Психология деятельности понятие деятельности – —

Глава 7 психология деятельности

7.1. Общее понятие о деятельности и ее психологической структуре

Понятие деятельности является одним из базовых для отече­ственной психологии. Деятельность невозможно отделить от са­мой психики, от методологии ее научного исследования, понимания проблем возникновения и эволюции психики, трактовки понятия личности и анализа определенных составляющих ее психического облика. Однако есть необходимость в более детальном описании деятельности как таковой, как особой психологической реальности. Разработка этой научной категории сопряжена с философией диа­лектического материализма и первоначально связана с такими вы­дающимися отечественными психологами, как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев. Конечно, цели и подходы назван­ных авторов во многом различались, порой излишне противопостав­лялись усилиями некоторых ортодоксально настроенных учеников. В дальнейшем в работе с понятием деятельности по-своему уча­ствовали практически все известные советские психологи, многие знаменитые философы и методологи XX в. Категория деятельности выступала предметом многочисленных теоретических дискуссий, служила в качестве «объяснительного принципа». Она стала одной из «единиц» изучения психики, поведения, личности. Несмотря на различия многих трактовок, следует заметить, что в своих мето­дологических аспектах взгляды большинства ведущих психоло­гов советского периода обладали необходимой преемственностью, открытостью и эвристичностью. Нынешнее психологическое пред­ставление о деятельности не следует считать законченным и не­зыблемым

Наиболее завершенная психологическая концепция (или тео­рия) деятельности принадлежит А.Н. Леонтьеву, который разраба­тывал ее с середины 1940-х гг., дополняя и преобразовывая. Ему принадлежит множество различных толкований деятельности, поэтому приведем обобщенное определение. Деятельность — ак­тивные процессы, которые отвечают определенной потребности, под­чиняются мотиву и реализуют самостоятельное отношение человека к миру Это не всякая человеческая активность, понятие которой А.Н. Леонтьев отличал от деятельности, а только целеустремлен­ная

активность, существующая в психологических связях личнос­ти, потребности, мотива, цели и задачи. Отсюда и вытекает возмож­ность осуществления, выражения в деятельности самостоятельного отношения личности к миру.

Деятельность, по определению, трехчленна, т.е. существует, реа­лизуется, проявляется одновременно в трех плоскостях: личность (субъект деятельности), объект (предмет деятельности) и внешний праксис (разные виды активных процессов).

Для наглядности представим психологическую структуру дея­тельности в виде некоторой упрощенной плоскостной схемы. На ней выделены основные, системообразующие блоки, составляющие, но не элементы, не единицы целостной деятельности. Эти блоки сопряжены попарно по горизонтали и в виде двух «столбцов» по вертикали: левый описывает интенциональный аспект деятельнос­ти, правый — операциональный.

Потребность Активность

Мотив Деятельность

Цель Действие

Условие Операция

(задача)

А.Н. Леонтьев неоднократно отмечал, что разработанная им струк­тура не является морфологической. Она отображает функции, отношения, динамику своих составляющих. Схема моделирует «жизнь» деятельности, аспекты ее существования, но не анатомическое или механическое устройство.

И еще одно замечание следует отнести к методологии описыва­емой концепции. Психологическая структура деятельности не обладает свойством аддитивности. Иными словами, сумма каких-либо простых составляющих не равна более сложному блоку сис­темы, который реализуется за счет предыдущих, но психологически содержит в себе нечто качественно иное, целостное. Например, сум­ма мотивов психологически не равна потребности, в которой она себя находит, за счет которой реализуется. За потребностью оста­ется субъективное состояние, которого психологически нет в сум­ме мотивов.

Итак, наличие у человека потребности приводит к активности. Это общее, недостаточно дифференцированное возбуждение, акти­визация ориентировки на поиск предмета актуализированной по­требности. Это некая психологическая предготовность, предраспо­ложенность к возможной деятельности. Наличие активности влия­ет и на существующую потребность, видоизменяя ее качественно и количественно. Да и последующая деятельность может быть в раз­ной степени активной.

Далее происходит психологическое событие, когда потребность находит свой конкретный предмет или мотив. Поисковая актив­ность психологически преобразуется в конкретную, отдельную дея­тельность, которая может привести к удовлетворению исходной потребности. В действительности потребность находит себя не в одном предмете, а в нескольких. Деятельность является на практи­ке многомотивированной, комплексной.

Положим, у человека актуализировалась потребность в путеше­ствиях. Вследствие этого он настроен на какие-то новые условия бытия, внутренне взволнован, заинтересован. Это не обязательно проявляется внешне. Субъективно это может быть выражено как обыкновенная «внутренняя усталость», неудовлетворенность. Ак­тивизируется соответствующая ориентировка, поиск возможных «выходов» из возникшего психологического дискомфорта, иниции­руется «работа» сознания. Далее происходит «чрезвычайный акт опредмечивания потребности». Например, позвонивший приятель предлагает поехать на экскурсию. Потребность психологически преобразуется в реально действующий мотив. В результате чело­век отправляется в путешествие, т.е. создает и реализует специаль­ную деятельность. Заработавший мотив требует своей реализации, целеполагания, выражения в целях, в их событийно обусловленной последовательности.

Цель — это всегда осознанное представление о результате бу­дущего действия. Это принятие личностью смысла действия (пред­стоящего и осуществляемого). Так, чтобы совершить путешествие, нужно купить билет, собрать вещи, добраться до места, пойти куда-то. Все это — реализуемые личностью цели, которые поставлены и

приняты потому, что входят в зону действия мотива. Иначе они были бы бессмысленны для субъекта.

Действие — это составляющая деятельности, подчиненная цели. Осознанная цель есть предмет действия, направленного на дости­жение цели. Но побуждается действие не целью, а мотивом общей деятельности. Цель не несет в себе функции побуждения. Она только «подчиняет» и исполняет действие, т.е. направляет его, ведет к ре­зультату, поэтому при анализе поведения психологу важно знать: что это — деятельность или действие? Соответственно, чему эти процессы отвечают: мотиву или цели?

Представим, что накануне экзамена студент читает журнал «Хи­мия в школе». Пришедший к нему сокурсник говорит, например, что для сдачи экзамена этого не нужно, что достаточно знать лекции. Далее студент может поступить двояко: прекратить чтение журна­ла либо продолжить его. В первом случае можно считать, что чте­ние было действием в составе деятельности, мотивированной сда­чей экзамена. Лишенная связи с этим мотивом, цель становится бессмысленной, и соответствующее действие прекращается. Если чтение журнала продолжается, его мотивационное обеспечение пред­ставляется иным. Тогда знание статьи (как цель) входит в зону действия какого-то более широкого мотива, чем сдача экзамена. Оно имеет для личности некий иной смысл, и чтение журнала про­должается в составе более широкой деятельности, чем подготовка к экзамену.

Динамические отношения мотива и цели являются психологиче­ски очень важными, структурируют сознание и деятельность. Одина­ковое действие может входить в состав различных деятельностей, одна и та же цель — отвечать разным мотивам. Мотив придает цели личностную стоимость, смысл, поэтому сумма целей психологически не равна мотиву, а сумма действий также не дает целостной деятель­ности. Один и тот же мотив может выразиться в разных целях, отче­го изменятся и действия, и деятельность, и личность.

Совмещение, совпадение мотива и цели возможно лишь «вто­рично», как некий этап в динамике деятельности, мотивации и лич­ности, как психологическое «событие». Это, в частности, известный феномен сдвига мотива на цель, когда ранее существовавшая цель приобретает функцию самостоятельного побуждения. Это смена психологического статуса цели, рождение, формирование в деятель­ности нового мотива.

Например, учитель ставит перед школьником цель прочитать книгу по истории. Цель принимается, поскольку соответствует ка­кому-то личностно значимому для учащегося мотиву, положим, исполнению обязанностей. Школьник читает эту книгу, откладывая другие дела, проявляя необходимые волевые усилия. Затем учитель просит прочитать еще одну книгу и т.д. Наступает момент, когда школьник уже не получает заданий, но самостоятельно выбирает и читает книги по истории. Цель прочтения книги психологически преобразовалась в смыслообразующий мотив. Соответственно воз­никла и новая деятельность. Учащийся стал другим с точки зрения потребностно-мотивационной, деятельностной, личностной.

В «жизни» деятельности и личности наблюдается и обратный феномен — смещение, сдвиг цели на мотив. Возможно исчезнове­ние, изжитие мотива и превращение, психологическое «уменьше­ние» его в категорию цели. Мотив может «исчерпать» себя, поте­рять личностную значимость, потому прекратится соответствующая деятельность, изменятся потребности и личность, переменится по­ведение человека.

Совпадение мотива и цели происходит также и в случае осо­знания личностью мотива, который ранее был неосознанным. А.Н. Леонтьев называл подобный процесс рождением мотива-цели, когда, предположим, чисто формально, как бы автоматически выполня­емая работа переходит в ранг осознаваемой, мотивирующей ценно­сти, приобретает надежный личностный смысл. Это новая ступень самоуправления деятельностью и поведением, это расширение про­странства осознаваемого мира.

Обратимся к последней строке схемы структуры деятельности. Задача — это конкретные условия, в которых дана цель и которые диктуют способ выполнения действия, называемый операцией. По­ложим, у человека есть цель достать книгу, но условия реализации цели (задачи) могут быть объективно и субъективно различными: купить в магазине, взять в библиотеке. То, какими способами реали­зуется задача, составляет набор конкретных операций: от поездки в транспорте до размещения книги в портфеле.

Как и выбор целей, отвечающих мотиву, так и постановка задач не являются для личности случайными, продиктованными исключи­тельно внешними обстоятельствами. В системе задач так или ина­че проецируются и мотивы, и смыслы, и личность в целом. Разделе­ние целей и задач, действий и операций также имеет принципиаль­ное значение в психологическом анализе деятельности. Например, в инженерной психологии установлено, что при распределении функ­ций между человеком и машиной человеку предпочтительно дове­рять уровень действий, подчиненных целям, тогда как на уровне операций функционирование машины считается более надежным, чем использование человека.

Между целью и задачей, действием и операцией существуют определенные отношения, возможны взаимопереходы. Схема иллю­стрирует динамическое существование, саму «жизнь» деятельности, ее психологическое единство с сознанием и личностью. Мотив воз­никает и осознается человеком не от правильных слов и нравоуче­ний, а в результате собственной деятельности личности. Мотив в свою очередь порождает новую деятельность, видоизменяя прежние. Все они сосуществуют в целостной личности, рождаются и исчеза­ют, развиваются либо деградируют. Подобно потребностям, моти­вам и смыслам, деятельности образуют свою иерархическую систе­му, которая служит практическим, поведенческим проявлением на­правленности личности.

Для описания психологической структуры деятельности необ­ходимо введение еще трех распространенных понятий: навыки, уме­ния и привычки, которые в обсуждаемой схеме формально отсут­ствуют, но органично вписываются в нее.

Навык — это действие, которое автоматизируется в процессе своего формирования и становится набором, целостным сплавом операций, включенным в состав более сложного действия. В этом определении отображена динамика, история навыка, который внача­ле существует как действие, т.е. подчинен цели. Автоматизация действия, психологически превращающая его в навык, означает вы­ход цели из сознания. Сознание освобождается для постановки других целей. Происходит прочная систематизация сформирован­ных операций в структуре нового, более сложного действия. Напри­мер, при обучении спортивному плаванию человек вначале осоз­нанно, целенаправленно двигает руками, ногами, головой. Это для него действия, подчиненные цели: делать правильно. Но по мере обучения, поэтапно данные действия сокращаются, обобщаются и, наконец, выполняются как бы автоматически, без участия внима­ния. Каждое из них переходит на уровень операции, реализующей в комплексе с другими действие самого плавания. В итоге формиру­ется соответствующий навык, и новая осознаваемая цель плывуще­го заключается не в выполнении правильных движений, а в дости­жении определенного результата, в победе.

Чем сложнее навык, тем больше требуется времени и усилий для его выработки. Навык — это результат трудоемкой работы моторики, сенсорики, памяти, мышления, воли, психики в целом. Все­возможные навыки пронизывают, вооружают, опосредствуют любую человеческую деятельность. Без них она просто невозможна, не говоря уже об эффективности многопредметных, составных деятельностей.

Умение — высшая форма навыка, объединенного с другими опе­рациями и действиями и перешедшего на уровень устойчивого свой­ства личности. Это возможность, способность реализации целей и задач, навыков и действий, деятельностей и всего поведения лично­сти в изменяющихся условиях жизни. Умения можно рассматри­вать как практическую сторону направленности личности. Умения не врожденны и не случайны. Они соответствуют потребностям человека, его способностям, характеру, профессиональному и соци­альному статусу. У каждого индивида существует личная система умений, в той или иной степени развитых и реализуемых в разных видах деятельности, в поведении и жизни. Однако умения личности не следует психологически отождествлять лишь с практической, прагматической стороной поведения. Если человек, например, не умеет водить автомобиль, то это не означает обязательного отсут­ствия у него соответствующих способностей или возможностей. Человек может вообще не хотеть этого делать, да и просто не зани­маться вождением. Отношения между умениями и способностями характеризуются неоднозначностью, динамичностью. Это отноше­ния психологической взаимозависимости. Умения могут быть оха­рактеризованы множеством психологических параметров: направ­ленностью, широтой, действенностью, гибкостью, обобщенностью, прочностью, осознанностью и осмысленностью. В системе и качестве умений в значительной мере проявляется и реализуется опыт личности как одна из необходимых составляющих, подсистем ее психологической структуры.

Привычка — психологический, глубоко личностный сплав на­правленности и деятельности. Это устоявшиеся, традиционные для личности устремления, принятые и удобные формы действования и поведения, стили переживаний и отношений с миром. Это прочно сложившаяся, психологически закрепленная часть опыта личности. Человек многое делает, «не раздумывая», по привычке. Это облегча­ет его существование, особенно в ситуациях субъективных и объек­тивных затруднений, резких изменений бытия. Привычки стабили­зируют, упорядочивают, систематизируют само течение жизни. Это своеобразный вид психологической защиты от чрезмерно перемен­чивого объективного мира, одна из сторон психологической и жиз­ненной устойчивости личности. Без привычек нет личности: от элементарного самообслуживания и режима дня до привычных форм и субъектов общения, переживания, профессионального и семейно­го поведения. Но в относительной неизменности, косности привы­чек заключено неизбежное противоречие с изменяющимися усло­виями жизни и деятельности. Слишком неизменное, привычное поведение может стать ригидным, неадекватным. Привычки время от времени должны как-то меняться, исчезать вовсе или вновь воз­рождаться. Поведение может быть и совершенно непривычным, внезапным. Соединенные, систематизированные с навыками и уме­ниями, со всей психологией жизненного пути, привычки представ­ляют собой значимую часть не только деятельности и поведения, но и всего психического опыта личности.

Таким образом, деятельность психологически означает не про­сто активное действование. А потому изучение деятельности, по существу, сливается с изучением сознания, личности. Деятель­ность обоснованно приобрела общетеоретический, методологи­ческий статус одного из базовых понятий отечественной науч­ной психологии.

studfiles.net

Понятие деятельности

Без деятельности невозможна человеческая жизнь. В процессе деятельности человек познает окружающий мир, создает духовные продукты, изменяет окружающую действительность. Деятельность человека формирует и изменяет его самого. Одним словом, деятельность - этоактивность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества и государства.

Деятельность человека принципиально отличается от поведения животных, даже если это поведение достаточно сложно. Во-первых, деятельность человека носит сознательный характер - человек осознает цель и способы ее достижения, предвидит результат. Во-вторых, деятельность человека связана с изготовлением, употреблением и хранением орудий труда. В-третьих, деятельность человека носит общественный характер, она осуществляется, как правило, в коллективе и для коллектива. В процессе деятельности человек вступает в сложные отношения с другими людьми.

Деятельность детерминируется общественно - историческими условиями. Человек не может отделить свою деятельность от окружающей его жизни, требований общества, в котором он живет. И деятельности его прибредает различный характер в зависимости от требований общества.

Необходимые условия человеческой деятельности - психические процессы. Они являются, с одной стороны, обязательной характеристикой всякой деятельности человека. С другой стороны, все психические процессы протекают, формируются и регулируются в деятельности. Так осуществляется взаимосвязь психических процессов и деятельности человека (13).

Активность – всеобщая характеристика живого в человеческом обществе, имеет своеобразное проявление и называется – деятельность. Сознание формируется и проявляется в деятельности. Любой вид деятельности связан с движениями. Система движений, направленных на предмет с целью его присвоения или изменения называется действием. Различают физические (внешние) и умственные (внутренние) действия.

Исследования Выгодского и Леонтьева показали, что умственные действия формируются вначале как внешние и постепенно переносятся во внутренний план. перевод внешнего действия во внутренний: план – интериоризация. Реализация умственного действия во вне в виде действий с предметом – экстериоризация.

Деятельность – совокупность действий, объединенных общей целью и выполняющих определенную функцию. Цель деятельности – идеальное представление ее будущего результата. (Чужой реферат)

Деятельность является необходимым условием формирования личности и в то же время зависит от уровня развития личности, выступающей как субъект этой деятельности.

В общем виде под деятельностью понимается активность живого организма, направленная на удовлетворение потребностей и регулирующая осознанной целью. В процессе деятельности устанавливается тесное взаимодействие человека с окружающей средой. Как конечный результат деятельности выступает цель, которая может представлять собой реальный предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения, навыки, творческий результат. Побудителем к деятельности выступает мотив. Именно мотив придает деятельности определенную специфику в отношении выбора средств и способов достижения цели. Мотивами могут быть разнообразные потребности, интересы, установки, привычки, эмоциональные состояния. Многообразие деятельности человека порождает и многобразие мотивов. В зависимости от мотивов люди по-разному относятся к своей деятельности. Цель деятельности не равнозначна ее мотиву, хотя иногда мотив и цель совпадают.

Сознательная деятельность человека коренным образом отличается от поведения животных. Эти отличия относятся к следующему: не обязательно связана с биологическими мотивами, не определяется только наглядными впечатлениями, формируется путем усвоения общественного опыта (3).

studfiles.net

40 Понятие деятельности в психологии. Теория деятельности по Леонтьеву

1.1 Понятие деятельности человека

Жизнь во всех своих формах связана с движениями, и по мере ее развития двигательная активность приобретает все более совершенные формы. Элементарные, простейшие живые существа гораздо более активны, чем самые сложно организованные растения. Это относится к разнообразию и скорости движений, возможности перемещаться в пространстве на различные расстояния. Простейшие могут жить только в водной среде, земноводные выходят на сушу; червеобразные живут на земле и под землей, птицы поднимаются в небо. Человек способен создать себе условия и обитать в любой среде и в любой точке земного шара (а в последние годы и вне Земли). Ни одно живое существо не в состоянии сравниться с ним по разнообразию, распространению и формам активности.

Активность растений практически ограничена обменом веществами с окружающей средой. Активность животных включает элементарные формы исследования этой среды и научение. Активность человека самая разнообразная. Кроме всех видов и форм, характерных для животных, она содержит особую форму, называемую деятельностью.

Р.С. Немов определяет деятельность как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования [14; 146]. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же генотипически обусловленные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями, он построил современное общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру и в конечном счете преобразовал самого себя. Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической природы людей.

Современный человек живет в окружении таких предметов, ни один из которых не является чистым творением природы.

Как указывает А.А. Леонтьев ко всем таким предметам, особенно на работе и в быту, оказались в той или иной степени приложенными руки и разум человека, так что их можно считать материальным воплощением человеческих способностей. В них как бы опредмечены достижения разума людей. Усвоение способов обращения с такими предметами, включение их в деятельность выступает как собственное развитие человека. Всем этим человеческая деятельность отличается от активности животных, которые не производят ничего подобного: ни одежды, ни мебели, ни машин, ни знаковых систем, ни орудий труда, ни средств передвижения и многого другого. Для удовлетворения своих потребностей животные пользуются только тем, что им предоставила природа [11].

Иными словами, деятельность человека проявляется и продолжается в творениях, она носит продуктивный, а не только потребительский характер.

Породив и продолжая совершенствовать предметы потребления, человек кроме способностей развивает свои потребности. Оказавшись связанными с предметами материальной и духовной культуры, потребности людей приобретают культурный характер.

Деятельность человека принципиально отличается от активности животных и в другом отношении. Если активность животных вызвана естественными потребностями, то деятельность человека в основном порождается и поддерживается искусственными потребностями, возникающими благодаря присвоению достижений культурно-исторического развития людей настоящего и предшествующих поколений. Это -- потребности в познании (научном и художественном), творчестве, в нравственном самосовершенствовании и другие.

Формы и способы организации человеческой деятельности также отличаются от активности животных. Почти все они связаны со сложными двигательными умениями и навыками, которых нет у животных, -- умениями и навыками, приобретенными в результате сознательного целенаправленного организованного обучения. Уже с раннего детства ребенка специально обучают по-человечески пользоваться предметами домашнего обихода (вилка, ложка, одежда, стул, стол, мыло, зубная щетка, карандаш, бумага и т.п.), различными инструментами, которые преобразуют заданные от природы движения конечностей. Они начинают подчиняться логике предметов, с которыми человек имеет дело [11].

Возникает предметная деятельность, которая отличается от естественной активности животных.

Система движений, совершаемых животными, обусловлена анатомо-физиологическим устройством организма. С предметами человеческой материальной культуры (книга, карандаш, ложка и т.п.) животные обращаются так, как если бы они были обычными природными предметами, без учета их культурного назначения и способа употребления людьми. У человека сами движения рук и ног преобразуются, подчиняясь правилам культуры использования соответствующих предметов, т.е. становятся искусственными, более совершенными и социально обусловленными.

Животные только потребляют то, что им дано природой. Человек, напротив, больше создает, чем потребляет. Если бы его деятельность, так же как и активность животных, носила в основном потребительский характер, то нескольким десяткам поколений людей не удалось бы за исторически сравнительно короткий срок достигнуть такого прогресса, создать грандиозный мир духовной и материальной культуры. Все это -- благодаря деятельностному характеру человеческой активности.

Подведем итоги параграфа. Главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему:

1. Деятельность человека носит продуктивный, творческий, созидательный характер. Активность животных имеет потребительскую основу, она в результате ничего нового по сравнению с тем, что дано природой, не производит и не создает.

2. Деятельность человека связана с предметами материальной и духовной культуры, которые используются им или в качестве инструментов, или в качестве предметов удовлетворения потребностей, или в качестве средств собственного развития. Для животных человеческие орудия и средства удовлетворения потребностей как таковые не существуют.

3. Деятельность человека преобразует его самого, его способности, потребности, условия жизни. Активность животных практически ничего не меняет ни в них самих, ни во внешних условиях жизни.

4. Человеческая деятельность в ее разнообразных формах и средствах реализации есть продукт истории. Активность животных выступает как результат их биологической эволюции.

5. Предметная деятельность людей с рождения им не дана. Она «задана» в культурном предназначении и способе использования окружающих предметов. Такую деятельность необходимо формировать и развивать в обучении и воспитании. То же относится к внутренним, нейрофизиологическим и психологическим структурам, управляющим внешней стороной практической деятельности. Активность животных изначально задана, генотипически обусловлена и разворачивается по мере естественного анатомо-физиологического созревания организма.

1.2 Структура деятельности человека

Деятельность всегда целенаправленна, активна, нацелена на создание некоторого продукта. Поведение спонтанно («куда поведет»), деятельность организована; поведение хаотично, деятельность систематична.

Деятельность человека имеет следующие основные характеристики: мотив, цель, предмет, структуру и средства. Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется [14].

Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми различными; органическими, функциональными, материальными, социальными, духовными. Органические мотивы направлены на удовлетворение естественных потребностей организма (у человека -- на создание условий, в наибольшей степени этому способствующих). Такие мотивы связаны с ростом, самосохранением и развитием организма. Это -- производство продуктов питания, жилища, одежды и т.п [13].

Функциональные мотивы удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности, например игр и занятий спортом. Материальные мотивы побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов домашнего обихода, различных вещей и инструментов, непосредственно в виде продуктов, обслуживающих естественные потребности. Социальные мотивы порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уважение со стороны окружающих людей. Духовные мотивы лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека. Тип деятельности обычно определяется по ее доминирующему мотиву (доминирующему потому, что всякая человеческая деятельность полимотивирована, т.е. побуждается несколькими различными мотивами).

В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат (мысль, идея, теория, произведение искусства).

Цель деятельности не равнозначна ее мотиву, хотя иногда мотив и цель деятельности могут совпадать друг с другом. Различные виды деятельности, имеющие одну и ту же цель (конечный результат), могут побуждаться и поддерживаться различными мотивами. Напротив, в основе ряда деятельностей с разными конечными целями могут лежать одни и те же мотивы. Например, чтение книги для человека может выступить как средство удовлетворения материальных (продемонстрировать знания и за это получить высокооплачиваемую работу), социальных (блеснуть познаниями в кругу значимых людей, добиться их расположения), духовных (расширить свой кругозор, подняться на более высокий уровень нравственного развития) потребностей. Такие разные виды деятельности, как приобретение модных, престижных вещей, чтение литературы, забота о внешнем виде, выработка умения себя вести, могут в конечном счете преследовать одну и ту же цель: добиться во что бы то ни стало чьего-либо расположения. [15]

Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело.

Так, например, предметом познавательной деятельности является всякого рода информация, предметом учебной деятельности -- знания, умения и навыки, предметом трудовой деятельности -- создаваемый материальный продукт.

Всякая деятельность имеет определенную структуру. В ней обычно выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности. Действием называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Например, действием, включенным в структуру познавательной деятельности, можно назвать получение книги, ее чтение; действиями, входящими в состав трудовой деятельности, можно считать знакомство с задачей, поиск необходимых инструментов и материалов, разработку проекта, технологии изготовления предмета и т.п.; действиями связанными с творчеством, являются формулировка замысла, поэтапная его реализация в продукте творческой работы.

Операцией именуют способ осуществления действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций. Характер операции зависит от условий выполнения действия, от имеющихся у человека умений и навыков, от наличных инструментов и средств осуществления действия. Разные люди, к примеру, запоминают информацию и пишут по-разному. Это значит, что действие по написанию текста или запоминанию материала они осуществляют при помощи различных операций. Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности.

В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и операции. Развитие средств деятельности ведет к ее совершенствованию, в результате чего деятельность становится более продуктивной и качественной [1].

Мотивация деятельности в ходе ее развития не остается неизменной. Так, например, у трудовой или творческой деятельности со временем могут появиться другие мотивы, а прежние отойти на второй план. Иногда действие, ранее включенное в состав деятельности, может вьщелиться из нее и приобрести самостоятельный статус, превратиться в деятельность с собственным мотивом. В этом случае мы отмечаем факт рождения новой деятельности [13].

С возрастом по мере развития человека происходит изменение мотивации его деятельности. Если человек изменяется как личность, то мотивы его деятельности преобразуются. Прогрессивное развитие человека характеризуется движением мотивов в сторону их все большего одухотворения (от органических к материальным, от материальных к социальным, от социальных к творческим, от творческих к нравственным).

Всякая человеческая деятельность имеет внешние, и внутренние компоненты. К внутренним относятся анатомо-физиологические структуры и процессы, участвующие в управлении деятельностью со стороны центральной нервной системы, а также психологические процессы и состояния, включенные в регуляцию деятельности. К внешним компонентам можно отнести разнообразные движения, связанные с практическим выполнением деятельности.

Соотношение внутренних и внешних компонентов деятельности не является постоянным. По мере развития и преобразования деятельности осуществляется систематический переход внешних компонентов во внутренние. Он сопровождается их интериоризацией и автоматизацией. При возникновении каких-либо затруднений в деятельности, при ее восстановлении, связанном с нарушениями внутренних компонентов, происходит обратный переход -- экстериоризация: сокращенные, автоматизированные компоненты деятельности разворачиваются, проявляются вовне, внутренние вновь становятся внешними, сознательно контролируемыми.

 Понятие деятельности по А.Н. Леонтьеву

Понятие деятельности, по А.Н. Леонтьеву, трактуется следующим образом. В его основе лежит понятие действия, то есть процесса, предмет и мотив которого не совпадают между собой. Оба они - мотив и предмет - должны быть отображены в психике субъекта: иначе действие лишается для него своего смысла. Далее вводится понятие операции. Психологическое слияние в единое действие отдельных частных действий представляет собой превращение последних в операции. При этом то содержание, которое прежде занимало место сознаваемых целей этих частных действий, занимает в строении сложного действия структурное место условий его выполнения. Другой вид операций рождается из простого приспособления действия к условиям его выполнения. Наконец, вводится понятие деятельности как действия, получившего самостоятельный мотив. В этом, и только в этом случае мы имеем дело с сознаваемым мотивом. Осознание мотива не изначально, а требует некоторого специального акта - акта отражения отношения мотива данной конкретной деятельности к мотиву деятельности более широкой. Важнейшая особенность концепции Леонтьева состоит в том, что в ней структура деятельности и структура сознания суть понятия взаимопереходящие, они связаны друг с другом в рамках одной целостной системы. То, что обычно анализ структуры деятельности предшествует анализу структуры сознания, связано с генетическим подходом. Но генетически сознание и не может пониматься иначе, чем как продукт деятельности. Функционально же их связи взаимны - деятельность и «управляема сознанием», и в то же время в известном смысле сама им управляет. Необходимо поэтому особо остановиться на проблеме связи структуры деятельности со структурой сознания.

Уже в своих первых работах А.Н. Леонтьев подчеркивает, что появление у деятельности дифференцированной внутренней структуры есть следствие возникновения коллективной трудовой деятельности. Оно возможно тогда, и только тогда, когда человек субъективно отражает реальную или возможную связь своих действий с достижением общего конечного результата. Это и дает возможность человеку выполнять отдельные действия, казалось бы, не эффективные, если брать их в изоляции, вне коллективной деятельности. «Таким образом, вместе с рождением действий, - пишет А.Н. Леонтьев, - этой главной «единицы» деятельности человека, возникает и основная, общественная по своей природе «единица» человеческой психики - разумный смысл для человека того, на что направлена его активность». Вместе с тем появляется и возможность обозначения, презентации самого предметного мира, реализуемая при помощи языка, в результате чего возникает сознание в собственном смысле, как отражение действительности посредством языковых значений. Генезис, развитие и функционирование сознания производны от того или иного уровня развития форм и функций деятельности: «Вместе с изменением строения деятельности человека меняется я внутреннее строение его сознания». Каким образом? Психическое отражение всегда «пристрастно». Но в нем есть то, что соотнесено с объективными связями, отношениями, взаимодействиями, что входит в общественное сознание и закреплено в языке, и то, что зависит от отношения именно данного субъекта к отраженному предмету. Отсюда различение значения и личностного смысла, столь часто анализировавшееся разными авторами. Развитие производства требует систему соподчиненных действий. В плане сознания это означает переход от сознательной цели к осознаваемому условию действия, появлению уровней осознания. Но разделение труда и производственная специализация приводят к «сдвигу мотива на цель» и превращению действия в деятельность. Создаются новые мотивы и потребности, и происходит дальнейшая качественная дифференциация осознания. Другим шагом является переход к собственно внутренним психическим процессам, возникновение теоретической фазы практической деятельности. Появляются внутренние действия, а впоследствии формирующиеся по общему закону сдвига мотивов внутренняя деятельность и внутренние операции. Но идеальная по своей форме деятельность принципиально не отделена от внешней, практической. Обе они «равно суть осмысленные и смыслообразующие процессы. В их общности и выражается целостность жизни человека». Действие внутренне связано с личностным смыслом. Что же касается сознательных операций, то они соотнесены со значениями, кристаллизующими для сознания индивида усваиваемый им общественный опыт Асмолов А.С. Психология личности. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С. 113..

В книге «Деятельность. Сознание. Личность» эти идеи получили новое развитие. Прежде всего подчеркивается неделимый, молярный характер деятельности, поскольку это «система, имеющая свое строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие», «включенная в систему отношений общества». В обществе человек попадает не просто под внешние условия, к которым он подстраивает свою деятельность, сами общественные условия несут в себе мотивы и цели его деятельности, таким образом общество создает деятельность образующих его индивидов. Первично деятельностью управляет сам предмет (предметный мир), а вторично его образ, как субъективный продукт деятельности, который несет в себе предметное содержание. Сознательный образ понимается при этом как идеальная мера, овеществляемая в деятельности; оно, человеческое сознание, существенно участвует в движении деятельности. Наряду с «сознанием-образом» вводится понятие «сознания-деятельности», а в целом сознание определяется как внутреннее движение его образующих, включенное в общее движение деятельности. Акцентируется внимание на том, что действия - не особые «отдельности» в составе деятельности; человеческая деятельность не существует иначе, как в форме действия или цепи действий. Один и тот же процесс выступает как деятельность в своем отношении к мотиву, как действие или цепь действий в своем подчинении цели. Таким образом, действие не компонент и не единица деятельности: это именно ее «образующая», ее момент. Далее анализируется соотношение мотивов и целей.

Вводится понятие «мотива-цели», т.е. осознанного мотива, выступающего в роли «общей цели» (цели деятельности, а не действия), и «зоны целей», выделение которой только и зависит от мотива; выбор же конкретной цели, процесс целеобразования связывается с «апробированием целей действием».

Вместе с тем вводится понятие о двух аспектах действия. «Помимо своего интенционального аспекта (что должно быть достигнуто) действие имеет и свой операционный аспект (как, каким способом это может быть достигнуто».

Отсюда несколько иное определение операции - это качество действия, образующая действия. Ставится вопрос о расчленении деятельности на более дробные, чем операция, единицы. Наконец, вводится понятие личности как внутреннем моменте деятельности. Именно и только в результате иерархизации отдельных деятельностей индивида, осуществляющих его общественные по своей природе отношения к миру, он обретает особое качество - становится личностью. Новый шаг анализа состоит в том, что если при рассмотрении деятельности в качестве центрального выступало понятие действия, то в анализе личности главным становится понятие иерархических связей деятельностей, иерархии их мотивов. Связи эти, однако, никоим образом не задаются личностью как неким внедеятельностным или наддеятельностным образованием; развитие, расширение круга деятельностей само приводит к связыванию их в «узлы», а отсюда и к образованию нового уровня сознания - сознания личности. Но к числу не до конца разработанных проблем, относится, в частности, проблема мотива - само это понятие осталось у Леонтьева внутренне несогласованным, хотя оно не было противоречивым.

Уже после выхода в свет «Деятельность. Сознание. Личность» А.Н. Леонтьевым были написаны две новые работы о деятельности. Первая - это доклад на Всесоюзном психологическом съезде от 27 июня 1977 г., опубликованный посмертно. Здесь акценты расставлены наиболее четко и, кстати, столь же четко намечены направления дальнейшего развития. Речь идет о проблеме дятельности и установки, о проблеме надситуативной активности, проблеме целеполагания, проблеме навыков. Основная идея всей публикации состоит в том, что «деятельность как единица реального человеческого бытия хотя и реализуется мозгом, но представляет собой процесс, необходимо включающий в себя экстрацеребральные звенья, которые являются решающими. Вторая работа является одной из самых последних (начало 1978 г.), и она не была закончена. Это статья «О дальнейшем психологическом анализе деятельности» (рукопись). Здесь Леонтьев возвращается к проблеме деятельности и общения, резко противопоставляя свою позицию попыткам «раздвоить» жизнь человека на параллельно протекающие процессы деятельности и процессы общения: «…Не только отношения индивидов к предметному миру не существуют вне общения, но и само их общение порождается развитием этих отношений». Еще два направления работ Леонтьева в последние годы жизни особенно тесно связаны с проблемами личности. Обращение Алексея Николаевича к проблемам психологии искусства не случайно: трудно найти такую область человеческой деятельности, в которой человек как целостная личность реализовал бы себя более полно и всесторонне. Поэтому интерес А.Н. Леонтьева к искусству не угасал до самого последнего времени. К сожалению, он почти не оставил публикаций по психологии искусства, хотя часто и охотно выступал на эти темы.

Теория деятельности Леонтьева, также как и работы Выготского, привлекают к себе значительное внимание представителей культурной психологии и социокультурного подхода. Возможно, они сыграют свою роль и в этнопсихологии Кедров Б.М. Психология. Учебное пособие. - Москва: «Наука», 2001. С. 

studfiles.net

16. Общее понятие о деятельности. Структура и основные виды деятельности.

Деятельность— это активное взаимодействие человека со средой, в которой он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности.

Деятельность— внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью.

Психологическая структура деятельности:

1) Цель деятельности– это то, ради чего человек предпринимает определенные усилия или это идеальное представление будущего результата деятельности.

2) Мотивы деятельности– это внутреннее побуждение к активности, реализующее соответствующие потребности человека.

3) Средства деятельности– это то, пользуясь чем можно добиться определенного результата. Некоторое следствие деятельности носит предметный характер или психологический характер. Основным психологическим средством деятельности является речь.

4) Способ деятельности– это то, каким образом применяется соответствующее действие; операция, прием действия.

В В психологии выделяют следующие действия:

- сенсорные

- мыслительные (центральное мыслительное)

- моторные

- речевые и другие

5) Результат деятельности– это воплощенная в реальность цель деятельности. Результат всегда бывает двояким:

- внешним, отчуждаем от личности творца

- внутренним, который остается достоянием личности.

Виды деятельности:

1)игра.Связь игровой деятельности с энергетическим обменом организма объясняет возникновение побуждений к игре. Особенность игрового поведения — его целью является сама «деятельность», а не практические результаты, которые достигаются с ее помощью. У ребенка игра — форма реализации активности, т.е. она доставляет ему удовольствие;

2)учение.Научение, или освоение опыта — главный фактор развития ребенка. Деятельность направлена на усвоение определенной информации, форм поведения, но учение возможно только тогда, когда человек сам нацелен на усвоение определенных знаний, умений, навыков;

3)труд— деятельность, направленная на производство определенных общественно-полезных продуктов — материальных или идеальных. Трудовая деятельность человека — видовое поведение, которое обеспечивает его выживание, использование им сил и веществ природы.

17.Темперамент – биологический фундамент личности. Типы темперамента, учет их особенностей в учебной деятельности.

Темперамент- это психическое свойство личности, которое характеризуется динамикой протекания психических процессов. Это природная основа, биологическая данность.

САНГВИНИК – сильный, уравновешенный, подвижный тип темперамента, обычно находится в хорошем настроении, быстрое и эффективное мышление. Работоспособность высокая. Легко перестраивается на новые условия. Легко устанавливает контакты, общителен. Чувства быстро возникают и сменяются. Ярко выраженная мимика. При отсутствии серьёзных целей может вырабатываться поверхностность и непостоянство.

ХОЛЕРИК – сильный, неуравновешенный, с преобладанием процесса возбуждения тип. Легко заводится, конфликтный, но быстро отходит. Повышенная возбудимость, впечатлительность, эмоциональность. Может выглядесь самонадеянным и высокомерным. Может быть инициативным/энергичным, либо раздражительным/конфликтным. Проявляет высокую социальную активность и общительность.

ФЛЕГМАТИК – сильный, невозмутимый, уравновешенный, инертный тип. Не ярко выраженное проявление эмоций, чувств. Инертный. Ровен, не склонен к аффектам, редко выходит из себя. Вялость, лень, безучастность в поведении.

МЕЛАНХОЛИК – слабый тип. Стеснённость в движении, стеснительность, робость, колебания в принятии решений, осторожность. Не кричит. Среди меланхоликов очень много людей с творческими профессиями – актёров. У него присутствуют глубокие мысли, чувства, переживания. Сложно заводить новые знакомства.

В зависимости от особенностей темперамента люди различаются не конечным результатом действий, а способом достижения результатов. Перед сангвиником следует непрерывно ставить новые, по возможности интересные задачи, требующие от него сосредоточенности и напряжения. Необходимо постоянно включать его активную деятельность и систематически поощрять его усилия.

Флегматика нужно вовлечь в активную деятельность и заинтересовать. Он требует к себе систематического внимания. Его нельзя переключать с одной задачи на другую. В отношении меланхолика недопустимы не только резкость, грубость, но и просто повышенный тон, ирония. Он требует особого внимания, следует вовремя хвалить его за проявленные успехи, решительность и вол. Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая ее негативное действие. Меланхолик - самый чувствительный и ранимый тип с ним надо быть предельно мягким и доброжелательным.

studfiles.net

Психология деятельности Понятие «активность» Понятие и общая

Психология деятельности Понятие «активность» Понятие и общая характеристика Структура деятельности Виды деятельности Приемы деятельности

Понятие «активность» В психологическом словаре, выпущенном активность - всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром. А. Н. Леонтьев. Активность личности проявляется в избирательности, селективности отражения, через формирование личностных и функциональных критериев оценки информации, через механизмы уподобления и т. д. С. Л. Рубинштейн исследовал активность личности как проявление "субъективности" на основе известного принципа преломления внешнего через внутреннее

Понятие «активность» М. И. Лисина выделяет следующие формы активности человека: психическая активность, умственная активность, интеллектуальная активность, познавательная активность. А. М. Матюшкин выделяет два вида активности адаптивную (обеспечивают приспособление) продуктивную (составляют основу возникновения и становления различных психических новообразований, непосредственно не необходимых для адаптации)

1) Большом психологическом словаре деятельность понимается как активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности. 2) С. Л. Рубинштейн. Деятельность - процесс, посредством которого реализуется то или иное отношение человека к окружающему миру - к другим людям, к задачам, которые ставит перед ним жизнь. 3) А. Н. Леонтьев. Деятельность - не всякий процесс, а только такие процессы, которые, осуществляя то или иное отношение к миру, отвечают особой, соответствующей им потребности.

4) Деятельность – специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Т. о. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество. Впервые теорию деятельности или деятельностный подход предложил С. Л. Рубинштейном в 1934 году. В своем главном труде «Основы общей психологии» он высказал мысль о единстве сознания и внешнего поведения. Другое направление деятельностного подхода было создано А. Н. Леонтьевым в конце 30 -х – начале 40 -х годов, и содержит представления о структуре деятельности, ее компонентах и основных ступенях филогенетического развития. В труде «Проблемы развития психики»

Главные отличия деятельности человека от активности животных: 1) Деятельность человека носит продуктивный, творческий характер. Активность животных имеет потребительскую основу, которая ничего не производит и не создает. 2) Деятельность человека связана с предметами материальной и духовной культуры которые используются им или в качестве инструментов, или в качестве предметов удовлетворения потребностей, или в качестве средств собственного развития. Для животных человеческие орудия и средства удовлетворения потребностей не существуют как таковые. 3) Деятельность человека преобразует его самого, его способности, потребности, условия жизни. Активность животных практически ничего не меняет в них самих. 4) Человеческая деятельность в ее разнообразных формах есть продукт истории. Активность животных выступает как результат их биологической эволюции. 5) Предметная деятельность людей с рождения им не дана. Такую деятельность необходимо формировать и развивать в обучении и воспитании. Активность животных изначально задана, генетически обусловлена.

Психологическая структура деятельности - целостное единство психических компонентов и их всесторонних связей, которые побуждают, программируют, регулируют и реализуют деятельность (В. Д. Шадриков). Подходы к определению структуры деятельности 1) Классическая структура: цель, средство, результат. 2) Исходные компоненты структуры деятельности – мотивы, потребности (источники активности человека), цель, задача, действия, операции, контроль, оценка.

Более детально: Мотив – внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека. Мотивы человеческой деятельности могут быть различными: органическими, материальными, социальными, духовными. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется. Потребность – состояние нужды организма, индивида, личности в чем – то необходимом для нормального существования. Цель - это образ желаемого результата, который должен быть достигнут в ходе выполнения действия. Цель - это осознанный образ результата, который удерживается в сознании до тех пор, пока осуществляется действие. Отсюда цель можно определить как осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека.

Задача - цель, данная в определенных условиях. Каждое действие следует рассматривать как решение этой задачи. Действие – часть деятельности, которая имеет вполне самостоятельную, осознанную человеком цель (В структуре познавательной деятельности можно назвать получение книги, ее чтение). Таким образом, действие включает в себя акт сознания в виде постановки и удержания цели. Каждое действие состоит из системы движений, или операций. Действия человека предметны. Они реализуют биологические, социально-производственные и культурные цели. Операция – способ осуществления действия. Сколько существует различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций. Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности (Е. Климов).

4) В схеме С. Л. Рубинштейна присутствуют: мотив, цель, средство, социальная ситуация, результат, оценка; 5) В схеме В. В. Давыдова — потребность, мотив, задача, способ действия. 6) Схема В. Д. Шадрикова кольцевая: мотив, цель, программа, информационная основа, принятие решения, профессионально важные качества. 7) В схеме Г. В. Суходольского: потребность, направленность, мотив, цель, результат, оценка.

Виды деятельности 1) Первая классификация видов деятельности в отечественной психологии была предложена С. Л. Рубинштейном. Он выделил три вида деятельности: игру, учение, труд. 2) Б. Г. Ананьев предложил свою, по его мнению, более психологичную классификацию деятельностей, в которую вошли труд, познание и общение. 3) Третья классификация видов деятельности предложена М. С. Коганом. Опираясь, прежде всего, на психологическое содержание субъектно-объектных отношений, автор выделяет 4 вида деятельностей: преобразовательную, познавательную, ценностно-ориентационную и коммуникативную.

Общение – вид деятельности, направленный на обмен информацией между общающимися людьми. При общении люди находятся в прямых контактах друг с другом, знают и видят друга, прямо обмениваются вербальной или невербальной информацией (непосредственное общение). Игра рассматривается С. Л. Рубинштейном как первичная форма включения человека в социум, как средство его развития и подготовки к учению, а в дальнейшем – и к труду. Игра – дитя труда, отмечает С. Л. Рубинштейн. Игра – вид деятельности, результатом которого не становится производство какого – либо материального продукта или идеального (кроме конструирования) продукта. Игры носят характер развлечения, преследуют цель получения отдыха. Существуют различные типы игр: Индивидуальные – род деятельности, когда игрой занят только один человек. Групповые – включают несколько индивидов Предметные игры – включение в игровую деятельность каких либо предметов. Сюжетные игры – разворачиваются по определенному сценарию. Ролевые игры – поведение ребенка ограничено определенной ролью, которую в игре он берет на себя.

Труд – создание предметов материальной и духовной культуры, построение общества. Трудовая деятельность – это форма деятельности, направленная на производство определенных общественно полезных продуктов (ценностей), удовлетворяющих материальные и духовные потребности человека. С трудом связано создание и совершенствование орудий труда, которые приводят к повышению производительности труда, развитию науки, промышленного производства, технического и художественного творчества. Учебная деятельность (учение)– это форма деятельности, в которой действия человека управляются сознательной целью освоения определенных ЗУН. Учение организованно, и осуществляется в специальных образовательных учреждениях. Это средство психологического развития индивида.

Приемы деятельности Навыки, привычки и умения 1. Навыки – автоматизированное действие, сформированное путем многократного повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Виды навыков: - перцептивные – это автоматизированное чувственное отражение свойств и характеристик хорошо знакомого, неоднократно воспринимавшегося ранее предмета. - интеллектуальные – автоматизированный прием, способ решения встречавшейся ранее задачи, достижения цели. - двигательные – автоматизированное воздействие на внешний объект с помощью движения с целью его преобразования, неоднократно осуществлявшееся ранее.

В формировании навыка выделяют три основных этапа: аналитический, синтетический и этап автоматизации.

2. Привычки – это автоматизированное действие, выполнение которого стало потребностью личности. Привычки фиксируют потребность сделать что-то. Невозможность совершать привычные действия вызывает неудовлетворенность, отрицательные эмоции. Привычки – непродуктивный элемент деятельности. Пути формирования привычек: через подражание; в результате многократного повторения действия; через сознательные целенаправленные усилия, например путем положительного подкрепления желаемого поведения через материальный предмет, словесную оценку или эмоциональный образ. 3. Навык и привычка тесно связаны с умением. Умения — это способы успешного выполнения действия, соответствующие целям и условиям деятельности. Умения всегда опираются на знания. Умение – основа мастерства.

present5.com

15. Понятие деятельности. Структура деятельности.

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же генотипически обусловленные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями, он построил современное общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру и в конечном счете преобразовал самого себя. Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической природы людей.

Всякая деятельность имеет определенную структуру. В ней обычно выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности.

Действием называют часть деятельности, имеющею вполне, осознанную человеческом цель. Например, действием, включенным в структуру познавательной деятельности, можно назвать получение книги, ее чтение; действиями, входящими в состав трудовой деятельности, можно считать знакомство с задачей, поиск необходимых инструментов и материалов, разработку проекта, технологии изготовления предмета и т.п.; действиями, связанными с творчеством, являются формулировка замысла, поэтапная его реализация в продукте творческой работы.

Операцией именуют способ осуществления действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций. Характер операций зависит от условия выполнения действия, от имеющихся у человека умений и навыков, от наличия инструментов и средств осуществления действия. Разные люди, к примеру, запоминают информацию и пишут по-разному. Это значит, что действие по написанию текста или запоминанию материала они осуществляют при помощи различных операций. Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности.

16. Основные виды деятельности, их характеристика.

Различают три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути вида деятельности: игру, учение и труд. Они различаются по конечным результатам (продукту деятельности), по организации, по особенностям мотивации.

Игра не создает общественно значимого продукта. В игре начинается формирование человека как субъекта деятельности, и в этом ее огромное, непреходящее значение. Обучение является непосредственной подготовкой личности к труду, развивает ее умственно, физически, эстетически и лишь на конечном этапе освоения профессии связано с созданием материальных и культурных ценностей.

В психическом развитии ребенка игра выступает прежде всего как средство овладения миром взрослых. В ней на достигнутом ребенком уровне психического развития происходит освоение объективного мира взрослых. Игровая ситуация включает в себя замещения (вместо людей — кукла) , упрощения (обыгрывается, например, внешняя сторона приема гостей). В игре, таким образом, огрубленно имитируется действительность, что позволяет ребенку впервые самому стать субъектом деятельности.

Учение — это процесс систематического овладения знаниями, навыками, умениями, необходимыми в конечном счете для выполнения трудовой деятельности, для воспитания гражданской зрелости. В учебной деятельности участвуют непременно два лица: учитель и учащийся. Но это не просто передача знаний от одного к другому. Это прежде всего процесс активного овладения знаниями, умениями и навыками под руководством учителя. Учение должно быть развивающим. Сообщая учащимся знания, преподаватель учит их мыслить и наблюдать, выражать понятое в речи. Ученик овладевает не только знаниями, но и способом самостоятельно мыслить, добывать знания. Хорошо организованное обучение носит воспитывающий характер. В процессе обучения формируется личность ученика: ее направленность, волевые черты характера, способность и т. д.

Труд — деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные или духовные потребности людей. В трудовой деятельности раскрываются, по словам Маркса, “человеческие сущностные силы”. Участвуя в создании продуктов труда, человек вступает в существующую систему производственных отношений, у него формируются отношение к трудовой деятельности, мотивы труда.

studfiles.net

Структура деятельности в психологии. Основные понятия структуры деятельности в психологии.


Понятие и структура деятельности в психологии.

Человек в повседневной жизни проявляет немалую активность, являясь созидателем и творцом, независимо от его вида деятельности. Не проявляя активность, невозможно приобрести все богатство духовной жизни. С помощью деятельности раскрываются глубины чувств и ума, силы воли и воображения, черт характера и воображения. Понятие деятельности в психологии раскрывает социальную категорию, раскрывающую познание и закономерности окружающей природы. Человек, выступая в качестве личности, должен ставить цели и осознавать мотивы для побуждения к активности. Принцип единства деятельности и сознания объединяет ряд осознанных теоретических положений. Сознание содержит объекты и стороны любой познаваемой деятельности. Таким образом, получается, что структура и содержание самого сознания напрямую взаимосвязаны с деятельностью. Каждый вид деятельности несомненно связан с активными движениями, являющимися физиологической функцией живых организмов. Одними из наиболее ранних проявляются двигательная и моторная функции.

Физиологическая основа позволяет делить все движения на две группы: врожденные и приобретенные, поскольку часть движений мы приобретаем с рождения, а часть – при получении жизненного опыта. Умственная деятельность начинает развиваться с младенческого возраста, поскольку человек, перед желанием что-либо сделать, продумывает действия, планирует и зачастую оперирует речевыми символами и образами. Отсюда ясно, что внешняя деятельность зависит от умственной деятельности и контролируется внутренним планом действий, т.к. все проявления волевых действий обдумываются относительно целей и последующих возможных результатах. Понятие деятельности в психологии составляет совокупность всех действий, которые объединены одной общей целью и которые выполняют конкретную общественную функцию.

Основные виды деятельности в психологии.

На протяжении всего жизненного пути мы сталкиваемся с тремя генетически заменяющимися и сосуществующими вместе видами деятельности. К ним относятся игра, труд и учение. Несомненно, они имеют различные конечные результаты (т.е. продукты данной деятельности), структуру и особенности мотивации. Игра помогает ребенку овладеть и понять взрослый мир, освоить объективный мир взрослых. Имитируя деятельность, ребенок сам становится субъектом деятельности. Главным достоинством является свобода и нерегламентированность, поскольку ребенок сам вправе решать когда и в какие игры ему играть. Учение и труд имеют обязательную организационную форму, поскольку начинаются в строго установленное время, имеют конкретный план действий и производят определенные продукты труда. Различные виды деятельности имеют различную мотивацию. Так, например, мотивом игры признано удовольствие, получаемое от процесса самой игры. В качестве мотива труда и учения признается чувство ответственности и долга, а также интерес занятия данным видом деятельности. Очень важно выработать в себе привычку трудиться.

Рассмотрим их более подробно данные виды деятельности:

  • Труд – является одним из главнейших видов деятельности. Психологическая структура деятельности данного вида направлена непосредственно на создание продукта, имеющего огромное значение для общественности. Труд – это процесс, позволяющий человеку создавать духовные и моральные ценности общества. Как правило, трудовая деятельность направлена на производство полезного обществу продукта, способного удовлетворить духовные или материальные потребности для всего человечества. Она позволяет раскрыть сущностные человеческие силы, поскольку человек принимает непосредственное участие, вступая в производственные отношения. Такое проявление труда позволяет сформировать собственное отношение к трудовой деятельности и мотивам труда, раскрыть собственную личность в труде и т.д. Мотивы труда находятся в прямой зависимости от требуемых трудовых задач, реализация которых приводит к благополучию и удовлетворению собственных потребностей. Процесс реализации трудовой деятельности зависит от безграничного ряда факторов, влияющих на проявление желания трудиться и качественно работать.
  • Игра – вид деятельности, не создающий продуктов общественной значимости. Психологическая структура деятельности данного вида направлена на формирование личности как субъекта деятельности. Как вид деятельности, игра анализируется с целью изучения ее природы. Развитие детских игр способствует этапам развития всего человеческого общества. Проведение научного анализа показало, что игра позволяет ребенку получить отражение взрослого мира и следовать по пути познания окружающего нас мира. С возрастом игры меняются, из функциональных игр дети переходят к конструктивным, постепенно познавая все более сложные ступени своего развития. Сюжетно-ролевая коллективная игра позволяет значительно расширить круг общения каждого ребенка, принимающего непосредственное участие в игре.
  • Учение – психологическая структура деятельности данного вида заключается в подготовке личности к трудовой деятельности. На данном этапе происходит окончательное формирование и развитие умственных и физических способностей человека, освоение профессии, формируются культурные и материальные ценности. Процесс учения позволяет овладевать навыками, знаниями и умениями, которые необходимы для выполнения конкретной трудовой деятельности и воспитания в конечном счете. Он помогает сформировать личность ребенка, его волевые черты характера, направленность, способности и т.д. Особо важным этапом в жизни каждого из нас является поступление в школу, которое меняет взгляды на жизнь, сверстников. У школьников меняется режим дня, появляется множество обязанностей, которые необходимо выполнять вовремя. В последствии учение готовит нас к профессиональной трудовой деятельности для удовлетворения наших духовных и материальных потребностей.

БЕСПЛАТНО: запросить план своей работы перейти

www.edu-psycho.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *