Портрет родителей – —

Психологические портреты родителей


ТОП 10:

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 13Следующая ⇒
Портрет родителя авторитарного (импульсивно-инертного) типа

Эта группа родителей характеризуется активной жизненной позицией, стремлением руководствоваться своими собственными убеждениями вопреки уговорам со стороны (советам родственников или специалистов). К родителям авторитарного типа мы относим две категории. Первые, узнав о дефекте ребенка, могут от него отказаться, оставив в роддоме. Вторая категория, представленная преобладающей частью родителей, проявляет другую позицию — стойкое желание найти выход из создавшегося положения как для себя, так и для своего ребенка. На предложение отказаться от ребенка такие родители реагируют как на личное оскорбление. Позиция родителей авторитарного типа характеризуется феноменом вытеснения негативных переживаний, связанных с проблемами ребенка. Это значительно оптимизирует их состояние.

Родителям авторитарного типа, принявшим дефект ребенка, свойственно стремление преодолевать проблемы, возникающие у ребенка, и облегчать его участь. Такие родители направляют свои усилия на поиски лучшего врача, лучшей больницы, лучшего метода лечения, лучшего педагога, знаменитых экстрасенсов и народных целителей. Они обладают умением не видеть преграды на своем пути и уверенностью в том, что когда-либо может произойти чудо и с их ребенком.
Авторитарные родители создают родительские ассоциации и общества, устанавливают тесные контакты с аналогичными родительскими организациями за рубежом. Эти родители упорно преследуют цель оздоровления, обучения и социальной адаптации своего ребенка и, таким образом, решают проблему ребенка в целом.
Отрицательные свойства этой категории родителей проявляются в неумении сдерживать свой гнев и раздражение, в отсутствии контроля за импульсивностью собственных поступков, в склонности к участию в ссорах и скандалах, в откровенном противопоставлении себя социальной среде (специалистам, педагогам, администрации, родственникам, не принявшим их ребенка).
«Пусть общество приспосабливается к нам и нашим детям, а не мы к ним»
— это высказывание может оказаться девизом многих из таких родителей.
В отношениях с ребенком некоторые авторитарные родители могут использовать достаточно жесткие формы взаимодействия, вплоть до холодности или отстраненности от его проблем. Поведение таких родителей может перерастать иногда и в неприятие индивидуальности ребенка в целом. Многим из авторитарных родителей свойствен неравномерный характер применения воспитательных мер: довольно часты жесткие формы наказаний (окрик, подавление личности, избиение). При этом сами родители не испытывают никаких угрызений совести. Такая форма взаимодействия с ребенком становится причиной возникновения тиков, энуреза (иногда и энкопреза), формирования пониженной самооценки у ребенка. Авторитарные родители часто выдвигают нереальные требования к своему ребенку, не соответствующие его возможностям.
Другая часть этой категории родителей проявляет тенденцию к отказу замечать особенности в развитии ребенка. Они считают, что специалисты завышают требования к их ребенку, в то время как его недостатки лишь характеризуют своеобразие индивидуального развития. «Не все дети одинаковые» или «Ну не всем же быть учеными», — считают они. Такие родители излишне опекают своих детей. У них формируется неправильное понимание возможного пути развития больного ребенка. Проявляющееся у таких родителей настойчивое стремление всегда ориентироваться только на свои личностные жизненные установки (вопреки мнению значимых для родителей лиц) не позволяет им увидеть реальные перспективы развития ребенка.

Портрет родителя невротичного (тревожно-сензитивного) типа

Этому типу родителей свойственна пассивная личностная позиция, которую можно сформулировать следующим образом: «Уж что есть, то и есть. Ничего не переделаешь. Каким ребенок родился, таким и будет!» У родителей этой категории обычно не формируется способность к принятию проблемы ребенка и не развивается стремление к ее преодолению. Эта категория родителей чрезмерно фиксируется на отсутствии выхода из создавшегося положения, что значительно ухудшает их психологическое состояние.
Родители невротичного типа оправдывают собственную бездеятельность в отношении развития ребенка отсутствием прямых указаний со стороны специалистов, родственников или друзей на то, что с ребенком следует делать: «А нам никто не говорил о том, что нужно заниматься с ним. Мы ничего и не знали!» Практически во всем эти родители следуют жизненной формуле: пусть все идет в жизни, как идет. Они не понимают того, что некоторые недостатки, возникающие у ребенка, вторичны и являются результатом уже не болезни, а их собственной родительской педагогической несостоятельности.

Часть родителей, относящихся к этой группе, стремятся оградить ребенка от всех возможных проблем, и даже от тех из них, которые он может решить собственными силами. Такие родители удовлетворяются тем, что ребенок обучается делать что-то сам, и считают, что большего от него ждать нечего.
В плане воспитания эти родители также часто проявляют несостоятельность. Они испытывают объективные трудности в достижении послушания ребенка. Это объясняется как проявлением инертности и нежелания соприкасаться с проблемами ребенка, так и собственной слабостью характера при реализации поставленной воспитательной цели. Такие родители непоследовательны и в использовании приемов поощрения или наказания ребенка. В их взаимоотношениях с ребенком отсутствуют требовательность, а порой и необходимая строгость. Они во всем идут на уступки ребенку, «заласкивают» его, а иногда их «сверхнежные» отношения переходят в сюсюканье. Межличностные связи «родитель — ребенок» в таких семьях могут приобретать симбиотический характер.
В личности невротичных родителей чаще доминируют истерические, тревожно-мнительные и депрессивные черты. Это проявляется в стремлении избегать трудных жизненных ситуаций, а в отдельных случаях и в отказе от решения проблем. У части таких родителей постоянно сохраняется тревожный фон настроения, присутствуют излишние опасения чего-либо, что может повредить ребенку. Это, в свою очередь, передается ребенку и становится одной из причин формирования в нем невротических черт характера.
Родители тревожно-сензитивного типа недостаточно критично оценивают возможности своего ребенка, подсознательно стремятся скрыть его дефект и выдать желаемые результаты развития за действительные.
Часто встречается и другая особенность родителей: они гиперболизируют проблемы своего ребенка, отрицают возможности разрешения хотя бы их части. Собственное эмоциональное бессилие не позволяет таким родителям оценить позитивно свое будущее и будущее ребенка. Прожитая жизнь воспринимается ими как несложившаяся, несчастливая, загубленная рождением в семье аномального ребенка. У невротичных матерей часто наблюдаются истерики, подавленное настроение, затяжные депрессивные состояния, стремление уйти от принятия решения, снижение социального статуса, примитивизация поведения. Такие матери воспринимают все в трагических красках, себя — чаще всего как несостоявшегося, не сумевшего реализоваться в детях, в семье, в профессии человека, а будущее ребенка рисуется ими как бесперспективное и малоинтересное.

Портрет родителя психосоматичного типа

 

Это самая многочисленная категория родителей. У этих родителей проявляются черты, присущие родителям как первой, так и второй категорий. Эти родители эмоционально более лабильны, чем представители двух других групп. Им свойственны более частые смены полярных настроений (то радость, то депрессия, вызванная незначительным поводом). У некоторых из них в большей степени проявляется тенденция к доминированию, как и у авторитарных родителей, но отсутствует аффективная форма реагирования на проблему стресса, как у первых и вторых. Они не устраивают скандалов и ссор, в большинстве случаев ведут себя корректно, сдержанно, а иногда замкнуто. В поведении, как правило, проявляется нормативность. Проблема ребенка, чаще скрываемая от посторонних взглядов, переживается ими изнутри. Это объясняется тем, что канал отреагирования проблемы, фрустрирующей психику, у данной категории родителей переведен во внутренний план переживаний. У первых двух категорий родителей он проявляется во внешнем плане (у невротичных — слезы, истерики, у авторитарных — скандалы, агрессия, окрик). Это оказывается причиной нарушений, возникающих в психосоматической сфере, что и обусловило название этой категории родителей.

Для этих родителей характерно стремление «положить собственное здоровье на алтарь жизни своего ребенка». Все усилия направляются на оказание ему помощи. Иногда такие матери работают со своими детьми, максимально напрягая и изнуряя себя. Они практически не отдыхают и не жалуются, как невротичные, на потребность в этом. Порой кажется, что желание отдыхать у них отсутствует даже при большой нагрузке и возникшей усталости (особенно в первые годы жизни ребенка). Этим родителям, так же как и невротичным родителям, свойственно пожалеть ребенка, оказать ему помощь, услугу, а иногда и сделать за него то, что он не может еще сам. Они склонны гиперопекать своих детей.
Психосоматичные родители, так же как и авторитарные, стремятся найти лучших специалистов. В некоторых случаях они сами становятся таковыми для собственного ребенка, активно включаясь в его жизнь: участвуют в деятельности детских образовательных учреждений, повышают свой образовательный уровень, меняют профессию в соответствии с нуждами и проблемами больного ребенка. Некоторые матери данного типа, приобретая дефектологическое образование, становятся высокопрофессиональными специалистами и успешно оказывают помощь не только своим детям, но и чужим.
Выделенные особенности родителей являются основополагающими для определения позиций родителя и семьи по отношению к больному ребенку. На них затем наслаиваются мировоззренческие, культурные, социальные и другие характеристики.
Следует подчеркнуть, что проблема взаимодействия и взаимовлияния биологических и социальных характеристик в личности родителей относительно их родительской позиции не полностью изучена и не нашла отражения в психологической литературе.
Можно лишь предположить, что истинные ценности культуры, которыми в течение жизни овладевает человек, развивают в нем чувство сопереживания и сочувствия к проблемам слабых и больных лиц, в том числе и детей. Эти характеристики формируются с раннего возраста в соответствии с определенными канонами воспитания. У некоторых лиц в силу поставленных задач воспитывается повышенная чувствительность. Например, если ребенок обучается музыке или другим искусствам, в нем формируется особая чувствительность к звучанию музыкальных инструментов, краскам, формам и проявлениям природы и др. С другой стороны, воспитание чувствительности может трансформироваться в сензитивность, а это уже черта личности.
Приведем примеры возможного переплетения преморбидных и социальных характеристик в позициях родителей.
Невротичная мать, высокий культурный уровень, традиции семьи — ребенка, каким бы он ни был, воспитывать в семье. Авторитарный родитель, низкий культурный уровень, неприятие аномалии как таковой. Отказ от ребенка и его помещение в учреждение социальной защиты понимаются как социальная норма.
Представленная типология личностных деформаций родителей позволяет определить выбор средств, направленных на оказание семьям психокоррекционной помощи.




infopedia.su

Психологические портреты родителей


⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 15Следующая ⇒
Портрет родителя авторитарного (импульсивно-инертного) типа

Эта группа родителей характеризуется активной жизненной позицией, стремлением руководствоваться своими собственными убеждениями вопреки уговорам со стороны (советам родственников или специалистов). К родителям авторитарного типа мы относим две категории. Первые, узнав о дефекте ребенка, могут от него отказаться, оставив в роддоме. Вторая категория, представленная преобладающей частью родителей, проявляет другую позицию — стойкое желание найти выход из создавшегося положения как для себя, так и для своего ребенка. На предложение отказаться от ребенка такие родители реагируют как на личное оскорбление. Позиция родителей авторитарного типа характеризуется феноменом вытеснения негативных переживаний, связанных с проблемами ребенка. Это значительно оптимизирует их состояние.
Родителям авторитарного типа, принявшим дефект ребенка, свойственно стремление преодолевать проблемы, возникающие у ребенка, и облегчать его участь. Такие родители направляют свои усилия на поиски лучшего врача, лучшей больницы, лучшего метода лечения, лучшего педагога, знаменитых экстрасенсов и народных целителей. Они обладают умением не видеть преграды на своем пути и уверенностью в том, что когда-либо может произойти чудо и с их ребенком.
Авторитарные родители создают родительские ассоциации и общества, устанавливают тесные контакты с аналогичными родительскими организациями за рубежом. Эти родители упорно преследуют цель оздоровления, обучения и социальной адаптации своего ребенка и, таким образом, решают проблему ребенка в целом.
Отрицательные свойства этой категории родителей проявляются в неумении сдерживать свой гнев и раздражение, в отсутствии контроля за импульсивностью собственных поступков, в склонности к участию в ссорах и скандалах, в откровенном противопоставлении себя социальной среде (специалистам, педагогам, администрации, родственникам, не принявшим их ребенка). «Пусть общество приспосабливается к нам и нашим детям, а не мы к ним» — это высказывание может оказаться девизом многих из таких родителей.
В отношениях с ребенком некоторые авторитарные родители могут использовать достаточно жесткие формы взаимодействия, вплоть до холодности или отстраненности от его проблем. Поведение таких родителей может перерастать иногда и в неприятие индивидуальности ребенка в целом. Многим из авторитарных родителей свойствен неравномерный характер применения воспитательных мер: довольно часты жесткие формы наказаний (окрик, подавление личности, избиение). При этом сами родители не испытывают никаких угрызений совести. Такая форма взаимодействия с ребенком становится причиной возникновения тиков, энуреза (иногда и энкопреза), формирования пониженной самооценки у ребенка. Авторитарные родители часто выдвигают нереальные требования к своему ребенку, не соответствующие его возможностям.
Другая часть этой категории родителей проявляет тенденцию к отказу замечать особенности в развитии ребенка. Они считают, что специалисты завышают требования к их ребенку, в то время как его недостатки лишь характеризуют своеобразие индивидуального развития. «Не все дети одинаковые» или «Ну не всем же быть учеными», — считают они. Такие родители излишне опекают своих детей. У них формируется неправильное понимание возможного пути развития больного ребенка. Проявляющееся у таких родителей настойчивое стремление всегда ориентироваться только на свои личностные жизненные установки (вопреки мнению значимых для родителей лиц) не позволяет им увидеть реальные перспективы развития ребенка.

Портрет родителя невротичного (тревожно-сензитивного) типа

Этому типу родителей свойственна пассивная личностная позиция, которую можно сформулировать следующим образом: «Уж что есть, то и есть. Ничего не переделаешь. Каким ребенок родился, таким и будет!» У родителей этой категории обычно не формируется способность к принятию проблемы ребенка и не развивается стремление к ее преодолению. Эта категория родителей чрезмерно фиксируется на отсутствии выхода из создавшегося положения, что значительно ухудшает их психологическое состояние.
Родители невротичного типа оправдывают собственную бездеятельность в отношении развития ребенка отсутствием прямых указаний со стороны специалистов, родственников или друзей на то, что с ребенком следует делать: «А нам никто не говорил о том, что нужно заниматься с ним. Мы ничего и не знали!» Практически во всем эти родители следуют жизненной формуле: пусть все идет в жизни, как идет. Они не понимают того, что некоторые недостатки, возникающие у ребенка, вторичны и являются результатом уже не болезни, а их собственной родительской педагогической несостоятельности.
Часть родителей, относящихся к этой группе, стремятся оградить ребенка от всех возможных проблем, и даже от тех из них, которые он может решить собственными силами. Такие родители удовлетворяются тем, что ребенок обучается делать что-то сам, и считают, что большего от него ждать нечего.
В плане воспитания эти родители также часто проявляют несостоятельность. Они испытывают объективные трудности в достижении послушания ребенка. Это объясняется как проявлением инертности и нежелания соприкасаться с проблемами ребенка, так и собственной слабостью характера при реализации поставленной воспитательной цели. Такие родители непоследовательны и в использовании приемов поощрения или наказания ребенка. В их взаимоотношениях с ребенком отсутствуют требовательность, а порой и необходимая строгость. Они во всем идут на уступки ребенку, «заласкивают» его, а иногда их «сверхнежные» отношения переходят в сюсюканье. Межличностные связи «родитель — ребенок» в таких семьях могут приобретать симбиотический характер.
В личности невротичных родителей чаще доминируют истерические, тревожно-мнительные и депрессивные черты. Это проявляется в стремлении избегать трудных жизненных ситуаций, а в отдельных случаях и в отказе от решения проблем. У части таких родителей постоянно сохраняется тревожный фон настроения, присутствуют излишние опасения чего-либо, что может повредить ребенку. Это, в свою очередь, передается ребенку и становится одной из причин формирования в нем невротических черт характера.
Родители тревожно-сензитивного типа недостаточно критично оценивают возможности своего ребенка, подсознательно стремятся скрыть его дефект и выдать желаемые результаты развития за действительные.
Часто встречается и другая особенность родителей: они гиперболизируют проблемы своего ребенка, отрицают возможности разрешения хотя бы их части. Собственное эмоциональное бессилие не позволяет таким родителям оценить позитивно свое будущее и будущее ребенка. Прожитая жизнь воспринимается ими как несложившаяся, несчастливая, загубленная рождением в семье аномального ребенка. У невротичных матерей часто наблюдаются истерики, подавленное настроение, затяжные депрессивные состояния, стремление уйти от принятия решения, снижение социального статуса, примитивизация поведения. Такие матери воспринимают все в трагических красках, себя — чаще всего как несостоявшегося, не сумевшего реализоваться в детях, в семье, в профессии человека, а будущее ребенка рисуется ими как бесперспективное и малоинтересное.

Портрет родителя психосоматичного типа

 

Это самая многочисленная категория родителей. У этих родителей проявляются черты, присущие родителям как первой, так и второй категорий. Эти родители эмоционально более лабильны, чем представители двух других групп. Им свойственны более частые смены полярных настроений (то радость, то депрессия, вызванная незначительным поводом). У некоторых из них в большей степени проявляется тенденция к доминированию, как и у авторитарных родителей, но отсутствует аффективная форма реагирования на проблему стресса, как у первых и вторых. Они не устраивают скандалов и ссор, в большинстве случаев ведут себя корректно, сдержанно, а иногда замкнуто. В поведении, как правило, проявляется нормативность. Проблема ребенка, чаще скрываемая от посторонних взглядов, переживается ими изнутри. Это объясняется тем, что канал отреагирования проблемы, фрустрирующей психику, у данной категории родителей переведен во внутренний план переживаний. У первых двух категорий родителей он проявляется во внешнем плане (у невротичных — слезы, истерики, у авторитарных — скандалы, агрессия, окрик). Это оказывается причиной нарушений, возникающих в психосоматической сфере, что и обусловило название этой категории родителей.
Для этих родителей характерно стремление «положить собственное здоровье на алтарь жизни своего ребенка». Все усилия направляются на оказание ему помощи. Иногда такие матери работают со своими детьми, максимально напрягая и изнуряя себя. Они практически не отдыхают и не жалуются, как невротичные, на потребность в этом. Порой кажется, что желание отдыхать у них отсутствует даже при большой нагрузке и возникшей усталости (особенно в первые годы жизни ребенка). Этим родителям, так же как и невротичным родителям, свойственно пожалеть ребенка, оказать ему помощь, услугу, а иногда и сделать за него то, что он не может еще сам. Они склонны гиперопекать своих детей.
Психосоматичные родители, так же как и авторитарные, стремятся найти лучших специалистов. В некоторых случаях они сами становятся таковыми для собственного ребенка, активно включаясь в его жизнь: участвуют в деятельности детских образовательных учреждений, повышают свой образовательный уровень, меняют профессию в соответствии с нуждами и проблемами больного ребенка. Некоторые матери данного типа, приобретая дефектологическое образование, становятся высокопрофессиональными специалистами и успешно оказывают помощь не только своим детям, но и чужим.
Выделенные особенности родителей являются основополагающими для определения позиций родителя и семьи по отношению к больному ребенку. На них затем наслаиваются мировоззренческие, культурные, социальные и другие характеристики.
Следует подчеркнуть, что проблема взаимодействия и взаимовлияния биологических и социальных характеристик в личности родителей относительно их родительской позиции не полностью изучена и не нашла отражения в психологической литературе.
Можно лишь предположить, что истинные ценности культуры, которыми в течение жизни овладевает человек, развивают в нем чувство сопереживания и сочувствия к проблемам слабых и больных лиц, в том числе и детей. Эти характеристики формируются с раннего возраста в соответствии с определенными канонами воспитания. У некоторых лиц в силу поставленных задач воспитывается повышенная чувствительность. Например, если ребенок обучается музыке или другим искусствам, в нем формируется особая чувствительность к звучанию музыкальных инструментов, краскам, формам и проявлениям природы и др. С другой стороны, воспитание чувствительности может трансформироваться в сензитивность, а это уже черта личности.
Приведем примеры возможного переплетения преморбидных и социальных характеристик в позициях родителей.
Невротичная мать, высокий культурный уровень, традиции семьи — ребенка, каким бы он ни был, воспитывать в семье. Авторитарный родитель, низкий культурный уровень, неприятие аномалии как таковой. Отказ от ребенка и его помещение в учреждение социальной защиты понимаются как социальная норма.
Представленная типология личностных деформаций родителей позволяет определить выбор средств, направленных на оказание семьям психокоррекционной помощи.


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Психологический портрет родителей особенных детей

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУВПО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» НЕФТЯНОЙ ФАКУЛЬТЕТ

Реферат.

по дисциплине

«»

Тема: «Психологический портрет родителей особенных детей»

Выполнили: студент группы Кавалай В.В.

Проверил:

Ижевск 2010

Введение.

Осуществленное психологическое исследование семей (В. В. Ткачева, 1999, 2005), воспитывающих детей с нарушениями психофизического развития, позволило обобщить основные характерологические черты исследуемой категории родителей и выделить группы лиц со сходными типологическими особенностями.
Первая группа родителей представлена лицами, имеющими смешанный тип реагирования, сочетающий как гипо-, так и гиперстенические свойства. Для этих родителей характерно «перекрытие каналов поведенческого и невротического отреагирования проблем» (Л. Н. Собчик, 1990, с. 55).
У родителей первой группы проявляется предрасположенность к высокой нормативности поведения и сдержанности в проявлении эмоций. Этим родителям свойственно внутреннее субъективно-индивидуалистичное переживание своей проблемы, что сопряжено с возникновением психосоматических заболеваний. Именно последняя характеристика и послужила причиной названия обследуемой группы — психосоматичные.
Как показывает практика, психосоматичные родители, характеризующиеся лабильно-ипохондричной и субъективно-индивидуалистичной личностными доминантами, представляют наиболее многочисленную группу. Данные по разным учреждениям могут отличаться друг от друга. Однако численность этой категории родителей обычно составляет от 60 до 80% лиц.
Одной из главных отличительных характеристик родителей этой группы является очень низкий процент лиц с акцентуированными личностными чертами по сравнению с составом второй и третьей групп: всего 1,2% в группе подверженных сверхконтролю.
Вторая группа родителей характеризуется гипостеническим типом реагирования.
В состоянии психогенного стресса, каковым является рождение ребенка с отклонениями в развитии, ослабляются и деформируются, переходя рубеж возможного, именно те уровни психологического гомеостаза, которые у гипостеников, в силу их слабых конституциональных возможностей, являются недостаточными и изначально имеют место в преморбиде.
Родители с тревожно-сензитивными личностными тенденциями получили название невротичные. Эта группа родителей занимает второе место по числу акцентуированных лиц — 6,3%.
У невротичных родителей эмоциональная реакция на стресс, вызванный рождением больного ребенка, проявляется повышенной тревожностью, различными страхами, глубокой депрессией (гипостенический тип реагирования). Эти особенности родителей в их взаимодействии с больным ребенком приобретают характер подчинения сложившимся обстоятельствам. Часто это проявляется в виде педагогической некомпетентности, воспитательской неумелости, а в отдельных случаях отторжениям самого ребенка, вызывающего стресс. Фрустрирующая ситуация для этих родителей постепенно приобретает непреодолимый характер.
Родители третьей группы, имеющие стенический тип реагирования с тенденцией к асоциальным формам взаимодействия, были названы авторитарными.
В этой группе самый высокой процент акцентуированных лиц — 7,5%.
Родители с импульсивно-инертными чертами (авторитарный тип) характеризуются тенденцией к резистентности и усиленной сопротивляемости к фрустрирующему воздействию сложившихся обстоятельств, в крайнем случае проявляется тенденция к обособленности позиции. Возможно, что преобладание лиц с указанными личностными особенностями среди родителей детей с выраженной и тяжелой патологией объясняется как их конституционально-типологическим развитием, так и тенденцией к изменению личностных черт, т. e. к патохарактерологическому развитию в результате длительного психопатогенного стресса.
Родители с депрессивной и тревожной симптоматикой и родители с импульсивно-инертными характеристиками представлены обычно в равных пропорциях. Каждая из этих групп может составлять примерно одну пятую часть от общего числа родителей детей с отклонениями в развитии.
Приведем психологические портреты этих трех групп родителей.

Психологические портреты родителей

Эта группа родителей характеризуется активной жизненной позицией, стремлением руководствоваться своими собственными убеждениями вопреки уговорам со стороны (советам родственников или специалистов). К родителям авторитарного типа мы относим две категории. Первые, узнав о дефекте ребенка, могут от него отказаться, оставив в роддоме. Вторая категория, представленная преобладающей частью родителей, проявляет другую позицию — стойкое желание найти выход из создавшегося положения как для себя, так и для своего ребенка. На предложение отказаться от ребенка такие родители реагируют как на личное оскорбление. Позиция родителей авторитарного типа характеризуется феноменом вытеснения негативных переживаний, связанных с проблемами ребенка. Это значительно оптимизирует их состояние.
Родителям авторитарного типа, принявшим дефект ребенка, свойственно стремление преодолевать проблемы, возникающие у ребенка, и облегчать его участь. Такие родители направляют свои усилия на поиски лучшего врача, лучшей больницы, лучшего метода лечения, лучшего педагога, знаменитых экстрасенсов и народных целителей. Они обладают умением не видеть преграды на своем пути и уверенностью в том, что когда-либо может произойти чудо и с их ребенком.
Авторитарные родители создают родительские ассоциации и общества, устанавливают тесные контакты с аналогичными родительскими организациями за рубежом. Эти родители упорно преследуют цель оздоровления, обучения и социальной адаптации своего ребенка и, таким образом, решают проблему ребенка в целом.
Отрицательные свойства этой категории родителей проявляются в неумении сдерживать свой гнев и раздражение, в отсутствии контроля за импульсивностью собственных поступков, в склонности к участию в ссорах и скандалах, в откровенном противопоставлении себя социальной среде (специалистам, педагогам, администрации, родственникам, не принявшим их ребенка). «Пусть общество приспосабливается к нам и нашим детям, а не мы к ним» — это высказывание может оказаться девизом многих из таких родителей.
В отношениях с ребенком некоторые авторитарные родители могут использовать достаточно жесткие формы взаимодействия, вплоть до холодности или отстраненности от его проблем. Поведение таких родителей может перерастать иногда и в неприятие индивидуальности ребенка в целом. Многим из авторитарных родителей свойствен неравномерный характер применения воспитательных мер: довольно часты жесткие формы наказаний (окрик, подавление личности, избиение). При этом сами родители не испытывают никаких угрызений совести. Такая форма взаимодействия с ребенком становится причиной возникновения тиков, энуреза (иногда и энкопреза), формирования пониженной самооценки у ребенка. Авторитарные родители часто выдвигают нереальные требования к своему ребенку, не соответствующие его возможностям.
Другая часть этой категории родителей проявляет тенденцию к отказу замечать особенности в развитии ребенка. Они считают, что специалисты завышают требования к их ребенку, в то время как его недостатки лишь характеризуют своеобразие индивидуального развития. «Не все дети одинаковые» или «Ну не всем же быть учеными» , — считают они. Такие родители излишне опекают своих детей. У них формируется неправильное понимание возможного пути развития больного ребенка. Проявляющееся у таких родителей настойчивое стремление всегда ориентироваться только на свои личностные жизненные установки (вопреки мнению значимых для родителей лиц) не позволяет им увидеть реальные перспективы развития ребенка.

Этому типу родителей свойственна пассивная личностная позиция, которую можно сформулировать следующим образом: «Уж что есть, то и есть. Ничего не переделаешь. Каким ребенок родился, таким и будет!» У родителей этой категории обычно не формируется способность к принятию проблемы ребенка и не развивается стремление к ее преодолению. Эта категория родителей чрезмерно фиксируется на отсутствии выхода из создавшегося положения, что значительно ухудшает их психологическое состояние.
Родители невротичного тип

mirznanii.com

АЛЬБРЕХТ ДЮРЕР — Портреты родителей — Художники Ренессанса

Альбрехт Дюрер. Портреты родителей

Портреты Альбрехта Дюрера старшего (1427–1502) и Барбары Дюрер (ок. 1451–1514) были созданы в начале 1490-х годов. В это время художник закончил своё ученичество у Михаэля Вогельмута и собирался, завершая своё образование, совершить путешествие. Портреты известны тем, что художник, не приукрашивая облик своих родителей, показал признаки старения человека. Автобиографические заметки Дюрера, оставившие сведения о нелёгкой жизни отца и матери, свидетельствуют о любви и уважении, которые художник питал к ним. Портреты были созданы Дюрером или для того, чтобы показать мастерство художника родителям, или в качестве подарка, перед тем, как отправиться в поездку для завершения обучения.

В настоящее время портрет Дюрера старшего находится в галерее Уффици (Флоренция). Портрет Барбары Дюрер с 1925 года хранится в Немецком национальном музее (Нюрнберг). Связь между двумя работами была установлена в 1977 году на основании одинаковых размеров картин, того, что они обе имеют один инвентарный номер (19 — номер, под которым был зарегистрирован диптих в 1573/74 году в инвентаре Имгофа), схожести в композиционном построении, колорите. Однако, возможно, что картина из Нюрнберга — ранняя копия утраченного оригинала.

Портрет Альбрехта Дюрера старшего, 1490

Отец Альбрехта Дюрера, 1497

Портрет отца в этом диптихе считается работой более высокого качества и признан «свидетельством удивительной глубины психологизма» восемнадцатилетнего художника. На флорентийской картине плохо сохранилась оригинальная авторская живопись, она подвергалась поновлениям. Портрет подписан и датирован с обеих сторон, это первая по времени подпись Дюрера монограммой AD. Однако, вероятно, даты и монограмма были добавлены позже, и, возможно, не самим Дюрером. На обороте портрета отца нарисованы гербы семейств Дюреров (открытая дверь — Дюрер старший родился в венгерском селении Ajto, что по-немецки означает «дверь») и Хольперов (олень, значение герба неясно), под крылатым мавром в красном одеянии.

Барбара была дочерью нюрнбергского ювелира Иеронима Хольпера, у которого служил Дюрер старший. Двое мужчин подружились, а позднее сорокалетний Дюрер женился на Барбаре, которой было 15 лет. Супруги, судя по всему, жили в добром согласии. Привлекательная, по свидетельству сына, в молодости, к моменту написания портрета Барбара выглядела болезненной женщиной старше 40 лет. Она изображена в повороте три четверти на зелёном фоне. Наряд Барбары: красное платье и белый головной убор замужней женщины с длинным «хвостом», перекинутым через плечо, контрастирует со скромным тёмным костюмом мужа. Картина была обрезана слева, при этом нарушено равновесие композиции и удалена часть чепца женщины.

Портрет Барбары Дюрер, урождённой Хольпер. Приписывается Альбрехту Дюреру, ок. 1490

(Дубовая доска, масло, 47 см x 36 см. Немецкий национальный музей, Нюрнберг)

Портрет матери. 1514

До 1977 года этот портрет не связывался с матерью Дюрера. Исследователь жизни и творчества художника Федя Анцелевский отметил сходство женщины на портрете с рисунком 1514 года — единственным подписанным портретом Барбары Дюрер, где мать художника нарисована им в возрасте 63 лет. Сравнив зеркально перевёрнутый портрет 1490 года и рисунок 1514 Анцелевский счёл их изображениями одной и той же женщины.

Искусствовед Юлиан фон Фиркс отмечает, что Дюрер мог быть знаком с портретом графа Георга фон Левенштейна работы Ганса Плейденвурфа через своего учителя Михаэля Вольгемута. Этот портрет, один из примеров изображения пожилого человека, в свою очередь, вероятно, был создан под влиянием портрета кардинала Николо Альбергати (1438), приписываемого Ван Эйку.

По предположению Анцелевского, портреты, вероятно, были разделены где-то между 1588 и 1628 годом, возможно, для продажи портрета отца Дюрера императору Священной Римской империи Рудольфу II.

Весной 1513 года мать Дюрера Барбара, которая последние годы жила постоянно только в его доме, заболела. Обычно она просыпалась первой и вставала раньше всех, сколько невестка пи уговаривала ее не делать этого. Но старая Барбара совсем не умела быть праздной. А в это апрельское утро она в обычный час не вышла из комнаты. В доме все давно поднялись, миновал час завтрака, а она еще не показывалась. Велели служанке разбудить ее. Барбора не отозвалась на стук. Встревоженная Агнес послала за Дюрером. Перепрыгивая через две ступени скрипучей лестницы, он вбежал на верхний этаж и, когда мать не откликнулась, взломал дверь. Барбара лежала на постели без сознания. Ее осторожно перенесли в нижнюю комнату. Послали за священником, чтобы он причастил ее. За врачом посылать не стали. Барбара в последние годы так много хворала и на сей раз была так плоха, что все были уверены, она умрет сию минуту. Однако мать оправилась.

Барбара Дюрер прожила еще год с лишним, все время болея. В один из дней этого последнего года ее жизни, бесконечно мучительного, Дюрер нарисовал ее портрет. Он работал углем, спешил Долго позировать Барбаре было трудно. Он нарисовал ее по грудь. На худое высохшее тело наброшена домашняя кофта. В вырезе рубахи резко выступают ребра, ключицы, жилистая шея. Лицо обтянуто кожей. Лоб в глубоких резких морщинах. Рот плотно сжат. Кажется, что Барбара старается сдержать стон. Углы губ печально опущены. Большие пристальные глаза смотрят мимо и сквозь сына, который ее рисует. Дюрер работает стремительно, торопливыми резкими штрихами. Он боится утомить мать, ему страшно что она упадет, пока он ее рисует, да и сам не в силах долго вглядываться в ее лицо, па нем ясно написано, что дни ее сочтены. Дюрер знает: мать непременно захочет посмотреть на рисунок. Заставить уголь солгать? Смягчить то, что прорисовано на этом лице резцом времени и болезней? Когда он рисует, он не умеет кривить душой. Рисунок закончен. Мать молча протягивает за ним руку, смотрит на него, молча обнимает сына. Она знает: ему труднее, чем ей. Рисунок сохранился. Он — шедевр графического искусства и один из самых проникновенных портретов в истории графики.

Барбара Дюрер скончалась в 1514 году теплым майским вечером. Перед смертью у нее хватило сил для последнего разговора со старшим сыном. Она наставляла его, а он почтительно и покорно слушал. Около смертного ложа матери Дюрер с потрясением заметил: она, прожив такую благочестивую жизнь, боится смерти. Неужели усомнилась в том, что ей будет даровано загробное блаженство? Похоронив мать, Дюрер сделал запись в своей «Памятной книжке». Запись дышит беспредельным уважением и глубокой любовью к матери. Он, давно уже взрослый, самостоятельный, знаменитый, терпеливо принимал материнские советы и наставления. «Она всегда мне выговаривала, если я нехорошо поступал». Дюрер и его братья доставляли матери много тревог своими жизнелюбивыми характерами. «Она постоянно имела много забот со мною и моими братьями из-за наших грехов».

Однако в этой записи есть что — то недоговоренное. Дюрер пишет: «Моя бедная страждущая мать, которую я взял себе па попечение через два года после смерти моего отца и которая была совсем бедна…» Если вдова почтенного ремесленника, каким был Дюрер — старший, оказывается через два года после его смерти совсем бедной, не значит ли это, что тот в последние годы жизни разорился? И далее: «Она прошла через большую бедность, испытала насмешки, пренебрежение, презрительные слова, много страха и неприязни, но она не стала мстительной». Строки эти написаны проникновенно и не могут быть сочтены надгробной риторикой. В них содержится намек на серьезное неблагополучие в семье Дюреров, но они не раскрывают, какое именно. Если мать знаменитого художника, которую он взял на свое попечение, испытала насмешки, пренебрежение, презрительные слова, не значит ли это, что в доме сына ей жилось не сладко? Мы можем только догадываться, какая домашняя драма скрывается за этими горькими словами. Не станем договаривать того, чего не договорил Дюрер. Вот еще несколько строк о смерти матери. Такой художник, как Дюрер,- художник всегда и прежде всего художник, видящий все в жизни через призму своего творчества. Даже в минуты страшных потрясений он не перестает наблюдать.

«Она сильно боялась смерти, но говорила, что но боится предстать перед богом. Она тяжело умерла, и я заметил, что она видела что-то страшное. Ибо она потребовала святой воды, хотя до этого долго не хотела говорить. Вслед за тем ее глаза закрылись. Я видел также, как смерть нанесла ей два сильных удара в сердце и как она закрыла рот и отошла в мучениях. Я молился за нее. Я испытывал такую боль, что не могу этого высказать…» * (*Дюрер А. Дневники…, т. 1, с. 88, 90.).

Дюрер молит, чтобы бог и ему послал блаженный конец и вечную жизнь. Но в общепринятых ритуальных словах прорывается смятение. Чувствуется, что его мучает мысль: справедлива ли была судьба к матери? Почему столь тяжкой оказалась такая благочестивая жизнь и таким мучительным конец? Чтобы утешить себя, чтобы убедить себя, что мать все — таки обрела посмертное блаженство, Дюрер, когда уже все сказано, приписывает к странице, полной любви, раскаяния и горя, такие слова: «И мертвая она выглядела еще милее, чем когда она была жива». Портрет Барбары Дюрер трагичен. Это горький и мужественный рассказ о матери художника. И о художнике, призвание которого заставляет его быть зорким и правдивым даже тогда, когда слезы застилают глаза, а скорбь сжимает сердце.

Воспоминанием о тяжелой болезни и смерти матери и многими другими потрясениями, а более всего неустанной, иногда непосильной работой были окрашены в жизни Дюрера 1514 и 1515 годы. Однако именно в эту пору он создал три свои самые знаменитые гравюры на меди: «Рыцарь, смерть и дьявол», «Св. Иероним в келье» и «Меланхолия». Они вошли в историю под именем «Мастерские гравюры».

renesans.ru

Психологические портреты родителей


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика
Портрет родителя авторитарного (импульсивно-инертного) типа

Эта группа родителей характеризуется активной жизненной позицией, стремлением руководствоваться своими собственными убеждениями вопреки уговорам со стороны (советам родственников или специалистов). К родителям авторитарного типа мы относим две категории. Первые, узнав о дефекте ребенка, могут от него отказаться, оставив в роддоме. Вторая категория, представленная преобладающей частью родителей, проявляет другую позицию — стойкое желание найти выход из создавшегося положения как для себя, так и для своего ребенка. На предложение отказаться от ребенка такие родители реагируют как на личное оскорбление. Позиция родителей авторитарного типа характеризуется феноменом вытеснения негативных переживаний, связанных с проблемами ребенка. Это значительно оптимизирует их состояние.
Родителям авторитарного типа, принявшим дефект ребенка, свойственно стремление преодолевать проблемы, возникающие у ребенка, и облегчать его участь. Такие родители направляют свои усилия на поиски лучшего врача, лучшей больницы, лучшего метода лечения, лучшего педагога, знаменитых экстрасенсов и народных целителей. Они обладают умением не видеть преграды на своем пути и уверенностью в том, что когда-либо может произойти чудо и с их ребенком.
Авторитарные родители создают родительские ассоциации и общества, устанавливают тесные контакты с аналогичными родительскими организациями за рубежом. Эти родители упорно преследуют цель оздоровления, обучения и социальной адаптации своего ребенка и, таким образом, решают проблему ребенка в целом.
Отрицательные свойства этой категории родителей проявляются в неумении сдерживать свой гнев и раздражение, в отсутствии контроля за импульсивностью собственных поступков, в склонности к участию в ссорах и скандалах, в откровенном противопоставлении себя социальной среде (специалистам, педагогам, администрации, родственникам, не принявшим их ребенка). «Пусть общество приспосабливается к нам и нашим детям, а не мы к ним» — это высказывание может оказаться девизом многих из таких родителей.
В отношениях с ребенком некоторые авторитарные родители могут использовать достаточно жесткие формы взаимодействия, вплоть до холодности или отстраненности от его проблем. Поведение таких родителей может перерастать иногда и в неприятие индивидуальности ребенка в целом. Многим из авторитарных родителей свойствен неравномерный характер применения воспитательных мер: довольно часты жесткие формы наказаний (окрик, подавление личности, избиение). При этом сами родители не испытывают никаких угрызений совести. Такая форма взаимодействия с ребенком становится причиной возникновения тиков, энуреза (иногда и энкопреза), формирования пониженной самооценки у ребенка. Авторитарные родители часто выдвигают нереальные требования к своему ребенку, не соответствующие его возможностям.
Другая часть этой категории родителей проявляет тенденцию к отказу замечать особенности в развитии ребенка. Они считают, что специалисты завышают требования к их ребенку, в то время как его недостатки лишь характеризуют своеобразие индивидуального развития. «Не все дети одинаковые» или «Ну не всем же быть учеными», — считают они. Такие родители излишне опекают своих детей. У них формируется неправильное понимание возможного пути развития больного ребенка. Проявляющееся у таких родителей настойчивое стремление всегда ориентироваться только на свои личностные жизненные установки (вопреки мнению значимых для родителей лиц) не позволяет им увидеть реальные перспективы развития ребенка.

Портрет родителя невротичного (тревожно-сензитивного) типа

Этому типу родителей свойственна пассивная личностная позиция, которую можно сформулировать следующим образом: «Уж что есть, то и есть. Ничего не переделаешь. Каким ребенок родился, таким и будет!» У родителей этой категории обычно не формируется способность к принятию проблемы ребенка и не развивается стремление к ее преодолению. Эта категория родителей чрезмерно фиксируется на отсутствии выхода из создавшегося положения, что значительно ухудшает их психологическое состояние.
Родители невротичного типа оправдывают собственную бездеятельность в отношении развития ребенка отсутствием прямых указаний со стороны специалистов, родственников или друзей на то, что с ребенком следует делать: «А нам никто не говорил о том, что нужно заниматься с ним. Мы ничего и не знали!» Практически во всем эти родители следуют жизненной формуле: пусть все идет в жизни, как идет. Они не понимают того, что некоторые недостатки, возникающие у ребенка, вторичны и являются результатом уже не болезни, а их собственной родительской педагогической несостоятельности.
Часть родителей, относящихся к этой группе, стремятся оградить ребенка от всех возможных проблем, и даже от тех из них, которые он может решить собственными силами. Такие родители удовлетворяются тем, что ребенок обучается делать что-то сам, и считают, что большего от него ждать нечего.
В плане воспитания эти родители также часто проявляют несостоятельность. Они испытывают объективные трудности в достижении послушания ребенка. Это объясняется как проявлением инертности и нежелания соприкасаться с проблемами ребенка, так и собственной слабостью характера при реализации поставленной воспитательной цели. Такие родители непоследовательны и в использовании приемов поощрения или наказания ребенка. В их взаимоотношениях с ребенком отсутствуют требовательность, а порой и необходимая строгость. Они во всем идут на уступки ребенку, «заласкивают» его, а иногда их «сверхнежные» отношения переходят в сюсюканье. Межличностные связи «родитель — ребенок» в таких семьях могут приобретать симбиотический характер.
В личности невротичных родителей чаще доминируют истерические, тревожно-мнительные и депрессивные черты. Это проявляется в стремлении избегать трудных жизненных ситуаций, а в отдельных случаях и в отказе от решения проблем. У части таких родителей постоянно сохраняется тревожный фон настроения, присутствуют излишние опасения чего-либо, что может повредить ребенку. Это, в свою очередь, передается ребенку и становится одной из причин формирования в нем невротических черт характера.
Родители тревожно-сензитивного типа недостаточно критично оценивают возможности своего ребенка, подсознательно стремятся скрыть его дефект и выдать желаемые результаты развития за действительные.
Часто встречается и другая особенность родителей: они гиперболизируют проблемы своего ребенка, отрицают возможности разрешения хотя бы их части. Собственное эмоциональное бессилие не позволяет таким родителям оценить позитивно свое будущее и будущее ребенка. Прожитая жизнь воспринимается ими как несложившаяся, несчастливая, загубленная рождением в семье аномального ребенка. У невротичных матерей часто наблюдаются истерики, подавленное настроение, затяжные депрессивные состояния, стремление уйти от принятия решения, снижение социального статуса, примитивизация поведения. Такие матери воспринимают все в трагических красках, себя — чаще всего как несостоявшегося, не сумевшего реализоваться в детях, в семье, в профессии человека, а будущее ребенка рисуется ими как бесперспективное и малоинтересное.

Портрет родителя психосоматичного типа

 

Это самая многочисленная категория родителей. У этих родителей проявляются черты, присущие родителям как первой, так и второй категорий. Эти родители эмоционально более лабильны, чем представители двух других групп. Им свойственны более частые смены полярных настроений (то радость, то депрессия, вызванная незначительным поводом). У некоторых из них в большей степени проявляется тенденция к доминированию, как и у авторитарных родителей, но отсутствует аффективная форма реагирования на проблему стресса, как у первых и вторых. Они не устраивают скандалов и ссор, в большинстве случаев ведут себя корректно, сдержанно, а иногда замкнуто. В поведении, как правило, проявляется нормативность. Проблема ребенка, чаще скрываемая от посторонних взглядов, переживается ими изнутри. Это объясняется тем, что канал отреагирования проблемы, фрустрирующей психику, у данной категории родителей переведен во внутренний план переживаний. У первых двух категорий родителей он проявляется во внешнем плане (у невротичных — слезы, истерики, у авторитарных — скандалы, агрессия, окрик). Это оказывается причиной нарушений, возникающих в психосоматической сфере, что и обусловило название этой категории родителей.
Для этих родителей характерно стремление «положить собственное здоровье на алтарь жизни своего ребенка». Все усилия направляются на оказание ему помощи. Иногда такие матери работают со своими детьми, максимально напрягая и изнуряя себя. Они практически не отдыхают и не жалуются, как невротичные, на потребность в этом. Порой кажется, что желание отдыхать у них отсутствует даже при большой нагрузке и возникшей усталости (особенно в первые годы жизни ребенка). Этим родителям, так же как и невротичным родителям, свойственно пожалеть ребенка, оказать ему помощь, услугу, а иногда и сделать за него то, что он не может еще сам. Они склонны гиперопекать своих детей.
Психосоматичные родители, так же как и авторитарные, стремятся найти лучших специалистов. В некоторых случаях они сами становятся таковыми для собственного ребенка, активно включаясь в его жизнь: участвуют в деятельности детских образовательных учреждений, повышают свой образовательный уровень, меняют профессию в соответствии с нуждами и проблемами больного ребенка. Некоторые матери данного типа, приобретая дефектологическое образование, становятся высокопрофессиональными специалистами и успешно оказывают помощь не только своим детям, но и чужим.
Выделенные особенности родителей являются основополагающими для определения позиций родителя и семьи по отношению к больному ребенку. На них затем наслаиваются мировоззренческие, культурные, социальные и другие характеристики.
Следует подчеркнуть, что проблема взаимодействия и взаимовлияния биологических и социальных характеристик в личности родителей относительно их родительской позиции не полностью изучена и не нашла отражения в психологической литературе.
Можно лишь предположить, что истинные ценности культуры, которыми в течение жизни овладевает человек, развивают в нем чувство сопереживания и сочувствия к проблемам слабых и больных лиц, в том числе и детей. Эти характеристики формируются с раннего возраста в соответствии с определенными канонами воспитания. У некоторых лиц в силу поставленных задач воспитывается повышенная чувствительность. Например, если ребенок обучается музыке или другим искусствам, в нем формируется особая чувствительность к звучанию музыкальных инструментов, краскам, формам и проявлениям природы и др. С другой стороны, воспитание чувствительности может трансформироваться в сензитивность, а это уже черта личности.
Приведем примеры возможного переплетения преморбидных и социальных характеристик в позициях родителей.
Невротичная мать, высокий культурный уровень, традиции семьи — ребенка, каким бы он ни был, воспитывать в семье. Авторитарный родитель, низкий культурный уровень, неприятие аномалии как таковой. Отказ от ребенка и его помещение в учреждение социальной защиты понимаются как социальная норма.
Представленная типология личностных деформаций родителей позволяет определить выбор средств, направленных на оказание семьям психокоррекционной помощи.

studopedya.ru

Портрет ответственного родителя | Молодежный портал

У подъезда разговаривают две соседки, одна помоложе, другая постарше.
«Вот, жду старшего из школы, а то мимо дома пройдет», — говорит молодая женщина. «Если бы Вы знали, как трудно в наше время вырастить ответственных детей!». 
«Ох, как я Вас понимаю, дорогуша! Я вот внучка встречаю», — отвечает пожилая. — «Если бы Вы только знали, как сложно в наше время вырастить ответственных родителей!».

Так что же это за птица такая — ответственные родители? И как нам, обычным папам и мамам понять: а достаточно ли ответственные мы родители для своих детей. 

Настоящая ответственность бывает только личной. Человек краснеет один. 
Искандер Ф.А.

Фраза замечательного писателя напоминает, что ответственный родитель — это прежде всего ответственный человек, который осознает и принимает последствия своих поступков, не перекладывает на плечи других людей решение проблем, сам отвечает за качество своей жизни и жизни близких. А это, в первую очередь, дети и престарелые родители. Такая характеристика ответственности как качества личности в одинаковой степени относится к мужчине и к женщине. 

Термин «ответственное родительство» подразумевает, что родитель в отношениях с ребенком всегда взвешивает последствия своих решений для ребенка и для себя. Но в любом деле без понимания конечной цели предпринимаемые усилия могут сильно разниться с ожидаемым результатом. Насколько ясно вы представляете, какими хотели бы видеть своих детей? Осознаете ли вы риски, преимущества и побочные эффекты своего воспитания? 

Основная цель любого родителя — подготовить ребенка к самостоятельной жизни. А дальше на ваш выбор: чтобы он уверенно чувствовал себя в обществе, мог реализоваться в любимом деле, сумел заработать миллион, обеспечил себе в будущем необходимый уровень комфорта, стал знаменитостью, умел строить отношения с людьми, был хорошим семьянином, жил в гармонии с самим собой и так далее. 

В обществе бытует мнение, что с ребенком просто нужно дружить. Но если принять во внимание весь набор качеств, которые нужно воспитать в ребенке для достижения конечной цели, родителям мало только заботиться, просто любить своего ребенка или быть ему другом. Эта стратегическая цель требует от них на протяжении всей жизни принимать на себя множество ролей: бесконечно любящего и заботливого кормильца, а еще друга, наставника, партнера по играм, подчиненного, помощника, телохранителя, контролирующих органов, критика, образца поведения и так далее. 

Чтобы понять, какие компетенции позволяют достичь такой глобальной цели по воспитанию самостоятельного человека, давайте попробуем нарисовать собирательный портрет ответственных родителей. 

Вам покажется странным, но в первую очередь ответственные родители умеют строить прочные супружеские отношения, удовлетворяющие обоих супругов. Заботиться о своем браке важно, потому что неосознанно ребенок впитывает модели семьи и поведения папы и мамы в супружестве, их умение строить партнерские отношения и усваивает копинг-стратегии по выходу из сложных семейных ситуаций. 

Умеют родители быть открытыми и гармоничными в семье и донести до детей реальные секреты таких отношений? У их детей вырастают шансы научиться строить комфортные отношения с другими людьми, создать со временем свою собственную семью, и быть в ней счастливыми. 

Выстроить супружеские отношения важно еще и потому, что ребенку довольно трудно переживать супружеские ссоры родителей. Они сигналят ему о том, что его жизненная ситуация в данный момент не безопасна. 

Учитывая вышесказанное, умение разрешать семейные конфликты разных уровней — между родителями и ребенком, в супружеской подсистеме, с бабушками и дедушками, не позволяя им перейти в разряд хронических — тоже важная черта ответственных родителей. 

Ребенок в семейной ситуации выступает, как правило, в роли «хранителя спокойствия» и очень болезненно переносит любые конфликты. Когда семья обращается к психологу по поводу проблем с неуспеваемостью, непослушанием или протестным поведением чада, первое, на что обращают внимание специалисты, — это насколько комфортна ситуация в доме, нет ли в семье тлеющего конфликта. Потому что ребенок часто лишь носитель симптома, а «больна», как правило, вся семья. Ребенок же доступными ему способами, вовсе того не осознавая, пытается разрешить внутрисемейный конфликт. При этом основные задачи развития, свойственные его возрасту, отходят на второй план. 

Умение оказать поддержку и защитить в сложных ситуациях — важная компетенция ответственных родителей. Дети уязвимы, они обладают подвижной нервной системой, впечатлительны и многое воспринимают очень остро. Поэтому сложной в детском возрасте может быть любая ситуация, которая заставит ребенка переживать более интенсивные эмоции, чем обычно, даже если родителям кажется, что это сущий пустяк. Нужно суметь поставить себя на место ребенка, признать его право на собственные чувства — будь то разочарование, злость, гнев, радость. Даже в том случае, когда их проявления кажутся родителям неуместными. Задача родителей помочь ребенку с ними справиться. Если изначально отказать ребенку в том, что он вправе выражать свои чувства, то можно столкнуться с агрессией, страхами или его уходом в болезни.

Особое внимание на поддержку и защиту стоит обратить родителям, которые обвиняют своего ребенка в агрессивном поведении. Ведь у всякого поведения есть побудительный мотив, это может быть, в том числе ощущение незащищенности, небезопасности или нежелание родителей понять точку зрения ребенка в его конфликтах с кем-то внутри или вне семьи. Наблюдая любые перемены в ребенке и несвойственное ему прежде поведение, ответственный родитель не станет требовательно вопрошать: вот объясни почему ты себя так ведешь? А для начала спросит: «Как твои дела? Что у тебя произошло? У тебя проблемы?». Ответственный родитель разговаривает с детьми, помогая им найти приемлемое объяснение проблемы, выстроить оптимальную стратегию поведения в этот раз и договориться на будущее.

В разном возрасте детям нужна поддержка разного рода. Например, новорожденный не может жить без родительского тепла и объятий. Иногда молодые мамы говорят: «Не беру его на руки, а то потом с рук не слезет». А мы хотим сказать: «Ловите момент, сейчас просится, значит именно сейчас это ему и нужно. В 14 лет вы его уже не усадите «на ручки».

В подростковом возрасте ребенку нужна другая поддержка: поддержка его идей, проектов и планов. Подростку достаточно дать понять, что вы всегда в «зоне доступа» и он может обратиться к вам с любой проблемой в любое время. Если родитель разговаривал с ним с детства, то ребенку не составит труда обратиться за помощью в экстренной ситуации не к кому-нибудь, а к папе или к маме.

«Но подростки такие противные!», — скажет кто-то. «Иногда сил нету с ним воевать, хочется бросить все, и пусть сам справляется!», — добавит другой.

Он-то как-нибудь справится, только ответственный родитель понимает, что подростковый возраст ребенка — это как раз проверка родительской состоятельности. Не принимать ребенка, его поступки и поведение — это не принимать результат своих воспитательских усилий или их отсутствие. Если вам не нравится то, что делает ваш ребенок, значит вы либо плохо понимали, что хотите в нем вырастить, либо положились на авось и оставили его наедине с проблемами. 

Ответственные родители стараются обеспечить единый подход к воспитанию ребенка и последовательность в требованиях. 

В случае несогласия мамы и папы по какому-нибудь воспитательному вопросу, его стоит обсудить в отсутствие ребенка, чтобы не давать повода для детских манипуляций и тревоги.
Дети очень тонко чувствуют любое несоответствие. И поскольку хитрость — это пока единственная возможность для ребенка совладать со взрослыми, в случае, если папа запрещает, а мама тут же это разрешает, малыш быстро научится лавировать, и со временем проблемы с поведением неизбежно появятся. Важно, чтобы в вопросах воспитания все члены семьи были последовательны. Установленные правила должны быть приняты родителями совместно и соблюдаться всей семьей. Это закладывает фундамент семейной иерархии и в то же время делает жизнь ребенка и предъявляемые требования понятными. 

Но помните о последствиях своего подхода: если вы требуете от ребенка полного послушания, он точно этому научится, однако слушаться он будет не только вас, но и всех людей, которые ему покажутся мало-мальски значимыми. Похожая ситуация с запретами. Если вы запрещаете ребенку все подряд, будет весьма непоследовательно ждать от него инициативы и самостоятельности. «Мальчик, которого воспитали строгие родители, до трех лет думал, что его зовут Нельзя».

Ответственные родители следят не только за здоровьем ребенка, но и за своим здоровьем и здоровьем всей семьи. Тем самым ребенок получает важную установку: важно быть здоровым и заботиться о себе и близких. 

Когда речь идет о здоровье и заботе о нем, имеется ввиду и профилактика, и регулярная физкультура или спорт, и активный отдых, и своевременное обращение к доктору. Сводить заботу о здоровье к таблеткам и самолечению худшее напутствие детям. 

Предупредить развитие пагубных привычек у детей можно только на примере собственной жизни. Показывая альтернативу времяпрепровождению с алкоголем и курением, которые являются заместителями более конструктивных и здоровых развлечений и отдыха. Подходящий анекдот в тему: «В школе задали сочинение: «Мои родители». Девятилетний Вася написал: «Родители нам достаются в таком возрасте, что от многих привычек нам их уже не отучить». 

Для профилактики разного рода зависимостей ответственным родителям стоит также знать, в какой компании и как ребенок проводит свое свободное время, и с раннего возраста поощрять стремление ребенка делиться своими мыслями на разные темы, рассказывать о своей жизни. Открытость отношений и здоровый образ жизни в семье — хорошая прививка против плохих привычек детей.     

«Будет зайчик, будет и полянка», — говорили наши предки, подразумевая, что материальное благополучие не так важно для развития малыша, как любовь, внимание и ласка. Но «зайчики» растут, да и современный мир предъявляет новые требования к социально-бытовому благополучию. 

К сожалению, путь к благосостоянию не только тернист, но иногда ставит родителей перед выбором: уделить время детям или отдать его работодателю. И в каждом отдельном случае придется взвешивать риски: если риск ухудшить состояние ребенка выше, чем риск срыва производственных задач, ответственный родитель выберет нужды ребенка, а профессиональные задачи будет решать в авральном режиме. В ситуации подобного выбора всегда выигрывают родители, воспитывающие детей вместе: любящие супруги могут положиться друг на друга. 

Безусловно, обеспечить детей всем необходимым — это обязанность родителей. Но задайтесь вопросом, что действительно необходимо ребенку? Часто родители не осознают, что обманываются, и множество атрибутов богатства и успешности необходимы в первую очередь им самим. А пока родители зарабатывают на гаджеты, ребенок остается без реальной ощутимой заботы, которая нужна здесь и сейчас.

Ответственный родитель также помнит, что доступность неограниченных материальных средств расхолаживает юного человека и мешает ему учиться самостоятельно обеспечивать необходимое качество жизни и уровень благосостояния. А действительно, зачем? Папа все даст! Даже при очень высоких доходах родителям нужно донести до ребенка, что это не его деньги. И именно родители, а не ребенок, решают покупать ту или иную вещь или нет. В его жизни он может научиться зарабатывать сам. Учиться распоряжаться карманными деньгами можно уже с детства, а зарабатывать их — уже с подростничества.

                   

Умение родителей донести до ребенка духовно-нравственные и национальные ценности очень актуально для современного мира с его глобализацией и всемирной сетью. «Тут бы прокормить, а вы о духовности», — скажут иные родители. Однако передача высших ценностей от старшего поколения к младшему, это «жизнесберегающая» технология. Ценности — это наиболее глубокий пласт представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо, это то, благодаря чему человек остается человеком. Они влияют на постановку жизненных целей, мотивы поступков, ощущение счастья и удовлетворенности жизнью. Понимание и принятие общечеловеческих ценностей облегчает ребенку жизнь в социуме. 

Если же говорить о патриотизме и национальных ценностях, то ответственный родитель, воспитывая ребенка, закладывает ценности именно того общества, в котором ребенку предстоит жить и работать, это залог его успешности и принятия его идей этим самым обществом.
Ценности впитываются ребенком с народными сказками, с картинами родной природы и поэзии, с народными традициями, восприимчивость к которым у маленьких детей: дошкольников и младших школьников, очень высока. С наступлением подросткового периода ребенка начинается проверка патриотичности, духовности и значимости ценностей, заложенных родителями. Подростки, как известно, сильно подвержены влиянию сверстников, информационных ресурсов, значимых взрослых, среди которых не все носители положительного опыта. Если в семье ребенку было хорошо, то после мировоззренческих экспериментов, юный человек еще больше уверится в ценностях родительской семьи.

Без умения ребенка отстаивать собственное мнение и собственные ценности, анализировать ситуацию и принимать решения, человек легко может стать объектом манипуляции. Поэтому непременным качеством ответственного родителя является умение давать ребенку свободу действий и решений, которая позволяет ему проявлять самостоятельность и развивает критический трезвый взгляд на реальность. Любящему родителю предоставлять свободу ребенку довольно трудно, особенно матери, так как она с самого рождения малыша нацелена и привыкла заботиться о его безопасности. И у многих мам сильно желание убрать камни с дороги своего чада. Но как в такой ситуации быть уверенным, что подрастающий человек научится сам расчищать себе путь и уверенно справляться с проблемными ситуациями, которые встречаются в жизни постоянно? 

В семье, где воспитанием детей занимаются и папа, и мама, обеспечить баланс между заботой и свободой проще. Ввиду того, что отец и мать могут взять на себя разные наиболее близкие для каждого функции: один «охранительную», другой — «освободительную». Но как о степени свободы, так и о степени заботы обоим родителям все равно придется предварительно договариваться. 

Родителю, который в одиночестве воспитывает детей будет сложнее выработать взвешенную позицию и особенно придерживаться ее. Сложно, но возможно. Тут придется договариваться с самим собой и оставаться последовательным, невзирая на собственное сопротивление, сомнения, и несмотря на осуждающие взгляды с разных сторон: любящая мать не заставит дитя самого себе рубахи стирать. 

Стоит ли говорить, что доверять ребенку ответственность (а именно о ней идет речь) за определенную часть его жизни и/или жизни семьи можно только в ситуациях наиболее для него безопасных: сам заправил кровать, сам сходил в магазин, сам заварил чай, сам сделал уроки, сам несешь свой портфель, сам возвращаешься из школы, сам делаешь для класса стенгазету, сам ухаживаешь за котом и так далее. Сложность доверяемых сфер нужно увеличивать согласно возрасту. 

Вернемся к нашим героиням, с беседы которых и начиналась статья. Как вы понимаете, эти милые женщины прежними методами вряд ли воспитают ответственных людей и ответственных родителей. Не доверяя ребенку самому дойти до дома, невозможно сделать его ответственным, так же как нельзя сделать ответственными молодых родителей, выполняя за них обязанности по воспитанию их детей.

В статье использованы материалы портала «Я-родитель».

molportal.ru

Портрет с фотографии родителей, портрет с черно-белой фотографии, заказать портрет для родителей

   Помните извечный вопрос, задаваемый почти каждому ребенку: «Кем ты станешь, когда вырастешь?» В ответ почти всегда каждый из нас перечислял множество разных профессий, которые только знал. Однако самым популярным ответом во все времена остается: «Я буду как папа» или «Я буду как мама». Хоть и нет такой профессии, все мы понимаем, что стать такими как они, наши родители, — самое почетное звание.

К родителям мы относимся с особой теплотой и любовью, ведь это люди, которые не просто растили и воспитывали нас, это люди, всю жизнь одаряющие нас своей заботой и вниманием. И, конечно, хочется подарить в ответ что-то стоящее, достойное стать ответным даром на любовь и заботу дорогих родителей.

Это должен быть красивый, душевный, дорогой подарок, который подчеркнет, как крепко Вы любите своих маму и папу, как цените их и уважаете. Портрет с фотографии родителей – лучший подарок, которым Вы не только продемонстрируете свою любовь к маме и папе, но увековечите Ваши чувства в веках. Родные лица Ваших родителей достойны того, чтобы предстать на восхитительной картине, которая навсегда запечатлеет их на натуральном холсте!
   Каждый человек благодарен родителям за самые прекрасные моменты своей жизни – детство, отрочество, юность неотрывно связаны с мамой и папой. Слова благодарности хочется посвящать им ежеминутно, но иногда простые слова просто не способны передать все Ваши мысли и чувства. А вот восхитительный и душевный дар покажет Вашим маме и папе как Вы их любите и цените. Портрет с фотографии родителей —  это изысканный подарок, способный продемонстрировать всю Вашу любовь и благодарность родителям. Для создания картины Вам нужно всего лишь предоставить фотографию родителей,  а лучше сразу несколько снимков, в компанию АртФото, где для Вас создадут душевный и оригинальный подарок для дорогих мамы и папы. Портрет с фотографии родителей будет выполнен в самые кратчайшие сроки, а результат не оставит Вас равнодушным. Разве может кого-то оставить равнодушным изысканность, красота и изящество, восхитительно изображенные на холсте?!

На изысканном портрете воплотятся мужественный образ Вашего папы – настоящего главы семейства, мамин образ, чей нежный взгляд, позволит Вам вновь окунутся в атмосферу беззаботного детства… Наши специалисты, работающие с Вами напрямую, а также учитывающие все Ваши пожелания, с удивительной точностью передадут каждую деталь с предоставленных снимков, что сделает Ваш портрет с фотографии родителей неотразимым.

Портрет с черно-белой фотографии

   Каждая семья имеет свою историю. Ее создают черно-белые фотографии и современные цветные, которые хранят в себе памятные моменты, образы близких нам людей. Однако в фотографиях все действия словно заморожены. К тому же, глядя на черно-белые снимки, мы все равно видим, что события, во время которых были сделаны фото, произошли давно… Портрет с черно-белой фотографии повернет время вспять, позволив событиям давно минувших дней предстать в роскошной картине.

Портрет с черно-белой фотографии позволит Вашим родителям отправиться в путешествие во времени!  Вспомните, с каким трепетом Ваши мама и папа всегда  показывают Вам фотографии своей юности. К сожалению, со временем, старые снимки желтеют и портятся. Эти фотографии остаются в на пыльных полках, а затем совсем забываются, а вместе с тем забываются и важные моменты из жизни Ваших родителей. При помощи профессионалов АртФото, использующих такие технологии, как отцветка черно-белых фотографий, добавление прописи маслом или художественным гелем, у Вас есть великолепная возможность создать портрет с черно-белой фотографии, тем самым дать вторую жизнь событиям из детства,  юности, совместной жизни Ваших родителей. С АртФото Вы вернете любимым маме и папе вторую молодость, которая найдет достойное воплощение на картине с фото!

Заказать портрет для родителей

   Красивые игрушки, красочные книжки… Наверное, родители частенько баловали Вас такими прекрасными подарками

www.fotokartina.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *