Заключение специалистов по результатам психологического освидетельствования
Заключение специалистов
по результатам психологического освидетельствования
несовершеннолетних А. 200_ г.р., Б .200_г.р.
Цель обследования:
— изучение детско-родительских отношений.
Задачи:
- определение индивидуально-психологических и психоэмоциональных особенностей развития А. и Б.
- выявление особенностей личных отношений детей к родителям;
- изучение особенностей отношения детей к каждому из родителей.
Несовершеннолетние … и … были освидетельствованы ведущим психологом АНО «РМПЦ» … и специалистом-психологом … в присутствии отца детей ….
Для обследования А. 200_ г.р. и Б. 200_ г. р., были использованы следующие методики:
- 1. Диагностическое интервью.
- 2. Методика «Неоконченные предложения».
- 3. Детский апперцептивный тест (САТ) Л. Беллак.
- 4. Проективная методика «Рисунок семьи»/ «Семья животных».
- 5. Графический тест «Звёзды и волны».
- 6. Рисунок на свободную тему.
- 1. Определить индивидуально-психологические и психоэмоциональные особенности развития А. и Б.
С целью определения взаимоотношений были использованы следующие стандартизированные методики:
- Диагностическое интервью,
- Методика «Неоконченные предложения»,
- Графический тест «Звёзды и волны»,
- Рисунок на свободную тему.
Результаты исследования показали, что открыто дети не выражают явного эмоционально окрашенного отношения, как к матери, так и к отцу.
Для А характерна тенденция показать себя в лучшем свете, стремление подчеркнуть себя, как взрослого человека и сложность собственного характера. Позиция явно формируется посредством материнской поддержки, А интеллектуализирует происходящее, на проявление эмоций наложен внутренний запрет, они жестко контролируются. Эскалация эмоций вызывается напряжением родительских отношений. С отцом отношения А вербально обусловленные. В общем, в семейной ситуации ребёнок чувствует несвободу во взаимодействии с родителями, при этом сам себе задаёт планку интеллектуального и «взрослого» исполнения задач.
Б выполняет задания формально для того, чтобы «скорее пойти домой», при этом важна оценка лишь отца или поддержка А, заменяющая отцовскую. Интерес к рисованию гораздо выше, чем вербально ориентированные методы. Молчалив. Шутит с братом: «Нарисовал живот, как бочку», смеётся. Рассудителен, сниженная вербальная активность.
- 2. Выявить особенности личных отношений детей с родителями.
С целью определения взаимоотношений были использованы следующие стандартизированные методики:
- Детский апперцептивный тест (САТ) Л. Беллак;
- Проективная методика «Рисунок семьи».
- 3. Изучить особенности отношения детей к каждому из родителей.
С целью определения взаимоотношений были использованы следующие стандартизированные методики:
- Детский апперцептивный тест (САТ) Л. Беллак;
- Проективная методика «Рисунок семьи».
Для психического развития А деструктивна позиция формирования в нём не взрослой независимости, а зависимого поведения от оценки старшего, совместно с позицией «защитника» для матери, используя подражательные, а не интериоризированные процессы. Таким образом, в ребёнке имитируется, а не формируется самость. Дихотомия отношений родителей вынуждает его к формированию набора идентификаций, которые неодолимо влияют на его самоидентификацию. При усугублении сложности родительских отношений прогнозируется увеличение областей внутреннего конфликта А, эмоциональное отвержение отца в связи с необходимостью поддерживать мать.
Психолог ___________/ …/
Психолог ___________/ …/
Обработка результатов диагностического интервью и метода наблюдения показала:
Диагностическое интервью проводилось с 16:20 по 16:35.
Общее психологическое состояние и индивидуально-психологические особенности каждого из детей выявлялись в процессе проведения исследования диагностического интервью и посредством метода наблюдения. Оба исследуемых контактны.
Метод наблюдения выявляет высокий уровень проявления невротических явлений у Б. Он пассивен к вступлению в контакт, отвечает на вопросы избирательно, ждёт одобрения и разрешения для вступления в беседу со стороны брата. Помимо того, проявляет навязчивую потребность в телесном контакте с братом, поддерживает телесный контакт с отцом. Отказался от возможности участия в исследовании отдельно от брата. Задания выполняет функционально, важна оценка не любого взрослого, а именно отца.
По результатам метода наблюдения проявлены особенности активности А: сложно начинает контакт, далее активен, открыт, быстро истощаем, легко отвлекается, стремится к одобрению со стороны взрослых. На телесный контакт с братом откликается, стремится его прекратить, стесняется, при настойчивости Б в контакте проявляет прямую агрессию; с отцом телесно дистанцируется.
Особенности телесных границ отражают специфику внутрисемейного взаимодействия.
Влияние на поведение, эмоциональное состояние и психику детей психологических особенностей матери и отца обусловлено нахождением детей на определённых этапах психосексуального развития. Б находится в парапубертатном периоде психосексуального развития, на котором происходит формирование полового самосознания. А находится в препубертатном периоде онтогенеза сексуальности, то есть у него происходит формирование полоролевого поведения. В связи с прохождением этих этапов психосексуального развития для обоих детей всё большее значение приобретают наблюдаемые ими стереотипы поведения матери и отца, а так же получаемый ими телесный опыт. В настоящее время наблюдается дезинтеграция психического развития и развития схемы тела.
Обработка результатов теста «Детский апперцептивный тест (САТ) Л. Беллак» показала следующее:
Проведение методики укладывалось в сроки 16:35 – 17:10.
Психологический климат в семье и его влияние на гармоничное развитие детей отражаются в специфике выполнения детьми методики.
Б отказался от участия в исследовании отдельно от брата. Инструкцию усвоил, проявлял внимание к стимульному материалу, не участвуя в формировании рассказа, демонстрировал сниженный объём внимания – быстро отвлекался. На уточняющие вопросы отвечал избирательно.
А составлял рассказ свободно, с небольшой задержкой по времени, рассказы среднего объёма описательного характера. На дополнительные вопросы отвечал свободно и открыто. Инструкцию усвоил верно, с первого раза.
Рассказы носят описательный характер, что свидетельствует об умении проявлять психологические защиты в виде избегания определенных сюжетных областей. Этот приём служит увеличению личностной дистанции между рассказом и описываемыми им событиями, которая понижает их конфликтность и делает возможным включение их в рассказы.
Ещё одна особенность, наблюдаемая во время проведения данной методики — это соотношение времени до начала рассказа (латентного) и общего времени рассказа. В целом истории имеют одинаковое латентное время с общим временем, что свидетельствует о понимании тематики этих картин, которые, однако, вызывают у испытуемого защитные реакции.
В общем толковании результатов субтестов, темы агрессии, напряжения, страхов вызывают защитные реакции по типу избегания. В сочетании с тенденцией тактики формального ухода от содержания истории, можно говорить о конфликтных сферах, каковыми для А является отношения с отцом, телесные отношения в совокупности их проявлений. Старается из сюжета рассказа удалить любую возможность агрессии, объясняя явные проявления агрессии таким образом, чтобы избавиться от любой агрессивной коннотации. Демонстрирует склонность к интеллектуализации и подавлению эмоций.
Рассматривая всю совокупность рассказов, следует отметить присутствие практически во всех сюжетах элементов быта, объясняя телесные отношения с позиции требований бытовой ситуации, а не в качестве эмоционально окрашенных элементов. Рассказы А отражают, скорее, фантазии о совместной деятельности с матерью, о совместном времяпрепровождении. Отец в рассказах фигурирует лишь как супруг матери.
Отношения с родителями у А являются областью глубинных конфликтов, в которых он видит свою необходимость становиться на сторону матери, поддерживать её, проявляя противоборствующую отцу роль. Подобные отношения сказываются на психическом развитии ребёнка неблагополучным образом, формируя в нём определённые полоролевые поведенческие стереотипы.
Обработка результатов проективной методики «Семья животных» показала следующее:
Время выполнения методики 17:10 – 17:30.
Психологические особенности отношения каждого из детей к матери и отцу проявлены в результатах анализа проективной методики «Семья животных».
Рисунок Б, его представление о семье, включает по степени значимости себя, отца, мать, А и няню.
Порядок заполнения свободного пространства: рисунок занимает нижнюю треть листа, в нижней трети листа заполнял пространство, начиная с середины в обе стороны постепенно.
Порядок проявления персонажей рисунка: первым нарисовал себя, папу, затем маму, брата, няню. Фигуры членов семьи примерно одного размера, фигура отца отличается более крупными размерами. Персонажи на рисунке дружелюбные.
Возникновение трудностей при изображении того или иного персонажа или элементов рисунка: долго рисовал фигуру матери, не отвечая на вопрос, кто это.
Дополнительные элементы: подсмотрев в рисунок брата, Б дополнил рисунок симметрично расположенными кактусами и железной дорогой.
Эмоциональный настрой ребенка: во время изображения того или иного персонажа кардинально не менялся, общий эмоциональный настрой был спокойный нейтральный.
Комментарии в процессе выполнения рисунка: «Посмотрим, как у А», «Что это, А, мы все у тебя в пустыне что ли?», «Я тоже нарисую кактус и железную дорогу», «А, покажи, как ты рисовал кактус».
Судя по рисунку, ребёнок ощущает себя посредником в отношениях между отцом и матерью, отдавая большее предпочтение отцу.
Рисунок А отражает его представления о семье, включает в себя фигуру матери, самого себя и фигуру Б.
Порядок заполнения свободного пространства: заполнялся от центра в обе стороны симметрично относительно левой и правой стороны.
Порядок проявления персонажей рисунка: первым нарисовал мать, затем себя и брата. Фигуры себя и брата одинакового размера, фигура матери в два раза крупнее. Персонажи на рисунке дружелюбные.
Возникновение трудностей при изображении того или иного персонажа или элементов рисунка: снижение интереса к выполнению задачи после изображения себя, новый виток активности при изображении элементов.
Дополнительные элементы: дополнил рисунок кактусом и железной дорогой.
Эмоциональный настрой ребенка: во время изображения того или иного персонажа кардинально не менялся, общий эмоциональный настрой был спокойный нейтральный. При рисовании железной дороги утомился, но продолжал. При этом для рисунка себя и кактуса использовал любимый зелёный цвет, а мать и брата изобразил синим.
Комментарии в процессе выполнения рисунка: «А я ещё и кактус нарисую», «Кактус нарисовал, не отрывая карандаш», «Видел фильм, на Западе была железная дорога, нарисую и её».
Оценка общей структуры рисунка и интерпретация данных:
На рисунке Б мы видим отсутствие контакта между членами семьи. Он сам находится между родителями. Рисунок стремится к гармонии, симметрии. На рисунке изображена самая большая фигура – это папа. Ему придает исключительный статус, он, по мнению Б, обладает наибольшей властью в семье. Предпочтение того или иного родителя Б показал расположив свою фигуру между фигурами матери и отца, тем самым показывая свое нежелание быть вдалеке, как от матери, так от отца. Б нарисовал всех членов своей семьи, он не испытывает чувство одиночества и изолированности. Наибольшую эмоциональную связь он ощущает с отцом, себя воспринимает посредником между родителями.
Даже после вопросов об отце, А не включает фигуру отца в рисунок, что является отражением напряжения отношений с отцом. Отношения с матерью проявлены, как дистанцированные. Дополнительные элементы отражают, в том числе, сопротивление, желание дополнительной поддержки в семейных отношениях, аккумулированную агрессию. Помимо того, общая структура рисунка позволяет предположить ощущение ребёнка, которого воспитывают по типу «ежовых рукавиц», т.е. со стороны матери ребёнок чувствует большее попустительство и формирование в нём акселерированных черт личности, взрослой позиции; со стороны отца А чувствует больший уровень критики к общему уровню психического развития. Таким образом, ребёнок отражает позицию матери, которая возлагает на него ответственность разделения её позиции, как на взрослого. Можно говорить о дихотомии в чувствах А: с одной стороны, ему, очевидно, нравится роль «взрослого», хотя соответствие этой роли увеличивает внутренний конфликт; с другой стороны, он испытывает нехватку поддержки от значимого взрослого, которым является мать, и, в качестве «взрослого» не претендует на поддержку.
На обоих рисунках члены семьи находятся на расстоянии друг от друга и не взаимодействуют.
Обработка результатов графического теста «Звёзды и волны» показала следующее:
Графический тест «Звёзды и волны»17:30 – 17:35.
Б осуществляет предметное решение задачи, изображая одну линию волн и две звезды. Структура рисунка неравномерна. Следование правилам отражается только в изображении волн. Я-презентация не является выраженной, скорее, слита с отцовской оценкой или с заместительной поддержкой брата. Внутреннее состояние демонстрирует формальное благополучие, желание быстрого завершения процедуры обследования. Так же находит отражение сниженный уровень ресурсов и интереса. Специфика ресурсного состояния связана со сниженным психофизиологическим тонусом на момент обследования. Контролирует своё эмоциональное состояние. В моментах заинтересованности проявляет логику суждений.
А подходит к формалистскому, декоративному решению в исполнении рисунка. Структура рисунка неравномерна, отклоняясь от правил интервалов между элементами, не соблюдается соразмерность элементов. В структуре рисунка проявлен интеллектуальный акцент в решении задачи с меньшей включенностью эмоциональной компоненты и экспрессивной окраски. А проявляет установку на демонстративную «взрослость» позиции, стремление к эффектности. Ребёнок проявляет собственный желания, старается выйти за рамки требуемого заданием, подчеркнув свою интеллектуальную развитость. Много психической энергии тратится А на создание собственных установок о правильности действий и на контроль их поддержания. Тенденция к интеллектуализации отражает дисгармонию психического состояния, конфликт между эмоциями и интеллектом. Более явно и открыто, чем Б, А проецирует на рисунок своё внутреннее состояние. При этом выступает на первый план ощущение самоценности, уверенности в своих умениях. Интеллектуальные особенности проявлены неравномерно, за счёт высокой ценности роли «взрослого» снижена критика к содержанию рисунка, становятся важны отдельные элементы, на восприятие целого не хватает ресурсов развития. В рисунке отражены переживания о неизвестности будущего, сложностей в его принятии. Эмоциональная жизнь автора рисунка выглядит заторможенность, сдерживаемой в данный момент, отражает внутриличностный конфликт: навязываемая матерью социокультурная роль не соответствует психическому развитию ребёнка, ограничения этой роли («взрослого») отцом увеличивает эмоциональную конфронтацию с А.
Оба ребёнка ощущают слабость почвы под ногами и размытость картины будущего, что демонстрирует активное влияние семейной ситуации на самоощущение детей и их чувство благополучия.
Обработка результатов методики «Неоконченные предложения» показала следующее:
Методика «Неоконченные предложения» 17:35 – 17:50,
А, отвечая на вопросы данной методики, давал нейтральные ответы. Инструкцию понял не с первого раза. Отвечал с большими паузами, что наряду с прочими причинами, обусловлено ярко выраженными признаками утомления. Нейтральные ответы свидетельствуют о формальном эмоциональном благополучии. В ответах стремится рассуждать, действовать интеллектуально обусловлено, склонен к проявлению социально желательной позиции.
Ответы выражают модальность отношений с отцом, как вербальные. Отношения с матерью отражают недостаточную реализацию желаний совместной деятельности.
Помимо этого отражена позиция избегания конфликтов в конкурентных отношениях, активность деятельности защитных механизмов.
Обработка результатов рисунок на произвольную тему показала следующее:
Рисунок на произвольную тему 17:50 – 18:10
Б для рисунка выбрал лист формата А4, в своём рисунке задействовал лист целиком, изобразил небо, солнце, дом, человека и цветок.
А использовал лист формата А3, на котором изобразил 4 светофора, в связи с тем, что данная тематика любима и предоставляет возможность использования в рисовании любимых цветов.
Выводы:
- 1. Результаты освидетельствования показали, что общее психологическое состояние и индивидуально-психологические особенности каждого из детей соответствуют возрастному развитию и конгруэнтно психоэмоциональной обстановке сложившейся на момент освидетельствования в семье …. У Б высокий уровень проявления невротических явлений. Он пассивен к вступлению в контакт, отвечает на вопросы избирательно, ждёт одобрения и разрешения для вступления в беседу со стороны брата. Помимо того, проявляет навязчивую потребность в телесном контакте с братом, поддерживает телесный контакт с отцом, важна оценка не любого взрослого, а именно отца. У А проявлены особенности активности: сложно начинает контакт, далее активен, открыт, быстро истощаем, легко отвлекается, стремится к одобрению со стороны взрослых. На телесный контакт с братом откликается, стремится его прекратить, стесняется, при настойчивости Б в контакте проявляет прямую агрессию; с отцом телесно дистанцируется.
- 2. Влияние на поведение, эмоциональное состояние и психику детей психологических особенностей матери и отца обусловлено нахождением детей на определённых этапах психосексуального развития. Б находится в парапубертатном периоде психосексуального развития, на котором происходит формирование полового самосознания. А находится в препубертатном периоде онтогенеза сексуальности, то есть у него происходит формирование полоролевого поведения. В связи с прохождением этих этапов психосексуального развития для обоих детей всё большее значение приобретают наблюдаемые ими стереотипы поведения матери и отца, а так же получаемый ими телесный опыт. На момент освидетельсвтвания наблюдается дезинтеграция психического развития и развития схемы тела.
- 3. Отношения с родителями у А являются областью глубинных конфликтов, в которых он видит свою необходимость становиться на сторону матери, поддерживать её, проявляя противоборствующую отцу роль. Подобные отношения сказываются на психическом развитии ребёнка неблагополучным образом, формируя в нём определённые полоролевые поведенческие стереотипы. Психологические особенности отношения каждого из детей к матери и отцу: со стороны матери ребёнок чувствует большее попустительство и формирование в нём акселерированных черт личности, взрослой позиции; со стороны отца А чувствует больший уровень критики к общему уровню психического развития. Таким образом, ребёнок отражает позицию матери, которая возлагает на него ответственность разделения её позиции, как на взрослого. Можно говорить о дихотомии в чувствах А: с одной стороны, ему, очевидно, нравится роль «взрослого», хотя соответствие этой роли увеличивает внутренний конфликт; с другой стороны, он испытывает нехватку поддержки от значимого взрослого, которым является мать, и, в качестве «взрослого» не претендует на поддержку.
- 4. Для того, чтобы корректно ответить на вопросы «В какой мере и как психологические особенности матери и отца влияют на поведение, эмоциональное состояние и психику детей?» и «С кем из родителей целесообразно определить дальнейшее проживание детей, исходя из их интересов и привязанностей?», следует проводить освидетельствование родителей: …. и … (ответ на 4 и 9 вопросы).
- 5. На момент освидетельствования специалистами выявлено явное нарушение «Закона иерархии» в семье со стороны матери …. Мать делая из А «взрослого», поручая ему «взрослые» обязанности и говоря ребенку: «Ты сейчас за папу», искажает семейную структуру, что в свою очередь привело к парентификации. Парентификация – семейная ситуация, при которой ребенок вынужден рано стать взрослым и принять на себя опеку над своими родителями. Так бывает, когда страдающая после развода или в момент разлуки с супругом, чувствующая себя обессиленной житейскими сложностями мать делает ребенка (сына или дочь) своим советчиком, человеком, которому она поверяет свои тайны, свое бессилие, с которой она может быть слабой. Это происходит с мальчиком, которого мать видит на месте отца, когда тот покидает семью, который вынужден стать рациональным, заботящемся о благополучии других раньше, чем созревает для этого. Такое поведение матери может влиять на психическое здоровье детей, и наносить вред их нравственном развитию.
- 6. Дети часто оказываются под психологическим давлением взрослых членов семьи и данный случай не является исключением, т.е., на детей оказывают психологическое давление со стороны обоих родителей.
- 7. Общение детей с отцом или с матерью может быть гармоничным и благоприятным, если корректно и соответственно законам развития гармоничной семьи воспитывать, развивать, защищать и обучать детей. В случае же семьи … мы наблюдаем конкуренцию между матерью и отцом, которое в свою очередь негативно влияет на психологическое состояние детей (ответ на 7 и 8 вопросы).
Психолог ___________/ …/
Психолог ___________/ …/
sudmedrmpc.ru
Психологическое заключение по результатам диагностики
Руденко (диагностика психических процессов ребенка).
Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллер, В.В Юстицкис
Экспериментально-психологическое исследование ребенка
(ФИО ребенка и дата рождения)
Ребенок поступил в МАДОУ № XXX 17 сентября 2012 года. В возрасте 2-х лет. Адаптация прошла успешно, в легкой форме. Психологическое развитие ребенка за все время пребывания в детском саду соответствовало возрасту ребенка.
Наблюдение и беседа
Ребенок с интересом вступает в контакт, свободен, но сдержан в общении. Отвечает только на вопросы, которые ему задают. Когда речь заходит о брате и о маме, фон настроения яркий, светлый, он с особой теплотой говорит о них. Но когда вопросы касаются разговора о папе, то ребенок сразу напрягается, чувствуется тревога в голосе и страх. К отцу ребенок имеет противоречивые чувства. Ребенок сам рассказал, как отец его забрал к себе, а он не хотел, как был в одной квартире с малознакомой женщиной, в другом городе, как ему было страшно, и он хотел к брату и к маме. А потом вдруг вспомнил, что отец обещал ему показать самолет в следующий раз.
Психологическое заключение по результатам диагностики
Исключает, обобщает, группирует в грубом подборе объектов, нуждается в помощи при аргументации выбора. Выделяет явные различия между объектами (выделение сходства вызывает затруднения). Способен к установлению простейших причинно-следственных связей и закономерностей.
Навыки мыслительной деятельности недостаточно устойчивые. Слабовыраженная способность к установлению и построению элементарных умозаключений. Мышление несамостоятельное. Не всегда использует помощь.
ВниманиеВыпол
lconsultant.ru
Справка психолога по результатам диагностики
СПРАВКА ОТ ПСИХОЛОГА. Где получить? Как составить? Что в ней должно быть указано?
К нам в учреждение судебной экспертизы часто обращаются клиенты и практикующие психологи с просьбой разъяснить, какой формы должна быть АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПСИХОЛОГА, СПРАВКА ПСИХОЛОГА-ПЕДАГОГА или просто СПРАВКА ПСИХОЛОГА при обращении к нему за подобным документом. Следует уяснить, что потребность в указанном документе чаще всего обусловлена каким-либо правовым спором, в том числе судебным, и чаще всего связана с гражданско-правовыми взаимоотношениями между субъектами права, а также в гражданском и уголовном процессе в числе прочего при:
— установлении порядка встреч и определении места жительства несовершеннолетнего;
— решении об установлении, лишении или ограничении родительских прав;
— определении дееспособности или ограниченной дееспособности;
— определении морального ущерба;
— установлении инвалидности;
— установлении умысла и определении вины;
— проведении судебной психологической и психолого-психиатрической экспертизы;
— изучении и описании индивидуально-психологических особенностей личности и т.д.
В отличие от Заключения судебной психологической экспертизы, форма и содержание которого строго регламентирована уголовным и гражданским законодательством, форма и содержание Справки психолога или Аналитической Справки психолога в настоящий момент не регламентированы действующим законодательством РФ.
Однако учитывая, что данный документ может быть использован в правовом споре или в судебном процессе, Аналитическая Справка психолога, впрочем, также, как и просто СПРАВКА ПСИХОЛОГА, должны подчиняться определенной логике составления документа и соответствовать элементарным правовым нормам.
В зависимости от смыслового содержания документа и цели обращения за ним, указанному документу можно дать разные названия. В практике нашего экспертного учреждения среди предоставленных нам документов, «рожденных» гением психологической мысли, попадались такие названия, как: СПРАВКА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА, СПРАВКА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА, АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПСИХОЛОГА, АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПСИХОЛОГА ДОУ, СПРАВКА ОТ ПСИХОЛОГА, СПРАВКА ПСИХОЛОГА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ДИАГНОСТИКИ, СПРАВКА ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА, АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПСИХОЛОГА ДЛЯ АТТЕСТАЦИИ, СПРАВКА ПСИХОЛОГА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ, СТАТИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СПРАВКА и еще много чего, в общем, кто на что горазд.
Аналитическая справка психолога — название не совсем корректное как минимум по двум причинам: первая — в психологии существует аналитическое направление, и справка в с таким названием, как «аналитическая», может быть юридически истолкована как справка психоаналитика; вторая причина, по которой аналитическая справка психолога — не совсем подходящее название, — это та, что в юридической психологии психоаналитические методы исследования психики не являются экспертными.
Все же остальные из перечисленных названий не противоречат действующему законодательству, однако по факту являются СПРАВКОЙ ПСИХОЛОГА, а по внутренней логике в каждом конкретном случае являются документами, содержащими:
1. Информацию об обращении или приёме.
2. Информацию о результатах единичного обследования, исследования, диагностики, консультирования или психотерапевтического вмешательства в отношении конкретного лица;
3. Информацию о результатах систематического наблюдения, консультирования, коррекции или психотерапии клиента;
4. Информацию о состоянии клиента в конкретный юридически значимый период (в связи с юридически значимыми событиями).
Справка психолога, исходя из потребностей обратившегося, может быть дана для предоставления в Суд, в отдел по Опеке и Попечительству, в Медицинскую Комиссию или Военно-Врачебную Комиссию (ВВК) для учета и приобщения при проведении судебной психологической или психолого-психиатрической экспертизы и т.д.
Примерная форма СПРАВКИ ПСИХОЛОГА может быть следующей:
СПРАВКА ПСИХОЛОГА
по результатам очного психологического обследования
или
(по результатам психологического консультирования, по результатам психологической диагностики, по результатам собеседования, по результатам наблюдения)
г. Москва 2015 г.
Справка дана:
Ф.И.О. _____________________________ (указывается Ф.И.О. обратившегося за справкой, учитывая, что справки выдаются только с согласия лица, в отношении которого проведены психологические мероприятия, а обследования проводятся и справки в отношении психологического обследования несовершеннолетних лиц выдаются только с письменного согласия представителя несовершеннолетнего).
Далее указываются данные лица, в отношении которого проведены психологические мероприятия, в том числе:
Ф.И.О., дата рождения, место жительства.
Основание обследования, в том числе это могут быть:
-жалобы на психологическое или психосоматическое состояние;
-договор психологического обследования от «_»___2014г. №__
-договор психологической коррекции от «_»___2014г. №__
-устный запрос законного представителя несовершеннолетнего Ф.И.О.;
-письменное согласие законного представителя несовершеннолетнего Ф.И.О.;
Далее в справке психолога излагаются:
дата и повод обращения, жалобы, обстоятельства и факты, изложенные обратившимся лицом, при необходимости перечисляются использованные методы психодиагностики или психотерапии.
По результатам проведенного психологического обследования (психологической диагностики, психологического собеседования, психологического наблюдения, психологического консультирования или психотерапии) установлено, что:
В данном разделе справки психолога излагаются значимые по мнению психолога факты и результаты взаимодействия с клиентом, профессиональные выводы или информация, интересующая заказчика.
Психолог учреждения «указать конкретно какого»
Ф.И.О., подпись, и печать (при наличии)
Важно!!! Следует помнить, что в справке психолога следует описывать конкретную подтвержденную информацию, только объективные данные обследования и наблюдения (если таковые проводились). Никак не интерпретировать сведения, сообщенные обследованным лицом или инициатором обследования. Выводы можно делать только по объективно выявленному состоянию при подтверждении материалами психодиагностики.
Также в справке психолога нельзя излагать конфиденциальные данные, касающиеся лиц, непосредственно не участвующих в процессе психодиагностики или обследования, без письменного разрешения этих лиц.
Данная форма может быть дополнена ссылками на какие-либо документы, приложениями к справке в виде каких-либо материалогов или протоколов психодиагностики и наблюдения, фото и видео исследований.
Главный судебный эксперт учреждения судебной экспертизы
«Центр специальных исследований и экспертиз»
А.В. Лосев
infourok.ru
Психологическое заключение на младшего школьника из приемной семьи с рекомендациями
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Обследуемый : Иванов Иван, 9 лет
Дата обследования: 10.10.2016 года.
Обследование проводилось по запросу родителей с целью изучения особенностей эмоционально-волевой сферы и составления рекомендаций по снижению тревожности мальчика. Психологическая диагностика проводилась в индивидуальной форме.
Эмоциональная реакция на ситуацию обследования проявляется в виде настороженности, скованности. Зрительный контакт не поддерживает. При поощрении и одобрении демонстрирует положительные эмоции. При возникновении трудностей принимает помощь.
По данным цветового теста М. Люшера на момент обследования имеет потребность в теплом участии. Сложившаяся ситуация вызывает беспокойство и тревожность. Ищет ощущения безопасности и теплой привязанности. Не всегда чувствует поддержку. Сильную тревогу вызывают несбывшиеся надежды. Беспокоится, что не сможет добиться желаемого. Такая тревожная неуверенность приводит к попыткам уйти от ответственности. Состояние можно охарактеризовать как нерешительность. Выход из этой ситуации видит в спокойных, гармоничных отношениях, которые оградили бы его от разочарования и недостатков признания.
По результатам методики «Дерево» в качестве желаемого состояния Иван выделяет для себя общительность и дружескую поддержку.
Методика «Лесенка». По мнению мальчика папа, мама, бабушка, одноклассники, учитель Мария Ивановна, а также братья Максим, Радик и сестра Лиза оценили бы его как очень хорошего ребенка. Сам Иван относит себя к категории «очень хороших детей».
По Дембо-Рубинштейн
По данным методики «Страхи в домиках» для Ивана характерна повышенная тревожность. Число страхов превышает возрастную норму (16 вместо 7). Мальчик отмечает страх болезней, других людей (которые могут забрать), наказания (в углу стоять), пропустить школу, уколов, резких звуков, страшные сны.
Шкала явной тревожности А.М. Прихожан. Результаты данной методики указывают на повышенный уровень тревожности. Количество баллов по шкале «социальная желательность» свидетельствует о достоверности ответов мальчика, его искренности. Тревогу у Ивана вызываю ситуации , связанные со стремлением быть лучше всех, мнение о нем родителей, мысли о том, что с ним или с родителями может что-то случиться, оценки в школе.
Проективная методика «Несуществующее животное» направлена на выявление скрытых эмоций. Размер рисунка и его расположение говорит о сочетании низкой самооценки и низкого уровня притязаний. В подобном изображении можно прочитать такое « послание»: « Я в жизни много от чего отказался, но даже то, что мне хочется, у меня не получится». Имеет место направленность мыслей на прошлое. Особенности изображения глаз говорят о наличии страхов, отсутствие ушей – о некоторой замкнутости, иногда нежелании вступать в контакт и слушать чужое мнение. Шипы на хвосте, голове и спине – готовность к защитной агрессии чаще от тех, кто старше, сильнее и имеет возможность наложить запреты, а также защита от насмешек и непризнания у сверстников, младших по возрасту.
Рассказ ребенка о животном почти всегда отражает то, что с ним самим происходит в жизни. Свое животное мальчик назвал Динозавр-ежик. Он живет в большом, светлом лесу в доме с мамой, папой, бабушкой, братьями и сестрами. У него есть друзья и нет врагов, что указывает на высокую ценность общения. Если на животное нападут, то он позовет на помощь семью, они скатаются клубком и хвостами будут отбиваться. Боится льва и тигра, которые могут его расцарапать и съесть. Три желания Динозавра-Ежика: чтобы лев и тигр с ним дружили, чтобы всегда было светло и он не заблудился ночью, нашел свой дом, и чтобы все были радостные. Анализ рисунка свидетельствует о ценности дружественных отношений с окружающими , доброжелательности Вани , наличии страхов и тревог.
Проективная методика «Рисунок семьи». На рисунке мальчика присутствуют все члены семьи, что говорит о наличии изображенных людей в эмоциональном мире Ивана. Также, как и на рисунке «несуществующее животное» группа маленьких фигур изображена внизу листа, что указывает на невысокую самооценку и невысокий уровень притязаний. «Твердо стоящим на ногах» и самым умным(самая большая голова) в семье Иван считает папу, а также он его считает тревожным. Количество пальцев на руках у мамы говорит о том, что, по мнению мальчика, мама больше способна влиять на внесемейную сферу (работа, карьера), чем на отношения в семье. Радика, Лизу и Максима Иван считает самыми маловлиятельными членами семьи. Пострисуночная беседа указывает на наличие позитивных переживаний, ощущении Иваном своего старшинства среди детей в семье и ответственности за них и их поведение, сформированной моральной позиции старшего: уступать младшим, заботиться о них.
Заключение: проведенная психологическая диагностика говорит о наличии тревожной неуверенности, сниженной самооценке и невысоком уровне притязаний. Мальчик проявляет средний уровень адаптивных возможностей к сложившейся ситуации. Характерна гиперответственность за младших членов семьи, что также влияет на его тревожность. Нуждается в ощущении безопасности и теплой привязанности.
Психолог: ________________
РЕКОМЕНДАЦИИ.
Обследуемый : Иванов Иван, 9 лет
Дата обследования: 10.10.2016 года.
Первое, что хотят понять дети, попадая в приемную семью, — это «долго ли я тут пробуду?», «что будет со мной в дальнейшем?»
Необходимым условием успешной адаптации ребенка к новой семье является взаимное соответствие ожиданий ребенка и приемных родителей. Поэтому важно говорить ему, что именно о таком ребенке вы и мечтали. Родителям следует заверить ребенка в том, что он теперь живет в семье и как все члены семьи, уходя из дома, вновь и вновь будет возвращаться домой. Это поможет снять тревожность и напряжение.
Снижению тревожности будут способствовать ритуалы семьи: ритуал вечернего чаепития с обсуждением итогов прожитого дня, ритуал подготовки ко сну и т.д.
Желательно давать Ивану возможность участвовать в решении семейных вопросов, по возможности прислушиваться к его мнению.
Обращаясь к ребенку с просьбой или вопросом, желательно установить с ним контакт глаз, возможно, присесть на его уровень.
Работу с тревожным ребенком рекомендуют проводить в трех направлениях:
1. Повышение самооценки.
2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
3. Снятие мышечного напряжения.
Повышение самооценки.
— Следует чаще называть его по имени, хвалить даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей (например, во время общего ужина). Похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить.
— Полезно снизить количество замечаний. Можно попробовать в течение одного дня записать все замечания, высказанные ребенку. Вечером перечитать список. Возможно, большинство замечаний можно было бы не делать.
Тактильный контакт поможет ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру (мамины поглаживания, объятия, папины рукопожатия и похлопывания по плечу и т.д.).
— Родители должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая его. Избегайте «родительских ножниц».
— Безусловное принятие – основа эмоционального благополучия ребенка. Он должен знать: он хороший, любимый (Мы любим тебя просто за то, что ты у нас есть)
— Нужно практиковать поручение престижных заданий.
— Если сравнивать результаты работы, то только его собственные (достиг вчера, неделю или месяц назад), а не с успехами других детей. Это приводит к снижению самооценки, озлобленности, обидам.
— Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.
— Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей. (Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваши учителя понимают! Бабушку лучше слушай!»)
— Необходимо оценивать поступки ребенка, а не его личность. Постоянно подчеркивать это в общении с мальчиком. Говорите ребенку: «Мы любим тебя всегда, несмотря ни на что. Некоторые твои поступки могут нам не нравиться и расстраивать, но это не значит, что мы перестаем тебя любить.»
Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
Для преодоления страхов необходимо объяснить Ивану, как реагировать в ситуациях, которые вызывают тревогу. Например, громко звать на помощь, если есть опасность от других людей.(можно поиграть в такую игру дома всей семьей, чтобы в главной роли побывали все дети, а в роли злодея переодетые мама или папа. Выяснить, почему ребенок боится пропустить школу. Возможно, существует излишняя требовательность к школьным успехам.
Страшные сны можно рисовать и говорить о них, а затем порвать рисунок и выбросить, сжечь (по желанию ребенка).
Чтобы избавиться от страха уколов и громких звуков, тоже нужно играть. Еще ребенка младшего школьного возраста необходимо информировать. Чтобы он не боялся болезней, рассказать, что в наше время существует много лекарств от всех болезней и уколы тоже помогают победить болезнь. Стараться быть максимально честным.
Снятие мышечного напряжения.
Желательно применять игры с водой, песком.
Детям с повышенным уровнем тревожности полезны подвижные , активные игры, желательно вместе с родителями. («Шариковые бои»).
Можно также устроить импровизированный маскарад, шоу. Для этого надо приготовить маски, костюмы или просто старую взрослую одежду. Участие в представлении поможет тревожным детям расслабиться. А если маски и костюмы будут изготовлены руками детей (конечно, с участием взрослых), игра принесет им еще больше удовольствия.
Совместное со взрослым сочинение сказок и историй научит ребенка выражать словами свою тревогу и страх. И даже если он приписывает их не себе, а вымышленному герою, это поможет снять эмоциональный груз внутреннего переживания и в какой-то мере успокоит ребенка.
Упражнения для снижения тревожности
Плакат с «заклинаниями-девизами»
Очевидно, что тревожные дети внушают себе: «Я не смогу этого сделать», «Это слишком трудно», «Я никогда не сделаю правильно». Помогите ученикам изменить внутреннюю речь. Можно повесить в вашем классе перед глазами учеников плакаты с заклинаниями (внутренними девизами): «Я смогу это!», «Попробуй – и результат обязательно будет!», «Когда говорю себе, что я могу, я действительно могу!», «Я могу стать таким, каким я хочу быть».
Ищите два плюса на каждый минус
Введите правило: когда услышите, что ребенок негативно высказывается о себе и своей учебе, вслух скажите о его работе не менее двух позитивных утверждений. Этот прием помогает ребенку обращать внимание на те слова, которые он говорит о себе. Это также помогает трансформировать негативный образ себя в позитивный. Поначалу ученики чувствуют некоторую неловкость, когда слышат о себе хорошее, но … «к хорошему быстро привыкаешь». Одно условие: реплики взрослого должны быть предельно конкретны.
Декларация «Я могу»
В голове тревожного ребенка, как только он получает задачу, как будто звучит заезженная пластинка «А вдруг ты не сможешь, вдруг ничего не получится». Чтобы «сменить пластинку» попросите ученика тихонько повторить фразы по типу: «Я могу решить эту задачку с дробями», «Я достаточно умен, чтобы ответить на все эти вопросы».
Попросите школьника повторять это перед сложным задание или когда видите признаки подступающей неуверенности, положите карточку с текстом заклинания рядом с заданием.
Рассказывайте об ошибках
Необходимо рассказать об одной из ошибок, совершенных сегодня на уроке, дома, в транспорте. Поначалу дети могут не принять эту игру. Об ошибках говорить самим, да еще перед остальными – для многих это все равно что демонстрировать всем пятно на одежде. Поэтому очень важно, чтобы и сам взрослый принимал участие в этой игре. Открывая эту тайну своим ученикам, мы помогаем им усвоить, что ошибки – нормальная часть жизни каждого человека. Тревожные ученики перестают чувствовать себя неуспешными.
В другой раз продолжите игру вопросом: «Что ты можешь сделать, чтобы больше не повторить эту ошибку?» Отвечая на него, ученики начинают понимать, что важно научиться не избегать ошибок. Когда ученик слышит, как другие планируют исправлять свои ошибки, он как бы учится способам исправлять свои собственные.
Показывайте ценность ошибки как попытки
Нужно признать, что больше ошибок делают люди активные, а не пассивные, а активность всегда приветствуется. Вот почему важно награждать ошибки замечаниями, сделанными с энтузиазмом и положительным пафосом: «Ошибка уже сделана. Ну и что? Теперь посмотри, чему можно на ней научиться».
Подчеркивайте любые улучшения
Сделайте своим девизом «Все, что делается, — делается!» Не ждите, когда задача будет полностью решена, обращайте внимание на каждый верный шаг при решении.
Раскрывайте сильный стороны своих детей
Тревожные дети нуждаются в поддержке, нуждаются в том, чтобы им помогли развить чувство состоятельности. Обращайте внимание на сильные стороны ребенка. Едва заметив что-то ценное в нем, прямо скажите ему об этом.
Психолог: ________________
infourok.ru
Психологическое заключение и психологический диагноз
По характеру проработанности психологическое заключение подразделяется на два вида: первичное и итоговое, уточненное. По аналогии с медицинскими вариантами первичного и уточненного диагноза вначале формулируется только первичное заключение, после обработки всего комплекса данных – итоговое.
Итоговое психологическое заключение является либо конечным этапом диагностического процесса деятельности психолога, либо только составной частью общего заключения «диагноза» в том, например, случае, когда психологическое исследование проведено для уточнения клинико-психологической структуры нарушения. Диагноз выставляется врачом (детским психиатром или невропатологом) при совместном обсуждении полученных результатов с психологом.
Выделение вариантов психологического заключения в известной степени условно, поскольку итоговое психологическое заключение при любом повторном обследовании или обращении клиента переходит в разряд первичного уточненного. Психологическая реальность не является в полном объеме стабильной и неизменной. Даже при олигофрении, благодаря правильной коррекционно-воспитательной работе с ребенком, имеют место положительные сдвиги.
Психологическое заключение должно быть кратким, но по возможности наиболее полно отражать характер выявленных нарушений применительно к целям обследования:
клиническая практика – объективизация психологической структуры психопатологического состояния для его квалификации или дифференциальной диагностики;
экспертиза эффективности лечебного или учебного процесса – фиксация состояния ребенка на данный момент;
школьная практика – определение основных параметров психологической структуры нарушения развития применительно к учебному процессу.
Психологическое заключение может быть написано и в свободной форме, однако использование различных схем заключения, как показывает практика, объективирует и унифицирует работу психолога, помогая выделять ключевые факты среди полученных, дифференцировать существенное и второстепенное. Варианты схемы заключения разработаны различными авторами. Рассмотрим схему, предложенную М.М. и Н.Я. Семаго.
Общая часть заключения ориентирована не только на специалистов, но и на тех педагогов, кто имеет непосредственный контакт с ребенком. В этой части раскрываются не только трудности и особенности развития ребенка, но и методы, благоприятные для обучения: особые формы работы, передачи материала и т.д. Желательно по мере возможности отметить выявившиеся в ходе диагностики «сильные» стороны ребенка, способные стать дополнительными средствами компенсации имеющихся трудностей.
Только при условии, что все специалисты полностью осведомлены об особенностях развития ребенка и используют эти знания в своей работе, можно построить действительно эффективную коррекционно-развивающую работу, основанную на целостном интегративном подходе. Однако «открытость» информации о ребенке должна быть подчинена деонтологическому принципу ее неразглашения, учитывая интересы ребенка и его близких.
Психологическое заключение и комплексный клинико-психологический диагноз состояния являются «дефинициями внутреннего пользования». Варианты комплексного (коллегиального) заключения, предназначенные для неспециалистов, формулируются и оформляются в соответствии с принятыми рекомендациями. Специальная часть заключения адресована непосредственно психологу и другим специалистам «внеурочного плана», участвующим в сопровождении ребенка, оказании ему специальной помощи. В связи с ее особой важностью рассмотрим эту часть подробнее.
Понятие психологического диагноза нельзя считать достаточно разработанным в современной психологии. В практике этот термин применяется часто в очень широком и неопределенном смысле как констатация количественной и качественной характеристики того или иного признака. В психометрии диагноз является производным от процедур тестового измерения, а психодиагностика определяется как идентификация психологических характеристик индивида с помощью специальных методов. Предпосылки содержательного подхода к определению психологического диагноза были намечены Л.С. Выготским и развивались позднее Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.Ф. Талызиной и др.
Цель диагностического процесса – ответить на психологические вопросы и подготовить фундамент для решения проблемы. Целостность процесса оказания психологической помощи отражает принцип единства диагностики и коррекции. В этом плане сохраняют свою актуальность мысли Выготского о том, что качество постановки диагноза определяется не только качеством диагностической методики, но и профессиональными знаниями, способностями и навыками психодиагноста: умение интерпретировать, расшифровывать иероглифы – основное условие для того, чтобы перед исследователем открылась осмысленная картина личности и поведения ребенка.
Выготский неоднократно отмечал, что тщательное обследование должно вестись специалистом, осведомленным в вопросах психопатологии, дефектологии и лечебной педагогики. Он подчеркивал, что конечной целевой установкой педологического изучения ребенка должно быть педологическое или лечебно-педагогическое назначение – т.е. вся система коррекционных индивидуально-педагогических мероприятий как важнейшая практическая часть исследования одна только и может доказать его истинность, сообщит ему смысл.
Чтобы более глубоко и тонко определить причины того или иного психологического явления, психолог должен уметь сочетать данные наблюдения и свои собственные впечатления с заключениями, полученными в результате применения тестовых и других объективных методик. При этом ему следует творчески истолковывать симптомы. Начало научного знания — в точном наблюдении, тщательном и творческом мышлении а не в накоплении только лабораторных данных, подчеркивает позднее К. Роджерс.
Единственно научный путь построения психологического диагноза – квалификация данного этапа развития ребенка в контексте этапов и закономерностей всего психологического онтогенеза, исследование механизмов формирования установленных трудностей. Никоим образом в центре психологического диагноза не должны оказываться негативные или болезненные проявления, он всегда должен иметь в виду сложную структуру личности. В плане изучения конкретного случая это означает применение двустороннего анализа: с одной стороны, «расчленение психологических функций» с выяснением их качественного своеобразия; с другой – установление структурных и функциональных связей между развитием отдельных сторон личности.
Сложность структуры отклоняющегося развития ребенка любого варианта дизонтогенеза, определяемая взаимообусловленным сочетанием органических и психофизических факторов с приобретенными вторичными отклонениями, обусловливает необходимость комплексного, мультимодального подхода и к изучению его развития, и к постановке диагноза.
Клинический (нозологический) диагноз требует констатации, описания и сведения к той или иной диагностической формуле выявляемых у ребенка симптомов, которые структурируются в определенном синдроме. Клинический диагноз основной практической целью ставит оказание врачебной помощи в виде определенных медикаментозно-терапевтических схем. Задача комплексной психолого-педагогической коррекции выявляемых у ребенка дефицитов и искажений развития определяет роль клинического диагноза как первичного, ориентировочного, приблизительного знания, если, конечно, он не рассматривается лишь как средство селекции (И.А. Коробейников).
Оказание необходимой ребенку с отклонениями или нарушениями развития помощи во многом выходит за границы чисто врачебной компетенции, поэтому в клинической психологии и психиатрии вводится понятие функционального диагноза. Согласно В.В. Ковалеву, это диагноз индивидуальных особенностей заболевания, болезненных изменений и сохранных свойств личности, реакции личности на болезнь, преморбидного (доболезненного) состояния социальной адаптации и ее возможностей в условиях болезни. Специалистами практически единодушно подчеркивается неразрывная связь функционального и клинического диагнозов, отражающая единство биологического и социального в диагностике.
Если диагноз понимается как прежде всего основа оказания реальной помощи ребенку, то говорят о динамическом соотношении нозологического и функционального диагноза, определяемого, с одной стороны, спецификой и выраженностью психических расстройств (клиническая составляющая), с другой – характером и индивидуальным содержанием проблем психического развития и социальной адаптации ребенка (социально-психологическая составляющая). В случаях, квалифицируемых как резидуальные состояния, например психическое недоразвитие, функциональный диагноз является ведущим, так как только на его основе возможна своевременная и полноценная коррекция нарушений развития ребенка.
Отношение специалистов к понятию «психологический диагноз» неоднозначно. Отдельные авторы считают, что прямое использование его в психологической практике не совсем корректно, так как за ним стоит определенный клинический контекст, стереотип восприятия, а как бы квалифицированно ни было проведено исследование психологом, до уровня врачебного диагноза его результаты не поднимаются. Аналогичная ситуация имеет место в логопедии: учитель-логопед также занимается диагностикой, формулируя «речевое заключение», но не ставит «диагноза».
В то же время имеющиеся определения понятия «психологический диагноз» не дифференцируют его достаточно четко от «психологического заключения», что видно из следующего определения: психологический диагноз – это формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности.
Психологический диагноз является основной целью и конечным результатом психодиагностики. Психодиагностика отклоняющегося развития направлена на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целями:
оценки их актуального состояния,
прогноза дальнейшего развития,
разработки рекомендаций, определяемых задачами обследования.
Таким образом, предметом психологического диагноза является установление индивидуально-психологических различий как в норме, так и патологии. Важнейший элемент диагноза – необходимость выяснения в каждом случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия.
В целом психологический диагноз может быть определен как отнесение состояния ребенка к устойчивой совокупности психологических переменных, обусловливающих определенные параметры его деятельности или состояния (А.Ф. Ануфриев).
Психологический диагноз может устанавливаться на разных уровнях.
Симптоматический или эмпирический диагноз ограничивается констатацией особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы. Такой диагноз не является собственно научным (и профессиональным), поскольку, как было сказано выше, установление симптомов никогда автоматически не приводит к диагнозу.
Этиологический диагноз учитывает не только наличие определенных характеристик и симптомов, но и причины их появления.
Типологический диагноз (высший уровень) состоит в определении места и значения выявленных характеристик в целостной, динамической картине личности, в общей картине психической жизни клиента. Диагноз не просто ставится по результатам обследования, но обязательно предполагает соотнесение полученных данных с тем, как выявленные особенности проявляются в так называемых жизненных ситуациях. Большое значение имеет возрастной анализ полученных данных с учетом зоны ближайшего развития ребенка.
Недопустимо употребление в психологическом диагнозе медицинских (нозологических) понятий, таких как «ЗПР», «психопатия», «невротические состояния» и др. Этим психолог не только нарушает деонтологические принципы, но и выходит за пределы содержания своего профессионального поля.
Как подчеркивал К. Роджерс, необходимо понимать, что получаемые психологические данные отличаются и должны отличаться определенной, допустимой степенью неточности. Выводы всегда относительны, поскольку делаются на основании экспериментов или наблюдений, проведенных по одной или нескольким из возможных методик и с использованием одного из возможных способов интерпретации данных.
В.И. Лубовский замечает, что при квалификации отклонения в развитии ребенка лучше недооценить, чем переоценить степень тяжести нарушения.
Значительные трудности в постановке диагноза могут быть связаны с недостаточно четким представлением психолога о границах своей профессиональной компетенции. Важно, чтобы в тех случаях, когда возникают сомнения в характере выявленных нарушений, психолог не пытался сам поставить диагноз, а рекомендовал родителям обратиться к соответствующим специалистам. То же относится и к проблеме социальных факторов, обусловивших ту или иную психологическую характеристику ребенка (например, в случаях наркотической зависимости). Психологический диагноз должен ставиться психологом в строгом соответствии с профессиональной компетенцией и на том уровне, на котором может осуществиться конкретная психолого-педагогическая коррекция или другая психологическая помощь.
Формулировка диагноза обязательно должна содержать и психологический прогноз – предсказание на основе всех пройденных до сих пор этапов исследования пути и характера дальнейшего развития ребенка. Прогноз должен учитывать: а) условия проведения с ребенком своевременной необходимой работы и б) условия отсутствия такой своевременной работы. Рекомендуется разбивать прогноз на отдельные периоды и прибегать к длительным повторным наблюдениям. Одним из важнейших аспектов составления прогноза развития является понимание общей динамики развития ребенка, представление о его компенсаторных возможностях.
infourok.ru
Заключение по результатам психологического обследования ученицы первого класса.
Педагог-психолог МКОУ Тогучинского района «Киикская средняя школа»Новосибирской области Рагулина Любовь Давыдовна
Заключение по результатам психологического обследования
ФИО——, ученицы первого класса
МОУ Тогучинского р-на Киикской СОШ,
10.10.2000 г. р.
Диагностическая и коррекционная работа позволила провести качественный анализ развития ребенка, выявить формирование личностных, психофизиологических функций, познавательной деятельности, психологической и социальной зрелости, эмоционально-волевых особенностей ребенка.
Сенсорно-перцептивная сфера:
— ребенок воспринимает мир в цвете,
— с обучающей помощью понимает различие предметов по форме и величине, самостоятельно не может их правильно соотнести с соответствующими эталонами, адекватно применить их в деятельности,
— девочка не может ориентироваться в пространстве (самостоятельно не выполняет движения заданные по инструкции, копирует их только по образцу ведущего).
Произвольное внимание:
— ребенок не способен распределять внимание между различными видами деятельности, удерживать его на каком-либо виде деятельности, переключать с одного вида деятельности на другой, не отвлекаться на посторонние раздражители.
Память:
— развивается с большим трудом, но отмечается некоторая положительная динамика в развитии механической памяти, связанной с общей координацией движения и зрительного восприятия,
— смысловая память низкая,
— медленно формируется скорость и прочность социальных умений и навыков,
— девочка стала реагировать на вербальную инструкцию: принести необходимый рабочий материал, привести в порядок свое рабочее место, отнести, например, на место спортивный инвентарь.
— стала понимать, где находиться оборудование для практических работ,
— ребенок положительно реагирует на эмоциональную поддержку и практическую помощь сверстников. Но самостоятельно может выполнять лишь некоторую часть инструкций. Помощь детей в группе стимулируют ребенка, но не побуждают на самостоятельные действия.
Речь и умственное развитие:
— частично понимает обращенную речь,
— на поставленные вопросы не отвечает, но эмоционально реагирует – улыбается,
— речь невнятная, отражает полную «кашу» во рту или немоту, может что-то промямлить, издавать непонятные звуки,
— у ребенка нарушения речевого аппарата, звукопроизношения,
— задания, требующие осознанного мыслительного действия (сравнения, обобщения, выделения главного, установления закономерностей), не выполняются, обучающая помощь не воспринимается,
— у ребенка выражена полная неспособность пересказывать или рассказывать, держать сюжетную линию и тему но
— с организующей помощью иногда может устанавливать элементарные причинно-следственные связи в бытовой обстановке.
Эмоционально-волевая сфера:
— девочка с удовольствием посещает развивающие занятия: ритмику, СБО,
— стала жизнерадостнее, приветливее, с желанием общаться со сверстниками,
— от крайней неуправляемости, асоциальности, замкнутости на себе и своих внутренних процессах, малого интереса к происходящему вовне, напуганного, малоподвижного ребенок под руководством взрослого стала медленно социально адаптироваться, проявлять адекватное поведение, смелее входить не только в рабочую группу ребят, но и общаться с разными детьми на переменах, принимать участие в подвижных играх,
— девочка стала спокойнее, несколько снизилась тревожность, внутреннее напряжение, проявляется интерес к окружающей действительности,
— ребенок становиться несколько раскрепощенным, старается быть активным, смелым в движениях, эмоционально реагирующим на работу в группе: занятия музыкой, выполнение гимнастических и спортивных упражнений, танцевальных элементов, лепка из пластического материала, рисование, аппликация (декоративная работа), но
— у ребенка по-прежнему достаточно высокий уровень внутренней напряженности, тревоги, проявляющейся в суетливых беспорядочных действиях, неадекватных эмоциональных и моторных реакциях (покачивания, тремор, и пр.), боязни самостоятельно браться за что-либо, сделать самостоятельно шаг, недостаточность эмоциональной устойчивости.
— девочка с организующей помощью осваивает правила поведения в общественных местах.
Мотивация учебной и трудовой деятельности:
— формируется позитивное отношение к школе, положительный эмоциональный и волевой настрой на школьную деятельность, на общение с преподавателями и одноклассниками,
— развивается положительная мотивация трудовой деятельности, желание помогать другим, радость от результатов своего труда, любовь к различным видам трудовой деятельности.
Тенденция к самостоятельности:
— от беспомощного и несамостоятельного ребенка, постоянного ожидания помощи со стороны, отказа от самостоятельного выполнения задания, девочка стала выполнять задания только при наличии помощи, поддержки и подсказки. Ребенок опасается самостоятельно исследовать что-то новое, в общественных местах старается держаться поближе к взрослому или к тому, кто может его защитить. Пробует выполнять задания самостоятельно (при поддержке педагога). Самостоятельно выполняются лишь незначительные элементы, малая часть работы, в основном вся действия проходят под руководством взрослого.
Психомоторное развитие:
— у ребенка начинает развиваться возможность захватывать крупные предметы, рвать и вырезать, сжимать и разжимать резиновые предметы (от мягкого резинового мяча до эспандера) и пр.,
— отмечается некоторая положительная динамика в общей координации движений. Ребенок может передвигаться с помощью взрослого и самостоятельно. Может сохранять равновесие при ходьбе, немного бегает, может подниматься и спускаться по лестнице самостоятельно или с помощью. Может играть с мячом, подпрыгивать, выполнять элементарные гимнастические упражнения (поднять и развести руки, присесть, отвести ногу назад, наклонить голову и пр.).
— у девочки стала развиваться мимика, умение выразить адекватную эмоциональную реакцию на лице.
СБО:
— наблюдения за развитием навыков самообслуживания подтверждают ее действия
только при помощи взрослого. Девочка привыкла к тому, что ее обслуживают родители.
— ребенок не знает частей тела, самостоятельно не ориентируется в общественных местах.
Многократные образцы на социально-бытовую ориентировку, объектов, предметов, выполняются большим трудом с помощью механического запоминания; самостоятельно заданные действия, движения выполнить не в состоянии.
Трудовые умения и навыки:
— ребенок научился выполнять элементарные трудовые операции: убирать игрушки, вытирать доску, накрывать на стол, мыть посуду, поливать цветы, убирать на место после
работы предметы труда, стирать и гладить кукольное белье, подметать пол, делать влажную уборку (самостоятельно и с помощью).
Коммуникативность:
— отмечается тенденция от замкнутости к крайней избирательности в контактах.
По данным обследования можно говорить о следующих трудностях:
недоразвитие всех высших психических процессов;
быстрая утомляемость;
замедленность обучения;
трудности адаптации.
26 мая 2010 года.
Директор школы______________________________/Т.В. Карабаева/
Психолог____________________________________/Л.Д. Рагулина/
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Заключение психолога по результатам психологического обследования (образец)
Заключение психолога по результатам психологического обследования имеет определенную структуру. Проанализируем те моменты, которые важно отразить в данном документе, а также рассмотрим один его образец.
Анализ внешнего вида ребенка
Для начала психолог описывает кратко состояние ногтей, одежды ребенка. Он указывает специфику его внешнего вида, особенности конституционного строения, присутствие ярко выраженных патологических факторов. Протокол психологического обследования включает информацию о соответствии возрасту антропометрических параметров: пропорций частей тела, веса, роста. Иногда внешний вид ребенка сравнивают с родителями, чтобы проанализировать наследственные особенности и внутрисемейные отношения.
Поведение ребенка в беседе с психологом
Психологическое обследование ребенка дошкольного возраста предполагает анализ поведения ребенка во время общения со специалистом, его ориентированность на критичность, самостоятельность, коллективную деятельность, адекватность принимаемого решения в определенной ситуации. Психолог обращает внимание на скорость работы ребенка, его заинтересованность в выполнении предложенного задания, общую мотивацию.
Ему предлагается тест на психотип, результаты используются для получения полной картины об испытуемом. Отмечаются любые элементы негативного отношения к контакту со специалистом, а также отказ от обследования. Выполняется психологом и анализ характера игровой деятельности при прохождении ребенком обследования. Оцениваются эмоциональные и творческие характеристики, специфика применения малышом игровых элементов, затем все это вносят в итоговое заключение психолога по результатам психологического обследования. Отмечают также присутствие гиперактивности, то есть двигательной расторможенности.
Специфика деятельности
Специалист оценивает наличие цели в деятельности ребенка, его умение сосредоточиться на выполнении какого-то конкретного задания. Кроме того, проведение психологического обследования подразумевает выявление импульсивности, неравномерности деятельности, критичного отношения к похвале, порицанию за работу. Далее соотносят характер деятельности с присутствием гиперактивности. Полученный результат выписывают в заключение психолога по результатам психологического обследования.
Работоспособность
Психолог анализирует колебания в работоспособности, отмечая тот временной промежуток, на протяжении которого малыш работал целенаправленно, продуктивно. Кроме того, выявляется причина усталости, соотносится характер деятельности и быстрота утомляемости, выявляются причины. Полученные результаты также вписывают в заключение психолога по результатам психологического обследования. Особое внимание специалист уделяет изменениям эмоционального состояния ребенка: появлению неадекватного смеха, проявлению плаксивости, что свидетельствует о переутомлении. Психолог отмечает взаимосвязь между работоспособностью и сменой мотивации, определяет тот тип, который в большей степени повлиял на работоспособность ребенка.
Анализ внимания
Тест на психотип позволяет выявить такую важную характеристику психической деятельности ребенка, как внимание. Оцениваются возможность сосредоточиться на определенной деятельности, умение переключать внимание, распределять его в неучебных заданиях. Специалист анализирует связь между устойчивостью внимания и объемом восприятия. Выявляется присутствие флуктуации внимания, специфика его изменения при переутомлении либо возбуждении ребенка, влияние такого фактора, как гиперактивность, на параметры внимания.
Специфика латерализации
При ее анализе выявляется присутствие элементов левшества. Основным параметром проводимого анализа будет оценивание взаимосочетания левого глаза и ведущей левой руки, правого уха и правой руки. Психолог при проведении анализа учитывает специфику деятельности малыша, которые в какой-то степени связаны с латерализацией. Он наблюдает за тем, с какого угла ребенок начинает рассматривать картинку, выявляет направление рисования, руку, в которой он держит карандаш или кисточку.
Особенности моторики
Осуществляется анализ общей «уклюжести» малыша, особенности движений в замкнутом пространстве. Психолог наблюдает за тем, как ребенок поднимает упавшие на пол карандаши, сбивает ли он в это время другие предметы. Проверяется и умение выполнять координированные и ритмичные движения, к примеру, бегать на месте, маршировать. Оценивается умение рисовать, писать, чтобы выявить сформированность мелкой моторики. Малышу предлагают завязать шнурки на ботинках, застегнуть пуговицу на кофточке, вырезать ножницами определенные детали. На основании полученных результатов составляются рекомендации психолога для родителей по дальнейшему развитию их ребенка.
Оценка речи
Оценивание речевой активности является важным элементом логопедического обследования. Важно выявить качество произношения звуков, объем словарного запаса, уровень речевой активности, соотношение между объемами пассивного и активного словарей. На основании полученных данных составляются рекомендации психолога о готовности малыша к обучению в школе. Особое внимание специалист уделяет умению ребенка вести диалог, отвечать на задаваемые психологом вопросы, предлагать свои. Изучается умение пользоваться речевыми конструкциями при составлении предложений.
Во время психологического исследования проверяется сформированность социально-бытовых ориентиров, соответствие их возрастным особенностям ребенка.
Вариант заключения по итогам психологического исследования
Предлагаем образец заключения, сделанного психологом по результатам индивидуальной диагностики.
Сначала указываются данные ребенка, его дата рождения. Далее отмечается уровень речевого развития: обширный словарный запас, умение строить предложения, высокий уровень речевой активности.
Отмечается развитое логическое мышление. Подтверждается соответствие долговременной и кратковременной памяти возрастным особенностям.
Моторика предполагает правую ведущую руку и должна быть развита в полном соответствии с возрастом.
Психолог отмечает и анализирует ряд других моментов.
Навыки самообслуживания:
- Сформированность в полном соответствии с возрастными нормами.
Возможность успешного усвоения учебной программы:
- Средняя работоспособность.
- Неусидчивость при выполнении заданий в группе, быстрая утомляемость, отвлечение от предложенной работы.
- Индивидуальная работа выполняется без замечаний.
Эмоциональная сфера:
- Нестабильное эмоциональное состояние.
- Высокая активность.
- Демонстрация желания быть лидером группы.
- Проявляется нетерпимость к ошибкам других детей.
Коммуникативная компетентность:
- В процессе обсуждения конфликтных ситуаций быстро находит конструктивные решения, но не использует их в реальной жизни.
Далее предлагаются рекомендации психолога, в которых указывают основные направления дальнейших действий родителей и воспитателей.
- Консультация у психоневролога, посещение семейного приема.
- Использование сенсорной комнаты для снижения психоэмоционального напряжения.
- Запись на тренинговые группы, в которых детей обучают навыкам совместного общения.
- Мотивация ребенка без системы наказаний, только путем поощрения.
- Демонстрация через ролевые игры правил поведения в обществе. Совместный просмотр мультипликационных фильмов, чтение сказок, обязательное их обсуждение.
- Родители не должны кричать в присутствии малыша, важно оградить его от выяснений семейных отношений.
- Соблюдение режима дня должно быть обязательным, в него желательно вводить некоторые ритуальные моменты. Например, перед сном малыш будет выпивать стакан йогурта, так ему будет проще организовывать свое время.
autogear.ru