «личностное самоопределение» выступает категория «психосоциальная идентичность», разработанная и введенная в научный обиход американским ученым Э. Эриксоном [4]. Главной задачей, которая встает перед индивидом в ранней юности, по Эриксону, является формирование чувства идентичности в противовес ролевой неопределенности личностного «Я». Индивид отвечает на вопросы: «Кто я?» и «Какой мой дальнейший путь развития?». В поисках личной идентичности человек решает, какие действия являются для него важными, и вырабатывает определенные нормы для оценки своего поведения и поведения других людей.

Теоретический анализ литературы по проблеме самоидентичности в раннем юношеском возрасте позволил нам обозначить, что в основе формирования самоидентичности в раннем юношеском возрасте лежит механизм идентификации уходящий корнями в детство. В ранней юности индивид стремится к переоценке самого себя в отношениях с близкими людьми, с обществом в целом - в -физическом, социальном и эмоциональном планах. Он старается обнаружить различные грани своей Я-концепции и стать самим собой, ибо все прежние способы самоопределения кажутся ему непригодными. Поиск идентичности может решаться по-разному: испытании различных ролей, или некоторые молодые люди после ролевого экспериментирования начинают продвигаться в направлении той или иной цели. Другие могут и вовсе миновать кризис идентичности, это те, кто безоговорочно принимает ценности своей семьи и избирает поприще, предопределенное родителями.

Вступая в разнообразные отношения с другими людьми, человек ориентируется на определенные нормы, правила, обычаи. «Я»-образ на индивидуальном уровне отражает степень соответствия-несоответствия человека требованиям, предъявленным ему обществом. Осознавая себя как социального индивида, человек отождествляет себя с определенной группой людей -половой, возрастной, этнической, профессиональной и др. Идентифицируя себя с этими группами, индивид «смотрит» на себя глазами других, оценивая свои поступки с позиций той или иной группы. Понятие идентификации в психологическом смысле употребляется для обозначения механизма усвоения социальных ролей, стандартов поведения, основанных на их воспроизведении и копировании. Различными могут быть люди, с которыми отождествляет себя человек: родители, близкие, значимые другие, герои произведений литературы и искусства. Идентификация может быть различной по полноте - сравнение по одному или нескольким признакам, качествам, может быть сознательной и неосознаваемой, иметь рациональный или эмоциональный характер [5].

Формирование идентичности, как следствие механизма идентификации, невозможно без наличия Другого человека. Я-Другой - это позиция, в которой формируется индивид, осуществляется личность, которая раскрывается в момент, когда человек вступает в элементарные отношения с другим, то есть когда этот другой становится присутствующим в Я. Именно в сфере Я-Ты формируется «тонкое пространство личного Я, которое требует наполнения другим Я» [6, с. 92]. В практической части работы мы провели изучение принятия Другого как условия формирования самоидентичности в ранней юности с целью выявления взаимосвязи этих двух психологических феноменов на практике.

В результате проведенного нами исследования мы обнаружили взаимосвязь между уровнем идентичности и уровнем принятия Другого. Таким образом, основная гипотеза о том, что существует корреляционная взаимосвязь между содержанием понятий идентичности и принятия Другого подтвердилась.

Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный продукт его психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним колебаниям и изменениям психическое приобретение. Она накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека - с самого детства до глубокой старости.

Важным составляющим понятия идентификации является концепция Другого, которая как и Я-концепция входит в структуру Я и является обобщенным представлением о Другом, о свойствах человека вообще. Идентификация как процесс построения и обнаружения Я возможна только благодаря наличию Другого человека. Но как в дальнейшем будет раскрываться самоидентичность конкретной личности? Как будет изменяться психологическое пространство личности в зависимости от изменения границ идентичности и принятия Другого человека? Эти вопросы открывают возможности и перспективы дальнейшего исследования данных феноменов.

Литература

  1. Рубинштейн, С. Л. Проблемы! общей психологии Л. С. Рубинштейн. - М., 1973. - 463с.
  2. Выготский, Л. С. Педология подростка: проблемы возраста  Л. С. Выготский  Собр. соч.: в6 т. - Т. 4. - С. 5-220.
  3. Алексеев, В. А. Самосознание и мотивация деятельности на рубеже подросткового и старшего школьного возраста В. А. Алексеев Проблемы: мотивации общественно полезной деятельности школьников. - М., 1984. С. 103-107.
  4. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис  Э. Эриксон; под ред. Толстых А. В. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. - 344 с.
  5. Столин, В. В. Самосознание личности В. В. Столин. - М.,1983. - 413 с.
  6. Библер, В. С. От наукоучения - клогике культуры: два философских введения вдвадцать первый век  В. С. Библер. - М., 1991. - 254 с.

www.pws-conf.ru

Стимул жизни Жизненное, психологическое пространство Личности

 Жизненное, психологическое пространство Личности

 

Мы много пишем о среде обитания человека умные слова, с упорством доказываем о необходимости психологического пространства.

Это психологическое пространство разительно отличается от той среды обитания в которой живет человек.

Условия жизни, экология жизни могут быть хорошими или плохими, а вот психологического пространства может вообще не быть.

И вот тогда человек испытывает большие нагрузки на само понимание Личности.

Курт Левин известный психолог начала прошлого века, разработал концепцию Личности.

Он выдвинул понятие «жизненное пространство» человека.

Я не стану вдаваться в подробности описания его теории.

Просто спрошу вас:

«Что же для Вас – жизненное пространство?»

«Можно ли его изменить?»

«Как жизненное пространство влияет на ваше сознание, поведение?»

Для решения  этих проблем стоит пройти психологический тренинг Познай Себя

Курт Левин ввел в психологию понятие жизненного пространства, чтобы показать, что истинной средой обитания личности является не физическая реальность и не социальная среда, а лишь те их фрагменты,

которые отражены в сознании человека и на которых основывается его поведение.

Наша мысль, воображение, ожидания и планы – вот где зарождается наше жизненное пространство.

Помните известное: «Мысли материализуются»

Да мы живем в социуме, в определенном географическом месте.

Нас окружают именно эти люди, возникают те или иных обстоятельства.

Все это бывает часто не очень направлено на качество нашей Жизни, сказал бы даже, напротив, к ухудшению.

Наше психологическое и жизненное пространство – это все то, что может быть осознано самим человеком.

На нас оказывает большое влияние не само событие, а наша интерпретация этих событий.

Попробуйте задуматься и вспомнить как наше представление о событии, меняло к нему отношение.

Многие люди, как лошади, имеют шоры на глазах, так и бегут по кругу. От этого и возникает конфликт между духовным состоянием и физической реальностью.

Кто-то скажет: «Меньше знаешь – лучше спишь»

Может быть, жить догмами, стереотипами и бегать по арене цирка (называемым жизнь), как пони – привычно.

Но не обманывайте себя!

Наше субъективное моделирование внутреннего психологического, жизненного пространства сказывается на личности.

Сколько разочарованных людей я видел за свою жизнь. Это не только люди, считающие, что жизнь прожита и остается только доживать.

Но и молодые, которые еще и не жили, но уже разочарованы.

Все это происходит от того, что у данного человека узкая территория жизненного пространства.

На собственном опыте (я живу 65 лет, и не за печкой, многое повидал), скажу, что расширение жизненного пространства наполняет собственную жизнь смыслом.

Под влиянием эмоционального напряжения, утраты безопасности, тяжелой болезни, старения у человека может возникать регрессия жизненного пространства.

И вот уже сокращается временная перспектива, мы перестаем ощущать время.

Часто пространство искажается, человек не вписывается в пространственные рамки.

Эта регрессия может быть временной или необратимой.

Еще важнее каких людей человек включает в свое жизненное пространство.

Это, прежде всего, значимые для него люди из семейно-родственной, деловой и дружеской сфер общения.

Но это совсем не обязательно симпатичные ему люди.

Главное, что они были выделены из множества других людей по какому-то критерию, запомнились ему из прошлого, оказали на него влияние, иногда самим фактом существования.

Заселять жизненное пространство могут также знаменитые люди, о которых человек читал или слышал, литературные или кинематографические герои.

Для личности имеет значение, являются ли эти люди лицами из прошлого или это по большей части реальные люди, с которыми он видится в настоящее время.

И нужно помнить, а мы с вами поговорим об этом подробнее на страницах нашего проекта «Стимул Жизни» о том, что восприятие личностью окружающей действительности имеет субъективную природу.

Каждый человек находясь в одинаковых жизненных обстоятельствах, может выделять для себя своих кумиров, лидеров, точку зрения.

Все это и обусловлено характером интерпретации жизненных событий.

Интересно ваше мнение о психологическом пространстве Личности и вашего собственного пространства 

Вот это и нужно учитывать при отношениях между людьми.

Психологическая помощь on-line

кандидат психологических наук,

писатель

Левченко Юрий Николаевич

МОИ КОНТАКТЫ

Skype: yristreamlet

+7 903 7984417

[email protected]

Главная

мой канал на ютубе

https://www.youtube.com/user/streamlet1947

отвечу вам с этих контактов.

 

 

 

 

Похожие записи:

stimullife.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о