Психологическое просвещение подростков темы – Психологическое консультирование и просвещение учащихся, родителей, учителей

Примерная тематика мероприятий по психологическому просвещению

 

Для учащихся:

· Умеем ли мы общаться?

· Юность – пора первой любви.

· Что изучает психология?

· Эмоции в нашей жизни.

· Учитесь владеть собой.

· Стресс, что это такое.

· Трудности подросткового возраста.

· Умеем ли мы понимать друг друга.

Для педагогического коллектива:

· Адаптация учащихся к обучению в средней школе.

· Особенности общения и взаимодействия учителя с учащимися.

· Возрастные особенности школьников.

· Формирование мотивации к учению.

· Школьная неуспеваемость: ее причины и пути преодоления

· Профессиональное самоопределение старшеклассников.

· Специфика работы с одаренными детьми.

Для родителей:

· Нравственное воспитание детей в семье.

· Роль семьи в формировании личности учащегося.

· Влияние стиля родительского воспитания на развитие личности ребенка.

· Семья глазами ребенка.

· Роль семьи в профессиональном самоопределении ребенка.

· Одаренный ребенок в семье.

ПРИЛОЖЕНИЕ З

 

Отчет по практике

Отчет о психологической практике студента (ки) ___ курса

социально-педагогического факультета ___________________________________________________ (ФИО)

Психологическая практика проводилась в ___

 

1. Каковы были Ваши ожидания по поводу практики?

2. В чем специфика работы по месту прохождения практики? Какие направления работы характерны для психолога данного учебного заведения?

3. Какие требования предъявляются к деятельности психолога? (что он должен знать, уметь)

4. Укажите, какими видами деятельности психолога Вы непосредственно занимались на практике.

5. Охарактеризуйте выполнение плана. Какие были отклонения, что сделано вне плана.

6. С какими трудностями Вы столкнулись на практике?

7. Замечания и предложения по практике.

 

studopedia.net

Лекция 14. Психологическое просвещение. — КиберПедия

Психологическое просвещение – приобщение взрослых – воспитателей, учителей, родителей – и детей к психологическим знаниям (Дубровина И.В.).

Основной смысл психологического просвещения заключается в следующем:

· Знакомить педагогов и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка;

· Популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований;

· Формировать потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности;

· Знакомить учащихся с основами самопознания, самовоспитания;

· Достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в образовательном учреждении.

Психологическое просвещение школьников ориентиро­вано на создание условий для активного присвоения и использования школьниками социально-психологичес­ких знаний в процессе обучения, общения и личнос­тного развития.

Его эффективность определяется тем, насколько пред­лагаемое знание в данный момент значимо, актуально для отдельного ученика или ученической группы и насколько привлекательна или привычна для них вы­бранная психологом форма передачи знаний.

Для того чтобы передаваемые школьникам знания могли активно включиться в процесс личностного развития, высту­пить своего рода катализаторами внутренних процессов, необходимо очень серьезно подходить и к отбору содержа­ния, и к выбору форм работы.

При отборе содержания очень важно учитывать не только возрастные потребности и цен­ности школьников, уровень их реального развития, готов­ности к усвоению тех или иных знаний и навыков, но и ре­альную групповую ситуацию в том или ином классе или параллели, существующие актуальные проблемы.

Просве­тительская работа может быть организована в ответ на актуальный запрос со стороны школьников на определен­ные знания. Например, такой запрос, касающийся психоло­гических требований к определенным профессиям, может поступить от старшеклассников.

Для подростков социаль­но-психологические знания могут стать чрезвычайно акту­альными после тяжелого внутригруппового конфликта или нарушения взаимоотношений со значимым учителем. Пси­холог должен быть готов в такой ситуации предложить школьникам реальную научную информацию, позволяющую им по-другому посмотреть на ситуацию.

Такой подход к психологическому просвещению способству­ет формированию у подростков и старшеклассников потреб­ности в социально-психологическом знании, культуры пот­ребления определенной научной информации.



 

Психологическое просвещение педагогов направлено на созда­ние таких условий, в рамках которых педагоги могли бы получить профессионально и личностно значимое для них знание. Прежде всего, речь идет о психологи­ческих знаниях и навыках, позволяющих педагогам:

  • организовать эффективный процесс предметного обу­чения школьников и с содержательной, и с методичес­кой точек зрения
  • построить взаимоотношения со школьниками и колле­гами на взаимовыгодных началах

· осознать и осмыслить себя в профессии и общении с другими участниками внутришкольных взаимодейст­вий

Весьма непростым является вопрос о формах и методах организации просвещения. Известно, что такие “классичес­кие” мероприятия, как лекция или семинар, в силу объектив­ных причин (например, загруженность учителей) и некоторых профессионально-личностных особенностей педагогов (склон­ность к созданию и закреплению различных стереотипов, по­вышенная личностная тревожность и проч.) являются крайне неэффективными.

Основной принцип просвещения педаго­гов — органическое вплетение ситуации пе­редачи им знаний в процесс практической деятельности (то есть знание как ответ на реально существующий и осознаваемый за­прос учителя или воспитателя). Соответственно, просветительская работа должна быть вкраплена (причем, очень дозировано, тщательно отобранным содержанием) в текущую деятельность учебно-методических объединений, тематических педсоветов, психолого-педагогических консилиумов и т. д.

 

Лекция 15. Взаимодействие психолога с администрацией и педколлективом образовательного учреждения.

 

Различие профессиональных позиций учителя и школьного психолога

Составляющие Позиция учителя Позиция психолога
Содержание професси-ональных знаний Общепедагогические знания. Методика преподавания цикла школьных предметов в начальных классах или определенного предмета в средних и старших классах. Общепсихологические знания. Индивидуально-психологические и возрастные особенности учащихся. Методы коррекции, консультирования, психодиагностики.
Отношение к ученику Обучающее, контролирующее, воздействующее. Понимающее, помогающее.
Отношения с учителями Взаимоотношение по горизонтали коллег по работе. Межпрофессиональные взаимодействия сотрудничества.
Отношения с администра-цией школы Взаимоотношение по вертикали подчинение. Стремление к равноправному сотрудничеству и относительной автономии.
Внешние ха-рактеристики Уверенность, власть, строгость, справедливость. Сочувствие, готовность помочь, стремление к личностным отношениям.

 



Взаимодействие педагогического коллектива и психологов должно быть направлено на создание эффективных, гибких и мобильных средств информационного обмена, выработки общей позиции, общего плана действия в целях обеспечения условий для полноценного развития каждого ребенка.

cyberpedia.su

Методическая копилка

Учебно-методическое пособие «Суицидальное поведение: профилактика и коррекция»

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА НАСИЛИЯ И ЖЕСТОКОСТИ В ДЕТСКИХ КОЛЛЕКТИВАХ (по итогам семинара)

Телефоны экстренной помощи

Буллинг как социальное явление

Что же такое буллинг?

Что такое буллинг и как с ним бороться?

Буллинг. Витебская область

Буллинг как разновидность насилия

Школьное насилие: буллинг и хейзинг

Кибербуллиг

Как остановить насилие в киберпространстве?

Профилактика злоупотребления детьми в киберпространстве

Насилие. Виды. признаки

Виды насилия и их последствия

Маханько Андрей Михайлович, Международный консультант по обучению  и защите прав ребенка, Председатель Правления МОО «Понимание», член  международной экспертной группы ISPCAN

Формирование личности ребенка как основа для противодействия насилию

Взгляд  ЮНИСЕФ на проблему насилия в семье

Профилактика и рекомендации

Как обеспечить безопасность ребёнка

Что делать, если над ребенком издеваются в школе

Дедовщина в школе или школьный буллинг

Рекомендации по выявлению жертв насилия, оказанию им помощи и профилактике жестокого обращения с детьми

Что делать, если ребенок стал изгоем в классе?

Профилактика жестокости и агрессивности в школьной среде и способы ее преодоления

Презентации

Издевательства в школе

Школьный буллинг – как причина возникновения суицидального поведения у несовершеннолетних

Буллинг. Медико-психологические аспекты

Медиация

Профилактика насилия в образовательном учреждении

Международное общественное объединение «Понимание»

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Формирование здорового образа жизни

  1. Формирование здорового образа жизни через реализацию мини-проекта молодежных инициатив «Мы – за жизнь!»
  2. Профилактика вредных привычек и формирование мотивации на здоровый образ жизни.
  3. Турнир «Здоровый образ жизни»
    — Сценарий классного часа
    — Приложение 1
  4. «Все в твоих руках…» (конкурсная программа для подростков)
  5. Как стать счастливым (психологическая гостиная)
  6. Жить в ладу с собой и миром (проект по профилактике вредных привычек и ВИЧ/СПИД)
  7. «Психологические последствия абортов» (групповое занятие с элементами тренинга)
  8. «Я выбираю здоровье!» (урок общения)
  9. Направления работы психолога по пропаганде здорового образа жизни и формированию личностных качеств учащихся
  10. План проведения Дня психофизического здоровья
  11. Влияние микроклимата класса на здоровье (сценарный план классного часа, 8 класс)
  12. Золотая мелодия любви (профилактика ранних половых связей и ВИЧ-инфекции)
  13. «Я выбираю жизнь…» (занятие для учащихся)
  14. Курить или не курить – решай сам! (классный час для 5-7 классов)
  15. «О СПИДе всерьёз» (тренинговое занятие, старший школьный возраст)
  16. «Скажи алкоголю «нет» (тренинговое занятие)
  17. «Без наркотиков!» (развивающее занятие)
  18. Цикл тренинговых занятий, направленных на формирование ЗОЖ и профилактику аддиктивного поведения
  19. Индивидуальные и коллективные формы работы с детьми и подростками по сохранению психического здоровья в условиях оздоровительного лагеря
  20. Медико-психологическое обеспечение учебного процесса
  21. Роль педагога-психолога в профилактике ВИЧ
  22. Стендово-информационный материал по профилактике зависимости от информационных систем «Информационные системы и здоровье»
  23. Просветительский материал по профилактике табакокурения
  24. Формирование здорового образа жизни (материалы по обобщению опыта)
  25. «Подросток и алкоголь» (конспекты занятий по профилактике алкогольной зависимости у подростков)
  26. Привычки (стендово-информационный материал по профилактике табакокурения)
  27. «С чего начать?» (тренинговое занятие для подростков по профилактике зависимости от психактивных веществ (ПАВ))
  28. «Волонтеры – за здоровый образ жизни»

Психологическая работа с педагогами

  1. «Как продлить свой учительский век». Цикл семинаров-практикумов для педагогов
  2. Вместе с педагогами
  3. Психологическое сопровождение управленческих процессов
  4. Профилактика синдрома эмоционального выгорания
  5. Психологические следствия использования информационных технологий (выступление на педагогическом совете)
  6. Интенсификация учебного процесса (занятие с учителями физики)
  7. Как избежать синдрома профессионального выгорания?
  8. Оценка уровней учебных достижений учащихся (практическое занятие для учителей)
  9. Деятельность социально-педагогической и психологической службы по профилактике профессионального выгорания педагогов
  10. Учитель и проблемы дисциплины (психолого-педагогический семинар)

Психологическая работа с родителями

  1. Стрессовые ситуации. Как помочь ребенку? (Практико-ориентированный семинар для родителей)
  2. Территория семьи. Поговорим? Поговорим! (детско-родительское собрание)
  3. Воспитание нравственности в семье (тематическая консультация для родителей 7 класса)
  4. Родительский университет или Учиться никогда не поздно
  5. Роль педагога-психолога дошкольного учреждения в развитии психолого-педагогических знаний родителей
  6. «Мы вместе (тренинг для родителей и детей)
  7. Школа родительской эффективности
  8. Приложения к школе родительской эффективности
    1. «Знаете ли вы подростковую психологию?» (тест)
    2. «Весы воспитания» (психологическая служба)
    3. «Кризисы» (психологическая служба)
    4. «Пора в школу!» (памятка)
    5. «Профессии, которые выбирают наши дети» (психологическая служба)
    6. «Воспитание без насилия» (психологическая служба)
    7. «Рассеянный» (психологическая служба)
    8. «У малыша недостаточно развито внимание»
    9. «Развиваем память» (консультационный пункт для родителей)
    10. «Ученье свет» (рекомендации для родителей)
    11. «Развиваем правое полушарие головного мозга» (психологическая служба)

Психологическая профилактика жестокого обращения с детьми, социального сиротства

  1. Клуб «Домашний Очаг»
  2. Материалы из опыта работы специалистов СППС по профилактике насилия над детьми
  3. Психологическая профилактика жестокого обращения с детьми
  4. Семейное насилие и дети
  5. Использование тренинговых занятий в рамках информационно-просветительской работы со старшеклассниками по профилактике торговли людьми

Психологическая работа с разными группами обучающихся

  1. Злое занятие (тренинговое занятие для подростков)
  2. Эмпатия вместо агрессии
  3. Цветной подход к проблеме (занятие для подростков, состоящих на ВШУ и ИДН)
  4. Воспитание учащихся, состоящих на внутришкольном учёте (практическое занятие для учителей)
  5. Помощь трудному подростку
  6. Модель организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, состоящими на учете в ИДН
  7. Деятельность СППС в шестой день недели
  8. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей
  9. Формы работы школьного психолога с детьми младшего школьного возраста, имеющими психосоматические нарушения
  10. Психолого-педагогическое сопровождение детей с особенностями психофизического развития
  11. Психолого-педагогическое сопровождение перехода учащихся начальной школы в среднее звено

Предупреждение суицидального поведения обучающихся

  1. Предупреждение суицидального поведения учащихся
  2. Общая методология суицидального (деструктивного) поведения человека
  3. Тренинг по профилактике суицидального поведения у младших подростков
  4. Методические материалы для педагогов-психологов учреждений образования по профилактике суицидального риска. Подробнее…
  5. Психокоррекционные занятия с группой обучающихся с суицидальными проявлениями
  6. «Профилактика суицида и суицидальных попыток у учащихся» (консультации для педагогов)
  7. Программа социально-психологической профилактики суицида
  8. План мероприятий по профилактике суицидоопасного поведения несовершеннолетних
  9. Особенности профилактики суицидального поведения подростков
  10. Депрессивные состояния у подростков как одна из причин суицида, их диагностика и коррекция
  11. Диагностические мероприятия по выявлению подростков, склонных к совершению аутоагрессивных и суицидальных действий
  12. «Линии Жизни». Акция социально-педагогической и психологической службы по развитию ценностного, нравственного отношения к жизни

Психологическая работа с детьми и семьями в социально опасном положении

  1. Семейное неблагополучие как источник социального сиротства (организация работы психологического клуба «Невозможное возможно» для детей из неблагополучных семей)
  2. Система работы с подростками, находящимися в социально-опасном положении. Клуб «Альтернатива»
  3. Деятельность социально-педагогических и психологических служб учреждений образования по психолого-педагогическому сопровождению учащихся, находящихся в социально-опасном положении. Подробнее…
  4. Психологическая реабилитация детей, находящихся в социально опасном положении
  5. «Путь к себе» (реабилитационная программа)
  6. «Разработка программы психологической реабилитации несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении» (проект)

Подготовка обучающихся к осознанному выбору профессии

  1. Профессиональное самоопределение учащихся в условиях профориентационной работы
  2. Сценарии занятий по профориентации. Подготовка учащихся к осознанному выбору профессии
  3. Материалы по психолого-педагогическому обеспечению профориентационной работы
  4. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся
  5. «Выявление профессиональных планов учащихся» (профориентационное занятие для учащихся 11-х классов)
  6. «Что учитывать при выборе профессии?» (классный час для учащихся 10-х классов)
  7. Социально-педагогическое и психологическое сопровождение становления личности обучающихся и их профессионального самоопределения
  8. «Ошибки при выборе профессии. Последствия ошибок при выборе профессии» (классный час с учащимися 9-х классов)
  9. «Склонности и интересы в выборе профессии» (занятие с учащимися 9-х классов)
  10. «Темперамент и выбор профессии» (занятие с учащимися 9-х классов)
  11. Организация культурно-досуговой деятельности подростков посредством проведения профессиональных проб
  12. Подготовка учащихся к осознанному выбору профессии
  13. Организация работы по профессиональной ориентации подростков
  14. Факультатив «Основы выбора профессии»
    1. Календарное планирование факультативных занятий «Основы выбора профессии» (9 классы)
    2. «Здоровье и моя будущая профессия» (Занятие 10)
    3. «Внимание и его особенности в профессиональном труде» (Занятие 16-17)
    4. «Память и её проявления в профессиональном труде» (Занятие 18-19)
    5. «Мышление и успешность в профессиональной деятельности» (Занятие 20-21)
    6. «Межпланетная вечеринка» (Занятие 23)
    7. «Интересы и склонности в профессиональном выборе» (Занятие 25)
    8. «Ценности и выбор профессии» (Занятие 31)
    9. «Рынок труда» (Занятие34)
    10. «Мой выбор профессиональной деятельности» (Занятие 35)
    11. Памятки:

Тематические недели в школе

  1. Дороги, которые мы выбираем… Неделя психологии в начальной школе
  2. Организация и проведение тематических Недель
  3. Мероприятия недели психологии
  4. План проведения Недели психологии

Гендерные вопросы в образовании

  1. «Два полюса, два материка». Гендерный тренинг (для учащихся 9-11 классов)
  2. Проблемы формирования гендерной культуры (выступление на педагогическом совете)
  3. Гендерное воспитание как подготовка юношей и девушек к семейной жизни

Психологическая поддержка развития личности обучающихся

  1. Психолого-педагогическое сопровождение процесса подготовки учащихся к предметной олимпиаде
  2. Вечные темы (тренинговое занятие)
  3. Игровой практикум для младших школьников «НАШЕ ВНИМАНИЕ»
  4. «Галактика, или стратегии выживания». Большая игра
  5. «В некотором царстве…». Игровая мастерская
  6. Использование средств арт-терапии в осуществлении индивидуального подхода к учащимся
  7. Социально-психологическое сопровождение развития личности ученика через создание тематической среды
  8. Ассертивность (развивающее занятие для 10-11 кл.)
  9. «Боремся со стрессом» (занятие по адаптации для 5 класса)
  10. «Волшебный цветок» или поговорим о своём здоровье (психологическая игра для первоклассников)
  11. Вот я какой!? (занятие для подростков)
  12. «Как успешно подготовиться к выпускным и вступительным экзаменам» (классный час с учащимися 11-х классов)
  13. Гармония в цвете — гармония в душе — гармония в жизни (тренинг творческого восприятия)
  14. День преображения из Золушки в Принцессы
  15. Занятие «Ценностные ориентации личности»
  16. Коррекционно-развивающие занятия по повышению уровня учебной мотивации подростков
  17. «Золотые ключи общения» (развивающее занятие для старших подростков)
  18. Медиация как посредничество в разрешении конфликтов (занятие по профилактике ненасильственного разрешения конфликтов среди подростков)
  19. Психологическая работа с детской тревожностью. Использование интерактивных форм работы по преодолению детской тревожности
  20. Внедрение модели психолого-педагогического сопровождения становления личности гимназиста
  21. Программа тренинга «Познай себя» (профилактика суицидального поведения через профилактику подросткового одиночества)
  22. «Память» (занятие с учащимися 10-х классов)
  23. Я – среди других (развивающее занятие для 8-9 классов)
  24. Учимся быть ответственными (занятие для подростков по формированию ответственности за свои действия)
  25. Психологические тренировки перед экзаменами (занятие для учащихся 9-х и 11-х классов)
  26. Я – подросток (развивающее занятие для 6-8 классов)
  27. «Краевед, лидер, патриот» (краеведческая игра с элементами тренинга)
  28. Мероприятия месячника правовых знаний
  29. «Социальная реклама: создание сценария социальной рекламы по пропаганде ЗОЖ» (занятие-практикум для учащихся)
  30. «Чтобы не попасть в рабство» (занятие для старшеклассников)
  31. «Давай дружить!» (развивающее занятие для учащихся младших классов)
  32. Психологический КВН «Я+Ты=Мы»
  33. Олимпиада «ПСИХОЛОГиЯ»
  34. Акция «Найди себя»
  35. Психологическое сопровождение подготовки к экзаменам
  36. «Роль экологического воспитания в укреплении и сохранении психологического здоровья учащихся»
  37. «Страх. Как с ним справиться?» развивающее занятие (младший школьный возраст)
  38. «Я — подросток» (развивающее занятие для учащихся)
  39. «От противостояния к пониманию» (тренинговое занятие с учащимися подросткового возраста)
  40. Программа социально-психологического тренинга самопознания для подростков 12-15 лет
  41. «Искусство понимать друг друга» (технологическая карта занятия)

www.academy.edu.by

Приложение 1 Психологическое просвещение школьников. Психологические основы педагогической практики: учебное пособие

Приложение 1 Психологическое просвещение школьников

Особенности психологического познания и его роль в жизни

Известно, что самосознание и самосовершенствование невозможны без знания психологии. Но знание становится живым, если оно применяется для достижения определенных целей, если оно становится источником постижения самого себя и изучения психологии других. Нужно уметь применять психологическое знание к самому себе, к самосовершенствованию.

Первые знания о себе человек получает в детстве: мать, отец, родственники, сверстники психологически характеризуют ребенка, оценивают его поведение, конкретные поступки. Так постепенно складывается самооценка.

Общение с другими людьми способствует формированию у ребенка представлений о них, психологических характеристик, которые он дает им. Все это составляет первый и очень важный источник знаний человека о себе и окружающих его людях.

Второй источник психологического познания – это практические дела и продукты деятельности человека, по результатам которых он получает представление о своих качествах, способностях, возможностях, сравнивая достижения других с собственными. Достаточно глубоким и содержательным источником психологических знаний могут стать произведения литературы, искусства, науки.

Возможен еще один источник психологического самопознания – это сложные или критические жизненные ситуации, в которых наиболее ярко проявляются особенности человека, а также данные психодиагностики, которые могут дополнить представления человека о таких психологических свойствах, которые не поддаются непосредственному наблюдению.

Необходимо отметить, что познавательные психологические особенности изменяются с возрастом, с накоплением жизненного опыта. Особенно эти перемены заметны в подростковом и раннем юношеском возрасте. В этом возрасте психологические знания о себе и о других приобретают качества взрослости. Тем не менее знания психологии людей еще односторонни, что связано с недостатком жизненного опыта. Это, как правило, проявляется в том, что подросток, старшеклассник относительно неплохо знает свои достоинства и гораздо меньше о своих отрицательных качествах, недостатках.

В связи с этим возникает вопрос о возможностях психологического самопознания и познания других людей. Что может знать и чего не в состоянии узнать человек о своей психологии и психологии других людей?

Психологи утверждают, что вполне достоверны сведения о познавательных процессах человека (внимание человека, память, мышление и т. д.). Иначе обстоит дело в области познания личности, индивидуальных особенностей человека, мотивации его поступков. Современная психологическая наука располагает возможностями более или менее хорошо оценивать уровень развития способностей. Однако до сих пор не до конца ясна природа способностей, нет достаточных сведений о том, как их формировать или изменять. Ученые по-прежнему не получили ответа на вопрос, как возникают и развиваются те или иные черты характера человека. Представляет сложность и объяснение мотивации человека, его ценностей, целей, интересов и потребностей, так как не все потребности, мотивы осознаются личностью.

Преодолеть отмеченные ограничения можно, овладев доступными студенту-практиканту и учителю методами психодиагностики для познания себя и окружающих людей. Прежде всего, это наблюдение, беседа, а также использование психологических тестов. Получение информации с помощью психодиагностики позволит перейти от житейского познания психологии и поведения людей к научному. А для того, чтобы на начальном уровне научиться пользоваться психодиагностическими методиками и с их помощью иметь соответствующие сведения, необходимо располагать хотя бы минимумом научных знаний о психологии человека.

Что значит познать человека? Это овладеть информацией о его психологических особенностях, понять внутреннее состояние и на основании этих знаний прогнозировать его поступки, поведение, а также строить коррекционную работу с учащимися.

Основные знания психологии человека составляют познавательные процессы, состояния, свойства, отношения. Знания о мышлении позволят представить особенности интеллекта ученика, оценить его способности, определив, где, в чем они лучше проявят себя: в решении практических задач или абстрактно-логических проблем.

Психологические знания о состояниях человека включают представления об его положительном и отрицательном эмоциональном настрое, о внутренней напряженности, о характере эмоций (аффектов, чувств).

Важно иметь представление о типе темперамента и особенно знать черты характера, так как именно они определяют непосредственное поведение человека. Особый интерес представляет выявление акцентированных черт характера, развитости тех свойств, которые определяют отношение к людям (отзывчивость, доброта, порядочность, честность). Точное представление о темпераменте и характере человека позволяет предвидеть его реакции. Кроме того, поскольку темперамент и характер достаточно устойчивы, приходится принимать как неизбежное некоторые поступки человека, строить личные и деловые взаимоотношения с ним с учетом уже сложившихся особенностей.

Не менее важную роль в психологическом познании человека играет выяснение его отношения к себе, к окружающим людям: доволен ли он собой и своими взаимоотношениями с окружающими, удовлетворен или нет своим местом в системе человеческих отношений, контактен или замкнут, общителен или мало общителен. Наконец, зная отношение человека к себе и другим людям, мы можем или подстраиваться под эти отношения, или заранее настраиваться на то, чтобы изменить их в нужную сторону.

Таким образом, знание психологических состояний человека позволяет находить способы общения с ним, соответствующие его сиюминутному настрою, и тем самым избегать недоразумений и конфликтов (например, человек в данный момент может находиться в состоянии аффекта, стресса или просто пребывает в плохом настроении и не расположен к общению). Представление о мотивах и потребностях человека поможет найти общий язык с ним, заинтересовать его и организовать взаимодействие с ним таким образом, чтобы оно в наибольшей степени отвечало актуальным потребностям данного человека.

Имея информацию о том, как человек принимает и практически реализует принятые решения, мы можем привести наши ожидания в соответствие с психологической индивидуальностью этого человека. Зная, например, о том, что он принимает решение сразу, не раздумывая, и тут же старается его реализовать, мы настраиваемся на быструю реакцию с его стороны. Напротив, если известно, что человек не склонен сразу принимать решение и начинает действовать лишь тогда, когда всё до мелочей обстоятельно обдумано и взвешено, мы не ожидаем от него немедленных реакции и действий.

Важный вопрос: можно ли узнать о психологии человека всё или существуют определенные ограничения, труднопреодолимые препятствия? На этот вопрос невозможно точно ответить. Более всего в познавательном плане доступна та информация о человеке, которой он располагает сам. Это вполне достоверная информация, и ею человек может поделиться с другими. Менее всего в психологии другого человека доступно для познания то, о чем он сам не в состоянии достоверно знать.

Психологический вечер в школе. Содержание и методика проведения

Психологический вечер представляет собой демонстрацию психологических опытов, иллюстрирующих различные проявления психологии человека: особенности восприятия, некоторые закономерности памяти, гибкость и стереотипность мышления и др. К сожалению, до сих пор в школе дается недостаточно знаний по психологии человека и не всегда они подаются в форме, доступной для усвоения.

Необходимо помнить, что предлагаемые задания должны быть эффектны и занимательны: такая «упаковка» психологического материала позволяет включать самих учащихся в процесс подготовки опытов и их демонстрации. В данном случае идет опора на более сильный механизм воздействия – косвенное внушение, так как иллюстрируется жизнь, а не психологическая наука.

В зависимости от возраста школьников, условий, возможностей и цели проведения психологического вечера студент-практикант может привлечь учащихся к изготовлению необходимого реквизита и освоению методики демонстрации опытов или позаимствовать реквизит на кафедре психологии. Исходя из этих же соображений, решается вопрос о подборе опытов и их сочетании, ведущем вечера, содержании вступительного сообщения, что в известной мере определяет настрой учащихся на восприятие предстоящего события. Перед проведением мероприятия студенту желательно проконсультироваться с преподавателем; также рекомендуется отработать проведение некоторых опытов или всей программы вечера в студенческих группах. В качестве помощников ведущего можно привлекать старшеклассников, что позволит и облегчить его работу, и повысить заинтересованность зрителей.

Важным моментом в демонстрации опыта является его интерпретация. При этом необходимо иметь в виду не только научно-корректное толкование возникающих эффектов, но и гибкий переход к решению педагогических задач: вызвать интерес к тому или иному явлению психологии человека, а также поучаствовать самому в экспериментах. Если во время вечера это реально только для некоторых его участников или зрителей, то в ходе внеурочной работы с учащимися испытать на себе эффекты опытов доступно каждому. Такое «продолжение» психологического вечера может быть реализовано в форме тематических бесед.

Приведем конкретный пример: интерпретация опытов «Ретроактивное торможение» и «Осмысленность запоминания» имеет прямое отношение к тому, как школьник готовит уроки дома и как усваивает информацию непосредственно на уроке. Как правило, ученик готовит уроки на завтра, а явление ретроактивного торможения «подсказывает», что лучше готовить уроки те, которые были сегодня, и только потом – на завтра; что понимание информации намного сокращает затраты психической энергии и время, необходимое для прочного запоминания. Таким образом школьники выходят на одну из главных проблем ученичества – умение учиться.

В ходе учебной практики студент осуществляет управление познавательной деятельностью школьников на уроке: использует различные приемы, вызывающие и удерживающие внимание, организует рациональные способы запоминания материала и т. д. В этом случае предоставляется возможность еще раз обратить внимание школьников на полезность психологических знаний, особенно тех, которые доступны для практического использования.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Психологическое просвещение. Профориентация старшеклассников

Профориентация старшеклассников

Пройдёт совсем немного времени, и вам придётся выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнётся с перекрёстка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тысяч дорог – именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе профессии.

Надо сознательно подготовить себя к выбору профессий. Как найти ту единственную, свою профессию, чтобы она тебя полностью устраивала? Чтобы она приносила пользу людям, обществу?

Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свою популярность. Профессии можно разделить на 4 группы.

Первая группа— «Самые модные профессии»: юрист, экономист, менеджер, топ- модель, телеведущий, дизайнер, журналист, программист, пластический хирург, президент, автослесарь, нефтяник, дантист, менеджер, специалист по информационным технологиям.

Вторая группа- «Самые забытые профессии»: конюх, ключник, шорник, трубочист, ямщик, камердинер.

Третья группа- «Самые отважные профессии»: пожарный, каскадёр, моряк-подводник, лётчик-испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапёр, шахтёр, военный.

Четвёртая группа- «Профессии, которые всегда нужны»: врач, учитель, дворник, строитель, шофёр, парикмахер, полицейский, пекарь, повар, бухгалтер, слесарь, электрик, животновод, агроном.

«Занимательныефакты»

Есть еще редкие профессии, например:

Титестер -это дегустатор чая. По вкусу, запаху, виду этот специалист может определить сорт чая, место, где его вырастили, способ хранения и переработки. Титестёр обладает особым талантом — исключительно тонким обонянием.Профессия титестёр довольно редкая, но сейчас она всё больше и больше востребована в связи с развитиемрекламы и шоу – бизнеса.

Постижёр – это специалист по изготовлению париков, усов, бород.Эта профессия тесно связана с театром. Для этой профессии требуется терпение и усидчивость, потому что специальными крючками приходится вплетать в основу волосок к волоску.

«Горячая десятка»в выборе профессий. Мы предлагаем тест. Если вы согласны с утверждением, тона листочке ставите «+», если нет – «-». В конце теста подсчитайте количество отрицательных и положительных ответов.

И так, начали.

Профессия выбирается раз и навсегда (да нет).

Выбор профессии зависит от толщины кошелька.

Нужно найти ту профессию, в которой ты будешь лучшим.

Профессия предназначена человеку от рождения.

Психолог не помощник в выборе профессии, он работает с «психами».

По названию вуза можно судить о том, кого он готовит.

Профессию можно выбирать, опираясь на знания родителей и друзей.

Профессию можно выбрать, уже став взрослым.

Чтобы получить хорошее образование, нужно идти в престижный вуз.

Если у тебя есть деньги, то профориентация не нужна.

Спасибо за ответы.

На самом деле, все 10 утверждений относятся к распространенным заблуждениям, которые часто мешают человеку при выборе профессий. Русская пословица гласит «Всяк кузнец своего счастья».

Когда человек выбирает профессию, он принимает важное решение, успешность реализации которого зависит от значительного количества факторов. Но самый главный фактор — ваше желание и стремление взять ответственность на себя.

А теперь подсчитайте, со сколькими утверждениями вы согласны.

0-2- вы прекрасно справляетесь с проблемой выбора профессии, ваш уровень информационности о мире профессий и о том, как ее выбрать, почти равен компетентности специалистов.

3-5- вам не хватает информации и уверенности в том, как выбрать профессию. Может быть, вы столкнулись с трудностями, которые вам кажутся почти непреодолимыми. Тогда вы можете обратиться в службу занятости, или ко мне школьному психологу.

6 и более- вы согласны со многими стереотипами, попробуйте честно ответить на вопрос «Почему мне так трудно взять ответственность на себя?». Возможно ответив на него, вы сможете понять, как стать более самостоятельным.

«Формула профессии»

Скажите, пожалуйста, что получится, если длину этого кабинета умножить на ширину? (пишем на доске: a*b=s–площадь кабинета).

Как объяснить эту формулу? В ней три величины:

хочу – могу – надо.

хочу — это всё, что мне нравится, к чему лежит душа;

могу – это всё, что мне по силам, по способностям;

надо – это всё, что нужно для общества, города, страны.

Вместе получается формула осознанного выбора профессии.

Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии.

Как же работает формула осознанного выбора профессии? Например: «Могу быть учителем. Сейчас везде требуются учителя– стану учителем.

Уважаемые старшеклассники, желаем вам оценить себя и свои возможности и не ошибиться в выборе профессии.

Какие ошибки возникают при выборе профессии?

Ошибки в выборе профессии:

1. Выбор профессии «за компанию». Если профессия нравится твоему другу – из этого еще не следует, что она понравится и тебе.

2.Выбор профессии по внешнему представлению о ней. Выбирая профессию, нельзя обращать внимание только на ее внешнюю, привлекательную сторону, нужно узнать как можно больше о содержании труда.

3. Перенос отношения к человеку на саму профессию. Внешние обстоятельства еще не предопределяют поведение – человек сам решает, какие выводы из них сделать. «Хороший человек» — это не профессия, если тебе симпатичен кто-то, это еще не значит, что нужно выбирать ту же профессию, какой обладает он.

4. Отождествление учебного предмета с профессией. Помни, что школьный предмет – это еще не профессия. Интерес к нему не обязательно говорит о том, что понравится или не понравится, связанная с ним работа

5. Выбор профессии исключительно по признаку престижности. Выбирать профессию, руководствуясь модой не вполне логично. Ведь к тому времени, когда ты закончишь обучение и начнешь работать, мода, скорее всего уже изменится.

6. Выбор вопреки. Выбор профессии – дело, существенно влияющее на твою судьбу. И не очень умно совершать его «назло» кому-нибудь или чему-нибудь.

7. Недостаточный учет своих способностей. Делать своей профессией целесообразно то, что у тебя хорошо получается. Это звучит банально, но почему-то иногда упускается из виду.

8. Ориентация на мнение случайных людей. Вряд ли стоит прислушиваться к советам по поводу выбора профессии, исходящим от тех, кто толком не знает ни тебя, ни рекомендуемой профессии.

9.Игнорирование медицинских противопоказаний. Желательно проконсультироваться с врачом, насколько интересующие тебя профессии совместимы с состоянием твоего здоровья.

Только высокая активность и подлинная заинтересованность своей судьбой обеспечат правильный выбор.

Как правильно выбрать будущую профессию???

Для того, чтобы правильно выбрать профессию, необходимо определить свои профессиональные интересы и склонности, условно это можно назвать «Я хочу», во-вторых, оценить свои профессионально важные качества, т.е. свои возможности и состояние здоровья, что также можно условно назвать «Я могу», и, наконец, узнать, какие профессии пользуются спросом на рынке труда, какие из них перспективные, по каким профессиям надо готовить специалистов, т.е. что сегодня «Надо» обществу.

Итак, «Хочу» — это интересы и склонность личности.

«Могу» — это способности и состояние здоровья личности.

«Надо» — это потребности общества в конкретных специальностях, в людях определенных профессий.

Если совместить все это три компонента, то профессиональный выбор будет удачен, и отдача от такого человека в процессе его трудовой деятельности составляет, как показали исследования, все 100%. Если же нет интереса к профессии, то 85%, а если нет интереса и способностей, а есть только отдельные умения и навыки в области профессиональной деятельности, то полезная отдача от такого человека лишь 30%.

Сейчас очень востребована профессия учитель: учитель физики, химии, биологии, информатики не только всегда найдет свое место на рынке профессий, но и сможет открыть новый мир будущим выпускникам. Поступив в Вузы, на данные специальности вы без проблем сможете найти работу, а мы будем рады видеть вас, среди наших коллег, как полноценных участников образовательного процесса. Школы Петровского района ждут вас!

И в заключении хочется вспомнить слова Томаса Карлейля: «Самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы».

infourok.ru

Программа психологического просвещения родителей «Школа родительской любви»

Всероссийский конкурс психологических программ

«Профессиональная перспектива»

психологическое просвещение родителей (законных представителей)

по профилактике деструктивного (суицидального) поведения

у детей и подростков

«ШКОЛА РОДИТЕЛЬСКОЙ ЛЮБВИ»

Автор программы: Демина Е.Л.,

педагог-психолог МБОУ «СОШ №3»

г. Губкина Белгородской области

2017

Паспорт

программы психологического просвещения родителей

(законных представителей) по профилактике деструктивного

(суицидального) поведения у детей и подростков

«Школа родительской любви»

Наименование Программы

программы психологического просвещения родителей

(законных представителей) по профилактике деструктивного (суицидального) поведения у детей и подростков «Школа родительской любви»

Основание для разработки Программы

Во исполнение муниципального социального проекта «Формирование ответственного родительства и укрепление института семьи в Губкинском городском округе».

Заказчик

Администрация МБОУ «СОШ №3» г. Губкина Белгородской области

Разработчик Программы

Педагог-психолог МБОУ «СОШ №3» г. Губкина

Демина Евгения Леонидовна.

Цель Программы

способствовать формированию в семье максимально комфортных условий для личностного роста и развития подростка

Основные задачи Программы

  1. Всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей.

  2. Оказание психологической помощи в осознании собственных, семейных и социально-средовых ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем и проблем взаимоотношения с подростком.

  3. Формирование у родителей знаний об особенностях развития личности подростка, о психологических её проблемах.

  4. Построение определенной модели взаимоотношений с детьми и обучение различным навыкам межличностного общения.

  5. Самоисследование родительских позиций, развитие многомерности, психологического видения детско – родительских отношений.

Основные направления работы

  • Возрождение традиций семейного воспитания, утверждение здорового образа жизни.

  • Улучшение микроклимата в семье.

  • Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с подростком.

  • Оказание практической помощи родителям, при возникновении проблемных ситуаций.

  • Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям, злоупотреблению псиактивными веществами, деструктивного (суицидального) поведения в подростковой среде

Участники программы (целевая аудитория)

  1. Родители учащихся 12-17 лет

Этапы  и сроки реализации Программы

 

Программа реализуется в период 2011 — 2016 гг. в три этапа:

I этап (2011-2012 гг.) — организационный: организационные мероприятия; разработка и  написание программы.

II этап (2012 – 2015гг.) — реализация программы

III этап (2016 г.) — обобщающий систематизация накопительного опыта, подведение итогов и анализ реализации программы.

Исполнители

Педагогические работники: классные руководители, педагоги-психологи, социальные педагоги.

Ожидаемые результаты реализации Программы

  • Возрождение традиций семейного воспитания, утверждение здорового образа жизни.

  • Улучшение микроклимата в семье.

  • Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с подростком.

  • Оказание практической помощи родителям, при возникновении проблемных ситуаций.

  • Уменьшение факторов риска, приводщих к бенадзорности, правонарушениям, злоупотреблению псиактивными веществами, деструктивного (суицидального) поведения в подростковой среде.

Пояснительная записка

Семье принадлежит ведущая роль в формировании духовно-нравственных ценностей детей, их развития и воспитания. Семья является основой любого государства (что само по себе имеет абсолютную ценность), главным и ведущим условием сохранения и поддержания духовной истории народа; традиций, национальной безопасности. Постепенно восстанавливается и наращивается дидактическая система семьи, и соответственно возрастает роль семейного воспитания в образовании ребенка. Проблемам семьи и семейного воспитания уделяется сегодня большое внимание в государственных и правительственных документах.

В «Конституции Российской Федерации» установлено: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей». Указом Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» объявлен безусловный приоритет семьи и семейных ценностей, предусмотрено развитие государственной семейной политики.

Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения направлен на развитие личности, принятие духовно-нравственных, социальных, семейных ценностей. В этих условиях особенно остро встает необходимость формирования семейных духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения, основой которых является гуманное отношение человека не только к себе, но и к другим людям, к обществу, природе. В эпоху глобальных перемен, охвативших все мировое сообщество, в том числе и российский социум, приоритетным становится вопрос о ценностях, формирующихся «в условиях семейного социума» (Г.Н. Филонов).

Семейные духовно-нравственные ценности – это мировоззренческие представления и нравственные установки, основанные на понимании института семьи, отношений людей в семье, ответственного семейного поведения индивида в традиционной духовно-нравственной культуре народов России, российского общества и государства. Сегодня важным становится вопрос о научно обоснованной стратегии поиска концептов, средств и механизмов, позволяющих задействовать весь комплекс воспитательных установок и ценностно-личностных ориентаций на формирование семейных духовно-нравственных ценностей. Еще одним доказательством актуальности рассматриваемой проблемы является кризис современной семьи: обесценивание таких выверенных веками понятий, как любовь, брак, семья; падение ценности родительства; уменьшение количества заключаемых браков и всплеск внебрачной рождаемости; преобладание малодетных семей; распространение альтернативных семей (материнская семья, сожительство, гомосексуальная семья, семья с раздельным проживанием супругов и др.). Все это привело к падению социального престижа семьи и родительства, дегуманизации общества в целом.

Семья играет одну из определяющих ролей в формировании личности подростка, отличаясь от других институтов социализации большей эмоциональностью отношений. Семья обеспечивает ребенка накоплением опыта общения и родительских воздействий, взаимодействия с людьми разных поколений, разного пола, практически непрерывно влияет на все стороны личности ребенка.

В подростковом возрасте роль родителей как примера для подражания снижается, однако они остаются для подростка источником эмоционального тепла и поддержки, источником удовлетворения разнообразных потребностей, источником опыта и информации при решении сложных жизненных вопросов. Психологические задачи формирования личности подростка обусловливают его эмоциональную, поведенческую и нормативную эмансипацию от родителей.

Дисгармония детско-родительских отношений может порождаться дисгармонией супружеских отношений, выражаясь, в частности, в искаженных ролях подростка в семье, нарушениях эмоционального отношения родителей к подростку и дисфункциональной коммуникации, которые с большой вероятностью воспроизводятся подростком в будущем в его собственной семье. В неблагополучных, конфликтных семьях подростки усваивают неэффективные паттерны разрешения жизненных ситуаций и асоциальные ценностные представления. Жестокое обращение и насильственные действия по отношению к детям и подросткам приводят к долговременным негативным последствиям.

Подростки остро реагируют на развод родителей, а успешность адаптации определяется многими факторами: атмосферой в семье до развода, характером развода, успешностью адаптации самих родителей и т. д. Возможны и более отдаленные последствия, связанные со снижением социальной адаптации подростка в будущем и неэффективным поведением в будущей семье (формирование «готовности к разводу»). Отсутствие родителя (чаще отца) ослабляет позиции подростка среди сверстников и может негативно отразиться на его полоролевой идентификации и формировании представлений о супружестве. Вместе с тем дети, растущие в позитивной атмосфере в семьях родителей одиночек, более социально адаптированы и благополучны, чем те, кто вырос в полных, но конфликтных семьях. Взаимоотношения с сиблингами играют важную роль в социализации подростка и служат моделью построения отношений с другими людьми, в частности с противоположным полом. Бабушки и дедушки, являясь хранителями семейных традиций и истории, могут оказать позитивное влияние на формирование ценностной системы подростка.

Процесс воспитания ребенка сложен, многотруден и в каждой семье уникален. Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдаются поворот общества к проблемам семьи, укреплению и повышению ее роли и значимости в воспитании детей; с другой же стороны, все более обозначаются социальные проблемы: падение жизненного уровня, увеличение числа неполных семей и семей, имеющих одного ребенка. Естественно, что в таких сложных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Решать проблему развития личности школьника можно только в процессе взаимодействия педагогов и родителей.

Сегодня нередко в средствах массовой информации, на педагогических конференциях, педсоветах и родительских собраниях обсуждается вопрос: кто в ответе за воспитание ребенка — семья или школа? Педагоги обычно единодушны — все идет из семьи. Но родители с этим не согласны: «В школе сын (или дочь) проводит больше времени, мы его видим только перед сном». А иногда они прямо нападают на школу: «Дома у нас не ругаются матом. Не курят… Это он у вас в школе научился!»

Семья – первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений, даже школьными трудностями видны взрослые – их взгляд на мир, их позиция, их поведенческие стереотипы.

Так кто же в ответе за то, чтобы социализация ребенка прошла благополучно, чтобы он мог с успехом учиться, общаться, развиваться? Наверное, сегодня однозначно трудно сказать. Но одно сказать можно — Единственный общественный институт, который сегодня может помочь семье, — это школа: ее педагогический коллектив и, конечно, школьный психолог, поэтому взаимодействие с родителями является одним из важнейших аспектов его работы. Понятно, что эта деятельность должна быть интегрирована с другими направлениями работы психолога и направлена на осуществление общей цели.

Для эмоционального благополучия ребенка чрезвычайно важно, чувствует ли он в семье, что его любят, значим ли он для родителей или нет, как он сам относится к родителям. Осмысление себя в семье хотя и не полностью осознается ребенком, но оно определяет его реакции на происходящее в семье и, более того, представляет собой фундамент для существующих и будущих отношений с людьми.

Часто родители спрашивают меня как психолога: что надо сделать, чтобы растормошить ребенка, побудить его к активным действиям, или, наоборот, как успокоить малыша, у которого, по словам взрослых, внутри вечный двигатель? Чем старше становится ребенок, тем более необходим взрослому новый источник информации. Это и еще много, много вопросов касающихся взаимоотношений в семье потаенных чувств, болезненных переживаний, привязанностей, индивидуальных устремлений следует задать себе (родителям), чтобы научиться более эффективно общаться со своими детьми, наилучшим образом строить внутрисемейные отношения.

Так, в 2011 году мы пришли к необходимости создания  программы «Школа родительской любви», где психолог может рассказать папам и мамам о подростке: в чем особенности его организма, его мира, его среды, его потребностей. Чем способы самовыражения подростков кардинально отличаются от взрослых? Как он строит взаимодействие со сверстниками, с собой, с семьей и с целым миром? И как в этом возрасте с ним общаться? Затронуть самые важные проблемы подросткового возраста: наркомании и суицида, которые, так или иначе, сопровождают переходный период.

Теоретико-методологической основной программы являются: идеи и работы ученых, педагогов и психологов В.В. Столина, И.С. Кона, Г.Я. Юзефович, Р.В. Овчаровой, Л.Б. Шнейдер, А.В. Мудрик, Е.Н. Новиковой, Л.И. Савинова, Е.Г. Силяевой, З.А. Матейчик, А. Бодалевой, Г.Г. Филипповой, А.С. Спиваковской, Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкого, П.Ф. Каптерева, Е.П. Ильина, Т.А. Гурко, Л.Ф. Обуховой и др.

Система тренинговых занятий с обучающимися составлена с использованием материалов тренингов О. Пятаковой [8], Н. Семерниковой[9], Л.И. Маленковой [11], Т.А. Флоренской, Ю.С. Скворцовой [9], Ю. Хромовой [12], Р.М. Шамсиевой [10]. Занятия для родителей составлены с использованием материалов программы «Моя семья» кандидата психологических наук Н. Ефимовой [6].

Цель программы: способствовать формированию в семье максимально комфортных условий для личностного роста и развития подростка

Основные задачи программы:

  1. Всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей.

  2. Оказание психологической помощи в осознании собственных, семейных и социально-средовых ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем и проблем взаимоотношения с подростком.

  3. Формирование у родителей знаний об особенностях развития личности подростка, о психологических её проблемах.

  4. Построение определенной модели взаимоотношений с детьми и обучение различным навыкам межличностного общения.

  5. Самоисследование родительских позиций, развитие многомерности, психологического видения детско – родительских отношений.

Ожидаемые результаты работы:

  • Возрождение традиций семейного воспитания, утверждение здорового образа жизни.

  • Улучшение микроклимата в семье.

  • Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с подростком.

  • Оказание практической помощи родителям, при возникновении проблемных ситуаций.

  • Уменьшение факторов риска, приводщих к бенадзорности, правонарушениям, злоупотреблению псиактивными веществами, деструктивного (суицидального) поведения в подростковой среде.

Для эффективной работы в группах необходимо соблюдение принципов:

  • принцип добровольного участия: участники должны иметь естественную внутреннюю заинтересованность в изменении своей личности в ходе работы в группе;

  • принцип диалогизации взаимодействия: организуется полноценное межличностное общение между участниками группы, основанное на взаимном уважении и полном доверии;

  • принцип самодиагностики: предполагает самораскрытие участников, осознание и формулирование ими собственных личностно значимых проблем.

Процесс формирования семейных ценностей основывается на следующих основных принципах:

  • — системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;

  • — единства диагностики и коррекции;

  • — приоритетности деятельностного подхода;

  • — учета психолого-возрастных и индивидуальных особенностей клиента;

  • — комплексности методов психологического воздействия;

  • -активного привлечения референтного окружения к участию в коррекционной программе;

  • — опоры на разные уровни организации психических процессов;

  • — объема и степени разнообразия и эмоциональной сложности материала.

Основными направлениями работы с родителями в рамках программы являются:

-психопрофилактикое;

-психокоррекционное;

-консультативное;

-психодиагностическое.

Формы работы:

  • лекции,

  • групповая работа,

  • тренинги поведения,

  • дискуссии,

  • беседы,

  • мозговые штурмы,

  • тесты, анкеты,

  • ролевые игры,

  • беседы.

Организация занятий

Максимальное количество участников – 12-15 .

Частота занятий — 2 раза в месяц.

Продолжительность 1,5 часа.

Количество занятий — 11.

Тематическое планирование

тема

содержание

форма

кол-во часов

Что такое семья?

Знакомство, беседа «Семья», упражнения «7 я», «Герб семьи», «Традиции моей семьи», «Нравственные основы семьи». Рефлексия

беседа

1,5

Взаимоотношение поколений в семье

мини-лекция «Роль детско-родительских отношений в развитии личности ребенка (подростка)», упражнения «Кто в доме хозяин», «День рождения» Рефлексия

семинар-практикум

1,5

Социальные роли в семье

Три роли: «Я-родитель», «Я-ребенок», «Я-взрослый», упражнения «Система ценностей различных поколений», «Конфликтные ситуации», «Моя роль в семье». Рефлексия

диспут

1,5

Познай свое родительское «Я»

Упражнения «Воспоминания о детстве», тестирование «Какой я родитель». Рефлексия

диагностическое занятие

1,5

Современный подросток – кто он?

мини-лекция «Особенности подросткового возраста», упражнение «Портрет современного подростка»,

анализ анкет учащихся,

упражнение «Обзывалки», «Работа с гневом», «Я-высказывания». Рефлексия

семинар-практикум

1,5

Я – родитель: поиск взаимоотношения с ребенком

Упражнения «Салфетки», «Желанный гость», метод активного слушания (разыгрывания ситуаций), Рефлексия

ролевая игра

1,5

О стилях поведения и методах воспитания

Знакомство (называя не свое имя, а имя ребенка, объясняя выбор имени ребенка), мини-лекция «Стили семейного воспитания», анкета «Стиль семейного воспитания», упражнение «В гостях у сказки». Рефлексия

лекция

1,5

Поощрение и наказание в семье

Беседа «Поощрения и наказание», Анализ педагогических ситуаций, анкетирование родителей о методах поощрения и наказания. Рефлексия

беседа

1,5

«От отчаяния к надежде»

Обсуждение проблемы подросткового суицида, информационная безопасность подростков в сети Интернет, тестирование родителей «Я и мой ребенок». Рефлексия

информация для размышления

1,5

Психологический климат семьи

Упражнение «Сказка об идеальном взаимопонимании», «Скульптура семьи». Рефлексия

тренинговое занятие

1,5

«Идеальные родители»

Анализ анкет детей «Родители глазами детей», 1 конкурс «Возрастная психология», 2 конкурс «Темперамент», 3 конкурс «Я послания». Рефлексия

тематический вечер

1,5

итого:

16,5 часов

Список использованной литературы

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академия, 1998.

  2. Белогай К.Н. Особенности воспитания детей в семье родителями разного пола // Семейная психология и семейная терапия. 2008. № 2. С. 50—56.

  3. Бурбо Л. Отношения Родитель Ребенок. М.: София, 2002.

  4. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники (учебно-методическое пособие). М.: Ось*89, 2000.

  5. Гозман Л.Я., Шлягина Е.И. Психологические проблемы семьи // Вопросы психол. 1985. № 2. С. 186—187

  6. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / отв. ред. И. В. Дубровина. М.: АПН СССР, 1987.

  7. Ефимова Н. «Моя семья» URL: www.koob.ru

  8. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания: учеб. пособие. М.: Педагогическое общество России, 2002.

  9. Пятакова О. Два полюса, два материка. Гендерный тренинг для учащихся 9 -11-х классов// Школьный психолог. М.: Первое сентября, 2007. № 13.

  10. Скворцова Ю.С. Основные формы работы со старшеклассниками в процессе их подготовки к самостоятельной семейной жизни.

  11. Хромова Ю. Условия бесконфликтного общения. Конспект группового занятия для старшеклассников // Школьный психолог. 2007. № 13.

  12. Шутценбергер А. Синдром предков. М.: Изд-во Института психотерапии, 2001.

infourok.ru

Просвещение родителей в вопросах профилактики отклоняющегося поведения подростков Текст научной статьи по специальности «Психология»

УДК 370:159.9

У.Г. Егорова*

ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ВОПРОСАХ ПРОФИЛАКТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

В статье обосновывается необходимость просвещения родителей в вопросах профилактики отклоняющегося поведения подростков. В контексте этой работы представлены результаты изучения склонности к отклоняющемуся поведению среди подростков. Предлагаются способы просвещения родителей подростков по профилактической деятельности.

Ключевые слова: просвещение родителей, отклоняющееся поведение подростков, профилактика отклоняющегося поведения.

Изменения, произошедшие в ситуации развития детства, обусловливают многочисленные тенденции, которые проявляются в психическом и личностном развитии детей. К их числу относим такие, как повышенная тревога/тревожность, страхи [1], духовная и интеллектуальная дезориентированность, увеличение числа жестоких поступков и агрессивных форм поведения, в основе которых лежат черты потенциальной конфликтности. Отмеченные изменения усиливаются некоторыми явлениями (изменениями) в семье. К ним можно отнести уменьшение теплоты и внимания, продолжительности общения в отношениях между родителями и детьми, между супругами. При этом отмечается и обеднение содержания этого общения, исчезают совместные формы деятельности (взаимодействия) подростка со взрослыми, что, в свою очередь, влечет обеднение и формальный характер контактов между ними. Отмеченные явления способствуют развитию у детей неуверенности, негативизма, эмоционального неблагополучия, аффективных реакций, а у подростков отрицательных форм самоутверждения.

Основными функциями психологов являются содействие ребенку в решении актуальных задач развития, в том числе творческих способностей [8], помощь в преодолении трудностей в учебной деятельности, профилактика и нарушений в эмоциональном и волевом плане, преодоление проблем общения во взаимоотношениях как с ровесниками и педагогами, так и родителями. В сложившейся ситуации одним из направлений помощи семье должна быть пропаганда психологических и педагогических знаний среди родителей, практическое применение которых было направлено формирование таких способов поведения членов семьи, которые способствовали нормализации жизни всей семье и в наименьшей степени ущемляли бы развитие личности детей (в данном случае подростков). Проблема профилактики школьной дезадаптации рано или поздно встает практически перед каждым педагогом-психологом. Решение данной проблемы в начальной школе предполагает обеспечение успешной адаптации к обучению в школе [6]; в среде учащихся подросткового возраста зачастую сводится к вопросу о предупреждении (профилактике) отклоняющегося поведения. При этом одним из факторов оказания профилактической помощи школьникам

* © Егорова У.Г., 2014

Егорова Ульяна Геннадьевна ([email protected]), кафедра педагогики, Самарский государственный университет, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

Просвещение родителей в вопросах профилактики отклоняющегося поведения подростков

становится организация психологической работы с родителями [3—5; 10; 11]. В контексте профилактики отклоняющегося поведения среди подростков, родителям необходимо уметь оказывать поддержку детям-подросткам, соответственно они должны быть психологически и педагогически готовы к деятельности по профилактике отклоняющегося поведения у собственных детей.

В литературе отклоняющееся поведение исследуется в контексте психологических особенностей подросткового возраста, который с его психологическими особенностям рассматривается как «переходный», он уже давно стал предметом изучения отечественных психологов (С.А. Беличева, A.C. Белкин, С.В. Березин, Л.Г. Жданова, В.П. Кащенко, А.Н. Леонтьев, К.С. Лисецкий, А.Е. Личко, А.Р. Лурия, Д.И. Фельд-штейн и др.). Доказано, что отклоняющееся поведение не определяется только врожденными механизмами, а скорее обуславливается социально-психологическими причинами, в том числе характером микросреды и недостатками воспитания. К проблеме критического возраста (в данном случае подросткового) отечественные ученые подходят с точки зрения анализа новообразований конкретного возраста и социальной ситуации развития, в которой отражены неповторимые для каждого возраста отношения между ребенком и средой (Л.С. Выготский). Следует учитывать и особенности психического развития современного подростка [7].

В программе по подготовке родителей к профилактике отклоняющегося поведения у собственных детей подросткового возраста следует диагностировать и затем учитывать реальную склонность к отклоняющемуся поведению. С этой целью была выбрана методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел), которая позволяет определить выраженность отмеченной склонности по следующим шкалам (критериям): установка на социально-желательные ответы, склонность к преодолению норм и правил, склонность к аддиктивному поведению, склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, склонность к агрессии и насилию, волевой контроль эмоциональных реакций, склонность к деликвентному поведению. В нашем исследовании мы сравнивали склонность к отклоняющемуся поведению по обозначенным критериям у подростков, обучающихся в школах различного типа. Диагностическая работа проводилась среди учащихся восьмых классов. Полученные данные по диагностике склонности к отклоняющемуся поведению представлены в таблице.

Таблица

Результаты диагностики склонности к отклоняющемуся поведению среди подростков, %

Группы Шкалы

1 2 3 4 5 6 7

Экспериментальная 35,2 26,4 22 35,2 85,8 59,4 35,2

Контрольная 40 27,5 17,5 30 82,5 57,5 27,5

Критерий Фишера 0,46 0,12 0,52 0,51 0,42 0,18 0,77

Достоверность больше 0,05

Данные, представленные в таблице, показывают, что по первой шкале у 35,2 % учащихся экспериментальной группы и у 40 % испытуемых контрольной группы не соответствуют социально желательным установкам (у них выявлены высокие показатели по этой шкале). Нарушать нормы и правила могут 26,4 % испытуемых экспериментальной группы и 27,5 % учащихся контрольной группы (шкала 2). У 20 % учащихся экспериментальной группы и у 17,5 % испытуемых контрольной группы выявлена предрасположенность к употреблению наркотических веществ. 35 % подростков экспериментальной группы и 30% испытуемых контрольной группы склонны к риску и причине-

ния себе вреда. Высокие показатели по пятой шкале зафиксированы у 85,8 % испытуемых экспериментальной группы и у 82,5 % испытуемых контрольной группы, что говорит о склонности к агрессии и насилию по отношению к окружающим людям (сверстниками, родителями, педагогами) и во взаимодействии с ними. При этом 57,5 % подростков экспериментальной группы и 59,4 % учащихся контрольной не способны контролировать свои эмоциональные реакции (шестая шкала). Высокие показатели по шкале 7 проявились у 35,2 % испытуемых экспериментальной группы и у 27,5 % подростков контрольной группы, что свидетельствует о склонности к деликвентному поведению.

Методика предполагает выявление принятия/непринятия женской социальной роли, представленная только в женском варианте опросника в виде восьмой шкалы. По данной шкале лица женского пола как в экспериментальной, так и в контрольной группе не достигли высоких показателей, что свидетельствует о принятии всеми подростками-девушками женской социальной роли.

Сравнительный статистический анализ показателей в экспериментальной и контрольной группах по всем шкалам проводился с помощью критерия- угловое преобразование Фишера. Результаты также представлены в таблице. Сравнивая показатели контрольной и экспериментальной группы по каждой шкале (критерий Фишера), можно сделать вывод, что ни по одной из шкал показатели экспериментальной и контрольной группы не отличаются друг от друга, не смотря на то, что у большего числа испытуемых контрольной группы выявлены высокие показатели по первым двум шкалам по сравнению с подростками экспериментальной группы. По результатам, представленным в таблице, можно увидеть, что большинство испытуемых как экспериментальной, так и контрольной групп склонны к агрессии. Данные показатели коррелируют с результатами предыдущих исследований [3], в которых показано, что в большинстве случаев взаимоотношения в семьях подростков с отклоняющимся поведением носят конфликтный характер, в основе которых лежат неправильное отношение родителей к детям, определенный стиль воспитания в совокупности с психологическими проблемами самих родителей.

Поэтому при подготовке родителей к профилактике отклоняющегося поведения у собственных детей следует учитывать отмеченные особенности и включить эту информацию в программу работы с родителями.

Однако несмотря на многочисленные исследования по проблеме отклоняющегося поведения подростков, вопросам психолого-педагогической организации профилактики отклоняющегося поведения подростков со стороны родителей и психологической готовности родителей к такому виду деятельности недостаточно разработаны.

Работа с родителями, по мнению Т.О. Ушаковой, как правило, ограничивается только констатацией тех или иных результатов отклонений, а также определение областей процесса патологического развития личности ребенка для анализа причин неблагоприятного положения. Такая работа необходима для реализации своевременных реакций на поведение ребенка [9].

На основе теоретического анализа литературы, практического опыта, полученных исследовательских данных повышение эффективности профилактики отклоняющегося поведения включает в себя три направления. Во-первых, психологическая помощь учащимся, которая исходя из особенностей подростков в самопринятии, самораскрытии и принятии других в основном будет направлена на развитие у подростков навыков взаимодействия с другими людьми (сверстниками, родителями, педагогами). Во-вторых, психологическое просвещение среди педагогов, в основе которого, безусловно, лежит информирование об индивидуально-типологических и личностных особенностях подростков, а также на основе анализа способов и приемов педагогического взаимодействия повышение уровня последнего. В-третьих, психолого-педагогическая работа с родителями, в основе которой лежит проведение превентивных мер по воп-

Просвещение родителей в вопросах профилактики отклоняющегося поведения подростков

росам деструктивных изменений в сфере семейного воспитания, повышение коммуникативной компетентности родителей во взаимодействии с подростками, изучение индивидуально-психологических особенностей личности подростка; поэтому работа с родителями будет носить скорее информационно-просветительский характер.

На наш взгляд, программа работы с родителями по просвещению и психологической подготовке к профилактике отклоняющегося поведения подростков должна включать теоретический раздел, практический раздел и раздел психологической поддержки, в каждом из которых ведется работа с мотивационной составляющей личности родителей. Теоретический раздел предусматривает коррекцию знаний о ребенке, его индивидуально-типологических особенностях, интересах, знаний о родительско-детских отношениях. В данном разделе внимание родителей акцентируется на результатах психологических исследований подростков (например, на предмет развития у них склонности к отклоняющемуся поведению). Кроме того, этот раздел предполагает формирование знаний родителей о самих себе. Практический раздел направлен на формирование и закрепление эффективных навыков взаимодействия с ребенком-подростком, на развитие рефлексии, предоставление возможности активного самопознания и познания своего ребенка, возможности и способах активизации личностных ресурсов подростка. Раздел психологической поддержки направлен на закрепление навыков, полученных в процессе тренинговой работы, и применение их в реальной жизни. Этот раздел был нацелен на формирование прежде всего навыков диалогического общения и конструктивного сотрудничества родителей с подростками, обучение социально-важным навыкам, на организацию деятельности, альтернативной отклоняющемуся поведению.

Таким образом, просвещение и психологическая готовность (подготовка) родителей к профилактике отклоняющегося поведения у подростков становится психолого-педагогическим условием, обеспечивающим повышение эффективности профилактики отклоняющегося поведения подростков.

Библиографический список

1. Акопян Л.С. Школьные страхи у детей с различным уровнем психологической готовности к обучению в школе // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. Т. 12. № 5-1. С. 98-102.

2. Горячев М.Д., Моисеева Л.Г. Система социальной защиты детства. Самара: Изд-во: «Самарский университет», 2011. 176 с.

3. Егорова У.Г. Взаимосвязь родительского отношения и конфликтности подростков // Известия Самарского научного центра РАН. 2013. Т. 15. № 2-4. С. 964-968.

4. Егорова У.Г. Личностно развивающие взаимодействия с детьми как основа позитивного родительства // Вестник Самарского государственного университета. 2013. № 8.1(109). С. 268-273.

5. Егорова У.Г. Психологическая готовность родителей к кризису подросткового возраста // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2013. № 22. С. 221-227.

6. Егорова У.Г. Психологическая работа с родителями как фактор адаптации ребенка к обучению в школе // Наука и культура России: материалы VIII Международной научно-практической конференции, посвященной Дню славянской письменности и культуры памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. 2011. С. 330-332.

7. Жданова Л.Г. Психология современного подростка: учебно-методическое пособие. Самара: ПГСГА, 2011. 128с.

8. Иванушкина Н.В. Дидактические условия формирования творческих способностей детей в системе дополнительного образования: монография. Самара, 2006.

9. Ушакова Т.О. Методы профилактики отклоняющегося поведения детей и подростков // Отечественный журнал социальной работы. 2010. № 3. С. 115-119.

10. Черкасова О.В. Родительская эффективность как фактор развития ребенка с ограниченными возможностями // Комплексная реабилитация — основа качества жизни детей с ограниченными возможностями: сб. ст. Самара, 2012.

11. Черкасова О.В. Образование родителей как психолого-педагогическая проблема // Актуальные проблемы воспитания и образования: межвуз. сб. науч. ст. Вып. 11. Самара: Издательство «Самарский университет», 2011.

References

1. Akopyan L.S. School fears of children with different levels of psychological readiness for school training. Izvestiia Samarskogo nauchnogo centra rossiyskoy akademii nauk [Proceedings of Samara scientific center of the Russian Academy of Sciences], 2010, Vol. 12, no. 5—1, pp. 98—102 [in Russian].

2. Goryachev M.D., Moiseeva L.G. System of social protection of youth. Samara: Izd-vo «Samarskii universitet», 2011, 176 p. [in Russian].

3. Egorova U.G. Interdependence of parents’ attitude to children and teenagers’ clash. Izvestiia Samarskogo nauchnogo centra rossiiskoi akademii nauk [Proceedings of Samara scientific center of the Russian Academy of Sciences], 2013, Vol. 15, no. 2—4, pp. 964—968 [in Russian].

4. Egorova U.G. Personal developmental interactions with children as basis of positive parental care. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of Samara State University], 2013, no. 8.1 (109), pp. 268-273 [in Russian].

5. Egorova U.G. Psychological readiness of parents to the crisis of teenage years. Vestnik Universiteta (Gosudarstvennogo universiteta upravlenia) [Vestnik of University (Staty University of Management)], 2013, no. 22, pp. 221-227 [in Russian].

6. Egorova U.G. Psychological training with parents as a factor of children adaptation to learning at school. Nauka I Kultura Rossii. Materialy VIII Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferencii, posvyashennoi Dnu slavyanskoi pismennosti I kulturypamyati svyatyh ravnoapostolnyh Kirilla I Mefodia, 2011, pp. 330-332 [in Russian].

7. Zhdanova L.G. Psychology of modern teenager: study guide. Samara, PGSGA, 2011, 128 p. [in Russian].

8. Ivanushkina N.V. Didactic conditions of formation of creative abilities of children in the system of further education: Monograph. Samara, 2006. [in Russian].

9. Ushakova Т.О. Methods of prevention of deviant behavior of children and teenagers. Otechestvennyi zhurnal socialynoi raboty [National Journal of Social Work], 2010, no. 3, pp. 115-119 [in Russian].

10. Cherkasova O.V. Parental effectiveness as a factor of development of a child with disabilities. Komplexnaya reabilitacia — osnova kachestva zhizni detey s ogranichennymi vozmoschnostyami: Sbornik statey [Complex rehabilitation — basis of quality of life of children with disabilities: Collection of articles]. Samara, 2012 [in Russian].

11. Cherkasova O.V. Education of parents as a psychological and pedagogical problem. Aktualynye problemy vospitaniya i obrazovaniya: mezhvuz. sb.nauch.ctatey. Vyp.11. [Topical issues of education and formation]. Samara, Izd-vo «Samarskiy universitet», 2011 [in Russian].

U.G. Egorova*

ENLIGHTENMENT OF PARENTS IN THE QUESTIONS OF PREVENTION OF TEENAGERS’ DEVIANT BEHAVIOR

In the article the necessity of parents’ enlightenment in the questions of prevention of teenagers’ deviant behavior is substantiated. In the article results of research of inclination to teenagers’ deviant behavior are presented. Ways of enlightenment of parents in the questions of prevention of teenagers’ deviant behavior are suggested.

Key words: enlightenment of parents, deviant behavior of teenagers, prevention of deviant behavior.

* Egorova Ulyana Gennadievna [email protected], Department of Pedagogics, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.

cyberleninka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *