1. Психология
Просмотр текста файла: index.html (представлен текст без форматирования)
Содержание
Введение…………………………………………………….……………………………….
3
1. Психология управления: ее объект и
предмет………………………………………
4
2. Психологические закономерности
управленческой деятельности……………….
6
2.1. Психология управления на пороге третьего
тысячелетия………………………
7
3. Личность как объект
управления…………………………………………………….
8
3.
1. Понятие личности и
ее структура………………………………………………….
8
3.
2. Некоторые
психологические школы изучения личности………………………
10
3.
3. Мотивация как фактор
управления личностью…………………………………
12
4. Психология конфликта
………………………………………………………………..
17
4.1. Природа и социальная роль конфликтов.
Причины их возникновения……..
17
4.2. Классификация конфликтов. Типы поведения людей
в конфликтной ситуации…………………………………………………………………………………….
19
Заключение…………………………………………………………………………………
23
Литература………………………………………………………………………………….
24
Введение
Психология
управления как наука продуцирует психологические знания, применяемые при
решении проблемы управления деятельностью трудового коллектива.
Личность
работника изучается рядом психологических дисциплин, таких как общая
психология, психология труда, инженерная психология. Вместе с тем рабочая
группа или трудовой коллектив изучается социальной и педагогической
психологией.
Отличительную
особенность психологии управления составляет то, что ее объектом является
организованная деятельность людей. Организованная деятельность — это непросто
совместная деятельность людей, объединенных общими интересами или целями,
симпатиями или ценностями, это деятельность людей, объединенных в одну
организацию,
подчиняющихся правилам и
нормам этой организации и выполняющих заданную им совместную работу в
соответствии с экономическими, технологическими, правовыми, организационными и
корпоративными требованиями.
Правила,
нормы и требования организации предполагают и порождают особые психологические
отношения между людьми, которые существуют только в организации, — это
управленческие отношения людей.
Социально-психологические
отношения выступают как взаимоотношения людей, опосредованные целями, задачами
и ценностями совместной деятельности, т.е. ее реальным содержанием.
Управленческие отношения составляют организованную совместную деятельность,
делают ее организованной. Иначе говоря, это не отношения в связи с
деятельностью, а отношения, образующие совместную деятельность.
В
социальной психологии отдельный работник выступает как часть, как элемент
целого, т.е. социальной группы, вне которой его поведение не может быть
понятым.
В
психологии управления и отдельный работник, и социальная группа, и коллектив
выступают в контексте организации, в которую они входят и без которой их анализ
в плане управления оказывается неполным.
Изучение личности работника в
организации, анализ влияния организации на социально-психологическую структуру
и развитие коллектива — всё это и многое другое составляют актуальность моей
работы подтолкнувшие меня к более
тщательному изучению психологии управления.
управления: ее объект и предмет
В
психологии управления, в отличие от психологии труда, например, актуальна не
проблема соответствия работника его профессии, не проблема профессионального
отбора и профессиональной ориентации, а проблема соответствия работника
организации, проблема отбора людей в организацию и их ориентации в отношении
особенностей данной организации.
В
психологии управления, в отличие от социальной психологии труда, объектом
изучения становятся не просто отношения людей в коллективе или социальной
группе, а отношения людей в организации, т.е. в условиях, когда действия
каждого участника совместной деятельности заданы, предписаны, подчинены общему
порядку работ,
когда участники связаны друг с
другом не просто взаимной зависимостью и взаимной ответственностью, но и
ответственностью перед законом.
Объект
изучения психологии управления составляют люда, входящие в финансовом и
юридическом отношениях в самостоятельные организации, деятельность которых
ориентирована на корпоративно полезные цели.
Подходы
к пониманию предмета психологии управления многообразны, что в известной мере
свидетельствует о сложности этого феномена. Так, психологи Е. Е. Вендров и Л.
И. Уманский выделяют следующие аспекты предмета психологии управления:
—
социально-психологические вопросы производственных групп и коллективов;
— психология деятельности
руководителя; — психология личности руководителя; — психологические проблемы
подбора руководящих кадров; — психолого-педагогические проблемы подготовки и
переподготовки руководящих кадров.
Психологи
В. Ф.Рубахин и А. В. Филиппов в предмет психологии управления включают:
—
функционально-структурный анализ управленческой деятельности;
-—
социально-психологический анализ производственных и управленческих коллективов
и взаимоотношений в них людей;
—
психологические проблемы взаимоотношений между руководителем и подчиненными и
другие.
Обобщая
все сказанное, можно сделать вывод, что предмет психологии управления — это
совокупность психических явлений и отношений в организации, в частности:
—
психологические факторы эффективной деятельности менеджеров;
—
психологические особенности принятия индивидуальных и групповых решений; —
психологические проблемы лидерства; — проблемы мотивации поведенческих актов
субъектов управленческих отношений и другое.
Можно утверждать, что в
предмет изучения психологии управления органично входят традиционные
социально-психологические явления (лидерство, психологический климат,
психология общения и т.п.), психологические проблемы трудовой деятельности
(психические состояния в рамках трудовой деятельности, например), общей
психологии (психологическая теория деятельности, теория личности, теория
развития), и других прикладных направлений психологии.
Среди
специалистов в области психологии управления достигнуто единство в отношении
представления о наиболее актуальных для организации психологических проблем. К
их числу относят следующие:
—
повышение профессиональной компетентности руководителей (менеджеров) всех
уровней, т.е. совершенствование стилей управления, межличностного общения,
принятия решений, стратегического планирования и маркетинга, преодоление
стрессов и другое;
—
повышение эффективности методов подготовки и переподготовки управленческого
персонала;
— поиск и активизация
человеческих ресурсов организации; — оценка и подбор (отбор) менеджеров для
нужд организации; — оценка и улучшение социально-психологического климата,
сплочение персонала вокруг целей организации.
Психология
управления как наука и практика призвана обеспечить психологическую подготовку
менеджеров, сформировать или развить их психологическую управленческую
культуру, создать необходимые предпосылки для теоретического понимания и
практического применения важнейших проблем сферы управления, к которым следует
отнести: — понимание природы управленческих процессов; — знание основ
организационной структуры; — четкое представление об ответственности менеджера
и ее распределении по уровням ответственности; — знание способов повышения
эффективности управления; — знание информационной технологии и средств
коммуникации, необходимых для управления персоналом; — умение устно и письменно
выражать свои мысли; — компетентность в отношении управления людьми, отбора и
подготовки специалистов, способных к лидерству, к оптимизации служебных и
межличностных взаимоотношений среди работников организации;
—
способность планировать и прогнозировать деятельность организации с
использованием средств вычислительной и компьютерной техники;
—
умение оценивать собственную деятельность, делать правильные выводы и повышать
свою квалификацию, исходя из требований текущего дня и ожидаемых изменений в
будущем;
— развитое
представление об особенностях организационного поведения, структуре малых
групп, мотивах и механизмах их поведения.
studfiles.net
Билет 1. Управление как психологический процесс.
Психология управления представляет собой науку, определяющую психологические знания для дальнейшего решения проблем и управления деятельностью всего коллектива предприятия. Психология управления персоналом имеет свою исключительную особенность. Объектом психологии управления выступает организованная деятельность лиц, работающих в коллективе, имеющих общую производственную цель и выполняющих совместную работу.
Психология управления решает проблемы соответствия работающего персонала конкретной организации. Объект психологии управления состоит из лиц, осуществляющих свою деятельность в самостоятельных организациях, ориентированных на единую полезную цель всего предприятия. Предмет психологии управления понимается при проявлении его многообразных аспектов:
Психология деятельности руководителя организации и психология его личности;
Психологические аспекты подбора кадров;
Социально-психологические вопросы сложившихся коллективов и производственных групп;
Психолого-педагогические проблемы, возникающие в процессе подготовки или переподготовки кадрового состава.
Учитывая все это, предмет психологии управления представляет собой совокупность психических отношений и явлений в организации, куда входит:
Функциональный и структурный анализ управленческой деятельности;
Психологические проблемы, возникающие между руководителем и сотрудниками организации;
Социально-психологический анализ управленческих и производственных коллективов, а также возникающих в них взаимоотношений и многое другое.
Таким образом, психология управления способствует профессиональному обеспечению подготовки и переподготовки сотрудников организации, формируя и развивая управленческо-психологическую культуру. Главными аспектами понимания психологии управления персоналом являются:
Понимание сущности управленческих процессов;
Изучение основ структуры организации;
Четкое представление о распределении по уровням ответственности менеджера;
Умение выражать собственные мысли;
Проявление компетентности при управлении сотрудниками компании;
Проинформированность о всех новейших технологиях и средствах коммуникации.
Основные методы психологии управления:
Наблюдение – представляет собой психологический объективный процесс, заключающийся в отражении действительности. Вся сложность заключается проведении данного метода в естественной обстановке функционирования всей организации;
Эксперимент – метод сбора информации для подтверждения существующих гипотез.полученные результаты позволяют осуществлять разнообразные управленческие решения.
Билет 2. Предмет исследования психологии управления.
Психология управления в качестве предмета своего изучения имеет дело с человеком, его психикой и особенностями деятельности. Предмет изучения психологи управления чрезвычайно разнообразен. Можно выделить следующие его составляющие:
1. Предметом психологии управления являются психологические особенности руководителя и исполнителей. Качества руководителей, психологическая характеристика управленческой деятельности не изучаются в других отраслях психологии, а составляют предмет только психологии управления.
2. Эффективность деятельности человека обуславливается не только степенью его профессиональной подготовки, но и психологическим состоянием, в котором находится человек в данный момент. Поэтому изучение различных факторов, оказывающих благоприятное или отрицательное влияние на психическое состояние человека, имеет большое значение для повышения эффективности его работы.
3. Психология управления изучает особенности информации, существующей между руководителями и исполнителями, раскрывает психологические особенности этой информации.
4. Психология управления изучает взаимоотношения между руководителем и исполнителем, взаимоотношения между членами руководимого коллектива.
Изучая особенности психики человека в управленческой деятельности, психология управления даёт рекомендации по использованию этих факторов в управлении. Эта особенность характеризует её как прикладную науку.
Развитие управленческих кадров, способных эффективно осуществлять деятельность в условиях рыночной экономики, являющееся актуальной проблемой для современной России, невозможно без активизации научных исследований в области психологии управления.
studfiles.net
Лекция 1. Предмет и методы современной психологам управления
План:
1. Психология управления как отрасль практической психологии. 2. Предмет современной психологии управления. 3. Методы современной психологии управления, их краткая характеристика.
1. Современная психология управления представляет собой сравнительно молодую и достаточно быстро развивающуюся отрасль прикладной психологии.
Психология управления как специфическая отрасль практической психологии возникла почти одновременно с появлением профессии менеджера и профессиональных управленцев. Она появилась в ответ на конкретный социальный заказ индустриального общества. Этот социальный заказ можно выразить в виде следующих вопросов:
Как сделать управление эффективным?
Каким образом максимально использовать в производстве человеческие ресурсы без принуждения и давления на людей?
Как лучше построить и организовать систему управления коллективом?
Можно сказать, что психология управления возникла в свободном обществе (несвободные общества с господствующей в них жесткой системой принуждения в виде кнута и пряника в ней не нуждаются), для свободных людей, стремящихся наиболее полно раскрыть собственные возможности с максимальной пользой для себя и для дела.
Таким образом, психология управления с самого начала была ориентирована не на создание теории, а на решение конкретных практических задач. Это же можно сказать и иначе — современная психология управления построена на осознании того, что использование человеческого фактора в производстве, человеческого измерения в менеджменте выгодно экономически. Не важно, как это выглядит в теории, важно, что это работает на практике и приносит пользу, — такой весьма прагматический и, конечно, не бесспорный взгляд предопределил развитие психологии управления как отрасли практической психологии. Шутка профессиональных психологов: «У нас много разных средств для решения проблем — что-нибудь кому-нибудь время от времени помогает» обрела реальный смысл.
Сам предмет психологии — человек и его психика, внутренний мир, поведение, деятельность, общение — явление неоднозначное и неодноплановое. Сегодня мы вряд ли понимаем природу человека лучше (даже несмотря на попытки ее искусственного изменения), чем древнегреческие философы. Она остается такой же тайной, какой является происхождение жизни. Человек с его внутренним миром — существо очень сложное, грубо говоря, не вмещающееся в теоретические концепции и построения. Это лишает нас возможности получить какие-то окончательные ответы на поставленные вопросы. Так что отсутствие единого взгляда, единой концепции человека в психологии вызвано вполне объективными причинами.
2. Предмет психологии управления
Психология управления — это отрасль практической психологии. Предметом практической психологии является проблема человеческих взаимоотношений. Следовательно, современная психология управления рассматривает проблемы человеческих взаимоотношений и взаимодействий с точки зрения ситуаций управления, менеджмента, и в этом — специфика ее предмета. Раскроем данное положение более подробно и рассмотрим, какие именно проблемы человеческого измерения в менеджменте находятся в поле зрения психологии управления.
Разберемся с основными понятиями данной дисциплины и в первую очередь с категорией «управление», которое весьма неоднозначно понимается в повседневной жизни. Управление – процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на систему (объект управления) в интересах его эффективного функционирования и развития. Управление как функция производства: особая специфическая деятельность, особая функция производства, возникшая в процессе разделения труда. Управление как наука – это специфическая самостоятельная область человеческого знания о законах организации производства с целью повышения его производительности. «Управлять — значит, приводить к успехам других» (Зигерт В., Ланг Л.). «Управление есть настраивание других людей на труд» (Якокка Л.). «Управлять — значит, приводить сотрудников к успехам и самореализации» (Вудкок М., Френсис Д.). «Управление есть делание чего-то руками других людей» (Питерс Т., Уотермен Т. В)
Другими важнейшими категориями данной науки являются: организация, система. Организацией в психологии управления принято понимать объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил. Система – это множество элементов, находящихся в связях друг с другом, которое образует определенную целестность, единство.
Основные разделы психологии управления это:
Личность менеджера, его самосовершенствование и саморазвитие.
Организация управленческой деятельности с точки зрения ее психологической эффективности.
Коммуникативные умения менеджера.
Конфликты в производственном коллективе и роль менеджера в их преодолении.
Психология управления рассматривает эти проблемы с практической точки зрения. Познакомимся с ними поближе.
studfiles.net
ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ — это… Что такое ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ?
- ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
- – отрасль, изучающая психологические закономерности управленческой деятельности. Основная задача П. у. – анализ психологических условий и особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления. Процесс управления реализуется в деятельности руководителя, в которой П. у. выделяет следующие моменты: диагностика и прогнозирование состояния и изменений управленческой подсистемы; формирование программы деятельности подчиненных, направленной на изменение состояний управляемого объекта в заданном направлении; организация исполнения решения. В личности руководителя П. у. различает его управленческие потребности и способности, а также его индивидуальную управленческую концепцию, включающую сверхзадачу, проблемное содержание, управленческие замыслы и внутренне принятые личностью принципы и правила управления. Управляющая подсистема, изучаемая П. у., обычно представлена совместной деятельностью большой группы иерархически взаимосвязанных руководителей. Конфликтология тесно взаимодействует с П. у. в трех областях. Во-первых, многие конфликты возникают в сфере управленческой деятельности.
Их изучение д. б. основано на знании психологии этой деятельности. Во-вторых, значительная часть конфликтов имеет причиной или условием возникновения ошибки управления, в т. ч. конфликтогенные управленческие решения. Классическим примером таких конфликтов является конфликт в Чечне или миллионы конфликтов, порожденных развалом СССР. В-третьих, профилактика и урегулирование конфликтов по сути является управлением ими. Следовательно, воздействие на конфликты третьих лиц или участников конфликтов является видом управленческой деятельности и подчиняется законам управления.
* * *отрасль психологической науки, изучающая психические особенности и закономерности воздействия субьектов управления на его обьекты с целью оптимизации этого процесса.
* * *
отрасль психологии, изучающая психологические закономерности управленческой деятельности. Основная задача П. у.— анализ психологических условий и особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления. Процесс управления реализуется в деятельности руководителя, в которой П. у. выделяет следующие моменты: диагностика и прогнозирование состояния и изменений управленческой подсистемы; формирование программы деятельности подчиненных, направленной на изменение состояний управляемого объекта в заданном направлении; организация исполнения решения. Так, на совещаниях руководитель изучает состояние управляемого объекта по докладам подчиненных, формирует на этой основе новые программы действий или уточняет прежние, дает указания по выполнению принятого решения. В личности руководителя П. у. различаются: 1) его управленческие потребности и способности; 2) его индивидуальная управленческая концепция. Управляющая подсистема обычно представлена совместной деятельностью большой группы иерархически взаимосвязанных руководителей. П. у. изучает способы их сопряжения, позволяющие превратить акты их индивидуальной деятельности в целостную коллективную управленческую деятельность. Несовершенство способов сопряжения обнаруживает себя в различных формах — как конфликты, ведомственные барьеры, местничество. Одно из важнейших направлений П. у.— изучение психологических условий обеспечения целостного функционирования аппарата управления. Поскольку предмет управленческой деятельности — коллективный труд конкретной организации, руководимой данным аппаратом управления, а по условиям и содержанию труда организации существенно различаются, психологические особенности управленческой деятельности в условиях АСУ и задачи П. у. непосредственно смыкаются с задачами инженерной психологии (см. также Психологическое обеспечение АСУ).
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.
- Психология труда
- Психология учения
Смотреть что такое «ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ» в других словарях:
психология управления — отрасль, изучающая психологические закономерности управленческой деятельности. Основная задача П. у. анализ психологических условий и особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления … Большая психологическая энциклопедия
ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ — англ. psychology of management; нем. Leitungspsychologie. Отрасль психологии, изучающая пси хол. закономерности управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества принимаемых решений. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
Психология управления — раздел психологии, изучающий психологические закономерности управленческой деятельности. Основная задача психологии управления анализ психологических условий и особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества… … Википедия
Психология управления — междисциплинарное направление в психологии, органически связанное с психологией труда, социальной психологией, социологией труда, теорией управления. Наиболее общим определением предмета П. у. является указание на психологические закономерности… … Психологический лексикон
ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ — отрасль, изучающая психологические закономерности управленческой деятельности; основная задача анализ психологических условий и особенностей управленческой деятельности с целью повышения ее эффективности и качества работы в системе управления.… … Профессиональное образование. Словарь
ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ — область психологических исследований, связанных с изучением психологических явлений, возникающих в системах управления организациями и людьми … Словарь терминов по психологическому консультированию
ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ — область психологии, изучающая индивидуальные психологические особенности человека, определяющие характер и результаты его управленческой деятельности. Принципы и методы П.у. применяются при подборе и расстановке кадров, распределении заданий,… … Большой экономический словарь
ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ — англ. psychology of management; нем. Leitungspsychologie. Отрасль психологии, изучающая пси хол. закономерности управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества принимаемых решений … Толковый словарь по социологии
Психология управления — прикладная отрасль психол. науки, в к рой изучаются проблемы, связанные с взаимодействием людей в различных управленческих системах, включая управление государством, организацией, предприятием, учреждением, группой, коллективом и т. п … Педагогический словарь
ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ — отрасль психологии, изучающая психологические закономерности управленческой деятельности … Словарь по профориентации и психологической поддержке
psychology_pedagogy.academic.ru
Психология Управления
Психология управления – это отрасль психологической науки, которая изучает личность и социальные группы в системе управления трудовым коллективом, она призвана анализировать личностные и групповые функции с целью решения поставленных задач.
Психология управления в качестве объекта изучения рассматривает разные формы активности людей в сфере трудовой деятельности, совместной работе по производству духовных и материальных ценностей, которые нуждаются у централизованной организации управления.
Предметом этой отрасли научных знаний является совокупность способов и приемов управления отдельными людьми или группами, психические состояния, свойства и процессы людей, которые в разной степени и разными способами проявляют себя как личности в процессе общего взаимодействия.
Субъектом изучения психологии управления выступает руководитель и все остальные носители функционала.
Психология управления продуцирует знания, которые применяются для решения проблем управления работой трудового коллектива.
Сейчас личность работника изучается многими психологическими дисциплинами: общей психологией, психологией труда, инженерной психологией, социальной и педагогической психологией. При этом отличительной особенностью психологии управления является то, что объект ее изучения концентрируется на организованной деятельности людей. Под этой деятельностью понимается не просто совместная работа, а объединения людей на основе общих интересов, ценностей, симпатий, целей в одну группу, подчиняющуюся правилам и нормам этой организации.
Люди в этой группе выполняют совместную работу согласно определенным экономическим, технологическим, правовым, организационным и корпоративным требованиям. Нормы организации предполагают особые психологические отношения в коллективе между его отдельными членами – управленческие отношения.
Управленческие отношения координируют совместную деятельность людей, делая ее логичной и организованной, что помогает добиваться более высоких производственных результатов. Психология управления рассматривает каждого отдельного работника как элемент социальной группы, только в рамках которой можно понять его поведение.
В психологии управления актуальна не проблема соответствия работника выбранной профессии, а проблема соответствия определенного работника той организации, в которой он работает или хочет работать. Поэтому объектом этой дисциплины выступают не просто отношения между людьми в коллективе, а отношения людей в рамках их принадлежности определенной организации, то есть в таких условиях, когда действия людей предписываются и подчиняются общему порядку. Частью психологии управления является психология переговоров, которая существенно помогает улучшать отношения между работниками предприятия.
Объектом психологии управления выступают люди, которые входят в финансовом и юридическом отношении в организации, чья деятельность направлена на достижение корпоративно полезных целей.
В области торговли отношения между людьми и в коллективе исследует и координирует психология трейдинга. Эта дисциплина занимается изучением эмоционального, психологического состояния трейдеров во время торговли, анализирует, насколько сознательно они мыслят и грамотно принимают решения.
Самыми актуальными для организации психологическими проблемами являются такие: повышение компетентности руководящих работников всех уровней, повышение эффективности подготовки и переподготовки руководящего состава, поиск человеческих ресурсов организации, подбор управленческого персонала для предприятия, улучшение психологической атмосферы внутри коллектива организации.
fb.ru
Психология управления людьми — наука о методах скрытого воздейсвия
По детским сказкам и урокам зоологии каждый из нас знает о том, что практически все животные, живущие и добывающие себе пропитания стаями, имеют своих вожаков. В стае всегда присутствует четкая иерархия, согласно которой направление движения всей группы задает вожак, вожак и самые сильные особи получают наилучшую еду, а более слабые довольствуются остатками. В животных все достаточно просто — сила и ловкость являются главными инструментами для влияния на других особей из стаи и собственного продвижения по лестнице иерархии. Человеческое общество также, в некотором роде, живет по законам стаи — в социуме есть лидеры (вожаки) и есть ведомые. Однако времена, когда лидером становился самый сильный член общины, давно прошли, и сейчас лидеры используют в основном психологические методы управления.
Психология управления людьми: цели и способы
Психология управления людьми представляет собой полноценную отрасль науки, изучающую виды и методы психологического воздействия человека, способы прямого и скрытого управления социумом и отдельными личностями, а также прирожденные способности некоторых людей к психологическому воздействию на других. Овладев приемами психологии управления людьми, практически каждый человек сможет научиться с помощью психологических методов склонять других к определенным действиям. Прирожденные лидеры, в совершенстве владеющие приемами скрытого управления, могут заставить большое количество людей добровольно действовать в своих интересах.
В зависимости от моральных качеств и мотивов лидера, он использует различные методы психологии управления людьми, которые образно можно подразделить на две группы: конструктивные и деструктивные. К первой группе методов скрытого управления можно отнести все способы воздействия на человека, которые предполагают взаимную выгоду и для лидера, и для ведомых, а ко второй — способы воздействия, использующиеся лидером для достижения только собственных корыстных целей.
Методы скрытого управления людьми
Методов психологического воздействия и управления очень много, однако наиболее часто используемыми, эффективными и одновременно достаточно простыми в применении считаются следующие:
1. Мотивация. Лидер, у которого есть идея и задумки о том, как воплотить ее в жизнь, мотивирует других помочь ему в воплощении этого проекта взамен на какую-либо выгоду: материальную или духовную. Ярким примером мотивации как психологического метода управления людьми можно назвать положительный опыт предпринимателей, добившихся успеха с нуля, изобретателей, сумевших убедить весь мир в пользе своих изобретений, и успешных руководителей, подчиненные которых всегда готовы поддержать лидера и всецело отдаются идеям компании.
2. Вдохновение. Данный метод схож с предыдущим, однако его особенность заключается в том, что ведомыми становятся не случайные люди, которых лидеру удалось мотивировать, а единомышленники лидера, имеющие схожие с лидером взгляды и идеи, но не смогли воплотить их в жизнь по причине отсутствия определенных личностных качеств или возможностей. Этот способ управления достаточно прост, так как лидеру необходимо только вдохновить сподвижников работать их собственными идеями под его руководством.
3. Признание. Этот метод психологии управления людьми базируется на потребности каждого человека в признании его незаменимости и важности результатов его деятельности. Благодаря окружающих за поддержку, высказывая им искреннюю признательность за оказанную помощь и признавая их значительные достижения в какой-либо сфере, лидер дает группе окружающих почувствовать себя незаменимы членами команды. Такой прием скрытого психологического управления окружающими можно также назвать «игрой на тщеславии», ведь большинство людей не равнодушны к похвалам и признанию их достижений, а значит, давая высокую оценку действиям какого-либо человека, тем самым можно стимулировать его на дальнейшие свершения.
4. Манипуляция. Психология управления людьми выделяет огромное количество методов манипуляции посредством самых различных эмоций и потребностей человека. Самыми простыми и широко распространенными способами манипулирования являются:
- Манипуляция, основанная на физиологических потребностях — часто используется в рекламе каких-либо товаров
- Манипуляция чувством вины или чувством долга. Суть данного приема — убедить оппонента в том, что он чем-либо обязан манипулятору либо причинил ему вред в прошлом, и теперь, чтобы искупить вину либо отдать долг, оппонент должен оказать какую-либо услугу
- Манипуляция любовью — как правило, этот метод психологического управления используют самые близкие, и суть его можно описать следующим образом: «если ты меня любишь, то ты окажешь мне услугу» либо «окажи мне эту услугу, я ведь тебя люблю»
- Манипуляция обидой, гневом, плачем — ярким примером этого метода скрытого психологического управления можно назвать поведение ребенка в магазине — ребенок начинает плакать и капризничать в отделе игрушек или сладостей и, чтобы успокоить дитя, мама покупает ему желаемую игрушку
- Манипуляция надеждой — прием, который часто используют нечестные управленцы и руководители, когда убеждают работника выполнять больший объем заданий, работать сверхурочно и др., обещая в будущем повышение зарплаты, премию, продвижение по карьерной лестнице и др. Коротко суть этого приема управления людьми можно описать фразой из знаменитого романа Ильфа и Петрова: «утром стулья, а вечером деньги», вот только обещанных денег можно никогда не дождаться.
Помимо сравнительно простых способов психологического управления людьми, существуют и более сложные методы скрытого воздействия, разработанные опытными психологами и специалистами в области НЛП. Данные методы подразумевают применение различных приемов, однако все они имеют одну общую черту: началом скрытого управления людьми является тот момент, когда сигналы манипулирующего находят эмоционально-психологический отклик у объектов манипуляции. Поэтому, чтобы не поддаться на манипуляцию недобросовестного лидера, преследующего корыстные цели, необходимо оценивать всю поступающую информацию с позиции здравого смысла, и давать ей рациональную, а не эмоциональную оценку.
sam-sebe-psycholog.ru
Психология. Психология управления
Психология управления и методы ее осуществления.
Психология управления представляет собой науку, определяющую психологические знания для дальнейшего решения проблем и управления деятельностью всего коллектива предприятия. Психология управления персоналом имеет свою исключительную особенность. Объектом психологии управления выступает организованная деятельность лиц, работающих в коллективе, имеющих общую производственную цель и выполняющих совместную работу.
Психология управления решает проблемы соответствия работающего персонала конкретной организации. Объект психологии управления состоит из лиц, осуществляющих свою деятельность в самостоятельных организациях, ориентированных на единую полезную цель всего предприятия. Предмет психологии управления понимается при проявлении его многообразных аспектов:
- Психология деятельности руководителя организации и психология его личности;
- Психологические аспекты подбора кадров;
- Социально-психологические вопросы сложившихся коллективов и производственных групп;
- Психолого-педагогические проблемы, возникающие в процессе подготовки или переподготовки кадрового состава.
Учитывая все это, предмет психологии управления представляет собой совокупность психических отношений и явлений в организации, куда входит:
- Функциональный и структурный анализ управленческой деятельности;
- Психологические проблемы, возникающие между руководителем и сотрудниками организации;
- Социально-психологический анализ управленческих и производственных коллективов, а также возникающих в них взаимоотношений и многое другое.
Таким образом, психология управления способствует профессиональному обеспечению подготовки и переподготовки сотрудников организации, формируя и развивая управленческо-психологическую культуру. Главными аспектами понимания психологии управления персоналом являются:
- Понимание сущности управленческих процессов;
- Изучение основ структуры организации;
- Четкое представление о распределении по уровням ответственности менеджера;
- Умение выражать собственные мысли;
- Проявление компетентности при управлении сотрудниками компании;
- Проинформированность о всех новейших технологиях и средствах коммуникации.
Основные методы психологии управления:
- Наблюдение – представляет собой психологический объективный процесс, заключающийся в отражении действительности. Вся сложность заключается проведении данного метода в естественной обстановке функционирования всей организации;
- Эксперимент – метод сбора информации для подтверждения существующих гипотез.полученные результаты позволяют осуществлять разнообразные управленческие решения.
Задачи психологии управления современного руководителя.
Психология управления в качестве профессиональной деятельности основывается, в первую очередь, на всевозможные достижения в областях практических и научных знаний. Сегодня она занимает одно из ведущих мест в современном обществе, поскольку руководитель обязан решать несколько взаимосвязанных задач.
Выделяются следующие наиболее важные задачи психологии управления:
- Грамотно владеть основами рационального управления сотрудниками всей организации, т.е. владеть наукой управления. Данная задача должна осуществляться в процессе обучения;
- Знать, в какой момент применить то или иное практическое (либо научное) знание, т.е. овладеть в полной мере искусством управления. Данная задача должна осуществляться в практической деятельности.
Психология управления позволяет получить сведения о всевозможных влияниях, оказываемых организацией на руководителей и взаимоотношения внутри коллектива, которые объединены одной общей идеей и ценностями.
Задачи психологии управления можно рассмотреть в следующем виде:
- Психологический анализ деятельности руководства – для осуществления правильного руководства коллективом и успешного выполнения рабочей деятельности руководитель обязан уметь осознавать и анализировать собственные действия, от которых в дальнейшем и будут приниматься правильные управленческие решения;
- Изучение механизмов осуществления психической регуляции деятельности трудового коллектива как в нормальных, так и экстремальных условиях – изучение всех механизмов трудовой деятельности будет способствовать правильному принятию решений как в нормальных условиях функционирования предприятия, так и в экстремальных;
- Исследование лидерства и его психических особенностей – данная задача проявляется в исследовании процесса лидерства, в ходе которого индивидуальная личность активно воздействует на коллектив и организует его деятельность. Руководители должны отличаться выраженными лидерскими качествами для проявления индивидуального стиля в управлении рабочим процессом;
- Разработка психологических управленческих рекомендаций по практическому применению психологических знаний в сфере управления, разрешения конфликтов, и регуляции психологического микроклимата в коллективах организации – необходимо выработать устойчивое чувство убежденности в отношении работы всего коллектива и типа его поведения. Самым главным показателем отношения к трудовой деятельности является чувство удовлетворенности работой;
- Изучение процессов группового взаимодействия – нередко в коллективах наблюдаются споры и разногласия, конфликты, которые в последствии сопровождаются сильнейшими переживаниями и противодействием общим целям, интересам, мнениям и позициям. Для устранения или управления конфликтом руководитель должен выработать общую цель и направить коллектив на ее реализацию; разъяснить полномочия и ответственность каждого сотрудника и т.д. Таким образом, руководитель должен любым способом добиться устойчивого микроклимата внутри коллектива;
- Исследование способов и механизмов мотивации сотрудников коллектива – мотивация представляет совокупность процессов, поддерживающих и направляющих поведения сотрудников организации. Мотивационные меры активируют личность сотрудника и побуждают достичь наиболее значимую цель. Несомненно мотивация должна проходить с учетом особенностей развития каждой индивидуальной личности, а также постановки целей, которые может реализовать данная личность.
Учитывая все вышеперечисленное можно сделать вывод, что главной задачей психологического управления руководителем является определение проблем м способов их устранения с помощью теоретических и практических психологических знаний.
БЕСПЛАТНО: запросить план своей работы перейти
www.edu-psycho.ru