Психологическое влияние это – Психологическое воздействие — Психологос

Психологическое воздействие — Психологос

Фильм «Амели»

Внушение — это не рациональное, а психологическое воздействие.
скачать видео

Психологическое воздействие — понятие сложное, поэтому сформулируем его постепенно, поэтапно, с пояснениями, через сопоставление с близкими ему понятиями.

Психологическое воздействие — воздействие на психическое состояние, чувства и мысли других людей, а не воздействие непосредственно на тело человека или объективную окружающую его ситуацию.

Если человека вытолкнули — воздействие было физическим. Выманили — психологическим. См.→

Однако не любое воздействие на психическое состояние, чувства и мысли других людей является психологическим воздействием. Психологическое воздействие — только один из каналов влияния на внутреннее в человеке, наряду с духовным и рациональным каналом.

Знак на дороге говорит водителю, как нужно ехать: это воздействие рациональное, обращенное к разуму водителя, а не к его чувствам, не к его психологии.

Кроме того, на психическое состояние можно влиять и через внешнее, влияя на состояние его тела, на окружающую его ситуацию, на значимых людей вокруг него.

Когда нет денег, нечего есть, когда идти тяжело и опасно — желание идти далее обычно пропадает в силу социальных и физиологических обстоятельств, а не психологических причин.

Итого, психологическое влияние — влияние на психическое состояние, чувства, мысли и поступки других людей, идущее в обход сознания, логики и разума: через внушение и заражение, через обращение к чувствам и переживаниям, к бессознательному и привычкам, к живым впечатлениям и мутным страхам.

Дать человеку выговориться — ему уже полегчало. Рационального воздействия не было, но благодаря так организованной ситуации (косвенному влиянию) мы ему помогли. Человека отвлекли от его тяжелых мыслей — ему стало полегче без всяких рациональных процедур.

Психологическое и суггестивное

Психологическое влияние часто, для простоты, называют суггестивным влиянием, поскольку элемент внушения присутствует в психологическом влиянии почти всегда, хотя бы в косвенном виде, и действительно на практике используется достаточно часто. Однако психологическое влияние может идти и без суггестии: восхищенные глаза вызывает душевный отклик помимо суггестии, бодрый голос поднимает настроение через механизм заражения, а на просьбу подсказать нужную улицу мы откликаемся скорее в силу социальных привычек.

Виды психологического влияния

Психологическое влияние может быть оперативное и стратегическое, бытовое и профессиональное, аналитическое и конструктивное, на разных уровнях — коммуникативном уровне, уровне отношений, уровне деятельности и жизнедеятельности. См.→

Воздействие может быть (cмотри Формы воздействия):

Открытое адресное коммуникативное влияние — обращение. Формы обращения: предложение, просьба, требование, настаивание, мольба, вовлечение, соблазнение. Распоряжение, приказ, вопрос. Смотри Обращение.

Например, к сознанию — убеждение, у бессознательному — внушение, к чувствам — уговаривание или манипуляции. Обращение к чувствам, Разговор о чувствах партнера, обращение к его переживаниямЭмоции: средство влияния и манипуляции

  • Прямое и непрямое.

Прямое влияние или воздействие — воздействие, когда мы влияем непосредственно, сами. Напротив того, непрямое, косвенное — воздействие опосредованное, через кого-то или через что-то, чем-то, но не прямо.

  • Разрушительное и созидательное

Направления воздействия

Воздействовать можно на себя: смотри Вредные привычки: как избавляться, Полезные привычки: как приобретать, Как работать над собой,

О воздействии на близких смотри Вредные привычки: как отучать, Полезные привычки: как к ним приучать. Отдельно — психотерапевтическая помощь.

Психологическое влияние в целях коррекции поведения близких людей

Отношения и взаимодействие близких людей — особенная ситуация, имеющая свои ограничения, но дающие большие возможности для психологического влияния. Какие средства и каким образом используются в этой ситуации, что может быть рекомендовано, от чего стоит воздерживаться? См.→

Защита от психологического влияния

Влияют на окружающих, на мир и себя — все и всегда. Однако тематика влияния интересует только людей активных, желающих на людей и мир влиять. Люди в пассивной или оборонительной позиции темой влияния интересуются мало, их чаще волнуют темы защиты или просто найти объяснение, почему все так получается… См.→

www.psychologos.ru

Психологическое влияние

Тема влияния актуальна и интересна для меня потому, что каждый из нас является одновременно и объектом и субъектом психологического влияния, осознаем мы это или нет. Общество устроено таким образом, что не участвовать в механизмах психологического влияния просто невозможно (если вы думаете, что не участвуете – это иллюзия), и для меня очень важно понять, как контролировать себя для того, чтобы не оказывать ненужного влияния на людей, а также как защититься от влияния, которое мне нежелательно. Мы все влияем друг на друга – каждый день, каждую минуту – хорошо это или плохо? В нашей речи есть устоявшиеся выражения «плохое влияние», «положительное влияние», но есть теория, и я отчасти склоняюсь к ней, что любое влияние на человека губительно, потому что изменяет его состояние, решения, мысли и поступки. Чьи, в таком случае, эти мысли и решения – того, на кого повлияли или того, кто повлиял? В общем, сегодня я хочу поговорить о психологии влияния в социальном контексте.

Психологическое влияние – это преднамеренное или непреднамеренное воздействие на психическое состояние других людей, их чувства, мысли и действия, для которого используются исключительно психологические средства: вербальные, невербальные, паралингвистические. Например, угроза причинения телесных наказаний – психологическое средство, а само непосредственное причинение их – нет, это уже физическое воздействие. Для психологического влияния характерно «двухстороннее движение» — у объекта влияния всегда есть возможность ответить на него психологическими средствами, т.е. защититься от влияния или оказать его самому.

Цели психологического влияния

Для того чтобы лучше понять механизмы влияния на других людей, предлагаю разобраться с целями, для которых мы его используем.

  1. Если спросить самого инициатора влияния, зачем он воздействует на других людей, скорее всего, мы получим ответ «для их же блага». Можно верить в это, можно очень хорошо себя в этом убедить, но на самом деле, оказывая психологическое воздействие на других людей, мы преследуем собственные эгоистические цели, хотим облегчить жизнь себе.
  2. Стремление утвердиться в собственной значимости. Искать истинный смысл своего существования – занятие долгое и утомительное, а оказывая психологическое влияние на людей и отмечая, что они ему поддаются, мы получаем подтверждение, что наше существование имеет значение.
  3. Стремление экономить собственные усилия подталкивает нас к тому, чтобы убеждать людей в своей правоте. Это проявляется как сопротивление новому, и, действительно, часто переубедить кого-то – проще, чем дать себе труд пересмотреть собственную точку зрения, услышать чужое мнение и усвоить его.

Это были цели преднамеренного влияния, но существует также влияние непреднамеренное. Некоторым людям свойственно оказывать психологическое влияние на других просто самим фактом своего существования или присутствия в комнате. Например, когда поведение человека вызывает у окружающих желание его копировать – это непреднамеренное влияние. Способность влиять на других может проявляться спонтанно, без какого-либо умысла и напряжения со стороны влияющего.

Конструктивное влияние

В материалах о влиянии можно найти критерии психологически конструктивного влияния и психологически грамотного влияния, которые являются взаимодополняющими. Раз уж мы оказываем влияние на других людей, почему бы не делать это конструктивно, так, чтобы ненароком не причинить вреда и, в то же время, чтобы влияние было эффективным.

Итак, психологически конструктивное влияние отвечает критериям:

  • Оно не разрушает личности обеих сторон, в нем участвующих, и их отношений.
  • Оно психологически корректно (грамотно).
  • Оно удовлетворяет потребности обеих сторон.

При психологически корректном влиянии:

  • Учитываются психологические особенности ситуации и партнера.
  • Применяются грамотные приемы психологического воздействия.

О приемах психологического влияния и приемах защиты от него вы можете прочитать здесь, я не стала переносить сюда таблицы – слишком много материала.

Влияние общества и окружения

Наше окружение неизбежно влияет на нас, хотим мы этого или нет. Для себя лучшим способом защиты от нежелательного влияния я выбрала усиление собственной личности, своего внутреннего стержня, к которому я прислушиваюсь в первую очередь. Развивая собственную силу и уверенность в себе, мы становимся менее восприимчивы к влиянию стандартизированных взглядов, которые не то чтобы подходят большинству, но принимаются им из-за психологического влияния и давления со стороны общества, культуры, традиций.

Читая блог известного российского коуча Александра Герасименко, я нашла золотую, не меньше, цитату:

— Как сильно наше окружение влияет на наши результаты в жизни?
— А вы пробовали быстро танцевать под медленную музыку?

Я повторяла и не перестану повторять: в вашем окружении должны быть люди, которые имеют то, что хотите иметь вы, будь то богатство, успех, счастливый брак, творческая самореализация или нечто иное. Ведь есть еще одна сторона влияния – когда мы хотим, чтобы оно на нас было оказано теми людьми, которые добились схожих с нашими целей. Формируйте свое окружение осознанно, и защищайтесь от попыток влияния на вас, которые люди часто предпринимают, глубоко веря, что делают они это «ради вашего блага». Четко знать, чего вы хотите – лучшая защита от психологического влияния.

improve-me.ru

Что такое Психология влияния? Психология влияния — это… Расписание тренингов. Все Тренинги .ру

Психология влияния

 — это оказание воздействия на чувства, мышление, действия другого человека с использованием исключительно психологических средств.

Все мы, так или иначе, постоянно ощущаем на себе влияние — не обязательно какого-то человека, часто это бывает влияние привычных норм поведения, мнения окружающих, заложенного с детства воспитания. Важно также понимать: мы воспринимаем окружающий мир субъективно, и наше восприятие не всегда отвечает действительному положению дел. Все эти факторы используют люди, освоившие такой предмет, как психология влияния.

У продавца, который успешно освоил психологию влияния, люди охотнее покупают товар — независимо от его специфики. А всё потому, что такие продавцы учитывают особенности человеческой психологии и умеют эффективно показать «товар лицом», сделав акцент на его положительных качествах, убедив потенциальных покупателей в его нужности.

В первую очередь, полезно научиться понимать, каким именно способом пытаются

воздействовать на вашу личность. А делать это могут не только продавцы, но и начальник, коллеги, соседи, даже члены семьи и родственники. Среди основных известных способов психологии влияния на людей:

  • убеждение,
  • внушение,
  • просьба,
  • заражение,
  • самопрезентация,
  • игнорирование,
  • принуждение,
  • деструктивная критика,
  • вызывание импульса к подражанию и другие.

Более подробно о некоторых из них.

Убеждение

Этот метод считается наименее опасным и, в общем-то, правильным, потому что отталкивается от логики. Его ещё называют методом Сократа: именно этот мыслитель первым понял, что если вы будете предъявлять один за другим своему оппоненту неоспоримые факты, с которыми он просто вынужден согласиться, то в конце концов он проявит солидарность с вами и в основном вопросе.

Заражение

В основе этого метода психологии влияния лежит воздействие сильной личности, обладающей высокой энергетикой и способной «заразить» своими идеями всех вокруг. Этот способ выбирают для того, чтобы оказывать социальное влияние, чтобы вести за собой группу людей и даже массы. Заражением пользовались известные мировые лидеры, под обаяние которых подпадали все, кто их слышал и видел.

Самопрезентация

Этот способ психологии влияния оказывается эффективным в том случае, когда нужно откровенно заявить о собственной компетентности и высоком профессионализме, чтобы победить в каком-то отборе. Самопрезентацию часто используют в психологии политического влияния.

Вызывание импульса к подражанию

Человек, стремящийся оказывать психологическое влияние, вырабатывает у себя определённую модель поведения, демонстрируя качества, которые станут привлекательными для окружающих и которым захотят подражать. Чтобы вызвать необходимую реакцию, человек искусственно создаёт то или иное ложное поведение. Объекты воздействия в результате будут слепо копировать, подражать. Это очень наглядно проявляется в среде подростков: копируют обычно не отличника и активного общественника, а самого отъявленного хулигана, делающего всё «наоборот», «назло».

Просьба

Иногда прямая бесхитростная просьба оказывает более сильный эффект, чем принуждение и сложные манипуляции. Обезоруживающе улыбающаяся беспомощная девушка, хлопая ресницами, просит о чём-то молодого человека — и он тут же с готовностью выполняет её просьбу, не задумываясь о последствиях. Здесь важно понимать степень искренности просящего: может быть, он тоже манипулирует вами, но более тонко?

Деструктивная критика

Чтобы заставить человека что-то сделать, его подвергают жёстким насмешкам, оскорблениям, пренебрежительным оценкам. Стремясь избежать неприятного для него положения, когда его осуждают и над ним смеются, человек старается оправдаться и делает то, чего от него добиваются.

Внушение

Специалисты называют этот способ психологии влияния одним из самых опасных, так как внушение подразумевает воздействие на человека в обход его собственной воли, агрессивное вмешательство в психику.

Надо сказать, что психология влияния считается наполовину запретной темой. Дело в том, что она напрямую касается механизмов власти и раскрывает приёмы, позволяющие управлять людьми. Однако мы живём в мире, где каждый влияет на каждого, осознанно или неосознанно, и лучше, если мы будем готовы к этому.

vsetreningi.ru

Психология влияния — Психологос

Люди бывают разумными. Договаривайтесь!

Основные способы влияния

Проф. Н.И. Козлов рассказывает об основных способах эффективного влияния.
скачать видео

Фильм «Семнадцать мгновений весны»

Фильм «Семнадцать мгновений весны»

Фильм «Формула любви»

Фильм «Формула любви»

Фильм «Формула любви»

Фильм «Формула любви»

Фильм «Москва слезам не верит»

Фильм «Москва слезам не верит»

Фильм «Обыкновенное чудо»

Фильм «Тот самый Мюнхгаузен»

Психология влияния — тема полузапретная, поскольку касается технологии власти и приемов реального управления поведением людей. А кто же будет просто так раскрывать секреты власти людей над людьми, кто же будет властью — делиться? Нету таких. Напротив, имеет смысл позаботиться, чтобы знания эффективных технологий влияний в школах не распространялись, чтобы обучение этим техникам происходило только среди высшего управленческого персонала и чтобы эффективно влияли только — мы… То есть не вы.

Происходит любопытнейшая вещь: те, кто этой наукой влияния повседневно пользуется, формируют общественное мнение так, чтобы более никто этим не занимался. Профессиональные манипуляторы нанимают бодрых специалистов, которые, активно влияя на сознание людей, объясняют им, что эффективно и осознанно влиять на сознание и поведение других людей нехорошо и учиться этому не нужно. И теперь уже все образованные и воспитанные люди знают, что технологиями «промывания мозгов» и «дрессировкой» интересуются только лидеры деструктивных культов и нравственно ущербные манипуляторы.

То есть достаточно свободные люди, которые эффективно и осознанно пользуется всем этим богатым арсеналом без разрешения сверху.

Учитывая, что «промыванием мозгов» легко называется все что угодно, от психологии рекламы до технологий привития корпоративной культуры или методик эффективного хоть воспитательного, хоть управленческого процесса, то под обстрел попадают, как обычно, люди самые творческие и честные, называющие вещи своими именами.

… Коллеги, мы живем в мире, где все влияют друг на друга — открыто или скрыто, тонко или грубо, физически или информационно, от души искренне или по здравому размышлению… Наверное, все-таки будет лучше, если все мы будем делать это более осознанно и грамотно, а забота о том, чтобы при любых наших действиях количество добра в мире увеличивалось, всегда будет ориентиром для всех порядочных и цивилизованных людей.

Может ли, тем не менее, психология влияния использована не во благо? От этого не застрахован никто. Екатерина II в свое время была против распространения грамоты в России на том основании, что грамотный народ будет еще больше писать кляуз и доносов, и нельзя сказать, что ее опасения были совсем беспочвенны. Однако разумное решение было все таки в развитие системы школ, где дети не только учились писать, но и воспитывались как граждане России. Аналогично и сейчас: следует не бороться с теми, кто учит техникам эффективного влияния, а совместно с ними учиться делать это более грамотно, обеспечивая нравственную составляющую этого процесса.

Прямолинейное же обличение недобросовестных манипуляторов на практике приводит только к тому, что любителей ловчить становится больше, а их хитрости — изощреннее и тоньше. Как это происходит? Легко! Меня восхищает книга Роберта Чалдини «Психология влияния» — действительно очень толковая и содержательная книга. Начиная ее, автор признается, что его всю жизнь дурачили специалисты по «достижению уступчивости», и подчеркивает свое их осуждение. В следующих главах он пишет, как на людей влияют предъявленные им образцы — не важно, какого свойства. А потом эти же образцы манипуляций и представляет, подробно расписывая, как дурить народ и этим успешно продавать свои товары — конечно, не догадываясь, как его книгу творчески используют те, кто изучает технику успешных продаж.

А что, он здесь ни при чем. А самое интересное, что автор действительно производит впечатление очень искреннего человека. Не ведает, что творит?

Итого: если не будете влиять вы, будут влиять на вас. Вы этого хотите? Если вы не хотите, чтобы влияли на вас, тогда начинайте влиять на этих людей, чтобы они на вас больше не влияли!

Этично ли влиять на близких вам людей? Естественно, если вы их любите. Если вы любите свою старую маму, вы будете (хочется верить) активно промывать ей мозги, чтобы она не уходила раньше времени в старческий негативизм, чтобы она не торопилась становиться беспомощной старушкой, чтобы она не забывала, что она всем вам нужна. Если вы любите своих детей, вы будете их активно воспитывать (то есть энергично влиять на них) хотя бы потому, что если не их не будете воспитывать вы, их энергично будет воспитывать улица и интернет.

Я очень давно выбрал влиять на своих детей: и своим примером, и убеждением, и внушением, когда-то воодушевлением, когда-то распоряжениями и прямым давлением — чем угодно и как угодно, лишь бы мои дети выросли умными, свободными, уверенными в себе и порядочными людьми. Сейчас смотрю — получилось! Значит, отлично влиял! Ура!

Тематика влияния, и особенно эффективного влияния, интересует только людей активных, желающих на людей и мир влиять. Люди в пассивной или оборонительной позиции темой влияния интересуются мало, их чаще волнуют темы защиты (как противостоять чужому влиянию) или просто найти объяснение, почему все так получается…

При этом влияют на окружающих, на мир и себя — все и всегда, хотя по разному и в разных формах. Если младенцу месяц от роду, обсуждать с ним уместность его поведения и о чем-то с ним договариваться — неадекват, тут более подходят методы дрессировки. Напротив того, взрослые и разумные люди не любят, когда с ними обращаются, как с животными, и со взрослыми людьми лучше договариваться. Когда вам что-то надо, вы можете человека попросить или потребовать, если есть возможность его заинтересовать — вы предложите то, что ему будет интересно.

Как правило, предложение приятнее, распоряжение — эффективнее. При этом нужно учесть, что систематический переход с формы предложения в формат распоряжений знаменует более общий переход с идеологии необязательных отношений (свободного воспитания, если речь идет о воспитании) к отношениям деловым (в воспитании — к дисциплинарному подходу). Хорошо это или плохо — смотри Модели воспитания, а также стоить помнить, что после предложения давить — нельзя. Если вы начали по-хорошему с просьбы — переход к требованию воспринимается нормально. Но если вы начали по-хорошему по другому, а именно с предложения, то переход к требованию будет восприниматься уже хуже, как знак того, что вас обманывают.

Эффективное влияние — это влияние, дающее нужный результат без нежелательных последствий.

Или, мягче: когда количество нежелательных последствий меньше, чем нужного результата.

Нередко самым эффективным оказывается самое прямое, непосредственное воздействие. Когда вы сильны, мир дружественен или ситуация не сложна — тогда мудрить не нужно, можно действовать прямо и открыто.

Попросил — и получил. Вот чек — заверните, пожалуйста. Имею право — потребовал, имею на что — купил.

Но жизнь иногда дает нам более трудные задачки. Иногда прямо не потребуешь, силой не принудишь, заинтересовать особенно нечем или это расценивается как подкуп. В этом случае более эффективными оказываются скрытые или непрямые, косвенные влияния. Как?

Непрямое воздействие — способ, когда воздействие организуется опосредовано, через кого-то или через что-то, чем-то, но не прямо. Чтобы запустить непрямое воздействие, нужно найти или создать условия, которые запустят естественные процессы или чьи-то действия в нужном нам направлении.

Иногда можно использовать естественные природные процессы. Плотогоны не тащат на себе тяжелые бревна, они подтаскивают их реке, которая течет в любом случае и несет их на себе в нужном нам направлении. Ветер, который все равно дует, раскручивает лопасти мельниц и бесплатно работает на мельника. Вместо того, чтобы убеждать водителей сбавлять скорость, проезжая через двор, можно просто положить «лежачего полицейского». Иногда можно воспользоваться возможностями других людей. Мужчинам часто нравится помогать милым и немного беспомощным девушкам: девушки раскрывают красивые растерянные глаза, молодые люди их обслуживают. Женщины готовы заботится о тех, кто напоминает им детей — взрослые мужчины доставляют им такое удовольствие.

И в деловой, и в личной сфере практика влияния исключительно разнообразна. Кроме простых просьб и прямых требований, используются скрытые манипуляции, организуется воздействие через третьих лиц или через выстраивание нужной ситуации. Кроме убеждения, используется внушение, к рациональной аргументации добавляется эмоциональное заражение, прямые инструкции усиливаются вовлечением​ и затягиванием, слова дополняются невербальными средствами влияния​, а иногда и прямыми физическими средствами воздействия.

Как говорил Эль Капоне, «доброе слово и пистолет обычно оказываются эффективнее, чем просто доброе слово!»

Основные способы, а иногда стили эффективного влияния:

  • Применение силы. Принуждение, давление, напряжение, натиск, вызов, подкуп, волшебный пендель. К этому склонен Силовик
  • Влияние мягкое, по-доброму. Использование мягкое убеждение, побуждение. К этому склонен Душка, смотри Мотивация
  • Организация (создание или выстраивание) ситуации, в которой нужные действия происходят закономерно и естественно. К этому склонен Тактик
  • Управление видением, чувствами и состоянием. Это использует Манипулятор.

Формула эффективного влияния: Умный человек с железной рукой в бархатной перчатке. Эффективное влияние — обычно адресное влияние. Влияние более эффективно, когда источник влияния силен, а адресат влияния — к влиянию открыт (расположен). Если не расположен, то не защищен или ослаблен. Поэтому тот, кто влияет, должен заботиться о своей репутации и своем авторитете, а воздействие эффективнее, когда оно вовремя и точечное.

Точечное воздействие — умное приложение силы, удар (или контакт) по точке, влияющей на ситуацию в целом. Захват сознания — точечное воздействие на мотивацию человека.

Конкретные сочетания разных стилей влияния, разыгрываемые как единая партия, образуют Схемы эффективного влияния.



www.psychologos.ru

влияние (в психологии) — это… Что такое влияние (в психологии)?


влияние (в психологии)

процесс и результат изменения одним субьектом поведения, психики другого субьекта. В. бывает направленное и ненаправленное. Механизмом направленного в. служат процессы убеждения, внушения и др.; ненаправленного – заражения, подражания и др.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

  • Влечения стимулы
  • Влияние сверстников

Смотреть что такое «влияние (в психологии)» в других словарях:

  • влияние — (в психологии) процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок и т. п. в ходе взаимодействия с ним. Различают направленное и ненаправленное В. Механизмом первого являются …   Большая психологическая энциклопедия

  • Влияние — литературное сложный, с методологической точки зрения, вопрос истории литературы и психологии творчества. Соблазнительна мнимая легкость установления влияния: в литературных произведениях не мало моментов сходных или даже совпадающих. Увлечение… …   Литературная энциклопедия

  • Влияние —     ВЛИЯНИЕ литературное сложный, с методологической точки зрения, вопрос истории литературы и психологии творчества. Соблазнительна мнимая легкость установления влияния: в литературных произведениях не мало моментов сходных или даже совпадающих …   Словарь литературных терминов

  • Влияние денег на психологию — Страсти на Нью Йоркской фондовой бирже Психология денег направление психологии, изучающее влияние денежных факторов на поведение человека, в частности на принятие решений. Тесно связано с экономикой и нейроэкономикой. Экспериментальные… …   Википедия

  • Влияние — в логике социально психологической науки это и процесс, и результат (в рамках ряда подходов влияние не подпадает под категорию процессов, а рассматривается лишь как результат процесса воздействия) существенного изменения смысловых образований,… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Влияние личное: типы — У каждого человека имеется свой коммуникативно личностный потенциал влияния, и в то же время существует универсальный потенциал личного влияния (В. л.), обеспечивающий успех воздействия в О. с др. людьми. Коммуникативно личностный потенциал… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Влияние — воздействие на чувства, мысли, психич. состояния и поведение человека с помощью использования психол. средств: вербальных или невербальных. Человек, выступающий в кач. объекта психол. В., как правило, имеет возможность ответить на это воздействие …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ — асимметричные отношения между людьми, когда один человек получает возможность воздействовать на др. В соц. психологии В.с. понимается как изменение знания, установки, поведения или эмоции человека, к рое может быть приписано действиям других. По… …   Российская социологическая энциклопедия

  • ВЛИЯНИЕ — (в психологии) процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок и т.п. в ходе взаимодействия с ним …   Словарь по профориентации и психологической поддержке

  • Влияние — (в социальной психологии) процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок и т.п. в ходе взаимодействия с ним. Различают направленное и ненаправленное В. Механизмом первого… …   Психологический лексикон


psychology_pedagogy.academic.ru

Понятие психологического влияния


⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 20Следующая ⇒

Рассмотрим некоторые основные понятия.

Психологическое влияние — это воздействие на психическое состояние, чувства, мысли и поступки людей с помощью ис­ключительно психологических средств: вербальных, паралин-гвистических или невербальных. Ссылки на возможность при­менения социальных санкций или физических средств воздей-

Е. В. Сидоренко, Личностное влияние и противостояние… 151

ствия также должны считаться психологическими средства­ми, по крайней мере до тех пор, пока эти угрозы не приводятся в действие. Угроза увольнения или побоев — это психологи­ческие средства, факт увольнения или побоев — уже нет, это уже социальные и физические воздействия. Они, несомненно, имеют психологический эффект, но сами психологическими средствами не являются.

Характерным для психологического влияния является то, что у партнера, на которого оказывается влияние, есть возмож­ность ответить на него психологическими же средствами. Ины­ми словами, ему предоставлено право ответить и время для этого ответа.

В реальной жизни трудно оценить, сколь велика вероят­ность того, что угроза может быть приведена в действие, и на­сколько быстро это может произойти. Поэтому многие виды влияния людей друг на друга являются смешанными, сочета­ющими в себе психологические, социальные, а иногда и физи­ческие средства. Однако такие методы влияния и противо­стояния им должны рассматриваться уже в контексте соци­ального противостояния, социальной борьбы или физической самообороны.

Психологическое влияние — прерогатива более цивилизо­ванных человеческих отношений. Здесь взаимодействие при­нимает характер психологического соприкосновения двух ду­шевных миров. Всякие внешние средства слишком грубы для его тонкой ткани.

Итак, психологическое влияние — это воздействие на состо­яние, мысли, чувства и действия другого человека с помощью исключительно психологических средств, с предоставлением ему права и времени отвечать на это воздействие.

Противостояние чужому влиянию — это сопротивление воздействию другого человека с помощью психологических средств.

Инициатор влияния — тот из партнеров, который первым предпринимает попытку влияния любым из известных (или неизвестных) способов.

Адресат влияния — тот из партнеров, к которому обращена первая попытка влияния. В дальнейшем взаимодействии

152 Раздел III. Межличностное взаимодействие

Таблица 3,2 Виды психологического влияния

Вид влияния Определение

Убеждение Сознательное аргументированное воздействие на дру-

гого человека или группу людей, имеющее своей целью изменения их суждения, отношения, намерения или ре­шения

2. Самопродви- Объявление своих целей и предъявление свидетельств
жение своей компетентности и квалификации для того, чтобы

быть оцененным по достоинству и благодаря этому по­лучить преимущества на выборах, при назначении на должность и др.

Внушение Сознательное неаргументированное воздействие на че-

ловека или группу людей, имеющее своей целью изме­нение их состояния, отношения к чему-либо и предрас­положенности к определенным действиям

Заражение Передача своего состояния или отношения другому че-

ловеку или группе людей, которые каким-то образом (пока не нашедшим объяснения) принимают это состоя­ние или отношение. Передаваться состояние может как непроизвольно, так и произвольно, усваиваться — также непроизвольно или произвольно

5. Пробуждение Способность вызывать стремление быть подобным
импульса себе. Эта способность может как непроизвольно прояв-
к подражанию ляться, так и произвольно использоваться. Стремление

подражать и подражание (копирование чужого поведе­ния и образа мыслей) также может быть как произволь­ным, так и непроизвольным

инициатива может переходить от одного партнера к другому в попытках взаимного влияния, но всякий раз тот, кто первым начал серию взаимодействий, будет называться инициатором, а тот, кто первым испытал его влияние, — адресатом.

Виды влияния и противостояния влиянию

В табл. 3.2 даны определения различных видов влияния, в табл. 3.3 — различных видов противостояния влиянию. При составлении таблиц использованы работы отечественных и за­рубежных авторов1.

1ДоценкоЕ. Л. Психология манипуляций. — М., 1996; ^опе^; Е. Е. Ы^гаНаиоп: А 5ос1а! РзусЬо1о§1са1 АпаНяя — М.У., 1964; ЯегпегС. М. ЗспрСк реор!е \\че. — ТогопГо, 1974.

Е. В. Сидоренко. Личностное влияние и противостояние… 153

Окончание табл. 3.2

6. Формирова- Привлечение к себе непроизвольного внимания адреса-
ние благо- та путем проявления инициатором собственной незау-
склонности рядности и привлекательности, высказывания благопри­
ятных суждений об адресате, подражания ему или ока­
зания ему услуги _________________________

Просьба Обращение к адресату с призывом удовлетворить по-

Требности или желания инициатора воздействия

Принуждение Угроза применения инициатором своих контролирую-

щих возможностей для того, чтобы добиться от адреса­та требуемого поведения. Контролирующие возможно­сти — это полномочия в лишении адресата каких-либо благ или в изменении условий его жизни и работы. В наи­более грубых формах принуждения могут использовать­ся угрозы физической расправы. Субъективно принуж­дение переживается как давление: инициатором — как собственное давление, адресатом — как давление на него со стороны инициатора или «обстоятельств»

9. Деструктивная Высказывание пренебрежительных или оскорбительных
критика суждений о личности человека и/или грубое агрессив­
ное осуждение, поношение или осмеяние его дел и по­
ступков. Разрушительность такой критики — в том, что
она не позволяет человеку «сохранить лицо», отвлекает
его силы на борьбу с возникшими отрицательными эмо­
циями, отнимает у него веру в себя

Манипуляция Скрытое побуждение адресата к переживанию опреде-

Ленных состояний, принятию решений и/или выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей

Приведенная классификация отвечает не столько требова­ниям логического соответствия, сколько феноменологии пе­реживания влияния обеими сторонами. Переживание деструк­тивной критики качественно иное, чем переживание, возника­ющее в процессе убеждения. Это различие в качестве без труда может вспомнить любой человек. Предметом деструктивной критики является сам адресат воздействия, предметом убеж­дения — нечто более отвлеченное, отстраненное от него, и по­этому не столь болезненно воспринимаемое. Даже если чело­века убеждают в том, что он совершил ошибку, предметом об­суждения является эта ошибка, а не человек, допустивший ее. Различие между убеждением и деструктивной критикой, та­ким образом, в предмете обсуждения. ;

154 Раздел III. Межличностное взаимодействие

Таблица 3.3 Виды психологического противостояния влиянию

Вид [

Противостояния Определение

Влиянию

1. Контраргу- Сознательный аргументированный ответ на попытку
ментация убеждения, опровергающий или оспаривающий доводы

Инициатора воздействия

2. Конструктив- Подкрепленное фактами обсуждение целей, средств
ная критика или действий инициатора воздействия и обоснование их

несоответствия целям, условиям и требованиям адресата

3. Энергетиче- Сопротивление адресата попыткам внушить или пере-
ская мобили- дать ему определенное состояние, отношение, намере-
зация ние или способ действий

Творчество Создание нового, пренебрегающее влияниям образца,

примера или моды либо преодолевающее его

Уклонение Стремление избегать любых форм взаимодействия

с инициатором воздействия, в том числе случайных лич­ных встреч и столкновений

6. Психологиче- Применение речевых формул и интонационных средств,
екая самообо- позволяющих сохранить присутствие духа и выиграть
рона время для обдумывания дальнейших шагов в ситуации де­
структивной критики, манипуляции или принуждения

7. Игнорирова- Действия, свидетельствующие о том, что адресат умыш-
ние ленно не замечает либо не принимает во внимание слов,


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Средства психологического влияния

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Пермский институт (филиал) ГОУ ВПО

«Российский государственный торгово-экономический университет»

Кафедра управления персоналом и коммерческого права

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «ПСИХОЛОГИЯ»

На тему «Средства психологического влияния»

Вариант 19

Выполнила: студента гр. Эз-13

Крикуновой Д.А.

Проверил: преподаватель С.Н. Лыкова

Пермь 2010

Содержание

Введение. 2

1.Понятие психологического влияния. 2

2.Психологические средства влияния. 2

3.Понятие психологически конструктивного влияния. 2

Заключение. 2

Список использованной литературы.. 2

Проблема индивидуального психологического влияния особенно актуальна именно теперь, когда отношения людей даже в деловой обстановке уже не столь формально регламентированы. Каждый человек становится мишенью влияния множества других людей, ранее не имевших возможности на кого-либо влиять вследствие отсутствия у них соответствующего статуса и полномочий. С другой стороны, расширились возможности не только влияния, но и противостояния чужому влиянию, поэтому успех влияния стал в гораздо большей степени зависеть от индивидуальных психологических возможностей тех, кто влияет, и тех, кто испытывает влияние.

Между тем методы влияния, осознанно или неосознанно используемые участниками группового тренинга, также далеко не всегда являются оправданными с морально-этической точки зрения, психологически безошибочными и эффективными. Трудности усугубляются еще и тем, что эти три характеристики относительно независимы друг от друга и могут встречаться в разных сочетаниях. Влияние может быть «неправедным» с морально-этической точки зрения, но в то же время, весьма искусным и сиюминутно эффективным, как, например, манипуляция. С другой стороны, оно может быть «праведным», но совершенно безграмотно, с психологической точки зрения, построенным и неэффективным.

В то же время психологическая «грамотность» построения влияния и его эффективность отнюдь не всегда оказываются на одном полюсе. Это объясняется, во-первых, тем, что сами критерии эффективности влияния являются спорными. Например, очень часто понятие сиюминутной эффективности влияния не совпадает с понятием его психологической конструктивности, т. е. его эффективности в долгосрочной перспективе. Во-вторых, психологическая грамотность означает лишь, что выполняются психологические правила. Однако грамотно написанный текст — это еще не художественное произведение, того чтобы влияние произвело требуемый эффект, оно должно быть просто грамотным, а искусным, виртуозным, артистичным.

Влияние может совершаться и тогда, когда его специально не оказывают, и оно выступает как неосознаваемый и субъективно неуправляемый феномен. Самое присутствие определенного человека зачастую приводит к тому, что на других людей начинают действовать его обаяние, его способность неосознанно заражать других своим состоянием или побуждать их к подражанию.

Психологическое влияние — это воздействие на психическое состояние, чувства, мысли и поступки других людей с помощью исключительно психологических средств: вербальных, паралингвистических или невербальных. Ссылки на возможность применения социальных санкций или физических средств воздействия также должны считаться психологическими средствами, по крайней мере, до тех пор, пока эти угрозы не приводятся в действие. Угроза увольнения или побоев — это психологические средства, факт увольнения или побоев — уже нет, это уже социальные и физические воздействия. Они, несомненно, имеют психологический эффект, но сами психологическими средствами не являются.

Характерным для психологического влияния является то, что у партнера, на которого оказывается влияние, есть возможность ответить на него психологическими же средствами. Иными словами, ему предоставлено право ответить и время для этого ответа.

В реальной жизни трудно оценить, сколь велика вероятность того, что угроза может быть приведена в действие, и насколько быстро это может произойти. Поэтому многие виды влияния людей друг на друга являются смешанными, сочетающими в себе психологические, социальные, а иногда и физические средства. Однако такие методы влияния и противостояния им должны рассматриваться уже в контексте социального противостояния, социальной борьбы или физической самообороны.

Психологическое влияние — прерогатива более цивилизованных человеческих отношений. Здесь взаимодействие принимает характер психологического соприкосновения двух душевных миров. Всякие внешние средства слишком грубы для его тонкой ткани.

Итак, психологическое влияние — это воздействие на состояние, мысли, чувства и действия другого человека с помощью исключительно психологических средств, с предоставлением ему права и времени отвечать на это воздействие.

Противостояние чужому влиянию — это сопротивление воздействию другого человека с помощью психологических средств.

Инициатор влияния — тот из партнеров, который первым предпринимает попытку влияния любым из известных (или неизвестных) способов.

Адресат влияния — тот из партнеров, к которому обращена первая попытка влияния. В дальнейшем взаимодействии инициатива может переходить от одного партнера к другому в попытках взаимного влияния, но всякий раз тот, кто первым начал серию взаимодействий, будет называться инициатором, а тот, кто первым испытал его влияние, — адресатом.

Открытое психологическое взаимодействие – взаимное влияние, цели которого заранее объявляются или не скрываются.

Скрытое психологическое взаимодействие – взаимное влияние, цели которого не объявляются или маскируются под цели открытого взаимодействия.

Психологические средства = вербальные сигналы + паралингвистические сигналы + невербальные сигналы.

Вербальные сигналы – слова, и прежде всего их смысл, но также и характер используемых слов, подбор выражений, правильность речи либо разные виды ее неправильности.

Паралингвистические сигналы – особенности произнесения речи, отдельных слов и звуков.

Невербальные сигналы – взаимное расположение собеседников в пространстве, позы, жесты, мимика, контакт глаз, оформление внешности, прикосновения, запахи.

Ссылки на возможность применения социальных санкций или физических средств воздействия должны считаться психологическими средствами, но только до тех пор, пока эти угрозы не приводятся в действие. Например, угроза увольнения или побоев – это психологическое средство, увольнение или побои – социальные и физические средства воздействия. Они, несомненно, производят психологический эффект, но сами психологическими средствами не являются.

Психологическое влияние и противостояние влиянию должны совершаться с помощью исключительно психологических средств, в противном случае они перестают быть психологическими.

Таблица 1.

Виды психологического влияния

Приведенная классификация отвечает не столько требованиям логического соответствия, сколько феноменологии переживания влияния обеими сторонами. Переживание деструктивной критики качественно иное, чем переживание, возникающее в процессе убеждения. Это различие в качестве без труда может вспомнить любой человек. Предметом деструктивной критики является сам адресат воздействия, предметом убеждения — нечто более отвлеченное, отстраненное от него, и поэтому не столь болезненно воспринимаемое. Даже если человека убеждают в том, что он совершил ошибку, предметом обсуждения является эта ошибка, а не человек, допустивший ее. Различие между убеждением и деструктивной критикой, таким образом, в предмете обсуждения.

mirznanii.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *